Сокровища древних царей. Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сокровища древнего подземелья. Сокровища древних царей


Titan Quest: Immortal Throne: Прохождение

Четвертая группа — боевые умения.

Резонанс (1) — энергия разума наполняет ваше оружие и наделяет его способностью вызывать колебания, дробящие кости врагов.

Прекрасное умение для воина. Лучше всего сочетается с Ратным делом. Для активации умения нужно всего три удара, а четвертый нанесет на 12 уровне плюс 96% от общего урона, да еще и 87 урона здоровью. На Резонанс пассивно влияют Грезы наяву.

Ментальный ожог (10) — ментальная энергия вашего врага возгорается и вырывается наружу, нанося урон всем, кто оказался рядом.

Эффективно в больших скоплениях врагов. Еще лучше, если у вас два оружия и соответствующие им умения. Толпы супостатов превращаются в пыль в мгновение ока. Для контактного бойца лишним не будет.

Призрачная атака (4) — герой исчезает из материального мира и появляется за спиной врага, чтобы нанести ему сокрушительный удар.

Замечательное умение: огромный урон и сравнительно небольшие затраты энергии. К тому же перехватить персонажа в нематериальном мире нельзя. Если указание атаковать монстра отдано, то удар достигнет цели в любом случае. На 12 уровне призрачный удар добавляет, страшно подумать, 190% общего урона. И всего-то за 50 единиц энергии. Очень полезно на поздних этапах игры. Особенно против разного рода боссов.

Похититель снов (10) — герой вторгается в разум врагов и лишает их сил, похищая самые сокровенные грезы.

Герой бьет до шести целей вокруг себя и крадет у них энергию. К тому же попавшие под горячую руку монстры еще и оглушаются. На восьмом уровне умение наносит 384 единицы урона, крадет до 405 единиц энергии за четыре секунды и оглушает попавших под удар на четыре с половиной секунды. Прекрасное дополнение к Призрачной атаке. И не надо заботиться о пузырьках энергии. Один удар, и весь запас восстановлен. Если вы воин, развивайте обязательно.

И последняя, пятая, группа — заклинания.

Пески снов (1) — враги засыпают и не предпринимают никаких действий, пока не проснутся или не будут атакованы.

Абсолютно бесполезное умение. Время сна маленькое, затраты энергии сравнительно большие. Одним залпом можно усыпить пять монстров, но вот с боссами это умение не работает. Поэтому вкладывать в него очки строго не рекомендуется.

Волна искажения (1) — в направлении врага распространяется волна искажения, вызывающая разрывы в ткани реальности и наносящая огромный урон телу и разуму врагов.

Первое заклинание в мастерстве и, надо сказать, довольно интересное. Например, потому что к искажению нет сопротивления. К тому же волна наносит урон всем, кто попал в ее действие. Есть только одна загвоздка. Без побочных умений волна практически бесполезна. На максимальном 12 уровне она наносит всего 165 единиц урона и замедляет монстров на 50%, а энергии тратит аж 198. Многовато.

Раскол (10) — усиливает искажающий эффект волны, раскалывает доспехи и ломает кости врагов.

Если вы выбрали Волну искажения основным атакующим заклинанием, то без Раскола никуда. Он за смешную цену в 19 энергии усилит урон от заклинания на 56%, да и еще снизит броню врагов на 168 единиц. Все это, конечно, на максимальном, восьмом, уровне развития.

Ментальная жертва (24) — ментальная энергия преобразуется в электрический разряд и на некоторое время воспламеняет противника, нанося огромный урон.

Ну и расход энергии тоже немалый, целых 100 единиц дополнительно. С другой стороны, мы получаем урон электричеством в 544 и 50% дополнительного урона демонам. Развивать стоит обязательно, но только тогда, когда запас энергии будет достаточным.

Искажение реальности (16) — от героя во все стороны исходит мощная волна искажения, разрывающая ткань реальности и наносящая серьезный урон застигнутым ею врагам.

Небольшой радиус действия и средний урон. Неплохое заклинание, да еще и оглушает. Правда, всего на полторы секунды. На 12 уровне наносит 225 единиц урона и 164 урона здоровью.

Сдвиг времени (32) — выброс мысленной энергии значительно увеличивает урон, наносимый противникам Искажением реальности, и на некоторое время останавливает для них ход времени.

Уровень высоковат, но заклинание того стоит. За 12 энергии дополнительно наносится 796 единиц урона электрическим зарядом, да еще и окаменение на 7 секунд. Прекрасное заклинание, без которого не обойдется ни один маг грез.

Путешествие в мир иной

Думаю, что расписывать сюжетную линию нет смысла. Не выполнить ее физически невозможно. Просто идите вперед и делайте то, что вам скажут. А вот о дополнительных заданиях надо упомянуть отдельно.

Чем мы, пожалуй, и займемся. Разделим задания на группы в зависимости от города, где нам предстоит их выполнять.

Родос

Это интересно: в развалинах города можно углядеть куски Колосса.

Невыполнимая задача. Одна из женщин Родоса просит добыть лекарство для ее сына. Колдунья Медея согласилась помочь, но какой ценой! Нужно принести книгу Повелительницы личей. Охраняет книгу Калликсения, чьи чары в мгновение ока старят людей, к тому же простая женщина — не воин. А за выполнение задания подарят опыт и формулу артефакта! Беремся за поручение и идем к Медее. Справа от нее, возле торговца, будет стоять ее ученица Прокна. Она подскажет, где искать Калликсению (это, кстати, по пути с основным заданием). Найти ее можно в Цаконских руинах.

История с крабами. В двух шагах от Родоса в Даматрии на берег выбрался огромный краб и не подпускает местных рыбаков к воде. Цель ясна — убить краба, благо он в двух шагах. В награду получаем реликвию и опыт.

Краги факельщиков. Бригадир в порту Родоса попросил нас сопроводить рабочего к маяку, чтобы тот зажег огонь. Беда в том, что на утесе, где расположен маяк, полно нежити. Будьте внимательны: пока рабочий разжигает огонь, нежить будет непрерывно появляться из воздуха. А призраки с луками имеют привычку стрелять не в героя, а в рабочего. В награду дадут магическую формулу и традиционный опыт.

Лесная застава. Разведчик просит нас помочь защитить заставу в Иксийском лесу. Толпы монстров атакуют со всех сторон, и если срочно не вмешаться, то солдаты долго не выдержат. Чтобы выполнить это задание, нужно убить босса антеоков. Это такое большое гуляющее дерево. Будьте осторожны, у этого товарища урон от удара вдвое больше, чем у обычных антеоков. В награду получим магическую вещицу и символическую прибавку опыта.

Иксийский лес

Похищенная печать. Старшая ученица Медеи, Симела, попала в беду. На нее напали формициды и украли магическую печать. «Печать первого Апоктизиса», по словам Симелы, древний и очень сильный артефакт. Страшно подумать, что могут натворить с его помощью эти насекомые. Дело за малым — убить царицу формицидов. Найти ее можно в Цаконских руинах.

Это важно: проверяйте все пещеры. Для получения глаза Грай надо открывать древние замки. В пещерах же живут хранители этих ключиков.

Снадобье Лампидо. Лампидо, ученица Медеи, изобрела новое снадобье, повышающее возможности того, кто его выпьет. Она предложила поделиться им с нами, но только если мы принесем ей необходимые ингредиенты. Для снадобья ей нужны корень летнего дерева, гриб-светлячок и лепесток ночной лилии. Осторожно! Лилия кусачая. За выполнение задания Лампидо даст эликсир, который поднимет силу на 6 и добавит 80 единиц жизненной силы.

Сокровища древних царей. По легенде, на месте руин стоял город древних цаконских царей — Пропонт. Последний правитель династии спрятал в своей гробнице наиболее ценные вещи. Говорят, их до сих пор не нашли...

Учитывая, что в поисках ключей придется посетить все гробницы, это задание вы выполните мимоходом. В гробнице кучка монстров, босс и неплохой куш. Ну и опыт за выполнение задания тоже не помешает.

Охотники за сокровищами. В Цаконских руинах можно встретить молодого парня, которого окружили монстры. Спасенный расскажет, что они с сестрой отправились искать древние сокровища, но не подумали о монстрах, которыми кишит все болото. Монстры схватили его сестру и утащили в одну из гробниц. Дело за малым — найти ее. Далеко ходить не надо. В одном из склепов Цаконских руин и держат Нису. Простенькое задание и небольшая награда в 25000 опыта.

Эпир

В руинах. Армия странных чудовищ напала на город Пасерон. Кто смог — убежали, но многие остались. На следующий день Теоген, один из городских стражников, собрал отряд и отправился спасать тех, кто прятался в захваченном городе. К сожалению, его отряд не смог противостоять странным чудищам. Нас просят найти и доставить в безопасное место всех жителей города. В награду обещают магическую драгоценность и опыт. Задание-то простое. В разных частях города по одному, а кое-где по три стоят жители под охраной монстров с аурой. Примечательно, что из этих охранников выпадают «зеленые», раритетные вещи.

Это баг: к сожалению, спасенные жители останавливаются на полпути к свободе, и задание не засчитывается.

Вражеская предводительница. Сильные монстры атакуют со всех сторон. Один из горожан — Пифий — предложил убить предводительницу монстров. Если он прав, то без командующего они значительно ослабеют. Отправляемся за головой Процеи. Последняя, кстати, обитает на выходе из Пасерона. За ее убийство нам сулят магический предмет и традиционный опыт.

Опасное задание. Большинство беженцев в лагере ранены или голодают. Они так спешили убежать из Пасерона, что захватили с собой только одежду. В полуразрушенный город отправился парнишка Адмет, чтобы достать еду и лекарства. Но он попал в засаду. К сожалению, спасти паренька нельзя. Можно лишь выполнить его последнюю просьбу — передать лекарства беженцам. За это в лагере нас одарят опытом и желтым металлом.

