Древние египтяне писали как. Только 1–3% населения Древнего Египта умели читать и писать
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Петровский Н., Матвеев В. Как писали древние египтяне. Древние египтяне писали как


Древние египтяне и письменность - Интересные статьи

На чем писали в Древнем Египте?

Древнеегипетские иероглифыДревнеегипетские иероглифы

Бумаги в Древнем Египте не было, но был папирус. Его изготавливали из одноименного тростника, растущего по берегам Нила. Папирус, сделанный из растительных волокон, был плотным и толстым — толще обычной бумаги.

 

  1. Сначала срезали тростник и очищали его стебли.
  2. Стебли нарезали тонкими полосками и выкладывали рядами, в несколько слоев
  3. По полоскам били молотком, пока липкий сок растений не склеивал их.
  4. Поверхность папируса терли гладким камнем или специальным инструментом делая ее ровной и гладкой.
  5. Листы папируса склеивали в длинные полоски и сворачивали в свитки.

Изготовление папируса было очень долгим и трудоемким, поэтому стоил он не дешево. Для повседневных записей древние египтяне пользовались глиняными дощечками и даже осколками битой посуды. На папирусе писали кисточкой из тростниковой палочки, расщеплен ной с одного конца. Чернила делались из сажи или красной земли.

Что такое иероглифы?

Иероглифы это знаки древнеегипетского алфавита. Каждый иероглиф обозначал либо целое слово — название предмета или понятия, — либо отдельный звук в слове. Многие иероглифы представляют собой довольно сложные картинки.

Лишь немногие дети ходили в школу. Некоторые мальчики учились на писцов. Им приходилось учить больше семисот иероглифов. Для обозначения чисел тоже были свои иероглифы.

Интересные статьи:

Рейтинг: 4.6/5. Из 9 голосов.

Please wait...

Предыдущая статьяДревние египтяне и красотаСледующая статьяДревние египтяне и животные

www.voprosy-kak-i-pochemu.ru

Реставрационная стела Тутанхамона - или как писали древние египтяне

Реставрационная стела Тутанхамона (англ. Restoration Stela) — документ, зафиксировавший начало работ по восстановлению прежних богов и их храмов и святилищ.Памятник ныне хранится в Каирском музее. Инвентарный номер: CG 41504.

Реставрационная стела Тутанхамона. Каирский музей Инвентарный номер: CG 41504..

Текст стелы:Перевод Перепёлкина Ю.Я.

Цитируется по изданию: Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Часть 2. М., 1984, С. 176-178.

[Год царствования (такой-то)], месяц 4 Половодья, числа 19 при величестве Хора, тельца крепкого, подобающего рождением, обеих владычиц (т.е. олицетворение обеих государственных богинь), до[брого законами, успокоившего] обе земли, Хора золота, воздевшего венцы, умиротворившего богов, царя (и) государя [Неб-шепр-рэ], сына Рэ [Тут-анх-амуна Властителя Она Верховья], (кому) дано жить, как Рэ, вечно [вековечно], возлюбленного [Амон-Р]э, владыки престолов обеих земель, предстоящего Эп-эсове, Атому, владыки обеих земель, онского (т.е. города Она), Ра-[Хар]-Ах[т]а, П[та]ха, (того), кто южнее стены своей, владыки Жизни обеих земель (т.е. запада Менфэ) (и) Тховта, владыки слов божьих (т.е. иероглифической письменности),- воссия[л он] на [престоле] Хора [жив]ущих, как отец его Рэ, повседневно!

[Бог] добрый, сын Амуна, порождение тельца матери своей (т.е. того же Амуна), семя [б]лагое, яйцо [свят]ое, произведённый Амуном самим, ---- образовавш(им?) его, родивший (т.е. соорудивший идол) родившего его: совокупились души (т.е. боги) Она, чтобы родить его, чтобы сотворить (т.е. произвести) царя вековечного, Хора, стойкого на вечность.

