Сирийцы древние. 13 памятников, которые разрушили террористы ИГИЛ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние цивилизации на территории Сирии. Сирийцы древние


Достопримечательности Сирии

 

 

Достопримечательности Сирии

 

1. Мечеть Омейядов (Umayyad Mosque)

Мечеть Омейядов или большая мечеть Дамаска, находится в старом городе Дамаска, это одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Она почитаема как мусульманами так и христианами, считается, что внутри мечети хранится голова Иоанна Крестителя. Она была построена в 706-715 г. н.э. а до этого времени служила в качестве церкви. Мечеть Омейядов одна из основных достопримечательностей Сирии.

Дамаск был столицей арамейского государства Арам-Дамаск во время железного века. Сирийцы западной Сирии были последователями культа Хадад-Раммана, бога грозы и дождя, они возвели первый храм на месте будущей мечети Омейядов. 

Храм Хадад-Рамман продолжал служить центральную роль в городе, когда римляне завоевали Дамаск в 64 г. до н.э. они превратили храм Хадад в храм Юпитера. К концу 4-го века, в 391 году Храм Юпитера был преобразован в собор  христианским императором Феодосием I (г. 379-395). А уже в 17-м веке на этом месте была выстроена мечеть Омейядов.

 

 

2. Цитадель Алеппо (Aleppo Citadel)

Цитадель Алеппо - огромная крепость, построенная на холме, которая возвышается над древним городом. Цитадель, один из самых больших замков в мире, его развитие началось в 3-м тысячелетии до нашей эры. Она содержит многочисленные ценные здания внутри периметра крепостных стен, произведения искусства, а также подземные ходы, которые проникают в глубина на 110 метров. 

Крепость играла огромную роль во время крестовых походов, она попеременно была во владении, то крестоносцев, то мусульман.

 

 

3. Монастырь Мар Саркис (Mar Sarkis Monastery) 

Мар Саркис - один из старейших христианских монастырей, построенный на месте языческого храма. Монастырь  содержит элементы из византийского периода 5-6-го века нашей эры. В монастыре находятся две очень старые иконы, одна из них считается самой старой в мире.

 

 

4. Дом святого Анания (House of Saint Ananias)

Дом святого Анания - Дамаск. Подземная структура. Это возможно дом Анания - человека, который крестил Саула (апостола Павла). Позже, в 5-6-м веке нашей эры в подземелье обосновалась византийская церковь.

 

 

5. Пальмира (Palmyra) 

Пальмира - это один из самых богатых и самых современных городов древности была. Сегодня можно только представить себе, какое впечатление этот красивый город производил на современников, которые приходили туда с караванами торговцев. 

Никто не может сказать, когда была основана Пальмира, но первые упоминания про Пальмиру нашли на глиняных табличках, возраст которых датирован 1800 до н.э., найденных в другом древнем городе - Мари.

В арамейском, Пальмира, означает "непобедимой город". Пальмира упоминается также в Библии и Талмуде - согласно Библии, город был построен царем Соломоном.

Завоеванная Александром Македонским (около 330 г. до н.э.) изменила ход истории в Леванте. Вскоре империя была разделена и Пальмира стала самостоятельным городом в империи Селевкидов - эллинистические преемники империи Александра.

Основными достопримечательностями города, являются Храм Ваала, Большая колоннада Пальмиры, Римский театр, замок Пальмиры, сенат и множество других интересных достопримечательностей.

 

 

6. Ресафа (Resafa)

Ресафа - это хорошо сохранившиеся остатки укрепленного ассирийского и римского города, он начал развиваться в 9-м веке до нашей эры. В 4-м веке нашей эры он был важным христианским местом паломничества. Город окружен крепостной стеной. Внутри находятся развалины церкви и другие здания.

 

 

7. Босра (Bosra)

Босра - руины древнего мегаполиса, самый старый город набатеев (2 - й век до н.э.). Позже он стал важным римским поселением, столицей провинции Аравия, а позже византийским городом. Основными достопримечательностями являются:  римский амфитеатр, мечеть Аль-Омари и многие другие древние святыни.

 

 

8. Дамаск (Damascus)

Дамаск - очень старый город, первые упоминания о городе датированы 6300 г. до н.э., а стабильно развивался как город с 3-го тысячелетия до нашей эры. Важный центр производства стали и тканей в средние века, дамасская сталь - эталон качества холодного оружия испокон веков.  Город имеет сотни красивых исторически значимых зданий, таких как Мечеть Омейядов - одна из наиболее значительных зданий на Ближнем Востоке. Старый город все еще окружен стенами,  которые имеют семь ворот с римских времен.

 

 

9. Амфитеатр Босра (Bosra Roman Theatre)

Римский театр в Босра, сирийская провинция Дараа. Огромный, хорошо сохранившийся римский театр, построенный в первой половине 2 века н.э.. Это был один из крупнейших римских театров когда - либо построенных, на его ступенях могло разместится более 15 000 зрителей. 

Снаружи амфитеатр выглядит как самая настоящая крепость, как таковой и стала в 11-м веке, когда были построены первые две башни, а в 13-м веке амфитеатр в Босре окончательно приобрел очертания крепости. Защитные сооружения вокруг амфитеатра были возведены для защиты от крестоносцев.  

 

 

10. Храм Айн Дара (Ain Dara Temple)

Айн Дара в провинции Алеппо, это остатки храма железного века, который был активен в 1300 - 740 г. до н.э. Храм похож на Храм Соломона, как описано в Библии, но старше. Руины включают в себя скульптуры львов, сфинксов и отпечатки ног. Старейший храм на территории Сирии. Открытие храма стало результатом случайного нахождения колоссального базальтового льва в 1955 году.

 

 

11. Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers Fortress)

Крепость Крак де Шевалье, которая находится недалеко от Хомса, является очень интересной достопримечательностью средневекового времени. Комплекс был построен рыцарями госпитальеров, и первоначально он был окружен высокой каменной стеной с защитными башнями. Только часть этой стены сохранилась, но сама крепость находится в отличном состоянии. Во время экскурсии в этом месте вы узнаете много интересных фактов о Краке де Шевалье. Она считалось самой неприступной крепостью в стране, и только Султану Байбарс удалось завоевать крепость. 

 

Крак де Шевалье

 

 Путеводитель: Достопримечательности Сальвадора

xn--h1aqbff.xn--p1ai

Древние цивилизации на территории Сирии: matveychev_oleg

Федор Синельников

Шумерские колонии

Сегодня у нас пойдет речь о первых цивилизациях, собственно цивилизациях, которые существовали на территории Сирии, то есть образованиях, у которых существовала государственность, письменность, развитая городская жизнь, и об истоках географических и культурных этих образований, откуда они, собственно, в Сирии появились.

Здесь можно говорить сразу о двух тенденциях, которые в принципе всегда актуальны при рассказе о той или иной цивилизации. Это автохтонная тенденция, которая объясняет возникновение местных центров сугубо местными особенностями, местными традициями, местными усилиями, и идея привнесения, концепция привнесения цивилизации, привнесения культуры извне, когда более развитый ареал транслирует свои ценности, свои коды местным внешним культурам.

В каком-то смысле мы можем говорить, что сирийская древняя цивилизация, эта сирийская субцивилизация, если угодно, была во многом, с одной стороны, автохтонного, местного происхождения, с другой стороны, огромную роль в ее формировании сыграли шумеры.

Шумерская культура существовала в Южной Месопотамии. Она развивалась с рубежа V-IV тысячелетия до н.э. Собственно, период носит наименование урукского, Джемдет-Наср, и более позднее образование, собственно, совпадающее с Джемдет-Наср отчасти — это цивилизация Киша, тоже шумерского центра, расположенного чуть севернее Урука. И вот именно из Южной Месопотамии уже в IV тысячелетии началась весьма любопытная трансляция собственных идентичностей дальше на север.

Она имела два аспекта, две составляющих. Во-первых, это было физическое, в прямом смысле слова, переселение части шумерского населения вверх по Евфрату, и, во-вторых, это было привнесение шумерами своей культуры, которая воспринималась местным населением. О характере языковом местного населения я еще скажу. Пока что хочу остановиться на том, что уже в IV тысячелетии стали на среднем течении Евфрата возникать протогородские и городские центры, которые во многом можно рассматривать как своего рода культурные колонии, а иногда и физические колонии шумеров.

