Наука древних. Наука древнего Египта: медицина, письменность, математика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Клиническая смерть и ассимиляция наукой древних знаний. Наука древних


Наука древних цивилизаций: Двуречье | Великая Эпоха

В наши дни наука стремительно развивается, и старые теории часто сменяют новые. Однако некоторые вещи, которые пришли к нам из глубокой старины, остаются без изменений.

Мы так же, как и жители Двуречья, или Месопотамии, делим круг на 360 градусов, неделю – на 7 дней, а час – на 60 минут. Наукой там занимались жрецы, она была очень развитой, хоть и использовала методы познания, отличные от современных.

Шумеры еще в 18 веке до нашей эры могли посчитать длину гипотенузы прямоугольного треугольника, зная его катеты. Однако они не выводили для этого абстрактную формулу, как это сделал Пифагор спустя тысячу лет, а мыслили практичнее: они свели длины сторон треугольника в таблицу. Позже жители процветавшего в районе Двуречья Вавилона умели довольно точно вычислять квадратный корень, решать уравнения с одним неизвестным и вычислять площадь треугольника, круга и трапеции.

В целом наука в Двуречье была наполнена духовностью, однако не была религиозной, как, например, в Индии и Египте. Ученые того времени, а это были жрецы, изучали вопросы «сверхъестественного» и обращались за помощью к богам. Пантеон небожителей был большим, но абсолютной власти ни один не имел – их сила была в единстве. На «небесных» собраниях выбирался главный бог или принимались важные решения. Когда между богами возникали противоречия вследствие нестабильности космоса, земные люди были в опасности – так считали жители Двуречья.

Наука Месопотамии во многом носила описательный характер. Имея письменность, шумеры переписывали то, что видели вокруг себя и систематизировали. До наших дней дошли их глиняные таблицы – своеобразные справочники по ботанике, зоологии и минералогии. Медициной, как и астрономией, занимались жрецы.

В целом, наука Месопотамии в период Шумерского царства была очень развитой, поэтому аккадцы с утверждением своего государства на этой территории старались сохранить шумерский язык. Составлялись шумеро-аккадские словари и описывалась грамматика этих языков. Позднее этим занимались и амореи. Жрец Двуречья должен был уметь переводить тексты с шумерского на аккадский и наоборот, устно и письменно, склонять шумерские слова, уметь правильно их произносить, знать термины письма и грамматики, владеть каллиграфией и тайнописью – специальным языком жрецов и представителей других профессий. Кроме того, ученый человек должен был разбираться в музыке, уметь руководить хором и играть на музыкальном инструменте, мог составить глиняный конверт и скрепить печатью юридический или хозяйственный документ, разбираться в математике и землемерной практике, уметь составлять рацион рабочих, сметы, объем земляных работ и т.п.

Закон в шумерском обществе был высшей ценностью, поэтому очень развитым было юридическое дело. Нарушение закона строго каралось, причем значение имело время суток, в которое было совершено преступление. За одно и то же преступление, совершенное днем, можно было заплатить штраф, а ночью – поплатиться жизнью.

Прогрессировала и строительная наука Двуречья: как не вспомнить зиккураты Вавилона, которые росли в небо. Такие семи- или трехъярусные храмы должны были служить для связи человека и богов – до того, как спуститься на равнину между Тибром и Евфратом, люди привыкли молиться в горах. Сооружались мосты и акведуки, возводились укрепления, мостились дороги. В Двуречье появились самые первые известные мавзолеи – тип сооружения для почтения памяти умершего, который обязан своим названием месопотамскому царю Мавзолу.

Особенно развитой наукой в Двуречье была астрономия: движение звезд, планет и Луны шумеры записывали на тысячах глиняных табличек. Ученые Месопотамии знали, как вычислить длину светового дня в течение года, могли предсказать солнечное и лунное затмение. Выдающийся ученый Месопотамии Гиппарх довольно точно определял период прецессии земной оси – то, что теперь называют Платоновским годом.

В записях астрономов того времени нашли описание модели Вселенной, в которой Земля вращается вокруг солнца. Уже тогда были определены основные периоды времени, которыми пользуются до сих пор: солнечный год, лунный месяц, семидневная неделя. Каждый день носил имя одного из божеств того времени. Эти названия унаследовала Греция, а затем Римская империя и собственно Европа. Шумеры использовали 60-ричную систему исчисления, поэтому унаследованные от них понятия часов и минут мы делим на 60. На территории Месопотамии действовал лунный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый, при этом високосный месяц мог прибавиться когда угодно – это определял правитель специальным указом. Позже лунный календарь пытались связать с солнечным годом.

С 4 века до нашей эры жители Вавилона стали использовать 19-летний календарь, который впоследствии распространился и в соседних царствах. Люди того времени не считали годы в том смысле, как это делается теперь. Ориентирами во времени служили выдающиеся события, «через год после ...» или «на второй год правления ...». Трудно сказать, как воспринимали время жители Двуречья, но прошлое они называли um pani («дни лица»), а будущее – ahratu («то, что позади»): так, будто шли спиной вперед или не считали будущее тем, на что нужно ориентироваться.

Астрономией в тот период цивилизации занимались жрецы, и она включала в себя астрологию. Последняя была очень развита и была частью научной работы того времени. Однако в 8 и 7 веках до нашей эры вавилонские астрономы стали использовать другой научный подход, эмпирический. Он использует для получения данных наблюдения и эксперимент, то есть опирается на то, что принадлежит материальной сфере. Это событие считается первой научной революцией. Позже в Греции и Риме астрономов Двуречья называли халдеями, или священниками-книжниками, которые специализировались на астрологии и других формах предвидения. Очевидно, что люди обратились к другим методам научного познания, чем они когда-то использовали, что и привело к иным результатам. Наука перестала иметь дело со сверхъестественным и объяснять божественное, а стала служить практичным целям человека, его связи с природой и окружающим миром.

О развитии науки в других цивилизациях древнего мира читайте в наших следующих статьях ...

www.epochtimes.com.ua

Наука древнего Египта: медицина, письменность, математика

Насколько развитой была наука древнего Египта можно только догадываться по тем обрывистым и порой противоречивым сведениям, дошедшим до наших дней. О существовании высокой цивилизации на берегах Нила говорит хотя бы тот факт, что некоторыми её творениями современные люди пользуются до сих пор, а некоторые даже остаются непонятными для нынешней науки.

Развитая медицина, передовые технологии изготовления стекла и фаянса, строительство кораблей, математические расчёты, календарь и астрономические наблюдения… иногда даже не верится в то, что всё это было известно человечеству ещё 5 тысячелетий назад. Что интересно, большинство достижений древнеегипетской цивилизации были известны ещё в начале династического периода, а часть и в додинастический период.