Властитель добрый, творящий благое отц(ам) [сво]им богам всем, [у]твердил он (то), что обветшало, как памятник(и) пределов вековечности, устранил он грех по обеим землям, правда остаётся ----- [да]л [о]н быть лжи мерзостью (для) земли, как (в) раз её первый (т.е. как в первое время её бытия). Когда же воссияло величество его царём, [бы]ли храмы богов (и) богинь, начиная от Йэба [вплоть] до заводей Топи (т.е. Низовья) ------- (?) [близ]ки к забвению. Свя[ти]лища их были близки к уничтожению, являясь развалинами, поросшими растеиями; покои их (были) как то, что не являлось (на свет), дворы их - дорогою пешеходной. Была земля как бы (в) болезни. Боги отвернулись (от) земли этой. Если посыла[ли войск]о в Палестину, чтобы расширить границы Египта, не являлось твёрдости их всяческой (т.е. никакой). Если молили бога, чтобы попросить вещь (т.е. совет) унего, не приходил он ------. Если молились богине всякой (т.е. какой-либо) равным образом, не приходила она совсем: сердца их ослабли сами собою, нарушили они творенье.

Но когда дни прошли после этого, воссияло [величество его н]а престоле отца своего: принял власть он над берегами (т.е. странами) Хора: Черноземье (т.е. Египет), Красноземье (т.е. песчаная чужбина) были под надзором его, земля всякая склонялась перед могуществом его. (И) вот величество его (было) во дворце своём, что в доме А-шеп-ке-рэ (т.е. Тхут-мосе I), как Рэ внутри неба. И величество его творило промышление (о) земле этой (т.е. об Египте), потребу (еже)дневную обоих берегов. И величество его держало совет с сердцем своим, изыскивая случа всякий превосходный, ища благое для отца своего Амуна, рождая (т.е. создавая) изображение его честное из светлого золота правилього (т.е. настоящего). Дал он сверх сотворённого прежде: родил (т.е. создал) он (кумир) отца своего Амуна на 13 носильных шестах, изображение его святое из светлого золота, лазоревого камня, бирюзы, каменья всякого честного, а было величество бога этого честного на носильных шестах 11. Родил (т.е. создал) он (кумир) Птаха, (того), кто южнее стены своей, владыки Жизни обеих земель (т.е. запада Менфэ), изображение его честное из светлого камня [на носильных шес]тах 11, изображение его святое из светлого золота, лазоревого камня, бирюзы, каменья всякого честного, а было величество этого честно(го) прежде на носильных шестах [(x)](+)3.

И величество его творило памятники богам [всем (?)], рождая (т.е. создавая) (?) [к]умиры их из светлого золота правильного (т.е. неподдельного) из главного (т.е. лучшего) нагорий, созидая покои их заново как памятники пределов вековечности, благоустраивая ради (?) бытия (на) вечность, устанавливая им жертвы божьи как постоянные для всякого, питая (т.е. обеспечивая) жертвенные хлебы их на земле. Дал он сверх бывшего прежде, превзошёл [он (?) сотворённое (?)] со времени предков. Ввёл он (жрецов-)чистителей (и жрецов-)слуг божьих из детей сановников город(ов) их, (именно) сына мужа знаемого, чьё знают имя. [У]множил он ---- их золотом, серебром, сплавом меди с оловом (и) медью беспредельно -----. Наполнил он пищевые производства их слугами (и) служанками из поставок добычи величества его ---- всяческие для храмов удвоенными, утроенными, учетверёнными серебром, [золотом], лазоревым камнем, бирюзою, каменьем всяким честным, потном царским, белым полотном, масличным маслом смолистым, жиром ----- фимиамом, (благовонною смолою) йхмт, миррой без конца, вещью всякою доброю. Срубило величество его  - жив, цел, здоров! - ладьи их для (плавания) по реке из кедра нового из главного (т.е. лучшего) нагорий, (так что) осветили они реку. Очистило (т.е. посвятило) величество его слуг (и) служанок, певиц (и) плясуний, бывших прислужницами в доме уарёвом, начислив работы их на дворец на ------ владыки обеих земель: «Даю я быть им охранёнными (и) защищёнными для отцов (моих) богов всех, возлюбив умиротворить их твореньем любезного двойнику их, (чтобы) хран(или?) они Египет ----- (?) боги (и) богини, кои в земле этой - сердца их в радости, владыки святилищ в ликовании, берега в громком восхищении, бурном восторге, веселье по ----- добрые объявились. Девятеро богов, кои во дворе большом (т.е. в храме Она),- руки их (воздеты) хвал(ебно), ладони их полны празднествами тридцатилетия ---- вековечность вечность,жизнь (и) благоденствие от них к носу Хора, повторяющего рождения (т.е. возрождающегося), сына возлюбленного -----. Родил он его, чтобы родить его, царя (и) государя [Неб-шепр-рэ], возлюбленного Амуном, сына его старшего, правильного (т.е. подлинного), возлюбленного его, поборника отца своего, родившего его, (чтобы) царствовал он царствова[ние (?)] -----, сына Рэ [Тут-анх-амуна Властителя Она Верховья], сына, благого для родившего его, (богатого) памятни(ками - дословно: памятничного), (создателя) мног(их) див(ных сооружений), ----- творящего памятники супротив сердца своего отцу своему Амуну, подобающего рождением, властелина -----.

