Солнечный Узбекистан: города, список. Самый древний город узбекистана
Солнечный Узбекистан: города, список :: SYL.ru
Республика Узбекистан славится огромным количеством прекраснейших городов – исторических памятников. Причем все они имеют своеобразный уникальный восточный шарм. Даже современные города этой страны сохраняют неповторимый средневековый облик. Древнейшие города, являющиеся свидетелями самых разнообразных исторических событий, достигают возраста более 2500 лет.
Замечательная страна Узбекистан. Города, список самых красивых из них, некоторые исторически любопытные факты – обо всем этом можно прочитать в этой статье.
География, природа
По суше Узбекистан граничит с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном. Эта страна – единственная из числа бывших союзных республик Азии, которая распложена в центре всех остальных этих стран, т. е. со всеми имеет границу.
Страна граничит с побережьем Аральского моря, но у нее (как и у Казахстана) нет выхода к Мировому океану. Города республики Узбекистан расположены во всех частях ее территории.
Пустыня занимает 2/3 площади территории страны, остальные районы заняты горами и степями. Лиственных и хвойных лесов в стране нет. Произрастают здесь следующие культуры: виноград, гранат, вишня, слива, алыча, айва, тутовник, абрикос, урюк, груша, айва и мн. др.
В административном отношении Узбекистан имеет 12 областей, одну автономную республику и один город республиканского подчинения.
Самые крупные города Узбекистана
Самый красивый солнечный город в Узбекистане – Ташкент (столица). Население города составляет более 2-х миллионов жителей.
Крупнейшие города: Самарканд (365 тыс.), Наманган (более 362 тыс.), Андижан (более 319 тыс.), Бухара (238 тыс.), Нукус (более 191 тыс.), Карши (190 тыс.), Фергана (более 182 тыс.) и др.
Абсолютно все города Узбекистана имеют свою увлекательную уникальную историю.
Население
Общее население самой большой по численности страны в Азии — 30,5 миллионов человек.
Плотность населения Узбекистана (средняя) — на 1 кв. километр 52,4 человека.Ниже представлен небольшой обзор самых крупных, старейших и интересных населенных пунктов республики Узбекистан. Города его с многочисленными архитектурными сооружениями имеют большую культурную и историческую ценность.
Город Ташкент
Еще со времен Ивана Грозного город начал привлекать к себе особое внимание царских властей и русского купечества. С начала XVIII века им стали интересоваться политики, торговцы и ученые.
Это стало происходить после посещения России посланниками (дипломатами) ташкентских правителей. Эти визиты привели к скорому проникновению в научную литературу множественных сведений об истории городов Узбекистана, о политическом и экономическом положении Ташкента.
Термез
Великолепен Узбекистан. Города – один лучше другого. И Термез имеет богатейшую историю. Он играл основную роль в культурном развитии не только города, но и всех других районов Центральной Азии.
Термез– один из самых древних городов, внесших большой вклад в развитие и процветание Великого Шелкового пути, бывшего когда-то основным центром цивилизации всего мира.
Андижан
А этот замечательный город упоминается с IX-го века. Андижан — самый большой населенный пункт Ферганы восточной. Он был столицей маленького государства в XV веке и имеет связь с именем последнего правителя (тимуридского) Захираддина Бабура.
Андижан в XIX веке был в составе ханства Кокандского, причем вторым городом Ферганской долины.
Коканд
Исторически любопытен Узбекистан. Города его имеют богатейшее наследие былых времен. В числе таких городов и Коканд (конец XIX века–начало XX) один из самых красивых городов Средней Азии. Это второй по величине после Ташкента город. По числу жителей он превосходит население всех административных областных центров Узбекистана.
Европейскую часть города проектировали самые лучшие архитекторы края.
Самарканд
Этот город с XVI столетия долгое время находился под властью бухарских правителей, что не продвигало его в развитии. Лишь в середине XVII века (правление Ялангтуш Бахадурбия) город стали украшать несколько крупных архитектурных сооружений, которые сегодня являются достопримечательностями этого старинного города.
Бухара, Фергана, Маргилан, Хива, Карши, Джизак, Нугус, Гулистан и др. – это все республика Узбекистан. Города эти все уникальны своей колоритностью, своеобразными архитектурными ансамблями, хлопковыми полями, своими многочисленными виноградниками, гранатовыми и алычовыми садами и прекрасными розами. Удивительная красивая природа этих мест завораживает своей сказочной красотой и уникальностью.
www.syl.ru
Новости Узбекистана - Жизнь в Центральной Азии: От Самарканда до Узгена — самые древние города региона
CA-NEWS (UZ) - Мегаполис Казахстана - Алматы - с размахом отмечает свое 1000-летие. Празднование этой круглой даты было заложено в календарь юбилейных дат ЮНЕСКО на 2016 год. Но не все археологи и историки готовы поддержать оптимизм чиновников по поводу почтенного возраста города.
На самом ли деле города Центральной Азии, претендующие на древность, такие же древние, какими хотят казаться, есть ли тому веские доказательства, и что говорят ученые? «Открытая Азия онлайн» провела свое расследование, и вот что выяснилось.
Как считать?
«Вопрос о том, когда «родился» город, очень непрост, а в некоторых случаях - даже очень запутан, - поясняет историк Денис Кулишов. - Разные специалисты используют разные способы датирования, существуют различные гипотезы, проводятся разные исследования. По некоторым данным, древнейшими городами могут считаться только те, которые постоянно были населены людьми. Некоторые специалисты считают, что возраст города (именно города, а не просто стоянки человека) нужно вести с даты первого письменного упоминания, другие уверены, что летоисчисление должно вестись по степени древности первой археологической находки на месте поселения.
