Древний Рим. Учебно-методическое пособие (Ю. В. Куликова, 2012). Семинар древний рим
Древний Рим. Учебно-методическое пособие (Ю. В. Куликова, 2012)
Примерные вариативные темы семинаров по истории Древнего Рима
Тема 1. Географическое положение, природные условия и население Древнего Рима
Вопросы к обсуждению:
1. Географическое положение Древнего Рима и его значение.
2. Природные условия и их роль в истории Древнего Рима.
3. Население древнего Рима.
Темы докладов и сообщений:
1. Проблемы и выгоды географического положения Древнего Рима.
2. Природные условия в истории Древнего Рима.
3. Народы Апеннинского полуострова в древности.
4. Языки народов Апеннинского полуострова в древности.
Методические рекомендации:
Работу над темой следует начать с изучения главы учебника «История Древнего Рима». Кто и когда назвал этот регион Италией, какие географические границы определяли античные авторы. Необходимо выявить особенности ландшафта и климата региона, установить наличие водных ресурсов, полезных ископаемых. Определить возможности торговли в регионе, а также безопасность с точки зрения военной стратегии. Особо следует отметить важность географического фактора в истории, а также указать на изменение флоры и фауны и определить роль человека в изменении географической среды.
Природные условия Апеннинского полуострова более благоприятны для развития человеческого общества, по сравнению со многими соседними областями Средиземноморья. Древняя Италия обладала значительными водными ресурсами. В связи с этим интересным будет выяснить историю названия морей, омывающих Италию, а также особенности древних названий рек, областей и соседних островов, на что и следует обратить внимание студентов. Узнать, как называли античные авторы реки, их проходимость, возможность использования в качестве торговых путей, озера и другие водные артерии. Помптинские болота. Сравните сведения, полученные от античных авторов с современными исследованиями геологии региона.
Необходимо отметить характерные особенности береговой линии, а также дополнительные факторы, способствовавшие развитию мореплавания, отмеченные у античных авторов.
Вопросу климатических особенностей региона также стоит уделить внимание. В первой половине I тыс. до н. э. климат Италии был более влажным и прохладным, чем в настоящее время. Северные районы находились в зоне умеренного климата. На остальной части Италии, лежащей в субтропиках, преобладал теплый, мягкий климат. На засушливом теперь юге выпадали осадки. Ненастье было редкостью, небо почти всегда было голубым и ясным, а море – теплым.
Для земледелия в Италии было значительно больше пригодных земель, чем в Греции. Какие именно почвы характерны для областей Италии, какие полезные ископаемые были известны древней Италии и насколько богата была растительность? Что выращивали древние римляне и другие народы Апеннинского полуострова? Попробуйте составить общую картину природных условий. В чем различие Средней и Южной Италии?
Безусловно, для изучения этой темы следует изучить географические карты и заполнить контурные карты.
Необходимо учитывать также тот факт, что свидетельства античных авторов не всегда достоверны и противоречивы. Можно вынести тему о политических взглядах римских историков, источниках и приемах на отдельный коллоквиум, однако подчас нехватка времени не предоставляет такой возможности в учебном процессе. Поэтому целесообразно давать краткую характеристику источникам непосредственно на семинарских занятиях.
Контрольные вопросы:
1. Географические границы Италии согласно сведениям античных авторов.
2. Народы Апеннинского полуострова.
3. Этрурия в описании античных авторов.
4. Основные занятия и быт народов Апеннинского полуострова.
Источники:
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. I. 26–30.
Ливий Тит. История от основания Города. I.
Полибий. Всеобщая история. II. 14–17.
Страбон. География. II. 5, 27; IV. 4, 1; V. 1.1–5.
История Древнего Рима. Тексты и документы: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общество. Государство. Религия / под ред. В. И. Кузищина. – М., 2004. (далее – ИДР. 2004)
Хрестоматия по истории древнего мира: В 3 т. Т. 3. Рим / под ред. акад. В. В. Струве. – М., 1953. (далее – ХИДМ. 1953. Т. 3.)
Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С. Л. Утченко. – М., 1962. (далее – ХИДР. 1962)
Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. – М., 1987. (ХИДР. 1987)
Литература:
Адкинс Л., Адкинс Р. А. Древний Рим / пер. с англ. В. Гончаров, А. Годин. – М., 2009.
Ковалев В. Н. География древнего мира. – М., 1984. Ковалев С. И. История Рима / под общ. ред. Э. Д. Фролова – СПб., 2008.
Макнамара Элли. Этруски. Быт, религия, культура. – М., 2006.
Максаковский В. П. Историческая география мира: учеб. пособ. – М., 1997.
Моммзен Т. История Рима. – М., 2011. – Т. 1. Тюийе Жан-Поль. Цивилизация этрусков. – СПб., 2011.
Тема 2. Образование Римского государства
Вопросы к обсуждению:
1. Римская традиция о древнейшем периоде истории Рима. 2. Проблема возникновения Рима в современной историографии.
3. Характеристика римского рода.
4. Социальная структура и органы управления в царский
период.
5. Реформы Сервия Туллия и их роль в процессе становления государства.
6. Падение царской власти и учреждение республики.
Доклады, сообщения:
1. Магистраты царского Рима.
2. Население древнейшего Рима.
3. Римский гражданин: права и обязанности.
4. Строительство в Риме царской эпохи.
Методические указания:
Работу над темой следует начать с изучения учебной литературы. При изучении первого вопроса темы необходимо обратить внимание на происхождение и развитие античной традиции о возникновении Рима. Необходимо сопоставить сведения античной традиции и данные археологических раскопок по древнейшей истории Рима.
Изучение существующих в историографии концепций о возникновении города стоит выделить в отдельное занятие или в качестве дополнительной самостоятельной работы студентов.
Третий вопрос темы касается структуры родоплеменной организации древних римлян, функции и устройства римского рода. Поскольку сущность и эволюция древнейшей общественной структуры Рима активно изучалась историками, необходимо акцентировать внимание на наиболее значимых трудах и концепции по данной проблеме.
Рассмотрение следующего вопроса следует начать с характеристики аграрных отношений: системы земледелия и землевладения, техники сельского хозяйства, его основных отраслей. Затем необходимо охарактеризовать ремесленное производство и уровень развития торговли. Следует показать, в чем состояла возрастающая роль «отцов фамилий», каковы были причины укрепления их власти, разобраться в сущности института клиентелы, взаимоотношений между клиентами и патронами.