(В) [д]ень этот были во дворце добром, что в доме А-шеп-ке-рэ (т.е. Тхут-мосу I), правого голосом (т.е. покойного). И вот ----- молод -----, взявший спешащего на плоти своей (т.е. царскую змею). Образовал его Хнум ----- Могучий рукою это, большой силою более, чем (кто-либо) крепкий, великий силою, как сын [Нэ (?)] ----, могучий рукою, как Хор,- не объявится ему второй (т.е. подобный) среди силачей земель всех вкупе, знающий, как Рэ, -----, [как] Птах, сведущий, как Тховт, определяющий законы, благодетельный приказани[ями], -----, гораздый изречень(ями), царь (и) государь, владыка обеих земель, владыка творения вещи (т.е. деятельный), владыка мышцы [Неб-шепр-рэ], умиротворивший бог[ов] ----- (?), [сын Рэ] от [ут]робы его, возлюбленный его, владыка нагорья всякого (т.е. всех иноземных стран), владяка венцов [Тут-анх-амун Властитель Она Верховья], кому даны жизнь, долголетие, благоденствие, как Рэ ----».

http://ru-egypt.com/sources/restoration_stela

Как писали древние египтянеПетровский Н., Матвеев В.

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь.

Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухтысячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты. Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому после слова, написанного

звуковыми знаками, ставился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака   . Верхний знак передаёт звук «с», а нижний — «ш».

Что это за слово? Ведь это могло произноситься и «сеш» и «саш» и «сиш» и т. д.. Сомнений не оставалось, если после такого слова ставился определитель. С определителем —

знаком писцового прибора — это означало слово «письмо, запись»  , а с определителем — знаком куска земли с птицами — слово «гнездо, заводь»:  .

Сейчас египтологи и то и другое слово условно произносят «сеш», вставляя между согласными звук «е», чтобы как-то произносить эти слова. Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, то есть алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит, азбуку из 25 букв.

Кроме знаков     — с и    — ш,    имелись    — в;     — б;  — п;    — ф;    — м;    — н;   — р;   — х;    — к;    — д;    — т;   

— ч и другие.   Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами:    (п + н) — пен — «этот».

Но были звуковые знаки, которые передавали сочетание сразу трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф «перо»  передавал сочетание   ш—в,  иероглиф «корзина»   — н—б;

иероглиф «чёрный ибис»   — г—м;        иероглиф «заяц» — в—н;    иероглиф «солнце с лучами»     — три согласных — в—б—н;    иероглиф «перекрещенные 

палочки»     — х—с—б;    иероглиф «тесло»    — с—т—п;    иероглиф «пестик со ступкой»      — четыре согласных — х—с—м—н и т.д.

Определителей было много.

Иероглиф «сидящий мужчина»    определял слова «человек, писец» и т.п.; иероглиф «связанный пленник»     — слова «пленник, враг»;   

 иероглиф «идущие ноги»  — «ходить, бежать»;    иероглиф «три горы»      — «чужеземная страна»;     иероглиф «шкура с хвостом»      — «животное, зверь» и т.д.

Египтяне — пожалуй, единственный народ в мире, сумевший выразить абстрактное, отвлечённое понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими

завязками    они определяли любое абстрактное понятие. Записывая слова либо одним видом звукового знака, а чаще комбинируя все эти знаки так, что иногда алфавитные знаки поясняли звуковой состав знака, передающего большее количество согласных, и дополняя слова определителями, египтяне писали любые слова:

  (гм + м + х = г + м + х) — гемех — «смотреть»; 

 (вн + н = вн) — вен — «быть»; 

 — с — «человек»; 

 (ч + с + м) — чесем — «собака».

Эта довольно сложная система письма и явилась одной из причин того, что дешифровка иероглифов заняла много времени.

Но, кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности.

Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо.

Иератическими знаками писали на лёгких материалах — папирусе, коже, глиняных черепках, ткани и т.п.

Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами, выделяя начало абзаца или главы «красной строкой». Вместо ручки или пера употребляли тростниковую палочку, разжёванную на конце.

Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

Египетские иероглифы: «алфавитные» знаки

Как такового, египетского алфавита не существовало. Упорядочивание египетских иероглифов в алфавит произведено уже современными египтологами. Оны выявили 27 наиболее часто употребляемых иероглифов и составили вместе. Эти иероглифы даются во всех учебниках по египетской письменности.

Около каждого иероглифа дано его прочтение — так называемая транслитерация. Читаются знаки транслитерации следующим образом (так называемое «школьное чтение»): A – а; a – a; i – и; j – и; w – в, у или о; S – ш; D – дж; остальные – практически так же как и латинские. Для этого дана послежняя колонка – условное чтение.

Материал из книги: Петровский Н., Матвеев В.Египет — Сын тысячелетий.— Л., 1959.http://ru-egypt.com/library/249

http://ru-egypt.com/hiero/egypt_alphabet

 Иератическое письмо

Иератическое письмо было употребляемо, главным образом, египетскими жрецами для распространения научных и религиозных знаний. Оно есть упрощенный вид иероглифического письма, которое как монументальное, было употребляема в надписях на общественных и частных памятниках и на изображениях. Письмо же иератические было письмом литературным. Памятники его восходят к периоду за 3000 лет до P. X. и большая часть этих памятников писана на папирусе, что, без сомнения, отразилось и на самом характере знаков иератического письма. Читается оно, в отличие от иероглифических знаков, только справа налево. Упрощенное иератические письмо дало письмо демотическое, применявшееся в торговой жизни.

Иератическое письмо. Фрагмент папируса, 12 век до н. э.

Образец иератического письма с иероглифическим переводом

http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/egypt/egcw02e.shtml

Древнейшие буквенно-звуковые системы письма (финикийская древнееврейская, арамейская и др.) представляли собой консонантно-звуковые системы, т. е. знаки их обозначали только согласные звуки.

Системы эти возникали и закреплялись преимущественно у народов, в языках которых гласные звуки имели меньшее значение, чем "согласные. В языках этих (семитских, отчасти хамитских) корневая основа слов строилась обычно из согласных; гласные же, как бы прослаивающие корневую основу, изменялись и служили для образования грамматических форм различных производных слов. Так, в древнееврейском языке корневая основа К - Т - L 'убивать' путем прослаивания ее разными гласными образовывала слова: KeToL - неопределенное наклонение глагола 'убивать', KoTeL - 'убийца', KaTuL - 'убитый' и т. д.

Консонантное строение корневых слов, усиливая значение согласных звуков, как бы акцентируя их, очень облегчало выделение их из состава слова. С другой стороны, поскольку корневые основы состояли из согласных звуков, постольку применение в письме тоже только согласных знаков почти не затрудняло понимание слов; что же касается грамматических форм, то они становились ясными из контекста. 2

Впервые консонантно-звуковые знаки появились в египетском письме.

Древнеегипетский язык имел (рад общих черт с семитскими языками Передней и Малой Азии - с ассиро-вавилонским, финикийским., древнееврейским и др. Так, наибольшее значение в египетском языке (так же как и в семитских) имели согласные звуки. Звуки эти образовывали четкий скелет египетских слов (например, n - f - r 'лютня', h - р - r 'жук' и т. п.). Что касается гласных, то они имели меньшее значение, чем согласные; кроме того, они применялись по-разному в различных диалектах египетского языка*. Благодаря этой особенности (четкому консонантному скелету слов), отдельные слова сравнительно легко выделялись из связной речи; это очень способствовало развитию логографии из пиктографии. Это же предопределило и консонантный характер фонетических элементов египетского письма.

*(В. В. Струве. История древнего Востока. М.,1941, стр. 131, 231.)

Другой важной особенностью египетского языка было то, что при преобладании слов, включавших обычно два-три, а иногда даже четыре-пять согласных звуков, в нем были широко представлены также слова, включавшие всего один согласный звук*. Логограммы. обозначавшие такие (односогласные) слова, стали применяться также и для обозначения согласных звуков, входивших в данные слова, независимо от того, с какими гласными сочетались эти согласные; так, логограмма 'рот' (го) начала применяться для обозначения звука г, логограмма 'задвижка' (за) -для звука s, логограмма 'водоем' (sa) - для звука s, логограмма 'хлеб' (to) - для звука t**.