В любом случае, нужны серьезные научные работы: исторические, археологические.
Так, по мнению археолога, кандидата исторических наук Еркебулата Смагулова, идея найти в Казахстане древнейшие города должна подпитываться реальными исследованиями, которые необходимо финансировать.
Тем не менее, в каждой стране Центральной Азии есть города, которые претендуют на то, чтобы считаться древними.Отметим, что речь идет только о тех поселениях, которые, что называется, прошли проверку временем. Они миновали разные этапы, но существуют и теперь.
Казахстан
Алматы: 1000 лет
Раньше было принято считать возраст города со времени основания крепости Верный - 1854 года. А это означало, что городу не более 160 лет. О 1000-летнем возрасте Алматы разговоры начались еще в конце 70-х. Однако конкретных доказательств его древнего происхождения не было. Отдельные упоминания о том, что Алматы был построен на остатках древнего городища, встречались у исследователей Чокана Валиханова и Василия Бартольда.
Среди доказательств 1000-летия Алматы сегодня ученый-археолог Карл Байпаков называет три аргумента: монеты XIII века с надписью «Балад Алмату», раскопки городища Алмаарасан в предгорьях, где обнаружен компактно расположенный жилой массив, который можно отнести к усуньскому поселению III века до нашей эры, и письменные источники, упоминающие Алматы как город. Например, труды Бабура и Мухамеда Хайдара Дулати.
Шымкент: 2200 лет
Директор института археологии имени А.Маргулана Бауржан Байтанаев и ученый Карл Байпаков утверждают, что самый старый город Казахстана - Шымкент. Доказательство тому - керамический комплекс, обнаруженный в раскопах, который по своей структуре соответствует возрасту Афросиаба (Самарканда).
Тогда же ученые выдвинули гипотезу, что город Нуджикет, описанный китайцем Сюэнь Цзянем в 629 году, и есть древний Шымкент. Но чтобы ученый мир признал дату рождения Шымкента официально, казахстанским специалистам необходимо пройти ряд процедур.
Тараз: 2000 лет
Самым древним городом Казахстана официально пока считается Тараз. В 2002 году Казахстан торжественно отметил его 2000-летие. Свидетельством его возраста может служить упоминание о нем византийского посла Земарха в 568 г. В 630 г. о нем сообщает китайский путешественник Сюань-Цзян, назвавший Тараз важным торговым центром, стоящем на Великом Шелковом пути. В VIII в. Тараз был известен как Аргу-Талас, Алтын-Аргу-Талас-улуш.
Туркестан: 1500-2000 лет
В 2000 году другой город Южного Казахстана - Туркестан - отметил свое 1500-летие. Известный историкам еще как Яссы и Шавгар, этот город являлся столицей Казахского ханства.
Таджикистан
За годы независимости Таджикистан обзавелся сразу несколькими древними городами. Самому юному из них, Кулябу, согласно исследованиям таджикских ученых, в 2007 году исполнилось 2700 лет, т.е. он чуть младше Рима и постарше Стамбула.
Куляб: 2700 лет
В 2002 году таджикские ученые завершили свои споры о возрасте Куляба не как человеческого поселения, а города с элементами урбанизации. К выводу, что возраст Куляба намного солиднее, чем было принято считать раньше, специалисты пришли после того, как при ремонте городского водопровода была найдена печь, которая датируется седьмым веком до нашей эры. Кроме печки, археологи обнаружили древнюю систему отопления, баню и изображения арийского креста на кусочках керамики. Химический анализ этих находок определил дату основания города.
Гиссар: 3000 лет
Постановление о праздновании 3000-летия Гиссара, расположенного в 20 км от Душанбе, было утверждено правительством Таджикистана в 2012 году. День рождения справили в 2015-м, тогда Гиссару вернули статус города и построили на его территории несколько новых объектов.
Таджикские ученые утверждают, что территория Гиссарской долины входила в состав Бактрии, потом Греко-Бактрийского и Кушанского царств, о чем свидетельствуют найденные археологами остатки древних городищ и поселений. В средние века Гиссар был городом ремесленников и рыночным центром. В XVIII-XIX веках он превратился в Гиссарское бекство - одно из 28 владений Бухарского эмирата. С этих времен сохранилась Гиссарская крепость – один из самых известных памятников архитектуры в Таджикистане.
Дангара: 4000 лет
То, что поселок Дангара на юге Таджикистана имеет древнюю историю, ученые пытались доказать давно. В июле 2016 года Академия наук Таджикистана официально заявила: их исследования показали, что Дангаре более 4 тысяч лет. «Свои находки мы отправили на экспертизу в международные научные центры, в том числе в Лондон, чтобы узнать точное время их происхождения. Но уже сейчас ясно, что все они имеют более чем 4-тысячелетнюю историю, и здесь явно были традиции городской жизни», - рассказал президент Академии наук Фарход Рахими на встрече с журналистами.
Ученые, по словам Рахими, предполагают, что Дангара - это продолжение Саразмской цивилизации, которой более 5,2 тыс. лет. Однако пока не известно, по какой причине население покинуло этот город.
Кыргызстан
Самыми древними городами на территории Кыргызстана считаются древние поселения Суяб, Баласагун и Невакет. Они включены во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО. Однако в ходе истории эти города перестали существовать. А вот среди тех, что «живут» и сейчас, можно выделить два города. И оба они находятся на юге страны.
Ош: 3000 лет
В 2000-м году Ош отметил свое трехтысячелетие. Столь древней историей город обязан российскому археологу, доктору исторических наук, академику Российской Академии наук Юрию Заднепровскому. Его ученица, Е.В.Дружинина, будучи сотрудником историко-культурного музея-заповедника Сулайман-тоо, обнаружила на склонах горы черепки керамики так называемого чустского времени. Она рассказала об этом своему наставнику, уже он сообщил об этом мировой общественности. А вот самое раннее упоминание города в летописях относится к IX веку н.э., что все равно позволяет считать его старейшим городом страны.
