Тайное значение египетских саркофагов. Саркофаг древнего египта
Тайное значение египетских саркофагов | Журнал Пробудження
Продолжаем наше маленькое-большое путешествие по просторам загадочной и интересной древнеегипетской культуры, а сегодняшней темой станут саркофаги, которые наряду с мумиями тоже является неотъемлемым атрибутом всего египтянского. Правда последними временами с саркофагом у нас на Украине ассоциируют вовсе и не древний Египет, а страшна трагедия, случившаяся на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Как известно вокруг злополучной атомной электростанции построили (или еще продолжают строить) защитное покрытие, которое тоже почему-то назвали саркофагом. Видимо не просто так. Но чем были саркофаги в своем первоначальном смысле, и какое значение они имели для древних египтян, об этом читайте далее.
Само слово «саркофаг» греческого, а не египетского происхождения, (видимо египетского названия уже не сохранилось, забыли …) и означает «пожиратель мяса». Такое странное название выбрали, поскольку от тела покойника положенного в саркофаг через несколько лет остаются одни кости. Также возможна и другая причина — по верованиям древних людей существовал специальный «магический» камень, способный съедать мясо, а гробы с такого камня наделялись способностью разлагать человеческую плоть.
В древнем Египте саркофаги были неотъемлемой частью торжественных захоронений различных великих людей, всевозможных фараонов и жрецов, и находились в непосредственном контакте с мумиями. А при особо богатых погребениях использовался не один, а несколько саркофагов разной величины, которые помещались друг в друга, по принципу матрешки. Первый саркофаг, в который непосредственно помещали забальзамированное тело умершего, мог быть сделан из дерева (а в более поздние времена даже из картона). А вот внешний саркофаг, как правило, был из камня, а в некоторых случаях — металла, или загадочного сплава, который древние греки называли «Електрумом».
Многие древнеегипетские захоронения и в частности саркофаги, к сожалению, не сохранились до наших времен, а были разграблены, растащены и разорены всевозможными грабителями и мародерами на протяжении многих веков «веселого» средневековья. А те, которым все-таки удалось уцелеть, сейчас представляют огромную историческую, научную и культурную ценность для ученых историков, египтологов и даже просто эзотериков, которые интересуются древним Египтом. Среди них известное захоронение египетского фараона Тутанхамона, чудесным образом, найденное выдающимся английским археологом Говардом Картером в 1922 году.
Гробница фараона Тутанхамона.
И его саркофаг, сделанный из чистого золота. Все-таки фараону не к лицу быть похороненном в каком-то каменном, деревянном или металлическом саркофаге.
Фактически это единственное древнеегипетское захоронение, которое сохранилось не тронутое до наших дней. Также в Каирском музее находится саркофаг, в котором был похоронен египетский жрец высокого ранга, о чем говорят контуры саркофага, которые не то чтобы точно повторяют размеры человека, а вместо этого удивительным образом сочетают в себе священные формы Сокола-Гора (одного из египетских богов) и формы человеческого тела. И, как правило, такие саркофаги снаружи и изнутри списаны разными загадочными иероглифами, магическими знаками, таинственными формулами, суть которых остается неизвестной и по сегодня. Однако многочисленные египтологи и ученые археологи не прекращают своих поисков и попыток объяснить, в том числе, и какое тайное значение этих египетских саркофагов.
Вот скажем такая интересная теория — согласно ей по представлениям древних египтян саркофаг играл роль корабля, на котором душа умершего человека уплывает в потусторонний мир (а что, красиво, поэтично). Или по еще одной теории саркофаг был призван помочь душе чем скорее отделиться от физического тела (которое уже и так умерло, но еще якобы продолжает удерживать душу) и полететь вверх, тропами потустороннего на суд к Осирису (как описывается в египетской книге мертвых). Но как бы там ни было, это все лишь теории, а точно что такое, те саркофаги, и чему они служили мы так и не узнаем. Ну разве если кто-то придумает настоящую машину времени и можно будет отмотать стрелки часов на лет эдак на 5000 назад и взять интервью у какого-то египетского жреца или может даже у самого фараона Тутанхамона.
