Основные философские школы Древней Греции | Учеба-Легко.РФ
Семь мудрецов
Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.
Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.
Милетская школа
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей.
Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагорейцы
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка
Софисты
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.
Академия
Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!".
Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.
Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.
Перипатетики
Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.
Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.
Эпикурейцы
Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.
Стоицики
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы"
Киники
Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.
uclg.ru
Медицинские школы Древней Греции. | Русский след
В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.
Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.
Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.
Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.
Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины».
Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.
Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.
Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос
Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок.В современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.
Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.
Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огняЛевкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частицДемокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.
Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.
По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущий, а лишь чувственно воспринимаемые вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в чувственном восприятии нет ничего прочного, постоянного и истинного. Подлинная причина и сущность чувственных вещей – постигается умом, идеями – эйдосами. Каждому классу чувственных предметов в не чувственном мире соответствует некоторый «вид», или «идея». Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), мировосприятие.
Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.
«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот Галикарнасский).
Аполлон и его символы — Ворон и Колесо Жизни
Клянусь Аполлоном-врачом…
Тайна смерти Тутанхамона Врачевание в Древней Греции
ru-sled.ru
Школа античная - это... Что такое Школа античная?
система начального и среднего образования в древ, мире, имевшая свои специф. особенности в Греции и в Риме. В Греции в VII - VI вв. возникли т. н. «мусические» Ш. - снач. в Афинах, затем в др. городах. Осн. предметами в них были литература и музыка; последней придавалось очень бол. значение. Изучалась также элементарная математика. Начиналась учеба с 7 лет; предпол. с 12 лет к занятиям в мусич. Ш. присоединялись занятия в гимнастической Ш., к-рые с 14 лет становились основными. Завершалась учеба в 16 лет, после чего юноши поступали в гимнасии для совершенствования физ. развития; тем не менее и в гимнасии продолжались занятия музыкой и лит. Ш. были частными. Относительно обучения девочек в мусически-гимнаст. Ш. данных нет. Начиная с периода раннего эллинизма в системе школ, образования произошли изменения. Единая мусически-гимнаст. Ш. распалась на начальную и среднюю. В нач. Ш. мальчики и девочки учились вместе. Эти Ш. оставались частными (кроме Спарты). В них обучали, гл. обр., письму и началам счета. Музыка и спорт занимали в нач. Ш. скромное место. Сред. Ш. возникли на волне просветительского движения софистов и были государственными. В них принимали юношей свободных сословий с 12 - 13 лет, после оконч.1 начал. Ш. или соотв. домашнего образования. Обучение ставило целью всестороннее развитие личности и осуществлялось по принципу обучения «по всему кругу знаний» (enkyklios paideia). Оно охватывало 7 «свободных искусств»: грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также занятия спортом. В программу могли входить не все предметы, но грамматика, риторика, музыка и спорт были обязательными. Грамматика включала не только науку о языке, но и изучение лит., гл. обр. поэтов: Гомера, Гесиода, Менандра. Вершиной рред. образования был нач. курс риторики. Изучались речи ораторов (в пер. очередь, Демосфена), теория красноречия, заучивались образцы речей; бол. внимание уделялось декламациям - упражнениям в составлении и произнесении речей на заданную тему. Привитие к.-л.
профессиональных навыков в задачи сред, образования не входило. Завершалось оно в 18 лет.
Особая система школ, образования сложилась в Спарте, где оно полностью субсидировалось и контролировалось гос-вом и где осн. внимание уделялось физ. развитию в ущерб интеллектуальному. В Риме нач. Ш. возникли в III в. до н. э. В них, как и в Греции, обучали совместно девочек и мальчиков, начиная с 7 лет, чтению и письму на лат. яз. и началам арифметики. Возм., были Ш., в к-рых изучали и гр. яз., но достоверных свед. об этом нет. Дети состоятельных родителей нач. образование чаще получали дома. Их обучали снач. гр. яз. с целью овладения разг. практикой еще до 7 лет. Только на сред, ступени обучения у т. н. грамматика начиналось параллельное изучение обоих языков. В целом система сред, образования копировала греческую периода эллинизма, но отличалась от нее двуязычием. По-гр. читали тех же авторов, что и в Греции; по-лат. - «Одиссею» в пер. Ливия Андроника, соч. Энния и Теренция, но уже с к. I в. до н. э. первых двух стали заменять Вергилием, Горацием и др. новыми поэтами. Музыкой и спортом в рим. Ш. не занимались; меньше внимания уделяли и математике. Возраст оканчивающих обучение у грамматика («сред.» Ш.) не был определенным: от 13 - 14 до 17 - 18 лет. Это зависело от способностей ученика и от того, какое нач. образование получил он в семье.
