Сказания древней руси. Муниципальное общеобразовательное учреждение Захальская средняя общеобразовательная школа им. Полного Кавалера Ордена Славы П.С. Лухнева
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Муниципальное общеобразовательное учреждение Захальская средняя общеобразовательная школа им. Полного Кавалера Ордена Славы П.С. Лухнева. Сказания древней руси


Сказания Древней Руси

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ   

  СКАЗАНИЕ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ

 

Муромский князь Петр и его жена Феврония жили, как сообщает летопись, в начале XIII века. Они оставили по себе настолько добрую память, что после смерти их стали почитать как святых. Сначала - только в Муромских землях, а позже - по всей Руси.Клику общерусских святых Петр и Феврония были причислены в середине XVI века. Тогдаже известный церковный писатель Ермолай-Еразм на основе сказаний, бытовавших в народе, написал "Повесть о Петре и Февронии". Заканчивая повествование, Ермолай-Еразм говорит: "Написал отом, что слышал, не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня".Хотя "Повесть о Петре и Февронии" имеет подзаголовок "житие", она очень отличается от традиционных произведений житийной литературы и напоминает - и по сюжету, и по образному строю - народную сказкаПоэтому митрополит Макарий, крупный церковный и культурный деятель XVI века, составивший Великие Четьи Минеи - собрание житий святых, не включил в них житие муромских святых, а в "Словаре святых, прославленных в Российской церкви", изданном в 1862 году, говорится: "Подробности жития благоверного князя Петра и супруги его неизвестны".

Признавая существование святых Петра и Февронии, церковь отрицала достоверность сказания о них. Но внароде оно бьио очень популярно, фольклористы записывали его варианты от народных сказителей вплоть до середины XX века.В сказании говорится, что у князя Петра был старший брат Павел, который княжил в Муроме и имел красавицу-жену.Подьявольскому наущению повадился летать к молодой княгине крылатый змей и принуждать ее к блуду но когда его мог увидеть кто-нибудь другой, принимал облик князя Павла Рассказала княгиня о своей беде мужу. Опечалился князь Павел, стал думать, как избавить жену от напасти, как извести проклятого змея. Нелегко было это сделать: ведь в змее был заключен сам нечистый дух. Долго думал князь, да так ничего и не придумал. Тогда сказал он княгине: "Выведай у змея, какой смертью суждено ему умереть.

Если я буду об этом знать, то смогу избавить тебя и от его дыхания, и от шипения, и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно".Княгиня послушалась мужнина совета. Когда прилетел к ней змей, оплела его льстивыми речами и как бы невзначай сказала: "Все-то тебе ведомо! Верно, знаешь ты и о том, какова будет твоя кончинаиотчегоона приключится?"Змей, великий обманщик, на сей раз сам обманулся и открыл княгине свою тайну: "Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча".Крепко запомнила княгиня змеевы слова и пересказала их мужу.Князь подумал: "Не о брате ли моем Петре говорил змей?"Позвал он брата к себе и поведал ему о своей догадке. Молодой князь Петр был храбр и не усомнился, что именно ему суждено одолеть змея.Но прежде надо было раздобыть Агриков меч.Знал князь Петр, что жил некогда на свете Агрик-богатырь, владевший чудесным мечом, но не ведал, где этот меч теперь.Пошел князь Петр в дальнюю, загородную, церковь, которую особенно любил, и стал там в уединении молиться.Вдруг явился перед ним ангел в образе отрока и сказал: "Князь, я укажу тебе, где скрыт Агриков меч. Иди вслед за мной".Привел отрок князя Петра в алтарь этой церкви и показал, что в алтарной стене между камнями есть широкая щель. А в глубине ее лежит меч.Взял Петр чудесный меч, пошел в дом своего брата и стал ждать дня, когда прилетитзмей.Однажды беседовал князь Петр с братом в его покоях, а потом пошел поклониться княгине. Заходит в княгинин терем и видит: сидитрядом с княгиней князь Павел. Подумал Петр: "Какже успел брат придти сюда раньше меня?"Вернулся он в покои брата - а браттам. Понял Петр, что видел у княгини змея. Сказал Петр князю Павлу: "Никуда отсюда не выходи, а я пойду биться со змеем, и с Божьей помощью одолею его!"Взял он Агриков меч и снова пошел к княгине. Так опять увидел он Павла, но зная, что это не он, а змей, поразил его мечом.В тотже миг принял змей свое истинное обличье, затрепетал в предсмертных судорогах - и издох, окропив князя Петра своей кровью.От поганой змеиной крови покрылось тело молодого князя язвами и струпьями, тяжко занедужил князь Петр.

