Сигнализация древняя. Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История развития охранной сигнализации. Сигнализация древняя


Древние цивилизации - статьи | Античная сигнализация

Формулу “Кто владеет информацией, тот правит миром” знали еще в античные времена. Древние полководцы остро нуждались в получении сведений о продвижении противника, в своевременной связи с отдельно расположенными гарнизонами, а также с начальниками осажденных крепостей. История учит, что на всякий спрос всегда поступает предложение. Античные инженеры и изобретатели создали немало хитроумных приборов и устройств, которые по праву можно назвать предтечей современных средств кодированной связи.

Тайна скиталы

Самыми первыми, так сказать, проводниками связи были гонцы, доставлявшие по назначению депеши, почте всегда секретного характера. Гонец мог угодить в засаду, погибнуть, его могли просто подкупить. Поэтому было крайне важно, чтобы даже в случае пленения гонца или его предательства враги не смогли бы прочитать перехваченное послание.

С этой целью еще в VII веке до н.э. во многих греческих государствах, в частности в Итаке и Спарте, широко применялась скитала.

Скитала представляла собой две совершенно одинаковые круглые палочки диаметром в несколько сантиметров. Одна из этих палочек находилась у отправителя, например, командующего сухопутной армией, другая передавалась должностному лицу, с которым предстоял обмен депешами, например, командующему флотом. Когда требовалось отправить срочное секретное сообщение, поступали так. Отправитель брал полоску белой кожи и наматывал ее наискосок по восходящей на свою часть скиталы так, чтобы края полоски тесно примыкали друг к другу.

Затем он писал сообщение на сомкнутых витках кожи в направлении продольной оси палочки. После того как полоска снова разматывалась, текст как бы распадался на отдельные фрагменты и буквы, ставившие непосвященного в тупик. Теперь это послание способен был прочитать, кроме отправителя, только получатель, наложив полоску кожи определенным образом на свою часть скиталы.

Еще в Древней Греции военный историк  Эней Тактик написал в середине IV века до н.э. книгу об осаде городов. В ней он описывает 16 различных способов передачи секретных депеш и шифрованных сообщений, отдельные из которых дожили до наших дней. Популярным продолжает оставаться пунктирный способ тайной переписки. В самом тривиальном письме отдельные буквы помечаются крохотными точками. Если взять из контекста только эти отмеченные буквы, то сложится фраза, которую может пропустить не очень внимательный цензор. Но это самый, пожалуй, простой способ шифровки. Были и более изощренные.

Эней описал один из них. Брался небольшой диск с 24 отверстиями, просверленными на равных промежутках по его краю. Каждое из этих периферийных отверстий соответствовало букве греческого алфавита, которых тоже 24. Еще несколько отверстий имелось в центральной части диска. Отправитель, готовя депешу, попросту последовательно пропускал нитку через те отверстия, которые соответствовали буквам послания. Конец каждого слова обозначался пропусканием нитки через одно из центральных отверстий. Получатель, которому доставлялся диск, зная, какое именно отверстие соответствует букве “А”, легко размечал и все остальные буквы. Теперь ему оставалось последовательно разматывать нитку через отверстия, всякий раз записывая букву, соответствующую отверстию, через которое нитка была пропущена.

Виток за витком распутывая нить, получатель, осведомленный о тайне диска, одну за одной записывал буквы депеши. Правда, теперь они шли в обратном порядке. Но для того, чтобы все встало на свои места, послание следовало прочитать с конца, справа налево.

Сигнальные огни

В античной телеграфии весьма активно использовались огни факелов или костров, которые передавались ночью с поста на пост.

Существуют достоверные исторические источники, в которых Демосфен описывает знаменитый эпизод, когда при известии о нападении Филиппа на Элатею (339 г. до н.э.) афиняне воспользовались сплетенными из ивняка рыночными палатками для разведения сигнального огня, который поднял по тревоге всех жителей Аттики, способных носить оружие.

Геродот упоминает, что эллины, находясь на северной оконечности острова Эвбеи, получали с расположенного напротив острова Скиатоса сообщение огнями о том, что два греческих корабля захвачены персами. А персидский полководец Мардоний после битвы у Саламина передавал при помощи сигнальных огней через острова в Малую Азию сообщения своему повелителю, царю Ксерксу.

Водяной телеграф

Однако телеграф на основе сигнальных огней имел существенный недостаток. Он допускал передачу лишь таких сообщений, содержание которых было заранее обусловлено между отправляющей и принимающей сторонами. Но все же древние сумели обойти и это весьма непростое препятствие. Тот же Эней сообщает об остроумном приборе, который можно назвать водяным телеграфом. Брались два глиняных сосуда одинаковой ширины (1 локоть) и глубины (3 локтя).

Вырезались две пробки, свободно входящие в сосуды. Сверху на пробках крепились стойки, имеющие по своей длине зарубки с интервалом примерно 5,5 см. Таким образом, стойка делилась на 24 поля равной длины. Каждому полю присваивалось название одного из событий, обычных в ходе военных действий. Например, первое пате означало “В страну вторглась конница”, второе - “тяжело вооруженная пехота”, третье - “корабли” и т.д. (Понятно, что оба сосуда имели совершенно одинаковую разметку.) У самого дна сосудов имелись выпускные отверстия с затычкой.

Когда сосуды наполнялись водой, пробки со стойками поднимались наверх подобно поплавкам. В таком положении аппараты были готовы к телеграфированию. Один из них размещался, естественно, на станции отправления, второй - на приемной станции. Когда происходило одно из предусмотренных событий, то со станции отправления подавался сигнал факелом (в темное время суток). Вторая станция тоже факелом сообщала о своей готовности к приему послания.

Факел на станции отправления опускали. Это действие служило новым сигналом к тому, что сливное отверстие надо открыть. Вода в обоих сосудах, благодаря их полной идентичности, вытекала с одинаковой скоростью. Точно так же, совершенно синхронно, опускались поплавки со стойкой. Когда надпись на стойке, содержащая нужное донесение, опускалась до края сосуда, то станция отправления факелом подавала сигнал, означавший: “Закрыть отверстие!” На станции назначения тотчас смотрели, какое поле оказалось над краем сосуда. Это и было передаваемое сообщение.