*(Так, по подсчетам Н. С. Петровского, в египетском иероглифическом письме применялось около 30 односогласных, около 80 двухсогласных, около 60 трехсогласных и всего несколько четырехсогласных знаков (Н. С Петровский. Египетский язык, М.,1958).)

http://www.reshafim.org.il/ad/egypt/people/transliteration.htm

Египетское письмоАнатолий Кудрявцев

 Из иероглифического египетского письма сформировались два вида курсивного письма – иератическое и более сложное – демотическое, в которых изобразительно-предметный характер иероглифов превратился в условно-графический.

Демотическое письмо до настоящего времени не расшифровано.

Русский египтолог Б. А. Тураев (1868-1920) сравнил соотношение по сложности прочтения между иероглифическим, иератическим и демотическим письмом с современными печатными, рукописными и стенографическими знаками.

Материалом египетского письма был папирус, использовалась красная или чёрная краска, инструментом письма было тростниковое перо – калам (греч. kalamos – тростник). Египетские иероглифы долгое время не удавалось расшифровать. Прочитал их в начале 19 века французский учёный, основатель египтологии Франсуа Шампольон (1790-1832), когда в 1799 году из Египта во Францию был доставлен так называемый «Розеттский камень» (назван по месту, где его нашли). На большой базальтовой плите было три текста, написанных последовательно иероглифами, демотическим и греческим письмом. После исследования «Розеттского камня» было сделано предположение, что три вида письма воспроизводят один текст. Текст греческой архаики позволил Шампольону расшифровать иероглифы.

http://www.akland.ru/arhiv/font/page/history_1/001/004.htm

remidios-fine.livejournal.com

10 не очень приятных странностей древних египтян

Древний Египет — это земля солнца, пирамид и гробниц, наполненных сверкающими сокровищами. Фараоны считались детьми богов и сами правили страной как боги, купаясь в роскоши и богатстве. Но за всем этим внешним лоском, как это часто бывает, скрывают обычные, бытовые будни. Которые в случае с Древним Египтом являются ещё и грязными и отвратительными. Вот лишь несколько фактов из жизни древних египтян, которые доказывают, что с сегодняшней точки зрения они были настоящими варварами.

Носить на голове свои волосы было уделом бедняков

strannosti-egiptyan-2strannosti-egiptyan-2

Третья из десяти казней египетских — нашествие кровососущих насекомых, в том числе мошек, клопов и вшей. Доподлинно неизвестно случился ли этот библейский сюжет на самом деле, но то, что весь Древний Египет страдал от вшей — факт. Со временем люди нашли самый простой способ как избавить себя от этой напасти, они просто начали брить голову на лысо. Это касалось и мужчин, и женщин. Детям так и вовсе до 12 лет волосы на голове сбривали регулярно в принудительном порядке. Обеспеченные граждане, имевшие высокий социальный статус обычно носили парики. Те же, кто был поскромнее, так и ходили лысыми. Ну, а бедняки ходили с собственными волосами, иногда даже весьма длинными и заплетёнными в косу.

У древних египтян были очень своеобразные методы контрацепции

strannosti-egiptyan-3strannosti-egiptyan-3

Учёные и историки до сих пор спорят использовались ли презервативы в античности. Достоверных сведений об этом нет, хотя древнейшие презервативы вероятно существовали ещё 12–15 тысяч лет назад. В Древнем Египте, как позже и в Греции, и в Риме, ценилась малодетность, поэтому практиковались различные методы контрацепции. В основном, конечно, женские, потому как считалось, что контролировать свою беременность женщина должна сама. Чаще всего для этих целей девушки использовали мёд, хотя иногда готовили некие особые мази, смешивая листья деревьев с крокодильим навозом. Мужчины, в качестве контрацепции окунали член в смолу или луковый сок.

Не менее странными были способы определения способности женщины иметь детей

strannosti-egiptyan-4strannosti-egiptyan-4

Древнеегипетская медицина была невероятно передовой для своего времени. Но с высоты пролетевших тысячелетий мы понимаем, насколько дикими и варварскими были их методы. Особого внимания заслуживают способы определения «плодородности» женщины. К примеру, некоторые врачи втирали по всему телу пациентки масло и велели ей лежать до утра. Если на утро она выглядела «хорошо и свежо», значит женщина была в состоянии забеременеть. Другой, не менее интересный способ: вечером врач вставлял во влагалище женщине зубчик чеснока или небольшую головку лука, а утром проверял её дыхание. Если при этом он чувствовал запах чеснока или лука, значит всё было в порядке. А суть тут в том, что древние египтяне верили, что каждое отверстие в теле женщины связано напрямую. И если от рта и вниз «путь свободен», то и забеременеть она может без проблем.

