Древний иерусалим. Иерусалим – история одного из древнейших городов мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Иерусалим: история основания священного города. Древний иерусалим


Иерусалим: история основания священного города

За всю историю человечества немало было известных городов. Однако самым загадочным из них был Иерусалим. История этого места знала больше войн, чем любого другого населенного пункта планеты. Несмотря на это, город выстоял и сегодня продолжает процветать, являясь святыней для трех религий.

История древних: Иерусалим в доханаанский период

Как свидетельствуют археологические находки на территории священного города, первые поселения людей были здесь еще за 3000 лет до Рождества Христова. Первое письменное упоминание названия города Рушалимум датируется XIX-XVIII веками до н. э. Вероятно, жители Иерусалима уже в те времена враждовали с египтянами, так как название города было записано в ритуальных надписях проклятий для врагов Египта.

иерусалим история

О происхождении названия населенного пункта ходят разные версии. Так, самым ранним принято считать имя Ирушалем, обозначающее, что город находился под защитой некого древнего божества. В других рукописях название связывают со словом «мир» («шалом»). А вот в первой книге, Библии, Иерусалим называется Шалем, что обозначает «ханаанский». Это связано с тем, что до евреев город принадлежал ханаанским языческим племенам.

Иерусалим в ханаанский период

История Иерусалима в это время хотя и содержит мало письменных свидетельств, зато полна интересных событий. Так, превратившись в город-государство, Иерусалим играл важную роль в своем регионе. Им правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества – патрона города.

В XIV- XII веках до н. э. двенадцать племен израильских возвращаются из Египта. Под предводительством Иисуса Навина они завоевывают город-государство, сломив сопротивление пяти соседних царей, объединившихся против них. Однако сопротивление местного населения было слишком активным, и, не имея возможности удержать город, евреи отдают его народу иевусеев.

Иерусалим – столица царя Давида

На протяжении многих лет оставался под властью иевусеев Иерусалим. История города в то время не содержала особо ярких событий – постоянные войны между евреями и иевусеями изнуряли его. Однако только в X веке до н. э. под предводительством царя Давида город был наконец-то покорен евреями. Иевусеи были изгнаны из центральной части Иерусалима, но долгое время еще оставались жить на окраинах.

Покорив Иерусалим, Давид объявил город собственностью колена Иудина, к которому сам принадлежал. Более того, со временем Иерусалим получил статус царской столицы. С перемещением в город святыни евреев, Ковчега Завета, началась история Иерусалима как религиозного центра.

Царь Давид за годы своего царствования многое сделал для развития города. Однако по-настоящему «жемчужиной» Иерусалим стал при правлении его сына – Соломона. Этот царь построил величественный Храм, в котором долгие годы хранился Ковчег Завета. Также при Соломоне иевусеи были окончательно изгнаны из города, а сам Иерусалим превратился в один из самых богатых населенных пунктов региона. Однако после смерти Соломона не нашлось достойного приемника, и царство евреев распалось на два государства: Северное и Южное. Остался во владении династии Давида, правящей Южным царством, Иерусалим.

история иерусалима

История священного города в последующие годы – это перечень войн. Так, не прошло и десяти лет после смерти Соломона, как египетский царь нападает на Иерусалим. Чтобы спасти святыню, правящий царь Ровоам платит огромный выкуп, разрушив тем самым экономику города.

В течение следующих двухсот лет Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Северного царства евреев, а позже – сирийцами. Во время египетско-вавилонской войны священный город недолгое время принадлежал египтянам, а после был завоеван вавилонянами. В отместку за восстание евреев правитель Вавилона Навуходоносор разрушил город почти до основания, а большую часть населения переселил в свою страну.

Период Второго храма

После разрушения Навуходоносором семьдесят лет пустовал Иерусалим. История евреев, переселенных в Вавилон, за эти годы полна удивительных примеров героизма и верности своей религии и традициям. Иерусалим для них стал символом свободы, и поэтому они мечтали вернуться туда и восстановить его. Однако такую возможность евреи получили лишь после покорения вавилонян персами. Персидский царь Кир разрешил потомкам Авраама вернуться домой и заняться восстановлением Иерусалима.

Через 88 лет после разрушения святого города он был частично восстановлен, особенно Храм, в котором снова начали проводить церемонии. В последующие пять веков, вплоть до рождения Иисуса, переходил от одного завоевателя к другому Иерусалим. История святого города в этот период – это непрекращающаяся борьба евреев за независимость, которая так и не увенчалась успехом. В IV веке до н. э. Иерусалим был захвачен Александром Македонским, а позже – его приемником Птолемеем I. Несмотря на зависимость от греков и египтян, евреи имели автономию, что позволяло Израилю процветать.

Во II веке до н. э. начинается эллинизация населения Иерусалима. Храм ограблен и превращен в святилище верховного бога греков Зевса. Такой поступок вызывает у евреев массовые протесты, которые перерастают в восстание под предводительством Иуды Маккавея. Восставшим удается захватить часть Иерусалима и очистить Храм от языческих предметов культа.

Иерусалим во времена Иисуса Христа. Римский и византийский периоды

В середине I века до н. э. становится одной из провинций Римской империи Иерусалим. История города в этот период полна событий, важных для одной из самых распространенный и влиятельных мировых религий – христианства. Ведь во времена царствования римского императора Октавиана Августа (в Иерусалиме правил царь Ирод Великий) родился Иисус Христос. Прожив всего 33 года, из-за зависти и интриг еврейских духовных лидеров Он был распят в Иерусалиме на горе Голгофе.

После воскресения и вознесения Христа ученики стали распространять Его вероучение. Однако сами евреи негативно отнеслись к новой религии и стали притеснять своих братьев, исповедующих ее. Продолжая мечтать о независимости, во второй половине I века евреи подняли восстание. На протяжении 4 лет они удерживали Иерусалим, пока к власти в Риме не пришел император Тит, который жестоко подавил восстание, сжег Храм и разрушил город. Следующие несколько десятилетий Иерусалим был в руинах.

иерусалим история обители

В период царствования императора Адриана на развалинах города была основана римская колония Элия Капитолина. Из-за осквернения священного города евреи снова восстали и почти 3 года удерживали Иерусалим. Когда город перешел снова к римлянам, евреям под страхом смертной казни запрещалось жить в нем, а на Голгофе стали строить храм Венеры (Афродиты).

После того как христианство стало официальной религией империи, Иерусалим был снова отстроен по приказу императора Константина. Языческие капища были уничтожены, а на месте казни и захоронения тела Христа были воздвигнуты христианские храмы. Евреям теперь разрешалось посещать город только в редкие праздники.