Конечно, от обслуживающего персонала требовалась предельная аккуратность и внимательность. Но самое удивительное заключается в том, что этот же аппарат можно было использовать как телеграф в прямом смысле слова. Ведь 24 поля - это 24 буквы. Правда, нужно учесть, что буквы в донесении не следуют одна.за другой. Поэтому регулярно требовалось не только выливать, но и доливать воду в сосуд, то и дело снова наполняя его до краев. Это, конечно, замедляло отправку депеши.

Но в любом случае в течение полутора-двух часов можно было передать лаконичное, четкое сообщение, тем более что древние владели скорописью, когда из текста частично выпускались гласные.

Факельный телеграф Полибия.

Знаменитый историк и стратег Полибий (II в. до н.э.) оставил точное описание сигнального телеграфа, изобретенного александрийскими инженерами Клеоксеном и Демоклетом и усовершенствованного им самим. На каждой из двух станций - передающей и приемной - строились две стены, имеющие наверху по шесть зубцов и, следовательно, по пять промежутков между ними. Каждая станция имела код, содержащий все 24 буквы греческого алфавита. Буквы разбивались на пять пронумерованных групп. Левая стена с зубцами служила для указания номера буквенной группы, правая стена - для указания номера буквы в своей группе.

Так, если между зубцами левой стены появлялись два факела, значит, надо было пользоваться второй группой букв. Если далее между зубцами правой стены появлялись пять факелов (по одному в каждом промежутке), значит, надо было брать пятую букву из второй группы. Предположим, это была буква “К”.

Несмотря на кажущуюся громоздкость метода, в течение всего лишь получаса можно было передать важное сообщение, например: “Критяне получили подкрепление 2000″, то есть к армии критян подоспел на помощь отряд численностью в две тысячи пехотинцев.

Эта “телеграмма” требовала для передачи около двухсот сигналов факелами. Неудобство системы заключалось в том, что минимальное расстояние между станциями должно было составлять порядка одного километра, иначе отдельные факелы становились неразличимыми для невооруженного глаза.

Кто бы мог подумать, что спустя 16 веков изобретение античных инженеров обретет вторую жизнь! В 1792 году французский механик Клод Шапп представил Национальному конвенту проект оптического (семафорного) телеграфа, позаимствовав идею у Полибия. В 1794 году была сооружена первая действующая линия от Парижа до Лилля. На линии было устроено двадцать промежуточных станций, каждый знак требовал для передачи шесть минут, а наблюдения за сигналами велись при помощи подзорной трубы. В 1832 году была открыта оптическая телеграфная линия Берлин - Кельн - Трир. Но уже приближалась эпоха электричества, сделавшая возможным электрический телеграф, который взял от античности замену букв символами, а вместо факелов использовал ток.

www.mysterylife.ru

Охранная сигнализация ее история

Здравствуйте, читатели сегодня я бы хотел рассказать о возникновении охранной сигнализации.

Все началось с тех древних пор, когда человек стал наживать имущество. Имея имущество ему естественно хотелось сохранить его в целости и сохранности. Для этих целей использовались различные рисунки на стенах домов и написание проклятий в адрес неблагочестивых желающих поживиться чудим добром.

Не полагаясь только на проклятия люди, строили различные ловушки. Достаточно вспомнить Египетские пирамиды, которые содержат множество различных ловушек в виде обрушающегося пола или потолка, сходящихся стен ложных дверей и других ловушек, которые вели к верной гибели посягателей.Охранная сигнализация в Египте

Такие примитивные средства охранной сигнализации применялись в Египте. В средневековой Японии пользовалось широкой популярность изобретение под названием «Поющие полы». Суть данного изобретения заключалась в том, что при наступании на половицу она прогибалась, а железная скоба, прикрепленная к ней снизу терлась о гвоздь, издавая громкий металлический визг.

Такие половицы укладывались либо по всей площади помещения нуждающегося в охране либо в специальной последовательности для того чтобы проникающий человек не сразу понял о поджидающей его ловушке.

Такая примитивная охранная сигнализация защищала имущество и жизни своих владельцев.

Во времена античности был изобретен хитроумный способ прослушки называемый «Дионисиево ухо». Это изобретение представляло собой систему труб звук, по которых доносился из одного помещения в другое.

Использование человека для охраны имущества это, наверное, самый распространенный способ сохранения имущества во все времена.

В 19 веке после изобретения электрического звонка появилась первая электрическая охранная сигнализация, которая работала либо на замыкание, либо размыкание. Установленная охранная сигнализация реагировала на открывание двери, включался электрический звонок и будил хозяев.

Очередным этапом развития охранной сигнализации стало изобретение фотоэлемента. Эта сигнализация использовала светолучевые сигнализаторы на фотоэлемент падал луч света прерывание, которого приводило к включению электрического звонка.

После появления полупроводников охранная сигнализация начала более активное развитие фотоэлементы стали заменяться ультразвуковыми извещателями, микроволновыми и в конце появился инфракрасный извещатель способный обнаруживать изменения тепла в пространстве.

В начале 90-х появился большой интерес к приборам охранной сигнализации у различных коммерческих и частных структур. Но т.к. отечественные производители оборудования охранной сигнализации были ориентированы только на военно-промышленный комплекс и не имели возможности продавать свое оборудование на местном рынке, оборудование пришло из-за границы.

sigadoma.ru

Античная сигнализация

Античная сигнализация

     Формулу "Кто владеет информацией, тот правит миром" знали еще в античные времена. Древние полководцы нуждались в скрытном и остром получении сведений о продвижении противника, в адерамвной связи с отдельно расположенными гарнизонами, а также с начальниками осажденных крепостей. История учит, чта на всякий спрос всегда поступает предложена. Античные инженеры и изобретатели создали немало хитроумных приборов и устройств, которые по праву можно назвать предтечей современных средств кодированной связи.

     Тайна скиталы.

   Самыми первыми, так сказать, проводниками связи были гонцы, доставлявшие по назначению депеши, почте всегда секретного характера.

Гонец мог угодить в засаду, погибнуть, его могли просто подкупить.

   Поэтому было крайне важно, чтобыдаже в случае пленения гонца или его предательства враги не смогли бы прочитать перехваченное послание.

   С этой целью еще в VII веке до н.э. во многих греческих государствах, в частности б Итаке и Спарте, широко применялась скитала.