Прежде всего хочется сказать о таком центре, как Джебель Аруда и Хабуба Кабира, Южная Хабуба Кабира, которые находились на территории современной Сирии по Евфрату. И это, пожалуй, самые западные центры, в которых прослеживалась шумерская культура в IV тысячелетии до н.э. Эти центры не были долговременными. Относительно быстро они пришли в упадок. Уже в 3200 году примерно до н.э. они прекращают свое существование, но одновременно с ними или чуть позже возникали шумерские колонии по реке Хабур. Это приток Евфрата, который также впадает в Евфрат с севера, двигаясь с северных предгорий.

И как раз у истоков Хабура существовало несколько интересных культурных центров. Один из них называется Тель Байдар. Тель Байдар — это современное название. Он находится в провинции Хасаке, в Сирии, в мухафазе Хасаке, на территории Сирийской Республики. Предположительно он назывался в свое время Набада, но это весьма условное, предположительное название. Окончательно сказать, уверенно, что это его аутентичное имя, невозможно.

И еще один очень важный центр — Тель-Брак, в той же провинции Хасаке. Он носил название Нагар или Навар чуть позже и тоже находился в верховьях Хабура. Вот эти два центра весьма интересны тем, что здесь происходила встреча древней шумерской культуры с местными народностями, местным нешумерским уже языком и формировалась интересная оригинальная культура с сильнейшим шумерским влиянием во всех сферах. Это были еще бесписьменные центры, поскольку у самих шумеров письменность в полном смысле слова появляется только в самом конце IV тысячелетия до н.э., уже на рубеже урукского и кишского периодов. И вот эти вот центры севера Сирии — это были еще культуры, которые не имели своей письменности.

От шумеров к семитам

Хотелось бы несколько слов сказать об этническом или, точнее, лингвистическом характере населения этих областей. Шумерский язык является изолятом. У него не обнаруживается на сегодняшний день каких-либо явных связей с языками других семей и групп. И в этот период на севере, северо-западе он взаимодействовал с языками, которые более-менее могут быть нами идентифицированы в генетическом плане.

Во-первых, это семитские языки, и семитские языки существуют до настоящего времени и имеют богатейшую письменную традицию, и, во-вторых, это хурритские языки. Хурритские языки представляют собой ответвление некоей общей, видимо, группы хуррито-урартской. Их генетические связи спорны. Есть гипотеза, которую предложил в свое время Старостин, о родстве хуррито-урартских языков с вайнахскими, но на сегодняшний день эта гипотеза вызывает у ряда лингвистов возражения.

Вот три основных языковых сообщества, которые тогда действовали в Месопотамии, Месопотамии Северной и на территории Сирии. Сирия в этом смысле весьма любопытна, потому что здесь, можно говорить, возникла своего рода чересполосица буквально хурритских и семитских поселений, и происходил весьма интенсивный культурный обмен. И все же можно говорить о доминирующей тенденции к ассимиляции хурритов семитами. Этот процесс занял несколько тысячелетий, и постепенно хурриты на этой территории полностью исчезли, местное население полностью перешло на языки семитской группы.

Я здесь хотел бы обратить внимание наших слушателей на очень любопытный момент истории древних и современных семитов. Вот эта область, современная Сирия и дальше вплоть до границ Египта, палестинско-иорданский регион, — это во многом смысле уникальная территория, на которой местная культурная, лингвистическая и письменная традиция не прерывается с примерно 2500 года до н.э. То есть мы можем сказать, что это, пожалуй, единственный регион на планете, в котором сохраняется такая устойчивость лингвокультурная. Если мы посмотрим на древний Китай или Индию, государства древней Америки или тем более современную Европу, мы увидим, что все народы, которые на сегодняшний день имеют здесь свою государственность и письменную традицию, все появились здесь относительно поздно.

Древние семиты, которые тоже были, по всей видимости, мигрантами с какой-то своей прародины, где она — это тема отдельная и весьма сложная, но как бы то ни было мы можем говорить, что примерно с середины III тысячелетия до н.э. на территории Леванта, то есть от границы Турции до границы современного Египта, существует устойчивая семитоязычная общность, которая сохраняет свою лингвистическую идентичность, которая имеет письменную и политическую традицию с очень древних времен.

Есть такая забавная присказка, что Дамаск является самой древней столицей на земле, действующей столицей действующего государства. Естественно, у Дамаска были свои периоды, когда он столицей не являлся, но действительно мы можем говорить, что в этом смысле Дамаск весьма любопытным местом является. Это действительно один из самых древних центральных городов семитов. Но Дамаск был, конечно же, далеко не первым семитским центром.

Город Эбла

И здесь нужно сказать несколько слов о таком значительном семитском центре, располагавшемся в Северной Сирии, который носит название Эбла. Эбла — это весьма любопытный город. Древнее население его в лингвистическом плане установить очень сложно. Город там возник, по всей видимости, или протогородское образование в 2900 примерно году до н.э., то есть в самом начале III тысячелетия до н.э. И у Эблы есть свои циклы развития, своя, если можно так сказать, система периодизации.

Самый древний период Эблы — это дописьменный период, примерно с 2900 по 2400 год, плюс-минус 100 лет, то есть это период, когда у местного населения еще не было письменности. Когда письменность появляется, она появляется опять же, конечно же, под влиянием шумерской клинописи, и, по всей видимости, Эбла представляет собой уникальный в этом смысле центр, поскольку именно здесь, по-видимому, впервые была осуществлена адаптация чужой системы письма для собственного языка, то есть система письма, которую создали шумеры, шумерская клинопись для местного семитского языка.

Аналогичные действия в Эламе или в Аккаде могут быть по времени примерно соотнесены с этими культурными преобразованиями в Эбле, но все же, по всей видимости, Эбла чуть-чуть опережает и Аккад, и Элам в этом смысле. Тем более надо сказать, у Элама была своя система письменности. Эламиты пользовались собственным линейным письмом, а до этого еще существовало протоэламское письмо, носители которого гипотетически могут тоже быть отождествлены с эламитами, но это уже отдельная тема.

Итак, вот в этом смысле Эбла представляет собой уникальный центр, но еще и она удивительна тем, что там сохранился огромный местный архив. Архив — опять же в зависимости от того, как считать дошедшие до нас памятники, можно говорить примерно о 20 000 фрагментов глиняных табличек, которые содержат письменную информацию, и примерно из этих 20 000 фрагментов примерно 1800 представляют собой целостные тексты. Это самый ранний образец семитского письма на сегодняшний день, и этот архив позволяет представить себе историю этого региона с середины по крайней мере III тысячелетия до н.э. и вплоть до более поздних периодов, хотя нужно сказать, что основная часть архива Эблы охватывает достаточно небольшой промежуток времени, примерно с 2400, как я уже сказал, плюс-минус 100 лет, до 2200 года, когда Эбла была разрушена другим семитским центром, Аккадом.

Современные события в Сирии трагически сказываются на возможности продолжения изучения памятников древней культуры. Дело в том, что Эбла находится недалеко от города Халеб, того самого Алеппо, вокруг которого сейчас происходят трагические боевые действия, в 50 километрах от него на юго-запад, к Идлибу (тоже на слуху сейчас это имя), собственно в этой мухафазе, в Идлибе, недалеко от этого города.

Помимо того, что в Эбле возникает вот эта вот система заимствования шумерской письменности для собственного языка, Эбла, по всей видимости, является и на сегодняшний день первым центром, в котором были созданы словари: словари, позволявшие делать переводы с языка на язык, то есть с языка, на котором говорило местное семитское население, на шумерский язык. Язык населения Эблы является предметом споров в научной среде. То есть доминирующая все-таки на сегодняшний день точка зрения, что это был восточносемитский, а не западносемитский язык.

Семитские языки делятся на восточно- и западносемитские. Соответственно, восточносемитскими являются языки древних аккадцев, а западными семитскими языками были языки Ханаана, древних евреев и древнего Угарита. Язык Эблы в этом смысле весьма интересен, и он содержит в себе в том числе элементы и западносемитских языков. И есть даже гипотеза, что, возможно, язык местного населения, именно разговорный, повседневный язык местного населения был западносемитским, а язык письменных памятников, собственно эблоитский язык, представляет собой своего рода феномен лингва франка того периода, который впоследствии, например, играл арамейский язык в этом же регионе. То есть это язык, который позволял семитскому населению региона беспроблемно общаться на вот этом вот языке, который понимали и в Аккаде, и в Эбле, и в Северной Месопотамии, и в центрах, которые расположены между Эблой и Аккадом.

Город Мари

Собственно, об одном из таких центров, которые расположены между Эблой и Аккадом, стоит тоже сказать отдельно. Это город Мари. На сегодняшний день его развалины находятся на территории современной Сирии, прямо на границе между Сирией и Ираком, на Евфрате.

