Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Символы древнего рима
Армянская символика на монетах Древнего Рима
За последнее время,в результате поисков, были обнаружены интересные древние римские монеты с армянской символикой и изображением армян.
Очень интересно видеть изображение армян и армянской символики на древних монетах других государств. В данной публикации представлены монеты Древнего Рима, но поиски продолжаются.
Возможно в следующей статье будут предоставлены примеры изображения армян и армянской символики на монетах других близлежащих Армении империй например: персидских, ассирийских, греческих и других.
Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), в ознаменование завоевания Армении. На оборотной стороне армянский лучник, стоящий лицом, держащий копье в правой руке, а в левой руке лук опирающийся на землю. Обратите внимание на накладку Mithraic — поклоняющийся Митре — Михру — арм. Мгер.
Левый портрет император Антонин Пий AD 138 -161, справа: Армянка в трауре сидящая на земле.Левый портрет император Люций Верас AD 161-169, справа: Армянка в трауре, на заднем плане — щиты, vexillum и трофей.Император Траян в военной одежде стоит, держа копье, у его ног фигуры армян, символически помещенные между Евфратом и Тигром, как географическое подтверждение Армении.
Римский Серебряный Динарий императора Августа (27 B.C.E.-14 C.E.), отмечающий победу над Арменией, с символами Армении: царская тиара и колчан с луком.Римский серебряный Динарий Марка Антония (37 г. до н.э.), с армянской тиарой над луком и стрелой на обороте. Монета отлита в честь генерала Маркуса Антониуса, который в 37 г. до н.э. предательски вместе с Клеопатрой убил царя Армении победившего Марка Лициния Красса. Армянская тиара, а также лук и стрела являются древними символами Армении.Римское золотая монета императора Ауреуса Августа (27 г. до н.э.-14 C.E.), пвыпущена в 19 г. до н.э., в честь победы над Арменией (Армения Капта) Изображения напоминают божество Митры (которое почиталось в древней Армении). peopleofar
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
vstrokax.net
символы древнего рима
Нажми для просмотра
Наш официальны й сайт -------------------- Ссылки на соц сети: Вконтакте: Facebook: ...
Тэги:
Нажми для просмотра
Этот фильм - крушение мифа о Римских древностях . Он посвящен нескольким сенсационн ым открытиям, сделанным.. .
Тэги:
Нажми для просмотра
Этруски - Предшестве нники Древнего Рима Год выпуска: 2003 Страна: Великобрит ания Жанр: документал ьно-постан. ..
Тэги:
Нажми для просмотра
Интересное на канале: Договор Глобальног о Предиктора с Нацией Что за инопланетя не ...
Тэги:
Нажми для просмотра
1 марта 2014 года в рамках цикла лекций «Образы и символы человеческ ой сексуально сти в истории цивилизаци и»...
Тэги:
Нажми для просмотра
ОТВРАТИТЕЛ ЬНЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНЫ ДРЕВНЕГО РИМА,КОТОР Е ВЫЗЫВАЮТ НЕДОУМЕНИЕ У ЦИВИЛИЗОВА ННОГО ...
Тэги:
Нажми для просмотра
Символы, утратившие своё первоначал ьное значение Источник: #cutid1 ...
Тэги:
Нажми для просмотра
В этом ролике я расскажу некоторые теории о тайнах и значениях двуглавого орла . Так же о влиянии герба...
Тэги:
Нажми для просмотра
Цезарь, Колизей, республика , Нерон, гуси, плебеи, легионы — всё, что вы когда-то знали, но забыли, коротко...
Тэги:
Нажми для просмотра
Какие секреты хранит Рим и Ватикан? Да они явны и видны всем! Тартария - ее прямые признаки это Крепости-з ез...
Тэги:
Нажми для просмотра
купи уроборос тут купи анкх тут Уроборос Посмотри, с каким аппетитом эта змея поед.
Тэги:
Нажми для просмотра
Как-то у Конфуция спросили: "Чтобы ты сделал первое, если бы пришел к власти?" "Первое, что бы я сделал, - сказа...
Тэги:
Нажми для просмотра
1 марта 2014 года в рамках цикла лекций «Образы и символы человеческ ой сексуально сти в истории цивилизаци и»...
Тэги:
Нажми для просмотра
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДРЕВНЕМ РИМЕ / ЧАСТЬ 2 / Подпишись на СКАЗКИ НАЙТ: ...