Особое внимание необходимо уделить формированию сословно-классовой структуры в раннем Риме. Необходимо рассмотреть проблему происхождения патрициев и плебеев, их положение в обществе. Изучение данного вопроса затрудняется тем, что сведения источников порой противоречивы, носят фрагментарный характер. В этой связи требуется обращение к воззрениям историков на проблему происхождения патрициев и плебеев (теория этнической разнородности патрициев и плебеев, «комплексная теория» С. И. Ковалева и другие).
Далее необходимо охарактеризовать политический строй раннего Рима. Следует уяснить функции таких органов управления, как сенат, народное собрание, сочетание их с властью царя и родовой организацией.
Рассматривая пятый вопрос, необходимо выяснить время и причины проведения реформы Сервия Тулия, раскрыть значение принципа комплектования армии для социально-политических процессов. Следует показать, каким образом наиболее богатые и знатные слои сохраняли свое привилегированное положение при голосовании в народном собрании.
Целесообразно также сравнить реформу Сервия Туллия с реформаторской деятельностью Солона. Подвести итоги борьбы патрициев и плебеев и формирования римской civitas.
Вопрос о понимании, структуре и этапах развития римской civitas и ее отличие от греческого полиса в отечественной историографии можно вынести на обсуждение либо отдельной темой, либо на коллоквиуме.
Контрольные вопросы
1. Перечислите концепции возникновения города Рима. 2. Основные черты древнеримского рода.
3. Состав рода в Риме.
4. Реформы Сервия Туллия и их оценка античными авторами.
Источники:
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. II. 9–11; 14, 74; IV. 15–18, 22.
Ливий Тит. Римская история от основания Города. I. 1–8; 42–43; 57–60; II. 23–33.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. VII–X. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве. II. ИДР. 2004. ХИДМ. 1953. Т. 3. ХИДР. 1962. ХИДР. 1987.
Литература:
Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. – М., 2010.
Дементьева В. В. Магистратская власть Римской республики: содержание понятия imperium // ВДИ. – 2005. – № 4. – С. 46–75.
Егоров А. Б. Борьба патрициев и плебеев и Римское государство // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 121–124.
Коптев А. В. Механизм передачи царской власти в архаическом Риме // ВДИ. – 1998. – № 3. – С. 27–52.
Кофанов Л. Л. К вопросу о времени возникновения государства в Риме // ВДИ. – 1990. – № 2. – С. 127–130.
Кошеленко Г. А. К дискуссии о возникновении государства в Древнем Риме // ВДИ. – 1990. – № 1. – С. 93–94.
Ляпустин Б. С. Фамилия и римская civitas в III в. до н. э.: пути развития // Власть, человек и общество в античном мире. – М., 1997. – С. 234–243.
Маяк И. Л. К вопросу о социальной структуре и политической организации архаического Рима // ВДИ. – 1989. – № 3.– С. 94–97.
Маяк И. Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. – М., 1983.
Смышляев А. Л. История Древнего Рима от Ромула до Гракхов. – М., 2007.
Тронский Н. М. История античной литературы. – 9-е изд. – СПб., 2012.
Трухина Н. Н. Римская civitas III–I вв. до н. э.: архаичный раннеклассовый социум или государство // ВДИ. – 1989. – № 4. – С. 74–76.
Тема 3. Общество ранней Римской республики по законам XII таблиц
Вопросы к обсуждению:
1. Время создания Законов и степень сохранности источника.
2. Борьба патрициев и плебеев. Принятие законов XII таблиц.
3. Пережитки обычного права.
4. Суд и судопроизводство.
5. Охрана частной собственности.
6. Долговое рабство.
7. Семейное право.
Доклады и сообщения:
1. Источники права Древнего Рима.
2. Судебная система республиканского Рима.
3. Римский гражданин.
4. Социальная структура раннего Рима.
5. Облик города Рима в эпоху Ранней республики.
Методические рекомендации:
Законы XII таблиц – источник, который дошел до нас лишь в виде отдельных отредактированных цитат. В процессе изучения необходимо остановиться на истории создания Законов, структуре и источниках, первичных и вторичных.
Подготовку к семинарскому занятию начните с повторения темы о борьбе патрициев и плебеев в V–IV вв. до н. э.: теории происхождения патрициев и плебеев; вопросы, вокруг которых шла борьба, ее этапы. Каким образом в Законах XII таблиц отразилась борьба плебеев с патрициями? На каком этапе борьбы они были приняты? Охарактеризуйте деятельность коллегий децемвиров, обстоятельства записи законов, значение их принятия. В чем вы усматриваете противоречивость Законов XII таблиц? Отметьте нормы обычного права, зафиксированные в законах.
Место и время судебного разбирательства. Права и обязанности истца и ответчика, положение свидетелей. Система наказаний в римском законодательстве. Изложите систему наказаний, ответив при этом на вопросы: ограничивали ли Законы XII таблиц самосуд, сохранялось ли в V в. до н. э. действие принципа талиона, кем выносились приговоры о смертной казни?
Вопрос об охране частной собственности римским законодательством рассмотрите подробно. Какое имущество считалось частной собственностью? Какими правами был наделен кредитор по отношению к несостоятельному должнику? Развитие сельского хозяйства и рабства по Законам XII таблиц.
Долговое рабство. Каков порядок закабаления должника? Сравните ответственность свободных и рабов за совершенные преступления. Кто возмещал ущерб, причиненный рабом: сам раб или его хозяин? Каковы были условия отпуска рабов на волю и в чем состояли особенности положения вольноотпущенников?
Семейные отношения по данным Законов XII таблиц. Права pater familias. Необходимо определить характер римской семьи, осветите положение женщины. Ответьте на вопросы: кому принадлежало право на развод, в чем заключались имущественные права женщины, как юридически закреплялось зависимое положение женщины? Рассмотрите права наследования имущества по Законам ХП таблиц.
Подводя итоги изучения темы, сделайте вывод о том, какую ступень развития римского общества отражают Законы XII таблиц. Прогрессивные явления в жизни римского общества в середине V в. до н. э. и пережитки первобытнообщинного строя в тексте Законов XII таблиц.
Контрольные вопросы:
1. Влияние греческого права на римское.
2. Судьба Законов XII таблиц.
3. Сакральное право в Законах XII таблиц.
4. Патриархальная семья.
