ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ. Древняя русская история до монгольского ига. Том 1
ВВЕДЕНИЕ
ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ
ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ!
Ведя свой род из крепостного крестьянства, спешу принести Освободителю дань сердечной, глубокой благодарности.
Русское государство, в образе происхождения и в ходе событий, представляет совершенное различие с западными государствами.
Счастливым себя почту, если, трудясь много и долго, успел найти и представить ясно хоть некоторые своеобразные наши черты. Верное уразумение прожитой жизни содействует определению и достижению цели.
Да поможет Бог ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ вести нас неукоснительно, по начатому славному пути освобождения, к этой заветной цели — народного развития, образования, благосостояния, — человеческого совершенствования, в духе святого учения Христова.
Всемилостивейший ГОСУДАРЬ, ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВЕРНОПОДДАННЫЙ, МИХАИЛ Погодин. 1871 года, Мая 19.
Предание, донесшееся из глубины веков до наших летописцев, указывает племенам словенским первоначальное место поселения в Европе на среднем и нижнем Дунае, — Дунае, который до сих пор еще слышится у нас повсюду в народных песнях. «По мнозех временех (по потопе), говорит древнейший летописец наш, Нестор, живший в XI столетии, сели суть Словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска».
Отсюда, вследствие естественного размножения и других побудительных обстоятельств, выселялись они по временам, — задолго до Рождества Христова, — и заняли, наконец, почти всю среднюю Европу.
Наша страна получила себе обитателей по случаю нашествия с запада кельтов или волохов, которые, растревожив словен в их пригретом гнезде, заставили многих искать себе новые места поселения. Они уже тогда стояли на известной степени образования, знакомые с земледелием и первоначальными искусствами, говорили богатым и значительно развитым языком, имели понятия и верования о Боге и жизни посмертной, принесенные еще из прародины своей, Индии, с которой до сих пор обнаруживают родство.
Одни из словен, племена ляшские, поселились к северо-западу от Дуная; другие, наши, к северо-востоку.
Передовым из последних были собственно словене. Спасаясь от нашествия, они должны были спешно и усиленно прокладывать себе дорогу, шли-шли и достигли, наконец, озера Ильмеря,[1] потеснив обитавшую в этих местах чудь. Только здесь смогли они остановиться и построить себе город — Новгород.
«Словени же седоша около озера Ильмеря, прозвашася своим именем, и сделаша град, и нарекоша и Новгород».
Словенский конец, улица Славно, ручей Словенский, известные до сих пор в Новгороде, указывают своими именами, может быть, на места первого поселения.
Соплеменники, следовавшие по их стопам, также остановились по пути, когда натиск с юга утих, где кому случилось: на Двине, Припяти, Соже — кривичи, дреговичи.
Другие, еще прежде повернувшие направо, расселились по Днестру, Бугу, Днепру и их притокам, — тиверцы, хорваты, северяне, поляне.
Все они не составляли сплошного народонаселения, разделяясь между собою реками, лесами, горами, болотами и степями.
Поляне, по сказанию летописца, отличались тихим и кротким нравом. Брак издавна совершался между ними по взаимному согласию. Семейные отношения отличались скромностью. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с которыми жили в своих дремучих лесах, питались всякой нечистотой, в распрях и ссорах, и убивали друг друга; брака полюбовного не знали, но уводили или похищали себе жен. Так же жили радимичи, вятичи, северяне. Они сходились на игрища и плясанья между селами и там выбирали себе девиц, с кем которая сговорится. Многоженство было у них в обыкновении. Над покойниками совершалась тризна, насыпалась высокая кладь, на которой и сжигался труп. Сожженные кости собирались в небольшой сосуд и устанавливались на столбах при дорогах. Так поступали вятичи, кривичи и другие вплоть до XII столетия. Мыться и париться в банях составляло древнейший обычай, которому удивился еще, как говорит предание, Св. Апостол Андрей.
Болотистая и лесистая, бедная дарами природы страна досталась на долю словенам, которые, освоившись, должны были подумать о средствах существования.
К счастью, недостатки их вознаграждались удобствами водных сообщений, не только с ближними, но и самыми отдаленными землями.
