Собственность в древнем египте. Право собственности в древнем египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономика Древнего Египта. Собственность в древнем египте


Формы собственности в древнем Египте

Египетское государство периода Древнего царства было мощным и хорошо организованным аппаратом власти, опиравшимся на генераль­ный принцип власти-собственности. Государственное хозяйство гос­подствовало беспредельно: все причастные к власти именно в силу служебного положения владели своим имуществом, включая не толь­ко должностные, но и личные владения. Данных о купле-продаже и о частных приобретениях рыночного характера применительно к Древнему царству буквально единицы, причем часть их по меньшей мере спорна. Но все-таки к концу периода привычная описанная выше структура под влиянием процесса приватизации стала деформи­роваться.  

Начавшийся в конце Древнего царства процесс приватизации стал заметно ощущаться после I Переходного периода, с начала Среднего царства. На смену едва ли не абсолютно господствовавшим до того царско-храмовому и вельможному хозяйствам с их псевдолатифунди-стскими методами обработки земли рабочими отрядами во главе с надсмотрщиками пришла новая система хозяйственной практики, ха­рактерная — как то проявило себя и в Двуречье — для более разви­того государства. Государственные царско-храмовые, региональные номово-храмовые и номово-вельможные хозяйства начали использо­вать надельно-арендную систему. Земли стали отдавать в аренду «слугам царя», которые обрабатывали их теперь уже в основном сво­ими орудиями и на свои средства, выплачивая при этом ренту-налог казне, храму или номарху, вельможе. Усиление централизованного контроля при Сенусерте III не изменило этой практики: просто льви­ной долей доходов распоряжались уже не номархи или жрецы номовых храмов (часто обе должности совмещались), а казна в лице ее представителей, присланных из центра чиновников.  

Основ­ными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: доставшейся _по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, пере­давались по наследству, так же как и роди­тельская земля (имущество). Земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее оро­шения, а верховным организатором и рас­порядителем общеегипетской иррига­ционной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому фараону принадлежали верховные права _на всю_ возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египет­ских земель.  

Хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиден­ции-дворца вельможи, окруженной поселе­ниями земледельцев и домами ремеслен­ников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединеные в своего рода рабочие отряды.  

Наряду со средними поместьями повы­шается удельный вес мелкого землевла­дения. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земле­дельцев в эпоху Среднего царства пополни­лось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатывае­мых прежде рабочими отрядами. Теперь эти владения делятся на множество наде­лов, которые передаются в пользование земледельцам с обязательством уплаты налогов и выполнения повинностей. Ана­логичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах.  

www.newtemper.com

Управление государством и частная собственность в Древнем Египте

Управление государством и частная собственность в Древнем Египте

 Глава государства в древнем Египте - это египетский царь — фараон"  —- он управлял государством с помощью целой армии чиновников и военачальников. Чиновники следили за взиманием податей

Каждые два года производились переписи земельных площадей и имущества. Особое внимание уделялось созданию и поддержанию в порядке каналов и плотин. Чиновники сгоняли на работы по постройке оросительных сооружений и дорог крестьян и рабов. Чиновниками были также писцы. Они вели учет населения и скота, ведали государственной перепиской. Их посылали за пределы Египта с различными поручениями.

Первым помощником фараона был визирь. Визирь управлял всеми делами государства. Его называли «глаза и уши царя». Он набирал войско, командовал флотом, был главным судьей. Доходами и расходами государства, его казной ведал главный казначей. С объединением всего Египта под властью фараона прекратились войны между номами. Фараоны использовали войско не только для подавления восстаний бедняков и рабов в самом Египте, но и для захвата и ограбления других стран.Власть фараона была неограниченной. Вся земля считалась его собственностью. Труд и имущество всех египтян были в его руках.Государство, во главе которого стоит царь с неограниченной властью, называется деспотией, а глава государства — деспотом. Деспотия позволяла классу рабовладельцев держать в повиновении рабов и крестьян.

