Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).
Происхождение этнонима славяне.
Существует несколько версий этимологии термина «славяне». 1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).
Откуда пришли славяне?
При выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V — II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.
Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию - Венейя, а эстонцы - Венемаа.
Расселение славян
К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Представители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.
С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.
Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Письменные свидетельства о славянах.
Наиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Онивпервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.
Иордан.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.
Прокопий.
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких
хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.Не менее интересны и данные о славянах византийского императора Маврикия Стратега. Труд Маврикия «Стратегикон» явился для последующих поколений византийских полководцев своеобразных учебником по военным действиям против славян. Информация касается в основном военного дела. Автор отмечает у них огромное количество военных хитростей. Так наши предки могли прятаться в водоеме, дыша через тростник или использовать прием ложного отступления. Маврикий описывает славян как крайне свободолюбивых, неприхотливых и выносливых людей, ценящих более всего гостеприимство, которое у них возведено почти в элемент культа. По этому поводу историк XIX века Петрушевский А.Ф. писал следующее. Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. По свидетельству автора женщины славян после смерти мужа могли предпочесть смерть на его могиле положению вдовы. Отмечено также наличие у них некоторые особенности патриархального рабства, так пробыв некоторое время рабом, человек мог перейти в положение свободного члена общины.
Литература.
Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981 Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.
БлагорадЖурнал Родноверие №1(1) 2009
www.serebryanyi-serp.org
Кто такие славяне?
Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).
Происхождение этнонима славяне.
Существует несколько версий этимологии термина «славяне».1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).
Откуда пришли славяне?
Откуда пришли славянеПри выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V — II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию - Венейя, а эстонцы - Венемаа.
Расселение славян.
К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Расселение славянПредставители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Письменные свидетельства о славянах.
Письменные свидетельства о славянахНаиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Онивпервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.
Иордан.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.
Прокопий.
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.Не менее интересны и данные о славянах византийского императора Маврикия Стратега. Труд Маврикия «Стратегикон» явился для последующих поколений византийских полководцев своеобразных учебником по военным действиям против славян. Информация касается в основном военного дела. Автор отмечает у них огромное количество военных хитростей. Так наши предки могли прятаться в водоеме, дыша через тростник или использовать прием ложного отступления. Маврикий описывает славян как крайне свободолюбивых, неприхотливых и выносливых людей, ценящих более всего гостеприимство, которое у них возведено почти в элемент культа. По этому поводу историк XIX века Петрушевский А.Ф. писал следующее. Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. По свидетельству автора женщины славян после смерти мужа могли предпочесть смерть на его могиле положению вдовы. Отмечено также наличие у них некоторые особенности патриархального рабства, так пробыв некоторое время рабом, человек мог перейти в положение свободного члена общины.
Литература.Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.
Благорад,Журнал Родноверие №1(1) 2009
Источник
info-grad.com
КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ?
ОТКУДА И КОГДА ПОЯВИЛИСЬ? Очень кратко, по научным данным. Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).Происхождение этнонима славяне.Существует несколько версий этимологии термина «славяне».1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность. 4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).Откуда пришли славяне?Откуда пришли славянеПри выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V — II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию - Венейя, а эстонцы - Венемаа.Расселение славян.К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Расселение славянПредставители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.Письменные свидетельства о славянах.Письменные свидетельства о славянахНаиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Онивпервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.Иордан.Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.Прокопий.Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.Не менее интересны и данные о славянах византийского императора Маврикия Стратега. Труд Маврикия «Стратегикон» явился для последующих поколений византийских полководцев своеобразных учебником по военным действиям против славян. Информация касается в основном военного дела. Автор отмечает у них огромное количество военных хитростей. Так наши предки могли прятаться в водоеме, дыша через тростник или использовать прием ложного отступления. Маврикий описывает славян как крайне свободолюбивых, неприхотливых и выносливых людей, ценящих более всего гостеприимство, которое у них возведено почти в элемент культа. По этому поводу историк XIX века Петрушевский А.Ф. писал следующее. Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. По свидетельству автора женщины славян после смерти мужа могли предпочесть смерть на его могиле положению вдовы. Отмечено также наличие у них некоторые особенности патриархального рабства, так пробыв некоторое время рабом, человек мог перейти в положение свободного члена общины.Литература.Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.Благорад,Журнал Родноверие №1(1) 2009
info-grad.com
Кто такие Славяне? — Славянская культура
Сейчас идёт очень много информации про славян, славянство и тому подобное. Зачастую это просто жуткая смесь из полупарвды и необоснованных утверждений и просто откровенных выдумок.