Вскоре они познакомились со своими приморскими соседями: это были родственные племена, переселившиеся прежде них с Дуная, а далее норманны, известные у нас под именем варягов, самый деятельный и удалой народ в Европе того времени, которые уже с V века хозяйничали на всех морях и имели сообщения по всем берегам: в Британии, Галлии, Германии, Италии, наконец, ближайшие, финны, так называемая ими чудь.
Чудью, состоявшей из множества племен, заселен был, по другую сторону за новгородцами, и весь Восток, от Северного моря до Каспийского.
Смышленые пришельцы разузнали, где в основном расположены естественные ресурсы, в которых они наиболее имели нужду, и что могут они предлагать в замену перми, булгарам, хозарам, югре. Им удалось даже впоследствии стать твердой ногой на самых выгодных для себя в этом отношении местах, откуда они могли распространять свою власть над соседними областями. Так возникли новые поселения, оказавшиеся вскоре для них необходимыми — Изборск, Торжок, Белозерск, Ростов, Муром, Бежецк, Волок Ламский.
В торговле новгородской приняли вскоре участие и норманны, нигде не упускавшие случая заводить свои связи и расселявшиеся повсеместно; они распространили новгородскую торговлю еще далее, до самого устья Волги, куда, с противоположной стороны, через Каспийское море, из внутренней Азии, проникло с той же целью другое — бодрое, живое, и, вместе, образованное племя того времени — арабы.
Арабы привозили в устье Волги к хозарам пряности, южные плоды, шерстяные ткани, драгоценные камни, которые до сих пор удерживают у нас свои восточные наименования: изумруд, яхонт, бирюзу, жемчуг… Чудские племена доставляли меха, рыбу, хлеб, металлы, юфть. Из низовых южных славянских поселений доставлялся хлеб, мед, воск. Из Греции — паволоки, золото, вино. Норманны торговали мечами франкской работы, янтарем, пухом, невольниками.
Очень рано между всеми этими народами началась взаимная мена, из которой мало-помалу, по мере распространения сообщений, образовалась правильная обширная торговля с определенными путями.
«Бе путь из Варяг в Греки, говорит Нестор, и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Илмер озеро великое, из негоже озера потечет Волхов, и втечет в озеро великое Нево, того озера устье внидет в море Варяжское.
Тем же из Руси может ити в Болгары и в Хвалисы… потече Волга на восток, и втечет семидесятью жерел в море Хвалисское (Каспийское)».
Огромное количество арабских монет (диргемов), седьмого, восьмого и следующего веков, равно как и византийских, норманнских, часто находимых по всему этому пространству, служит неопровержимым доказательством живого сообщения между племенами, здесь обитавшими, с отдаленной древности.
Смышленые словене умели воспользоваться своим выгодным положением, на перепутье норманнов в Грецию и к финским племенам, передавали товары из рук в руки и богатели. Город их стал, в некотором смысле, перевалочным местом на Севере. Слава о Новгороде распространилась по всему Варяжскому (Балтийскому) поморью, а исландские саги наполнились сказаниями о богатстве и могуществе великого Гольмгарда.
Точно такое же значение получил на юге Киев, принадлежавший другому славянскому племени, полянам (предкам, кажется, нынешних великороссиян).
Новгород подвергся нападению норманнов, господствовавших на всех соседних морях, Киев со всеми южными племенами — хозаров, главная сила которых сосредоточивалась в Итиле (нынешней Астрахани), на устье Волги.
В 859 году (первое определение времени в летописи) какая-то ватага норманнов, называвшихся у нас варягами, приплыла по Варяжскому морю в устье Невы, рассыпалась по сторонам и обложила данью встреченные ею племена, славянские и финские.
Но владычество норманнов продолжалось не долго: племена вскоре восстали, одно за другим, потому ли, что были выведены из терпения насилием пришельцев, или потому, что увидели возможность легко справиться с ними, и не захотели нести напрасных убытков.
Как бы то ни было, хозяева прогнали незванных гостей туда, откуда они приходили, «за море», и начали по-прежнему «владеть сами о себе», но вскоре перессорились между собою, «встал род на род», полилась кровь, и усобице не видать было конца, а норманны, с часу на час, могли воротиться с новыми, еще большими силами, отмстить жестоко за полученное оскорбление и наложить иго тяжелее прежнего!
Тогда, среди общей смуты, пришла в голову кому-то из воевавших благая мысль, чтобы прекратить кровопролитие: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
Совет пришелся по душе. Но где искать князя столь сильного, чтобы он мог дома держать свое имя грозно, а в нужном случае защитить мирные племена от внешних врагов?