В завершение предлагаю послушать хорошую песню «Тутанхамон» от российской рок-группы «Наутилиус Помпилиус»
P. S. Духи вещают: А еще изготовления египетских саркофагов требовало немалого искусства и утонченного мастерства тамошних умельцев. В наше время традиции изменились, но кое-что осталось — так вместо саркофагов для умерших людей принято делать памятники и надгробия. А изготовление памятников тоже требует не меньшего мастерства. Особенно эта традиция сильна на севере Украины и в соседней Белоруссии, где изготовление в Минске памятников очень почетное занятие.
waking-up.org
Древний мир. Египет. Артефакты. Мумия и саркофаг Мирисамон.
Мумия
и саркофаг Мирисамон
Египет, Третий переходный
период, XXII династия, прибл. 950 г. до н. э.
Картонаж, человеческие останки.
160 см в высоту, 40 см в ширину.
Приобретено в Египте в 1920
Мумия и саркофаг Мирисамон
являются отличным примером
мастерства древних бальзамировщиков
и гробовщиков 22-й династии,
приблизительно 950 года до н.э. Мумия и
саркофаг были приобретены в Египте
Джеймсом Генри Брестедом,
основателем Восточного Института, в
1920-м году. Где Мирисамон жила и умерла,
неизвестно, хотя, судя по технике
исполнения саркофага, можно
предположить, что она была родом из
Фиванского (позже Луксорского)
региона.
Повторяющий все очертания
тела, точно чехол, саркофаг сделан из
картонажа, рода папье-маше,
состоящего из слоев материи, клея и
штукатурки. Его длина 63 дюйма (160 см).
Форму картонажным саркофагам
придавали, накладывая их на
временную фигурку из глины и соломы.
После того, как оболочка саркофага
была готова, завернутую мумию
вставляли в нее через разрез на спине,
после чего разрез сшивали. Затем к
футляру пришивали отдельную
подножку, весь саркофаг целиком
покрывали еще одним тонким слоем
штукатурки, после чего красили.
Раскрашенные участки саркофага были
покрыты верхним слоем защитного лака,
который слегка пожелтел от старости.
Данный тип саркофага
обычно был составной частью более
сложной системы саркофагов. Возможно,
его помещали в деревянный
антропоидный (в форме человеческого
тела) саркофаг или даже
последовательно в два или три
вложенных один в другой саркофага,
каждый из которых был расписан
сценами на религиозные темы.
Украшение саркофага
Саркофаг расписан сценами,
представляющими жизнь после смерти.
Это было сделано для того, чтобы
обеспечить успешное возрождение
Мирисамон в загробном мире. Голова
саркофага украшена ободком из
цветочных лепестков с крыльями
защищающего грифа на каждой щеке и
небольшой головой грифа на лбу.
Подобные головные уборы носили
царицы, жрицы и богини. На груди лежат
слои широких цветочных ожерелий.
Цветы применялись не только за их
красоту и приятный запах, но и потому,
что считались символом возрождения.
Ниже цветочных ожерелий,
справа и слева, расположены две пары
богов, которым была вверена защита
внутренних органов, во время
процесса мумификации изымавшимся.
Эти боги появляются также и на
крышках каноп – сосудов, в которых
хранились набальзамированные
внутренности. Здесь боги изображены
в виде завернутых мумий. Справа
находятся бог с головой ястреба,
Квебесенуф, охраняющий кишки, и
Дуамутеф с головой шакала, хранящий
желудок. Слева – похожий на человека
Имсети, охраняющий печень, и
обезьяноголовый Хапи, охраняющий
легкие.
Между и чуть ниже этих
богов находится большое изображение
бога Гора с головой сокола (или,
возможно, Ра), с солнечным диском на
голове, сжимающей в каждой лапе
круглый знак “шен” (вечность). Из
каждого знака “шен” отходит веер из
перьев, символ принадлежности к
сонму богов. Солнечный Гор, как
символ вечно возрождающегося солнца,
означает возрождение.
На другой стороне
центральной зоны ножной области
саркофага находятся ведьят — глаза,
также называемые “глазами Гора”,
символизирующие здоровье и
возрождение. Позади глаз изображены
крылатые змеи с солнечными дисками
на головах. Они символизируют защиту.