Хочу представить фрагмент статьи А.А. Кура, его работа называется "Из истинной истории наших предков" и была им написана еще в середине 20 века, но по-моему остаётся очень актуальной и сейчас. Статья была опубликована в журнале "Молодая гвардия" в 1994 г. и её очень трудно где-либо найти. А жаль, потому что работа очень интересная, обоснованная и в новом свете раскрывает многое из нашей истории.
Предлагаемый фрагмент описывает так называемую Славянскую теорию в истории происхождения Русского народа.
Сейчас идёт очень много информации про славян, славянство и тому подобное. Зачастую это просто жуткая смесь из полупарвды и необоснованных утверждений и просто откровенных выдумок.
Хочу представить фрагмент статьи А.А. Кура, его работа называется "Из истинной истории наших предков" и была им написана еще в середине 20 века, но по-моему остаётся очень актуальной и сейчас. Статья была опубликована в журнале "Молодая гвардия" в 1994 г. и её очень трудно где-либо найти. А жаль, потому что работа очень интересная, обоснованная и в новом свете раскрывает многое из нашей истории.
Предлагаемый фрагмент описывает так называемую Славянскую теорию в истории происхождения Русского народа.
Большинство историков, за исключением единиц, писали многотомные труды по истории нашего народа, иногда забывая самый народ или изображая его так карикатурно, неправдиво, что даже такой хладнокровный русский гигант, как Михайло Ломоносов, и тот впадал в истерику от бессилия заткнуть источники лжи, клеветы и неправды, направленные на Русский народ теми историками, которым поручено было создать начальную историю Российского государства. Вот это первое, что нужно выбросить из официальной истории, и вместо исключенного вставить истинную и правдивую начальную историю Русского народа.
Начнем с этого «первого». И этим «первым» будет Словенская или Славянская теория, как ее привыкли теперь называть.
Уже само название этой теории, в первом случае Словенская, а во втором — Славянская, и затем отождествление обоих терминов указывает на грубую ошибку и даже отчасти и на безграмотность в Русской истории авторов этой теории.
Ни истории Славян, как таковых, ни местонахождения их прародины, ни наличия остатков их культуры, ни, наконец, их языка — прародителя славянской речи, ничего этого в распоряжении не только нашей исторической науки, но и науки всего мира не имеется.
Древние авторы и авторы средневековья, вплоть до XII века, ничего о славянах, как таковых, не знают. О них они молчат.
В распоряжении исторической науки нет никаких писаных о славянах документов, а в распоряженпи археологии нет никаких данных об остатках славянских культур до XII века.
Что же имеется у нашей науки, чтобы она могла доказать, что термин «славяне» является этническим, обозначающим какую-то особую народность или «расу»?
Ответ только один: у нее ничего нет!
Отсюда логический вывод: славяне, как этническая группа (народность, раса), есть фикция и ложь, введенная кем-то в нашу историю с определенной целью.
Но мне могут возразить, указав, что нынешняя историческая наука считает, что народы, которые были известны римлянам, а затем византийцам, как склабы, и переименованные наукою в Полабских славян, живших к северу, востоку и югу от реки Хлабы или Лабы (теперь Эльбы), и в Балтийских славян, живших между реками Вислой и Западной Двиной, — что это и есть искомые славяне.
Надо очистить нашу теперешнюю официальную историю, созданную творцами разных политических направлений, где немалую роль играли не только вожди, представители византийской иерархии, иностранное влияние, люди момента, врожденный эгоизм и мечты фантазера, но и нечистоплотные руки писцов, справщиков и даже летописцев, особенно когда дело касалось начальной истории нашего народа.
Далее, мне могут указать на сикалаб — арабское прозвище племен, живших в системе реки Волги и ее притоков, и на другое персо-арабское прозвище — сакалиб'а, под которым нужно было разуметь русские племена, захваченные Хазарами. Всех их русская историческая наука также называет славянами, но уже восточными. И, наконец, могут указать и на народ или народы Виндов или Вендов, упоминаемых Тацитом при описании им народов древней Германии, в которых историки видят также славян.
