Древний Египет. Палетка Нармера. Лицевая и оборотная стороны. Нулевая династия. Около 3000 г. до н. э. Сланец. Высота 64 см, ширина 42 см, толщина 2,5 см. Каирский музей.
Палетка (тонкая каменная плитка с рельефными изображениями) была найдена в Иераконполе археологами Джеймсом Квибеллом и Фредериком Грином в сезон 1897/1898 гг. Предполагается, что она была создана в эпоху объединения Египта и возможно повествует о победе Верхнего Египта над Нижним, так как на одной стороне палетки фараон Нармер изображён в короне определённой формы, свидетельствующей о владычестве над Верхним Египтом, а на другой стороне форма короны меняется, что говорит о владычестве над Нижним.
Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица с коровьими рогами и ушами. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона. Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера.
На одной стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которые, свернувшись, образуют круг, они искусно обрамляет небольшое углубление, или тарелочку, для растирания красок для декоративной росписи глаз (подобные палетки служили именно для этого), поэтому именно эта сторона, скорее всего, аверс.
Животных держат на поводках двое бородатых мужчин. Похоже образ был заимствовано из искусства древней Месопотамии, возможно иконографии Элама.
Изображение сирруша на воротах Иштар в Вавилоне (Пергамский музей. Берлин).
В верхнем регистре на фронтальной стороне палетки, изображение шагающей фигуры человека с бородой - правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер.
Он изображён на одной стороне палетки в «красной короне», считавшейся символом власти над Нижним Египтом, на другой в «белой» - знак владычества над Верхним, точно в таких коронах изображены и другие фараоны, например, Рамсес III.
Фараон Рамзес III
В руках у Нармера жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.
Фараон участвует в процессии вместе с шестью другими людьми, среди которых выделяются две фигуры вдвое ниже него; на палетке они изображены спереди и позади фараона. Оба мужчины занимают высокое социальное положение и являются высшими чиновниками. Тот из них, который изображён слева, носитель царской обуви; в одной руке он несёт пару сандалий, а в другой маленький сосуд. У него на шее нагрудное украшение или, возможно, царская печать. Фигура чиновника справа несколько больше. Он изображён в парике и одеянии из шкуры леопарда; с его шеи свисают письменные принадлежности.
Четыре пленных хананейских (?) вождя, несут штандарты увенчанные символами или тотемами, известными по более поздним периодам, - двумя соколами, животным семейства кошачьих и странным шарообразным предметом. Справа изображены ритуально казнённые обезглавленные тела десяти врагов с головами между ног. Над обезглавленными телами расположены четыре символических изображения: дверь, сокол, лодка с носом и кормой и сокол, держащий гарпун.Художник похоже ещё не знает или намеренно не использует перспективное сокращение и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Вполне возможно, это сделано специально, чтобы наглядно показать символическое число казненных пленников.
Внизу палетки изображение быка Аписа давящего именно хананеянина, семита, потому именно так египтяне изображали жителей Ханаана и от своего изобразительного канона не отходили на протяжении тысяч лет.
Покорение Рамсесом IIханаанских царей (13 в. до н. э.).
На росписи изображена группа семитов, пришедших в Египет (Гробница Ханумхотепа, 19 в. до н. э.).
Ещё одна важная деталь – изображения дворца и крепостных городских стен, свидетельствующих, что 3000 лет до н. э. в Ханаане уже были города, а не египтяне принесли цивилизацию в этот регион, что кстати, подтверждается последними археологическими данными.
Хирбет-Кейафа
На обратной стороне палетки изображён шагающий фараон Нармер, гораздо большего размера, в «белой короне» Верхнего Египта, в той же самой тунике. На этот раз его сопровождает только носильщик сандалий (стоящий за ним или сбоку). Фараон поднял над головой палицу, которой он собирается поразить хананеянина. Булаву он держит странно, намного выше рукояти. Носильщик сандалий изображён вдвое меньшим, чем фараон. Над головой носильщика розетка и знаки «хм». Фараон держит пленника за волосы.