Змея, расположенная справа, парит над
иероглифом, обозначающим вечность,
жизнь и власть. Ниже змей изображены
овны, что может быть истолковано на
нескольких различных уровнях. Они
могут быть игрой слов, обозначающей
слово “душа” (оба эти слова – “овен”
и “душа” на древнеегипетском языке
звучали одинаково). Овен может также
быть богом Хнумом, одним из основных
богов-созидателей, или Банебджедом,
который был связан с душой Осириса,
одним из божеств загробной жизни.
Низ ног покрывают более
крупные иероглифы. В нижнем правом
углу находится символ запада,
области садящегося, или умирающего,
солнца, что ассоциируется с Царством
Мертвых. Между этим знаком и
центральной полосой иероглифов
находится колонна “джед”,
символизирующая позвоночник Осириса,
главного божества загробной жизни.
Джед указывает на соединение умерших
с Осирисом в загробной жизни.
На противоположной
стороне центральной полосы
иероглифов изображен “тиет” (так
называемый “Узел Изиды”), символ,
имеющий широкое значение, обычно
связанное со здоровьем и
благополучием. Слева от “тиет”
находится символ востока, земли
возрожденного солнца, следовательно,
Царства живых. “Тиет” составляет
пару с “джед”, символом бога Осириса,
мужа и брата Изиды, образуя
гармоничную композицию.
Два изображения бога
шакала Вепвавета, защитника
некрополя, украшает верхнюю часть
ступней. Постамент саркофага украшен
изображением прыгающего быка,
символа плодовитости.
Надпись на нижней части
передней стороны саркофага –
молитва, обращенная к богам, чтобы
они не забыли Мирисамон в загробной
жизни: “Дар, который царь приносит Ра-Горахути-Атуму,
Повелителю Двух Царств и Гелиополиса
[и] Пта-Сокару-Осирису, Повелителю
Шекета, и Веннеферу (олицетворение
Осириса), Повелителю Священного
Царства (т.е. некрополя), Великому
Богу, Повелителю Небес, чтобы он [царь]
мог принести погребальные дары
Осирису, певица внутри Храма Амона,
Мирисамон, Любящая Амона,
подтверждает”.
Кем была Мирисамон?
Как надпись, так и стиль
саркофага указывает на то, что он был
сделан для женщины по имени
Мирисамон (“Живущая для Амона”). В
соответствии с надписью на саркофаге,
она носила звание “Певицы внутри
Храма Амона”. Женщины, носившие этот
титул, принадлежали к элите сложной
иерархии множества других женщин,
имевших звания “Певицы в храме Амона”.
Мы предполагаем, что эти прочие
женщины исполняли музыку на
определенных храмовых ритуалах,
одновременно совмещая с этим и
другие обязанности. Напротив, многие
женщины, подобно Мирисамон, носившие
более высокий титул “Певицы внутри
Храма Амона”, насколько нам известно,
происходили из знатнейших семей Фив.
Некоторые из них служили горничными
или служанками при членах правящей
фамилии. Точные даты жизни Мирисамон
неизвестны, так что мы не знаем, какой
царской семье она могла служить.
Саркофаг никогда не открывали, а
мумию никогда не разворачивали. В 1989
году было произведено
предварительное рентгеновское
исследование мумии и саркофага.
Тремя годами позже в госпитале
Чикагского университета было
проведено исследование мумии
Мирисамон методами компьютерной
томографии (КТ).
Во время этого
исследования рентгенолог
предположил, что, судя по ее зубам и
костям, Мирисамон на момент смерти
могло быть около 30 лет. Для женщины-аристократки
той эпохи этот возраст не считался
старостью; однако, мы не знаем
причины преждевременной смерти
Мирисамон. Рентгенологи также смогли
установить, что в определенный
момент своей жизни Мирисамон была
ранена, поскольку ее левая челюсть (рис.4)
и рука были переломаны. Однако на
момент смерти эти повреждения были
полностью вылечены. Опухоль на ее шее
может быть зобом или
новообразованием, но можно сказать с
некоторой степенью определенности,
что она не связана со смертью
Мирисамон. Предварительное
исследование данных КТ показало, что
Мирисамон никогда не рожала. Этот
факт не обязательно связан с ее ролью
в храмовой иерархии, ибо существуют
сведения, что другие Певицы внутри
Храма Амона имели детей.
Рост Мирисамон был чуть
меньше пяти футов.