Во времена царствования византийских правителей Юлиана, Евдокии и Юстиниана Иерусалим снова расцвел, став столицей христианства. К евреям стали относиться лучше и иногда позволяли селиться в священном городе. Однако в VII веке евреи, объединившись с персами, захватили Иерусалим и уничтожили многие христианские святилища. Через 16 лет столица была отвоевана византийцами, а евреев изгнали.

Иерусалим под властью арабов

После смерти пророка Мухаммеда почитатели основанной им религии, ислама, во главе с халифом Омаром овладевают Иерусалимом. С тех пор на долгие годы город остается в руках арабов. Примечательно, что возводя мечети, мусульмане не разрушали святыни других религий. Также они позволяли христианам и евреям жить и молиться в столице теперь уже трех религий. С VIII века Иерусалим постепенно утрачивает статус столицы для арабов. Кроме того, вплоть до прихода крестоносцев не утихали религиозные войны в городе.

Завоевание Иерусалима крестоносцами. Период мамлюков

В конце XI столетия глава католической церкви Урбан II инициировал завоевание Иерусалима рыцарями-крестоносцами. Овладев городом, крестоносцы объявили его своей столицей и вырезали всех арабов и евреев. В первые годы правления рыцарей-храмовников в городе был упадок, однако вскоре удалось стабилизировать экономику Иерусалима за счет многочисленных паломников из Европы. Евреям же и мусульманам жить здесь снова запретили.

новый иерусалим история обители

После завоевания религиозной столицы Саладином, она снова стала мусульманской. Попытки крестоносцев овладеть Иерусалимом не увенчались успехом. В 30-40 годах XIII столетия город был разделен между христианами и мусульманами. Но вскоре хорезмийское войско овладело городом и разорило его.

С середины XIII века Египет был покорен мусульманами-мамлюками. Более 60 лет им принадлежал Иерусалим. В то время евреи снова получили возможность вернуться на родину. Однако огромного экономического развития город в этот период не получил.

Иерусалим в составе Османской империи. Город под властью Великобритании

XVI столетие ознаменовалось расцветом Османской империи. Султан Селим I смог завоевать священный город трех религий, а его сын Сулейман долгое время занимался реконструкцией Иерусалима. Со временем этот султан разрешил христианским паломникам посещать священный город.

Годами позже Иерусалим перестал восприниматься турками как религиозный центр и постепенно угасал, превращаясь в одну из крепостей для обороны от кочевых племен. Но в более поздние эпохи его экономика знала как взлеты, так и падения. С годами главной статьей прибыли стали паломники, которых становилось все больше. Здесь строились святыни мусульман, евреев и различных христианских деноминаций.

Столица трех религий принадлежала туркам вплоть до 1917 года, когда Османская империя, проиграв Первую мировую войну, была разрушена. С того времени и до 1948-го Иерусалим управлялся Великобританией. Британское правительство старалось дать возможность мирно жить в городе всем верующим, независимо от деноминации. Кроме того, евреи теперь могли селиться в своей древней столице. Поэтому в течение следующего десятилетия их численность возросла, что способствовало экономическому развитию города.

иерусалим история святого города

Однако к началу 30-х мусульмане, заметив рост численности еврейского населения и опасаясь потерять свои привилегии, начали восставать. В последующие годы из-за многочисленных арабо-еврейских конфликтов в городе гибли сотни людей. В конечном итоге британцы при содействии ООН принимают решение сделать Иерусалим свободным городом, где могут жить и евреи, и арабы.

Возвращение Иерусалима евреями. Современный Иерусалим

Объявление священного города интернациональным не смогло остановить арабско-израильские конфликты, которые вскоре переросли в войну. В результате в 1948 году Израиль стал независимой страной, которой отошел Западный Иерусалим, но в то же время район, называемый Старый город, остался во власти Трансиордании.

После многолетних войн и различных договоров, которые ни арабы, ни евреи не соблюдали, в 1967 году Иерусалим был снова объединен и назван столицей Израильского государства. Примечательно, что в 1988-ом Израиль был объявлен столицей Палестинского государства и до сих пор официально входит в ее состав. Однако оба решения до сих пор не признаны большинством стран мира, в том числе ООН.

Сегодня, несмотря на многочисленные споры о принадлежности города, в нем живут представители большинства наций. Кроме еврейских, арабских, немецких и английских, здесь есть и русские общины. Являясь столицей трех религий, Иерусалим полон еврейских и христианских храмов и мусульманских мечетей, построенных в разные эпохи. Благодаря туризму и организованной системе управления городом сегодня Иерусалим на подъеме.

Стена Плача

Нельзя не упомянуть о легендарной Стене Плача, рассматривая историю священного города, ведь это место стремится посетить каждый прибывший в Иерусалим. Стена Плача (история евреев знает ее как Западную Стену) – это единственная часть строения Второго Храма, дошедшая до наших дней. Расположена она недалеко от Храмовой горы в Старом городе. Считается, что на этой самой горе когда-то прародитель евреев Авраам собирался принести в жертву сына своего Исаака.

история древних иерусалим

Несмотря на многоразовые разрушения города, Стена Плача устояла и стала для евреев символом надежды и твердости. Начиная со времен разрушения Иерусалима римским императором Титом, Западная Стена стала местом молитв и скорби для евреев. На протяжении 19 лет (с 1948-го) арабы не допускали евреев к этому священному месту. Но с обретением независимости ежегодно миллионы паломников всех религий приходят сюда. Согласно еврейской традиции, пространство возле стены разделено небольшой стенкой, чтобы мужчины и женщинами молились раздельно. Также популярна среди туристов традиция оставлять в промежутках между древними кирпичами записки с заветными желаниями.

Музей «Новый Иерусалим»: история обители

С принятием христианства в Римской империи интерес к Иерусалиму возрос. После возведения там храма Гроба Господнего многие правители пожелали построить в своих странах церкви, аналогичные иерусалимской. С тех пор каждый храм или монастырь, построенный по подобию храма Гроба Господнего, носил название «Новый Иерусалим». История знает немало таких Новых Иерусалимов, позже названных Кальвариями. Стоит отметить, что европейские Кальварии чаще копировали сам священный город, а не устройство храма.