Красивых женщин не хоронили сразу, чтобы избежать некрофилии

strannosti-egiptyan-5strannosti-egiptyan-5

В Древнем Египте когда человек умирал, его бальзамировали и погребали сразу же. Но это не касалось знатных или просто красивых женщин. Их отдавали бальзамировщикам лишь на третий или четвёртый день, когда труп уже начинал разлагаться. Делалось это для того, чтобы бальзамировщики не могли совокупляться с трупами. А такие случаи бывали.

Фараоны страдали от лишнего веса

strannosti-egiptyan-6strannosti-egiptyan-6

Изображения древних египтян, дошедшие до наших дней, показывают фараонов как стройных и мускулистых людей. Однако, сами мумии, найденные в гробницах говорят, что это далеко не всегда было так. Просто художникам говорили как нужно рисовать. Многие письменные источники указывают на то, что пиры в царских дворцах устраивались каждый день. Стандартный при в Древнем Египте — это килограммы мяса, вёдра вина и много-много пирогов. Не удивительно, что у мумий обнаруживали закупорку артерий, выпирающие животы и жировые складки. К слову, египтяне уже в 1500 году до нашей эры писали медицинские трактаты о вреде ожирения.

Проктологов в Древнем Египте называли «пастухами ануса»

Медицине древние египтяне уделяли достаточно большое внимание. Подобно современному миру, доктора тогда тоже имели различную специализацию: были окулисты, дантисты и, конечно же, проктологи. Правда практически единственной их работой было приготовление растворов для клизм, зато их гордо называли «пастухами ануса». С клизмами у древних египтян (в особенности у фараонов) вообще были интересные отношения. Из-за постоянного переедания каждый месяц примерно три дня они «чистили» свой организм с помощью слабительного и клизм. И вот тогда-то у проктологов работы было предостаточно.

У мужчин в Древнем Египте тоже была «менструация»

strannosti-egiptyan-8strannosti-egiptyan-8

Вернее, они так думали. На самом деле все «менструирующие» были больны шистосомозом — это опасное заболевание, вызываемое тропическими паразитами. До сих пор в мире около 200 миллионов человек страдают от этой болезни, причём от 20 до 200 тысяч человек в год от неё умирают. Но в Древнем Египте шистосомоз был настолько распространён, что никто не считал его болезнью. Люди просто думали, что кровь в моче у мужчин — это так же нормально, как и менструация у женщин. Если мужчина в Древнем Египте писал кровью, это было отличным знаком того, что он готов к отцовству.

Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, причём в основном в медицинских целях

Тот самый знаменитый египетский макияж вокруг глаз делался не только для красоты. При анализе многочисленных образцов этой косметики современные учёные установили, что большая часть её делалась на основе свинца, который увеличивал оксид азота в клетках кожи до 240%. Важно то, что оксид азота является ключевым сигнальным агентом в организме, усиливающим иммунную систему. В тропических и болотистых районах Нила, где свирепствовали глазные инфекции, это было очень важно. К тому же макияж защищал кожу от прямых солнечных лучей.

Древние египтяне не только не стеснялись наготы, но и старались всячески покрасоваться своим телом на публике

strannosti-egiptyan-10strannosti-egiptyan-10

Особенно это касается, конечно, людей знатных и богатых. Знатные египтянки носили платья из полностью прозрачного материала, которые хорошо демонстрировали все формы тела. Люди попроще вообще не заморачивались по поводу одежды. Было время когда и мужчины, и женщины носили просто короткие набедренные повязки, позже трансформировавшиеся в юбки. Впрочем, на сельскохозяйственных работах все могли работать обнажёнными. Дети до определённого возраста вообще не носили никакой одежды.

Сандали были единственным важным, но нелюбимым атрибутом одежды у египтян

strannosti-egiptyan-11strannosti-egiptyan-11

Несмотря на общее пренебрежение какими-либо правилами гардероба, к сандалиям древние египтяне относились крайне трепетно. Чаще всего для людей попроще они изготавливались из тростника, для знати и фараонов, конечно же, из кожи. Сандали входили в комплект вещей, необходимых египтянину в загробной жизни. А у фараонов даже существовала специальная должность — носильщик сандалий. Этот человек всюду следовал за фараоном и носил его сандали. Просто сами древние египтяне обувь очень не любили, предпочитая ходить босиком. А зайти в обуви в дом так и вовсе было страшным поступком, как плюнуть в колодец, например.

