Соседи древних славян таблица. Соседи восточных славян. Кочевники и Византия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Таблица по истории «Соседи восточных славян». Соседи древних славян таблица


Соседи восточных славян

Разделы: История и обществознание

Тема урока: «Соседи восточных славян».

Цель: рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.

Задачи образовательные: с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Задачи воспитательные: формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе.

Задачи развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

План:

1. Проверка домашнего задания. 2. Финноугорские племена. 3. Балтийские народы. 4. Ираноязычные племена, скифы. 5. Тюркский и Аварский каганат. 6. Волжская Булгария и Византия.

Основные понятия: колонизация, городище, каган, ислам.

Оборудование: карта «Расселение восточных славян», карта «Русь в IX-X веках», подборка документов и письменных источников, фотографии.

Проблемный вопрос: Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (15 мин)

а) фронтальный опрос:

- С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? (Восточные славяне) - Кто такие праславяне? (Древние предки славян) - Когда и где проживали праславяне? (В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад) - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? (Балтославянская индоевропейская языковая группа) - Когда и на кого разделились балтославянские племена? (В V веке до н.э. на балтов и славян) - Какую территорию занимали славяне? (Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря) - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? (Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне)

б) работа с картой

- Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. (От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток)

- Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.

в) занятия славян, религия

В наше время возрождается интерес к жизни наших далеких предков. Посмотрите на фотографии, на которых ваши сверстники пытаются жить по законам предков в летнем молодежном лагере.

Ответьте на вопросы:

- Какие занятия, обычаи славян вы увидели? - Какие занятия славян не увидели? - Что указывает на религиозные верования славян? - Есть ли внешнее сходство этих молодых людей с предками?

г) Расскажите об управлении в славянском племени

Власть принадлежала родовому старейшине. В соседской общине (вервь) власть принадлежала вече, которое избирало старейшин. Военное ополчение собирали в случае военной надобности.

II. Изучение нового материала (20 мин)

Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)

Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:

Чтение документа № 1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке- там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».

Вопросы к документу:

- Назовите народы, перечисленные в документе? (Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)

Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.

Работаем с картой «Расселение славян», находим перечисленные народы.

На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена

Чтение документа № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

Народы

Слова, заимствованные русским языком

финны Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)
саамы Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)
карелы Пурга, нодья (лесной костер)
коми Нарта (1526 г.), пимы (валенки)

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)

Вопросы к документу:

- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов? - Чем они занимались?

а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.

- Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)

Чтение документа № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)

Вопросы к документу:

- Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? (Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение)

- Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? (У славян уже были вои названия – топор, соха, борона)

Вывод: Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Читаем документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки Лит: дегугцас, дегти-«гореть»
толока – работа общиной за угощение, взаимопомощь белорусы, поляки, русские, украинцы Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»
янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты Лит: гинтарас
баланда – жидкое кушанье (чаще плохое) белорусы, русские, украинцы Лит: баланда «лебеда»
кувшин – глиняный сосуд, с ручкой, носиком белорусы, русские Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).

Вопросы к документам:

- О каких контактах славян с балтами говорят источники?

а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. ( не Перун, а Перкунас, Перкунь). Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.

На юге соседями славян были ираноязычные племена. Прикрепляем на доску термин.

К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров.

На карте находим места проживания скифов.

Читаем документ № 5

Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».

Вопросы к документу:

- Чем занимались скифы? (Скотоводством, земледелием, ремеслом)

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов (бог, богатырь, хата, топор, собака).

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

- Как же сложилась судьба у соседних народов? Свои государства создали: Литва, Латвия, Эстония. Национальные образования на территории нашей страны имеет народность мордва. К малым народам России относятся: весь.(после 1918 г. Имеет официальное название – вепсы). Другие народы растворились в славянском населении (меря, мурома).

- Почему большинство народностей растворилось в славянском населении? (Славянские племена были более многочисленными и находились на более высоком уровне развития)

III. Самостоятельная работа с учебником. Читаем стр.16-18 (10 мин)

На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

На доску прикрепить термин.

