Скифия древняя. Как Древняя Русь Скифия стала Империей Русов Великой Тартарией?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1. Скифия древняя


Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1 » Военное обозрение

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1Ряд русских историков, исследователей 18-20 столетий и современного времени считали и считают, что т. н. скифы и родственные им народы (киммерийцы, сарматы, роксаланы и др.) имеют непосредственное отношение к Руси, русскому народу, суперэтносу русов. К примеру, Борис Рыбаков считал, что «скифы-пахари», по Геродоту они жили в районе Приднепровья, относились к праславянам. Юрий Петухов относил скифов к суперэтносу русов. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на этом древнейшем периоде истории нашей Родины, рассмотреть скифский мир и скифов внимательнее. Не зря византийские источники называли русов первых князей семьи Рюриковичей «тавроскифами», «Великой Скифией».

Киммерийцы и предшествующие им культуры

Наиболее ранние из доступных науке письменных источников древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.

Киммерийцы жили в южнорусских степях ещё в начале железного века – 1 тыс. до н. э. Но ясно, что их цивилизация сложилась намного раньше. Археологические данные говорят о том, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1100 гг. до н. э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура. «Срубники» были земледельческо-скотоводческим народом индоевропейского корня. Они были предшественниками Киммерийского царства. Срубная археологическая культура в свою очередь обнаруживает полную преемственность с более древними культурами: Катакомбной (3-2 тыс. до н. э.), Ямной (4-3 тыс. до н. э.). Эти культуры также занимали территории Южной России. Ямная культура считается «протоарийской»: именно с её территории и в то время исходили миграционные импульсы, которые привели к сложению на огромных территориях Евразии в 3-начале 2 тыс. до н. э. многих родственных культур и народов индоевропейской языковой семьи.

Все эти культуры отличались одним обрядом погребения в курганах (что говорит об общности религиозных представлений), он различается только в деталях – сначала под курганом делали обычную яму, затем конструкцию в виде катакомбы, ещё позже устанавливали деревянный сруб. На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в керамике, жилище, хозяйстве (сочетавшее пашенное земледелие с оседлым скотоводством), в антропологическом типе.

Киммерийцы - прямые потомки этих древних культур. Они потомки тех, кто предпочёл остаться на прародине, в то время, как другие индоевропейцы расселились по Европе и Азии. Память о северной прародине надолго сохранилась у жителей Индии, Персии и других регионов. О «степи» помнили и жители Скандинавии, Ирландии. Скандинавские саги сообщают, что предки норманнов пришли из «Великой Свитьод» («Малая Свитьод» - Швеция), причерноморских степей. Кстати, не зря затем идеологи Третьего рейха, которые отстаивали первичность древних германцев и скандинавов, считали, что Крым, причерноморские степи должны стать часть «Великого рейха». Переселение предков норманнов на север произошло примерно в конце 3 тыс. до н. э. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии, на востоке от реки Танаис (Дон). Родство европейских народов ощущалось ещё в античную и даже раннесредневековую эпоху. А, греческие и римские авторы пользовались термином «кельто-скифы», который подчёркивал родство восточных (скифских) и западных (кельтов) «северных варваров».

Ясно, что киммерийцы и скифы (их самоназвание, по греческим источникам, сколоты) - это прямые наследники более ранних культур. Но написанная в 18-20 веках история, а писалась она под геополитические реалии того времени, представила историю евразийских степей как бессмысленную смену одних народов другими. Согласно этой теории, один неизвестно откуда взявшийся народ вытесняет и истребляет другой. И так повторяется вновь и вновь. Древние «арии» исчезают и уходят, их сменяет «новый народ» - киммерийцы, затем приходит черёд скифов и сарматов и т. д. Данные археологии, мифологии, исторических литературных памятников, археологии говорят о том, что скифы были ближайшими соседями и родственниками киммерийцев, являясь потомками той же самой Срубной археологической культуры. Движение скифов на запад шло не из «глубин Азии», а от Волги. Нет данных и о том, что скифы полностью истребили или вытеснили киммерийцев. Большинство населения Скифии железного века составляли те же люди, что и раньше – «киммерийцы».

В тоже время есть и данные о том, что Киммерийское царство (династия их царей) пала под натиском скифов. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону. Об этом рассказывают древние письменные источники. Судя по всему, в это время произошла смена правящей элиты. Киммерийское царство (династия) было сменено Скифским, но основная масса населения никуда не делась, составив большую часть населения. Только часть людей последовали за князьями – киммерийцы появляются в Малой Азии и на Балканском полуострове.

Что известно о киммерийцах и скифах?

Название народа «киммерийцы», судя по всему, происходит от слова «степь» (хеттское «гимра» - «степь»). То есть это «степняки». Интересно, что эта традиция – называть союз племён по названию местности сохранилась и позже. Сравните: «поляне» - союз славянских племён, живущих в лесостепной зоне («поле»), «древляне» - живущие в лесах и пр. «Скифами» называли южнорусских степняков греки, сами себя они называли «сколоты» - от имени царя Коло (Колоксай, слово «ксай» означает «царь, князь»). Слово «коло» в славянском языке означает «круг» (солнечный круг). Оно связано с солнечным культом.

Согласно античным историкам, скифы трижды господствовали над всей Азией. Первый период продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н. э. Таким образом, скифы доминировали в Азии в 36-21 вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы. Этот период совпадает со временем существования Ямной культуры и началом Катакомбной. Как уже отмечалось, эти культуры обнаруживают преемственность, но ясно, что период перехода одной культуры в другую отражает какие-то серьёзные социально-политические, возможно, религиозные сдвиги, внутреннюю перестройку. Естественно, что в этот момент Великая Скифия ослабла и потеряла часть влияния на окружающие регионы. Античные источники и отразили общую геополитическую ситуацию, хотя не донесли до нас подробностей.

В период 21-13 вв. до н. э. упоминается «царство амазонок», которое было тесно связано со Скифией. Согласно Помпею Трогу, это царство основали скифские юноши царского рода Плин и Сколопит. Греческие мифические рассказы об «амазонках» явно преувеличенно пересказывают реальные обычаи скифских женщин.

В 16 веке до н. э. зафиксировано появление в Причерноморье культуры многоваликовой керамики, которая нехарактерна для скифов. Одновременно античные источники сообщают о поражении, которое скифы понесли от фракийцев. Кроме того, в это время прекращается Катакомбная культура, к тому же все западные области этой культуры оказываются занятыми общностью «многоваликовой культуры». А за Доном до Урала сложилась Срубная культура, которая продолжала местную традицию. Многоваликовая и Срубная культуры были разделены линией крепостей на Нижнем Дону. Примерно в 14 в. до н. э. скифы восстановили своё господство на территории современной Украины. Срубная культура восторжествовала.

В 13 веке устанавливается второй период господства скифов в Азии. Данайцы-танаиты (донцы) во главе с Ахиллом участвуют в штурме и взятии Трои. На берег Средиземного моря обрушивается нашествие «народов моря» - скифы после захвата Босфора проникают в Эгеиду, используют в военных операциях морские пути. Античные источники сообщают о войнах скифов с Египтом. Причём, египтяне даже пытались совершить вторжение в Скифию, но потерпели полное поражение. Павел Орозий датирует эту войну 1234 г. до н. э. Вторжение «северных варваров» привело к крушению Хеттского царства в Малой Азии, достигло Палестины и нанесло сильный удар по Египту. Египетские источники называют «народы моря» гитами (гетами), а это было одно из самых распространенных имён в среде скифов. Во времена Геродота «геты» жили на Дунае, «фиссагеты» на Волге, «массагеты» в Средней Азии. Изображения «гитов» весьма похожи на образы казаков уже средневековой эпохи – бритые, с длинными усами и чубами, конические шапки, штаны, сапоги. О войне скифов с Египтом сообщают и русские источники: Никаноровская летопись упоминает о походе на Египет предков русских – братьев Скифа и Зардана. «Зардан» вполне сопоставим с названием одного из «народов моря», которые напали на Египет – «шарданами». Через некоторое время после нападения на Египет шарданы захватили остров Сардиния (они дали ему своё имя).