Рим. система школ, образования в осн. своих чертах сохранилась до конца антич. периода. По ней обучали воспитанников монастырских Ш. в эпоху средневековья, а затем с определенными модификациями и в европейских классич. гимназиях вплоть до нач. XX в.
Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеен-коМ. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964
Я.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.
antiquites.academic.ru
Воспитание и школа в Древней Греции
Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).
Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).
В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.
Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.
Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».
До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.
С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).
Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.
В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.
Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.
С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.
В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.
Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.
Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).
Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).
До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.
После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).
Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.
Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.
Гимнассии (16-18 лет). Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков.
Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.
В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).
Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.
В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.
Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.
В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».
В этот период появляются олимпийские игры.
Воспитание в Древнем Риме.
Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.
Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.
В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).
Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.
15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.
В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.
Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.
infopedia.su
Римская школа - bubligum9000
Фреска.Помпеи.
Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме "фериями" (feriae), то есть праздничными днями. Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали
каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, "дни собачек", самые знойные в году.
Сатурналии.Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.
Римская школа. В римской школе могли учиться все имевшие возможность заплатить за обучение. Большинство граждан посылало своих детей в школы. Существовало множество частных школ, но со времен императора Веспасиана государство все больше брало на себя заботу об образовании, давая деньги на содержание школ и оплату учителей.
Школы для небогатого люда обычно размещались при какой-нибудь лавке, мастерской художника или ремесленника. Лишь занавес отделял школу от основного помещения. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле. Перед ним был небольшой поставец (кафедра). Обстановка в школе царила непринужденная, хотя применялись и телесные наказания. За провинность или невыученный урок ученика могли высечь розгами. Ученики, как правило, хором повторяли слова учителя. Дети из состоятельных семей могли обучаться дома. Для этого к ним приглашали педагогов-наставников. Часто учителями были греки.
Рафаэль.Афинская школа.Образование родители стремились дать не только мальчикам, но и девочкам. Те, кто хотел достичь высот в науках, могли продолжить обучение в высших школах, таких, например, как Афинская или Александрийская, где преподавали выдающиеся философы и ученые. В начальной школе детей учили читать, писать и считать. На более высокой ступени обучения изучались грамматика, диалектика - искусство правильно мыслить и рассуждать, риторика - ораторское искусство, затем математические науки, куда входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На занятиях по музыке изучали теорию мировой гармонии, а не искусство игры на различных инструментах.
До нас дошел учебник, написанный в последний век Римской империи. В нем подробно изложены предметы, изучавшиеся в римской школе.Платонова академия.фреска Помпеи.Образование в Древнем Риме ценилось. Оно давало возможность молодому человеку сделать общественную карьеру, добиться лучшего положения в обществе
В Древнем Риме лежат истоки древнейшей профессии юриста и всего современного права в целом.
Несмотря на неоценимый вклад в развитие юридических школ, понятие юриста в Древнем Риме отсутствовало. Тем не менее, большинство историков сходится во мнении, что первыми римскими юристами можно считать понтификов. Они являлась членами особой коллегии жрецов, занимавшейся регулированием как религиозной, так и иных сфер общественной жизни на территории всего государства. Жрецы, вступившие в коллегию, становились обладателями и хранителями знаний о сакральном праве, а также могли создавать регламент по правильности его толкования и применения.
Все прецеденты, имевшие интерес с юридической точки зрения, фиксировались и рассматривались с особой тщательностью, кроме того, среди понтификов всегда был тот, кто занимался вопросами частного права. Тиберий Корунканий был первым понтификом, положившим начало традиции публичных выступлений, во время которых он давал консультации по судебным вопросам и толковал различные правовые аспекты.
В годы правления императора Августа самым известным юристом был Лабеон, основавший юридическую школу прокульянцев. Он являлся ярым республиканцем, а все его суждения отличались независимостью. Лабеон имел сугубо объективный подход и инновационные взгляды в отношении вопросов права. Ради того, чтобы заниматься своим любимым делом – развитием юридической науки, он совершил добровольный отказ от должности консула, которая была предложена ему самим римским императором. Начинал Лабеон с преподавания юриспруденции в Риме и написания научных работ в своем имении, после чего основал школу прокульянцев.
