Древние цивилизации европы. Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5.3.4.Древние цивилизации на территории Западной и Восточной Европы. Древние цивилизации европы


Краткая история великой европейской цивилизации: dom3d

Древняя цивилизация зародилась на Ближнем Востоке – в Древнем Вавилоне, Персии. Но затем все это переместилось в Европу: в Древнюю Грецию и Древний Рим, которые и построили европейскую цивилизацию.Из Греции в Европу пришла наука и философия, которую греческие ученые получили от евреев еще в период от Первого Храма и до разрушения Второго Храма, то есть за тысячу лет до нашей эры. Об этом пишут сами европейские ученые и философы.А общественный строй дал Рим, именно он развил Европу. Ведь в то время, когда Римская империя была на вершине своего расцвета и силы, Европа была совершенно варварской. Если бы римляне не покорили Европу, пройдя ее всю вдоль и поперек, до самых северных границ, неизвестно, что было бы с европейской цивилизацией.

Римляне дали Европе государственное устройство, они прокладывали и мостили дороги. Талмуд пишет о том, что по мере того, как Иудея падала, Римская империя переняла ее силу и мудрость и поднялась на этом. Все в итоге вышло из Израиля, из разрушения, пережитого еврейским народом. Духовное знание народа Израиля, его духовное постижение и сила иссякли, и от него остались жалкие крохи.

Народ Израиля не знал, как их использовать, потому что он вообще не создан для того, чтобы что-то строить в этом материальном мире, а только в духовном. А римляне переняли это знание и на его основе построили материальную жизнь в европейских странах.Этому очень способствовали походы Александра Македонского, который так и заявлял, что стремится передать этот современный, научный, развитый, государственный метод существования всему миру. В этом состояла цель его завоевательных походов.

Кроме того, огромную помощь в распространении римского влияния в Европе оказало христианство, которое было заимствовано у евреев и выросло на основе тех остатков, которые сохранились после разрушения Второго Храма. Первыми христианами были евреи, после крушения Храма превратившие христианство в новую религию.Христианство обязывало своих приверженцев развивать эту религию и распространять дальше, присоединять к нему новые души. Именно это вдохновило древний Рим на завоевание Европы и принесло туда науку, философию, религию.До этого Европу населяли варвары, поклоняющиеся духам. Христианство дало им систему, книгу. Начала развиваться живопись, ведь люди были неграмотными и требовались рисунки для того, чтобы объяснить им эту идею.

На обломках разрушения иудейского Храма, в условиях невозможности продолжить духовную идею, которая пала и разбилась, расцвели религии и философии. Вся европейская цивилизация выросла из нескольких крошек, оставшихся от тайной мудрости, которой обладали евреи.

Михаэль Лайтман

dom3d.livejournal.com

Древние цивилизации Европы, Минойская цивилизация, Ахейская (микенская) цивилизация, Греция"гомеровского"периода

241 Минойская цивилизация

древним центром цивилизации в. Европе был остров. Крит. Время возникновения минойской цивилизации - предел III-II тыс. до не. В это время на. Крите появляются причудливые сооружения - дворцы. Главная резиденция прав витель находилась в. Кносе. Здесь же жил легендарный владыка. Крита - царь. Минос. Греки называли дворец. Миноса"лабиринтом"Несмотря на видимую внутреннюю хаотичность здания, дворец. Производил впечатление целостно ого архитектурного ансамбля. Во дворце было все необходимое для спокойного и удобного жизни его обитателей. Строители дворца предусмотрели даже водопровод, канализацию, систему вентиляции и освещения. П ид раскопках. Кносского дворца археологи нашли много разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Это свидетельствовало о высоком уровне развития гончарс тва, ювелирного дела, живописи и др.. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня -"владычица"Рядом с большим богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления я природы находилось божество, олицетворяло собой разрушительные силы природы - грозную стихию землетрясения, силу бушующего моря. Эти явления в сознании минойцив были связаны с образом мощного и яростно го бога - быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа с бычьей головой, что сразу же напоминает нам более поздний греческий миф о. Минотавре. Религия видиг. Равал огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. Высшей монархической властью была"теократия"(один из разновидности в монархии, когда светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Царь считалась лицом священной и неприкосновенной. В то время. Крит был высокоразвитым государством, где сооружались мосты, орошали ьни каналы, прокладывались дороги, водопроводы. При этом обязательно осуществлялся государственный учет во всех сферах с помощью глиняных табличек. Минойская государство имела широкие торговые связи с. Египтом,. Сирией и другими странами. Колонии и торговые фактории возникали на островах. Кикладские архипелага, на острове. Родос и даже на побережье. Малой. Азии, в районе. Милета. Расцвет минойской цивилизации п рипадае на XVI-XV вв до не. В середине XV века до н.э. Крит пережил катастрофу, равной которой остров не знал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, уцелевшие жители п окинули благодатный некогда край, запустение пришло сюда на тысячелетия. После такого удара минойская культура уже не смогла никогда возродиться. Одни ученые считают, что гибель. Минойской государств и была следствием извержения вулкана на острове. Фера. Другие ученые склоняются к мысли, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на. Крит из материковой гречглися на. Крит з материкової. Греції.

242 Ахейская (микенская) цивилизация

Создателями микенской культуры были грскы-ахсйци, вторгшихся на. Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до не с севера, с. Придунайской низменности. Характерные черты микенской культуры дают основания в считать, что она возникла на греческой почве и была унаследована от древних культур этого района эпохи энеолита и ранней бронзы. Гомер называл. Микены"златоряснимы", а микенского царя. Агамемнона - мощным среди всех ахейских вождей, принимавших участие в знаменитой. Троянской войне микенской цари были воинственными и жестокими правителями, жадными до чужих богатств. Уже в XVII в в не в. Микснах сформировалась примитивная государство. Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв до не. В настоящее время зона ее распространения охватывала весь. Пелопоннес,. Центральную греч ю (Аттик,. Беотию. Фокиду), значительную часть. Северной. Греции (Фессалию), а также много островов. Эгейского моря. Основными центрами микенской культуры, как и на. Крите, были дворцы. Почти все микенские дворцы были укреплены и и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Внутри дворцов стены украшали фрески; обязательными элементами благоустройства были ванные комн ать, водопровод и канализационные системы. В небольших комнатах хранился архив (во «Дворце. Нестора"архив насчитывал более 1000 глиняных табличек, написанных знаками линейного слогового письма). С табличо к стало известно, что в то время в. Греции уже существовало рабство. Значительная часть документов касается учета труда ремесленников, среди которых - представители различных профессий; кузнецы, каменщики, портные, плотники, гончие ари, оружейники, золотых дел мастера и даже парфюмеры. Хорошо развитый государственный бюрократический аппарат обеспечивал как учет, так и распределение продуктов труда. Во главе дворцового государства стоял. Ванак, т.е. в пан, обладатель. В круг высшей знати, окружавшей ванака, принадлежали жрецы главных храмов государства и высшие военные чины. Земледельцы и ремесленники были политически бесправными и не принимали никакого участия в управл. Инне государством. Хотя в то время ахейские государства, как правило, были разрозненными, но в отдельные моменты они могли объединяться для проведения совместных военных акций. Примером может служить знаменитая. Троян ская война. В походе на. Трою принимали участие почти все основные области ахейской. Греции - от. Фессалии на севере до. Крита и. Родоса на юге. Возглавлял все войско микенский царь. Агамемнон течение XIV-XII I в до не многочисленные ахейские поселения появились на западном и южном побережье. Малой. Азии, на островах. Родос и. Кипр и даже на финикийском побережье. Средиземного моря. Сам. Крит ахейцы колонизу валы еще раньше - в XV в до не, он стал главным плацдармом в их продвижении на восток и на юг, отсюда они совершали нападения даже на. Египет (XIII-XII века до н.эвіть на Єгипет (XIII—XII ст. до н. е.).

конце XIII в до не племенные народы всего северо-балканского региона через какие-то неизвестные для нас причине начали мигрировать. Огромная масса варварских племен снялась с насиженных мест и двинулась а на юг, в богатые и развитые области. Средней. Греции,. Пелопоннеса, а также в. Малую. Азию. На своем пути пришельцы захватили и разрушили огромное количество микенских поселений. Таким образом, на ме жи. ХШ-ХП вв до не микенская цивилизация подверглась страшному удару, после которого уже не смогли восстановитьсядновитися.