Это интересно: с Адметом мы еще встретимся. Но уже в царстве Аида.

Стикс

Стигийская тварь. Тень возле лодки Харона рассказала нам, что в недрах Стикса живет чудовище, которое иногда выходит на берег и пожирает души. Чудище вы найдете на другой стороне реки. Чтобы попасть туда, перейдите мост на востоке карты. Пожирателя душ можно найти в Стигийских болотах. Кстати, за выполнение этого задания нам навсегда повысят силу, ловкость и интеллект на четыре пункта.

Ведущий за собой. Лодочник Харон пропал. Тени умерших не могут перебраться через Стикс в царство мертвых. Напуганные, они столпились возле бесполезной лодки. Единственного, кто пытался спорить, демоны куда-то увели. Нам надо отобрать у Харона весло и освободить Гиппарха. После битвы с Хароном переходим через мост, там и находим нужного нам призрака. За выполнение задания нам подарят немного опыта и реликвию.

stopgame.ru

Прохождение

Родос

Это интересно: в развалинах города можно углядеть куски Колосса.

Невыполнимая задача. Одна из женщин Родоса просит добыть лекарство для ее сына. Колдунья Медея согласилась помочь, но какой ценой! Нужно принести книгу Повелительницы личей. Охраняет книгу Калликсения, чьи чары в мгновение ока старят людей, к тому же простая женщина — не воин. А за выполнение задания подарят опыт и формулу артефакта! Беремся за поручение и идем к Медее. Справа от нее, возле торговца, будет стоять ее ученица Прокна. Она подскажет, где искать Калликсению (это, кстати, по пути с основным заданием). Найти ее можно в Цаконских руинах.

История с крабами. В двух шагах от Родоса в Даматрии на берег выбрался огромный краб и не подпускает местных рыбаков к воде. Цель ясна — убить краба, благо он в двух шагах. В награду получаем реликвию и опыт.

Краги факельщиков. Бригадир в порту Родоса попросил нас сопроводить рабочего к маяку, чтобы тот зажег огонь. Беда в том, что на утесе, где расположен маяк, полно нежити. Будьте внимательны: пока рабочий разжигает огонь, нежить будет непрерывно появляться из воздуха. А призраки с луками имеют привычку стрелять не в героя, а в рабочего. В награду дадут магическую формулу и традиционный опыт.

Лесная застава. Разведчик просит нас помочь защитить заставу в Иксийском лесу. Толпы монстров атакуют со всех сторон, и если срочно не вмешаться, то солдаты долго не выдержат. Чтобы выполнить это задание, нужно убить босса антеоков. Это такое большое гуляющее дерево. Будьте осторожны, у этого товарища урон от удара вдвое больше, чем у обычных антеоков. В награду получим магическую вещицу и символическую прибавку опыта.

Иксийский лес

Похищенная печать. Старшая ученица Медеи, Симела, попала в беду. На нее напали формициды и украли магическую печать. «Печать первого Апоктизиса», по словам Симелы, древний и очень сильный артефакт. Страшно подумать, что могут натворить с его помощью эти насекомые. Дело за малым — убить царицу формицидов. Найти ее можно в Цаконских руинах.

Это важно: проверяйте все пещеры. Для получения глаза Грай надо открывать древние замки. В пещерах же живут хранители этих ключиков.

Снадобье Лампидо. Лампидо, ученица Медеи, изобрела новое снадобье, повышающее возможности того, кто его выпьет. Она предложила поделиться им с нами, но только если мы принесем ей необходимые ингредиенты. Для снадобья ей нужны корень летнего дерева, гриб-светлячок и лепесток ночной лилии. Осторожно! Лилия кусачая. За выполнение задания Лампидо даст эликсир, который поднимет силу на 6 и добавит 80 единиц жизненной силы.

Сокровища древних царей. По легенде, на месте руин стоял город древних цаконских царей — Пропонт. Последний правитель династии спрятал в своей гробнице наиболее ценные вещи. Говорят, их до сих пор не нашли...

Учитывая, что в поисках ключей придется посетить все гробницы, это задание вы выполните мимоходом. В гробнице кучка монстров, босс и неплохой куш. Ну и опыт за выполнение задания тоже не помешает.

Охотники за сокровищами. В Цаконских руинах можно встретить молодого парня, которого окружили монстры. Спасенный расскажет, что они с сестрой отправились искать древние сокровища, но не подумали о монстрах, которыми кишит все болото. Монстры схватили его сестру и утащили в одну из гробниц. Дело за малым — найти ее. Далеко ходить не надо. В одном из склепов Цаконских руин и держат Нису. Простенькое задание и небольшая награда в 25000 опыта.

Эпир

В руинах. Армия странных чудовищ напала на город Пасерон. Кто смог — убежали, но многие остались. На следующий день Теоген, один из городских стражников, собрал отряд и отправился спасать тех, кто прятался в захваченном городе. К сожалению, его отряд не смог противостоять странным чудищам. Нас просят найти и доставить в безопасное место всех жителей города. В награду обещают магическую драгоценность и опыт. Задание-то простое. В разных частях города по одному, а кое-где по три стоят жители под охраной монстров с аурой. Примечательно, что из этих охранников выпадают «зеленые», раритетные вещи.

Это баг: к сожалению, спасенные жители останавливаются на полпути к свободе, и задание не засчитывается.

Вражеская предводительница. Сильные монстры атакуют со всех сторон. Один из горожан — Пифий — предложил убить предводительницу монстров. Если он прав, то без командующего они значительно ослабеют. Отправляемся за головой Процеи. Последняя, кстати, обитает на выходе из Пасерона. За ее убийство нам сулят магический предмет и традиционный опыт.

Опасное задание. Большинство беженцев в лагере ранены или голодают. Они так спешили убежать из Пасерона, что захватили с собой только одежду. В полуразрушенный город отправился парнишка Адмет, чтобы достать еду и лекарства. Но он попал в засаду. К сожалению, спасти паренька нельзя. Можно лишь выполнить его последнюю просьбу — передать лекарства беженцам. За это в лагере нас одарят опытом и желтым металлом.

Это интересно: с Адметом мы еще встретимся. Но уже в царстве Аида.

Стикс

Стигийская тварь. Тень возле лодки Харона рассказала нам, что в недрах Стикса живет чудовище, которое иногда выходит на берег и пожирает души. Чудище вы найдете на другой стороне реки. Чтобы попасть туда, перейдите мост на востоке карты. Пожирателя душ можно найти в Стигийских болотах. Кстати, за выполнение этого задания нам навсегда повысят силу, ловкость и интеллект на четыре пункта.

Ведущий за собой. Лодочник Харон пропал. Тени умерших не могут перебраться через Стикс в царство мертвых. Напуганные, они столпились возле бесполезной лодки. Единственного, кто пытался спорить, демоны куда-то увели. Нам надо отобрать у Харона весло и освободить Гиппарха. После битвы с Хароном переходим через мост, там и находим нужного нам призрака. За выполнение задания нам подарят немного опыта и реликвию.

Равнины Суда

Сокровища Аида. Если верить тени Аристонима, Аид хранит свои богатства в сокровищнице прямо под городом Потерянных душ. Аристоним уже несколько веков пытается открыть сокровищницу, но у него ничего не выходит.

Интересно. У призрака уже несколько столетий не получается открыть дверь, а мы должны разобраться в секрете с ходу! Около двери четыре постамента. В каждый из них надо вставить по камню. Хранители камней встретятся по пути к Аиду, пропустить их невозможно. За открытие тайничка нам дадут 100000 опыта. К тому же содержимое сокровищницы тоже будет нашим. На легендарном уровне сложности в сундуках попадаются очень неплохие вещи.

Прах титана. Давным-давно Зевс испепелил своей молнией титана. Из оставшегося пепла Прометей создал первых людей. Говорят, что он использовал не весь пепел, и на равнинах Суда могущественный страж по приказу Аида до сих пор охраняет урну с прахом титана. Урна находится в глубоких пещерах, что в Далеких равнинах. Из этого пепла жрица Леда сделает для нас эликсир, который добавляет два очка умений.

Орфей и Эвридика. Эвридику разлучили с ее возлюбленным, великим музыкантом Орфеем. Чтобы его найти, Эвридике нужно зеркало Психеи. Найти его можно по пути в Башню Суда. Затем Эвридика откроет портал к его темнице. Охраняют заключенного два циклопа. Колоритные ребята, да и дубинками машут дай боже. Лучше выманивать по одному. В награду влюбленные подарят нам магические свитки и опыт.

Приглашение. На равнинах Суда немногие тени могут похвастаться тем, что при жизни совершили что-нибудь выдающееся. Тем не менее некоторые из них объединились и пытаются помешать демонам. Калликрат просит нас уничтожить припасы в лагере демонов. Похоже, это создаст им серьезные трудности. В нижнем лагере найдите и разрушьте несколько тележек, окруженных ореолом. Вот, собственно, и все. В награду можно получить магическую драгоценность и немного опыта.

Некромантейон. Аид построил на равнинах Суда Некромантейон, ставший храмом и оракулом для мертвых. Но демоны схватили жрецов и посадили их в клетки. Демоны поселили в храме гигантскую Костяную бестию и скармливают ей пленные тени. Нужно убить эту тварь, пока она не отожралась до таких размеров, когда никто не сможет противостоять ей. Локация маленькая. Тварь живет недалеко от входа. Убейте ее и поговорите со жрицей. Задание выполнено, получите опыт.

