Сани древние. История саней или Когда на Руси появились первые сани?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Несколько интересных фактов о санях. Сани древние


История санок – Ярмарка Мастеров

Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры.

Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.

Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.

Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.

Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.

Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.

зима

Франсуа Буше. Зима.1755.

история искусства

сани, голландского происхождения,1682 резные золоченые.

Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины.

сани

Диана-богиня охоты. Это сани 1760 г. были первоначально в собственности короля Вильгельма первого.

"сказочные сани" Людвига II

Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады.

Голландские сани- 1885

Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. В болотистых и лесистых районах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись практически круглогодично до начала XX века. Сани запрягались обыкновенно одной лошадью, но на праздники - в катальную неделю (Масленицу), на Свадьбу - сани запрягались богато украшенной тройкой лошадей, внутри наполнялись яркими тканями, мехами.

В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.

А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.

Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.

Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.

Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.

До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.

Сверчков Н. Николай I в санях. 1895

А это крестьянские сани.

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки".

На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.

С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.

В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором.

Примерно такие санки были у меня в детстве.

И вот такие санки у моего восьмилетнего сына.

www.livemaster.ru

Старинные сани и саночки.

топ 100 блогов marinni — 01.11.2010 Дорогие френды- большое спасибо за поздравления!!! Пользуясь случаем, хотела бы спросить- может, у кого-нибудь есть свободный инвайт-приглашение на dirty.ru?

И новым френдам- я сегодня в связи с днем рождения не смогу просмотреть все дневники, их больше 150, но обязательно это сделаю.А пока:

Старинные сани и саночки. Голландские сани- 1885Старинные сани и саночки.
Санки-"кувшинка"-1900Старинные сани и саночки. L'Eau (ou "l'Hiver") à Deruet- Королевская семья и двор Людовика XIV. 1630Старинные сани и саночки.

Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.

Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады.Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.

----------------Немного из истории----------------

Старинные сани и саночки.Crossing the St. Lawrence from Levis to Quebec on a SleighCornelius Krieghoff

Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры.Первые сани появились у народов Севера.Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.

Старинные сани и саночки.J.C. & Purgau, F.M.A. Auerbach : The Imperial Sleigh Ride on the occasion of the marriage of Emperor Joseph II of Austria to his 2nd wife Maria Josepha von Bayern: detail of a sleigh

Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.

-----------------------------------------Старинные сани и саночки.Ludwig II (1845-86) of Bavaria Sleighing at Night from Neuschwanstein to Linderhof, 1888Karl Gottlieb Wenig(1830-1908)

Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.

-----------------------17 век------------------==================================================

Старинные сани и саночки.Winter landscape with figures in a horsedrawn sleighHendrick van, the Younger SteenwyckBelgian artist born 1580 - died 1649

Старинные сани и саночки.

------------------------------

Старинные сани и саночки.сани, голландского происхождения,1682 резные золоченые. городе "Hindelopen"Ce traineau, d’origine hollandaise, daté de 1682 était utilisé pour la promenade et plus généralement pour les loisirs.

Старинные сани и саночки.Австрия, Вена

Старинные сани и саночки.скульптура крылатого коня с рыбьим хвостом и тритоном,из дереваDatant de 1700, c’est une sculpture en bois polychrome représentant un cheval ailé avec queue de poisson et sur l’arc un bonhomme de mer

------------Wuttenberg - musée de Stuttgart.--------------

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

---------------------------18 век----------------------------=============================================================

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Geschnitzer Karussellschlittenum 1750Carved and gilded Carousel Sleigh used for ceremonialor festive Imperial sleigh rides.Drawn by one horse.Старинные сани и саночки.Reich geschnitzter, vergoldeter Karussell-SchlittenEntwurf: Balthasar Ferdinand Moll | um 1740/1750The completely gold-plated one-seater sleigh is an outstanding example of the pinnacle of baroque sleigh tradition in central Europe.------------------------------Старинные сани и саночки.

-------------------------------------Старинные сани и саночки.Traineau Suisse

Старинные сани и саночки.traineau-1718

Старинные сани и саночки.

Они использовались во время "гонок" на санях, с 17-го века при королевских и царских дворах и привилегированных членов дворянства. Гонки эти были, скорее парадом-выездом, сочетавшимся с маскарадом, театрализованным популярными событием зимы.

Старинные сани и саночки.сани, 1750.

-------------Старинные сани и саночки.Диана-богиня охоты. Это сани 1760 г. были первоначально в собственности короля Вильгельма первого.

Старинные сани и саночки.

=======================================================-----------------------------------------В Венеции в ту эпоху тоже замерзали каналы:Старинные сани и саночки.Венецианские санки-18 векSiège de traineau en bois laqué bleu et doré, Italie, probablement Venise, fin du XVIIIe siècle. photo courtesy Sotheby'sde forme curule, à décor d'encadrement sculpté rocaille et réserves peintes à motif de fleurs et paysage ; recouvert de soie brochée à fond jaune ; l'arrière entièrement décoré - haut

-------------------------Франция-------------------=========================================================Старинные сани и саночки.Extrait tableau allégorique de Deruet 1588-1660 « L’eau » conservé au musée d’OrléansВода (или "Зима")- вода в двух аспектах: жидком и твердом (снег и лед). Королевская семья и двор Людовика XIV.La quatrième toile, L'Eau (ou "l'Hiver") montre l'eau sous ses deux aspects liquide, et solide (neige et glace). La famille royale qui arrive dans une somptueuse nef d'apparat

Старинные сани и саночки.Deuxième extrait du tableau « l’eau » de Deruet.