В этот же период наблюдается массовая эмиграция из восточных территорий бал папской. Греции в. Малую. Азию и на близлежащие острова. В результате этих перемещений на западном побережье. Малой. Азии, на островах. Л. Лесбос,. Хиос,. Самое,. Родос и др. возникло большое количество новых поселений, среди которых самыми крупными были еолитська. Смирна, ионийские города. Колофон,. Эфес,. Милет, дорийский. Галикарнаас.

243 Греция"гомеровского"периода

Следующий за микенской эпохой период греческой истории принято называть"гомеровским"по имени великого поэта. Гомера, две поэмы которого -"Илиада"и"Одиссея"является для нас едва ли не крупнейшим источником инф формации о время. Гомеровские показания существенно дополняет и расширяет археология. Раскопки показали, что так называемое дорийского завоевания отбросило. Грецию на несколько столетий, почти до того состояния; в котором она находилась в начале II тыс. до не, к зарождению микенской цивилизации. Вместо рабовладельческого государства вновь утвердилась родовая община, морская торговля пришла в упадок, зарастали травой уцелевшие от разрушения царские дворцы, канули в забвение искусства, ремесла, письменность забывалось и прошлое; цепь событий разорвался, и отдельные звенья превращались в предания - мифы, как говорили греки греки.

Типичная гомеровская община (демос) существует достаточно обособленно, сравнительно редко вступая в столкновения даже с ближайшими такими же общинами. Торговля и ремесла играют незначительную роль. Каждая семья сама в производит почти все, что необходимо ей для жизни. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко, рабство еще не получило значительного распространения. Весь гомеровский период был пер иодом в полном смысле этого слова бесписьменных. После значительного перерыва известные науке греческие надписи появились лишь во второй половине VII в до не, при этом в них использовался уже новый алфавит. Ге рое поэм, все как один, неграмотные. Не знают письма и певцы-аэды. Сам факт исчезновения письма в пислямикенську эпоху, конечно, не случаен. Вместе с крахом всей системы бюрократического управления отв ала потребность в письме, которое обслуживало потребности этой системы. И оно надолго забытьадовго забуте.

Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис"Государственным"рубежом, отделявший одну общину от другой, служили, конечно, море и ближайший горный кряж. Вся. Греция предстает перед н нами как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов. В общественной жизни гомеровского полиса огромную роль играют все еще сильны традиции родового строя. Реальная власть сосредоточивалась в то время в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, которых. Гомер называет басилея. При всей мощи и богатстве басилея их власть не может считаться царской властью в полно м смысле словслова.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Несмотря на внешнюю видимость спокойствия и застиглости, в недрах тогдашнего греческого общества продолжается ожесточенная борьба нового со старым, отбыл ется интенсивное разрушение традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Огромное значение для поступательного развития греческого общества имело к оринне обновления технической базы. Оно неразрывно связано с широким распространением железа и его внедрением в производство. Все эти важные сдвиги подготовили почву для перехода греческих полисов нару семь новый путь исторического развития, вступив на который, они в течение трех-четырех ближайших столетий достигнут еще невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив дал эко позади всех своих соседей как на востоке, так и на западеході.

uchebnikirus.com

5.3.4. Древние цивилизации на территории Западной и Восточной Европы

зований, ставших основой западноевропейской и восточносла вянской культур: «Сами по себе они сошли со сцены истории еще

вдревности, однако каждая имела свое определенное значение

встановлении последующих западнохристианской (кельты)

ивосточнохристианской (латинизированные и эллинизирован ные потомки иллирийцев, даков и фракийцев, приднепровские славяне — отдаленные потомки... праславян лесостепной Украи ны) цивилизаций» [42. С. 333].

Скифская протоцивилизация. К такому же типу цивилиза ций, как и кельтская, которые начали складываться, но затем ис чезли с лица земли, принадлежит скифская протоцивилизация. ВVII–IVвеках до н.э. она занимала обширные территории в Се верном Причерноморье, на Северном Кавказе и в Закавказье, Средней Азии, на Южном Урале и Алтае. В последней трети VII века до н.э. скифы начали завоевания стран Ближнего Восто ка, но вскоре были вытеснены оттуда. В 512 году до н.э. поход персидского царяДария I против скифов окончился неудачей. Скифский царьАтей на рубежеV–IVвеков до н.э. создал силь ное скифское государство, раскинувшееся от Дуная до Азовского моря. В конце III века до н.э. столица скифов была перенесена в Крым (Неаполь Скифский, на окраине нынешнего Симферопо ля). В конце III века н.э. скифское государство разгромили готы. Скифы были преимущественно охотниками и скотоводами, но за нимались и земледелием. Они установили тесные контакты с гре ческими колониями на Черном море — Ольвией, Пантикапеем, Херсонесом, неоднократно воевали с Ассирией, Персией, Маке донией. Неповторима скифская культура: широко известен так называемый звериный стиль украшений, найденных в богатых за хоронениях скифской знати.

Предыстория древнеславянской протоцивилизации. Ци вилизации 2 го поколения Средиземноморья с VII века до н.э. вступали в тесные контакты со скифской протоцивилизацией

иплеменами, обитавшими в Северном Причерноморье, При азовье, Подонье, что способствовало цивилизационному про грессу этих племен.

ВIII–IIтыс. до н.э. на этих территориях (прежде всего на Се верном Кавказе, в Прикарпатье, Причерноморье) произошел пе реход кбронзовому веку. Все признаки такого перехода налицо: осваиваются выплавка металлов и изготовление из них орудий труда, оружия, украшений; расширяется сеть поселений и увели чиваются их размеры, регулярный характер приобретает обмен

studfiles.net

М. Цивилизации древней Европы

Мадлен

Цивилизация эпохи верхнего палеолита (15—10-е тыс. до н. э.), обозначенная по названию стоянки Ла Мадлен (коммуна Турсак в Дордони). Для типичной индустрии мадлена характерны деревянные гарпуны, кремневые скребки (ранний мадлен), резцы, большие пластинчато-резцовые орудия, а также микролитические орудия (поздний мадлен). Следы данной цивилизации в основном локализованы в стоянках юго-запада Франции: Плакар, Мадлен, Ложери-От, Англ-сюр-л’Англен и т. д., но обнаруживаются также на востоке Франции, в Бельгии, Англии, Центральной и Восточной Европе (Украина, Польша) и северной Испании. Большая часть фресок из пещер Ласко, Алътамира и Нио относятся к мадленскому искусству.

Майкопская культура

В конце 3-го — середине 2-го тыс. до н. э. на значительной части территории Северного Кавказа (долина Кубани, территория Пятигорска, Кабардиния, Чечено-Ингушетия) распространилась цивилизация бронзы, которая обязана своим названием кургану Майкоп. Носители этой культуры были земледельцами-скотоводами, которые подчинялись богатой военной аристократии. Остатков поселений здесь сохранилось мало: лучше всего изучена стоянка Долинск, представленная главным образом небольшими хижинами с плетеными стенами. В большей степени исследованы захоронения: в основном это курганы, имеющие погребальную камеру, из дерева (Майкоп) или в дольмене (Новосвободная), и снаружи окруженные камнями (кромлех?). Погребальный обряд сохраняет единообразие: скелеты покрыты охрой, мертвые помещались в могилу в согнутом положении, как правило, головой на юг. Характерные орудия — каменные наконечники стрел асимметричной формы, кремневые микролиты, топоры из кованой меди, красная или охровая керамика округлой формы. В пространстве этой цивилизации выделяют два сектора: один на востоке, другой на западе, — а во времени — два периода: расцвет (Майкоп, Новосвободная) и позднюю фазу (курган Соломенский), — именно в этом пространстве и в э го время проявились характерные ее черты.

