История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: Богданов Андрей Петрович «Повседневная жизнь Древней Руси». Повседневная жизнь древней руси


Повседневная жизнь Руси

Заботы повседневной жизни. На Руси, как и в Западной Европе, устройство и вид жилья, еда и напитки, привычка одеваться зависели от климатических условий и благосостояния человека.

 

 

В XIII-XV вв. двор знатного человека окружала ограда с воротами и калиткой. Во дворе стоял несколько жилых домов, в одном из которых-хоромах - жил хозяин, в других - его слуги. Хоромы строили деревянные, трехэтажные, с много украшенным теремом наверху. Кроме жилых помещений, хоромы имели комнате - светлые комнаты, где женщины ткали и вышивали, и верх - гостиную. Позади хором сооружали хлева, риги и бани. Каждый двор имел сад и огород. Крупные феодалы нередко возводили также церковь. Постепенно верхушка знати перешла к строительству каменных хором.

 

Городские усадьбы выходили на улицу забором, за которым находились жилые и хозяйственные постройки. В редких случаях улице замощувалы деревянными досками, однако в дождливую погоду они все равно становились практически непроезжая. На каждой улице возвышающиеся одна или несколько церквей.

 

С XIV в. в крупных городах, прежде всего в Новгороде и Москве, начали использовать оконное стекло. Впрочем, такую дорогую вещь могли позволить себе только обеспеченные люди. Богачи охотно строились еще яркие и красочные витражи. Поскольку тогдашнее стекло не пропускало света, большую часть суток в обычных помещениях горела лучина. Свечи покупали только состоятельные люди. Они не отказывались они и от удовольствия украсить свои помещения иконами, резной мебелью, дорогой посудой.

 

Важное место повсюду отводилось печи, которой пользовались и для обогрева жилья, и для приготовления пищи. Если в богатых домах печь имела трубу, откуда дым выходил прямо на улицу, то у простых людей он попадал сначала в комнату и уже потом через окно или дверь - наружу. Сначала печи просто белили и иногда расписывали, а затем начали облагать кафелем. Из соображений безопасности топить печи летом запрещалось, поэтому приготовление пищи переносили на открытый воздух во двор. Несмотря на такую осмотрительность, пожары были обычным явлением в городах и нередко уничтожали их дотла.

 

Крестьянский двор также имел ограждение и состоял из четырехугольной деревянной дома, хозяйственных помещений, огорода и сада.

 

Вид и качество одежды зависели от принадлежности к определенному сословию и от состояния человека. Простонародье носил одежду из домотканой ткани, преимущественно льняной или конопляной. Состоятельные использовали дорогие иностранные ткани. Основную часть одежды крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных составляла рубашка. В простых мужчин она была короче, чем в богатых, и доходила до колен, у женщин - спускалась до пят. Рубашки различали нижние и верхние, причем последние шили из плотной ткани и всячески украшали. Женщины сверху рубашки надевали сарафан - платье без рукавов. Мужчины носили штаны - ноговицами, а на рубашку надевали кафтан и короткую узкую куртку - зипун. В холодную погоду прикрывались плащами, шубами, кожухами.

 

Мужчины использовали меховые, плетеные, валяние шапки разных фасонов. Замужние женщины, чтобы полностью закрыть волосы, обкручувалы голову куском ткани и сверху надевали хорошо украшенный кокошник. Горожане носили кожаную обувь - разного рода ботинки и сапоги. Крестьяне обходились плетеными лаптями. Главной пищей, без которой жители Руси не представляли своего существования, был ржаной и пшеничный хлеб, а также мучные изделия - пироги, блины, колобки и т.д.. Употребляли преимущественно различные каши и блюда из овощей, а вот мяса ели немного. Чаще лакомились рыбой, молочными продуктами, орехами, фруктами, медом. Наряду с любимым напитком - хлебным квасом - употребляли также пиво и вино. Завтрак тогдашней русской человека оставался легким, зато обед и ужин считались основными трапезами. Кухонная посуда - горшки, сковороды, миски, кувшины, кружки, ложки и ножи - изготовляли преимущественно из дерева и глины.

 

Повседневная жизнь населения средневековой Руси отличалось прочным сохранением национальных традиций.

worldofscience.ru

Повседневная жизнь русича |  Повседневная жизнь в Древней Руси  | Часть 1 Русская культура и повседневная жизнь допетровского времени  |  Читать онлайн, без регистрации

Повседневная жизнь русича

Ритм жизни зависел от природы и сельскохозяйственного цикла. Повседневная жизнь князей, бояр, купцов, ремесленников и крестьян была однообразна, скрыта от посторонних глаз, спрятана за высокие заборы и охраняема замками и собаками. Русич жил в обособленном от других мире. Дни проходили обычным распорядком и почти не отличались друг от друга.

