Смерды в древнерусском обществе. Смерды в древней руси
Смерды в Древней Руси
Слово «смерд» многие ныне считают ругательством (из-за созвучности со «смердеть»). На деле до XVI века термин просто указывал на общественное положение человека и связанные с ним права и обязанности.
Хлебопашец вольный
Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки (М.Н.Тихомиров, Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков) пытались установить место этой группы в древнерусской общественной структуре, и в основном им это удалось.
Согласно общепринятому мнению, смерд – дееспособный крестьянин-землевладелец. Историки полагают, что изначально так именовали полноправного члена сельской крестьянской общины, а по мере развития феодальных отношений понятие было перенесено на крестьянина, чьим сюзереном выступало непосредственно государство (в лице князя или боярской республики, как в Новгороде). Он был подсуден князю, нес в его пользу повинности и платежи. Смерд был собственником своего имущества и передавал его по наследству, но исключительно сыновьям. При отсутствии таковых наследником становился князь, обязанный из наследства выдать содержание незамужним дочерям покойного. Но подобная практика в эпоху феодализма существовала и для высших сословий – там тоже наследником мог стать сеньор.
Особенности уголовной ответственности
Однако можно слышать и утверждение, что смерд – зависимый человек, равный холопу (лично зависимому слуге). Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень.
Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли (наравне с феодалами) владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина. Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам.
Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко.
Временно обязаны
Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).
Однако князья нередко «жаловали» свои земли вместе со смердами боярам. Так свободные государственные крестьяне понемногу превращались в барских, крепостных. Заодно исчез и термин «смерд», превратившись в презрительную кличку «мужика».
istoriyakratko.ru
СМЕРДЫ - это... Что такое СМЕРДЫ?
СМЕРДЫ — крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость … Большой Энциклопедический словарь
СМЕРДЫ — СМЕРДЫ, крестьяне общинники в Древней Руси (9 14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально экономических отношений постепенно попадали в зависимость. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
СМЕРДЫ — в древне русском праве, свободные сельские обыватели в противоположность с одной стороны холопам, с другой княжим мужам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
смерды — категория зависимого сельского населения в Древней Руси. Упоминаются в Русской правде, «Повести временных лет» и др. Убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопов. Их выморочное имущество наследовал князь. Слово «смерд»… … Энциклопедический словарь
СМЕРДЫ — (smurdi, smardones) социальный слой слав. общества раннего средневековья. В источниках 11 12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; С., возможно, были также на Балканах. По вопросу о том,… … Советская историческая энциклопедия
СМЕРДЫ — – наименование феодально зависимых крестьян в Древней Руси (9–13 вв.). В. И.Ленин указывает, что «землевладельцы кабалили смердов еще во времена „Русской Правды » (Соч., т. 3, стр. 170). С., прикреплённые к земле, эксплуатировались как… … Советский юридический словарь
Смерды — наименование феодально зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках 11 12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и другие источники), в Польше, у полабских славян. С. на Руси крестьяне,… … Большая советская энциклопедия
Смерды — … Википедия
смерды — мелкие землевладельцы, составлявшие неоднородную по социально правовому статусу группу населения в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах). В период XI XII вв. С. это прежде всего крестьяне общинники, утратившие личную свободу… … Большой юридический словарь
СМЕРДЫ — земледельческое население сел. В начале исторического существования Руси оно было свободным, а затем постепенно попало в зависимость от отдельных лиц, князей или вотчинников. Первыми письменными собраниями законов они несколько ограничены в… … Казачий словарь-справочник
dic.academic.ru
Смерды в Древней Руси |
/ / Смерды в Древней Руси
Смерды как категория
древнерусского населения
Итак, согласно древнерусскому периодическому изданию под
названием «Русская правда», смердами на Руси принято было называть класс
крестьян, являющихся изначально свободными землевладельцами в отличие от тех же
холопов. По мере развития в русских землях помещичьей системы, смерды
становятся зависимыми от господ, вследствие чего закрепощаются. Но известный
историк Греков Б. даёт немного другую трактовку данному понятию «смерд».