Узген: 2000 лет
Этот древний город и по площади, и по населению гораздо меньше Оша. По некоторым данным, ему не меньше 2 тысяч лет. Согласно археологам, город возник во II-i веках до нашей эры на торговом пути из Ферганской долины в Кашгар и вскоре стал центром торговли и ремесленничества. В начале первого тысячелетия Узген (Уз, Узгенд) был одной из столиц Ферганы. Уже к VIII-IX вв. Узген оброс мощными стенами, а к XII веку стал второй по значению столицей государства Караханидов. Древний Узген представлял собой мощную крепость с воротами, от которых вели дороги в Китай, Самарканд, Кашгар и во все стороны Ферганской долины. Время почти не оставило свидетельств былого величия древнего Узгена, его многочисленных некогда мечетей и медресе. До наших дней дошли лишь средневековая планировка города с одноэтажной застройкой и узкими улочками, а также минарет (XI века) и три мавзолея династии Караханидов, украшенные красивым терракотовым орнаментом.
Туркменистан
Туркмения хранит память о многих исторических событиях. Руины городищ Ниса, Мисриан, Мерв и сегодня являются доказательством былой славы этих мест. Местные ученые утверждают, что их города могут претендовать на звание не просто древних, но и древнейших.
Анау: 7000 лет
Это открытие принадлежит американскому ученому Рафаэлю Пампелли, который приехал в эти места в 1904 году, уже в преклонном возрасте (ему было тогда 73 года). Он, правда, был геологом, а не археологом. Но копал с энтузиазмом и раскопал признаки существовавшей здесь высокой культуры,такой же древней, как Вавилон, и даже более старой, чем Египет эпохи фараонов. История поселения знает несколько периодов. В VIII-XII веках крепость находилась в руках у арабов, а затем была разрушена монголами, но уже в конце XIII в. восстановлена. В средние века крепость разрослась до небольшого города и снова была разрушена.
Куня-Ургенч: 2000 лет
Древняя столица Северного Хорезма, упоминавшаяся в китайских источниках уже в I в. н.э., в середине VIII века попала под власть арабов. В 995 году Гургандж (такое имя он получил после арабской экспансии) стал резиденцией хорезмского шаха и вторым по величине городом после Бухары - столицы империи Саманидов. Крупный культурный и торговый центр средневековья, он давал приют Авиценне (Абу-Сине), Аль-Беруни, Ибн-Баттуте и другим известным мыслителям того времени.
Город Куня-Ургенч упоминается в священной книге зороастрийцев - Авесте - под названием «Урва», «Урга». В 1221 г. город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч, был разрушен монголами Чингисхана. Быстро восстановив свое могущество, Куня-Ургенч в 1388 году снова разрушается монгольскими войсками, на сей раз это делает Тимур, который считает город ни много ни мало конкурентом Самарканду. Куня-Ургенч был снова возрожден и в 1388 году снова разрушен монгольскими войсками. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенча старый Ургенч стал называться Кенеургенч. После этого на долгие годы Ургенч впал в забвение, пока в 1831 году при строительстве оросительного канала Хан-Яб сюда снова не пришли люди.
Узбекистан
В Узбекистане что ни город - то древняя, даже древнейшая история. Маргилан, Риштан, Хазарасп, по данным историков, возникли как минимум две тысячи лет назад. Термез в 2002 году отметил свое 2500-летие. Приблизительно столько же лет, утверждают археологи, и Хиве. Шахрисабз был основан более 2700 лет назад.
Ташкент: 2200 лет
В 2009-м году столица Узбекистана отметила свое 2200-летие. Правда, в 1983 году Ташкент праздновал свое 2000-летие. Как же всего за 26 лет Ташкент повзрослел на 200 лет? Кандидат исторических наук, руководитель ташкентской археологической экспедиции, старший научный сотрудник Института археологии Академии наук Узбекистана Маргарита Филанович, принимавшая непосредственное участие в определении подлинного возраста Ташкента, объяснила, почему это произошло.
«Самым древним городским поселением на территории Ташкента является городище Шаштепа (варианты – «чаш», «таш», в переводе – «камень»). В ходе этих раскопок и было определено, что Ташкенту не менее двух тысяч лет. Возраст этого городища был определен по аналогии с южно-казахстанскими городищами Тюль-тобе и Кызылкайнар-тобе, имеющими аналогичную форму строений и также датированные гранями I века до н.э. - II века н.э. Мы тогда еще не могли сказать с уверенностью, каковы истоки этой культуры, кто населял это городище, откуда эти люди пришли, а значит, не могли провести никаких аналогий. Необходимо было усилить доказательную базу. Но теперь мы точно знаем, что переселение народов из Приаралья произошло в конце III – начале II века до нашей эры – никак не позже. Потому что на их прародине ко II веку до нашей эры уже была пустыня, непригодная для жизни. Отсюда и возникает эта дата – 2200 лет. Исходя из наших данных, ЮНЕСКО и включила юбилей Ташкента в свой календарь на 2009 год», - пояснила археолог.
Бухара: 2500 лет
Согласно подтвержденным данным, возраст Бухары достигает 2500 лет. В древности она входила в состав одной из областей Средней Азии — Согду, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад» .
Со II века до нашей эры по III век нашей эры Бухара входила в состав Кангюя. В V веке - в состав государства эфталитов. В VI-начале VII века - в состав Западного Тюркского каганата. С приходом арабов в VII веке в Бухаре распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Более тысячи лет восхищает своей красотой, безупречностью пропорций и гениальным замыслом мавзолей Саманидов. Архитектурные ансамбли Пои Калян, Ляби-хауз, Гаукушон и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих. В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений.
