История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сайт история древнего рима


Персональный сайт - История Древнего Рима

ранняя Римская История

История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII века до н. э. — 510 год до н. э.), республиканский (509-30 годы до н. э.) иимператорский (30 год до н. э. — 476 год н. э.).

Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций. Сильное влияние на её становление оказали культуры этрусков, латинов идревних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его властью оказались народы Северной Африки,Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока.Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования былаполитеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

Ранняя римская история

Город был основан вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами,латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале.

Легенда о Ромуле в Риимекр

Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Эо города Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы детиНумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонга. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём.[5] Датой основания города считается 21 апреля753 до н. э. когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема — Сениембыл основан город Сиена.

Латины и этруски

С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков, пришедших на Апеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э.[3] Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость — Рим.Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.[4] Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.

Начало Рима

С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.В Риме также не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Тогда Ромул придумал торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Царский период

Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый.

РомулПосле похищения римлянами сабинянских женщин вспыхнула война между Римом и сабинянами. Во главе со своим царем Тацием, они отправились на Рим. Однако похищенные женщины сумели помирить обе враждующие стороны, так как уже прижились в Риме. Тогда римляне и сабиняне заключили мир и жили под властью Ромула и Тация. Однако через шесть лет после совместного правления, Таций был убит оскорблёнными гражданами колонии Камерии, куда он совершал поход.[7] Ромул стал царём объединённых народов. Ему приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов», укрепление Палатина и формирование римской общины (разделение римлян на патрициев и плебеев).

Нума Помпилий

Нума Помпилий был вторым царем Рима. Вскоре после смерти первого царя, Ромула, Нума был избран Римским царем сенатом за справедливость и набожность. История рассказывает, что он был сабином и что, прибыв в Рим, он сначала поселился на Квиринале, а затем построил себе дворец на Велии, между Квириналом и Палатином. Нуме приписывается введение 12-месячного календаря вместо старого 10-месячного, создание жреческих коллегий и строительство храма Януса на форуме.

Тулл Гостилий

Тулл Гостилий прославился как воинственный царь: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он переселил в Рим, дав им права гражданства, а знать зачислил в сенат. В лице Анка Марция Рим снова получил царя-сабина. Он был внуком Нумы и в области богопочитания старался во всем подражать деду.

Анк Марций

Анк Марций не вел ни одной войны, но расширил Рим в сторону моря и этрусского берега Тибра. Это послужило началом интенсивных отношений с этрусками, которые вскоре укрепляются в правлении следующего царя.

Тарквиний Древний

Богатство и обходительный нрав сделали Тарквиния Древнего, переселенца из этрусского города Тарквиний, настолько популярным в римском обществе, что после смерти Анка его избрали царем. Он вел удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению посредством каналов болотистых частей города. Последний царь, Луций Тарквиний Гордый, был сыном Древнего; этрусское происхождение двух царей повлияло на общественную жизнь Рима: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул,Капуя), наличие в Риме целого этрусского квартала.

Сервий Туллий

Преемником Тарквиния был Сервий Туллий. Существуют две версии его происхождения. Согласно одной, он был сыном одной знатной женщины из города Корникула, попавшей в плен к римлянам. Он вырос в доме Тарквиния, где он пользовался величайшей любовью и почетом, в том числе и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. После того, как царь Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, воспользовавшись своей популярностью, захватил власть с одобрения сената.Согласно другой версии, Сервий Туллий был Мастарной, этрусским авантюристом, выгнанным из Этрурии и поселившимся в Риме. Там он переменил имя и достиг царской власти. Этот рассказ произносит император Клавдий (I в. н. э.), и, скорее всего, он в значительной степени основан на непонимании этрусских сказаний.

Тарквиний Гордый

Преемником Сервия Туллия стал Тарквиний Гордый, сын Тарквиния Приска, следовательно, этруск. Власть он захватывает убийством своего тестя (Тарквиний был женат на дочери С. Туллия, Туллии). Его правление носило деспотический характер: он не считался с мнением сената, прибегал к казням, изгнаниям и конфискациям. Когда Тарквиний был изгнан из Рима, этруски пытались оказать ему помощь и восстановить на троне.

 