Майнц (Mogontiacum)

Столица Верхней Германии (плато Кестрих), расположенная на левом берегу Рейна, недалеко от места его слияния с Майном (карта 21). Друз избрал Майнц в качестве военной базы во время своих кампаний в Германии. Таким образом, Майнц, который изначально насчитывал лишь несколько рыбацких хижин, довольно быстро разросся вокруг укрепленного римского лагеря и к началу христианской эры превратился в настоящий город. Он играл, в соответствии со своим географическим положением, стратегически важную роль, но с течением времени был разрушен в результате вторжений алеманнов, вандалов и гуннов.

Македония

Исторический регион на севере Балкан, расположенный между Фракией, Эпиром и Фессалией, морская часть которого включала Халкидики. Здесь обнаружена одна из самых древних в Европе неолитических стоянок (Nea Nikomedia). Расположение между континентальной Европой и эгейско-анатолийским миром сделало Македонию перекрестком торговых и культурных потоков. Металлообработка развивалась здесь под влиянием колонистов, пришедших из Малой Азии. Население состояло из различных элементов, при этом, отметим, в историческую эпоху значительную часть составляли фракийцы и иллирийцы. Македония оставалась в стороне от эллинистической жизни вплоть до V в. до н. э. — в это время царь Архелай (413–399 гг. до н. э.) строит дороги, окружает себя греческими поэтами (Еврипид) и учеными, реорганизует армию, набирая среди крестьян пехотинцев, называемых пезетариями. Два самых прославленных правителя Македонии — Филипп II и его сын Александр, благодаря завоеваниям которого Македония получила такое преимущество в эллинистическом мире, что исторически эпоха правления Александра соотносится с новым, эллинистическим периодом в греческой истории. После смерти Александра и гражданских войн, которые последовали за этим, Антигон Гонат основал новую династию — династию Антигонидов. Один из ее представителей, Филипп V (221–179 гг. до н. э.), вернул Македонии часть былого могущества, но был разбит римским императором Фламинием при Киноскефалах в 197 г. до н. э.: Македония вновь была ограничена пределами своей собственной территории. В 168 г. до н. э. консул Эмилий Павел разгромил македонскую армию в Пидне; в результате Македония была разделена на четыре дистрикта, с Фессалониками в качестве столицы.

Мальта

Главный остров небольшого архипелага в Средиземном море, расположенный в ста километрах к югу от Сицилии. Он был заселен достаточно поздно, к середине 3-го тыс. до н. э. Первые жители пришли на Мальту с Сицилии, они еще не использовали металл и распространили здесь оригинальную культуру, характерными памятниками которой являются захоронения в нишах, выдолбленных в скале, и мегалитические храмы. Наиболее примечательные из этих храмов, по-видимому посвященные культу мертвых, датируются первой половиной 2-го тыс. до н. э. Их форма, изначально простая (она воспроизводила форму гробниц, выдолбленных в скале), вскоре усложняется; святилища расширялись за счет последующих перестроек, их площадь иногда достигала более чем 5000 м2. Форма могил не изменилась с течением веков: подземная гробница Хал-Сафлиени — единственный известный пример погребально-культового сооружения, имеющего сложный план. Мегалитическая цивилизация исчезла к середине XV в. до н. э.: Мальта была оккупирована завоевателями, пришедшими с Сицилии и из Италии, которым уже была известна медь и бронза. В VIII в. до н. э. Мальта колонизирована финикийцами, а в 218 г. до н. э. — завоевана римлянами.

Мантуя

Город в Цизальпинии. Его этрусский характер подчеркивали античные авторы. Вергилий (который родился в селении — vicus Анды, расположенном на территории Мантуи) называет город столицей этрусского двенадцатиградия. До сих пор это не подтверждено никакими археологическими находками, которые пока остаются крайне скудными.

Марцаботто

Близ Марцаботто, в двадцати четырех километрах от Болоньи, обнаружены следы этрусского города, название которого остается неизвестным (карта 11). Это открытие является важным этапом в изучении этрусской цивилизации к северу от Апеннин, а именно в изучении планировки городов. До сих пор здесь не обнаружено виллановского субстрата, что позволяет предположить, что город имел колониальное происхождение. Его история восходит к концу VII в. до н. э. Периметр превышал 3 км; дорога, шедшая с севера на юг, и три поперечных пути делили город на восемь районов. Вдоль дороги «север — юг» обнаружены фундаменты домов, в которых размещались мастерские: здесь процветала металлургия, производство керамики и черепицы. Не так давно здесь была обнаружена гончарная мастерская. Дома делятся на два типа: более сложные имели проход, связывавший улицу с внутренним двориком, который предвосхищает римский атрий. У каждого дома был свой собственный колодец. Гидравлические установки, которые снабжались водой из источников в нижней части акрополя, скорее всего были предназначены для промышленного использования. Дома имели каменные основания, скрепленные глиной, стены строились из сырцового кирпича, крыши лежали на деревянных основах. С западной стороны над городом возвышался акрополь. Сохранились три храма и один алтарь, которые и сейчас можно увидеть. Два некрополя, на севере и востоке, содержат захоронения в ямах и каменных цистах, богатые внутренним убранством (греческая керамика, золотые украшения, этрусские предметы из бронзы).

Марк Аврелий

Римский император, преемник Антонина Благочестивого (121–180 гг. н. э.). Придя к власти, он столкнулся с германской угрозой. Вследствие перемещения готов к Черному морю многочисленные германские племена в 166 г. н. э. двинулись на запад. Квады, наркоманы, гермундуры, сарматы и ломбарды пересекли дунайскую границу, вторглись в Рецию, Паннонию, Норик и Мезию и, перейдя через Альпы, достигли Аквилеи. Марк Аврелий, который часть своих войск отослал в Азию, чтобы сражаться против парфян, вынужден был предпринять две тяжелейшие кампании (166–175 и 177–180 гг. н. э.), прежде чем покорил захватчиков. Придерживаясь в то время политики завоевания, он даровал конституцию двум новым провинциям Германии — Сарматии и Маркомании. Восстание Кассия в 176 г. помешало ему реализовать свои проекты, а в 180 г. в Вене он умер накануне нового наступления на маркоманов — наступления, от которого его сын Коммод откажется.

Маркоманы

Германское племя, в которое предположительно входили разрозненные группы кимвров и тевтонов, которые вступили в союз со свевами, полностью сохранив свою автономию. Маркоманы участвовали во вторжении Ариовиста в Галлию. В конце I в. до н. э. под предводительством Маробода они заняли Богемию и под римским влиянием создали на ее территории мощное государство. Но в 17 г. н. э. Маробод был разбит Арминием, а его империя распалась из-за внутренних противоречий. С 166 по 180 гг. н. э. маркоманы, объединившись с квадами, вторгаются на территорию Римской империи и достигают Аквилеи. Они были отброшены Марком Аврелием, но вплоть до III в. не перестают принимать участие в германских набегах на Рецию и Норик.

Маробод

Король маркоманов. В конце I в. до н. э. Маробод вторгся в Богемию, где создал государство, могущество которого напутало римлян.

Восстание в Паннонии сорвало планы Августа по осуществлению экспедиции против маркоманов. Но в 17 г. н. э. Арминий, победивший Вара, выступил против Маробода, который отказал ему в союзничестве, и изгнал его со своих территорий. Маробод укрылся у римлян, а с 19 г. обосновался в Равенне.

Марсель (Массалия)

Город в Нарбоннской Галлии, основанный в начале VI в. до н. э. фокейцами. Располагаясь к северовостоку от устья Роны (карта 9), Марсель контролировал, таким образом, всю торговлю Северной Галлии и Британии, которая проходила через долину реки (путь транспортировки олова),и представлял собой главный центр торговли с внутренними территориями и очаг распространения греческой цивилизации в Галлии. В середине 1-го тыс, до н. э. марсельцы экспортируют амфоры для вина, кратеры, ойнохои и расписные аттические кубки в районы Д ижона, Салина и даже в регионы, расположенные севернее. Именно из Марселя около 530 г. до н. э. отправился в путь корабль, который, проплыв через Геркулесовы столбы, поднялся до Тартесса, — рассказ об этом путешествии от лица массалиота Перипла в IV в. н. э. был переведен на латинский язык Авиеном. Из Марселя же отправился в плавание Пифей (325 г. до н. э.), он оставил нам подробный рассказ о путешествии, где упоминаются Ирландия и Великобритания. Долгое время Марсель был изолирован от кельтов благодаря многочисленным небольшим альпийским народам. Но около 400 г. до н. э. он подвергся угрозе со стороны союза могущественных племен и обязан своим спасением только чуду. В 154 г. до н. э., а затем в 125 г. до н. э. город обращался за помощью к Риму против салиев. После поражения последних римляне захватили прилегающие территории и расположили гарнизон в Aquae Sextiae (Секстиевы Воды; современный Экс-анПрованс). Во время гражданской войны Марсель принял сторону Помпея. В 49 г. до н. э. Цезарь осадил и захватил его.