Письменность

Так, ещё в период Раннего царства, 3000 лет до нашей эры, египтяне уже имели письменность. Отдельный иероглиф мог обозначать слово или звук и в зависимости от контекста иметь разное значение. Письмо в Древнем Египте было двух видов: одно для официальных текстов, росписи гробниц или высечения на монументах и обелисках (иероглифическое), другое — для ежедневных записей, ведения учёта, скорописное (иератическое).

1 наука древнего египта

Весткарский папирус 18—16 века до нашей эры. Хранится в музее египетских древностей в Берлине. Фото: Keith Schengili-Roberts/en.wikipedia.org

Древнейшие записи, которые сохранились до наших дней, были найдены в гробницах — благодаря чрезвычайно высокому вниманию древних людей к загробной жизни в тогдашних мавзолеях было законсервировано всё или почти всё, что окружало фараона при жизни. На табличках и папирусах в гробницах перечислялось то, что было положено вместе с захоронением — тогдашние египтяне были добросовестными бухгалтерами.

Более поздние тексты включают в себя сказки, стихи, поучения, биографии фараонов и знати, а также описания природных катаклизмов и социальных потрясений (папирус Ипувера). Были у древних египтян и рассказы о приключениях благородных людей и купцов. Встречались также летописи, в которых рассказывалось о божественных и удивительных вещах — такие истории содержит Весткарский папирус. В нём пишется в частности о волшебнике, который предвидел будущее и даже мог приставить отрубленную голову существа назад к его телу и оживить его.

2 1 наука древнего египта скульптура писаря

Скульптура писаря. 25—24 века до нашей эры. Фото: Zerida/en.wikipedia

Медицина Древнего Египта

Врачебное дело в Древнем Египте делилось на многие специальности: одни были стоматологами, другие лечили болезни глаз, третьи — пищеварительной системы, четвертые — головы. Люди того времени считали, что каждый человек состоит из своего тела, тени, души, жизненной силы и имени. Древние египтяне чувствовали, что орган, в котором появляются их мысли — это сердце. Обучение медиков проводилось в «Домах Жизни».

С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой — широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Развивалась фармацевтика.

Чтобы раны затягивались быстрее, древнеегипетские врачи прикладывали к ним сырое мясо, умели делать перевязки льняной тканью, накладывать швы. Для обработки раны и для того, чтобы в неё не попала инфекция, использовался мёд. Опиум облегчал больным боль. Чеснок и лук присутствовали в повседневном рационе для укрепления организма и облегчения симптомов астмы.

Древнеегипетские врачи умели также ампутировать больные конечности и фиксировать переломы. Но некоторые ранения они относили к таким серьёзным, что свою задачу видели в том, чтобы облегчить боль пациенту, пока тот не скончается.

Несмотря на то, что знать и фараоны на стенах гробниц изображаются стройными, в реальности они имели лишний вес. Поскольку они могли позволить себе есть сладости, у них были ещё и проблемы с зубами. У простых людей такие проблемы также были, но преимущественно из-за того, что в пищу им попадал песок, из-за которого стирались зубы.

3 наука древнего египта

Нежный протез, который изготавливали человеку для захоронения — для путешествия в загробный мир все недостающие органы (глаза, конечности) заменялись протезами. Фото: Jon Bodsworth/en.wikipedia.org

Очень развитая наука бальзамирования тела играла важную роль при захоронении. В то время как бедные египтяне хоронили своих родственников в пустыне, где их тела мумифицировались естественным образом, состоятельные люди прибегали к искусственному бальзамированию. При такой процедуре через нос удалялся мозг, а тело высушивалось в смеси солей. Затем его обворачивали льняной материей и укладывали в саркофаг такой формы, которая напоминала очертания человека. Вся процедура длилась около 70 дней.

Математика

Древнеегипетская цивилизация использовала 10-тичную систему исчисления, которая несколько отличается от современной. Цифры были известны людям, населявшим берега Нила, ещё в додинастический период.

Единицы у них изображались палочками, а для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч, а также миллионов существовали свои обозначения — иероглифы.

Однако для обозначения двух, трёх и более десятков или сотен специального символа не существовало — они записывались как сумма десятков, сотен и тысяч. К примеру, число пять тысяч сорок древние египтяне обозначали как пять знаков тысячи и четыре знака десяти.

В повседневной жизни они выполняли много математических операций: вели учёт земли, рабочей силы, скота и зерна.

4 наука древнего египта

Учёт скота. Над каждым видом животных стоят цифры, показывающие их количество у зажиточного хозяина. Фото: Lepsius

Древние египтяне умели прибавлять, вычитать, умножать и делить, расписывали дроби и даже имели таблицы, в которых были записаны результаты математических действий над распространёнными дробями.

Люди Древней Египетской цивилизации умели вычислять площади прямоугольника, треугольника и круга. Формула для вычисления площади круга у них была довольно точная, рассчитывали они её как восемь девятых частей диаметра в квадрате: S=(8/9D)², что равно S=3,16r².

Древние египтяне имели понятия о тангенсах, знали прямоугольный треугольник со сторонами 3:4:5, умели решать простые множества уравнений. Позже у них встречаются даже квадратичные уравнения. При обучении используются сборники задач с ответами.

И, конечно же, древние египтяне умели вычислять объёмы параллелепипеда и пирамиды…

www.epochtimes.com.ua

Наука древних храмов | Хочу всё знать!