Вставали очень рано: летом с восходом солнца, зимой задолго до рассвета. После умывания и прочистки зубов корой, квасцами или солью вся семья собиралась на молитву. Хозяин дома занимался службой, ремеслом, торговлей или земледелием, а хозяйка – выпечкой хлеба и стиркой. Боярыня обычно давала распоряжения по приготовлению пищи и рукоделию. Крестьянка готовила пойло для скота из отрубей, мякины, ботвы и очистков, топила печь и стряпала. В 12 часов обедала вся семья. В богатых домах после обеда кормили странников, калек и юродивых. Бояре и князья считали нищих, убогих, сирот, бездомных лучшим средством к спасению своей души. Им также давали рубахи и лавки для спанья.

Старинным обычаем являлся послеобеденный отдых. Спать ложились не в кровати, а на лавки. Во второй половине дня шли в баню. Во время топки бани березовые дрова выделяли деготь, который являлся дезинфицирующим средством. Баню славяне считали очищающей силой, оберегом от всяких напастей и недугов. Веники заготавливали в начале июня, пока лист березы не стал жестким. Вода от заваривания веников считалась целебной. В год на одного уходило 70 веников, так как парились им только один раз. Говорили: «Баня парит, баня правит». Баня состояла из двух помещений – предбанника и парилки. В предбаннике с вениками, дровами и лавками отдыхали и оставляли одежду. При входе в парилку – печь каменка из валунов без трещин. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котел с кипящей водой. На горячие камни лили квас, и баня заполнялась целебным паром. По стене ближе к потолку шел полок – помост для парки. Чан с холодной водой, бурак с квасом, корыта, ковши, ушаты и шайки стояли на лавках.

После ужина наступало короткое время для досуга. В богатых домах держали бахаря – рассказчика сказок и былин, гусляра или домрачея – исполнителя песен под музыку, шутов и карликов, забавляющих шутками и прибаутками. Развлечением были игры – шахматы, шашки и зернь. Утехой являлась охота на зверя – лося, оленя, медведя. Шкуры, рога и чучела украшали жилище знатных людей. На охоте молодые люди проявляли силу, храбрость, мужество, приучались владеть луком и стрелами. Издавна ловили соколов сеткой – западней, куда в качестве приманки сажали голубя. Соколов обучали для охоты на дичь – лебедей, журавлей, гусей, уток. Церковь осуждала охоту и срамословие, считая их языческим наследием. Жизнь в доме заканчивалась с наступлением сумерек. В 8 часов вечера вся семья погружалась в глубокий сон. С вечера до утра несли дозор: были слышны звуки колотушки – широкой палки с привязанным к ней на веревке деревянным шариком.

velib.com

Повседневная жизнь в Древней Руси.

Тема урока: «Повседневная жизнь Древней Руси»

Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

в процессе самостоятельной работы отрабатывать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы;

осуществлять презентацию своей работы ,  излагать свои мысли;

развивать монологическую речь, умение слушать товарищей.

познакомить с устройством и внутренним убранством русского дома;

          с особенностями жилища; раскрыть особенности уклада жизни : отношение к      дому , к главе семьи, к пище , к гостям; показать различия в одежде представителей знати и простого народа сформировать представление о трудных условиях жизни ; показать как древние языческие праздники постепенно приобретали христианский характер;

В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия и термины: изба , подклеть , горница, светлица, терем , хоромы , «красный угол»,убрусы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Вы готовы к работе? Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке.

  1.  Сообщение темы урока. -  А сейчас я предлагаю вам сесть поудобней, немного расслабиться т. к . вы будете слушать музыку . ( На фоне музыки учитель читает стихотворение) :

Слайд 1 (Поселок) Утро, пробуждается природа. Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставили свои. Здесь живет народ высокий и красивый- Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные, как ивы, Дети словно крепкие дубки». -Прослушав музыку, строчки из стихотворения : Скажите, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?

Ну чтобы нам совсем было понятно о чём пойдёт речь   давайте вспомним понятие быт и нравы Быт- повседневная жизнь людей. Нравы- повседневные отношения между людьми.

Слайд 2 (Тема урока)

Слайд 3 ( Рабочие группы)

  1.  

Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять, как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие, далёкие времена.  Кроме книги каждая группа получила пакет документов для исследования. Это письменные исторические источники. Но сегодня у нас присутствуют и вещественные источники из нашего школьного музея .

1 группа «РУССКИЙ ДОМ»                    ( Приложение №1)

2 группа «ЖИТЬЁ – БЫТЬЁ»                 (Приложение №2)

3 группа «ОДЕЖДА ДРЕВНЕЙ РУСИ»  ( Приложение №3)

4 группа «БЕДСТВИЯ И НАПАСТИ»     

5 группа «ПРАЗДНИКИ»                         

4.  Работа в группах .(Выступление групп по заданной теме, сопровождающееся слайдами ,  демонстрацией предметов быта из музея )

Слайды 4-7   1гр. Изба. Печь. Бабий кут. Красный угол. Мебель. Освещение. Хоромы.