-----------------------------------------Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Санки "черепаха"Traineau " à la tortue " caisse supportée par une tortue---------------------Старинные сани и саночки.Санки в форме раковины, русалка на носу

Старинные сани и саночки.Traineau " à la Sirène " caisse en bois en forme de conque, sirène à la proue

---------------------------------------------Старинные сани и саночки.Санки "Китайские игры" начиная с 1735 г. в музее карет в Версале

Старинные сани и саночки.Датируется примерно 1720 г. Музей экипажей- ВерсальУзоры и зимний пейзаж, украшает скульптура: химеры и тритон.

Старинные сани и саночки.Le traineau au patineur datant des environs de 1720.

-----------------------------------

Во второй половине 18 века климат потеплел.Королева Мария-Антуанетта, помня сани своей молодости, использует сани Людовика XV и строит свои.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Troïka peinte de scènes galantes en hiver en bois sculpté et doré. Travail baroque viennois, époque XIXe siècle. photo courtesy Delorme - Collin du Bocage

------------18 век-Старинные сани и саночки. [info]stepbystep_hdr------------

Старинные сани и саночки."сказочные сани" Людвига IIСтаринные сани и саночки.санки с насаженным ангелочком...Старинные сани и саночки.

=====================================================Старинные сани и саночки.Сосуд в форме санок 18 векаA Nineteenth Century gilt bronze sleigh-form vessel

-----------------Санки Наполеона-------------------=====================================================Старинные сани и саночки.Санки Наполеона Napoléonien Traineau

Наполеон- бегство из России- 1812 год.Старинные сани и саночки.Napoleon in disguise during the retreat from Russia in 1812William Atkinson

-------------------------------------Старинные сани и саночки.Traîneau pour la chasse (Musée des arts et traditions populaires de Vienne)bois sculpté, polychrome, métal et cuir, Tyrol (?) milieu du 18è siècle.

Ce traîneau baroque, le "Gasslschlitten", avec un chasseur en figure de proue et une bergère romantique servait aux loisirs des classes privilégiées de l'ancien Régime.Старинные сани и саночки.

-------------------------19 век-----------------===============================================----------------------------Старинные сани и саночки.D'après Henri d'Ainecy, comte de MontpezatParis 1817 - 1859TraineauAquatinte de Leblanc pour la série "Chevaux et voitures"publiée par Goupil vers 1860.

Старинные сани и саночки.Le Traineau, from 'Journal les Modes Parisiennes', printed in Paris

Старинные сани и саночки.The Road - WinterN. Currier-------------------------------------------

Старинные сани и саночки.Antique Sleigh 19th Century,victorianСтаринные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки. http://englishantiques.antiques-roadshow.com/victorian/antique-sleigh-19th-century-ad-1182.html----------------------------------------

Старинные сани и саночки.Plaid Sleigh

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.--------------------------

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

---------------------Упряжь и колокольчики-------------------=============================================================Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

---------------------Санки-"кувшинка"--------------------------===============================================================Старинные сани и саночки.Il semble que ce traineau de style "arts nouveaux" conservé au musée de Bruxelles ait été réalisé spécialement vers 1900 pour un de ces défilés.l

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

============================================================--------------------Америка-------------------------

Старинные сани и саночки.Центральный парк. Катания.Central Park, New York, Winter, The Skating PondN. Currier

Старинные сани и саночки.A Merry Christmas, from the Pears Annual, 1907Frank Dadd

Старинные сани и саночки.Street Scene in New YorkHippolyte Victor Valentin Sebron-------------------------------

Старинные сани и саночки.Albany CutterСтаринные сани и саночки.hudson valley sleigh-------------------------------------Старинные сани и саночки.portland-cutter--par-roseboroСтаринные сани и саночки.---------------------------Старинные сани и саночки.two-seat-sleighСтаринные сани и саночки.

---------------------------------------------Старинные сани и саночки.Body-cutter

Старинные сани и саночки.Wicksleigh-basket-sleigh

================Tandem-sleight===============

Старинные сани и саночки.Tandem-sleight

--------------------park bobsleigh -------------------------=======================Бобслейные==============================

Старинные сани и саночки.park bobsleigh

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

------------------------------Старинные сани и саночки.Booby Hut Sleigh-----------------------------

Старинные сани и саночки.Albany Pony Sleigh

Старинные сани и саночки.This Albany pony sleigh is owned by Bob Robertson and was on display at the Brooklyn Fair in Brooklyn, Connecticut.The elegant shape of this horse-drawn sleigh originated in the Albany, New York area around 1870

-----------------------------------------------------Детские санки------------------===================================================

Старинные сани и саночки.Сани детские. Голландия. Первая половина 18 века

Старинные сани и саночки.Chatsworth- детские санки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

------------------------------Старинные сани и саночки.Antique Wooden Sleigh. 48x19x38 , Red Christmas Sleigh. Circa 1920.

Старинные сани и саночки.translate email saveVintage 1950's Sno-ler Child's Sled With Wheel======================================

Старинные сани и саночки.Рождественские санки-Christams SleighThe old Christmas sleigh in front of the Jenckes Store in Douglas, Massachusetts

-------------------Россия--------------------=============================================

Старинные сани и саночки.Sleigh Race at the Petrovsky Park in MoscowGolitsyn

Старинные сани и саночки.Troika on the Street in St. Petersburg, 1850sCharles de Hampeln

Сани - древнейший тип транспортного средства на Руси, упоминается в летописях еще с 9 века. Само слово Сани происходит от множественного числа слова "сань" (общеславянское), что означает Змея (ползущая). Когда в России появились экипажи на колесах, езда на санях все равно считалась более почётной.

Старинные сани и саночки.Старинный боярский возок "радка"

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. В болотистых и лесистых районах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись практически круглогодично до начала XX века. Сани запрягались обыкновенно одной лошадью, но на праздники - в катальную неделю (Масленицу), на Свадьбу - сани запрягались богато украшенной тройкой лошадей, внутри наполнялись яркими тканями, мехами.