Примерно в 1100-1000 гг. до н. э. Срубная культура распадается. Появляется различие между «скифами» (восточная часть прежней общности) и «киммерийцами» (западная часть). Но это не были два разных народа. Русский историк Г. В. Вернадский совершенно правильно писал, что «… время от времени новые правящие рода захватывали контроль над страной, и несмотря на то что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев» (Г. В. Вернадский. Древняя Русь). Границей между Киммерийским царством (оно простиралось от Карпат и низовьев Дуная на западе до Приазовья) и Скифией был Дон. Около 800 г. до н. э. рубеж был прорван. Причём, «вторжение» скифов надо понимать не как неожиданное нападение нового, чужого народа, а как внутрисистемное изменение (скифы и киммерийцы относились к одной древней цивилизации, культуре). Примерно в 800 г. до н. э. в южнорусских степях сменилась политическая власть, одна династия была сменена другой. Это косвенно подтверждает и Геродот. Он сообщает, что наступление скифов вызвало раскол среди киммерийцев. Правящая элита решила сопротивляться до конца, а простой народ поддержал «захватчиков». Началась гражданская война. Киммерийская правящая элита потерпела поражение, и скифы заняли территории Приазовья и Причерноморья фактически без боя. Исходя из этих данных, Вернадский даже предположил, что киммерийская элита была инородной по отношению к простому народу. Н. И. Васильева (автор исследования «Великая Скифия») говорит о кризисе социальной системы: произошло «загнивание» правящих классов, распад общества на группы, потеря обороноспособности. Во время падения Киммерийского царства не было полной смены населения. Были свергнуты только правящие слои. Пришедшие скифы образовали новую элиту.

В 7 в. до н. э. начался третий этап господства скифов над Азией. Скифы вторгаются в Мидию, Сирию, Палестину, создают в Малой Азии своё государственное образование. Тот факт, что скифы имели мощное войско, способное успешно бить армии развитых государств, говорит о развитой экономике Скифии. Она позволяла вооружать большие армии, формировать флоты.

Великая Скифия

В начале 1 тыс. до н. э. практически вся степная зона Евразии была под контролем скифской цивилизации. Это была этнополитическая общность объединенная родством и единством духовной и материальной культуры. Археологические памятники Великой Скифии найдены от Дуная до Китайской стены. Причём, не следует отождествлять территорию Скифии только со степной зоной. Большинство авторов античной эпохи утверждали, что на севере скифам подчинены лесные области и земли вплоть до безжизненных арктических пустынь. Огромное влияние скифов прослеживается в других регионах Азии: в Центральной Европе, Малой Азии, Персии, Индии, Китае. Интересно, что территории Великой Скифии занимают ту же землю, что и русский народ (суперэтнос русов). Правда, часть территорий из-за смуты конца 20 - начала 21 веков в настоящее время утрачена.

Внутри Великой Скифии выделялось несколько областей, территориально–политических объединений. Это скифы, с которыми греки вступали в непосредственный контакт, они занимали территорию от устья Дуная до Волги.

Их восточными соседями примерно с 6 века до н. э. были сарматы-савроматы. Первоначально они занимали территорию южного Приуралья. Сарматы, видимо, были потомками части Андроновской культуры. Эта культура развилась на основе Ямной и охватывает период времени XVII—IX веках до н. э. Примерно в 600 г. до н. э. сарматы вышли к Волге и Дону, а во 2 веке до н. э. заняли всё северное Причерноморье, фактически повторив «опыт» скифов. Согласно Геродоту, сарматы были потомками скифов и «амазонок», говорили на «испорченном» скифском языке. То есть скифы и сарматы были одним народом, они имели небольшие территориальные различия и разные правящие династии.

Земли к востоку от Каспийского моря, Приаралье и Среднюю Азию занимали массагеты (в Индии и Персии их называли саками). Персидские источники говорят, что во всём этом регионе проживал только один народ – саки.

В Южной Сибири, Семиречье проживали родственные скифам исседоны (их часто отождествляют с известными по китайским источникам усунями) и аримаспы (или «арейманы» - воинственный народ ариев). Индоевропейцами-европеоидами была заселена не только Южная Сибирь, но и Центральная Азия, значительная часть Тибета и Северного Китая. Надо отметить, индоевропейцы-арии, Великая Скифия оказали огромное влияние на китайскую цивилизацию – подробнее смотрите в статье Китайская цивилизация и Великая Скифия. Многие царства Древнего Китая и их династии были образованы индоевропейцами-ариями. В том числе и династия Цинь, положившая в начале 3 в. до н. э. основу объединенной китайской империи.

Ни один из древних авторов, которые писали о древних скифах, не указал на серьёзные языковые различия между жителями Скифии. Это говорит о том, что огромные территории населял один народ. Все названия скифских «народов» – это территориальные обозначения. Вроде славянских «земель», союзов племен периода раннего средневековья.

Период расцвета этой цивилизации – 800-400 годы до н. э. (третий этап господства скифов в Азии). В это время на юге Великая Скифия включала в сферу своего влияния Персию, Северную Индию и северо-западные области Китая. Во многих странах правили династии и правящие элиты, которые имели «арийское» происхождение. Римский историк Помпей Трог сообщает, что скифы были родоначальниками Парфянского и Бактрийского царств. «Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побеждёнными чуждым владычеством».

В Великой Скифии была развитая металлургия, они производили качественное оружие. Военное искусство, базировавшееся на действиях кавалерии, внезапных ударах и отходах, отличном владении мастерством всадника и лучника, заставляло уважать силу скифов. Единственной опасностью для Великой Скифии были родственные народы, династии, которые усвоили их передовую военную культуру. Воинственные персы (парси, народ индоевропейско-арийской общности) дважды пытались атаковать Великую Скифию – в 530 г. до н. э. в битве против массагетов (скифов Средней Азии) потерпел полное поражение и погиб Кир II Великий, в 512 году до н. э. Дарий I Великий предпринял вторжение в Причерноморские владения скифов. Но скифы применили тактику выжженной земли, и военная экспедиция завершилась полным крахом, измождённая персидская армия была разгромлена. Дарий сам чудом уцелел.

Неудачу потерпели, и попытки македонян расширить свою сферу влияния за счёт Скифии. Александр Филиппыч не смог твёрдо утвердиться в Средней Азии, его полководцы не смогли прорваться через Дунай.

Это была самая мощная в военном отношении цивилизация планеты, которая столетиями контролировала огромные территории Евразии. Только геополитические реалии последних столетий не дают историкам признать, что все развитые цивилизации существовали на периферии Великой Скифии. Древний Египет, Древняя Греция, цивилизации Передней Азии, Древняя Индия, Древний Китай – не были пассионарным ядром Древнего мира, им была Скифия. Великая Скифия доминировала от бассейна реки Хуанхэ, Тибета и Северной Индии до Центральной Европы и Палестины. Причём, «северные варвары» не только господствовали в военно-политическом плане. Уровень развития их экономики был не ниже, чем у культур Юга. «Варвары» Севера первыми приручили лошадь, изобрели колесницу, вызвав революцию в средствах передвижения. Есть мнение, что и первые шаги в сфере культивации растений были сделаны в районе Среднерусской возвышенности. Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая – полба, ячмень, просо – происходят из Средней Европы. По мнению Н. И. Васильевой, «по уровню развития «техносферы» жители Восточной Европы и степной зоны Азии не только не отставали от народов тёплых стран, но и значительно опережали их».