Слайды 8-11     2гр.Трапеза . Продукты . Хлеб- соль ( театрализованное представление « Встеча гостей»). Баня. Игры.

Слайды 12- 15   3гр.Одежда знати и простолюдинов. Ткани. Украшения.

Слайд 16      4 гр. Голод. Эпидемии . Пожары. Саранча.

Слайды 17-18   5 гр.Дохристианские и христианские праздники.

 После выступления каждая группа задает вопрос другим группам.

5. Обобщение .

6. Рефлексия . «МИШЕНЬ»  ( слайд 19)

Учащийся ставит свою метку в сектор соответственно оценке своего результата.

7. Итог урока .Домашнее задание.

Времена теперь другие, Как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны.

П.19,задания 1-4 на выбор.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №  3

Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно будет знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли, проста и хороша? Наряды древних скифов послужили, Пожалуй, прототипом для нее. Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое: Кафтан надет поверх рубахи длинной, Орнаментом украшенный внизу. На голове — убрус под шапкой чинной Или повойник — оттенить красу. Ну, горожанки шли в сапожках новых, Крестьянки чаще бегали в лаптях. Носились и запоны, и поневы — Детали поясню вам в двух словах.

Поверх рубахи — красочной, нарядной, Как видим, русский сарафан надет. Он облегает грудь фигуры ладной — Красавице не нужен был корсет! Наряд на узких лямках не стареет! Вот, яркою украшена каймой, На даме — распашная душегрея, А вот и летник, ценный, расписной. Расшиты шелком, жемчугом и златом Бобровый ворот, плечи, рукава. Уж как хозяйка летника богата, Он заявлял и сам — к чему слова? Убрус и здесь был, кстати, для ношенья, К лицу кокошник, ленты и венец, Носились золотые украшенья — В виде серег, браслетов и колец. Был красочным и живописным очень женский выходной наряд!

 Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения. Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой. Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста. Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Повойник — головной убор типа чепца.  Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея — это укороченный сарафан,  летник — это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами. Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью. Венец — лента, украшенная узором.

Археологические данные (ткани)

« В курганах вятичей чаще всего находят полушерстяные и шерстяные ткани ( пестрядь).их ткали из шерстяных нитей , окрашенных преимущественно в зеленый , синий , желтый и черный цвет, а также из нитей растительного происхождения ( льна , конопли) . встречаются клетчатые ткани. В указанных курганах найдено много узорных лент , использовавшихся для отделки поясов, для крепления украшений» .

 ( По кн.: Древняя Русь . Быт и культура)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Хлеб, как предмет культа. С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.  Приметы:  Дашь во время еды хлеб со стола собакам постигнет бедность. Если солнышко закатилось не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим растоптать эту крошку ногами.  Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Хлеб – соль

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия;  Отказ же от них расценивался как оскорбление.  Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается» .  С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их беды и заботы.

Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.  Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

Что ели древние славяне?При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы или размалывали в крупу. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.

Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное или «пряженое» (тушеное в собственномсоку в русской печке).

Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.

В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.

Белковая пища состояла из мяса и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед.

Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1« Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны , ели , лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб , плотно примыкали друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло , долго не гнили . Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил… Так для сруба нельзя было брать «священные» или «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья. Большое несчастье случится , если в сруб попадет «буйное» дерево , дерево выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома .( Шангина И.И. Русский традиционный быт )

 

 

 

multiurok.ru

Презентация "Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси" 10 класс

Тема урока: « Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси»

История России, 10 класс

Автор: Савостьяник Юрий Аркадьевич, учитель истории

и обществознания высшей категории,

МОУ ЦО № 49, г. Тверь

План урока: 1. Жители Руси о природе и обществе. 2.Магия древнерусского костюма. 3.Языческие обряды православных праздников 4.Символы славянского жилища 5.Чем питались славяне. 6. Будни русской семьи 7. От крестин до поминок Окружающий мир для язычников был полон магии, волшебства, населён добрыми берегинями, русалками, Чурами… Окружающий мир для язычников был полон магии, волшебства, населён добрыми берегинями, русалками, Чурами…

1. Жители Руси о природе и обществе.

Древние русичи верили в Мировое Древо, на его вершине в хлябях небесных живут прародители всех птиц и зверей.

Вода считалась славянами благодатной стихией, дающей урожай и очищающей от нечистой силы. Водой владел водяной. Вода считалась славянами благодатной стихией, дающей урожай и очищающей от нечистой силы. Водой владел водяной.

Лесом, который давал древесину, дичь, ягоды, грибы, владел леший.

2.Магия древнерусского костюма.

Рубаха согревала тело, удерживала в ней душу, отгоняла силы зла. В торжественных случаях рукава распускали, поэтому «спустя рукава» не работали.

