§ 1. Степные кочевники. История России с древнейших времен до конца XVII века
§ 1. Степные кочевники
Огромные степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из далеких пределов Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Впрочем, последние больше жили в лесостепной и лесной зонах, и только о мадьярской орде известно, что она какое-то время обитала в степной полосе. Однако мадьяры уже до прихода в Европу впитали в себя значительное число иранцев, следы чего обильно сохранились в венгерском языке. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса.
Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу где-то в VIII в., вероятно, под давлением теснивших их с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Под властью хазар венгры некоторое время обитали в области Леведия (на запад от Дона и его правых притоков). Согласно Константину Багрянородному, хазарский хакан даже породнился с венгерским главой, носившим славянский титул «воевода», что говорит о сильном влиянии славян на угров уже в это время. Венгры были нужны хазарам прежде всего как оплот в борьбе против тюрок-печенегов, которые уже в начале IX в., вопреки воле хазар, перешли Волгу и приблизились к Дону. В войне с печенегами венгры потерпели поражение и вынуждены были отойти дальше на запад, за Днепр в область Ателькюзу (Междуречье). Очевидно, это было выгодно и хазарам, так как здесь венгры временно стали оплотом хазар против русов. Случилось это в 30-х годах IX в. Несколько десятилетий спустя в результате большой войны хазар с русами Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры опять были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам (ок. 889 г .), а через несколько лет уйти за Карпаты в Паннонию, где навсегда и обосновались.
Место их в наших южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе тюркских племен, т.е. родственные (по языку) нынешним туркменам. Часть печенегов еще в первой половине X в., а возможно и позже, оставалась на востоке, в степях нынешнего Казахстана, но основная масса обосновалась в степной части Украины.
Печенежская орда никогда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами, а во главе каждой фемы стояли собственные архонты (князья, ханы). Эти восемь фем в свою очередь делились на сорок более мелких объединений со своими главами. Четыре фемы обитали по левую сторону Днепра, четыре — по правую.
На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере — с Русью, на юге — с крымскими владениями Византии (Херсонесом). Под их контролем находилось все нижнее течение Днепра, т.е. конечная часть «пути из варяг в греки». Константин Багрянородный красочно описывает, как русы вынуждены были у днепровских порогов обороняться от нападавших печенегов. Последние (возможно, речь должна идти о разных ордах) могли находиться в союзе с русами или, наоборот, являлись их врагами. Первые столкновения Руси с печенегами русская летопись датирует 915г.
Первоначально печенеги оставались врагами хазар, однако с ослаблением последних, а также под влиянием усиления Руси и подстрекательства греков, печенеги все чаще становились главными противниками русских на юге. Особенно явственно это обнаружилось при Святославе, когда в отсутствие князя печенеги даже пытались взять Киев. В это же приблизительно время с востока через печенежские кочевья прорвалась родственная печенегам орда гузов-торков, которая отдалась под покровительство Киева и заняла русско-печенежское пограничье на юге полянской земли.
Наибольшее усиление печенежских орд приходится на конец X—начало XI в., когда они временно заняли даже районы к северу от реки Рось до реки Стугны. Печенегами заинтересовались католическая церковь, чьи миссионеры направились в степь с целью обращения степняков в христианство. Любопытно, что им в этом содействовал и князь Владимир.
В 1036 г ., когда сын Владимира Ярослав находился в Новгороде, печенеги вновь осадили Киев и было их, по словам летописи, «без числа». Вернувшийся с новгородским войском князь разгромил кочевников на тогдашней окраине города, где вскоре был воздвигнут собор Св. Софии. По словам летописца, печенеги бежали куда глаза глядят, «остаток их бегает где-то и до сего дня». Последнюю фразу не надо понимать буквально. Судьба печенегов оказалась сложнее. Дело в том, что их с востока теснили новые тюрки, кочевники половцы или кыпчаки, и поражение от русских окончательно расстроило печенежские орды. Часть их подчинилась половцам, другая отдалась под власть русских и поселилась в Поросье и прочем пограничье, так что их затем называли «свои поганые» (т.е. язычники). Наконец, значительная орда печенегов ушла на Балканы, прельщенная посулами Византии. Там их в конце концов ожидал трагический конец: они были истреблены византийцами в 80-х годах XI в.
