История древней Японии охватывает временной отрезок начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов Японского архипелага, изменениями земельных отношений, выделением сословий и аристократии, междоусобными войнами, а также развитием ремёсел и культуры.
На заключительном этапе истории древней Японии, в период Хэйан, народ Ямато обрёл своё национальное самосознание. Практически во всех сферах жизни были созданы собственные аналоги, основанные на достижениях китайской культуры. В системе власти — это дуальная система правления, изначально построенная на родственных отношениях по материнской линии, а затем — на отношениях отца и сына. В религии — это появление японских форм буддизма, которые органично соединились с синтоизмом. В культуре — это создание собственной письменности, расцвет местной литературы, изобразительного искусства и архитектуры. Вместе с тем, нарушилась внутренняя цельность правящей элиты, потерпели крах принципы правовой системы японской государственности, возникли частные формы земельной собственности, что в итоге привело к кардинальным изменениям в обществе.
История
История древней Японии делится на три больших этапа, которые в свою очередь делятся на более мелкие исторические периоды (дзидай). Первый этап известен как «Доисторическая Япония» и включает в свой состав три периода — японский палеолит, Дзёмон и Яёй (условно этот этап можно соотнести с первобытным обществом). На второй этап пришлось формирование японской государственности, он подразделяется на два периода существования государства Ямато — Кофун и Асука. Третий период, также известный как «Рицурё кокка» («Государство законов»), делится на два периода — Нара и Хэйан[1].
Основными источниками по исследованию древней Японии являются исторические сочинения, регулярно появлявшиеся с VIII века, деловая переписка между чиновниками, наносимая на деревянные дощечки (моккан) в VII—VIII веках, и памятники материальной культуры, систематическое изучение и коллекционирование которых началось в период сёгуната Токугава. Многие японские правители и богатые феодалы той эпохи финансировали изучение и реставрацию древних храмов и дворцов, раскопки и обмеры курганов, исследования найденных печатей, керамики и других предметов быта. Особенно ценны трактаты Сайто Саданори, Яно Кадзусады, Гамо Кумпэя, Камэи Наммэя и Аояги Танэнобу. Первым европейцем, который познакомил Запад с древними артефактами Японии, был немец Филипп Франц фон Зибольд[2].
Однако серьёзные археологические исследования начались только после реставрации Мэйдзи, с прибытием в Японию американца Эдварда Морса[en] и англичанина Уильяма Гоуленда (первый проводил раскопки так называемых «раковинных куч» — кайдзука, второй заложил основы профессионального изучения курганов). Дальнейшим толчком к развитию современной археологической школы стало создание в 1896 году Японского археологического общества и образование нескольких факультетов археологии при ведущих университетах[2]. В XX веке большой вклад в изучение древней Японии и этногенеза японцев внесли археологи, историки и этнографы Косаку Хамада, Тёсукэ Сэридзава[de], Сосукэ Сугихара[ja], Сюити Гото, Суэдзи Умэхара, Таро Вацудзи, Эйитиро Исида, Сайта Тома, Таро Вакамори, Масао Ока, Итиро Явата и Намио Эгами[de], языковеды Симпэй Огура, Хисаносукэ Идзуи, Сусуму Оно и Сиро Хаттори, фольклористы Кунио Янагида и Нобухиро Мацумото[3].
Особенностью археологии в Японии является слабая сохранность исходного антропологического материала, что связано с повышенной кислотностью местной почвы, которая плохо сохраняет костные останки человека, животных и другую органику. Наилучшей сохранностью обладают скелеты, относящиеся к периоду Дзёмон, когда бытовал обычай захоронения в пещерах и «раковинных кучах». Совсем немного находок относится к последующим периодам (Яёй и Кофун), а для периодов Нара и Хэйан антропологический материал практически отсутствует (для захоронений в земле роковую роль играли почвы, кроме того, широкое распространение получила буддийская практика сожжения трупов)[4].
Палеолит
Поздний палеолит на Японских островах охватывает период с 40-го тысячелетия до н. э. до 12-го тысячелетия до н. э. Иногда его ещё называют «периодом Ивадзюку» (по месту обнаружения в 1949 году первой палеолитической стоянки в префектуре Гумма). Ранее употреблялись термины «период пред-дзёмон» и «докерамический период», но в последнее время они выходят из обихода. Памятники палеолита, открытые только после Второй мировой войны, относительно немногочисленны и нередко их атрибуция вызывает много вопросов[5].