Возможно рассмотреть эту сцену с иной точки зрения. Некий «выступ» сверху за левой кистью руки фараона находится с внешней стороны кулака фараона и это не волосы человека, а некий предмет. Тогда выходит, что смысл изображенной на палетке сцены носит не характер убийства пленного, а форму посвящения на верность фараону. Подтверждением этого служит то, что фараон в правой руке держит жезл за середину, а не за конец ручки. Кулак левой руки фараона лежит на голове, а не ударяет по ней.
Справа от головы коленопреклоненного человекаможно разглядеть два небольших знака. Большинство египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро», которые также можно было фонетически прочесть как иностранное слово «Вош» или отнести к кому-то, чьё имя, титул или место рождения могли читаться как «Гарпун» или «Озеро».
Напротив фараона, над головой его противника, египетское божество Гор (в виде сокола) сжимает верёвку с крюком зацепившим нос схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса; может быть речь идёт о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000; это обозначение сохранилось и в династический период истории Египта.
В самой нижней секции находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могут быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами. Слева от лица каждого из них расположены знаки; тела мужчин повёрнуты таким образом, что их лица обращены влево, в том же самом направлении, что лица двоих пленных, изображённых выше (и в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий).
Сложное содержание надписей, символов и декоративных элементов палетки Нармера - являются предметом постоянных споров с самого момента их обнаружения. Стиль изображения и отождествление фараона с Нармером указывают, что палетка была создана в конце IV тыс. до н.э. Пластинке присущи специфические признаки искусства династического периода, такие как расположение сцен по горизонтальным регистрам, комбинирование фронтальных и боковых элементов, разномасштабность фигур по социальному признаку и неправильная перспектива изображений.
Рами Юдовин
grimnir74.livejournal.com
Палетка Нармера - это... Что такое Палетка Нармера?
Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э.. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными Ливийскими номами в Западной дельте Нила. У археологов есть предположение, что на ней изображена победа армии Нармера над городом Уашем.[1]
Палетка является одним из первых экспонатов, предстающих перед посетителями Египетского музея в Каире.
Описание
Палетка, которая пережила пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была найдена в составе других артефактов в Иераконполе, древней додинастическиой столицы, расположенной на юге Египта, британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином, во время экспедиции 1897 — 1898 г.г..[1][2]
Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см.
Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита. Материал часто ошибочно идентифицируют как шифер или сланец. Шифер слоистый и имеет склонность к шелушению. У сланцев большое содержание случайным образом распределенных зерен минерала. Оба они отличаются от мелкозернистого, жесткого алеврита. Этот материал широко использовался во время додинастического периода и часто применялся при создании скульптур в эпоху Древнего царства. Статуя 2-й династии фараонов Хасехемуи, так же найденная в Иераконполе, была сделана из того же материала.[3]
Обе стороны пластины оформлены высеченным на повышение рельефом. Верхний регистр оформлен одинаково. В центре иероглифическая надпись с именем Нармера. Изображения бурава и рыбы по-египетски читаются «Нар-мер».
В верхней части по краям обеих сторон расположены символы, в виде двух стилизованных человеческих лиц с коровьими ушами и сильно изогнутыми рогами. Рога отождествляют символы богини неба Хатор, покровительницы фараонов и богиню коровы Бат, покровительницу седьмого нома Верхнего Египта.[4][5]
Рельефы на обеих сторонах палетки представляют пять сцен.
Аверс
Аверс палетки Нармера
Смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы (серпопарды), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.[6] В верхнем регистре над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп.Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками.
В нижнем регистре изображён бык, разбивающий рогами вражескую и олицетворяющий царя.
Реверс
Реверс палетки Нармера
На обратной стороне палетки царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те-же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счета означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников. За головой пленника Справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».
В нижнем регистре палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, могут так же изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.