Старинные сани и саночки.Старинные сани-пошевни 18 века:

В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века.До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.

Старинные сани и саночки.View of the Square and the Grand Theatre, St PetersburgFrench SchoolСтаринные сани и саночки.View of the Imperial Bank and the Shops at St. PetersburgMornayFrancois Claudius Compte-Calix

Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Старинные сани и саночки.САНИ ОДНОМЕСТНЫЕ.Конец XIX века.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Лошадь в беговых санях с седоком

Старинные сани и саночки.Сверчков Н. Николай I в санях. 1895

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.Расписные санки. Деталь росписи. На них катались и взрослые. Пермогорье. Первая четверть XIX века

Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки". На таких саночках На масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.

Старинные сани и саночки.Olenka and Kmicic at Kulig, c.1887Juliusz Fortunat Kossak

С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором.

-----------------------Швеция-sleigh beds------------------==============================================================В Швеции приспособились делать кровати и кушетки из антикварных санок:

Старинные сани и саночки.1800s Sleigh couch made from a real antique sleigh -sofa made from a real working 1800s sleigh from north sweden.Старинные сани и саночки.1800s Sleigh couch made from a real antique sleighСтаринные сани и саночки.Sleigh Bed made from a real working 1800s sleighСтаринные сани и саночки.1800s Sleigh couch made from a real antique sleigh-sofa made from a real working 1800s sleigh from north swedenСтаринные сани и саночки.childrens real antique sleigh bed.

Еще по теме:============================

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Паланкин — портшез или sedan chair-ТУТ

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные кареты-ТУТ

Старинные сани и саночки.Старинные детские коляски-ТУТ

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

Старинные детские повозки и коляски-ТУТ

Старинные сани и саночки.

Старинные сани и саночки.

ШЕСТВИЯ И ПРОЦЕССИИ-ТУТ

===========================================

Старинные сани и саночки.Ec. française (vers 1630) : Composition allégorique. Autrefois attribuée à Deruet.Très curieux, complexe, et ésotérique entraînant des difficultés d'interprétation. Au premier plan, quatre héros de l'antiquité (tenant chacun un écu) entourent une femme : Au centre, une femme (Diane ?) ayant à la main, un arc, un bouclier orné d’un lion (rappelle le courage et la force de la déesse), et un javelot. Autour d’elle, quatre chevaliers : le premier porte un cimeterre, et un écu orné d’une tête de Méduse ; le second, une lance et sur son écu, un tison enflammé ; le troisième porte une massue, et un écu orné d’un scorpion ; le quatrième une lance, et sur son écu, un dragon. Selon quelques uns, ces 4 figures seraient, Persée, Méléagre, Hercule (ou Orion) et Cadmus.

==============================http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8http://www.larusse.ru/cgi-bin/user.cgi?task=category&id=27http://otvet.mail.ru/question/14803280/http://kot-begemott.livejournal.com/73148.html-------------------------http://images.bridgeman.co.uk/ http://www.worthpoint.com/inventory/search?offset=10&max=10&query=antique+child+sleigh&categoryurl=&img= http://www.khm.at/en/museum-of-carriages-and-department-of-court-uniforms/highlights/zeremonial-gala-und-staatswagen-des-wiener-hofes/ http://www.muzeocollection.com/fr/reproduction-tableau.html?todo=recherche&re_texte=traineau&x=9&y=8------------------------------- http://elogedelart.canalblog.com/archives/2010/03/21/17315394.html------------------------ http://www.muzeocollection.com/fr/reproduction-tableau.html?todo=recherche&re_texte=traineau&x=9&y=8--------------------------- http://www.swedishinteriordesign.co.uk/stock/main.php?cmd=album&var1=Sleighs_and_Wagons/&var2=1http://stepbystep-hdr.livejournal.com/103175.html?style=minehttp://www.attelage-patrimoine.com/ http://www.flickr.com/search/?q=tra%C3%AEneau%20pour%20la%20chasse http://www.napoleon1er.org/forum/viewtopic.php?f=7&t=16849&start=180 http://www.1st-art-gallery.com/search?q=Sleigh&sid=0&pageno=4 http://www.attelage-patrimoine.com/article-traineaux-jeux-et-oeuvres-d-art-2-partie-43451680.html http://www.attelage-patrimoine.com/article-chars-des-corporations-46375789.htmhttp://englishantiques.antiques-roadshow.com/ http://www.flickr.com/photos/22280677@N07/2201330956/lightbox/#/photos/22280677@N07/2201330956/

yablor.ru

История саней или Когда на Руси появились первые сани? - Семейная фамилия

Сани пришли к нам из древности, и с того времени мало что изменилось в их принципиальной конструкции. Да, внешне они менялись со временем и появлением новых материалов, но основные части конструкции по назначению не изменились. Полозы и сиденья в различных видах и с применением разных материалов остались неизменны. 

Древний человек, живший в северных широтах, пораскинул умом и придумал удобное и быстрое средство передвижения по льду и снегу. На Руси санями пользовались издревле. Тройка лошадей, звон колокольчиков под дугой, сани – самая известная черта русского быта. В древности сани называли возилами, каптанами и дровнями.

В летописях русские сани упоминаются с IX века. Зимой сани широко применялись не только в сельской местности для хозяйственных нужд, но и в городах. По устройству сани изготавливались открытые и закрытые, по предназначению – дорожные, крестьянские или городские.

По древней традиции сани использовались в свадебных торжествах. Невесту в церковь всегда везли на санях в зимнее время. В настоящее время эта традиция возрождается. 

В летописях 1015 года впервые описано применение саней на похоронах. Сани использовались на похоронах знатных вельмож. Они были не только нужны как транспортное средство, но и являлись почётным видом передвижения.