   Скитала предстааляла собой две совершенно одинаковые круглые палочки диаметром в несколько сантиметров. Одна из этих палочек находилась у отправителя, например, командующего сухопутной армией, другая передавалась должностному лицу, с которым предстоял обмен депешами, например, командующему флотом. Когда требовалось отправить срочное секретное сообщение, поступали так. Отправитель брал полоску белой кожи и наматы-адл ее наискосок по восходящей на свою часть скитапы так, чтобы края полоски тесно примыкали друг к другу. Затем он писал сообщение на сомкнутых витках кожи в направлении продольной оси палочки. После того тк полоска снова разматывалась, текст как бы распадался на отдельные фрагменты и буквы, ставившие непосвященного в тупик.

   Теперь это послание способен был прочитать, кроме отправителя, только получатель, наложив полоску кожи определенным образом на свою часть скиталы.

   Древний военный историк Эней Тактик написал в середине IV века до н.э. книгу об осаде городов. В ней он описывает 16 различных способов передачи секретных депеш и шифрованных сообщений, отдельные из которых дожили до наших дней. Популярным продолжает оставаться пунктирный способ тайной переписки. В самом тривиальном письме отдельные буквы помечаются крохотными точками. Если взять из контекста только эти отмеченные буквы, то сложится фраза, которую может пропустить не очень внимательный цензор. Но это самый, пожалуй, простой способ шифровки. Были и более изощренные.

   Эней описал один из них. Брался небольшой диск с 24 отверстиями, просверленными на равных промежутках по его краю. Каждое из этих периферийных отверстий соответствовало букве греческого алфавита, которых тоже 24. Еще несколько отверстий имелось в центральной части диска. Отправитель, готовя депешу, попросту последовательно пропускал нитку через те отверстия, которые соответствовали буквам послания. Конец каждого слова обозначался пропусканием нитки через одно из центральных отверстий. Получатель, которому доставлялся диск, зная, какое именно отверстие соответствует букве "А", легко размечал и все остальные буквы. Теперь ему оставалось последовательно разматывать нитку через отверстия, всякий раз записывая букву, соответствующую отверстию, через которое нитка была пропущена.

   Виток за витком распутывая нить, получатель, осведомленный о тайне диска, одну за одной записывал буквы депеши. Правда, теперь они шли в обратном порядке. Но для того, чтобы все встало на свои места, послание следовало прочитать с конца, справа налево.

     Сигнальные огни.

   В античной телеграфии весьма активно использовались огни факелов или костров, которые передавались ночью с поста на пост.

   Существуют достоверные исторические источники, в которых Демосфен описывает знаменитый эпизод, когда при известии о нападении Филиппа на Элатею (339 г. до н.э.) афиняне воспользовались сплетенными из ивняка рыночными палатками для разведения сигнального огня, который поднял по тревоге всех жителей Аттики, способных носить оружие.

   Геродот упоминает, что эллины, находясь на северной оконечности острова Эвбеи, получали с расположенного напротив острова Скиатоса сообщение огнями о том, что два греческих корабля захвачены персами.

   А персидский полководец Мардоний после битвы у Саламина передавал при помощи сигнальных огней через острова в Малую Азию сообщения своему повелителю, царю Ксерксу.

     Водяной телеграф.

   Однако телеграф на основе сигнальных огней имел существенный недостаток. Он допускал передачу лишь таких сообщений, содержание которых было заранее обусловлено между отправляющей и принимающей сторонами.

   Но все же древние сумели обойти и это весьма непростое препятствие. Тот же Эней сообщает об остроумном приборе, который можно назвать водяным телеграфом. Брались два глиняных сосуда одинаковой ширины (1 локоть) и глубины (3 локтя).

   Вырезались две пробки, свободно входящие в сосуды. Сверху на пробках крепились стойки, имеющие по своей длине зарубки с интервалом примерно 5,5 см. Таким образом, стойка делилась на 24 поля равной длины. Каждому полю присваивалось название одного из событий, обычных в ходе зоенных действий. Например, первое пате означало "В страну вторглась конница", второе - "тяжело вооруженная пехота", третье - "корабли" и т.д. (Понятно, что оба сосуда имели совершенно одинаковую разметку.) У самого дна сосудов имелись выпускные отверстия с затычкой.

   Когда сосуды наполнялись водой, пробки со стойками поднимались наверх подобно поплавкам. В таком положении аппараты были готовы к телеграфированию.

   Один из них размещался, естественно, на станции отправления, второй - на приемной станции. Когда происходило одно из предусмотренных событий, то со станции отправления подавался сигнал факелом (в темное время суток). Вторая станция тоже факелом сообщала о своей готовности к приему послания.

   Факел на станции отправления опускали. Это действие служило новым сигналом к тому, что сливное отверстие надо открыть. Вода в обоих сосудах, благодаря их полной идентичности, вытекала с одинаковой скоростью. Точно так же, совершенно синхронно, опускались поплавки со стойкой. Когда надпись на стойке, содержащая нужное донесение, опускалась до края сосуда, то станция отправления факелом подавала сигнал, означавший: "Закрыть отверстие!" На станции назначения тотчас смотрели, какое поле оказалось над краем сосуда. Это и было передаваемое сообщение.

   Конечно, от обслуживающего персонала требовалась предельная аккуратность и внимательность. Но самое удивительное заключается в том, что этот же аппарат можно было использовать как телеграф в прямом смысле слова. Ведь 24 поля - это 24 буквы. Правда, нужно учесть, что буквы в донесении не следуют одна.за другой. Поэтому регулярно требовалось не только выливать, но и доливать воду в сосуд, то и дело снова наполняя его до краев. Это, конечно, замедляло отправку депеши.

   Но в любом случае в течение полутора-двух часов можно было передать лаконичное, четкое сообщение, тем более что древние владели скорописью, когда из текста частично выпускались гласные.

     Факельный телеграф Полибия.

   Знаменитый историк и стратег Полибий (II в. до н.э.) оставил точное описание сигнального телеграфа, изобретенного александрийскими инженерами Клеоксеном и Демоклетом и усовершенствованного им самим. На каждой из двух станций - передающей и приемной - строились две стены, имеющие наверху по шесть зубцов и, следовательно, по пять промежутков между ними. Каждая станция имела код, содержащий все 24 буквы греческого алфавита. Буквы разбивались на пять пронумерованных групп. Левая стена с зубцами служила для указания номера буквенной группы, правая стена - для указания номера буквы в своей группе.