Самарканд: 2750 лет
В 2006-м году в Узбекистане в соответствии с решением ЮНЕСКО решили отметить 2750 лет Самарканду. Однако в 1980-м году этот город отмечал 2500-летие. Тогда советские ученые узбекского происхождения доказали именно этот почтенный возраст древнего города. В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдианы, описанного ещё в VI веке до н.э. в священной книге зороастризма — Авесте.
В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда, которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 году до н.э. В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов — тюркских племён, которые говорили на восточно-иранских языках. В начале VI века Самарканд был захвачен эфталитами и включен в их империю, куда входили Хорезмия, Согдиана, Бактрия и Гандхара.
www.aloqada.com
Самые красивые места Узбекистана (Фото)
Узбекистан – сказочная и удивительная страна, настоящий памятник истории многих народов и империй, один из пунктов древнего Шелкового пути. Эта среднеазиатская республика обладает самыми разными достояниями, привлекающими сюда гостей со всего света – красивыми пустынными и горными пейзажами, древними городами и памятниками архитектуры, колоритной культурой.
Ташкент
Ташкент – современная столица Узбекистана – расположился в предгорьях Тянь-Шаня в оазисе долины реки Чирчик. Датой его основания считают II в. до н.э. Через это место проходили караваны Великого Шелкового пути, тогда город назывался Шаш и по данным рукописей здесь располагались красивые дворцы с великолепными садами.
Ташкент находился на пересечении торговых путей, что и определило его современный вид и оставило ему в наследие множество религиозных и исторических архитектурных памятников – мавзолей Юнус-Хана, медресе Кукельдаш, медресе Барак-Хана, красивые мечети Джами, Хайрабат-Эшон, Мирза-Юсуф и пр.
Рынок Чорсу возле медресе Кукельдаш – богатейший торговый центр города, это красивое место – настоящее воплощение легенд о Древнем Востоке.
Чимган
Чимган — самый популярный горный курорт Узбекистана. Туристов манит красота Большого Чимгана, вершины Бричмулла и Кумбель, Гулькамских теснин, долин рек Ангрен, Нурекаты и Сандалаш. В этом месте расположен и один из заповедников мирового значения ЮНЕСКО – Чаткальский Биосерный заповедник или Угам-Чаткал.
Самарканд
Самарканд считается одним из самых древних городов не только Узбекистана, но и мира. Он ровесник Рима и Вавилона, древняя столица империи Тимуридов и один из главных перевалочных пунктов Великого Шелкового пути.
Период второго расцвета город пережил в XIV-XV вв., когда вокруг него возвели крепостные стены, построили цитадель, а по периметру опоясали город 13-ю красивых парков и садов, большая часть которых до сих пор радует гостей Самарканда. Среди дошедших до нас интересных мест – грандиозные архитектурные ансамбли – некрополь Шахи-Зинда – улица-кладбище, площадь Эль-Регистан, мечеть Биби-Ханым, возведенная как самое большое здание Востока, и мавзолей эмира Тимура (Тамерлана) в виде гигантского голубого тюльпана — Гур-Эмир.
Красивым и уникальным Самарканд, одно название которого обещает восточную сказку, делает убранство зданий-памятников – искусство глазурованной облицовки, позолоты и орнаментальных многоцветных росписей именно в этом месте достигло невиданных высот, его не смогла повторить ни одна нация в мире. Площадь Эль-Регистан (XV-XVII вв.) считается одной из самых мест мира, она окружена множеством минаретов, мавзолеев и древних зданий, покрытых узорами филигранной резьбы по камню.
Бухара
Бухара – еще один древнейший город на территории Узбекистана. Его называют звездой исламского мира и святым городом Средней Азии за то, что в средних веках здесь начитывалось более 360 мечетей и 80 медресе.
Этот город никогда не выходил за границы крепостной стены, построенной в XVI в., город строился на развалинах древних архитектурных памятников, многие из которых, впрочем, частично сохранились и до наших дней — от нее остались стены старинной цитадели и более 140 памятников мусульманской архитектуры, в числе самых известных и красивых мест – минарет Калян (1127 г.), мавзолей Исмаила Самани (IX-X вв.), Ляби-хаус (XVI-XVII вв.).
Самым красивым местом в Бухаре считается мавзолей династии Саманидов, которому уже более 1000 лет. Издалека усыпальница выглядит, как золотая резная шкатулка с невысоким куполом, а на самом деле выстроена она из обожженного кирпича с причудливой резьбой и оригинальной кладкой.
Ляби-Хауз – еще одно красивое и уникальное место города – прямоугольный пруд со срезанными углами, обрамленный тремя известными медресе XVI-XVII веков постройки.
Хива
Хива – город-заповедник Узбекистана, внесенный в 1967 году ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В этом красивом месте сохранилось более 100 памятников различных эпох и народов – цитадель Куна-Арк, внутренний город Ичхон-Кала, дворец Таш-Хаули, медресе Ислам-Ходжа, Калта-Минор, мавзолей Махмуда Пахлави, мечеть Джума с 218 колоннами и т.д.
Ферганская долина
Красивая и богатая Ферганская долина в Узбекистане по праву носит имя жемчужины Центральной Азии. Это живописное место – оазис с самой плодородной землей и прекрасным климатом. Ферганская долина богата и историческими памятниками – в разное время она была сосредоточием различных цивилизаций, которые оставили свое наследие в виде античных городищ и памяток средневековья.