Даже после того, как появились первые автомобили, выезд в санях считался более престижным. Не каждый человек на Руси мог пользоваться санями. Езда по городу в санях была привилегией богатых людей. Чем богаче был хозяин, тем красивее было убранство саней. 

Так что Россия поистине считается родиной саней.

С древних времён прослеживается терминология основных частей санок. Для скольжения по снегу или льду – полозья. Передки полозьев, загнутые к верху – головки. Для скрепления полозьев между собой вставлены поперечины – копылья. Копылья скреплены возками, на копыльях установлены грядки. На грядках закреплён кузов. К головкам прикрепляются оглобли. Вот такое устройство классических русских саней. 

Сани фигурируют во многих русских сказках и пословицах. Всё потому, что люди часто использовали сани в быту. Как в пословице, готовили сани с лета.

Сани встречаются также у многих народов, где снежные и морозные зимы. Индейцы Северной Америки до сих пор используют сани для перевозки домашнего скарба.

Жители Германии ещё в XVII веке развлекались катанием в санях. Сани, как средство весёлого катания, были распространены по всей западной Европе. Сани украшали изысканными нарядами, и чем богаче был хозяин, тем изощрённой они выглядели на зависть другим. Однако, если убрать все наряды, резьбу и украшения, в итоге останутся классические сани на двух полозах. 

В начале прошлого века сани стали и спортивным снарядом. Появились соревнования по скоростному спуску на санях по ледяному желобу. Сначала спортивные сани изготавливались из дерева, потом из стали.

Сейчас в соревнованиях применяются спортивные сани, выполненные из композитных материалов. Они очень лёгкие и развивают большую скорость.

История саней продолжается...

Фильм про историю саней и использование саней в современной жизни.

Интересные факты из истории аэросаней.

Статья подготовлена специально для сайта "Семейная фамилия". 

Перепечатка запрещена без указания ссылки на сайт.

semfamily.ru

ИСТОРИЯ САНЕЙ: vasily_sergeev

<р1>ИСТОРИЯ САНЕЙ Издавна сани – не только любимейшее средство развлечения детей и взрослых, но и очень популярный и неприхотливый вид транспорта. Историки утверждают, что сани изобрели намного раньше, чем колесо. За всю историю человечества создано огромное количество разновидностей саней – от древних саней-волокуш до современных аэросаней с двигателем.Древнейшим сухопутным транспортным средством служили вьючные животные, одомашненные в Азии к IV тысячелетию до н.э. На заснеженных равнинах Восточной Европы приблизительно в это же время племена изобрели легкие деревянные сани-нарты с собачьей упряжкой. Эти сани состояли из плоских загнутых впереди кверху полозьев, в них вставлялся ряд вертикальных стояков, на которых крепилась платформа для груза. Детали самых древних саней были найдены в торфяниках Финляндии, на Северном Урале и в Прибалтике, эти находки относятся ко II тысячелетию до нашей эры.

Рельеф с изображением саней, найденный в Турции.Самое интересное, что устройство первых саней было очень простым, и за многие века практически не изменилось. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Изначально две жерди связывались между собой, передние концы их привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Так возникли сани-волокуши.Но сани использовались не только для передвижения по снегу. Они были известны как в северных, так и в южных странах. При отсутствии дорог, протащить сани по траве и глине было куда легче, чем колесную повозку.

John H. Bishop Vincent Threshing-sledge.

Вдобавок повозку даже на ровной местности немилосердно трясло, поэтому больных и раненых возили в санях – это был единственный шанс довезти их до лекаря живыми.В Западной Европе, где снега мало, полозья загибали лишь немного, зато в России они были похожи на лебединые шеи – новгородцы даже звали их «лебедями».

Резные деревянные сани из Скандинавии

У индейцев, обитавших на территории Северной Америки, например, волокуша превратилась в тобогган – сбитую из досок сухопутную «лодку». Во время зимних кочевок в таких санях, запряженных собаками, перевозили съестные припасы, детей и стариков.Сани "богдыхана Поднебесной империи", как называли китайского императора, были закрытыми, и тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах. Были даже жилища на санях – "нартяной чум". Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку.

Виды саней

Особенное значение как атрибуту обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. Профессор Д. Н. Анучин пишет о том, что сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии везли до места захоронения в санях, причем в стоячем положении).

Тяговая статуя на санях из каменных карьеров Hatnub.

Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали. А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой. Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.

Езда на санях и лыжах по России. Из немецкого издания Московии Герберштейна. 1557 г.

Герберштейн во время путешествия по России. С офорта Гиршфогеля. 1546 г.

Мейерберг Выезд царя в санях.

На свадебных же выездах для невесты предлагались самые нарядные сани, их покрывали атласом, бархатом, богатыми коврами, соответственно украшалась и упряжь лошади. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею собольи меха, а из церкви — с женихом.

Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.

Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.

Дорожные сани Петра Великого.

В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по покрытым льдом озёрам.Во второй половине XIX века в Дании появляются женские сани. По форме одинаковые с мужскими, они были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно, таким образом, сани закрывались и сверху, и с боков.

Piotr Olbrychowski The sledge in wilderness.

В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. В 1935 году впервые попытались «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем они были снабжены тормозом, рулём и даже мотором.

Прежде, чем вы посмотрите галерею картин, на которых изображены сани, мне остается добавить, что поскольку популярность саней велика, они стали видом спорта и включены в программу зимних Олимпийских игр.

Алексей Боголюбов Катание на Неве. 1854 г.

Иван Пелевин Дети в санях. 1870 г.

Илларион Прянишников Порожняки. 1872 г.

Петр Соколов Генерал Топтыгин. 1875 г.

П.П. Соколов Нападение волков на польского пана.

Николай Клодт фон Юргенсбург Зимний пейзаж с мостиком и санями.