Частная собственность в Древнем Египте

 

Частная собственность в Древнем Египте

Усовершенствование орудий труда, появление земледелия, скотоводства и ремесла делали труд древних египтян более производительным.

Земледелец, обрабатывавший землю плугом, стал получать больше зерна, чем прежде, когда он пользовался деревянной мотыгой. Человек, работавший бронзовым молотом, успевал сделать больше, чем если бы имел каменный топор. В родах и семьях стали образовываться излишки пищевых продуктов и ремесленных изделий. Эти излишки уходили в собственность отдельных лиц, прежде всего вождей и старейшин. У них было больше орошенной земли, больше скота и ремесленных изделий. Излишки, образовавшиеся в хозяйстве, они обменивали на золото, тонкие ткани, дорогие украшения и на другие богатства. Появилась частная собственность в Древнем Египте.Наряду с богатыми людьми появляются неимущие, не имеющие в своей собственности земли, орудий труда и вынужденные трудиться в хозяйстве. Так возникает имущественное неравенство.

 

antiquehistory.ru

Экономика Древнего Египта

     В период Нового царства в Египте уже  широко применялась денежно-весовая единица – дебен, равная 91 г, который делился на десять равных частей. Крупные торговые сделки документально оформлялись в особом присутственном месте, при свидетелях, имена которых записывались в документах. 

 

5. Основные формы собственности 

     Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино.

Государственное хозяйство господствовало беспредельно. Фараону принадлежали все земли государства и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение.

     Все причастные к власти именно в силу служебного положения владели своим  имуществом, включая не только должностные, но и личные владения.

     Фараоны располагали огромными земельными богатствами и раздавали их не только храмам, но и знати.

     В Древнем Египте различались: царское  имущество и хозяйство и хозяйство  частных лиц.

     В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали  для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

     Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое  для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам.

     Но  все-таки  к концу Древнего царства  привычная, описанная выше структура под влиянием приватизации стала деформироваться.

     Начавшийся    в конце древнего царства процесс  приватизации стал заметно ощущаться после I Переходного периода, с начала Среднего царства. Государственные царско-храмовые, региональные номо-храмовые и номо-вельможные хозяйства начали использовать надельно-арендную систему. Земли стали отдавать в аренду «слугам царя», которые обрабатывали их теперь уже в основном своими орудиями и на свои средства, выплачивая при этом ренту-налог казне, храму или номарху, вельможе. Львиной долей доходов больше не распоряжались номархи или жрецы номовых храмов, а казна в лице ее представителей, присланных из центра чиновников.

  В период Позднего царства в Египте, по – прежнему, существовали и имели не малую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явственнее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства.  

 

6. Социально-экономические  структура общества 

     Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни  населения была – как то всегда и везде бывало – земледельческая община, т.е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поделенную на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивающих налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, как не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей полноправных общинников.

      Похоже  на то, что древнеегипетская община в  силу каких-то весомых причин (одной  из них следует считать сам  характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила с постоянной зависимостью от его разливов и необходимостью коллективного и руководимого из центра труда по преодолению этих разливов) оказалась практически целиком поглощенной властью, инкорпорированной в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств.

      Невыраженность  общины резко контрастирует с  обилием  вельможных хозяйств (специалисты, особенно зарубежные, часто сравнивают их с феодально-крепостическими), как должностных, так и личных, полученных по наследству.

      Есть  основания считать, что в древнеегипетских хозяйствах были обрабатывавшиеся отрядами работников, «слуг царя», большие поля, урожай с которых шел в казенные амбары. Сами же «слуги царя» получали либо выдачи из казенных амбаров, либо наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. «Слуги царя» получали орудия труда из складов хозяйства, пользовались казенным рабочим скотом, посевным зерном и т.п. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

 По правоспособности «слуги царя» явно не принадлежали к числу полноправных; среди них были не только земледельцы, но и ремесленники различных специальностей.

      Специфика древнеегипетской структуры сводилась  к упомянутой уже тотальной поглощенности  населения государством, функции редистрибуции которого оказались поэтому необычайно емкими: едва ли не все произведенное обществом распределялось централизованно, по строгим нормам и четким принципам.