Среди важнейших находок этого периода — скелет из пещеры Ямасита (датируется около 30 000 годом до н. э.), скелет из пещеры Пиндза-Абу (датируется около 30 000 годом до н. э.) и скелеты «людей Минатогава» (датируются около 15 000 годом до н. э.), обнаруженные на Окинаве. Главными занятиями населения в эпоху палеолита были охота и собирательство. Жителям островов были знакомы каменные топоры и ножи, а также копья в виде заточенных деревянных палок[6][7][8].
В конце периода палеолита и в начале периода Дзёмон произошло значительное потепление и повышение влажности, сформировалось тёплое Цусимское течение. Климат Японского архипелага приобрёл черты морского, приближённого к современному. Все эти факторы привели к увеличению снежного покрова, заболачиванию низменностей, разрастанию широколиственных лесов и росту популяции людей, однако исчезли некоторые виды слонов и оленей[9].
Период Дзёмон
Период Дзёмон (или японский неолит) охватывает отрезок времени с 12-го тысячелетия до н. э. до III века до н. э. Назван так по типу керамики с верёвочным орнаментом («дзёмон»). Этот термин впервые был употреблён Эдвардом Морсом в 1879 году и получил полное признание в 1937 году благодаря работам Яманоути Сугао, после чего вся хронология периода Дзёмон стала строиться на типологии керамики. Культура Дзёмон, в отличие от всех культур более поздних периодов, была распространена на всём Японском архипелаге от Рюкю до Хоккайдо и Курильских островов. Население занималось собирательством, охотой, речным и морским рыболовством, кое-где одомашнило диких кабанов. Важное значение имело изготовление разнообразной керамики (однако, в отличие от Китая, возникновение гончарного производства не послужило одним из факторов перехода к земледелию). Кроме того, группы охотников и рыболовов, занимавшиеся изготовлением керамики, быстрее переходили к оседлому образу жизни. Возле поселений стали появляться «раковинные кучи», куда жители не только выбрасывали отходы жизнедеятельности, но и в которых хоронили покойников[10].
Люди периода Дзёмон уже знали серьги, изготовленные из раковин, камня, глины и зубов диких животных, а также браслеты и ожерелья из раковин и камней, гребни из костей, лак уруси, грубую одежду из шкур и примитивной ткани. На севере Японского архипелага охотники стали применять лук и стрелы с каменными и костяными наконечниками, а также различные капканы и силки. Рыбаки среднего периода Дзёмон повсеместно использовали долблёные деревянные лодки, сети из растительных волокон с каменными и керамическими грузилами, костяные крючки и гарпуны, ловушки-загоны для речной ловли. Обитатели побережья, употреблявшие больше белков, имели более крепкое телосложение, чем жители внутренних районов, которые занимались только охотой и собирательством. Кроме того, к этому периоду относятся и глиняные статуэтки догу, имевшие ритуальный характер (большинство — антропоморфные, остальные — зооморфные). Среди догу преобладали своеобразно стилизованные женские изображения с утрированными формами, которые по своему орнаменту и предназначению приближаются к ритуальным керамическим сосудам этой эпохи. Во многих жилищах периода Дзёмон археологи обнаружили тщательно отделанные каменные ступы (исидзара), что свидетельствует о первых шагах в развитии земледелия, и длинные каменные жезлы (сэкибо) неизвестного назначения[11].
На рубеже 2 — 1-го тысячелетий до н. э. происходит распространение хвойных пород, заменивших характерные для 5 — 3 тысячелетий до н. э. широколиственные вечнозелёные леса (во многих районах архипелага стремительно исчезли некоторые виды дуба, камелии и камфорного дерева). Средняя продолжительность жизни человека периода Дзёмон составляла около 20 лет, и лишь немногие преодолевали 30-летний рубеж. По различным оценкам, в начале периода население Японского архипелага составляло около 20 тыс. человек, в период наибольшего расцвета культуры Дзёмон, пришедшегося на середину периода, оно возросло до 260 тыс. человек, однако к концу периода вследствие кризиса население сократилось до 70 тыс. человек (наиболее сильно кризис проявился в юго-западной части Японии, менее богатой ресурсами, и гораздо слабее затронул приморские поселения)[12].