Все религии мира — это только различные подходы к единой ис­тине, ключи к ней, воплотившие в себе разные уровни организации (сознания) сообществ всех времён и народов. Они многогранны и сложны. Все великие религии имеют внешнюю и внутреннюю исто­рию; одну — видимую, другую — скрытую. Внешнюю историю состав­ляют догматы и мифы, преподаваемые публично, в храмах и школах, вошедшие в культ и отразившиеся в народных суевериях; внутреннюю — тайное учение, оккультная деятельность Посвященных, Пророков и Реформаторов, которые создавали, поддерживали и распространяли живой дух религий. Первая — открытая официальная история, тем не менее достаточно запутанная и противоречивая; история, которая представляется в рамках земных форм. Вторая — эзотерическое преда­ние, тайное, трудно распознаваемое, разворачивалось в душе великих Пророков, которые неохотно доверяли свои мысли пергаментам, — в ней, в гармонии духовного и материального, проявляется внутренняя суть вещей. И этой внутренней истории не чужды научные подходы.То, что мы понимаем под «наукой древних храмов», — это проблес­ки света коллективного разума человечества, скрытого от нас в физи­ческом и ментальном смысле, источник великой мудрости, всю глуби­ну которого нам ещё предстоит понять. Изучение, толкование и реви­зия скрытых истин, недосказанных в религиозных источниках, и со­ставляет суть всевозможных теософских, антропософских и иных взглядов и доктрин. Ревизией Библии занимались в своё время рефор­маторы Лютер и Кальвин, теософы: Ьлаватская, Оскотт, Безарт, антропософы: Штейнер, Риттелъмейер, Фрилинг… Многим грешат переводы, и это также даёт пищу для всевозможных иносказаний.Если на историю религий взглянуть непредвзято, глазами единой истины, которая даётся только, как уверяют теософы, внутренним по­священием, раскрывается единство в многообразии. То, что разворачи­вается перед духовным взором, совсем не похоже на учения, которые даёт церковь, ограничивающая божественное Откровение лишь догма­ми христианства. Точно так же не похоже оно и на то, чему учит мате­риалистическая наука, хотя последняя имеет более широкую точку зре­ния, ибо она ставит все религии на одну ступень и прилагает ко всем единый метод исследования. Её учёность глубока, её усердие достойно удивления, но она ещё не поднялась на точку зрения сравнительного эзотеризма, который раскрывает историю религий и историю человече­ства в совершенно новом свете, — так считают современные теософы.Эзотерическая доктрина, в отличие от религии, выражающей исти- fry под покровом символов, которые в тёмном сознании толпы перехо­дили в суеверия, открывает более широкие перспективы, согласуясь с законами мировой эволюции. Для мудрецов и теософов Востока и Гре­ции истина являлась совершенно в ином свете. Не отстраняясь от фи­зического мира, они сознавали, что истина пребывает прежде всего в нас самих, в началах нашего разума и во внутренней жизни нашей души. Для них душа была единая, божественная реальность и ключ, отмыкающий Вселенную.Кто они, эти мудрецы — созерцатели, мечтатели или факиры? Нет, более великих мир не знает! Их имена сияют, как звёзды первой вели­чины, на небосклоне человечества: Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Иисус. Это конструкторы умов, будители душ, организаторы общества. Они жили ради своих идей, готовые на всякое испытание, сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее дейст­венный подвиг. Эти Мудрецы и Пророки были величайшими благоде­телями, чья искупительная сила вырвала человечество из бездны низ­шей природы и отрицания, а их живая сила до сих пор питает его… Они создавали науки и религии, литературу и искусство.., они зажгли в сердцах людей огонь Веры и Надежды.По выражению Готфрида Вильгельма Лейбница, немецкого фи­лософа и математика, есть нечто вроде вечной философии, которая образует первичную связь между наукой и религией и утверждает их конечное единство.Древняя теософия, берущая начало в Индии, Египте и Греции, со­ставляет целую энциклопедию: теогонию — науку об абсолютных принципах, тождественную с «наукой о числах» в их приложении ко Вселенной, или священную математику; космогонию — осуществление печных принципов в пространстве и во времени, или инволюцию духа r материю; психологию — организацию человека, эволюцию души на протяжении всей цепи существований; физику — науку о царствах при­роды и их свойствах.Её истоки проявляется в триипостасной доктрине Кришны, которая придаёт брахманизму его могущество, а религии Индии — её неиз­гладимую печать. Для арийской расы зачаток и зерно её заключается вВедах. Будда, который, по хронологии брахманов, явился позднее Кришны на 2400 лет, выдал миру ещё одну сторону тайной доктрины — учение о метампсихозе и о ряде человеческих существований, связан­ных между собой законом кармы. Древность священной доктрины не менее поразительна и в Египте. Мысли Гермеса открылись для нас в глубинах царских гробниц, на свитках папируса «Книги мёртвых», которую в течение четырёх тысяч лет охраняли безмолвные мумии. Эзотерическая идея в Греции ярко выражена в мифологии Эллады, начертана в орфических отрывках и в синтезе пифагорейцев, в фанта­стической диалектике Платона. Оккультная традиция Израиля проис­ходит из Египта, Халдеи и Персии; сохранена для нас во всей её глуби­не, хотя и под покровом странных и туманных форм, каббалой.Христианский эзотеризм содержится в Евангелиях, в высокодухов­ном учении Иисуса Христа. У него мы находим доктрину трёх Ипо­стасей и божественного Глагола, звучавших прежде, в течение тысяче­летий, в храмах Египта и Индии.Каковы же основные принципы эзотерической доктрины?Дух есть единственная Реальность; материя — лишь его внешнее выражение, изменчивое, мимолётное, его динамизм в пространстве и времени. Творчество вечно и непрерывно, как сама жизнь. «Микро­косм» — человек, со своей тройственной организацией (дух, душа и тело), есть подобие и отражение «макрокосма» — Вселенной (мир бо­жественный, мир человеческий и мир естественный), который, в свою очередь, есть тело Бога, абсолютного Разума, соединяющего в своей природе Отца, Мать и Сына (сущность, субстанцию и жизнь).Для мудрецов Индии и Египта все видимое развитие было лишь внешним аспектом мира, его отраженным движением. Они искали объ­яснения его в аспекте внутреннем, в движении прямом и изначальном. Они находили его в другом порядке законов, который открывается на­шему разуму. Для древней науки безграничная Вселенная не была мёртвой материей, управляемой механическими законами, она была живым целым, одарённым разумом, душой и волей. Это великое тело Вселенной имело для неё бесконечное число органов, соответствую­щих его бесконечным способностям.Как в человеческом теле все движения происходят от мысля­щей души и от действующей воли, так в глазах древней науки ви­димый порядок Вселенной был лишь отражением порядка Невидимого, т.е. космогонических сил и духовных монад всех царств, видов и родов, вызывающих своей непрерывной инволюцией в материю эволюцию жизни.Наука древних храмов имела целью раскрыть внутреннюю суть, распознать скрытый смысл вещей. Она не выводила разум из мате­рии, но материю in разума; свет Разума проявляет все вещи, ожи­вотворяет все формы и является субстанцией и органом Бога. Этанаука не приписывала рождение Вселенной слепому (случайному) сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями ми­ровой Души. Она двигалась по спирали, от общего к частному, от Невидимого к Видимому, от чистого Духа к организованной мате­рии, от Бога к человеку. Этот нисходящий порядок Сил и Душ, поро­ждающий встречный восходящий порядок, движение Жизни и Тел, представляет антологию, или науку об общих свойствах сущего, и со­ставляет основу эзотерической космогонии. В эзотерическом учении физическое тело является результатом неустанной работы души, которая действует на него посредством своего высшего начала так же, как вечный Дух действует на видимый мир, который есть не что иное, как его проявленный динамизм.Что такое душа? Это искра божественного Духа, частица Мировой Души, бессмертная Монада. Её таинственное рождение относится к началам организованной материи; развитие — через бесчисленные су­ществования, продвижение по ступеням через все царства природы, будущее — в бездонном сиянии божественного сознания. Слепая и смутная в минералах, индивидуальная в растении, поляризованная в чувствительности и инстинкте животных, сила эта на протяжении все­го медленного процесса стремится к сознательной Монаде; что же ка­сается элементарной монады, то она является уже в низшем животном.Итак, душевный и духовный элемент существует во всех царст­вах, хотя в низших царствах он является в состоянии непробуждённом, зародышевом. Где начинается монада, в какую эпоху своего длинного космического существования элементарная душа стала чело­веческой? На эти вопросы нет ответа.То, что мы называем своей душой, есть эфирный двойник тела, в ко­тором заключён бессмертный дух. Дух строит и ткёт для себя силой сво­ей собственной деятельности своё духовное (‘астральноеj тело. Духов­ное тело — это чувствительная оболочка духа, её волевое орудие, через которое тело оживляется и без которого оно было бы безжизненно. Аст­ральное тело содействует всем процессам материального тела; в сущно­сти, астральное тело и производит их, так как физическое тело без него — одна инертная масса. Хотя это тело гораздо тоньше и совершеннее зем­ного тела, оно не бессмертно, как заключённая в нём монада. Оно изме­няется и очищается соответственно той среде, через которую проходит.То, что составляет сущность каждого человека, развивается в тече­ние миллионов лет на протяжении планетной цепи, проходя через все низшие царства и сохраняя во всех этих существованиях индивидуаль­ное начало. Эта ещё неясная, но неразрушимая индивидуальность явля­ется божественной печатью монады, в которой Бог хочет проявиться через сознание. Чем выше поднимаются ряды организмов, тем более развивает монада дремлющие в ней начала. Поляризованная сила дела­ется чувствительной, становится инстинктом, а инстинкт — разумом. И по мере того как зажигается колеблющийся факел сознания, душа дела­ется всё более независимой от тела, всё более способной вести свобод­ное существование. Перед смертью душа предчувствует свою разлуку с телом. При приближении агонии душа обозревает всю свою земную жизнь в сжатых, быстро сменяющихся и ярких картинах. Когда весь сви­ток изжитой жизни развернулся, душа теряет сознание. Человеческая душа приходит из высших миров и после смерти возвращается туда же.Эзотерическая доктрина древнего Востока даёт учение о групповой душе каждого вида животных; собрав опыт, умирающее животное на­правляет индивидуальное сознание в общую групповую душу и тем обогащает её.Чарльз Дарвин указал на законы, следуя которым природа вы­полняет божественный план; законы эти: борьба за существование и естественный отбор. Он доказал изменчивость видов, сократил их чис­ло и установил происхождение. А вот его последователи, теоретики абсолютного трансформизма, желавшие произвести все виды от одного первоначального типа и ставившие их появление в полную зависи­мость от среды, делали большие натяжки в пользу чисто внешнего и материалистического понятия природы. Теософы категорически не согласны с такой постановкой вопроса: «среда объясняет появление видов не более, чем физические законы объясняют законы химические, не более, чем химия объясняет эволюционный принцип растения, а эволюция растения — эволюцию животного». Что касается больших отделов животного царства, они соответствуют вечным типам жизни, обозначающим различные ступени сознания. Появление млекопитаю­щих после пресмыкающихся и птиц имеет причину не в изменении земной среды; изменённая среда представляет собой только условия. Появление это обусловлено новой эмбриологией, следовательно, и но­вой разумной жизненной силой, воздействующей изнутри, из той внут­ренней сути природы, которую можно назвать потусторонней по от­ношению к нашим физическим чувствам. Без этой сознательной жиз­ненной силы невозможно объяснить появление даже самой ничтожной органической клетки в мире неорганическом. Человек, это подобие Мировой Души, синтезируя все законы эволюции и всю природу в сво­ем теле, покоряет её и поднимается над ней для того, чтобы через соз­нание и через свободу вступить в беспредельное царство Духа.Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона отбора, но и вследствие основного закона проникновения в Землю «сверхфизиче­ских» сил, и воздействия разумных начал и невидимых сил на все жи­вые существа. Если на Земле появляется новый вид, это означает, что более высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнею вида для того, чтобы поднять его на более высокую ступень, формируя и трансформируя его по своему образу.С точки зрения эволюционной теории, человек есть венец всех предыдущих видов. Но такой подход ставит объяснение появления человека в один ряд с появлением первой водоросли или первого мол­люска в глубине моря. Всё это постепенное творчество требует — как и каждое рождение — проникновения в Землю невидимых сил, творящих жизнь. И вопросы о том, где начинается жизнь и какова её цель, оста­ются открытыми.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