5. Уровень развития рабства.
6. Развитие сельскохозяйственных отношений.
Источники: Законы XII таблиц.
Авл Геллий. Аттические ночи. IV. 10; XIV. 7.
Дигесты. 1.2.
Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 89–90.
Полибий. Всеобщая история. VI.
Цицерон Марк Туллий. О государстве. II.
Тит Ливий. История Рима от основания Города. II. 24–33; VI. 1–42; VIII. 28.
ХИДМ. 1953. Т. 3.
ИДР. 2004.
Литература
Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. – М., 2010.
Дементьева В. В. Причины создания и целевое назначение децемвирата // Вестник древней истории (в дальнейшем – ВДИ). – 2001. – № 4. – С. 46–65.
Дождев Д. В. Римское частное право. – М., 1999. – С. 17–23.
Кофанов Л. Л. Древнегреческое право и Законы XII таблиц: проблема заимствования и влияния // Древнее право. – 2002. – № 1 (9). – С. 38–50.
Кофанов Л. Л. Судьба Законов XII таблиц после их издания // Древнее право. – 2000. – № 2 (7). – С. 20–26.
Куланж де Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М., 2010.
Маяк И. Л. Populus, cives, plebs начала республики // ВДИ. – 1989. – № 1. – С. 66–81.
Строгецкий В. М. Законы XII таблиц и особенности развития гражданского права в Риме // Из истории античного общества. —Н. Новгород, 2001. – Вып. 7. – С.130–138.
Тема 4. Аграрное движение в Риме во II в. до н. э. и реформы Гая и Тиберия Гракхов
2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.
3. Реформы Гая Гракха.
4. Причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. Оценка значения гракханского движения античными авторами.
5. Аграрный закон 111 г. до н. э.
Доклады и сообщения:
1. Политическая структура Рима эпохи Ранней республики.
2. Политические деятели II в. до н. э.
3. Колонии Древнего Рима.
Методические рекомендации:
Приступая к изучению темы семинара, повторите вопросы об экономической и социальной структуре Рима II в. до н. э. В чем состояла специфика аграрных отношений в Римской республике? Из каких компонентов состоял сложный комплекс социальных противоречий, обострившихся к 30-м гг. II в. до н. э.? В чем причины кризисных явлений Римского государства?
Следует дать подробную характеристику источников: время их создания, отношение античных авторов к реформаторской деятельности Гракхов, отличия в приемах и методах исторических исследований Аппиана и Плутарха. Сформулируйте точки зрения Веллея Патеркула, Плутарха и Аппиана на предпосылки аграрных реформ. Кто из названных античных авторов усматривал их в личных мотивах, а кто – в социально-экономической ситуации? Приступая к рассмотрению второго вопроса, вспомните время принятия и содержание закона Лициния – Секстия. Была ли аграрная реформа Тиберия Гракха просто повторением этого закона?
Почему создание аграрной комиссии было принципиально важным условием для проведения реформы в жизнь? Какими правами была наделена эта комиссия? Какова была социальная опора Тиберия Гракха? Какие слои оказали сопротивление его реформам? Какие аргументы они выдвигали против реформы?
Переходя к третьему вопросу, остановитесь на изменении социальной и политической обстановки к 20-м гг. II в. до н. э. Какие реформы Гая Гракха расширяли социальную базу движения? За счет каких слоев населения произошло расширение? Какими мерами было достигнуто ослабление власти сената? Почему был выдвинут законопроект о даровании гражданских прав италикам? Расскажите о сопротивлении Ливия Друза гракханским реформам, перечислите методы политической борьбы на новом этапе аграрного движения.
Сформулируйте причины неудачи реформаторской деятельности Гракхов. К каким изменениям в жизни римского общества привели предложенные Гракхами реформы? Можно ли усмотреть эволюцию в гракханской программе преобразований? Вспомните содержание понятия «популяры». Можно ли отнести к популярам братьев Гракхов?
Почему деятельность Гракхов дестабилизировала политическую обстановку? В чем выразилось углубление кризисных явлений в римском государстве в результате мероприятий Гракхов? Какие античные авторы считали, что реформы Гракхов расшатали государственный порядок и ввергли государство в гражданские конфликты? Победу какого направления в аграрном вопросе зафиксировал закон 111 г. до н. э.? Интересам каких землевладельцев он отвечал? Каким образом его принятие отразилось на судьбе аграрных реформ, проведенных в ходе гракханского движения?
Контрольные вопросы:
1. Предпосылки реформ Тиберия Гракха.
2. Цели и этапы проведения реформ.
3. Причины реформ Гая Гракха: публичные и реальные. 4. Этапы проведения реформ.
5. Итоги и последствия реформ для социально-экономического развития Рима.
Источники:
Аграрный закон 111 г. до н. э. // ХИДМ. – 1953. – Т.3. – С.
102–105.
Веллей Патеркул. Римская история. II.
Аппиан. Гражданские войны. I. 7–27.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Гай Гракх. Тиберий Гракх.
Цицерон Марк Туллий. О государстве. I. XIX. 31.
Цицерон Марк Туллий. О законах. IX. 19.
Орозий Павел. Истории против язычников. V. 8–10, 12.
ИДР. 2004.
ХИДМ. 1953. Т. 3.
ХИДР. 1962
ХИДР. 1987.
Литература:
Гримм Э. Д. Тиберий и Гай Гракхи. Их жизнь и общественная деятельность. – М., 2011.
Заборовский Я. Ю. Некоторые стороны политической борьбы в римском сенате (40–20-е гг. II в. до н. э.) // ВДИ. – 1977. – № 3. – С. 182–191.
Заборовский Я. Ю. Очерки по истории аграрных отношений в римской республике. – Львов, 1985. – С. 65–127.
Кирюшов Д. А. Аграрная политика Гая Гракха // Мнемон. – 2008. – Вып. 7. – С. 197–210.
Кузищин В. И. Исследования в области экономической истории античности. – СПб., 2011. (Античная библиотека. Исследования)
Смышляев А. Л. История Древнего Рима от Ромула до Гракхов. – М., 2007.
Трухина Н. И. Политика и политики «золотого века» римской республики. – М., 1986.
Утченко С. Л. Кризис и падание Римской республики. —М., 1965. – С. 3–17, 122–132.
Тема 5. Восстания рабов во II–I вв. до н. э
Вопросы к обсуждению:
1. Причины и цели восстаний рабов.
