Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века.
В конце VI — начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.
В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.
С конца III века — начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну — предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.
Алтайский край в XVII-XIX вв.
Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХVII века. Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников джунгар были сооружены Белоярская (1717 г.) и Бикатунская (1718 г.) крепости.
Долгая Северная война со Швецией поставила перед Россией ряд проблем, одна из которых – получение собственных металлов и особенно меди, необходимой для изготовления пушек, чеканки монеты, литья колоколов. До войны Россия ввозила из Швеции свыше 17 тыс. пудов меди ежегодно. Теперь же правительству Петра I пришлось обратиться к собственным природным ресурсам. С этой целью снаряжались поисковые партии, поощрялась частная инициатива.
Алтай издавна был известен как район добычи металлов, о чем свидетельствовали так называемые «чудские копи». Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае по праву считают отца и сына Костылевых. Этими открытиями воспользовался крупнейший уральский заводчик Акинфий Демидов.
Для разведки Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал — Колывано-Воскресенский завод.
Параллельно с медным производством, началась и выплавка серебра. Итогом деятельности Акинфия Демидова и его приказчиков на Алтае было создание здесь феодальной горной промышленности, основанной на крепостном труде приписных крестьян и мастеровых.
Слухи о выплавке Демидовым серебра дошли до Петербурга, и императрица Елизавета Петровна 1 мая 1747 года издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей.
За первые пять лет (с 1747 по 1752 годы) на Алтае было выплавлено свыше 750 пудов серебра и более 20 пудов золота, что оценивалось в 150 тысяч рублей. Из алтайского серебра была изготовлена гробница Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.
Образовавшийся ко 2-й половине ХVIII века Алтайский горный округ — это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. кв. км и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.
В первой половине ХIХ века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе – меди, третье – золота. Он превратился во второй после Урала промышленный район на востоке страны. В 1806 г. Барнаул наряду с Екатеринбургом официально признан горным городом.
Назначенный сибирским губернатором известный государственный деятель и реформатор М.М. Сперанский в 20-х годах ХIХ века побывал на Алтае и пришел к заключению: «Край сей сама природа предназначила к сильному населению и к самым богатым произведениям земледелия, торговли и промышленности. Но сих последних при настоящем устройстве
ожидать невозможно». Он считал целесообразным заменить горнозаводских мастеровых и приписных крестьян наемными работниками и привлечь на земли Алтая переселенцев. Но царский Кабинет долгие десятилетия не соглашался и на малые уступки, могущие пошатнуть его монопольное положение.
И после реформ 60–70-х годов ХIХ века феодальные пережитки на Алтае сохранялись в большей степени, чем в центре страны и других районах Сибири. Неприкосновенной осталась принадлежность горного округа царям, и это определило многие особенности развития Алтая в пореформенный период.
Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 1870-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты.
В частной промышленности пореформенного Алтая наибольшее развитие получила добыча золота. Наиболее крупными компаниями в золотопромышленности являлись «Алтайское золотопромышленное дело» и «Южно-алтайское золотопромышленное дело». К концу XIX века действовало 70 приисков и добывалось до 100 пудов золота ежегодно.
Алтайский край в первой половине XX в.
Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале ХХ века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие.
Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.
В конце ХIХ века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.
Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.
События 1917–1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июне 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле. Она просуществовала до 1925 года.
С 1925 г. по 1937 г. территория Алтая входила в Сибирский край, с 1930 по 1937 г. – в Западносибирский край. 28 сентября 1937 г. ЦИК СССР постановил разделить Западносибирский край на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.
На протяжении 1920-х годов Алтай оставался аграрным регионом и
поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 1930-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств.
На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 1920-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат – первое крупное текстильное предприятие Сибири. Его строительство началось в июне 1932 г., в ноябре 1934 г. вступила в строй первая очередь комбината. В 1940 г. предприятие достигло проектной мощности.
В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске – сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе – мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 1930-х годов Алтай
превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.
Алтайский край в годы Великой Отечественной войны
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения, среди них заводы сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, механических прессов, аппаратурно-механический, вагоностроительный, два котельных и др.
В отличие от центральных районов страны на Алтае и в предвоенные годы не хватало рабочих рук. Количество их сократилось после военных мобилизаций. За годы войны край дал фронту в общей сложности 611245 человек. Кроме того, по трудовым мобилизациям было привлечено в промышленное производство из сел 117 тыс. человек. Народное хозяйство края лишилось многих опытных руководителей, которые ушли в действующую армию.
Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. Эвакуированные предприятия были размещены в Барнауле, Бийске, Славгороде, Рубцовске, Чесноковке (Новоалтайске). В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности.
В военные годы многие врачи и медсестры края были мобилизованы в армию. Материально-бытовые условия жизни местного населения резко ухудшились. К тому же Алтай принял десятки тысяч эвакуированных из прифронтовых областей, с Дальнего Востока, больных и голодных детей из Ленинграда. Лечебные учреждения ощущали острый недостаток в медикаментах, перевязочном материале, специальной аппаратуре. Лучшие помещения и оборудования передали военным госпиталям, в которых прошли лечение более 100 тыс. раненых бойцов и командиров.
Жители края вносили личные сбережения в фонд обороны, собирали теплую одежду и белье для воинов, заботились о раненых и семьях фронтовиков, приобретали облигации военных займов и денежно-вещевых лотерей. Всего за 1941-1945 гг. в фонд обороны поступило почти 71 млн. руб. деньгами, более 77,2 млн. руб. облигациями госзаймов, а также большое количество хлеба, мяса и других продуктов. В конце июня 1941 г. возникло движение за сбор средств на строительство боевой техники и вооружения для армии и флота. Инициаторами его выступили юноши и девушки Рубцовска, решившие отдать свои деньги на сооружение танковой колонны «Комсомолец Алтая». 7,1 млн. руб. было перечислено на строительство танковой колонны «Колхозная молодежь», 5,7 млн. руб. — отряда торпедных катеров «Алтайский комсомолец». Пионеры и школьники края собрали и внесли на изготовление танков и самолетов более 10 млн. рублей.
Алтайский край в послевоенные годы
Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края в шесть раз превышали среднесоюзные. В 1949 г. за создание семейства дизелей директор Барнаульского завода транспортного машиностроения (Трансмаш) Н.Г. Чудненко, инженеры Е.И. Артемьев, Н.Л. Вегера удостоены Государственной премии.