Ярослав Весин Езда на санях 1890 г.

Василий Суриков Боярыня Морозова 1887 г.

Константин Коровин Зимой. 1894 г.

Исаак Левитан Март 1895 г.

Николай Дубовский Санный путь. 1900 г.

Алексей Степанов Катание на Масленицу. 1910 г.

Алексей Степанов На санях.

Борис Кустодиев Масленица (Масленичное катание). 1919 г.

Sven Lokko Koulu (В школу) 1931 г.

Sven Lokko Отец делает сани (Isä ei reki).Источники: 1, 2Интересная статья здесь. Конкретно утащено отсюда, спасибо  Парашутов

vasily-sergeev.livejournal.com

Русские сани и их виды

САНИ — повозка на полозьях для транспортировки груза и перевозки пассажиров. Слово «сани» славянского происхождения, восходит к слову «сань» — полоз, змея. В основе конструкции саней лежали два полоза — длинные деревянные брусья трапециевидного, прямоугольного или полукруглого сечения с плавно загнутой вверх головкой, которой старались придать красивую форму. Длина полозьев вместе с головкой колебалась в пределах от 1,8 до 2,4 м.

Однако были сани, имевшие длину полозьев от 3,3 до 3,4 м. Полозья делали из дуба, вяза, березы, клена, древесина которых отличается большой прочностью. При этом выбирали дерево молодое, здоровое, прямое и без сучьев. В пазы, вырезанные в каждом полозе, вставляли копылы - вертикально поставленные массивные бруски высотой от 10 до 30 см. На полозе устанавливали от 4 до 12 копылов. Копыл с полозом соединялся шиповым замком «вполутемок», т.е. шип был потайной и имел дополнительное опорное плечико. Копылы вытесывали обычно из клена — дерева крепкого и вязкого, долго не изнашивавшегося и не загнивавшего, а также сосны или ели. Копылы одного полоза соединяли с копылами другого вязовьями — толстыми ветвями черемухи, ветлы и какого-либо иного легко- гнущегося дерева.

В некоторых санях полозья соединяли еще и поперечинами — толстыми четырехгранными брусьями, насаживавшимися на копылы. На копылы (в верхней части которых тоже были шипы) по всей длине полоза надевалась грядка (на- щеп) — толстый брус из сосны или ели овального или прямоугольного сечения. Грядки вместе с поперечинами образовывали раму, являвшуюся площадкой для установки кузова. В случае если поперечин не было, кузов устанавливали на грядках. Ход саней, т.е. расстояние между полозьями, колебался от 60 до 80 см. В деревнях в сани обычно запрягали одну или две лошади (см.Запряжка). Лошадь ставили в оглобли, привязываемые к первым копылам, реже к головке полозьев с помощью крепкой веревки или тонких гибких прутьев. Крестьянские сани различались но размерам, форме, отделке кузова, высоте копылов и т.д. Особенности строения саней были связаны с их целевым назначением.

Сани, встречающиеся в деревнях, делились на две группы: сани грузовые, для перевозки клади, и сани выездные, для всевозможных поездок. Каждый вид грузовых и выездных саней имел свое название: возок, дровни, пошевни, розвальни, скочки, съездки, кибитка, козыри и т.д. Сани являлись в основном зимним транспортом, однако в некоторых местах на севере Европейской России ими пользовались и в летнее время, чаще всего когда приходилось ездить по бездорожью. В деревенских условиях жизни они были предметом первой необходимости в каждой крестьянской семье. Грузовые сани использовали для вывоза поваленного на сруб леса, перевозки дров, сена, соломы, снопов и т.п. Выездные сани были необходимы для поездок в гости, на ярмарку, для катания на масленицу, во время свадеб и похорон. Наличие выездных саней в семье рассматривалось как свидетельство ее зажиточности.

Сани — один из древнейших видов русского транспорта. Они были и самым распространенным транспортным средством в Древней и Средневековой Руси. В письменных источниках слово «сани» или тождественное ему слово «воз» можно обнаружить уже в текстах XI в. Они упоминаются неоднократно и в более поздних документах XIII—XIV вв. Изображения саней встречаются на миниатюрах XIV—XV вв. в Житии Бориса и Глеба и в Радзивилловской летописи. При археологических раскопках русских городов, особенно Великого Новгорода, в слоях XXIV вв. находят довольно много отдельных деталей саней, по которым сравнительно легко восстанавливается их облик.

Археологические материалы позволяют утверждать, что еще в Древней Руси было известно шесть типов саней: дровни, грузовые тяжеловесные сани, легкие выездные, беговые сани с высоко поставленной грядкой, сани-возки с закрытым кузовом и ручные салазки. По своей конструкции, размерам они мало чем отличались от крестьянских саней XVIII—XIX вв. Различие можно обнаружить только в некоторых деталях. Например, в древности копылы вырезали с коротким сучком-вязом, используя его для соединения противостоящих друг другу пар копылов. Кроме того, ширина кузова древнерусских саней равнялась их ходу, в отличие от кузова саней XIX в., который был всегда шире хода.

Описание саней XV—XVII вв. встречается в книгах иностранных авторов, посещавших Россию: в записках итальянца А.Кантарини, побывавшего в Московии в конце XV в., англичан А.Дженкинсона и Р.Ченслера, оставивших воспоминания о России XVI в., австрийского дипломата С. Герберштейна, приезжавшего сюда в начале XVI в. Амброджио Кантарини сравнил сани с домиком, «который везет одна лошадь. Они употребляются только в зимнее время, и каждому следует иметь отдельную кибитку. Усаживаются в сани, укрывшись любым количеством одеял, и правят лошадью — и таким образом покрывают огромнейшие расстояния. Внутрь кладут съестные припасы и все необходимое » (Кантарини 1986,26).