 Стали лечить его лекари и знахари, но ни один не смог исцелить.Прослышал князь Петр, что есть искусные лекари в соседней Рязанской земле, и приказал отвезти себя туда.Вот прибыл недужный князь в Рязанскую землю и послал своих дружинников искать лекарей.Один молодой дружинник завернул в деревню под названием Ласково. Поднялся на крыльцо крайнего дома, вошел в сени - никого там не встретил. Зашел княжеский дружинник в избу и видит: сидит за ткацким станом девица, ткет полотно, а на полу перед ней заяц пляшет, ее забав-ляючи.Увиделадевица княжьего дружинника и, смутившись, сказала: "Беда, когда двор без ушей, адом без очей!"Подивился дружинник непонятным речам и сказал: "Выслушал я тебя, девушка, а ни слова не понял".Усмехнуласьдевица: "Чегож тутнепонять?Ушидвора -собака. Услыхала бы она тебя и залаяла. Очи дому - ребенок. Увидел бы он из окошка, что ты идешь, и мне бы сказал. А так застал ты меня за работой да в будничном платье".Дружинник спросил девицу, где ее домашние.Девица ответила: "Отец вместе с матерью ушли взаймы плакать, а брат в лесу под ноги глядит да смерть свою видит".Того пуще удивился дружинник, а девушка пояснила: "Отец с матерью ушли на похороны, по покойнику плакать. А когда за ними смерть придет, то другие станут оплакивать их. Стало быть, сейчас они плачут взаймы. Брат добывает мед диких пчел из дупел на высоких деревьях, он сейчас в лесу взобрался на дерево и вниз поглядывает, как бы не упасть. Аесли упадет туда, куда смотрит, то приключится ему верная смерть".Сказал княжий дружинник: "Вижу я, что премудрая ты девица. А как твое имя?"Ответиладевица: "Имя мое Феврония".Рассказал княжий дружинник Февронии, что прибыл в Рязанские земли недужный князь Петр, надеясь на исцеление, и спросил, не знает ли она, где найти искусного лекаря. Феврония ответила: "Вели привезти твоего князя сюда.

Если он смиренен и мягкосердечен, я исцелю его".Святые Петр и Феврония Муромские. Прорись иконы Привезли князя Петра к мудрой деве. Сказал ей Петр: "Если ты и вправду исцелишь меня, то я награжу тебя великим богатством".На это Феврония ответила: "Богатства мне не надобно. А лучше пообещай, князь, что, если я тебя исцелю, ты возьмешь меня в жены"Петр подумал про себя: "Не бывало такого, чтобы князь женился на дочери простого мужика!" Но Февронии сказал: "Обещаю исполнить все, что ты хочешь".Феврония зачерпнула в малую посудину хлебной закваски, подула на нее и велела княжьим слугам: "Истопите для князя баню, и пусть помажет он этим зельем все свои язвы и струпья, все, кроме единого".Слуги стали топить баню. А князь решил испытать мудрость Февронии. Послал он к ней своего слугу с пучком льна и велел передать, что хочет-де князь, чтобы, пока он моется в бане, девица из того льна соткала полотно и сшила для него рубаху, порты и полотенце. Выслушала Феврония княжьего слугу, взяла лен, а в обмен дала березовую щепку и сказала:" Пока я буду лен расчесывать, пусть твой князь сделает из этой щепки ткацкий стан, чтобы было мне на чем ткать полотно".Слуга передал князю ответ Февронии, и князь подумал: "Воистину, мудра эта девица!"Вот пошел князь париться в баню. Смазал свои язвы и струпья хлебной закваской, что дала Феврония, и тут же стал здоров. Тело его опять было чисто и гладко, как прежде; остался лишь один струп, который он не стал мазать, как велела мудрая дева.Но князь, исцелившись, не исполнил своего обещания, не захотел взять незнатную девицу вжены.