Известные азиатские пещеры
Именно на территории Узбекистана расположены интересные места, привлекающие туристов-спелеологов – самые глубокие пещеры Азии: Бой-Булок (1415 м) и Киевская (990 м). В пещере Кугитан можно полюбоваться красивыми гипсовыми формированиями, а пещеры Байсунтау известны мумифицированными телами пещерных медведей.
krasivye-mesta.ru
Бухара (город) — Узбекистан — Планета Земля
Древний город Узбекистана
Бухара — один из самых древних городов Центральной Азии. Люди жили на этом месте на протяжении пяти тысячелетий, а возраст самого города насчитывает не менее 2500 лет: первые городские поселения появились здесь в VI в. до н. э.История появления Бухары стала неотделима от многочисленных легенд. Основателем Бухары согласно иранской мифологии является Сиявуш — сын царя Ирана Кей-Кавуса. По одной из легенд, бухарские земли ему даровал царь Турана Афрасиаб после того, как выдал за Сиявуша свою дочь. По другой версии, Афрасиаб пообещал Сиявушу благословить брак с его дочерью, если тот сможет построить дворец на небольшом клочке земли. Так на месте Бухары появилась крепость Арк.Археологические данные указывают на то, что Бухара располагалась в пределах исторической области Согдиана, которая охватывала часть территорий современных Узбекистана и Таджикистана. В VI-IV вв. до н. э. Согдиана входила в число владений персидской династии Ахеменидов. В дальнейшем Согдиана переходила от одних правителей к другим: она оказывалась под контролем Александра Македонского (329 г. до н. э.), Селевкидов, Греко-Бактрийского и Кушанского царств.Вне зависимости от того, в каких богов верили новые правители, Бухара сохраняла статус религиозного центра региона, куда приезжали для отправления обрядов. Кроме того, со времени своего появления Бухара служила транзитным пунктом в торговле. Через город проходил Великий шелковый путь, проложенный во II в. до н. э.В III-IV вв. с переходом власти над регионом в руки эфталитов Бухара переживала кратковременный период упадка, однако уже в V в. началась новая эпоха развития города. Как эфталиты, так и перехватившие контроль над регионом тюрки впоследствии поддерживали вовлеченность города в торговлю.Ко времени появления в регионе арабов-мусульман в VII в. население Бухары было преимущественно христианским. После решающей Таласской битвы 751 г., разрешившей территориальный спор между китайцами и арабами в пользу последних, началось распространение ислама.В IX в. Бухара стала столицей государства Саманидов. Под властью этой династии город быстро стал самым крупным в Средней Азии, он превратился в важный образовательный и научный центр.В начале XI в. Бухара стала владением тюркской династии караханидов. При них город продолжил развиваться и застраиваться. При караханидах в Бухаре был возведен один из главных архитектурных памятников — минарет Калян. К XII в. Бухара стала центром суфизма.В начале XII в. Бухарой завладел Хорезм, однако уже в 1220 г. город подвергся нападению войск Чингисхана. Тогда Бухара была разграблена, в дальнейшем на протяжении столетия город подвергался опустошению.Тимур, правивший государством в 1370-1405 гг., перенес столицу в Самарканд. Однако в 1500 г. с образованием Бухарского ханства при Убайдулле-хане (1487-1540 гг.) столичный статус Бухары был восстановлен. Формирование архитектурного облика Бухары, сохранившегося до наших дней, завершилось в XVI-XVII вв.Пережившее кризис Бухарское ханство в 1785 г. переросло в Бухарский эмират, который продержался вплоть до 1920 г. Правда, еще в 1868 г. государство оказалось в вассальной зависимости от Российской империи.В 1920 г. Бухара стала центром Бухарской народной советской республики, а уже четыре года спустя ее территория была поделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.Планировка Бухары традиционная для древнего торгового города. Улицы и площади были достаточно большими, чтобы на них могли разворачиваться базары. Вплоть до XVI в. застройка города проводилась исключительно в пределах крепостных стен, впервые окруживіиих Бухару в VII в.Ныне Бухара — музей под открытым небом, рассказывающий о жизни в регионе в пору его процветания.В начале XX в. будущее Бухары и ее бесценное архитектурное наследие оказались под угрозой. Серьезным ударом стала Бухарская операция 1920 г., которую проводили части Красной армии Туркестанского фронта под командованием Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда Бухара впервые в своей истории подверглась авиационной бомбардировке. Итогом операции стала ликвидация Бухарского эмирата.Город восстановился, и теперь главным врагом архитектурных памятников Бухары остается только время. Периодически в городе проводятся масштабные реставрационные работы. Ныне Бухара — город-музей, исторический центр которого включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.В связи с тем что многие памятники архитектуры были разрушены в результате монгольского нашествия, уцелевшие до наших дней достопримечательности Бухары относятся преимущественно к XV-XVI вв. В основном это мечети, мавзолеи и многочисленные медресе, в которые стекались ученики со всей Средней Азии.Это относится и к старинной крепости Арк, которая за свою историю неоднократно восстанавливалась и приобрела свой современный облик в XVII-XX вв. Крепостное сооружение пришлось воссоздавать из руин после бомбардировки 1920 г.Арк — место поистине легендарное. Оно не только служило надежной защитой для жителей Бухары в трудные времена, но и было своеобразным храмом науки. Так, в Средние века здесь была чуть ли не самая большая в Средней Азии библиотека. Ее посещали лучшие умы своего времени, в том числе врач, философ и ученый Ибн Сина.Центральный архитектурный ансамбль Старой Бухары составляет площадь Регистан с комплексом Пои-Калян. Здесь располагаются минарет Калян (XII в.), мечеть Калян (XVI в.) и медресе Мири-Араб (XVI в.). Минарет Калян ныне не только самый старый минарет города, но и самое высокое сооружение Старой Бухары. В свою очередь, мечеть Калян является второй по величине после самаркандской Биби-Ханым в пределах исторической области Мавераннахр.В Бухаре уцелели не только сооружения, построенные по указу великих правителей, но и места упокоения самих властителей и почитавшихся жителей региона. Так, монгольское нашествие посчастливилось пережить мавзолею Саманидов, возведенному в IX в. в согдийских традициях. Это одно из самых древних сооружений в городе, и обнаружить его удалось лишь в XX в.: до того момента оно давно было погребено под землей.Также в Бухаре расположены мавзолеи правителя Чагатайского улуса Буян-Кули-хана (1358 г.), шейха и богослова Сайф ад-Дина Бохарзи (XIV в.) и пророка Айюба (Иова) (1380 г.). Рядом с последним расположен колодец. По легенде, вода здесь появилась после того, как Айюб ударил в землю посохом, чтобы спасти местных жителей от последствий засухи.Бухара является административным центром богатой ресурсами Бухарской области. В ее окрестностях добывают нефть, природный газ, мрамор, графит, известняк и многие другие материалы. Кроме того, в регионе процветает текстильная промышленность.