Марсилиана

Этрусский город, расположенный между Ортебелло и Маглиано. Здесь обнаружен крупный некрополь эпохи ориентализации, с захоронениями в колодцах и ямах; богатое убранство погребений представлено золотыми и серебряными украшениями и предметами из слоновой кости (табличка с древним этрусским алфавитом). Расположение деревни или города, к которым относился некрополь, неизвестно.

Мегалиты

Мегалитизм представляет собой комплексный феномен, происхождение и значение которого до сих пор остаются неясными. Мегалиты имеют различные формы: дольмены, менгиры, кромлехи. Их распространение на Западе начинается в конце неолита и продолжается вплоть до эпохи бронзы, крайние даты соответствуют примерно 3000 и 1500 гг. до н. э. Самые древние мегалиты находятся на Иберийском полуострове, а наиболее поздние — в Скандинавии. Их распространение, по крайней мере в данном регионе, скорее всего связано с навигацией. Если сомнений в погребальном характере дольменов больше нет, то роль менгиров, кромлехов и аллеи менгиров остается загадкой. Как бы то ни было, эти монументы, по-видимому, были воздвигнуты на Западе незначительными группами, которые мирным путем навязывали свое культурное присутствие и свои модели народам, с которыми вступали в контакт. Некоторые ученые считают этих переселенцев миссионерами новой религии. Существование подобных движений в’ различных регионах Европы (карта 6) и всего мира составляет отдельную проблему. Многие ученые оспаривают универсальный характер этого феномена и склонны по-разному, в зависимости от местности, обозначать явления, которые имеют лишь формальные аналогии.

Мегарон

Большой крытый прямоугольный зал, который представляет собой характерный элемент микенских дворцов.

Мегары

Город в центральной Греции, который контролировал устье Коринфского перешейка. Ему принадлежали два порта — Паги и Нисея. Город основан ионийцами, но затем оккупирован дорийцами. Мегары стали крупным колонизатором: на Сицилии они основали Мегары Гиблейские и Селинонт, Халкедон (676 г. до н. э.) на восточном побережье Босфора, Византий и Гераклею. Эти владения позволяли им контролировать выход к Черному морю. Мегары захватили Са-ламин, который в конце VI в. до н. э. удалось отобрать Афинам. После того как Афины и Спарта заключили мир, Мегары пали под властью последней, утратив свое значение.

Медь

До появления железа медь была основным используемым металлом: это главный компонент в составе бронзы. Во многих регионах медь находили в естественном состоянии — в форме самородков, — что объясняет ее относительно раннее использование. Позже распознали ее наличие в некоторых минералах, которые извлекались из недр (рудники) и обрабатывались (дроблением, промыванием, плавлением и т. д.) для получения чистого металла. Наконец, научились обрабатывать медь (металлургия) так, чтобы придавать ей необходимую форму орудия или оружия. Медь — достаточно мягкий, плохо поддающийся литью металл, поэтому довольно быстро ее заменили различными сплавами, которые обозначаются общим названием «бронза», но медь лишь осталась основным их компонентом. В Европе, за исключением северных регионов, месторождения меди богаты и многочисленны (карта 5). Они активно эксплуатируются в доисторическую эпоху в Англии и Ирландии, в Испании, Этрурии, Богемии, Венгрии, Восточных Альпах, на островах Средиземноморья (Кипр, Сардиния). Но только в эпоху поздней бронзы развиваются те рудниковые разработки, следы которых обнаружены в Тироле, в частности в Миттерберге, — их валовая продукция исчисляется тысячами тонн.

На Ближнем Востоке были разработаны различные металлургические техники; впоследствии, благодаря добытчикам и бродячим кузнецам, они распространились в континентальной Европе (Богемия, Испания и т. д.). Халколит, или медный век, соответствует первым этапам использования и обработки металла в среде, еще во многом остававшейся неолитической.

Мезолит

Первый постледниковый период (около 10 тыс. лет до н. э.). В зависимости от региона он характеризуется различными видами индустрии, среди которых одни относятся к верхнему палеолиту (эпипалеолитический период), а другие свидетельствуют об эволюции, которая в некотором отношении стала предвестием экономического перехода к эпохе неолита. Охоту на северного оленя или животных тундры и холодной степи заменяет охота на оленевых, мелкую лесную дичь и, особенно на северо-западе Европы, морская и речная рыбалка. Развивается навигация, дротик уступает место луку, в оружии и орудиях труда проявляется тенденция к уменьшению размеров острия (наконечники стрел, микрорезцы, рыболовные крючки и т. д. — микролитизм), в то же время появляются домашние животные: собака, свинья и др. Собственно говоря, неолитизация коснулась групп, локализованных на Ближнем Востоке и периферии — в Эгеиде, на Балканах и т. д., — эти группы постепенно заселяли все большую часть континента, адаптируя первоначальные техники к более влажному климату и более грубой почве умеренного пояса Европы. Мезолитический субстрат, во всяком случае в некоторых областях континента, сыграл очень важную роль в становлении новых цивилизаций, которые постепенно заменят древние палеолитические культуры.,

Мельпум

В древних источниках упоминается этрусский город с таким названием, вероятно, он располагался в центральной Ломбардии. Но до сих пор ни одно археологическое открытие не подтвердило это предание. Возможно, речь шла просто о фактории. Мельпум пал от рук галлов одновременно с Вейями в 396 г. до н. э.

Менгир

Мегалит, который представляет собой камень, либо стоящий отдельно, либо включенный в целый ряд (аллею). Когда этот ряд ограничивает некое пространство — круглое, эллиптическое, прямоугольное или любой другой формы, — его называют кромлехом. Функция менгиров остается неясной. Они особенно многочисленны в Британии, где соседствуют с дольменами, но встречаются и в других частях Западной и Центральной Европы, особенно в Северной Германии.

Месопотамия

Месопотамия в эпоху неолита и бронзы являлась главным очагом цивилизации древнего мира. Быстрый взлет земледелия способствует здесь очень ранней (с начала 4-го тыс. до н. э.) урбанизации. В середине 4-го тыс. до н. э. Месопотамия уже насчитывает множество городов: Ур, Эриду, Лагаш, Ниппур и др., — расположенных к западу от Мари. Количество монументальных храмов свидетельствует о расцвете архитектуры и скульптуры в конце 3-го тыс. до н. э. Примерно в то же время шумеры изобретают письменность, развивается металлургия и совершенствуется техника мастеров по керамике (гончарный круг). Именно в 3-м тыс. до н. э. влияние месопотамской цивилизации начинает распространяться на север и запад. Анатолия стала важным посредником этого влияния, распространявшегося в направлении Эгеиды, а затем — Восточной и средиземноморской Европы. После того как образовались первые города-государства, под воздействием импульсов могущественных династий прорисовываются более крупные образования. Период шумерского господства (царские захоронения в Уре) сменяется периодом могущества аккадских семитов: около 2370 г. до н. э. Саргон Аккадский распространяет свою гегемонию на большую часть месопотамских городов. Затем, после вторжения Гонти, Гудеа из Лагаша, цари III династии Ура на несколько веков восстанавливают главенство Шумера. Второе тысячелетие до н. э. начинается при правителях Вавилона, новой метрополии, ставшей первой восточной империей (царь Хаммурапи — около 1790–1750 гг. до н. э.). В 1-м тыс. до н. э. распространяется ассирийское военное господство. Долгое время шумерские и аккадские традиции сохранялись, невзирая на вторжения, которым неоднократно подвергались древние месопотамские города. Их следы проявляются в ассирийском и иранском искусстве, в искусстве степей и некоторых декоративных элементах средиземноморского и европейского континентального искусства вплоть до эпохи Средневековья: христианская иконография еще долго будет сохранять это влияние.