     Вообще  рабов-иноплеменников в период Древнего царства было немного, несмотря на то, что фараоны вели достаточно активную внешнюю политику, совершая время от времени походы на северо-восток (в Синай), на запад (в Ливию) и на юг (в Нубию).

      В период Среднего царства в Египте основным контингентом работников были все те же «слуги царя». Этим термином именовали и земледельцев, обрабатывавших земли государства, храмов и должностных, и ремесленников разных специальностей, и представителей сферы услуг, вплоть до брадобреев и танцоров. На фоне общей массы «слуг царя» появлялись и некие неджес (малые), даже сильные неджес, в число которых, судя по имеющимся данным, входили лица, так или иначе связанные с рынком, товарно-денежными отношениями, возникавшей частнособственнической деятельностью. Это могли быть, видимо, воины, мелкие чиновники или ремесленники. Часть неджес могла владеть и землями, сдававшимися в аренду неимущим либо малоимущим , причем арендная плата продуктами могла идти, по крайней мере частично, на рынок.

     Если  прежде рабы-иноплеменники были лишь зависимой и бесправной рабочей силой в храмовых, царских и вельможных хозяйствах, то теперь рабы чаще стали использовать для услуг власть имущим. Частные рабы были немногочисленными стоили дорого и считались важным элементом престижа: вельможа, на которого в хозяйстве могли работать сотни « слуг царя», гордился приобретением даже одного раба. Порабощение соплеменников-египтян было весьма редким (имеется ввиду долговое рабство) и официально не допускалось. Впрочем, в периоды децентрализации, в том числе и в годы I Переходного периода, такое практиковалось.

     В период Нового царства и Расцвета Древнего Египта войны давали много  рабов. Будучи подаренные храмам, они  чаще всего сажались на земли и  превращались в обычный в такой  ситуации слой зависимых земледельцев- арендаторов. Возможно, к категории таких зависимых теперь уже относились и некоторые египтяне из числа малоимущих и неимущих, вынужденных арендовать храмовые земли. Однако основной частью египетских работников в эпоху нового царства оставались «слуги царя» прошлых времён. Появилась прослойка немху- нечто вроде неджес времён Среднего царства,- в которую включались и земледельцы, ремесленники, возможно, так же воины и чиновники низших рангов. В руки немху могли попадать и рабы, хотя основная их часть, не включённая в систему государственных хозяйств, была, видимо, по-прежнему в служении высокопоставленных верхов. Впрочем, несмотря на приток в страну десятков тысяч пленников, рабов в частном секторе по-прежнему было немного и стоили они весьма дорого: цена рабыни приравнивалась к стоимости 4-5 коров; одна рабыня – девочка была продана за цену, эквивалентную 373г серебра (1г приравнивался к 72л зерна; 373г по этому курсу- свыше 25 тонн зерна).

     В период Позднего царства социальная структура не оставалась   неизменной – напротив, она энергично трансформировалась.

     Изменения в сфере производства (с помощью  ассирийцев и греков египтяне познакомились  с металлургией железа), а также  заметный рост товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного  обращения оказали воздействие  на укрепление частнособственнического хозяйства начали широко практиковаться малоизвестные до этого отдачи земли в залог, продажи земельных наделов, а затем и самопродажа бедняков в рабство. Ростовщичество стало бичом общества, что вызвало тревогу власть имущих.

      Важной  новой особенностью структуры Египта Позднего царства становится усиление корпоративности. Наследственность занятий  способствовала замкнутости корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых были особенно важны в условиях развирающихся товарно-денежных отношений при явном ослаблении централизованной администрации.