Здравый смысл, народный толк, указал им норманнов, которые господствовали по всему взморью, ближнему и дальнему, ходили беспрестанно на все четыре стороны, селились везде, где пригревало солнце, и готовы были служить кому угодно, лишь было бы из чего, — норманнов, о которых грозная слава распространялась всюду. Да и кого же в то время было выбрать? Кто имел столько силы и смелости, чтобы взяться за такое трудное и опасное дело? Кто мог лучше защитить от норманнов, как не их соотечественники?
Словене, с подчиненными им, более или менее, кривичами, чудью, весью и мерею, пошли «за море», к одному норманнскому племени, по какой-то причине им более знакомому, которое жило, кажется, в углу Варяжского моря, в соседстве и совокупности с родственными нам племенами, и «называлось Русью, как другие племена назывались Свеями, Англянами, Готами и Мурманами».
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: придите княжить и володеть нами», сказали им послы без всяких околичностей и условий. Вещие слова, определившие дальнейший ход нашей Истории.
Норманны хорошо знали их землю, богатый Гольмгард, знали соседнюю, обильную мехами Биармию (Пермь), знали заманчивую Грецию, куда многие от них часто ездили торговать в Константинополь и служить по найму в императорской варангии (гвардии).
По этому пути, знаменитому аustеrvеg норманнских летописей, уже ходили в Грецию, лет за тридцать, некоторые из той руси, к которой теперь обратились посланные. Нашлись охотники согласиться на вызов: три брата, князья Рюрик, Синеус и Трувор. Они поднялись со всем своим племенем, «пояша по собе всю Русь», и пришли к нам в 862 году.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
древняя русская литература - это... Что такое древняя русская литература?
древняя русская литература
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
древнерусская литература
дума
Смотреть что такое "древняя русская литература" в других словарях:
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Русская литература — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Русская литература … Википедия
Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание … Википедия
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Россия. Русский язык и Русская литература: Русский язык — А. Русский язык термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный литературный язык Р., представляющийся в своем основании одним из великорусских наречий. I)… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЛИТЕРАТУРА СВЯТОЙ РУСИ — Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история
Древняя и Новая Россия — Древняя и Новая Россия … Википедия
Древняя и Новая Россия (журнал) — Древняя и Новая Россия Специализация: исторический журнал … Википедия
Русская культура — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь 1.2 Культура России XIII XVII веках … Википедия
literaturologiya.academic.ru
Самые древние русские книги | Аделанта
Поиск в каталоге:
Письменность на территории Руси возникла намного позднее, чем это произошло на берегах Средиземного моря. В те времена, когда каллиграфы Египта, Рима, Греции оттачивали свое искусство на папирусах и пергаменте, бескрайние степи и леса среднерусской возвышенности были еще даже не заселены. Пришедшие сюда в начале первого тысячелетия нашей эры племена охотников и скотоводов также не нуждались ни в алфавите, ни в письменности. В итоге самые древние рукописные памятники русской истории датированы временем, когда культура Западной Европы уже достигла своего пика, пережила упадок из-за прихода варваров и снова устремилась к возрождению. Как и следовало ожидать первые книги Руси оказались связаны с религиозной тематикой.
Самая древняя русская рукописная книга
Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам историка Никольского Н.К., посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг, датированных XI-XVIII столетиями в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тысяч манускриптов. По мнению же академика Лихачева Д.С. этот подсчет неточен в том смысле, что слишком скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. ПЕРЕЙТИ В ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАРИННЫХ И АНТИКВАРНЫХ КНИГ Самой старой рукописной книгой, выполненной восточнославянским писцом на древнерусском языке, является церковная книга "Остромирово Евангелие", увидевшая свет в 1056 году. Это - уникальный шедевр древнерусского искусства книги. 294 пергаментных страницы щедро иллюстрированы – они украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано "Остромирово Евангелие" в единственном экземпляре.
Очевидно, что в ее создании участвовала целая рукописная мастерская. К сожалению, нам известен лишь один из мастеров - дьякон Григорий. Вероятно, он выполнил наибольшую часть работы. В приписке к рукописи сказано, что работа над ней продолжалась семь месяцев. В этом же колофоне дьякон Григорий сообщает также о времени и обстоятельствах написания древней русской книги - манускрипт выполнен по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 году.