Он находится рядом с городом Абу-Камаль, который называли последней столицей, последним центром так называемого «Исламского государства» (Запрещено в России – Прим. ред.). И, собственно, там как раз сейчас проходят завершающие военные действия между противниками его и этим самым государством. И вот как раз в этом месте находятся развалины древнего города Мари.

Древний город Мари возник, по всей видимости, опять же под сильнейшим культурным влиянием шумеров, которые двигались с юга на север и основывали здесь свои колонии. И Мари, возможно, был пунктом, в котором сходились не только семиты и шумеры, но и представители того самого еще одного народа или группы народностей, хурритов, которые населяли в древности весьма обширный регион Месопотамии и Сирии. Как я уже сказал, это была не только Сирия, но и территория, которую сейчас принято именовать Иракским Курдистаном. Но даже более того, хурритские поселения, видимо, продвигались даже еще далее на юг и захватывали берега Евфрата. И как раз вот это расстояние от сирийско-иракской границы и вплоть до современного Багдада, возможно, заселяли в том числе и хурритские племена вперемешку с семитами, интенсивно мигрировавшими на эту территорию, по всей видимости, из Аравийской пустыни, и шумерами, двигавшимися с юга, незначительными в количественном отношении, но весьма значительными в отношении культурном.

Мари пережил за время своего существования несколько трагических разрушений, и поскольку он находился на важных караванных торговых путях между Шумером и Сирией, то, естественно, контроль над этим центром был чрезвычайно важен. Поэтому его история — это история постоянных конфликтов с Нагаром, с Эблой, с Аккадом, в которых этот центр в конце концов погиб. Письменные источники, которые сохранились, которые были найдены, это архив этого города. Он охватывает тоже, как и в случае с Эблой, весьма незначительный в основном период, примерно с XIX века до н.э. до XVII века до н.э.

И это опять же семитский язык доминирует здесь и официально, и в повседневной жизни, и используется для его фиксации шумерская клинопись. Но что самое интересное, Мари — это, по всей видимости, на сегодняшний день первый пункт хронологически, в котором обнаружены собственно хурритские тексты, то есть это примерно XIX, может быть, XVIII век до н.э., и хурриты, которые не были ведущей социально-политической группой в Мари, при этом уже могли создавать здесь свою собственную письменную традицию, собственную письменную культуру. Хурриты пользовались, как и местное семитское население, шумерской письменностью, то есть клинопись была такой универсальной системой передачи информации во всем этом регионе, и хурриты заимствовали шумерскую клинопись и активно ей пользовались. Поскольку хурриты занимали огромную территорию в Передней Азии, то эта клинопись распространялась дальше на север, и они фиксировали свои оригинальные литературные произведения, которые частично дошли до нас.

Аккад и Саргон Аккадский

С историей и культурой Сирии, как вы уже понимаете, теснейшим образом была связана история и культура территорий и государств, которые располагались на территории современного Ирака. Здесь речь идет не только о шумерах, но и о, пожалуй, самом известном семитоязычном государстве древности, об Аккаде, или, как его еще называют, Аккаде и одном из самых известных правителей этого государства и вообще в принципе древнего семитского мира Саргоне Аккадском.

Саргон, или, как его имя иногда реконструируют как Шаррумкен, Шаррукин, был, по всей видимости, незнатного происхождения. И существует даже знаменитая легенда о Саргоне, которого вылавливают в реке младенцем, сходная с легендой о Моисее. И вот этот Саргон смог стать правителем небольшого сначала центра, города Аккад, который располагался в центре современной Месопотамии, по всей видимости, там, где Тигр и Евфрат в Месопотамской низменности максимально близко подходят друг к другу в среднем течении, то есть это примерно область Багдада современного. Где находился древний Аккад, неизвестно до конца. Этот город пока еще не найден. И я думаю, что если он когда-нибудь будет найден, это обеспечит историков совершенно невероятным объемом информации.

Саргон возвысился в конце XXIV века до н.э., и его правление было сравнительно долгим. Оно охватило еще и первую половину XXIII века до н.э., то есть, по всей видимости, он правил около 50 лет, как некоторые современные наши диктаторы. И в этот период он развернул широчайшую экспансию во всех направлениях. В некоторых случаях эта экспансия не может быть четко задокументирована. Но в других случаях, там, где он вел наступления, например, на Мари или на Эблу, это находит свое подтверждение в письменных и археологических источниках. И именно Саргону принадлежит заслуга подчинения Мари, а его наследнику Нарам-Сину, или Нарам-Суэну — захват и уничтожение Эблы.

И, собственно, вот с этого времени, это происходит примерно в середине XXIII века до н.э., падение Эблы, прекращается наращивание вот этого богатого местного архива, и начинается период в каком-то смысле упадка этого центра. Мари сумело сохраниться, хотя оно было подчинено Саргоном, но возвышение династии Саргона было непродолжительным, и уже примерно в XXII веке до н.э., может быть, ближе к его концу Мари восстанавливает свою самостоятельность. Рубеж III и II тысячелетий до н.э. представляется весьма интересным во многих смыслах, потому что возникают новые государства, рушатся старые образования. Как говорится в одной из древних летописей, их владычество переходит от народа к народу. И, собственно, здесь нужно сказать о формировании во II тысячелетии до н.э. новых центров силы.

Новые центры силы II тыс. до н.э.

Прежде всего это хетты в Малой Азии, Митанни в Северной Месопотамии и Египет, которые начинают экспансию в северном направлении. То есть мы можем сказать, что Сирия являлась скорее объектом, нежели субъектом международных отношений того времени, то есть Сирия была регионом, на который пытались распространить свое владычество соседние государства. Сама же она не претендовала в тот период на роль самодостаточного гегемона, который пытается распространить свой контроль на сопредельные области. И с чем это связано, вопрос весьма сложный, но понятно, что интерес к Сирии как к месту, где сходятся торговые и экономические линии, идущие с севера на юг, из Малой Азии в Египет и с востока на запад, то есть из Месопотамии к побережью Средиземного моря, делали Сирию камнем преткновения, яблоком раздора, регионом, за который шла ожесточенная борьба. И уже в 2000 году до н.э. Эбла была в очередной раз захвачена и разрушена, по всей видимости, хурритскими завоевателями, которые двигались с севера, но которые здесь не создали своего собственного государства. И центры, которые находились в Месопотамии, вырастали уже в этот период.

Одним из таких центров стал Вавилон, в котором правила династия, ярчайшим представителем ее был Хаммурапи. И именно Хаммурапи был правителем, который уничтожил государство Мари в XVIII веке до н.э. Дальше власть Вавилонского государства в тот период не распространялась, но в XVIII, в XVII веках на территории Северной Месопотамии складывается новое государственное образование, весьма любопытное.

Это Митанни. Это было государство Ханигальбат, как его называли семиты. Это было государство хурритское преимущественно по языку, но династы его носили индоевропейские имена. Это весьма необычное явление, уникальное даже, можно сказать, присутствие индоевропейцев. Более того, даже можно говорить о близости их культуры к индоариям, а не к иранцам. И вот эта династия существовала в Северной Месопотамии, была хурритской, как я уже сказал, по языку, но сохраняла вот этот интересный субстрат индоевропейский и родственный индоариям.

Возможно, они были каким-то образом связаны с народами другой группы, то есть современными дардами или современными нуристанцами по языку. Возможно, их культура имела отношение непосредственно к индоариям. Это сказать сейчас очень сложно, потому что никаких памятников связных вот на этом митаннийском индоевропейском языке до нас не дошло. До нас дошли некоторые термины, до нас дошли личные имена, упоминания некоторых богов индоарийских, но связных текстов до нас не дошло. Поэтому, собственно, вот этот феномен митаннийской арийской культуры является большой загадкой в истории, которая, возможно, еще ждет своего исследователя, археолога, который сможет найти, возможно, когда-нибудь архивы с местным арийским языком.

И территория Сирии становится объектом борьбы нескольких государств примерно с XVIII века. Это прежде всего Митанни, которое двигается с северо-востока, Египет, который пытается распространить свою власть с юга, и хеттское государство, которое двигается с северо-запада. Здесь Сирия оказывается местом столкновения трех государств, трех сил, пытающихся ее подчинить. В этот период здесь возникло несколько небольших образований (Ямхад на севере, Катна на юге современной Сирии), и эти государства как раз и становились объектами давления со стороны агрессивных соседей.

Древние хетты

Несколько слов нужно здесь сказать о древних хеттах. Это народ индоевропейского происхождения, индоевропейский по языку. Хетты очень рано восприняли месопотамскую культуру. Во-первых, это была аккадская письменность. Уже в самом начале II тысячелетия до н.э. на территории Малой Азии возникают колонии семитских ассирийских купцов, которые оставили после себя письменные памятники, так называемые каппадокийские таблички. Это именно памятники аккадского языка.