Он вернулся к себе в Муром, а Февронии, вместо сватов, послал богатые подарки. Однако Феврония подарков не приняла. Недолго радовался князь своему исцелению: вскоре оттого струпа, что остался на теле, пошли во множестве другие язвы - и расхворался князь пуще прежнего. Со стыдом вернулся Петр к Февронии и стал просить еще раз исцелить его, твердо пообещав взять мудрую деву в жены. Феврония, не держа на князя зла, снова приготовила зелье, и князь исцелился . Петр тут же обвенчался с Февронией, и они отправились в Муром. Спустя недолгое время старший брат Петра Павел скончался, и Петр унаследовал княжий престол. Но неспокойным было его княжение. Муромские бояре невзлюбили молодую княгиню из-за ее низкого рода - и задумали разлучить ее с мужем. Стали они наговаривать Петру на Февронию. Вот говорят бояре князю: "Государь, твоя княгиня не умеет себя за столом держать: прежде, чем встать из-за стола, собирает хлебные крошки в горсть, будто голодная".Решил князь проверить, правда ли это. Повелел Февронии обедать с ним за одним столом. Отобедали они, и Феврония, как привыкла в деревне, смахнула крошки со стола себе в горсть. Взял князь ее за руку, разжал пальцы и увидел, что на ладони у Февронии - благовонный ладан.

В другой раз пришли к Петру злокозненные бояре и сказали: "Князь! Веемы хотим верно тебе служить, но не хотим, чтобы наши жены служили твоей низкородной княгине. Если ты желаешь быть нашим господином, то избери себе другую жену, а Февронию награди богатством - и пусть идет она, куда хочет". Князь Петр говорит боярам: "Скажите об этом Февронии - и послушайте, что она ответит". Пошли бояре к княгине и сказали: "Госпожа! Не хотят наши жены быть у тебя в подчинении. Возьми себе богатства и иди, куда хочешь!"Ответила Феврония: "Я исполню ваше желание, если дозволите мне взять с собой то, что мне всего дороже".Бояре не стали перечить, с охотою согласились: "Бери все, что тебе угодно".И сказала Феврония: "Не нужно мне ничего, кроме моего любимого супруга князя Петра".Тут бояре подумали, что ежели Петр откажется от княжеского престола, то они изберут другого князя по своему желанию, и говорят Февронии: "Если Петр пожелает уйти с тобой, то пусть уходит". Когда князь Петр узнал, что надобно ему выбрать между княжеством и женой, то рассудил, что лучше лишиться земной власти, чем пренебречь Божьей заповедью, ибо в Писании сказано, что если кто отошлет от себя безвинную жену иженится на другой, то сотворит он прелюбодеяние. Петр снарядил корабль, взял с собой верных слуг и вместе с Февронией покинул Муром. Целый день плыли они по реке Оке, вечером причалили к берегу и расположились на ночлег. Тут князь Петр задумался о том, что же будет сними дальше. Феврония, угадав его невеселые мысли, сказала: "Не кручинься, князь! Бог нас не оставит".Меж тем в Муроме бояре между собой перессорились: каждый хотел быть князем. Началась между ними драка, потом схватились за мечи, многих порубили, а те, кто остались в живых, решили просить Петра вернуться на отчий престол. Выбрали они челобитчиков и послали их вслед за Петром.Вот предстали челобитчики перед князем, низко ему поклонились и сказали: "Вернись, князь!