"Остромирово Евангелие" дьякона Григория и его безвестных товарищей - это ценнейший памятник древнерусской письменности, языка и изобразительного искусства. Оно написано крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно увеличивается к концу книги (от 5 до 7 миллиметров). Текст древней книги написан в два столбца по 18 строк на страницах форматом 20х24 сантиметра, украшен многокрасочными буквицами, заставками, изображениями евангелистов, местами использована киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые появились еще до написания текста.
В отличие от остальных памятников XI столетия в "Остромировом Евангелии" наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ и ь. Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал ее на письме, хотя к тому времени она уже исчезала. Там же, где в XI веке наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать "Остромирово Евангелие" как один из первых памятников старославянского языка русской редакции.
Как и у любой столь древней книги, у "Остромирова Евангелия" есть своя собственная увлекательная история. До начала XVIII века, впрочем, ее история покрыта мраком. В 1701 году манускрипт упомянут в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I книга была отослана (наряду с другими старыми книгами) в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Дружинин Я.А., который в 1806 году преподнес ее в дар императору Александру I, который, в свою очередь, распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге), где она хранится и сегодня.
Рукопись "Остромирова Евангелия" была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году ее, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплет, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям - на шкаф), где ее вскоре нашли. Заново переплетать старинную книгу больше не стали.
С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые "Остромирово Евангелие" было издано Востоковым А.Х. в 1843 году с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого наборного издания был изготовлен специальный славянский шрифт, точно воспроизводящий почерк оригинала (существует даже репринт, выполненный в Висбадене в 1964 году). Позже вышли и факсимильные издания: черно-белое - в 1883 году; цветное подарочное в формате оригинала - в Ленинграде в 1988 году.
Отрывки "Остромирова Евангелия" входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 году Трей Е.Х. проводила реставрацию данной рукописи. На основе этой древней русской книги были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи по-прежнему требуют основательного изучения.
Самые древние книги Руси: Новгородский Кодекс
Говоря о самой древней рукописной книге, составленной на Руси, нельзя обойти стороной эту рукопись. "Остромирово Евангелие", безусловно, держит первенство среди древнейших книг на русском языке, в отношении которых достоверно установлена точная дата их написания. Однако 13 июля 2000 года во время раскопочных работ (которые велись там уже двадцать восьмой год) Новгородской археологической экспедицией под руководством академика Янина В.Л. в пластах первой четверти XI века были обнаружены три деревянные (липовые) дощечки размером 19х15х1 сантиметр.
Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15х11,5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. У дощечек есть на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для соединения их в единый комплект. Таким образом, старинная деревянная книга содержала четыре восковых страницы (церы). Внешние стороны первой и последней дощечек играли роль обложек кодекса.
Новгородский кодекс состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше "Остромирова Евангелия", считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания. Таким образом, Новгородский кодекс (или "Новгородская псалтырь" - по наиболее качественно читаемому тексту) - древнейшая книга Руси.
Цера хорошо сохранилась благодаря болотистому месту, в условиях которого она оставалась около тысячи лет. Уникальность ситуации заключается в том, что дощечки насквозь пропитались влагой и к ним не было доступа кислорода, в результате отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения.
Датировка Новгородского кодекса определяется тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 сантиметров ниже сруба, получившего надежную дендрохронологическую дату - 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю. Нижней хронологической границей создания кодекса разумно считать крещение Руси в 988 году. В Уппсальском университете (старейший университет Швеции) был произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью в 84% указывает 1015 год (плюс-минус 35 лет).
Более ранними славянскими датированными документами являются лишь некоторые древнеболгарские и хорватские надписи Х столетия, однако их нельзя отнести к категории "книги". Следовательно, на сегодня Новгородская псалтырь - самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси, не имеющих точной датировки.
Помимо основного текста древней книги, исследователи сообщают о "реконструкции" части предыдущих ("скрытых") текстов по отпечаткам и царапинам стилоса на деревянных дощечках, находящихся под воском. Проблема восстановления этих текстов заключается прежде всего в том, что друг на друга наложились очень слабые отпечатки десятков тысяч букв, едва ли отличаемые от случайных штрихов и трещин на дереве.