Алтайские дизели представлялись на всемирных промышленных выставках в Берлине, Лейпциге и других городах, где получили высокие оценки и премии. На Алтайсельмаше в середине 1950-х гг. вступила в строй первая в стране автоматическая линия по производству лемехов. Бийский котельный завод впервые в истории котлостроения применил поточную линию по изготовлению барабанов котлов. Барнаульский завод мехпрессов внедрил конструкцию новых чеканочных прессов с давлением 1000–2000 т.
К началу 1960-х годов на Алтае производилось более 80% тракторных плугов, свыше 30% грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.
Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для региона оставалась зерновая проблема. Временный выход из положения дало освоение целинных и залежных земель.
Колхозами и совхозами Алтая было освоено 2619,8 тыс. га целинных и залежных земель, в крае организовано 20 целинных совхозов. За успешное освоение целины, увеличение производства зерна Алтайский край в октябре 1956 г. награжден орденом Ленина (вторым орденом Ленина Алтайский край награжден в 1970 г.). В дальнейшем освоение целины обернулось потерями посевных площадей в результате эрозии почв. В этих условиях настоятельной становилась необходимость интенсификации сельскохозяйственного производства, превращения его в комплекс, тесно связанный с перерабатывающими отраслями.
В 1970–80-е годы произошел переход от отдельно действовавших
предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений. С центрами в крупных городах были созданы Рубцовско-Локтевский, Славгородско-Благовещенский, Заринско-Сорокинский, Барнаульско-Новоалтайский, Алейский, Каменский, Бийский агропромышленные комплексы.
В феврале 1972 г. началось строительство Алтайского коксохимического завода, в декабре 1981 г. был получен первый кокс.
www.protown.ru
Как открывали Древний Алтай - История тюрков (великие империи) - Мурад Аджи - rutlib4.com
Как открывали Древний Алтай
Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет расти в течение долгих столетий, охватит потом всю Евразию, докатится мощным валом до Европы и спустя многие века получит звучное имя – Великое переселение народов. Но пока алтайцы даже не подозревают о том грандиозном событии…
Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. Дорог еще не было. В поисках лучших земель и пастбищ для скота люди преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шел к своей славе Алтай… Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой. Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают все, как что-то дикое, пугающее. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно и когда появилось.
Алтайские горы
Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались в горной своей стране по солнцу, читали карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках все: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!
В древности у рек Алтая названий не было. Их всех называли одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О существовании других рек люди не догадывались.
Потом, когда начали познавать окружающий мир, это старинное имя решили сохранить за главной рекой Алтая – Катунью. А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия. И эти древние имена остались на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь.
Заметим, все названия тюркские!..
Бия и Катунь в переводе означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой. Специалистов здесь мало, чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого глубоких знаний по истории, по географии, по лингвистике, по этнографии. Он должен знать буквально все.
Эдуард Макарович Мурзаев (1908–1998).
Выдающийся географ и топонимист, он «оживил» географическую карту. И карта заговорила на тюркском языке
Крупнейшим топонимистом был Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, иными глазами посмотришь на географическую карту. Например, всем известное название Енисей способно поведать о многом, топонимика помогла раскрыть тайну звуков, скрытую в нем. В верховьях этой реки, как оказалось, самые древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ! – появились как раз здесь. Они и назвали реку – Анасу (Енисей), что означало «мать-река»…
С рекой, вернее, с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!
А не отсюда ли слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто, когда знаешь.
Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера – Байкал. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – Бай-кёль. Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.
А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – «Лена». Хотя прежде была – Илин, то есть «восточная». Самая восточная река Древнего Алтая.
В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира. Катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность и мороз сберегли их.
Древний Алтай начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад, по необозримой евразийской степи – к Атлантике. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им отчим домом, ее назвали Дешт-и-Кипчак. Степь кипчаков, или Великая степь.
…Топонимика – наука удивительная. Она проявила древние традиции тюркского народа, потому что географическое название – это не просто название. Оно всегда имело и имеет глубокий смысл! У каждого народа был свой ритуал дачи имен. Тюрки, давая имена горам, вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора могла иметь два или три имени… Традиция возникла не на пустом месте.
Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И – придумывали горам ложные имена (их и разрешалось произносить вслух).
Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились. Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.
Река Обь, «бабушка-река»
А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы очень красноречиво. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Никто толком не помнит, как появилось имя, что означало, но местные жители произносят его исправно. И злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.
На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.
Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной, на которой каждая снежинка есть душа умершего.
Как гора становилась священной? Теперь никто и не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть. Говорят, что о ней знают старики, но они молчат… Самой известной считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она – Центр мира (Меру), мировая гора. Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.
Потом открылись другие священные вершины – Борус, Хан-Тенгри, Кайласа… Все они были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.
Не только рекам и горам поклонялись древние алтайцы. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта давняя традиция тоже не забылась.
rutlib4.com
Соенов В.И., Трифанова С.В. История Алтая (с древнейших времен до V в. н.э.)
Соенов В.И., Трифанова С.В. История Алтая (с древнейших времен до V в. н.э.)Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. 130 с.
Информация о файле: pdf, 26 mb.
Учебное пособие содержит основные этапы истории Алтая с древнейших времен до V в. н.э. в хронологической последовательности. По археологическим данным рассматривается жизнедеятельность алтайских обществ в каменном (палеолите, мезолите, неолите), бронзовом и железном веках. Настоящее издание рассчитано на студентов и аспирантов. Может использоваться преподавателями и школьниками, а также всеми, кто интересуется древней историей Алтая.
Алтай входит в состав Алтайской горной области, являющейся частью Алтае-Саянской физико-географической страны. Его современный горный рельеф сформировался в результате длительной истории развития земной коры. На Алтае распространены горные породы различного возраста: докембрия, палеозоя и мезокайнозоя (гранит, кристаллические сланцы, красноцветные эффузии, известняки, мраморы и рыхлые отложения, являющиеся продуктами разрушения гор - песок, гравий, глина).
Алтай сегодня является самой высокогорной областью в Сибири. Многие горные массивы поднимаются выше 3-4 тысяч метров. Расположение горных хребтов имеет определенные закономерности. Наиболее высокие хребты расположены в Центральном Алтае.