Так, по его мнению древнерусские смерды являлись частью
сельской общины, однако на протяжении всего времени были зависимыми от князя
Киевской Руси. Но обоснованность, как впрочем и необоснованность данной точки
зрения опровергнуть или доказать очень трудно. В качестве единственного
авторитетного мнения в противовес теории Грекова можно считать текст «Русской
правды», согласно которому, нигде не упоминается то, что смерды являлись
зависимыми только от Киевского князя.
Смерды могли передавать в наследство землю, а в том случае,
если у них не было детей, то всё имущество отходило князю. Необходимо также
отметить, что за убийство смерда виновнику назначался довольно мизерный (как
для человеческой жизни) штраф в пять гривен, в то время как за то же
преступление, совершённое против любого иного человека сумма штрафа являлась
сорок гривен.
Вместе с этим, в Новгородском княжестве смерды всегда
находились в полном подчинении государства. К понятию «смерд» там принято было
относить всю категорию низших слоёв населения, подчиняющихся князю. При этом,
они осуществляли деятельность на собственных земельных участках, а также
уплачивали немалый налог в государственную казну. Однако в любой момент князю
позволялось переселение смердов или даровать их церкви. Кроме этого, в
Новгородской республике смерды отбывали натуральные повинности и были обязаны
поставлять лошадей, а также кормить воинов в военное время. Также нужно отметить,
что в отличие от обычных крестьян-общинников, которые проживали в весях, смерды
должны были жить в сёлах.
Любопытным фактом является и термин, появившийся между
одиннадцатым и четырнадцатым веками. «Осмердить» - то есть, фактически
захватить население и селения вражеского княжества во время княжеских распрей и
междоусобных войн. После пятнадцатого века категория смердов переходит
крестьянству, но сам термин продолжается использоваться и означает
неофициальное обращение к низшим слоям населения царя.
Интересные материалы:
student-hist.ru
Смерды. Славянская энциклопедия
С течением времени расширяется круг зависимого люда. Среди зависимых людей в XI в. упоминаются смерды.
Термин «смерд» уходит к доисторическому племенному названию. В различных языках это слово, конечно, звучало различно. В ряде языков оно звучало «мер», «морд», «мард», «мурд».
У некоторых потомков древнейшего доисторического населения Европы этот термин сохранился в обозначении народа (меря, мурома, мордва, удмурды), у других же он превратился в социальный термин. Так, в славянских языках термин «смерд» стал обозначать «страдника», работника, подчиненного, зависимого человека. В древней Руси смерды являлись особой категорией сельского люда.
Смерды – данники князя, но не только данники. Просто данники носили название «людье», «простая чадь», «сельские люди». Смерды – это те общинники-данники, которые принадлежали князю, с которых собирали всякие «поборы» княжие дружинники, отправляясь в «полюдье». О них, об этих смердах, современник Ярославичей Ян Вышатич говорил: «Яко смерда еста моя и моего князя». Позднее, с оседанием дружины на землю, бояре-дружинники превращали их из данников в своих крепостных, так как теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве, в их лошадях и пашнях.
Поэтому-то термин «смерд» отложился прежде всего в топонимике «внешней Руси», в землях подвластных киевскому князю племен, куда ходила в «полюдье» его дружина во времена Константина Багрянородного. В собственно «Руси», в среднем Приднепровье, термин «смерд» в топонимике почти не встречается.
Смерд – зависимый от князя человек. Об этом говорят вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный «вире», уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д.
Смерды «живут по селам», а селом называлось в древней Руси поселение, где находился княжеский или боярский двор. Смерд дарится вместе с землей. Он прикреплен к земле. Он крепостной. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав, т. е. перестав быть смердом.
Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, и нести барщину.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Смерд - это... Что такое Смерд?
Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д.