        В целом, не смотря на некоторые  экономический и политический  упадок, Египет в I тысячелетий до н.э. оставался одной из богатейших стран мира. В период персидского завоевания он выплачивал в казну ахеменидских царей наибольшую дань. Экономически процветал Египет и в годы эллинизма под властью Птолемея, которые сохранили унаследованную с древности социально-экономическую структуру: обрабатывавшие  «царские земли» (т.е. основной земельный фонд страны за вычетом культово-храмовых и пожалованных знати владений) «царские земледельцы» (теперь они именовались греческим термином «лаой») были наследственными арендаторами, личный статус которых варьировал от свободного до зависимого, что зависело от того, где работал земледелец и кем он был. Государственное («царское») хозяйство по-прежнему было весьма развитым и многообразным. Встречалась и практика откупа доходов с отдельных его частей богатыми собственниками. Есть данные о том, что некоторые отрасли экономики, как, например, изготовление и продажа растительного масла, были государственной монополией. Владельцы дарственных земель, сановники и знать, как и храмы, по-прежнему использовали свои земле преимущественно в виде арендных наделов, обрабатывавшихся теми же  лаой, но обычно с большей степень личной зависимости, отражавшейся в юридическом статусе землевладельца. Рабов было немного, и стоили они дорого.

Все чиновники  целиком находились в зависимости  от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чиновников и военачальников  владела земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств, профессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от близости к фараону, и чем ближе, тем большими благами, возможностями, в том числе экономическими, он обладал.

 

Заключение.  

     В Древнем Египте  очень рано и  бесследно исчезла община со всеми своими традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место по мере надобности без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система здесь, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население.

     Ситуация  началась меняться лишь с периода  Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации, формирования рынка и появился неджес. Процесс приватизации нельзя было уже сдержать, важно было поставить его под контроль. Здесь обошлись без создания судебников.

     Период  Нового царства был отмечен заметным экономическим и внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет успешных воин в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. Обильный приток рабов, способствовавший обогащению храмов, куда эти рабы в основном и направлялись, привел, было к резкому конфликту между властью и жречеством, но конфликт был улажен. С XVI –XV до н.э., спустя почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьезную роль стал играть рынок.

     Словом,  если подвести краткий итог и сделать  самые общие выводы, следует заметить, что для Египта характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чиновники учитывали урожай и количество скота. Общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление  ирригационной системой в Египте носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло  существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле  и управлении из единого центра, осуществляемых государством.

stud24.ru

Право собственности в древнем египте — Гармония

Право Древнего Египта

Источники права Древнего Египта: обычаи, законы царей, распоряжения знати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте — собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.

Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

be5.biz

1. Источники права в Древнем Египте:

  • первоначально — обычай;
  • с развитием государства — законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей — дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственн’ости и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров , известные в древнеегипетском праве:

  • договор займа;
  • договор найма;
  • договор купли-продажи;
  • договор аренды земли;
  • договор поклажи;
  • договор товарищества.
  • Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

    1. первое — достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;
    2. второе — продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;
    3. третье — ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

    4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

    В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

    5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

  • посягательства на государственный и общественный строй — измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;
  • преступления религиозного характера — убийство священных животных, чародейство;
  • преступления против личности — убийство, членовредительство;
  • имущественные преступления — кража, обмеривание, обвешивание;
  • преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование.
  • Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

    Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

    opokar.peterlife.ru

    15. Право в Древнем Египте

    15. Право в Древнем Египте

    Источником права в Древнем Египте было обычное право, основанное на обычаях, а с развитием государства – законодательная деятельность фараонов.

    Египетское право знает следующие виды земельных владений : государственные; храмовые; частные; общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи, которые обладали правом совершать различные сделки с землей – дарить, продавать, передавать по наследству. Развитие частной собственности в сельской местности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

    В древнеегипетском праве были известны следующие виды договоров: займа; найма; купли-продажи; аренды земли; поклажи; товарищества. Наиболее ценным имуществом считалась земля, ввиду ее особой ценности существовал особый порядок пере хода земли из рук в руки, предусматривавший совершение трехэтапной сделки: на первом этапе продавец и покупатель достигали соглашения о предмете договора и производстве платежа; на втором этапе продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор; на третьем этапе происходил ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

    Особенностью Египта было относительно длительное существование таких родовых отношений, когда действовали нормы матриархата, то есть главой семьи была женщина. Только со временем главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним.