Тэги:
Нажми для просмотра
В этом видео мы разберём рода и виды войск Римской империи периода 4-5 веков. Речь пойдёт о подразделе ниях...
Тэги:
Нажми для просмотра
В 74 году до н. э. в итальянско м городе Капуя произошло событие, которому предстояло не только оказать сущест...
Тэги:
funer.ru
Искусство древнего Рима Символ Рима знаменитая Капитолийская волчица
Искусство древнего Рима
Символ Рима - знаменитая Капитолийская волчица.
Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) — этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.
Колизей
Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.
Триумфальная арка
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Агриппа
Марк Випса́ний Агри́ппа (лат. Marcus Vipsanius Agrippa; 63 до н. э. — 12 до н. э.) — римский государственный деятель и полководец, друг и зять императора Октавиана Августа.
Агриппа играл немалую роль в военных успехах Октавиана Августа, не обладавшего военными способностями: в 36 до н. э. он победил Секста Помпея в морской битве, в 31 до н. э. победой над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций утвердил единовластие Октавиана. Покровительствовал искусствам, построил Пантеон.
Базилика Эмилия
Телега Нептунова
В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.
После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне.
Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). В 1660 году Георг Швайгер (нем.Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (нем. Christoph Ritter)представили модель в виде её составных частей.Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (нем.Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688-1694 годах.Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt). Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе.В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф. Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года. [1]
Пантеон
Пантеон (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Колонна Фоки
Колонна Фоки — коринфская колонна, воздвигнутая на Римском форуме перед Рострой и посвящённая в 608 году византийскому императору Фоке (602—610). Стала последним дополнением к архитектурному комплексу Римского форума.
Колонна 13,6 м высотой, созданная во II веке н. э., была установлена на четырёхугольном пьедестале из белого мрамора, первоначально использовавшемся в монументе в честь Диоклетиана. Надпись на северной его стороне сообщает, что монумент 1 августа 608 года Равеннский экзарх Смарагд посвятил Фоке, установив на вершине колонны золотую статую императора:
Это самый невысокий (40 м над уровнем Форума) и небольшой по площади, но самый значительный из семи холмов Вечного города. Холм надежно защищали отвесные скалы, массивные стены с четырьмя угловыми башнями. Подняться наверх можно было лишь со стороны Форума. Капитолий был одновременно крепостью, религиозным и административным центром.
Наверх ведут три лестницы: левая (122 ступени) круто поднимается к храму Санта-Мария-ин-Арачели; центральная, широкая и пологая, сделана по проекту Микеланджело; а справа есть еще одна неприметная лестница и проезжая дорога.
Фонтан Черепах
Фонтан Черепах на небольшой площади Маттеи - наиболее очаровательный из фонтанов Рима.
Его красота, его изящные линии заставляют верить в легенду о том, что эта жемчужина искусства конца XVI века принадлежит Рафаэлю.Однако это работа Ландини (1585 год).
Помпейские фрески
Помпейские фрески представляют собой картинки Древнего Рима таким, каким его застало извержение Везувия. До обнаружения фресок в Помпеях считалось, что древнеримской живописи не существовало, только скульптура. А как раскопали Помпеи - ахнули. Серия: "картинки Древнего Рима" П.М.
Рельеф с фигурами римских сановников
выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки.
Храм Антонина и Фаустины
Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.
Храм Ромула
Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.).
Ипподром Домициана
Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.
dok.opredelim.com
Боги римлян - Символизм древних культур
Иерархия богов
Так как у римлян было достаточно практичное отношения к богам, то иерархия очень четко прослеживается. Были боги, которые покровительствовали всему государству, были общегосударственными. Были второстепенные боги, которые охраняли, одухотворяли какие-то частные знания, принципы. Были божества, связанные с городом, и были божества, которые покровительствовали семье, отдельному человеку. Вот в такой последовательности их и рассмотрим.
Боги государства
1. Янус По сути своей римский бог и не встречается как таковой в других религиях и теологиях. Его имя происходит от `div` (разделяться), и первоначально он назывался Дианус; или, лучше, Дьяна (`jana`), имя, данное Диане (dius,dium – сияющее небо).
Янус – божество солнечное. Он страж дверей, общественных заведений, так и частных домов. Его отличительные знаки: ключи и волшебный жезл, который служит ему для отстранения всего, что не должно пройти через двери. Его двойное лицо наблюдает за тем, что происходит внутри и вовне. Янус также имеет отношение к путешествиям и коммуникации.