Микены

Микены, исследованные в 1876 г. Шлиманом, дали название блистательной цивилизации, которая распространилась на Пелопоннесе в XVI–XIII вв. до н. э. и сменила на Крите минойскую цивилизацию. Около 1900 г. до н. э. примитивное поселение, построенное на возвышенности, превратилось в мощную цитадель. Она является творением одного из потомков ахейских предводителей, которые возглавили и привели в Грецию индоевропейские группы во время переселения, первые проявления которого локализованы на севере Балкан около 2000 г. до н. э. Цивилизация, которая развилась под их влиянием не только в Микенах, но и в Пилосе, Тиринфе, а затем в Кноссе и т. д., характеризовалась одновременно традициями, распространенными в индоевропейском мире и на Крите, с которым она постепенно установила контакт. Военные предводители, а также хозяева ремесленной и торговой клиентелы — любители искусства и роскоши — начали возводить дворцы — этот новый тип характеризовался мегароном, — их украшали фресками и скульптурами; хоронили правителей в больших сводчатых гробницах (толосы). Дух предпринимательства и авантюризма способствовал развитию военного дела и торговли. Троянская война — последнее проявление этого завоевательного духа. Микенская продукция экспортировалась по всему Средиземноморью, от Малой Азии до Южной Италии, и даже в Центральную Европу, вплоть до Британских островов (микенский кинжал из Стоунхенджа). Но между XII и X вв. до н. э. эта могущественная «империя» рухнула, подорванная междоусобными войнами и, особенно, вторжениями дорийцев.

Микролиты

Орудия небольших размеров, характерные для эпохи мезолита.

Миланский эдикт

Миланский эдикт, изданный Константином и Лицинием в феврале 313 г. н. э., возвратил христианским общинам имущество, которое было у них конфисковано, и провозгласил веротерпимость. Но в действительности христиане уже пользовались свободой культа, предоставленной им двумя годами ранее эдиктом Галерия.

Милет

Ионийский город в Малой Азии, к югу от залива, в который впадает Меандр; один из крупных культурных и торговых центров Ионии (карга 8). Он имел в Египте факторию Навкратис и несколько колоний на побережье Пропонтиды и Понта Эвксинского, среди которых Абидос, Пантикапея и Ольвия (VII в. до н. э.) (карта 9). Попав под лидийский протекторат после поражения Креза в 546 г. до н. э., Милет был оккупирован персами. Вовлеченный в ионийское восстание 499 г. до н, э., город был наказан Дарием, но в 479 г. до н. э. освобожден после битвы при Саламине благодаря победе Афин у мыса Микале. В то время Милет примыкал к Делосскому союзу, возглавляемому Афинами, и после окончания Пелопоннесской войны восстал против Спарты, а затем против Александра, который осадил и захватил его в 334 г. до н. э. Милет, ставший морской державой, достиг расцвета в VII — VI вв. до н. э. Однако он не сумел вернуть былое могущество и в эллинистическую эпоху был вытеснен Эфесом (карта 13). Милет — родина Фалеса, Анаксимандра, историка Гекатея и архитектора Гипподама.

Миндель

Приток Дуная, в долине которого гляциологи выявили геологические свидетельства одного из четвертичных оледенений.

Минойская цивилизация

Минойской археолог А. Эванс в память о легендарном царе Кносса Миносе обозначил эпоху бронзы на Крите и критскую цивилизацию. Выделяют три периода: древнеминойский (2600–2000 гг. до н. э.), среднеминойский (2000–1700 гг. до н. э.) и позднеминойский (1700–1400 гг. до н. э.).

Миттерберг

Горнопромышленный район на территории Muhlbach-Bischofshofen (австрийский Тироль). Здесь разрабатывались рудные жилы медного колчедана. Для того чтобы извлечь его из породы, рудокопы использовали методику пожара, которая заключалась в поджигании сначала верхней части выработки, а затем, по мере того как галерея углублялась в гору (иногда до 100 м глубины), — кровли выработки и прилегающего пространства. Этот эффективный метод, требовавший, однако, больших затрат рабочей силы, перестали использовать только в XIX в. Заметим, что подобный способ эксплуатации рудников, при котором добывались миллионы тонн продукции, требовал участия 150–200 горнорабочих, две трети которых занимались добычей руды, а одна треть — рубкой деревьев, необходимых для укрепления галерей. Рудниковая индустрия этого региона, по-видимому, развивается в период, когда снижается активность микенских металлургов (около 1300–1200 гг. до н. э.). Большая часть руды экспортировалась в форме готовых изделий из литого или кованого металла.

Мона (Англси)

Остров в Ирландском море на западном побережье Британии. В период римского завоевания остров Мона, где находилось главное друидское святилище Великобритании, становится убежищем и центром религиозного сопротивления. В 61 г. на него нападает Светоний Паулин, который покинет остров, чтобы усмирить мятеж иценов. Агрикола захватил остров в 78 г.

Морины

Племя белгов, обосновавшееся на побережье Па-де-Кале между устьями Шельды и Соммы. Морины оказали ожесточенное сопротивление римскому завоеванию. Цезарь, использовавший их порт Гезориак (Булонь) в качестве базы для своих экспедиций в Великобританию, так и не добился, невзирая на многочисленные кампании, полного подчинения моринов. При Августе они восстали и в конце концов были побеждены Карринатом в 29 г. н. э.

Мустье

Индустрия эпохи среднего палеолита, которая ассоциируется с типом неандертальского человека. В Европе мустье начинается одновременно с вюрмским оледенением и продолжается до второй интерстадии этого оледенения. Его продолжительность — приблизительно 50 тыс. лет. Орудия труда в основном представлены эолитами, полученными с использованием техники леваллуа или других техник. Рубила, относительно немногочисленные, имеют сходство с ашельскими. Набор инструментов сводится к наконечникам и скреблам. Выделяют собственно мустье, для которого характерно присутствие изогнутых скребел, ашельское мустье, называемое Ла-Кина (преобладали скребла и скребки ориньякского типа), и мустье Ла-Ферраси, с более скудным набором инструментов. Мустье представляет собой, таким образом, комплексный феномен с многочисленными нюансами. Он распространяется на большей части Европы, Среднего Востока и Северной Африки. Именно в мустьерскую эпоху появляются первые захоронения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

И. Цивилизации древней Европы

Иберы

Основное население древней Испании. Точно не известно, каковы исторические корни иберов. Некоторые историки полагают, что они пришли с Кавказа, — Страбон засвидетельствовал присутствие здесь племени Iberi. Согласно более распространенному мнению, это средиземноморцы, переселившиеся в ходе экспансии очень древней ветви хамитских народов — сахарской: в действительности Сахара оставалась обитаемой, до тех пор пока новые климатические условия не превратили ее в пустыню, что вызвало миграции и исчезновение народов, которые населяли ее ранее. Часть из них отправилась в Испанию и обосновалась на юго-востоке полуострова: они стояли у истоков цивилизации Альмерии. Очевидно, к концу неолита и началу бронзового века жители юговосточной Испании сыграли важную роль в распространении мегалитических конструкций на севере Европы и в освоении океанского побережья. Один из народов Ирландии называется словом «иверны» или «иверы» (Iuerni, Iueri) — почти идентичным слову «иберы». Между испанскими мегалитами и наиболее древними шотландскими мегалитами явно прослеживается параллелизм: в ирландских памятниках данного типа (например, Нью-Гранж) обнаружены погребальные вазы, подобные вазам из мегалитических захоронений Андалузии. Носители мегалитической цивилизации сумели воспользоваться морским путем, который привел их с Иберийского полуострова на север Европы, а затем в Скандинавию; северные мегалиты также имеют испанские корни. В эпоху бронзы сообщение между Британскими островами и Иберией было постоянным: об этих связях свидетельствуют бронзовые предметы (топоры, кинжалы, бердыши) иберийского стиля, в большом количестве обнаруженные в Англии, и орнаменты, выгравированные на ирландских топорах, также иберийские. В VI — V вв. до н. э. на юго-востоке полуострова иберы, контактируя с греческими и пуническими колониями, создали самобытную цивилизацию: в V в. до н. э. она распространилась вдоль восточного побережья вплоть до Аквитании и Лангедока, в IV в. до н. э. — в верховьях Эбра, а век спустя охватывает Кастилию. Эта цивилизация достигает расцвета в период между III в. до н. э. и началом нашей эры (впервые название Иберия появляется у Эратосфена в 230 г.), хотя собственно иберийская цивилизация прекращает свое существование в 19 г. до н. э., когда завершается римское завоевание.