Занявшие южные степи кыпчаки, которых русские именовали половцами, а венгры — куманами, пришли с востока. Они были ответвлением большой тюркской орды, называемой кимаки, обитавшей в X в. на востоке современного Казахстана, имея соседями печенегов, обитавших западнее. Движение кыпчаков, отделившихся от прочих кимаков, на запад началось в первых десятилетиях XI в. В середине века они уже господствовали на огромном степном пространстве от Алтая до Дуная, получившем название Даште-кипчак или Половецкая степь. Но почти сразу обнаружилась разобщенность восточных и западных кыпчаков, которые никогда не составляли единого политического целого. Впрочем, это трудно сказать даже для европейских кыпчаков (половцев).
Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом. Весьма сложными складывались отношения половцев с соседними странами и народами. На Северном Кавказе они заселили его степную часть и нередко враждовали с местным населением, особенно с аланами, горцами Дагестана и адыгами. В конечном счете кыпчаки в ряде предгорных районов смешивались с более старым населением, и в итоге такого смешения возникли этносы карачаевцев, балкарцев и кумыков, говорящие на языках — потомках кыпчакского, но являющихся одновременно и потомками части алан и некоторых других кавказских народов.
На протяжении XI—XII вв. половцы заселили и степные пространства Крыма, а на северо-востоке их этническое влияние распространилось на Волжскую Булгарию и Башкурт, хотя, как мы говорим, «кыпчакизация» булгар волжских и башкуртов имела место уже позже, в период Золотой Орды.
Больше всего мы знаем о сношениях половцев с Русью. Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переяславля Южного) в 1068 г ., после чего в Киеве началось народное восстание и другие перемены. Затем последовал цикл русско-половецких конфликтов, для конца XI в. обычно неудачных для распадавшейся Руси. Только благодаря интенсивной деятельности Владимира Мономаха удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжелых ударов. В итоге часть половецких орд даже оставила южные степи и по приглашению грузинского царя Давида Строителя откочевала в Грузию, где играла роль придворного царского войска, помогавшего в борьбе Грузии против родичей половцев турок-сельджуков.
После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами усилились, столкновения их с русскими носили разный характер, приводя к разным результатам. Имели место весьма успешные походы в степь, но наряду с ними и тяжкие поражения русских (знаменитый поход Игоря Святославича). Важнее здесь отметить другое. Длительное соседство половцев с Русью приводило не только к войнам, но и к системе мирных сношений разного вида. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, имела место постоянная торговля между кочевниками половцами и русскими. Под воздействием более культурной Руси в половецкую среду проникало христианство, и наследники половецких ханов принимали христианские имена (Юрий Кончакович, сын победителя Игоря Святославича). Еще важнее отметить наметившуюся тенденцию к частичному оседанию половцев на землю, что имело место и на востоке под влиянием среднеазиатских обществ и в Европе под воздействием Руси. Известны даже половецкие города (например, на месте нынешнего Харькова, или таинственного города Суджа, откуда был взят в Грузию для женитьбы на царице Тамар Юрий Андреевич). Такое сближение между половцами и русскими в разных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20—30-х годах XIII в., которое для европейских половцев (в отличие от азиатских кыпчаков) стало, как и для Руси, национальной трагедией.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Степные кочевники
Количество просмотров публикации Степные кочевники - 261
Глава 3. Неславянские народы IX — начала XIII в.
Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, тем не менее оставалось по преимуществу славянским, и наряду с ним существовали различные народы, иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития. В целях удобства изложения их можно разделить на три большие группы: 1. Степные кочевники. 2. Народы Поволжья, Урала и Севера. 3. Северный Кавказ.