Государства

Место расположения, время

Управление, религия

Основные занятия

Итог

Тюркский каганат

от Монголии до Р.Волга VI в.

каган

кочевники-ско- товоды, военные походы

распад середина VII в.

Аварский каганат

на территории современной Венгрии

каган, племенная верхушка

кочевники- скотоводы, набеги

VII в. поражение от Византии

Хазарский каганат

Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Приазовье, до Днепра

 

хан столица – Итиль

язычество, иудаизм

кочевники- скотоводы, набеги

VIII в. брали дань с восточных славян

Волжская Булгария

ханство (царство)

Среднее Поволжье

хан

ислам

земледелие, скотоводство

Xв.- зависимость от хазар

XII в.подчинили племена башкир

Византийская империя

Балканский п-ов, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет

Император (василевс)

земледелие, ремесло, торговля

могущественная империя

При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

IV. Подведение итогов

Домашнее задание. § 2, продолжить заполнение таблицы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сравнительная характеристика соседних Руси народов и стран

Линии сравнения

Авары

Хазары

Болгары

Византийцы

(называли себя ромеями)

Период

существования

VI—VIII вв.

VII—X вв.   

1 — VII—XI вв.

2 — VII—XII вв.

V—XV вв.

Государства

Аварский каганат

Хазарский каганат

1 — Дунайская Болгария

2 — Волжская Булгария

(по названию рек)

Византийская империя

(по названию области)

Местоположение

 Средний Дунай

Нижнее Поволжье

1 — Нижний Дунай

2 — Средняя Волга

Балканский полуостров

и Малая Азия

Занятия

Кочевое скотоводство

Кочевое скотоводство,

ремесло, торговля

Земледелие, ремесло,

торговля

Земледелие, ремесло,

торговля

Религия

Язычество

Иудаизм

1 — христианство

2 — ислам

Христианство

Отношения с

восточными славянами

Грабительские

набе­ги на славян

Обложили данью

племена полян, северян,

вятичей и радимичей

Торговля

Торговля, отражение

набегов славян

 

Навигация по записям

Zapolni-Probel » Дополнительные материалы по истории » Схемы и таблицы » Соседи восточных славян

www.zapolni-probel.ru

Восточные славяне и их соседи в VI – IX вв.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

 

Расселение и быт восточных славян.О расселении восточных славян рассказывает «Повесть временных лет», данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов, образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давашего название всему союзу (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, ильменские словене и др.).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной – подсечно-огневая. С VII – VIII вв. с распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до XIII в. Начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI – VIII вв. – последний этап родоплеменного строя у славян (период военной демократии). Высшим органом управления является народное собрание (вече), но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей (князей). Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплеменную. Добровольные подношения соплеменников превращаются позднее в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, зарождение городов и рост внешней торговли. Близ резиденций князей и языческих капищ, на торговых путях возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. города. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговые магистрали на восток и на запад, торговый путь «из варяг в греки». Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые «жили в лесу как звери» и сохраняли древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи (это означало, что человек уплывает в подземное царство), а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жен.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далекое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог (бог плодородия), Ярила (бог животворящих сил природы), Перун (бог грозы, войны и оружия), выдвинувшийся вперед в период военной демократии, Хорс (бог солнца), который вместе с Симарглом (богом почвы), пришел из мира иранских племен, и др. Был сильно развит культ предков (Род, Рожаница, Пращур), культ «берегынь», а также духов, олицетворяющих зло (упыри, оборотни). Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

 

Соседи славян.Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники cтепей.

Финно-угры (чудь, меря, весь, мурома и др.) – многочисленное, разбросанное по обширным территориям лесной зоны население – занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шел поток славянской колонизации, но конфликты случались редко, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция (смешивание) угро-финнов и славян.

Балты (латгалы, жмудь, ятвяги и др.) жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад – к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Еще в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В VI в. степь населили новые хозяева – авары, которых летопись называет «обрами». С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют «державой волынян».