Источник

factor-e.ru

Петровский Н., Матвеев В. Как писали древние египтяне

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь.

Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухтысячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты. Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака иероглифы z:S. Верхний знак передаёт звук «с», а нижний — «ш».

Что это за слово? Ведь это могло произноситься и «сеш» и «саш» и «сиш» и т. д.. Сомнений не оставалось, если после такого слова ставился определитель. С определителем — знаком писцового прибора — это означало слово «письмо, запись» Письмо иероглифами, а с определителем — знаком куска земли с птицами — слово «гнездо, заводь»: иероглифы z:S.

Сейчас египтологи и то и другое слово условно произносят «сеш», вставляя между согласными звук «е», чтобы как-то произносить эти слова. Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, то есть алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит, азбуку из 25 букв. Кроме знаков O34 — с и N37 — ш, имелись G43 — в; D58— б; Q3— п; I9— ф; G17— м; N35— н; D21— р; V28— х; V31— к; D46— д; X1— т; V13— ч и другие. Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: pn (п + н) — пен — «этот».

Но были звуковые знаки, которые передавали сочетание сразу трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф «перо» H6 передавал сочетание ш—в, иероглиф «корзина» V30— н—б; иероглиф «чёрный ибис» G28— г—м; иероглиф «заяц» E34— в—н; иероглиф «солнце с лучами» N8 — три согласных — в—б—н; иероглиф «перекрещенные палочки» Z9 — х—с—б; иероглиф «тесло» U21 — с—т—п; иероглиф «пестик со ступкой» U32 — четыре согласных — х—с—м—н и т.д.

Определителей было много.

Иероглиф «сидящий мужчина» A1 определял слова «человек, писец» и т.п.; иероглиф «связанный пленник» A13 — слова «пленник, враг»; иероглиф «идущие ноги» D54 — «ходить, бежать»; иероглиф «три горы» N25 — «чужеземная страна»; иероглиф «шкура с хвостом» F28 — «животное, зверь» и т.д.

Египтяне — пожалуй, единственный народ в мире, сумевший выразить абстрактное, отвлечённое понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками Y1 они определяли любое абстрактное понятие. Записывая слова либо одним видом звукового знака, а чаще комбинируя все эти знаки так, что иногда алфавитные знаки поясняли звуковой состав знака, передающего большее количество согласных, и дополняя слова определителями, египтяне писали любые слова: gmH (гм + м + х = г + м + х) — гемех — «смотреть»; wnnw (вн + н = вн) — вен — «быть»; z — с — «человек»; Tsm (ч + с + м) — чесем — «собака».

Эта довольно сложная система письма и явилась одной из причин того, что дешифровка иероглифов заняла много времени.

Но, кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности.

Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо.

Иератическими знаками писали на лёгких материалах — папирусе, коже, глиняных черепках, ткани и т.п.

Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами, выделяя начало абзаца или главы «красной строкой». Вместо ручки или пера употребляли тростниковую палочку, разжёванную на конце.

Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

Материал из книги: Петровский Н., Матвеев В. Египет — Сын тысячелетий.— Л., 1959.

ru-egypt.com

На чем писали древние египтяне 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Тропическое травянистое растение семейства осоковых

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и др. древних народов)

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма, изготовленный из этого растения (у египтян и др. древних народов), а также рукопись на этом материале

Ответ: Папирус

Вопрос: Бумага египтян

Ответ: Папирус

Вопрос: Водное травянистое растение, из которого древние додумались делать писчий материал

Ответ: Папирус

Вопрос: Древний заменитель бумаги для письма

Ответ: Папирус

Вопрос: Древняя рукопись

Ответ: Папирус

Вопрос: Изготавливавшийся в древности и раннем средневековье писчий материал

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма в Древнем Египте

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма, изготовленный из тропического растения

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал, на котором Клеопатра писала любовные записки Марку Антонию

Ответ: Папирус

Вопрос: Многолетняя трава, из стеблей которой в Древнем Египте делали циновки, одежду, плоты и др

Ответ: Папирус

Вопрос: На чем писали древние египтяне

Ответ: Папирус

Вопрос: Писчий материал, предшественник бумаги

Ответ: Папирус

Вопрос: Письменное растение

Ответ: Папирус

Вопрос: Тропическое водное растение сем. осоковых, материал для письма в Древнем Египте