Огромные степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из далеких пределов Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Впрочем, последние больше жили в лесостепной и лесной зонах, и только о мадьярской орде известно, что она какое-то время обитала в степной полосе. При этом мадьяры уже до прихода в Европу впитали в себя значительное число иранцев, следы чего обильно сохранились в венгерском языке. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса.
Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу где-то в VIII в., вероятно, под давлением теснивших их с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Под властью хазар венгры неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время обитали в области Леведия (на запад от Дона и его правых притоков). Согласно Константину Багрянородному, хазарский хакан даже породнился с венгерским главой, носившим славянский титул ʼʼвоеводаʼʼ, что говорит о сильном влиянии славян на угров уже в это время. Венгры были нужны хазарам прежде всего как оплот в борьбе против тюрок-печенегов, которые уже в начале IX в., вопреки воле хазар, перешли Волгу и приблизились к Дону. В войне с печенегами венгры потерпели поражение и вынуждены были отойти дальше на запад, за Днепр в область Ателькюзу (Междуречье). Очевидно, это было выгодно и хазарам, так как здесь венгры временно стали оплотом хазар против русов. Случилось это в 30-х годах IX в. Несколько десятилетий спустя в результате большой войны хазар с русами Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры опять были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам (ок. 889 г .), а через несколько лет уйти за Карпаты в Паннонию, где навсегда и обосновались.
Место их в наших южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе тюркских племен, ᴛ.ᴇ. родственные (по языку) нынешним туркменам. Часть печенегов еще в первой половине X в., а возможно и позже, оставалась на востоке, в степях нынешнего Казахстана, но основная масса обосновалась в степной части Украины.
Печенежская орда никогда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами, а во главе каждой фемы стояли собственные архонты (князья, ханы). Эти восемь фем в свою очередь делились на сорок более мелких объединений со своими главами. Четыре фемы обитали по левую сторону Днепра, четыре — по правую.
На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере — с Русью, на юге — с крымскими владениями Византии (Херсонесом). Под их контролем находилось все нижнее течение Днепра, ᴛ.ᴇ. конечная часть ʼʼпути из варяг в грекиʼʼ. Константин Багрянородный красочно описывает, как русы вынуждены были у днепровских порогов обороняться от нападавших печенегов. Последние (возможно, речь должна идти о разных ордах) могли находиться в союзе с русами или, напротив - являлись их врагами. Первые столкновения Руси с печенегами русская летопись датирует 915ᴦ.
Первоначально печенеги оставались врагами хазар, однако с ослаблением последних, а также под влиянием усиления Руси и подстрекательства греков, печенеги все чаще становились главными противниками русских на юге. Особенно явственно это обнаружилось при Святославе, когда в отсутствие князя печенеги даже пытались взять Киев. В это же приблизительно время с востока через печенежские кочевья прорвалась родственная печенегам орда гузов-торков, которая отдалась под покровительство Киева и заняла русско-печенежское пограничье на юге полянской земли.
Наибольшее усиление печенежских орд приходится на конец X—начало XI в., когда они временно заняли даже районы к северу от реки Рось до реки Стугны. Печенегами заинтересовались католическая церковь, чьи миссионеры направились в степь с целью обращения степняков в христианство. Любопытно, что им в данном содействовал и князь Владимир.
В 1036 г ., когда сын Владимира Ярослав находился в Новгороде, печенеги вновь осадили Киев и было их, по словам летописи, ʼʼбез числаʼʼ. Вернувшийся с новгородским войском князь разгромил кочевников на тогдашней окраине города, где вскоре был воздвигнут собор Св. Софии. По словам летописца, печенеги бежали куда глаза глядят, ʼʼостаток их бегает где-то и до сего дняʼʼ. Последнюю фразу не нужно понимать буквально. Судьба печенегов оказалась сложнее. Дело в том, что их с востока теснили новые тюрки, кочевники половцы или кыпчаки, и поражение от русских окончательно расстроило печенежские орды. Часть их подчинилась половцам, другая отдалась под власть русских и поселилась в Поросье и прочем пограничье, так что их затем называли ʼʼсвои поганыеʼʼ (ᴛ.ᴇ. язычники). Наконец, значительная орда печенегов ушла на Балканы, прельщенная посулами Византии. Там их в конце концов ожидал трагический конец: они были истреблены византийцами в 80-х годах XI в.