Общая информация
Месторасположение: юг Узбекистана.
Административная принадлежность: областной центр Бухарской области Узбекистана.
Время основания: VI в. до н. э.Первое упоминание: 500 г.
Языки: узбекский, русский.
Этнический состав: узбеки — 82%, русские — 6%, таджики — 4%, татары — 3%, корейцы — 1%, туркмены — 1%, украинцы — 1%, др. — 2% (2014 г.).Религии: ислам, православие.
Денежная единица: сум.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Бухара.
Цифры
Площадь: 39,4 км2.
Население: 272 500 чел. (2014 г.).Плотность населения: 6916,2 чел/км2.
Высота центра: 225 м.
Удаленность: 574 км. от Ташкента.
Климат и погода
Резко континентальный.
Средняя температура января: +2°С.
Средняя температура июля: +30,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 125-175 мм.
Экономика
Промышленность (Бухарская область): ткацкая, добыча полезных ископаемых (природный газ, нефть, графит, бентонит, мрамор, известняк и др.).
Сфера услуг: туризм.
Достопримечательности
■ Культурные: медресе Мири-Араб (XVI в.), медресе Мулло-Турсунжон (XVI в.), медресе Нодир-Диван-Беги (первая половина XVI в.), медресе Кукельдаш (вторая половина XVI в.), комплекс Халифа-Худойдод (XVIII в.).■ Культовые: минарет Калян (XII в.), мечеть Калян (XVI в.), комплекс Баха-ад-Дин (первая половинаXVI в.), ханака (суфийская обитель) Надир-Диван-Беги (XVII в.).■ Исторические: мавзолей Саманидов (IX в.), мавзолей правителя Чагатайского улуса Буян-Кули-хана (1358 г.), мавзолей шейха и богослова Сайф ад-Дина Бохарзи (XIV в.), мавзолей пророка Айюба (Иова) (1380 г.), крепостные стены Бухары (XVI в.). ворота Талипач (XVI в.), некрополь Чор-Бакр (XVI-XX вв.), крепость Арк (XVII-XX вв.).
Любопытные факты
■ Глубина культурного слоя Бухары превышает 20 м.■ Средневековый ученый, философ и врач Абу Али ибн Сина (980-1037 гг.) родился в селе Афшана близ Бухары. Образование Ибн Сина получил в Бухаре, здесь же он начал врачевать. В частности, существуют данные о том, что в шестнадцатилетнем возрасте будущий великий персидский ученый был приглашен в качестве врача к эмиру Бухары.■ Со времен войны Бухарского эмирата с Российской империей до наших дней дошел анекдот. После того как русские солдаты перешли реку Зеравшан, у них не оставалось времени на то, чтобы снять сапоги и вылить из них воду. Они придумали хитрость: солдаты вставали на руки, пока их товарищи хватали их за ноги и трясли, чтобы вода вылилась сама. Бухарцы решили, что это особый ритуал, приносящий русским воинам успех, и в дальнейшем практиковали его перед боем.
geosfera.org
Город Бухара (Узбекистан) – самый древний «торговый центр» на шелковом пути. Фото, видео Бухары.
Бухара – город, название, которого в переводе означает «удачная местность». Появилась Бухара в IV веке до нашей эры. Это чудо света находится на великом шелковом пути в современном Узбекистане. Здесь основным занятием людей стала торговля. Хотя город Бухара известен своей красотой и древней архитектурой, главная особенность города не архитектура сама по себе, а планировка и использование.
Город, основным занятием которого была торговля, находится на этом месте в течение уже 2,5 тысяч лет. Бухара, город, который стал главной торговой точкой на шелковом пути и все это время славился своими базарами. Главная отличительная особенность Бухары – торговые купола. Их построили в 70-80 годах XVI столетия, и, быть может, именно они превратили Бухару в самый крупный торговый центр региона. Больше похожие на мечети, чем на торговые помещения, эти купола возвели коммерцию в ранг религии.
В Бухаре есть целый комплекс этих строений и каждое из них отведено для определенного товара. В одном помещении торгуют ювелиры, в другом – менялы, в третьем – шляпники… Чудесные архитектурные сооружения с куполами XVI века до сих пор выполняют изначально отведенную им роль торгового центра. Повсюду люди здесь заняты тем же, чем и их предки занимались сотни лет назад. Торговля – это источник жизненной силы для жителей Бухары. Начинают торговать здесь в раннем возрасте. Многие дети — уже опытные торговцы. Здесь Вам всегда готовы пойти на уступки, лишь бы продать товар. Торговля в Бухаре идет очень бойко.