Адмет в царстве мертвых. Помните его? Он тоже попал в плен к демонам. После смерти он отправился к Башне Суда, но демоны захватили ее и не пускают его внутрь. Лишенный возможности попасть в Элизиум, Адмет поклялся помогать другим теням и заслужить право попасть на райские поля. Он неожиданно появился в Башне Суда и открыл потайную комнату, в которой содержались ценные предметы. Затем он отправился в Элизиум, где и надо с ним поговорить, чтобы получить награду за задание.

Тайная борьба. Хотя тени, живущие на равнинах Суда, и не герои, они делают все, что в их силах, чтобы помешать демонам. Кевтоним, который руководит этими операциями, сам демон, строящий козни своим соплеменникам. Он поручит нам перехватить гонца демонов, который несет сообщение авангарду. Идем в сторону долины Скорби и убиваем отмеченного демона. Относим Кевтониму сообщение и получаем в награду реликвию и опыт. Задание выполнено.

Элизиум

Осадные ходуны. Демоны выпустили на Энисласийские поля пять осадных ходунов, которые наносят фаланге героев ощутимый урон. По полю ходят и другие ходуны, но они слабее, чем отмеченные пять. Кстати, будьте осторожны. Ходуны стреляют огненными шарами, которые наносят очень большой урон. За выполнение задания нас наградят опытом и магическими свитками.

Быстрее ветра. Нестор — прекрасный тактик. Он отправил гонца к Аяксу. Нам надо его охранять. Гонец Нестора, кстати, и сам крепкий парень, но очень уж увлекается боем. Если за ним не следить, увлечется так, что костей потом не соберешь. Доводим его до Аякса и получаем награду.

Ахейский перевал. Демоны непрерывно атакуют Ахейский перевал, который защищает Менелай с отрядом воинов. Но людей у Менелая слишком мало, а Аякс не может предоставить ему достаточно подкреплений. Менелай ранен, и ему нужна наша помощь. Его люди будут сражаться до тех пор, пока поднят флаг. Надо не дать демонам добраться до флага!

Это одно из самых сложных заданий в игре. Со всех сторон будут лезть демоны: сначала мелкие, потом посерьезнее, а потом целые кучи, подкрепленные ходунами. Лучше всего перехватывать атаки за пределами лагеря, чтобы в пылу битвы какой-нибудь демон не смог проскользнуть к флагу.

Диверсия. Отряд смельчаков под командованием Менестея пробрался в тыл к врагу, чтобы устроить диверсию и дать Одиссею закончить работу. Они планируют напасть на кровавую царицу-мелиною, которая командует войсками демонов в этом районе.

Типичное задание по убийству главного босса. Будьте осторожны, боссы даже на нормальном уровне сложности очень злые. Можно не пережить и пары ударов.

Дворец Аида

Кристаллы Эреба. Герои Элизиума узнали, что Аид изготовил пять кристаллов, чтобы контролировать свои войска наверху, в мире живых. Надо разрушить кристаллы, чтобы Аид потерял контроль над всеми своими войсками и не мог больше посылать их на поверхность. По пути к логову Аида уничтожаем кристаллы и получаем дополнительный опыт в размере 35000 единиц. Просто атакуйте их, как обычных монстров.

Военачальники Аида. Судя по всему, после того как судьи отказались возглавить армию Аида, он назначил главнокомандующими трех патриархов махов, наделив их частицей божественной силы. Найти этих трех патриархов можно во дворце Аида. На карте они отмечены желтым значком с восклицательным знаком. Кстати, как приятное дополнение рядом с каждым из них можно найти по сундучку с магическими предметами. В награду за это задание нам дадут постоянную пятипроцентную прибавку к урону.

Вот, собственно, и все. Аид повержен, армия демонов рассеяна. Мир вновь спасен. Но кто знает, что может случиться и какая еще угроза нависнет над мирной жизнью древнего мира...

Материал добавил: adeyya Просмотров: 74410
Дата добавления: 2009-03-19 Рейтинг материала:

titanquest.org.ua

Сокровища древних царей Ура | Журнал РЕПИН.инфо

Величественный Ур, город и столица одноименного государства, находился в Месопотамии на половине пути между Багдадом и побережьем Персидского залива. Город упоминается в Библии как «Ур халдейский», согласно книге, его уроженцем был праотец Авраам.

Однако история Ура началась намного раньше, чем в этих местах поселились халдеи. Древний Ур - одно из свидетельств существования более древней цивилизации шумеров. Сейчас он находится в пустыне. Однако существуют предположения, что в былые времена Персидский залив глубже вдавался в сушу и климат в этих местах был совсем другой. Вокруг города находились возделанные поля, огороды и сады. Последние жители покинули город через тысячу лет после того, как он пал. Видимо, к этому моменту здешний климат стал непригодным для человека.

Как мощное государство, Ур просуществовал приблизительно с пятидесятого по четвертый век до нашей эры. В это время его могущественные и грозные цари жили грабежом своих соседей и торговлей со всем известным тогда миром. Найденные в Уре изделия из слоновой кости, например, свидетельствуют о торговых связях с Индией.

Свою столицу шумерские цари не обходили вниманием. Город был богат и прекрасен. Высотность домов достигала трех этажей, с этажа на этаж вели ажурные  лестницы. А под лестницами прятались уборные, оборудованные водяной канализацией, которая в Европе получила широкое распространение только к концу XIX века.

Первые раскопки на территории Ура были произведены в 1854 году Тейлором, представителем Британского музея. Тогда были обнаружены развалины храма бога луны Сина, множество табличек с клинописью, описывавших боевые походы, закладку и строительство городов и храмов. Кроме того, Тейлор обнаружил множество захоронений представителей бедноты и среднего класса древних времен. Царские же усыпальницы еще ждали своего открывателя и исследователя.

Наиболее масштабные археологические раскопки на территории Ура были проведены в период между двумя мировыми войнами англо–американской экспедицией под руководством ведущего британского археолога первой половины XX века сэра Чарльза Леонарда Вулли. Интересно, что в экспедиции Вулли принимал участие муж известной писательницы Агаты Кристи, и сама романистка приезжала на раскопки. Экспедиция продлилась двенадцать сезонов, с 1922 по 1934 годы. Иногда количество рабочих достигало четырехсот. Тем не менее, изучить досконально удалось лишь незначительную часть города. И все-таки экспедиция Вулли сделала открытия, ставящие ее в один ряд с самыми выдающимися в области археологии.

В 1927 году экспедиция приступила к раскопкам городского кладбища. Было обнаружено более двух тысяч могил. Тела находились в прикрытых циновками плетенных, деревянных либо керамических гробах. Покойники располагались на боку со сложенными вместе на уровне рта руками. Ноги их были слегка подогнуты. В гробах находились личные вещи – оружие, украшения, а также еда и питье в глиняных, медных или каменных сосудах. Все эти вещи были малоценными. «Научная обработка двух тысяч могил из-за ее однообразия наскучила нам до крайности. Почти все могилы были одинаковыми, и, как правило, в них не оказывалось ничего особенно интересного» - писал позже Вулли.

Исследуемые могилы имели возраст около 4 200 лет. Однако вскоре были обнаружены колодцы, вертикально уходящие  под погребения и переходящие в горизонтальный лаз. Здесь-то исследователей и ждали настоящие открытия. Под верхним кладбищем находилось еще одно, более древнее, и состояло оно из царских усыпальниц. Всего было обнаружено шестнадцать могил царей Ура. Правда, большая их часть была разграблена еще в древние времена. Однако, две из найденных Вулли могил оказались нетронутыми, и они хранили в себе  настоящие сокровища.

Один из рабочих обнаружил торчащий из земли наконечник копья, далее в  землю уходило отверстие, оставшееся от истлевшего древка. След от древка привел ученых к могиле. Рядом с гробом там находились множество медных, серебряных и керамических сосудов, два украшенных золотом кинжала, а также копья и стрелы. Но настоящий шок испытали археологи, когда был вскрыт гроб. От тела осталась только коричневая пыль, и в этой пыли сияло золото.

На уровне живота лежала целая груда бусин из золота и лазурита, между руками находились две золотые чаши, третья чаша из золота стояла в изголовье. Под правым плечом находился двусторонний топор из сплава золота с серебром, под левым массивная секира из того же сплава. Позади тела находилась целая груда украшений.

Но все это затмевал находящийся в могиле шлем, изготовленный из чистого золота. Шлем был выкован по образцу парика – рельеф изображал завитки волос. Лицо должны были прикрывать толстые пластины, закрывающие щеки. По бокам были отчеканены изображения ушей, и в них были сделаны отверстия для того, чтобы шлем не мешал слышать.

Это был прекрасный образец работы древних шумерских мастеров. Шлем и чаши были помечены именем Месламдуга. Данные находки породили версию об ограблении царем могилы своего младшего брата, взошедшего на престол раньше. Дело в том, что метить изделия именем владельца у шумеров было не принято, а размер шлема был слишком мал для взрослого мужчины.

Шумерских царей хоронили с великими почестями и многочисленными человеческими жертвоприношениями. В могилах обнаруживали тела жен повелителя, а также его воинов, слуг и рабов в полной парадной одежде с оружием и украшениями. Также в могилах находились повозки с впряженными в них волами или ослами. Сбруя животных тоже была богато украшена. Основным металлом украшений являлось золото, а поделочным камнем – в основном  лазурит. Кроме того, в каждой царской могиле находилась как минимум одна богато украшенная арфа, а также различные настольные игры. Количество людей, похороненных вместе с царем, было разным, от пяти до семидесяти четырех человек.