Молим мы тебя и твою княгиню не гневаться и не оставлять нас сиротами".Возвратились князь Петр и Феврония в Муром и стали жить там в благочестии, соблюдая все Божьи заповеди. Правили они своей вотчиной не яростью, а кротостью, странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, и никто не терпел от них притеснения. Так прошли многие годы. Петр и Феврония состарились и молили Бога, чтобы дал Он им умереть в один день. Велели они сделать двойную гробницу и завещали похоронить в ней себя вместе.Когда почувствовали они, что недолго осталось им жить на этом свете, то приняли иноческий чин в разных обителях. Петр был назван в иночестве Давидом, а Феврония – Евфросиньей .Однажды сидела Феврония в своей обители и вышивала покров для храма. Тут пришло ей послание от Петра: "О, сестра Евфросинья! Хочет душа моя отойти от тела, и жду я только тебя, чтобы умереть нам вместе".Ответила Феврония: "Подожди, господин. Дай дошить мне покров для церкви святой". Оставалось ей вышить на покрове лишь ризу одного святого. Но снова принесли посланье от Петра: "Я умираю, и не могу ждать".Тогда Феврония воткнула иголку в покров, обернув ее ниткой, которой шила. Послала она к Петру сказать, что готова к смерти. Помолившись, в один час предали Петр и Феврония свои души в руки Божьи. Неразумные люди решили пренебречь их завещанием и похоронить порознь, рассудив, что в монашеском чине не подобает лежать им вместе. Сделали для них два гроба и поставили на ночь в соборной церкви. Но утром нашли эти фобы пустыми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице, которую приготовили они для себя сами. В той гробнице похоронили их вместе возле церкви Рождества Богородицы в Муроме.В1565 году по распоряжению Ивана Грозного над захоронением Петра и Февронии была построена новая каменная церковь.

zahal.ehirit38.ru

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ :ВЕЩИЙ ОЛЕГ « Мудрые мысли

О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IX-X веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора "Повесть временных лет".Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а бьш его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим.Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги:Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколомлетатьподоболока, Серым волком рыскать в чистых поляхВ 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря..Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома.Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.По пути Олег завоевал кривичский городГСмоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян - и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город - Киев. В Киеве княжили два князя - Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: "Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть - может, чего купят".Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: "Вы не княжеского рода, а я - князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!"Он подал знак своим воинам - и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: "Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного". Олег победителем вступил в город и повелел: "Да будет Киев матерью городам русским!"Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов Так образовалось великое Киевское княжество - Киевская Русь.Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену - Ольгу (по некоторым данным, онабыладочерьюсамогоОлега), но княжества не уступил.

В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград.Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная ратыила берегом.Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царыраду.Вот показалась столица Византии - ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города. Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: "Так обычно поступают на войне".Но самого Царырада Олег взять не мог - цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.Подул попутный ветер - и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: "Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное".Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д .С. Лихачев пишет: "В условиях речного судоходства на севере Руси - корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. "Волочение" судов на колесах или катках происходило на Руси (...) в местах водоразделов рек (..).

Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, како| чем-то удивительном. Это и понятно - "волоков" близ Киева не было.Однако для "новгородца" Олега и его новгородской дружины в этом не было | ничего необычного".Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побеж-1 денными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребо-валпо 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов - Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олегукрепил на воротах Царырада свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины - славянскими богами Перуном и Велесом.С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал ксебе волхвов-прорицателей и спросил: "Отчего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешьты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олеги сказал: "Еслитак, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь".Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они втраве, омытые дождями и выбеленые солнцем.Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея - и ужалила Олега в ногу.И от змеиного яда умер Олег.По словам летописца, "оплакивали его все люди плачем великим".Пересказывая в своей "Истории государства Российского" летописное сказание об Олеге, Н.М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти - "народная басня" (то естьлегенда), "достойная замечания по своей древности".Эта легенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой "Песни о Вещем Олеге".

www.animacity.ru

Сказания Древней Руси

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ   

  СКАЗАНИЕ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ

 

Муромский князь Петр и его жена Феврония жили, как сообщает летопись, в начале XIII века. Они оставили по себе настолько добрую память, что после смерти их стали почитать как святых. Сначала - только в Муромских землях, а позже - по всей Руси.Клику общерусских святых Петр и Феврония были причислены в середине XVI века. Тогдаже известный церковный писатель Ермолай-Еразм на основе сказаний, бытовавших в народе, написал "Повесть о Петре и Февронии". Заканчивая повествование, Ермолай-Еразм говорит: "Написал отом, что слышал, не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня".Хотя "Повесть о Петре и Февронии" имеет подзаголовок "житие", она очень отличается от традиционных произведений житийной литературы и напоминает - и по сюжету, и по образному строю - народную сказкаПоэтому митрополит Макарий, крупный церковный и культурный деятель XVI века, составивший Великие Четьи Минеи - собрание житий святых, не включил в них житие муромских святых, а в "Словаре святых, прославленных в Российской церкви", изданном в 1862 году, говорится: "Подробности жития благоверного князя Петра и супруги его неизвестны".