2. Восстание рабов в Этрурии по сообщению Тита Ливия.
3. I и II-е Сицилийское восстание рабов.
4. Восстание Спартака.
Доклады и сообщения:
1. Спартак.
2. Гладиаторы в Риме.
3. Луций Эмилий Сабин.
4. Гай Саллюстий Крисп.
Методические рекомендации:
Прежде чем приступать к изучению темы, необходимо рассмотреть положение рабов во II–I вв. до н. э., их роль в производстве, методы эксплуатации.
Безусловно, необходимо подвергнуть тщательному анализу и критике источники по данной теме. Важным аспектом является происхождение античного автора, его социальные взгляды и мировоззрение. Особого внимания заслуживает не используемый ранее при работе на семинарах источник – сборник писем Луция Эмилия Сабина к одному из выдающихся деятелей поздней Римской республики Луцию Лицинию Лукуллу. Это произведение представляет собой не просто эпистолярный роман. Действия происходят именно на фоне событий конца 70-х гг. I в. до н. э., среди которых было и восстание Спартака. Письма показывают отношения не только авторов, но и других людей к этому событию, раскрывают некоторые подробности восстания Спартака.
Конец ознакомительного фрагмента.
kartaslov.ru
Семинар 4-5. Древний Рим
Практическое занятие № 4-5
Тема: Государственный строй Древнего Рима
План
Древний Рим в царскую эпоху.
Формирование Римской республики и ее устройство.
Эволюция римской государственности в процессе территориального роста и создания Средиземноморской державы
Принципат как политическая система.
Доминат как политическая система.
Источники и литература:
В электронном виде:
Тит Ливий. История
Рима от основания города.
Дионисий Галикарнасский.
Римские древности.
Полибий. Всеобщая
история.
Деяния Божественного
Августа.
Древнейший
период истории Рима. // Всемирная история. Том 2. - М., 1956.
Римская
республика в V—IV вв. до н. э. // Всемирная история. Том 2. - М.,
1956.
Государственное
устройство и армия. // Из книги Остермана Л. Римская история в лицах.
- М., 1997.
Казаков М.М. Римская
империя: от принципата к доминату // Актуальные проблемы государства
и права: VIII Кирилло-Мефодиевские чтения // Сборник научных статей.
- Смоленск: "Универсум", 2002.
Казаков М.М. Тетрархия
и доминат: политический эксперимент и историческая практика // Проблемы
государственно-политического развития в истории стран Европы: Сборник
научных статей / Науч.ред. Ю.Е.Ивонин, Л.И.Ивонина. Смоленск: СГПУ,
2004.
Казаков М.М. Эволюция
системы местного управления в Древнем Риме // Университетский вестник.
- 2004, № 4.
Обширное собрание статей, публикаций, исследований и других материалов
в Интернете на сайте "История Древнего Рима": раздел "Государство".
Печатные издания:
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под. ред. С.Л. Утченко, М., 1962. с.410-412, 429, 501-503, 520-530, 533-536.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 1987. Тема 12.
История Древнего Рима / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 1981.
История Древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1989. с. 49-73.
Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1950. гл. XXXV, XXXVI.
Скрипилев Е.А. История государства и права. Древнего мира. М., 1992.
Егоров А.В. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. М., 1985.
Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
Методические рекомендации
При изучении темы студенты должны составить четкое представление об основных этапах эволюции государственного устройства Рима в период с VI в. до н.э. по IV в. н.э. Вначале необходимо изучить общественное и государственное устройство римской общины в Царский период. Затем следует уделить внимание государственному устройству Римского государства в период республики. Для большей ясности целесообразно составить схему государственного устройства, взяв за основу схему, предложенную В.И. Кузищиным (см.: История Древнего Рима. М., 2001). Анализируя государственное устройство данного периода, необходимо помнить, что оно являлось продуктом и отражением политических и общественных структур античной гражданской общины. Следует обратить особое внимание на тот факт, что в период с III по I вв. до н.э. идет бурный "внешний" и "внутренний" рост римского государства (территориальный рост сначала в Италии, а затем во всем Средиземноморье, создание системы классического рабства, увеличение числа римских граждан и др.). Как это находило отражение в государственном устройстве Рима и какие могло иметь последствия?
Изучая принципат, следует определить, каким образом, при сохранении республиканских форм правления, Октавиан Август фактически сосредоточил в своих руках всю полноту власти, какие причины вынуждали его рядиться в одежды республиканцев и почему в этом отпала надобность к III в. н.э. Необходимо проследить эволюцию римской государственности от Октавиана Августа до Диоклетиана и рассмотреть доминат как политическую систему.
Особое внимание следует уделить изучению источников, а для закрепления материала обратиться к учебной литературе. При ответе на поставленные вопросы должны быть отражены следующие аспекты:
Периодизация римской истории. Легенда об основании Рима. Трибы, курии,
род. Власть царя и порядок наследования. Сенат. Куриатные комиции. Патриции.
Плебеи. Реформы Сервия Туллия и их роль в переходе к государству.
Борьба патрициев и плебеев: временные рамки, результаты и значение
в процессе формирования республиканских государственных институтов.
Государственное устройство Рима к середине III в. до н.э.: комиции
(куриатные, центуриатные, трибутные), Сенат, магистратуры: ординарные
(цензоры, консулы, преторы, эдилы, народные трибуны, квесторы) и экстраординарные
(диктатор, начальник конницы, интеррекс, децемвиры, триумвиры). Император.
Территориальный рост римского государства. Формирование и структура
Римско-италийского союза. Создание Римской Средиземноморской державы.
Провинциальная система управления. Кризис римской республики и переход
к империи.
Октавиан Август и создание новой политической системы (принципат).
Правовая и морально-политическая основа власти Августа. Трансформация
республиканских институтов (сенат, магистраты, народное собрание, армия)
в имперские. Создание имперских структур власти.
Эволюция римского государства в период принципата. Кризис Римской
империи в III в.
Диоклетиан и оформление новой политической системы (доминат). Тетрархия.
Августы и цезари. Административное деление. Характер власти императора.
Сенат и магистраты. Бюрократия и новые органы власти.
Казусы
mmkaz.narod.ru
Семинар 5-6. Древний Рим
Практическое занятие № 8-11
Тема: Государственный строй Древнего Рима
План
Древний Рим в царскую эпоху.