Техника мумификации
Во время исследований
методом компьютерной томографии
ученые намного больше выяснили о
способе, которым была мумифицирована
Мирисамон. Как обычно делалось во
время мумификации на протяжении
практически всей истории древнего
Египта, мозг был удален из черепа при
помощи пролома в пазухе решетчатой
кости за носом. В череп не было
помещено никакого материала (рис.2).
Компьютерная томограмма показала,
что под каждое веко были положены
какие-то маленькие предметы,
возможно, овальные камешки или
кусочки фаянса, с целью придать ее
внешности более живой вид (рис.4).
Мирисамон была мумифицирована с
вытянутыми руками и скрещенными в
лобковой области ладонями. Перед
мумификацией в ее животе слева был
сделан бальзамировочный надрез,
чтобы удалить внутренние органы (рис.3).
В бальзамировочный надрез было
набито значительное количество
ткани, а непосредственно в живот были
вставлены пакеты с не установленным
материалом. Ее пальцы и руки были
обмотаны льняными бинтами, и лишь
после этого их примотали к телу. Эти
дополнительные работы и щедрое
использование бинтов
свидетельствует об использовании
технологии мумификации наивысшего
качества и позволяет сделать
предположение, что Мирисамон
происходила из достаточно
состоятельной семьи, которая могла
потратить значительные средства на
приготовления к погребению. Сердце,
которое во время мумификации часто
оставалось в грудной клетке,
поскольку считалось вместилищем
разума, на компьютерных томограммах
не различается. Под бинтами не было
оставлено никаких амулетов и
украшений.
Автор: Эмили Титер, доктор
философии, заместитель директора
Музея Восточного Института,
Университет Чикаго.
Фотографии: Жан Грант.
Томограммы и цифровые
рентгенограммы любезно
предоставлены Госпиталем Чикагского
Университета.
ancient.gerodot.ru
Что такое саркофаг? Интересные факты из истории Древнего Египта
Образование 24 января 2018
Культура Древнего Египта оставила яркий и выразительный след в мировой цивилизации. В этой загадочной стране процветал культ загробной жизни, с молодых лет люди начинали готовиться к смерти, особенно фараоны и вельможи, которые возводили себе пышные гробницы и усыпальницы, часть из которых в великолепном виде дошла до наших дней. Предлагаем узнать, что такое саркофаг, как это слово связано с древнеегипетской культурой.
Определение
Чтобы разобраться в значении любого слова, следует обратить внимание на его этимологию. Итак, что такое саркофаг, от каких слов греческого языка произошел этот термин? Их два:
Σάρξ – мясо, плоть.
φαγεῖν – поедать.
Поэтому само слово можно буквально перевести как «поедающий плоть». Интересно, что оно имеет общий корень с саркомой – злокачественной опухолью, клетки которой пожирают ткани и органы. Столь странная этимология объясняется тем, что изначально саркофаги изготавливали из особой породы известняка, которая, как полагали древние, уничтожала тела.
Саркофаг – это выполненный из каменных пород гроб, где находилось мертвое тело, последнее пристанище бренной оболочки покойника. Впервые такие гробы появились в Древнем Египте, многие из них сохранись до наших дней и дают наглядное представление об особенностях почитания мертвых в стране пирамид.
Описание
Мы узнали значение слова "саркофаг", теперь рассмотрим отличительные черты, которые помогут отличить его от гроба и иных могильных сооружений.
В отличие от гробницы, усыпальницы, саркофаг имел небольшой размер, там могло поместиться лишь одно тело (за исключением некоторых случаев, так, истории известны супружеские конструкции).
Характерная черта – художественное оформление.
Ключевое отличие от гробов – в использованном для создания материале: первые делались из дерева, особой прочностью и долговечностью они не обладали, а саркофаги – из камня или иных прочных пород (известняк, мрамор, базальт).
Видео по теме
Виды
Рассмотрев, что такое саркофаг, узнаем, какие формы могли иметь эти уникальные гробы:
Первоначально древние египтяне делали их похожими на жилище.
Следующая веха, в том же Египте, – конструкции, своей формой повторяющие очертание тела почившего. Таково большинство дошедших до нас изделий.
Этруски создавали потрясающе красивые с точки зрения оформления саркофаги с крышкой, на которой красовалась фигура покойного.