Даже в разграбленных ранее гробницах археологам удавалось находить ценные для науки предметы, не замеченные древними ворами. Так, в частности, был обнаружен знаменитый золотой кинжал Ура. Всего из шумерских гробниц были извлечены предметы из золота общим весом около двухсот тонн. Для сравнения - в знаменитой гробнице Тутанхамона было сорок тонн золотых изделий.

Раскопки на территории древних шумерских государств продолжаются и, возможно, впереди ученых ждут новые находки и открытия.

repin.info

Сокровища древних царей Ура

Величественный Ур, город и столица одноименного государства, находился в Месопотамии на половине пути между Багдадом и побережьем Персидского залива. Город упоминается в Библии как «Ур халдейский», согласно книге, его уроженцем был праотец Авраам.

Однако история Ура началась намного раньше, чем в этих местах поселились халдеи. Древний Ур - одно из свидетельств существования более древней цивилизации шумеров. Сейчас он находится в пустыне. Однако существуют предположения, что в былые времена Персидский залив глубже вдавался в сушу и климат в этих местах был совсем другой. Вокруг города находились возделанные поля, огороды и сады. Последние жители покинули город через тысячу лет после того, как он пал. Видимо, к этому моменту здешний климат стал непригодным для человека.

Как мощное государство, Ур просуществовал приблизительно с пятидесятого по четвертый век до нашей эры. В это время его могущественные и грозные цари жили грабежом своих соседей и торговлей со всем известным тогда миром. Найденные в Уре изделия из слоновой кости, например, свидетельствуют о торговых связях с Индией.

Свою столицу шумерские цари не обходили вниманием. Город был богат и прекрасен. Высотность домов достигала трех этажей, с этажа на этаж вели ажурные  лестницы. А под лестницами прятались уборные, оборудованные водяной канализацией, которая в Европе получила широкое распространение только к концу XIX века.

Первые раскопки на территории Ура были произведены в 1854 году Тейлором, представителем Британского музея. Тогда были обнаружены развалины храма бога луны Сина, множество табличек с клинописью, описывавших боевые походы, закладку и строительство городов и храмов. Кроме того, Тейлор обнаружил множество захоронений представителей бедноты и среднего класса древних времен. Царские же усыпальницы еще ждали своего открывателя и исследователя.

Наиболее масштабные археологические раскопки на территории Ура были проведены в период между двумя мировыми войнами англо–американской экспедицией под руководством ведущего британского археолога первой половины XX века сэра Чарльза Леонарда Вулли. Интересно, что в экспедиции Вулли принимал участие муж известной писательницы Агаты Кристи, и сама романистка приезжала на раскопки. Экспедиция продлилась двенадцать сезонов, с 1922 по 1934 годы. Иногда количество рабочих достигало четырехсот. Тем не менее, изучить досконально удалось лишь незначительную часть города. И все-таки экспедиция Вулли сделала открытия, ставящие ее в один ряд с самыми выдающимися в области археологии.

В 1927 году экспедиция приступила к раскопкам городского кладбища. Было обнаружено более двух тысяч могил. Тела находились в прикрытых циновками плетенных, деревянных либо керамических гробах. Покойники располагались на боку со сложенными вместе на уровне рта руками. Ноги их были слегка подогнуты. В гробах находились личные вещи – оружие, украшения, а также еда и питье в глиняных, медных или каменных сосудах. Все эти вещи были малоценными. «Научная обработка двух тысяч могил из-за ее однообразия наскучила нам до крайности. Почти все могилы были одинаковыми, и, как правило, в них не оказывалось ничего особенно интересного» - писал позже Вулли.

Исследуемые могилы имели возраст около 4 200 лет. Однако вскоре были обнаружены колодцы, вертикально уходящие  под погребения и переходящие в горизонтальный лаз. Здесь-то исследователей и ждали настоящие открытия. Под верхним кладбищем находилось еще одно, более древнее, и состояло оно из царских усыпальниц. Всего было обнаружено шестнадцать могил царей Ура. Правда, большая их часть была разграблена еще в древние времена. Однако, две из найденных Вулли могил оказались нетронутыми, и они хранили в себе  настоящие сокровища.

Один из рабочих обнаружил торчащий из земли наконечник копья, далее в  землю уходило отверстие, оставшееся от истлевшего древка. След от древка привел ученых к могиле. Рядом с гробом там находились множество медных, серебряных и керамических сосудов, два украшенных золотом кинжала, а также копья и стрелы. Но настоящий шок испытали археологи, когда был вскрыт гроб. От тела осталась только коричневая пыль, и в этой пыли сияло золото.

На уровне живота лежала целая груда бусин из золота и лазурита, между руками находились две золотые чаши, третья чаша из золота стояла в изголовье. Под правым плечом находился двусторонний топор из сплава золота с серебром, под левым массивная секира из того же сплава. Позади тела находилась целая груда украшений.

Но все это затмевал находящийся в могиле шлем, изготовленный из чистого золота. Шлем был выкован по образцу парика – рельеф изображал завитки волос. Лицо должны были прикрывать толстые пластины, закрывающие щеки. По бокам были отчеканены изображения ушей, и в них были сделаны отверстия для того, чтобы шлем не мешал слышать.

Это был прекрасный образец работы древних шумерских мастеров. Шлем и чаши были помечены именем Месламдуга. Данные находки породили версию об ограблении царем могилы своего младшего брата, взошедшего на престол раньше. Дело в том, что метить изделия именем владельца у шумеров было не принято, а размер шлема был слишком мал для взрослого мужчины.

Шумерских царей хоронили с великими почестями и многочисленными человеческими жертвоприношениями. В могилах обнаруживали тела жен повелителя, а также его воинов, слуг и рабов в полной парадной одежде с оружием и украшениями. Также в могилах находились повозки с впряженными в них волами или ослами. Сбруя животных тоже была богато украшена. Основным металлом украшений являлось золото, а поделочным камнем – в основном  лазурит. Кроме того, в каждой царской могиле находилась как минимум одна богато украшенная арфа, а также различные настольные игры. Количество людей, похороненных вместе с царем, было разным, от пяти до семидесяти четырех человек.

Даже в разграбленных ранее гробницах археологам удавалось находить ценные для науки предметы, не замеченные древними ворами. Так, в частности, был обнаружен знаменитый золотой кинжал Ура. Всего из шумерских гробниц были извлечены предметы из золота общим весом около двухсот тонн. Для сравнения - в знаменитой гробнице Тутанхамона было сорок тонн золотых изделий.

Раскопки на территории древних шумерских государств продолжаются и, возможно, впереди ученых ждут новые находки и открытия.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Сокровища древнего подземелья. 100 великих сокровищ

Сокровища древнего подземелья

В 871 году И Цзун, восемнадцатый император правившей в Китае танской династии, повелел перенести святые мощи Будды Сакьямуни из храма Фамэнь в Чанань, тогдашнюю столицу страны, находившуюся примерно в 100 километрах от храма. Китайский владыка следовал примеру своих предшественников, которые каждые тридцать лет обычно переносили святые мощи из императорского храма в императорскую резиденцию для поклонения. Таким образом монархи рассчитывали добиться благословения Будды, что в свою очередь сулило богатый урожай и спокойствие стране, а также долголетие им самим.

Подготовка к перенесению святых реликвий длилась два года, в течение которых были созданы парадные колесницы, украшенные золотом, нефритом, жемчугом, нарядными занавесами и лентами. Бесконечный поток повозок и всадников день и ночь двигался от храма к Чананю, так как многие жаждали увидеть священную процессию. Верующие отвешивали ей низкие поклоны, что было само собой разумеющимся. А вот некоторые паломники даже отрубали себе руку или ногу, сжигали на голове волосы, чтобы только продемонстрировать свою преданность божеству.

Мощи Будды сначала поместили во дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чананя. Министры и придворные сановники старались превзойти друг друга богатством подношений, несли искусно выполненные изделия из золота, серебра, нефрита и фарфора, а также шелка с тончайшей вышивкой.

Но, несмотря на пышную церемонию и щедрые дары, император И Цзун не сумел вымолить благодать Будды и умер в том же 873 году, не успев вернуть святые останки Великого Учителя на прежнее место. Взошедший на престол Си Цзун, пятый сын императора, перенес мощи в храм Фамэнь в январе 874 года и приказал замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор местонахождение их держалось в строжайшем секрете.

Но в апреле 1987 года в Китае было сделано сенсационное открытие, которое привело в восторг археологов, и не только их одних. Утром 2 апреля рабочие археологической экспедиции при расчистке основания рухнувшей в Фамэне пагоды обнаружили древние каменные плиты. Заглянув в щель, они увидели сначала блестящие предметы, а потом, посветив фонарями, убедились, что некоторые из них были из золота и серебра.

На следующий день к месту находки поспешил археолог Хань Вэй, который обнаружил в южной части основания храма вход в подземное хранилище. Дальнейшие раскопки явили миру редчайшую сокровищницу, находившуюся в 20 метрах от каменных плит.

Эти плиты закрывали подземный тайник, крупнейший из ему подобных, которые когда-либо были обнаружены на территории Китая: площадь его была более 30 квадратных метров.

Спустившись по каменной лестнице, Хань Вэй и его коллеги увидели по обе стороны прохода две каменные плиты, высота которых равнялась примерно 120 сантиметрам. На одной плите они обнаружили изображение перенесения мощей в 873 году, а также сцены из истории храма. На другой плите – список предметов, которые были подарены храму императорами танской династии и их министрами.

Через неделю рабочие открыли первую каменную дверь, на которой висел каменный замок. За дверью находились три помещения, где и хранились 121 предмет из золота и серебра, 400 изделий из нефрита и драгоценных камней, 12 каменных изделий, 16 изделий из фарфора, шелковые ткани и много других бесценных сокровищ. Количество предметов полностью совпало с перечнем на каменной плите. Столько древних сокровищ в Китае еще не находили, а кроме того, большинство из них представляло собой «лучшие из лучших в национальной сокровищнице».