    Брак в Древнем Египте обставлялся как договор между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Права наследования передавались как по закону, так и по завещанию, причем наследниками по закону были дети обоих полов, а завещание могли составить равным образом и муж, и жена.

    Похожие главы из других книг

    7. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке

    7. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых

    5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

    5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В

    Глава 9. Общая характеристика государства и права в Древней Греции и в Древнем Риме

    Глава 11. Государство в Древнем Риме

    § 1. Возникновение государства в Древнем Риме

    § 19. Развитие частного права в Древнем Риме

    § 20. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме

    16. Суд в Древнем Египте

    16. Суд в Древнем Египте Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют

    29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае

    29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай

    42. Право собственности в Древнем Риме

    42. Право собственности в Древнем Риме В Древнем Риме для обозначения права собственности использовали термин dominium, а позже, в период зрелой республики, появился термин proprietas. Термин dominium можно рассматривать как нерасчлененное квиритское право владения, а proprietas ближе к

    111. Особые категории завещателей и наследников в древнем праве

    111. Особые категории завещателей и наследников в древнем праве Завещательный акт в древнеримском праве был обставлен формальными сложностями. В некоторых ситуациях и для определенной категории лиц формальные ограничения были сведены к минимуму.От обязанности

    З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

    З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме Как не печально, но даже мощные цивилизации, огромные империи с их культурными достижениями гибнут, оставляя для потомков лишь крохи того, что ценилось когда-то. На смену утонченному аристократическому эллинизму пришла грубость и

    Происхождение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире: мифология и свидетельства историков

    Происхождение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире: мифология и свидетельства историков Целью представленного в данной главе исследования явился поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с

    Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

    Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

    Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

    Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

    law.wikireading.ru

    Право собственности в древнем египте

    К древнейших источников египетского права принадлежат обычаи, тесно связаны с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде начало прежнему законодательству. Египта положил бог. Тот, который передал есть египетским жрецам 42 священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы осуществляли жрецы. Большое значение как источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующее живой источник своих законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонов:. Менесе (конец(кінець

    IV тысячелетия до н.э),. Сазихиси в эпоху. Древнего царства, за. Рамсеса II. Великого и при фараоне. Бокхорича (720-715 годы до и е)

    V многих случаях действие источника права получали судебные решения фараона и верховного жреца лжати административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры

    Право собственности

    Еще в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, ее формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью. Сделки с землей, худ временем, рабами совершались по ритуалу, участием свидетелей, в том числе жрецов. Такие контакты обычно состояли в судді.

    Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями и затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму бы долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особым записью (и это делай лося за плату). Впоследствии передачи собственности стало сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвы, необходимо было выполнить обряд ввода поку пця во владение. Некоторые новации могли фараоном. Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н э), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обер ния подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятви клятва.

    Формализм в распоряжении недвижимостью — характерная черта юриспруденции многих стран. Древнего. Востока

    Родственное право

    Интересным считается положение женщин в. Древнем. Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальном и хозяйственной жизни обществ ва, как и в семье, занимала высокое положение, назад в. Египте был распространен брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при заключении брачного контракта и возможностью свободно инициировать развод вер в разводе начиналось по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа с а своей волей. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить могла только свою судьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали найактивни шу участие в пидибранни жениха и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Вместе с тем законы и обычаи фиксув али предпочтение главы семьи, мужа, брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат — сестру, однако в»разумных пределах»Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность дружи ни каралась смертью. Жена,»которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожженной, говорится в одном из надписей, в противном сказано, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакабив дружину та кинув труп собакам.