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян – поляне, радимичи, вятичи – платили дань хазарам и освободились от нее лишь с образованием Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через нее шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII – VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Война, пиратство, торговля, наемная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути « из варяг в греки» они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тысячелетия н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V – VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие, который «ходил к Царю-городу». В VIII – IХ вв. славяно-варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии (Херсонес, Керчь, Сурож и др.). Один из крупнейших походов состоялся в 860 г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры, уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

 

 

Образование древнерусского государства

 

Формирование государственности у восточных славян.С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань.

В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор).

В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.

Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.

 

Варяги и Русь. Норманнская теория.В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен.

Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.

Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати.

Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.

 

Читайте также:

lektsia.com

Таблица по истории «Соседи восточных славян»

Соседи восточных славян

№ п\п

Название племени

 

    Емь

     

      Корела

       

        Водь

         

          Весь

           

            Чудь заволочская

             

              Черемисы (мари)

               

                Меря

                 

                  Мурома

                   

                    Мордва

                     

                      Мещера

                       

                        Печенеги

                         

                          Половцы

                           

                            Хазары

                             

                              Касоги

                               

                                Ясы

                                 

                                  Болгары

                                   

                                    Валахи

                                     

                                      Венгры

                                       

                                        Поляки

                                         

                                          Пруссы

                                           

                                            Аукштайты

                                             

                                              Ятвяги

                                               

                                                Жмудь

                                                 

                                                  Латы

                                                   

                                                    Ливы

                                                     

                                                      Жемайты

                                                       

                                                        Корсь

                                                         

                                                          Земигола

                                                           

                                                            Летьгола

                                                             

                                                              Эсты

                                                               

                                                                Варяги

                                                                 

                                                                  Сумь

                                                                   

                                                                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                                                  § 3. Восточные славяне и их соседи.

                                                                  О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

                                                                  Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

                                                                  Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

                                                                  Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

                                                                  Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

                                                                  Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

                                                                  В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

                                                                  Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".

                                                                  Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

                                                                  В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

                                                                  Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

                                                                  Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

                                                                  studfiles.net

                                                                  Соседи восточных славян. Кочевники и Византия

                                                                  ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                                  Д О К Л А Д

                                                                  НА ТЕМУ:

                                                                  «СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. КОЧЕВНИКИ И ВИЗАНТИЯ.»

                                                                  Выполнил: студент 14 группы 1 курса

                                                                  Отделения «Финансы и кредит»

                                                                  Галимов А.Р.

                                                                  Оренбург 2001 г.

                                                                  План.

                                                                  1. Введение………………………………………………….3

                                                                  2. Описание древних славян……………………………….4

                                                                  3. Борьба с аварами и хазарами……………………………5

                                                                  4. Союзы племён……………………………………………6

                                                                  5. Путь «из варяг в греки»………………………………….9

                                                                  6. Литература………………………………………………..11

                                                                  Введение.

                                                                  Восточнославянские племена лесостепи, удалённые от центра гуннской державы, располагавшейся за Карпатами, продолжали развивать своё хозяйство, совершенствовать быт. Они в укрытых природой местах – на приречных возвышенностях, на лесных полянах, в болотистых низинах, как и их предки – праславяне, отстраивали свои полуземлянки, облицованные в верхней части деревом, рубили деревянные дома с печками-каминами в углу, запахивали новые земли, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали в лесах мёд. Порой поселения славян этой поры состояли из десятков и сотен домов и тянулись вдоль берегов рек и озёр, укрытие подступающими лесами. Здесь на солнечных чернозёмах юга стал использоваться железный плуг, что позволяло эффективно обрабатывать почву и получать большие урожаи. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, горох, гречиху, лён, репу, лук, капусту. Из этих краёв зерно шло на экспорт в Римскую империю.

                                                                  Византийские авторы оставили в своих трудах немало сведений о своих северных соседях. Они описали, в частности, быт и нравы славян V-VII вв.

                                                                  Описание древних славян.

                                                                  «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужеземцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки:“Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая – это позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет. Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днем иночью и, так сказать, играют войной” .