Ибица

Один из Балеарских островов, расположенный к юго-западу от Майорки. Согласно греческому историку Тимею, Ибица была заселена только в VII в. до н. э.; в 660 г. до н. э. карфагеняне основали здесь колонию Ebussos — остров имел удобное расположение, для того чтобы прервать или расстроить отношения между фокейцами и тартезийцами. Наиболее древние археологические находки восходят к VII в. до н. э. Около столицы расположен некрополь Пюиг де Молин, который включает около 5000 подземных гробниц, вырытых в известняке; к ним ведут шахты, сходни и ступени. Галереи с декорированным стенами могли вмещать до шести каменных саркофагов. В этих захоронениях найдено множество статуэток из терракоты, украшений, пунической и греческой керамики. В пещере Cuyram было обнаружено святилище, посвященное Астарте: оно содержало сотни фигурок, имеющих форму колокола, изображающих молящихся или образы богини. Богатство Ибицы связано с тем, что остров стал крупным центром производства пурпура. Цивилизация сохраняла пунический характер, до тех пор пока в 121 г. до н. э. не была завоевана римлянами.

Иконоборчество

Кризис иконоборчества, или Спор об образах, столкнул в VIII и IX вв. до н. э. паулинистов и монофизитов, византийских еретиков — ярых противников образного изображения божества, которое приводило, по их мнению, к иконопоклонению, — с монахами, защитниками святых образов, которые зачастую являлись их собственностью. Этот спор, который нарушал единство Византийской империи на протяжении более чем одного века, вскоре приобрел вид борьбы против Церкви и императорской власти, направленной на сокращение экономического влияния монашества. Этот кризис завершился в конце IX в. насильственной расправой над паулинистами.

Иллирик

Иллирик, или варварская Иллирия, отделенный от греческой Иллирии в IV в. до н. э., включал Далмацию, Либурнию, Истрию и прилегающие к ним территории. Вторжение кельтов в III в. до н. э. оттеснило иллирийцев к Адриатике, где они занялись пиратством. В 167 г. до н. э. римляне навязали им свой протекторат. Затем, пройдя через Далмацию, они распространили свое влияние на иллирийцев вплоть до Дуная. В 27 г. до н. э. к завоеванной территории примкнули Цизальпиния и Македония. Наконец, в 9 г. до н. э. Август сделал Иллирик провинцией. Впоследствии Истрия была присоединена к Италии, и слово Иллирик стало обозначать совокупность провинций Далмации, Норика, Паннонии, Мезии и Дакии. При Констанции II Иллирик, разделенный на два диоцеза, Иллирию и Македонию, стал одной из четырех главных префектур империи. В 395 г. н. э. Стилихон по приказу Аркадия оставил Македонию, которая была присоединена к Восточной империи и стала называться префектурой Иллирика. Эта префектура существовала в составе Византийской империи до конца VII в. Что касается части Иллирика, которая осталась зависимой от Западной империи, то вскоре она была завоевана — сначала германцами, затем славянами.

Иллирия

Римский Иллирик включал лишь часть территории, прежде занятой иллирийцами. В начале 2-го тыс. до н. э. они расселились на обширном пространстве Центральной Европы, между Македонией, Дунаем и Адриатическим побережьем. В VII–VI вв. до н. э. греки основали здесь многочисленные колонии, наиболее известная из которых — Эпидамна (современный Дураццо). В IV в. северная и западная часть их территории была завоевана кельтами, в то время как Филипп Македонский захватил часть регионов, расположенных на востоке. В III в. до н. э. иллирийские пираты, которые действовали вдоль восточного побережья Адриатики, представляли серьезную опасность для греческой торговли в этом море. В тот период здесь появляются римляне, и в 219 г. до н. э. они оккупируют большую часть Иллирии. Однако Иллирийское царство сохраняло свою независимость в балканском регионе вплоть до 168 г. до н. э., когда оно было окончательно захвачено римлянами. Но далматинские племена долгое время сопротивлялись оккупации и покорились только в 9 г. н. э., при Августе, который и создал провинцию Иллирик. Иллирийцы поставляли легионеров в римские армии, прежде чем дать Риму императоров, в частности Диоклетиана.

Индибил

Король илергетов, могущественного племени тарраконской Испании, расположенной между Пиренеями и средним течением Эбра. Так же как Мандоний, еще один король илергетов, Индибил был одним из иберийских союзников Сципиона.

Индоевропейцы

Этим термином, первоначально лингвистическим, называют различные народы Европы и Азии, которые говорят на языках, имеющих общие корни: исследователи пытаются уточнить, насколько это возможно, какими были язык, цивилизация и религия первых европейцев. В результате вторжений — или колонизаций — эти народы передали свой язык населению значительной части Южной Европы, и прежде всего Греции (вторжения ахейцев и дорийцев).

Инсубры

Одно из самых могущественных кельтских племен Цизальпинии. Согласно Титу Ливию, во время экспедиции Белловеза (VI в. до н. э.) инсубры уже занимали ломбардскую равнину. Галлы, пораженные совпадением названий этих инсубров и одной из ветвей племени эдуев, остановились и основали Медиолан (Милан), главный город цизальпинских инсубров. Инсубры, ставшие в 225 г. до и. э. союзниками бойев, в 222 г. до н. э. были покорены Клавдием Марцеллом в Кластидии и перешли, возможно, в категорию foederati — союзников. Прибытие Ганнибала и Вторая Пуническая война пробудили кельтский национализм, и инсубры, так же как бойи, восстали. В 194 г. до и. э. они были окончательно покорены.

Ионийцы

Ионийцы обосновались в центральной Греции во 2-м тыс. до н. э. Впоследствии под натиском дорийцев они переселились вместе с соседними группами — ахейцами, эолийцами и др. — на западное побережье Малой Азии, которое было названо их именем (Иония; карта 8). Ионийский язык, имеющий индоевропейское происхождение, как и другие греческие диалекты, использовался в нескольких локальных вариациях в Аттике, Эвбее, на побережье Малой Азии (Лидия) — между Смирной и Галикарнасом, равно как на островах Самос и Хиос. В области архитектуры с ионийцами связано название одного из двух основных стилей, использовавшихся в греческом мире, — ионического ордера, распространившегося в той части Малой Азии, которую занимали ионийцы.

Италика

Город в Бетике, расположенный на правом берегу Гвадалквивира, напротив современной Севильи. Италика была основана Сципионом Африканским в 206 г. до и. э. на месте древнего иберийского города и населена ветеранами. В эпоху Римской империи она стала процветающей колонией (здесь разрабатывались месторождения среброносного свинца). Италика — родина Траяна, Адриана и Феодосия. В VIII в. н. э. разрушена арабами.

Италики

Как правило, италиками называют индоевропейские народности — разные и многочисленные, — которые распространились в различных регионах итальянского полуострова. Но итальянские ученые склонны обозначать этим термином только умбро-сабельские группы и народы Центральной Италии, которые образуют этническое и языковое единство.

Италиоты

Италиотами называют жителей южных регионов Италии, колонизированных греками (не следует путать с италиками).

Ицены

Народ, обитавший на восточном побережье Британии, на территории современного Норфолка и Саффолка. Стали союзниками римлян, заключив с ними договор о союзе и клиентеле, но в 61 г. н. э. восстали под предводительством королевы Боудикки и были разбиты Светонием Паулином.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

  

ЦИВИЛИЗАЦИЯ Гёбекли-Тепе 

 

Гёбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe - "Пузатый холм"; арм. Պորտասար [Портасар] - "Пуповинная гора") — храмовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в исторической Западной Армении, на территории современной Турции. Одно из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры. Поверхность некоторых камней покрыта рисунками. Заброшен со времени 7500 лет до н. э.