istoriya2014.ucoz.ru

Персональный сайт - История Древнего Рима

Этруски в VII-VI веках до н.э. стояли на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик города, и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил, в зависимости от их состояния, права и обязанности населения города. Правление же последнего царя, Тарквиния Гордого, осталось в памяти римлян как жестокая тирания. Дело в том, что этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. При них появились внешние знаки отличия высшей власти: цари носили пурпурное одеяние, восседали на троне из слоновой кости, их сопровождала свита ликторов из 24 человек, несущих фасцы - связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление власти царей вызывало недовольство сената, с которым цари все реже совещались и против воли которого проводили свою политику. Поэтому и Тарквиний Древний, и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть навсегда отменена. Всякий, кто пытался ее восстановить, объявлялся врагом римского народа и приговаривался к смертной казни. Событие это, как считают древнеримские писатели, произошло в 510 году до н.э.Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц - консулов. Консулы, т.е. "совещающиеся вместе", получили высшую власть, которой раньше обладали цари. Но поскольку этой властью в равной мере наделялись оба должностных лица и время пребывания их в должности ограничивалось сроком в один год, консулы оказывались под сильным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Именно сенат с этого времени располагает всей полнотой политической власти в общине. Постепенно число должностных лиц увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора - единоличного правителя - сроком на полгода. Этот период в истории Древнего Рима получил название "республиканский". В ранней римской республике (V - IV века до н.э.), помимо деления граждан на пять имущественных классов, существовало еще деление на два сословия: патрициев и плебеев. Патрициями в это время называли римских аристократов, из среды которых избирались магистраты - лица, занимавшие высшие должности. Плебеи - масса, народ - были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участия в управлении государством. Уже с самого начала V века до н.э. между патрициями и плебеями разгорелась острая борьба. Плебеи боролись за уничтожение кабального долгового рабства и утверждение гражданского равноправия. Эта борьба растянулась на два столетия.Рим с самого начала своей истории вел постоянные войны с соседями либо за сохранение своей независимости, либо за захват чужой земли. Эти войны требовали напряжения сил всего народа, поэтому патриции были вынуждены делать некоторые уступки плебеям. Первой их победой было получение права избирать народных трибунов, которые должны были защищать плебс от произвола патрициев. С помощью народных трибунов плебеи смогли усилить давление на знать. В 451 - 450 годах до н.э. была произведена запись законов, получивших название "Законы XII таблиц". Они не уничтожили кабального рабства, но ограничили произвол патрицианских магистратов и положили начало римскому гражданскому праву.Борьба патрициев и плебеев шла одновременно с борьбой Рима сначала за укрепление своего положения среди латинских племен в Лациуме, затем с италийскими племенами Средней Италии, греческими полисами Южной Италии и этрусскими городами. Войны эти были тяжелыми, и не всегда римляне одерживали победы. В 390 году до н.э. Рим был захвачен галлами - племена пришедшими в Италию с севера и обосновавшимися в долине реки По. Галлы разрушили и сожгли город, и только небольшой отряд римской молодежи во главе с Марком Манлием сумел укрепиться на Капитолии. Галлы не смогли захватить его и долго осаждали. По преданию, когда галлы попытались ночью прорваться на Капитолий, священные гуси храма Юноны разбудили спящую стражу и спасли Рим. Галлы, удовлетворившись большим выкупом, ушли на север Италии.Во время одной из войн с союзом самнитских племен Средней Италии римляне попали в засаду в узком лесистом Кавдинском ущелье. Консулы, возглавлявшие армию, были вынуждены принять все условия, продиктованные самнитами, и, сверх того, вся римская армия была подвергнута тяжкому унижению. Сдав оружие, полураздетые воины по одному прошли под игом - сооружением из трех копий в виде буквы "П".Но поражения не останавливали римлян. Собравшись с силами, учтя свои ошибки, они вновь бросались в наступление. Война давала большую добычу и, главное, землю, которой всегда не хватало крестьянам. Выгоды от завоеваний ощущали все члены общины, и это объединяло их. К 60-м годам III века до н.э. почти вся Италия была завоевана римлянами. Завоеванные города и общины объявлялись союзниками Рима и, сохраняя права внутреннего самоуправления, должны были поставлять в римскую армию вспомогательные воинские отряды. Некоторые самые привилегированные общины получали права муниципий - их жители, переселившись в Рим, имели права римского гражданства.

Превращение Рима из маленькой, никому не известной крестьянской общины во властелина всей Италии не только поразило его современников, но заставило и самих римлян задуматься над причинами своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим строем своего государства и превосходством своих нравов и обычаев над обычаями других народов. Они были уверены, что их город специально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всем мире свой порядок. Высшими добродетелями римляне считали храбрость, выносливость, трудолюбие, непреклонную честность и справедливость.После завершения борьбы патрициев и плебеев (287 год до н.э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государства, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все граждане в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом. Но простые люди практически не могли занять высшую должность в государстве и получить доступ в сенат. Политический строй Рима носил ярко выраженный аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилитета), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения. Высшей ценностью для римского гражданина был сам Рим, поэтому каждый должен был в первую очередь заботиться о благе всей общины и в последнюю - о своем. Однако постоянные войны требовали не только единства всех граждан, но и мужества каждого в отдельности. Поэтому в римской культуре, как ни в одной культуре Древнего мира, проявились уважение и интерес к личности. В домах знатных семей хранили изображения предков, прославившихся в военных походах или способствовавших процветанию общины.Подчинив своей власти Италию, Рим устремил жадные взоры на богатый и плодородный остров Сицилия. Это была завидная добыча. Но чтобы ее захватить, Риму пришлось бы помериться силами с крупнейшей державой Западного Средиземноморья, Карфагеном. Этот город был основан на северном побережье Африки еще во IХ веке до н.э. финикийцами, с давних времен имевшими славу мореходов и купцов. Римляне же своего флота не имели. В сухопутной схватке их ополчение вполне могло сразиться на равных с армией Карфагена, но на море Карфаген был полновластным хозяином. И все-таки Рим рискнул и вышел победителем в этой войне.Победа над Карфагеном, а затем над многочисленными полководцами и правителями в районе Восточного Средиземноморья превратила Рим во II веке до н.э. в мировую державу. Эти победы еще больше убедили римлян в их превосходстве над всем миром. Однако греки считали римлян жестокими, кровожадными и невежественными. Особенно ярко эти качества проявились в любви римлян к грубым зрелищам, вроде кулачных боев, гладиаторских сражений и травли зверей. Обычай устраивать гладиаторские бои в память умершего человека появились в Риме под влиянием этрусков. Но потом смертельные схватки вооруженных людей стали устраиваться на арене цирка на потеху зрителям.