Кроме того, на основе мифологии (духовной культуры) «варваров» Севера создано почти всё культурное наследие древнего мира. «Веды» и «Авеста» (как и другие литературные памятники той эпохи) ставшие основой индийской и иранской культур, пришли вместе с ариями с севера. Греческая мифология создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с Севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили. Есть предположение, что первая письменность, к которой восходят все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались культуры Средиземноморья и Южной Азии, также была создана в Северной Евразии. К примеру, такого мнения придерживается Г. С. Гриневич – автор работы «Праславянская письменность».

Великая Скифия дала миру и передовой образец политико-социального устройства – государственно-общинный строй («коммунизм» того времени, от слова «коммуна» - «община»). Он был более прогрессивным, чем рабовладельческие страны Юга.

Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.) 1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские

topwar.ru

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1

В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф.

Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен).

Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.

Киммерийцы жили в южнорусских степях ещё в начале железного века – 1 тыс. до н. э. Но ясно, что их цивилизация сложилась намного раньше.

Археологические данные говорят о том, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1100 гг. до н. э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура. «Срубники» были земледельческо-скотоводческим народом индоевропейского корня. Они были предшественниками Киммерийского царства. Срубная археологическая культура в свою очередь обнаруживает полную преемственность с более древними культурами: Катакомбной (3-2 тыс. до н. э.), Ямной (4-3 тыс. до н. э.).

Эти культуры также занимали территории Южной России. Ямная культура считается «протоарийской»: именно с её территории и в то время исходили миграционные импульсы, которые привели к сложению на огромных территориях Евразии в 3-начале 2 тыс. до н. э. многих родственных культур и народов индоевропейской языковой семьи.

Все эти культуры отличались одним обрядом погребения в курганах (что говорит об общности религиозных представлений), он различается только в деталях – сначала под курганом делали обычную яму, затем конструкцию в виде катакомбы, ещё позже устанавливали деревянный сруб.

На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в керамике, жилище, хозяйстве (сочетавшее пашенное земледелие с оседлым скотоводством), в антропологическом типе.

Киммерийцы - прямые потомки этих древних культур. Они потомки тех, кто предпочёл остаться на прародине, в то время, как другие индоевропейцы расселились по Европе и Азии. Память о северной прародине надолго сохранилась у жителей Индии, Персии и других регионов.

О «степи» помнили и жители Скандинавии, Ирландии. Скандинавские саги сообщают, что предки норманнов пришли из «Великой Свитьод» («Малая Свитьод» - Швеция), причерноморских степей.

Кстати, не зря затем идеологи Третьего рейха, которые отстаивали первичность древних германцев и скандинавов, считали, что Крым, причерноморские степи должны стать часть «Великого рейха».

Переселение предков норманнов на север произошло примерно в конце 3 тыс. до н. э. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии, на востоке от реки Танаис (Дон). Родство европейских народов ощущалось ещё в античную и даже раннесредневековую эпоху.

А, греческие и римские авторы пользовались термином «кельто-скифы», который подчёркивал родство восточных (скифских) и западных (кельтов) «северных варваров».

Ясно, что киммерийцы и скифы (их самоназвание, по греческим источникам, сколоты) - это прямые наследники более ранних культур. Но написанная в 18-20 веках история, а писалась она под геополитические реалии того времени, представила историю евразийских степей как бессмысленную смену одних народов другими.

Согласно этой теории, один неизвестно откуда взявшийся народ вытесняет и истребляет другой. И так повторяется вновь и вновь.

Древние «арии» исчезают и уходят, их сменяет «новый народ» - киммерийцы, затем приходит черёд скифов и сарматов и т. д. Данные археологии, мифологии, исторических литературных памятников, археологии говорят о том, что скифы были ближайшими соседями и родственниками киммерийцев, являясь потомками той же самой Срубной археологической культуры.

Движение скифов на запад шло не из «глубин Азии», а от Волги. Нет данных и о том, что скифы полностью истребили или вытеснили киммерийцев. Большинство населения Скифии железного века составляли те же люди, что и раньше – «киммерийцы».

В тоже время есть и данные о том, что Киммерийское царство (династия их царей) пала под натиском скифов. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону.

Об этом рассказывают древние письменные источники. Судя по всему, в это время произошла смена правящей элиты. Киммерийское царство (династия) было сменено Скифским, но основная масса населения никуда не делась, составив большую часть населения.

Только часть людей последовали за князьями – киммерийцы появляются в Малой Азии и на Балканском полуострове.

Что известно о киммерийцах и скифах?

Название народа «киммерийцы», судя по всему, происходит от слова «степь» (хеттское «гимра» - «степь»). То есть это «степняки». Интересно, что эта традиция – называть союз племён по названию местности сохранилась и позже.

Сравните: «поляне» - союз славянских племён, живущих в лесостепной зоне («поле»), «древляне» - живущие в лесах и пр. «Скифами» называли южнорусских степняков греки, сами себя они называли «сколоты» - от имени царя Коло (Колоксай, слово «ксай» означает «царь, князь»).

Слово «коло» в славянском языке означает «круг» (солнечный круг). Оно связано с солнечным культом.

Согласно античным историкам, скифы трижды господствовали над всей Азией. Первый период продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н. э. Таким образом, скифы доминировали в Азии в 36-21 вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы.

Этот период совпадает со временем существования Ямной культуры и началом Катакомбной. Как уже отмечалось, эти культуры обнаруживают преемственность, но ясно, что период перехода одной культуры в другую отражает какие-то серьёзные социально-политические, возможно, религиозные сдвиги, внутреннюю перестройку.

Естественно, что в этот момент Великая Скифия ослабла и потеряла часть влияния на окружающие регионы. Античные источники и отразили общую геополитическую ситуацию, хотя не донесли до нас подробностей.

В период 21-13 вв. до н. э. упоминается «царство амазонок», которое было тесно связано со Скифией. Согласно Помпею Трогу, это царство основали скифские юноши царского рода Плин и Сколопит. Греческие мифические рассказы об «амазонках» явно преувеличенно пересказывают реальные обычаи скифских женщин.

В 16 веке до н. э. зафиксировано появление в Причерноморье культуры многоваликовой керамики, которая нехарактерна для скифов. Одновременно античные источники сообщают о поражении, которое скифы понесли от фракийцев.

Кроме того, в это время прекращается Катакомбная культура, к тому же все западные области этой культуры оказываются занятыми общностью «многоваликовой культуры».

А за Доном до Урала сложилась Срубная культура, которая продолжала местную традицию. Многоваликовая и Срубная культуры были разделены линией крепостей на Нижнем Дону. Примерно в 14 в. до н. э. скифы восстановили своё господство на территории современной Украины. Срубная культура восторжествовала.

В 13 веке устанавливается второй период господства скифов в Азии. Данайцы-танаиты (донцы) во главе с Ахиллом участвуют в штурме и взятии Трои. На берег Средиземного моря обрушивается нашествие «народов моря» - скифы после захвата Босфора проникают в Эгеиду, используют в военных операциях морские пути.

Античные источники сообщают о войнах скифов с Египтом. Причём, египтяне даже пытались совершить вторжение в Скифию, но потерпели полное поражение. Павел Орозий датирует эту войну 1234 г. до н. э.

Вторжение «северных варваров» привело к крушению Хеттского царства в Малой Азии, достигло Палестины и нанесло сильный удар по Египту. Египетские источники называют «народы моря» гитами (гетами), а это было одно из самых распространенных имён в среде скифов.

Во времена Геродота «геты» жили на Дунае, «фиссагеты» на Волге, «массагеты» в Средней Азии. Изображения «гитов» весьма похожи на образы казаков уже средневековой эпохи – бритые, с длинными усами и чубами, конические шапки, штаны, сапоги.

О войне скифов с Египтом сообщают и русские источники: Никаноровская летопись упоминает о походе на Египет предков русских – братьев Скифа и Зардана. «Зардан» вполне сопоставим с названием одного из «народов моря», которые напали на Египет – «шарданами».