И вторым элементом, который активно усваивали хетты, была культура хурритов, которые в свою очередь тоже активно воспринимали месопотамскую культурную традицию. И литература хурритов, пантеон хурритов оказал на хеттов очень большое влияние. И по мере того, как хетты продвигались на территорию хурритов, то есть на территорию Северной Сирии и Северной Месопотамии, они вступали в этот культурный обмен с хурритами и очень много у них заимствовали.

И здесь в принципе мы можем говорить о некоей целостности цивилизационной всех этих образований: и шумеров, которые уже исчезли примерно к 2100-2000 году до н.э., семитов, хурритов, хеттов. Это народы, которые объединяет мощный художественный пласт, истоки которого находятся в шумерском искусстве, и, конечно же, клинопись, которая заимствовалась всеми этими народами. И таким образом, мы можем говорить, что шумеры были своего рода эпицентром цивилизации, которая распространилась далеко на север и северо-запад от собственно Южной Месопотамии.

Возникновение алфавитной письменности

С территорией древней Сирии связан еще один интересный феномен, от которого проистекает во многом культура всего последующего человечества. Речь идет об алфавитной письменности. Где и когда появился первый алфавит, сказать очень сложно. Существует гипотеза о том, что древние алфавитные системы возникают под влиянием именно Египта, а не клинописи, египетской иероглифики.

И есть образцы синайского письма, которые датируются достаточно ранним временем. Это примерно XIX-XVIII до н.э. Синайское письмо не расшифровано, то есть, по всей видимости, это именно семитское письмо, но расшифровать его пока не удалось. И кроме семитского письма, обнаружены тексты на территории современного Египта, в пустыне к востоку от Нила, с еще более древними памятниками, которые тоже пока не расшифрованы и которые, по всей видимости, являются самыми ранними образцами протоалфавитного письма.

Классическое консонантное алфавитное письмо — это ханаанское и финикийское. Но еще нужно сказать несколько слов о письменности Угарита. Она тоже возникает примерно в XVIII веке до н.э., по всей видимости, хотя есть более умеренные датировки, которые относят ее к XVI-XV векам. Угаритское письмо интересно тем, что оно по внешнему виду представляло собой клинопись, но только по внешнему виду. Структурно это был именно консонантный алфавит, то есть совершенно иная система письма. В качестве некоторого отдаленного аналога можно вспомнить персидскую клинопись, потому что персидское письмо было слоговым, но при этом использовало клинописные знаки, то есть принцип письменности был совершенно иной, хотя внешне это очень все напоминало шумерскую клинопись.

Угаритская письменность не получила развития по нескольким причинам. Отчасти потому, что Угарит был единственный прибрежный центр Леванта, который не вынес удара народов моря. В 1200 примерно году или в 1180, в этом промежутке он был разрушен этими самыми народами моря. Причем сохранилось письмо местного правителя, которое он адресует одному из своих, по всей видимости, сюзеренов, с просьбой о помощи, в котором он говорит, что всего пять кораблей вот этих вот нападавших приближаются к его городу. То есть, по всей видимости, эти налеты были не такими массовыми, но отличались настойчивостью и постоянством, и, по всей видимости, именно это и погубило ряд территорий Северной Сирии.

Ашшур, Дамаск и Вавилон

Собственно, вторжение народов моря связывается с так называемым коллапсом бронзового века, с катастрофой бронзового века, которая происходит в этот период, когда разрушаются многие старые центры, падает хеттское государство, прекращает свое существование Угарит и происходит возвышение новых государств. Вот одним из таких государств является Ассирия, древний Ашшур. В свое время Ашшур был центром, заселенным хурритами. Он пережил период господства Мари, судя по всему, но потом происходит постепенная семитизация населения. Народ усваивает аккадский язык и создает свое собственное государство.

Одной из первых жертв экспансии Ашшура становится как раз Митанни, которое было уничтожено, видимо, в XIV веке до н.э. или в середине XIII века. Возможна такая датировка. И с этого периода начинается эпоха ассирийских вторжений, ассирийской гегемонии, и Ассирии удается в течение многих веков поддерживать весьма зловещий Пакс Ассирика на территории от низовьев Тигра и Евфрата вплоть до египетских границ. История Ассирии достаточно хорошо известна. Мы не будем подробно о ней останавливаться. Мы скажем лишь, что одной из жертв ассирийской экспансии на территории современной Сирии стало Дамасское государство, Дамасское царство.

Дамасское царство — это государство западных семитов, арамейское по языку, и время его возникновения является предметом дискуссий. Дело в том, что о существовании Дамасского царства сообщают нам тексты Библии, однако других источников, в которых бы возникновение его можно было бы датировать, например, X веком до н.э., таких источников нет. И Дамаск в других источниках появляется гораздо позже. И в конце VIII века до н.э. Дамаск был захвачен ассирийцами и подчинен их власти. Собственно, примерно в этот же период, в 722 году до н.э., Ассирия уничтожает северное еврейское государство, Израильское царство, со столицей в Самарии.

Господство ассирийцев над регионом заканчивается вместе с возвышением Нового Вавилона и Мидии, и Северная Сирия в 605 году до н.э. переходит под контроль уже Нововавилонского царства.

Набу-кудурри-усур, Навуходоносор II, разгромил египтян в 605 году до н.э. при Кархемише. Это тоже интересный центр, который находится на Евфрате, на границе современной Турции и Сирии. Египтяне пытались, пользуясь ослаблением Ассирии, распространить свою власть далеко на север, вплоть до Малой Азии, в очередной раз, но эта попытка потерпела поражение благодаря усилиям нового гегемона из Междуречья, Нововавилонского царства. И 605 год — это такой рубеж, когда территория Леванта переходит под контроль Вавилона. И следующий рубеж уже — это 539 год, когда новое государство, новый могущественный завоеватель с Востока, персидское государство Ахеменидов, захватив Вавилон, подчиняет эти провинции.

Поползновения Египта

Египет был весьма заинтересован в распространении своей власти на территорию Леванта, и египетские фараоны совершали вторжения на эту территорию примерно с XVIII века до н.э., возможно, еще и раньше, и это рождало и ответные действия. Например, гиксоское вторжение в Египет, которое было по характеру своему, по всей видимости, преимущественно семитским. И гиксосам удалось захватить Нижний Египет и основать здесь свою династию. XVIII династия Египта в XVI веке до н.э. изгоняет гиксосов, и с этого времени начинается расцвет военной экспансии Египта в северном направлении, но, впрочем, не только в северном. В Нубию египетские фараоны XVIII династии тоже совершали множество походов.

Но успехи этой династии в завоевании Сирии были, в общем, беспрецедентны, потому что войска Тутмоса III дошли до территории современной Турции, до среднего течения Евфрата. И когда египтяне увидели Евфрат, они поразились тому, что большая река течет с севера на юг, потому что для египтян это было крайне непривычно, поскольку Нил течет с юга на север. И Евфрат так и назывался у египтян «перевернутая вода», «перевернутая река».

Но египетское господство в этом регионе было неустойчивым. Египтяне не пытались насадить здесь свою административную структуру. Они придерживались принципа сохранения местных династов и взимания дани либо совершения регулярных набегов. Кроме этой проблемы, существовала еще одна. Конкурентом Египта на этой территории была митаннийская держава и хеттская держава. И хетты, которые смогли одержать победу над Митанни, и, воспользовавшись ослаблением Египта при Эхнатоне, который проводил реформу религиозную в XIV веке, они стали активно продвигаться дальше на юг.

И вот это продвижение хеттов в зону, которую Египет всегда считал своей сферой влияния, привело к столкновению, и это произошло уже при XIX династии, знаменитая битва при Кадеше, о которой сохранились свидетельства как со стороны хеттов, так и со стороны египтян.

И в записях Рамзеса II, который командовал египетской армией говорится о великой победе его над противником, но по результатам этого конфликта очевидно, что хетты смогли удержать территорию Северной Сирии под своим контролем, и господство египтян проходило где-то как раз по южным областям современной Сирии, то есть вся Северная Сирия осталась в зоне влияния хеттов. Вот эта вот битва при Кадеше, одно из самых документированных сражений древности, тоже происходит на территории современной Сирийской Республики.