На территории региона распространено около двадцати основных типов почв. Все они образуют три типа почвенной поясности: горно-тундровые, горно-луговые и горно-лугово-степные почвы высокогорий; горно-лесные почвы высокогорий, среднегорий и низкогорий, лежащих на высотах от 800 до 2500 м; лесостепные почвы низкогорий, лежащих на высотах менее 800 м.
Речная лента Алтая включает около 20 тыс. больших и малых рек. Основная водная артерия - р. Катунь, берущая начало у южного склона г. Белухи из ледника Геблера. Наиболее крупные притоки Катуни - Кокса, Мульта, Аргут, Чуя, Урсул, Сема, Иша, Кураган, Кучер-ла, Кадрин, Сумульта. На востоке республики протекает р. Бия с притоками Лебедь, Пыжа, Сарыкокша и др. К крупным рекам Алтая относятся также Ануй, Песчанная и Чарыш, которые в пределах алтайских гор расположены только своими верхними частями течения...
СодержаниеВведениеРаздел 1 ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ АЛТАЯРаздел 2 ЭПОХА КАМНЯ2.1. Первые люди на Алтае. Нижний (ранний) палеолит2.2. Средний палеолит2.3. Верхний (поздний) палеолит2.4. Мезолит2.5. НеолитРаздел 3 ЭПОХА ЭНЕОЛИТА И БРОНЗЫ3.1. Ранние металлы3.2. Большемысская культура3.3. Афанасьевская культура3.4. Окуневская/каракольская культураРаздел 4 ЭПОХА РАННЕГО ЖЕЛЕЗА4.1. Начало производства железа.4.2. Скифское время4.2.1. Раннескифский (аржано-майэмирский) период4.2.1.1. Бийкенская культура4.2.2. Скифо-сакский (пазырыкский) период 4.2.2.1. Пазырыкская культура4.3. Гунно-сарматское время4.3.1. Политическая ситуация в Центральной Азии в конце I тыс. до н.э.— первой пол. I тыс. н.э.4.3.2. Булан-кобинская культура4.3.3. Майминская культураРекомендуемая литература
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
na5ballov.pro
ИСТОРИЯ
История Алтая с древнейших времен до наших днейНа сайте на широкой документальной и историографической основе раскрываются важнейшие исторические процессы и события, происходившие на территории Алтая с древнейших времен до февраля 1917 г.http://starshoes.su/o-resurse.html
Архив книг по истории Алтаяhttp://new.hist.asu.ru/
Географический указатель. Западная Сибирь Алтайский край в годы Великой Отечественной войныhttp://www.altlib.ru/
Д.Г. Мессершмидт – исследователь древней истории Сибири : указатель литературы / ГБУК РХ «Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова» ; [сост.: И.А. Янгулова и др.]. – Абакан, 2011. – 26 с.Указатель посвящен немецкому ученому, который во время своего путешествия по Сибири в 1720-х гг. собрал ценные этнографические, языковые материалы. В Хакасии Д.Г. Мессершмидтом были открыты древнейшие письменные памятники орхоно-енисейской письменности. Было положено начало научным этнографическим исследованиям.https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.nbdrx.ru%2Fchit%2Fbib_ukz%2Fbib_uk_2.pdf&name=bib_uk_2.pdf&lang=ru&c=587c3f35b494
Ядринцев Н.М. - Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношенииhttp://www.mustagclub.ru/
Изучение древнейшего прошлого Сибириhttp://www.protown.ru/
Древнейшие поселения на территории нашей страныhttp://bookucheba.com/
ХАДИ АТЛАСИ ИСТОРИЯ СИБИРИhttp://protatar.narod.ru/Kitaplar/HadiAtlasi/SibHis9.html
Покорение Сибириhttp://www.rulit.net/
Деренко М.В., Малярчук Б.А. В ПОИСКАХ ПРАРОДИНЫ АМЕРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВhttps://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpriroda.ras.ru%2Fpdf%2F2001-01.pdf&name=2001-01.pdf&lang=ru&c=587ce429fb40&page=97
Беловодье. Древняя прародина Ариев и Славянhttp://wiki.rusovei.ru/index.php/
Республика Алтай. История Республики Алтайhttp://www.protown.ru/
История Республики Алтайhttp://www.gpedia.com/ru/gpedia/История_Республики_Алтай
История России и её регионовhttp://haknii.ru/
История и современность Республики Алтайhttp://kpdara.narod.ru/
История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы международной научно-практической конфе- ренции (20-23 апреля 2015 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. – 179 с. http://www.gasu.ru/univer/edu/dep/hi/m_konf/2015.pdf
История освоения бассейна Телецкого озера(начало) http://altai-go.ru/index/istorija_osvoenija_bassejna_teleckogo_ozera/0-85
Тадина Н.А. О русском факторе этнических процессов у алтайцев http://new.hist.asu.ru/naltai/ualtaifaktor.html
Горный Алтай. Интересные исторические фактыhttp://www.uso.ru/
Тематическое планирование История Горного Алтаяhttps://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.shkola13gorny.edusite.ru%2FDswMedia%2F7kl.doc&name=7kl.doc&lang=ru&c=587ce6230c5e
Аджи М. Тюрки и мир: сокровенная история. http://www.adji.ru/
Заклятие тюрковhttp://gorno-altaisk.ru/
История Алтаяhttp://putevoditel-altai.ru/load/1173-istoriya-altaya.html
Республика Алтай, история,географияhttp://sib-guide.ru/siberia/ar/1
Республика Алтай, история заселенияhttp://sib-guide.ru/siberia/ar/2
Двоеданничество в Сибири. Введениеhttp://www.volgota.com/
Социальная структура населения Горного Алтая хунно-сяньбийского времениhttp://cheloveknauka.com/sotsialnaya-struktura-naseleniya-gornogo-altaya-hunno-syanbiyskogo-vremeni
Козлова Е. М.Социальная история Алтая кабинетского периода в народнической историографии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 Барнаул, 2005 185 c. : 61 05-7/952http://www.dissland.com/
Чуваев Н.А. Симбиоз и конкуренция: частный кустарь-одиночка и промысловая кооперация в послевоенной экономике Алтая (1945-1953 гг.) // Исторический Ежегодник. 2009.: Сб. науч. тр. / Институт истории СО РАН. Новосибирск, Рипэл, 2009. - с. 191-202.http://ussr-1921-1956.livejournal.com/http://www.history.nsc.ru/
Арыкова Н.Г. Развитие промышленности и профессионально-технического образования в Горном Алтае в послевоенный период (1946-1965гг.)/Н.Г. Арыкова// Мир науки, культуры, образования--2008.- 2(9).- С.79-81. http://amnko.ru/
Завьялов А. А. Развитие транспортной системы Алтая в конце XIX- начале ХХ века: государственная политика и частная инициатива А. А. Завьялов // Мир науки, культуры, образования. -2008.- 2(9).- С.81-84.http://amnko.ru/