Прямоугольной формы, богато украшенные рельефами и росписью. Такие изделия можно встреть в культуре античной Греции, Древнего Рима, в период раннего Средневековья.
Изделия в форме ладьи присущи славянской культуре.
Ящик из камня – также элемент погребальной церемонии славянских народов, изготавливали их из монолитного камня. Археологические находки свидетельствуют о том, что подобные изделия могли быть как украшенными орнаментом, так и без него.
Таковы основные формы саркофагов, которые использовались во всем мире для погребальных обрядов.
Значение
Мы познакомились с определением саркофага, узнали, как он выглядел и чем отличался от прочих изделий, используемых в похоронных ритуалах. А зачем они были нужны? В стране пирамид царил культ мертвых, отхождению в мир иной уделялось очень большое внимание, поэтому нет ничего удивительного в том, что тело покойника готовили к похоронным процессиям самым тщательным образом. Прежде всего, фараонов и иных представителей знати бальзамировали, затем помещали тела в саркофаги, которых было несколько, помещенных один в другой:
Деревянный «ящик» напрямую контактировал с телом.
Внешний саркофаг отличался прочностью, для его создания использовался камень или даже чистое золото.
Почему же древним требовалось столь тщательно подходить к созданию последнего вместилища бренного тела? В Египте саркофаги играли огромную роль: считалось, что без роскошного «гроба», обильно украшенного орнаментом или рисунками, фараон не сможет с полагающими ему почестями перейти в вечную жизнь и быть там царем. Поэтому оформлять его стремились как можно более богато.
Пример
Дошедший до нас в безупречном состоянии саркофаг молодого фараона Тутанхамона имеет вес более 110 кг, изготовлен он из чистого золота и инкрустирован бирюзой. Многие изделия страны пирамид были столь же роскошны, поэтому нет ничего удивительного в том, что гробницы фараонов подвергались варварскому расхищению и многие уникальные изделия были уничтожены.
Интересные факты
Рассмотрев, что такое саркофаг, предлагаем познакомиться с некоторыми любопытными фактами об этих атрибутах погребальных обрядов Древнего Египта:
«Многослойные» конструкции создавались по примеру зерна, которое имеет несколько оболочек. Ученые предположили такую аналогию: благодаря своим оболочкам, зерно имеет возможность подождать благоприятных условий для прорастания. Так и несколько саркофагов уберегали тело своего владельца для воскрешения в вечной жизни.
Считалось также, что именно на саркофагах фараоны, как на лодке, приплывали на суд Осириса, повелителя подземного царства.
На крышках нередко помещались изображения ведущих богов египетского пантеона: Нут (рисовалась на груди, своими распростертыми крыльями-руками словно обнимая покойного), Анубис (размещался в ногах как проводник в мир умерших). Также в качестве украшения использовались священные скарабеи.
Саркофаги – своеобразные гробы, возводимые из дерева и представляющие собой не просто способ похоронить тело, но и важнейшую часть ритуала. Их старались богато украшать, инкрустировать, нередко для изготовления использовались драгоценные металлы, вот почему многие саркофаги древности считаются подлинными произведениями искусства и хранятся в музеях.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Спорт и Фитнес Что такое пенальти: интересные факты из истории одиннадцатиметровых
Что такое пенальти, знает каждый человек, который хоть немного разбирается в футболе. Однако далеко не всем известно об истории его возникновения.
Новости и общество Что такое доминирующая культура: определение. Субкультура. Контркультура
Человек и культура нераздельно связаны. На протяжении всей истории они шли рука об руку, переживая взлеты и падения. Поэтому не стоит удивляться тому, что сегодня культура представлена как сложный механизм, который по...
Искусство и развлечения Сиднейский оперный театр: интересные факты
Сиднейский оперный театр (на английском – Sydney Opera House) – это символ самого крупного города Австралии и достопримечательность всего австралийского континента. Что там говорить, даже в рамках всего ми...
Новости и общество Альфред Леннон: биография, интересные факты
Альфред Леннон – отец знаменитого английского певца и лидера ливерпульской четвёрки. Именно он отчасти и привил Джону любовь к музыке. Сам Alfred Lennon тоже был певцом, играл в группе и записал несколько композ...