Признавая существование святых Петра и Февронии, церковь отрицала достоверность сказания о них. Но внароде оно бьио очень популярно, фольклористы записывали его варианты от народных сказителей вплоть до середины XX века.В сказании говорится, что у князя Петра был старший брат Павел, который княжил в Муроме и имел красавицу-жену.Подьявольскому наущению повадился летать к молодой княгине крылатый змей и принуждать ее к блуду но когда его мог увидеть кто-нибудь другой, принимал облик князя Павла Рассказала княгиня о своей беде мужу. Опечалился князь Павел, стал думать, как избавить жену от напасти, как извести проклятого змея. Нелегко было это сделать: ведь в змее был заключен сам нечистый дух. Долго думал князь, да так ничего и не придумал. Тогда сказал он княгине: "Выведай у змея, какой смертью суждено ему умереть.

Если я буду об этом знать, то смогу избавить тебя и от его дыхания, и от шипения, и от прочей мерзости, о которой и говорить-то смрадно".Княгиня послушалась мужнина совета. Когда прилетел к ней змей, оплела его льстивыми речами и как бы невзначай сказала: "Все-то тебе ведомо! Верно, знаешь ты и о том, какова будет твоя кончинаиотчегоона приключится?"Змей, великий обманщик, на сей раз сам обманулся и открыл княгине свою тайну: "Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча".Крепко запомнила княгиня змеевы слова и пересказала их мужу.Князь подумал: "Не о брате ли моем Петре говорил змей?"Позвал он брата к себе и поведал ему о своей догадке. Молодой князь Петр был храбр и не усомнился, что именно ему суждено одолеть змея.Но прежде надо было раздобыть Агриков меч.Знал князь Петр, что жил некогда на свете Агрик-богатырь, владевший чудесным мечом, но не ведал, где этот меч теперь.Пошел князь Петр в дальнюю, загородную, церковь, которую особенно любил, и стал там в уединении молиться.Вдруг явился перед ним ангел в образе отрока и сказал: "Князь, я укажу тебе, где скрыт Агриков меч. Иди вслед за мной".Привел отрок князя Петра в алтарь этой церкви и показал, что в алтарной стене между камнями есть широкая щель. А в глубине ее лежит меч.Взял Петр чудесный меч, пошел в дом своего брата и стал ждать дня, когда прилетитзмей.Однажды беседовал князь Петр с братом в его покоях, а потом пошел поклониться княгине. Заходит в княгинин терем и видит: сидитрядом с княгиней князь Павел. Подумал Петр: "Какже успел брат придти сюда раньше меня?"Вернулся он в покои брата - а браттам. Понял Петр, что видел у княгини змея. Сказал Петр князю Павлу: "Никуда отсюда не выходи, а я пойду биться со змеем, и с Божьей помощью одолею его!"Взял он Агриков меч и снова пошел к княгине. Так опять увидел он Павла, но зная, что это не он, а змей, поразил его мечом.В тотже миг принял змей свое истинное обличье, затрепетал в предсмертных судорогах - и издох, окропив князя Петра своей кровью.От поганой змеиной крови покрылось тело молодого князя язвами и струпьями, тяжко занедужил князь Петр.