Охранительную функцию в одежде выполняли пояса-обереги, а слово «распоясаться» тогда означало позор и бесчестие.

Костюм знатного человека отличал бархатный плащ корзно с фигурной застёжкой фибулой на плече.

Крестьянской обувью были лапти из лыка

и поршни из грубой кожи.

Бояре и дружинники носили сапоги из мягкой козлиной кожи (сафьяна) и телячьей опойки, а купцы и ремесленники – из толстой кожи (юфти). Суровый климат Руси требовал тёплой зимней одежды, поэтому широко пользовались мехами. Борода служила символом православия, знатности и чести.

Домашней одеждой служили расклешённые платья на двух лямках без рукавов-сарафаны

Главным оберегом женского костюма был головной убор. Русский заговор гласил: «Спаси меня от колдуна и бабы простоволосой». Опростоволоситься означало опозориться.

Женскими оберегами служили украшения. Амулетами служили металлический шейный обруч-гривна, браслеты- обручи.

Подвески с головным уборам(колты), подвески в волосы на уровне висков (височные кольца). Самым излюбленным украшением были амулеты в виде коня-символа добра и счастья, связанного с культом солнца.

3.Языческие обряды православных праздников.

Коза считалась символом изобилия и достатка в доме поэтому на святки пекли козули- печенье в форме фигурок животных.

В дни святок гадали. Пели «поблюдные песни» и доставали из огромного блюда чьё-то украшение : какова песня, такова и судьба.

Разгулу тёмных сил наступал конец в день Крещения. В честь бога Велеса отмечали масленицу знаменовавшую переход к весне. Главным летним праздником был Иван-Купала в честь бога Перуна.

4.Символы славянского жилища

Дом жители Руси рассматривали как малую вселенную. Душой дома был домовой. И говорили: «Конь на крыше - в избе тише».

Углы в доме были чётко обозначены: печной, по диагонали от него красный (парадный), рядом упечь (женский) и коник (мужской).

Печь служила плитой для приготовления пищи, лежанкой для сна, сушкой для утвари и запасов, баней для стариков и детей. «Горечи дымной не претерпев, тепла не видать»

5.Чем питались славяне.

Символом богатства и благополучия в семье считали кашу, которую варили из полбы, толокна, гороха, сухарей и сушёной рыбы.

Жидкие блюда именовали варевом. Их делили на холодные и горячие. К горячим блюдам относили уху- отвар из рыбы, мяса или птицы с перцем и луком а также щи. К холодным: тюря из кваса, окрошка из огурцов, хлеба и кваса, ботвинья из ботвы свеклы.

6. Будни русской семьи.

Во второй половине дня ходили в баню, которую считали оберегом от всех напастей и недугов. Говорили: « Баня парит, баня правит».

7. От крестин до поминок. На восьмой день после рождения ребёнка крестили и давали имя святого покровителя

Люльку накрывали юбкой матери и клали в неё обереги: девочке гребень, мальчику- лучок с тетивой

С 6-7 лет мальчиков приучали к ремеслу. Девочек обучали прясть, ткать, шить и вышивать.

Мёртвый мир считался миром наоборот, поэтому одежду на покойниках застёгивали навыворот. Ладьевидный гроб выносили через задний двор и провожали на тёмных санях до кладбища.

Интернет -источники
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D1%80
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%
Спасибо за Спасибо за внимание!

uchitelya.com

«Быт и нравы Древней Руси»

Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной

жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой,

традициями.

2. Развивать самостоятельность, речь, умение работать в команде.

Высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее

аргументировать.

3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: КСО, использование.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Место урока в учебном плане: последний урок на тему «Древняя Русь».

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс,

компьютер, фотографии, иллюстрации, репродукция картины В.М.

Васнецова «Богатыри», «русский стол» (традиционные блюда русской

кухни 13 века), русский костюм, дополнительный материал и задания

группам.

План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.

III. Изучение нового материала.

а) Работа с терминами – 1 мин.

б) Вступительная беседа (повседневная жизнь людей в Древней Руси) – 5 мин.

в) Работа в группах – 13 мин.

г) Физкультминутка –1 мин.

д) Проверка групп – 18 мин.

1) Жилище – 5 мин.

2) Одежда – 5 мин.

3) Пища – 4 мин.

4) Военное дело – 4 мин.

IV. Итоги урока – 5 мин.Ход урока.I. Орг. момент.

(Негромко звучит красивая русская народная песня.

Учитель встречает детей и гостей с хлебом-солью).

Добрый день, девицы прекрасные и соколы ясные!

Гости жданные, званные, желанные!

По обычаям российским

Всем гостям поклон мой низкий

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Я не случайно на урок пришла с хлебом-солью - это старинный русский обычай.