История
Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед.
число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).
В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.
Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).
Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.
Этимология слова
Уничижительный глагол — смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание — обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности.[источник не указан 263 дня] В некоторых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили «по-чёрному» — печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.
Литература
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков — М.: Наука, 1993
Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Что такое смерд - этимология слова и история его использования
Помните знаменитые цитаты из всеми любимого «Ивана Васильевича», который меняет профессию: «Ты почто боярыню обидел, смерд?», «Ах ты, бродяга, смертный прыщ, смерд!»? Мы дружно хохочем над недоумением Якина (Михаила Пуговкина), любуемся Грозным (Юрием Яковлевым), а вот когда берёмся перечитывать бессмертную комедию Булгакова, обращаем внимание и на замечательный язык, коим произведение написано.
Смерд смерду рознь
Современный читатель, быстренько забывающий уроки по такому школьному предмету, как история, наверняка сходу и не скажет, что такое смерд, точнее, кто это. А вот любознательному, конечно, будет интересно выяснить, что таким образом именовались жители древнерусского государства, за исключением знати (бояр) и духовного сословия. Т.е. под этим понятием подразумевался торговый люд, купцы и ремесленники, бродячие скоморохи и горожане, а также крестьяне. Так что такое смерд? Это простолюдин, человек разночинного происхождения. Однако с течением времени слово приобретает иную семантику.
Крестьянский вопрос
Теперь некоторые уточнения. Крестьяне на Руси были некогда свободными землепашцами. Затем, по мере закрепощения, они стали делиться на три категории: «люди», «холопы», «смерды». «Людьми» назывались не имеющие хозяев-бояр граждане низкого происхождения. Как гласит «Русская правда» (тестовый юридический документ XI-XVI веков), если кто-то убьёт свободного человека и будет пойман, он должен заплатить штраф в 40 гривен. А что такое смерд, если его жизнь стоила не более жизни раба (холопа) - 5 гривен? Тоже, получается, раб. Чей? Князя, т.е. боярина.
К категории смердов постепенно стали относить и тех свободных крестьян-земледельцев, которые закрепощались по мере социального расслоения и роста помещичьих угодий. Это значение слова характерно именно для времён Киевской Руси.
Смерд «по-новгородски»
Новгородская республика была особой территорией. И правила там действовали свои. Что такое смерд по местным законам? Это земледелец, зависимый от государства, а не от частного хозяина. Затем к данной категории стали относить вообще всех крестьян. На Руси именно землепашцы являлись самой многочисленной категорией граждан. Государство давало им земельные наделы, за что смерды платили в казну налоги, а князьям - повинность «натурой»: продуктами питания, полотном, живностью домашней и т. д. Жить такие крестьяне обязаны были в селах (от слова «сел», т.е. «оседлый»). Примерно к XV веку термин «смерды» заменяется на «крестьяне». А так как армия набиралась из простого народа, во времена Ивана Грозного и несколько позже таким словом звались служивые люди.
В документах (приказах, посланиях, грамотах, челобитных) того времени это официально принятая форма при обращении царя к солдатам. Через несколько столетий понятие «смерд» превратилось в презрительное, почти бранное обозначение крепостных и разночинцев. Кстати, во времена княжеских усобиц было специфическое, затем вышедшее из употребления слово «осмердить»: захватить в плен подданых князя-недруга.
И ещё об этимологии и словоупотреблении
Если говорить о происхождении слова, то оно относится к индоевропейской языковой группе. Лексическую трансформацию мы рассмотрели. Остаётся сказать ещё о добавочном смысловом значении, полученном в процессе употребления. От слова «смерд» образовался глагол «смердить», т.е. «дурно пахнуть». Дело в том, что в избах, где жили беднейшие крестьяне и рабы-холопы, оконца затягивались бычьим пузырём, совсем не пропускавшим воздух. Топились печи «по-чёрному», дым едва выходил из помещений, всё прокуривая насквозь. А поздней осенью, зимой и ранней весной вместе с людьми в избах держалась и домашняя птица со скотиною. Понятно, что «аромат» смерда можно было учуять за версту. Поэтому с течением времени слово «смерд» вместо «крепостной» стало обозначать грязного, неопрятного, воняющего человека. Современный синоним – «бомж».
fb.ru
Смерды в древнерусском обществе
Существует ряд мнений о
смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами
рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством.