 Стали лечить его лекари и знахари, но ни один не смог исцелить.Прослышал князь Петр, что есть искусные лекари в соседней Рязанской земле, и приказал отвезти себя туда.Вот прибыл недужный князь в Рязанскую землю и послал своих дружинников искать лекарей.Один молодой дружинник завернул в деревню под названием Ласково. Поднялся на крыльцо крайнего дома, вошел в сени - никого там не встретил. Зашел княжеский дружинник в избу и видит: сидит за ткацким станом девица, ткет полотно, а на полу перед ней заяц пляшет, ее забав-ляючи.Увиделадевица княжьего дружинника и, смутившись, сказала: "Беда, когда двор без ушей, адом без очей!"Подивился дружинник непонятным речам и сказал: "Выслушал я тебя, девушка, а ни слова не понял".Усмехнуласьдевица: "Чегож тутнепонять?Ушидвора -собака. Услыхала бы она тебя и залаяла. Очи дому - ребенок. Увидел бы он из окошка, что ты идешь, и мне бы сказал. А так застал ты меня за работой да в будничном платье".Дружинник спросил девицу, где ее домашние.Девица ответила: "Отец вместе с матерью ушли взаймы плакать, а брат в лесу под ноги глядит да смерть свою видит".Того пуще удивился дружинник, а девушка пояснила: "Отец с матерью ушли на похороны, по покойнику плакать. А когда за ними смерть придет, то другие станут оплакивать их. Стало быть, сейчас они плачут взаймы. Брат добывает мед диких пчел из дупел на высоких деревьях, он сейчас в лесу взобрался на дерево и вниз поглядывает, как бы не упасть. Аесли упадет туда, куда смотрит, то приключится ему верная смерть".Сказал княжий дружинник: "Вижу я, что премудрая ты девица. А как твое имя?"Ответиладевица: "Имя мое Феврония".Рассказал княжий дружинник Февронии, что прибыл в Рязанские земли недужный князь Петр, надеясь на исцеление, и спросил, не знает ли она, где найти искусного лекаря. Феврония ответила: "Вели привезти твоего князя сюда.

Если он смиренен и мягкосердечен, я исцелю его".Святые Петр и Феврония Муромские. Прорись иконы Привезли князя Петра к мудрой деве. Сказал ей Петр: "Если ты и вправду исцелишь меня, то я награжу тебя великим богатством".На это Феврония ответила: "Богатства мне не надобно. А лучше пообещай, князь, что, если я тебя исцелю, ты возьмешь меня в жены"Петр подумал про себя: "Не бывало такого, чтобы князь женился на дочери простого мужика!" Но Февронии сказал: "Обещаю исполнить все, что ты хочешь".Феврония зачерпнула в малую посудину хлебной закваски, подула на нее и велела княжьим слугам: "Истопите для князя баню, и пусть помажет он этим зельем все свои язвы и струпья, все, кроме единого".Слуги стали топить баню. А князь решил испытать мудрость Февронии. Послал он к ней своего слугу с пучком льна и велел передать, что хочет-де князь, чтобы, пока он моется в бане, девица из того льна соткала полотно и сшила для него рубаху, порты и полотенце. Выслушала Феврония княжьего слугу, взяла лен, а в обмен дала березовую щепку и сказала:" Пока я буду лен расчесывать, пусть твой князь сделает из этой щепки ткацкий стан, чтобы было мне на чем ткать полотно".Слуга передал князю ответ Февронии, и князь подумал: "Воистину, мудра эта девица!"Вот пошел князь париться в баню. Смазал свои язвы и струпья хлебной закваской, что дала Феврония, и тут же стал здоров. Тело его опять было чисто и гладко, как прежде; остался лишь один струп, который он не стал мазать, как велела мудрая дева.Но князь, исцелившись, не исполнил своего обещания, не захотел взять незнатную девицу вжены.

Он вернулся к себе в Муром, а Февронии, вместо сватов, послал богатые подарки. Однако Феврония подарков не приняла. Недолго радовался князь своему исцелению: вскоре оттого струпа, что остался на теле, пошли во множестве другие язвы - и расхворался князь пуще прежнего. Со стыдом вернулся Петр к Февронии и стал просить еще раз исцелить его, твердо пообещав взять мудрую деву в жены. Феврония, не держа на князя зла, снова приготовила зелье, и князь исцелился . Петр тут же обвенчался с Февронией, и они отправились в Муром. Спустя недолгое время старший брат Петра Павел скончался, и Петр унаследовал княжий престол. Но неспокойным было его княжение. Муромские бояре невзлюбили молодую княгиню из-за ее низкого рода - и задумали разлучить ее с мужем. Стали они наговаривать Петру на Февронию. Вот говорят бояре князю: "Государь, твоя княгиня не умеет себя за столом держать: прежде, чем встать из-за стола, собирает хлебные крошки в горсть, будто голодная".Решил князь проверить, правда ли это. Повелел Февронии обедать с ним за одним столом. Отобедали они, и Феврония, как привыкла в деревне, смахнула крошки со стола себе в горсть. Взял князь ее за руку, разжал пальцы и увидел, что на ладони у Февронии - благовонный ладан.