hochuvseznat.com

Наука древних цивилизаций: Двуречье

В наши дни наука стремительно развивается, и старые теории часто сменяют новые. Однако некоторые вещи, которые пришли к нам из глубокой старины, остаются без изменений.

ybc7289-1

Глиняная табличка с геометрическими построениями из Вавилона. Фото: en.wikipedia.org

Мы так же, как и жители Двуречья, или Месопотамии, делим круг на 360 градусов, неделю – на 7 дней, а час – на 60 минут. Наукой там занимались жрецы, она была очень развитой, хоть и использовала методы познания, отличные от современных.

Шумеры еще в 18 веке до нашей эры могли посчитать длину гипотенузы прямоугольного треугольника, зная его катеты. Однако они не выводили для этого абстрактную формулу, как это сделал Пифагор спустя тысячу лет, а мыслили практичнее: они свели длины сторон треугольника в таблицу. Позже жители процветавшего в районе Двуречья Вавилона умели довольно точно вычислять квадратный корень, решать уравнения с одним неизвестным и вычислять площадь треугольника, круга и трапеции.

В целом наука в Двуречье была наполнена духовностью, однако не была религиозной, как, например, в Индии и Египте. Ученые того времени, а это были жрецы, изучали вопросы «сверхъестественного» и обращались за помощью к богам. Пантеон небожителей был большим, но абсолютной власти ни один не имел – их сила была в единстве. На «небесных» собраниях выбирался главный бог или принимались важные решения. Когда между богами возникали противоречия вследствие нестабильности космоса, земные люди были в опасности – так считали жители Двуречья.

Наука Месопотамии во многом носила описательный характер. Имея письменность, шумеры переписывали то, что видели вокруг себя и систематизировали. До наших дней дошли их глиняные таблицы – своеобразные справочники по ботанике, зоологии и минералогии. Медициной, как и астрономией, занимались жрецы.