Например, среди "скрытых текстов" прочтена затертая надпись, в которой говорится, что в 999 году монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина. Не исключено, что монах Исаакий был автором Новгородского кодекса и принадлежал к еретическому религиозному направлению.
Рукописные древние книги Киевской Руси XI века
Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, которая была переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание, представляющее собой энциклопедию различных сведений, содержит более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей. Книга написана кириллическим шрифтом на пергаменте. Оригиналом, послужившим основой для переписывания "Изборника Святослава", считается болгарский сборник, созданный в X столетии для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два.
Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, написанная двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 года. В тексте авторы сообщают, что рукопись составлена "из многих книг княжьих". Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Изборником 1073 года изменен состав старинной книги - здесь больше статей религиозного содержания. Среди новых текстов - "Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу.
Архангельское Евангелие 1092 года. Эта древняя рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написано на пергаменте уставом, без рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами. В 2000 году "Архангельское Евангелие" внесено ЮНЕСКО в международный реестр "Память мира".
Новгородские служебные минеи на сентябрь 1095 года, октябрь 1096 года и ноябрь 1097 года. Минеи - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие "жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения. Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. Самые древние минеи дошли до нас не полностью - в каждой не хватает по несколько листков. Книги довольно большого объема для XI столетия: в двух из них более 170 листов, в третьей - более 120 листов. Минеи были написаны для новгородского Лазарева монастыря. На сегодняшний день считаются древнейшими памятниками церковнославянского языка, передающими особенности древнерусских северных говоров.
Самые первые печатные русские книги
Русское слово "книга" (берет начало от церковнославянского "кънигы") было хорошо знакомо славянским переписчикам летописей еще в XIV веке. Однако в то время все древние русский книги были рукописными. На Руси начало типографского книгопечатания, как известно из школьных учебников, восходит к XVI веку. Связано оно с именами замечательного русского мастера Ивана Федорова и белоруса Петра Мстиславца.
Первая русская типография была основана возле московского Кремля, на Никольской улице (тогда – Никольский крестец). В отличие от первой европейской типографии Иоганна Гутенберга, ставшего первопечатником по собственной воле, московский печатный двор был выстроен по приказу царя. Причем стройка эта продолжалась без малого десять лет.
К моменту ее создания умельцы на Руси уже имели некоторый опыт в выпуске печатных книг. Еще в 1553-1557 годах русские мастера, имена которых пока не установлены, выпустили две печатные книги. Они и являются первыми русскими изданиями, вышедшими из-под печатного станка. Их полиграфическое исполнение было еще не очень искусным, строки не выровнены, страницы не нумерованы. Существует гипотеза, что первые книги на Руси отпечатал некий Маруша Нефедьев. Он упоминается в двух письмах Ивана Грозного как "печатных дел мастер". Возможно, что Иван Федоров знал об этих первых книгах. Но, безусловно, его знаменитый "Апостол" по всем своим качествам несравненно превзошел их.
Итак, когда печатный двор был возведен, 19 апреля 1563 года "хитрыи мастеры печатному делу" начали работу над своей первой книгой - "Деяниями и посланиями святых Апостолов". Работа эта длилась около года. Иван Федоров провел огромную редакторскую работу, оформил книгу по всем правилам полиграфического искусства того времени. Сейчас эта антикварная книга - большая редкость!
1 марта 1564 года по велениею царя Ивана IV Грозного, с благословения митрополита всея Руси Макария, вышла первая русская точно датированная книга "Апостол" - Иван Федоров вошел в историю России как первопечатник. К печатанию "Апостола" Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили 19 апреля 1563 года. Вышел он невиданным для того времени тиражом - около тысячи экземпляров. Ни одна зарубежная европейская типография в то время не печатала свои книги в таком количестве.
Иван Федоров умудрился также превзойти и зарубежную полиграфическую технологию - свою книгу он отпечатал в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера. После канонического церковного текста "Апостола" Иван Федоров добавил свое послесловие. В нем он рассказал, как и когда создавалась книга. Издание "Апостола" заслужило признание даже таких знаменитых типографов и издателей XVI века, как нюрнбергский мастер Антон Кобергер и венецианский книжник Альд Мануций.
Однако новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков - их труд становился в финансовом плане просто невыгоден. Печатников обвинили в распространении ереси. В 1566 году по неустановленной причине в их типографии произошел пожар, и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении основал типографию.