Пойдина Т.В. Графические документы и фотоиллюстрации архивных и музейных фондов как источники изучения садово-паркового строительства в сибирском городе /Т.В. Пойдина // Мир науки, культуры, образования. -2008.- 2(9).- С.41-43.http://amnko.ru/
Материалы республиканской научно-исторической конференции "История и современность Республики Алтай". - Горно-Алтайск. – 2012. – 137 с. (История образования Горно-Алтайской (Ойротской) автономной области, От национального движения алтайцев к образованию Республики Алтай, История кафедры ветеринарии Горно-Алтайского госуниверситета, Им гордятся земляки, Трудовая биография Казанцева Павла Лукича, Дело жизни (о первом директоре совхоза-завода «Подгорный»), История становления и развития рудника «Веселый», Академическая наука в Горном Алтае - становление и развитие, Шаалта/калым в современном обычном семейном праве алтайцев, Алтайская национальная школа как социальный институт.развития Ойротской автономной области, Председатель Ойротского облисполкома И.В. Пьянков (биографическая реконструкция), Благопожелания как образцы речи, Из истории геологических изысканий Г.Г. Петца на Алтае и в Горном Алтае в конце XIX – начале ХХ вв., Тадыев П.Е.: ученый, политик и общественный деятель, Традиции и новации в алтайской культуре Тарбанакова С.Н. Развитие культуры в 30-х гг. XXв, Личность М. Чевалкова и становление автобиографического очерка в литературе Алтая, Социальное обеспечение в Ойротской автономной области в 20-е .годы ХХ века, Особенности культуры «стариковских» (старообрядцев), Изменение активности избирателей от типа выборов, Бухтуева Л.В. Из истории пантового оленеводства в Усть-Коксинском районе, Развитие промыслов в Горном Алтае в XIX в., Чуйский тракт – история и современность, История создания горно-алтайской породы коз, Развитие промышленности Горного Алтая во второй половине 1980-х гг., Личность М. Чевалкова и становление автобиографического очерка в литературе Алтая, Социальное обеспечение в Ойротской автономной области в 20-е .годы ХХ века, Особенности культуры «стариковских» (старообрядцев) г. Горно-Алтайск, Изменение активности избирателей от типа выборов, Из истории пантового оленеводства в Усть-Коксинском районе, Развитие промыслов в Горном Алтае в XIX в., Чуйский тракт – история и современность, История создания горно-алтайской породы коз, Развитие промышленности Горного Алтая во второй половине 1980-х гг., Из истории муниципализации частных дом
www.nbra.ru
История культуры алтая
скачать МОУ Сибирская СОШ
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ
Выполнила учитель
Истории и обществознания
Ильина Татьяна Анатольевна
2011 год.
Актуальность.
У нашего края богатое историческое прошлое. По самым скромным подсчетам ученых со времени появления человека на Алтае прошло около 600 тысяч лет. Природные богатства края создавали естественную основу для развития культуры древнейших людей. Вот почему во все исторические эпохи, начиная с каменного века, Алтай был заселен различными родоплеменными группами. Не раз в пределы края вливались волны чужеземных пришельцев. Одни из них вскоре покидали его горы и степи, другие оседали здесь надолго или навсегда, создавая неповторимые культурные ценности.
И поныне хранит Алтай следы былой культуры давно исчезнувших племен и народов.
Культура Алтая с древнейших времен до 18 в.
Каменный век и век бронзы на территории Алтая.
Люди появились на территории Алтая свыше 600 тыс. лет назад. Самые древние памятники археологии относят к древнекаменному веку(палеолит). Климат был мягкий, субтропический, в широколиственных лесах обитали теплолюбивые животные, например южный слон.
Самый древний памятник эпохи камня – Улалинское местонахождение, открытое в 1961 г. Академиком А.П.Окладниковым на р.Улалинке на окраине г.Горно- Алтайска. Люди в то время занимались охотой и собирательством, умели делать грубые орудия труда.
Около 100 тыс. лет назад север Евразии занял огромный ледник. Очагом местного оледенения стали горы Алтая. Субтропические животные и растения вымерли, появились мамонты, сибирские носороги и др.к этому времени относится группа пещерных стоянок в горах и предгорьях Алтая. Наиболее изучены из них Усть-Канская(на р.Чарыш), Денисова (близ с.Черный Ануй), Страшная(на р.Иня). А.П.Окладников полагал, что в это время на Алтай пришли люди из Средней Азии.
К эпохе позднего палеолита (35-13 тыс. лет до н.э.) относятся многие пещерные и поверхностные стоянки на Алтае: Сростинская, Усть-Семинская и Майминская. В поисках пищи люди вели бродячий образ жизни, искали защиту от непогоды под навесами скал. Люди должны были трудиться сообща. Господствовал первобытнообщинный строй. Когда не было частной собственности и деления на классы. Люди группировались в матриархальные родоплеменные общины, ядром которой были женщины. По их линии велся счет родства и труд которых играл главную роль в хозяйстве.
В эпоху мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) ледник отступил. Образовался современный рельеф и гидросистема. Климат стал мягче, теплее. Животные ледникового периода вымерли. Природные условия постепенно приняли современный вид. Появилась охота и рыболовство. Стоянки мезолита выявлены по берегам рек. Самые интересные из них открыты у с. Павловка(Угловский район).
В период неолита(6-4 тыс. лет до н.э.) главную роль в хозяйстве племен Алтая играли охота и рыболовство, а подсобную – собирательство. Изготавливали более совершенные орудия труда, изобрели прядение, ткачество, гончарство. Это позволило постепенно перейти к оседлости. Люди по – прежнему жили родовым строем.
Большая серия поселений неолита открыта и исследована у оз.Иткуль. Б.Х.Кадиков раскопал интересный могильник в устье р.иша(Красногорский район).
В целом каменный век был временем, когда возникло изобразительное искусство и религия. Самый ранний жанр – орнамент. Эпоха раннего металла представлена на Алтае серией культур: медно – каменный век представлен афанасьевской и большемысской культурами, ранняя бронза- елунинской, развитая бронза – андроновской, поздняя бронза – ирменской, корчажкинской и др.