Период Яёй
Период Яёй (или японский бронзово-железный век) охватывает отрезок времени с III века до н. э. до IV века н. э. Назван так по специфическому типу керамики, найденному в 1884 году в местности Яёй (современный район Бункё в Токио). С 1896 года понятие «керамика Яёй» прочно вошло в научный обиход. Культура Яёй охватывала ареал от северного Кюсю до Сикоку, юго-западного и центрального Хонсю (первоначальным центром культуры был север Кюсю, откуда она распространялась в северо-восточном направлении и достигла своего расцвета в регионе Кансай), но практически не была представлена на Окинаве, юге Кюсю, севере Хонсю и Хоккайдо. Этот период соответствует появлению на архипелаге протояпонцев (праяпонцев) и их культуры. Масштабные миграции с Корейского полуострова принесли в Японию технику заливного рисоводства, производства бронзы и железа, шёлкоткачество и другие новшества. Согласно некоторым оценкам, население Японских островов на начальном этапе выросло в 3 — 4 раза, а к концу периода Яёй составляло около 3 млн человек[13][14].
Переселенцы, составившие костяк населения культуры Яёй, по антропологическим признакам были близки к обитателям северной Азии (они были несколько выше «человека Дзёмон», имели более вытянутую форму черепа, шире расставленные ноздри, более приплюснутый нос и иную форму зубов). В связи с употреблением пищи с высоким содержанием крахмала (рис, просо, чумиза, гречиха, сладкий батат) у человека культуры Яёй стало больше гнилых зубов. Поселения мигрантов были значительно крупнее, чем поселения периода Дзёмон (существовали даже «суперпоселения» с числом жителей свыше 1,5 тыс. человек), хотя и в них основным типом жилья долгое время были полуземлянки. Поначалу переселенцы не вступали в значительные столкновения с местным населением, осваивая преимущественно малозаселённые земли. Пришельцы и их потомки успешно вовлекали аборигенов в свою систему общественно-хозяйственных связей. Однако, после перехода значительной части населения архипелага к оседлому образу жизни и орошаемому земледелию, в период среднего и позднего Яёй стал наблюдаться рост социального напряжения (участились конфликты за свободные земли и источники воды, поселения стали обноситься изгородью и окружаться рвами с водой)[15].
За пределами культуры Яёй существовали обширные области северного Хонсю и Хоккайдо, где климат не благоприятствовал заливному рисоводству, а богатые рыбные ресурсы не стимулировали переход к другим способам хозяйствования. Южный Кюсю в силу горного рельефа также был не слишком интересен мигрантам-рисоводам (на Рюкю земледельческий уклад начал формироваться лишь в XII веке, а айны, обитавшие на севере Хонсю и позже вытесненные на Хоккайдо, сохраняли традиции первобытного общества ещё в XIX веке)[16].
К концу периода Яёй на Японском архипелаге сформировались три основных хозяйственных уклада (равнинный, прибрежный и горный), три главных хозяйственно-культурных зоны (северо-восточный Хонсю и Хоккайдо, северный Кюсю, юго-западный Хонсю и Сикоку, южный Кюсю и Окинава), четыре главных культурных центра (северный Кюсю, Кансай, Канто и Симане). Кроме того, Китай и Корея утвердились в роли культурных доноров, отчасти под их влиянием сформировались некоторые общие принципы ритуальной практики (сокрытие сакральных предметов) и определились главные священные предметы (зеркала и мечи)[17].
Период Кофун
Типичный курган периода Кофун. Префектура Нара
Период Кофун (курганный) охватывает отрезок времени с IV (или со второй половины III века) по конец VI века и назван так по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа, которые свидетельствуют о значительной социальной дифференциации (Кофун можно соотнести с началом Древнего мира). Изучение курганов началось в XVII веке и к концу XX века их было открыто более 10 тысяч (крупнейшие курганы, которые причисляют к захоронениям правящего рода, расположены на равнине Нара). Во второй половине XIX века определённые курганы были закреплены за конкретными правителями древности, но это было сделано больше по политическим мотивам, в подавляющем большинстве случаев чисто гипотетически, без серьёзных исследований и подтверждений. Во второй половине периода Кофун произошло окончательное становление родоплеменного государства Ямато, в связи с чем он часто именуется «периодом Ямато». В период Кофун началось распространение буддизма, который в дальнейшем сыграл роль общегосударственной идеологии[18].
Мечи периода Кофун
Продвижение основных носителей культуры Кофун (переселенцев с Корейского полуострова и их потомков) из северной части Кюсю на равнину Нара сопровождалось распространением курганов и новых погребальных ритуалов, а также вытеснением бронзовых зеркал и колоколов. Строительство огромных курганов свидетельствует о существовании в обществе значительной социальной дифференциации, усилении контроля над массами населения и появлении государственных структур[19].