Через некоторое время после нападения на Египет шарданы захватили остров Сардиния (они дали ему своё имя).

Примерно в 1100-1000 гг. до н. э. Срубная культура распадается. Появляется различие между «скифами» (восточная часть прежней общности) и «киммерийцами» (западная часть). Но это не были два разных народа.

Русский историк Г. В. Вернадский совершенно правильно писал, что «… время от времени новые правящие рода захватывали контроль над страной, и несмотря на то что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев» (Г. В. Вернадский. Древняя Русь).

Границей между Киммерийским царством (оно простиралось от Карпат и низовьев Дуная на западе до Приазовья) и Скифией был Дон. Около 800 г. до н. э. рубеж был прорван. Причём, «вторжение» скифов надо понимать не как неожиданное нападение нового, чужого народа, а как внутрисистемное изменение (скифы и киммерийцы относились к одной древней цивилизации, культуре).

Примерно в 800 г. до н. э. в южнорусских степях сменилась политическая власть, одна династия была сменена другой. Это косвенно подтверждает и Геродот. Он сообщает, что наступление скифов вызвало раскол среди киммерийцев. Правящая элита решила сопротивляться до конца, а простой народ поддержал «захватчиков».

Началась гражданская война. Киммерийская правящая элита потерпела поражение, и скифы заняли территории Приазовья и Причерноморья фактически без боя. Исходя из этих данных, Вернадский даже предположил, что киммерийская элита была инородной по отношению к простому народу.

Н. И. Васильева (автор исследования «Великая Скифия») говорит о кризисе социальной системы: произошло «загнивание» правящих классов, распад общества на группы, потеря обороноспособности. Во время падения Киммерийского царства не было полной смены населения. Были свергнуты только правящие слои. Пришедшие скифы образовали новую элиту.

В 7 в. до н. э. начался третий этап господства скифов над Азией. Скифы вторгаются в Мидию, Сирию, Палестину, создают в Малой Азии своё государственное образование.

Тот факт, что скифы имели мощное войско, способное успешно бить армии развитых государств, говорит о развитой экономике Скифии. Она позволяла вооружать большие армии, формировать флоты.

Великая Скифия

В начале 1 тыс. до н. э. практически вся степная зона Евразии была под контролем скифской цивилизации. Это была этнополитическая общность объединенная родством и единством духовной и материальной культуры.

Археологические памятники Великой Скифии найдены от Дуная до Китайской стены. Причём, не следует отождествлять территорию Скифии только со степной зоной. Большинство авторов античной эпохи утверждали, что на севере скифам подчинены лесные области и земли вплоть до безжизненных арктических пустынь.

Огромное влияние скифов прослеживается в других регионах Азии: в Центральной Европе, Малой Азии, Персии, Индии, Китае. Интересно, что территории Великой Скифии занимают ту же землю, что и русский народ (суперэтнос русов). Правда, часть территорий из-за смуты конца 20 - начала 21 веков в настоящее время утрачена.

Внутри Великой Скифии выделялось несколько областей, территориально–политических объединений. Это скифы, с которыми греки вступали в непосредственный контакт, они занимали территорию от устья Дуная до Волги.

Их восточными соседями примерно с 6 века до н. э. были сарматы-савроматы. Первоначально они занимали территорию южного Приуралья. Сарматы, видимо, были потомками части Андроновской культуры. Эта культура развилась на основе Ямной и охватывает период времени XVII—IX веках до н. э.

Примерно в 600 г. до н. э. сарматы вышли к Волге и Дону, а во 2 веке до н. э. заняли всё северное Причерноморье, фактически повторив «опыт» скифов. Согласно Геродоту, сарматы были потомками скифов и «амазонок», говорили на «испорченном» скифском языке.

То есть скифы и сарматы были одним народом, они имели небольшие территориальные различия и разные правящие династии.

Земли к востоку от Каспийского моря, Приаралье и Среднюю Азию занимали массагеты (в Индии и Персии их называли саками). Персидские источники говорят, что во всём этом регионе проживал только один народ – саки.

В Южной Сибири, Семиречье проживали родственные скифам исседоны (их часто отождествляют с известными по китайским источникам усунями) и аримаспы (или «арейманы» - воинственный народ ариев).

Индоевропейцами-европеоидами была заселена не только Южная Сибирь, но и Центральная Азия, значительная часть Тибета и Северного Китая. Надо отметить, индоевропейцы-арии, Великая Скифия оказали огромное влияние на китайскую цивилизацию – подробнее смотрите в статье Китайская цивилизация и Великая Скифия.

Многие царства Древнего Китая и их династии были образованы индоевропейцами-ариями. В том числе и династия Цинь, положившая в начале 3 в. до н. э. основу объединенной китайской империи.

Ни один из древних авторов, которые писали о древних скифах, не указал на серьёзные языковые различия между жителями Скифии. Это говорит о том, что огромные территории населял один народ. Все названия скифских «народов» – это территориальные обозначения. Вроде славянских «земель», союзов племен периода раннего средневековья.

Период расцвета этой цивилизации – 800-400 годы до н. э. (третий этап господства скифов в Азии). В это время на юге Великая Скифия включала в сферу своего влияния Персию, Северную Индию и северо-западные области Китая.

Во многих странах правили династии и правящие элиты, которые имели «арийское» происхождение. Римский историк Помпей Трог сообщает, что скифы были родоначальниками Парфянского и Бактрийского царств.

«Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побеждёнными чуждым владычеством».

В Великой Скифии была развитая металлургия, они производили качественное оружие. Военное искусство, базировавшееся на действиях кавалерии, внезапных ударах и отходах, отличном владении мастерством всадника и лучника, заставляло уважать силу скифов.

Единственной опасностью для Великой Скифии были родственные народы, династии, которые усвоили их передовую военную культуру.

Воинственные персы (парси, народ индоевропейско-арийской общности) дважды пытались атаковать Великую Скифию – в 530 г. до н. э. в битве против массагетов (скифов Средней Азии) потерпел полное поражение и погиб Кир II Великий, в 512 году до н. э. Дарий I Великий предпринял вторжение в Причерноморские владения скифов.

Но скифы применили тактику выжженной земли, и военная экспедиция завершилась полным крахом, измождённая персидская армия была разгромлена. Дарий сам чудом уцелел.

Неудачу потерпели, и попытки македонян расширить свою сферу влияния за счёт Скифии. Александр Филиппыч не смог твёрдо утвердиться в Средней Азии, его полководцы не смогли прорваться через Дунай.

Это была самая мощная в военном отношении цивилизация планеты, которая столетиями контролировала огромные территории Евразии.

Только геополитические реалии последних столетий не дают историкам признать, что все развитые цивилизации существовали на периферии Великой Скифии.

Древний Египет, Древняя Греция, цивилизации Передней Азии, Древняя Индия, Древний Китай – не были пассионарным ядром Древнего мира, им была Скифия. Великая Скифия доминировала от бассейна реки Хуанхэ, Тибета и Северной Индии до Центральной Европы и Палестины.

Причём, «северные варвары» не только господствовали в военно-политическом плане. Уровень развития их экономики был не ниже, чем у культур Юга. «Варвары» Севера первыми приручили лошадь, изобрели колесницу, вызвав революцию в средствах передвижения.

Есть мнение, что и первые шаги в сфере культивации растений были сделаны в районе Среднерусской возвышенности. Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая – полба, ячмень, просо – происходят из Средней Европы.

По мнению Н. И. Васильевой, «по уровню развития «техносферы» жители Восточной Европы и степной зоны Азии не только не отставали от народов тёплых стран, но и значительно опережали их».