Сани выездные

Сани для поездок в гости, в церковь, на базар или ярмарку, для катаний в праздничные дни, для выполнения обрядов свадебного ритуала. Выездные сани имели ряд особенностей, обусловленных их предназначением. Прежде всего у них был достаточно высоко поставленный кузов. Он закреплялся на площадке, образованной двумя грядками и поперечинами (см.Сани).

Кузов делали открытым сверху, со сравнительно высокими бортами и спинкой, относительно узким спереди и широким сзади. Его изготавливали из хорошо пригнанных друг к другу досок или деревянных реек, обшитых изнутри лубом, а иногда и листовым железом. Кузов был рассчитан обычно на двух-трех седоков. Один сидел на облучке (передней скамейке) и управлял лошадьми, двое других — на задней скамье. Сани могли иметь только заднюю скамью для двух человек или вообще не иметь сидений. В последнем случае для удобства седоков на дно саней укладывали сено, прикрытое сверху плотной тканью.

Характерной чертой некоторых выездных саней были широкие боковые отводы (отводины). Их крепили одним концом к головке саней, а другим — к концам длинного толстого бруса, установленного сзади на платформе. Отводы эти несколько напоминали крылья и служили опорой при наклонах саней, предохраняя их во время езды от перевертывания на поворотах. Кроме того, на полозья выездных саней набивали подрезы — металлические полосы, защищавшие их от стирания и облегчавшие скольжение по зимней дороге. Выездные сани в большинстве случаев были красивы по форме и отделке.

Внутреннее пространство кузова обивали сукном, холстом, кожей. Спинку, передок и боковины кузова, изготовленного из дерева, покрывали резьбой или яркой росписью. Внутреннюю металлическую обшивку кузовов с решетчатым задком и боковинами окрашивали в золотистый цвет, а палки, образовывавшие решетку, вытачивали на токарном станке. Верх передка и задка украшали узором из кованого железа. При поездке в гости, катании по деревне в праздник внутреннее пространство выездных саней застилали белым войлоком, ковром, овчиной, волчьей или медвежьей шкурой, слегка свисавшей с боковин и задка. На сиденья укладывали пуховые подушки в цветных наволочках, а ноги ездоков прикрывали шкурами или ковром.

Сани, используемые при ямской гоньбе (см.Тройка), отличались тем, что их делали с низким закрытым кузовом, длиной в рост человека и выстилали толстым слоем войлока. Путник обычно ехал лежа, закутанный овчиной, прикрытый сверху войлоком, сукном или мехом. Выездные сани появились у русских давно. Их изображение можно видеть на книжных миниатюрах XIV—XVII вв., рисунках иностранцев, посещавших Русское государство. В эпоху Средневековья на Руси выездные сани были необходимой принадлежностью каждого богатого человека. Знатные и уважающие себя люди должны были всегда выезжать из своего дома зимой на санях. Это было обязательным даже при визите к соседу, жившему почти рядом.

Приход в чужой дом пешком рассматривался как утрата собственного достоинства и как унижение хозяина дома. Мужчины тогда ездили на короткие расстояния в маленьких санках для одного, реже — двух человек. Эти санки имели открытый кузов в форме ладьи с загнутыми внутрь краями передка и задка. Некоторые же сани напоминали собой длинный неширокий ящик, сужавшийся к ногам, или прямоугольный ящик. Внутреннее пространство таких саней обивали шелком или тонкой кожей и покрывали медведно — медвежьей шкурой, а сверху накидывали полость (покрытие из войлока или толстого сукна с узором из бархата), которой прикрывали ноги седока.

Задок саней украшали персидским ковром. Возница сидел обычно верхом на лошади, управляя ею с помощью уздечки. Однако можно было управлять ее движением и сидя в санях. Женщины ездили и на короткие, и на длинные расстояния в закрытых санях. Их кузов представлял собой прямоугольный ящик с дверцами и маленькими слюдяными оконцами с занавесками. Внутри он был обит сукном, бархатом, иногда овчиной, а у очень богатых людей даже соболями. Вместо сидений в таких санях были подушки. Выездные сани, видоизменяясь со временем, использовались в крестьянских хозяйствах вплоть до XX в.

Сани грузовые

Сани для торговых и хозяйственных зимних перевозок. Для перевозки громоздких грузов брали дровни и более компактные — розвальни.  Как те, так и другие имелись в каждом крестьянском хозяйстве.  Грузовые сани были также необходимы в быту, их использовали, например, для поездок на базар или ярмарку. Сани приобретали у санников — профессиональных мастеров, работавших на заказ или поставляющих свой товар для продажи на ярмарках и базарах.  Однако многие крестьяне сами изготавливали грузовые сани для своего хозяйства.

Скочки

Сани выездные с открытым узким кузовом, сравнительно низкими бортами и более высоким, чем на пошевнях или кошевах, задком. Сиденье в скочках располагалось довольно высоко и было настолько узким, что на нем с большим трудом помещались два человека в зимней одежде. Эти сани были приспособлены для хорошо укатанных дорог. При поездке по заснеженным дорогам седоков засыпало снегом, так как он легко попадал через стенки кузова. Скочки считали эталоном щегольства, недеревенской роскоши.

Материал создан: 22.10.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

История саней в России – Село Старое Киркино

Художник Колесник Борис Афанасьевич фрагмент картины Тройка, 1970г.Колесник Борис Афанасьевич фрагмент картины “Тройка”, 1970 г

Русская зима и тройка лошадей, запряженных в сани – непременная и самая известная черта жизни и быта на Руси. Без этого простого вида транспорта трудно обойтись, особенно в деревне зимой, где снег покрывал огромные просторы полей и лесов. У саней древняя и богатая история, уходящая своими корнями в далёкое прошлое. Во многих народных сказаниях, легендах и сказках санки являются не только средством передвижения, но и элементом народных игр и гуляний.