В целом, наука Месопотамии в период Шумерского царства была очень развитой, поэтому аккадцы с утверждением своего государства на этой территории старались сохранить шумерский язык. Составлялись шумеро-аккадские словари и описывалась грамматика этих языков. Позднее этим занимались и амореи. Жрец Двуречья должен был уметь переводить тексты с шумерского на аккадский и наоборот, устно и письменно, склонять шумерские слова, уметь правильно их произносить, знать термины письма и грамматики, владеть каллиграфией и тайнописью – специальным языком жрецов и представителей других профессий. Кроме того, ученый человек должен был разбираться в музыке, уметь руководить хором и играть на музыкальном инструменте, мог составить глиняный конверт и скрепить печатью юридический или хозяйственный документ, разбираться в математике и землемерной практике, уметь составлять рацион рабочих, сметы, объем земляных работ и т.п.

Закон в шумерском обществе был высшей ценностью, поэтому очень развитым было юридическое дело. Нарушение закона строго каралось, причем значение имело время суток, в которое было совершено преступление. За одно и то же преступление, совершенное днем, можно было заплатить штраф, а ночью – поплатиться жизнью.

Прогрессировала и строительная наука Двуречья: как не вспомнить зиккураты Вавилона, которые росли в небо. Такие семи- или трехъярусные храмы должны были служить для связи человека и богов – до того, как спуститься на равнину между Тибром и Евфратом, люди привыкли молиться в горах. Сооружались мосты и акведуки, возводились укрепления, мостились дороги. В Двуречье появились самые первые известные мавзолеи – тип сооружения для почтения памяти умершего, который обязан своим названием месопотамскому царю Мавзолу.

Ziggarat_of_Ur

Зиккурат древнего Вавилона, город Ура. Фото: en.wikipedia.org

Особенно развитой наукой в Двуречье была астрономия: движение звезд, планет и Луны шумеры записывали на тысячах глиняных табличек. Ученые Месопотамии знали, как вычислить длину светового дня в течение года, могли предсказать солнечное и лунное затмение. Выдающийся ученый Месопотамии Гиппарх довольно точно определял период прецессии земной оси – то, что теперь называют Платоновским годом.

В записях астрономов того времени нашли описание модели Вселенной, в которой Земля вращается вокруг солнца. Уже тогда были определены основные периоды времени, которыми пользуются до сих пор: солнечный год, лунный месяц, семидневная неделя. Каждый день носил имя одного из божеств того времени. Эти названия унаследовала Греция, а затем Римская империя и собственно Европа. Шумеры использовали 60-ричную систему исчисления, поэтому унаследованные от них понятия часов и минут мы делим на 60. На территории Месопотамии действовал лунный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый, при этом високосный месяц мог прибавиться когда угодно – это определял правитель специальным указом. Позже лунный календарь пытались связать с солнечным годом.

С 4 века до нашей эры жители Вавилона стали использовать 19-летний календарь, который впоследствии распространился и в соседних царствах. Люди того времени не считали годы в том смысле, как это делается теперь. Ориентирами во времени служили выдающиеся события, «через год после ...» или «на второй год правления ...». Трудно сказать, как воспринимали время жители Двуречья, но прошлое они называли um pani («дни лица»), а будущее – ahratu («то, что позади»): так, будто шли спиной вперед или не считали будущее тем, на что нужно ориентироваться.

Астрономией в тот период цивилизации занимались жрецы, и она включала в себя астрологию. Последняя была очень развита и была частью научной работы того времени. Однако в 8 и 7 веках до нашей эры вавилонские астрономы стали использовать другой научный подход, эмпирический. Он использует для получения данных наблюдения и эксперимент, то есть опирается на то, что принадлежит материальной сфере. Это событие считается первой научной революцией. Позже в Греции и Риме астрономов Двуречья называли халдеями, или священниками-книжниками, которые специализировались на астрологии и других формах предвидения. Очевидно, что люди обратились к другим методам научного познания, чем они когда-то использовали, что и привело к иным результатам. Наука перестала иметь дело со сверхъестественным и объяснять божественное, а стала служить практичным целям человека, его связи с природой и окружающим миром.

epochtimes.com.ua

apxeo.info

Наука в цивилизациях древности

4 Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?» 4 К ЧИТАТЕЛЯМ КНИГИ Мы восхищаемся цивилизациями древности. Оказывается, как много уже знали люди тогда ...

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление.

И таким образом в научном мире сложился странный парадокс: представители естествознания, изучающие заведомо более простые объекты, давно открыли сложность, многомерность.

Знакомство с геометрией необходимо было для измерения земельных участков, например, при установлении величины налога, который должен был выплачивать владелец земли. Сложные измерения производились также при прокладке оросительных сооружений.

В древнем Египте и древней Вавилонии умели решать различные геометрические задачи: вычислять площадь треугольников, трапеций и других фигур.

В греческих государствах наука начала развиваться позднее, чем на древнем Востоке. Передовой областью Греции была Иония, тесно связанная с культурными восточными странами. Здесь в VIII-VII вв. до н. э. процветали торговля и мореплавание. Ионийские моряки нуждались в научных знаниях. Так, древним грекам не был известен компас. В открытом море они определяли местонахождение корабля по звездам. Для этого необходимо было знать астрономию. Путешествия в те времена были крайне развиты, век завоеваний, открытий.

Многие ионийские ученые были хорошо знакомы с научными открытиями древневосточных астрономов. Больших успехов в изучении астрономии достиг величайший философ древности, уроженец малоазийского города Милета Фалес. По сообщениям античных авторов, Фалес сумел предсказать солнечное затмение 585 г. до н. э.

С VI в. до н. э. под влиянием ионийцев научные знания распространялись и в других греческих областях. Учеными Греции было сделано много важнейших открытий. Они занимались вычислениями величины земного шара, относительных размеров Солнца и Луны и их расстояний от Земли. В древности было высказано предположение о вращении Земли вокруг Солнца.

Больших успехов достигла античная математика.

В III в. до н. э. Евклид заложил основы современной элементарной геометрий, которая до сих пор носит его имя. Величайший математик и физик древности Архимед разработал основы механики, сделал ряд важнейших открытий в области геометрии.

Наука в цивилизациях древности

Представление о мире в Древней ИндииНакопление донаучных рациональных знаний о природе началось ещё в первобытную эпоху. Духовный мир первобытного человека, первобытное сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины было двухуровневым:

· уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания

- накоплено множество первичных сведений о мире;

- сложились важные исходные абстракции ;

- разработаны системы счета, календари;

- зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности.

· уровень мифотворчества – это своеобразная «дотеоретическая» форма систематизации обыденного, повседневного знания .

Познание мира стало научным на следующем, новом уровне исторического развития – в эпоху древних цивилизаций, пришедших на смену эпохе первобытной родовой общины. Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным и противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия.

III-II тысячелетие до н. э. характеризуется: процессами усложнения и разделения труда, развитием ирригационного земледелия, строительством храмов и пирамид, возникновением письменности.

