Шильпашастра древние тексты. Ведическое время. Касты. Шильпашастра для мастеров - История архитектуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам. Шильпашастра древние тексты


Ведическое время. Касты. Шильпашастра для мастеров

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
    • Архитектура Византии
    • Архитектура Армении
      • Архитектура Армении
      • Архитектура IV—VII вв.
      • Архитектура IX-XI вв.
        • Развитие Армении политическое IX—XI вв
        • Развитие Армении экономическое IX—XI вв
        • Ани, Лори-берд
        • Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
        • Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
        • Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
        • "Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
        • Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
      • Архитектура XII—XIV вв.
      • Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
      • Архитектура XV—XIX вв.
      • Роль архитектуры феодальной Армении
    • Архитектура Грузии
      • Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
      • Архитектура VIII—IX вв.
      • Архитектура X—XI вв.
      • Архитектура XII—XIII вв.
      • Архитектура XIII—XV вв.
      • Архитектура XVI—XVIII вв.
    • Архитектура Болгарии
    • Архитектура Сербии и Македонии
      • Сербия и Македония. Особенности развития
      • Сербия и Македония. Особенности развития 2
      • Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
      • Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
      • Культовая архитектура раннефеодального периода
      • Период господства Византии
      • Рашская архитектурная школа
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
      • Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
      • Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
      • Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
      • Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
      • Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
      • Роль архитектуры Сербии и Македонии
    • Архитектура Молдавии и Валахии

archisto.info

4.Строительные каноны Шильпашастра и манасара.

  1. Историческая периодизация культуры древней и средневековой Индии.(тетрадб!!!)

Древнебрахманский период(3тыс. – 3век до н.э.)

Буддийский(3 век до н.э – 8в. Н.э)

Ново брахманский(период (сер. VIII – XIII вв.)

Мусульманский(13-16в)

2.Первые цивиллизации в долине Инд Мохеджо-даро и Хараппа.

. На полуострове Индостан в долине реки Инд ещё в III тысячелетии до н.э. зародился один из древнейших очагов культуры человечества Сохранившиеся остатки более чем ста населённых пунктов в этом регионе свидетельствуют о высоком уровне существовавшей здесь цивилизации. Её экономической основой были земледелие и торговля ремесленными изделиями. Лучше всего сохранились руины города в местности, которую современное население этих мест называет «Мохенджо-Даро» – «Долина Духов». Руины города Мохенджо-Даро достаточно хорошо сохранились, потому что этот город был полностью выстроен из кирпича. Его план представляет собою прямоугольник, близкий по пропорциям к квавдрату ( 1100 х 1250 м.). По периметру город был окружён стеной из кирпича и ориентирован, как и города Месопотемии, по углу юго- восток - северо-запад. Многие исследователи считают, что цивилизация долины Инда испытала на себе значительное влияние культуры Месопотамии, с которой имела торговые и культурные связи. План города был регулярным: с северо-востока на юго-запад были проложены 3 почти прямых улицы, с северо-запада на юго-восток – 2. Ширина улиц – около 8 м. Соответственно улицам стены имели 10 ворот Средний квартал, примыкавший к северо-западной стене, занимала цитадель, расположенная на искусственной возвышенности. Здесь, очевидно, находились дворец правителя, зернохранилище, бассейн и храм. Город был застроен преимущественно двухэтажными, плотно примыкавшими друг к другу зданиями с внутренними дворами размером около 5х5 м. Некоторые дома имели два двора (парадный и на женской половине). В углу двора на приподнятом основании была устроена кухня. Первые этажи были выложены из обожжённого кирпича. Здесь располагались хозяйственные помещения, лавки, мастерские. Верхний этаж занимали жилые помещения с балконами. Дома имели плоские кровли в виде террас. Уровень благоустройства города был очень высоким для тех времён: улицы вымощены кирпичом, под ними обнаружены остатки сиситемы водоснабжения по керамическим трубам и бассейны, канализационные каналы, сложенные из кирпича. Другой крупный город назывался Хараппа. Очевидно, эти города были центрами обширных территорий, населённых племенами, этнически близкими современным дравидам. Начиная примерно с 1800 г. до н.э. цивилизация в долине реки Инд приходит в упадок, очевидно, по причине изменения климата, частых наводнений и засоления почв. Около 1500 г. до н.э. в этот район приходят с севера племена ариев (арийцев) из района Гималаев, которые постепенно заселили всю северную часть Индии, включая долину реки Ганг, где с VI в. до н.э. сложился основной центр их культуры.

3.Религия брахмаизм.

Постепенно на основе смешения существовавших местных культов и религиозных воззрений ариев сформировалась религия –индуизм (или брахманизм), в соответствии с которой древнейший период развития индийской культуры получил название Древнебрахманского ( III т.л. до н.э. – середина III в. до н.э.). До I в. до н.э. существовал так называемый ведический брахманизм. Основы этой религии изложены в рукописных книгах – ведах на языке ариев санскрите в виде мифологизированиих исторических сказаний, поэм и религиозных гимнов. В конце I т.л. до н.э. индуизм окончательно оформился как религия. Появилась эпическая мифология, изложенная в книгах Махабхарата и Рамаяна. миургом (творцом) Вселенной считался Брахма. Вселенная представлялась в виде Трилоки – яйца, состоявшего из трёх частей: неба, земли и подземного мира. Брахму изображали, имеющим 4 лица, 4 тела, 8 рук. Он обитал на горе Меру и устанавливал дхарму – священный закон, по которому общество делилось на 4 сословия (варны) и над ним утверждалась царская власть. Божества также делились на высшие и низшие ранги. Среди высших божеств особо почтались Индра – бог войны и грозы, Варуна – бог порядка во Вселенной, Яма – бог смерти и подземного мира, Ганеша – бог с головой слона, покровитель наук и искусств. Основные верховные божества представляли триаду: Брахма, Шива, Вишну. Шива – бог, приводящий в движение магическое колесо Вселенной, которая периодически разрушается и вновь возрождается. Эта идея легла в основу веры в реинкарнацию – переселение души после смерти в новое тело. Последующая судьба человека (карма) складывалась в зависимости от его деяний в предыдущих воплощениях. Бог Вишну – воплощение Мировой Души, энергии, благоустраивающей Космос, ассоциирующийся с весенним расцветом, сохраняющий гармонию мира. Божественная триада позже объединялась в единое трёхликое божество – Тримурти («Три Лица»).

Передаваемые из поколения в поколение навыки, секреты и правила строительного искусства постепенно были записаны в трактатах Шильпашастра и Манасара IV – V вв. н.э.). Представляют интерес канонизированные планы селений, представлявшие собою в плане симметричные фигуры: прямоугольник со скруглёнными углами, восьмиугольник, центрические многолепестковые фигуры, радиальные, трёхлучевые секторальные и другие. Все эти геометрические формы, безусловно, имели религиозно-космогонический и сакральный смысл, коренящийся в культуре древних ариев. Явно выражено стремление к рациональности и симметрии плана, к выявлению главных улиц, центра, площадей для храмов и рынков. Населению предписывалось расселяться в строгом соответствии с социальным положением (варной). Посёлки окружались наружной защитной стеной с воротами, верхняя часть которых имела вид опускаемой решётки. Эти ворота послужили прототипом каменных ворот "торана" в буддийских сооружениях. Город или поселение мыслился как единая система, иерархически построенный организм, по своей структуре отражающий понимание Вселенной, миропорядка. Надо сказать, что эти планировочные схемы в действительности охватили почти все развившиеся в дальнейшем в мировой архитектуре градостроительные идеи.

4.Появление буддизма в Индии и ёё влиние на культуру и архитектуру.