Кроме того, на основе мифологии (духовной культуры) «варваров» Севера создано почти всё культурное наследие древнего мира. «Веды» и «Авеста» (как и другие литературные памятники той эпохи) ставшие основой индийской и иранской культур, пришли вместе с ариями с севера.

Греческая мифология создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с Севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили.

Есть предположение, что первая письменность, к которой восходят все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались культуры Средиземноморья и Южной Азии, также была создана в Северной Евразии. К примеру, такого мнения придерживается Г. С. Гриневич – автор работы «Праславянская письменность».

Великая Скифия дала миру и передовой образец политико-социального устройства – государственно-общинный строй («коммунизм» того времени, от слова «коммуна» - «община»). Он был более прогрессивным, чем рабовладельческие страны Юга.

Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)1 – скифы приднепровские;2 – невры;3 – агафирсы;4 – андрофаги;5 – меланхлены;6 – гелоны;7 – будины;8 – сарматы;9 – тавры;10 – тиссагеты;11 – иирки;12 – скифы отколовшиеся;13 – аргиппеи;14 – исседоны;15 – аримаспы;16 – гипербореи;17 – предки калмыков;18 – массагеты;19 – скифы царские;20 – скифы енисейские;21 – скифы индигирские;22 – скифы заволжские;23 – скифы волго-донские

ss69100.livejournal.com

Скифия. История Древнего Мира

По установившейся традиции сначала обратимся к официальным источникам, а потом уже посмотрим на исследования историков. Большой Энциклопедический Словарь сообщает: «Скифы, древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Х-во: земледелие, скот-во, обработка металлов, торговля с ант. городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское гос-во. После разгрома готами Скифского гос-ва растворились среди др. племен. От С. остались многочисл. памятники (курганы, городища)».

«Скифская культура – культура степей к с. от Черного моря и Каспия. V11-111 вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С.Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы. железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит «зверинный стиль» в искусстве, изображающее животное в движении, иногда в прыжке. В 111 в. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во 11 в. до н.э. возрождается скифское государство в крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик). (Г.Н.Матюшин. Археологический словарь. М.1996.)

Теперь заглянем в 19 век и прочитаем об этом народе в Церковно-историческом словаре под редакцией протоиерея Л.Петрова: «Скифия – страна на С. от Чернаго моря, между Дунаем и Доном. Она делилась на малую, или Западную (при устьях Дуная) и на великую, или Восточную – при устьях Дона и Днепра. Ее населяли Скифы – смесь разных кочевников. правили ею сперва Парфяне, потом – Греки, Хазары, Турки, Татары. С конца 18-го века Скифия принадлежит России».

В этом же источнике узнаем, что скифы в Палестине основали город Скифополь или Бефсан (Беф-Сан, Бел-Сан) на берегу р. Киссон, притока р. Дон (совр. Иордан) в 730 году до н.э. Находим некоторое подтверждение этого факта в Библии (карты на форзаце) и узнаем, что этот город с названием Скифополь существовал во времена Нового Завета.

Дэвид Лэнг в своих книгах «Армяне. Народ-созидатель» и «Грузины» сообщает о скифском вторжении на территорию современной Грузии в 730 году до н.э. и на территорию Урарту – в 711 году до н.э.

В 680 году до н.э. скифы пришли в Малую Азию и встретили упорное сопротивление ассирийского войска царя Ассархаддона. В 677 году до н.э. уже царь Ассирии Ассархаддон совместно с вождем скифов Партатуа (Прототия) разбивают киммерийское войско. В 673 году до н.э. скифы завершают разгром киммерийцев. В 634 году скифы с союзниками разбили мидийские войска и обложили Мидию (Передняя Азия) данью. В 612 году до н.э. скифы во главе с царем Мадаем захватили столицу Ассирии Ниневию, после чего Ассирия перестала существовать как государство (растворилась в империи скифов). В 611 году скифы разгромили Сирию и Палестину, подчинив их своему господству. В 605 году мидийский царь Астиаг (Ас Тиаг или Киак сар), напоив на пиру скифских вождей, велел стражникам перебить их.

В 530 году до н.э. персидский царь Кир 11 из династии Ахеменидов был разгромлен с войсками скифским племенем массагетов царицы Томириссы на востоке Каспия. В 512 году до н.э. армия персидского царя Дария 1 Гистаспа терпит сокрушительное поражение от скифов в Причерноморье, сам он гибнет в бою. Таких примеров не счесть.

В 10 веке от Р.Х. византийский историк Лев Диакон не делает различия между словами «скиф, рус и славяне», описывая походы киевского князя Святослава.

Изданная в 19 веке французской Академией Наук «Эпоха Крестовых походов» под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо в описании жизни тюрков сообщает о планах Чингисхана по восстановлению Древней Скифии, простиравшейся от Тихого до Атлантического океанов на протяжении тысячи лет.

Складывается такое впечатление, что по указке Глобального Предиктора была вычеркнута история скифов (конный стрелок – по-гречески) или превращена в бальзаковскую «шагреневую кожу», которая при каждом прикосновении «исТОРЫков» уменьшалась в размере.

Не могу не привести выдержки из статьи Александра Елисеева «Скифский квадрат", в которой с большой любовью дано описание этого великого государства.

«Загадочный «скифский квадрат», о котором нам поведал «отец истории» Геродот, не может не волновать хоть сколько-нибудь склонный к романтизму ум. Для того же, кто видит в подобном «геометризме» не древнюю фантазию, но сакральный символизм, подобное волнение более чем чувствительно.

Мы можем с полным основанием утверждать, что Скифия представляла собой сакральную империю – многонациональное государство, возглавляемое непосредственно предками восточных славян – русов, «племенами» которые занимали восточную часть праславянского мира (многие историки считают нужным говорить о наличии внутри него двух культурно-диалектных ареалов). Здесь имеется ввиду древнейшее население Поднепровья, всегда отличавшегося высоким уровнем материальной культуры (пашенного земледелия и ремесел), который и позволил ему стать основным центром восточного славянства во времена Киевской Руси. В 1 тыс. до н.э. Приднепровье входило в состав т.н. «Геродотовой Скифии», описанной Геродотом (5 в. до н.э.) как «квадрат», ограниченный с юга – Черным морем, с запада – Днестром, с севера реками Конская и Донец, с востока – Доном. По нашему мнению, Приднеровье предствляло собой ядро могущественного скифского государства, включавшего в свой состав (в основном) славян-земледельцев (доминирующий этнос) и северных иранцев-кочевников, а также – кельтские, фракийские и балтские племена.

Наличие славянского элемента внутри Скифии отмечалось еще в 19 в. такими историками, как П.И. Шафарик и И.Е.Забелин, однако наиболее полная систематизированная аргументация в его пользу была приведена академиком Б.А.Рыбаковым. Последний осуществил подробнейший социокультурный анализ легенды о происхождении скифов, которая дошла до нас в пересказе Геродота (записавшего ее со слов ираноязычного рассказчика). Легенда рассказывает о трех сыновьях прародителя скифов Таргитая – Липоксае (Гора-Царь), Арпоксае (Царь водных глубин) и Колаксае (Солнце-Царь). В ней фигурирует, в качестве священного предмета, плуг с ярмом, что сразу исключает ее принадлежность к собственно скифам-ираноязычным кочевникам. К ее носителям можно отнести только «скифов-земледельцев» (иначе – «скифов-пахарей») – разделение скифов на две части – кочевую и земледельческую – составляет один из важнейших элементов геродотовой системы описания скифов. Скифы-земледельцы помещаются «отцом истории» в район Среднего Приднепровья (античный историк называет их «борисфенитами», т.е. «днепрянами»), входившими в состав т.н. «черонолесской «археологической культуры (10-8 вв. до н.э.), которая удивительнейшим образом (по весьма сложной конфигурации) совпадает с зоной древней славянских гидронимов, т.е. может с полным основанием считаться праславянской. Последующие культуры Среднего Приднепровья, в том числе и т.н. «скифская» (7-4 вв. до н.э.), сохраняют преемственность от чернолесской… получается, что скифско-земледельческая культура времен Геродота является СЛАВЯНСКОЙ, следовательно, славянами являются и носители легенды.