                                                                  Борьба с аварами и хазарами.

                                                                  В серединеVI в. новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и в конце концов осела на территории современной Венгрии. Как и 200 лет назад, во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Славяне в течение VI – VII вв. вели с аварами постоянные войны.

                                                                  На исходе VII в. авары были разгромлены франками; с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы.

                                                                  Но на этом тяжкие испытания для славян не кончились. В середине VII в. Азия бросила в Поволжье, Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды – хазар, которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения; но оно не было похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южно-русских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата, чей центр сначала размещался на Северном Кавказе, а позднее переместился в устье Волги, где располагалась хазарская столица Итиль.

                                                                  Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

                                                                  Союзы племён.

                                                                  К тому времени, когда имя Русь стало применяться к восточным славянам, т.е. к VIII в., их жизнь претерпела существенные изменения.

                                                                  В «Повести временных лет» отмечается, что на кануне объединения большинства восточных племён под властью Киева здесь существовало по меньшей мере 15 крупных племенных союзов. В Среднем Поднепровье обитал мощный союз племён, объединенный именем «поляне», т.е. жители полей.

                                                                  Центром полянских земель издавна был город Киев. На севере от полян жили новгородские словене, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо-западу располагались древляне , т.е. жители лесов, главным городом которых был город Искоростень. Далее в лесной зоне на территории современной Беларуси сформировался племенной союз дряговичей , т.е. болотных жителей. На северо-востоке, в лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, жили вятичи , в землях которых главными городами были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины обитали кривичи , проникшие позднее земли словен и вятичей. Их главным городом стал Смоленск. В бассейне реки Западной Двины обитали полочане , получившие имя от речки Полоты, впадающей в Западную Двину, главным городом полочан позднее стал Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм, Сула и жившие к востоку от полян, прозвали северянами или обитателями северских земель; их главным городом со временем стал Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили радимичи . К западу от полян, в бассейне реки Буг, расселились волыняне и бужане ; между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы , граничившие с землями Болгарии.

                                                                  Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племён говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Восточно-Европейская равнина настойчиво перемешивала народы, соединяла их речными и озёрными путями, лесными дорогами. Так, в районе обитания новгородских словен рядом с вятичами и кривичами жили угро-финские племена: весь, корела, чудь, мурома, мордва. Ростов был поначалу главным поселением мери , а Белоозеро – веси. Муром являлся главным поселением угро-финского племени мурома, располагавшегося в то время в междуречье Волги и Оки, где также обитали мордва и черемисы .

                                                                  Сильные и многолюдные восточнославянские союзы племён подчиняли своему влиянию окрестные малочисленные народы, облагали их данью. Между ними происходили столкновения, но отношения в основном были мирными и добрососедскими. Против внешнего врага славяне и их соседи зачастую выступали единым фронтом.

                                                                  Собирая дань с окрестных племён, некоторые славяне сами находились в даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей. Так, поляне, северяне, радимичи, вятичи платили долгое время дань хазарам.

                                                                  К концу VIII – началу IX в. полянское ядро восточных славян освобождается от власти хазар.

                                                                  Путь «из варяг в греки».

                                                                  Ещё не став самостоятельным политическим целым, восточнославянские племенные союзы вели оживлённую торговлю со своими соседями. Именно в VIII – IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее столь важную роль в истории Руси.

                                                                  Этот путь шёл из Византии по Чёрному морю и Днепру, затем суда волоком перетаскивали из Днепра в реку Ловать, впадающую в озеро Ильмень, из него путь продолжался по реке Волхов, соединяющий Ильмень и Ладожское озеро, или, как его называли в древности, озеро Нево. Оттуда путники попадали в реку Неву, соединяющую Ладожское озеро с Финским заливом, а уж затем по Балтике, или, как его называли, Варяжскому морю, отправлялись в сторону Рима. Тут-то в землях варягов собственно и начался путь «из варяг в греки», т.е. из Южной Балтики к Константинополю. Рим был здесь лишь промежуточным пунктом.