С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Şanlıurfa) под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt). Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стесанных рисунков

 

 Подпись: Один из камней храмового комплекса с рельефным рисунком

 

Один из камней храмового комплекса с рельефным рисунком

         На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет. В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до3 мв высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис.

Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур.

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к 9 тыс. лет до н. э., а его начало — к 11 тыс. лет до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетию до н.э.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно.

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ Невалы-Чори 

Невалы-Чори (тур. Nevalı Çori) — ранненеолитическое поселение на реке Евфрат в восточной Турции. Расположено у подножья гор Тавра. Содержит древние храмы и монументальную скульптуру. Исследования проводились в 1993 г в связи с предстоящим затоплением водохранилищем. В настоящее время вместе с прочими археологическими памятниками в окрестностях ушло под воду.

Тип строений: прямоугольные постройки с системой каналов под зданиями, аналогичные найденным ранее в Чайоню. По данным радиоуглеродного анализа, вторая половина 9 тысячелетия до н. э., что также соответствует постройкам в Чайоню. Древнейший слой относится к 10 тысячелетию до н. э.

Поселение состоит из пяти уровней. В них были найдены остатки 23 длинных прямоугольных сооружений из двух-трех параллельных линий комнат. К ним примыкают структуры, образованные проекциями стен, которые считают жилыми помещениями. Глубокий многослойный фундамент сложен из больших обтесанных камней, щели между которыми заполнены камнями поменьше. Через каждые 1 — 1, 5 м в фундаменте проложены каналы, проходящие под прямым углом к главной оси здания, перекрытые сверху плоскими камнями, но открытые по бокам. Их назначение неизвестно, это могла быть дренажная система или воздуховоды для охлаждения и аэрации домов.

В северо-западной части поселения расположен культовый комплекс, в котором различают три последовательных археологических слоя. Два верхних имеют цементные полы, которые в древнейшем слое не сохранились. Аналогичное покрытие пола известно в Гёбекли-Тепе и Чайоню. В стены встроены колонны, похожие на такие же в Гёбекли-Тепе, и две отдельно стоящие колонны 3 м высотой расположены в центре храма. Потолки предположительно были легкими и плоскими.

В помещениях найдены многочисленные скульптуры из известняка, включая человеческие головы с пучком волос. Кроме них имеются изображения птиц, на некоторых колоннах вырезан рельеф, в котором различимы человеческие руки. Подобные изображения встречаются в Гёбекли-Тепе.

Кроме каменных скульптур найдено несколько сотен фигурок людей около 5 см в высоту из обожженной глины, что указывает на использование керамики в сакральных целях еще до появления глиняной посуды. 

 

Чатал-Гуюк (автор: Володя Никитин, сайт «Исторический дискуссионный клуб») - http://historicaldis.ru/blog/43979979608/CHatal-Guyuk

Чатал-Хююк (тур. Çatalhöyük [tʃaˈtal.højyk], также Çatal Höyük и Çatal Hüyük, в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от города Конья. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением.

Официальный сайт раскопок в Чатал-Гуюке http://www.catalhoyuk.com/. При раскопках были найдены обломки [Щербаков В.И., “Близкие и далекие этрусски“, “Техника Молодежи”-5/1984] медного шила и трех медных булавок, а также куски руды датированы рубежом VIII-VII тыс. до н.э. 

Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н. э. Поселение существовало до 5700 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. Благодаря такому местоположению поселение господствовало над обширными полями на Иконийской равнине к юго-востоку от современного турецкого города Конья. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение византийской эпохи. Между двумя холмами поселения существовал канал, отведенный от реки Чаршамба. Неолитическое поселение в Чатал-Хююке занимало территорию около 13 га, из которых к настоящему времени раскопано около 0,5 га.

Экономика Чатал-Хююка была основана на земледелии и скотоводстве. Кроме пшеницы и ячменя жители Чатал-Хююка выращивали бобовые, а также собирали дикорастущие миндаль, фисташки и фрукты. Пасли овец и, возможно, крупный рогатый скот. Тем не менее, главным источником мяса оставалась охота. Орудия труда и оружие древние жители Чатал-Хююка изготовляли преимущественно из обсидиана и не только использовали сами, но и продавали другим племенам в обмен на морепродукты, раковины моллюсков и кремень, поступавший из Сирии. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась в горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Судя по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века.Население восточного холма насчитывало до 10 тыс. чел. Все поселение состояло из жилых домов; общественных построек не найдено. В то же время стены больших домов были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным. Дома строили из сырцового кирпича, скученные как соты в пчелином улье. Улиц или дорожек между домами не было. Вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «улицы», по-видимому, проходили по крышам зданий. Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Как очаги, так и лестницы и вход в помещение обычно располагались возле южной стены. Кроме того, в интерьере имелись приподнятые платформы, вероятно, сидения или столы. Как и стены, они были покрыты полированным алебастром. Подсобные помещения использовались как хранилища и были доступны из главной комнаты через низкий вход. Все помещения содержались в чистоте, мусора или отходов в них найдено крайне мало. Мусорные кучи располагались в стороне от домов и содержали наряду с пищевыми отходами и нечистотами остатки древесного угля и золы. В хорошую погоду население могло также располагаться на крышах своих жилищ, а в холодную там устраивали общественные очаги, вероятно, для отопления. Время от времени обветшавшие сооружения частично разрушали, и на фундаменте из обломков возводили новые стены. В результате строительной активности селение постепенно поднималось над окружающим рельефом. Всего обнаружено до 18 слоев такого строительства.

Не зная гончарного искусства, жители древнего Хаджилара использовали сосуды из мрамора и, возможно, плетеные, кожаные, деревянные сосуды. Деревянная посуда, наряду с плетеной долгое время заменявшая керамику, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в то время на всем Ближнем Востоке. Здесь и плоские блюда с фигурными выступами-ручками, и кубки, и коробочки разного вида с плотно прилегающими крышками Керамика в Чатал-Хююке впервые появилась лишь около 6500–6400 гг. до н. э., но первые гончарные изделия были примитивными и не шли ни в какое сравнение с деревянными, костяными и роговыми сосудами, которые употреблялись местными жителями начиная с эпохи верхнего палеолита. При этом, на облике керамических сосудов сказывается влияние деревянных и плетеных изделий-прототипов. Из полированного обсидиана делали зеркала и аккуратно закрепляли их в рукоятке при помощи известковой массы. Синие и зеленые апатиты служили материалом для бус, причем мастера ухитрялись просверливать в бусинах такие тонкие отверстия, что в них едва проходит современная швейная иголка. Такие же отверстия просверливались и в обсидиановых подвес-ках. Несколько позднее появляются медные и свинцовые бусы, подвески и другие украшения, изготовленные из самородного металла.

Прекрасные ткани (возможно даже шерстяные) были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача.

Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами. Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах селения. Некоторые черепа покрывали алебастром, моделируя лицо, и раскрашивали охрой. Подобные обычаи встречались также у населения других неолитических поселений, например, в Иерихоне и на территории современной Сирии.

 

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Чатал-Гуюк - (в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от города Конья. Фото места раскопок.

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Реставрация типичного интерьера жилой комнаты

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Голова быка из Чатал-Хююка в музее в Анкаре

Настенные росписи обычно представляют собой сцены охоты, мужчин с поднятым фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных, оленей и грифов. Изображение двуглавой вершины (возможно горы Хасандаг) иногда расценивают как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии, хотя другие исследователи видят в нём лишь геометрический орнамент. Кроме росписей на стенах найдены рельефы в виде леопардов, смотрящих друг на друга, и множество женских статуэток из мрамора, коричневого и голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Статуэтки предположительно изображают Богиню-мать. Они нередко находятся в зернохранилищах, что указывает на статус женского божества как хранителя урожая.«Заключение о том, что народы Африки с их культурами, уходящими корнями в далекое прошлое, достигли Ближнего Востока и какое-то время процветали там, вполне логично, и избежать его трудно.