Историческая ценность и споры
Египтологи сразу же поняли всю важность этой находки. Палетка Нармера имеет большую важность в изучении Древнего Египта. Следующие 100 лет или около того содержание палетки будет интерпретироваться египтологами, стремящимися найти ответ на многочисленные вопросы: от политических истоков и предпосылок возникновения египетского государства до природы египетского искусства и письменности.[7]
Находка является образцом раннего начала письменной истории Древнего Египта и представляет собой переходную ступень от рисуночного письма к иероглифическому. Её можно рассматривать и как произведение изобразительного искусства, и как образец письменности.[8]
Найденный артефакт позволяет выделить признаки формирования системы древнеегипетского канона. Кроме приема иображения человеческой фигуры на плоскости в «палетке Нармера» формируется и ряд специфических признаков, характерных для памятников древнеегипетского искусства:[9]
расположение сцен по горизонтальным регистрам;
разномасштабность фигур;
комбинирование фронтальных и боковых элементов;
пропорциональная соразмерность;
замкнутость композиционных построений.
Достоверность событий
Благодаря этой палетке, исследователи считают Нармера основателем Египта. Он объединил враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в единое государство. Однако, ранее мнения египтологов по поводу сюжета разделялись. Одни ученые считали, что палетка представляет собой запись реальных событий, другие утверждали, что это объект, предназначенный для создания единой мифологии господства Нармера над Верхним и Нижним Египтом.
Долгое время считалось, что на палетке либо изображено объединение с Нижнем Египтом царем Верхнего Египта, или записаны последние военные успехи над ливийцами[3], или разгром последнего оплота династии Нижниего Египта в Буто.[10]
Вызывает разногласия у ученых и датировка событий. Примеры толкования:[6]
Ж.-Ф. Шампольон — 5867 г. до н. э.;
О. Мариетт — 5004 г. до н. э.;
Э. Бругш — 4455 г. до н. э.;
Р. Лепсиус — 3892 г. до н. э.;
Штейндорф — 3200 г. до н. э.;
Дж. Брестед — 3400 г. до н. э.;
В. В. Струве — 3200 г. до н. э..
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Плита Нармера
Египет
Изображение царя в образе быка мы встречаем и на знаменитой плите Нармера, фараона, считавшегося победителем Севера и объединителем обоих Египтов.
Плита Нармера. Шифер. Лицевая сторона.
Это великолепная шиферная плита с рельефами на обеих сторонах, содержащими несколько сцен. На лицевой стороне, наверху, показано торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов; перед ним несут четыре штандарта с изображениями божеств. Внизу — царь в образе быка разрушает вражескую крепость и топчет врага, как на Плитке быков. На средней части этой стороны имеется символическая сцена: круглое углубление по традиции обрамляют шеи фантастических пантер, причем характерно, что впервые пантер сдерживают два пленных северянина. Смысл этой композиции еще неясен. На другой стороне плиты мы видим царя в короне Южного Египта, убивающего ударом булавы северянина.
Верх плиты с обеих сторон оформлен одинаково: две стилизованные головы богини неба Хатор с лицом женщины и рогами и ушами коровы как бы охраняют имя фараона — Нармер, начертанное на фасаде дворца. На плите Нармера иероглифы вообще имеются в значительно большем количестве, чем на всех других рассмотренных памятниках: над пленником, которого убивает Нармер, мы видим сокола, держащего веревку, проходящую через нос северянина, голова которого как бы выходит из иероглифа «земля» с растущими папирусами. Эта группа, находящаяся на грани пиктограммы и иероглифического письма, означает, что бог Гор (сокол) доставил царю Нармеру победу над жителями болотной страны, то есть Дельты. Ниже, около затылка пленного, имеются иероглифы нома Гарпуна — седьмого нома Дельты. Возможно, что здесь произошла решающая битва, но вернее, что это указание на происхождение убиваемого Нармером пленного. Далее, надпись определяет положение идущего за Нармером человека, который несет сосуд и сандалии: это «сандаленосец царя Южного Египта». На другой стороне плиты, в первом ряду справа, над фигурой того же сандаленосца, имеется большой прямоугольник с иероглифом внутри – очевидно обозначение места, где происходит торжество. Перед царем идет человек, видимо, занимающий важный пост, судя по его головному убору и размерам фигуры; на плече он несет письменный прибор: иероглиф определяет его как писца. Это обилие иероглифов, говорящее о значительном развитии письменности, находится в полном соответствии с тем, что на плите Нармера отмечено и определившееся окружение царя, и сложившиеся культы.