Традиция прерывалась всего однажды – в советский период ХХ века. В это время торговые помещения были покинуты на долгие годы, но сейчас они снова действуют. Торговля у здешних людей в крови. Именно торговать в Бухаре всегда умели лучше всего.
Карта Бухары
Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна
[/tabs]
Фото Бухары.
Бухара. Видео.
webmandry.com
о Бухаре - Города Узбекистана
История «Бухара – и Шериф» - «Благородной Бухары», как её величали, одного из крупнейших и древнейших городов Средней Азии, писалось уже тысячу лет тому назад. Историк X в. Наршахи отмечал, что это был многолюдный и богатый город с шумными базарами и красивыми строениями. Совсем другой предстаёт Бухара европейцам, посетившим её в XIX в. Отгороженной от внешнего мира средневековой стеной, окружённой солончаковыми болотами, город теснился в границах XVI столетия, как бы заснув в своём прошлом.
…Наиболее древние следы своей жизни город сохранил под многометровыми наслоениями бухарской цитадели – Арк. Сейчас уже бесспорно, что поселение на этом месте существовало более 2 тыс. лет назад. Но с тех отдалённых времён до нас дошли свидетельства, понятные лишь археологам. Самый древний из сохранившихся архитектурных памятников Бухары – жемчужина мировой культуры – мавзолей Саманидов…
После арабского завоевания Средняя Азия довольно быстро вышла из-под контроля халифата. Здесь стали образовываться самостоятельные государства, самым могущественным из которых было государство Саманидов (IX - X в.), своей столицей избравших Бухару. Это был период наивысшего расцвета города, когда наука, искусство и ремёсла в Бухаре достигли очень высокого уровня.
Здание фамильной усыпальницы правителей Бухары построено в лучших традициях согдийской архитектуры. Конструкция здания проста – куб, перекрытый полушарием. Все четыре фасадов равнозначны. Мазар сложен из равномерного и подтёсанного кирпича. В декоре использованы фигурки, кирпичные плитки. Весь эмоциональный эффект здание производит за счёт фигурной кладки – чередования и сочетания линий и плоскостей из кирпичей, положенных под разным углом к цоколю здания. Столь же впечатляюще и оформление интерьера, в котором использован тот же изобразительный приём.
В XI в. власть в Средней Азии перешла к династии Караханидов. Строительная деятельность караханидских правителей была весьма активной, но не всегда удачной. Так, в XII в. один из прекраснейших минаретов города вскоре после завершения строительства рухнул, разрушив соборную мечеть. В замен его был построен дошедший до нас минарет Калян (XII в.).
Как и большинство выдающихся памятников прошлого, минарет Калян окружён легендами. Народная молва повествует, что «во времена эмира» с него сбрасывали женщин, уличённых в неверности своим мужьям, пока одной ложно обвинённой в прелюбодеянии не удалось спастись. Она надела на себя много платьев, и, когда её столкнули с верхушки минарета, платья, смягчили удар. Женщина не пострадала, и с тех пор, как гласит легенда, с минарета никого более не сбрасывали…
К XIIв. принадлежит и большая сохранившаяся часть мечети Магоки-Аттари. Судя по некоторым деталям декора, здание строилось в X в. и было современником Саманидов. Через два века оно подверглось лишь перестройке. И здесь старая согдийская традиция в оформлении портала восхищает наших современников. Ажурные кружева, выложены из неполивных кирпичей и фигурных вставок, - наглядное свидетельство высокой строительной культуры, существовавшей тогда в Бухаре.
С эпохой Караханидов придание связывает и мазар Чашма-Аюб, перестроенный в 1380 – 1385 гг. Конструкция здания – а оно перекрыто коническим куполом - необычна для Бухары. Мастер строивший Чашма-Аюб, скорее всего, был выходцем из Хорезма, где шатровые купола издавна были традиционны. Это тем более вероятно, что переселение из завоёванных областей ремесленников в эпоху Тимура было обычным делом. Своё название мазар получил от колодца, находившегося внутри здания и вырытого якобы пророком Аюбом.
За пределами городских стен Бухары находятся два здания, построенные в эпоху Тимура, - мавзолей Сейфеддина Бохарзи (умер в 1261 г.) и расположенный рядом с ним мавзолей монгольского хана Буян-Кули (умер в1358 г.). Сооружение в одну эпоху, размещённые рядом, имеющие одинаковое функциональное назначение, мавзолеи представляют собой разительный контраст, как в архитектуре, так и в декоре. Основную эмоциональную нагрузку мавзолея Сейфеддина Бохарзи принимает на себя архитектура здания. Ни во внешнем убранстве, ни в интерьере мастер не использовал столь обязательные в строительных приёмах эпохи Тимуридов поливные изразцы. Всё внимание сосредоточено на величии постройки, а внутри – на великолепном деревянном надмогильном сооружении.
Мавзолей Буян-Кули-хана меньше по размерам. В его оформлении широко использованы голубые резные изразцы, создающие тот же эффект нарядности, что и самаркандские мавзолеи тимуридского времени.
Наиболее монументальное здание Бухары тимуридской эпохи – медресе Улугбека, построенное в 1417 г. Первоначальное декоративное убранство постройки до наших дней не сохранилось, и мы можем видеть лишь результат крупного, но далёкого не самого удачного ремонта (конец XVI в.).
Начало XVI в. ознаменовалось важнейшими событиями в политической жизни Мавераннахра. Из расположенных на севере Средней Азии степей в оазисы двинулись узбекские кочевые племена под предводительством Шибани-хана. Пришельцы создали свои государства, центром одного из которых стала Бухара. Правители нового государства – Бухарского ханства – развернули активную строительную деятельность в столице. Именно на это время приходится наибольшее количество сохранившихся в городе памятников архитектуры. В XVI– XVIIвв. получают завершённость большинства архитектурных ансамблей города.