    Преступление и наказание

    Уголовное право. Древнего. Египта, зарождалось, знало следующие виды преступлений:

    1) государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны

    2) религиозные — убийство священных животных, чародейство:

    3) против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

    4) против собственности — кража, обмер, обвес;

    5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение

    Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривала лись по грабителей царских гробниц за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух-или трехкратном размере. Пострадавший м иг обратиться в городе до главаря воровской касты. По возвращении вещи владелец платил угонщику четверти ее стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением рукням руки.

    Лишение чести считалось одним из тяжких и позорящих наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего пред дкка.

    На начальном этапе. Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Приказы содержат нелестные отзывы о представителей судейского состояния по их х плутовство, предвзятостьь.

    Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали. Тиле. Весной наказанию (200 ударов палками и пять ран). Рамзес издал приказ о наказании взяточников их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников:»И твой сын не будет на твоем местеєму місці».

    Законы, обычаи особенно обороняли культовые сооружения:»Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа — на того ожидает проклятие. Кто совершит подобное — пусть зж жрет его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальет им воды, не проведет погребальных церемоний, дети не займут его место, голодать, боги не получат хлеба их жен гвалтуватимуть на их глазах»Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, били палками, пытали отправляли на каторгу в рудников, каменоломен, хоронили заживо — не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в. Долине царей и. Долине цариц было раскрыто и ограблены. Стражники у вошли в сговор с грабителями ниже жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном местестили в таємні місця.

    Наследственное право

    Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей жена становилась единственной наследницей. В старо одавних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально подлежал регистрации в пользу тех или иных своих детей, в том числе дочерей. На детей как на наследников накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из чл енив семьи назначался ответственным за уход за могилой и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, который он и которым пользовался только по назначению и не мог распределить между с воимы детьмидітьми.

    Особое место в праве. Древнего. Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и решений, принимаемых, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель судейской участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и смиренных. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило — правосудие следует отправлять и милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывалось его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство мало письменный характер. Фактически суд не был отделен от администрации. Гол овою судебной власти фараон. На технику изготовления законов в. Древнем. Египте проливает свет указ фараона. Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нем рассказывается о том, как»искать ок агу дело для. Египта, исследуя дела», фараон»лично говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает»согласно всем тем, что сказал его величество»В этом же указе жемчуга. Ичена критерии отбора на должность судей:»Небагатомовни, учтивые, которые умеют судить, слушают речь царя и законы судебной палаты»Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времен. Древнего царства были так называемые»шесть палат», главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период. Нового царства судебная власть здийснюеть ся особыми коллегиями — кентетамы: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и номов суды. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Вместе с государственными суда мы существовали храмовые суды. Несмотря на то что судья считался»жрецом богини. Истины»и ее символ носил на груди, взяточничество в судах было обычным явлением, как и во всем государственном аппаратрудях, хабарництво у судах було звичайним явищем, як і у всьому державному апараті.

    Египетскую армию было организовано в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении. Нила было наибольшее количество военных поселений, здесь можно было. Ожидающий ковать на нападения со стороны азиатских государств; в. Верхнем. Египте военных поселений было меньше, поскольку эфиопы серьезным противником не считались через свою раздробленность. Кроме того, покоренные нубийсь ки племена, которые жили по берегам. Нила, были обязаны поставлять. Египта определенное количество воинов для несения внутренней,»полицейского»службы. Во времена великих походов фараоны усиливали свое войском ько за счет покоренных соседних племен. Войско. Древнего царства (3200-2400 годы до н е) укомплектовувалося воинами, имели земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих найма нцив. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из. Верхнего и. Нижнего. Египта и стран. Африки. Фараоны брали обычно одного воина с каждым х 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек и состояло из отряделадалося із загонів.

    Уже в период. Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели одинаковую оружие

    В период. Среднего царства была усовершенствована организацию войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6,40,60, 100,400,600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения одна аково вооруженных воинов-копьеносцев и лучников, которые имели порядок построения для движения, двигались колонной по четыре воина в ряду по фронту и в десять шеренг глубинаминою.