 

 

После великих завоеваний древние нравы и обычаи, которыми так гордились римляне, подверглись суровому испытанию богатством и властью. И не выдержали его. Победоносные войны давали Риму огромную добычу: деньги, драгоценное оружие, золотую и серебряную утварь, произведения искусства, многие тысячи рабов - все это нескончаемым потоком текло в Рим. Обогащались воины, а еще больше - победоносные полководцы. Солдаты провозглашали их императорами - победителями, а сенат давал право на триумф - торжественный проезд на колеснице, за которой шло войско и проносилась награбленная в войне добыча. Завоеванные страны обращались в римские провинции, т.е. земли, добытые победой в войне и принадлежащие всей общине. Они облагались налогом, должны были содержать находящиеся на их территории войска и наместников. Наместники назначались сенатом из числа бывших высших магистратов. В Рим они обычно возвращались с огромными состояниями, да и для рядовых граждан Рима в провинциях открывались большие возможности для обогащения. Римляне почувствовали вкус к богатству и роскоши. Полководцы и наместники, распоряжающиеся, словно цари, судьбами целых народов, привыкали к поклонению и почестям, воздаваемым им в провинциях.

Но если бы только превосходство римских добродетелей и сила оружия создали огромную Римскую державу, вряд ли она просуществовала бы так долго. Римляне очень быстро поняли, что успех зависит не только от военной силы, но и от умения находить наилучшие формы сосуществования с побежденными. Они умели не только грабить, но и учиться. Высокомерное отношение к соседям удивительным образом сочеталось с открытостью римской культуры, сохранявшей при этом свою самобытность. Особенно сильным было влияние греческой культуры, более развитой и в то же время родственной римской. Знатные римляне, считая достойным для себя занятием военную и политическую деятельность, готовы были тратить целые состояния на образованных рабов, которые становились их домашними учителями. Греческие философы, риторы, грамматики и поэты прививали своим хозяевам вкус к философии, поэзии и театру. Получая затем свободу от благодарных господ, они становились вольноотпущенниками - хоть и не полноправными, но свободными членами римского общества. Их дети уже считали себя римлянами и гордились своей принадлежностью к великому народу не меньше, если не больше самих римлян. Конечно, не все в Риме с восторгом относились к проникновению в жизнь общества чужеземных обычаев. Часть знати с опасением смотрела на увлечение греческой культурой и образованностью, видя в этом серьезную угрозу для римской доблести.Во II веке до н.э. усложняется общественная жизнь Рима. Длительные военные походы, надолго отрывая крестьян от их наделов, приводили к разорению мелких хозяйств. В Риме и других городах Италии появляется много свободных граждан, не имеющих средств к существованию и требующих от своей общины земельных наделов. Рим постепенно начинает втягиваться в полосу смут. Став богатым властелином мира, он вдруг почувствовал, как начинает слабеть его оружие. С большим трудом удалось разгромить в Третьей Пунической войне слабый, лишенный былого могущества Карфаген; в Испании свободолюбивые местные племена наносят ощутимые удары римской армии.