Но основная полемика ведется по линии свободные - зависимые.
Смерд выступает как
крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон
устанавливает штраф 2 гривны. За "муку" смерда устанавливается штраф
в 3 гривны. Русская Правда конкретно не указывает на ограничение
правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы
(продажу), характерные для свободных граждан.
Русская Правда всегда
указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе
(дружинник, холоп и т.д.). В ряде статей о свободных людях именно свободные и
подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо
специально выделить.
Возможно, было два вида
смердов - свободный (государственный) и зависимый (господский). Русская Правда
говорит преимущественно о зависимых смердах. Они судятся хозяином, их убийство
рассматривается как имущественный ущерб хозяину, возникает право мертвой руки.
Разбирая, какова роль
смерда в общинной и в вотчинной жизни Древней Руси, необходимо обратиться к
значению самого термина. Время его появления неизвестно. Видимо, термин
"смерд" обозначает то же, что и "люди" –
сельчане-общинники. Как и позднее термин "крестьянин", слово
"смерд" в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали
свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и
выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного,
буквально "находящегося под данью", подчиненного, зависимого. Смердом
назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением,
т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или
боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина "смерд"
обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось
положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим
названием.
Аналогия
"смерда" и "крестьянина" идет и дальше. Как в XVIII в.
термин "крестьянин" обозначает различные категории крестьян:
частновладельческих, помещичьих (крепостных) и дворцовых, принадлежащих царю,
монастырских (тоже крепостных) и государственных, формально не являвшихся
крепостными, так и во времена Киевской Руси термин "смерд" обозначал
и сельское население вообще, и определенную его группу, и при этом возможно самую
многочисленную, представлявшую собой основную массу феодально-зависимого и
эксплуатируемого люда.
Позднее термин
"смерд" в устах феодальной верхушки приобретает оттенок
пренебрежения. Еще позже он заменится словом "мужик". Таким образом,
смерды - это общинники-данники, с которых во время "полюдья" собирают
всякие поборы княжеские дружинники. Позднее, с оседанием дружин на земле,
бояре-дружинники превращали смердов из данников в зависимых людей, т. е. теперь
они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их
хозяйстве. Смерд - зависимый от князя человек. Об этом говорит вознаграждение
за убийство и за "муку" смерда, идущее в пользу князя, переход
имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство
смерда, равный цене, уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота
смерда вместе со скотом князя и т. д. Смерд прикреплен к земле, поэтому он
дарится вместе с ней. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины,
бежав и тем самым перестав быть смердом. Смерд обязан платить оброк, т. е.
дань, превратившуюся в феодальную ренту. Покидавший общину, разоренный смерд
вынужден был искать заработка на стороне или закабаляться. В этом случае он
превращался в рядовича, закупа, "наймита". Превращенный в раба, он
становится холопом.
Здесь тоже можно провести
аналогию с крестьянином, который является непосредственным производителем,
владеющий своими собственными средствами производства, необходимыми для
реализации его труда и для производства средств его существования,
самостоятельно ведущий свое земледелие и прочие производство. Общая тенденция в
юридической судьбе крестьянина в период феодализации общества есть превращение
его из свободного в подвластного, платящего оброк, отбывающего барщину, или
даже становящегося крепостным.
Таким образом, мы
представляем структуру общества во время складывания феодального строя в ее сложности
и разнообразии правовых положений в крестьянской среде.
Относительно термина
«смерд» возникает также вопрос: совпадало ли его значение в различных
поселениях Руси, т.е. к примеру смерд новгородский и смерд киевский - это люди
одного социального положения или нет.