Но помимо сокровищ, на плите было еще указано, что в хранилище покоятся и святые останки Будды. Тщательные поиски в дальнем углу хранилища привели археологов к сундуку из сандалового дерева, обитому по углам серебром и охраняемому двумя каменными изваяниями. Внутри сундука находился другой, меньшего размера и обитый золотом. Археолог Хань Вэй впоследствии рассказывал: «Всего я открыл семь сундуков, вложенных один в другой, пока не добрался до миниатюрной золотой пагоды с одноярусной крышей, увенчанной жемчужиной. В основании этой пагоды находилась серебряная подставка, а на ней лежал кусочек кости. Как гласила надпись на плите, эта косточка (длиной 4,03 сантиметра и весом 16 граммов) является частью пальца Будды Сакьямуни».

Другой кусочек кости археологи нашли в небольшом мраморном саркофаге, находившемся во втором помещении. А в скрытой крыше заднего помещения они обнаружили железный ящик, покрытый тканью, расшитой золотыми нитями. Внутри этого ящика находился серебряный ларец, поверхность которого украшали 45 позолоченных статуэток, изображающих учеников Будды. На крышке ларца удалось прочитать следующую надпись: «Это высокочтимый ларец, сделанный с благоговением по приказу императора для святых останков Будды Сакьямуни».

Но серебряный ларец был не последним, внутри него находился сандаловый ларец, а в нем в свою очередь – маленький хрустальный гробик, углы которого были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Но и эта хрустальная находка оказалась не последней. Внутри хрустального гробика оказался еще гробик нефритовый, в котором хранился третий кусочек святых мощей. А четвертый фрагмент кости (последний) был найден в переднем помещении миниатюрной четырехъярусной пагоды, украшенной цветными рисунками.

Специалисты пытаются разгадать, как эти реликвии – единственные известные в мире останки пальцев Будды – оказались в храме Фамэнь. Однако древняя легенда рассказывает, что Ашока, один из императоров индийской династии Маурья, был ревностным покровителем буддизма и поделил святые останки Великого Учителя на 84 000 частей. С целью распространения буддизма по всему свету он при помощи богов устроил так, что за одну ночь возникло 84 000 дагоб (мавзолеев), в каждую из которых было помещено по одному кусочку святых останков Будды. В Китае было устроено девятнадцать таких дагоб, и пагода в храме Фамэнь была по своему значению пятой.

Но остается загадкой происхождение и самой пагоды. Исторические источники отмечают, что она существовала еще до постройки храма Фамэнь – во время царствования императора Хуанди (147—167 годы н. э.). И с самого начала было известно, что кости пальца Будды захоронены под пагодой.

Эта бесценная святыня тщательно охранялась в течение долгих веков, но вот в безумное время «культурной революции», в один из сентябрьских дней 1966 года, на сокровище было совершено покушение. Разъяренная толпа ворвалась в храм и пыталась выведать у настоятеля Лян Цина место хранилища. Тот отказался сообщить им и в знак протеста против насилия и издевательств облил себя бензином и совершил акт самосожжения. Однако погромщики не успокоились. Вооружившись кирками и лопатами, они перекопали всю землю у основания пагоды, но так ничего и не нашли.

В апреле 1987 года основание пагоды расчищали археологи. В слое утрамбованной глины они нашли ореховую скорлупу и шелуху от семечек, которые остались после погромщиков. Этот слой находился всего лишь в 60 сантиметрах от покрытия хранилища, именно эти сантиметры и спасли бесценные сокровища.

Кроме святых мощей Будды, ученые обнаружили монашеский жезл длиной около двух метров, содержащий 1740 граммов серебра и 60 граммов золота. На изготовление этого жезла с выгравированными на нем изображениями двенадцати учеников Будды ушло девять месяцев.

Среди найденных редкостей выделяется и ванна диаметром 54 сантиметра и весом чуть более 6 килограммов – с двумя ручками (в форме золотого цветка и утки-мандаринки). Пристальное внимание археологов вызвала и серебряная курильница весом 19 килограммов. В верхней ее части расположились пять позолоченных черепашек, спящих на цветках лотоса: такая композиция символизирует долголетие и благоденствие.

Поразили археологов и найденные шелковые ткани, в которые были вплетены золотые крученые нити сечением тоньше человеческого волоса, обвивающие шелковую нить. На куске ткани длиной в один метр ученые насчитали до 3000 витков золотой нити.

Хотя сведения об останках Будды в китайской пагоде были отражены в исторических хрониках, находка их оказалась тем не менее неожиданной. Прежде всего неожиданной потому, что качество и количество дарованных Будде предметов превосходят все археологические находки, относящиеся к периоду танской династии. Хань Вэй сравнил эту удачу с открытием в той же провинции Шаньси армии терракотовых всадников императора Цинь Ши-хуанди.[34]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Сокровища царя Атея. 50 знаменитых загадок древнего мира

Сокровища царя Атея

Древние правители имели много хлопот с народом, который персы называли искузами, а греки – скифами. Эти воинственные кочевники вытеснили из причерноморских степей киммерийцев, они были наемниками мидийских и ассирийских царей и воевали то на одной, то на другой стороне, успешно сражаясь с недавними союзниками. Если же в их услугах не нуждались, то скифы сами отправлялись воевать и грабить. И не потому, что они были коварными и вероломными. Просто они жили по своим законам, и никто им был не указ. В своих набегах скифы добрались и до Египта, до смерти напугав фараона Псамметиха, который откупился от них богатыми дарами. Во время войн со скифами погиб основатель персидской державы Кир.

Царь царей Дарий потерпел поражение не только от греков в Марафонской битве. В травянистых степях, простирающихся на север от Черного моря, поражение ему нанесли скифы. Дарию надоело, что отряды скифов, налетающие на резвых скакунах, постоянно угрожают его державе, и он решил уничтожить их в их собственном гнезде, а заодно ослабить своих основных врагов, греков, лишив их зерна, которым их снабжали скифы (выращивали его, конечно, не скифы, а покоренные ими племена южных степей). Дарий отправился по следам врага в тянущиеся без конца и края степи, но вступить в схватку с кочевниками ему никак не удавалось. Ведь у скифов не было городов, которые надо было бы защищать. Свои жилые повозки с женщинами и детьми они отсылали глубоко в тыл, угоняли туда же большую часть своих стад, а все способные носить оружие мужчины скакали перед носом продвигающихся в глубь страны персов, но в схватку с ними не вступали. Чтобы замедлить продвижение неприятеля, скифы засыпали землей колодцы и источники, поджигали за собой пастбища, а между тем заманивали персов все дальше, иногда в качестве приманки жертвуя одним-двумя стадами, в надежде в конце концов изнурить персидскую армию и одолеть ее. Дарий чуть ли не в последнюю минуту, когда казалось, что персам уже пришел конец, сообразил, в чем дело, и приказал отступать.

О скифах написал Геродот. Он был человек дотошный, и чтобы проверить то, что о них рассказывали, даже съездил в Ольвию, греческую колонию недалеко от современной Одессы. С тех пор почти все, что мы знаем о скифах, мы черпаем из «Истории» Геродота.

С самого раннего детства приучались скифы к степной, кочевой жизни, чтобы потом можно было вынести все ее превратности. Часто они, прежде чем ходить, уже научались ездить верхом, если не на коне, то на козле, за рога которого могли крепко держаться. Детей рано сажали на спину длинногривых, низкорослых степных лошадей, а когда они начинали привыкать передвигаться в мире не на двух слабых человеческих ногах, а на четырех сильных конских, им давали в руки лук. Даже ноги скифов принимали форму конских боков, а стрелять на скаку из лука они умели почти без промаха. Можно сказать, что скифы разучились ходить пешком: едва выйдя из кибитки, они сразу же вскакивали на коня. Табун обычно пасся в некотором отдалении, а жеребят привязывали около кибиток, чтобы женщины могли тут же доить кобылиц, приходящих кормить жеребят. Потому что все степные народы пили молоко кобылиц, а еще охотнее – кумыс, кисловатый на вкус напиток из перебродившего кобыльего молока. Ели они также сделанные из этого молока масло и сыр. Доили и овец, ведь кроме молочных продуктов и мяса они почти не ели ничего другого.

Роды объединялись в племена, но каждое племя жило на своей территории, размерами с небольшую страну, разрозненно, и мужчины собирались вместе лишь тогда, когда их созывали на совет или в поход. А воевать им приходилось часто – то с другими степными племенами или союзами племен, то с народами стран, лежащих по соседству со степями, от Китая до Европы.

Но чаще всего они сражались и убивали друг друга, чтобы завладеть пространством, более богатым водой, с более сочными пастбищами, особенно в засушливые годы, ведь каждое племя хотело, чтобы от голода и жажды гибли овцы не его, а соседнего племени. Какой беспредельно широкой ни была степь (она простиралась на тысячи километров), уже в первое тысячелетие до н. э. в ней не было ни безлюдных мест, ни пастбищ, где не пасся бы скот. И как раз к этому времени, к 1000 г. до н. э., стали высыхать и превращаться в пустыни такие большие степные пространства, как Такламакан и Гоби. Люди же и стада все умножались, так что степным племенам временами необходимо было уходить оттуда в другие края.

Одним из выходов из создавшегося положения был захват пастбищ соседей. Такие кровавые стычки перемололи много племен, оттеснили некоторые племена в северные бескрайние леса. Племена-победители часто объединяли оставшиеся степные народы в такие могущественные союзы, что уже могли не только совершать грабительские набеги на соседние земледельческие страны, но и вести захватнические войны. Это вновь и вновь возрождающееся степное бедствие держало в постоянном страхе многие народы.