Занявшие южные степи кыпчаки, которых русские именовали половцами, а венгры — куманами, пришли с востока. Οʜᴎ были ответвлением большой тюркской орды, называемой кимаки, обитавшей в X в. на востоке современного Казахстана, имея соседями печенегов, обитавших западнее. Движение кыпчаков, отделившихся от прочих кимаков, на запад началось в первых десятилетиях XI в. В середине века они уже господствовали на огромном степном пространстве от Алтая до Дуная, получившем название Даште-кипчак или Половецкая степь. Но почти сразу обнаружилась разобщенность восточных и западных кыпчаков, которые никогда не составляли единого политического целого. Впрочем, это трудно сказать даже для европейских кыпчаков (половцев).
Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом. Весьма сложными складывались отношения половцев с соседними странами и народами. На Северном Кавказе они заселили его степную часть и нередко враждовали с местным населением, особенно с аланами, горцами Дагестана и адыгами. В конечном счете кыпчаки в ряде предгорных районов смешивались с более старым населением, и в итоге такого смешения возникли этносы карачаевцев, балкарцев и кумыков, говорящие на языках — потомках кыпчакского, но являющихся одновременно и потомками части алан и некоторых других кавказских народов.
На протяжении XI—XII вв. половцы заселили и степные пространства Крыма, а на северо-востоке их этническое влияние распространилось на Волжскую Булгарию и Башкурт, хотя, как мы говорим, ʼʼкыпчакизацияʼʼ булгар волжских и башкуртов имела место уже позже, в период Золотой Орды.
Больше всего мы знаем о сношениях половцев с Русью. Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переяславля Южного) в 1068 г ., после чего в Киеве началось народное восстание и другие перемены. Далее последовал цикл русско-половецких конфликтов, для конца XI в. обычно неудачных для распадавшейся Руси. Только благодаря интенсивной деятельности Владимира Мономаха удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжелых ударов. В итоге часть половецких орд даже оставила южные степи и по приглашению грузинского царя Давида Строителя откочевала в Грузию, где играла роль придворного царского войска, помогавшего в борьбе Грузии против родичей половцев турок-сельджуков.
После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами усилились, столкновения их с русскими носили разный характер, приводя к разным результатам. Имели место весьма успешные походы в степь, но наряду с ними и тяжкие поражения русских (знаменитый поход Игоря Святославича). Важнее здесь отметить другое. Длительное соседство половцев с Русью приводило не только к войнам, но и к системе мирных сношений разного вида. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, имела место постоянная торговля между кочевниками половцами и русскими. Под воздействием более культурной Руси в половецкую среду проникало христианство, и наследники половецких ханов принимали христианские имена (Юрий Кончакович, сын победителя Игоря Святославича). Еще важнее отметить наметившуюся тенденцию к частичному оседанию половцев на землю, что имело место и на востоке под влиянием среднеазиатских обществ и в Европе под воздействием Руси. Известны даже половецкие города (к примеру, на месте нынешнего Харькова, или таинственного города Суджа, откуда был взят в Грузию для женитьбы на царице Тамар Юрий Андреевич). Такое сближение между половцами и русскими в разных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20—30-х годах XIII в., ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для европейских половцев (в отличие от азиатских кыпчаков) стало, как и для Руси, национальной трагедией.