Хлеб-соль является символом благополучия и гостеприимства. Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет злых духов, и есть вместе хлеб-соль, означало: жить в согласии и любви, поэтому до сих пор встречают родители жениха и невесту хлебом-солью.- Изучая быт и нравы своего народа, мы лучше сможем понять его историю и культуру.- Тема нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси. (IX- начало XIII века)». Записываем тему в тетрадь. И рассмотрим следующие вопросы (обращаюсь к плану урока).III. Изучение нового материала.

а) Работа с терминами.

- Так как сегодня мы будем говорить о нравах и быте Древней Руси, давайте подумаем, что обозначают данные слова. (стр. 14 учебника)

- Что такое быт?

Повседневная жизнь. (Если не ответят, то)

-Вот какое определение данному слову дано в толковом словаре Ожегова (слайд 4)

- А что входит в понятие «повседневная жизнь»? (жилище, одежда, пища)

- Что такое нравы?

Обычаи, уклад жизни. (Если не ответят, то обращаемся к слайду 5)

- Приведите примеры русских обычаев. (Встреча с хлебом-солью, для безопасности своего жилья наши предки запускали в новый дом кота, каждому празднику соответствуют свои обычаи: печь блины на масленицу, колядовать на Рождество, прыгать через костер в день Ивана Купала и т. д.) привязать ко дню, когда будет урок.

- У вас в папках есть страница «Расширяем словарный запас». Здесь даны определения всех терминов, которые мы будем пользоваться на уроке. Записывать их в тетрадь не нужно. б) Вступительная беседа (жизнь русского человека в IX – XIII веках).

- Как же жили люди в Древней Руси?

- Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности и занималась земледелием и скотоводством, – а это очень тяжелый труд.

- И чтобы легче было обрабатывать землю и собирать урожай, люди жили большими семьями. Детей рождалось много, но из-за болезней выживали не все. Если в семье рождался мальчик, это был праздник, подумайте, почему?

- (Больше работников и женившись, сын приводил жену в дом отца, а это большая помощь семье).

- Главой семьи был старший из мужчин. Он распоряжался имуществом и судьбой каж­дого из ее членов. Это касалось даже браков детей, ко­торых могли женить или выдать замуж против их воли.

- Воспитание детей в крестьянской семье было трудо­вым. С семи лет мальчика брали работать в поле, начи­нали приучать к какому-нибудь делу и если были средства - учили грамоте. Девочки присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду, готовить пищу.- В богатых и знатных семьях были свои традиции в воспитании детей. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. С пяти лет мальчиком занимался его дядя — брат матери. Он обучал ребенка грамоте и воспитывал сообразно будущей службе. Девочки воспитывались нянюшками и учились ведению домашнего хозяйства.- Часть населения Руси проживала в городах. Западные соседи называли русские земли «Гардарика - страна городов». Согласно летописи, на Руси в IX-X веках было 26 городов, в XI в. возникло 62 новых, а XII в. принес еще 120 городов.

- Назовите и покажите на карте самые крупные города Киевской Руси. (Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк).- В городах селились князья, размещалась княжеская дружина, проживали бояре и знатные люди. Князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иност­ранных послов и самое главное защищали свою Родину от набегов кочевников. - Города били центрами ремесла и торговли. По большим и малым горо­дам Руси шумели торги. Здесь можно было приобрести посуду, украшения, оружие, обувь, меха. Здесь же торговали и иноземные купцы – «гос­ти». У них приобретались дорогие ткани, пряности, вина.- В городах строились церкви, храмы, монастыри. Таким образом, города были еще и духовными центрами.- При церквях и монастырях откры­вались школы, монахи писали книги и иконы, здесь создавались фрески и мозаики, поэтому города становились культурными центрами. - Быт простых горожан мало отличался от быта сель­ского жителя. Помимо ремесла и торговли горожане занимались огород­ничеством, скотоводством, бортничеством. - Вот так жили люди в IX-XIII веках.

в) Работа в группах.

- А сейчас давайте познакомимся с жилищем, одеждой, пищей, и военным делом жителей Древней Руси.

- Работаем по группам. Старшим в первой группе будет - (называю сама).

- …………, вашей группе достается задание: рассказать о жилище (стр.1-3, вопросы распределяете между собой) Второй – о русской одежде (стр. 1-5), третьей – о пище (стр.1-3), четвертой – о военном деле (стр.1-3). Откройте папки и найдите свое задание. Оно состоит из нескольких вопросов. Вам необходимо распределить вопросы между членами своей группы.

- Напоминаю принцип работы: каждый отвечает на свой вопрос, если кто-то раньше подготовит ответ, то помогает своему товарищу, т. к. оценивается работа всей группы.

- Итог вашей работы – это отчет в форме рассказа на заданную тему. Задание понятно? Желаю удачи. Приступайте к работе.Задания группам.

Задание I группе. Расскажите о жилище Древней Руси.

1. Сравните избу и полуземлянку. Шестьдесят шесть лет назад, русские люди рыли землянки и жили в них. Когда это было и зачем они это делали?