Слово “сани” славянского происхождения. По мнению некоторых исследователей, оно происходит от слова “сань”, что значит “змея”, и относится это слово в основном к полозья ввиду их сходства со змеёй. На Руси сани также назывались возилами, каптанами и дровнями. В древнерусских летописях сани упоминаются с 9 века. Они были самым древним средством передвижения не только на Русской земле, но в южных странах. Первые сани появились задолго до изобретения колеса и представляли собой связанные между собой две палки, передние концы которых крепились к лошади или быку, а задние волочились по земле. Такие повозки историки относят ко второму тысячелетию до нашей эры. В древности в Египте и в Древней Руси санные повозки обычно использовались во время похоронного обряда.

В России в зимний период сани были широко распространены как в сельской местности, так и в городах. Отсюда пошло и выражение – санный путь, означавший зимнюю дорогу. Сани делились на открытые и закрытые, то есть с верхом и кузовом. Сани были дорожные, городские и крестьянские. В них запрягали лошадей и возили разные грузы – товары, продукты, дрова, почту.

С. М. Прокудин-Горский. Старинные сани пожевни XVIII века. Сани обиты внутри старинной материею, называемой камкою. 1911 год

Старинные сани имели разную конструкцию. Одни были похожи на лодку, края которой загнуты с двух сторон. Другие походили на длинный ящик, который суживался спереди. Здесь можно было ездить даже лёжа. Управлялись сани специальным человеком – кучером. Существовали и сани, предназначенные только для женщин. Такие повозки обычно имели более широкий размер и украшались сукном со всех сторон.

По старым традициям на Руси сани широко использовались во время свадебных торжеств. В церковь на венчание невесту везли всегда в санях, украшенных самыми дорогими тканями из атласа и бархата. А после венчания жених и невеста ехали на свадьбу тоже обязательно на санях. Кстати, этот обычай иногда соблюдается и на современных свадьбах, когда невеста прибывает к жениху в карете или на санях.

Но самое первое применение на Руси сани нашли во время похорон. Это событие впервые упоминается в летописи в 1015 году. В церковь на отпевание покойника привозили только на санях. Сани использовались также и на похоронах членов царской семьи и знатных сановников. Эта традиция была распространена не только на Руси, но и в Западной Европе, Египте.

Сани были не только старинным, но и почетным видом средства передвижения. Даже после изобретения колесного вида транспорта – телег, карет, экипажей – выезд на санях всё равно считался более престижным. Даже летом нередко можно было видеть торжественный проезд царя со свитой в роскошных санях. В 1732 году французский мастер Жан Мишель специально для русской императрицы Елизаветы изготовил самые просторные сани, которые вмещали десять человек и отапливались в пути жаровнями с углём. Такие царские сани называли “возок императрицы” или “зимняя линея”. До конца 17 века русские церковные иерархи тоже предпочитали совершать торжественные выезды в санных экипажах.

Надо сказать, что на Руси, хоть сани и считались относительно недорогим видом транспорта, не каждый житель мог позволить себе часто такую езду. Всё-таки поездка на санях по городу была привилегией богатых людей, знати, высшего духовенства и царей. Санные экипажи богачей были роскошно украшены или покрыты расписным сукном. Чем выше был статус человека, чем богаче он был – тем шикарней и красивей выглядели его сани.

В начале 20 века, в 1908 году русский инженер А.С.Кузин изобрёл аэросани. Он приделал к саням пропеллер, который вращал установленный в трубе винт. Такие сани развивали невиданную по тем временам скорость – до 70 километров в час.

Аэросанями в России впервые стали заниматься в 1910 г. На снимке: аэросани того времени. Аэросани имеют большое преимущество перед автомобилями по простоте устройства, а главное, по проходимости. В этом они несравнимо выше всех экипажей, передвигающихся по снегу. У аэросаней нет сложных передач. Мотор, обычно помещенный в задней части, вращает авиационный пропеллер, который ввинчивается в воздух подобно штопору в пробку и двигает сани. Движение аэросаней происходит от того, что винт при вращении отбрасывает своими лопастями струю окружающего воздуха назад и с той же силой оказывает в силу реакции давление на корпус саней, отчего они и движутся.

Аэросани имеют кабинку, построенную но авиационному типу, очень легкую, но весьма прочную. Кабинка ставится на три лыжи: одна передняя, которая управляется рулем, и две задних, воспринимающие основную нагрузку аэросаней.

История аэросанного строительства в ССОР насчитывает 24 года. Этот путь наглядно показывает, как аэросани из спортивной игрушки выросли в мощный и весьма совершенный вид транспорта.

Аэросанями в России впервые стали заниматься в 1910 г. Ю. А. Меллер, А. С. Кузин, А. Я- Докучаев, а годом позднее и известный авиоконетруктор Сикорский. Все построенные ими аэросани носили чисто спортивный характер. Впервые А. С. Кузин в 1912 г. приспособил к аэросаням авиационный мотор. Это сделало их более надежным средством передвижения.

В 1914 г. разразилась империалистическая война. Германский генерал Гинденбург, осведомленный о слабо развитой: системе ж.-д. транспорта и продолжительности зимы на русском фронте, отдал приказ построить серию аэросаней для связи в армии. В 1915 г. несколько немецких аэросаней попало в плен и заинтересовало русское командование. После этого в России решили начать серийное строительство» аэросаней. Под руководством проф. Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина было выстроено несколько десятков аэросаней, которые с успехом применялись на фронте.

Во время гражданской войны после Октябрьской революции аэросани применялись в армии Колчака в Сибири и англичанами на севере. Аэросани действовали вначале весьма деморализующе на наши войска. Это привлекло еще большее внимание к ним, как к оборонному транспортному средству.