Со временем культурным и хозяйственным центром архипелага стало государство Ямато, возникшее на равнине Нара, но север Кюсю, благодаря тесным контактам с материком и наличию месторождений железосодержащего песка, продолжал играть важную роль в экономической и политической жизни Японии. В период Кофун на архипелаге начала распространяться письменность (китайские иероглифы, заимствованные из Кореи), что позволило в дальнейшем изучать историю древней Японии не только по археологическим находкам, но и по сведениям из письменных источников (многие из них в VIII веке были включены в мифологическо-летописные своды)[20].
Во второй половине IV века Ямато установило тесные союзнические отношения с корейским государством Пэкче, которое враждовало с Когурё и Силла (против них правители Ямато даже совершали военные походы). К V веку государство Ямато опиралось на наместников и военачальников, которые представляли или утверждали власть императорского дома в отдалённых провинциях. Символом власти и знаком вступления в должность служил меч, вручавшийся императором чиновнику. К этому времени уже существовала продолжительная традиция преемственности полномочий, которые передавались от отца к сыну. Границы Ямато простирались от равнины Канто на севере до Кюсю на юге, но полного доминирования на этой территории не было. В V веке, в связи с ростом значения морских коммуникаций, политический и экономический центр Ямато переместился на побережье Осакского залива. Однако, несмотря на то, что «царские» курганы теперь стали возводить в областях Идзуми и Кавати, подавляющее большинство правителей продолжали из своих дворцов на равнине Нара. Большие курганы стали появляться и на периферии, где они символизировали привилегии, которые правящий род даровал своим наместникам или местным правителям, признававшим власть государства Ямато[21].
Памятник императору Кэйтаю
На внешней арене Ямато поддерживало тесные связи с Пэкче и Южной Сун, причём временами Пэкче переходило в разряд вассалов Ямато (члены королевской семьи Пэкче, включая наследников трона, содержались при дворе Ямато в качестве заложников, а император Юряку даже просил южносунского императора Шунь-ди поставить его во главе Пекчэ). В начале VI века, после смерти императора Бурэцу, не оставившего наследника, на престол взошёл император Кэйтай — представитель боковой линии правящего рода, основавший новую династию. Он перенёс императорский дворец из района порта Нанива в Иварэ, к подножию горы Мива, где и зародилось государство Ямато (согласно разным версиям, перенос дворца был обусловлен опасениями вторжения со стороны Силла и близостью к владениям усилившегося рода Сога)[22].
Вскоре после смерти императора Кэйтая под ударами войск Силла на юге Корейского полуострова была потеряна земля Мимана (по корейски Имна или Кая), долгое время бывшая данником Ямато. Отчасти это произошло из-за неурядиц в самом государстве Ямато, где правитель северного Кюсю Иваи в 527 году выказал неповиновение японской экспедиции, отправленной для борьбы с Силла (мятеж Иваи был подавлен, но и вторжение в Корею пришлось отложить). Чтобы загладить вину отца, сын Иваи преподнёс императору землю с крестьянами (миякэ) на севере Кюсю, которая стала наследственным владением правителей Ямато (ранее такие домены располагались только на равнине Нара)[23].
Правители Ямато с помощью военной агрессии не оставляли попыток контролировать ситуацию на Корейском полуострове, но регулярно терпели одно поражение за другим. Одновременно всё большее внимание властей сосредотачивалось на строительстве внутренней государственной инфраструктуры. Одним из средств, с помощью которых правители во второй половине VI века стремились обеспечить стабильность в государстве и культурную однородность, был буддизм. Но борьба за доминирование при дворе, усиленная религиозными распрями между сторонниками синтоизма и буддизма, вылилась в междоусобную войну кланов Сога и Мононобэ[24].
Период Асука
Территория государства Ямато
Период Асука (592—710) назван по местонахождению резиденций правителей Ямато в районе современного села Асука (после воцарения императрицы Суйко в долине реки Асука было построено несколько дворцов и лишь некоторые правители Ямато селились в других местах, в частности в Наниве и Фудзивара-кё). Это период окончательного становления японской государственности, а также грандиозных реформ Тайка, стремившихся превратить Ямато в «цивилизованное» государство на манер китайской империи Тан[25].