В другой раз пришли к Петру злокозненные бояре и сказали: "Князь! Веемы хотим верно тебе служить, но не хотим, чтобы наши жены служили твоей низкородной княгине. Если ты желаешь быть нашим господином, то избери себе другую жену, а Февронию награди богатством - и пусть идет она, куда хочет". Князь Петр говорит боярам: "Скажите об этом Февронии - и послушайте, что она ответит". Пошли бояре к княгине и сказали: "Госпожа! Не хотят наши жены быть у тебя в подчинении. Возьми себе богатства и иди, куда хочешь!"Ответила Феврония: "Я исполню ваше желание, если дозволите мне взять с собой то, что мне всего дороже".Бояре не стали перечить, с охотою согласились: "Бери все, что тебе угодно".И сказала Феврония: "Не нужно мне ничего, кроме моего любимого супруга князя Петра".Тут бояре подумали, что ежели Петр откажется от княжеского престола, то они изберут другого князя по своему желанию, и говорят Февронии: "Если Петр пожелает уйти с тобой, то пусть уходит". Когда князь Петр узнал, что надобно ему выбрать между княжеством и женой, то рассудил, что лучше лишиться земной власти, чем пренебречь Божьей заповедью, ибо в Писании сказано, что если кто отошлет от себя безвинную жену иженится на другой, то сотворит он прелюбодеяние. Петр снарядил корабль, взял с собой верных слуг и вместе с Февронией покинул Муром. Целый день плыли они по реке Оке, вечером причалили к берегу и расположились на ночлег. Тут князь Петр задумался о том, что же будет сними дальше. Феврония, угадав его невеселые мысли, сказала: "Не кручинься, князь! Бог нас не оставит".Меж тем в Муроме бояре между собой перессорились: каждый хотел быть князем. Началась между ними драка, потом схватились за мечи, многих порубили, а те, кто остались в живых, решили просить Петра вернуться на отчий престол. Выбрали они челобитчиков и послали их вслед за Петром.Вот предстали челобитчики перед князем, низко ему поклонились и сказали: "Вернись, князь!

Молим мы тебя и твою княгиню не гневаться и не оставлять нас сиротами".Возвратились князь Петр и Феврония в Муром и стали жить там в благочестии, соблюдая все Божьи заповеди. Правили они своей вотчиной не яростью, а кротостью, странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, и никто не терпел от них притеснения. Так прошли многие годы. Петр и Феврония состарились и молили Бога, чтобы дал Он им умереть в один день. Велели они сделать двойную гробницу и завещали похоронить в ней себя вместе.Когда почувствовали они, что недолго осталось им жить на этом свете, то приняли иноческий чин в разных обителях. Петр был назван в иночестве Давидом, а Феврония – Евфросиньей .Однажды сидела Феврония в своей обители и вышивала покров для храма. Тут пришло ей послание от Петра: "О, сестра Евфросинья! Хочет душа моя отойти от тела, и жду я только тебя, чтобы умереть нам вместе".Ответила Феврония: "Подожди, господин. Дай дошить мне покров для церкви святой". Оставалось ей вышить на покрове лишь ризу одного святого. Но снова принесли посланье от Петра: "Я умираю, и не могу ждать".Тогда Феврония воткнула иголку в покров, обернув ее ниткой, которой шила. Послала она к Петру сказать, что готова к смерти. Помолившись, в один час предали Петр и Феврония свои души в руки Божьи. Неразумные люди решили пренебречь их завещанием и похоронить порознь, рассудив, что в монашеском чине не подобает лежать им вместе. Сделали для них два гроба и поставили на ночь в соборной церкви. Но утром нашли эти фобы пустыми, а тела Петра и Февронии - в двойной гробнице, которую приготовили они для себя сами. В той гробнице похоронили их вместе возле церкви Рождества Богородицы в Муроме.В1565 году по распоряжению Ивана Грозного над захоронением Петра и Февронии была построена новая каменная церковь.