Народные трибуны Тиберий Гракх в 133 году до н.э., а затем его брат, Гай Гракх, в 122 году до н.э. с помощью реформ пытаются ослабить напряжение в обществе и вернуть Риму былую военную славу и мощь. Но правящий нобилитет не желает ничем поступаться даже ради общегосударственных интересов. Не в силах победить братьев с помощью политических мер, знать прибегает к прямому насилию, учинив кровавую расправу над Гракхами и их сторонниками. Возникают сложности в отношениях с италийскими Союзниками. Принимая активное участие в завоевательных войнах Рима, они требуют уравнения в правах с римскими гражданами. Только с помощью оружия в 90-х годах I в. до н.э. союзники сумели получить права римского гражданства. Восстания рабов, самым крупным из которых было восстание Спартака (73- 71 годы до н.э.), сотрясают Италию.Старая, приспособленная для нужд маленькой гражданской общины, политическая система не в состоянии была справиться с проблемами управления громадной державой. А на политической сцене Рима появляется новая сила - честолюбивые полководцы и верные им армии, готовые идти за своим командиром не только против врагов римского народа, но и против самого Рима. Ведь армия к этому времени уже утратила черты народного ополчения. Воинская служба становится профессией, и благополучие воина теперь зависит от таланта и политического авторитета его командира. Если сенат и римский народ не признают этого авторитета, армия готова добыть его для своего полководца с помощью оружия. Первым воспользовался армией для захвата власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Его диктатура (82 - 79 годы до н.э.) положила начало гражданским войнам, раздиравшим Рим полстолетия. Ничто не могло остановить честолюбивых полководцев на пути к единоличной власти. Сподвижник Суллы, Помпей Великий, становится крупнейшей политической фигурой в Риме благодаря своим военным успехам. Правда, он хотел, чтобы сенат признал его власть добровольно, а не будучи принужденным силой оружия. Сенат упорствовал, и тогда Помпей вступил в союз с талантливым политиком и полководцем Гаем Юлием Цезарем.

Однако Цезарь был не менее честолюбив, чем Помпей, и не столь разборчив в средствах. Обретя верную армию в походах против галлов, он с ее помощью захватывает власть в Риме. В 45 году до н.э. Цезарь объявил себя "вечным" диктатором, а в марте 44 года до н.э. он был убит заговорщиками. Они наивно думали, что достаточно убить диктатора, чтобы восстановить власть сената и народа. Вместо этого Рим снова оказался ввергнутым в пучину гражданской войны. Еще долгих восемь лет римляне с невероятным ожесточением уничтожали друг друга. Конец гражданской войне в 29 году до н.э. положил приемный сын Цезаря Октавиан. Рим, наконец, получил долгожданный мир, о котором мечтали все и ради которого были готовы отказаться от республиканских свобод и подчиниться воле единоличного правителя. Октавиан был блестящим политиком, очень точно улавливающим настроения различных слоев общества. Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего всевластия. Объявив себя лишь принцепсом, т.е. "первым среди равных", он провозгласил наступление всеобщего мира и "золотого века". Сенат наградил Октавиана за его заслуги почетным титулом Август - "возвеличенный богами ".

Наступление " золотого века" означало, что Рим как бы достиг той цели, ради которой его создали боги: объединил под своей властью весь "круг земли". Действительно, первые два века, прошедшие после утверждения в Риме политической системы, получившей название "принципат", были временем наивысшего расцвета Римской державы. Рим больше не ведет крупных завоевательных войн. Лишь император Траян (98 - 117 год н.э.) совершает последние присоединения новых территорий. Большинство же правителей занимаются внутренними делами громадного государства. По всей империи возводятся многочисленные города, уменьшенные копии Рима, с цирками, амфитеатрами, термами (банями). Сам Рим из господствующей над завоеванными провинциями общины превращается в столицу единого средиземноморского государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве живут уже не граждане, а подданные императора. Все, от сенатора до простолюдина, зависят от его воли, которая стала законом. Вместо равенства граждан возникают отношения личной зависимости, особенно тяжело отразившиеся на положении "маленьких людей", которое все больше приближается к рабскому.Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Они много заимствовали от греков и этрусков, но создали свой - римский стиль архитектуры. До наших времен сохранились такие понятия, как "римская кладка", "римский бетон", "римские своды". Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямолинейными проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами. На улицах стояли роскошные городские усадьбы (виллы) и доходные дома (фавелы) высотою в 5 - б этажей. Нижние этажи зданий были заняты мастерскими, харчевнями и торговыми лавками, верхние были жилыми. Все жилые помещения имели окна без стекол и рам, в холодное время они отапливались жаровнями с древесным углем. Из-за жаровен часто возникали пожары, которые были особенно опасны, потому что дома стояли вплотную друг к другу. Для борьбы с пожарами были созданы профессиональные пожарные команды, оснащенные насосами и шлангами из кишок животных. Дома имели сливные желоба - клоаки, из которых нечистоты сливались в каналы, расположенные под тротуарами. Мусор, по обычаю, выбрасывали из окон, его собирали и вывозили из города специальные отряды рабов-мусорщиков. Благодаря заботе о чистоте улиц до нашествия варваров Рим не знал ни одной эпидемии. Изначально особое значение для городского устройства имели дренажные сооружения, потому что Тибр регулярно заливал все низины, в которых образовывались застойные озера и болота, ставшие рассадниками малярийных комаров. Не меньшее значение имели и водопроводы, некоторые из которых составляют более 50 км в длину и действуют до настоящего времени.

 



Философы и мыслители

Тема философов и мыслителей близка каждому человеку. Дело даже не в том, что без изучения курса философии не обходится не одно высшее образование, и не в том, что легенды о философах древнего мира намертво вошли в нашу жизнь, а в том, что каждый из нас от мала до велика по-своему философ и мыслитель. Читая те или иные трактаты, мы пытаемся найти в них какие-то совпадения с собственной системой восприятия мира.