Ответ: Папирус

Вопрос: Или Библиос

Ответ: Папирус

Вопрос: Многолетнее тропическое травянистое растение семейства осоковых

Ответ: Папирус

Вопрос: "Бумага" из тростника

Ответ: Папирус

Вопрос: Тростниковое растение

Ответ: Папирус

Вопрос: Тропический тростник

Ответ: Папирус

Вопрос: "Прадедушка" бумаги

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма у египтян и других древних народов

Ответ: Папирус

Вопрос: Тропическое многолетнее тростниковое растение

Ответ: Папирус

Вопрос: Травянистое растение, из которого в древности изготавливали писчий материал

Ответ: Папирус

Вопрос: Материал для письма у египтян

Ответ: Папирус

Вопрос: Писчий материал у древних народов

Ответ: Папирус

wordparts.ru

Только 1–3% населения Древнего Египта умели читать и писать

Так считает египтолог Филип Татерка из Университета им. Адама Мицкевича (Польша),считая, что этому факту предостаточно свидетельств.

В Древнем Египте существовало несколько форм письменности. Сегодня больше всего известны классические иероглифы, вырезанные в камне на стенах храмов и гробниц. Чиновники и литераторы пользовались в основном иератическим письмом, которое представляло собой упрощённый вариант иероглифики. Оно существовало со времён Древнего царства и эпохи пирамид, а в середине I тысячелетия до н. э. его сменило ещё более простое демотическое письмо.

Сравнительно поздние источники говорят о том, что уже один из первых владык Египта — Аха — умел писать, его считали автором нескольких медицинских трактатов. Доверять подобным сведениям, конечно же, нельзя. Но г-н Татерка нашёл упоминание о грамотности фараона, относящееся к Пятой династии (конец III тыс. до н. э.). В Саккаре расположена гробница сановника по имени Сенеджемиб Инти, и на её стенах мы читаем о том, как сей благородный муж получил послание, собственноручно написанное царём Джедкара Исеси. Кроме того, можно встретить упоминания о грамотности правителей в «Текстах пирамид» — древнейшем священном писании человечества.

Супоминающий грамотность царей, — это «Пророчество Неферти», в котором рассказывается о первом фараоне Четвёртой династии Снофру. По ходу дела царь берёт свиток папируса и письменный прибор и лично записывает слова Неферти — мудреца с востока. Это произведение возникло на тысячу лет позже правления Снофру, поэтому его нельзя рассматривать как исторический документ той эпохи, но в то же время оно, возможно, свидетельствует о том, что в эпоху XII династии (Среднее царство) никого уже не удивлял грамотный фараон.

Доказательством того, что правители Нового царства умели читать и писать, служит набор для письма, обнаруженный Говардом Картером в гробнице Тутанхамона (XVIII династия). Судя по всему, канцелярскими принадлежностями пользовались. В истории Египта фараоны порой, по-видимому, служили просто ритуальной фигурой. Но во времена после Тутанхамона они нередко официально занимали высокие административные посты, которые издревле ассоциировались с абсолютной необходимостью быть грамотным.

К сожалению, почти ничего не известно об образовании царских детей. Есть сведения, впрочем, что ещё в эпоху пирамид для их обучения был создан специальный «институт». Встречаются упоминания о царских учителях, относящиеся ко времени Хатшепсут (XV век до н. э.), хотя сведения об их обязанностях до нас не дошли. Скорее всего, царских детей, как и египтян, посещавших обыкновенные школы, обучали в основном иератическому письму, знание которого было необходимо для чиновника. Классические иероглифы, вероятно, оставались на долю детей, которых готовили к отправлению жреческих обязанностей, и, наверное, наследника престола. Фараон должен был владеть иероглификой, чтобы проводить обряды, во время которых он читал вслух священные тексты.

Правитель был единственным звеном, соединявшим богов и людей, и его зачастую отождествляли с богом Тотом — изобретателем иероглифов. Не все фараоны говорили на языке управляемой ими страны и тем более не могли писать на нём. В I тыс. до н. э. Египет часто становился добычей чужеземцев. Персидские, греческие и римские правители на официальных изображениях предстают в полном соответствии с египетскими традициями, но мало кто из них владел египетским языком и тем более понимал иероглифы.

Интересно, что правители древней Месопотамии, судя по всему, намного реже умели читать и писать. Возможно, это было связано с тем, что клинопись сложнее иероглифики и иератического письма.

Подготовлено по материалам Polska Agencja Prasowa.

scientificrussia.ru