Афанасьевская энеолитическая культура получила название от могильника у с.Афанасьевка(Красноярский кр.). На Алтае памятники встречаются в Горном Алтае (Усть – Куюм, Курота – 2, Арагол, Нижний Тюмечин). Главным достижением была добыча меди( изготавливали ножи, наконечники для стрел, украшения). Жили небольшими деревнями на берегах рек.
Расцвет эпохи бронзы на Алтае приходится на андроновскую эпоху(17 – 18 в. До н.э.), получившую свое название от деревни андроновской в красноярском крае. Андроновцы пришли с Южного Зауралья и из Казахстана. Их памятники известны на всей территории края: могильники Кытманово, Нижняя Суетка, Степной Чумыш, остатки поселений у с.Быстрый Исток, Усть – Пристань, Клепиково, Ближние Елбаны и др. Ведущими занятиями были пастушеское скотоводство со стойловым содержанием скота в зимний период и мотыжное земледелие.
Для эпохи поздней бронзы типичны памятники ирменской культуры(12 – 8 в. До н.э.). она названа по с.Ирмень Новосибирской области. На Алтае известны десятки ее памятников(Ближние Елбаны, Раздумье, ст.Плотинная. С. Новотроицкое и Камышенка и др.) Главным занятием было отгонное скотоводство, охота играла второстепенную роль.
В эпоху раннего металла племена Алтая научились добывать руды и получать сплав меди и олова – бронзу, из которых отливали топоры, молотки, кинжалы, ножи и др. из меди и бронзы изготовляля украшения – накосники, серьги, бляшки, браслеты, подвески. Умели добывать золото и делать из него бляшки для головных уборов и одежды, бусы, серьги. Развитие скотоводства и обработки металлов в эпоху бронзы привело к замене материнского рода отцовским (патриархальным), к появлению богатых и бедных.
Культурные связи племен Алтая в бронзовом веке достигли на западе районов Поволжья, а на Юго – Востоке – Северного Китая.
Ранние формы религии. Начало духовной культуры.
Культура есть высшее проявление социального и человеческого, а степень ее развития есть мера отделения человека от природы. Культура начинается там, где усилия человека по разумному упорядочению и организации практического опыта и собственных ощущений понимаются в виде материальных предметов или идеальных образов искусства.
Религия есть форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии представляет собой историческую необходимость, благодаря которой человек начинает формировать свое самосознание, осознает себя, свою силу, восполняет свои слабости, свою историческую ограниченность.
На ранней ступени истории сознание человека рождало мифы, легенды и религиозные представления. Появилась магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей. Белая магия – колдовство с помощью «божественных сил» и черная магия – колдовство с помощью «нечистой силы». Наиболее древним является тотемизм. Эта форма религии основана на вере в родственную связь между видом животного или растения и родовой общиной. Тотем рассматривался как предок рода и был окружен системой запретов (табу). Это выполняло не только магическую, но также познавательную и прагматическую функции, т.к. позволяло человеку увидеть то, что связывало его с общностью.
Другая ранняя форма религии – анимизм. У каждого предмета и явления природы имелся свой хозяин, который в воображении людей был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом и явлением. Этот хозяин – двойник обладал разумом.
Существовало также представление о двойнике человека, именуемом душой. С небес душа посылалась божеством на землю в материализованной форме.
Для всех религиозных воззрений характерна вера в загробную жизнь, которая представляется во многом похожей на реальную. Поэтому наши далекие предки хоронили умершего сородича со всеми вещами, необходимыми ему «на том свете». В Алтайском крае известны погребения всех эпох, кроме древнекаменного века.
Скифская культура на территории Алтая.
Скифо – сакские племена Алтая – полукочевники, разводящие скот. Охота и земледелие – вспомогательные занятия. На территории Алтайского края широко известны две археологические культуры – Большереченская и Пазырыкская. Эти открытия стали сенсацией в мире науки. Нигде в мире больше не сохранились ткани и великолепные ковры.
Основным занятием скифских племен было скотоводство. Основное животное – лошадь. Она служила средством передвижения, ее употребляли в пищу. Из шкуры изготавливали одежду и домашнюю утварь. Охота не была основным занятием, а служила развлечением для знатных людей. Для массы населения охота была подсобным промыслом. Охота на пушных зверей – белку, соболя, выдру – велась ради украшения одежды богатым мехом. О жилищах почти ничего не известно. У скифов существовал культ предков и вера в загробную жизнь. Они знали способ бальзамирования тел умерших, полагая, что душа может вернуться. В курганах обнаружены древнейшие в мире ковры, изделия из металла, дерева и камня. Мастера Алтая использовали сюжеты и мотивы др. племен.
Таким образом, на территории Алтая в середине 1 тысячелетия сложилась уникальная культура полукочевников – коневодов. Особенностью культуры скифо – сакских племен является привнесение элементов художественности в предметы быта и повседневности.
Искусство племен Алтая, имея много общего с искусством других скифских племен, отличается рядом особенностей. Отвечая общим требованиям к скифскому «звериному» стилю, в искусстве племен Алтая значительное место занимают орнаменты, состоящие из геометрических фигур и мотивов растительного характера. Из мира животных больше всего воспроизводимы представители местной фауны: горный баран, козел, олень, лось, кабан, барс, степная кошка, волк. Особое место занимают фантастические животные: лось с клювом грифа, тигр с рогами оленя, рогатая кошка.
Изобразительное искусство древних жителей Алтая предназначено прежде всего для украшения предметов быта.
Тюрки и их место в культуре Алтая.
В 3 веке до н.э. на степных просторах Центральной Азии образовалась огромная империя Хунну. Хунну был и кочевым народом с очень сильной и подвижной армией. Они были монголоидами, говорили на тюркских языках. Хунну заняли новые территории, в том числе и Алтай. Тюрки обрели необходимые атрибуты цивилизации: государство и письменность. Впервые письменность стала достоянием кочевых племен. Основным занятием турков было кочевое скотоводство: пасли лошадей и овец. Тюрки умели вырабатывать войлок и шерстяные ткани, делали посуду из дерева и железа, сосуды из кожи. Особенно развита была металлургия. Это позволило перевооружить армию. Тюрки домов не строили, они жили в войлочных шатрах – теплых, просторных и легко переносимых с места на место. Одежда была приспособлена к кочевой жизни: халат, шаровары, войлочные сапоги. Ювелиры делали массу украшений для костюма и для сбруи из бронзы, золота, серебра. Распространены были резьба по дереву и кости.