   Так, если между зубцами левой стены появлялись два факела, значит, надо было пользоваться второй группой букв. Если далее между зубцами правой стены появлялись пять факелов (по одному в каждом промежутке), значит, надо было брать пятую букву из второй группы. Предположим, это была буква "К".

   Несмотря на кажущуюся громоздкость метода, в течение всего лишь получаса можно было передать важное сообщение, например: "Критяне получили подкрепление 2000", то есть к армии критян подоспел на помощь отряд численностью в две тысячи пехотинцев.

   Эта "телеграмма" требовала для передачи около двухсот сигналов факелами. Неудобство системы заключалось в том, что минимальное расстояние между станциями должно было составлять порядка одного километра, иначе отдельные факелы становились неразличимыми для невооруженного глаза.

   Кто бы мог подумать, что спустя 16 веков изобретение античных инженеров обретет вторую жизнь! В 1792 году французский механик Клод Шапп представил Национальному конвенту проект оптического (семафорного) телеграфа, позаимствовав идею у Полибия. В 1794 году была сооружена первая действующая линия от Парижа до Лилля. На линии было устроено двадцать промежуточных станций, каждый знак требовал для передачи шесть минут, а наблюдения за сигналами велись при помощи подзорной трубы. В 1832 году была открыта оптическая телеграфная линия Берлин - Кельн - Трир. Но уже приближалась эпоха электричества, сделавшая возможным электрический телеграф, который взял от античности замену букв символами, а вместо факелов использовал ток.

secretworlds.ru

Интересные факты о сигнализации

Подробности Просмотров: 1690

 Человек издавна задумывался о своей безопасности. Поэтому не удивительно, что аналоги современных систем охранной сигнализации мы могли бы увидеть даже в самой глубокой древности. Зародилась сигнализация еще в незапамятные времена. Известно, что в Древней Греции существовала система сигнализации огнем и металлическими зеркалами. Пользуясь сигнальными зеркалами, Архимед спалил римский флот. У римлян известия передавались главным образом курьерами, сигналы огнем использовались лишь в крайних случаях, когда надвигалась опасность.

Как Архимед сжег весь римский флот

Карл Великий, правивший с 800 по 814 гг., для спасения от внезапных нападений саксов построил линию башен от Немецкого моря до верховьев Дуная, оттуда к Средиземному морю и закончил ее у Пиренеев. Сигналы передавались огнем с этих башен, причем существовал особый «код», растолковывающий каждый сигнал в отдельности.

Сторожевая башня

В Древней Руси еще в начале V века была возведена цепь башен, повернутая к юго-востоку, с центром в Киеве. С башен передавались в Киев сведения о нашествиях, они же служили первой линией обороны. Возведение сторожевых башен было начато князем Кием в 400 году. Строительство длилось почти двести лет.

Каждый из нас слышал удивительные истории о том, какие опасности подстерегали охотников за сокровищами. Тайные ловушки, проваливающиеся плиты, ступеньки, наступив на которые человек мог остаться без головы — на него летело подвешенное пушечное ядро и т. д.

А самая древняя охранная сигнализация представляла собой ямы-ловушки, предназначенные для защиты от набегов диких зверей или предупреждения о появлении врага у жилища. Знаменитые системы потайных ходов и тайных комнат для наблюдения за гостями средневековых замков — чем это не аналог современных систем видеонаблюдения? Через картины или гобелены можно было и слышать, и видеть все, что происходило в интересующем хозяина замка помещении.

Яма-ловушка

Также человек с целью защиты своей жизни и имущества прибегал к помощи домашних животных, обладающих более совершенными и чуткими органами чувств. Такая «живая охранная сигнализация» действительно превосходила по своим возможностям все существовавшие хитроумные механические приспособления. Например, все помнят историю о том, как гуси спасли Рим: гогот птиц разбудил солдат, нападение врагов потеряло эффект внезапности и было успешно отражено легионерами.

А вот еще несколько интересных фактов о сигнализации:

  1. На Востоке в роли сигнализации используют… павлинов. При появлении чужака, они начинают громко кричать. Павлины, охраняющие тюрьму, показаны в классическом фильме Алана Паркера «Полуночный экспресс».
  2. Ученые изобрели вилку с сигнализацией. Она включается, если вы слишком быстро едите. (Это не шутка!)
  3. Первую систему электрической сигнализации изобрел… Холмс, в 1858 г. Звали изобретателя Эдвин Холмс. Главной частью его системы была обычная пружина.
  4. Японские сёгуны использовали «соловиные полы» (угуйсу ису). Во дворце в Киото, к доскам пола приделаны металлические скобы. Если наступаешь на них, раздается звук, похожий на пение соловья.
  5. Систему сигнализаций для знаменитых американских тюрем Синг-Синг и Алькатрас разработал Лев Термен. Он был... резидентом советской разведки в США.

"Соловьиные полы"

Перечислять все эти ухищрения можно бесконечно, ведь человеческий разум издревле работал над тем, как обезопасить себя и свои богатства. Это и была охранная сигнализация, предотвращавшая расхищение накопленных ценностей.

dnt.net.ua

Советские сигнализации - Колеса.ру

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их зачастую оборонные и полуоборонные заводы, имевшие весьма слабое представление об особенностях сферы защиты от угона в частности и о товарах народного потребления вообще…

Добро пожаловать на очередную экскурсию в советское автомобильное ретро. «Колеса» представляют вашему вниманию очередные три «капсулы времени» — охранные устройства «Made in USSR», надолго забытые владельцами на пыльных полках старых гаражей… Когда-то дефицитные и желанные для каждого советского автовладельца гаджеты сегодня стали техническими курьезами. Тем не менее, смахнем с них четвертьвековую пыль, извлечем из упаковки и критически изучим!

«С претензией на дизайн»

Вследствие близости прибалтийских республик к Европе, в советское время производимые ими товары народного потребления отличались намеком на какой-никакой дизайн. Собственно, и сигнализация «Саргис 2М» таурагского Завода элементов вычислительных машин неплохо смотрится на фоне прочих отечественных автомобильных охранных систем того времени. Многие советские сигнализации, выпускаемые оборонными «почтовыми ящиками», были выполнены в металлических корпусах жуткого индустриального типа, с использованием для коммутации военных разъемов, в грубой таре из кошмарного картона десятой переработки без полиграфии. А вот литовский «Саргис 2М», выпускавшийся в СССР огромными партиями не менее десятка лет, имел симпатичный пластиковый корпус, контактные выводы ножевого типа, как принято в автопроме, и приличную упаковочную коробку.