Как “бог начал” (Солнце в начале дня) он дает импульс к созданию мира. На церемониях имя Януса-Отца (JANUS PATER) звучало раньше имени самого Юпитера. Ему был посвящен первый день месяца и первый месяц года. Двери храма Януса на Форуме были открыты во время войны и закрыты в мирное время. Еще до того, как Юпитер становится верховным божеством, Янус был божеством солнца, божеством начала дня и конца дня. Утром он открывает врата и впускает солнце в этот мир, а вечером закрывает эти врата, и солнце уходит в подземный мир. Янус и олицетворял это солнце.
Изображался он всегда пожилым человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Покровительство над всеми начинаниями, над всеми новыми началами. Не только началом дня, а день в Римской империи начинался с того, что оглашалось имя Януса, оно ставилось перед Юпитером и другими богами. С этого божества начинался и год, месяц январь, само это слово происходит от имени «Янус». И первое января, и первое число каждого месяца посвящалось именно Янусу. Хотя и не так много храмов было построено Янусу, но его римский храм, который относят еще к временам Нумы Помпилия, это очень знаменитый храм. Он представляет собой две арки, двое ворот, которые соединены между собою стенами. Ворота, повторю еще раз, храма были закрыты, если в Риме был мир, и были открыты, если была война. Правда, всего три раза за римскую историю эти ворота были закрыты: во времена Нумы Помпилия, потом во времена Августа, и еще раз во времена Римской республики. Остальное время Рим воевал.
2. Юпитер Имя этого бога также происходит от корня `di` или `div`, что означает “сияние” или “Небесный свет” (Juppiter, Jovis Pater от iurave, "помогать", первоначально Diovis, "блестящий", Diespiter, Dispater, "отец дня"). Божество, имеющее отношение к солнечному и к лунному свету, а также управляющее небесными явлениями, прежде всего – молнией.
В начале носил различные имена был больше связан с сельской жизнью, но позднее превратился в покровителя города и Государства, чтобы в конечном итоге стать покровителем Империи. Как бог-воин Юпитер символизировал такие добродетели как честь, справедливость, вера и мужество, сила юности.
Его изображения подобны греческим изображениям Зевса, хотя есть и такие изображения, как, например, Юпитер из Вольса, где он молод и безбород.
Бог, дающий благосостояние Риму. Поэтому римляне почитали его особо, ему были посвящены самые лучшие дни каждого месяца, середина каждого месяца, и в дни его чествования специальная коллегия жрецов - понтификов, (кстати, само слово «понтифик» очень интересное, переводится как «строитель постов»), эти жрецы не только служили Юпитеру, но и надзирали над всеми остальными жрецами, были верховными жрецами в Риме, такими своеобразными строителями мостов между миром богов и миром людей. Юпитер не показывал своего лика, он общался и давал знаки людям через свои атрибуты - молнию и орла. У подножия его трона сидит орел. Поэтому становится понятным, почему столь популярными были авгуры - жрецы, которые умели делать предсказания по полету птиц. Потому что именно орлов или коршунов пускал на землю Юпитер, чтобы дать людям знак. Другим знаком, которым Юпитер мог изъявить свою волю, была молния. И место, в которое попадала молния, считалось священными, жрецы огораживали его специально оградой, приносили там жертвоприношения, и ни один смертный не мог ступить туда, куда Юпитер ударил своей молнией.
3. Сатурн Его отец - Сатурн, божество, очень характерное для Рима. Поэтому, наверное, в Риме были столь любимы праздники, посвященные этому богу, сатурналии. Начинались они 17 декабря, проходили неделю, семь дней, и в эти дни все в государстве перемешивалось: раб становился царем, царь был в роли раба, пировали все за одним столом, и очень часто за этими обедами господа прислуживали своим рабам. С одной стороны это такой образ хаоса, который всегда должен предшествовать новому рождению, потому что, за сатурналиями следовал как раз Янус - первое января, начало нового цикла времени. С другой стороны, есть еще один интересный аспект Сатурна. Римские легенды рассказывают, что в доисторические времена Сатурн был царем, и правил италийскими народами в Золотой век, когда еще не было патрициев и плебеев, не было рабов, когда все были равны и, как пишут римские историки и поэты, когда землю не надо было пахать - она сама давала огромные урожаи. И сатурналии существовали как напоминание о том времени; воскрешали его.