Сколько философов вы можете назвать навскидку – пять, десять? Возможно, большинство из них будут относиться к периоду Древней Греции – колыбели демократии, ораторского искусства и культа красоты. Кого бы мы не назвали из авторов литературных произведений того времени, его можно безболезненно причислить к выдающимся мыслителям античности. А Диоген с его бочкой? Это был не единственный философ, который осмелился говорить на равных с сильными мира сего, но единственным человеком, который смог сказать Александру Великому, завоевавшему полмира: «Отойди, ты закрываешь мне солнце».

Мы можем не помнить, кто это сказал, но регулярно используем в речи такие выражения как «Я знаю, что я ничего не знаю», «Платон мне друг, но истина дороже». Названия философских школ в языке уже стали нарицательными: гедонисты, эпикурейцы, циники. С древнегреческого философия переводится как «любовь к мудрости» - на этом обычно любые попытки идентифицировать эту науку заканчиваются. Философы говорят нам о собственном мировоззрении, о месте человека в жизни, труде, счастье, физической и моральной смерти, и о других вещах, которые беспокоят человеческий ум. «Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Где мое место в мире?» - вот основные вопросы, которыми занимались мыслители во все времена. На Востоке больше внимания уделялось человеку, самопознанию и самореализации, Запад всегда был больше ориентирован на социум и рассматривал человека с точки зрения общества.

Часть вопросов, поставленных перед самим собой, человечество так и оставило нерешенными, как, например парадокс Мура. Долгое время неразрешенными оставались и парадоксы (апории) Зенона, которые отрицали пространственное и временное движение тел. Самая известная из них это, пожалуй, Ахиллес и черепаха, кстати, догонит ли Ахиллес черепаху, окончательно установили только в девятнадцатом веке. Если бы не атомистическая теория, то древнегреческая математика после парадоксов Зенона просто не вышла бы из кризиса.

К современным течениям философии относится более двух десятков школ: экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, либерализм, структурализм и другие. Образование новых философский структур часто связано с разрушением или трансформацией старых, поэтому некоторые имена упоминаются в двух, а то и большем количестве школ. Например, Карл Поппер считается как основателем постпозитивизма, так и представителем критического рационализма.

У такой философии как эпикуреизм (названной по имени грека Эпикура) было несколько жизней. Причем, что интересно, нам сейчас не столько известны греческие эпикурейцы, сколько представители французского эпикуреизма XVII—XVIII века. Многие ученые и писатели увидели в этике удовольствия свет при выходе из тоннеля средневековой философии. Валла, Гольбах, Дидро, Гельвеций проповедовали разумный эгоизм, который, однако, не исключал основных постулатов церкви, однако их все равно записали в ряды вольнодумцев.

Когда-то философы воспитывали величайших правителей и были носителями наук. Чуть позже за философские и научные взгляды людей сжигали на кострах. По прошествии еще веков четырех философы вышли из тени и начали играть роль либо государственных деятелей, либо отдельных единиц, либо переквалифицировались в ученых – но все это не так повлияло на «любовь к мудрости», как новые времена. Сейчас мы можем свободно высказывать свои мысли, а название философ уже стало нарицательным.

 

 

Главные улицы Рима освещались факелами и светильниками. Ширина проезжей части римских улиц строго

регламентировалась. На площадях стояли не только храмы, памятныеобелиски и колонны, но и гимнастические залы и термы - знаменитые римские бани, отличавшиеся совершенством устройства и исключительно богатым декором. Термы были публичными, для простонародья, и аристократическими - для патрициев, которые проводили в них большую часть своего свободного времени, занимаясь гимнастикой, ведя философские диспуты и играя в изысканные игры.От Рима во все стороны света расходились прямые, как стрела, дороги. Вымощенные плитами из тесаного камня, они были идеально ровными, некоторые из них имели длину более 1000 км. Дороги были разбиты на дистанции в 32 км - примерно день пути. В конце дистанций имелись постоялые дворы, где были гостиница, таверна, конюшня и военный пост. Все римские дороги патрулировались солдатами. На постоялых дворах была организована почта.С конца II века и весь III век Римская империя подвергалась непрерывным вторжением варваров. Самыми опасными варварами были племена германцев. Они переправлялись через пограничные реки Рейн и Дунай, грабили и разрушали города и селения, а порой захватывали целые области. Границы охраняли многочисленные легионы, однако римские полководцы использовали войска не только для обороны, но и для борьбы за императорскую власть.