Показательно, что скифы в указанной легенде еще называются еще и сколотами, а это этноним великолепно этимологизируется на славянской основе. Очевидно, он произошел от реконструированного праславянского слова kolo («колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому kuolo, Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Скифия Геродота. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Величайший учёный античного времени, «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о Северном Причерноморье 5 века до н.э.  Геродот совершил своё морское путешествие в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э.

В его путевые заметки вошли многочисленные рассказы Причерноморских эллинов, купцов и мореходов, хорошо знакомых со скифскими обычаями, языком скифов и их бытом.  Из его описаний мы узнаём о взаимоотношениях народов, населяющих древнюю Скифию до нашей эры. «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то равнине протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте»- пишет Геродот (кн. IV, 47).

00-геродот-путь

«Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» (кн. IV, 82). Трудно привязать описания Геродота к карте местности, но археологические находки в Северном Причерноморье позволили определить границы существования Геродотовой Скифии по тем рекам, которые он перечислил в «Истории»  (IV, 47): » Истр с пятью устьями, затем Тирас и Гипанис , и Борисфен , и Пантикап, и Гипакирис, и Герр, и Танаис.» 

Отец истории Геродот ( 5 в. н.э.) в своей «Истории», книге четвертой – «Мельпомена», определяет место «исконной Скифии» от устья Истра, к югу « до города, называемого Каркинитидой».  Керкинитиди — город скифский.

На IV — III веках до н.э. – происходит экологический стресс – это время затопления городов  в низинах Боспора Киммерийского ( в Керченском проливе) и Нижней Ольвии.  Это время расцвета Херсонеса Таврического, время появления его новых колоний на западе и северо-западе Крыма, это время основания Танаиса. 

Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон.  В первые века н. э. г. Танаис входил в Боспорское царство. Расположен у посёлка Недвиговка, в 30 км. западнее Ростова-на-Дону. Танаис -Ταναις – река в Скифии (Геродот IV 47.), в настоящее время – река Дон.

В описаниях Геродота мы видим не только описание природы Северного Причерноморья, но и как жило население, черты особого образа жизни,  взаимоотношения и границы племён, населяющих Северное Причерноморье в VIII — III веках до н.э.

По свидетельству Геродота, «греки, живущие около Понта, рассказывают», что скифы произошли от Геракла и мифической женщины, наполовину девы, наполовину ехидны, которая родила трёх сыновей и назвала их — Агафирс, Гелон и Скиф.

 Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой девы – дочери реки Борисфен. По скифской легенде от него произошли агафирсы. (Геродот IV 9, 10.)Агафирсы – название народа, родственного скифам. «Северные части Скифии вверх по Истру (р. Дунай) граничат с агафирсами«. (Геродот IV 100, 104.) Древнеримский  историк Аммиан Марцеллин (330-395гг) отмечал сходство обычаев агафирсов с фракийцами. Агафирсы живут на болотистом восточном побережье Меотиды (Азовское море), за азиатскими владениями Боспорского царства.

Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)Гелоны – народ, проживающий во времена Геродота в земле будинов. Гелоны «занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб». «Гелоны изревле были эллинами, говорят они частью на скифском языке, частью на эллинском«.( Геродот IV 108, 109, 120;

Царём стал Скиф –младший из братьев и возникла новая легенда, по которой Скиф — сын не Геракла, а самого бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями».   Напы – земледельцы.  Войны Палы — поляне.

Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские.

00-narod-skifii

   Подробная картина расселения скифских народов, данная Геродотом, доказывает существование своеобразного военного и торгово-экономического союза разных племён, называемых одним общим именем — скифы .  Племена скифов, привычно занимающихся земледелием на реках между Пантикап и правым берегом реки Борисфен, Геродот называет скифами-пахарями.

Геррос-карта-скифии-цар.

Племeна скифов-кочевников  мирно кочуют по левому берегу Борисфена,  а  племена, называвшие себя «царскими скифами» — обитали  между Герросом, местом захоронения скифских царей, и Меотидой (Азовское море), в самой сухой части степей.  Греко-скифский мир Северного Причерноморья контролировал все торговые дороги, ведущие к морю,  в гавани, в портовые  города, они контролировали дороги, ведущие к зимними переправами и  бродам через реки.  Этот  цельный экономико-географический и военный союз греко-скифских племён, существовал на протяжении  1000 лет. Сухопутные пути скифских племён пересекались с морскими торговыми путями эллинов на озере Борисфен, в гаванях Керкинитиды, в Кремнах (в районе нынешнего Никополя – Каменское городище), в независимой Ольвии и Пантикапее.

Геродот отметил, что военное могущество скифов заключается в их хорошей военной организации и высокой мобильности.

Геродот пишет о скифах: »  захватить их невозможно: (3) ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках. Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?» («История» IV, 46. (2).  Столица царских скифов перемещалась вместе с войсками, а не располагалась на одном месте. На р. Борисфен и других гаванях, скифские племена владели богатыми домами и имели возможность останавливаться в своих подворьях.

Геродот в V веке до н.э. пишет о жителях понтийских степей («народы степи«), что они льют воду, настроенную на травах,  на раскалённые камни и парятся в шатрах. Обычай «лить воду» характерен  именно для славян, обряд омовения явно имел и  религиозный древний смысл.

После природного катаклизма и затопления Древней Скифии, очень сильно изменился ландшафт местности. В результате этого природного изменения,  Керкинитида стала для торговли  второстепенным городом с тупиковой дорогой, заканчивающейся  на морском побережье. Мелководный Каламитский залив замерзал зимой и по толстому льду залива можно было перейти и перевезти товар в  дельту Дуная,  во Фракию.

Геродот в «Истории» (IV, 99.) пишет: »  Перед скифской землей лежит Фракия, выступающая в море. От залива, образуемого этой землей, начинается Скифия, и здесь в нее втекает Истр, поворачивая устье навстречу юго-восточному ветру.

(2) Начиная от Истра, я буду описывать приморскую часть самой скифской страны с целью измерения. От Истра идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой.

(3) Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту, населяет племя тавров до полуострова, называемого Скалистым ; этот полуостров выдается в море, обращенное в сторону восточного ветра.»

Военные союзы скифских племён не только успешно отбивал набеги соседних племён, но и сами совершали военные походы и набеги в другие государства, они воевали с государствами Древнего Востока – Урарту, Ассирией, Палестиной, совершали набеги и на запад через Карпаты,  и в степи Дуная. Известны имена скифских царей возглавлявших эти походы.

Ишпакай (Išpakai) – предводитель скифов во время походов в Азию. Известен из ассирийских источников. Сестра Ишпакая – Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). Имена Ишпакай и Шпако происходит от скифского слова špaka – собака, Фасмер видит в имени Ишпакай авестийский корень «aspa» – лошадь. ( Геродот I 110; Konig F.W. Alteste Geschichte der Meder und Perser.- der Alter Orient, Leipzig, 1934, Bd. 33, H. 314, S. 31. )

Партатуа – царь  скифов, известен по ассирийским источникам. Пришел к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Отец Мадия (Мадиеса), который после смерти Партатуа в 653 году стал скифским царем. ( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)

Царь скифов Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа ( Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией«.( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)

По свидетельству Геродота ( I, 106) «В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Верхней Азией. Преследуя киммерийцев, они вторглись в Азию, лишив власти мидийцев.« В ответ на это вторжение, персидский царь Дарий с многочисленными войсками предпринял поход против скифов в 513 г. до н.э.

Военно-политическое единство союза скифских племён и хорошо развитая торговля и дороги – связывали скифский мир с античным эллинским миром. Это была сложная экономически связанная структура отношений.