Федор Синельников

matveychev-oleg.livejournal.com

Сирийцы

В Сирии, под холмами Мардих, археологи нашли государственный архив – 17050 табличек с клинописными буквами на тюркам языке. В табличках обозначен этноним «Аргон» (схож с Аргун в Центральной Азии), ведь, аргуны добрались и до Европы. В табличках имеются сведения о городах Абыл (Эбл), Саргон, Урук, Арманкум, о правителе Саргоне

s-93

И его детях. Похоже, Эбл был столицей государства, которое было не менее могущественным, чем Шумеро-Аккадское или Египетское государство. Сирийцы имели прямую связь с племенами шумеров и аккадцев. Об этом говорят записи на шумерском или шумеро-эблаидском языке. У эблаитов-сирийцев с шумерами и тюрками был один бог Дингир. Эблаитская культура, как и шумерская культура пришла вместе с ними, т. е. вместе с бронзовой культурой. Невыясненный на табличках язык условно был назван «эблаит-ским» (по названию города, который очень схож с тюркским названием). Названия Аргон и Арген встречаются во времена аккадо-шумерской, финикийской, хатской, эблаитской цивилизаций. Саргон I, основатель Шумеро-Аккадской державы в Двуречье, воевал с царем Киша Ураза-бабой около 2305г. до н. э., подчинил Мари-эль (так ныне называют себя марийцы России), г. Абыл (Эбл). Ученые обратили внимание, что в Эблаитской культуре слились во едино традиции Сирии и Двуречья. В царском архиве бережно вместе хранились местные редакции шумерских мифов и вариаты эпоса о «Гильгамеше». Культура их соответсвует пришельцам из Древнего Турана, восходящей к III тыс. до н. э. Они пришли через Кавказ по мнению исследователей. В. И.Левин (Свидетели Каповой пещеры) сообщает о государстве Эбл, как о владетеле путей сообщения Через Кавказ из Древнего Турана с Двуречьем. О наличии у сирийцев с шумерами идентичную письменность, мифы и поэмы, но со своими вариантами, а также подобными изделиями из дерева и металла. В близи г. Эбла археологами обнаружено множество малых городов, в них найдены хранилища научных знаний древности. В области метематики сирийцы еще тогда знали 4 действия арифметики, таблицу умножения, квадратные и кубические корни. Из области геометрии они знали отношение длины окружности к диаметру (3,1416) так называемое число «Пи», «пифагорова штаны» за много веков до рождения Пифагора, вычисление площадей и обьемов различных фигур. Все это за неимением точных сведений о древнем мире было приписано в поздние времена другим народам. Конечно же, без этих знаний математики не возможно было бы шумерам, сирийцам сооружать громадные на тот период здания и сооружения курганов, храмов, дворцов и городов. В Эбле также как и у шумеров найдены цилиндрической формы печати с изображением на них животных оленей, быков, коз и др.. Известно, что это изобретение прототюрков Древнего Турана. По многим признакам можно судить, что шумеры, аккадцы, хурриты (армийцы), сирийцы (эблаиты), финикийцы, были этнически близкими племенами и говорили на схожих языках или диалектах тюркского языка. По сведениям К. Бегалина, изгнанная из Египта часть гикосов переселилась в Сирию, здесь ими был основан город Йер-Сум-Иоллы (схоже с казахскими диалектами жер-земля, су-вода, жол-путь жер су говорит о тюрках), который в истории стал именоваться как г. Иерусалим. Позже, переселенцы семиты считали, очевидно, новую землю второй своей родиной, а город Иерусалим своей столицей. Возможно, поэтому в лексике семитов, переселившихся во главе с Авраамом в Ханаан, встречаются многочисленные тюркские слова и выражения, которые они переняли у местного населения. Получается, что переселившиеся симитские племена, в том числе евреи к культуре Иерусалима на тот период никакого отношения не имели. Со времен энеолита на территории Ближнего и Среднего Востока обитали в основном прототюрки и их потомки – тюркские племена. Переселившиеся семиты переняли культуру прототюрков и затем пернесли в культуру христианской религии.

Христианская секта Несторианства была основана в V веке в Сирии патриархом Несторием. Из Сирии она распространилась быстро по Азии: проникла в Китай, Монголию, к родственным кереитам, найманам, уйгурам. Это учение низложено в 431 году и объявлено ересью на Вселенском соборе в Эффесе. Существование в XIII-XIV вв. сирийского письма на сирийском языке в Туране не случайно. Сирийский язык, как согдийский, хорезмский и тохарский являются диалектами тюркского языка. В преамбуле надписи в честь тюркского Бильге-кагану написано: «О, беги и простой народ…шести племен «сиров», девяти племен огузов, двух племен эдизов» Это говорит о том, что сиры(сирийцы) жили на территории

Древнего Турана с древнейших времен, очевидно, одно из племен сиров вслед за шумерами переселилось на Ближний Восток и образовало там государство Сирия(в топонимике: Ac-Сирия, Эз-Сирия, что означает Мудрая Сирия). Но связь Сирии со своей прежней родиной, очевидно, не прекращалась. В Туране из сиров образовались новые племена, как принято у тюрков, в частности: племена кыпчаки и другие.

Итак. Сирийцы выходцы из Древнего Турана, как и шумеры, аккадцы, арамейцы (хурриты), имеют единые корни от прототюрков

В II тыс. до н. э. сирийцы, в числе первых, владели математическими знаниями, строили города подобно шумерским городам.

inovainvest.ru

Кто такие ассирийцы? Часть 1 | Культура

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где-то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее — за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

shkolazhizni.ru

Тайны и загадки древней Сирии

На территории Сирии, там, где раньше располагалась Месопотамия, российские археологи нашли уникальный культовый город, возможно, самый древний на Земле. Жители законсервировали его до лучших времен, словно рассчитывая таким образом передать некие ценные знания потомкам.

Междуречье Тигра и Евфрата неизменно привлекало внимание археологов и историков со всего мира. Это не случайно, ведь именно здесь, как считается, примерно 6 тысяч лет назад возникла первая цивилизация: первые города и первые государства, письменность, керамика и пр. К сожалению, большинство исторических памятников, свидетельствующих о жизни древних людей в Месопотамии, дошло до наших дней в сильно поврежденном состоянии. Жесточайшая засуха, пылевые бури и зимние дожди сделали свое губительное дело - города практически не сохранились. Однако удача неожиданно улыбнулась российским археологам. В Северной Месопотамии, в долине сирийской реки Хабур, экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН доктора исторических наук Рауфа Мунчаева нашла необычное поселение, прекрасно сохранившееся с давних времен. Свидетелями открытия стали корреспонденты "Итогов".

Идеальная сохранность

Юго-Восточная часть Телля Хазна. За мощной стеной стоят дома, а в глубине холма виднеются культовые сооружения и зерновые башни Фото: Дмитрий Мадуров

…Бесконечная дорога тянется через месопотамскую степь, которую периодически пересекают русла высохших рек. Невольно оглядываешься по сторонам, и верится с трудом, что когда-то здесь земледельцы возделывали плодородные поля, собирая по несколько урожаев злаковых в год. Там, где сейчас находят свой приют лишь неприхотливые ящерицы и скорпионы, зеленели луга. На них паслись стада домашних животных. И еще кажется менее вероятным, что здесь достаточно комфортно мог жить человек.

О том, что эта земля была когда-то сущим раем на земле, сейчас напоминают лишь возвышающиеся над пустыней холмы, раньше представлявшие собой цветущие города. Старший научный сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Шахмардан Амиров рассказывает, что холмы, или по-другому телли, формировались здесь на протяжении многих сотен лет. Происходило это так: на одном и том же месте люди строили здания из сырцового кирпича, со временем старые постройки рушились, а на их обломках возводились новые. Один из таких холмов и выбрали для исследований российские археологи. Телль высотой 17 и диаметром 200 метров ученые назвали Хазна по имени расположенной близ деревушки. Каково же было удивление археологов, когда они обнаружили удивительную вещь: поселение оказалось практически не разрушенным, а словно специально засыпанным до поры до времени.

Такая сохранность архитектуры - исключительная редкость для месопотамской археологии. Древние люди для чего-то проделали грандиозную работу по консервации поселения. Они тщательно разобрали деревянные балки крыш и засыпали все строения землей. Таким образом, город оказался нетронутым на многие века, никакие природные катаклизмы не могли уничтожить того, что здесь было возведено. Трепетное отношение древних жителей к своему поселению навело археологов на мысль о его исключительности. Вероятно, оно имело некое особенное значение для жителей округи.

На древних улицах

Привратное помещение для стражников, охранявших восточный вход в телль. Фото: Юлия Лунькова

 Тщательно раскапывая закоулки древнего города, археологи не переставали изумляться монументальностью его архитектуры. Поселение окружала массивная обводная стена шириной около двух метров и высотой до шести метров. То, что это был неординарный город, ученые поняли, расчистив более половины телля - а это примерно пять тысяч квадратных метров. Выяснилось, что поселение состояло в значительной степени из культовых зданий.