В ожесточенной борьбе полководцев одержал верх один из них - Константин (306 - 337 гг.). Он стал неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Константин не любил Рим, бывал в нем редко и решил перенести столицу. Местом для нее он выбрал греческий город Византий на берегу пролива Босфор. Здесь находился перекресток торговый путей: водного - из Средиземного моря в Черное и сухопутного - из Малой Азии в Европу. По воле императора в новой столице построили дворцы, театры, цирк, термы. Наряду с храмами, посвященными древним богам, воздвигли и христианские храмы. Новая столица получила название Константинополь в честь ее основателя.Управлять огромной державой из одного центра - Константинополя становилось все труднее и труднее. Положение в империи осложнялось непрерывными вторжениями варваров в ее пределы. Поэтому император Феодосии перед своей кончиной разделил империю между двумя сыновьями. В 395 году на месте единой державы образовались два государства: латиноязычная Западная Римская империя и грекоязычная Восточная Римская империя.Восточная Римская империя была богаче и сильнее Западной. Благодаря внутренней и внешней торговле, труду свободных крестьян и ремесленников городов, императоры Востока могли содержать сильную армию и обладали богатой казной. Разногласия императоров Запада и Востока в большей степени ослабляли Западную империю. Кроме того, Восточная империя силой и подкупом старалась отвести от своих границ варварские племена и направить их на запад.В 402 году на Западную империю обрушались вестготы. Для отпора им Риму пришлось отозвать свои легионы из Британии и Галлии. Через несколько лет Рим лишился Испании и Северной Африки - эти территории были захвачены вандалами, бургундами, франками. В 410 году вестготы вновь вторглись в Италию. Предводительствовал ими Аларих, слава о победах которого опережала его армию. После долгой и изнурительной осады Рим был взят и разграблен. Опустошив Италию, вестготы двинулись в Южную Галлию, где в 418 году основали свое королевство.Римские власти утрачивали контроль над все новыми и новыми территориями, хотя официально бургунды, вестготы, франки и другие германцы считались союзниками римлян, а варварские вожди получали звания патрициев. Сама власть императоров, обосновавшихся в Равенне, держалась в основном за счет наемных отрядов, сформированных из германцев.По стопам германцев в пределы Западной Римской империи двинулись и гунны, захватившие в V веке Паннонию (сейчас это территория западной Венгрии). На своем пути они подчинили многие германские племена. Предводителем гуннов был талантливый полководец и одаренный политик Аттила, вошедший в историю как "Бич божий". Он добился единоличной власти над собственным народом и союзными племенами, истребив своих родичей и политических противников. Одно имя его наводило ужас на соседей. Древний историк писал о нем: "...этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам". В середине V века Аттила вторгся в Галлию, угрожая как галло-римскому населению, так и обосновавшимся здесь германцам. Речь, однако, шла не только о судьбе Галлии. Торжество гуннов означало бы крах всей римской цивилизации, к которой успели приобщиться и германцы за многие десятилетия соседства. В 451 году в грандиозной "битве народов" на Каталаунских полях сошлись две армии. Армией римлян, к которой присоединились и ряд германских племен, командовал римский полководец Аэций. В результате жестокого сражения, в котором пал и был затоптан конями король вестготов Теодорих, а сам Аттила едва не погиб, гунны отступили и вернулись за Рейн. Эта победа была последним крупным политическим успехом Рима, к тому же одержанным в основном благодаря военной силе варваров-вестготов. Вскоре смерть Аттилы, распри его сыновей и мятежи покоренных народов привели к распаду гуннского племенного союза, в течение долгого времени устрашавшего Европу.Победа при Каталаунских полях усилила процесс распада Западной Римской империи. Варварские государственные образования начинают проводить самостоятельную внешнюю политику, не подчиняясь императорам Рима. Некоторые из них без особого труда присоединяют к своим владениям значительные области империи. Правительство контролировало лишь небольшую часть Италии и Испании. Но вскоре и эти территории оказываются под властью германских племен.Формальной датой падения Западной Римской империи принято считать 476 год, когда последний император, пятнадцатилетний Ромул Августул, был свергнут с престола предводителем своих германских наемников Одоакром. Регалии последнего императора Рима были отправлены в Восточную Римскую империю, которая пережила Западную на тысячу лет. Одоакр не стал принимать титул римского императора, а был провозглашен конунгом - королем, как это было принято в других варварских государствах.Так закончила свое существование Западная Римская империя. Наступил новый период в развитии всемирной истории - эпоха Средневековья.

 

 

 

 



chechelvlad.narod.ru

История древнего Рима

Периодизация истории империи

Историю империи можно разделить на следующие шесть периодов

I. Принципат Августа (30 г до н э — 14 г. н. э.) — период реакции и завершения организации империи.

II Период террористического режима и его падения (14 — 69 гг ) — правление императоров из дома Юлиев — Клавдиев, рост республиканской оппозиции и борьба с ней методами террора, гражданская война 68 — 69 гг.

III Расцвет империи (69 — 161 гг.) — правление Флавиев и первых Антонинов; расширение социальной базы императорской власти и ее укрепление.

IV. Кризис империи (161 — 284 гг.) — правление последних Антонинов и их падение; гражданская война 193 г.; правление Северов и попытка остановить кризис путем военизации империи; общий кризис империи III в.