Интересно, что Сатурн больше всего почитался в Риме как покровитель посевов, и его часто изображали с такими атрибутами как серп и сноп колосьев. Его имя, «Сатурн» происходит от двух слов: «сатор» - «опыт» и «сатур» - «изобилие» (от "satur" – "насыщенный" или "sator" – "опыт", а также "сеятель"). Эти два принципа прекрасно сочетаются в Сатурне, и совершенно не противоречат обычному астрологическому представлению об этом божестве, о принципе, который он проводит - установление рамок, границ, ведение временем.
Покровительство принципу сбора урожая: на физическом плане - это те зерна, которые люди будут использовать в пищу, которые потом дадут жизнь; а на человеческом духовном плане - это зерна, которые человек должен использовать как духовную пищу, и тот опыт, который человек приобретает, пожиная посеянное.
Изгнанный с неба Юпитером, скрылся в Лации, принеся процветание Риму (то есть его дары – это время, опыт, богатство в глубоком значении этого слова).
Сатурн изображается обычно стоя, держит серп и колосья. Статуя Сатурна, находящаяся в храме, посвященном ему, была обвязана лентами из льна, чтобы этот бог оставался привязанным к римским землям. Эти ленты снимались только на время Сатурналий.
4. Юнона Cестра и супруга Юпитера; представляет женское начало Небесного света. Символизируя лунный свет, подобна Диане.
Юнона во многом несла те же функции, что и ее божественный супруг. Но обязанности все-таки разделялись: она покровительствовала женщинам, особенно замужним, женщинам, семье, браку. Понятие «матрона». Хотя Рим - очень воинственная, такая мужская цивилизация, но, как это совершенно естественно, не может быть только одна половина. Римская женщина - матрона - это была особенная грань Римской цивилизации. Римские женщины окрасили эту цивилизацию очень красивыми принципами и добродетелями. Причем, если мужчины занимались в основном политикой и воевали, то в руках женщин находились все остальные вопросы и проблемы в государстве. Даже, по-моему, Овидий с юмором или даже с сарказмом заметил, что все народы как народы и у других народов мужчины управляют мужчинами, только у нас, у римлян, мужчинами управляют женщины. Но это действительно было так, поскольку почиталась не только чистота, красота, в женщине почиталась не только мать семейства. Как и богиня Юнона, матроны славились своей мудростью, и во многом благодаря римским женщинам существовал этот идеал долга, чести; в их руках было и воспитание будущего поколения. На Капитлийском холме был воздвигнут храм Юноны монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство. От этого прозвища Юноны пошло и общее название денег – «монета».
Атрибутами Юноны - павлин и еще одна птица, тоже не менее знаменитая в римской истории - гусь. Гуси, которые спасли Рим. Гуси всегда жили при храме Юноны, были священными птицами. И вот история, которую часто любят рассказывать: когда враги осадили Капитолийский холм, и кто-то из их пытался среди ночи подняться на крутой утес по сплетенным лианам, то гуси услышали шорох, проснулись, загоготали, и тем самым римских стражей, которые уснули. Так гуси спасли Рим…
На изображениях она предстает перед нами как королева, стоящая со скипетром, чашей, с покрывалом, рядом с ней находится павлин; иногда она держит копье и щит. В образе матери держит на руках ребенка, а другой ребенок стоит рядом с ней, в руке у нее цветок (в знак рождения Марса).
5. Минерва Ее имя связано с "manas", "mens" (разум, человек думающий). Эта богиня этрусского происхождения и была ассимилирована греками. Возможно, она символизирует ментальный Огонь, связанный с мудростью. Минерва вместе с Юпитером и Юноной составляет триаду богов. С другой стороны, это богиня торговли, ремесел и школ. Позднее у нее появились и воинские функции. Она покровительствовала мирным занятиям горожан. Она была мудра, поэтому сова рядом с ней - атрибут мудрости многих народов и цивилизаций. Богиня, которая управляла мирными занятиями и повседневной жизнью римлян, давала им мудрость в этой жизни.
Этруски изображали ее крылатой, с совой в руке.