Планировка Хазны напоминает овал, в который заключены строения, обращенные фасадами на юг. По древней дороге, идущей вдоль русла пересох­шей речки, мы прошли мимо древнего же колодца и прекрасно сохранившейся гончарной печи, затем оказываемся за обводной стеной. Около нее расположилось некое подобие алтаря, в которое был вмонтирован череп быка.

Поднимающаяся по наклонному пандусу дорожка ведет внутрь грандиозной культовой (молельной) башни - зиккурата. Археологи полагают, что это первое среди подобных сооружений на севере Месопотамии и один из самых древних зиккуратов в мире. От башни вымощенная мелкой галькой дорожка ведет к центральной части храмового комплекса, где, как предполагают исследователи, могло находиться главное храмовое здание.

Археологи предполагают, что по главной улице в свое время проходили ритуальные процессии, а некие обряды совершались в определенном, сложившемся годами порядке.

Хранилища зерна и знаний

Обломок глиняного сосуда, Изображенный на нем трезубец был символом изгнания злых сил. Фото: Юлия Лунькова

Здания храмового комплекса отличает монументальность. Фасады помещений оформлены пилястрами. Так называемый верхний храм оказался почти доверху засыпан пеплом, среди которого отыскалось множество расколотых глиняных фигурок баранов и быков. Как полагает Шахмардан Амиров, пепел, заполнивший некоторые культовые здания, хранился в качестве материального подтверждения, "отчета" перед богами о принесенных им жертвах. Заметим, что земледельцы Месопотамии не приносили в жертву людей, а вот у кочевых семитов первенец предназначался богу.

В обмен на жертвенные приношения высшие силы, по всей видимости, даровали людям зерно, являвшееся основной пищей в те времена и считавшееся священным.

О главенствующей, культовой роли злаковых в жизни жителей Хазны говорит то, что наряду с храмами и культовыми башнями в городе строились гигантские зернохранилища, имевшие двойственное значение - хозяйственное и религиозное. Башни сохранились на полную высоту - 8 метров, внутри же их глубина достигает 14 метров. И если на поверхности земли раскаленный летний воздух сжигает все живое, то внутри такой башни даже в наши дни зуб на зуб не попадает от холода.

Археологи полагают, что в городе одновременно проживало всего около 120 человек. Скорее всего, в культовом комплексе располагались священнослужители. Исследователи выяснили, что к концу IV - началу III тысячелетия до нашей эры в Северной Месопотамии созрели условия для возникновения государственности. Вероятнее всего, на поселениях типа Хазны зародились некие подобия сословий, представители высшего из сословий относились к субартам - малоизвестному народу. Строительством же занимались простые жители из окрестных селений. О важности Хазны свидетельствует могущество построек. Казалось бы, земледельцы, чья жизнь была полна забот о пропитании, должны все время проводить в полях. Но они находили свободные дни, чтобы не покладая рук трудиться над возведением культового центра. Причем, скорее всего, они делали это добровольно, отдавая дань священному хлебу.

Бронзовые инструменты считались священными. На фото: стамески по дереву, шильце, пила и топоры. Фото: Юлия Лунькова

Жрецы занимались в Хазне не только исполнением ритуальных обрядов. Судя по находкам, встречающимся в телле практически на каждом шагу, здесь располагался и своеобразный научный центр. В эпоху, когда природа и космос обожествлялись, их изучение являлось обязанностью, а потому жрец одновременно был и хранителем научных знаний, и пытливым исследователем. Развитие технологий достигло в Хазне на рубеже IV и III тысячелетий необычайных высот. Члены российской экспедиции даже предполагают, что именно здесь изобрели первое колесо, а затем и колесницу. Видимо, осознавая важность открытий, жители Хазны в большом количестве лепили из глины модели своих ноу-хау, надеясь таким образом передать бесценные знания потомкам. Кроме того, именно в Хазне, как считают российские археологи, были изобретены керамика и личные печати. Здесь же закладывались основы математики: при помощи специальных табличек люди производили расчеты.

О мудрости обитателей и основоположников Хазны говорит и то, что это самый древний из известных на сегодня городов, построенных по общему архитектурному замыслу. Именно здесь впервые стали строить квадратные дома и появилось такое понятие, которое мы сегодня называем эстетикой форм. Если древние ремесленники делали статуэтки женщин бесформенными, то найденные в Хазне фигурки уже соответствуют современным понятиям о красоте.

В то же время некоторые тайны, оставленные жителями города храмов, пока не разгаданы. Например, совершенно непонятно, почему от центра телля улицы во все стороны расходятся некими лучами, подобными солнечным. Возможно, это зашифрованное послание о строении Вселенной. А вдруг что-то дополнительно зашифровано не только в планировке города, но и в расположении домов, храмов и стен?

Всему приходит конец

Как это нередко случалось с другими цивилизациями, однажды Хазна опустела. Несколько лет засухи истощили запасы зерна, и люди были вынуждены переместиться в другие, более пригодные для земледелия и жизни места. Это произошло примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Законсервировав священный город, люди ушли на север. Однако, что поразительно, история Хазны на этом не закончилась. Через некоторое время люди попытались вернуться к родным очагам. Но ненадолго. Их существование на позднем этапе жизни поселения, как считают археологи, было намного более скудным как в духовном плане, так и в материальном. Они теперь ютились в небольших помещениях и, поправ святыни, использовали даже культовые здания. Видимо, такое неуважительное отношение оказалось не по нраву богам, дающим зерно, и примерно в 2650 году до нашей эры опять разразилась засуха, которая заставила горожан снова заложить Хазну землей и уйти. Теперь уже навсегда.

Источник :https://cont.ws/@sage/485467 .

Тайны и загадки древней Сирии

sputnikbig.ru

13 памятников, которые разрушили террористы ИГИЛ

Боевики так называемого Исламского государства (запрещенной в России террористической организации) продолжают показывать всему миру, как они уничтожают древние культурные и исторические памятники, которые по праву являются наследием всего человечества, в том числе и мусульман.

Сейчас в опасности оказалась древняя Пальмира, ее еще называют одной из археологических жемчужин Ближнего Востока, сохранившей архитектурные шедевры римского времени, среди которых 2 000 римских сооружений, построенных в доисламскую эпоху. Согласно Библии, Пальмира была основана царем Соломоном в оазисе посреди пустыни между Дамаском и рекой Евфрат. Боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию Пальмиры еще в мае 2015 года, тогда мир охватила тревога за судьбу исторических сокровищ Пальмиры, поскольку радикальные исламисты уже не раз уничтожали древние памятники на захваченных территориях, от Афганистана до Сомали.

27 июня боевики ИГИЛ сносят статую «Лев Аллат»

27 июня боевики ИГИЛ сносят статую «Лев Аллат»

27 июня боевики ИГИЛ сносят статую «Лев Аллат», 23 августа взрывают храм Баалшамина, один из самых значимых памятников поздней античности, воздвигнутый в честь языческого финикийского бога бурь и плодородных дождей. 30 августа — храм Бэла, посвященный также местному верховном божеству.

Храм Баалшамина - один из самых значимых памятников поздней античности

Храм Баалшамина - один из самых значимых памятников поздней античности

4 сентября террористы уничтожают три наиболее сохранившиеся погребальные башни в Долине гробниц. В августе боевики казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога и директора Пальмирского музея, 82-летнего Халеда аль-Асаада, который более 50 лет своей жизни посвятил охране 2000-летних памятников культуры. Он был замучен и обезглавлен.

Храм Бэла

Храм Бэла

На этот раз террористы взорвали Триумфальную арку, считавшуюся визитной карточкой не только Пальмиры, но и всей Сирии. Этот самый известный за пределами страны исторический памятник изображен на купюре в 100 лир.

И если раньше боевики ИГИЛ уничтожали религиозные святыни, то теперь, похоже, им все равно, какой объект атаковать. Двадцатиметровая Триумфальная арка была построена во II веке до нашей эры и, как полагают историки, арка символизировала одну из побед имперского войска.

Ранее под ударами боевиков так называемого Исламского государства оказался также всемирно известный археологический музей в Мосуле

Ранее под ударами боевиков так называемого Исламского государства оказался также всемирно известный археологический музей в Мосуле

Ранее под ударами боевиков так называемого Исламского государства оказался также всемирно известный археологический музей в Мосуле, с его знаменитым собранием ассирийских и парфянских древностей, разрушены открытые археологами древние ассирийские города Нимруд и Дур-Шаррукин. В Алеппо, где сосредоточены средневековые базары, мечети и медресе, в ходе боев правительственных сил с боевиками пострадала цитадель, возведенная в X веке, значительно поврежден функционировавший крытый рынок, превращен в руины минарет Сельджукия ХI века.