V. Доминат Диоклециана и Константина (284 — 337 гг.) — временное ослабление кризиса; период военно-бюрократической крепостнической монархии

VI. Падение империи (конец IV — конец V в ) — революция рабов и варварское завоевание. Литературные источники по истории империи

Литературные источники по истории империи представлены очень неравномерно. Лучше всего освещен период ранней империи (I в). Из знакомых уже нам авторов об этой эпохе писали Плутарх (в биографиях императоров Гальбы и Отона), Дион Кассий (52-я — 67-я книги, из них 61-я — 67-я дошли в извлечениях Ксифилина) и Светоний (биографии Августа, Тиберия, Гая Калигулы, Клавдия, Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана)

Основным литературным источником для ранней империи служат произ-

468

ведения Тацита, величайшего римского историка. Публий* Корнелий Тацит (около 55 — около 120 гг.) происходил из довольно богатой италийской всаднической семьи и получил прекрасное образование. Свою служебную карьеру он начал при Флавиях. В 88 г. Тацит служил претором, в 97 г. был консулом вместе с императором Нервой. Несколько раз он занимал крупные посты в провинциях. Умер Тацит, вероятно, в первые годы царствования Адриана.

Первым литературным произведением Тацита был «Диалог об ораторах» (около 81 г.), в котором он рассуждает о причинах упадка красноречия в Риме. Эти причины он видит в падении свободной политической жизни при императорах. Лет 15 спустя Тацит пишет биографию своего тестя, полководца Агриколы («О жизни и нравах Юлия Агриколы»), где содержатся интересные данные о Британии. Такой длительный перерыв объясняется тем, что в правление Домициана (81 — 96 гг.) всякая возможность свободного литературного творчества была исключена. Почти одновременно с «Агриколой» появилось одно из важнейших произведений Тацита — его «Германия». Это небольшой географический и этнографический очерк, содержащий описание страны и быта германских племен. Для ранней истории германцев этюд Тацита является главным источником. «Германия» вряд ли написана на основании личного знакомства автора со страной и ее обитателями. Вероятнее всего, данные Тацита основаны на литературных источниках и на рассказах лиц, бывавших в Германии.

Таким образом, когда Тацит приступил к работе над своими основными произведениями («Историями» и «Анналами»), он был уже зрелым писателем, обладавшим к тому же большим служебным опытом. «Истории» написаны, вероятно, в 105 — 107 гг. В своем первоначальном виде они состояли, по-видимому, из 12 книг и охватывали период от 68 до 96 гг., т. е. от гибели Нерона до убийства Домициана. Но уцелели из них только первые 4 книги и часть 5-й. «Анналы», написанные около 115 — 117 гг., делились, по-видимому, на 18 книг, из которых до нас дошли 1-я — 4-я, отрывок 5-й, 6-я, около половины 11-й, 12-я — 15-я и первая половина 16-й. «Анналы» излагали события от смерти Августа (14 г.) до гибели Нерона (68 г.). Таким образом, оба главных произведения Тацита давали связную картину римской истории почти за весь I в. Но и в наличном своем состоянии они являются неоценимым источником по истории ранней империи.

Тацит — крупнейший из римских историков и один из самых выдающихся античных историков вообще. Правда, его нельзя поставить на один уровень с Фукидидом и Полибием. В нем нет объективности великих греческих историков; он не обладает даром вскрывать основные причины исторических событий; у него, в сущности, нет никакой общей исторической концепции. Тацит — прежде всего художник. В этом смысле он — типичный представитель античной историографии, которая, за очень немногими исключениями, была не столько наукой, сколько литературой. Он — большой психолог. Если и можно говорить о какой-нибудь «методологической» концепции Тацита, то таковой был психологический индивидуализм: личность с ее психическим складом является главной движущей силой истории. И Тацит всю силу своего огромного художественного таланта направил на изображение этих исторических личностей.

В своих главных произведениях римский историк дал потрясающую по своему драматизму картину перерождения принципата Августа в кровавую тиранию его преемников. Написанная сжатым и необычайно выразительным языком, изобилующая яркими образами, эта картина оказала решающее влияние на все дальнейшее развитие историографии, посвященной I в. империи. Образы, созданные Тацитом, стали каноническими и в мировой науке и в мировом искусстве. Все попытки исправить Тацита, дать принципиально

__________

* Личное имя Тацита вполне точно не установлено. «Публием» он назван в древнейшей медичейской рукописи его «Анналов»,

469

иную трактовку фигурам и деятельности первых римских императоров до сих пор были безуспешны.

В какой степени картина, нарисованная Тацитом, соответствует действительности? Если говорить о фактах, то упрекнуть историка в их сознательной фальсификации мы не можем. Он прекрасно понимает, что первый долг историка состоит в добросовестном и тщательном установлении фактической стороны дела в интересах объективной истины. Тацит широко использовал всю основную литературу конца республики и начала империи — исторические труды, мемуары, памфлеты, речи и т. п. Ему, несомненно, были доступны важнейшие официальные документы. Наконец, он сам принадлежал к высшей имперской бюрократии, был в курсе всей текущей политики и обладал необходимыми для историка знаниями в области государственных и военных вопросов.