001

Большинство советских сигнализаций использовали в качестве звукового извещателя штатный клаксон машины. Располагался он, как правило, между радиатором и его решеткой, и провода к нему угонщик легко мог оборвать крючком из толстой проволоки.  Поэтому одной из фирменных особенностей «Саргиса» был включенный в комплект небольшой звуковой сигнал, который предлагалось разместить в труднодоступном извне месте – под бампером или под капотом. Сегодня, когда «колокольчик» идет в комплекте с любой, даже самой дешевой сигналкой, сложно оценить значимость сирены из комплекта «Саргиса». Однако в эпоху тотального дефицита автозапчастей такой подарок в комплекте охранного устройства был очень кстати!

002

Принцип работы «Саргиса» очень прост, что типично для тех лет. Сигнализация включалась секретным тумблером: им надо было щелкнуть за несколько секунд до покидания автомобиля и повторно — через несколько секунд после посадки за руль. Система реагировала ревом клаксона на раскачивание кузова или открытие дверей: детектор колебаний использовался механический, в виде пружинящего контактного маятника с грузиком и ручки-регулятора, изменяющей чувствительность маятника.

003

Плюсы

  1. Потребление тока в дежурном режиме у простых «охранок», построенных на дюжине транзисторов, очень низкое. Во время нашего замера «Саргис 2М» показал 6 миллиампер – результаты на зависть современным охранным системам!
  2. Еще один плюс «Саргиса» — возможность фиксации маятника датчика качания, чтобы он не дребезжал на ходу. Такой функции я не встречал ни в одной отечественной сигналке с датчиками колебаний маятникового типа, все они на ходу раздражающе постукивали и побрякивали.

Минусы

  1. Чтобы регулировать чувствительность датчика удара, блок сигналки должен устанавливаться так, чтобы водитель имел легкий доступ к ручке регулировки чувствительности. А это идет вразрез со скрытностью монтажа…
  2. Второй минус – еще серьезнее. Сигнализация рассчитывалась в основном на создание шума при попытке обокрасть салон. Противоугонная функция представляет собой блокировку цепи зажигания, и осуществляла это даже не сама сигнализация, а тумблер, который её включал. Он состоял из двух контактных пар, одна из которых подавала плюс на сигналку, а вторая – разрывала цепь бобины. Иными словами, отключение тумблера, серьезно спрятать который было невозможно, обрубало и звук клаксона, и защиту от угона одним щелчком…
  3. Ну и третий минус – после срабатывания сигнализации клаксон гудел, пока не сядет аккумулятор. Отключать её нужно было вручную.

«Самые большие микросхемы в мире»

Помните старую шутку про советские микросхемы, которые самые большие в мире? Благодаря увлечению в порядке хобби изучением отечественного противоугонного ретро-оборудования, я пропустил через свои руки немало такого «железа». И вынужден признать: автосигнализация «Дар» — наверное, самая крупногабаритная из тех, что мне встречались… Центральный блок имел габариты 15 х 13 х 5 см – натуральный кирпич!

007

«Дар» — радиоохранная система. Контролируя открытие дверей, вибрацию кузова и включение зажигания, она предупреждала владельца автомобиля не только ревом клаксона, но и удаленно по радиоканалу, в качестве которого использовалась частота гражданского диапазона – 27.140 МГц. В 80-х в продаже встречались версии «Дара» с комплектным портативным приемником размером чуть больше сигаретной пачки, а позже, в начале 90-х, появились и удешевленные версии, без приемника. Инструкция гласила: «В качестве приемника сигнала охранной системы используется имеющаяся у владельца собственная портативная радиостанция типа «Гродно-Р», «Пилот», «Веда-ЧМ» или аналогичная, диапазона 27 МГц, находящаяся в квартире и питающаяся от стационарного источника».

Также инструкция к «Дару» предупреждала: «Перед покупкой этой охранной системы вам необходимо получить разрешение в местном органе Государственной инспекции электросвязи!». В то время полностью безлицензионных диапазонов или не попадающих под лицензирование уровней мощности не существовало. Тем более, что мощность у «Дара» была будь здоров – аж 2 ватта! Правда, с учетом внутреннего расположения антенны гарантированная дальность в городской застройке все равно декларировалась небольшой – до 500 метров со штатным приемником и до 700 метров в случае использования вместо приемника портативной Си-Би-радиостанции.

009

Передающая антенна «Дара» на 27 МГц. Желтая коробочка – блок согласования, черный провод – коаксиальный кабель к центральному блоку, белый – провод, наклеиваемый на заднее или лобовое стекло.

010

«Дар» выпускался Московским заводом электромеханической аппаратуры. Сие предприятие ориентировалось на разработку навигационных приборов и гироскопов для армии и космоса. Этим объясняется весьма качественное изготовление «Дара» и сложность схемотехники, а также, увы, абсурдность конструктива и логики работы…

011 012

Принципы действия и управления охранной системой в целом оригинальностью не отличались.

Основной блок монтировали под торпедо с доступом к органам управления. На передней панели «Дара» — три тумблера и ручка-регулятор. Один тумблер активирует охрану с задержкой для покидания автомобиля, два других – включают и отключают моргание фар и гудение клаксона в режиме тревоги. Если свет и звук выключены, владелец предупреждается о срабатывании системы только по радиоканалу. Ручка-регулятор отвечает за чувствительность датчика колебаний кузова.

При срабатывании сигнала тревоги владелец получал прерывистый звуковой сигнал на приемник. В случае использования фирменного приемника из комплекта «Дар» работал лучше: приемник откликался только на индивидуальный цифровой вызов блока в автомобиле, поэтому приемник и передатчик представляли пару, настроенную друг на друга, и помехи от других источников сигнала на рабочей частоте владельца не беспокоили. В случае бюджетного комплекта с использованием в качестве приемника Си-Би-радиостанции прием помех и чужих сигналов не исключался. На этот случай в центральные модули «зашивались» индивидуальные «мелодии» (последовательности чередования длинных и коротких писков), и владельцу рекомендовалось запомнить свой собственный, чтобы отличать его от других.