А вот в России начала XVII столетия патриарх Никон недалеко от Москвы построил копию иерусалимского храма Гроба Господнего, а также монастырь под названием «Новый Иерусалим». История обители насчитывает более трех с половиной веков. Именно тогда, в 1656-ом, было начато строительство монастырского комплекса, который должен был быть точной копией священных для каждого христианина мест в Иерусалиме. На протяжении десяти лет Никон руководил строительством и оформлением монастыря. Однако позже патриарх попал в опалу, и последние этапы строительства обители завершались без него.

Будучи не только одним из самых красивых, но и богатых монастырей в Российской империи, Новоиерусалимский неоднократно пытались лишить земельных владений. Но это удалось сделать только во времена правления Петра I. К счастью, с восхождением на трон его дочки Елизаветы, взявшей обитель под личное покровительство, монастырь снова расцвел. Этот период благоденствия, когда монастырь владел 22 тысячами десятин земли и более 10 00 крестьян, был недолгим. После воцарения Екатерины II во время проведения реформы по изъятию земель из собственности церквей и монастырей обитель лишилась большинства своих владений и существовала только за счет паломников и пожертвований. К счастью, их количество возрастало из года в год. А с постройкой железной дороги в конце XIX столетия число паломников за год превышало тридцать тысяч человек.

история нового иерусалима

После Революции, в 1919 году, история «Нового Иерусалима» прерывается, так как его закрывают. А через три года на его месте открывают Художественно-исторический музей. В годы Второй мировой войны немецкие оккупанты взорвали многие сооружения на территории музейного комплекса, в частности, собор Воскресенский. После победы удалось восстановить многие постройки, и с 1959 года музей снова был открыт для посещения.

После распада СССР в 1993-1994 годах, после долгих переговоров музей был превращен в мужской монастырь. Однако на его территории продолжил существовать Музейно-выставочный комплекс под названием «Новый Иерусалим». Сегодня, как и век назад, паломники со всего мира приезжают сюда не только полюбоваться этим удивительным памятником архитектуры, но и помолиться.

Из-за любви человечества к войнам многие великие города прошлого были уничтожены, и сегодня на их месте стоят одни руины. К счастью, постигла иная судьба столицу трех религий – Иерусалим. История этого города насчитывает шестнадцать серьезных разрушений, и каждый раз, словно мифическая птица Феникс, Иерусалим восставал из пепла. И сегодня город процветает, приглашая всех желающих своими глазами увидеть места, где жил и проповедовал Иисус Христос.

fb.ru

Краткая история Иерусалима

Иерусалим — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650-840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны некоторой частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Этимология

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — 'поселение' / семитское ири, иарах — 'основывать, закладывать краеугольный камень') Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)». Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

Древний период

Первое поселение на территории современного Иерусалима было основано между 4500 и 3500 годами до н.э. Возможно, самое раннее письменное упоминание Иерусалима обнаружено в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н.э.

Согласно Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид построил здесь крепость, — «Град Давида» (Ир Давид), — провозгласил её столицей Израильского царства и перенёс в неё величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета. Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. В 970 году до н. э. на смену Давиду пришёл его сын Соломон, построивший более основательный Святой Храм на том месте, которое Паралипоменон отождествляет с алтарём Давида. Храм Соломона (Первый Храм) продолжил играть центральную роль в еврейской истории как место хранения Ковчега Завета.

К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.

В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма.

Период Второго Храма

В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.

В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война, Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом. 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 годы.). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался.

В 325 году римский император Константин I вернул название «Иерусалим» и восстановил город как центр христианского богослужения. Константин распорядился о сооружении в городе христианских святых мест, включая (в 335 году) Храм Гроба Господня.

Средние века

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.

В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 году, после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако в 1244 году Иерусалим захватили хорезмийцы.

Новое время

В 1517 году Иерусалим был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном Иерусалим процветал, переживая период мира и обновления — включая восстановление мощных стен вокруг территории, ныне именуемой Старым городом. Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло городу период «религиозного мира»; еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания, гарантированной османами, и на одной и той же улице можно было найти синагогу, церковь и мечеть. Однако, безграмотное управление империей после Сулеймана обусловило экономическую стагнацию; на протяжении большой части османского периода Иерусалим оставался провинциальным, — хотя и религиозно значимым, — центром.

В 1850-е годы возникают первые постоянные поселения за пределами стен Старого города. По мере того как эти общины росли и соединялись географически, они стали известны под названием «Новый город».

Новейшее время

В 1917—1947 годах Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. 29 ноября 1947 года Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 181 (II) «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная Арабо-израильская война. 15 мая 1948 года Иерусалим был атакован ударными частями трансиорданского Арабского легиона. К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая Старый город — под контролем Трансиордании.

13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией. Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств; её признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.

В декабре 1949 года Премьер министр Израиля Д. Бен-Гурион объявил «Еврейский Иерусалим» органичной и неотделимой частью государства Израиль и предложил перенести столицу государства из Тель-Авива в Иерусалим. В марте 1950 года состоялось первое заседание Кнессета в Иерусалиме, на котором он был объявлен столицей государства.

Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим:

Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова.

В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания отступила с Западного берега р. Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. В 1980 году Израиль принял основной закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права.

Современный Иерусалим

Современный Иерусалим растет и развивается. Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима.

В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима.

Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок.

В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите, арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений.

Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/мобильной связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.

isralove.org

Возникновение Иерусалима и его место в истории

Согласно древним сообщениям, Иерусалим был сначала небольшой деревней, которую называли Салем и заселяли хананеи, предки палестинцев. Великий и праведный ханаанский правитель превратил эту деревню в город и назвал его Иерусалимом. Он также построил там храм. Об этом говорится в книге «Иудейская война» историка I столетия Иосифа Флавия: «Тот, кто построил (город Иерусалим), был влиятельным человеком среди хананеев. На их языке его называли Мелхиседек, «праведный царь», поскольку именно таким он и был. Он был первым священником и построил (там) первый храм, и назвал город Иерусалимом, который до этого назывался Салем».

Согласно Библии, Мелхиседек был современником пророка Авраама (Ибрахима, мир ему), жившего около 1800 г. до н. э., поэтому считается, что Иерусалим вместе с храмом был изначально построен как ханаанский город ханаанским царем около 3800 лет назад.С 1600 по 1300 гг. до н. э. город находился под египетским сюзеренитетом, но оставался в руках ханаанских правителей, плативших дань фараонам. В этот период на город часто нападал народ, известный как хапиру, или хабиру. Вероятно, именно они и были древними евреями, которые представлены в Библии предками современных евреев.