Формирование Римской республики и ее устройство.
Эволюция римской государственности в процессе территориального роста и создания Средиземноморской державы
Принципат как политическая система.
Доминат как политическая система.
Источники и литература:
В электронном виде:
Тит Ливий. История
Рима от основания города.
Дионисий Галикарнасский.
Римские древности.
Полибий. Всеобщая
история.
Деяния Божественного
Августа.
Древнейший
период истории Рима. // Всемирная история. Том 2. - М., 1956.
Римская
республика в V—IV вв. до н. э. // Всемирная история. Том 2. - М.,
1956.
Государственное
устройство и армия. // Из книги Остермана Л. Римская история в лицах.
- М., 1997.
Казаков М.М. Римская
империя: от принципата к доминату // Актуальные проблемы государства
и права: VIII Кирилло-Мефодиевские чтения // Сборник научных статей.
- Смоленск: "Универсум", 2002.
Казаков М.М. Тетрархия
и доминат: политический эксперимент и историческая практика // Проблемы
государственно-политического развития в истории стран Европы: Сборник
научных статей / Науч.ред. Ю.Е.Ивонин, Л.И.Ивонина. Смоленск: СГПУ,
2004.
Казаков М.М. Эволюция
системы местного управления в Древнем Риме // Университетский вестник.
- 2004, № 4.
Обширное собрание статей, публикаций, исследований и других материалов
в Интернете на сайте "История Древнего Рима": раздел "Государство".
Печатные издания:
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под. ред. С.Л. Утченко, М., 1962. с.410-412, 429, 501-503, 520-530, 533-536.
Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 1987. Тема 12.
История Древнего Рима / Под. ред. В.И. Кузищина. М., 1981.
История Древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1989. с. 49-73.
Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1950. гл. XXXV, XXXVI.
Скрипилев Е.А. История государства и права. Древнего мира. М., 1992.
Егоров А.В. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. М., 1985.
Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
Методические рекомендации
При изучении темы студенты должны составить четкое представление об основных этапах эволюции государственного устройства Рима в период с VI в. до н.э. по IV в. н.э. Вначале необходимо изучить общественное и государственное устройство римской общины в Царский период. Затем следует уделить внимание государственному устройству Римского государства в период республики. Для большей ясности целесообразно составить схему государственного устройства, взяв за основу схему, предложенную В.И. Кузищиным (см.: История Древнего Рима. М., 2001). Анализируя государственное устройство данного периода, необходимо помнить, что оно являлось продуктом и отражением политических и общественных структур античной гражданской общины. Следует обратить особое внимание на тот факт, что в период с III по I вв. до н.э. идет бурный "внешний" и "внутренний" рост римского государства (территориальный рост сначала в Италии, а затем во всем Средиземноморье, создание системы классического рабства, увеличение числа римских граждан и др.). Как это находило отражение в государственном устройстве Рима и какие могло иметь последствия?
Изучая принципат, следует определить, каким образом, при сохранении республиканских форм правления, Октавиан Август фактически сосредоточил в своих руках всю полноту власти, какие причины вынуждали его рядиться в одежды республиканцев и почему в этом отпала надобность к III в. н.э. Необходимо проследить эволюцию римской государственности от Октавиана Августа до Диоклетиана и рассмотреть доминат как политическую систему.
Особое внимание следует уделить изучению источников, а для закрепления материала обратиться к учебной литературе. При ответе на поставленные вопросы должны быть отражены следующие аспекты:
Периодизация римской истории. Легенда об основании Рима. Трибы, курии,
род. Власть царя и порядок наследования. Сенат. Куриатные комиции. Патриции.
Плебеи. Реформы Сервия Туллия и их роль в переходе к государству.
Борьба патрициев и плебеев: временные рамки, результаты и значение
в процессе формирования республиканских государственных институтов.
Государственное устройство Рима к середине III в. до н.э.: комиции
(куриатные, центуриатные, трибутные), Сенат, магистратуры: ординарные
(цензоры, консулы, преторы, эдилы, народные трибуны, квесторы) и экстраординарные
(диктатор, начальник конницы, интеррекс, децемвиры, триумвиры). Император.
Территориальный рост римского государства. Формирование и структура
Римско-италийского союза. Создание Римской Средиземноморской державы.
Провинциальная система управления. Кризис римской республики и переход
к империи.
Октавиан Август и создание новой политической системы (принципат).
Правовая и морально-политическая основа власти Августа. Трансформация
республиканских институтов (сенат, магистраты, народное собрание, армия)
в имперские. Создание имперских структур власти.
Эволюция римского государства в период принципата. Кризис Римской
империи в III в.
Диоклетиан и оформление новой политической системы (доминат). Тетрархия.
Августы и цезари. Административное деление. Характер власти императора.
Сенат и магистраты. Бюрократия и новые органы власти.
Казусы
mmkaz.narod.ru
Основные этапы истории Древнего Востока, Греции и Рима (4 часа).
Поиск Лекций
Основные вопросы
1. Эпоха эллинизма и эллинистические государства.
2. Египет Птолемеев и держава Александра Македонского: сравнительный анализ.
3. Государство Селевкидов и Пергам: общее и особенное.
4. Римский период в эпоху античности: от создания Римской средиземноморской державы до эпохи Римской империи.
Темы для сообщений к семинару 2:
1.Основные особенности социальной истории Римской империи: мир патрициев и мир плебеев.
2. Поход Александра Македонского на Восток: образование мировой державы и ее распад.
3. Кризис Римской империи в III в.
4. Культурное наследие античности.
Основная литература
Античность: Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии…
Виппер, Р. Ю. История древнего мира…
Грант, М. Римляне : Цивилизация Древнего Рима…
Лурье, С. Я. История Греции : курс лекций…
Никифоров, В. Н. Восток и всемирная история …
Дополнительная литература
Всеобщая история религий мира : Боги, герои, духи, мировые религии, верования, культы, гимны. молитвы, мистерии, мифы, легенды, сказания стран и народов …
Гиро, П. Быт и нравы древних греков…
Гиро, П. Быт и нравы древних римлян…
Дельбрюк, Г. История военного искусства в рамках политической истории : [в 4 т] . Т. 1 : Античный мир…
Зайцев, А.И. Греческая религия и мифология…
Ильинская, Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник…
Утченко, С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи…
Ферреро, Г. Величие и падение Рима : в 2 кн. …
Семинар 3: Формирование феодальных государств на Западе и Востоке: сходства и различия, основные этапы средних веков (V – XV вв.). (4 часа)
Основные вопросы
1. Средневековье как стадия исторического процесса в Европе и на Востоке.