Ученые, историки могут предполагать, считать, что это так, отождествят, но это не знание и не наука, все это нужно доказывать.
Повторяю, что славян, как таковых, никогда не было.
Те племена, которых римляне прозвали склабами, не были единой этнической группой племен, а представляли из себя конгломерат множества разнородных и разноязычных племен, заброшенных в дебри огромной и дикой территории, в древнюю Германию, со всех углов Европы, с гористой Малой Азии и из недр центральной Азии.
Тут были племена Лигуров с побережья Средиземного моря, были Кельты или Сельты, потомки причерноморских Киммерийцев, были Галлы из лесных дебрей древней Франции, были Белги, затем племена, ушедшие из древней Италии, из Аквитании, из Иберии, наконец, были Скифы, Сарматы и многие племена Фракийцев. Все эти племена, каждое в свое время, были сбиты римлянами со своих мест, пришли в район р. Хлабы или Эльбы и здесь осели. От имени реки Хлабы их прозвали склабами. Причем это прозвище родилось на рынках невольников в Риме, главная масса которых была этими жителями р. Хлабы.
Себя эти племена никогда не называли славянами, а тем более склабами, так как последнее прозвище считалось позорным. С какими племенными именами они пришли на р. Хлабу, теми и назывались, пока не исчезли, будучи поглощенными Тевтонскими племенами, или истребленными, или же переселившимися в просторы будущей России, о чем будет сообщено особо в дальнейшем.
Арабское название этих племен, переселившихся в северную часть древней Руси, что потом называлась Новгородской Землей, и было Сикалаб или Белокурые (Русые племена).
Персо-арабы прозвали часть этих племен и племена, известные грекам как Великая Скуфь (Скифы), новым прозвищем Сакалиб, т. е. Белые Скифы.
Что касается Виндов или Вендов, то это были племена земли Голыней, племена Куров, племена Кривичей, Литовцев и других народностей, племенные названия которых исчезли. Все они пришли, в разное время, из древней Индии, известной в древности под именем Виндия.
От слова Виндия Они и были прозваны Виндами, а благодаря фонетическим особенностям разных языков прозвище Винды получило множество вариантов — Венды, Уенды, Унды, Венеты, Униты и т. д.
Вся эта группа племен, названная Виндами — Вендами — Венетами, большею частью осела на древней территории России, но часть их, например, одна ветвь Кривичей, пришедших со стороны Фракии, по каким-то причинам повернув в Западную Европу, исчезла, но путь их движения и поселений отмечены на римских картах («Табула Пеутингериана», III век по Р. X.), а впоследствии и на картах 14— 17 столетий, под теми же именами Венеты, Венды, Винды и т. д.
К числу славян историки причисляют и летописных Словен, но и это так же неверно, как утверждение, что Индусы Индии и Индейцы обеих Америк — один и тот же народ, потому что оба прозвища схожи.
Прежде всего, славяне для историков являются термином какой-то этнической группы, которую одни считают «расой», а другие отдельной народностью, термин же словени, как многие летописцы поясняют, является термином языковым. Следовательно, оба термина нельзя совмещать, нельзя отождествлять, нельзя смешивать.
Даже дословное значение обоих слов «славяне» и «словени» разное, как и их этимология: славяне от слава, а словени от слова. Отсюда логический вывод, что «словени» не могут быть «славянами».
В древности, при существовании родового быта, когда еще не было даже намека на племенное объединение и не существовало понятие «племя», связь, существовавшая между племенами, была языковая, т. е. через слово или язык. Отсюда выросло понятие родственности по языку, что и было отмечено термином словени. Словени — это те люди, которые понимают друг друга, которые благодаря одному языку могут объединиться во время опасности, которые, как соседи, могут вести обмен — торговлю между собою или отправляться в дальние земли для той же цели, но объединение, и, наконец, языковая связь вела и к родственным союзам. Словени это свои, а варяги — чужие, неизвестные, опасные люди чужих и дальних земель. Таково было понятие в те времена.
На этом заканчиваю анализ основы Словенской или Славянской теории. Об этой теории нужно забыть, и навсегда. Она ненаучна.