Но основанное Иваном Федоровым книгопечатание уже нельзя было остановить. В XVII веке московская типография выпускала уже довольно много книг, причем некоторые из них - "Псалтырь", "Апостол", "Служебник", "Грамматика" Смотрицкого - выходили несколькими изданиями, а их тираж их достигал шести тысяч экземпляров.
Любопытно, что русские книгоиздатели первыми в мире стали печатать книги для детей - в 1692 году в Москве для них вышел первый "Букварь", составленный выдающимся педагогом Карионом Истоминым. В "Букваре" было множество рисунков, привлекавших внимание "отроков и отроковиц", как сказано в посвящении. Книга действительно могла учить детей, как призывал Истомин, "не прибегая к розге, а забавляя".
Значение печатного слова хорошо понимал царь Петр Первый. Он много содействовал развитию русского книгопечатания. При его участии 1 января 1708 года был введен гражданский шрифт. Появились русские книги общеобразовательного содержания, учебники, сочинения художественного характера. Книги новой тематики стали отличаться от церковных книг, которые печатались кириллицей. С этого времени количество церковных книг стало неуклонно уменьшаться, а число изданий светской литературы возрастать.
В Российской империи стали открывались новые типографии. К единственной в стране московской типографии в 1711 году прибавилась петербургская, а спустя еще десять лет - сенатская. Русские печатные книги стали продавать в лавках. В Москве XVII века центром книжной торговли был Китай-город. По описи 1695 года в Китай-городе насчитывалось "…до 72 рядов мелких лавок, образующих маленькие узкие улицы. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной, бобровый, соболий, и среди них находился ряд для икон и книг". Об этих рядах упоминал еще Максим Грек, образованнейший человек XVI столетия - очевидно, они и были первым русским "торжищем", где можно было приобрести книгу.
adelanta.biz
Тихонов В.А. Великий Древне-Русский исторический вал
Тихонов Василий АлександровичВедическая Русская Академиясвободный академик
Библиографическая ссылка на статью:Тихонов В.А. Великий Древне-Русский исторический вал // История и археология. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/03/915 (дата обращения: 07.06.2018).
Начало интенсивного изучения Великого Русского исторического вала относится к 2005 году. Хотя об отдельных частях его нам было известно ещё задолго до этого. Начало было положено поступившим кратким сообщением о наличии древнего исторического вала в Самарской области. В ходе изучения исторических документов и выездов на местность выяснилась картина исполинского древне-Русского сооружения, не имеющего аналогов в мире. Первым изученным фрагментом исполинского сооружения явился Древний Заволжский исторический вал в его части проходящей по территории Самарской области и территории нынешнего Татарстана.
При поездке в Самарскую область был выявлен, хорошо сохранившийся за тысячи лет, земляной вал с глубоким рвом. Протянувшийся на сотни километров от самой Самары и проходящей через всю Самарскую область и дальше на северо-восток, он защищает не только Волгу, но и её главный приток Каму с р.Вяткой и р.Белой. По Самарской области он проходит практически параллельно автомобильной трассе М5. Автомобильная трасса пересекает вал в районе Красного Яра. Эта часть гигантского вала защищает верховья Волги и среднее при-Уралье.
Попытки антирусских учёных отождествить это сооружение с Заволжскими и Закамскими оборонительными линиями безосновательны. В документах о строительстве этих оборонительных черт часто упоминается что новое строительство велось во многих местах по древним валам проложенным в незапамятные времена. Строительство Заволжской и Закамской оборонительной черт было восстановлением и ремонтом древних сооружений. С учётом произошедших изменений в ландшафтах местностей: где-то восстанавливались старые валы, где-то выкапывались новые. Обновлялись старые засеки.
От Самары в южном направлении гигантский вал проложен примерно параллельно Волге до Каспийского моря, тем самым отгораживая и защищая всю Волгу от диких азиатских кочевых племён. В 1980-х годах Советские учёные наткнулись на это гигантское сооружение в Прикаспийских степях и долго гадали что это такое. Остановились на том, что это сооружение предназначено для охоты на сайгаков. Им невдомёк что для охоты есть много простых способов.