referatwork.ru
Кочевники и степь
В трудные времена, в случае засухи, слишком холодной зимы или падеже скота, кочевники поправляли свое пошатнувшееся материальное благополучие с помощью набегов. Во-первых, такие набеги были просто вопросом выживания племени. Когда в IV веке епископ Григорий попытался обратить сарматов в христианство и начал увещевать их отказаться от набегов, сарматский вождь ответил ему: “если мы прекратим набеги и грабеж, как же мы будем жить?” Но для многих кочевников набеги были не просто способом добычи средств к существованию, а глубоко укорененным обычаем. Гунны и авары со временем совершенно забросили скотоводство, предавшись исключительно грабежу. Государство аваров так и называлось современниками “государством грабителей”. От скотоводства со временем осталось лишь одно коневодство, без которого кочевники никак не могли обойтись.
Степные кочевники имели кибитки, в которых они жили. Глиняная модель, относящаяся к IV - II вв. до н.э.
Однако коневодство было не только сильной стороной кочевников, но также накладывало ограничения на их возможности. Для прокорма огромного количества лошадей требовалось много корма, который добыть за пределами в нужном количестве было практически невозможно. Поэтому дольше Венгрии кочевники не могли продвинуться без риска потерять лошадей. После нескольких неудачных попыток вторжения в Западную Европу, закончившихся разгромом в 451 году, гунны остановились в Венгрии.
Появившиеся вслед за гуннами авары продержались на восточных окраинах Европы гораздо дольше. Устойчивость авар объясняется тем, что они не теряли связи со своими товарищами, оставшимися в степи, от которых получали коней. Авары не делали попыток выйти за пределы венгерских равнин, совершая лишь набеги на соседей с целью поживы. Поступая таким образом, они смогли продержаться значительно дольше гуннов, представляя серьезную угрозу для соседей, в первую очередь для Византии, которая в частых столкновениях с аварами усвоила для себя множество уроков. Кстати сказать, постоянная угроза со стороны кочевников заставила аналогичным образом пересмотреть свою военную доктрину и Китай.
Кочевой образ жизни был примерно одинаковым на всем протяжении степи: жизнь в движении, жизнь как милость стихий. Жизнь скотовода-кочевника трудна. Степной климат, особенно в восточной части степей, достаточно суров. Но и на сравнительно мягком западе климат все равно достаточно суровый по меркам Западной Европы и Средиземноморья. Страбон замечает (2.2.2), что степные кочевники живут там, где мало кто захотел бы жить. Но кочевники не только выживали в столь суровых условиях, они процветали, хотя и не без трудностей.
Кочевники обычно живут в легко переносимых жилищах. По свидетельству Аммиана Мацеллина, писавшего в IV веке, сарматы жили в крытых повозках. Он сообщает, что “им нравится их повозки, их жилища. Их скудные пожитки уложены в повозки, обтянутые кожей. Им нравится то, что они могут путешествовать без помех, направляя повозки туда, куда влечет их интерес” (Аммиан, 22.8.42). За несколько веков до Аммиана, в V веке до н.э. Геродот писал, что все скифы “конные лучники, и промышляют не земледелием, а скотоводством, их жилища в кибитках” (Геродот, 4.46). В кибитках находится и все их имущество, “и в них главы семейств спят со своими женщинами, здесь же родятся и вскармливаются дети. Это их дом, куда бы они не пошли, их дом будет с ними”.
Повозки позволяли всему народу перемещаться по степи, освобождая их от привязанности к какому бы то ни было клочку земли. Такой кочевой образ жизни неизбежно накладывал отпечаток на психологию. Человек становился способным без усилий сняться с земли, провести набег. Все эти действия для него были так же естественны, как дыхание.
ciwar.ru
Степной пояс и группы кочевников
Степь – огромное море травы . Оно раскинулось на 8000 км от Манчжурии до Венгрии. Ширина степного пояса составляет около 1000 км. Общие очертания степного пояса неровные, но степь непрерывна. Степь проходит по северным границам государств средней Азии, Захватывает значительную часть России и почти всю Украину, равнинную Венгрию, часть Трансильвании, а в прошлом степь охватывала собой и Анатолию.