Похожие статьи:
История → Общинное устройство славянских племен
Путешествия → Словенское море
Альтернативная история → Народный эпос о переселении славян
Традиции → Обряды славян
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Кто такие славяне?
Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).
Происхождение этнонима «славяне».
Существует несколько версий этимологии термина «славяне». 1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).
Откуда пришли славяне?
При выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V — II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.
Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию - Венейя, а эстонцы - Венемаа.
Расселение славян.
К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Представители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.
С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.
Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Письменные свидетельства о славянах.
Наиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Они впервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.
Иордан.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.
Прокопий.
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.Не менее интересны и данные о славянах византийского императора Маврикия Стратега. Труд Маврикия «Стратегикон» явился для последующих поколений византийских полководцев своеобразных учебником по военным действиям против славян. Информация касается в основном военного дела. Автор отмечает у них огромное количество военных хитростей. Так наши предки могли прятаться в водоеме, дыша через тростник или использовать прием ложного отступления. Маврикий описывает славян как крайне свободолюбивых, неприхотливых и выносливых людей, ценящих более всего гостеприимство, которое у них возведено почти в элемент культа. По этому поводу историк XIX века Петрушевский А.Ф. писал следующее. Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. По свидетельству автора женщины славян после смерти мужа могли предпочесть смерть на его могиле положению вдовы. Отмечено также наличие у них некоторые особенности патриархального рабства, так пробыв некоторое время рабом, человек мог перейти в положение свободного члена общины.
Литература
Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981 Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.
БлагорадЖурнал Родноверие №1(1) 2009
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Добавить комментарий
www.rodnoverie.org
Кто такие славяне?
Кто такие славяне
Впервые славяне упоминаются в византийских источниках V-VI веков как племена, имеющие доблестных воинов и незнающих поражений. Они быстро расселяются по всей восточной Европе и начинают успешно конкурировать с доминировавшими на тот момент народностями, создавая свои княжества и королевства. Культура древних славян и по сей день объединяет, казалось бы, различные теперь народы. Нам удалось найти несколько фактов, которые помогут понять культуру древних славян и пролить свет на вопрос кто такие славяне.
Культура древних славян старше, чем мы думаем
Несмотря на то, что официальные сведения о славянах датируются V-VI веками нашей эры, археологические находки говорят о том, что их культура значительно старше. По мнению некоторых исследователей, формирование славян как единой культурно-этнической группы началось еще в середине 1 тысячелетия до нашей эры, а закончился этот процесс уже ко II веку эры нашей.
Не язычники, в веды
В понимании славян язычники – это носители другой, часто враждебной культуры, разговаривающие на другом языке. Религия древних славян – ведизм, от слова «ведь» (ведать, знать), крайне миролюбивая и основывающаяся на справедливости, а не на силе. К ведическим культурам также относятся религии древней Индии, Ирана и даже Греции.
Плодородные земли
В отличие от стран западной Европы, древние славяне всегда жили в изобилии. По летописям и письменным источникам чужестранцев, земля всегда кормила многочисленное население славянских княжеств, повсюду были возделаны поля и имелись огромные стада скота, реки были полны рыбы, а леса – всевозможной дичи.
Все славянские языки произошли от одного
Современные славянские языки возникли в результате смешения древнеславянского с языками соседних народов. Однако исторические документы наглядно доказывают – во всех княжествах киевской Руси говорили на одном языке. Различие состояло только в различии диалектов и акцентов. Более того, древние русичи вполне понимали речь древних поляков и болгар.
Благородство с пленными
В отличие от большинства стран Европы и Азии, у древних славян рабство отсутствовало как таковое. Пленных могли принять в общину, могли выдать за вознаграждение противнику или вовсе отпустить на родину после окончания войны. Но и сами славяне в плен не сдавались, предпочитая смерть на поле брани, а женщины, взятые в плен, часто душили сами себя.
Свободолюбие
Если враг приходил на землю славян – он должен был быть готов к жесточайшему сопротивлению, причем не только со стороны воинов. Крестьяне и ремесленники сражались наравне с профессиональными бойцами, часто используя приемы партизанской войны. Эта традиция восходит к первобытным временам «венной демократии» и сохранялась практически во все времена. И по сей день в нашей стране каждого мужчину принято именовать защитником.