Способ ведения войны степных племен с самого начала был кровавым и жестоким. Геродот писал о скифах: «Когда скифский воин убьет своего первого врага, то пьет его кровь. Головы убитых в сражении врагов несет он своему царю, получает свою часть добычи лишь тогда, когда покажет хотя бы одну голову, иначе не получит он ничего. Кожу с черепа скиф снимает таким образом, что надсекает ее около ушей, потом стягивает с черепа. Воловьим ребром он счищает с кожи мясо, а потом разминает ее до тех пор, пока она не станет мягкой, похожей на платок. Тогда скиф вешает ее на поводья и гордо возит с собой. Потому что самым выдающимся считается тот воин, у кого больше всего платков из кожи».

Союзы скифы скрепляли кровью: вожди надрезали себе вену, собирали стекающую кровь в сосуд и по очереди пили из него. Измену, мятеж скифы считали смертным грехом. Если царь приказывал кого-нибудь убить, то не оставляли в живых не только сыновей этого человека, но и всех мужчин в семье, не причиняли зла только женщинам. Благодаря этому скифы поддерживали в своих рядах такую дисциплину, что смогли противостоять самым сильным государствам своего времени.

Но большинство степных племен исчезло, рассеялось, так что и следа от них не осталось, разве что в чревах степных курганов (насыпных могильных холмах). В скифскую эпоху существовал обычай хоронить знатных воинов вместе с любимыми слугами и лошадьми под огромными земляными насыпями. Но курганы не торопились раскрывать свои тайны.

Две тысячи лет никто ничего не знал о скифах, кроме того, что о них рассказал Геродот. Но в начале XVIII в. Петр I приказал расследовать дела о грабежах древних курганов в Южной Сибири. Грабителей нашли, их находки конфисковали и переслали в столицу. Обнаруженные в курганах находки свидетельствовали о том, что степные народы не только были умелыми скотоводами, но и превосходными кузнецами, золотых дел мастерами, шорниками, изготовителями луков, плотниками, колесниками, гончарами, не говоря уже о пряхах, ткачихах, изготовительницах войлока, создававших шедевры рукоделия. Так начала создаваться коллекция «скифского золота». Основная ее часть происходит из причерноморских степей, из так называемых царских курганов.

Большинство царских курганов датируется IV в. до н. э. Богатство скифской аристократии ни до, ни после никогда не достигало таких размеров, как в это время. К IV в. до н. э. относится и начало городской жизни в Скифии. Геродот отмечал, что в степной Скифии не было городов. Но в конце V в. до н. э. возникло Каменское городище на Днепре. Некоторые исследователи полагают, что это была столица царства Атея – самого известного благодаря античной литературной традиции скифского царя.

Современная наука, особенно украинская и российская, представляет Атея единоличным правителем, исполнителем задачи объединения Скифии под эгидой единой центральной власти, человеком, при котором развитие скифского государства достигло своего апогея. В долголетнее правление Атея Скифия стала мощной централизованной державой, раскинувшейся от Дуная до Дона (включая Крым). В этом государстве со столицей на Днепре существовала ярко выраженная социальная иерархия и четко организованный аппарат управления на всех уровнях власти. Скифы эксплуатировали зависимых оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников, имели собственное развитое производство, обширную торговлю, царскую монету, чеканенную в греческих городах. Осуществляя давние устремления скифов, Атей вел довольно успешные военные действия во Фракии, угрожая весьма удаленному от его владений Византию, и на равных вел себя с создателем Македонской державы Филиппом, в битве с которым и нашел свою кончину в 339 г. до н. э.

Существует предположение о том, где искать несметные сокровища скифского царя. Один из персонажей, изображенных на верхнем ярусе знаменитой золотой пекторали из кургана Толстая Могила, указывает правой рукой на треугольный лоскут овечьей шкуры. При определенной доле фантазии в этом куске шкуры можно увидеть Крым, правда, так, как его должны были видеть скифы – вверх ногами. Так вот перст правого скифа, как полагают некоторые исследователи, указывает на место, где спрятаны сокровища Атея. Дело за малым – осталось только их найти.

Об Атее сохранилось сравнительно много сведений, но все они относятся к позднему времени. Приведенные в них факты и рассказы, как и монеты с его именем, породили в науке целый ряд гипотез и концепций, разногласий и сомнений. Имеются ли в действительности какие-то определенные источники, указывающие, что Атей царствовал над всеми скифами от Волги до Дуная, как считает современная наука? Опираясь в основном на краткую справку Страбона: «Атей, воевавший с Филиппом, сыном Аминты, кажется, господствовал над большинством тамошних варваров», ученые по-разному определяют границы его царства.

В настоящее время можно выделить три альтернативные точки зрения относительно того, каким именно скифским царством управлял Атей: объединенной, так называемой Великой Скифией; племенным объединением скифов на территории от Борисфена до Дуная или небольшим военно-политическим формированием в Добрудже. Кроме того, весьма важно вводное слово, «кажется», которое Страбон поставил не случайно, а явно потому, что у него не было точных сведений о том, какими именно племенами управлял Атей и так ли это было в действительности. В целом же не сохранилось ни одного свидетельства в письменных источниках, которое можно было бы связать с Атеем как царем Великой Скифии.

В такой же мере вряд ли правомерно считать, что он, как один из величайших царей, был похоронен в кургане Чер-томлык, а его сын с женой – дочерью боспорского царя – в кургане Огуз. Одним из аргументов для доказательства определения погребенного царя приводится граффито на донышке серебряного кубка (ААТАА), которое читается, как имя Атей. Однако на дне этого сосуда прочерчен целый ряд других буквенных знаков и рисунок, что в совокупности следует трактовать как магические знаки, возможную связь с богиней забвения Атой, но уж никак не с Атеем.

В античной литературной традиции Атей именуется царем, но только в сочинении Юстина упомянуто о Скифском царстве. Как ни странно, ни один из авторов не указывает его точное географическое расположение, хотя все, за исключением Страбона, размещали его в Нижнем Подунавье. Из письменных источников ясно, что у скифов существовала определенная государственная организация, во главе которой находился царь. Если во время войны с персидским царем Дарием у скифов еще сохранялся какой-то совет, по крайней мере «базилевсов», то царь Атей во всех дошедших до нас документах действует единолично. Ни о каких его соправителях в трудах древних авторов не упоминается.

Как сообщает Лукиан Самосатский, Атей погиб в сражении с Филиппом Македонским у реки Истр в возрасте более 90 лет. Дата битвы установлена благодаря упоминанию Юстина об осаде Византия (339 г. до н. э.) и не вызывает разногласий у современных исследователей. Исходя из этих сведений, можно считать, что Атей родился в 30-е годы V в. до н. э. Однако долгая жизнь и царствование Атея не особенно интересовали греческих авторов до тех пор, пока он не столкнулся с Филиппом Македонским. Несмотря на свой преклонный возраст, Атей не только значился царем, но и участвовал в военных походах и сражениях, что свидетельствует о его необычайной физической выносливости и крепком здоровье, а также стремлении продемонстрировать эти качества как перед собственным племенем, так и перед врагом. Несомненно, что в своем царстве он пользовался популярностью и уважением, если все еще находился у власти в возрасте 90 лет и мог водить своих воинов в битвы.

В такой ситуации можно было удержаться у власти в том случае, если в его окружении существовала значительная группа старейшин, поддерживавших его политику. Насколько в варварских объединениях было развито соперничество за власть между братьями и сыновьями, хорошо известно из новелл Геродота об Анахарсисе и Скиле, убитых соплеменниками. Видимо, такого отношения к власти не было в царстве Атея, что можно объяснить отсутствием сильных претендентов на престол; силой его влияния, активностью действий, огромной популярностью и авторитетом среди всех подданных; решениями во внутренней и внешней политической деятельности; сохранением исконных обычаев предков. Литературные свидетельства лишь до некоторой степени позволяют раскрыть характерные черты его деятельности.

Так, в «Нравственных изречениях» Плутарха, где были записаны изречения царей, привлекают внимание высказывания Атея. Даже если они не в полной мере отражают реалии из жизни этого правителя, они интересны тем, что именно таким его представляли эллины, любившие размышлять над разными сентенциями. В одной из них, якобы взятой из письма Филиппу II, Атей писал: «Ты властвуешь над македонцами, обученными воевать с людьми, а я – над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой». Здесь чувствуется явное противопоставление захватнической политики Филиппа и мирного сосуществования скифов со своими соседями (если те не предпринимали против них враждебных действий), и это на самом деле отвечает исторической правде. Согласуется с археологическими источниками и относительная бедность того скифского племени, которое базировалось в Подунавье, вытекающая из их умения бороться с голодом и жаждой. В таком же смысле можно понять и другие изречения Атея, например, свидетельствующие о его любви к лошадям. Так, пришедших к нему послов он спросил, чистя коня, занимается ли этим Филипп.

Древние авторы отмечали также особую хитрость Атея в проведении сражений с соседними племенами. Так, во время боя с трибаллами он приказал женщинам, детям и всем остальным, кто не входил в число его воинов-всадников, подогнать к тылу врага ослов и быков, неся при этом поднятые копья. Одновременно пустил слух, что к нему на помощь идет отдаленные скифские племена. Три-баллы испугались и отступили.

Но если Атей был так могуществен, как об этом говорят многие современные историки, если он имел сильное и многочисленное войско, то почему он не разгромил богатейшего в то время боспорского царя? Почему он только создавал видимость множества войска в борьбе с трибаллами и опирался преимущественно на свою природную хитрость и мудрость? И почему он искал помощи, когда на него хотел идти войной истрианский правитель, который вряд ли имел более сильное войско, чем так называемая объединенная Великая Скифия?