6. Марс Римский бог, согласно традиции, отец Ромула и Рема. С древности был аграрным божеством и богом войны одновременно; оба аспекта вполне согласуются с римским духом. Его имя, Марс, происходит от `Mar, Mas` (“порождающая сила”) или от `mar`, что означает “сверкать”, что может рассматриваться как “солнечный”. В римской мифологии он был сыном Юноны, которая зачала его от связи с чудесным растением.
Как сказано выше, первоначально Марс был богом земледелия, покровителем растительности, природы, хотя постепенно эти стороны его символизма передались божеству по имени Сильван, обитавшему в горах и в глухих местах.
Позднее он стал более известен как бог войны и сражений, которому приносились жертвоприношения перед битвой и после боя. Символическими животными Марса были конь и волчица (может быть, в память о волчице, вскормившей Ромула и Рема). Его священные деревья и растения: смоковница, дуб, лавр и бобы.
Марсу служили особые жрецы. Их называли салии. И атрибутом Марса долгое время являлись священное копье и священный щит, по преданиям еще во времена Ромула упавшие с неба, как дар Риму. Они хранились в храме, и очень почитались. Копье под страхом смертной казни запрещалось даже трогать. Если оно шевелилось само, и жрецы замечали движение этого копья, то это считалось предвестием войны. А когда Рим сам собирался объявлять войну, то жрецы брали это копье и священный щит Марса, с песнями и плясками обходили вокруг города, и после этого объявлялась война. При служении Марсу жрецы обязаны были ежедневно входить в святилище Марса и обращаться к нему с такими словами: «Марс, здравствуй!». Считалось, что Марс как раз то божество, которое защищает Рим и его идею от развала и падения, от захвата противником. Изначально Марс не имел своего лика, своего изображения. Это уже греки подарили римлянам такой антропоморфный облик Марса, с бородой, с копьем и щитом.
- Храм МарсаВ храме Марса - любимого божества римских солдат, хранились обычно маленькие копии римских щитов, каждый воин, уходя в бой, оставлял в храме маленькое изображение своего щита, посвящая его воинственному Марсу.
- Воины и земледельцыВоины занимались не только сражением. Вообще, в начале римской истории, год у них делился на две части (две стороны Марса: война и земледелие). Весной, когда начиналась посевная, они были мирными жителями: сеяли, пахали, собирали урожай. Как только урожай был собран, они надевали доспехи и шли воевать. И весной опять прекращалась война, ворота храма Януса закрывались, и они возвращались к мирному труду. Когда во времена империи армия стала наемной, она занималась не только сражениями, войной, но и очень много строила.
7. Веста Она прекрасная, сверкающая и чистая, как пламя Огня, который она воплощает. Она олицетворение Огня и Земли и в этом последнем качестве она связана с Огнем, пребывающем в центре Земли. Ее символизм включает также огонь домашнего очага и священный, религиозный огонь; а, кроме того, несет в себе идею “материнства”, в смысле способности “кормления” Огня.Изображения Весты подобны изображениям греческой Гестии, при этом важную роль играет покрывало, целомудренно скрывающее девственность богини.Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылающий в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен» (Пентралия), хранились священные предметы.
Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то преступника отпускался.
8. Вулкан Возможно, речь идет о божестве еще более древнем, чем Юпитер. Он был покровителем зарождения Рима. Обычно его связывали с Юноной, с Майей (Матерью-Землей) и с Вестой, и только в последующие эпохи – с Венерой.
Он считался богом Огня, Молнии, Солнца и плодотворного тепла, брал на себя функции бога очага и даже бога войны. Его древнее имя было Вулканус (Volkanus).Покровитель ремесленников, особенно кузнецов. Говорили, что он живет под землей. Его кузница находится в горе Этна, и когда он начинает разжигать огонь, то Этна извергается. После греческого влияния, он остался покровителем ремесленников и всякого ремесла. Его храмы никогда не ставились в городе, понятно почему - слишком опасно - божество огня, может спалить весь город. Поэтому обычно это было либо на окраинах, либо за пределами города. Аналог греческого Гефеста.Его изображают в виде бородатого мужчины с несколько деформированным лицом; он несет молот, клещи и наковальню; носит шапку и короткую тунику.
9. Меркурий Имя божества от слова «мэркс», что означало торговлю, коммерцию и еще другой перевод – «послание», что не противоречит одно другому, поскольку торговля это одна из форм послания, и распространения этого послания в мире. Поскольку римляне не слишком торговая нация, они не считали это почетным занятием, поэтому Меркурий, наверное, не самое яркое божество в их пантеоне, хотя почиталось как государственное.