Новости и общество Максимова Тамара: биография, интересные факты и фото
Советский Союз представлял собой огромное государство, в составе которого было более 10 республик. Каждая ССР была представлена сотнями выдающихся телеведущих, актеров и других людей, имеющих отношение к данной сфере ...
Новости и общество Румынский футболист Адриан Муту: биография, достижения, семья. Интересные факты из жизни
Адриан Муту является одним из самых известных румынских футболистов нашего времени. За свою жизнь он сменил немало клубов, причём именитых. И лишь в этом году повесил бутсы на гвоздь. Впрочем, у него довольно насыщенн...
Новости и общество Что такое этнонационализм: определение, примеры из истории
В последние два десятка лет проблема разрастания "нездорового" национализма стала особенно острой. Корнем этой проблемы является незнание людей о том, что такое национализм. Определение этого понятия, между тем, нетру...
Образование Кто участвовал в создании МГУ? Интересные факты из истории первого российского вуза
В настоящий момент Российская Федерация может похвастаться наличием 2,5 тысячи вузов. Однако до середины 18-го века даже в Москве не было ни одного высшего учебного заведения. Кто участвовал в создании МГУ? Чем отлича...
Образование Лаконично - это как? Значение, интересные факты из истории
Нередко нам встречается в разговоре слова "лаконичный", "лаконичность". Мы ценим в общении с окружающими их способность лаконично передавать информацию, ведь это экономит наше время. Значение этого термина нам известн...
Отношения Что такое БДСМ: интересные факты
Интеллектуальное развитие людей современности находится на достаточно высоком уровне, однако, многие до сих пор не знают, что такое БДСМ. У большинства сама аббревиатура вызывается отвращение, так как ассоциируется с ...
monateka.com
Гробницы Древнего Египта
Смерть знатного египтянина
Когда, несмотря на все усилия врачевателей и молитвы жрецов, знатный египтянин умирал, его тело бальзамировали, чтобы предотвратить разложение. Сначала бальзамировщик извлекал мозг и внутренние органы умершего и складывал их в специальные сосуды, или каноны. Затем он обрабатывал труп бальзамирующими веществами. Забальзамированный труп заворачивали во много слоев полосками льняной ткани, а на лицо надевали погребальную маску. Обработанный таким образом труп называют мумией. Процесс бальзамирования знатного покойника длился 70 дней, затем его хоронили. Погребальная процессия переправлялась через Нил и двигалась к гробнице. Носилки с саркофагом сопровождали плакальщики, жрецы и слуги, несшие погребальные дары. Заключительные погребальные обряды исполнялись перед входом в гробницу. Церемония «отверзания уст», по поверью египтян, возвращала покойному способность есть, дышать и двигаться. Все, что должно было понадобиться умершему в царстве мертвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.
В период Древнего царства (2686-2181гг. до н.э.) знатных египтян хоронили в склепах, над которыми строили огромные прямоугольные каменные гробницы — мастабы. Внутри некоторых гробниц были комнаты, стены которых расписывали сценами из повседневной жизни египтян.
Могилы бедняков
Умерших бедняков хоронили в ямах, вырытых в песке. Скорбящие родственники складывали в могилу все самое ценное из того, что имели, чтобы умершему лучше жилось в царстве мертвых.
Пирамиды
Царей Древнего и Среднего царств (2636—1633 гг. до н.э.) нередко хоронили под огромными каменными пирамидами. В Египте существует около 100 пирамид, самые знаменитые из них— пирамиды Гизы—показаны на этом рисунке. В них похоронены три царя и их главные жены. Первоначально они были облицованы сверкавшим на солнце белым известняком, но облицовка не сохранилась. Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра.
Древние египтяне верили в то, что души умерших переправляются на лодке через реку и попадают в царство мертвых. Там они должны держать ответ за свои поступки при жизни. Чтобы люди знали, как отвечать богам и как себя вести в их присутствии, жрецы написали Книгу мертвых. В ней говорилось, что перед лицом бога мертвых Осириса сердце умершего кладут на весы, на другой чаше которых лежит перышко— символ истины. Если чаши весов уравновесят друг друга, это означает, что человек вел добропорядочную жизнь и ему было уготовано вечное блаженство после смерти. Если же чаша с сердцем перевесит, это означает, что оно несет бремя греха и человека отдадут на съедение чудовищу.