Атей во время войны с истрианами обратился за помощью к Филиппу II Македонскому, пообещав тому за это усыновить его и сделать, как ни странно, наследником Скифского царства. Но поскольку истрианский царь внезапно умер, то Атей тут же передумал и отверг помощь Филиппа, передав ему, что вовсе не просил его помочь и не предлагал усыновления, так как наследник при жизни собственного сына ему вовсе не нужен. Возникает закономерный вопрос: почему Атей сделал такое предложение, а Филипп поверил ему, послав на помощь отряд своих воинов. Не могло быть, чтобы македонский правитель не знал, что на самом деле представляет собой царство Атея, его семейство и окружение, а также лично сам царь, если воспользовался столь заманчивым предложением и решил оказать военную помощь. Филиппу II в то время исполнилось сорок два года и по своему возрасту он вполне мог быть не только сыном, но и внуком Атея. В борьбе за создание великой Македонии Филипп II использовал разнообразные методы, в том числе и достаточно хитроумные, как в случае с Атеем. Без всякой борьбы, лишь оказав подмогу, путем усыновления он надеялся присоединить к своей державе и скифские земли в Добрудже, что в итоге открыло бы для него прямой путь дальше на северо-запад Балкан. Обращение же Атея к македонцу было вызвано, вероятно, какими-то экстраординарными событиями в жизни царя и подвластного ему племени, может быть, страхом престарелого вождя на склоне жизни лишиться власти и стать подданным более молодого правителя.

После того, как Атей отправил обратно военный отряд, присланный Филиппом для борьбы с истрианами, разгневанный македонец направил к нему своих послов с требованием покрыть хотя бы часть издержек по осаде Византия, который ему никак не удавалось завоевать. «Атей, указав на суровый климат и скудость земли, которая не только не обогащает скифов наследственными имениями, но едва дает нужное для пропитания, ответил, что у него нет таких сокровищ, которыми можно было бы удовлетворить столь богатого царя; что, по его мнению, постыднее отделаться малым, чем отказать во всем, и что скифы ценятся не по богатствам, а по душевной доблести и телесной выносливости».

В ответ Филипп, сняв осаду Византия, отправился на войну со скифами. Посланные им послы уведомили Атея, что македонское войско движется к Истру, чтобы согласно обету установить статую Геракла, и Филипп просит свободного пропуска через его земли. Поняв хитрость Македонца, скифский царь передал ему, что будет лучше, если привезут статую без сопровождения воинов, он сам ее поставит, и она будет находиться здесь в целости и сохранности. В противном случае он не позволит македонскому войску нарушить границы его владений, а если Филипп посмеет поставить статую героя, то она будет переплавлена на наконечники стрел, как только он уйдет.

Угроза Атея не изменила планов Филиппа, явно хорошо осведомленного о том, какими на самом деле военными силами обладает гордый скиф. В состоявшемся сражении скифы были побеждены. Македонцы разорили скифское царство, захватили в плен 20 000 женщин и детей, большое количество скота, а также 20 000 великолепных лошадей.

Очевидно, все скифские воины были перебиты. Обычно Филипп очень жестоко расправлялся с противниками: так, после победы в кровавой битве на Крокусовом поле в Фессалии в 352 г. до н. э. он повелел всех захваченных в плен фокидских воинов (около 3000) утопить в море, а труп их правителя Ономарха распять.

В бою против Филиппа Атей погиб. Как поступил с его телом Македонец, никто из авторов не сообщает. Но самого главного, за чем пришел сюда Филипп, на скифской земле не оказалось. Он не смог увезти отсюда ни золота, ни серебра. Тем самым подтвердились слова Атея о бедности скифов в том значении, как понимал богатство македонский царь, для которого оно выражалось во владении драгоценными металлами. Главной же гордостью скифского правителя были прекрасные лошади и земля, на которой обитали его соплеменники.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Часть Третья Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской

Часть Третья

Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской

Содержание

Рассказ 1. Сокровища царских гробниц в Уре.

Рассказ 2. Сокровища Мари.

Рассказ 3. Сокровище Вавилона.

Рассказ 4. Статуи дворца царя Ассирии Ашшурнасирапала

Рассказ 5. Библиотека Ашшурбанапала.

Рассказ 6. Архив царей Ассирии.

Рассказ 7. Разграбленные гробницы Ашшура.

Рассказ 8. Поиски великого храма царя Соломона

Клады древней Месопотамии также относятся к культовым кладам. Хотя здесь немалое место среди сокровищ занимают не только золото, серебро и драгоценные камни, но и сокровища культурного и архитектурного характера. Мене могут сказать, что архитектурные ценности нельзя вывезти. Ведь стоят же египетские пирамиды там где их построили. Но знаменитые ворота Вавилова вывезли и сейчас они в Германии! И это также величайшая драгоценность и она приносит немалые деньги благодаря туристическому бизнесу.

При написании части "Сокровища древней Месопотамии и земли Иудейской" использованы следующие источники:

1. Белицкий М. "Забытый мир шумеров". М.: 1980.

2. "История Востока". М.: 1995–1997.

3. "История Древнего Восток". М.: 1983–1988.

4. Маккуин Дж. Г. "Хетты и их современники в Малой Азии". М.: 1983.

5. Мельников Л.И. "Цивилизации и великие реки". М.: Прогресс, 1995.

6. Керам К. "Боги, гробницы, ученые". М.: Иностранная литература, 1960.

7. Низовский Л.В. "100 великих археологических открытий". М.: Вече, 2002.

8. Лэнгли Э. "Сокровища и клады". М.: Росмэн, 1999.

9. "Хрестоматия по истории Древнего Востока". М.: 1962.

10. Флавий И. "Иудейские древности". М.: 1994.

11. Хэнкок Грэм "Следы богов /в поисках истоков древних цивилизаций". М.: "Вече", 1998.

История Первая

Сокровища царских гробниц в Уре

Ур один из самых древних городов на земле. Он стал играть важную роль в истории Междуречья в III тысячелетии до н. э.

Город Ур прославленный благодаря многочисленным храмам и дворцам переживал период наивысшего расцвета в период так называемой Третьей династии. Это эпоха подъема шумерской культуры.

Ур считался городом бога луны Сина. Основатель Третьей династии Урнаму построил на рубеже XXII–XXI веков до н. э. знаменитый зиккурат Ура, недалеко от царского дворца.

Трехступенчатый зиккурат в Уре высотой 21 метр сохранился до наших дней. Его верхние ярусы опираются на громадную прямоугольную пирамиду высотой около 15 метров. На вершину зикуурата вели три широкие и длинные лестницы, по которым во время религиозных празднеств поднимались ритуальные процессии.

Последний царь Ура Третьей династии Иббн-Суэн был побежден армией Элама и попал в плен. После этого события Ур приходит в упадок.

Полномасштабные археологические раскопки этого древнего города шумеров начались в 1922 году и велись долгое время в течение двенадцати сезонов с 1922 по 1934 год. Раскопками руководил английский археолог Леонард Вулли.

Территория города оказалась огромной. С Вулли работала большая команда археологов и рабочих — около 400 человек. Такое количество нечасто встретишь в истории археологии. Но даже несмотря на это, ученые смогли изучить только незначительную часть города. Этот открытие не уступало по значимости открытию гробницы Тутанхамона в Египте.

В начале 1927 года экспедиция Вулли приступила к раскопкам городского кладбища. Археологи обнаружили здесь около двух тысяч могил! В Уре вместе с покойниками в могилу всегда клали личные вещи умершего: драгоценности, орудие, посуду и т. д.

"Должен признаться, что научная обработка двух тысяч могил из-за её однообразия наскучила нам до крайности, — вспоминал Вулли впоследствии. — Почти все могилы были одинаковыми, и, как правило, в них не оказалось ничего особенно интересного".

Но вскоре выяснилось, что здесь есть еще одно кладбище и находиться оно прямо под первым! Верхнее, судя по надписям на цилиндрических печатях, относилось ко времени правления Саргона. Под этим кладбищем археологов ждала редкая удача!

В одном из нижних захоронений рядом с гробом лежали два отделанных золотом кинжала, медные резцы и другие инструменты. В ногах гроба лежали набор стрел с кремневыми наконечниками. Когда археологи расчислили гроб, то увидели, что скелет в нем лежал в обычной позе спящего на правом боку. И на фоне человеческих останков сверкало чистое золото! Золотые и лазуритовые бусины, тяжелая золотая чаша, золотой кинжал, двусторонний топор из электра, золотой великолепный шлем!

Этот шлем представляет собой самый прекрасный образец работы шумерских золотых дел мастеров. Его описание есть во многих источниках. Я приведу то, что дает Андрей Низовский в своей книге "100 великих археологических открытий".

"Шлем глубоко надвигался на голову и прикрывал лицо щечными пластинами. Он выкован из чистого золота и имел вид пышной прически. Чеканный рельеф изображал завитки человеческих волос, а отдельные волоски были изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускались вниз плоскими завитками, перехваченными тесьмой. На затылке они завязывались в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадали локонами вокруг вычеканенных ушей с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышавть. По нижнему краю были проделаны маленькие отверстия для ремешков, которыми закреплялся стеганный капюшон. От него сохранились лишь несколько обрывков" (А.Низовский. 100 великих археологических открытий. М.: Вече.2002. -С.80–81.).

Леонард Вули писал впоследствии, что "если бы даже от шемерского искусства ничего больше не осталось, достаточно одного этого шлема, чтобы отвести искусству древнего Шумера почетное место среди цивилизованных народов" (Цит. по книге А.Низовского. 100 великих археологических открытий. М.: Вече.2002. -С.81.).