С конца VI века процесс становления государственности шёл особенно быстро. Период Асука был временем грандиозных изменений на Дальнем Востоке, которые влияли на ситуацию в Ямато, а также временем постоянного политического противоборства за различные интересы наиболее влиятельных родов внутри Японии (борьба за возможность возвести на престол своего ставленника сопровождалась чередой заговоров и непрекращающимися дворцовыми интригами). К началу VIII века буддизм стал играть роль составной части государственной идеологии, значительное влияние при дворе приобрёл род Фудзивара, отпочковавшийся от рода синтоистских жрецов Накатоми[26].
Период создания централизованного государства в Японии совпал с эпохой установления в Китае крепкой верховной власти династий Суй (581—618) и Тан (618—907). Эти династии оказывали большое культурно-политическое влияние на японское общество и стремились поддерживать оживлённые экономические и дипломатические контакты между Китаем и Ямато. Первое японское посольство ко двору Суй было отправлено в 600 году (перед этим японская миссия посетила Китай почти столетие назад, в 502 году), после чего страны регулярно обменивались посольствами. Дипломаты привозили на архипелаг важную информацию, касавшуюся организации государственного аппарата, землепользования, образования и налогообложения. Кроме посольств, в Китай и Корею на обучение отправлялись чиновники и буддийские монахи[27].
Буддийский храм Хорю-дзи в префектуре Нара
Не теряло государство Ямато активности и на Корейском полуострове. В 598 году правитель Силла откупился данью от военной экспедиции Ямато, но в 600 году японские войска вынудили Силла уступить ряд территорий и выплачивать ежегодную дань. В 660 году объединённая армия Силла и Тан разгромила союзное Ямато государство Пэкче. В ответ Ямато направило в Корею экспедиционный корпус численностью 27 тыс. человек, который успешно действовал до поражения японского флота в устье реки Пэккан (663 год). После этого японские войска и остатки армии Пэкче были эвакуированы на Японские острова, а Ямато практически утратило своё влияние на Корейском полуострове (это поражение открыло глаза правителям Ямато на то, что без коренных внутренних реформ японцы не смогут конкурировать с танским Китаем). В 668 году китайско-корейские силы покорили и Когурё, в 676 году танские войска были изгнаны из Кореи, земли которой были объединены под эгидой государства Силла. Поначалу Силла и Ямато сблизились, особенно при императоре Тэмму, но позже их отношения охладели (при императрице Дзито и её племяннике, императоре Момму). Правители Ямато отказались от активной внешней политики и стали опасаться вторжения со стороны Кореи и Китая, укрепляя японское побережье крепостями и сторожевыми постами, особенно на Кюсю[28].
wikiredia.ru
Крупные города Японии | Японские города
Внутренние различия и города Японии лучше рассматривать по четырем большим островам и районам Хонсю.
Хоккайдо - самая северная часть Японии
Хоккайдо. Второй по площади остров и самая северная часть страны, резко отличная от «Хонти» - собственно Японии. Его доля в стране такая: территория - 21%, население - 5% (средняя плотность - 67 человек на 1 км кв.). Продукция промышленности составляет 2%.
Главная черта - это длинная, холодная и снежная зима. Старое название острова - Эдзо («дикий»). От Хонсю его отделяет пролив Цугару шириной 17 км с очень неустойчивыми погодными условиями. До революции Мэйдзи Хоккайдо был «ничейной» землей, населенной айнами. Только в 1869 г. его официально провозгласили японской территорией. Колонизировали его полувоенными методами.
Остров отмечается «богатством» земли и повышенной долей первичных видов деятельности. Средний размер ферм здесь самый большой - 5 га, есть луга и пастбища. Среди сельскохозяйственных культур нетипичные для муссонной Азии овес, травы, лен, сахарная свекла, картошка. Добывают каменный уголь и различные руды. Важными для всей Японии есть рис, рыба, пиломатериалы, целлюлоза, а в последнее время - молоко и мясо крупного рогатого скота. В обрабатывающей промышленности выделяются базовые отрасли - металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Население и хозяйственная деятельность сосредоточены на равнине реки Исикари и прибрежных равнинах. Главным городом является Саппоро, портом - Хакодате.
Хоккайдо известен вулканической деятельностью. В этом отношении его ставят в один ряд с Аляской, Йеллоустоном, Исландией, Камчаткой и Новой Зеландией. Пять национальных парков, вулканы, 15 горячих источников, медведи, зимние праздники и зимние виды спорта - главная приманка для туристов. В 1972 г. в Саппоро состоялись Зимние Олимпийские игры. На Хоккайдо живут айны - древнейшее население Японии, их только 16 тыс. человек.