Границы степи на севере ограничены лесами, в том числе тайгой, а на юге – пустынями Гоби и Такла-Макан, горами Тянь-Шаня и Памира.
Северная и южная границы степи практически непроходимы. Здесь степь открывает широкий путь для скотоводов-кочевников, пасущих стада овец и крупного рогатого скота. Переходя от пастбища к пастбищу, восточные кочевники постепенно отходили все дальше и дальше на запад.
Степь отчетливо разделяется на западную и восточную части. Западная часть начинается на Венгерской равнине, в Трансильвании и Болгарии, проходит по югу России и достигает Кавказа и Урала, простираясь дальше на восток вплоть до Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Здесь имеется неполный как бы барьер, который тем не менее, ограничивает западную часть степи. Восточная часть степи охватывает с севера и юга Тянь-Шань, переходит в Монголию и достигает Манчжурии. Восточная часть степи лежит выше над уровнем моря, содержит больше пустынных областей и отличается более континентальным и резким климатом. На востоке степь резко ограничена сельскохозяйственными областями Китая, тогда как на западе граница степи довольно четкая и размытая.
Итак, восточная часть степи отличается более сезонными колебаниями климата. Многие восточные степные культуры вполне естественно со временем начинали тяготеть к западу, с его более мягким климатом. Восточная степь зимой надолго покрывается снегом и льдом. На западе зима мягче и короче, здесь степь не разрывают горные хребты и пустыни. Пройдя бутылочное горло перевалов Памира, Тян-Шаня и Алтая, кочевники оказывались совершенно в другой степи, гораздо более удобной для жилья. Пройдя следующий перешеек между Кавказом и Уралом, кочевники оказывались в непосредственной близости от плодородных земель России и Венгрии, открывающих дальнейший путь в Европу. Сама природа степи заставляла кочевников отходить все дальше на запад, В направлении Средней Азии и Европы. Таким образом, появление конных лучников степи на западе было объективно обусловлено. Похожий процесс, но направленный с севера на юг, происходил в Китае. Для защиты от северных кочевников Китай возвел Великую Стену. Переход с севера на юг был также естественен, как и с востока на запад. Некоторые племена, например гунны, успели покочевать в обоих направлениях. Сначала они двигались на юг, но столкновение с Китаем заставило их поменять вектор движения на западный. Другие же племена обычно кочевали в одном из этих двух направлений.
Карта Евразии с указанным на ней степным поясом
В степи возникло множество культур, племен и союзов, которые для внешнего мира представлялись очередной волной переселения или вторжения. Степные кочевники относились к трем языковым группам: индоевропейской, тюркской и монгольской. Первые степные кочевники говорили на иранских языках. К ним относились племена киммерийцев, скифов, саков, сарматов, массагетов, язигов, роксоланов и аланов. Следом за индоевропейцами в степи появились тюрки: гунны, вары, хазары, узбеки, булгары, куманы, башкиры, печенеги и мадьяры. Последние, хотя и говорили на финно-угорском, а не тюркском языке, этнически были в значительной степени отуречены. Последними появились монголы, а затем и тюрко-монголы, например армия Тамерлана и турки-оттоманы.
Кочевники взаимодействовали с китайцами, народами Средней Азии, кавказскими племенами, греками, римлянами, а затем византийцами и русскими.
В степи взаимодействие между различными племенами, группами племен, союзами племен, языковыми группами, культурами, отличались повышенной сложностью и запутанностью. Мы упомянем только наиболее значительные племена. С течением времени одно племя замещалось другим, случалось что значительная часть одного племени заходило в состав другого. При этом даже значительные различия в языке, культуре и происхождении не служили препятствием для такого процесса. Все кочевники вели примерно одинаковый образ жизни, и это объединяло их.
ciwar.ru
§ 1. Степные кочевники. А.Н. Боханов, М.М. Горинов.История России с древнейших времен до конца XVII века.