Геродот упоминает и о племенах не входящие в скифский союз – это агафирсы, «самые изнеженные из людей; они носят много золотых украшений» и их обычаи схожи с обычаями  фракийских племен, живущих на берегах реки Пората (Πορατα) – река в Скифии, приток Истра, современная река Прут. (Геродот IV 47) .

  Невры, живущие в Полесье, отделённые от скифских земель непроходимыми болотами и глубоководными озёрами, но по сведениям  Геродота (IV, 105. ) «Невры  имеют скифские обычаи. Вышло так, что за одно поколение до похода Дария они совсем покинули свою страну из-за змей… Эти люди, по-видимому, оборотни. (2) Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. «

Любор  Hидерле,  историк-славист,  археолог,  этнограф и лингвист, автор  одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности«, утверждал, что «невры, скифы именуемые пахарями  и  земледельцами  … были  несомненно славянами».

В лесах среднего течения реки Борисфен, по сведениям Геродота,  живут Андрофаги-людоеды.     Геродот сообщает ( IV, 106. ) : «У андрофагов самые жестокие нравы из всех людей; они не почитают справедливости и не имеют никакого закона. Они кочевники, одежду носят похожую на скифскую, язык же у них свой собственный. Из этих [племен] только они одни питаются человеческим мясом.»  В населённые ими  леса  не отваживаются заходить ни купцы, ни скифы. Леса Средне-Русской возвышенности, по Геродоту,  заселены Тиссарегами.

Кочевники Сарматы( савроматы) жили на заливных лугах Меотиды до конца 4 в. до н.э. и говорили на родственном с царскими скифами языке, «на неправильном скифском языке». Сарматы не входили в союз племён, но в борьбе с персидским царем Дарием (521 – 485г.г. до н.э.), который пошёл войной на Скифию в 513 г. до н.э., сарматы были союзниками скифов.

Геродот пишет, что отделение сарматов от скифов произошло из-за союза мужчин-сарматов с амазонками. Амазонки участвовали в военных походах и управлении племени – это считается пережитком матриархата. Найдено захоронение богатой вооружённой женщины, возможно, царицы-амазонки.

Орпата, Эорпата- Οιορπατα – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)

Сагилл \Сагилло (Sagylo)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)

Панасагор (Panasagorus) – сын царя скифов, Сагилла. Был послан отцом с конным войском на помощь амазонкам, когда те воевали с афинским царём Тесеем. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)

Соседи сарматов синды – оседлые жители лесостепи Прикубанья были близкими по языку с жителями лесостепи Керченского полуострова. Считается, что Боспорское царство было образовано греками-колонистами, но синды и сарматы занимали важное место в экономике, политике, жизни и, возможно, Боспорская царская династия Спартокидов имеет местное происхождение.

Геродот сообщает, что самыми многочисленным скифским племенем были Будины – народ, родственный скифам. Будины жили в лесной области нижнего течения реки Танаис (Дон) и Северном Причерноморье («История» IV, 108.) » Будины — племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города — Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. (2) Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.»   (IV, 109.)  «Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же…  гелоны  — земледельцы, питаются хлебом и имеют сады…»

Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)

Рыжеволосые и голубоглазые гелоны – это эллино-скифы, потомки первых мореплавателей из Эгейского моря и поселившиеся среди варваров-скифов, за это на родине в Ольвии их перестали считать настоящими эллинами. Гелоны поселились в верхнем течении Северного Донца (р. Сиргис), приток Дона.  Их образ жизни, ведение хозяйства и религия оставались греческими.

Очевидна тесная родственная связь скифских племён, говорящих между собой на родственных языках, с существовавшей здесь ранее Древне-Ямной культурно-исторической общностью. Для этой археологической культуры эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) характерны обычаи захоронения умерших в ямах, где умерших посыпали охрой и клали на спину с согнутыми коленями. Множественные захоронения найдены под высокими насыпными курганами, что характерно для прото-индоевропейцев.

Согласно последним научным открытиям американских генетиков стали известны генетические коды (гаплогруппы) народов, по которым можно проследить исторический путь народа.

Генетичекий код русского народа – гаплогруппа R1а и гаплогруппа R1а1 – именно они основали Ямную культуру (3300-2500гг. до н.э) и родственные ей археологические культуры — фатьяновскую археологическую культуру и  Культуру боевых топоров (3200 – 2300гг. до н. э.

Более 200 лет археологи изучают скифскую культуру, которая распространилась на огромных территориях от Северного Причерноморья до Урала и Западной Сибири, создавая причудливую этническую мозаику. Археологические памятники скифской эпохи тесно связаны непрерывной цепью сменяющих друг друга культур с древнейшей культурой Руси.  Эта связь проявляется в нашей мифологии, обрядах, а также в художественных изделиях, в предметах быта, найденных археологами во время раскопок.

 

Статьи по теме:

from your own site.

www.evpatori.ru

Как Древняя Русь Скифия стала Империей Русов Великой Тартарией?

С самых ранних карт и до 13 века, все греческие и иные европейские историки называли всю нашу территорию от низовьев Дуная (Истра) и до самого Восточного океана, а с севера на юг, от Северного океана до Персии — Скифией ( греч Σκυθία), или точнее — Скитией. Имя Скиты/Скифы небыло именем личным, а было дано народам населявшим указанную территорию, эллинами, как и другие имена Скифов — Савтоматы и Сколоты. Западную часть Скифии, лежащую в Приазовье и обширных пространствах над Понтом и Дунаем, вплоть до Германии — называли Сарматией/Савроматией.

 

Древняя Русь

 

От первых упоминаний Скифов до начала н.э. названия племён и народов вмещавшихся в это имя возросло до нескольких десятков, но все они были обьединены для греков под одним именем Скифов-Савроматов.Так об этом пишет Ефграф Савельев: «Греки и римляне давали многим славянским племенам свои, произвольно составленные прозвища, относя их то к местности, то к наружности, то к суровости в войнах, то к занятиям и образу их жизни. От этого в древней истории накопились сотни лишних имен, ничего в этнографическом отношении не означающих…»

 

Кого греки называли Скифами понять несложно если не тянуть ничего за уши, все античные историки указывают и говорят ясно и прямо что славянские племена суть Скифы. То указано и на всех без исключения античных картах. Последние кто упоминал имя Скифы по отношению к народу населяющему весь север Евразии (Лев Дьякон и Анна Комнена), прямо уже указывали на их русскую принадлежность. Так Лев Диакон писал: «Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них.» Речь о воиске Святослава.

 

После 13 века Скифия, как и употребление этого имени к народам населяющим те земли, исчезает и практически на всех картах территория от Дона до Восточного океана, начинает именоваться Татарией (лат. Tataria, Tataria Magna; англ. Tartary, Grand Tartary; фр. Tartarie). Лишь изредка на картах 15-16 веков её по старой памяти ещё называли Скитией, а океан прилегающий с севера — Скифским морем.

 

В Карманной книжке для любителей землеведения 1848 года, даётся подробная информация о появлении слова Тартария:«Из рассказов Карпини и Рёйсбурга Западная Европа ознакомилась несколько с обширными степями, простирающимися от Волги и Урала до Китая, и с её народами. Замечательно, что ещё на пути в Монголию, Рёйсбрук слышал в Константинополе о большом возвышении этой части Азии: наблюдение, которое подтвердила наука и вследствие чего родилось нынешнее наименование «Верхней Азии». Неопределённое название Скифия, которое до XIII века распространяли на всю эту полосу земли, заменилось новым именем Татария или Тартария; последняя форма сделалась общеупотребительнее, потому что понятнее, намекая на происхождение врагов Христианства из языческого Тартара. Этим прозвищем Европейские географы означали северную часть Верхней Азии даже до нашего времени, разделяя ещё свою «Тартарию» на Великую, Малую, Независимую, и т. п…»

 

С 15 века появляются различные описания и свидетельства о Тартарии. В географическом описании мира к Всемирной истории Дионисия Петавиуса (изданном в 1659 году) о Тартарии сказано следующее:«Это огромная Империя, (не сравнимая по величине ни с одной страной, кроме заморских владений короля Испании, которые она также превосходит, она объединена прочными связями, в то время как те очень разрознены) ширящаяся на 5400 миль с востока на запад, и на 3600 миль с севера на юг; поэтому её «Великий Хан» или «Император» имеет много царств и провинций в своем подчинении, содержащих великое множество хороших городов.» Т.е. тоже самое что говорили различные древние историки и о Скифии. 🙂

 

Скифия никуда не исчезала, как никуда не исчез и её народ — самый большой и величественный в мире. Европейцы лишь стали именовать его по другому…

artsgtu.ru

Скифия - это... Что такое Скифия?

Ски́фия (греч. Σκυθία) — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединенных под названием скифов.

Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков.

Состав народов и окружение

Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — «стерегущие золото грифы», а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями, причем первыми начали войну аримаспы.

Истоки индоевропейства, включая скифов, во временах одомашнивания лошадей на просторах севернее Каспия и Чёрного моря указывают сторонники Курганной гипотезы. Согласно одной из гипотез, скифов связывали с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад, однако в настоящее время используется термин «сейминско-турбинский феномен», поскольку быстрое распространение определённых видов оружия было надкультурным и кратковременным явлением, хотя и имевшим последствия в евразийском регионе.

Есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.

Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж).

Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины, аланы. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами.

Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария I около 514-512 г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.

Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная.[1]

Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густинской летописей (под 907 годом) Великая Скифия состояла из 12 племен: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, северян, деревлян, радимичей, хорватов, дулебов, тиверцев (или толковин или толмачи), и вятичей.

География

Геродот в 4 книге Истории начинает описание Скифии с реки Истр ("первая река Скифии на западе", 48), к скифским притокам Истра он относил Пирет, Тиарант (Олт[2] или Сирет[3]), Арар (Сирет[4]), Напарис (Яломита[4]) и Ордесс (Арджеш[5]). От Истра на восток располагается следующая заметная река Скифии - Тирас (51). Затем идет Гипанис (53), на котором стояла Ольвия (18). За Гипанисом на восток идет большая река Борисфен, которая впадает в один и тот же лиман с Гипанисом. Мыс между двумя реками называется Гипполая (53).

Однако точное место впадения древнего Днепра в Черное море является предметом дискуссий. Одни полагают, что Днепр тек по руслу реки Синюха[6], другие отодвигают устье на юг в район Донузлава.

Также назван приток Борисфена Пантикап (54). Некоторые исследователи отождествляют Пантикап с Ингулом[6], другие с Ингульцом[7], а академик Рыбаков с Ворсклой[3]. Пантикап течет с севера, проходит через Гилею и впадает в Борисфен в 3 днях пути (90 км) от его устья на восток (18).

Затем идет исчезнувшая река Гипакирис (55), впадавшая в море в районе Керкинитиды (т.е. Евпатории). Гипакирис вытекает из некого озера, но фактически он представляет собой протоку Борисфена через Герр (56). От Пантикапа до Герра уже 10 дней пути (19), т.е. 300 км. Место разделения Борисфена на два рукава находилось в районе города Черкасы[6]. Некоторые исселедователи отождествляют Гипакирис с Ингульцом[8]. Также есть мнение, что устье Гипакириса располагалось в районе Донузлава, тогда как её верхнее течение шло в русле реки Молочной[9]. Академик Рыбаков отождествлял реку Гипакирис с Конкой, а её устье располагал в районе Каркинтийского залива[3]

Последняя скифская река Танаис, которая впадает в Меотское озеро (57), чаще всего ассоциируется с Доном, однако за верхнее его течение принимали Северский Донец . "За рекой Танаисом – уже не скифские края" (21)

См. также

Примечания

Литература

  • Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию / Отв. редакторы: д-р истор. наук И. Т. Кругликова, д-р геогр. наук Н. А. Хотинский; Рецензенты: д.и.н. Д. С. Раевский, к.и.н. А. В. Подосинов; Академия наук СССР; Художник Ф. Б. Левченко. — М.: Наука, 1989. — 192, [16] с. — (Страницы истории нашей Родины). — 50 000 экз. — ISBN 5-02-004620-5 (обл.)
  • Фоменко И. К. Скифия – Тартария – Московия – Россия – взгляд из Европы. Россия на старинных картах. — М.: ООО «Фирма Актеон», 2008. 812 с., ил.

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов Современные государства Страны и регионы со значительнымприсутствием иранских этносов Исторические государства
Источники и проценты

dic.academic.ru

Великая Скифия - это... Что такое Великая Скифия?

Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.

Скифия — страна, где проживали и правили полиэтничные скифы. Чаще появление скифов связывают с курганной гипотезой. На ранней стадии формирования регион исхода индоевропейцев [1].

Спор о древности

Позднеантичные римские авторы Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие считали, что скифы стали цивилизованными ранее египтян и достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до основания Рима (около 3553 г.

до н. э.). Это отчасти согласуется с хронологией Марии Гимбутас и учёными её круга.

Состав племен и окружение

За власть и влияние в огромной стране нередко шла ожесточенная борьба. Геродот со ссылкой на поэму Аристея из Проконнеса отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы- одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями (причем первыми начали войну аримаспы).

Археологически это нередко связывают с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад (есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.

Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что полиэтничные скифы контролировали земли своей Скифии, затем Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков, для которых был более характерен азиатский облик. В целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, маланхлены, андрофаги, невры, будины. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами (по одной из версий — будущими кривичами, смолянами).

Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария 1 около 514 (512) г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.

Скифский царь Ариант около 650 г. до н. э. провел своеобразный подсчет населения Скифии с помощью бронзовых наконечников стрел, тупые из которых уже использовались как скифские деньги. Царь приказал всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Из множества принесенных стрел отлили огромный сосуд, свободно вмещавший 600 амфор и толщина стенки шесть пальцев.

С учетом обычных размеров стрел ученые подсчитали, что Арианту принесли наконечники 6 — 13 млн человек. Между Борисфеном и Гипанисом, верховьями Южного Буга была местность под названием Эксампейс очень горькой водой, отравлявшей и реку. Там и поставили сосуд Арианта.

В шесть раз меньший сосуд для смешения вина, Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт, как иногда кратко называли Черное море.

Примечания

  1. ↑ Marcus Junianus Justinus, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus (Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа») http://ru.wikipedia.org/wiki/Юстин Орозий, «История против язычников», книга I на сайте «Восточная литература» Орозий, «История против язычников», книга II на сайте «Восточная литература» Орозий, «История против язычников», книга III на сайте «Восточная литература» Orosius, Historiae Adversum Paganos на сайте Attalus (лат.) http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Оросий Н.И Васильева Религия, эпос и мифология Великой Скифии http://kladina.narod.ru/vasilyeva3/vasilyeva3.htm Н.И.Васильева Великая Скифияhttp://kladina.narod.ru/vasilyeva/vasilyeva.htm Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ.ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Издание второе, исправленное и дополненное М.: Мысль, 1983. — 206 с.www.biblio.nhat-nam.ru/Sk-Ind.pdf - Г.В. Вернадский "Древняя Русь"http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv1.htm Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Текст] : учебное пособие / В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. - [2-е изд.,перераб.и доп.]. - М. : Знак, 2004. - 415 с. : ил. - (Studia historica). - ISBN 5-94457-107-1 и литер там же.

Ссылки

Литература

  • Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Тверь, 1996
  • Ю. Д. Петухов, Н. И. Васильева. Русы Великой Скифии. Изд.: Вече, 2007

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru


Смотрите также