В 1897 году были обнаружены древние египетские письмена, известные как Амарнский архив (Тель-эль-Амарнский архив). Среди них была найдена переписка между фараоном XIV ст. до н. э. и Абди-Хебой, ханаанским правителем Урасалима (Иерусалима), в которой последний просит своего египетского сюзерена помочь в защите от набегов хабиру.Египтяне и хананеи были очень ослаблены моральным разложением, магией и идолопоклонством. Хабиру удалось утвердиться в Северном Ханаане, или Палестине. В то время среди евреев (израильтян), проживавших в Египте на положении рабов, появился пророк Моисей (Муса, мир ему). Муса вывел евреев из Египта, и после него Аарон и Иешуа привели их к Северному Ханаану, где они присоединились к другим евреям и разделили с ними их богатство и свободу.

Несмотря на многочисленные разногласия, идолопоклонство и аморальные практики, традиция Мусы (мир ему) была жива, и время от времени в их среде появлялись пророки. Среди таких людей были царь Давид (Давуд) и его известный сын Соломон (Сулейман) (мир им).Именно в правление царя Давида евреи смогли установить сильное царство во всей Земле Ханаанской. И тогда (около 1000 г. до н.э.) Иерусалим впервые стал иудейским городом, и Давид (мир ему) провозгласил его столицей. Позже Соломон (мир ему) построил иудейский храм на месте раннего ханаанского святилища, построенного Мелхиседеком.После смерти Соломона (мир ему) иудейское правление продолжалось в Иерусалиме приблизительно четыре столетия, и в этот период город периодически осаждали и захватывали ассирийцы, филистимляне, арабы, сирийцы и египтяне.

Само Израильское царство стало государством-вассалом и длительное время выплачивало дань Ассирии, Египту и Вавилону. В 587 г. до н. э., когда правитель царства был под сюзеренитетом Вавилона, евреи взбунтовались, и у вавилонян не было другого выбора, кроме как применить против них силу. Они разрушили царство и его столицу, Иерусалим, сожгли Храм Соломона и обратили в рабство самих евреев. Вот что Коран говорит об этом: «Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: „Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено» (Коран, 17:4–5).

Примерно через пятьдесят лет, в 538 г. до н. э., персидский император Кир разгромил вавилонян и получил контроль над Палестиной. Он благосклонно относился к евреям и разрешил им вернуться в Палестину и отстроить Храм — что они и сделали в 515 г. до н.э.В правление Ездры и Неемии евреи перестроили и реорганизовали свою религиозную и политическую жизнь и какое то время процветали, а вавилоняне были порабощены персами. Коран пишет следующее об этих событиях: «Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными» (Коран, 17:6).

От персов Палестина и Иерусалим перешли к Александру Великому и находились под греческим правлением с 332 г. до н. э. Конец эпохи греческого правления наступил, когда в 167 г. до н. э. они начали ставить в Храме идолов. Это немудрое действие в целом просветленных греков спровоцировало еврейское восстание Маккавеев, и в 164 г. до н. э. они (евреи) взяли бразды правления в свои руки.

Период собственно еврейского правления городом продлился около ста лет, после чего пришли римляне и установили свой контроль — сначала как язычники, позже как христиане (Византия), до взятия города вторым халифом мусульман Омаром ибн Аль Хатабом.В эпоху Маккавеев евреи стали очень высокомерны. До этого они также выработали разрушительную тенденцию жить прошлым. Их реакцией на римское правление было слепое и высокомерное неповиновение. Они породили такие движения, как зелотское, которые без предварительной оценки ситуации хотели отобрать власть у значительно превосходящих их римлян.

Евреи также проявили упрямство по отношению к Божьему посланнику, который появился среди них примерно в 30 году нашей эры в лице Иисуса (Исы, мир ему) для того, чтобы научить их человечности, миролюбию, терпению, вере, любви и внутренней чистоте. И Бог наказал евреев снова — на этот раз руками римлян. В 70 г. н. э., в правление императора Тита, сына Веспасиана, римляне взяли Иерусалим. Они стерли город и его Храм с лица земли. После жестокой резни наступил голод, унесший жизни от 200 до 600 тысяч жителей. Позже римляне построили на месте Иерусалима новый город — Элия Капитолина. Под страхом смерти они запретили иудеям вход в него. Коран говорит об этом поражении евреев и разрушении их столицы: «…Когда настанет последний срок наказания [за ваши бесчинства], [то Мы направим против вас новых врагов], чтобы они причинили вам зло, вошли в Храм, подобно тому как вошли [их предшественники] в первый раз, и чтобы они до основания разрушили то, чем завладели» (Коран, 17:7).

Параллельно со всеми религиозными изменениями в древнем городе и его Храме происходили также и изменения в политическом руководстве. Целый ряд религиозных чувств и идей — реальные и выдуманные — оплетали город и Храм. Одна из самых важных возникших идей — это пророчество о том, что Иерусалим и его Храм, который до того имел только региональное значение, однажды станет святым местом для всего мира. Это пророчество записано в нескольких книгах Библии: книгах пророков Исаии, Михея, Иеремии и т. д. (например, Исаии 56:7 и 2:3).

quran-sunna.ru

Город Иерусалим: религиозный центр мира

За свою долгую историю город Иерусалим был дважды разрушен, осажден 23 раза, 52 раза на него совершались набеги. Старая часть города была заселена в IV тысячелетии до нашей эры.

В 1538 году вокруг Иерусалима были построены стены по указу Султана Сулеймана (Великолепного). За ними находится Старый город Иерусалима. По традиции он разделен на четыре части, с XIX века известные, как армянский, еврейский, христианский и мусульманский кварталы. Старый город был включен в список Всемирного наследия в 1981 году. Современный город Иерусалим разросся далеко за его пределы.

Церковь всех религий, ИерусалимЦерковь всех религий, Иерусалим

Иерусалим: город трех религий 

Иерусалим считается священным для исповедующих иудаизм. Согласно еврейской Библии, царь Давид из Израиля впервые установил его в качестве столицы Соединенного Королевства Израиля с 1000 г. до н.э. Его сын, царь Соломон впервые возвел первый Храм в городе. Иерусалим упоминается также в христианской Библии, Новом Завете. Согласно религиозным взглядам христиан, в Иерусалиме был распят Иисус в возрасте 33 лет на «Лысой горе» («Галгофе»), здесь же произошло его воскресение.

Еще статьи: В Иерусалиме найдена могила Иисуса.