Сам памятник отличается уже иным, новым характером стиля. Каждая сцена, представляющая законченную композицию, в то же время является частью общего замысла произведения. Сцены расположены поясами — так, как отныне будут строиться стенные росписи и рельефы рабовладельческого Египта. Вообще основные черты канонов нового этапа искусства на плите Нармера видны достаточно четко, ясен и путь их сложения.
informvest.ru
Нармер — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Нармер (ок. 3000 гг. до н. э.) — 1 фараон 1 династии Древнего Египта или, быть может, последний правитель Нулевой династии фараонов.
Считается, что именно Нармер объединил Верхний и Нижний Египет в одно единое государство: об этом повествует каменная палетка, найденная при раскопках Иераконполя, на которой изображён фараон Нармер, побивающий правителя Нижнего Египта. Но этот факт не доказан до конца, так как последующие два фараона - Менес и Хор-Аха вполне так же могли бы быть с Нармером одним и тем же лицом, ли же, по другой версии, Хор-Аха и Менес могли бы продолжить вместе с Нармером объединение Египта, по одной из теорий, начатой ещё при Скорпионе II.
Нармер - последний фараон Нулевой Египетской династии, или же первый правитель Первой династии. Жил и правил приблизительно в 3000-х годах до нашей эры. Его женой, предположительно, могла быть царица Нейтхотеп. Основными доказательствами его существования являются знаменитая "Палетка Нармера", найденная при раскопках города Иераконполя, и найденный там же наконечник "Булавы Нармера".
Палетка Нармера[править]
В 1898 году, при раскопках древнеегипетского города Иераконполя, была найдена большая каменная стела из алевролита, названная "Палеткой Нармера". На передней стороне палетки изображался фараон Нармер в белой высокой бутылкообразной короне Верхнего Египта, с поднятой вверх булавой над головой вражеского правителя, - предположительно, фараона Нижнего Египта. С другой стороны нам предстают сразу несколько сценок, важнейшая из которых - фараон Нармер в троновидной красной короне Нижнего Египта, предстающий пред торжественной процессией. Очевидно, изображения одного и того же фараона в двух коронах должно было символизировать покорение им Нижнего Египта и делать его правителем Обеих Земель.
Палетка Нармера является важнейшим доказательством того, что фараон Нармер объединил до этого враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в одно единое государство.
Булава Нармера[править]
Во время раскопок в Иеркаконполе было так же найдено навершие Булавы Нармера[1] - ещё один артефакт, подтверждающий существование фараона с именем Нармер и доказывающий его власть, как над Верхним, так и над Нижним Египтом. На ней Нармер изображён сидящим на троне в одеянии и с атрибутами бога Осириса с короной Нижнего Египта на голове и при том с парящей над его головой богиней-коршуном Нехбет - покровительницей Верхнего Египта. Перед фараоном иероглиф "Репут" - обозначение ритуальной фигуры в культовых действиях. Интересно, что тут же сообщается о захвате 120 тысяч пленных и огромного количества стад, но, куда вероятнее, эти числа сильно преувеличины.
Другие артефакты, приписываемые Нармеру[править]
Так же было найдено несколько разнообразных артефактов, упоминающих имя Нармера и приписываемых этому фараону.
На юго-западе современного Израиля археологами были найдены сосуды с именем "Нармер"[2]. На Синае его имя было найдено вырезанным в камне[3]. Так же был найден цилиндр с изображением руки, побивающей палкой ливийцев и бирки из слоновой кости с изображением одного пленника-азиата и с именем данного фараона. В Египетском музее, в Берлине, находится кальцитовая статуэтка павиана, с иероглифами Нармера и изображением барана; египтологи до сих пор не уверены, что это - одно из имён Нармера (включая иероглиф барана) или же наиболее ранее представление о боге Хнуме[4].