Дур-Шаррукин

Дур-Шаррукин

В старом Хомсе (древней Эмессе) разрушен архитектурный ансамбль церквей и мечети Ибн аль-Валида.

На Юге Сирии в провинции Дераа, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии, который использовался в мирное время для проведения фольклорных музыкальных фестивалей.

В старом Хомсе разрушена мечеть Ибн аль-Валида Фото: REUTERS

В старом Хомсе разрушена мечеть Ибн аль-ВалидаФото: REUTERS

В арамейском городе Маалюля, в 40 км к северу от Дамаска, боевиками Джебхат ан-нусра взорвана статуя Девы Марии, разрушена древняя церковь святых Саркиса и Бахуса, из которой похищены иконы и разграблен женский монастырь святой Феклы. В ходе боев нанесены повреждения монастырю Сейдная, построенному в 574 году.

На Юге Сирии в провинции Дераа, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии

На Юге Сирии в провинции Дераа, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии

По словам экспертов, экстремисты работают вместе с контрабандистами. По данным американской ассоциации антикваров, с территории ИГИЛ идет три основных потока древностей в страны Запада: через Турцию, через Ливан и через Саудовскую Аравию и Катар.

Террористы зарабатывают на нелегальной продаже античных статуэток и даже фрагментов мозаики. В частности, на продаже антиквариата экстремисты уже выручили более миллиона долларов.

Разрушена древняя церковь святых Саркиса и Бахуса

Разрушена древняя церковь святых Саркиса и Бахуса

О развитой подпольной торговли иракскими и сирийскими древностями свидетельствует также недавний призыв генерального секретаря ООН Пан Ги Муна пресекать подобную незаконную торговлю.

Та самая Триумфальная арка на обложке учебника по истории.

Та самая Триумфальная арка на обложке учебника по истории.

Российское историческое общество также осуждает варварское разрушение древних памятников и призывает коллекционеров и организаторов торговли антиквариатом к отказу от покупки коллекций, относительно которых может быть подозрения, что они получены в Сирии и Ираке незаконным путем.

Ранее, в своем обращении Российское Историческое общество перечислило объекты потенциального разрушения. В их числе памятники древности, находящиеся вдоль русла Евфрата, среди которых знаменитый античный город Дура-Европос, который исследовал русский археолог М.И.Ростовцев, и город государство Мари (Телль Харири), который в течение многих лет исследовала экспедиция Лувра во главе с А.Парро, Ж-К. Маргероном и П.Бутурлиным. Под контролем "Исламского государства" также находится Телль Мардих (историческая Эбла) - столица древнего семитского царства, расположенного в провинции Идлиб.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Исламовед и директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев:

- Боевики «Исламского государства» уничтожают древние культурные памятники, библиотеки и музеи, так как они являются идолами и не соответствуют идеологии истинно исламской культуры, вероучении где есть запрет на создание любых скульптур, изваяний и изображений. Этот запрет базируется на том, что человек не должен поклоняться никому, кроме Бога. Нельзя создавать идолов. Таким образом уничтожая древние культурные и исторические памятники террористы пытаются вызвать страх, бросают вызов всему мировому сообществу и поддержать свой авторитет. В этом и есть вся сущность «ваххабизма»

www.kp.ru

Сирийцы • ru.knowledgr.com

Сирийцы (/АЛАБАМА-LC: al-sha‘ab al-Sūrī), жители Сирии и их предки, которые разделяют общую Семитскую родословную Levantine (главным образом арамейский и арабский). Термин также относится к гражданам Сирии, независимо от родословной, родного языка, этнической идентичности или культуры.

Культурное и лингвистическое наследие сирийцев - смесь и местных элементов и иностранных культур, которые пришли к власти земля и ее люди в течение тысяч лет.

У

сирийской республики есть население почти 18 миллионов с 2014, в дополнение к 4 миллионам сирийских беженцев, который включает следующие этнические меньшинства: армяне, ассирийцы, черкесы, греки, курды и туркмены. Доминирующая расовая группа - сирийские потомки старых местных арамейских народов, которые смешались с арабами, и идентифицируйте себя как таковой в дополнение к этническому арамейскому языку.

Сирийская диаспора состоит из 15 миллионов человек сирийской родословной, которые эмигрировали в Северную Америку (Соединенные Штаты и Канада), государства-члены Европейского союза (включая Швецию, Францию и Германию), Южная Америка (главным образом, в Бразилии, Аргентине, Чили, Венесуэле и Колумбии), Австралия и Африка.

Дамаск, столица Сирии, является одним из самых длинных непрерывно населяемых городов в мире.

Этимология

Имя «сирийцы» использовалось греками и римлянами, чтобы обозначить жителей Сирии; однако, те жители назвали себя арамеями и ассирийцами. Этническое обозначение «сириец» получено из слова «Assyrian» и появилось в Эллинистические и римские периоды. Некоторые утверждают, что открытие надписи Çineköy в 2000, кажется, поддерживает теорию, что термин Сирия происходит из Ассирии.

Греки использовали термины «сириец» и «ассириец» попеременно, чтобы указать на местных арамеев, ассирийцев и других жителей Ближнего Востока, Геродот рассмотрел запад «Сирии» Евфрата. Начиная с 2-го века до н.э вперед, древние писатели именовали правителя Seleucid как Короля Сирии или Короля сирийцев. Seleucids определял районы Seleucis и Coele-Сирии явно как Сирия и управлял сирийцами как местным населением, проживающим к западу от Евфрата (Aramea) в отличие от ассирийцев, у которых была их родная родина на востоке Месопотамии Евфрата. Однако взаимозаменяемость между ассирийцами и сирийцами сохранилась во время Эллинистического периода.

В одном случае Ptolemies Египта зарезервировал термин «сирийская Деревня» как название урегулирования в Fayoum. Здесь термин «Сирийцы» является объектом дебатов, упомянуло ли это евреев или арамеям, как Ptolemies упомянул все народы, происходящие из современной Сирии и Палестины как сириец.

Термин сириец был наложен на арамеев современного Леванта римлянами. Помпи создал область Сирии, которая включала современный запад Ливана и Сирии Евфрата, создавая область как региональную социальную категорию с гражданскими значениями. Плутарх описал коренные народы этой недавно созданной римской области, в то время как «сирийцы», также - Strabo, который заметил, что сирийцы проживали к западу от Евфрата в римской Сирии, и он явно, упоминает, что те сирийцы - арамеи, которых он называет Aramaei, указывающим на существующую этническую принадлежность.

В его книге Большая римско-еврейская война Джозефус, еврейский уроженец Леванта, упомянул сирийцев как нееврейских, негреческих местных жителей Сирии.

Арабы под названием Сирия и Al-обман Леванта. Национальное и этническое обозначение «сириец» является тем, которое было снова использовано, принято и поддержано сирийцами начиная с появления современного национализма, который произошел от Европы и начался с кульминации Наполеоновских войн начала 1800-х.

Идентичность

Помимо религиозных тождеств, сирийцы разделены между тремя тождествами, а именно, араб, сирийский и сирийские тождества. Много мусульман и некоторые говорящие на арабском языке христиане описывают себя как арабов, в то время как много говорящих на арамейском языке христиан и меньшинство мусульман предпочитают описывать себя как ассирийцев, Syriacs, арамеев. Также некоторые люди из Сирии, главным образом сирийские националисты, описывают себя как только сирийцы.

Ethnogenesis

Жители Сирии спускаются с древних Семитских народов старины, главным образом арамеи, финикийцы и ассирийцы, а также от предварительного завоевания, арабов постзавоевания 7-го века н. э. Большинство сирийцев, которые именуют себя как арабы, является результатом смешивания между местными арамейскими племенами, ассирийцами и арабами, которые вошли в Сирию в Классическую старину. Сирийские мусульмане показывают больше аравийского генетического притока, чем свои поддерживающие христиане как показано генетическими исследованиями.

Сирия начала получать Arabised и Islamised в седьмом веке, потребовалось несколько веков для ислама, арабской идентичности и языка, чтобы распространиться. Сирийцы приветствовали арабов как освободителей, которые сделали Arabisation и преобразование быстрее. У арабов была политика разделения местных сирийцев от арабских племен, они построили новые урегулирования, чтобы разместить новые племена, которые ограничили этническую ассимиляцию оригинальных арамеев Arabised. Калиф Усман ибн Аффан определенно приказал, чтобы его губернатор Муоиях I поселил новые племена далеко от оригинального населения, однако господство арабского языка, поскольку формальный язык государства вызвал культурную и лингвистическую ассимиляцию сирийских новообращенных.