В VI в. до н.э. в Индии возникает новое религиозное течение, со временем оформившееся в религиозно-этическую систему – буддизм. В дальнейшем буддизм стал одной из ведущих мировых религий. Его основоположником считается проповедник Шакьямуни (принц Сиддхартха Гаутама из племени шакья). Основная концепция буддизма – достижение духовного совершенства с целью стать Буддой – «Пробуждённым, «Просветлённым») и достичь полного блаженства – нирваны, выйдя из бесконечного цикла перерождений (колеса Сансары). На пути к состоянию Будды находятся бодхисатвы – «существа, стремящиеся к просветлению», помогающие другим живым существам спастись от оков Сансары. 4. После принятия буддизма в качестве государственной религии начинается активное строительство каменных сооружений, связанных с этой религией. Все гражданские сооружения строились из дерева и поэтому не сохранились. Значительные события, связанные с принятием буддизма, увековечивались постановкой каменных столбов – «стамбха». Они имели капители в виде различных фигур животных. Наиболее известна так называемая «Львиная капитель» из Сарнатха высотой более 2 м., завершающаяся четырьмя полуфигурами львов, обращёнными на 4 стороны света. Эта капитель высечена из монолитного блока камня-песчаника. С буддийским религиозным учением связано появление нового типа комплексов построек – монастырей, куда удалялись наиболее ортодоксальные последователи учения Будды с целью удаления от мирской жизни, самосовершенствования и изучения священных текстов. Монастыри обычно строились в специально выбранных для этой цели местах вдали от гороов и имели в основе плана прямоугольный двор, окружённый монашескими кельями. Кроме келий там располагались залы для собраний и хозяйственные постройки. В центре двора размещалось священное сооружение – ступа. В эпоху расцвета буддийской религии в индии сложился новый тип храма – скальный храм «чайтья». В VI – V вв. до н.э., когда буддизм только зарождался, монахи устраивали храмы в пещерах естественного происхождения. Постепенно интерьеры пещер стали оформлять по образцу существовавших в то время деревянных храмов. Целый комплекс буддийских храмов и скальных монастырей – вихара – сложился с конца III в. до н.э. в местности Аджанта на обрывистом берегу реки.

studfiles.net

исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

_________________________________________________________________________________

МАХАБХАРАТА (Сказание о Великих бахратах) - великая эпическая поэма Индии. Первоначально существовала в устной традиции. Обобщение материалов, вошедших в М., начинается в У-У1 вв. до н.э., современный вид приобрела в 1 в н.э. М. вышла не из ведически-брахманской традиции и связана с ней лишь косвенно, доминируют в ней ценности сословия кшатриев (воинов), не брахманов (жрецов). Вместе с тем в М. нашли отражение мифология, обряды и культы, связанные с ведическим ритуалом, в ней используются, хотя и в переосмысленном виде философские идеи Упанишад. М. состоит из 18 книг (ПАРВ) и содержит свыше 100 тысяч двустиший (ШЛОК). Авторство М. традиционно приписывается легендарному мудрецу Кришне - Вайпаяне Вьясе.Содержание Махабхараты - эпическое повествование о борьбе за власть двух древних кланов пандавов и кауравов, которая завершается их обоюдным поражением, гибелью большинства принадлежавших к ним людей и уходом вождей этих кланов от мирской жизни, их странствий и судом над ними в загробном мире. В М. входят и тексты, представляющие собой законченные философские тексты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Санатсуджата, Анахита). М., оформление которой происходило в эпоху создания Упанишад, уже в это время пользовалась таким авторитетом, что ее называли Упанишадой или даже пятой ведой.

БХАГАВАДГИТА (Божественная песнь) - религиозно-этический и философский трактат включен в шестую книгу Махабхараты. Возникла как самостоятельный текст (но не ранее V в. и не позднее П в. до н.э.) Отношение Гиты к Ведам близко к позиции Упанишад. Одновременно Г. - религиозное учение вишнуитов-бхагавитов. Форма Г. - диалог. Состав - 18 песен (парв). В отличие от Вед в центре внимания Г. не ЗНАНИЕ, а ДЕЙСТВИЕ И ДОЛГ (его смысл и выполнение). Идеал Г. - не созерцающий, а действующий БХАКТИ (поклонник,сторонник ВЕД )Содержание Бхагавадгиты связано с главным сюжетом Махабхараты - битвой между куравами и пандавами, но ему придан здесь иной - философский смысл. Поле, где идет эта битва, трактуется как «поле ДХАРМЫ» (закона) и как «поле ЖИЗНИ», на котором совершают жертвоприношение сами боги, организующие мир. Для человека - это поле его деятельности. Проблема деятельности находится в центре внимания и диалога, который ведут между собой Кришна и Арджуна - главные персонажи Г. Первый выступает в роли духовного наставника, второй - в роли героя, воплощающего эти наставления в жизнь. 1. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ДЕЙСТВИИ. В центре его внимания проблема взаимосвязи ведической ДХАРМЫ (закона) и мирского идеала сословия кшатриев (воинов), основу которого составляла идея служения долгу. «Должное действие» предполагает как «должное знание» (знание Вед), так и наличие определенных нравственных установок и качеств. 2. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ ЙОГИ: ДЖАЙЯНА ЙОГА - познание, РАДЖА ЙОГА - царственная, БХАКТИ ЙОГА - с богом, КАРМА ЙОГА - без бога. Эти виды обряда рассматриваются в Г. не как средство "отрешения" от мирской жизни, а как способ придания действиям человека характера "уравновешенного поведения" и искусства. 3. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ЗНАНИИ. В нем проблеме знания придается этический смысл, отсутствовавший в Ведах. Должное знание связано не с постижением «тайного» смысла, заключенного в ведических текстах, а с праведной жизнью (смирением, честностью, невреждением, самообладанием, самообузданием, стойкостью, почитанием и т.п.). 4. Учение о ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. Гуна (букв. «волокно», «свойство», «качество»). Санкхья, положения которой принимает Г., различает три гуны, три основных нити, три основных качества, из которых сплетается ткань природы. Это САТТВА - ясность, гармония, РАДЖАС - движение, стремление, ТАМАС - тьма, инерция. Равновесие гун приводит к прекращению «проявления» чего-либо, с нарушением этого равновесия начинается процесс «проявления». Причиной же нарушения равновесия является ВЫСОЧАЙШИЙ ДУХ (Пурушотама). В Г. была сформулирована та этическая парадигма, которая стала основой того идеала, который был воплощен в культуре классической Индии.

СУТРЫ( бук. НИТЬ)

своды правил в различных областях знания, изложенные в краткой форме. _________________________________________________________________________________

РАННИЕ СУТРЫ – вторая половина 1 тысячелетия до н.э.

_____________________________________________________________________

ВЕДАНГИ (части вед), включающие в себя 6 наук, призванных обслуживать ведический ритуал: ШИКША - фонетика, КАЛЬПА - руководство по обрядовому ритуалу, ВЬЯКАРНА - грамматика или «веда вед», ЧАНДАСА - метрика, НИРУКТА - этимология и словарь, ДЖЬЕТИША - астрономия. Вместе с ведами венанга образует «ВСЮ ВЕДУ» - основной корпус ведических текстов. Несколько позднее появились сутры, имеющие отношение к различным областям обрядовой и практической деятельности: БРАХМАСУТРА, ЙОГА-СУТРА - т.н. «Классическая йога Панаджали (Ш в. до н.э.), ЧИТРА-СУТРА - трактат о создании изображений богов, в которой наряду с правилами, регламентирующими практическую сторону изобразительного искусства, рассматривались и проблемы происхождения таких искусств, как музыка, пение, танец, причем приоритетная роль отводилась музыке, имеющей, согласно ведической традиции, непосредственное отношение к космическим процессам. И другие.

_________________________________________________________________________________

ПУРАНЫ ВЕД (букв. «древние», «так было») - примыкают к Махабхарате. В ряде случаев в них включались трактаты по этике, искусству, своды законов. Священные книги индуизма. Считались ведами низших каст. Классификация Пуран: 1. Главные пураны, их 18. 2. «Подпураны», второстепенные. Типы пуран: ИТИВРИТТА - сказания, предания. АХЬЯЙИКА - рассказ, сказка. УДАХАРАНА - иллюстрированное повествование. ДХАРМАШАСТРА - свод законов, трактат, посвященный науке, искусству, политике. учений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги, составленные на основе вед. Существовали в качестве отдельных текстов или включались в пураны. Возникли позднее сутр и в ряде случаев на их основе.Известными текстами Шастр являются: МАНУДХАРМАШАСТРА - «Законы Ману» (П в. до н.э. - П в. н.э.) АРТХАШАСТРА - «Наука политики» (Ш в.) НАТЬЯШАСТРА - «Трактат об искусстве драмы» (У в. до н.э. - У в. н.э.). ШИЛЬПАШАСТРА - «Трактат о ремеслах, к которым относились архитектура и скульптура» (У в. н.э.)

_________________________________________________________________________________

УПАВЕДЫ - низшее, второстепенное знание, подчиненное той или иной веде»Упавед 4: АЙЮРВЕДА (медицина), примыкает к Ригведе или Атхарваведе. ДХАНУРВЕДА (военная наука), примыкает к Яджурведе. ГАНДХАРВАВЕДА (музыка), примыкает к Яджурведе. СТХАПАТЬЯ (механика), примыкает к Атхарваведе.

ДАРШАНЫ - философские школы древней Индии, непосредственно связанные с ведической традицией. Даршаны: САНКХЬЯ (букв. «перечисление») - учение об «истинных» первопричинах и первоосновах бытия. Одна из «предвечных», наряду с Йогой - философии, основные положения которых были сформулированы уже в Упанишадах. ЙОГА - (букв. «соединение»). Учение о едином обряде, который должен соблюдать приверженец ведической ДХАРМЫ (закона). Соединяет учение Санкхьи с личным духовным опытом индивидуума. ВЕДАНТА - ортодоксальная философская система индуизма, непосредственно исходящая из положений Упанишад. МИМАНСА - философская система, близкая Веданте, но не признающая идею бога как творца мира. ВАЙШЕШИКА - так же, как Миманса, не признает бога-творца, но опираясь на веды, создает свою философскую систему, отличную от мимансы. НЬЯЙЯ - опираясь на веды, развивает материалистическую систему. ЛОКАЯТА (Чарвака) - неортодоксальная, материалистическая философская система, отрицающая авторитет вед. Процесс создания сутр, пуран, шастр и упавед, наряду с развитием санкхьи и йоги как самостоятельных философских школ был не чем иным, как процессом интеграции ведической традиции в сферу культуры классической Индии. Его результатом была трансформация этой традиции в один из великих образцов культуры, с течением времени получивший общечеловеческое признание и значение.

studfiles.net

6.Ступа,чайтья и вихара и конструктивные особенности.

В центре двора размещалось священное сооружение – ступа. Она представляла собою круглое в плане полусферической или параболлической формы хранилище реликвий: святых мощей, урн с пеплом и других ценных предметов, увековечивающих какие-либо события, связанные с религиозным культом. Прототипом ступы была погребальная камера или надмогильный холм, делавшийся в форме полусферической тростниковой хижины.Со времён царя Ашоки III сохранилась ступа в Санчи, построенная около 250 г. до н.э. и позже увеличенная. Её высота 16,5 м., диаметр основания 36,6 м. В основании её лежит постамент в виде барабана, создающий обходную круговую площадку, на которую ведут две направленные навстречу друг другу лестницы. На вершине ступы – круглая площадка, на которой стоит квадратный в плане символический павильон, увенчанный стержнем с буддийскими «зонтиками» – символами ступеней самосовершенствования и восхождения к нирване. Ступа окружена каменной оградой, имеющей 4 ворот, ориентированных на 4 стороны света. Эти ворота (торана) высотой 10 м. покрыты скульптурой и рельефом, изображающими сцены из жизни Будды а также множество мелких божеств индуистского пантеона, слонов, львов и других животных. Сферическая форма ступа достигается за счёт вспомогательных внутренних конструкций – системы концентрических стен и перегородок между ними. Ложный свод выложен горизонтальными рядами кирпича и облицовай сверху красным песчаником. Внутреннее пространство ступы не используется.В эпоху расцвета буддийской религии в индии сложился новый тип храма – скальный храм «чайтья». В VI – V вв. до н.э., когда буддизм только зарождался, монахи устраивали храмы в пещерах естественного происхождения. Постепенно интерьеры пещер стали оформлять по образцу существовавших в то время деревянных храмов. Целый комплекс буддийских храмов и скальных монастырей – вихара – сложился с конца III в. до н.э. в местности Аджанта на обрывистом берегу реки. Снаружи чайтья предшествовала вырубленная в скале высокая ниша, оформленная рельефами и скульптурой. В верхней части стены делалось большое окно подковообразной формы для освещения интерьера храма. В храм вели три проёма: один большой (центральный) и два более узких боковых. Над входом устраивался портик, опирающийся на колонны. План чайтья имеет форму вытянутого прямоугольника с полукруглым завершением, где находится небольшая монолиная ступа. Два ряда колонн делят интерьер на три нефа, центральный из которых значительно шире боковых. Пространство боковых нефов имеет более низкий потолок и благодаря малому расстоянию между колоннами сильно затенено. Центральный неф имеет потолок в виде цилиндрического свода, покрытого высеченными в камне выступающими рёбрами, имитирующими конструкцию деревянного покрытия из гибких стволов бамбука. Такого же типа рёбра –“ложные брусья”- выходят наружу, обрамляя подковообразный оконный проём. Такая конструкиця в деревянном варианте сложилась ещё в эпоху неолита в хижинах “тода”и позже применялась в сельских домах для народных собраний. В каменном зодчестве, в основном, воспроизводились формы, сложившиеся в деревянном зодчестве.Некоторые чайтья достигают очень больших размеров. Например, Чайтья в Карли имеет длину 37,8 м., ширину 14,2 м. и высоту 13, 7 м. Колонны в интерьере чайтья покрыты рельефами, потолки были расписаны. Богатая пластика интерьера рассчитана на игру света и тени, границы внутреннего пространства постепенно теряются в полутьме пещеры. Монолитные формы индийского храма создаются скульптурными методами, здесь отсутствует понятие несущих и несомых конструкций. Конструкция во многом лишь изображается, элементы конструкции превращаются в декор и сохраняют полную аналогию с деревянным прототипом.

studfiles.net

14.Принципы китайского градостроительства.Трактат Чжоу-ли.

. Принципы градостроительства Китая были впервые изложены в трактате «Чжоу Ли» в период Чжоу. В этом трактате нашли отражение как философские доктрины Лаоцзы и Конфуция, так и ранее апробированные в практике градостроительства приёмы фортификации и благоустройства территории городов. Частые набеги кочевников вызвали необходимость строительства укреплённых городов-крепостей, за тсенами которых скрывалось в период опасности сельское население. Кроме того, стены защищали и территории, на которых выращивался урожай сельскохозяйственных культур для населения города. В городах активно развивались ремесло и торговля, строительство гидротехнических сооружений способствовало развитию сельского хозяйства. В 770 г. до н.э. был построен город Лоян (Ло-и). Он был помтроен по каноническому плану, в основе которого лежал квадрат со стороной 9 ли (4,25 км). С каждой стороны в крепостной стене было устроено по трое ворот, соединявшихся прямолинейными улицами. В центре города выделялся участок для дворца, справа от которого размещался храм Земли, а слева – храм Предков. В трактате Чжоу-Ли были определены длины стен, ширины улиц, расположение зданий. Города делились на типы и каждому типу были определены соответствующие размеры. Первый тип – это города-убежища. Для них определялся внешний квадрат со стороной 875 м. и внутренний квадрат со стороной 375 м. Территория делилась на равные квадратные модули размером 125 м. (1/4 ли). Территория внешнего квадрата делилась на 7 таких модулей. Второй тип – город средней величины – имел длину внешней стены 1250 м., внутренний квадрат имел длину стороны 500 м., число модулей – 10. Третий тип – город-административный центр- имел длину стороны внешнего квадрата 1625 м., а внутреннего – 625 м., число модулей – 13. Улицы ориентировались по странам света – девять с севера на юг и девять с запада на восток. В столичном городе территория близ южной стены отводилась под дворец, перед которым по оси север-юг сооружались два храма. К северу от территории дворца размещались две рыночные площади. Позднее в городе вылелялась центральная северо-южная ось. Улицы имели ширну 5 м. Жилые кварталы – квадраты 60 х 60 м. Здания обращались фасадами на юг. Численность населения внутреннего города достигала 3500 чел. К городской территории примыкала округа площадью 12 х 12 км. Подобные же принципы градостроительства изложены в трактате философа Мэнцзы в III в до н.э. Схема строения города напоминала квадрат системы мироустройства китайской религии Дао. Таким образом, город символизировал собой гармонично устроенную вселенную. Но эти идеальные схемы городов, если и бывали реализованы, со временем «ломались», так как население бурно расло, планировкагорода изменялась, и множественные социальные катаклизмы: революции, восстания, набеги кочевников приводили к разрушениям городов. Иногда древние города возрождались по нескольку раз в разные периоды. Таковы столицы Лоян, Чанъань, Пекин.

15.Конструктивная система «Доугун»

Основная конструктивная система – стоечно-балочная с внутренними стенами-перегородками. Сохранилось в гробницах множество керамических моделей жилых построек периода Хань. В постройках ясно выделен крупный деревянный каркас, галереи и балконы в зданиях высотой до 3-х этажей. Многоярусные крыши покрыты цилиндрической черепицей. Крыши имеют прямые скаты, нависающие над стенами здания. В более позднее время крыши приобрели характерный изгиб, который обеспечивался специальной деревянной конструкцией из множественных консолей и горизонтальных стропил – «доу-гун». Крыша в китайской архитектуре становится главным и наиболее выразительным элементом здания. Постепенно сложилось несколько основных типов конструкций крыш. На севере Китая углы крыши имеют меньший изгиб, чем на юге.

16.Принцыпы китайской жилой архитектуры. Жилище в Китае традиционно строилось из дерева. Поэтому древние образцы жилых сооружений сохранились только в виде керамических моделей или рисунков в гробницах. Есть сведения о том, что в период Борющихся Царств (Чжаньго) в V – III вв. до н.э. возникло 70 новых городов, достигавших гигантских размеров. Внешние стены достигали длины 16 км. Население городов достигало десятков тысяч человек. Появляются богатые купцы, приобретающие земли и государственные должности.Дворцы ставились на земляных платформах-стилобатах, облицованных пустотелым кирпичом с рельефным рисунком. Высота стилобата доходила до 18 м. Крыши покрывались глазурованной черепицей красно-коричневого цвета. Строились также многоэтажные здания, многоярусные башни. Основная конструктивная система – стоечно-балочная с внутренними стенами-перегородками. Сохранилось в гробницах множество керамических моделей жилых построек периода Хань. В постройках ясно выделен крупный деревянный каркас, галереи и балконы в зданиях высотой до 3-х этажей. Многоярусные крыши покрыты цилиндрической черепицей. Крыши имеют прямые скаты, нависающие над стенами здания. В более позднее время крыши приобрели характерный изгиб, который обеспечивался специальной деревянной конструкцией из множественных консолей и горизонтальных стропил – «доу-гун». Крыша в китайской архитектуре становится главным и наиболее выразительным элементом здания. Постепенно сложилось несколько основных типов конструкций крыш. На севере Китая углы крыши имеют меньший изгиб, чем на юге. Стены часто имели вид лёгких перегородок с ажурными деревянными решётками. В период зрелого средневековья окончательно сформировались типы жилищ Китая и специфическая религиозная система «Фын-Шуй» («ветер –вода»), предписывавшая определенные правила расположения, планировки и благоустройства жилища. Основное требование этой системы состоит в том, что здание надо располагать перпендикулярно оси север-юг и обращать фасадом на юг. Кроме того, учитывается расположение гор, воды, дорог, направление ветров и другие особенности местности. Эта система сочетает в себе результаты многовекового опыта строительства с элементами религии и философии Дао. Её цель – включить здание в единую систему гармоничного мирового космоса, каким его мыслили средневековые мыслители Китая. Основной элемент жилой архитектуры Китая – павильон «Дянь» каркасной конструкции (3 пролёта по торцу и 5 – по фасаду). Павильоны различались только размерами и качеством отделки. Из нескольких павильонов формировалась усадьба. Главные постройки располагаются перпендикулярно оси север-юг, второстепенные – по осям запад-восток, формируя полузамкнутые и замкнутые пространства. Таким образом, в основе пространственной композиции усадьбы лежит осевая симметрия. Такая усадьба могла постепенно расширяться до очень больших размеров по принципу естественного роста, как живой организм. Этажность зданий была небольшой. Даже дворцовые постройки имели, в основном, 1-2 этажа. Жилые постройки были обращены фасадами внутрь дворов, а снаружи усадьбу окружала глухая кирпичная стена, в которой декоративным порталом выделялся вход со стороны улицы. Усадьбы в городах были сгруппированы в кварталы «фан», квадратные в плане. Каждый квартал также был ограждён стеной и охранялся ночью. Здания общественного назначения и дворцы в период зрелого средневековья ставились на каменные платформы с резными каменными балюстрадами, обносились галереями, в отделке применялись ценные породы дерева, резные рельефы, фигурки животных на скатах крыш, ажурные решётки на коньках, яркие цвета в окраске конструктивных элементов: красные колонны, голубые и зелёные балки и кронштейны с добавлением белого и золота. Дворцы покрывались жёлтой черепицей. Храмы – синей, обычные здания – серой.

17.Буддийские храмы и монастыри китая. Буддизм проник в Китай из Индии в первых столетиях нашей эры. Начинается строительство пещерных монастырей и монастырей в горных местностях. Основные сооружения буддийской архитектуры относятся к VI – VIII вв. В Лояне было построено 42 храма, его окрестностях – 500. Принципы планировки монастырских комплексов Китая можно представить по сохранившимся японским буддийским монастырям, которые строились по образцу китайских. Они имели сииметричную планировку, ряд дворов наподобие планировки жилой усадьбы. Главные зданияе – Зал Будды и пагода. Сохранились Китае и несколько пещерных монастырей. Самые известные из них – Юньган и Лунмэнь.От большинства буддийских монастырей сохранились лишь пагоды, которые строились из кирпича. Пагода (от китайского «бао-та» – «башня сокровищ») – главная постройка монастыря, которая имела вид многоярусной башни. Благодаря пагоде территория монастыря была видна издалека в городе или на горном плато. Это было место хранения реликвий монастыря.

Буддистские храмы и монастыри в Китае построены в стиле императорских дворцов и не имеют практически ничего общего с храмами в Индии или других буддистских странах. В основном они красного цвета с большим количеством различных украшений (иногда для украшений используется даже золото), картин, рисунков и скульптур. Обычно это три группы зданий, разделенных друг от друга внутренними двориками. Большинство монастырей, как и все другие здания в Китае, расположены фасадом к югу.Когда вы заходите в передний холл, то оказываетесь лицом к лицу с четырьмя огромными образами, сделанными обычно из дерева, по два с каждой стороны. Это четыре Небесных Короля, которые охраняют четыре направления мира. Холл назван в их честь «Si-Tien Wang Tie». Здесь же, при входе, Вас поприветствует известный в Китае персонаж, так называемый «Смеющийся Будда» или Ta-pao Mi-Lei-Fwo, который жизнерадостно смотрит на вход, выставив напоказ свое толстое брюшко. Зразу же за этим весельчаком расположен Wei-to, бог, который освещает Буддистские храмы и Веру. Он изображен отдыхающим на земле при полном вооружении, обычно с изогнутым или круглым оружием. Это божество также считают Защитником Священных Буддистских книг. Он всегда расположен лицом к Великому Залу (Ta-Hung-Pau-Tien), который разделен с передним залом стеной или внутренним двориком.В Великом Зале находится главный жертвенник, на котором изображен сам Будда и два его основных последователя, Махакасъяпа и Ананда, или, как их еще называют, Будды другой эры. Однако каждый храм вправе выбирать любых персонажей, которые будут изображены на главном жертвеннике. Чаще всего встречаются рисунки Будды во время медитации, окруженного своими учениками. На восточных и западных стенах великого зала расположены фигуры восемнадцати Архатов, которые обладают сверхъестественными силами. Вдоль северной стены можно найти изображение Дипанкара, древнего Будду, который предсказал славу Сакьямуни. Kuan Ti или защитник Буддизма, также изображен в этом зале. Здесь праведные Буддисты проводят много времени в молитвах и приносят в дар фрукты, цветы и другие подарки, которые складывают на стол возле алтаря.

studfiles.net

Ведический образец и классическая культура индии

На всех уровнях человеческого опыта, даже самых заурядных, архетипы продолжают придавать смысл жизни и творить «культурные ценности… архаическая духовность остается на свой лад живой, не в качестве АКТА, не в качестве того, что человек может реально осуществить, но в качестве творческой ностальгии – ностальгии, творящей автономные ценности: искусство, науки, социальную мистику и т.д.

М. Элиаде

С окончанием периода упанишад завершается эпоха вед. На смену ей приходит классическая эпоха древнеиндийской культуры. Ему предшествует эпический период – это время оформления итихас, сутр, шастр, даршан, громадного по объему и универсального по своему содержанию и значению корпуса постведической литературы, который обозначался термином смрити (букв. «запоминаемое», «записанное»). В отличие от собственно ведических, эти тексты не рассматривались как результат данного свыше «откровения», а приписывались отдельным авторитетам. Появление подобных текстов, большинство из которых не было непосредственно связано с ритуалом, знаменовало собой укрепление приоритета письменного, литературного слова.

Не имея официального статуса «священных книг», целый ряд текстов «смрити» пользовались таким огромным авторитетом и исключительной популярностью, что это уравнивало их по значимости с ведами. В первую очередь это относится к великой эпической поэме «Махабхарата», которую многие почитали в качестве пятой веды. «Для кшатриев, касты правителей и воинов, «Махабхарата» поистине заменяла Веды и упанишады»75. Не меньшим был и авторитет знаменитой «Манавадхармашастры» («Законов Ману»), которая считалась «ведой низших каст» и «Бхагавадгиты», которую нередко называли упанишадой. Благодаря текстам «смрити», ведический образец культуры, окончательно оформившийся в учении упанишад, получил широчайшее распространение в качестве той первосновы, на которой формировался на протяжении веков менталитет индийского этноса и духовная культура не только средневековой Индии, но и многих стран дальнего Востока.

Среди текстов «смрити» Махабхарата (Сказание о великой битве бахратов) занимает особое место. Она имела иной источник своего возникновения, отличный от ведического. Традиционно она была связана не с сословием жрецов-брахманов, а с кастой воинов-кшатриев. Принимая в целом ведическую мудрость в той форме, в какой она сложилась в эпоху упанишад, творцы и рассказчики Махабхараты стремились к синтезу ее с идеей служения долгу воина. Предание приписывает авторство Махабхараты божественному мудрецу Вьясе и называет имена трех мудрецов-рассказчиков Вайшампаяну, Уграшраваса, Санджаю, которые попеременно рассказывают поэму, обращаясь к трем царям. «В течение двух тысячелетий Махабхарата составляла основу образования, приобщения хинду (индусов) к грамоте и образованию»76.

Первоначально поэма существовала в устной традиции. Обобщение входящих в нее разнообразных текстов начинается в VI-V вв. до н.э. и завершается в I в. до н.э. Окончательная редакция Махабхараты относится к V в. н.э. Махабхарата входит в группу текстов смрити, имеющих общее название итихасы (букв. исторические предания о прошедших событиях).

В их число входят пураны вед (букв. «древние», «так было»), которые примыкали к Махабхарате. Канонический свод включает 18 великих «махапуран» и столько же второстепенных «подпуран». Пуранам было свойственно жанровое разнообразие. Среди них были канонические и неканонические тексты, прославлявшие триады богов ведического пантеона и женские божества (Деви). В состав пуран входили также: сказания и предания (итивритта), рассказы и сказки (ахьяика), иллюстрированные повествования (удахарана). В ряде случаев в пураны включались и трактаты по этике, искусству, своды законов, некоторые из которых рассматривались как «священные книги» индуизма.

Махабхарата прежде всего пурана – эпическое повествование о вражде и грандиозной битве на поле Куру двух родов – кауравов и пандавов. В соответствии с ведической традицией всем событиям, происходящим в Поэме, придан космический масштаб и особый символический смысл. Поле куру, где происходит решающая битва между куравами и пандавами, трактуется как «поле дхармы» (чести, доблести, закона), что сообщает сражению космическое значение, а рассуждениям участвующих в ней персонажей – философский и религиозно-этический смысл. Это находит выражение не только в том, что все сюжеты и образы поэмы «пронизаны духом вед», но и в том, что в текст поэмы органически вошли философские и религиозно-этические трактаты. Таких текстов в поэме четыре. Все они по своему идейному содержанию близки к позиции упанишад: «Книга Санатсуджаты» и «Анугита» представляют собой изложение древней, т.н. атеистической, Санкхьи. «Мокшадхарма», созданная в I тысячелетии до н.э., один из авторитетнейших памятников древнеиндийских философских школ Санкхьи и Йоги.

Особой популярностью, вплоть до наших дней, пользуется знаменитая Бхагавадгита (букв. «божественная песнь») – религиозно-этический и философский тракт, возникший самостоятельно в период V-II вв. до н.э., а затем включенный в IV книгу Махабхараты. В Бхагавадгите получили дальнейшее развитие и оформление многие идеи упанишад. Вместе с тем, они переосмысливаются в Гите в духе религиозного учения вишнуитов-бхагавитов и приобретают отчетливо-выраженную этическую направленность. В центре внимания учения Гиты не проблема знания, а нравственные категории – действия и долга. Именно они оказываются связанными не только с пониманием природы человека в Гите, но и с тем его идеалом, который воплощен в образе одного из главных действующих лиц поэмы – воина Арджуны. В отличие от отрешенного от мира саньясина (нищего аскета), воплощавшего в ведах идеал человека, он выступает как активно действующий бхакта (поклонник бхакта йоги), воспринимающий свое участие в битве не только как столкновение с врагом, но и как сражение на «поле дхармы» во имя высшей справедливости. Об этом свидетельствует диалог, который постоянно ведет Арджуна со своим духовным «двойником» богом Кришной, о единстве «должного знания» и «должного действия».

С этих этических позиций в Гите обосновываются учения:

1 . «О должном действии».

2. «О четырех видах йоги»: джняна йоге - йоге познания, раджа йоге - йоге самоуглубления, бхакти йоге - йоге богопознания (Абсолюта- Ишвары), карма йоге (без бога) - йогической практике, связанной с «должным действием».

Характеризуя отношение между «йогой познания» и «йогой самоуглубления» академик Б. Л. Смирнов писал: «Закон об «ашраме» (обители) является как бы переходом от теоретической Санкхьи с ее освобождающим познанием (джнана-йогой) к практике раджи-йоги (царственной йоги), название которой объясняется двояко - как указание на то, что эта йога является наивысшей среди йогических систем, и как определение цели йоги - освобождения»77.

3. «О должном знании», в центре внимания которого стоит проблема связи ведического знания с максимами праведной жизни.

4. «О трех гунах». В «Гите» это учение, истоки которого содержатся в упанишадах, приобретает характер законченной системы. Следуя традиции упанишад, гуны трактуются здесь как качества, из которых «сплетается» ткань природы (пракрити). Ими являются: саттва – ясность, гармония, раджас – движение, стремление, тамас –тьма, инерция. Только первая из них, с нравственной точки зрения, связана в «Гите» с добродетелью и носит положительный характер. В реальной жизни равновесие гун постоянно нарушается, причиной этого является «высочайший дух» (Пурушотама), в котором едины природа (пракрити) и дух (Пуруша). Здесь он соответствует Брахману-Атману упанишад. В момент равновесия начинается процесс «проявления» (это момент, когда из находившейся в потенциальном состоянии природы (продахны) рождается «мировой Разум» (буддхи). Таким образом, в отличие от упанишад, где материя и дух существуют отдельно друг от друга, в «Гите» они едины.

С традицией упанишад было связано и все дальнейшее развитие философской мысли Индии. Все основные философские системы (даршаны) древней Индии (санкхья, йога, веданта, миманса, вайжешика, ньяйя), за исключением одной локаяты (чарваки), которая отрицает авторитет вед и носит материалистический характер, непосредственно связаны с традицией упанишад.

В классический период ведический образец стал основой организации практически всех форм человеческой деятельности: философии, науки, искусства, хозяйственной и политической деятельности. Интегрирующая роль ведического образца культуры нашла свое наиболее полное отражение не только в эпической, но и в других формах литературы, входящих в корпус «смрити». В период с V в. до н.э. по V в. н.э. в состав корпуса литературы «смрити» вошли тексты, обозначаемые термином сутры (букв. «нить», «руководство»). Они представляли собой изложенные в краткой форме своды правил в различных областях знания и деятельности (ритуальной, обрядовой, этической, законодательной, художественной). К сутрам относились шесть веданг (букв. «члены вед») – наук. Первоначально они были тесным образом связаны с ведическим ритуалом, не случайно полным знанием вед считалось знание их с «ангами». Членами вед считались: фонетика (шикша), руководство к ритуалу (кальпа), грамматика или «веда вед» (вьякарна), метрика (чандаса), словарь и этимология (нирукта), астрономия (джъетиша). Уже простое перечисление этих наук свидетельствует о приоритетной роли, в зарождавшейся ведической науке, знаний, связанных со словом, музыкой, ритуалистикой. Другие науки, считавшиеся прикладными, связаные не с ритуалом, а с практической деятельностью, образовали группу упавед («низшее», второстепенное знание). В нее вошли 4 науки: айюрведа (медицина), дханурведа (военная наука), гандхарваведа (музыка), стхапатья (механика). Каждая из них, как и веданги, соотносилась с той или иной ведой. Айюрведа примыкала к Ригведе, или Атхарваведе, Дханурведа и Гандхарваведа к Яджурведе, Стхапатья к Атхарваведе.

Столь тесная связь с ритуалистикой даже конкретного знания не была простой данью традиции. Она определялась тем обстоятельством, что ведический обряд включал (прежде всего через посредством Яджурведы и Атхарваведы) магические ритуалы, которые издревле использовались с целью подчинения и использования в своих целях космических и природных сил. С ними было связано появление первых знаний в области астрономии, медицины, математики. Большое влияние оказали магические ритуалы на развитие символических форм мышления и искусство драмы.

Вместе с тем, в состав сутр входили также многочисленные тексты, непосредственно связанные с ритуалистикой: кальпасутры, представлявшие собой дополнения к Брахманам, шраутасутры, посвященные порядку ритуальных жертвоприношений, грихьясутры – наставления к домашним обрядам.

Особое место, среди текстов сутр занимали дхармасутры – трактаты, представлявшие своды правил и норм, относящиеся к различным формам деятельности. Среди этой группы текстов есть такие, которым было суждено сыграть значительнувю роль в истории индийской культуры. К ним относятся: Манудхармасутра (Законы Ману) – II в. до н. э., автором которой считался легендарный мудрец Ману, управляющий определенным мировым периодом. Трактат сыграл выдающуюся роль в становлении этики индийского этноса и до сих пор считается одной из наиболее почитаемых «священных» книг Индии, его роль в духовной жизни индусов иногда сравнивают с ролью Нового Завета в становлении европейской духовности.

Йога-сутра (III в. до н. э. ), т. н. классическая йога, автором которой считается Патанджали, до сих пор почитается как изложение учения о высшей из йогических практик.

Брахмасутра (III-IV вв. до н.э.) – суммарное изложение учения упанишад, автором которого считался мудрец Бадараяна. Она является наиболее авторитетным текстом древней санкхьи, положившей начало философии мимансы.

Значительный след оставили в истории индийской культуры сутры и связанные с ними шастры, посвященные проблемам эстетики и искусства.

Читрасутра (читра – букв. картина) представляет собой трактат, который содержит детальное описание канонических норм древнеиндийского изобразительного искусства. Их должны были придерживаться живописцы и скульпторы при изображении богов. (Первые такие изображения появились в I в. до н.э.) В трактате также рассматривались вопросы происхождения и классификации искусств.

«Без науки танца правила живописи непонятны... техника танца труднодоступна тому, кто не знает музыки. Ибо без музыки танец не может существовать… Музыка не может быть понятна без пения»78.

Согласно этому тексту, иерархия искусств выстраивается в полном соответствии с ведической традицией, в которой приоритетная роль в знании вообще, в том числе и в «знании искусства», принадлежит звуковому образу. В примыкающей к Читрасутре более поздней сутре Читралакшане дается не только детальное описание происхождения живописи, но указывается на то, что первая «картина» была создана благодаря способности видения, т.е. благодаря не деятельности чувств, а внутренней сосредоточенности и духовному «озарению». Создание первой читры (картины) приписывается богу-мастеру Вишвакарману. При ее создании он руководствовался, согласно тексту сутры, указаниями верховного божества Брахмы. Вот как описывается в трактате это событие:

«Сначала в мире появились веды и жертвоприношение. Когда построили чатью (храм – Г.П.), тогда появилась необходимость нарисовать картину. Поэтому живопись надо почитать наряду с ведами. Я – первый, кто нарисовал человека таким образом. Я научил людей рисовать. Затем тому, что было нарисовано, я дал название ЧИТРА, то есть картина. И впредь, если люди в соответсвии с этим по какому-либо поводу или без повода в стиле нарисованного что-нибудь изобразят, то это следует называть картиной… Подобно тому, как все реки текут в океан, а из океана добываются драгоценности, вокруг солнца вращаются планеты, а святые риши и боги зависят от Брахмы, таким образом… все виды искусства поистине подчинены живописи»79.

Несколько позднее сутр, а в ряде случаев и на их основе, возникла еще одна группа текстов, вошедших в состав литературы класса смрити. Ими были шастры (букв. «свод законов»), сборники предписаний, руководства по различным областям деятельности, трактаты, посвященные политике, этике, искусству. Большинство из них рассматривалось в качестве «священных книг» (вед) низших каст. Некоторые из шастр снискали мировую славу и сохранили свое значение до сих пор в качестве классических текстов, имеющих общечеловеческое культурное значение. Примером такого рода текстов могут служить трактаты «Натьяшастра» и «Атхаршастра».

Первый из них, Натьяшастра (V в. до н.э.) – фундаментальный труд, посвященный искусству музыки, танца и драмы, оказал огромное влияние на развитие не только этих искусств, но и архитектуры и скульптуры Индии.

Согласно тексту «Натья веда» была создана Брахмой с целью исправления поколения людей эпохи критаюги, погрязших в стремлении к чувственным удовольствиям и алчности. Создание этой шастры имело целью приблизить к ведическому знанию представителей тех Варн (шудры), которые были недостойны, чтобы веды «достигали их слуха». Натья – это «пятая веда», посредством которой они могли бы «видеть и слышать» ведическую мудрость. Натью создал великий Брахма, «соединив ее с итихасами, которые должны были соответствовать дхарме и артхе, содействовать славе, содержать добрые советы и мудрые изречения, давать наставления будущим поколениям и обогатиться учениями всех шастр и охватить все искусства и ремесла»… В драме нет предпочтения демонам и богам, ибо драма есть представление состояния трех миров. В ней упоминаются долг, охота, деньги, смех, борьба, любовь, убийство. Она учит долгу тех, кто пренебрегает им, любви – тех, кто стремится к ней, очищает тех, кто невоспитан или непокорен, поддерживает сдержанность в тех, кто дисциплинирован, рождает мужество в трусе, энергию в герое, просвещает неразумных, дает мудрость ученику. Она дает развлечение царям, твердость души тем, кого одолела печаль, надежду на богатство тому, кто стремится к нему, приносит спокойствие тем, кто возбужден… Она рассказывает о действиях людей добрых, злых и безразличных и дает всем им мужество, развлечение и счастье, а ровно и совет… Драма,таким образом, будет поучительна для всех благодаря действиям и состояниям, изображенным в ней»80. Музыка и танец составляют основу не только индийской драмы. В композиции и скульптуре храмовых построек, как древней, так и средневековой Индии, явственно ощутимы музыкальная ритмика и пластика поз индийского

В трактате «Натьяшастра», создание которого приписывается мудрецу Бахрате, анализируется не только проблема связи музыки и танца с драматическим действом, составляющим основу древнего (внешнего) ведического ритуала, но и значение каждого движения в танце. Выполняя ритмические движения, танцор использует язык жестов и движений рук, глаз, головы и ног, а также выражений лица для передачи настроений, эмоций, чувств, акций и идей. «Танцор создает окружение, где тема, песня и ритм вместе порождают специфическую эмоцию или чувство (расу). Индийские храмы по всей стране украшены панелями с изображениями грациозных танцующих фигур в роскошном великолепии и музыкантов, играющих на своих инструментах. В Натьяшастре танец является одной из высочайших форм представления божественной (и космической Г.П.) силы в индийском искусстве, и это видно в передаче роли бога Шивы как Натараджи, бога танца»81. (П. Невиль «Ритм и мелодия в камне».)

Эстетические идеи и художественный канон, сформулированные в таких известных трактатах, как Натьяшастра и Читрасутра, получили отражение и в более поздних текстах – Шильпашастра (трактат о ремеслах V в. н.э., в котором был раздел, посвященный архитектуре), Манасара шильпашастра (трактат об архитектуре), Васу шастра (трактат о скульптуре).

Артхашастра (« Наука политики», III в. н.э.) – трактат представляет собой выдающийся образец философской, социально-правовой и социально-экономической мысли. Идейной основой этого текста является философия упанишад. В нем впервые дается определение санкхьи и йоги как самостоятельных направлений философской мысли, устанавливается место философии в системе наук. В первом отделе этого трактата в Разделе I. Главе. Установление места философии говорится:

« Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении – это науки… Философия – это санкхья, йога и локаята. Философия занимается тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах – законное и незаконное, в учении о хозяйстве – пользу и вред, в учении о государственном управлении – верную и не верную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих на наук, приносит пользу людям. укрепляет дух в бедствии и в счастье и дает умение рассуждать, говорить и действовать.

Философия всегда считается светильником всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений…»

В следующей Главе 3. Установление места учению о трех ведах говорится о той роли, которую играет ведическая традиция в организации традиционных (связанных с ритуалом жертвоприношения) наук, и о ее роли в организации социальной структуры общества и духовной жизни индивида:

«Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу вед. Атхарваведа и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия – это вспомогательные науки.

Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни»82.

Данный отрывок из текста «Артхашастры» является яркой характеристикой того культурного итога, к которому привел процесс внедрения созданного философией упанишад образца в практику древнеиндийской цивилизации.

С этого момента культура Древней Индии приобрела то единство, ту целостность, которая дала последующим поколением право считать ее одним из образцов классической культуры Древнего мира.

При всей значительности содержащихся в шастрах идей сами они не рассматривались в качестве «кодексов законов», а являлись для них лишь основой. Возникновение текстов смрити, которые содержат, по существу, объем знания, охватывающий все сферы жизни и деятельности индийского общества, свидетельствует о той решающей роли, которую сыграли веды в становлении культуры одной из великих цивилизаций Древнего мира. Но этим не исчерпывается их культурное значение. Культурный потенциал ведического знания, по мере его использования в различных культурных ареалах как Востока, так и Запада, все в большей степени обнаруживает свое универсальное значение. Становится очевидным тот факт, что обращение к мудрости вед открывает человеку уникальную возможность приобщиться к одному из великих образцов общечеловеческой культуры.

studfiles.net

исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

МАХАБХАРАТА (Сказание о Великих бахратах) - великая эпическая поэма Индии. Первоначально существовала в устной традиции. Обобщение материалов, вошедших в М., начинается в У-У1 вв. до н.э., современный вид приобрела в 1 в н.э. М. вышла не из ведически-брахманской традиции и связана с ней лишь косвенно, доминируют в ней ценности сословия кшатриев (воинов), не брахманов (жрецов). Вместе с тем в М. нашли отражение мифология, обряды и культы, связанные с ведическим ритуалом, в ней используются, хотя и в переосмысленном виде философские идеи Упанишад. М. состоит из 18 книг (ПАРВ) и содержит свыше 100 тысяч двустиший (ШЛОК). Авторство М. традиционно приписывается легендарному мудрецу Кришне - Вайпаяне Вьясе.Содержание Махабхараты -эпическое повествование о борьбе за власть двух древних кланов пандавов и кауравов, которая завершается их обоюдным поражением, гибелью большинства принадлежавших к ним людей и уходом вождей этих кланов от мирской жизни, их странствий и судом над ними в загробном мире. В М. входят и тексты, представляющие собой законченные философские тексты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Санатсуджата, Анахита). М., оформление которой происходило в эпоху создания Упанишад, уже в это время пользовалась таким авторитетом, что ее называли Упанишадой или даже пятой ведой.

БХАГАВАДГИТА (Божественная песнь) - религиозно-этический и философский трактат включен в шестую книгу Махабхараты. Возникла как самостоятельный текст (но не ранее V в. и не позднее П в. до н.э.) Отношение Гиты к Ведам близко к позиции Упанишад. Одновременно Г. - религиозное учение вишнуитов-бхагавитов. Форма Г. - диалог. Состав - 18 песен (парв). В отличие от Вед в центре внимания Г. не ЗНАНИЕ, а ДЕЙСТВИЕ И ДОЛГ (его смысл и выполнение). Идеал Г. - не созерцающий, а действующий БХАКТИ (поклонник,сторонник ВЕД )Содержание Бхагавадгиты связано с главным сюжетом Махабхараты - битвой между куравами и пандавами, но ему придан здесь иной - философский смысл. Поле, где идет эта битва, трактуется как «поле ДХАРМЫ» (закона) и как «поле ЖИЗНИ», на котором совершают жертвоприношение сами боги, организующие мир. Для человека - это поле его деятельности. Проблема деятельности находится в центре внимания и диалога, который ведут между собой Кришна и Арджуна - главные персонажи Г. Первый выступает в роли духовного наставника, второй - в роли героя, воплощающего эти наставления в жизнь. 1. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ДЕЙСТВИИ. В центре его внимания проблема взаимосвязи ведической ДХАРМЫ (закона) и мирского идеала сословия кшатриев (воинов), основу которого составляла идея служения долгу. «Должное действие» предполагает как «должное знание» (знание Вед), так и наличие определенных нравственных установок и качеств. 2. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ ЙОГИ: ДЖАЙЯНА ЙОГА - познание, РАДЖА ЙОГА - царственная, БХАКТИ ЙОГА - с богом, КАРМА ЙОГА - без бога. Эти виды обряда рассматриваются в Г. не как средство "отрешения" от мирской жизни, а как способ придания действиям человека характера "уравновешенного поведения" и искусства. 3. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ЗНАНИИ. В нем проблеме знания придается этический смысл, отсутствовавший в Ведах. Должное знание связано не с постижением «тайного» смысла, заключенного в ведических текстах, а с праведной жизнью (смирением, честностью, невреждением, самообладанием, самообузданием, стойкостью, почитанием и т.п.). 4. Учение о ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. Гуна (букв. «волокно», «свойство», «качество»). Санкхья, положения которой принимает Г., различает три гуны, три основных нити, три основных качества, из которых сплетается ткань природы. Это САТТВА - ясность, гармония, РАДЖАС - движение, стремление, ТАМАС - тьма, инерция. Равновесие гун приводит к прекращению «проявления» чего-либо, с нарушением этого равновесия начинается процесс «проявления». Причиной же нарушения равновесия является ВЫСОЧАЙШИЙ ДУХ (Пурушотама). В Г. была сформулирована та этическая парадигма, которая стала основой того идеала, который был воплощен в культуре классической Индии.

СУТРЫ (букв. нить) - своды правил в различных областях знания, изложенные в краткой форме.

РАННИЕ СУТРЫ - вторая половина 1 тысячелетия до н.э.

ВЕДАНГИ(части вед), включающие в себя 6 наук, призванных обслуживать ведический ритуал: ШИКША - фонетика, КАЛЬПА - руководство по обрядовому ритуалу, ВЬЯКАРНА - грамматика или «веда вед», ЧАНДАСА - метрика, НИРУКТА - этимология и словарь, ДЖЬЕТИША - астрономия. Вместе с ведами венанга образует «ВСЮ ВЕДУ» (Веду с ангами) - основной корпус ведических текстов.

Несколько позднее появились сутры, имеющие отношение к различным областям обрядовой и практической деятельности: БРАХМАСУТРА, ЙОГА-СУТРА - т.н. «Классическая йога Панаджали (Ш в. до н.э.), ЧИТРА-СУТРА - трактат о создании изображений богов, в которой наряду с правилами, регламентирующими практическую сторону изобразительного искусства, рассматривались и проблемы происхождения таких искусств, как музыка, пение, танец, причем приоритетная роль отводилась музыке, имеющей, согласно ведической традиции, непосредственное отношение к космическим процессам. И другие.

ПУРАНЫ ВЕД (букв. «древние», «так было») - примыкают к Махабхарате. В ряде случаев в них включались трактаты по этике, искусству, своды законов. Священные книги индуизма. Считались ведами низших каст. КлассификацияПуран: 1. Главные пураны, их 18. 2. «Подпураны», второстепенные. Типы пуран: ИТИВРИТТА - сказания, предания. АХЬЯЙИКА - рассказ, сказка. УДАХАРАНА - иллюстрированное повествование. ДХАРМАШАСТРА - свод законов, трактат, посвященный науке, искусству, политике.

ШАСТРЫ. Сборники предписаний поучений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги, составленные на основе вед. Существовали в качестве отдельных текстов или включались в пураны. Возникли позднее сутр и в ряде случаев на их основе.Известными текстамиШастрявляются: МАНУДХАРМАШАСТРА - «Законы Ману» (П в. до н.э. - П в. н.э.) АРТХАШАСТРА - «Наука политики» (Ш в.) НАТЬЯШАСТРА - «Трактат об искусстве драмы» (У в. до н.э. - У в. н.э.). ШИЛЬПАШАСТРА - «Трактат о ремеслах, к которым относились архитектура и скульптура» (У в. н.э.)

УПАВЕДЫ - низшее, второстепенное знание, подчиненное той или иной веде»Упавед4: АЙЮРВЕДА (медицина), примыкает к Ригведе или Атхарваведе. ДХАНУРВЕДА (военная наука), примыкает к Яджурведе. ГАНДХАРВАВЕДА (музыка), примыкает к Яджурведе. СТХАПАТЬЯ (механика), примыкает к Атхарваведе.

ДАРШАНЫ - философские школы древней Индии, непосредственно связанные с ведической традицией. Даршаны: САНКХЬЯ (букв. «перечисление») - учение об «истинных» первопричинах и первоосновах бытия. Одна из «предвечных», наряду с Йогой - философии, основные положения которых были сформулированы уже в Упанишадах. ЙОГА - (букв. «соединение»). Учение о едином обряде, который должен соблюдать приверженец ведической ДХАРМЫ (закона). Соединяет учение Санкхьи с личным духовным опытом индивидуума. ВЕДАНТА - ортодоксальная философская система индуизма, непосредственно исходящая из положений Упанишад. МИМАНСА - философская система, близкая Веданте, но не признающая идею бога как творца мира. ВАЙШЕШИКА - так же, как Миманса, не признает бога-творца, но опираясь на веды, создает свою философскую систему, отличную от мимансы. НЬЯЙЯ - опираясь на веды, развивает материалистическую систему. ЛОКАЯТА (Чарвака) - неортодоксальная, материалистическая философская система, отрицающая авторитет вед.

Процесс создания сутр, пуран, шастр и упавед, наряду с развитием санкхьи и йоги как самостоятельных философских школ был не чем иным, как процессом интеграции ведической традиции в сферу культуры классической Индии. Его результатом была трансформация этой традиции в один из великих образцов культуры, с течением времени получивший общечеловеческое признание и значение.

studfiles.net


Смотрите также