Тохоку - рисовая житница Японии
Тохоку - это шесть северных префектур острова Хонсю. Их доля в Японии такая: территория - 18%, население - 8% (средняя его плотность - 146 человек на 1 км кв.), продукция промышленности - 5%. По природным условиям и богатствам, географическим положением, историей и хозяйством - это переходная зона от Хоккайдо до субтропической Японии. Климат здесь умеренный, большая часть площади занята горным хребтом Оу.
Население и его хозяйство сосредоточены на прибрежных равнинах, крупнейшей из них является Кита (Сендай). Тохоку - «рисовая житница», здесь собирают 3/10 урожаи этой культуры. Кроме риса, район поставляет стране фрукты умеренного пояса (яблоки, груши), молоко и мясо крупного рогатого скота, рыбу, лесоматериалы и гидроэнергию. В отличие от Хоккайдо, в Тохоку, особенно в его южных, близких к Токио префектурах, быстро развивается электронное машиностроение и атомная энергетика.
Крупнейший город района - Сендай. Тохоку богат горячими источниками, а среди его ландшафтов - один из «трех видов» Японии - Мацусима - сочетание моря, скалистых туфовых островов и сосен.
Канто - наибольшая равнина Японии со столицей Токио
Канто - важнейшая часть Японии, ее «промышленного пояса» и мегаполиса Токайдо. Это также уникальное явление на Земле. Канто имеет примерно одинаковую площадь с Рейн-Вестфалией в Германии, с Лондоном и Южным Востоком в Великобритании, консолидированным метрополитеном Нью-Йорка в США, но по сравнению с каждым из этих районов здесь вдвое больше населения и в три-пять раз больший объем промышленного производства.
Параметры Канто в Японии: территория - 9%, население - 31% (средняя его плотность - 1210 человек на 1 км кв.). Продукция промышленности - 32%. Это субтропики с развитым сельским хозяйством и большим объемом рыболовства. Главную роль играют вторичный и третичный сектора. Предки японцев начали колонизировать эту равнину лишь в X в. Современные преимущества района - земельные ресурсы (Канто - наибольшая равнина Японии), приморское положение, огромный рынок труда и потребления, наличие столицы.
Структура промышленного производства включает все отрасли, которые известны в Японии, в третичной сфере выделяются столичные и управленческие функции. На равнине Канто более 150 городов, большинство которых срослись между собой. Самые известные лежат на побережье.
Среди них - Камакура - одна из древних столиц Японии, сейчас это город-музей;Йокосука - главная база ВМС;Кавасаки и Тиба - новые центре металлургии, нефтепереработки, нефтехимии и ТЭС.Особое место занимает Йокогама, основанная в 1858 г.Господствующее положение в Канто занимает Токио.
Тюбу - территория центральной части Хонсю
Тюбу. Это территория центральной части Хонсю между Японским морем и Тихим океаном. Ее доля в стране составляет: территория - 18%, население - 21% (средняя его плотность - 320 человек на 1 км кв.), продукция промышленности - 27%. Район состоит из трех на нее похожих по своим природным, историческим и экономическим характеристикам частей: Хокурику, Тосан и Токай.
Хокурику - часть Японии на побережье Японского моря
Хокурику занимает равнину Этиго на побережье Японского моря, от остальной Японии его отделяют горы. Район имеет славу наиболее заснеженной территории и долгое время был «глухим уголком». Его природными богатствами являются равнинные земли и гидроресурсы. Это одна из "рисовых житниц"». Еще в довоенные времена традиционное для района производство шелковых тканей дополнилось гидроэнергетикой, электрометаллургией и электрохимией, фармацевтикой. Сейчас к ним добавились атомная энергетика и машиностроение. Крупнейшими городами являются порты Ниигата и Канадзава.
Тосан - "Японская Швейцария"
Тосан охватывает Центральный горный массив Хонсю. Традиционная его специализация - шелководство (отсюда шелк-сырец поступал в Хокурику на местные нужды и в Йокогаму на экспорт), производство керамики и древесного угля. Сейчас в горные долины с их сравнительно дешевыми земельными и трудовыми ресурсами с Канто, Токай и Хокурику перемещаются новые производства, среди которых швейное, электронное и, особенно, приборостроение.