До наших дней сохранилась знаменитая стена Бухары, построенная в XVI в. и имевшая 11 ворот. Она ограничивала рост города вширь и в значительной степени служила причиной очень высокой плотности застройки в старой Бухаре.
Один из наиболее значительных ансамблей Бухары – это Пои-Калян. Три составляющие его части создавали одну из лучших композиций города – уже помянутый минарет Калян, соборная мечеть с тем же названием, постройка которой завершилась в 1514 г., и медресе Мири-Араб. Пятничная мечеть имеет грандиозные размеры – её площадь 130х80 м. Размеры здания скрыты гармоничными пропорциями, 288 куполов венчают внутренние галереи. В конструкции здания бухарские зодчие применили новаторские приёмы, позволившие такому грандиозному сооружению в хорошем состоянии сохраниться до наших дней. Напротив соборной мечети стоит медресе Мири-Араб, построенное при шибаниде Убейдаллах-хане в дар шейху Мири-Арабу Йеменскому, который руководил строительством.
По принципу расположению двух зданий на одной оси организован и другой ансамбль XVI в. Кош-медресе. Одно из составляющих ансамбль зданий – медресе Модари-Абдулла-хана по своим архитектурным и декоративным качествам малопримечательно. Второе здание, медресе Абдулла-хана, как и подобает сооружению, носящему имя правителя, наряду с традиционными элементами, отражает и новаторские тенденции архитекторов – максимально рациональное использование площадей и объёмов здания. В этом отношении зодчие достигли больших успехов.
Примечателен своими размерами ансамбль Гаккушан, сформировавшийся также в XVI в. Небогатый декор, простота и традиционность форм достигают удивительного эффекта – здание одновременно и буднично и величественно. Особняком среди памятников этого времени стоит мечеть Балянд. Снаружи это типичное для Бухары и её пригорода квартальная мечеть со своеобразным айваном на сравнительно новых деревянных колоннах. Но планировка здания имеет очень древние среднеазиатские корни и восходит к доисламским храмам. Она резко отличается от признанных исламом монументальных многокамерных построек. Внутри мечети сохранился декор XVI столетия, который не утратил ещё традиции лёгкой и изящной нарядности XV века.
К этому же времени относится и строительство ханаки Ходжи Зайнуддина. При общих стилистических особенностях, отличающих эти два здания от других, в их архитектуре есть и различия. Конструктивно отличие ханаки Ходжи Зайнуддина от мечети Балянд выражено в наличии у ханаки купола, а организационно – в местонахождении: она располагалась около одного из 100 хаузов Бухары, куда люди ежедневно приходили за водой. Роспись внутренних помещений ханаки торжественно нарядная, причем преобладает нежно-голубой тон с золотыми, синими и красными узорами. Традиции прошлого выражены и в конструкции, и в настроении всего внутреннего декора. Это не давящие своды склепа, это радость творчества, памятник художественного гения народа.
Особую группу зданий Бухары являют собой торговые строения «так» - «свод». Четыре сохранившихся торговых здания относятся к XVI в. – купол менял (Таки-Саррафон), купол ювелиров (Таки-Заргарон), купол продавцов головных уборов (Таки-Тильпак-фурушан) и четвёртый – пассаж («тим») Абдулла-хана. Достоинства этих сооружений лучше ощущаешь, нежели ведешь. В жаркие месяцы, а их в Бухаре шесть, под сводами царит прохлада, и люди здесь могут отдохнуть, неторопливо сделать покупки, поговорить.
Вне городских стен, на месте Шамсабада – заповедника XI в., в 1119 г. новый караханидский правитель Бухары заложил загородную праздничную мечеть – намазгу. Собственно, сооружена была кирпичная стена с великолепной резной нишей – михрабом, обращённой в сторону Мекки. По главным мусульманским праздникам на эту площадь собирались мужчины для молитвы.
Также вне стен города расположены три замечательных памятника XVI в. – ханака Бехауддина (1544 -1545 гг.), Чар-Бакр – фамильная усыпальница Джуйбарских шейхов и ханака Файзабад (1598 – 1599 гг.). Вырвавшийся за пределы городской тесноты замысел архитекторов сотворил совершенно отличающиеся от бухарских «застенных» сооружений.
Ещё активно используют зодчие пространство в формировании ансамбля Чар-Бакр. При сооружении памятника, в его планировку были включены сад и алея, соединяющая Чар-Бакр с Бухарой. Три здания – мечеть, ханака и медресе – составляют стержень комплекса, который за последующие столетия оброс постройками-усыпальницами. Как и во многих городских культовых зданиях этого периода, интерьеры в Чар-Бакре выполнены превосходно.
Третье загородное здание XVI в. – ханака Файзабад, строительство которой было закончено в последний год столетия. Оно выглядит монументально и изящно одновременно. Зодчему пришлось отказаться от многих устоев городской архитектуры. Открытый осмотру объём потребовал от строителей и одинаковой со всех сторон здания выразительности, она и была достигнута.
XVI столетие положило началу формированию вокруг Ляби-хауза ансамбля того же названия. Главным и наиболее значительным по архитектурным достоинствам является здание медресе Кукельташ, построенное Абдулла-ханом в 1568 – 1569 гг. Это его самая внушительная постройка.
В зодчестве это, в частности, выразилось в эклектичном соединении среднеазиатских традиций с приёмами европейской архитектуры. Яркий пример тому – загородный дворец эмира Ситори-Махи-хоса построенный в начале XXв. Европейское по архитектурному решению основное здание с европейской планировкой помещений сопряжено с традиционно бухарским, пышным, с большим вкусом, выполненным талантливыми мастерами декора.