Откуда взялось такое название?
Есть версия, что словене (изначально именно так) – означает «слово», т.е. горящий понятными словами, на понятном языке. В противоположность к этому – немцы, т.е. немые. Вплоть до преобразования царства Российского в империю всех европейцев именовали именно немцами.
Генетический код славян до сих пор хранит в себе немало тайн и загадок, поэтому каждый, кто считает себя славянином, просто обязан изучать их культуру и знать обычаи своих древних предков!
Купить книгу о древних славянах
Обязательно посмотрите прекрасный фильм про древнюю славянскую письменность, которая существовала задолго до Кирила и Мефодия.
Если Вы хотите получать ещё больше интересных материалов, помогите нашему проекту. Спасибо!
happylifeguide.ru
Кто такие славяне?
Кто такие славяне
Впервые славяне упоминаются в византийских источниках V-VI веков как племена, имеющие доблестных воинов и незнающих поражений. Они быстро расселяются по всей восточной Европе и начинают успешно конкурировать с доминировавшими на тот момент народностями, создавая свои княжества и королевства. Культура древних славян и по сей день объединяет, казалось бы, различные теперь народы. Нам удалось найти несколько фактов, которые помогут понять культуру древних славян и пролить свет на вопрос кто такие славяне.
Культура древних славян старше, чем мы думаем
Несмотря на то, что официальные сведения о славянах датируются V-VI веками нашей эры, археологические находки говорят о том, что их культура значительно старше. По мнению некоторых исследователей, формирование славян как единой культурно-этнической группы началось еще в середине 1 тысячелетия до нашей эры, а закончился этот процесс уже ко II веку эры нашей.
Не язычники, в веды
В понимании славян язычники – это носители другой, часто враждебной культуры, разговаривающие на другом языке. Религия древних славян – ведизм, от слова «ведь» (ведать, знать), крайне миролюбивая и основывающаяся на справедливости, а не на силе. К ведическим культурам также относятся религии древней Индии, Ирана и даже Греции.
Плодородные земли
В отличие от стран западной Европы, древние славяне всегда жили в изобилии. По летописям и письменным источникам чужестранцев, земля всегда кормила многочисленное население славянских княжеств, повсюду были возделаны поля и имелись огромные стада скота, реки были полны рыбы, а леса – всевозможной дичи.
Все славянские языки произошли от одного
Современные славянские языки возникли в результате смешения древнеславянского с языками соседних народов. Однако исторические документы наглядно доказывают – во всех княжествах киевской Руси говорили на одном языке. Различие состояло только в различии диалектов и акцентов. Более того, древние русичи вполне понимали речь древних поляков и болгар.
Благородство с пленными
В отличие от большинства стран Европы и Азии, у древних славян рабство отсутствовало как таковое. Пленных могли принять в общину, могли выдать за вознаграждение противнику или вовсе отпустить на родину после окончания войны. Но и сами славяне в плен не сдавались, предпочитая смерть на поле брани, а женщины, взятые в плен, часто душили сами себя.
Свободолюбие
Если враг приходил на землю славян – он должен был быть готов к жесточайшему сопротивлению, причем не только со стороны воинов. Крестьяне и ремесленники сражались наравне с профессиональными бойцами, часто используя приемы партизанской войны. Эта традиция восходит к первобытным временам «венной демократии» и сохранялась практически во все времена. И по сей день в нашей стране каждого мужчину принято именовать защитником.
Откуда взялось такое название?
Есть версия, что словене (изначально именно так) – означает «слово», т.е. горящий понятными словами, на понятном языке. В противоположность к этому – немцы, т.е. немые. Вплоть до преобразования царства Российского в империю всех европейцев именовали именно немцами.
Генетический код славян до сих пор хранит в себе немало тайн и загадок, поэтому каждый, кто считает себя славянином, просто обязан изучать их культуру и знать обычаи своих древних предков!
Купить книгу о древних славянах
Обязательно посмотрите прекрасный фильм про древнюю славянскую письменность, которая существовала задолго до Кирила и Мефодия.
Если Вы хотите получать ещё больше интересных материалов, помогите нашему проекту. Спасибо!