К художественной культуре тюрков можно отнести бичикту (писаницы) Горного Алтая. Они выполнены способом контурного изображения, когда резными линиями обведен лишь силуэт изображения. Писаницы реалистично изображают людей, животных, сцены охоты.
В начале 13 века н.э. власть на Алтае переходит к монголам, и тюркская культура приходит в упадок.
Культура коренного населения Алтая – Алтайских племен.
Как и все народы мира, Алтайцы создали свою мифологию. В ней нашли отражение представления о природе, человеке, животном и растительном мире. Мир алтайских гор и тайги представлялся одушевленным, полным не только зверей и птиц, но и духов – ээзи. Хозяин земли Алтая – Черный Бык, хозяин озера – Синий Бык, хозяйка тайги – Албыс – чудная женщина с длинными распущенными волосами. Духи в мифах алтайцев бывают светлые и темные. Все делится на добро и зло, свет и тьму, черное и белое. Довольно часто встречаются сюжеты из мифов других народов. Это объясняется тем, что каждый народ, в древности пытаясь объяснить явления природы, прошел одним и тем же путем познания мира (у русских – Мать-земля, а на Алтае – Дьер-эне (земля-мать).
Шаманизм – природная религия. Для него характерно большое количество запретов на действия человека в условиях тайги и гор. За этим просматривается бережное отношение алтайцев к окружающей природе. Шаманы осуществляли контакт с духами. Обычно шаманы – это мужчины, реже женщины. Они могли быть женаты, ходить на охоту, ремесленничать. Часто свое мастерство они передавали детям, которые тоже становились шаманами. Духи делились на две категории: покровители и помощники. Покровители – Ульгень, его сыновья, Умай и духи высокого рангабожество огня От Эне, хозяева священных гор. Помощники – прочие служебные духи. Одно из основных движений шамана – быстрое вращение с бубном вокруг своей оси. Он также размахивал опахалом. Привлечению духов способствовали ленточки и бубенчики на одежде и бубне шамана. Духи сообщали шаману причины болезни человека, указывали, где найти потерявшуюся душу. Другие помогали ориентироваться и передвигаться во время камлания в небесной сфере, на земле или в подземном мире. Третьи охраняли его от злых духов. Алтайский шаманизм явился рвспространенной религией с многовековым существованием.
Устное народное творчество алтайцев.
Благопожелания – это выражение любви к природе Алтая, к Алтаю как к родине, к уважаемым людям, в особо торжественных случаях. В них выражается и просьба о помощи. Алтайцы очень тесно связаны с природой. Люди видят в ней покровителя, спасителя, кормилицу. Вся живая природа представляется алтайцам подобной людям. Поэтому относятся к ней очень бережно. Коренные жители говорят, что Алтай надо уважать как отца, любить как мать, надо одаривать природу опрыскиванием места пребывания молоком и повязыванием белой ленты. Если люди нарушат закон равновесия природы, то она отомстит неудачей на охоте, болезнями, вымиранием целого рода.
Загадки в алтайском языке происходят от слова «тап» - ищи, раздумывай. Соображай. Алтайские загадки составлены исключительно на материале наблюдений за явлениями природы и действиями человека. При отсутствии письменности загадки на протяжении веков были одним из средств хранения духовного опыта народа. В длинные зимние вечера люди собирались вместе послушать сказки, героические сказания, попеть песни и позагадывать загадки. Знание загадок свидетельствовало об интеллектуальной и духовной жизни человека.
Плач исполняется на похоронах. У алтайцев не было специальных людей, исполняющих плач. Каждый выражал свои добрые слова об усопшем.
Легенда – самый распространенный и самый древний жанр устного народного творчества. В них люди выражали свое понимание природы и окружающего мира. Чтобы укротить природу, люди придумали Сартакпая. Каждое явление в природе человек объяснял по-своему, пропускал увиденное через призму преломления своих мыслей, понятий, знаний, так как грамоты не знал.
Сказка – это жанр устного народного творчества с установкой на вымысел. Алтайские сказки имеют зачин: «Озо, озо, озо, чикта», что означает «Давным-давно это было», а концовка выражается словом «Чёёк!» - значит «Конец». Сказка отражает мировоззрение народа в разные исторические эпохи, его отношение к действительности, мечты о будущем, его борьбу за свою независимость, веру в себя и свои силы. Сказки алтайцев связаны с тайгой, реками, рыболовством, охотой, заготовлением кедровых орехов. Желание людей, ориентированное на доброту, честность, благлродство, излагается в сказках.
Декоративно – прикладное искусство.
Резьба по дереву. Этот ид искусства известен с древнего периода. Характерной чертой резьбы по дереву является изображение животных: барсов, баранов, быков. Из дерева делали украшения для седел, бляшки для украшения уздечек, украшались предметы домашнего обихода – кадушки, ведра. Темой резьбы была охота.
Тиснение по коже. Тиснением украшали ташауры(сосуды для араки), изделия из бересты. Северные алтайцы из бересты делали туесы(сосуды для воды, молока), хлебницы, берестяные чаши, блюда, солонки, коробки.
Украшение войлока. Катали войлок для разных целей: настил на пол, ковер на стену, поделки войлочных чулок. К этому же виду искусства относятся тканые ковры. Они ткутся из различных цветных нитей, вышивка бывают однотонные с рисунком. Северные алтайцы ткали полотенца, ткань для одеяла, дорожки ит.д. рисунки носили форму геометрических рисунков.
Вышивка применялась для украшения ворота платьев, халатов. Кроме обыкновенной вышивки нитками применялась вышивка бисером.
К ювелирной работе алтайцев надо отнести поделку женских украшений: накосники, поделки из бус, раковинки, пояса.
Музыкально – песенное творчество.
В фольклоре алтайцев народные песни занимают особое место. Исторические песни отражают многовековую борьбу алтайского народа с внешними врагами. Чтобы ярко оттенить тяжелую борьбу, песню строят на контрасте красоты природы Алтая с положением народа. Песни связаны с конкретными историческими личностями: Галдай - Церен, Амыр-Сана, Шуну.