§ 1. Степные кочевники
Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, тем не менее оставалось по преимуществу славянским, и наряду с ним существовали различные народы, иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития. В целях удобства изложения их можно разделить на три большие группы: 1. Степные кочевники. 2. Народы Поволжья, Урала и Севера. 3. Северный Кавказ.
Огромные степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из далеких пределов Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Впрочем, последние больше жили в лесостепной и лесной зонах, и только о мадьярской орде известно, что она какое-то время обитала в степной полосе. Однако мадьяры уже до прихода в Европу впитали в себя значительное число иранцев, следы чего обильно сохранились в венгерском языке. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса.
Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу где-то в VIII в., вероятно, под давлением теснивших их с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Под властью хазар венгры некоторое время обитали в области Леведия (на запад от Дона и его правых притоков). Согласно Константину Багрянородному, хазарский хакан даже породнился с венгерским главой, носившим славянский титул «воевода», что говорит о сильном влиянии славян на угров уже в это время. Венгры были нужны хазарам прежде всего как оплот в борьбе против тюрок-печенегов, которые уже в начале IX в., вопреки воле хазар, перешли Волгу и приблизились к Дону. В войне с печенегами венгры потерпели поражение и вынуждены были отойти дальше на запад, за Днепр в область Ателькюзу (Междуречье). Очевидно, это было выгодно и хазарам, так как здесь венгры временно стали оплотом хазар против русов. Случилось это в 30-х годах IX в. Несколько десятилетий спустя в результате большой войны хазар с русами Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры опять были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам (ок. 889 г .), а через несколько лет уйти за Карпаты в Паннонию, где навсегда и обосновались.
Место их в наших южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе тюркских племен, т.е. родственные (по языку) нынешним туркменам. Часть печенегов еще в первой половине X в., а возможно и позже, оставалась на востоке, в степях нынешнего Казахстана, но основная масса обосновалась в степной части Украины.
Печенежская орда никогда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами, а во главе каждой фемы стояли собственные архонты (князья, ханы). Эти восемь фем в свою очередь делились на сорок более мелких объединений со своими главами. Четыре фемы обитали по левую сторону Днепра, четыре — по правую.
На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере — с Русью, на юге — с крымскими владениями Византии (Херсонесом). Под их контролем находилось все нижнее течение Днепра, т.е. конечная часть «пути из варяг в греки». Константин Багрянородный красочно описывает, как русы вынуждены были у днепровских порогов обороняться от нападавших печенегов. Последние (возможно, речь должна идти о разных ордах) могли находиться в союзе с русами или, наоборот, являлись их врагами. Первые столкновения Руси с печенегами русская летопись датирует 915г.
Первоначально печенеги оставались врагами хазар, однако с ослаблением последних, а также под влиянием усиления Руси и подстрекательства греков, печенеги все чаще становились главными противниками русских на юге. Особенно явственно это обнаружилось при Святославе, когда в отсутствие князя печенеги даже пытались взять Киев. В это же приблизительно время с востока через печенежские кочевья прорвалась родственная печенегам орда гузов-торков, которая отдалась под покровительство Киева и заняла русско-печенежское пограничье на юге полянской земли.
Наибольшее усиление печенежских орд приходится на конец X—начало XI в., когда они временно заняли даже районы к северу от реки Рось до реки Стугны. Печенегами заинтересовались католическая церковь, чьи миссионеры направились в степь с целью обращения степняков в христианство. Любопытно, что им в этом содействовал и князь Владимир.