Плюсы

  1. При использовании в качестве приемника Си-Би-радиостанции Alan 42 в городской застройке сигнализация устойчиво передавала тревожный вызов от автомобиля в квартиру девятиэтажки, окна которой выходили на противоположную сторону от двора с парковкой. Через два дома в аналогичных условиях сигнал уже не проходил… Результаты в целом аналогичны современным сигналкам с брелоками обратной связи.
  2. Логика работы позволяет выбирать разные способы подачи сигнала тревоги, ограниченного по времени таймером – аккумулятор не разрядится, если вы не имеете возможности подойти к машине.
  3. Такой важный параметр как потребляемый ток в режиме охраны сошелся с паспортным и составил 12 мА. Это хорошие показатели, безопасные для АКБ при продолжительной работе сигнализации.

Минусы

  1. Электронная регулировка чувствительности маятника датчика удара есть, но физической блокировки его в движении нет. Сигнализация на ходу мерзко стучит, а металлический корпус работает, как бубен.
  2. Поскольку органы управления выведены на корпус «кирпича», поместить его в салоне незаметно не представляется возможным. Соответственно, угонщик не испытывал проблем с обнаружением и отключением «Дара». Тем более, что кнопка подписана! Да, система позволяла управлять постановкой и снятием с охраны дистанционной кнопкой, и установить блок можно было более скрытно, например, в багажнике. Правда, тогда исчезала возможность регулировок, а месторасположение по-прежнему выдавала антенна на стекле с крупным блоком согласования и толстым кабелем, ведущим к основному блоку…

«Сам себе проблема»

Когда-то достаточно эффективным методом защиты от угона считался бензиновый электроклапан, перекрывающий подачу топлива к бензонасосу и карбюратору. Клапан рекомендовалось устанавливать в разрез топливопровода под днищем автомобиля: там он был недоступен для угонщика. Особо хитрые водители, припарковавшись, выключали клапан, не глуша двигатель. Они ждали, пока мотор заглохнет сам собой, выработав как можно больше бензина из поплавковой камеры карбюратора. Это затрудняло повторный пуск хозяину, но и угонщику тоже: при попытке запуска у двигателя не было резерва топлива для работы в течение непродолжительного времени с закрытым клапаном.

Вот типичный бензоклапан из 80-х, по-советски загадочно именующийся «Противоугонное устройство Ш197-01С1-01». Произведен Харьковским моторостроительным заводом «Серп и молот», во времена СССР выпускавшим бензиновые и дизельные моторы для сельскохозяйственной техники.

013

Клапан выпускался под бравым слоганом «Заплатишь рубли – сохранишь тысячи!» Сделан на первый взгляд солидно, и, памятуя о редком примере ориентации завода на гражданскую, а не на военную продукцию, можно было надеяться, что гаджет спроектирован по уму.

014

015 016

Статьи / Практика

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

38524 1 16 29.02.2016

Для начала надо сказать, что у топливных клапанов были свои «фирменные» проблемы. Во-первых, конечно, монтаж: залезть под днище автомобиля, выпилить кусок из металлической трубки топливопровода и установить взамен выпиленного куска клапан с помощью двух коротких отрезков резинового шланга и хомутов – задача непростая для многих, особенно если делать в простом гараже. Поэтому каждый второй водитель ставил клапан под капотом, врезая его в резиновый шланг возле бензонасоса. В этом случае эффективность охраны резко падала. Угонщик при желании легко мог клапан обнаружить, снять с него шланги и соединить их между собой кусочком любой трубочки, да хоть корпусом от шариковой ручки. Вторая проблема была куда серьезнее: сам владелец машины с бензоклапаном ежедневно подвергался риску не суметь завести своего железного коня…

Поскольку клапан устанавливается под днищем авто, он является одной из самых низких точек топливной системы. В нем могла скапливаться влага, присутствующая в бензине. Чтобы влага при длительных простоях машины не провоцировала коррозию ответственных частей клапана, сердечник электромагнита и толкатель запирающего топливный канал подпружиненного шарика сделаны из латуни. Вот только сам шарик и его пружинка – стальные, ржавеющие, да еще как! Такой вот технический парадокс. Собственно, и наш «ретро-тест», заключавшийся в исследовании внутренностей устройства, новый (!) клапан полностью провалил. Будучи извлеченным из упаковки, он оказался неработоспособным. С трудом выкрутив посаженное на клей латунное седло шарика, мы увидели ржавую пружинку и мохнатый от коррозии шарик…

Старые опытные шоферы, водилы-профи и таксисты прекрасно знали этот нюанс, иллюзий насчет качества клапанов не питали и себе такие аксессуары не ставили… Перспектива удалять внезапно заклинивший клапан, ползая под машиной и обливаясь бензином, не прельщала.

017 018

***

Пусть охранные системы того времени совершенством не отличались, автовладельцы пытались сделать хоть что-то, чтобы спать спокойно. Хорошо ещё, что не все ставили капканы, как Дима Семицветов из известного фильма. Видимо, и Деточкиных тогда было меньше…

www.kolesa.ru

Глава 1. История охранной сигнализации

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Введение

Довольно проблематично обеспечить полноценную защиту организации, банка или другого учреждения. Установка охранных извещателей является залогом успешной работы предприятия или организации. Современные охранные извещатели предназначены не только для поимки преступников, но и для предотвращения преступлений, поэтому их рекомендуется устанавливать на любых объектах, где существует даже незначительная опасность несанкционированного доступа.

Как показывает практика, целью злоумышленников может стать любое здание или территория, независимо от их статуса или назначения. Применение охранных извещателей значительно понизит шанс проникновения злоумышленника на контролируемую территорию.

Задачи исследования извещателей:

1. Ознакомление с историей создания охранной сигнализации.

2. Ознакомиться с назначением охранного оптикоэлектронного извещателя ИО 409-32 "Астра-515".

3. Изучить принцип работы охранного оптикоэлектронного извещателя ИО 409-32 "Астра-515".

4. Указать режимы работы ИО 409-32 "Астра-515".