Изображался, как и греческий Гермес, безбородый молодым человеком с кадуцеем и сумкой в руках.
Земледельческие божества
1. Венера Особо почитаемая богиня, потому что, если помните, по мифологии она мать Энея. Эней - основатель Римского государства. Изначально в Риме Венера была богиней весны, плодородия. Потом она все больше и больше, под греческим влиянием, начинает походить на Афродиту. Становится богиней любви, молодости, красоты.
2. Фавн Очень доброе, очень теплое, очень веселое божество римского пантеона. Тут даже тяжело проводить параллели с Грецией. Он покровитель всех земледельцев, пастухов. Он, как бог Луперк, охранял стада от волков. Луперкалии - знаменитые празднества, когда в жертву приносились молодые козы и козлята, и из шкур этих жертвенных животных делали ремни. Юноши, которым традиция и обряд предписывали все время празднества смеяться, улыбаться, выбегали из храма и били этими плетками из козлиной кожи всех встречных. Римляне сами спешили в это празднество к храму Фавна, чтобы попасть под удары этой плетки, потому что это приносило благополучие, женщинам - прибавление в семействе, считалось, что хорошим, плодородным будет год.Фавн в римской традиции также был богом предсказания, он знал тайны будущего. Еще он был покровителем лесов, и считалось, что если человек придет в священную рощу, где живет Фавн, и заснет на шкуре зверя, то ночью ему Фавн приснится. И считалось, что если человек шел в этот лес со страхом, боязнью или с каким-то сомнением, то ему Фавн расскажет какую-нибудь страшную историю, он в ужасе проснется и убежит из леса. Но если человек шел с чистой душой, со спокойным сердцем, то ему Фавн раскроет его будущее.
3. Диана Соответствует Артемиде. Первоначально была богиней Света, владычицей гор и лесов. Диана-прекрасная, Диана-охотница, покровительница лесов, животных, растений. Именно царства животных, растений находились под покровительством и вдохновением этой богини. Она давала силы, когда человек уставал. Пахарь на поле, или пастух, пасший своих животных, когда приходила усталость, обращались в Диане и она давала им новые силы. Поэтому понятно, что очень быстро Диана становится богиней для плебеев, для бедных людей, для тех римлян, которые добывали себе хлеб своими руками. И именно в ее храмы стекаются самые бедные люди, паломники. Говорили о том, что Диана прекрасный лекарь, и излечивала не только животных, которым покровительствовала, но и людей. И в Риме рассказывали, это предтеча, наверное, христианских легенд, что приходившие в ее храм исцелялись только благодаря присутствию в этом месте. И это всегда были самые оживленные храмы во всем Древнем Риме, туда стекались люди просить помощи, новых сил и заступничества в своих повседневных делах.
4. Вертумн и Помона Очень красивая божественная пара. Вертумн от слова «верте» - «меняться», «изменять» (от "vertere" – менять). Он по мифологии изначально отвечал за смену времен года, не за сам цикл времени, а за качественные изменения, которые происходили в течение года. Очень часто его изображают с корзиной плодов, потому что он покровительствовал всем этапам от цветения до плодоношения, созревания плодов. Его возлюбленная супруга Помона была покровительницей садов, полей, земледелия, всех полевых работ. Особенно она покровительствовала яблоневым садам. Считалось, что она в своем кувшине носит воду и поливает засыхающие растения, подрезает сухие ветви. Она была прекрасна, и многие боги и герои предлагали руку и сердце этой прекрасной богине. Но она была очень занята своей ежедневной заботой о яблонях и поэтому не откликалась на предложения. И Вертумн, чтобы добиться ее руки и сердца, идет на хитрость. Он превращается в старика, прихрамывает к Помоне, начинает нахваливать Вертумна и рассказывать, какой он хороший, красивый, и говорит, что хорошо бы, если бы она, Помона, вышла за него замуж. На что Помона говорит: «Я тебя очень уважаю и верю твоим словам, но я не могу только с твоих слов влюбиться в какого-то незнакомого мне бога!». И тогда Вертумн превращается в сияющего юношу с золотыми глазами, с солнечными кудрями, сердце Помоны тает, и с тех пор они вдвоем занимаются и сменой времен года, и плодоношением, и изобилием, которым славилась и славится эта земля.