2. Экономическая сущность и особенности становления феодальных отношений в Европе и на Востоке.
3. Властные традиции и институты в средневековых государствах Востока и Запада.
4. Религиозный фактор в историческом развитии феодализма.
Темы для сообщений к семинару 3:
1. Складывание раннефеодальной государственности и империя Карла Великого.
2. Иран и арабский мир в раннее средневековье.
3. Крестовые походы на Восток и роль папства в XII-XIIIвв.
4. Монгольское государство и его завоевания в XIII в.
Основная литература
История средних веков. В 2-х т. / Под общ. ред. С.Д. Сказкина…
Никифоров, В. Н. Восток и всемирная история …
Семенов, Виктор Федорович. История средних веков...
Хлевов, А.А. Краткий курс истории Средних веков…
Дополнительная литература
Азимов, А. Темные века : Раннее Средневековье в хаосе войн…
Гуревич, A. Я. Избранные труды : Древние германцы. Викинги…
Гуревич, А. Я. История средних веков : [книга для чтения]…
Дельбрюк, Г. История военного искусства в рамках политической истории : [в 4 т.] Т. 3 : Средневековье …
Иванов, К.А. Многоликое средневековье…
Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада...
Петрушевский, Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства ...
Успенский, Ф.И. История крестовых походов…
Семинар 4: Основные тенденции социально-экономического и политического развития западных и восточных государств в позднее средневековье (к. XV- XVI вв.) . (4 часа)
Основные вопросы
1.Особенности политической централизации власти на Западе и на Востоке в XIV-XV вв.
2.Политическая централизация и оформление национальных монархий в эпоху феодализма.
3.Турецкие завоевания на Балканском полуострове и падение Константинополя.
4.Социальные противоречия и борьба сословий в позднее средневековье. Роль городов.
Темы для сообщений к семинару 4:
1. Столетняя война (1337-1453) и ее последствия для Европы.
2. Начало правления династии Мин (с 1368 г.) и дальнейшее развитие феодализма на Востоке.
3. Возрождение в Европе и переход от схоластики к гуманизму.
4. Начало эпохи Великих географических открытий (конец XVв.)
Основная литература
История средних веков. В 2-х т. / Под общ. ред. С.Д. Сказкина…
Никифоров, В. Н. Восток и всемирная история …
Семенов, Виктор Федорович. История средних веков...
Хлевов, А.А. Краткий курс истории Средних веков…
Дополнительная литература
Бродель,Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. : [в 3 т.]. Т. 1 : Структуры повседневности: возможное и невозможное ...
Гуревич, А. Я. История средних веков : [книга для чтения]…
Дельбрюк, Г. История военного искусства в рамках политической истории : [в 4 т.] Т. 3 : Средневековье …
Иванов, К.А. Многоликое средневековье…
Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада...
Петрушевский, Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства ...
Семинар 5. Раннее новое время как особый этап всемирной истории: формирование абсолютных монархий в Европе и восточных деспотий ( к. XVI – cер. XVII вв.) (4 часа)
Основные вопросы
1. «Новое время» в XVI-XVII вв. как особая фаза всемирно-исторического процесса.
2. Абсолютизм и восточная деспотия: основные черты и особенности, этапы становления.
3. Реформация и контрреформация в Европе : ее экономические, политические, социокультурные причины и последствия.
4. Народные движения в Китае и начало маньчжурской династии Цин.
Темы для сообщений к семинару 5:
1. Религиозные войны в Германии и Аугсбургский религиозный мир.
2. Участие в ВГО Англии и Нидерландов в XVI-XVII вв.
3. Французская гегемония в Европе и Тридцатилетняя война в 1618-1648 гг.
4. Япония в XVI - XVII вв. : внутриполитическая борьба и оформление системы сëгунатов.
Основная литература
История средних веков. В 2-х т. / Под общ. ред. С.Д. Сказкина…
Никифоров, В. Н. Восток и всемирная история …
Семенов, Виктор Федорович. История средних веков...
Хлевов, А.А. Краткий курс истории Средних веков…
Дополнительная литература
Бродель,Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. : [в 3 т.]. Т. 1 : Структуры повседневности: возможное и невозможное ...
Виппер, Р. Ю. История нового времени…
Гуревич, А. Я. История средних веков : [книга для чтения]…
Иванов, К.А. Многоликое средневековье…
Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада...
Петрушевский, Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства ...
Семинар 6. История Западной Европы и Америки в новое время (сер. XVII – конец XVIII вв.) – кризис «старого порядка». (4 часа)
Основные вопросы
1. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Европе.
2. Политическое устройство Англии и формирование Британской империи.
3. Англо-французское соперничество в Северной Америке.
4. Революционная парадигма во всемирной истории и складывание нового типа государственности в США.
Темы для сообщений к семинару 6:
1. Бунт по-американски : от оппозиционного движение в колониях до I Континентального конгресса.
2. Монархия Габсбургов в Новое время.
3. Особенности положения Италии в XVII – XVIII вв. Роль католической церкви.
4. Соединенные провинции Нидерландов в XVII – XVIII вв. Особенности внутренней и внешней политики.
Основная литература
Егер, О. Всеобщая история стран мира : Новое и новейшее время…
Новая история стран Европы и Америки…
Погодин, С.Н. Всемирная история : Новое время…
Чикалов, Р.А. Новая история стран Европы и США…
Дополнительная литература
Бродель,Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. : [в 3 т.]. Т. 1 : Структуры повседневности: возможное и невозможное ...
Виппер, Р. Ю. История нового времени…
Дельбрюк, Г. История военного искусства в рамках политической истории : [в 4 т.] Т. 4 : Новое время…
Хобсбаум, Эрик. Век Революции. Европа, 1789-1848…
poisk-ru.ru
Семинар 6. Государство и право Древнего Рима
Количество просмотров публикации Семинар 6. Государство и право Древнего Рима - 40
Семинар 5. Государство и право Древних Афин и Спарты
Семинар 4. Государство и право Древнего Китая
Семинар 3. Государство и право Древней Индии
Семинар 2. Государство и право Древнего Вавилона
Семинар 1. Государство и право Древнего Египта
1. Особенности государственно-правовых систем Древнего Востока.