Защищённая со степной стороны гигантским валом протяжённостью более 2500 км. от Уральских гор и до Каспийского моря древняя река РА за свою безопасность, свободу и привольность у Славян Русичей получила эпитет Вольга, что означает Вольная(Свободная). Этот эпитет за тысячи лет закрепился как название и ныне мало кто помнит что самое древнее название р.Волги это священная река Ра из древних Русских Вед.
Свободный от набегов и разбойников громадный водный путь из центральных областей Русской равнины, Балтийского и Белого морей, Русского севера, Среднего и Северного Урала и Зауралья прочно соединял все самые отдалённые уголки Громадного Русского государства через Каспийское море с древними государствами Азии, Закавказья, Персией и Египтом, со странами Средиземноморья
Анализируя древние Русские сказки (то есть сказания передаваемые из поколения в поколения) выяснилось, что в сказании о том как в битве со Змеем Горынычем, Никита Кожемяка победил Змея и запряг его в огромный плуг и пропахал огромную борозду от моря до моря, которая поделила весь мир. Оказалось, что эта сказка (сказание) полностью соответствует действительности.
Исследованиями Русских учёных за последние годы выявлены валы в Западной и Восточной Сибири. И Дальнем Востоке. Великая, так называемая Китайская стена оказалась окончанием Восточного крыла Исполинского Русского сооружения. Китайская каменная Стена это только наиболее укреплённая часть на наиболее опасном направлении в тех местах. Основная же её часть это насыпной вал и ров.
Основание насыпного вала укреплялось в зависимости от присутствия местных строительных материалов. Где-то применялся камень, где-то применялись дубовые крепи в форме прямоугольных срубов которые набивались грунтом из рва. Такая технология применялась на всей много тысячекилометровой длине Русского вала.
Западное направление вала проходило от Каспийского моря до Чёрного моря. И от Чёрного моря через нынешнюю Молдавию, Польшу, Германию.
Самой дальней западной оконечностью Славяно-Русского вала была северная часть Англии. Вал в районе нынешней Украины и Молдавии имеет название Траяновы валы. Здесь он имеет до 7 линий обороны в глубину на расстоянии 1-1,5 км друг от друга. Это наверное наиболее изученная его часть. Моря являлись естественными препятствиями органично встроенными в гигантскую систему укреплений. Это величайшее Древнее Славяно-Русское сооружение не имеет аналогов. Пересекая весь континент от Тихого до Атлантического океанов вал защищал земледельцев Славян от азиатских кочевых орд, промышлявших грабежами оседлых народов.
Известные учёные и полководцы древнего мира были наслышаны об этом гигантском сооружении и неоднократно пытались хотя бы увидеть его своими глазами и предпринимали неоднократные попытки приблизиться к нему.
У стен этого вала на протяжении тысячелетий проходили сражения Славян-Русов со степными ордами грабителей. Так первый натиск татаро-монгольских завоевателей был отбит именно благодаря этому валу. Что самое интересное он находится совсем рядом с нами, немного не доезжая до г.Мензелинска трасса М7 пересекает этот вал и ров. Который до сих пор имеет внушительный вид и даже современный танк едва ли сможет его преодолеть. Правда карманные псевдоисторики обозвали его Пугачёвским валом. Они завалили всё Поволжье десятками Пугачёвских валов. Пугачёву просто не было времени копать сотни километров валов и рвов. Ему надо было отбиваться и бегать от царских войск.
Подобная же картина на западном участке вала. Все попытки Римских империй продвинуться в пределы Славяно-Русской империи не давали результата. Какие бы не были хвалёные Римские империи со своими очень правильно организованными войсками, а перешагнуть через Дунай который у них был прямо под боком всего-то в каких то 300км, так и не смогли. Пришлось им идти завоёвывать разные франции, германии и англии за тысячи вёрст, да ещё за проливом Ла-Манш.
Да и на севере Англии им пришлось отступить. Там тоже был Древний Славянский Русский вал. Западная его оконечность.
Очень большая вероятность того, что этот вал имеет продолжение на Американском материке. Но это исследовать будут уже другие учёные. Я свою задачу выполнил, открыв миру столь тщательно запрятанную тайну о величайшей Славянской Русской цивилизации.
Ваша же задача нанести на все географические карты и атласы столь грандиозное сооружение. И придать статус национального достояния России. Этот исторический объект, несомненно, будет во все времена привлекать не только туристов, краеведов, учёных, но и простых граждан неравнодушных к собственной истории.