В 1036 г ., когда сын Владимира Ярослав находился в Новгороде, печенеги вновь осадили Киев и было их, по словам летописи, «без числа». Вернувшийся с новгородским войском князь разгромил кочевников на тогдашней окраине города, где вскоре был воздвигнут собор Св. Софии. По словам летописца, печенеги бежали куда глаза глядят, «остаток их бегает где-то и до сего дня». Последнюю фразу не надо понимать буквально. Судьба печенегов оказалась сложнее. Дело в том, что их с востока теснили новые тюрки, кочевники половцы или кыпчаки, и поражение от русских окончательно расстроило печенежские орды. Часть их подчинилась половцам, другая отдалась под власть русских и поселилась в Поросье и прочем пограничье, так что их затем называли «свои поганые» (т.е. язычники). Наконец, значительная орда печенегов ушла на Балканы, прельщенная посулами Византии. Там их в конце концов ожидал трагический конец: они были истреблены византийцами в 80-х годах XI в.
Занявшие южные степи кыпчаки, которых русские именовали половцами, а венгры — куманами, пришли с востока. Они были ответвлением большой тюркской орды, называемой кимаки, обитавшей в X в. на востоке современного Казахстана, имея соседями печенегов, обитавших западнее. Движение кыпчаков, отделившихся от прочих кимаков, на запад началось в первых десятилетиях XI в. В середине века они уже господствовали на огромном степном пространстве от Алтая до Дуная, получившем название Даште-кипчак или Половецкая степь. Но почти сразу обнаружилась разобщенность восточных и западных кыпчаков, которые никогда не составляли единого политического целого. Впрочем, это трудно сказать даже для европейских кыпчаков (половцев).
Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом. Весьма сложными складывались отношения половцев с соседними странами и народами. На Северном Кавказе они заселили его степную часть и нередко враждовали с местным населением, особенно с аланами, горцами Дагестана и адыгами. В конечном счете кыпчаки в ряде предгорных районов смешивались с более старым населением, и в итоге такого смешения возникли этносы карачаевцев, балкарцев и кумыков, говорящие на языках — потомках кыпчакского, но являющихся одновременно и потомками части алан и некоторых других кавказских народов.
На протяжении XI—XII вв. половцы заселили и степные пространства Крыма, а на северо-востоке их этническое влияние распространилось на Волжскую Булгарию и Башкурт, хотя, как мы говорим, «кыпчакизация» булгар волжских и башкуртов имела место уже позже, в период Золотой Орды.
Больше всего мы знаем о сношениях половцев с Русью. Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переяславля Южного) в 1068 г ., после чего в Киеве началось народное восстание и другие перемены. Затем последовал цикл русско-половецких конфликтов, для конца XI в. обычно неудачных для распадавшейся Руси. Только благодаря интенсивной деятельности Владимира Мономаха удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжелых ударов. В итоге часть половецких орд даже оставила южные степи и по приглашению грузинского царя Давида Строителя откочевала в Грузию, где играла роль придворного царского войска, помогавшего в борьбе Грузии против родичей половцев турок-сельджуков.
После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами усилились, столкновения их с русскими носили разный характер, приводя к разным результатам. Имели место весьма успешные походы в степь, но наряду с ними и тяжкие поражения русских (знаменитый поход Игоря Святославича). Важнее здесь отметить другое. Длительное соседство половцев с Русью приводило не только к войнам, но и к системе мирных сношений разного вида. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, имела место постоянная торговля между кочевниками половцами и русскими. Под воздействием более культурной Руси в половецкую среду проникало христианство, и наследники половецких ханов принимали христианские имена (Юрий Кончакович, сын победителя Игоря Святославича). Еще важнее отметить наметившуюся тенденцию к частичному оседанию половцев на землю, что имело место и на востоке под влиянием среднеазиатских обществ и в Европе под воздействием Руси. Известны даже половецкие города (например, на месте нынешнего Харькова, или таинственного города Суджа, откуда был взят в Грузию для женитьбы на царице Тамар Юрий Андреевич). Такое сближение между половцами и русскими в разных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20—30-х годах XIII в., которое для европейских половцев (в отличие от азиатских кыпчаков) стало, как и для Руси, национальной трагедией.