Гипотезы о личности Нармера[править]
Существует множество гипотез и теорий о фараонах Хор-Аха, Менесе, Мине и Нармере. Одни историки называют основателем Египта Нармера, в то время как другие - фараона Менеса, третьи - Хор-Аха/Мина. Это вызвано тем, что разные артефакты по-разному представляют этих правителей. К примеру, в некоторых списках (пример: Абидосский список) первым египетским фараоном, царём-объединителем Египта выступает Менес, а Нармер, Хор-Аха и Мина исключены. Из-за появившейся некоторой "путаницы" с этими фараонами и были выдвинуты несколько теорий:
Менес - сын и наследник Нармера, получивший от него уже воссоединённую страну;
Менес и Нармер - одно и то же лицо, а Хор-Аха - его сын;
Нармер только подавил восстание в Нижнем Египте, а подлинным создателем единого государства является Скорпион II;
Объединение Египта было начато при Нармере и завершено при Менесе;
Объединение Египта, когда бы оно не было начато, было завершено лишь при фараоне Хасехемуи;
Так же существуют ещё несколько подобных теорий.
Гробница Нармера
Флиндерасом Петри была обнаружена гробница в Умм эль-Кааб, в Абидосе под номером В10. В настоящее время она идентифицируется, как гробница Нармера/Менеса/Хор-Аха. Усыпальница состоит из двух глинобитных палат, отделённых друг от друга кирпичной стеной. В гробнице были обнаружены осколки старинных глиняных сосудов помеченных именем Нармера и печати с его именем[5].
↑ en:Narmer Macehead
↑ Jochem Kahl: Das System der ägyptischen Hieroglyphenschrift in der 0.–3. Dynastie. In: Göttinger Orientforschungen. S. 79–86
↑ P. Talle, D. Laisnay: Iry-Hor et Narmer au Sud-Sinaï (Ouadi 'Ameyra), un complément à la chronologie des expéditios minière égyptiene. In: Bulletin de l'Institut français d'archéologie Orientale. (BIFAO) 112, 2012, S. 387-389, Fig. 10.
↑ E. Schott, In: Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo (MDAIK) Bd. 50, 1994, S. 224ff.
↑ Petrie: Royal Tombs II. Tafel XIII, 91-93
traditio.wiki
1.Периодизация искусства Древнего Египта
1.Периодизация искусства Древнего Египта и его основные пямятники
Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы
Периоды искусства Древнего Египта
Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)
Палетка фараона Нармера 4 тыс. до н. э. Каирский музей В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.
В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.
Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.
Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более
повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.
Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)
Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.
Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.
храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
ХРАМЫ
ЛУКСОРА И КАРНАКА
Аллея сфинксов. XV—XIII вв. до н. э. Карнак.
Храм Амона. XV—XIII вв. до н. э. Карнак.
Храм Рамсеса II в Фивах (Рамессеум). XIII в. до н. э.
Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Первая половина XIII в. до н. э.
Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.
Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве.
Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.
studfiles.net
Рождение стиля.. Искусство Древнего Мира
Рождение стиля.
Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта — одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует общих усилий, общей организованности, которые находят свое увенчание в крепко сплоченном египетском государстве.
Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:
Додинастический (IV тысячелетие до н. э.).
Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.).
Среднее царство (XXI в.— начало XIX в. до н. э.).
Новое царство (XVI—XII вв. до н. э.).
Позднее время (XI в.—332 г. до н. э.).
В Каирском музее хранится великолепная шиферная плита (конца IV тысячелетия до н. э.), знаменующая переход от додинастического периода к Древнему царству. Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера, памятник огромного значения в истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества древнего Египта.
Вспомните искусство доисторических времен, наскальную живопись последних тысячелетий неолита. Массовые сцены, стремление охватить как бы весь мир в его вечном движении и разнообразии, свежесть, непосредственность восприятия — вот чем чудесен взмах крыльев этого юного искусства. Но организующее начало еще робко проявляется в нем, не определяет задачи художника — каждую роспись можно было бы сузить или расширить, не нарушая основного впечатления.
Изображенные фигуры уже не одиноки, как в эпоху палеолита, и воспринимаются они в своей совокупности, но эта совокупность случайная, неустойчивая; у них нет точки опоры, и кажется, будто они всего лишь красивыми пятнами и штрихами прихотливо разбросаны по плоскости. Это мир яркий, прекрасный, но еще не упорядоченный.
Плита фараона Нармера показывает нам совсем иной мир.
Земледелие налажено рациональным использованием площади, подлежащей обработке. Человек по-новому охватывает взором пространство, все упорнее и последовательнее стремится внести в него свой разумный порядок. Отсюда в искусстве — сугубо рациональное, согласное с геометрией распределение плоскости, над которой работает художник, ее целесообразное, строго логическое заполнение.