В исламе Иерусалиму отведено место третьего святого города. Для мусульман в 610 году н.э. он стал первым городом-местом совершения молитв («Сала»). Согласно исламского религиозного учения, в Иерусалиме пророк Мухаммад (САС) совершил свое ночное восхождение («мираджа»). В результате, несмотря на то, что площадь города составляет всего 0,9 квадратных километра, старая часть города Иерусалима имеет огромное религиозное значение для представителей разных исповеданий. Здесь находятся религиозные реликвии, как Стена Плача, церковь Гроба Господня, Мечеть Омара и Аль-Акса.

Иерусалим: карта городаИерусалим: карта города. С сайта yourcitymap.ru

С 1967 году Восточный Иерусалим был присоединен к Израилю и провозглашен его «неделимой столицей». Международное сообщество, однако, не признает Иерусалим столицей Израиля, в городе нет иностранных посольств.

Еще статьи: Уникальный библейский музей в Иерусалиме.

В Иерусалиме находится Музей Израиля с его Храмом Книги. Интереснейшей достопримечательностью является Иерусалимский библейский зоопарк, в котором собраны все животные и растения, которые упомянуты в священном писании. Тут же туристы могут посетить прототип библейского Ноева ковчега.

Город, называемый Rušalimum или Urušalimum, впервые появился в древних египетских записях, содержащих ссылки на местонахождение города Иерусалим в XIX –XVIII веках до нашей эры. Само название «Иерусалим» употреблялось в аккадской клинописи как Urušalim, датируемых 14001360 г.г. до н.э. Слово «Иерусалим» имеет несколько разных этимологических значений. Основными из них являются «жилище мира», «город мира».

Древний ИерусалимДревний Иерусалим

Как возник Иерусалим: священный город

Обозначение города Иерусалим (Jerusalem) впервые зафиксировано в Библии, в книге Иисуса Навина. Самые древние поселения в Иерусалиме образовались еще в бронзовом веке на вершине холма Весна Гихон, именованой в Библии Джебус.

В переводе с арабского Иерусалим, наиболее известный как Аль — Кудс означает «святой».

Еще статьи: В Иерусалиме найдены Свитки Мертвого моря из Библии.

Согласно еврейской традиции, город был основан Шемом и Эбером, предками Авраама. Последоватали библейского учения утверждают, что Иерусалим («Салем») был впервые упомянут во времена правления Мелхиседека, союзника Авраама. Позже во времена Иисуса Навина, Иерусалим находился в пределах территории, отведенной царям Вениаминова, но продолжал находится под контролем Иевуссев, пока не был завоеван Давидом. Он сделал Иерусалим столицей Объединенного Израильского царства приблизительно с XI веке до н.э. Последние археологичесике раскопки на месте Большого Камня позволили ученым утверждать, что они представляют собой руины от Дворца царя Давида. По этому поводу исследователи разошлись во мнениях.

Карта Старого города: ИерусалимКарта Старого города: Иерусалим. С сайта yourcitymap.ru

История святого города Иерусалим

Древний город Иерусалим пережил несколько исторических этапов. Согласно еврейского писания, самым святым местом в Иерусалиме является Храмовая гора. Здесь находится камень, с которого началось основание мира.

На горе отмечен алтарь жертвоприношения Ицхака, установленный царем Давидом. На этом месте царь Давид и его сын Соломон в 960 г. до н.э. воздвигли Первый Храм, который был разрушен при царем Вавилона Навходоносором в 586 г. до н.э. Второй Храм, просуществовавщий свыше 400 лет построен евреями после завоевания Вавилона персами. Он был полностью перестроен царем Иродом в 34-7 г. до н.э. Иерусалимский храм, который был воздвигнут на его месте, стал символом города, его красоты и величия.

Ноев Ковчег. Библейский зоопарк, Иерусалим. Фото. Картинки.Ноев Ковчег. Библейский зоопарк, Иерусалим.

История города Иерусалима: завоевания

В IV — VII веках Иерусалим находился под управлением Византийской империи. В этот период истории города было построено множество кафедральных соборов, храмов, монастырей. Также был основан монастырь «Святой Софии» на Храмовой горе на месте разрушенного Иерусалимского храма.

В 634 году Иерусалим был захвачен арабской армией Умара Аль — Хаттаба. Со времен арабского завоения евреям было разрешено вернуться в город.

Еще статьи: Новое Евангелие Иерусалима: Иисус был женат.

В 1517 году Иерусалим и его окрестности были завоеваны осмаскими турками, которые держали город под контролем вплоть до 1917 г. Иерусалим переживал период расцвета, возрождения и мира во времена Сулеймана Великолепного. Были построены дороги, восстановлена Стена Плача.

В Иерусалим организуются экскурсии, включающие поломничество к святыням города и достопримечательностям. Приехать на землю проотцов можно приобретая тур на отдых в Египет или Израиль.

Отели в Старом городе Иерусалим

drevniy-egipet.ru

Иерусалим – история одного из древнейших городов мира

Башня Давида в стене Старого города, Иерусалим, Израиль

Первые поселения на территории древнего города Иерусалима были еще в четвертом тысячелетии до н.э. Это были поселения иевусеев – ханаанский народ, доеврейское население Иудеи, которые и основали город. Иерусалим за всю историю существования города претерпевал значительные изменения, среди которых и разрушения. Между кратковременными интервалами, когда Иерусалим – иудейский город, были длительные отрезки времени, когда он пребывал под властью Вавилона, Персидской, Македонской империи, Египта, Сирии, Римской империи, Византии, Арабского халифата, крестоносцев, монголо-татаров, мамлюков, Османской империи, Британии, Иордании. В многовековой истории Иерусалима встречаются упоминания его под именами: Шалем, Иевус, Сион, Ир Давид, Элия Капитолина, Аль-Кудс.

Объединенные израильские племена под предводительством царя Давида приблизительно в 1000 году до н.э. захватили Иерусалим, с чего и начинается история города как иудейского. Царь Давид дал городу имя Ир Давид (город Давида) и сделал его столицей объединенного царства. Также Давид превратил его в религиозный центр всего царства, перенеся сюда самое священное – Ковчег завета – ларь, обитый золотом, в котором хранились Скрижали Завета. Позднее Ковчег завета был помещен в построенный сыном Давида Первый Храм, откуда и был утерян после разрушения Храма.

Царь Соломон, сын Давида, построил Иерусалимский храм на горе Мориа, купленной Давидом. По преданиям именно здесь происходило жертвоприношение Исаака. Строительство Храма длилось целых семь лет. За время правления Соломона статус Иерусалима как столичного города значительно укрепился, благодаря выгодному расположению на пересечении важных торговых путей. Также укрепился за Иерусалимом и статус священного города. А Иерусалимский храм со временем становится религиозным центром для всех израильских колен, «домом Божьим», единственным в Иерусалиме святилищем для всех паломников. 