5. Флора Покровительница для всех, кто любит цветы, любит природу, землю. Богиня цветов, молодости, богиня весны, прекрасная юная девушка. Ее празднества были, наверное, самыми красивыми в Древнем Риме, потому что в эти дни все веселились, дарили друг другу подарки. Женщинам в эти дни разрешалось надевать самые яркие, пестрые платья, в остальные дни римские законы и римские правила предписывали женщинам очень скромную одежду, и вообще скромность поведения была одной из добродетелей Рима. А здесь все женщины расцветали и, наверное, все мужчины расцветали вместе с ними тоже.
Божества вод
1. Нептун.Бог моря, защитник от засухи. В Риме не было ни одного явления природы, ни одного государственного явления, ни одной стороны жизни, которой бы не покровительствовал тот или иной бог. И вот, так как статус империи требовал быть прекрасными мореходами, то Риму покровительство Нептуна очень было нужно. Кроме мореходов и тех людей, которые оказывались в морской стихии, Нептун покровительствовал дождям, по родству принципа. И когда в империи была засуха, молились ему.
2. ЮтурнаНимфа прудов и рек, жена Януса, мать Фонта.
Подземные божества
Здесь появляются идеи, заимствованные у этрусков, хотя мы не отвергаем возможности и греческого влияния. Сначала божествами подземного мира были Маны, но затем греческое влияние способствовало выделению отдельных образов:
1. МаныМаны (добрые) противостоят Инманам (злым). Их почитали как в общественной, так и в семейной жизни. Это были духи предков, которые наблюдали из центра Земли, оказывали благодеяния своим родным и покровительствовали основанию новых городов. Три раза в год для них открывали Врата в подземный мир – mundus.
2. ПлутонДис Патер (Dis, Ditis – богатый) – соответствует Плутону. Аналог греческого Аида.
3. Орк – смерть.
4. Лемуры, лярвыЭто духи умерших, которые возвращаются на землю, чтобы мучить живых.
Божества города
Понятие «города» для Рима было священным. Не только сам Рим, все города, возникавшие в Римской империи, получали и своего гения-хранителя, и свое божество, а главным божеством для всех городов, всех городских жителей была, наверное, Фортуна.
1. Фортуна Богиня счастья, случая и удачи. Считается приносящей блага. Изображается носящей колесо, сферу, руль, носовую часть корабля, рог изобилия; иногда Фортуна изображается крылатой.Колесо - это символы судьбы. Очень часто ее изображают с завязанными или с закрытыми глазами, потому что Фортуна слепа и дает удачу, не глядя, и счастливчик тот, кто попадет в сферу ее интересов, ее влияния. Но с другой стороны, римляне говорили: как бы ни слепа была Фортуна, в руках человека направить ее колесо туда, куда ему нужно. Каждый город имел храм Фортуны, поскольку было важно, чтобы судьба и удача от римлян не отворачивались.
2. ГенийЭто божество таинственного происхождения. Охраняет группы людей и места, где они живут.
3. ТерминПокровитель собственности (достояния). Его изображают в виде нешлифованного камня или колонны, увенчанной человеческой головой. Также покровитель границ.Помните миф, когда Ромул огораживает первый священный участок, сакральное пространство самого древнего участка Рима? У границ было свое божество - Термин, его ввел еще Нумо Помпилий, эти границы постепенно раздвигаются, делая сакральным, священным все большее и большее пространство. К временам Августа и первых древнеримских императоров вот эти священные границы огромной империи создавали, такой храм, огромный храм, огромную священную территорию.
Обожествленные герои
1. ГеркулесОлицетворял гения мужчины, так же как Юнона выражала гения женщины. Двенадцать подвигов Геркулеса или Геракла, как в Греции его называли, даже были взяты за основу для воспитания римского легионера. И вообще очень хорошо прослеживаются все качества идеального воина, к которому стремились в Древнем Риме, они перешли из тех двенадцати подвигов, которые совершил Геркулес, и таким образом все эти двенадцать качеств создавали целостного человека, каким и должен был быть римский легионер.
2. Ромул и РемОснователи Рима, положившие начало всей римской цивилизации. Ромул-Квирин. После смерти Ромул возносится на небо к своему отцу Марсу, и становится одним из богов, покровителей Римской империи, Квирином, ипостасью Марса Побеждающего.