zahal.ehirit38.ru

Книга: Сказания Руси

Лиходед В.Сказания РусиКнига содержит красочно иллюстрированные сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Алтей, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Коллекция любимых сказок Подробнее...2015166бумажная книга
Сказания РусиСказка про маленького Потешку, который стал больше великана. Доброе сердце. Сказка о сыне горы. Каменная Агата — Алтей, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Коллекция любимых сказок Подробнее...2015109бумажная книга
Виталий ЛиходедСказания РусиСказка живет на Земле с незапамятных времен. Она помогает пробудить детскую душу, обратить ее к свету и добру, раскрыть красоту родной речи. В этот сборник вошли самые любимые сказки, которые… — Алтей и Ко, Алтей-Бук, (формат: 70x100/16, 64 стр.) Коллекция любимых сказок Подробнее...2016108бумажная книга
Лиходед В.Сказания РусиКнига содержит красочно иллюстрированные сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Алтей, (формат: Твердая бумажная, 192 стр.) Коллекция любимых сказок Подробнее...2017166бумажная книга
Виталий ЛиходедСказания РусиСказка живет на Земле с незапамятных времен. Она помогает пробудить детскую душу, обратить ее к свету и добру, раскрыть красоту родной речи. В этот сборник вошли самые любимые сказки, которые… — Алтей, (формат: Твердая бумажная, 192 стр.) Коллекция любимых сказок Подробнее...2015125бумажная книга
Лиходед В.Сказания РусиКнига содержит красочно иллюстрированные сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Алтей, (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2017116бумажная книга
Гнатюк Ю.В.Довелесова книга. Древнейшие сказания РусиНастоящие «Сказания» тесно связаны с известной «Велесовой книгой» и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в «Велесовой книге», а порой и более древних… — Амрита-Русь, Художественная литература Подробнее...2017304бумажная книга
Гнатюк Ю.В.Довелесова книга. 9-е изд. Древнейшие сказания РусиНастоящие "Сказания" тесно связаны с известной "Велесовой книгой" и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображенных в "Велесовойкниге", а порой и более древних… — Амрита, (формат: 215.00mm x 145.00mm x 12.00mm, 192 стр.) Подробнее...2017364бумажная книга
Гнатюк Ю., Гнатюк В. (пер.)Довелесова книга. Древнейшие сказания РусиНастоящие «Сказания» тесно связаны с известной «Велесовой книгой» и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в «Велесовой книге», а порой и более древних… — Амрита-Русь, (формат: Твердая бумажная, 192 стр.) Подробнее...2017295бумажная книга
Довелесова книга. Древнейшие сказания РусиНастоящие "Сказания" тесно связаны с известной" Велесовой книгой" и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в" Велесовой книге", а порой и более древних… — Свет, (формат: Твердая бумажная, 192 стр.) Подробнее...2017427бумажная книга
Гнатюк Ю.В.Довелесова книга. Древнейшие сказания РусиНастоящие Сказания тесно связаны с известной Велесовой книгой и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в Велесовойкниге, а порой и более древних событиях… — Амрита-Русь, (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2017277бумажная книга
Гнатюк Ю., Гнатюк В.Довелесова книга. Древнейшие сказания РусиНастоящие "Сказания" тесно связаны с известной "Велесовой книгой" и являются собранием устных народных преданий, повествующих о временах, отображённых в "Велесовойкниге", а порой и более древних… — Амрита-Русь, (формат: Мягкая глянцевая, 192 стр.) Подробнее...2018161бумажная книга
Сказания русской летописи"Сказания Русской Летописи" обращены в первую очередь к детям, но наверняка будут интересны и взрослым. Здесь нет ничего выдуманного: все рассказы взяты из подлинныхрусских летописей, но изложены… — Молодая гвардия, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Подробнее...2009111бумажная книга
Геннадий МурзинСказания новой Руси. Рассказы, сказки, памфлеты, эссеВ книгу «Сказания новой Руси» автор включил более 70 самостоятельных литературно-художественных и публицистических произведений, написанных им за последние двадцать лет. Здесь и рассказы… — Издательские решения, (формат: 70x100/16, 64 стр.) электронная книга Подробнее...40электронная книга
Геннадий МурзинСказания новой Руси. Рассказы, сказки, памфлеты, эссеВ книгу «Сказания новой Руси» автор включил более 70 самостоятельных литературно-художественных и публицистических произведений, написанных им за последние двадцать лет. Здесь и рассказы… — Издательские решения, (формат: 70x100/16, 64 стр.) Подробнее...бумажная книга

dic.academic.ru


Смотрите также