Горы - самое важное природное богатство Тосана. Это своеобразная "Японская Швейцария". Покрытые лесом горные склоны, озера, реки и водопады, горячие источники, чистый воздух, храмы и другие памятники древней архитектуры сделали Тосан идеальной туристской базой. Здесь пять национальных парков, включая национальный парк Фудзи-Хаконэ со священной для японцев горой Фудзи (3776 м над уровнем моря). Ежегодно на вершину осуществляется 160 тыс. «классических» и более 1 млн «полумеханизированных» восхождений. В 1998г. в Нагано состоялись Зимние Олимпийские игры.
Токай-промышленный пояс Японии
Токай включает равнину Ноби и гористое Тихоокеанское побережье между Токио и Нагоя. Это часть субтропической Японии, известна своими чайными и мандариновыми плантациями. Главное значение Токая в Японии заключается в том, что он является третьим по объему производства ядром "промышленного пояса" и срединной частью мегалополиса Токай-до. Здесь на небольшой площади живет более 10 млн человек, средняя плотность населения превышает 800 человек на 1 км кв., и здесь производится 17% промышленной продукции Японии. Первоначальная специализация района, которая сложилась после революции Мэйдзи, включала текстильную, деревообрабатывающую и керамическую отрасли.
В 50-60-е годы на ведущие места в структуре промышленности Токая вышла тяжелая промышленность (металлургия), нефтепереработка и нефтехимия, теплоэнергетика и машиностроение. Появление их было подготовлено как общими (мировой генезис текстильных районов), так и местными (приморское положение) причинами. Особое место в этой части "промышленного пояса" заняли автомобилестроение и изготовление металлообрабатывающего оборудования. Здесь находится город Тойота - "Японский Детройт" со штаб-квартирой и главными заводами автомобильного концерна "Тойота". Центром Токая является Нагоя - третий по величине и значению город Японии.
Кинки - колыбель японской цивилизации
Кинки (или Кансай) - важнейшая часть страны. Это сердцевина старой Японии и колыбель японской цивилизации. Именно здесь в котловина Ямато (так назывались местность и племя, которое жило на ней) появилось первое государственное объединение страны. Район занимает прибрежную равнину Кинки, наибольшее японское озеро Бива и окружающие территории между Японским морем и Тихим океаном. Он контролирует один из трех выходов из Внутреннего Японского моря. На Кинки приходится 9% территории страны, 22% ее населения (средняя плотность населения здесь поднимается до 670 человек на 1 км) и 19% промышленного производства. Главными городами являются Осака, Кобе и Киото.
Прибрежная низменность и внутренние котловины - типичная субтропическая Япония. Вегетационный период длится здесь более 240 дней, годовое количество осадков - 1500 мм, искусственное орошение гарантирует от возможных засух. Современные сельскохозяйственные продукты - рис, чай, цитрусовые, овощи, молоко, яйца и мясо птицы.
В промышленном отношении Кинки - вторая по своему значению часть "промышленного пояса". Еще накануне революции Мэйдзи местное купечество имело большие капиталы. Первый старт промышленному перевороту в Японии было дано именно здесь. Очень быстро Кинки превратился в один из крупнейших текстильных районов мира. Хлопок импортировали из других стран, уголь завозили Внутренним Японским морем с Северного Кюсю.
Впоследствии начала развиваться и тяжелая промышленность. Накануне второй мировой войны Кинки был крупнейшим центром промышленного производства Японии, всей Азии и бассейна Тихого океана. Сейчас как промышленный район он уступает в Японии Канто, и вместе с тем остается одним из крупнейших в мире. Здесь, как и в Канто, есть все отрасли современной промышленности. Можно говорить о повышенной доли текстильного производства, черной металлургии, металлообработки и общего машиностроения, но практически и в значительных размерах производят все - от интегральных микросхем до атомных реакторов.
Промышленные города Кинки тяготеют к побережью. Наибольшая их концентрация, которая имеет вид подковы, на берегу Осакского залива от Химэдзи до Вакаямы. Доминируют Осака и Кобе.
Тюгоку, Сикоку, Кюсю - юго-западный район Японии
Тюгоку, Сикоку и Кюсю. На эту юго-западную часть страны приходится 25% территории, 21% населения (средняя плотность его - 284 человека на 1 км кв.) и 15% промышленного производства. Объединяет эти три района Внутреннее Японское море. Характерные гористые изрезанные берега, небольшие прибрежные равнины, многочисленные острова. Местное сельское хозяйство - типичное для субтропической Японии. Главные его продукты - рис, чай, цитрусовые и овощи, на крайнем юге - сахарный тростник, бананы, ананасы. Развито рыболовство, лесной, соляной и жемчужный промыслы. В последнее время общенациональное значение приобрело выращивание крупного рогатого скота мясного направления, свиноводство и производство яиц на Кюсю.