Смерды есть основное
население новгородских погостов, если судить по известным текстам договорных
новгородских грамот со своими князьями («кто купец, тот в сто, а кто смерд, а
тот потянет в свой погост: тако пошло в Новегороде»). Грамоты говорят о том,
что так «пошло», т. е. это старина. Когда те же в грамотах хотят назвать все
новгородское население, сельское и городское, то используются два термина
«смерд» и «купчина», под смердами, несомненно, разумея всю массу сельского
населения.
Но зная, что погостом в XI веке называлось крупное укрепленное
поселение, можно предположить что смердом был ремесленник, и что именно смерды
составляли основную часть населения городов. Ремесленники селились группами по
сходству профессий и занимали целые районы города, к примеру, Гончарский конец
или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве.
Греков считает, что были
две основные группы смердов:
1) данников, не попавших в частную феодальную
зависимость от землевладельцев,
2) освоенных феодалами смердов, находящихся в
той или иной степени зависимости от своих господ.
Возникает вопрос о
характере зависимости смердов от феодалов. Феодальное общество характеризуется
прежде всего наличием крупного землевладения и зависимого от землевладельцев
крестьянства. Качество этой зависимости может быть самым разнообразным.
Исходя из того, что
рабство предшествует крепостничеству, вероятно, что рабовладелец, стремясь
подчинить себе крестьянина, был мало склонен проводить какую-либо большую
разницу в степени своей власти над рабом и крепостным, считая и того и другого
своими людьми. Но наличие крестьянской общины, этого оплота крестьянской
независимости, должно было сыграть определенную роль по отношению к массе
свободных смердов, задерживая темпы процесса феодализации, и смягчая формы
крестьянской зависимости. Каким образом проходило порабощение, неизвестно. Во
всяком случае, если брать за утверждение, что изначально смерд был свободен, то
«Русская правда» говорит о том, что и этот свободный смерд путем
внеэкономического и экономического принуждения стал попадать в зависимость от
феодалов.
Дань, часто пушниной, была
основной формой эксплуатации смердов. Эта дань перерождалась в отработочную и
натуральную земельную ренту в связи с процессом освоения земли различного типа
феодалами и вместе с превращением смерда в зависимого, полу-крепостного или
крепостного. Свободный смерд, попадавший под непосредственную власть феодала,
мог, конечно, привлекаться и ко всевозможным работам на боярском дворе и для
этого двора и в то же время не совсем освобождался и от даней, постепенно
превращавшихся в ренту продуктами. Наконец, обе формы ренты, и натурой и
отработочная, обычно живут рядом. Таким образом, подготовлялся переход к
следующему этапу феодальных отношений.
При этих условиях два
основных типа смердов — еще не освоенные феодалами и уже попавшие к ним в
непосредственную зависимость — есть факт неизбежный.
В «Русской Правде» в одном ряду данников идут холопы, затем люди, зависимые от собственника по договорам («ряд», отсюда «рядович», «рядовник»), а также смерды. Однако смерд может работать на барском дворе в барской усадьбе, в барском хозяйстве вообще, но он не теряет своих специфических признаков непосредственного производителя, владеющего средствами производства, хотя и иногда не всеми, необходимыми для ведения самостоятельного хозяйства.
В данном случае появление
смерда рядом с холопами и работающими по договорам людьми нужно рассматривать
как симптом, угрожающий самому существованию челяди в качестве основы барского
хозяйства. Это симптом перехода к новому, более прогрессивному способу ведения
хозяйства, стало быть, к следующему, новому этапу в развитии всего общества. Смерды
сделали в конечном счете челядь ненужной.
Однако на начальном этапе
государственности смерд существовал в барском хозяйстве рядом со старой
челядью. При этих условиях и на смерда иногда распространялись черты,
характерные для челядина, значительно роднившие его с положением
патриархального раба.