2. Расскажите, как выглядели хоромы.

3. Какое значение для жителей дома имел «красный угол»? Задание II группе. Расскажите об одежде жителей Древней Руси.

1. Ознакомившись с теорией и используя предложенный костюм, воссоздайте образ девушки XII века. Какие детали и элементы одежды могут нам что-то рассказать о человеке?

2. Обратите внимание на вышивку и украшения. Каково их назначение?

3. Сравните мужскую одежду богатого и бедного человека Древней Руси?Задание III группе: Расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков?

Щи да каша пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Хлеб да капуста лихого не допустят.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Капуста-сила, пока она в бочке беды не будет.

Каша — матушка наша, а хле­бец ржаной — отец наш родной.

Киселём брюха не испортишь.

Лук от семи недуг.

Хорош квасок, коли шибает в носок.

Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска - так и стол - доска.

«Я сам там был, мед, пиво пил.

По усам текло, в рот не попало…» из русской народной сказки.«Лаврентьевская летопись сообщает, что в 945 г. великая княгиня Ольга повелела древлянам наварить много меда, чтобы справить тризну по своему мужу Игорю, убитому древлянами на реке Уж». Ю.Ф. Козлов «Быт и нравы России».1. Опираясь на исторические источники расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков?

2. Вы русский купец, живущий в XI веке. Идет масленица. С минуты на минуту у вас будут гости. Чем вы их будете потчевать? (Задача: выставить на стол те блюда, которые могли быть на купеческом столе, на масленицу).

3. Какова история происхождения легенды о том, как кисель спас жителей города Белгорода? О какой черте характера русского человека говорится в ней?Задание для IV группы:

1. Расскажите о русской дружине IX-XIII веков.

2. Внимательно рассмотри рисунки к тексту.

Опиши вооружение русских воинов IX-XIII веков.

3. Внимательно рассмотрите иллюстрацию картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Она была написана в конце XIX века. На ваш взгляд, есть ли неточности

в изображении вооружения богатырей?

Можно ли по одежде и оружию богатырей определить, к какой категории населения

они относятся?

I. Жилище в Древней Руси.

Основным материалом, из которого строили жилище, изготавливали мебель, домашнюю утварь, было дерево.

В Древней Руси сельское население продолжало жить в полуземлянках и в мазанках. Такие дома чаще всего строились на юге Киевской Руси. Полуземлянки строили жители, проживающие в лесной зоне, а мазанки – в степной полосе.

Полуземлянка – крытое углубление в земле (на 0,5—1 м), внутри обложенное бревнами, с дощатой крышей, часто засыпанной землей. (Смотри стр. 69 учебника). По весне такая крыша зеленела травой. Рядом с полуземлянкой могли построить более просторный летний сруб. В полуземлянке почти никогда не было окон, только небольшая дверь. Во внутрь дома спускались по земляным ступенькам или небольшой лестнице. Освещалось жилище лучиной.

Мазанка – сооружение из столбовых конструкций с плетеными стенами, но стены были обмазаны глиной. Крышу крыли соломой, стараясь менять ее каждый год. Пол делали земляной или из утрамбованной глины. Очаги и печи сооружались только в углу, напротив двери. Вокруг маленьких окошек и двери прилаживали резные наличники, которые защищали дом от злых духов. Окна в зимнюю стужу затягивали бычьим пузырем.

В полуземлянке и в мазанке печи топились «по-черному», т.е. печь не имела дымохода, и весь дым уходил через дверь.

Из домашней мебели был стол, лавки. Спали на лавках или на полу, покрытым соломой.

На севере, где грунтовые воды близко подходят к поверхности, жители строили столбовые и рубленые дома – избы. Избы строили, как в сельской местности, так и в городе.

Избу строили легко и быст­ро. Копали яму, в которую на 20-25 сантиметров углубляли сруб. Песком - для тепла и су­хости - засыпали завалинку – невысокая земляная насыпь вокруг стен всего дома. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрублен­ными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появи­лось выражение «избушка на ку­рьих ножках». Такой оригиналь­ный вид фундамента применял­ся в русском деревянном строи­тельстве очень долго.

Что такое сруб? Сруб - деревянное сооружение из нескольких венцов, скрепленных в форме четырехугольника. А что такое венец? Венец – основа деревянного сруба: один прямоугольный ряд бревен, связанный в углах врубками.

ВЕНЕЦ ИЗБАБревна соединяли без гвоз­дей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их уклады­вали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца.

Несколько венцов, положен­ных друг на друга, формирова­ли четырехугольный сруб. Сруб делали из хвойных пород дерева: ель, сосна, лиственница. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом - это зависело от дос­татка хозяина. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бре­вен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое по­мещение мы называем комна­той. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высо­ко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклеть. Эта часть сруба имела важное значение для хозяйства: там хранили про­дукты.