После революции Мэйдзи в северной части Кюсю на базе местных залежей угля и импортной железной руды возник крупнейший в Японии угольно-металлургический комплекс ("Японский Рур") с типичными для таких районов отраслями тяжелой промышленности. Запасы угля здесь небольшие, качество его низкое, условия добычи сложные. Уголь добывали даже из-под морского дна (единственный пример в мире). В 50-60-х годах, как и во многих других угольно-металлургических районах мира, здесь наступил кризис. Добыча угля почти прекратился, а связанные с углем области тяжелой промышленности замерли в своем развитии. Хотя Северный Кюсю с городом Китакюсю считается частью "промышленного пояса", его значение меньше.
Одновременно определились новые направления индустриального развития юго-западной Японии. На первом этапе на берегах Внутреннего Японского моря (Сетоуги) возникли крупные предприятия судостроения, черной металлургии, нефтепереработки и нефтехимии и др. В 70-80-х годах на юге Кюсю стали развиваться отрасли электроники и космической техники.
Тюгоку, Сикоку и Кюсю богатые на выдающиеся природные и культурные объекты. Именно Внутреннее Японское море с его многочисленными островами провозглашено национальным парком. В районе много горячих источников, средневековых крепостей-замков, синтоистских храмов. Итсукусима - остров в заливе Хиросима - среди "Трех видов" Японии, а слава синтоистского храма Идзуми на берегу Японского моря такая же, как и храма Иce. Туризм - важная отрасль местной экономики.
Самыми известными городами района стали Хиросима, Нагасаки и Кагосима.
Япония – восхитительное островное государство с прекрасными городами, древней историей, неповторимой архитектурой и сумасшедшим ритмом жизни. Десятки тысяч туристов со всего земного шара стремятся в этот райский уголок, чтобы приобщиться к удивительной японской культуре с ее храмами, дворцами, садами и живописью.
Статьи по теме:
Инструкция
Самые красивые города Японии сверкают всеми возможными красками и оттенками великолепных садов, парков и пляжей. Одним из самых востребованных среди туристов мест Японии считаются «японские Гавайи» - курортный остров Окинава. Белоснежный песок его бескрайних пляжей, тропическая флора и фауна позволяет хотя бы ненадолго оторваться от утомившей повседневности и погрузиться в мир сказочного блаженства. А с красотой подводного мира Окинавы может соперничать только Большой Барьерный Риф у берегов Австралии. Столица острова – Наха имеет огромную историческую и культурную ценность. К несчастью, в годы Второй Мировой Войны город был практически полностью разрушен. Пострадала также и жемчужина города – замок Сюри, который сегодня находится на территории государственного заповедника и по праву считается национальным сокровищем страны восходящего солнца.
Любителям футуристических пейзажей вне сомнений понравится столица Японии – Токио. Она в полной мере отражает современные мировоззрения коренного населения, стремящегося с бешеной скоростью в будущее. Такой фантастической архитектуры современных зданий и таких ярких красок вы не найдете ни в одном уголке мира. Небоскребы и торговые центры, паутина магистралей, гигантские отели и мелкие магазины освещены неоном во все цвета радуги, словно созданы силой мысли безумного фантаста. В этом бесконечном фонтане пестрых цветов тонет исторический центр города – императорский дворец с роскошными садами, старинные пагоды, парки и аллеи. Здесь, вдали от самого шумного города мира, можно отдохнуть душой, послушать пение птиц и шепот ветра, шелест листвы и увидеть своими глазами восхитительные сады, воспетые японскими поэтами.
Киото – древнюю столицу Японии, олицетворение и сосредоточение старых традиций, можно назвать полным антиподом индустриального Токио. Культурный центр Японии насыщен древними буддийскими монастырями и синтоистскими святилищами. Десятки дворцов и храмов, выполненных в неповторимом японском стиле, окружены садами и парками, по которым постоянно курсируют толпы туристов. Красоту и великолепие этого японского Версаля невозможно передать словами. Здесь расположились десятки красивых архитектурных памятников, главными из которых являются: Императорский дворец, замок Фусими, замок Нидзё, храмовые комплексы Киёмидзу-дэра и Сёкоку-дзи, храм Тион-ин.