В это время возникла необходимость и вместе с этим возможность перехода от познания, непосредственно включенного в материальный труд, к специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Такую деятельность и одновременно ее результат и стали называть наукой . Первыми профессионально наукой стали заниматься жрецы.

Первоначально все науки как по содержанию знания, так и по способу его получения и обоснования были опытными, эмпирическими и прикладными.

Математические и другие правила и приемы наблюдения, измерения и расчетов были довольно сложными и логически не связанными между собой. Они были пригодны только для отдельных случаев, так как не основывались на более простых и общих положениях.

В Египте, Вавилоне, Индии, Китае отдельные науки достигли высоких ступеней развития.

Древний Вавилон – значительные достижения в арифметике, алгебре, геометрии и астрономии, например:

1) способы приближенного извлечения квадратного корня и решения квадратных уравнений;

2) шестидесятеричная «позиционная система» счисления, от которой идет современный счет минут.

Источники: www.bibliotekar.ru, otvet.mail.ru, lektsii.com, otherreferats.allbest.ru, www.alleng.ru

Это интересно

Армянское нагорье – у истоков цивилизации

Армения – прекрасная древняя страна, которая соединяет Азию и Европу и тревожит сердца многих. 2 000 ...

Антарктическое соглашение

Это соглашение было важно для многих стран, и чуть ли не в первую очередь для СССР. ...

Идея вечного двигателя

Сотни лет люди мечтали создать механизм, который, будучи однажды приведенным в движе­ние, продолжал бы его, выполняя ...

Достопримечательности Мурома

В самом центре Мурома расположена небольшая Вознесенская церковь, которую можно ошибочно принять за кафедральный собор. Это ...

  • Причины раздробленности Руси

    Испанские конкистадоры, впервые появившись в Новом Свете, столкнулись с совершенно неизвестной и непонятной им культурой загадочных ацтеков. Ритуалы чужеземцев показались испанцам столь кровожадными, что...

  • Огонь и первобытные люди

    Чаадаев Петр Яковлевич, российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов,...

objective-news.ru

Клиническая смерть и ассимиляция наукой древних знаний. Cтатьи. Наука и техника

Юрий Карпенко

Введение

Я не реаниматолог, но по ряду причин (см. статьи: «Наблюдатель и его тело», «Энергетическая оценка эффекта Махариши», «Эффект Махариши: медитация и процесс смерти», «ТМ: душа и чистое сознание») мне интересны некоторые аспекты феномена смерти, в том числе опыта клинической смерти и предшествующих ему стадий – терминальных состояний. Известно, что у специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что «на самом деле» происходит с человеком во время клинической смерти. Не только с его клетками, мозгом, сердцем и другими внутренними органами, с его рефлексами, но и с самим человеком. В первом приближении весь спектр экспертных оценок статуса этого опыта может быть представлен в виде оппозиции признание – непризнание продолжения жизни в какой-то форме после смерти тела человека.

Позиция непризнания отчётливо сформулирована крупнейшим российским реаниматологом академиком РАМН В.А. Неговским [9]. Он не сомневается в наличии некоторых универсальных элементов в осознаваемом опыте больных, переживших клиническую смерть, которые уже в силу своей универсальности требуют научного объяснения. Это объяснение ищется в общефизиологических закономерностях угасания головного мозга. Кроме того, реаниматологами предъявляются претензии к качеству идентификации клинической смерти опрашиваемых, сообщавших о потусторонних видениях: все ли из тех людей, о которых писал Р. Моуди и др., пережили клиническую смерть или это было что-то другое. Приводятся данные конца 1970-х годов, согласно которым только немногим более 5% людей, переживших клиническую смерть, живут после неё несколько месяцев [5].

С другой стороны, реаниматологи признают факт изменения веса тела человека на 60...80 г во время агонии. В XVII веке изменение веса тела в процессе смерти, но не уменьшение, а увеличение Флудд связывал с «величиной той левитационной силы, с помощью которой эфирное тело покойника поднимается в сферу Солнца» [2, с. 100]. В настоящее время уменьшение веса тела объясняется химическими реакциями: «полное сжигание АТФ и истощение клеточных запасов» [5].

Это удивительно, ведь в результате любых химических реакций образуются продукты, которые должны как-то покинуть тело. Сжигание АТФ и истощение клеточных ресурсов – это не ядерные реакции, когда часть массы реагентов уходит в энергию излучения! Если при этих химических реакциях образуются газы с плотностью воздуха, то 60...80 г – это примерно 45...60 дм3. Для сравнения: объём легких – около 1 дм3. Жидкие и твердые продукты агонизирующего тела тоже вряд ли могут покинуть его незамеченными...

Современные исследования генезиса науки нового времени показывают, что наряду с христианством [3] и философией нового времени на формирование науки оказывали влияние также и те знания и практики, которые сейчас называются эзотерическими, оккультными, экстрасенсорными [2]. В частности, одним из мотивов образования старейшего в Европе сообщества ученых, Лондонского королевского общества, было желание ученых не только концептуально, но и организационно отделиться от магов. Самая выдающаяся апология науки XVII века, вышедшая из-под пера правоверного католика и ученого М. Мерсена, была направлена именно против Флудда [2].

Отдавая должное не только аргументам реаниматологов, но и памяти Флудда, спросим: как всё же 60...80 г продуктов упомянутых выше химических реакций покидают агонизирующее тело? Справедлив ли для агонии закон сохранения массы или нет?

Позиция признания не чисто субъективного статуса опыта клинической смерти, возможности продолжения жизни после смерти тела отчётливо сформулирована крупной специалисткой по мозгу академиком РАН Н.П. Бехтеревой. Она не сомневается в продолжении жизни в какой-то форме после смерти тела. Более того, в своей книге она приводит примеры из своего личного опыта.

Трудно переоценить мировоззренческую значимость позиции признания, хотя, с другой стороны, сторонники Бехтеревой подчёркивают, что опыт клинической смерти не даёт полного представления о том, что есть (или чего нет) «по ту сторону» жизни, ведь благодаря искусству и самоотверженности реаниматологов речь идёт всего лишь о минутах клинической смерти.

Фиксировав этот мировоззренческий узел, попробуем включить его в более широкий контекст процесса ассимиляции современной наукой древних знаний. Ведь в древнем знании содержится не только достоверная эмпирическая информация, но и структуры представления знания с иными, чем в науке, отношениями между субъектом и объектом познания, между идеальным и материальным.

Хочу обратить внимание только на два момента этой многоплановой темы.

О практике, опережающей мировоззрение

Первое – это интенсивный процесс практического освоения некоторых систем древнего знания. Известный философ науки П. Фейерабенд в своей анархисткой методологической критике науки и снобистского отношения сциентизма к другим традициям знания еще в конце 1970-х годов обращал внимание на успехи древнекитайской медицины [1]. Хорошо известно, что эти знания частично подтверждены современными методами: в частности, биологически активные точки на теле человека, точки китайской акупунктуры существуют не только для китайцев, но и для современных специалистов. Последних убеждает эффективность, успешность этих древних знаний в диагностике и лечении широкого спектра болезней.