В эту эпоху стихийная межплеменная борьба сменяется систематической и упрямой борьбой за главенство. Все области Египта должны объединиться, чтобы образовалось подлинно могучее централизованное государство. Надо установить твердую власть, надо, чтобы рабовладельческий строй, обеспечивающий хозяйственный прогресс, все решительнее определял структуру государства, всю жизнь египетского народа. И надо надежно защитить границы этого государства и единство народа. А ведь башни, рвы и грозные стены, о которых говорил Энгельс, знаменуют новую эру, с которой начинается историческое бытие человечества.
И вот перед нами произведение искусства, свидетельствующее о переходе в эту новую эру.
Какова была цель художника, создавшего этот рельеф? Рассказать о величии фараона Нармера, победой над северянами завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта. И он рассказывает об этом в образах, как пишут реляции, из строки в строку, располагая сцены одна над другой.
Фараон, увенчанный короной, невозмутимо раздробляет булавой голову вождю северян. Этот поверженный вождь, покорно принимающий смерть, совсем мал по сравнению с фараоном, что подчеркивает еще более могущество владыки Египта. Но и этого недостаточно: ближайшие вельможи царя изображены втрое и вчетверо меньше его. Наверху сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю веревку, привязанную к голове вражеского вождя. На другой стороне плиты Нармер торжественно шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же, в виде быка, ломает рогами стену и топчет еще одного, а быть может, все того же вражеского вождя. Посередине два гепарда переплетаются гигантски удлиненными шеями, образуя круг, на котором держится вся композиция.
Все заполнено, все рассказано убедительно, с повторами, чтобы крепче входило в сознание содержание рассказа, все стройно, все величаво, и все читается как строка. Стиль найден.
Первобытного художника пленяла вера в магическую силу изображения: чтобы восторжествовать над зверем, надо запечатлеть его полностью (например, с ясно обозначенной парой рогов, даже если морда показана в профиль).
Заупокойный культ внушил египетскому художнику представление, что душа умершего может вселиться обратно в тело, если оно сохранится, либо будет воспроизведено полностью. В круглой скульптуре (Круглая скульптура — обозримая со всех сторон) это выходило само собой. Но как быть в рельефе, т. е. в скульптурном изображении на плоскости? И вот египетский художник уверенно вводит в канон прием, часто встречавшийся в первобытном искусстве. Он показывает не так, как видит с известной точки зрения фигуру, а то, что знает о ней, стремясь выявить при этом самое разительное (например, глаз и бровь целиком при профильном изображении лица). Его задача — добиться наибольшей внушительности и полноты образа в согласии с общей направленностью композиции на плоскости. А направленность эта определяется повествовательной лентой чередующихся изображений. Чтобы не нарушать этой направленности, лица главных персонажей, равно как и их ноги, показаны в профиль, а чтобы дать цельный образ, верхняя часть туловища развернута в фас с полным выявлением обоих плеч, рук и груди.
Итак, все приведено в определенный порядок, наиболее соответствующий той задаче, которую поставил себе художник. Фигуры крепко стоят на ногах, упираясь о землю всей ступней: их не двинешь с места и даже не пошатнешь. Художник не знает законов перспективы и, очевидно, ими не интересуется: величина фигур зависит не от их расположения в пространстве, которое сведено к плоскости, т. е. к двум измерениям, а от значимости каждой из них. Коренное отличие от искусства доисторических времен заключается в том, что каждая сцена одновременно и законченное целое, и составная часть общего замысла, общей композиции. Юная египетская иероглифическая письменность наложила свою печать на изобразительное искусство: каждый пояс рельефа или росписи — новая строка, увязывающаяся со следующей, чтобы составить как бы законченный текст, передаваемый образами.
Взглянем еще раз на плиту Нармера. Хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, установленный в ней канон останется незыблемым, ибо незыблемыми, вечными мыслились и слава Египта, и великодержавное могущество его «богоравных» властителей.
Плита Нармера — рельеф. Но египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, ибо все эти искусства развивались в древнем Египте как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т. е. — зодчества.