3. ЭнейСын Анхиза и Афродиты. После падения Трои отправился на поиски новой родины. Очень почитался как основоположник римского государства. (Совет: почитать «Энеиду» Вергилия).
Божества семьи
1. ГенийСозидающая сила, которая рождается с индивидуумом и охраняет его до самой смерти. Первоначально был божеством-прародителем рода, затем богом мужской силы, олицетворением внутренних сил и способностей мужчины. Гений (для мужчин) и Юнона (для женщин) воспитывают и охраняют ребенка с момента его рождения посредством "помощников", которые обучают ребенка всему, что необходимо для жизни (есть, пить, расти, спать, плакать, ходить, думать...)Гений расширяет интеллектуальные и нравственные способности индивидуума, создавая при этом видимость, что это является собственной заслугой индивидуума.Сначала изображался в виде змеи, потом – в виде мужчины в тоге, подобно Пенатам и Ларам.
2. ПенатыПенаты (от "penus" – “кладовая”, “запас”) заботятся о пропитании как хранители запасов продовольствия, но, на самом деле, управляют жизнью семьи, разделяя с ней горести и радости. Их всегда двое, и очаг является их алтарем. Им в дар приносят первые плоды. Пенаты государственные, пенаты римского народа считались одной из главных святынь Рима, залогом его непобедимости и вечности.Понятие «дом» было связано не только с крышей над головой или местом, где собираются родственники, самые близкие люди. Для римлянина дом – это место, где живет его гений-хранитель, его покровитель. Пенаты - это божества, которые охраняли покой в семье, благополучие дома, охраняли хозяина, и к ним человек, уйдя в дальнюю дорогу, обязательно должен был вернуться.
3. ЛарыЛары – этрусское слово, обозначающее "вождь" или "принц". Тоже божества дома. Вначале они были покровителями земледелия, и их представляли в виде грубо вырезанных фигур из стволов деревьев. Лар семьи был единственным, и его атрибутом был дом и возвращение домой при любых обстоятельствах, в которых могли оказаться члены семьи.Пенаты и лары изображались очень похожими. Но их функция была несколько иной - они сохраняли очаг, именно тот священный очаг в римском доме, подобный очагу Весты в храме, который давал и сохранял жизнь всем дому. Лары никогда не покидали пределов дома. Когда девушка выходила замуж и приходила в дом к мужу, первым делом она приносила ларам мед, вино, и просила покровительства у новых ларов, которые теперь должен были ее защищать.
Восточные влияния
Такие божества, как Кибела (безусловно, азиатского происхождения), Изида и Серапис египетского пантеона лишь немного дополнили совокупность символов Рима, одни из которых имели древние латинские корни, а другие пришли из далеких земель, но приобрели, однако, специфический оттенок эклектизма и римской морали.
Митра Это восточный культ защитника добра. В мифах о Митре много уделялось борьбе света и тьмы, добра и зла. И тоже это был бог римских легионеров. Уже в поздние времена Римской империи, когда Рим рушился, когда римские воины видели разрушающееся государство, они невольно тянулись к тем богам, которые давали надежду, что можно еще дальше сражаться за свет против зла и тьмы.
Обожествелнные понятия и принципы
Доблесть. Отвага.Обожествленные человеческие качества, связанные с воинским духом.
ДисциплинаОдна из любимых богинь римских воинов, помимо Марса, понятно, была богиня Дисциплина. Наверное, знание того, где твое место, что ты должен делать в каждую минуту, в каждый день, и делало римское войско непобедимым.
МирБожество введенное Августом. Алтарь мира.
Конкордия Согласие, конкордия. (Вспоминаем из прошлой лекции). Помните, как переводится «конкордия»? «Кордия» - это «сердце», «кон» - это предлог «с». «С сердцем», это умение сердце жить с сердцем. В предположении Августа конкордия - согласие - означало, что каждый человек остается личностью и объединяет их, пусть и очень разных, не общий быт, не общие торговые дела, а объединяет идея. Образ античного храма, греческого, римского. Стройные вертикальные колонны и объединяющая их общая кровля. Колонны не касаются друг друга. Каждая сама по себе, как личность. Так и люди в Римской империи оставалась сильными. Такое изобилие ярких личностей, героев, наверное, не дала ни одна цивилизация.
{odnaknopka}
Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: