Шашки древние. Шашки – древняя игра, прошедшая сквозь века
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Делюсь интересной и полезной информацией. Шашки древние


Шашки – древняя игра, прошедшая сквозь века

2012-04-02

Шашки – это одна из игр, имеющих древние корни и невероятно интересную историю. Прародителем шашек считается игра алькерк, распространенная в Древнем Египте в 1600 году до нашей эры. Старинная настенная роспись египтян содержала сведенья о существовании клетчатых досок с различными черными и белыми фигурами, напоминающими шашки. Позже Платон записал миф о боге Гермесе, придумавшем игру в шашки, чтобы выиграть у Луны пять дней, чтобы прибавить к 360-ти дням еще пять дней для дополнения года.

 

Согласно одной из исторических версий, старинные шашки были изобретены греческим воином Паламедом, известным участником осады Трои. Так как осада продолжалась десять лет, Паламед решил придумать новую увлекательную игру, нарисованную на земле, чтобы развеять скуку солдат. Шашками увлекались даже фараоны Египта. Об этом пристрастии правителей говорят найденные в гробницах росписи, отражающие три основных занятия древних египтян – охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В гробнице Тутанхамона археологи также обнаружили уникальный предмет антиквариата – старинную доску для игры в шашки, состоявшую из тридцати клеток. Исходя из этого, ученые предположили, что происхождение шашек имеет древнеегипетские корни.

 

Начиная свой путь из Древнего Египта, старинные шашки начали уверенно шагать по миру: сначала они появились в Греции, затем – в Древнем Риме. Вероятно, правила этой старинной настольной игры имели много схожего с современными шашками. Задолго до начала нашей эры люди древних цивилизаций играли на привычной для нас 64-клеточной доске, а сами фигурки имели два цвета – белый и черный, представляя собой две армии, проводящие сражение.

 

Древние Римляне называли игру в шашки «латрункули», происходившим от слова «воин». Хотя в разных странах эту старинную игру называли по-разному, но ее смысл оставался неизменным. Эту игру часто использовали рыцари и воины, чтобы обучиться тактике ведения боя.

 

Появление шашек на Руси многие историки связывают с правлением князя Владимира Мономаха. Даже в русских былинах содержатся доказательства популярности этой старинной логической игры среди богатырей и русских князей. Особенное распространение игры в шашки началось при Петре Первом, поощрявшим эту старинную игру. В это время для игры в шашки специально обустраивали целые комнаты и проводили званные шашечные бои.

 

Современная игра в шашки имеет огромное количество правил и разновидностей. Существуют канадские, ставропольские, турецкие, испанские, бразильские, английские шашки - практически в каждой стране шашечная игра подчиняется своим правилам и имеет свои особенности. Но какими бы ни были различия этой игры, старинные шашки, проделавшие такой долгий путь с древних времен до современности, будут популярными еще не одно столетие. 

transantique.ru

История шашек | Делюсь интересной и полезной информацией

История шашек происходит из глубокой древности. Ещё в трудах Платона встречается легенда о том, как бог Гермес придумал эту игру. По другой версии шашки изобрел Паламед, греческий воин, осаждавший Трою. Осада длилась 10 лет и, как лекарство от скуки, Паламед придумал эту игру. Как воины играли, на земле или на шашечной доске, по каким правилам — сегодня установить невозможно.

Шашки и их история

Шашками увлекались и египетские фараоны. При раскопках в Египте была открыта гробница некоего вельможи, приближенного фараону. На стенках гробницы имелись росписи, которые отражали три увлечения древнего египтянина — рыбную ловлю, охоту и игру в шашки. Кстати, в Лувре хранятся две доски для шашек, принадлежащие фараонам.

Из Египта шашки распространились по всему миру. Они попали в Грецию, потом в Древний Рим. По мнению исследователей, древняя игра имела много общего с шашками современными. За несколько веков до н.э. уже играли на доске в 64 клетки. Шашки были черные и белые. Они словно представляли две армии, которых ожидало сражение. Шашки могли идти только вперед, поэтому отступление не предусматривалось. Если шашка пробивалась в тыл к противнику, ее боевая способность повышалась, и она становилась дамкой, как и сегодня. Взятие происходило посредством перескакивания одной фигурки через другую. Так же в бою воин-победитель перешагивает побежденного.

У римлян шашки назывались «латрункулами» и происходило это название от слова «латро» то есть воин. Французы, немцы и другие народы иначе их называли, но в каждом из названии шашек прослеживалось одно слово — «дама». Возможно, это объяснялось тем, что в средние века женщина была окружена особым почитанием и вниманием рыцарей. Кстати, будущие рыцари обязательно учились игре в шашки – это занятие прививало воину столь необходимые навыки и способности тактики поединков. В шашки играют в «Дон Кихоте» и «Декамероне» Боккаччо.

Существует и славянская, вернее, скифская версия происхождения этой игры. Эту версию, основанную на раскопках и археологических открытиях, выдвинул Евгений Кадников. Появление шашек на Руси связывают с именем Владимира Мономаха. Правда, археологические раскопки показывают, что еще в 3 веке н. э. на Руси уже играли в эту игру. Во многих былинах повествуется о том, что шашки были любимой игрой русских богатырей.

Всячески поощрял шашки с шахматами и Петр I. На учрежденных им «ассамблеях» тот сановник, которому пришел черед устраивать «ассамблею», должен был кроме всего прочего отвести особую комнату для шашек и шахмат.

Стоит отметить, что шашки, в отличие от шахмат, никогда не подвергались церковным запретам.

В наше время шашки являются не просто увлечением любителей, но и официально признанной спортивной игрой во многих странах. В последнее время популярна игра в шашки онлайн, когда можно использовать для этой интересной игры свое свободное время.

Сегодня распространена игра в пьяные шашки. Вместо шашек на доске стоят 24 маленьких стопки. В них содержатся алкогольные напитки двух цветов (к примеру, водка и коньяк, тёмное и светлое пиво, белое и красное вино). Игрок, взявший шашку, должен выпить содержимое стопки. Когда шашка превратится в дамку, стопка наполняется до краёв. Проигравшему приходится выпивать все оставшиеся на доске стопки.

В странах Запада популярны англо-американские шашки (чекерс), правила этой игры несколько отличны от традиционных шашек. К примеру, одной из разновидностей англо-американских шашек дамка может ходить на одну клетку, не более, но как вперед, так и назад.

.

Приглашаю вас подписаться на новые статьи блога ivanov-v.ru по RSS или E-mail.

.

www.ivanov-v.ru

История шашек ч.10: Сенегальские шашки, Турецкие шашки (Дама), Тама, Кены, Готические шашки.

   Итак, шашки развивались – и в процессе развития сталкивались с другими играми. Их пересечение с шахматами было неизбежно. Мюррей недоумевал, почему шашки после своего появления ещё больше полувека прозябали в безвестности, оставаясь местечковым английским и французским развлечением. Но никакой загадки в этом нет: всё «странное и важное», произошедшее с шашками в XVI веке, сводится к двум вещам: появлением дамки и переносом игры с сетчатого поля на шахматную доску. В конечном итоге это «великое переселение» произошло, но не сразу. Где это случилось – в мавританской Испании или на Ближнем Востоке, сегодня тайна, покрытая мраком. Эммануил Ласкер называл шашки «матерью шахматной игры», но это лишь красивая метафора: шашки – не более чем шаловливая младшая сестра, та, про которых люди говорят: «из молодых да ранняя». И шахматы, бесспорно, повлияли на её становление. Но и обратный процесс имел место быть!
   Арабский шатрандж (а до него – индийская чатуранга) были играми неторопливыми. До сегодняшнего времени свои ходы без изменений сохранили только кони и ладьи, причём, ладья («колесница») была единственной дальнобойной фигурой – остальные ходили на одну-две клетки. Были и другие, более занятные различия. Так ферзь ходил только на одну клетку по диагонали в любом направлении – это была самая слабая фигура, не считая пешек. Слон ходил похоже: на одну клетку по диагонали в любом направлении или на одну клетку по вертикали вперёд – этот ход символически обозначал ноги и хобот слона.
   Вероятно, от этой фигуры произошёл «серебряный генерал» в японских сёги и, как нечто противоположное ему, «золотой генерал». В тайских шахматах «макрук» и камбоджийских «ок-чатранг» так до сих пор ходит фигура «кон» или «тон» («дворянин» или «маска»), аналогичная шахматному слону. Поэтому в шатрандже не было разнопольных слонов. Белая диагональ, чёрная – им было по барабану: индийская игральная доска (аштапада) вообще была ОДНОЦВЕТНОЙ.    То есть, доски «в шашечку» встречались и раньше (даже в древнем Риме), но разметка выполняла роль декоративную, а не функциональную. При таких тихоходных фигурах игроки прекрасно обходились без неё (а если, скажем, затевалась партия в сатуранкам, она ещё и мешала). Характерная чёрно-белая разметка нужна прежде всего в играх, где есть дальнобойные диагональные фигуры: на раскрашенной доске не в пример удобнее отслеживать направление длинного косого удара. В шахматах она понадобилась только с появлением стремительного европейского слона и всемогущего ферзя, поэтому большинство исследователей считают, что двухцветная доска – европейское изобретение. А до того шашки пытались мигрировать на старую доску.
 Сенегальские, шашки, турецкие Дама, армянские Тама, курдские Таме, осетинские Кены – все эти игры с ортогональным движением в оригинальном варианте играются на однотонной, не раскрашенной доске, чем подтверждается относительная древность этих систем: их переход на аштападу состоялся намного раньше, может, даже в глубокой древности. Поставленные в клетки, фишки чаще всего автоматически теряли все диагональные ходы. Игра вернулась к ритму и механике движения римских латрункулей, и только схема взятия осталась модерновой – прыжком через фишку противника. В такой игре на шахматной доске 8х8 с каждой стороны участвует по 16 фишек: этого достаточно для заполнения двух рядов. Что касается начальной расстановки, то каждый народ руководствовался своими соображениями.

СЕНЕГАЛЬСКИЕ ШАШКИ  Сенегальские шашки наверное, самые древние из поздних ортогональных систем: в них много  архаичных черт, оставшихся от алькуерка. Игра ведётся на доске 5х6 клеток. У каждого игрока по 14 фишек, которые в начале размещают так, чтобы на доске остались только два незанятых поля посередине. Начинают белые. Фишки ходят и рубят только в ортогональном направлении – вперёд и в обе стороны, ходить и рубить назад и по диагонали запрещено. Взятие обязательно.   Самое любопытное правило сенегальских шашек касается последней горизонтали. Шашка на ней не становится дамкой, а снимается с доски, ибо назад ходить нельзя. Вследствие этого игра развёрнута в другую плоскость: раз нет смысла стремиться вперёд, нужно как можно дольше оставаться в центре игрового поля. Игра заканчивается, когда все фишки одного из игроков продвинутся за фишки противника и потеряют возможность рубить. Выигрывает тот, у кого на доске остаётся больше фишек.   Из-под этой маски очень явственно проглядывает старый добрый алькуерк. Возможно, сенегальские шашки – одна из первых попыток вернуть игру с мельничной сетки обратно на клетчатое поле, не очень удачная, но вполне показательная. Вряд ли даже в Сенегале держатся за эту устаревшую систему: я не встречал ни одной фотографии, ни одного рисунка реального набора для игры, хотя в Сети существует несколько программ для игры в Сенегальские шашки (если кликнуть по рисунку - попадёте на страницу загрузки).

ДАМА (ТУРЕЦКИЕ ШАШКИ)  В странах Ближнего Востока – Ливане, Сирии, Египте, Иордании, а также в Турции и Греции эту игру называют «Türk damasi» или «Dama oyunu». Шашки «Дама» являются основным представителем игр с «прямой», ортогональной системой движения фишек. Встречаются они и в Индии. Кстати, в традиционных турецких шашечных наборах фишки – высокие конические фигурки. Дамку («dam») при превращении принято заменять фишкой другого цвета или класть фишку набок, хотя у опытных игроков считается в подобном случае хорошим тоном полагаться на память.   * У каждого игрока по 16 фишек.   * Расстановка: в две непрерывных линии на второй и третьей горизонталях. Начинают белые.   * Фишка ходит ортогонально, только вперёд, вправо или влево.   * Взятие шашечного типа – прыжком на свободное поле за фишкой противника, при этом взятие обязательно. Бить назад запрещено. На восьмой горизонтали фишка превращается в дамку.   * Дамка дальнобойная, бьёт ортогонально на любом расстоянии (если следующее за шашкой поле свободно), останавливаясь после взятия на любой свободной клетке за сбитой шашкой. Как и простая шашка, дамка может за один ход побить несколько шашек.   * Шашка становится дамкой только после завершения хода. Если она попадает на восьмую горизонталь в результате взятия и может бить дальше как простая шашка, она продолжает бить – и становится дамкой только по завершении хода. Продолжить бить как дамка на этом же ходу она не может.   * Из нескольких вариантов взятия игрок обязан выбрать тот, при котором берётся наибольшее количество шашек противника. Это относится и к шашкам, и к дамкам.   * Если есть несколько вариантов боя с равным количеством взятых шашек, игрок вправе выбрать любой из них.   * В турецких шашках разрешён «турецкий удар» (собственно, поэтому он так и называется). При серии взятий шашки снимаются с доски одна за другой сразу по ходу боя (единственное, что при этом дамка не имеет права во время ударного хода изменить его направление на противоположное, то есть на 180°). При «турецком ударе» шашка может посетить одно поле и дважды, и трижды. Более того: немедленное удаление срубленных фишек может даже открыть новые пути для продолжения серии взятия, которые до её начала были недоступны. Это страшное оружие в руках умелого игрока. Чем читать мои объяснения, лучше один раз посмотрите видео, и вы поймёте сами, почему «турецкий удар» запрещён в большинстве шашечных игр.   * Если в конце игры сделано 25 последовательных ходов дамкой без взятия, объявляется ничья. Если на доске остались две дамки разного цвета – тоже объявляется ничья.   * Если в конце игры у одного игрока осталась дамка, а у другого простая шашка, то выигрывает партию игрок с дамкой.

ТАМА (АРМЯНСКИЕ ШАШКИ)Исконно Тама – армянские шашки, однако сегодня даже в Армении более распространены турецкие правила, ибо армянские земли долгое время находились под турецким владычеством (турецкие шашки несколько проще армянских). Многие армяне из-за притеснений и гонений мигрировали в европейские страны – Францию, Бельгию, Нидерланды, где сформировали национальные общины, в которых сохранились оригинальные правила армянских шашек. Доска, расстановка и количество фишек в них аналогичны таковым в турецких шашках - на вид они ничем не отличаются. Основные же отличия таковы:   * Фишка в Тама сохранила и ортогональное, и диагональное движение. Простая фишка ходит на одно соседнее поле вперёд и вбок, дамка такая же дальнобойная, как в турецких шашках.   * Захват фишки противника производится только по ортогонали – рубить по диагонали не разрешено.   * В Тама запрещён «турецкий удар». Чтобы избежать его, при серии взятий каждую побитую шашку противника принято переворачивать по ходу взятия, чтобы не перескочить дважды за один ход через одну и ту же шашку.   * Если шашка достигает последней горизонтали при взятии, она может этим же ходом продолжать бой уже как дамка.

КЕНЫ (ОСЕТИНСКИЕ ШАШКИ)  Несмотря на то, что сегодня количество фишек, расстановка и общая система движения в осетинских шашках совпадают с армянскими и турецкими, Кены довольно сильно отличаются от них следующим:   * Простая фишка (здесь она именуется «кен», а дамка – «перец») ходит ортогонально прямо и вбок, и может перескакивать через стоящую рядом СВОЮ фишку, если клетка за нею свободна (подобного нет ни в каких других известных шашках).   * Рубка назад разрешена.   * Взятие в кенах НЕ обязательно.   * «Турецкий удар» запрещён.   * «Правило большинства» в кенах отсутствует: игрок может выбрать любой из нескольких вариантов взятия – наибольшее количество шашек рубить не обязательно.   * Если в течение десяти ходов не было ни одной жертвы, то партия считается ничейной.  Однако самое любопытное в кенах – их эволюция. Сквозь напластования нововведений явно проступает более древняя архаичная система, адаптированная под позднюю шахматную. Так англичанин М.Винтер и чех Милош Заплетай утверждают, что в «старые кены» играли на перекрестьях ортогональной сетки 7х7 или 9х9, причём, количество фишек было 21+21 (или 27+27). При начальной расстановке игроки заполняли три первые и последние горизонтали. Фишка могла ходить вперёд не только по вертикали и горизонтали, но также и по диагонали. Превращения не было – фишка, достигшая последней горизонтали, оставалась на ней, однако сохраняла возможность ходить вправо-влево и рубить (в том числе назад). То есть, в виде «старых кенов» перед нами снова предстаёт несколько модифицированный алькуерк.   С переходом на шахматную доску количество фишек уменьшилось, а правила сделались тождественными армянским и турецким. Расстановка на второй и третей горизонталях является неким компромиссом: если ранее игра велась на малых досках (6х8 или 7х7), то при переходе на индийский стандарт это позволило игрокам сохранить наработанную тактику. Всё это позволяет предположить, что окончательный переход шашечной игры с линейной сетки на шахматную доску на Кавказе и в Причерноморье случился примерно около X-XI веков, незадолго до начала массовой миграции армян в Европу, то есть, если эти шашки и не оформились в самостоятельные игры одновременно с алькуерком, то возникли ненамного позднее.    Всё бы ничего, да только эти двое исследователей ссылаются друг на друга и не приводят первоисточника, откуда взяли все эти сведения, поэтому очень может быть, что «старые кены» существуют только в их головах.

ГОТИЧЕСКИЕ ШАШКИ  Любопытный вариант ортогональной шашечной игры приводит разработчик настольных игр Уэйн Шмиттерберг в своей книге «Новые правила классических игр».   * Игра ведётся на стандартной доске 8х8 с обычной шахматной раскраской.   * У каждого играющего по 16 фишек. Расстановка – в два ряда на двух первых горизонталях.   * Простые фишки могут двигаться только по диагонали вперёд, дамки тоже могут двигаться только по диагонали, однако захватывать и те и другие могут и диагонально, и ортогонально (то есть, сочетание ортогональных и диагональных ходов и взятий полностью противоположно армянским шашкам). Простая фишка рубит вперёд или в сторону, дамка – на любое количество клеток по диагонали и ортогонали в любом направлении.   * Захват НЕ обязателен.   * Из нескольких серий взятий игрок обязан выбрать вариант с наибольшим количеством срубленных фишек.   Пожалуй, самая необычная особенность готических шашек состоит в том, что каждая сторона имеет две непересекающихся группы фишек, будто на доске сражаются две армии из белопольных и чернопольных шахматных слонов. Поэтому, в отличие от всех прочих разновидностей ортогональных шашек, шахматная раскраска доски в готических шашках имеет значение: как бы фишка ни ходила и ни рубила, до тех пор, пока она не стала дамкой, она остаётся на поле своего цвета. Я не знаю, насколько стара эта игра, а также не знаю, разработал её Шмиттерберг сам или у кого-то подсмотрел, и я понятия не имею, почему эти шашки автор называет «готическими», но игра в любом случае весьма и весьма любопытная.   Большинство ортогональных вариантов шашек – мощные, жёсткие игровые системы с сильным прессингом и непривычной грубоватой комбинаторикой, совершенно чуждой европейскому шашисту. В этих играх принято разыгрывать медлительные, разветвлённые дебюты, активно жертвовать фишки, расчищая дорогу для проведения фишки в дамки. Однако поскольку расстановка в турецких шашках линейная, а не мозаичная, и фишкам доступны все поля, игроку надо быть особенно осторожным при любом размене, ибо очень легко попасть впросак, забыв о наличии горизонтального движения. Поскольку на доске задействованы все 64 поля, дамка здесь – гораздо более могучая фигура, которая при наличии «турецкого удара» превращается в какой-то бешеный пылесос. При этом проведение в дамки своей фишки далеко не всегда является адекватным ответом, поэтому в теории турецких шашек немало места отводится тактике её поимки. В отличие от европейских, диагональных шашек в турецких двух дамок обычно достаточно, чтобы поймать одну.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

Предыстория шашек: Мельница.История шашек ч.1: Петтейя, Сиджа.История шашек ч.2: Латрункули.История шашек ч.3: Хнефатафл, Таблут, Alea Evangelii.История шашек ч.4: Брандуб, Тавлборд, Гокштадтская доска.История шашек ч.5: Рёфскак (Лиса и Гуси), Асальто, Халатафл, Игра из Галлехуса.История шашек ч.6: Алькуерк.История шашек ч.7: "Военные" игры Индии и Америки.История шашек ч.8: Замма, Харбага, Дабло.История шашек ч.9: Фанорона, Суракарта, Коно, Йотай.История шашек ч.11: Форсэ, Французские, Итальянские, Тайские шашки, Дана, Чекерс, Дамоне.*

skyruk.livejournal.com

Шашки — Циклопедия

4546.jpg Обзор игры Шашки // Den Plusk [13:27]

Шашки — настольная интеллектуальная игра. Играющих в нее называют шашистами. Существует несколько десятков разновидностей (вариантов) шашек.

[править] Правила игры в шашки

Играют два игрока на «шахматной» доске. У каждого играющего — набор равноценных шашек (обычно черные против белых или синие против красных). Шашки ходят на одну клетку по диагонали, не могут ходить назад. Берут шашку противника прыжком через ее клетку вперед или назад. Можно взять несколько шашек противника серией прыжков, иногда несколькими способами. Игроки стараются уничтожить все шашки противника, в том числе выводя одну или несколько своих шашек в «дамки», что дает фигуре дополнительные возможности бить. Существуют обратные шашки (поддавки), в которых выигрывает тот, чьи шашки противник вынужден уничтожить.

Возможна игра в шашки онлайн, то есть удаленно через Интернет (в Windows существует игра «Интернет-Шашки)». При игре на шахматной доске задействуются, как правило, только черные диагонали.

С течением времени шашки эволюционировали. по-видимому, подобные им игры были популярны уже в государствах Древнего Мира (есть свидетельство о существовании шашек в Древнем Египте). Изобретение самой игры античные источники приписывали богам или героям.

Правила игры существенно менялись, например, она была дополнена обязанностью игрока брать шашку если он может это сделать.

[править] Шашки как спорт

Сегодня в мире проводятся регулярные чемпионаты по международным и русским шашкам среди мужчин и среди женщин (а также юниоров и команд). В России существует Федерация шашек России, в мире - Всемирная федерация шашек.

[править] Интересные факты

  • Существует такая разновидность шашек, как пьяные шашки.
  • Древние римляне называли свою версию шашек латрункули и считали полезным практиковаться в ней.
  • В отличие от шахмат, шашки никогда не страдали от церковных запретов.
  • В странах Запада более популярна игра чекерс (англоамериканские шашки), правила которой несколько отличны от классических шашек. В одной из разновидностей английских шашек дамка ходит на одну клетку, но как вперед, так и назад.

Шашки упоминаются в «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса.

cyclowiki.org

Собрать бы шашки – да и в печь!

В этой статье дается комментарий к двум статьям Г. Ветрогона: "Из глубины веков. Тавлеи на Руси" и "Православие и шашки".

о происхождении шашекПервая статья начинается с повествования о происхождении шашек в Древней Греции и Древнем Египте, которое кочует от автора к автору во многих публикациях. Затем Г. Ветрогон переключает внимание читателя на европейскую историю шашек более поздних времён. Легко понять, что история европейских шашек не может быть отделена от общей истории европейской цивилизации, маршрут которой легко прослеживается в направлении от Междуречья и Египта до Древней Греции, Древнего Рима и далее.

И вот автор делает первое неосторожное замечание: "Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры ИМЕЛИ МНОГО ОБЩЕГО С СОВРЕМЕННЫМИ ШАШКАМИ"

Стоп! Какой именно игры? Сенета? Нард? Петтеи? Кюбейи? Латрункулей? Уэй чи? И с какой именно современной игрой? Здесь мы встречаемся с самоуверенным стилем представителей Российской шашечной федерации, которая полагает, что кроме пропагандируемой ею игры других шашечных игр просто не существует (или во всяком случае они не стоят ни малейшего внимания). Поэтому всякие пояснения излишни. Так что эту цитату, уважаемый читатель, изволь понимать так: правила самых известных древнейших шахматных игр имеют много общего с русскими шашками. Но ведь это не соответствует известным фактам. Тогда к чему эта двусмысленная фраза? (Излишне напоминать, что шашки вообще – это обширный класс игр с довольно существенными различиями в правилах).

Далее Г. Ветрогон обозначил еще две версии происхождения шашек: арийско-норманскую и скифскую. Что, разумеется не имеет под собой никакой твердой почвы хотя бы потому, что автор абсолютно упустил из виду Китай и Индию. (Как говорится, слона-то я и не приметил…А ведь была и масса других зверей помельче…) Одним словом, шашки изобретали всегда и везде. И найти их первоисточник – абсолютно безнадежная затея. Тем более, что схожие идеи могут рождаться одновременно в разных умах в одно и то же время (но на разных континентах). И тем более, что нечто давно забытое неоднократно открывали заново.

Что касается книги Е. Кадникова "Шашечные арабески", то она требует отдельной статьи. Г. Ветрогон, во всяком случае, не высказывает ни единого критического замечания в адрес недостаточно корректной книги Е. Кадникова. Серьезный читатель всё же ожидает от солидных историков снимки и точное описание вещественных доказательств, а не обилие фантастических рисунков с произвольными выводами. (Хорошему стилю можно поучиться у доктора исторических наук, крупнейшего рос-сийского шахматного историка Исаака Линдера).

Переходим к следующему заявлению Г. Ветрогона: "Во всех версиях шашек (каких??? – Т.В.) взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую".

Опять "широкоформатное" заявление. Но поскольку тип игры не уточнен, то и это утверждение повисает в воздухе. Но даже если автор хотел что-то сказать об особенности взятия в шашечных играх чистого расчета, схожих с современными европейскими шашками (о чём приходится только догадываться), то и тут он ошибается: широко было известно и взятие фишки методом зажима её в клещи.

Далее Г. Ветрогон переходит к истории шашек на Руси, и читатель вместе с ним погружается в мир былин и летописей, где все описания шашечных и шахматных игр скорее заслуживают крепкого ругательства, чем похвалы: ничего себе более невразумительного и представить себе нельзя. И вот на такой зыбкой почве автор пытается строить глубокие выводы. Конечно же шашки уже были известны в былинные времена. Но какие именно? Читатель остается в неведении. А сам автор статьи Г. Ветрогон?

Нелишне напомнить, что первая русская летопись "Повесть временных лет" начинает описывать события только с 9-го века.

Далее приводится известное высказывание Эммануила Ласкера: "Шашки – мать шахмат, и достойная мать". Видимо, в том смысле, что мамаша втрое старше своего дитя. Что же касается основополагающих принципов игры, игровых структур, типов фигур, тактики и стратегии, целей и методов – НИЧЕГО ОБЩЕГО. То есть ребёнок оказался стопроцентным подки-дышем.

Что касается цитаты из книги Ежи Гижицкого, то она звучит так: ”Во время археологических раскопок в окрестностях Киева были найдены костяные шашки и шахматы 11-го и 12-го веков” (Издание 4-е, Варшава, 1964, с.21). Эта цитата вполне корректна. Г. Ветрогон все же назвал Гижицкого субъективным историком за другой пассаж: “Шашки! Это тоже далекий и довольно проблематичный родственник, что-то вроде молочного брата шахмат. Ну да, ведь и сейчас доска для игры в шашки и шахматная доска совершенно одинаковы”. (там же, с. 63).

Что ж, опять примеры из зоологии: то кормящая мать, то молочный братец…А истины мало: ведь на одной и той же доске происходят очень разные игры. Но Гижицкий все же был ближе к истине. Особый интерес представляет окончание цитаты: “…Впрочем, кто знает, может быть именно шашки и передали свои два цвета когда-то одноцветной шахматной доске?”

Вот тут-то Гижицкий и допустил полный ляпсус: раскрашивание шахматной доски в 2 цвета – это лишь запоздалое признание существования в тетрагональной шахматной структуре двух независимых “слоновьих” подструктур, следствие невстреча-емости “разнопольных” слонов, которые присутствовали (но не встречались!) на доске всегда – а мы только через 5 веков после изобретеня шахмат полностью осознали этот факт и для своего удобства раскрасили доску в 2 цвета по числу невтречающихся слонов. Ну и при чём здесь европепйские шашки, забравшиеся на уже раскрашенную (около 10-го века) шахматную доску? Ведь на много веков раньше древние шашечные игры прекрасно существовали и на одноцветных плоскофигурных структурах, и на линейных досках. Ведь им вообще для процесса игры не нужна шахматная доска – включая и самые современные варианты шашечной игры. (Ибо совершенная игра не должна иметь никаких избыточных ячеек – и это давно известно всем любителям шашечной игры.)

Перейдем теперь к оценке второй статьи Г. Ветрогона “Православие и шашки”, в которой он сначала заметил, что православные запретители комбинационных игр были отнюдь не единственными инквизиторами интеллекта: католики тоже не отставали на этом поприще. (Что называется, утешил). После чего последовала совсем уж удивительная тирада: “Это во-первых…а во-вторых, это запрещение ИМЕЛО ПОД СОБОЙ ВПОЛНЕ КОНКРЕТНОЕ И ЗАКОННОЕ ОБОСНОВАНИЕ” (?!) – (курсив мой – Т.В.) Потому что, видите ли, любая игра считалась явлением бесовским. А для сомневающихся в этом было недвусмысленное постановление ЦК (то бишь по тем временам – Стоглавого собора…) Понимает ли автор, что комментировать следует из нашей эпохи?

Реакционное крыло средневекового духовенства не только изгоняло шашки и шахматы вместе с явно азартными играми, но и пляски, и хороводы, и народную музыку…То есть всякое естественное стремление свободного человеческого духа к прекрасному (что давным-давно было разрешено в более древних цивилизациях). Потому что в Европе наступила страшная ночь глухой средневековой немоты и ужаса от феодальной деспотии, застоя, разобщения, крайних форм религиозного фанатизма, эпидемий, междоусобиц, вражеских нашествий, нищеты и т.д., и т.п. – которую отнюдь не следует идеализировать.

“Таким образом,- замечает Г. Ветрогон, - если рассматривать шашки как азартную игру, то запрет шашек, наряду с запретом карт, игр в кости, домино и прочих пустых развлечений, является логически последовательной и ПРАВИЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ “ Каково?

Вот почему и запрещение лицедейства (то бишь театра) якобы вполне терпимо и объяснимо, поскольку среди артистов могли все-таки встречаться “воцерквленные” люди…И такой подход якобы вполне применим к шашкам: “Как азартная игра шашки, безусловно, подлежат запрету (разумеется, после уничтожения всех казино и прочих увеселительных заведений). Но как средство постижения глубины Божиего замысла шашки полностью приветствуются”. Когда и кем? Стоглавым собором или Григорием Ветрогоном? И он поясняет: “В данной заметке мне, как редактору журнала ТАВЛЕИ, достаточно декларировать ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ (?!) С ПРАВОСЛАВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К РУССКИМ ШАШКАМ и этой небольшой заметкой открыть путь к дискуссии: “Русские шашки – благо или зло?” Или другими словами: “Шашки – неизбежное следствие антропного принципа или порождение дъявола?” То есть речь идет о глобальном осмыслении русских шашек как мирового культурного феномена” (конец цитаты).

Вот это врезал!

Помните удар лапой “х” в "n" измерений?

Но давайте расчленим эту взрывоопасную смесь на составные части.

Сначала автор решительно одобрил запрещение шашек духовными пастырями. Потом (как бы в сомнении) спросил: так шашки – благо или зло?..

Кто же с кем играет в этой дуэли смыслов?..

Но пока читатель пытается разобраться в том, какое из двух зеркальных отражений смысла является реальным, а какое – чистой игрой, пока читатель пытается пройти по канату с завязанными глазами, Г. Ветрогон меняет театральную маску на академический парик и уже из другого зеркала уточняет диллему: антропный принцип или мракобесие? Но это уже звучит как риторический вопрос перед неизбежным и полным само-разоблачением безусловного апостола и провозвестника любимой национальной игры, на фоне которой должны померкнуть все остальные.

Итак,читатель, тебя пригласили к диспуту с заранее готовыми ответами. Кому же не ясно, что лучше русских шашек может быть только яичница с луком? (Или холодец с хреном.)

А вот мне не ясно. Потому что среди шашечных игр есть десятки куда более интересных. И я хочу, чтобы моим детям был понятен и доступен весь необозримый океан игр вместе с массой прикладных игровых технологий. Все игры – благо, если они находятся в добрых руках. А все запреты – от бессилия.

Автор: Трубицын В.А. Источник: веб-сайт: fishka-spb.ru

www.gambiter.ru

Шашки Википедия

Инвентарь Игроков Возраст Длительность партии Сложность правил Уровень стратегии Влияние случайности Развивает навыки
Шашки
International draughts.jpgМеждународные шашки, доска 10×10
Доска 8×8 (10×10) клеток, шашки 12 (20) белых и 12 (20) чёрных
2
5+
С часамиБлиц: 5 минутБыстрые шашки (рапид): 15 минутКлассические: 45 минут (русские шашки)1 час 20 минут (международные)Без часовНеограниченное время
Низкая
Высокий
нет (игра с полной информацией)
Стратегическое мышление, зрительную память
Commons-logo.svg Шашки на Викискладе

Ша́шки — настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым). Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.

Основные правила игры, которые действуют во всех вариантах шашек:

  • Все шашки, участвующие в партии, выставляются перед началом игры на доску. Далее они передвигаются по полям доски и могут быть сняты с неё в случае боя шашкой противника.
  • Брать шашку, находящуюся под боем, обязательно.
  • Существует только два вида шашек: простые и дамки. В начале партии все шашки простые. Простая шашка может превратиться в дамку, если она достигнет последнего противоположного горизонтального ряда доски (дамочного поля).
  • Простые шашки ходят только вперёд на следующее поле. Дамки могут ходить и вперёд и назад[1].

История[ | код]

ru-wiki.ru

История шашек

История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки - об это говорят и клетчатые доски, и разделение на "белые" и "чёрные" фигуры, и поочерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны - игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт в своё время был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют "draughts" - словом, обозначающим ход королевы в шахматах.

Современное название игры "шашки" (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску - "checkered" - что в переводе означает "клетчатый". Пилигримы, приплывшие в Северную Америку из тех областей Англии, где игру в шашки было принято называть на современный лад, стали причиной распространения слова "checkers" во всех англоязычных странах.

Harold James Ruthven Murray, занимавшийся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно - гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период 12-16 веков. Всё говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).

Не найдено было и информации о запретах игры в шашки со стороны церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры, включая азартные (карточные, кости) и шахматы.

Исследования Гарольда Мюррэя говорят о том, что в 16м веке с шашками что-то произошло и игра начала приобретать популярность и распространяться по Европе.

Примерно в 1535 году в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило игры используется до сих пор в неизменном виде.

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведён в 1847 году и выигран представителем Шотландии, Andrew Anderson, выигравшем у соотечественника James Wyllie. Игра проходила в стиле "ходи как нравится". Далее турниры проходили постоянно и победителями становились представители уже не только Шотландии, но и других стран - Англии, США и т.д.

Игра в шашки в стиле "ходи как нравится", в большинстве случаев используется новичками и приводит к ничейным результатам. Чтобы уменьшит количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890м году в правила игры внесли двухходовый запрет - первые 2 хода выбирались случайно. Позднее, в 1934м году ввели и правило трёхходового запрета, в котором первые 3 хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых комбинаций.

www.gambler.ru


Смотрите также