Когда вавилоняне под командованием Навуходоносера захватили Иерусалим, они разграбили Храм Соломона, а жителей города увели в Вавилонию. Затем в 586 году до н.э. вавилоняне полностью разрушили город, Храм сожгли, а большую часть населения убили или увели в плен. Иерусалим был восстановлен после возвращения народа из изгнания, по разрешению персидского царя Кира после падения Вавилонской империи. Храм был восстановлен через 70 лет после разрушения. При правителе Иудеи Нехемии также были восстановлены и укреплены стены города, по его приказу туда были переселены жители для увеличения численности населения и введен налог на содержание Храма. В это время Иерусалиму возвращается статус еврейского религиозного центра. В период правления Александра Македонского и Птолемеев статус города и Храма сохранялись.

Перемены в Иерусалиме начались с царствованием Антиоха IV Эпифана, который проводил политику элинизации подвластного ему населения. Евреи всячески сопротивлялись грекам, что привело к разрушению городских стен Иерусалима, разграблению Храма и превращению его в языческое святилище Зевса. Однако народные повстанцы, которых возглавил Маккавей смогли на какое-то время вернуть Храм и возобновить свои традиции в декабре 164 года до н.э. А в память об очищении Храма евреями празднуется Ханука и зажигают ханукию – праздник освящения Храма, продолжающийся восемь дней.

До захвата Иерусалима римлянами в 63 году до н.э. город значительно развился. Храмовая гора была окружена стенами с башнями, и вместе с Храмом стала в Иерусалиме самым высоким местом. Город застраивался, а в нем развивались различные ремесла и наука, процветала торговля. При римлянах в истории Иерусалима начинается новая глава как административного центра Иудеи – римского протектората. Город существенно преобразился во времена правления Ирода I.  Грандиозные перемены в хорошем смысле коснулись и Храма. Его территория и площадь Храмовой горы была расширена и ограждена подпорными массивными стенами с колоннадами. Она возвышалась над всем городом. Иерусалим все это время оставался центром всего еврейского народа. Кроме того, он был в те времена самым известным городом на Востоке.

В 66 году н.э. вспыхнуло народное восстание против произвола римских прокураторов, которое вскоре переросло в войну, получившую название Иудейской. В ходе ожесточенных сражений римские войска разбили силы повстанцев, захватили Иерусалим и разрушили его, а жителей казнили, часть продали в рабство. Кровавые репрессии обрушились тогда на всех евреев в империи, что привело к рассеянию еврейского народа по всему миру. В 70 году н.э. был захвачен и сожжен Храм. Часть уцелевшей храмовой утвари была вывезена римлянами в качестве трофеев, в том числе и золотой семисвечник Менора – один из древнейших символов иудаизма. Таким образом, в истории Иерусалимского Храма его разрушение было дважды. Оба события приходятся на день Ава девятое (по еврейскому календарю) и считаются днем скорби в память о разрушении Первого и Второго Храмов.

После разрушения Иерусалима на его развалинах римляне возвели новый город – Элия Капитолина по образцу римских колоний и построили многочисленные языческие храмы. Евреям было запрещено проживать здесь. После падения Римской Империи с 324 года в истории Иерусалима начинается Византийский период, когда он приобретает христианский облик. На предполагаемом месте захоронения Христа была построена Церковь Гроба Господня. А Храмовую гору превратили в городскую свалку. Евреям долгое время было запрещено входить в Иерусалим, только на Ава девятого, чтобы оплакивать разрушение Храма. Во время сражений византийцев с персами за Иерусалим, евреи помогали персам в надежде на избавление от христиан. Однако подверглись гонению как со стороны одних, так и других.

В 638 году Иерусалимом завладели арабские завоеватели под командованием халифа Омара ибн аль-Хаттаба. С этого момента начинается арабская эпоха. Храмовая гора была очищена, и на ней построена деревянная мечеть. Омар разрешил 70 еврейским семьям обосноваться в Иерусалиме, на юго-западе от Храмовой горы. В этот период было построено много мусульманских культовых центров, такие как мечети Купол Скалы и аль-Акса, чтобы привлечь их великолепием больше паломников. В 878 году территория Израиля становится частью Египетского султаната вплоть до Османского периода. В это время частыми становятся стычки на религиозной почве между жителями Иерусалима: евреями, арабами и христианами. Однако многие источники подтверждают, что для Иерусалима этот период мусульманского владычества был гораздо благоприятнее последующих.

Период крестоносцев в истории Иерусалима начался с уничтожения еврейского и  арабского населения. Они захватили Иерусалим в 1099 году и сделали его столицей своего Иерусалимского королевства. Это был период христианизации Иерусалима –  мусульманские мечети превращались в церкви, интенсивно застраивались новые христианские центры. Со временем, благодаря строительству различных государственных и церковных учреждений, привлечению христианского населения и правильной экономической политике город Иерусалим расцвел и стал центром паломничества для всех христиан Европы. В это время большинство населения составляли европейцы, преимущественно французы. Евреям и мусульманам запрещалось проживать в городе, поэтому они вынуждены были селиться поблизости.

В 1187 году Иерусалим опять становится мусульманским, из чего последовало обратное превращение религиозных центров из христианских в мусульманские, это коснулось и Храмовой площади. Христиане были изгнаны из города, а евреи смогли вновь переселиться в Иерусалим. В 1244 году господство крестоносцев окончательно закончилось. В период мамлюков в истории Иерусалима отмечается значительный рост мусульманского фанатизма. Иерусалим с 13-14 веков становится важным центром для ислама и мусульманской учености, здесь строятся мечети и многочисленные религиозные школы. Немусульманское население подвергается всяческим гонениям.

С 1517 года Эрец-Исраэль становится частью Османской империи. Султан Сулейман Великолепный занимается благоустройством города, в том числе были перестроены стены Старого города, сохранившиеся до настоящего времени. Однако постепенно город утрачивает свое стратегическое и экономическое значение и приходит в упадок. В этот период начинается возрождение еврейской духовной жизни в Иерусалиме, постепенно растет приток эмигрантов из стран Европы и других стран. В средине 19 века в Иерусалиме появляются банк, почтовое агентство, типография, больницы, школы, строятся жилые кварталы. Постепенно Иерусалим за стенами Старого города приобретает облик европейского города. Во времена Британского мандата с 1917 по 1947 год Иерусалим – административный центр Палестины, что также способствовало расширению и благоустройству города. Однако в этот период вспыхивают частые арабские беспорядки в протест развитию еврейского Иерусалима.