Кем же был человек голова которого была увенчана таким шлемом? На двух сосудах и на светильнике выведено его имя. "Мескаламдуг. Герой благодатной страны".

Вулли назвал его принцем царского дома, но не царем. Подлинно царские гробницы были открыты им несколько позже. Он нашел здесь 16 царских могил и они были абсолютно не похожи на другие захоронения. Жители Ура хоронили своих владык в гробницах из камня и походили они на настоящие поземные дворцы.

При раскопках знаменитых царских гробниц в Уре было обнаружено 200 тонн золота и различных драгоценностей. Здесь же археологи нашли десятки скелетов убитых при похоронах слуг. 23 человека пошли в могилу вслед за одной из цариц. Молодого царевича сопроводили в могилу, до ворот загробного мира 65 слуг.

В одной из погребальных камер, отведенных для "сопровождающих лиц", археологи увидели шесть воинов в доспехах и медных шлемах. Рядом стояли тяжелые повозки, в каждую из которых было впряжено по три быка. При быках были конюхи и возницы.

С другой стороны комнаты были скелеты роскошно одетых придворных женщин. И рядом с ними скелеты убитых юношей и девушек. Позы у всех покойников были спокойные и насильственный вариант здесь исключается. Скорее всего они приняли смерть без мучений и добровольно, испив яду. Ведь сопровождать мертвого владыку в загробный мир было весьма почетно, и далеко не каждому предоставлялась такая честь. Среди слуг был настоящий конкурс на замещение таких страшных должностей.

В то время загробный мир воспринимался прямым продолжением земной жизни, и устроиться в нем было делом важным. И если слуга отлично жил при дворе своего господина, то зачем менять его в той лучшей жизни за гранью физической смерти?

История Вторая

Сокровища Мари

А теперь стоит вспомнить о другом шумерском городе под названием Мари. Его открыл во второй половине XX века французский археолог профессор Андре Парро. Раскопки города продолжались долго. Можно сказать, что они продолжаются до сих пор. Это работа не для одного поколения археологов.

Случайно обнаруженный город был не просто городом шумерской эпохи, но одним из самых блестящих городских центров древней Месопотамии.

Все здания Мари были построены из кирпича-сырца. В центре города возвышался величественный зиккурат. Расположенный недалеко от него огромный царский дворец царя Зимлирима занимал площадь в 2,5 гектара. Во дворце было больше 300 помещений!

В 1965 году при раскопках дворца царя Зимлирима был найден клад, хранившийся в небольшом кувшине. Это был дар царю Мари от царя Ура, как следует из надписи на кувшине. Здесь были цилиндрические печати, статуэтки из бронзы и слоновой кости. Самая лучшая вещь клада орёл с львиной головой высотой в 12,8 см, с распростертыми крыльями. Крылья и тело его изготовлены из ляпис-лазури, голова и хвост — из золотого листа.

Но это было только начало. Среди руин Мари были найдены раскрашенные терракотовые сосуды, изделия из золота и перламутра, ожерелья, браслеты, драгоценные камни, печати.

Особую ценность представляет найденный во дворце "архив царя Зимлирима", включающий более 23 тысяч клинописных глиняных табличек! Это неоценимая находка для историков, занимающихся историей Месопотамии. Таблички содержат религиозные правила, проекты ритуалов, указы чиновникам от царя, отчеты чиновников, письма с прошениями и т. д.

Был найден и государственный архив Мари с историей международных отношений. "Архив Зимлирима" это наиболее хорошо сохранившийся комплекс древней письменности. И отсюда историки почерпнули многоженство интересной информации по истории Мари.

История Третья

Библиотека Ашшурбанапала

В 1849 году Генри Лэйярд сделал еще одно открытие. Он нашел руины древнего города Ниневия. В городе были обнаружены остатки дворца двух царей Синаххериба и Ашшурбанапала.

Там был найден знаменитый шедевр мирового искусства — рельеф "Умирающая львица". Ныне статуя хранится в Лондоне в Британском музее.

Но самой замечательной находкой в Ниневии была, конечно, библиотека царя Ашшурбанапала! Этот царь с увлечением коллекционировал глиняные книги и собирал мудрость мира в своей столице.

Царь специально посылал людей для поисков текстов для его библиотеки. Царские писцы совершенно не понимали знаков многих табличек, но тщательно их копировали для будущих поколений.

Сам Ашшурбанапал писал об этом:

"Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразборчивые аккадские тексты" (Цит. по книге А.Низовского. 100 великих археологических открытий. М.: Вече.2002. -С.107.).

Значительную часть глиняных табличек царь получил из частный коллекций. Его писцы копировали тексты в различных провинциях Ассирии. На Ашшурбанапала работали ученые и большая группа писцов. Таким образом он создал свою знаменитую библиотеку. В ней имелось множество магических текстов, медицинских трактатов, произведений по философии, астрономии, математике.

Это настоящий клад для ученных пред которым тускнеют многие сокровища. Библиотека Ашшурбанапала сегодня является ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре.

История Четвертая

Архив царей Ассирии

Значительным дополнением к знаменитой библиотеке Ашшурбанапала стала находка архива ассирийских царей. Это большая удача для историков, которые получили возможность проанализировать политическое развитие Ассирийской державы.

В этом архиве было более двух тысяч писем. Это была личная корреспонденция царей от Саргона II до Ашшурбанапала. Большинство писем написано Ашшурбанапалом или адресованы ему. Есть письма написанные царям Саргону и Асархаддону.

Самым интересным аспектом этой переписки служат письма к богам и от богов к царям! В одном из них бог Ашшур сообщает о своем недовольстве царем Шамши-Ададом I и его поступками. "Бог" был недоволен тем скептицизмом, которое царь выказывал по поводу божественных откровений.

История Седьмая

Разграбленные гробницы Ашшура

Знаменитый немецкий археолог Вальтер Андре освободил из плена песков развалины древней священной ассирийской столицы города Ашшура. За историю Ассирии страна знала множество столиц, но все цари чрезвычайно дорожили этим городом. Это был основной сакральный центр государства. Древнее святилище бога Ашшура стало тем самым ядром, из которого выросла первая столица Ассирии и родилось могущество царей этого государства.

Основал здесь столицу первый царь Ассирии Шамши-Адад I (1813–1781 гг. до н. э.). В этом городе археологи обнаружили и царские гробницы. Великие цари уходили по традиции прихватив с собой значительные ценности. Андре уже мечтал о славе Шлимана, но сокровищ в гробницах не оказалась. Все эти гробницы были полностью обчищены грабителями могли еще в древности.

Андре нашел только остатки каменного саркофага разбитого на куски. Он был высечен из цельной каменной глыбы весом в 18 тонн. Грабители облили его нефтью и подожгли. Когда камень раскалился, саркофаг стали поливать холодной водой и он раскололся.

История Пятая

Где храм царя Соломона?

Легендарный царь Соломон как сказано в легендах построил Иерусалимский храм, который не имел себе равных в тогдашнем мире. Это было колоссальное сооружение, где хранились священная реликвия иудеев — Ковчег Завета! В этом ковчеге хранились две каменные доски, на которых Господь начертал десять заповедей!

И помимо вышеназванной святыни там было множество всякого другого добра. У меня язык не поворачивается перечислять эти предметы рядом с реликвией Завета. Но, тем не менее, они также представляют собой немалую ценность.

Солдаты вавилонского царя Навуходоносора до основания разрушили этот храм и скорее всего пред тем его основательно пограбили. Так что теперь этого храма нет и только Святое писание говорит нам о том, что он некогда существовал. Официальная наука считала Библейские предания вымыслом и потому многие ученые и не думали искать остатки этого грандиозного сооружения.

Но так поступали не все. В конце 50-х годов ХХ-го века израильский археолог Йигель Йадин нашел первые археологические подтверждения того, что фигура царя Соломона не вымысел. Во время раскопок в городе Гацор археолог обнаружил городские ворота, что относились к Х-му веку до н. э. Вскоре он же нашел в городе Мегиддо ворота повторяющие по форме ворота в Гацоре. Затем такие же ворота нашли и в Газере! Это говорит о том, что слова Библии об укреплении царем Соломоном городов Газер, Гацор и Мегиддо, совеем не выдумка, а истина.

Следовательно, если Соломон реальное историческое лицо, то его грандиозный храм мог существовать!

В 1933 году израильский археолог Биран обнаружил высеченное имя отца царя Соломона — Давида! А его также считали вымышленным персонажем!

В 1979 году археолог Гэбриэль Барклей нашел в Иерусалиме два серебряных свитка. На них был выгравирован фрагмент из книги "Числа", четвертой из знаменитого Моисеева Пятикнижия. Находку датировали 600 годом до н. э. А это значит, что Библия гораздо более раннего происхождения, чем думали до этого многие ученые! Следовательно, части Ветхого Завета о разрушении храма Соломона могли быть и реальной историей!

В начале 80-х годов ХХ-го века немецкие археологи Иоганн Фибаг и Питер Фибаг нашли доказательства того, что Ковчег Завета пребывал в храме Соломона! В старинном манускрипте, что датировался 1100 годом, упоминался некий Хирам Абифф, который бел архитектором легендарного храма! И этот архитектор писал о Ковчеге!

В 1998 году в Лондоне британский собиратель древностей Шломо Мусаиф показал ученым глиняный черепок из своей коллекции, на котором было 13 слов на древнееврейском языке. Запись была расшифрована, и оказалось, что это упоминание о храме Соломона!

И археологам ХХI-го века предстоит решить эту загадку и найти сокровища древнего царя.

Составитель — Андриенко Владимир

Луганск

Май-октябрь 2007

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также