2. Возникновение древнеегипетского государства. Периоды истории Древнего Египта.
3. Государственное устройство и высшие органы власти. Восточная деспотия.
4. Источники права и древнеегипетская юстиция.
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 1, 2, 7
1. Образование древневавилонского государства.
2. Общественный и государственный строй.
3. Основные черты права. Правовое регулирование имущественных, брачно-семейных отношений по законам Хаммурапи.
4. Уголовное право и судебная система Древнего Вавилона.
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 3, 13, 14
1. Основные этапы истории Древней Индии.
2. Государственное устройство и высшие органы власти.
3. Основные источники права и специфика древнеиндийского права.
4. Уголовное право: виды преступлений и наказаний.
5. Виды собственности и обязательственное право.
6. Брачно-семейное и наследственное право.
7. Виды судов и особенности судопроизводства
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 1, 2, 3, 7
1. Основные этапы истории Древнего Китая.
2. Государственное устройство и высшие органы власти.
3. Основные источники права и специфика древнекитайского права.
4. Уголовное право: виды преступлений и наказаний.
5. Виды собственности, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.
6. Виды судов и особенности судопроизводства.
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 5, 7, 9
1. Особенности государственно-правовых систем государств античного мира.
2. Основные этапы истории Древней Греции. Возникновение и развитие древнегреческой государственности.
3. Высшие органы государственной власти и этапы афинской демократии.
4. Государство в древней Спарте. Общественный и государственный строй
5. Основные черты афинского права. Правовое регулирование и развитие законодательства.
6. Уголовное право: виды преступлений и наказаний.
7. Виды собственности, обязательственное право, брачно-семейное и наследственное право.
8. Виды судопроизводства и стадии процесса.
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 14
1. Формирование и этапы развития государственности Древнего Рима.
2. Возникновение государства (ʼʼпериод царейʼʼ).
3. Римская рабовладельческая республика. Социальная структура и высшие органы власти.
4. Римская империя. Принципат. Доминат
5. Основные периоды развития римского права. Кодификация римского права. Свод Юстиниана.
6. Система и структура римского права.
Литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4; Дополнительная литература Ч.1 – 2, 4
referatwork.ru
Древний Рим. Учебно-методическое пособие. Введение (Ю. В. Куликова, 2012)
«Древний Рим» является составной частью дисциплины профессионального цикла для ступени обучения «бакалавриат» «История древнего мира», в рамках которой, помимо лекционного цикла, проводятся семинарские занятия.
Основной задачей семинара по истории Древнего Рима для студентов-бакалавров 1-го курса исторического факультета педагогического вуза является выработка у них навыков научного исследования, чтобы студенты были способны анализировать проблемы истории, устанавливать причинно-следственные связи. Главное внимание уделяется обучению принципам описания, анализа и интерпретации письменных исторических источников – как повествовательных, так и документальных. Обсуждение каждого источника, соответствующего заявленной теме аудиторного занятия, строится по определенной схеме, состоящей из его общей характеристики (датировка, существующие списки, особенности языка и стиля, проблема авторства, краткая история изучения и т. д.) и собственно критического анализа текста под различными углами зрения. Целью каждого такого занятия должно быть достижение определенных выводов, адекватных данному источнику и существенных для формирования представления об освещаемом им периоде. Таким образом, студенты учатся приемам анализа исторических событий, явлений и процессов в их темпоральной характеристике, выявлять общее и особенное в истории и культуре Древнего Рима.
Другой, не менее существенной задачей занятий на семинаре представляется знакомство студента с исследовательским инструментарием источника, обучение работе с научной и справочно-библиографической литературой, формирование представления об историографии древнего мира, ее основных представителях и этапах развития. В задачи преподавателя входит первоначальное ознакомление студентов с самыми основными обобщающими работами и существующими периодическими изданиями по истории древнего мира. В ходе коллоквиумов и семинаров, реферирования научной литературы студенты должны не только ознакомиться с наблюдениями и теоретическими обобщениями отечественных исследователей, но и понять место их работ в общем
историографическим контексте и при необходимости отнестись к некоторым их выводам критически. Итогом работы в семинаре должно стать умение студента самостоятельно ориентироваться в научной литературе по любой интересующей его проблеме, а главное – структурировать узловые проблемы истории изучения Древнего Рима в отечественной историографии.
Доклады и сообщения на семинарском занятии необходимы как для решения поставленных выше задач семинара, так и общей цели закрепления изучаемой темы. При этом по понятным причинам основное значение придается умению студента самостоятельно собрать и оценить материал, подготовить его к изложению в ограниченных временных рамках. При обсуждении докладов в аудитории вырабатываются некоторые навыки научной дискуссии.
В процессе подготовки студентов к семинарам для расширения представлений об интерпретации источников, знакомства с новейшими археологическими находками и визуального ознакомления с памятниками древнего Рима можно использовать электронные и интернет-ресурсы. Электронные ресурсы представлены, в основном, специальными презентациями и научно-популярными фильмами в формате DVD, посвященными истории Древнего Рима. Как правило, рекомендуются серии Discovery и National Geographic, в которых самыми познавательными для студентов являются фильмы «О чем знали древние. Древний Рим», «Война и военные конфликты. Изобретения древних», «Наследие древних цивилизаций. Древний Рим», «Рим: вечный город сквозь века. Античность», «Времена и воины. Римские легионеры», «Рим: сила и величие», «Древние культуры и цивилизации. Древний Рим», «Художественная культура Древнего Рима», серия «Древние открытия» и другие.
Интернет-ресурсы предоставляют студентам возможность поиска по темам, а также свободного чтения источников, учебников и учебных пособий, научной литературы в электронных библиотеках для подготовки к семинарским занятиям. Прежде всего, это статьи из научного журнала «Вестник древней истории», а также из периодического научного сборника исследований и публикаций по античной истории Санкт-Петербургского государственного университета «Мнемон», статьи из которого опубликованы на сайте Санкт-Петербургского государственного университета. Одним из важнейших факторов использования интернет-ресурсов является возможность свободного чтения учебной, а также научной литературы по истории Древнего Рима. Помимо этого, интернет-ресурсы предоставляют возможность пользоваться различными изданиями хрестоматий по истории Древнего Рима в свободном доступе, что обеспечивает более плодотворную работу на семинарских занятиях. Список интернет-ресурсов располагается в конце настоящего издания.