Окошки были маленькие. Вместо стекол их затягива­ли бычьим пузырем или слюдой, а для тепла закрывали деревян­ными задвижками.

Обычный русский дом не был изрядно украшен, так как людям из-за частых пожаров в течение жизни приходилось несколько раз менять свое жилище. И сами дома, и домашняя утварь были просты.

В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали, простой де­ревянный стол, сундуки для хранения вещей. Чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали - на лавку или на скамью.

Изба городского человека, более обеспеченного, отличалась от избы бедного тем, что для кух­ни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Между клетями оставалось рас­стояние, которое огораживалось стенками и крышей. Это про­странство называлось сени. В сенях гуляли и играли дети. В наших современных город­ских квартирах сени заменили коридоры.

Самые богатые люди - бояре, князья - строили высокие дома, в несколько этажей - хоромы. Для этого кле­ти ставили друг на друга. Клеть первого этажа – подклеть, которая служила для жилья прислуги и там же устраивали кладовые. Комната второго этажа – горница – чистая светлая комната, которая служила парадным местом для приема гостей. Над горницей могли еще построить и третий этаж – это терем – светлое помещение с окнами на все четыре стороны. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Хоромы смотрели на мир «оча­ми» разной величины. В горницах, где хозяева отдыхали, окошки были поменьше, в приемных и сенях - побольше, так как там требова­лось больше света. Окошки укра­шали резными рамами и распис­ными наличниками.Около хором строились и подсобные помещения: сенник - для хранения сена, овин – для сушки хлебных снопов, погреба и ледники – для длительного хранения продуктов, житницы – для хранения хлеба, муки, сушила – для просушки соленого мяса и рыбы, хлев – для скота.

БОЯРСКИЕ ХОРОМЫ КНЯЖЕСКИЙ ДВОР

Ни один богатый дом не обходился без крыльца. Даже самое нарядное, в бога­тых домах, оно никогда не вы­ходило непосредственно на ули­цу. Более того, его и не было видно с улицы. Дома отступали в глубину двора, а впереди раз­мещались хозяйственные по­стройки, огород, колодец. Таким образом, люди прятались от лю­бопытных глаз.

На крыльце обычно встреча­ли дорогих гостей. Оно состояло из широких лестниц с площадка­ми. Так как дорогому гостю устраивали три встречи, то и на крыльце было три площадки.В каждом доме был красный угол (он же "большой", "святой", "Божий"). Здесь на самом видном месте висела ико­на. Когда в дом входил гость, он, прежде всего, искал глазами ико­ну, крестился, а уж потом здоро­вался с хозяином. Это было непреложное правило. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла.

В русском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Его передвигать можно было только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме.

В домах обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Умывались из лохани. На поставцах ставили разную посуду: миси — блюдо, куда наливали суп, большие блюда на второе. Клали ложки, которые были подписаны (помечены). Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами.И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина, боярина, князя. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме – после красного угла, т.к. согласно понятиям древних, под печью обитала душа избы – Домовой. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолки позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах).

100-bal.ru

Повседневная жизнь Средневековой Руси — «Светославъ»

Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом («умычка»). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи «умыкали» невест.

Автор летописи — монах — негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что «умычка» совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово «похищение» здесь, в общем-то, не подходит.

Подробнее о житейско-бытовых аспектах во времена Средневековой Руси, вы можете ознакомиться в предлагаемых книгах, доступных для скачивания:

  • Топорков А.Л. Чур меня! - Статья. Опубликована в журнале: Русская речь. — 1991. - Скачать
  • "А се грехи злые, смертные..": любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X - первая половина XIX в.). М.: "Ладомир", 1999 - Скачать часть I , Скачать часть II ,Скачать часть III
  • Мильков В.В., Громов М.Н. - Идейные течения древнерусской мысли - Скачать
  • Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычеству (культ матери — сырой земли в дер. Присно)// Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984 - Скачать
  • Ловмянский Г. - Религия славян и ее упадок. - Скачать
  • Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия - Скачать
  • Очерки по истории русской деревни. под редакцией академика Рыбакова Б.А. - М., 1959 г. - Скачать часть I ,Скачать часть II
  • Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков - Скачать
  • Повседневная жизнь русских щеголей и модниц - Скачать
  • Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина - Скачать
  • Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья - Скачать
  • Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - Скачать
  • Восточнославянская этнография - Скачать
  • Лихачев Д.С. - Человек в литературе Древней Руси - Скачать
  • Наталья Пушкарева - Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии. Невеста, жена, любовница - Скачать
  • Понятия крестьян Орловской Губернии о природе физической и духовной – Скачать
  • Шангина Изабелла Иосифовна - Русские девушки - Скачать

www.fond-svetoslav.ru

Богданов Андрей Петрович. Повседневная жизнь Древней Руси

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богданов.