В ноябре 1947 года в ООН было принято решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства, а для Иерусалима был предусмотрен особый международный режим под контролем ООН. Однако это решение не было принято арабскими государствами, что в итоге после окончания действия Британского мандата и провозглашения Декларации независимости Государства Израиль 14 мая 1948 года привело к Арабо-Израильской войне. После соглашения о прекращении огня под контролем Израиля остался западный Иерусалим, а восточная часть вместе со Старым городом – Трансиордании. В течение 19 лет город был поделен на две части массивными бетонными и проволочными заграждениями, с обеих сторон находились вооруженные части. 5 июня 1967 года началась Шестидневная война в результате нарушения перемирия Иорданией, в ходе которой Израиль распространил свою юрисдикцию на всю территорию Иерусалима. Город был объединен, усиленно проводилась его реконструкция и облагораживание. Постепенно Иерусалим превратился в административный и политический центр страны.

Loading...

www.pro-israel.ru

История Иерусалима. История — Путеводитель по Израилю

В XI в. до н. э. Иерусалим, принадлежавший до того хананейскому племени иевусеев, был завоёван царём Израиля Давидом. Его сын, царь Соломон, расширил крепостные стены, и построил на горе Мориа Первый Храм.

После смерти Соломона в 928 г. до н. э. еврейское государство раскалывается на государство Израиль на севере, объединяющее 10 из 12 колен израилевых, и государство Иудея (объединявшее колена Иуды и Вениамина) с центром в Иерусалиме на юге.

Северное царство к 716 г. до н. э. было завоёвано царём Ассирии Саргоном II.

В результате проводимой Ассирийской империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.

В 586 г. до н. э. Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором II.

Последующее ослабление Вавилонии, и возвышение Персидской империи сделало возможным возвращение евреев из вавилонского пленения, и основание в 516 г. до н. э. Второго Храма.

Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. приводят к образованию на развалинах Персидской империи ряда эллинистических государств. Иудея подпадает под влияние греко-сирийского царства Селевкидов.

Постепенно нарастает раскол евреев на эллинизированных и традиционно настроенных.

Вход на Храмовую гору, реконструкция

В 168 г. до н. э. царь Антиох IV Епифан оскверняет Второй Храм, посвятив его языческому богу Зевсу, и заклав на алтаре в Святая Святых свинью.

В 165 г. до н. э. евреи восстали против греческого господства, восстание протекало под предлогом защиты религии. Ослабевшее к тому времени царство Селевкидов не смогло подавить восстание, принявшее характер войны за независимость.

Иуда Маккавей очищает Храм, осквернённый греками. С 152 г. до н. э. власть в Иудее переходит к священническому роду Хасмонеев.

Начиная с 20 г. до н. э., вассал Римской империи, иудейский царь Ирод I Великий начинает амбициозную реконструкцию Храма, продолжавшуюся фактически до уничтожения города римлянами в 70 г. н. э.

В 66 г. н. э. в римской провинции Иудея вспыхивает восстание евреев против римского господства. Император Тит подавил восстание к 71 г. н. э.

В ходе борьбы с восставшими, римляне в 70 г. н. э. разрушают Храм, и подвергают значительным разрушениям сам Иерусалим, уничтожив, в том числе, его крепостные стены.

В ходе восстания погибают до 600 тыс. евреев, более миллиона проданы в рабство. В честь разрушения Иерусалима в Риме воздвигнута триумфальная арка.

В 130 г. римляне основывают на развалинах Иерусалима военное поселение Элия Капитолина, от которого до нашего времени сохранились участки главных дорог — кардо (шедшей с севера на юг), и декуманус (шедшей с востока на запад).

Новый город был посвящён Юпитеру Капитолийскому, чей храм был расположен на святой для евреев Храмовой горе (гора Мориа), где располагался Соломонов Храм.

Это становится одним из поводов для второго большого восстания евреев против римлян — восстания Симона бар Кохбы (132—136).

Подавление восстания привело к гибели до 580 тыс. евреев, уничтожению 50 городов и 985 деревень. Стремясь уничтожить почву для новых восстаний, римский император Адриан запретил уцелевшим евреям появляться в Иерусалиме, а страну переименовал из Иудеи в «Сирия Палестина», в честь древнего племени филистимлян.

После распада Римской империи Иерусалим входит в состав Византии. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена.

Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.

В 361 г. римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 г. строительство полностью прекращено из-за пожара; местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.

В 614 г. персы завоёвывают Иерусалим; в 625 г. контроль над городом возвращается к Византии.

В 637 г. Иерусалим был завоёван мусульманами, вытеснившими из региона Византийскую империю. Завоеватель, арабский халиф Омар, в исламской традиции считается вторым из первых четырёх праведных халифов.

Заняв Иерусалим, он гарантировал его обитателям жизнь, и посетил Храм Гроба Господня, но, однако, помолился в его дворе, не заходя внутрь самого храма.

В VII в. мусульмане строят на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, и монумент Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы).

В 1099 г. крестоносцы занимают Иерусалим в ходе Первого крестового похода, перестраивают ряд ключевых христианских храмов.

В 1187 г. султан Саладин отбивает Иерусалим у крестоносцев. Ключи от Храма Гроба Господня передаются Саладином мусульманской семье, и до настоящего времени переходят в ней по наследству, от отца к старшему сыну.

В 1191—1192 гг. в во время Третьего крестового похода христиане под командованием английского короля Ричарда I Львиное Сердце безуспешно пытались отвоевать Иерусалим у мусульман.

В 1219 г. крепостные стены уничтожаются султаном Дамаска Муаззимом.

В 1229 г. Иерусалим снова оказывается под властью крестоносцев, начавших восстаналивать крепостные стены, вскоре разрушенные эмиром Керака Даудом.

В 1243 г. христианам удалось вновь занять Иерусалим, однако уже в 1244 г. был захвачен хорезмийцами, разрушившими крепостные стены. Город остался беззащитным перед нападением.

В 1247 г. Иерусалим занимают египетские мамелюки.

С 1517 г., Иерусалим входит в состав Османской империи, правившей городом вплоть до поражения в Первой мировой войне. Основная часть современного Старого города была построена именно в этот период.

В 1917 г. город занят войсками Великобритании, получившей контроль над Палестиной в 1922 г. согласно мандату Лиги Наций.

Карта Древнего Иерусалима и карта Иерусалима в 1900

В ходе первой арабо-израильской войны 1948 г. Старый город занят войсками Иордании, выбитыми из города в ходе Шестидневной войны 1967 г.