Откуда китайцы все это узнали?.. Об этом вопросе несколько позже.

Один мой знакомый был потрясён, когда узнал, что с помощью небольшого прибора, измеряющего электрические характеристики нескольких акупунктурных точек на пальцах рук, можно за 5 минут продиагностировать наличие в организме нескольких десятков видов бактерий. То же самое, конечно, можно сделать и биохимическими методами, но на это уходит значительно больше времени. Импортный прибор и методику осваивала кандидат медицинских наук, член комиссии Минздрава РФ по изучению методов традиционной медицины. Знакомый не поленился проверить результаты экспресс-акупунктур-анализа методами биохимии, результаты совпали.

Нет сомнений в том, что этот пласт древних знаний будет интенсивно осваиваться медиками. Другой древней системой оздоровления, добившейся международного признания, является древнеиндийская Аюрведа. Известны успехи гомеопатии, параллельно с официальной медициной всегда существовало целительство.

В этом процессе ассимиляции древнего знания есть одна особенность. Древнее знание тесно связано с такими представлениями о соотношении тела и души, сознания, которые не соответствуют современным научным представлениям. На языке современной медицины нельзя сформулировать вопрос о том, что происходит с душой, сознанием человека при систематическом применении к его телу соответствующих методик оздоровления. Насколько я знаю, попытки поставить такие вопросы оказываются, мягко говоря, на периферии, если вообще не за пределами публичного научного форума [1].

Таким образом, первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это, с одной стороны, интенсивность практического освоения некоторых систем древних знаний современной медициной, а с другой стороны то, что практика в этом случае значительно опережает мировоззрение.

Три мира: человек в них или за их пределами?

Перейдём теперь ко второму моменту и представим себе на минуту такую картину.

В страшных конвульсиях бьётся жрец-шаман, сражаясь за независимость и территориальную целостность своего рода-племени с супостатами из иных миров, духами злобы. Сородичи в благоговейном ужасе и трепете ждут решения богов. Худо жрецу-шаману, ой, худо: одолевают его супостаты-инопланетяне, сейчас концы отдаст. Но нашлись, нашлись среди сородичей отважные ребятушки! Окатили жреца-шамана ледяной водой, дали глотнуть водички живой. Ожил посредник между людьми и богами и стал рассказывать своим сородичам о том, как огонь добывать да коров доить, пшеницу выращивать да на лошадях ездить, горшки обжигать да железо плавить и ковать из него мечи да орала. Сидят ребятушки, слушают его, а потом и говорят: «Выбрось ты эту дурь из головы. У тебя психоз. Успокойся, дыши глубже, и так понятно: всё будет хорошо».

Иными словами, вторым моментом, на который хочется обратить внимание, является вопрос о происхождении знаний. Откуда они это знали? Откуда мы всё это знаем? Ведь если речь идёт о знаниях, а не о суевериях или фантазиях, то совершенно естественно возникает вопрос о том, как эти знания были получены. Этот вопрос, разумеется, можно задавать разным историческим эпохам, но настойчивое вопрошание ведёт нас к самым истокам: к происхождению человеческого со-знания.

Обобщая имевшиеся в их распоряжении научные данные, в том числе и результаты исследований древнегреческих мифов, текстов Гомера, лауреат Нобелевской премии нейрофизиолог Дж. Экклз и один из крупнейших философов ХХ века К. Поппер подчёркивали одновременность развития человеческого сознания, языка и орудий труда.

Не без связи с этими проблемами К. Поппер выдвинул свою знаменитую модель трёх миров, развитие двухуровневой онтологии Платона: существуют мир физический, мир психический и мир вечных и неизменных идей Платона. В последнем мире пребывают и те законы, которым подчиняется первый мир, а человек, благодаря своей познавательной способности, век за веком читает эту великую Книгу Природы. Вот откуда мы всё это знаем! Разум человека автономен и по своей природе способен познавать мир. Основа основ науки нового времени, путь которой ещё в средние века проложил св. Фома Аквинский, утвердив теорию двух истин: истины мира горнего и истины мира дольнего, познаваемой естественным человеческим разумом.

Детально описывая и развивая трёхуровневую модель К. Поппера, математик, физик-теоретик и платоник Р. Пенроуз тем не менее в самом конце своего фундаментального труда, посвящённого поиску недостающей науки о сознании, восклицает: нет трёх миров! есть только один, единый мир, подлинного отблеска которого мы ещё не видели! [13]

Анализируя те же тексты Гомера и тот же материал, который был доступен Попперу и Экклзу, Дж. Джейнз приходит к другому выводу о происхождении человеческого сознания, языка и технологий, благодаря которым человек стал человеком. По его мнению, «ранние человеческие коллективы (во всяком случае, в период после неолитической революции в интервале между IX и II тысячелетиями до н.э.) управлялись посредством приказаний, которые люди воспринимали как исходящие непосредственно от богов. Технически это осуществлялось с помощью голосов богов» [7, с. 82]. Иная точка зрения: разум человека не автономен! Известный российский семиотик Вяч.Вс. Иванов проанализировал первоисточники, т.е. тексты Гомера, на которые опирались с одной стороны Поппер и Экклз, а с другой стороны Джейнз, и отдал предпочтение гипотезе Джейнза.

Он также отметил, что в разных (частично пересекающихся) группах индоевропейских языков название живых существ, включая животных, людей и богов, образовались от глаголов со значением «дышать», «вдыхать» и «выдыхать» (здесь же «душа»). Эти термины у Гомера имели важнейшее значение для передачи человеку воли божества, это пути, «каналы связи», через которые боги влияют на действия человека. Но все же гипотеза Джейнза о фундаментальной роли психофизиологии дыхания в реализации этого «канала связи» людей и богов представляется Вяч.Вс. Иванову слишком смелой [7].

Современные аналоги сюжета с голосами и гостями из иных миров хорошо известны. Инопланетяне, как нам о том сообщают СМИ, одолевают не только снаружи, но и изнутри. Происхождение как внешних братьев по разуму, так и внутренних иногда связывают не с дальним космосом, а с параллельными мирами, в том числе и с «духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12) [1]...