Установка охранных извещателей до недавнего времени считалась необходимой лишь для обеспечения безопасности торговых центров, банков и других крупных предприятий, деятельность которых связана с хранением материального имущества. Но, как показывает практика, целью злоумышленников может стать любое здание или территория, независимо от их статуса или назначения. Современные и эффективные системы безопасности предназначены не только для поимки преступников, но и для предотвращения преступлений, поэтому их рекомендуется устанавливать на любых объектах, где существует даже незначительная опасность несанкционированного доступа. Своевременная установка охранной системы позволяет обеспечить надёжную защиту для Вас и Ваших близких, а также сохранить Ваше имущество.

Безопасность объектов — сложная задача, требующая объединения усилий многих людей и привлечения значительных средств. Довольно проблематично обеспечить полноценную защиту человека, организации, банка или другого учреждения без системы безопасности, включающей в себя человеческие ресурсы, технические средства, а, главное, средства своевременного получения и анализа информации о реальных угрозах и их возможных последствиях. Установка охранных извещателей является залогом успешной работы предприятия или организации.

Целью данного курсового проекта является ознакомление с оптико-электронными извещателями на примере оптико-электронного извещателя Астра 515.

Объектом исследования является оптико-электронный охранный извещатель Астра 515.

Степень изученности:

В настоящее время практически каждая организация, фирма или же отдельное юридическое, физическое лицо имеет охранную систему включающую в себя оптико-электронные охранные извещатели.

 

глава 1. История охранной сигнализации

Началом развития современных электронных систем охранной сигнализации стало изобретение электрического звонка в начале 19 века. Такая охранная сигнализация действительно бы была хорошим выходом в этой ситуации. На самом деле устройство именно под таким названием "электронный сторож" было изобретено ещё в девятнадцатом веке. Охранная сигнализация девятнадцатого века представляла собой систему электрических проводов, которые в случае каких-либо действий злоумышленника (например, открытия дверей или разбивания стекла) могли либо замкнуться, либо разомкнуться. Охранная сигнализация срабатывала - начинал звенеть звонок, позднее - сирена. В том же случае, если охранная сигнализация была связана телефонным проводом с ближайшим полицейским участком, она отправляла по телефонному кабелю сигнал тревоги. Если проникновение фиксировалось системой, охранная сигнализация давала такой сигнал, на охраняемый объект прибывали полицейские. В итоге к концу девятнадцатого века практически все особо охраняемые объекты были оснащены системой охранной сигнализации, причем, прежде всего охранная сигнализация устанавливалась в хранилищах банков - ведь тогда, в эпоху золотого стандарта, подавляющая часть денежных средств хранилась в виде золотых монет и слитков.

Изобретение фотоэлемента стало очередным этапом, после которого охранная сигнализация значительно усовершенствовалась. Ведь для прерывания цепи было достаточно перекрыть источник света, падающий на него - а попасться на этом злоумышленнику гораздо проще, чем на нарушении цепи из самих проводов. Эта охранная сигнализация использовала так называемые светолучевые сигнализаторы - на фотоэлемент падал источник, луч света, который являлся "воздушным" охранным проводом, нарушение, прерывание которого приводило к срабатыванию охранной сигнализации. Изобретение же полупроводников и другие изобретения в физике и электротехнике, произошедшие полвека назад, привели к тому, что охранная сигнализация стала такой, какой мы её знаем. Световые лучи и фотоэлементы стали замещаться объемными ультразвуковыми датчиками, затем - микроволновыми, а впоследствии - инфракрасными. То есть преступнику, оказавшемуся на охраняемом объекте, оборудованном такой системой охранной сигнализации, сложно будет избежать невидимого человеческому глазу инфракрасного излучения. А последние достижения уже в сфере компьютерной техники могут помочь сделать охранную сигнализацию более простой в управлении и более многофункциональной.

Конечно, современные системы, основой которых является охранная сигнализация, уже не могут применять все те коварные опасные ловушки, описанные в начале статьи. Даже простой провод под электрическим током, пущенный по периметру вашего участка, делает вас нарушителем закона. Такая охранная сигнализация несет риск умышленного причинения вреда здоровью злоумышленника. Поэтому современная охранная сигнализация не должна наносить вреда здоровью человека, и все современные модели охранной сигнализации, предназначенные для продажи на рынке, разрабатываются с учетом этого принципа 90-е годы вошли в историю нашей страны резко усилившейся криминализацией общества, легализацией частной собственности на средства производства, что вызвало необходимость внедрения самых современных систем охранной сигнализации для их установки в многочисленных банках, магазинах, фирмах, биржах, финансовых корпорациях, нефтегазодобывающих компаниях и т.п., а также в квартирах и коттеджах их владельцев. Охранная сигнализация, которая выпускалась отечественными предприятиями, была ориентирована на военно-промышленный комплекс (например, охранная сигнализация достаточно успешно применялась для охраны государственных границ СССР ещё с 40-х годов), и не имела поэтому соответствующих разрешительных документов для продажи частным лицам. Кроме того, охранная сигнализация отечественного производства тогда выпускалась достаточно небольшими партиями, что явно не могло удовлетворить резко возросший спрос. Поэтому на рынке стала широко распространятся охранная сигнализация от целого ряда ведущих мировых её производителей, что мы наблюдаем и сейчас.

 

 

 

megapredmet.ru

1.3. Визуальные средства связи

Еще в древности наряду со звуковыми возникли визуальные средства передачи информации.

К простейшим визуальным средствам прежде всего относятся позы, мимика, жесты, которые широко использовал первобытный человек и которыми мы пользуемся сейчас64.

С помощью мимики человек выражает или, наоборот, скрывает свои чувства. Мимика – важнейшее средство выражения в театральном и вообще сценическом искусстве.

Жесты как средство передачи информации используются в языке глухонемых65. Система жестов существует в армии. Прикладывая руку к шапке, военные приветствуют друга («отдают честь»). С помощью «языка» жестов дирижер управляет такими сложными коллективами как музыкальный оркестр или хор66.

Кто-то подсчитал, что с помощью рук можно производить несколько тысяч разнообразных движений67.

Поднимая на охоте руку, старейшина давал знак «внимание», делая взмах рукой, отдавал команду начать действия.

Подобную роль играет шлагбаум. Если он поднят – это означает: путь открыт, если опущен – путь закрыт.

Когда началось строительство железных дорог, появились не только шлагбаумы на переездах, но и подобные же устройства – семафоры – вдоль железнодорожного полотна. С их помощью отдавались команды для машинистов паровозов68.

