Археологические памятники Древнего Египта. Археология древнего египта
Самые поразительные артефакты, найденные археологами в Египте
Египетские пирамиды — одно из чудес света, тысячетлетиями завораживающее человечество своей загадочностью. Сколько тайн хранят громады пирамид и невозмутимое лицо сфинкса! Да и вся египетская история полна загадок, и порой находки, которые делают ученые в древней Гизе, рядом с пирамидами, да и на всей бывшей территории Древнего Египта, больше ставят вопросы, нежели дают ответы на них.
Сцена Рождества
В 205 году в Сахаре итальянский археолог обнаружил странные наскальные рисунки. Он молчал о них 11 лет, не зная, как истолковать, и только в 2016 году объявил, что на рисунках — известная всем христианам сцена рождества с хлевом и младенцем в яслях. Вот только возраст наскальной фрески — не меньше 5000 лет, то есть, она была сделана за три тысячелетия до рождения Христа. Что, в таком случае, изображает наскальный рисунок? Загадка.
Останки кита возрастом 40 миллионов лет
В 1902 году в пустынной местности Вади-аль-Хитан археологи обнаружили хорошо сохранившиеся останки древнего предка кита — базилозавра, жившего здесь 40 миллионов лет назад. Животное либо было беременным, либо накануне смерти съело собрата, поскольку у него в животе располагался еще один базилозавр. С тех пор в той же местности обнаружили еще 9 скелетов базилозавров, в том числе — единственный полный нетронутый скелет из известных на сегодня ученым. Эту местность давно прозвали «долиной китов», что звучит крайне загадочно, учитывая, что сегодня это — голая пустыня.
«Черные ящики инопланетян»
Одна из самых странных и недавних находок, обнаруженных рядом с пирамидами, к югу от Гизы — 24 пустых черных ящика из гранита, весящих более 100 тонн каждый. Ученые были шокированы филигранностью работы по твердому камню и до сих пор остаются в неведении по поводу предназначения этих ящиков, сделанных более 3000 лет назад. Некоторые даже утверждают, что ящики не изготовлены древними египтянами, а оставлены на Земле таинственными гостями со звезд.
Старейший скелет гиганта
Тело древнеегипетского фараона Са-Нахта считается самыми древними из известных останков гигантского человека. Его рост достигал 1,90 сантиметров — небывало для древних людей! По мнению ученых, изучивших скелет Са-Нахта, это был первый из известных на сегодня науке случаев истинного гигантизма на Земле.
Секретный вход в пирамиды
Египтянин по имани Наджи обнаружил секретный ход под подвалом своего дома. Как оказалось, ход вел в одну из великих пирамид Гизы. Копая на собственном огороде, 33-летний житель деревни Аль-Харамея обнаружил выложенный каменными плитами туннель, ведший прямо в пирамиду Хуфу (Хеопса). Археологи полагают, что в древности этот ход вел в тайный храм на берегу Нила, однако им еще предстоит долгая работа по поиску истинного предназначения этого древнего туннеля.
Мумифицированный зародыш
Самая юная мумия была обнаружена британскими археологами в 1907 году. Нерожденный человеческий зародыш был положен в миниатюрный гроб. Его возраст, по прикидкам ученых, составлял 16-18 недель. Предполагается, что он погиб в результате выкидыша у матери. «Тщательность, с которой был похоронен зародыш, демонстрирует великое уважение егшиптян к таинству человеческой жизни», — говорит Джули Доусон, заведующая хранением в британском музее Фитцуильяма.
Космические украшения
Украшения, обнаруженные в 1911 году в гробнице в деревне Эль-Герзе, возраст которой оценивается в 5000 лет, считаются самыми старыми на Земле. Бусины были сделаны из космического железа, принесенного на Землю метеоритами, почти за 2000 лет до железного века, и соединены в одно ожерелье с кусочками золота и драгоценных камней. Но для науки железные бусины — самые драгоценные. Наличие кобальта и германия подтверждает их космическое происхождение, а возраст наводит на мысль о том, что, быть может, обрабатывали их вовсе не на Земле — ведь кузнечного дела тогда еще не существовало.
Мумии крокодилят
Одной из интереснейших находок стали мумии 47 юных крокодильчиков. По предположению ученых, они стали жертвами богу-крокодилу Себеку. Некоторые египтологи даже полагают, что египтяне специально выращивали крокодилят для жертв Себеку, речному богу, хотя пойманные взрослые крокодилы служили для них предметом поклонения.
Книга заклинаний
В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, возраст которой насчитывал 1300 лет. Она была написана в VII-VIII веке на коптском языке. Книга еще не полностью расшифрована, но ученые уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия. Ученые назвали ее «Египетским справочником колдовских сил». Они полагают, что в не расшифрованной пока части книги хранится еще больше тайн, которые раскроют правду о верованиях прошлого.
Подводный город
Гераклион (по-египетски — Тонис) был крупным торговым городом древности. По преданию, его основал Александр Македонский, именно здесь была коронована Клеопатра. Долгие годы он считался стертым с лица Земли. Некоторые ученые и вовсе считали его мифическим, как когда-то Трою. Однако археологам удалось обнаружить его в море, недалеко от устья Нила, на 50-метровой глубине. Гераклион был обнаружен совсем недавно, в 2000 году, и с тех пор его неисчислимые сокровища открывают перед археологами все новые тайны истории.
Пивоварни для богов
Древние египтяне любили выпить и даже проводили специальные «Праздники пьянства». Были у них и специальные пивоварни, посвященные богам. Об этом узнали, когда недавно археологи нашли гробницу 3000-летнего возраста, надпись на которой гласила, что в ней похоронен «главный пивовар бога мертвых». Египтологи подтверждают: алкоголь в Древнем Египте играл важную роль и как средство увеселения для людей, и как подношение богам. А пиво было одновременно самым популярным и самым доступным видом выпивки.
Шесть доисторических видов летучих мышей
В 2008 году во время раскопок в окрестностях Каира, изучая окаменевшие останки, археологи обнаружили скелеты шести доисторических видов летучих мышей. Самым поразительным оказалось то, что все они были не вымершими, а родственными ныне существующим видам. Это заставило ученых серьезно задуматься над происхождением современных летучих мышей: раньше считалось, что они впервые появились в Европе, но теперь оказалось, что, возможно, они родом из Северной Африки.
Тайный город под пирамидами
Настоящий подземный лабиринт из 1500 помещений был обнаружен под Гизой в 2008 году. Египетские власти пытались отрицать его существование, но ученые все же вынесли правду в мир. Вот только каким было предназначение этого подземного города? Ученые пока знают об этом не больше, чем политики.
Лодки Абидоса
Лодки Абидоса предназначались для перевозки фараонов в загробный мир. Их нашли в песках Египта, их возраст оценивается в 3000 лет. Всего археологи нашли 14 лодок, длина которых — от 18 до 25 метров. На каждой умещалось по 30 гребцов. Этот гигантский флот до сих пор поражает историков мощью и совершенством: до обнаружения лодок Абидоса они считали египтян гораздо менее искусными в кораблестроении.
klikabol.com
Древний Египет | Archaeology | FANDOM powered by Wikia
Дре́вний Еги́пет – одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Относится Египет к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования.
Название страны – «Египет» произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее - «чернозём», - в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки называли номами. Области, как правило, назывались по имени их центрального города.
Более 90% территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
Специфика большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый – камень), - ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых, к тому же, усиливалась влиянием климата нильской долины). Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Важнейшие памятники:
Палермский камень. Это своеобразная летопись царей Египта эпох Раннединастического периода и Старого царства.
Розеттский камень. Для реконструкции истории Древнего Египта он не сильно информативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря нему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет древнеегипетских иероглифов.
Анналы Тутмоса III – описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
Амарнский архив – архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце 19 века близ местечка эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего – позднего 18 царского дома.
«Тексты Пирамид» - древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты Пирамид – это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5 – 6 царских домов.
«Тексты Саркофагов» - это надписи на древнеегипетских гробах
(а не саркофагах – просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин – «Тексты Ковчегов»). Имеют эти надписи генетическое родство с Текстами пирамид, вероятно, что они произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
«Книга мёртвых» - генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых – это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался
вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале – середине 19 века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое – «Книга выхода в день» (или, что ещё лучше – «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина – это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра – источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
Палетка Нармера – каменная стела из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера – объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта – были две независимых страны. Именно Нармер (ещё одно его имя – Мин) объединил Египет, и первым надел корону Объединённого Египта, а палетка эта, как раз, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения Египетской земли.
Папирус Весткар - ныне – папирус Британского музея (инв. номер – 3033), назван же он так в честь первого его обладателя – мадам Весткар. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман,
которому и был подарен сей манускрипт. Написан (вернее: переписан, а создание записанного в нём многие египтологи удревняют до тысячи лет) этот папирус был в эпоху гиксосского владычества, а содержит он сразу несколько прекраснейших литературных произведений Среднего царства – «Сказки сыновей Хуфу».
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии – прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология – городская, подводная.
Рекомендуемые книги начинающему египтоману Править
Существует бесконечное море литературы, посвящённой Древнего Египту, но многие книги не согласуются с официальной доктриной египтологии. В данном списке даётся перечень некоторых книг, в которых отражается генеральная линия египтологии. С их прочтения можно начать углубленное постижение азов Древнеегипетской цивилизации.
Источники Править
Богословский Е.С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2
Источниковедение истории Древнего Востока. — М., 1984.
Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.
Коростовцев М.А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. – М., 1960.
Лирика древнего Египта. – М., 1965.
Максимов Е.Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. – М., 1967.
Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. / Пер. М. А. Коростовцева. — М., 1978.
Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А). // ВДИ. 1948. 4.
Савельева Т.Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. – М., 1967.
Сказки и повести Древнего Египта. / Пер. и комм. И.Г. Лившица. – СПб., 2004. ISBN 5-02-026987-5
Сказки Древнего Египта. / Сост. Беловой Г. А., Шерковой Т. А. — М., 1998.
Струве В.В. Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего царства. – М.; Л., 1935.
Хрестоматия по истории Древнего мира. / Под ред. В.В. Струве. – М., 1951.
История Править
Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. — М., 1915.
Древние цивилизации. — М., 1989.
Древний Египет. Энциклопедия. Под ред. В.В. Солкина. - М., 2005.
Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.
Масперо Г. Египет. — М., 1915.
Перепелкин Ю. Я. Древний Египет. – СПб., 2000. ISBN 5-89740-011-3
Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. II. — Л., 1935.
Религия Править
Антес Р. Мифология в древнем Египте. // Мифология древнего мира. — М., 1977.
Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — М., 1999.
Белякова О. В. Богиня Нэйт — покровительница фараона. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1983. 2.
Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя». // Ж.-Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. — М., 1979.
Большаков А. О. Представления о двойнике в Египте Старого царства. // ВДИ. 1987. 2
Большаков А. О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте. // Мероэ 5. — М., 1999.
Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. - М., 2001.
Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006.
Более подробные статьи Править
На английском языке:
ru.archaeology.wikia.com
Археологические памятники Древнего Египта — реферат
Изображения богов в египетской скульптуре играют второстепенную роль. Скрываясь в мрачных святилищах, куда допускались только фараон и жрецы, фигуры богов, если они имели человеческий облик, изображались в нильской ладье. В других частях храма изваяния божеств являлись не предметами поклонения, а обетными приношениями. Хотя божества, покровители отдельных областей и городов Египта, имевшие чисто земной характер (остаток древнего фетишизма), впоследствии нередко сливались со светлыми богами-небожителями жреческой религии. Однако эти божества, несмотря на небесный свет, их озарявший, не могли сбросить с себя земной оболочки.
Египетский народ почти всегда представлял себе богов в образах священных животных. Скульпторы же в большинстве случаев ограничивались приделыванием к божеским статуям голов священных животных. При этом, само собой разумеется, изображениям богов не только не придавалось облагороженных человеческих черт, но и создавались новые существа. Гораздо реже производили египтяне такие статуи полулюдей-полузверей, в которых к туловищу животного приставлена человеческая голова.
Главные образчики подобных изваяний – сфинксы с туловищем льва и головой человека, олицетворявшие собой божественное происхождение царской власти.
Египетские скульпторы достаточно хорошо знали строение человеческого тела. Жаркий климат Египта, заставляющий носить лишь самую лёгкую одежду, способствовал изучению обнажённой фигуры. Лучшие из древнеегипетских изображений человека в стоячем или сидячем положении почти не оставляют желать ничего большего, если вообще требовать от скульптуры передачи нагого тела, застывшего в неподвижности. Такое условное воспроизведение человеческих фигур может быть объяснено первоначальной ступенью развития искусства, выше которой не поднимался ни один народ до греков, лишь в начале V в. до н.э. ушедших далеко по пути художественного творчества.
Особым видом скульптуры были ушебти – статуэтки-«ответчики» 10-15 сантиметров высотой, отлитые из бронзы или фаянса в форме. Они работали за хозяина в раю, их должно было быть столько, сколько дней в году.
При 18-ой династии существовали статуи «в плаще». Они изображали человека, сидящего на земле и обхватившего руками колени, поверх которых был надет плащ.
Глава III.ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
В эпоху Нового царства повсеместно стали строиться храмы. Любой храм начинается с пристани на Ниле, от которой к храму идёт аллея сфинксов. Дальше у храма идут стены, обозначающие всю храмовую территорию. Перед входом стоят обелиски, облицованные позолоченной медью. Затем стоит пилон – две башни, усечённые высокие пирамиды. На пилонах располагаются флаги. За пилоном следует перистильный двор, затем ещё пилон, и за ним гипостильный зал. В стенах центрального нефа прорублены окна, и он хорошо освещён. Затем ещё один пилон и неосвещённая молельня за ним.
Один из самых известных храмов – храм царицы Хатшепсут (архитектор Сенмут), похожий на храм Ментухотепа I. Это храм из нескольких ярусов с пирамидой на вершине.
При Эхнатоне храмы превращаются в систему открытых дворов, нет закрытых помещений. В центре города Ахетатона находился главный храм и главный дворец, соединённые крытым переходом. В этом храме сам Эхнатон приносил жертвоприношения. По поверьям, именно туда и приходили души умерших.
При первых фараонах 19-ой династии организуется поход против стиля Эхнатона, уничтожается всё, что ещё осталось. Одновременно в Карнаке начинается строительство огромного гипостильного зала. Все стены и колонны покрыты рельефами и росписями. В Луксоре, соединённом с Карнаком аллеей сфинксов, также строят храмы с гипостильными залами. Однако, колонны изображены как бы в связке, что характерно только для храмов Луксора. При этой же династии появляется новый элемент заупокойных храмов – дворец при храме, где жил фараон, когда приезжал на строительство. Кроме того, появились колонны, отделяющие дворец от двора.
Сохранились два скальных храма в Абу-Симбели: Рамзеса II и Нефертари. Эти храмы целиком высечены в скале. При 20-ой династии храмы строятся по такому же плану (храм Рамзеса III в Мединей-Абу). Из-за того, что Египет много воюет, храмы носят и характер крепости: стены и ворота укреплены. В Позднее царство людей хоронят около храма, закапывая в песок, или в старых грабницах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).
Конечно, объём моей работы не дал полной информации обо всех памятниках этой древнейшей цивилизации, но я надеюсь, что хотя бы кратко смогла рассказать об её основных особенностях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд., стер. – СПб.:Лань, 2007. – 672 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).
Вёрман Карл. История искусства все времён и народов./ Вёрман К., -М.:АСТ, СПб.:Полигон, пер. с нем. А.И. Сомова, 2003, -942с.
С древних времён Египет привлекал путешествеников, учёных, археологов, историков, антикваров, простых людей всех возрастов и профессий. Греки времён египетской цивилизации удивлялись её памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а Жан Франсуа Шампольён в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта. В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.
«На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в 6-5 тыс. до н.э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу её разлива».1
В 3-4 тысячелетии до н.э Египет имел очень ограниченный контакт с другими цивилизациями. Во втором тысячелетии были прорыты новые каналы, произошли завоевательные походы египтян. Древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке сложилось в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).
Я выбрала данную тему, т.к. всегда интересовалась культурой Древнего Египта, которая отличается своей обособленностью и недостаточной изученностью. Целью моей работы было рассказать об археологических памятниках древнейшей в мире цивилизации, показать их особенности и отличия от памятников других цивилизаций. Данная тема кажется мне очень актуальной, т.к. и по сей день Египет остаётся загадкой и озадачивает многих археологов и исследователей.
Глава I.ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древен и загадочен мир великой цивилизации, проживавшей вдоль плодородных берегов реки Нил. Египтяне создали уникальную культуру, основанную на религии.
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.
По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.
1.1. МАСТАБА
Гробницы знати, так называемые “мастаба”, с художественной точки зрения любопытны не столько по своему внешнему виду, сколько по внутреннему устройству. Мастаба представляют снаружи как бы прямоугольный курган, образовавшийся сам собой от вырытой из могилы и усыпанной на гроб земли. Внутри мастаба особенно интересен жертвенный покой, или святилище, предназначенное для культа усопшего; входная дверь в этот покой находилась всегда в восточной стене, а напротив неё, в западной стене, с внутренней стороны помещалась так называемая дверь появления, обозначавшая собой вход в царство мёртвых, впоследствии превратившаяся просто в вертикально стоящую плиту (стелу). Слегка рельефные, иллюминированные изображения, украшавшие собой внутренние стены и дверь появления в этих усыпальницах, придают им большое художественно-историческое значение. Кроме того, благодаря им мы имеем возможность ближе ознакомиться с глиняно-деревянным зодчеством Древнего царства. Двери появления, или стелы многих гробниц этого периода, как, например, стела жертвенного покоя царя Манофера из 5-ой династии, находящаяся в Берлинском музее, или подобная её дверь, обнародованная Лепсиусом и находящаяся в музее Гизы, знакомят нас с двумя главными мотивами орнаментики всей последующей египетской архитектуры храмов: с круглым столбом, обвитым цветными полосами, служащим для вертикального окаймления пространств, и с желобчатым, разрисованным стилизованными листьями тростника фризом, которым обычно заканчиваются вверху стены и двери.
К мастабам затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабах, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.1
1.2. ПИРАМИДЫ
Пирамиды – наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Это усыпальницы египетских царей. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвящённые культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагромождённых в них друг на друга камней и своей стройной четырёхгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света.
Строительство царских гробниц имело большое значение для истории архитектуры. Их сооружению посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству пирамид придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. «Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя».1
Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.
«В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию, и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс.»1
Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.
Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н.э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого, астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница котрого – пирамида в Медуме – имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усечённую и имеющую более круглые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений. Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трёх царей 4-й династий: Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них – пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. «Немногие ещё сохранившиеся части её каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород».1
Глава II.ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ В СКУЛЬПТУРЕ
Перед храмами и внутри их ставились статуи царей, строителей и основателей этих зданий; нередко подобные статуи также представляли одно и то же лицу в нескольких видах.
student.zoomru.ru
новая Троя российских археологов. Интервью с археологом Галиной Беловой
Российская школа египтологии является одной из самых сильных в мире. В этом году российская экспедиция под руководством Галины Беловой обнаружила столицу Древнего Египта Мемфис. Известный российский египтолог, глава Центра египтологических исследований РАН Галина Белова рассказала корреспонденту Pravda. Ru об археологических раскопках в Египте.
Источник фото: Fotodom. ru/Rex Features
— Галина Александровна, все знают американский Мемфис, в котором родился Элвис Пресли, но вы нашли Мемфис в Египте. Что это за город такой загадочный?
— Мемфис — это одно из названий первой столицы объединенного Древнего Египта. Оно произошло от греческого топонима Менфе, который в свою очередь образовался от названия пирамиды Пиопи Первого — одного из первых и наиболее почитаемых египетских фараонов. Но ранее использовался другой топоним, который буквально переводился как "Белые стены". Это самый первый топоним, который был связан с египетской столицей.
Мы обнаружили фрагменты белой стены, окружавшей Мемфис в древности. Теперь мы можем с достоверностью локализовать первую египетскую столицу.
— Как вы определили место для своих раскопок?
— Локализацией "Белых стен" занималось большое число ученых. Но к однозначному решению они прийти не могли. Отрывочность письменных источников и нехватка археологических данных не позволяли им сделать определенные выводы относительно месторасположения древней столицы.
Мы выбрали место для своих раскопок целенаправленно. Предварительно пересмотрев и перечитав все доступные письменные источники, пришли к выводу, что древнейшая столица должна была находиться на самом высоком месте, на холме, который никогда не заливался водами Нила.
Логично предположить, что разумные египетские фараоны заложили столицу и разместили свои дворцы там, где им не угрожали разливы великой реки.
— Есть версия, что для строительства Мемфиса фараоны отвели русло Нила и на образовавшемся клочке суши заложили столицу.
— В чем-то вы правы. По словам Геродота, столица Египта была заложена легендарным царем Менесом и для того, чтобы ее построить, он отвел воды Нила, соорудив выше Мемфиса огромную плотину. В результате воды реки обходили город с востока.
Однако анализ античных текстов показывает, что воды Нила заливали все пойменное пространство. И даже в 50-х годах, когда еще не была построена Асуанская плотина, местность, на которой предположительно находился древний Мемфис (недалеко от Каира, рядом с современным поселением Мит-Рахиной), заливалась водами Нила, и оставалось всего несколько островов, которые река обходила.
Одним из них и является холм Ком Туман, на котором мы начали раскопки и обнаружили остатки стены древней египетской столицы.
Решение искать древний Мемфис именно на территории Ком Тумана мы приняли еще и потому, что прямо напротив расположенных на нем руин дворца фараона Априя, датированного саисским временем, находятся пирамида Джосера (ступенчатая пирамида в Саккаре) и захоронения додинастических вельмож. Это очень важный момент: египтяне всегда хоронили на западном берегу Нила, а города, в том числе столичные, отстраивали на восточном. Соответственно, дворец Априя маркирует то самое место, где могла быть древняя столица.
— Ваши раскопки древнего Мемфиса сравнивают с открытием Трои Шлиманом. Насколько оправданно такое сравнение?
— Сравнение оправданно, с одним "но" — у нас нет таких сокровищ, какие были у Шлимана в Трое. Установив местонахождение древней египетской столицы, мы внесли ясность во многие письменные источники. Теперь они могут читаться по-другому. Более того, это место связано и с иными постройками, историческими памятниками, которые теперь также можно локализовать, связав их с древней столицей Египта.
Например, в письменных источниках сказано, что храм богини Нейт стоял "севернее ее стены", то есть севернее стены Мемфиса. Теперь мы уже приблизительно знаем, где храм, скорее всего, располагался относительно нашей находки.
Таким образом, наше открытие помогает уточнить очень многие сведения и факты, содержащиеся в древних текстах, а также локализовать иные топонимы.
— Однако не все признают научную и историческую значимость вашего археологического открытия. Например, с его критикой выступили представители Высшей школы экономики. Конечно, было бы странно, если бы они промолчали, но тем не менее директор Центра африканских и азиатских исследований НИУ ВШЭ некий профессор Евгений Зеленов заявил, что египтология, оказывается, наука конвенциональная, то есть договорная, а потому требуется международная экспертиза, которая подтвердит подлинность вашей находки.
— Странные заявления. Я впервые слышу имя этого человека. Что касается утверждения, будто египтология -конвенциональная наука, мне кажется, что это глупость, которая пусть остается на совести того, кто ее сказал. Многие люди считают себя большими специалистами во всех областях и берутся судить очень легко и просто о вещах, в которых они ровным счетом ничего не понимают.
Что касается необходимости международной экспертизы для открытия, сделанного нами, могу сказать, что в подобного рода заявлениях мне видится явное желание тех, кто их делает, под благовидным предлогом прокатиться за казенный счет в Египет. Требования подвергнуть результаты моей работы международной экспертизе по крайней мере смешны.
Заниматься раскопками в Египте хотели бы многие, но получают такую возможность единицы. Египетское министерство древностей предъявляет очень высокие профессиональные требования к тем, кто претендует на получение археологической концессии.
Вас допустят до раскопок только в том случае, если вы египтолог, доктор наук, занимаете ведущее положение в научном учреждении, если у вас за плечами не менее десяти лет стажа работы в Египте в археологических экспедициях, если за вас поручится какая-либо академическая организация и т. д. В общем, это очень трудно. Но только в Мемфисе экспедиция под моим руководством работает уже более десяти лет.
И еще один немаловажный момент. Наша археологическая экспедиция российская, однако мы привлекаем признанных иностранных ученых — узких специалистов в тех или иных областях археологии, например, по керамике.
В нашем научном коллективе работают археологи из Швейцарии, США, Австрии. Я уверена: если у них были бы сомнения в подлинности открытия фрагментов стен египетской столицы, то они уже прямо заявили бы об этом. У них нет никаких причин скрывать свои сомнения по поводу научной ценности результатов нашей работы. Поэтому я еще раз хочу посоветовать малосведущим в египтологии людям не комментировать то, в чем они не являются специалистами.
— Насколько мне известно, помимо Мемфиса, вы занимаетесь раскопками и на других площадках в Египте?
— Да, у нас несколько проектов. Две экспедиции мы уже закончили. В частности, у нас были очень интересные раскопки так называемого "царского тайника" в Луксоре. Это захороение было обнаружено еще в конце позапрошлого века, когда в "тайнике" были обнаружены мумии всех величайших фараонов Египта — Рамзеса II, Сети I и так далее. Тут же хранились вещи, сопровождавшие их в загробный мир.
В этой же гробнице была похоронена жреческая семья, которая отвечала в Фивах за сохранение тел и мумий. Но вся первоначальная документация о том, кто открыл это захоронение, спускался в него, занимался его исследованием, не сохранилась. Не было оставлено ни зарисовок этой гробницы, ни ее планов. Поэтому ее интерпретация вызывала трудности.
Еще в 98-м году мы начали расчищать эту гробницу, заваленную камнями. Мы сделали ее план, которого прежде не существовало, где указали все шахты, ответвления. Теперь внесена ясность, кому принадлежала гробница, как мумии фараонов попали в нее, какое значение захоронение имело для истории Египта.
После проведенных исследований мы узнали и то, как и почему жрецы пытались спасти и сохранить мумии царей, помечали саркофаги и пелены, в которые покойные были завернуты. Ведь для древних египтян сохранность человеческой плоти имело огромное значение, поскольку обеспечивала вечную жизнь.
В общем, мы стали первыми, кто по-настоящему исследовал этот замечательный памятник. Ведь, несмотря на то, что сокровища из него были извлечены раньше, сама гробница не была изучена. Правда, этот проект уже завершен.
Затем мы реализовывали проект по раскопкам Телль Ибрагим Авада в дельте Нила, где были обнаружены захоронения времени первых египетских династий, храм периода Среднего царства и остатки поселения. Это тоже чрезвычайно интересный памятник. Но работы там сейчас не ведутся по политическим причинам.
Мы также ведем раскопки в Фаюме, на древнем кладбище. Захоронения, которые мы там исследуем, представляют большую научную ценность. По сохранившимся захоронениям можно судить о том, как менялись религиозные представления местного населения.
Мы проводим и подводно-археологические исследования в Александрии, где изучаем древний порт, а в прошлом году нашли один из затонувших кораблей Наполеона. В этом году будем более подробно изучать и каталогизировать судно.
Мы также ведем раскопки в Луксоре, в гробнице периода XVIII-XIX династий. Она принадлежит чиновнику Чаи, который был приближенным сначала Рамзеса II, а потом Мернептаха, очень влиятельному человеку, игравшему огромную роль в общественной и политической жизни современного ему Египта.
— Хватает ли выделяемых средств на такие объемные работы?
— Да, до недавнего времени финансирование было налажено и выделяемых средств нам хватало. Однако в последнее время, к сожалению, взят курс на сокращение бюджетных субсидий. Кроме того, мы очень сильно зависим от текущего курса рубля. А в прошлом году он, как известно, заметно упал. Для нас это равносильно смерти.
— Вы ведете свои исследования в очень неспокойном регионе. Арабский мир сегодня охвачен социальными волнениями и революциями. Как политическая нестабильность сказывается на вашей работе?
— Конечно, политическая нестабильность сказывается и осложняет проведение научных исследований. Работать в Египте мы стали еще в 95-м году, задолго до того, как начались протесты. Тогда страна была стабильной, без видимых признаков социальных волнений. Потом, конечно, революционный "подъем" — назовем это так — очень плохо повлиял на условия, в которых нам пришлось жить и работать.
Многие древности и представляющие археологический интерес места Египта оказались под угрозой разорения и разграбления. Охранявшие их полицейские разбежались. И их можно понять — они испугались местного населения, которое могло их убить и сделать с ними все, что угодно.
Печально, что до сих пор порядок на памятниках не восстановлен. И сделать это, как мне представляется, очень трудно. Население, которое хлебнуло "свободы", не успокаивается. Брожения в египетском обществе все время происходят.
Тем не менее египетские власти прекрасно понимают, что порядок в сфере исследования памятников истории и культуры необходимо восстанавливать и поддерживать. И, как могут, это делают. Государство заинтересовано в привлечении иностранных специалистов и экспедиций для изучения египетских памятников, ведь это и престиж страны, и доходы бюджета, и рабочие места для местного населения, и спрос на услуги египетского малого бизнеса.
Простой пример: после того, как мы обнаружили "Белые стены", к нам на раскопки приезжал министр древностей, который, кстати, является крупным специалистом по сооружениям саисского времени. Он внимательно осмотрел памятник и обещал выделить дополнительную охрану, которая нам действительно необходима, поскольку его территорию постоянно нелегально посещают местные жители и перекапывают его в поисках сокровищ.
Министр древностей обещал огородить памятник стеной, потому что только это сможет остановить египтян. (Как ни странно, стены, сложенные из кирпича-сырца, они не разрушают.)
Это вселяет некоторую уверенность в том, что место наших раскопок все-таки удастся защитить от непрошенных гостей. Другие ограды и заборы абсолютно бесполезны. Мне известен случай, когда португальцы огородили свою археологическую концессию проволочным забором, рассчитывая, что это им поможет. Увы, через два дня от него не осталось даже следов. В общем, работать там очень непросто. Есть своя специфика, которую надо знать и которую приходится учитывать.
— Если места археологических раскопок в Египте постоянно разворовываются, значит, там существует "черный антикварный рынок", где все украденное продается?
— "Черный рынок", вероятно, существует. Сама я с ним не сталкивалась, но бесспорный факт заключается в том, что после революции многие исторические предметы, археологические находки просто исчезли из Египта. Можно предположить, что в конце концов они осели в частных коллекциях.
Например, наше хранилище, где находились очень интересные, ценные вещи, включая скульптурные изображения, было полностью разгромлено. Мы обнаружили там только битую керамику, а все другие находки, включая скульптурные изображения, исчезли.
— "Зачем идете в горы вы?…" — пел в свое время Высоцкий. Перефразируя классика, хочу у вас спросить, зачем вы занимаетесь египетскими древностями?
— Все в этом мире взаимосвязано. Я всю жизнь занимаюсь египтологией и могу совершенно определенно сказать вам, что нет ничего такого, что принципиально отличало бы нас от древних египтян, да и от прошлого в целом. Нельзя говорить, что прошлое нам не интересно, а интересно только настоящее. Так не бывает. Такое может заявить только абсолютный невежда.
Прошлое учит всему. На примерах из древней истории мы можем учиться политике, дипломатии. Рискну предположить, что, вероятно, нам удалось бы сегодня избежать многих политических и дипломатических ошибок, если бы мы лучше знали историю Древнего Египта.
История древнего мира нас учит многому, в том числе помогает восстановить забытые технологии, например, приемы обработки керамики, дерева, металла. В Мемфисе мы нашли большое количество ремесленных мастерских, благодаря которым узнаем, какими приемами пользовались египтяне при производстве предметов быта, искусства, оружия, орудий труда.
Кроме того, влияние, которое оказал Египет на нашу культуру и историю, гораздо больше и многообразнее, чем нам кажется. Связи между нами современными и древним Египтом гораздо более прочные, чем мы можем себе представить.
Мы ведем свою культурную идентичность от античной Греции. Но влияние на нее Египта огромно. Греки очень многое, например, в сфере математики, заимствовали у египтян. К примеру, Пифагор "одолжил" доказательство знаменитой теоремы, названной в его честь, из египетской математики.
Египет поддерживал очень тесные дипломатические, торговые связи с греческими колониями, которые располагались на территории современных Крыма и Кубани. И чем больше я изучаю Древний Египет, тем больше убеждаюсь, что в нашем образе жизни нет ничего, отличающего нас от древних египтян.
Поэтому сто раз был прав Черчилль, который говорил: "Я надеюсь, что размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего, что они позволят новому поколению исправить некоторые ошибки прошлых лет и тем самым дадут ему возможность управлять надвигающимися величественными событиями будущего в соответствии с нуждами и честью человечества".
Интервью к публикации подготовил и беседовал
Какие тайны хранит культура Египта?
www.pravda.ru
Технологии Древнего Египта - Запретная археология - Книги, статьи - Наследие Предковъ
Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства...
Технологии Древнего Египта Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства... В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта. Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах». На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей). Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера. Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа). Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси). Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно. В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства. На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза. Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем. Так кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие события происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старой из египетских пирамид? На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента. Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).
Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия. Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)». Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже). Щелкните на миниатюре для того, чтобы посмотреть увеличенное изображение Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий. Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления. В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей. На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке). Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения. Могли ли древние египтяне самостоятельно возвести свои гигантские пирамиды и дворцы? Люди, которые лишь читали об этих сооружениях, полагают: да. А вот те, кто бродил, например, по долине Гиза, сомневаются. И дело не в гигантских размерах построек, на которых трудились десятки тысяч рабов. Дело в неприметных иногда технологических нюансах. Которые необъяснимы. Российский исследователь Андрей Скляров, который неоднократно бывал в Египте, утверждает, что большинство местных памятников истории создано представителями древнейшей земной працивилизации. – Можно называть их атлантами, можно инопланетянами, можно как-то по– другому, но их следов их пребывания в Египте неимоверное количество. Даже странно, что египтологи раньше не обращали на это внимания. Хотя сейчас у меня создается впечатление, что современные египтяне о чем-то догадываются, но тщательно скрывают тайну. Подтвердение тому – загадочный Великий сфинкс. Классическая египтология утверждает, что он был построен во времена фараона Хеопса или его сына – примерно 2,5 тысячи лет до нашей эры. Утверждение строится на основании лишь того, что по своим «художественным особенностям» его можно отнести к той эпохе. Но еще полтора столетия назад в Гизе была найдена так называемая «Инвентарная стела», на которой удалось прочесть, что Хеопс повелел только отремонтировать поврежденную статую. Отремонтировать, а не возвести! Знаменитая «Инвентарная стела» с надписью о «реставрации» сфинкса. Когда эту запись прочли, стела была тут же упрятана в запасники Каирского музея, хотя до этого она была выставлена на всеобщее обозрение, а вместо нее поставили другую. В ответ на расспросы о той стеле смотрители музея только недоуменно пожимают плечами. Египтологи проводят время в спорах, как же рабочие ворочали многотонные каменные блоки, из которых сооружали пирамиды и храмы, строят версии, проводят эксперименты, – рассказывает Андрей Скляров. – Мы же пошли по другому пути: если имеются миллионы тонн камней, то надо разобраться, как их обрабатывали. Мы прошлись вдоль исторических памятников с одной целью: проанализировали методы и способы обработки материала, из которого они сооружены. Порой результаты оказывались удивительными! На снимке вверху представлена плита из черного базальта. В ней виден след от дисковой пилы, которая, как известно, работает на гидравлическом, пневматическом или электрическом приводе. Но у египтян не было ни первого, ни второго, ни третьего. Заметно и то, что при распиловке следом шло шлифование. Если, как считается, строители работали ручными медными пилами, то остались бы заметные царапины, а их нет. Аналогичную шлифовку оставляют только современные пилы с алмазным напылением, движущиеся с огромной скоростью. Это ворота храма в Карнаке. Хорошо виден пропил, сделанный чем-то вроде «пилы-болгарки». Видно, что пропил очень узкий и в конце уходит от вертикали – вильнула рука мастера с инструментом. Это фрагмент обелиска в Карнаке. Лежит в 10 метрах от туристической тропы. На нем видны отверстия диаметром 1 см, а глубиной около 10 см. Их делали, чтобы крепить к камню какие-то декоративные элементы: золотые или медные. Их в граните сверлили так же легко, как мы сверлим дырки дрелью в мягком дереве. Какое же сверло у древних египтян могло входить в гранит, как в масло? Это обелиск, лежащий около знаменитого жука-скарабея на берегу священного озера в Карнаке. Видна декоративная полоска шириной ровно 3 мм и глубиной ровно 1 см. Как гвоздем процарапали... В граните? Ювелиры сегодня, пожалуй, могли бы это повторить, но только с современными инструментами. Артефакт из южной Саккары, куда не пускают туристов. Очень показательный блок из черного базальта. Дальняя от нас часть торца у него отпилена: виден ровный след большой дисковой пилы. Гранитные камни с идеальным сверлением. Внутри отверстия видны риски, идущие по спирали. Растояние между рисками – 1 миллиметр. Значит за один оборот сверло проходило такое расстояние вглубь! Но блок сделан из красного гранита – одной из самых твердых пород на Земле. У нашей цивилизации и по сей день нет таких инструментов. Ворота в закрытой части Карнакского храма. На вехней гранитной плите сделано отверстие, как считается, для шарнира огромных ворот. Диаметр отверстия около 50 см. Скол камня позволяет рассмотреть его стенки – это идеальный цилиндр. Станки, способные вырезать такие отверстия, появились лишь 10 – 15 лет назад. Асуанские каменоломни. Шурфы, уходящие на несколько метров вглубь. Диаметр чуть больше ширины тела человека. Как такие ямы долбить? Разве что головой вниз... И таких шурфов множество. По версии египтологов, они предназначены, чтобы смотреть, как идут трещины в основном массиве. Но это совершенно бессмысленное занятие, потому что направление трещин можно определить и с пооверхности. Есть другая гипотеза: строители попросту брали пробы гранита. Допустим, но тогда ими использовался некий инструмент, который позволял не тратить на эти пробы много времени. Похоже, что працивилизация в этом случае демонстрирует нам, что работали они с гранитом, как с пенопластом... Ровный каменный пол разрушенного храма в южной Саккаре. Уложили камни разной толщины, а потом кто-то их идеально их выровнял, пройдясь сверху неким аппаратом. Очень похоже на то, как в наше время циклюют полы. Но это не дерево, а гранит! Слева виден не до конца счищенные блоки – остался выступ высотой около пяти сантиметров. Медумская пирамида. Удивительно, но в некоторых случаях строители выравнивали не только горизонтальную, но и наклонную кладку. А это невероятно сложная задача даже в наше время. Тут видно, что некоторые области выровнена уже после того, как сделана основная кладка. Видно, как шла фреза. Кто-то резал гранит совершенно спокойно, легко и изящно, на наклонной поверхности, под одним и тем же углом. Наконец, самая большая технологическая загадка Египта. Обломки саркофага в Дашуре. Внутренние углы в них вырезаны идеально прямыми. Наша цивилизация не умеет пока еще так обрабатывать камни! Вообще, это похоже на штамповку или литье. Но гранит мы ни лить, ни штамповать пока что не научились.
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
rodobozhie.ru
Египетские археологи обнаружили массовое захоронение времен Древнего Египта
Египетские археологи обнаружили массовое захоронение времен Древнего Египта. Более двух десятков мумий были найдены в одном из склепов во время раскопок в древнем городе Саккара, что к югу от Каира. Возраст захоронения оценивается по крайней мере в 2600 лет.
По словам главы Совета по делам древности Египта Захи Хаваcса, склеп, в котором были найдены мумии, расположен под землей на глубине около 10 метров. Всего в сравнительно небольшом помещении специалисты обнаружили 22 мумии, каждая из которых помещена в свою собственную нишу в стене склепа.
Восемь саркофагов были найдены археологами непосредственно в склепе прямо на полу, без каких-либо дополнительных углублений и ниш. Хавасс говорит, что пока из всех саркофагов ученые вскрыли лишь один и обнаружили там мумифицированные останки. "Скорее всего, во всех остальных мы тоже найдем мумии", - говорит он.
Специалисты отмечают, что пока все указывает на неприкосновенность захоронения на протяжении 2600 лет.
По данным предварительного анализа, захоронение было сделано примерно в 640 году до нашей эры в период 26-й Династии фараонов, которая была последней в истории Древнего Египта как независимого государства. После этого Египет подвергся атаке со стороны персов. Хавасс говорит, об одном необычном факте, касающимся захоронения: дело в том, что все захоронения в Саккаре, насколько известно нынешней науке, были прекращены примерно в 1000 году до нашей эры, первые саркофаги с мумиями здесь появились еще в 4300 году до нашей эры. Судя по всему, найденное захоронение было сделано почти спустя 400 лет после того, как Саккара уже перестала использоваться.
"Большинство саркофагов сохранились плохо, поэтому вскрыть их проблематично. Археологам лишь предстоит разгадать загадку того, кто здесь был захоронен, почему в захоронении так много мумий, а также почему спустя 400 лет было решено похоронить усопших на месте древнего погребения", - говорит Хавасс.
Археологические раскопки на месте Саккары ведутся уже 150 лет и до сих пор почти все находки здесь относились к периоду Древнего Царства, более поздние находки, относящиеся к Римскому периоду, очень редки. При этом, ученые говорят, что пока науке известно лишь о 30% захоронений Древнего Египта.