Лирические(любовные) песни - самый распространенный жанр. Через них идет знакомство девушек и юношей, объяснение в любви, назначение встречи. Песни отражают оптимизм, превосходство любви над злом и несчастьем, воспеваются красота и честность. Качества человека сопоставляются с образами природы. Настроение людей сравнивается с солнцем, луной, звездами. Как сама жизнь была полна трагизма, взаимоотношения молодых людей тоже во многом были трагичны, т.к. жизнью , судьбой своей дочери распоряжались родители. И девушка часто выходила замуж не по любви.
Игровые песни. Практически все массовые игры связаны с песнями. В композиции алтайских игр для песен характерным являются повторы, они повышают эмоциональный тон песни, придают игре ритм. Песни носят живой, эмоциональный характер.
Трудовые песни – этот вид песен самый богатый и разнообразный в песенной поэзии. В них наряду с отражением тяжелой, обездоленной жизни говорится о думах и чаяниях народа о лучшей жизни. Обращаясь к природе, люди испрашивали хорошей погоды, обильных ягод и др. постепенно песни испрашивания перешли в песни восхваления, прославления мастеров.
Песенные состязания проводятся алтайцами во время народных праздников. При состязании певцы садились или стояли друг против друга. Ни одна песня не должна была повторяться. Каждый певец должен поразить слушателей глубиной мысли, остроумием, неожиданностью сравнений, умением поставить своего соперника в затруднительное положение.
Кай – горловое пение, древнее песенное творчество алтайцев, которое применяется при исполнении героических сказаний. В них сказитель показывает особые качества богатыря, его сражение с недругом, его мысли и чаяния, любовь к жене и детям, думы о своих родителях. Такое пение представляет низкий горловой речитатив.
Музыкальные инструменты алтайцев делятся на щипковые, смычковые, шумовые и флейтовые. К смычковым относятся икили, к шумовым – шатра, флейтовым – шоор, щипковым – топшур.
Особенности русской народной культуры
Алтая в связи с историей его заселения.
Особенности народной культуры зависят от специфики заселения Алтая. Оно началось в первой четверти 18 века. Самыми ранними поселениями были Белоярская и Бикатунская крепости. Интенсивное заселение алтайских земель связано с развитием горнорудной и горнозаводской промышленности. В 20-е годы 18 века А.Демидов открыл первые рудники (Воскресенский, Змеевский, Локтевский, Колыванский, Барнаульский). Первыми рабочими были переселенцы с уральских заводов Демидова, беглые крестьяне и разночинцы, раскольники-старообрядцы, беглые солдаты и помещичьи крестьяне, бежавшие от тяжкой жизни и преследований в глухие угодья Горного Алтая в поисках Беловодья – легендарной страны свободной и вольной жизни.
В 200-летний период заселения Алтая было осуществлено его хозяйственное и культурное освоение. Переселенцы своим трудом превратили пустующие земли в плодородные поля. От новоселов старожилы восприняли новую культуру земледелия, переняли новые ремесла и промыслы. Но старожилы сохраняли свои культурные традиции, обычаи, обряды, поверья и говоры.
Культура и быт сибиряков – старожилов.
Старожилы – это культурно-историческая категория, обобщенный образ первопоселенцев Сибири с самобытной материальной и духовной культурой. В 18 –первой половине 19 века сформировались локальные этнографические группы старожилов : чалдоны, казаки, сибиряки, вятские. Наиболее сложными по составу были: кержаки, поморы, поляки, стариковцы, самокресты и т.д. Они выращивали рожь, ячмень, корнеплоды и капусту; разводили крупный рогатый скот для производства молока и мяса. Лошадь берегли как тягловую силу. Деревни старожилов возникали в долинах крупных рек и имели выраженную долинно-приречную застройку, при которой большие усадьбы располагались свободно. Образовывались родовые гнезда: вокруг отцовского дома строились сыновья. Преобладающим типом жилища являлся северорусский вариант высокой срубной избы – однокамерного дома на высокой подклети – нижнем хозяйственном помещении, образованном продолжением сруба вглубь и имевшего вход со двора. Частью крестьянского подворья являлся комплекс хозяйственных построек: амбар, амбарушки, пригон, хлев, баня.
Одежда старожилов, как и в целом крестьянства России, включала комплекты зимней и летней одежды, праздничной и рабочей, верхней и нательной, но отличалась у отдельных групп кроем, названием отдельных частей, техникой и орнаментом вышивки.
В питании старожилов самыми распространенными были продукты земледелия: крупа и мука. В семьях готовили различные блюда: кутья, заваруха, затирка, кисель, хлеб, блины, оладьи, лепешки, пирожки. В отличие от крестьян Европейской России, старожилы больше использовали в пищу продукты скотоводства. Благодаря опыту местного тюркского населения, они готовили для длительного хранения мясомолочные продукты, применяя копчение, сушку, вяленье и замораживание.
Старожилы сохраняли древние патриархальные черты семейной жизни. Отношения строились на подчинении младших старшим. Во главе стоял старейший мужчина – большак. В его ведении находилось все домашнее имущество, хозяйство. Он руководил мужскими работами по заготовке дров, строительству, полевым работам. Ему помогала хозяйка – большуха, которая распределяла женскую работу по дому, на огороде, в поле. Детей с детства приучали к труду.
Устои семьи и нормы воспитания определялись нормами христианства. Наряду с традиционным способом воспитания, таким как побои, большую роль играло религиозное воспитание, в основе которого лежал принцип беспрекословного послушания и почитания старших.
Культура старообрядцев Алтая.
Стремление сохранить древнее благочестие от начавшихся жестоких преследований со стороны правительства и господствующей церкви заставило сторонников старой веры уходить в труднодоступные и глухие места. Образовался скит – небольшое поселение. Заводилось хозяйство. Культура старообрядческого населения Алтая является частью общенациональной, русской культуры, она богата и разнообразна. Старообрядцев считают людьми книжными, им принадлежит заслуга в сохранении традиций рукописной и старопечатной книги. В большинстве семей считалось необходимым обучение грамоте и письму. Старообрядцы создавали свою самобытную оригинальную литературу: полемические и исторические сочинения, патерики, духовные стихи.