Всего на протяжении жизни этот деятель создал более 400 научных работ на юридическую тематику, которые вызвали огромный интерес и подробно изучались многими последующими поколениями юристов. Лабеон был весьма неординарным человеком, интересной личностью и прекрасным ораторам, благодаря этим качествам он собрал вокруг себя большое количество единомышленников и последователей. Самым известным из его учеников являлся Прокул, именно его именем была названа юридическая школа, основанная Лабеоном.
Также у историков имеются сведения и о школе сабиньянцев, которую возглавил известный римский юрист Кассий Лонгин. Этот человек являлся учеником Мазурия Сабина, чья личность также вызывает большой интерес: он был простого происхождения и только ближе к старости смог осуществить переход во всадническое сословие. Мазурий Сабин был первым и единственным на тот момент человеком в Риме, который обладал правом давать публичные ответы.
Основное сочинение Сабина «Цивильный труд», было названо в честь Квинта Муция Сцеволы, чьим учеником и последователем являлся сам Мазурий. Если же говорить о Кассии, то он, в отличие от своего учителя, происходил из знатного рода и был достаточно влиятельным человеком. В разное время занимал различные высокие государственные посты, причем при трех разных императорах. Ко всему прочему являлся азиатским проконсулом и сирийским легатом. Основным трудом Кассия Лонгина было «Цивильное право», также как и у его учителя. Школа, которую он основал, отличалась консервативными взглядами на юридическую науку и занималась активной разработкой и совершенствованием римской правовой системы.
drevniy-egipet.ru
Школа в древнем Риме | Путешествия во времени
Так же как античная Греция много всего в свое время позаимствовала в древнем Египте, древний Рим, набирая все большее политическое могущество и завоевывая все больше земель и народов, полностью вобрал в себя богатую греческую культуру. Вот только во многом и исказил ее, приправив своим грубым нравом завоевателя. Скажем, интересная эволюция социального положения учителя: если в древнем Египте учитель — это жрец, представитель самого уважаемого и могущественного слоя общества, то в античной Греции, учитель — просто свободный гражданин, хотя его работа уже не такая почетная, поскольку учитель берет плату за свое учительство, а древние греки презирали тех, кто работал за плату, в древнем Риме социальное положение учителя еще хуже — учитель маленьких римлян — это чаще всего раб, в лучшем случае — вольноотпущенник (раб, которого освободили). Наводит на размышления, не так ли?
Кстати, чаще всего учителями были именно рабы-греки, они должны были научить своих поработителей уму-разуму. Само обучение могло проходить как дома с персональным домашним учителем-рабом, так и в общих школах для детей свободных римлян. Чаще всего руководили такими школами тоже греческие вольноотпущенники. Обучение во многом проходило по греческой программе, ведь школа античной Греции была так сказать эталоном, образцом для римлян, но со временем стало все больше заметно влияние собственно римское. На первый план выходило физическое и военное воспитание, эстетическая часть обучения умышленно исключалась, прагматичные римляне обычно считали — искусство отвлекает мысли от реальности. А обучение должно включать то, что приносит реальную пользу, будь-то в военном деле, или в политике. Активно изучали грамоту и арифметику, кстати древнеримского учителя арифметики называли таким знакомым нам сегодня словом — калькулятор.
Надо и римлянам отдать должное, они первые кто открыл школьные двери для прекрасной половины человечества. И вообще в древнеримском обществе серьезно относились к воспитанию и образованию женщины. Порядочные древнеримские девушки должны были знать грамматику, риторику, уметь петь и танцевать, понимать музыку.
По завершению общей школы жаждущие знаний римляне могли вступить в риторическую школу, — древнеримский аналог современных университетов. В риторической школе активно изучалась философия, красноречие, право, история, политика, экономика, ее выпускники запросто могли сделать карьеру государственных деятелей, а то и сенаторов. Но школы в древнем Риме были исключительно частными, а обучение исключительно платным, поэтому чисто по материальным причинам позволить ее себе могли далеко не все.
P. S. Старинные летописи рассказывают: А ведь по сути между образованием в древнем Риме и образованием в России не так уж и много различий, некоторые определенные элементы всякого учебного процесса будут присутствовать во все времена и исторические эпохи.