Андрей Петрович Богданов (род. 28 декабря 1956, Мурманск) — российский историк, литератор. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель секции «Образование, наука и искусство» Научного совета РАН «Человек в повседневности». Действительный член Российской академии естественных наук, член Союза журналистов Москвы, член организационного комитета междисциплинарного научного семинара по истории взаимовосприятия культур Россия и мир. Автор 40 изданных книг, в том числе научных монографий, учебников, исторической публицистики, художественных и детских.

Биография

Основные публикации

  • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — С. 39-48.
  • Чистякова Е. В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено...»: Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах / Е. В. Чистякова, А. П. Богданов. — М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 1988. — 136 с. — 70 000 экз. — ISBN 5-209-00006-0 (обл.)
  • Богданов А. П. Василий Васильевич Голицын // «Око всей великой России»: Об истории русской дипломатической службы XVI - XVII веков / Под ред. Е. В. Чистяковой; Сост. Н. М. Рогожин. — М.: Международные отношения, 1989. — С. 179–228. — 240, [16] с. — (Из истории дипломатии). — 50 000 экз. — ISBN 5-7133-0059-5 (обл.)
  • Лызлов А. Скифская история / Подг. текста, комментарии, аннотир. указатель имён А. П. Богданова; Отв. ред. д.и.н. Е. В. Чистякова. — М.: Наука, 1990. — 520 с. — (Памятники исторической мысли). — 5 000 экз. — ISBN 5-02-009645-8 (в пер.)
  • Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост., автор вступ. ст., коммент. и указ. А. П. Богданов; Худож. В. М. Назарук. — М.: Современник, 1990. — 448 с. — (Серия мемуаров «Память»). — 100 000 экз. — ISBN 5-270-00708-8 (в пер.)
  • Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви / В. И. Буганов, А. П. Богданов. — М.: Политиздат, 1991. — 528 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-250-01235-3
  • Богданов А. П. Творческое наследие Игнатия Римского-Корсакова // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 6. Ч. 1. М., 1993. С. 165—248.
  • Богданов А. П. Летописец и историк конца XVII в.: Очерки исторической мысли «переходного времени» / Гос. пуб. ист. библиотека. — М.: ГПИБ, 1994. — 144 с.
  • Игнатий Римский-Корсаков, митрополит Сибирский и Тобольский. Генеалогиа явленной от сотворения мира фамилии... Корсаков-Римских / Составитель, автор вступ. статьи, исследований и аннотир. указателя источников А. П. Богданов. — М.: Ангстрем, 1994. — 242 с.
  • Богданов А. П. От летописания к исследованию: Русские историки последней четверти XVII века / Российский институт социальных коммуникаций. — М.: РИСК, 1995. — 552 с.
  • Разведка была всегда... / В. Плугин, А. Богданов, В. Шеремет. — М.: Армада, 1998. — 368 с. — (Россия. Исторические расследования). — 10 000 экз. — ISBN 5-7632-0672-X (в пер., суперобл.)
  • Богданов А. П. В тени Великого Петра. — М.: Армада, 1998. — 336 с. — (Россия. Исторические расследования). — 10 000 экз. — ISBN 5-7632-0685-1 (в пер., суперобл.)
  • Богданов А. П. Тайны Московской Патриархии. — М.: Армада, 1998. — 384 с. — (Россия. Исторические расследования). — 10 000 экз. — ISBN 5-7632-0774-2 (в пер., суперобл.)
  • Богданов А. П. Основы филиграноведения: История, теория, практика. — М.: Едиториал УРСС, 1999. — 336 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-901006-72-0 (обл.)
  • Богданов А. П. Стих и образ изменяющейся России: последняя четверть XVII - начало XVIII века / Институт российской истории РАН. — М.: ИЦ ИРИ РАН, 2005. — 504 с. — 300 экз. — ISBN 5-8055-0144-9 (обл.)
  • Богданов А. П. Царевна Софья и Пётр. Драма Софии. — М.: Вече, 2008. — 352, [16] с. — (Terra Historica). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-9533-2310-9 (в пер.)
  • Богданов А. П. Опальные воеводы. — М.: Вече, 2008. — 352 с. — (Тайны Земли Русской). — 7 000 экз. — ISBN 978-5-9533-2318-5 (в пер.)
  • Богданов А. П. Мятежное православие. — М.: Вече, 2008. — 480 с. — (Тайны Земли Русской). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-9533-3290-3 (в пер.)
  • Богданов А. П. Александр Невский. — М.: Вече, 2009. — 336 с. — (Православие. Традиции. Люди). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-9533-3563-8 (в пер.)
  • Богданов А. П. Несостоявшийся император Фёдор Алексеевич. — М.: Вече, 2009. — 320 с. — (Тайны Российской империи). — 4 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4271-1 (в пер.)

Литература

Ссылки

А. П. Богданов на сайте ИРИ РАН

dic.academic.ru