 

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Великая богиня-мать на троне в окружении леопардов

Археологов и историков  удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Они отмечает, что „неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию и животноводству, а также культу Богини-Матери — основе нашей цивилизации“. Со всей справедливостью можно добавить: основе, многими пока что ещё отрицаемой».По количеству женские изображения многократно превосходят мужские. Хотя культовых сооружений не найдено, наличие погребений, статуэток и росписей свидетельствует о наличии у жителей религии и богатой религиозной символики. Помещения, в которых сконцентрированы женские фигурки, предположительно, представляют собой святилища.Ещё в 1960-х годах было раскопано 40 таких «святилищ». Богиня изображалась в трёх ипостасях — молодой женщины, матери, рожающей ребёнка (или быка), и старухи, иногда в сопровождении хищной птицы. Мужское божество изображалось в виде мальчика или юноши (ребёнка или любовника богини) или бородатого мужчины, иногда верхом на священном животном или быке. Рельефные изображения богини, иногда до двух метров в высоту, леопардов и бычьих голов выполнены из алебастра, дерева или глины. Иногда символы жизни — женская грудь и бычий рог — объединены.

 

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Фреска с изображениями быков, оленей и людей

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Керамика

 В святилище, датированном 6200 до н. э., были найдены четыре человеческих черепа, расположенных за бычьими головами на стенах. На одной стене изображены грифы с человеческими ногами, нападающие на обезглавленного человека. Значение мифо-ритуального комплекса, представленного этими изображениями, пока не расшифровано.Несмотря на наличие «святилищ», признаков социального расслоения и сосредоточения богатств у правящей верхушки в селении не обнаружено. Даже половая дифференциация не выражена, женщины и мужчины получали одинаковую пищу и, по-видимому, имели одинаковый статус в обществе. Поскольку тела лиц с высоким статусом хоронили отдельно от черепов, исследователи сопоставили количество подобных мужских и женских захоронений и обнаружили, что оно приблизительно одинаково. В связи с этим исследователи 2000-х годов предположили, что община не была ни патриархальной, ни матриархальной, и смысл изображения женских фигур был иным, нежели поклонение Богине-матери.

 

ПОДРОБНЕЕ - "Самые свежие данные и фото по наидревнейшим европейским цивилизациям (по материалам экспедиции ЛАИ 2012г.)"  -  http://almisto.mirtesen.ru/blog/43055494845/Samyie-svezhie-d...

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

Первоисточник (права на размещение материала получены А. Алмистовым от А. Склярова):

http://lah.ru/expedition/tur2012/titul.htm 

Видеоматериалы по теме:

«В поисках Араты», автор фильма – Андрей Скляров (ЛАИ)

Справка (Об авторе): Андрей Скляров, известный исследователь следов древних цивилизаций, путешественник, писатель, сторонник версии палеоконтакта, организатор целого ряда съемочно-исследовательских экспедиций в разные регионы планеты, автор и главный координатор интернет-проекта «Лаборатория Альтернативной Истории», директор-распорядитель Фонда развития науки «III тысячелетие», автор книг: «Перу и Боливия. Задолго до Инков. (серия "Следы Богов")», «Древняя Мексика без кривых зеркал», «Обитаемый остров Земля», «Цивилизация Богов Древнего Египта», «Эзотерика и наука: враги или союзники (серия "Великие Тайны")», «Опасное наследие Богов. (серия "Тайны Древних Цивилизаций")» и др.) 

Аннотация фильма: «Исследователи древней истории незаслуженно обходят вниманием турецкую Анатолию, на территории которой, по мнению историков, не было никаких крупных цивилизаций ранее III тысячелетия до нашей эры. Между тем в еще более ранних шумерских текстах упоминается некая загадочная страна Аратта, местоположение которой связывается с современной Турцией. 

Фильм создан на базе материала, собранного в ходе экспедиции Фонда развития науки «III тысячелетие» в Турцию в августе 2012 года…» 

Ссылка на фильм:

 

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" ( http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,

http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/vide...)

 

Основной авторский портал по Древней ИСТОРИИ -  http://almisto.mirtesen.ru/

 

s30556663155.mirtesen.ru

Древние цивилизации Европы, ЗАРОЖДЕНИЕ античной цивилизации

Что такое древнегреческий полис - город, государство или общество? , право

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Соотношение цивилизационного и формационного подходов к изучению прошлого, ценности. Запада

Не умаляя значения других древних цивилизаций, мы все-таки должны признать, что особое влияние на историю народов. Европы сделали. Древняя. Греция, эллинистические государства и. Древний. Рим их история, баг гата событиями и достаточно подробно описана и изучена, во многом известна и вам. Однако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрения движения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древние ци вилизации человечество? ом?

ЗАРОЖДЕНИЕ античной цивилизации

В. Греции в VIII-VI вв до не развились социально-экономические и политические явления, которые предоставили античному обществу определенную специфику по сравнению с другими цивилизациями: классическое рабство, система грошовог го обращения и рынок, полис - основная форма политической организации, идея суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, которые повлияли на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие элементы античной культуры - наука и философия, главные жанры литературы, театр, архитектура, спорспорт.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием хозяйства, имел разнообразные последствия для общества. Рост производительности труда благодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремесле привел к увеличению избыточного (сверх необходимого для производителя) продукта труда. С сельского хозяйства освобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла отдели емлення ремесла от сельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, другими словами - появление рынка не как места, куда со всей. Греции свозились товары, а как регулярных торговых связ зкив между областями и районами страны. Развитие торговли требовал такого продукта, который мог бы играть роль общего эквивалента легко обмениваться на другие продукты труда. Таким эквивалентом стали г. Роши. Первоначально функцию денег выполнял скот, позднее - монеты из металла, которые можно было обменивать на другие продукты по определенным счетамхунком.

Несмотря на то, что в архаический период. Греция не была единым государством, регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали. УСВ видомлюваты себя единым народом - эллинами, отличным от других - нееллинив. Одним из проявлений самосознания эллинов были знаменитые. Олимпийские игры, которые проводились с 776 г до не и на которые допускались т олько эллинліни.

Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было сочетание чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможность бурный, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса"Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестно упав, храброму мужу в бою ради отчизны своей", - писал спартанский поэт. Тиртей. А принцип состязательности воплощался в стремлении лучше послужить полисісу.

К. УШ-VI в до не относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Все силы общества использовались для монументальных культовых сооружений, прежде храмов покровителей общины и. Для полисного мировоззрения было характерно представление об особом связь полиса с определенным божеством-покровителем. Всегреческого значение имели лишь святилища в. Д эльф ах и. Олимпии. Обычай принесения дар ункив в храмы способствовал тому, что последние сосредоточивали лучшие произведения искусства, а их территория напоминала музееа музеї.

Величайшим достижением греческой культуры той эпохи было создание алфавитного письма. Превратив финикийскую составляющую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того, чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были годы тяжелого труда. Состоялась демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей. Греции. Овладение грамотой давало возможность к ористуватися письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученыхених.

Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии - принципиально нового подхода к познанию мира и человека, который в корне отличался от мифологии. Постановка проблем, взгляд на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего, что происходило в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологической х взглядев.

Можно согласиться с мнением ученых, которые связывают возникновение философии с общественным опытом гражданина раннего полиса. Мир полиса, отношения в нем - вот та модель, лежащую в основе представлений греч цьких философов о большой мир - космос.

В зарожденной философии складывались противоположные подходы к решению важнейших вопросов устройства мира. Так, мыслители натурфилософского направления (лат natura природа) искали первооснову мира в самой прир роде, а не вбожестви или идеи. Они стремились раскрыть взаимосвязь явлений и понизаты развитие мира их философия были стихийно-материалистической и диалектическичною.

Другое направление философии представляли пифагорейцы, последователи известного математика. Пифагора. Основой основ пифагорейцы считали математику. Они думали, что количество, форма определяют сущность всего. Пост тупово они стали отождествлять вещи с числами, лишив вещественный мир материального содержания. Преобразованное в абсолют число, по мнению пифагорейцев, и составляет сущность мирвіту.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической. Греции (от рубежа VI-V вв до не до 338 г до не). В этих достижениях духа проявлялась своеобразная черта античной. Греции - формирования этнического самосознания. Эллинаеллінів.

uchebnikirus.com


Смотрите также