    В период. Нового царства (начиная с 1560 года до н е) большую часть воинов египетской армии были вооружены мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин, кроме щита, ма ав шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии. ЕГ ипту. После введения одинакового вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставила вопрос о порядке ее построения. Появился устройство пехоты, движения ее стали ритмичными, что резко бросается в глаза на всех изображениях египетских воинов периода. Нового царство царства.

    Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно выдвигалась разведка. На остановках египтяне делали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов вон ни применяли построение, которое называется черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, вине (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу. Поставкой войск заведовал особый орган. В египетском войске можно увидеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещать. УНИ на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и др.. Бой начинали боевые колесницы, по которым двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, которые были боевой поддержкиримкою.

    Так боевая практика постепенно производила определенные правила ведения войны и боя, ставя свои требования к войскам и командования

    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

    uchebnikirus.com

    Основные черты права

    Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

    Источники права

    Первоначально источником права в Древнем Египте был обычай. С развитием государства активизировалась нормотворческая деятельность, в частности законодательство фараонов. Согласно преданиям начало древнейшему законодательству Египта положил бог Тот, передавший жрецам 42 священные книги, первые 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. Периодически предпринимались попытки составления кодификаций. Известно о нескольких случаях составления сводов древнеегипетского права: при фараоне первой правящей династии Менесе (конец IV тыс. до н.э.), при фараоне Сазихисе в эпоху Древнего царства, при фараоне XX династии Рамсесе II Великом и при фараоне XXIV династии Бокхорисе (720–715 гг. до н.э.).

    Кроме законов, обращенных ко всему населению, к источникам права относились «наказы» и инструкции фараона, регулировавшие должностные обязанности и адресованные джати, жрецам, воинам, ремесленникам и др.

    В качестве источников права выступали судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры. Так, широкую известность получили торговый договор египетской царицы Хатшепсут с царем государства Пунт (XVI в. до н.э.) и мирный договор между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хатту- сили III, заключенный в 1296 г. до н.э. В последнем договоре оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров; стороны заключали военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь; заявляли об обоюдной выдаче преступников знатного и незнатного происхождения.

    Важную роль играли религиозные нормы. Характерной чертой древнеегипетского права было представление о божественном первоисточнике всех правил человеческого общества, включая нормы права. Олицетворением справедливости выступали бог

    Осирис как «владыка справедливости» и богиня порядка и справедливости Маат. В загробном суде Осириса ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло душе умершего на чаше весов правосудия.

    Вещное право

    В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

    Обязательственное право

    Существовало несколько видов договоров: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Договор заключался в присутствии свидетелей. Важные сделки оформляли в письменном виде.

    Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько этапов: заключение договора, оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

    Договор займа предусматривал начисление процентов, которые, однако, не могли превышать суммы долга. За неуплату долга должник мог быть обращен в рабство. Во время правления фараона Бокхориса (720–715 гг. до н.э.) был установлен запрет па обращение египтян в рабство за долги. С его же именем связывают введение ипотеки как формы залога земли. При этом земельный надел оставался в собственности и пользовании должника и утрачивался лишь при неисполнении обязательства.

    Семейное и наследственное право

    Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. В брак вступали довольно рано, допускались браки между родственниками. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж, и жена.

    Уголовное право

    Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

    1) государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

    2) религиозные – убийство священных животных, чародейство;

    3) против личности – убийство (убийство раба каралось так же, как убийство свободного), отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

    4) против собственности – кража, обмеривание, обвешивание;

    5) против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

    Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко использовалась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

    Суд и судебный процесс

    Суд на всех этапах истории Древнего Египта не был отделен от администрации. Высшей инстанцией, осуществляющей надзор за деятельностью судей, был фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда. Различия между уголовным и гражданским процессом еще не существовало. Наряду с государственными судами были суды храмовые и общинные. Судебная иерархия устанавливалась только для уголовных дел. Мелкие дела рассматривали чиновники на местах, крупные слушались с участием джати и даже фараона.

    Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили признание, свидетельские показания, письменные документы, улики, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

    studme.org

    42garmoniya.ru