Израильские десантники входят в Старый город через Львиные ворота, и занимают Храмовую гору. Через 36 часов руководство Израиля приняло решение о возвращении контроля над поверхностью Храмовой горы исламской организации ВАКФ.

На сегодняшний день население Старого города остаётся преимущественно арабским.

Статус Иерусалима как «вечной и неделимой столицы Израиля» оспаривается палестинской стороной.

guide-israel.ru

Иерусалим - древний город овеянный легендами

Иерусалим – старый город, у которого очень богатая история, здесь живут разные народы и сочетаются разные культуры. Город построен на высоте 800 метров, на холмах. За 1000 лет Иерусалим накопил богатейшую историю.

Облик древнего города

Старый город занимает всего 1 км квадратный, но на его территории сосредоточено очень много памятников. Прогулка по улицам города – это путешествие в прошлое, ведь первые стены Иерусалима построены в восьмом веке до нашей эры, римлянами.

Здесь с прошлым обращаются очень бережно. Даже если здание разрушается, фасадную стену всегда стремятся оставить в старом виде. Особо бережно относятся к исторически-важным объектам архитектуры.

У древнего города современное лицо, построены целые кварталы новых домов. Административные здание находятся в стороне старого города. Тель-Авив – международная столица Израиля, Иерусалим — внутригосударственная, ведь в нем расположены главные учреждения страны.

История и современность

Фото: Иерусалим - старый город, снимок около Храма Гроба Господня

Иерусалим — старый город, фото около Храма Гроба Господня

Иерусалим прошел долгий путь. Первым его завоевывал Александр Македонский, а в 1917 году его последний раз завоевывали британцы. О себе они оставили напоминания — британские почтовые ящики и следы пуль на Сионских воротах.

Дорога от Сионских ворот ведет к основным достопримечательностям — святым местам Иерусалима на горе Сион. За долгие века войны унесли много жизней. Многие из погибших здесь и похоронены.

Заняв Иерусалим, израильтяне навели здесь свои порядки. Постоянный патруль — это только верхушка айсберга. От других территорий Иерусалим отделяет высокая стена, которая уходит далеко за пределы старого города.

Население, культура и обычаи

В Иерусалиме кипят страсти, но население, которое увеличилось в 79 раз, питает надежды на мир. Сегодня в Иерусалиме 700 тысяч жителей. Они разделены на 2 большие группы: если считать поселения — то большая часть евреи, а меньшая — арабы, мусульмане и христиане.

Живут здесь по разному. Некоторые специально подчеркивают свою самобытность и стараются сберечь ее. Иногда контраст между культурами просто поразительный.

Для евреев в течение многих веков символом веры и надежды является Стена Плача. В Иерусалиме стена стала одной из причин противостояний между еврейским обществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Среди ортодоксов очень большая рождаемость. Здесь в семьях около 7-ми детей. Для малорелигиозных евреев такая рождаемость является не очень приятным фактом.

Вообще хасиды занимаются обучением (изучением религии) около 40 лет. До этого времени они не получают профессии. Кроме того, хасиды не служат в армии.

Религия и паломничество

Все 3 религии считают Иерусалим священным городом

  • Арабы город называют Алькутс — святыня
  • В иудаизме город занимает важное положение — каждый иудей обязан его защищать
  • Для христиан — это тоже святыня, ведь именно здесь прошли последние дни Христа

Паломничество в Иерусалим происходит представителями всех этих 3-х религий. Количество паломников колеблется между разными праздниками. Люди приезжают с разных стран мира.

Чаще всего паломники — это туристы, которые приносят экономике страны прибыль. Хотя многим и не нравится, что святыню, храм гроба Господня в Иерусалиме и стену плача превратили в бизнес-индустрию.

Иногда разные культуры сливаются вполне гармонично. Это, как правило, происходит на концертах, разных культурных мероприятиях.

Фото: Вид на старый Иерусалим и мечеть Аль-Акса

Вид на старый Иерусалим и мечеть Аль-Акса

Иерусалим находится в 50 км от Тель-Авива и занимает важное геополитическое место в стране. В 48-м году город был разделен на части. Старый город и вся его восточная часть отошли Иордании, а новый Иерусалим остался Израилю.

Город имеет средиземноморский климат. Погода в Иерусалиме летом солнечная, в эту пору года достаточно жарко, зимой наблюдаются большое количество осадков, иногда бывают заморозки.

Центром мусульманского города является купол Скалы. Вокруг комплекса мечетей еще в 16 веке была возведена стена. Комплекс мечетей Аляксы расположен на горе.

Рынок арабского квартала

В арабском квартале есть свой базар. К святыням доступ открыт не для всех, а вот сюда можно попасть каждому. Никто не жалуется на буйство красок и ароматов. Базар — это вечная суета, но даже здесь находится место для уединения.

Вокруг спокойно — кажется, что здесь о конфликте забыли. На базаре продают много специй, и их запах витает повсюду. Основной продукт — ладан, который используется в регионе повсеместно.

Также здесь продают гранаты, они популярны с античных времен. Арабские пекари готовят быстро и умело. Иногда, конечно, они обращаются за помощью к машинам, но в некоторых случаях приходится работать вручную, ведь есть специфическая выпечка, с которой машины просто не справятся.

Прямо из печей хлеб попадает на прилавок. За каждым шагом посетителей рынка наблюдает военный патруль.

Святые места и достопримечательности

Мусульмане считают, что Мухамед был перенесен из Мекки в Иерусалим, а с этого места вознесся на небо. Мечеть построена на скале, с которой он вознесся на небо.

А до мечети здесь находился второй храм, поэтому гору почитают также иудеи. Для обеих религий город имеет особый смысл. Рядом с куполом Скалы арабы построили еще одну мечеть, это Аль Акса — святыня ислама.

Археологи считают что мечеть построена на фундаменте иерусалимской церкви, но некоторые с этим не согласны. Все эти места формируют достопримечательности Иерусалима, которые туроператоры предлагают не только паломникам, но и обычным туристам.

Во время Рамадана пост длится до захода солнца. Ради традиции приходится отвлечься от всех дел. Ночь Рамадана — это праздник, улицы наполнены огнями.

Иерусалим доступен сегодня всем желающим. Для туристов подготовлены различные туры по Иерусалиму, которые ориентируется не только на религиозный туризм, но и на изучение культурных особенностей народа Израиля.

Опубликовано: Январь 26, 2014

Поделись статьей с друзьями!

israelplace.ru


Смотрите также