Древний Великий Русский оборонительный вал. Англия.
Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Древний Великий Русский оборонительный вал на Украине. В Вал встроен бетонный ДОТ 1941г. Древний Великий Русский оборонительный вал на Украине. Сквозь вал прорыт проезд. Древний Великий Русский оборонительный вал на Украине. Крепость святой Анны. На Дону, близь станицы Cтарочеркасской.
Никитская крепость. Запорожье.
Крепость Альба Юлия. Румыния.
Древний Великий Русский оборонительный вал. ф.6. Татарстан. Мензелинский р-н. Вдали перед лесом река Ик.
Древний Русский оборонительный вал. ф.8. Мензелинский р-н. Вдали перед лесом река Ик. 2005 г.
Древний Великий Русский оборонительный вал.ф.7. Мензелинский р-н. у д.Матвеевки. Вдали перед лесом река Ик. 2005г.
Древний Великий Русский оборонительный вал.ф.6. Мензелинский р-н. у д.Матвеевки. Вдали перед лесом река Ик.2005г.
Древний Великий Русский оборонительный вал.ф.5. Мензелинский р-н. 2005г.у д.Матвеевки.
Древний Великий Русский оборонительный вал. ф.4. Мензелинский р-н. 2005г.у д.Матвеевки. За лесом р.Мензеля которую вал пересекает.
Древний Великий Русский оборонительный вал.3. Мензелинский р-н. 2005г.у д.Матвеевки.
Древний Великий Русский оборонительный вал. 2.Мензелинский р-н. 2005г. у д.Матвеевки. За лесом р.Мензеля
Древний Великий Русский оборонительный вал. 1.Мензелинский р-н. 2005г. у д.Матвеевки. За лесом р.Мензеля.
Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Древний Великий Русский оборонительный вал.3. Самарская обл. Недалеко от трассы М5.
Древний Великий Русский оборонительный вал. 2. Самарская обл. Недалеко от трассы М5.
Древний Великий Русский оборонительный вал. 1. Самарская обл. Недалеко от трассы М5. Древний Великий Русский оборонительный вал. Другой угол основания квадратной крепости. Вдали видны Древние курганы.
Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Ров и вал.
Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Ров у основания крепости. Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Ров и вал в сторону г.Сергеевска. Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская обл. Основание выступа квадр. крепости. Древний Великий Русский оборонительный вал. Самарская область. На основании квадратной крепости.
Древний Великий Русский оборонительный вал . Самарская обл. Полевая дорога вдоль рва и вала. В дали за деревом находиться квадратная крепость.
Древний Великий Русский оборонительный вал Самарская область. Угол квадратной крепости.
Древний Русский оборонительный вал в Самарской области. Квадратный опорный пункт. Древний Русский оборонительный вал в Самарской области. Квадратный опорный пункт. От угла в сторону Сергиевска отходит ров и вал.
Древний Великий Русский оборонительный вал в Самарской области.
Устройство одного из типов вала 1
Физ.карта. Общая протяжённсть вала. 1
Спутниковое фото. Общая протяжённость вала 1
Китай. Часть вала из камня. 1
Китай. Восточная часть Древнего Русского вала. Вид в западном направлении. На фото по теням хорошо видно что оборонительная стена и бойницы направлены на юг против китайцев. Северная же сторона не имеет бойниц. Хозяйственные постройки также расположены с северной стороны под защитой Русской стены. Англия. Западная оконечность вала. фото1
Англия. Западная оконечность вала.
Такие заставы находились далеко впереди от Великого Русского вала.
Своевременно обнаруживая неприятеля, разгоняя мелкие шайки и передовые отряды, они позволяли основным силам приготовиться к отражению врагов.
Илья Муромец реальный исторический богатырь. Похоронен в Киево-Печёрской лавре.
Библиографический список
Русские летописи. ПСРЛ 1 – 44т.
История татар с древнейших времён в 7-и томах. Академии наук Татарстана 2006г.г.
История Башкирской АССР. Башкирское книжное издательство. г.Уфа 1968г.
История Башкирской АССР. Башкирское книжное издательство. г.Уфа 1978г
История Татарстана. изд. «ТаРИХ» г.Казань 2001г.
Татары. Эдуард Паркер. ЦентрПролиграф, г.Москва,2008г.
Наш край: Нижнее Прикамье. А.Дубровский. Казань, 2007г.