Для старообрядчества характерен общинный уклад жизни. Духовным центром общины является собор, моленная или храм, где совершаются богослужения. Активная роль принадлежит каждому члену общины. Старообрядчество имело крепкие семейные традиции. Считалось, что только семейный уют, быт способствуют развитию добрых, творческих начал в человеке, твердости его убеждений. Большое значение имел авторитет старших в семье. Каждый имел свои обязанности в домашних делах. Дружная трудолюбивая семья, как правило, была зажиточной, это выделяло старообрядцев среди других групп населения. Большое значение придавалось благообразию внешнего вида: на молитву надевали особую одежду. Мужчины – темный долгополый кафтан, рубаху навыпуск, подвязанную поясом, сапоги. Женщины – рубаху с длинными широкими рукавами, собранную в мелкие складочки, длинный подпоясанный сарафан особого покроя. Нарядный платок закалывался под подбородком. Необходимым предметом, который всегда носили с собой, была лестовка – подобие четок. Она являлась символом непрерывного молитвенного восхождения к Богу. Одним из древнейших атрибутов православного обряда является подручник – особый квадратный коврик, который старообрядцы подкладывают под руки при земных поклонах во время молитвы, чтобы руки оставались чистыми. И еще одну древнюю традицию сумели сберечь старообрядцы: унисонное пение во время богослужений по особым знакам – крюкам, или знаменам, так называемое знаменное пение.
Таким образом, в сторообрядчестве мы видим выдающееся культурное явление, сохранившее древние традиции русской национальной и христианской православной культуры.
Казачество и казачья культура на Алтае.
Крепости, форпосты, маяки оборонительной линии постепенно к 19 веку превратились в казачьи станицы и поселки, жизнь которых шла по традициям и законам казачьего войска. Но образ жизни и мыслей казачества многим отличались от крестьянского мировосприятия. В семейных и бытовых традициях казачество ближе стояло к городским жителям. Нравственно-этические нормы базировались на исконно-русских традициях почитания мужества, чести, достоинства. Своеобразие алтайского казачества – это взаимодействие материальной и духовной культуры казаков разных областей России.
Казачьи поселки выделялись правильностью форм, они застраивались по уличному типу. Дома стояли у переднего края усадьбы. Каждый дом состоял из избы и горницы, разделенных сенями (тип жилых построек называется связь).интерьер казачьего дома был приближен к интерьеру жилых помещений горожан. Порядок в доме соответствовал порядку на улицах казачьих станиц. Скотные дворы устраивались за селениями, огороды были вынесены на специально выделенные земли. Основное внимание обращалось на организацию центральной части поселения. Здесь располагалась церковь, изба для общих сборов, хлебные магазины, хозяйственные амбары, канцелярии дежурных офицеров и др.
В одежде казаков проявилось влияние костюма городского мещанства 19 века. Брюки-шаровары шились с лампасами, которые означали принадлежность к казачьему сословию, форменная рубашка, фуражка с кокардой, шинель. Как правило, казаки имели два комплекта одежды. Костюм казачек шился из покупной ткани, поэтому крестьянки называли их «непряхами и неткахами». Женское платье дополнялось украшениями: бусы, серьги и кольца.
Ярким движением духовной культуры казачества на Алтае являются праздники. Особой любовью пользовались Рождество, Пасха, Троица, Масленница. Каждый казак отмечал престольный день своей станицы, им считался престольный день храма, стоящего в поселке. Обязательным был войсковой праздник, т.е. день своего войска. Своеобразным светским праздником были состязания в стрельбе и наездничестве, служившие главным итогом летних военных сборов. Тремя призами за лучшую стрельбу были винтовка, шинель с фуражкой или шашка и патронташ. Первый приз в состязаниях по наездничеству – казачье седло.
Среди форм проведения досуга необходимо отметить вечерки. Сюда не допускалась молодежь из других сословий. В поведении на вечерке сказывалось влияние городской культуры. Парни называли девушек на «вы» и в манерах подражали городу.
Культура и быт городского населения Алтая
В 18 – начале 20 века.
Высшим слоем городского населения на Алтае с момента перехода Колывано-Воскресенских заводов в казенное ведомство (1747) до середины 19 века были горные офицеры. Они были техническими руководителями производства, чиновниками по своим профессиональным обязанностям и интеллигенцией по мировоззрению и мировосприятию. Среди горных офицеров были выходцы из среднего и мелкопоместного российского дворянства, иностранцы, приехавшие в Россию по контрактам, выслужившиеся из нижних чинов. Большинство из них проживали в Барнауле, на Павловском, Алейском, Локтевском заводах, на Змеиногорском, Риддеровском и Зырянском рудниках. Горные офицеры жили либо в частныз домах, либо снимали квартиры. Размер и убранство дома зависели от занимаемой должности. Несмотря на удаленность от столичной жизни, они стремились поддерживать высокий светский уровень. Устраивали званые вечера, кушанья подавались самые разнообразные и в большом количестве. После застолья дамы и молодежь танцевали, а любители карточных игр собирались в отдельном зале. Такие вечера устраивались не часто, да и не все офицеры могли позволить себе с такой роскошью принимать гостей. Чаще просто ходили в гости, чтобы обсудить последние новости, поиграть в карты, послушать музыку.
В своей повседневной жизни интеллигенция чаще всего ориентировалась на моды, диктуемые Европой и С.-Петербургом. Оттуда выписывались последние книжные новинки, ноты, журналы мод. Из столицы везли мебель, музыкальные инструменты, произведения искусства, приборы для научных изысканий.
Еще одним популярным видом проведения досуга на Алтае была охота. Охотились круглый год и для каждого времени была своя дичь. Большинство горных офицеров были заядлыми охотниками.
Горные офицеры стремились дать своим детям приличное образование. Кроме профессиональных дисциплин, детям преподавались иностранные языки(немецкий, французский), музыка, танцы и другие предметы, входящие в традиционный набор светского воспитания.
Быт и нравы горных офицеров Алтая складывались под воздействием местных условий, традиций и обычаев с одной стороны, и под влиянием культуры Европейской России – с другой.
Благодаря своему географическому положению, наш край стал местом, через которое прошли пути многих племен и народов. Приходя на Алтай, они обогащались его культурным богатством уходя – оставляли память о себе в виде культурных достижений. Это алтайские племена скифо-сакского периода, хунну, древние тюрки, ставшие прародителями современных алтайцев. Но вместе с коренными жителями современную культуру края творили и поздние переселенцы из России: русские люди, крестьяне, горнозаводские рабочие, купцы, горожане, представители дворянства. Они несли с собой новую культуру. Постепенно культурные особенности этнографических групп русских переселенцев смешиваются, взаимно обогащаются, воспринимая необходимые элементы культуры коренного населения, наделяя алтайцев своими культурными достижениями.