До тех пор пока по дорогам передвигались пешком, верхом на лошадях, на телегах и в каретах, дорожное движение никто не регулировал. Единственный указатель, который размещали вдоль дорог – это столбы, позволявшие определять расстояние. В нашей стране они долгое время назывались верстовыми.

Ситуация на дорогах изменилась, когда был изобретен автомобиль.

В связи с этим на перекрестках появились регулировщики. Чем больше становилось автомашин, тем больше требовалось регулировщиков. Тогда был изобретен светофор.

Для регулирования дорожного движения стали использовать и другие средства: знаки дорожного движения, разметка дороги – полосы, так называемая «зебра», обозначающая место перехода.

Когда-то чтобы отличить одного гонца от другого, их стали снабжать специальными знаками, которые получили название жетонов или печатей.

Позднее печати начали привешивать к пересылаемым с гонцами или по почте документам. Когда поток корреспонденции увеличился, вместо вислых печатей появились печати оттиски или штемпели69.

Поскольку в период средневековья многие европейски рыцари были закованы в латы, для отличия их друг от друга на латах появились специальные отличительные знаки – гербы. Позднее они появились и на печатях70.

Необходимость отличать своих от чужих на поле боя и за его пределами привела к возникновению униформы. Позднее она стала различаться по родам войск71. Форма появилась у чиновников, студентов и школьников. Своя униформа существует в некоторых коммерческих организациях.

Чтобы отличать командира от подчиненного, были введены знаки различия72.

Те, кто бывал в туристических поездках, знает, что там, где очень людно, экскурсовод, чтобы не потерять туристическую группу, передвигается с флажком в руках.

Именно с этой целью когда-то появились флаги и стяги. Правда, первоначально они были предназначены не для туристов, а для воинов. Первые упоминания о воинских стягах на Руси относятся XI–XII вв.73Сейчас знамя имеет каждая воинская часть, каждый военный корабль.

Знамена отличаются размером, формой, цветом, знаками и надписями на полотнище74.

Появление флагов, знамен и стягов привело к возникновению флажковой сигнализации. Поскольку на море с помощью гонцов или посыльных невозможно быстро передать информацию от одного корабля к другому, для этого стали использовать сигнализацию с помощью набора флагов, поднимаемых на мачтах корабля, или же с помощью размахивания флажками75.

В России система «сигналопроизводства» на кораблях была узаконена при Петре I в 1699 г.76

С помощью мимики, жестов, флагов информацию можно передавать только на близком расстоянии. Для ее передачи на большие расстояния необходимы другие средства. Одним из них становится огонь, который в темноте можно видеть за несколько километров.

Скорость звука – 330 м/с. Скорость света – 300 тыс. км/с, т. е. в миллион раз больше. Неслучайно во время грозы мы сначала видим молнию, затем слышим гром.

Хорошо известна легенда о захвате города Трои. Не сумев взять его штурмом, греки пошли на хитрость. Они подарили троянцам деревянного коня, в котором были спрятаны воины. Ночью воины выбрались из своего укрытия, перебили троянскую стражу и развели у ворот города костер. По этому сигналу их товарищи вошли в город и захватили его77.

Когда получило развитие мореплавание, долгое время оно имело прибрежный характер. Поэтому огонь начали использовать для указания ночью береговой линии. Так появились маяки78.

Около 280 г. до н. э. египетский император Птолемей II приказал соорудить на острове Форос маяк, который должен был бы указывать морякам путь в Александрийскую гавань.79

Со временем маяки стали непременным атрибутом мореплавания80.

Позднее для обозначения фарватера или же опасных мест начали использовать плавучие знаки, закрепленные с помощью якоря и получившие название бакенов. Первоначально бакены выделялись на водной поверхности с помощью яркого цвета, затем, чтобы можно было видеть их ночью, бакены стали оснащать фонарями81.

Главное отличие фонаря заключается в том, что в нем источник света полностью или частично закрыт стеклянным футляром. Футляр защищает источник света от ветра, дождя и снега.

Производство стекла началось в Египте около 3000 лет до н. э. Однако прозрачное стекло появилось лишь на рубеже н. э. Первоначально его производили в Риме. В XIII в. центр стекольного производства переместился в Венецию82.

Изобретение фонаря привело к появлению судовых огней. «Судовые огни, – говорится в «Большой Советской Энциклопедии», – устанавливают-ся на судах в определенном сочетании в темное время суток для указания их местонахождения, направления движения, типа, состояния, а также рода выполняемых работ»83.

Со временем фонарями, которые получили название фар, стали оснащать все виды транспорта. Автомобильные фары не только освещают путь ночью, но играют роль предупредительных знаков для пешеходов или же идущего навстречу транспорта.

Подобную же роль играют задние огни на машинах, предназначенные

для показывания габаритов машины. С их помощью водитель сообщает о своем намерении сделать поворот.

«Мигалки» на автомашинах дают знать, что это спецтранспорт: пожарная машина, скорая помощь, машина полиции или же высокопоставленного чиновника.

Фарами или же прожекторами оснащены тепловозы, электровозы, речные и морские суда. Все самолеты ночью зажигают мигающие огни на крыльях. Это можно видеть с земли невооруженным глазом.

«Предупреждающая сигнализация широко применяется также в самолетовождении. Она осуществляется наземными дневными знаками в виде геометрических фигур, выполненных из разных материалов, или ночью световыми сигналами. В зависимости от назначения знакам придается разная форма: кольцо, крест, треугольник, квадрат и др.»84.

Фонарь, обеспечивающий направленное и концентрированное излуче-ние света получил название прожектора. Одна из его особенностей – зер-кальный отражатель, позволяющий увеличивать дальность распростране-ния света85.

Вплоть до XX в. использовались гелиографы. Гелиограф – это светосигнальный прибор, с зеркальным отражателем солнечного света86.

Когда появилось огнестрельное оружие, были изобретены сигнальные ракеты. С их помощью в армии стали подавать команды87.

В 1940 г. Воениздат выпустил специальную книгу о сигнализации.

В ней были названы следующие средства, использовавшиеся в Красной Армии того времени: вехи, костры, ракеты, флажки, фонари, полотнища, семафоры, гелиограф, прожектор, телеграф Цейса88.

Это свидетельствует, что некоторые простейшие средства связи, возникшие еще в древности, продолжали использоваться вплоть до середины XX в.

studfiles.net


Смотрите также