В 1919 г. была создана комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В ее состав входили кон-структуры: А. С. Кузин, Н. Р. Б рил л ин:г, Е. А. Чудаков,. А. Н. Туполев, А. А. Архангельский. Комиссия эта разрабатывала типы аэросаней специально для военных целей. Через год было создано множество конструкций, которые были посланы работать на фронт. Там они работали весьма успешно и некоторые получили орден красного знамени за оперативное обслуживание подвозкой снарядов.

В последующие годы у нас начинают строиться металлические аэросани ЦАГИ (конструктор А. Н. Туполев). Они успешно выступают в ряде пробегов и на авиационной выставке в Берлине.

В 1928/29 г. Автодором и Осоавиахимом был организован большой пробег аэросаней. Путь в 3 500 км шел по снежному бездорожью. Здесь аэросани широко показали свои преимущества и полную возможность применения их на многих участках народного хозяйства и обороны.“Техника – молодёжи” 1934-12, страница 25.

Сани как популярный вид транспорта вошел во многие пословицы и поговорки. Например: Не в свои сани не садись, то есть не занимай чужого места, не берись за то, чего не знаешь или не умеешь; Готовь сани летом, а телегу зимой – все надо делать заранее. А ещё помимо больших саней были и маленькие санки, на которых, в основном, катаются со снежных гор дети, отсюда и пословица: Любишь кататься, люби и саночки возить – то есть надо прикладывать какие-то усилия, преодолевать трудности, если хочешь доставить себе удовольствие.

В наши дни сани уже не являются необходимым видом транспорта. В основном они используются на свадьбах, во время зимних народных гуляний как старинная экзотика и память о прошедшей Руси.

Олег Полонский

Загрузка...

kirkino.ru

Несколько интересных фактов о санях - нарты это интересные факты - запись пользователя BabySecret.Ru (BabySecretRu) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Идем на прогулку

Санки, пожалуй, - самый известный и самый любимый атрибут русской зимы. Но вместе с тем и самый привычный, а значит, глядя изо дня в день на это средство передвижения, мы редко задумываемся о том, насколько богатая и интересная у него история. А ведь неслучайно сани издавна фигурируют в произведениях фольклора разных народов мира, в посвященных зиме и зимним забавам стихах и рассказах. Вот только несколько фактов из многовековой истории саней.

Несколько интересных фактов о санях

Сани – самое древнее средство передвижения. По мнению ученых, они появились задолго до изобретения колеса и первоначально представляли собой связанные между собой две жерди, передние концы которых привязывались к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Возраст самых древних саней-находок относят ко второму тысячелетию до нашей эры.

Несколько интересных фактов о саняхРельеф с изображением древнейших саней, найденный в Турции

Древнеславянское слово «сань» означало «ползущий». Его форма множественного числа – сани – и стала названием первого на Руси транспортного средства, чье скользящее движение ассоциировалось со змеей. В древнерусских летописях это слово упоминается с 9 века.

Несколько интересных фактов о саняхСани на миниатюре Лицевого летописного свода. XVI в.

Сани на Руси были не только самым древним, но и самым почетным видом повозок: даже после появления экипажей на колесах, езда на санях все равно считалась более престижной, поэтому даже летом торжественный выезд царя в санях был в порядке вещей.

Несколько интересных фактов о саняхВыезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания ("Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году". Рукописная копия. Россия, 1-я половина 18 в.)

Самые просторные сани были изготовлены в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда двора императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. Этот «возок императрицы», или, как его еще называли, «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и отапливался в пути серебряными жаровнями с углем.

Несколько интересных фактов о санях

Возок императрицы Елизаветы Петровны

Самые дорогие сани производят в Швейцарии, наряду с эксклюзивными часами и лучшим шоколадом: сделанный вручную швейцарский «Король салазок» стоит более семи тысяч евро.

Несколько интересных фактов о саняхЭксклюзивные санки производства швейцарской часовой компании Hubolt

В XVIII веке были популярны сани с парусом — на них дети и взрослые совершали прогулки по покрытым льдом озерам.

Несколько интересных фактов о саняхАдриан ван де Венне «Зима». 1614 г.

Первые аэросани были изобретены в России в 1908 году. Русский инженер А. С. Кузин снабдил сани пропеллером - авиационным двигателем, который вращал установленный в трубе винт. Эта модель развивала удивительную по тем временам скорость - до 70 километров в час – и стала прародительницей современных аэросаней.

Несколько интересных фактов о саняхСуществуют и летние санки – слайсеры. Благодаря специальным решеткам со льдом, прикрепленным к днищу таких саней, на них можно кататься с ветерком круглый год.

К слову сказать, современные производители не останавливаются на достигнутом и продолжают множить разновидности саней и совершенствовать их конструкцию. В большей степени это касается огромного ассортимента детских санок, катание на которых до сих пор остается самой любимой зимней забавой для миллионов ребятишек по всему миру.

Для любителей горок придуманы управляемые и быстроходные снегокаты:

Несколько интересных фактов о саняхСнегокат Snow MotoPolaris

Для поклонников экстрима представлено огромное многообразие надувных ватрушек и пластиковых санок-ледянок:

Несколько интересных фактов о саняхЛедянка-серф двухместная Hamax Twin-Tip Surfer

Для неторопливых и комфортных прогулок с малышом имеются сани в виде коляски на полозьях:

Несколько интересных фактов о санях

Санки-коляска KristyLuxury Snow RT Luxe Premium

А непостоянство погоды и недостаток снега в современных городах подтолкнуло конструкторов к созданию саней-трансформеров с колесами («санимобиль» или «универсани»):

Несколько интересных фактов о санях

как сделать винт для аэросаней

www.babyblog.ru


Смотрите также