                                                                  Все эти пути покрывали своеобразной сетью земли восточных славян, перекрещивались друг с другом и по существу накрепко привязывали восточнославянские земли к государствам Западной Европы, Балкан, Северного Причерноморья, Поволжья, Кавказа, и др.

                                                                  Восточные славяне отставали от западных стран – Франции, Англии. Византийская империя и Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей культурой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но восточные славяне шли вровень с землями чехов, поляков, скандинавов, значительно опережали ещё находившихся на кочевом уровне венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, лесных угро-финских жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью.

                                                                  Литература.

                                                                  1. В.О. Ключевский «Русская история» том I<1995>.

                                                                  2. Жукова Л.В. «История» <2000>.

                                                                  3. А.Н. Сахаров ; В.И. Буганов «История России» том I<1997>.

                                                                  4. Г.Л. Гуртова «История государства и права» <2000>.

                                                                  mirznanii.com

                                                                  § 2. Соседи восточных славян.

                                                                  Задание 1. Отметьте утверждения, не соответствующие исторической действительности.   1) Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.   2) Восточные славяне истребили все местные племена, проживающие в Восточ-ной Европе.   3) Славяне и местные племена оказывали взаимное влияние друг на друга.   4) Совместная жизнь с финно-уграми приводила к изменению внешнего облика славян.   5) Некоторые славянские языческие боги носили иранские и балтские имена. Примечание. Заселение происходило по большей части ассимиляцией с местным населением, его «обтеканием», ведь земли хватало. Хотя, некоторые культуры были, вероятно, уничтожены (тушемлинская). Помимо этого, финно-угорские племена были вытеснены или ассимилированы полностью, в чистом виде они сохранились только в Прибалтике, Финляндии, Карелии, куда вост. славяне не дошли и в районах Поволжья, куда славяне пришли поздно.

                                                                  Задание 2. Заполните таблицу «Соседи восточных славян — жители лесной полосы».

                                                                  Название племен Весь, меря, мурома, мари (черемисы), мордва, чудь, пермь, ямь, корела, мещера
                                                                  Места обитания От Балтийского моря до Урала, Карелия, Верхнее Поволжье, бассейны, рек Обь, Кама, Вятка
                                                                  Занятия Земледелие (в основном подсечное), скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ремесла
                                                                  Жилища От деревянных домов до землянок, развиты были городища и города (к примеру Муром)
                                                                  Верования Язычники (пантеон богов был очень схож со славянским с некоторыми различиями в произношении, не Перун, а Перкунас, Перкунь)

                                                                  Задание 3. На контурной карте:а) подпишите названия племен и племенных объединений — ближайших соседей восточных славян;б) обведите государства, с которыми в IX веке у восточных славян были различные взаимоотношения.

                                                                  Нажми, чтобы увеличить

                                                                  Задание 4. Заполните таблицу «Древние государства на территории нашей страны».

                                                                  Название государства Время существования Занимаемая территория Основные занятия населения Религия Взаимоотношения с вост. славянами
                                                                  1) Боспорское царство 480 г. до н.э. - начало 6 века Керченский, Таманский п-ова, часть Приазовья Злаковое земледелие, рыболовство, скотоводство, торговля Политеизм, затем христианство Торговые отношения
                                                                  2) Тюркский каганат 552-603 гг. - до 8 века от Дальнего Востока до Приазовья Скотоводство, охота Тенгризм (верховный бог Тенгри) Возможно никаких
                                                                  3) Хазарский каганат 650-969 годы Кавказ, степи до Днепра, Приазовье, Сред. и Ниж. Поволжье Набеги на соседей, скотоводство, виноделие, торговля Тенгризм, затем иудаизм Часть племен вост. славян находилась в зависимости и платила дань, торговля
                                                                  4) Волжская Булгария 8 век - 1240 Ср. Поволжье Животноводство, земледелие, ремесло, рыболовство, охота, торговля с 922 года - ислам Военные конфликты, торговля

                                                                  gdzplus.com