Для поиска необходимой информации студенты могут воспользоваться общими поисковыми системами интернета, такими как Google, Yandex, Mail и другими. При этом студенты должны учитывать, что любой ресурс, даже электронный, является интеллектуальной собственностью автора или разработчиков, поэтому при использовании этих ресурсов в письменных работах необходимы ссылки, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа о библиографическом описании.
Также популярными стали аудиокниги, которые студенты вполне могут использовать при подготовке к семинарам, экзамену, итоговой аттестации. Цифровые книги последних лет по тематике истории Древнего Рима отличаются высоким качеством и хорошим подбором научной литературы. Так, например, в 2011 г. в этом формате была выпущена работа известного немецкого исследователя Генриха Вильгельма Штолля «История Древнего Рима в избранных биографиях», также в цифровом формате опубликован такой источник, как Тит Ливий «История Рима от основания Города» под редакцией М. Л. Гаспарова. Все эти современные издания должны помочь студентам в усвоении материала по теме «История Древнего Рима» и способствовать успешной работе на семинарских занятиях.
Необходимость появления данного издания вызвана тем, что многие учебные и учебно-методические пособия по истории древнего Рима давно уже стали библиографической редкостью. Тем более что в них далеко не всегда отражены те подходы, которые стали преобладающими в исторической науке в последние годы.
Наше учебно-методическое пособие разработано с учетом новых методических наработок, а также научных публикаций по истории и культуре Древнего Рима последних лет.
Пособие структурировано таким образом, чтобы преподаватель мог самостоятельно варьировать темы семинарских занятий в зависимости от количества часов, специализации группы, уровня подготовки студентов. Внутри каждой темы даны вопросы к обсуждению, примерные темы докладов и сообщений студентов, методические рекомендации к изучению темы занятия, контрольные вопросы, направленные на проверку знаний студентов, а также источники по теме и научная литература последних лет. Источники даются в алфавитном порядке без указания конкретного издания. Это сделано для того, чтобы студенты не ограничивались одним изданием, к примеру, Тита Ливия, а могли воспользоваться любыми другими, а также электронными и интернет-ресурсами.
В конце учебно-методического пособия даны вариативные задания к отдельным темам семинаров, предназначенные для контроля над уровнем усвоения темы студентами. Такие задания дают возможность выносить некоторые вопросы семинарского занятия на самостоятельную работу студентов.
Приведенные в пособии тесты по истории Древнего Рима могут помочь преподавателю в рубежном контроле и итоговой аттестации.
В общем списке источников и литературы даны как обязательные издания, упомянутые ранее в темах семинарских занятий, так и дополнительная научная литература. Далее представлен список электронных и интернет-ресурсов, который для удобства разбит на разделы.
Автор считает необходимым вводить в учебный процесс и поощрять использование студентами цифровых и аудиокниг, электронных и интернет-ресурсов.
Концепция пособия позволяет преподавателям реализовать вариативный подход в образовании при различных объемах учебной нагрузки. Пособие предназначено для студентов ступени обучения «бакалавриат» педагогических вузов, обучающихся по направлению подготовки 030600.62 – История.
kartaslov.ru
Всеобщая история. Избранные курсы - Семинар_римляне1
Методические рекомендации:
Для лучшей подготовки к семинарскому занятию студенту рекомендуется подробно ознакомиться с основной литературой (поэтому-то её список столь краткий) и выборочно, но тщательно прочитать один из основных источников (конечно, ознакомление с другими только приветствуется), причём нет ничего более глупого, чем всей группой прочитать одного и того же автора, тем самым превратив семинар из возможности узнать много новых фактов по одной теме в повторение одних и тех же сведений на разные лады. Чтение источников, при наличии определённой привычки к чтению и литературном вкусе, может даже доставить студенту эстетическое удовольствие, но при этом он не должен забывать о хотя бы кратком конспекте прочитанного – причём, разнородные данные из разных сфер повседневной жизни ему следовало бы разбить на отдельные сферы, сообразно плану семинарского занятия, и структурировать данные, вычитанные из Петрония, Ювенала или Марциала, опираясь на этот план.
Количество данных, с которыми могут ознакомиться студенты, может создать ощущение, что информации достаточно и она легко усваивается – отчасти это так и есть. Но важно не увлечься одной стороной дела – например, подробно рассмотрев структуру питания, проигнорировать проблему оценки численности населения Рима, его административного устройства и управления в нём. В принципе, студенты могут разбить тему на отдельные небольшие сюжеты (распорядок дня, одежда, пища, досуг, оформление и убранство дома, типы домов – отдельно insula, domus, кратко taberna, основные отличия жизни в Риме и Помпеях, верования и культы) и дать краткие сообщения по каждому из них, дополняемые замечаниями товарищей и перемежаемые предварительными обобщениями.
Следует также помнить, что точка зрения того или иного автора на особенности повседневной жизни римского общества – лишь его точка зрения, и она может быть разделена лишь до той степени, до какой научно аргументирована и подтверждена источниками. Именно поэтому разным способом сочетаемые факты способны приводить к различным общим оценкам, и студенту при подготовке семинарского занятия следует не только усвоить точки зрения основных исследователей повседневной жизни, но и дать критику их воззрений, отделив здравое от перехлёстов или преуменьшений – таким образом, данное семинарское занятие ни в коей мере не является лишь пересказом избранных мест из чужих работ или лишь их компиляцией.
Студенту следует обратить внимание не только на факты, содержащиеся в источниках, но также постараться уловить их тон, настроение и оценки – третий вопрос семинарского занятия предполагает, что мы окажемся в состоянии эти оценки изложить и постараться объяснить, чем они были вызваны. Важно понять, было ли это мировоззрение, в котором проявлялись черты застоя или же кризиса, или, напротив, неоднозначного, но полнокровного развития. Нужно понять не только то, во что люди верили, но и что они предпочитали видеть вокруг себя (четыре стиля помпейской росписи тоже о чём-то свидетельствуют), что считали удобным и достойным, а что – нет.
Тем самым, наивысшим достижением семинара была бы попытка обобщить данные по повседневной культуре римлян; предварительно структурировав их, попытаться увидеть проступающие за ними особенности мировосприятия. В этом отношении особую роль играют очерки Г.С. Кнабе, которые, однако, могут лишь помочь в собственном обобщении, но не заменить его.