Да простит читатель мне эти вольности, но у этих «голосов богов» есть и более возвышенные аналоги, касающиеся тайны творчества. Ведь выдающиеся композиторы иногда слышат свою музыку, а поэты – стихи. Анализируя язык одного из крупнейших протестантских богословов ХХ века Пауля Тиллиха, М. Сиверцев обращает внимание на то, что для него «характерно стремление (скорее всего бессознательное) выбирать пассивные, "медитативные" структуры религиозного языка, как наиболее ёмкие и адекватные прояснениям абсолютной системы ценностных координат культуры» [10]. Эти особенности языка П. Тиллиха М. Сиверцев рассматривает в связи с «неоднократно обсуждавшимся в последнее время фактом доминирования в языках религиозных культур пассивных оборотов. (Иногда активные конструкции отсутствуют вообще, что является показателем предельной сакрализации языка – и сознания, постоянно ощущающего себя объектом божественного влияния [Иванов Вяч.Вс.])» (там же, курсив мой. – Ю.К.). Ссылаясь на работу Вяч.Вс. Иванова, о которой речь шла выше, М. Сиверцев в одном контексте рассматривает и вторжение в жизнь эллинов их языческих богов, и творчество выдающегося протестантского богослова ХХ века... Можно, конечно, вышеописанное воспринимать как переосмысление своих галлюцинаций очень впечатлительными, но талантливыми людьми: как известно, гений и болезнь идут рука об руку. Какая в конце концов разница, каким именно образом было получено то или иное знание, главное – результат!..

Но иконы-то мироточат [4]... По некоторым данным, икона Монреальской Иверской Божией Матери за 15 лет мироточения источила более 10 кг мира...

Иными словами, в эмпирии жизненного мира людей есть всё, но наука подходит к нему исходя из некоторых базисных различений, отдавая предпочтение одному и игнорируя другое. В эмпирических полях отдельных научных дисциплин, в том числе реаниматологии, есть фрагменты, которым может быть придан, а может и не быть придан статус самостоятельного явления. Потусторонние видения людей, переживших состояния, близкие к смерти, известны испокон веков, но...

Сходная ситуация, как мне кажется, наблюдается в эмпирическом поле современной психиатрии. Известные российские психиатры Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина отмечают, что 5...7% их пациентов-левшей проявляют, с одной стороны, поразительные творческие, а с другой стороны – экстрасенсорные способности. Эти исследователи подчёркивают, что в современных пособиях по психиатрии подобные феномены не описаны, не классифицированы, не исследованы как заслуживающие специального внимания. Исследователи также полагают, что 5...7% – это заниженная оценка, т.к. обычно пациенты не рассказывают врачам о своём опыте такого рода [6].

В теоретико-концептуальном, методологическом плане аналогичная познавательная ситуация имела место в исследовании нелинейных уравнений. В своё время потребовались специальные усилия математиков и физиков-теоретиков, для того чтобы в поведении нелинейных систем вблизи точек неустойчивости преодолеть хаос неустойчивых траекторий и добраться до знаменитых ныне аттракторов. Исследователи коллективного поведения, в частности политического, рассматривают архетипы коллективного бессознательного как своего рода аттракторы социальных систем [8].

Вместо заключения

В заключение упомяну еще один момент. Ведь о чём идет речь: о проблеме происхождения знания в связи с процессом ассимиляции современной наукой древних знаний. Но что при этом рассматривается как источник для научного анализа, что является носителем этого древнего знания? Мифы. Каков статус мифа в современных исследованиях, разве это не выдумки, суеверия и фантазии слишком впечатлительных и слишком мало знавших Природу древних людей?

Многоплановый современный анализ мифов, например древнегреческих, детальное сравнение рациональности мифа и науки, обсуждение актуальности мифического для христианства и современной жизни (мифическое в конституции Германии и в истории живописи ХХ века) можно найти в книге философа науки Курта Хюбнера [12]. С его точки зрения, в настоящее время миф рассматривается как не менее рациональное и обоснованное, чем научное, но существенно отличающееся от него видение мира. Иначе, в частности, невозможно понять, каким образом люди мифа смогли совершить неолитическую революцию, т.е. научиться добывать огонь, доить коров, выращивать пшеницу, ездить на лошадях, обжигать горшки, плавить железо и ковать из него мечи и орала. Однако проблема происхождения этого знания и его развития, разумеется, остаётся тайной как для людей мифа, так и для современных исследователей. Люди мифа считали, что знание им даровали боги или, в современной терминологии, нуминозные существа. Опыт восприятия нуминозного, как вместе с Э. Кассирером полагает К. Хюбнер, доступен поэтам. Исходя из различия в отношениях между субъектом и объектом, характерных для этих двух видений мира, в качестве альтернативы научному видению мира в целом Хюбнер предлагает творчество Гёльдерлина. Его поэтический стиль имеет много общего с теми особенностями языка архаичного искусства, на которые обращал внимание П. Фейерабенд как на характеристики архаичного видения мира [11].

Итак, «сухой остаток» второго момента, на который я хотел обратить внимание в связи с процессом ассимиляции наукой древних знаний, состоит в том, что происхождение знания остается тайной, но, обращаясь с этим вопросом к мифу и признавая за ним право на истину [12], исследователи всё более пристально всматриваются в его структуру. Ведь, в отличие от науки, субъект мифа не отделён от его объекта, а между материальным и идеальным в мифе нет той пропасти, которая есть в науке [12]. Практическая эффективность древнекитайской медицины, о которой шла речь выше, в этих исследованиях дополняется теоретическими, методологическими исследованиями структуры мифа.

 

Литература

  1. Вейник В.И. Почему я верю в Бога?: Исследования проявлений духовного мира. Минск: Белорусский экзархат, 2000.
  2. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М.: ИФ РАН, 1997. С. 88...141.
  3. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: ИФ РАН, 1997. С. 44...87.
  4. Глас тихий: Божии знамения нашего времени: Материалы комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви: Альманах. Вып. 1. М., 2000.
  5. Губин Н.Г. Терминальные состояния и клиническая смерть. НиТ, 2002.
  6. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Парапсихология: психология или психопатология левшей? // Парапсихология и психофизика. М., 1991. №1. С. 21...33.
  7. Иванов Вяч.Вс. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния // Структура текста. М., 1980. С. 81...117.
  8. Митина О., Петренко В.П. Синергетическая модель динамики политического сознания // Синергетика и психология: Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы. М., 1997.
  9. Неговский В.А. Реаниматолог о клинической смерти // Психология смерти и умирания: Хрестоматия. Минск, 1996.
  10. Сиверцев М. Судьбы культуры в религиозной философии Тиллиха // Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.
  11. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125...466.
  12. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 448 с.
  13. Penrose R. Shadows of the mind: Search of missing science of consciousness. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Дата публикации:

15 января 2003 года

n-t.ru

Наука Древнего Египта | История

Наука Древнего Египта является органической частью его культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.

Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объемаусеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

Наука Древнего Египта. Представления египтян о мире в целом. Знания в астрологии и медицине поражают.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

vladhistory.com


Смотрите также