В то время как омейядские калифы показали религиозную терпимость, у Abbasids был другой подход, и ко времени Крестовых походов большинство сирийцев приняло ислам и было культурно и лингвистически полностью Arabised. Новые мусульманские новообращенные смешались с арабами и перешли к арабской расовой идентичности, хотя смешивание не изменяло генетический бассейн существенно.

Местные арамейские христиане, которые не держали их идентичность, приняли арабскую расовую идентичность и стали неразличимыми от арабских христиан эры перед завоеванием, в то время как те, кто держал их расовые особенности, поддержали сирийскую идентичность и главным образом разделены между двумя группами:

1-Последователей Западной Сирийской православной церкви Обряда и сирийской Католической церкви: Те арамейские говорящие на сирийском языке христиане держали сирийскую (сирийскую) Идентичность всюду по возрастам, сегодня большинство из них говорит на арабском языке, сохраняя их расовую идентичность. Сирийский язык - все еще литургический язык для большинства различных сирийских церквей в Сирии. Позже, Сирийская православная церковь, которую исторически назвали «сирийской», официально изменила свое английское название на «сирийский язык» в 2000.

2-Western Aramaic Speaking Group: жители Bakh'a, Jubb'adin и Ma'loula, сохранили свои расовые и лингвистические особенности, тогда как жители Bakh'a и Jubb'adin - мусульмане. В Ma'loula христианское большинство разделено промежуточное Греческая православная церковь Antioch и греческой Католической церкви Melkite, в дополнение к мусульманскому меньшинству. Две известных сирийских христианских семьи в Ma'loula, включайте греческую православную семью Naddaf и греческую семью католика аль-Ахмара.

Генетика

Генетические тесты на сирийцах были включены во многие генетические исследования, генетический маркер, который определяет, потомки древнего Levantines найден среди членов всего Levantines от различных религиозных групп. Наиболее распространенный Haplogroup - J, представленный его subclades (отделения) J1 и J2.

Отеческая Y-ДНК haplogroups J1 (который достигает его самые высокие частоты в Йемене 72,6% и Катаре 58,3%) составляла 33,6% сирийцев, указывая на поток генов из Аравийского полуострова. У J1 есть своя самая высокая частота у людей, принадлежащих исмаилитам Дамаска с 58,8%, достигая ее самой низкой частоты среди арамеев Ma'loula с 6,8%. Другие частоты составляют 14,7% для друза, 47,2% для суннитов Хамы, 14,3% для сирийских католиков Saidnaya и 26,7% среди алавитского населения.

Группа J2 объяснила 20,8% сирийцев, другая Y-ДНК haplogroups включает 1B1 миллиард евро 12,0%, я 5,0%, R1a 10,0% и 15,0% R1b.

Сирийцы группируют самое близкое с ливанцами, тогда палестинцами, евреями и затем иорданцами.

Язык

Арабский язык - родной язык приблизительно 90% сирийцев, а также официального государственного языка. Сирийский диалект, который принадлежит той же самой Восточной родословной Средиземноморья-Levantine диалектов, варьируется мало с современного Стандартного арабского языка. Стандартизированная форма арабского языка, используемого в формальных параметрах настройки всюду по арабскому миру, содержит тот же самый словарь и грамматику для всех арабских стран. На курдском, армянском, турецком и черкесском языке также говорят в Сирии их соответствующие сообщества меньшинства. Прямой потомок арамейского языка Иисуса Христа, все еще говорится в древней христианской деревне Мэ'лула мусульманскими и христианскими арамейскими жителями. Арамейский язык далее широко понят под сирийско-христианскими сообществами — все из которых используют сирийский язык в качестве литургического языка. Английский язык, и на французский меньшей степени, широко понимается и используется во взаимодействиях с туристами и другими иностранцами.

Религия и меньшинства

Религиозные различия в Сирии были исторически допущены, и религиозные меньшинства склонны сохранять отличные культурные, и религиозные тождества.

Суннизм - религия 74% сирийцев. Алавиты, древнее ответвление шиизма, который отличен от суннизма, составляют 12% населения и главным образом живой в и вокруг Латакии. Христиане составляют 10% страны. Большинство сирийских христиан придерживается византийских литургических обрядов, самые большие два являются греческим православным и греческими Католическими церквями. Друз, гористые люди, которые проживают в друзе Jebel. Друз, который помог зажечь Большое сирийское Восстание, известен как жестокие солдаты. Исмаилиты - еще меньшая секта, это произошло в Азии. Много армянских и ассирийских христиан сбежали из Турции во время Геноцида армян и ассирийского Геноцида и поселились в Сирии. Курды, хотя мусульманин-суннит, очень светские и имеют отличный язык. Черкесы, имеют Северо-Кавказское происхождение и являются главным образом мусульманином-суннитом, после философской школы Hanafi. Черкесское число приблизительно 100 000 и главным образом живой в северной Сирии. Кочевые бедуины приводят образ жизни, который сохраняет их в основном отделенными от остальной части общества, пася овец и перемещаясь через пустыню, хотя некоторые поселились в городах и деревнях. Есть также примерно 500 000 палестинцев, которые являются главным образом потомками беженцев с 1948 израильско-арабская война. Сообщество сирийских евреев в Сирии однажды пронумеровало 30,000 в 1947, но имеет только 200 сегодня.

Верованиями сирийцев и перспективами, подобными тем из большинства арабов и людей более широкого Ближнего Востока, является мозаика Запада и Востока. Консерватор и подробно склонные люди будут жить друг прямо рядом с другом и проводить дебаты друг с другом. Как другие страны в регионе, религия проникает в жизни; правительство регистрирует религиозное присоединение каждого сирийца.

Кухня

Сирийская кухня во власти уроженца компонентов области. Оливковое масло, чеснок, маслины, мята и кунжутное масло - некоторые компоненты, которые используются во многой традиционной еде. Традиционные сирийские блюда, которыми обладают сирийцы, включают, tabouleh, labaneh, shanklish, wara' 'enab, makdous, шашлык, Kibbeh, sfiha, moutabal, хумус, mana'eesh, bameh, и fatoush.

Перед основными блюдами сирийцы едят Maza, который является в основном закуской. Maza обычно обслуживается с чаем арабского стиля - высоко сконцентрированный черный чай, который высоко подслащен и подан в маленьких стеклянных чашках. Другой популярный напиток, особенно с христианами и непрактикующими мусульманами, является Араком Ликера, который произведен из винограда или дат и приправленный анисовым семенем, и может иметь содержание алкоголя более чем 90% абвольтов (однако, большинство коммерческих сирийских брендов Арака приблизительно на 40-60% УКАЗАННОЕ).

Известные люди с сирийской родословной

Ученые и theologists

Общественные деятели и политики

Бизнес

Развлечение

  • Пол Анка, канадский певец и автор песен.
  • Пола Абдул, певец и успешный как оригинальный судья на American Idol в 2000-х.
  • Hala Gorani (родившийся 1 марта 1970), является ведущим новостей и корреспондентом для CNN International.
  • Тери Хатчер, актриса, самая известная ее ролями в Отчаянных Домохозяйках и Lois & Clark: Новые Приключения Супермена. Ее мать - сирийка части.
  • Джерри Сайнфелд имеет материнское сирийское еврейское происхождение.
  • Рене Анжелиль, канадский певец и менеджер, муж и бывший менеджер певицы Селайн Дион.
  • Шэннон Элизабет, американская актриса и бывшая модель моды. Из отеческой сирийской родословной.
  • Уэнтуорт Миллер, американский актер, модель, сценарист и производитель. Из частичной материнской сирийской родословной.
  • Тиффани (американский певец), американский певец и автор песен
  • Ларса Пиппен, жена игрока НБА Скотти Пиппена имеет сирийца, ливанца и ассирийское происхождение.
  • Роуэн Блэнчард, актриса Диснея и певец.
  • Мика, певец материнского сирийского происхождения.

Спорт

  • Яссер Сейроэн, шахматный гроссмейстер и четырехразовый чемпион Соединенных Штатов.
  • Брэндон Саад, американский игрок хоккея с шайбой имеет отеческое сирийское происхождение.
  • Рокко Болделли, американский игрок

См. также

  • Османская Сирия

Внешние ссылки

  • Сирийцы, Каждая Культура
  • Фотографии и изображения сирийцев, сирийской Истории - Онлайн
  • Коллекции изображений Восточных средиземноморских людей, включая сирийцев, Ближневосточное Изображение
  • Сирийцы, Британская энциклопедия Encyclopædia

ru.knowledgr.com


Смотрите также