Действительно, там, где мы можем проверить Тацита показаниями параллельных литературных источников (Плутарха, Кассия Диона, Светония и др.) или документальным материалом, мы не в состоянии сделать ему ни одного сколько-нибудь серьезного упрека в искажении фактов.

Иное дело — их группировка и освещение. Тацит по своим политическим взглядам был сторонником аристократической республики. Его симпатии к этой форме правления не становились меньше от того, что он понимал историческую неизбежность наступления монархии. Тацит не хочет примириться с падением республики. В особенности ему ненавистна та деспотическая форма, в которой выступила монархия при преемниках Августа. Отсюда вытекает предвзятость историка в изображении правления императоров первых двух династий. Он не искажает фактов, — он только односторонне подбирает и группирует их. Произвол, кровавые насилия, утонченный разврат выдвигаются на первое место, тогда как положительная деятельность императоров искусно остается в тени. К этому присоединяется пафос моралиста, подвергающего суровому обличению порок, и талант первоклассного художника, ищущего драматические контрасты и коллизии.

Благодаря сочетанию всех этих моментов в творчестве Тацита его изображение деятельности Тиберия, Гая Цезаря (Калигулы), Клавдия, Нерона и Домициана нуждается в существенных поправках. Уже априори кажется невероятным, что римское государство могло в течение многих лет существовать под властью безумцев. С другой стороны, этому противоречат факты (часто сообщаемые тем же Тацитом), говорящие о многих разумных мероприятиях тех людей, место которым было только в больнице. Как это могло случиться? Очевидно, великий римский историк был крайне субъективен.

Но, как было указано выше, «исправить» Тацита не легко. В частности, еще и потому, что второй основной источник по истории I в., биографии Светония, рисуют, в сущности, ту же картину безумных преступлений и кровавого разврата императоров. Мотивы Светония совершенно иные. Если Тацит, рисуя эволюцию единодержавия Августа в сторону деспотизма, выражал взгляды республиканской оппозиции, то Светоний вовсе не задавался такими высокими целями. Автор «XII биографий цезарей» — прежде всего занимательный рассказчик. Политическая сторона дела его совершенно не интересует. Империю он приемлет целиком, и биографии ее носителей для него — только цепь занимательных рассказов и анекдотов. Чем острее были эти анекдоты, тем больше они нравились публике. Отсюда пристрастие Светония к грязным порнографическим деталям, к болезненной извращенности, к кровавым эксцессам. Правда, наряду с этим он сообщает и много ценного материала, но дать какое-нибудь новое освещение и новую оценку эпохе он не в состоянии.

Третий литературный источник — Кассий Дион — не оригинален, черпая свою информацию главным образом у Тацита и Светония.

То же самое приходится сказать о большинстве второстепенных писателей позднеимператорской эпохи, о которых мы упоминали в I ч.: Евтропии, Авре-

470

лии Викторе и Орозии. Некоторым исключением является Гай Веллей Патеркул. Он служил офицером при Тиберии и в последней части своего произведения подробно останавливается на правлении этого государя. Его изложение отличается здесь панегирическим тоном и с этой точки зрения могло бы служить противовесом традиции, идущей от Тацита, если бы Веллей не впадал в другую крайность. Эта придворная лесть по отношению к Тиберию выступает еще яснее у Валерия Максима.

Много ценных данных по истории ранней империи мы находим у еврейского писателя Флавия Иосифа (37 — около 100 гг.). Ему принадлежат четыре дошедших до нас произведения, написанные на греческом языке:

«Иудейская война» (в 7-ми книгах), «Иудейская древняя история» (в 20-ти книгах), «Против Апиона» и «Автобиография». Наибольший интерес для истории Рима представляет «Иудейская война», содержащая описание восстания в Иудее 66 — 70 гг. На протяжении большей части восстания Иосиф играл в нем ведущую роль и поэтому обладал очень полной информацией. Правда, его проримская позиция и стремление изобразить свои собственные действия в наиболее выгодном освещении вносят значительный элемент субъективизма. Но за исключением этого момента «Иудейская война» является первоклассным источником. И в других произведениях Иосифа содержится много ценных указаний на римские отношения.

Из римских писателей неисториков большой интерес для истории ранней империи представляют произведения Плиния Младшего, друга Тацита. Гай Плиний Цецилий Секунд Младший (62 — 114 гг.) был племянником и приемным сыном знаменитого ученого Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия 24 августа 79 г. н. э. При императоре Траяне Плиний Младший пользовался большим влиянием и занимал ряд крупных постов:

в 100 г. был консулом, в 111 — 113 гг. управлял провинцией Вифинией и Понтом. От него сохранилась переписка с друзьями и с императором Траяном — ценнейший памятник эпохи. Панегирик Траяну представляет гораздо меньше интереса, являясь только образчиком льстивой придворной литературы.

Научные и научно-технические произведения ранней империи дают не только богатейший материал по истории римской науки и техники, но попутно сообщают много интересных данных и по общей истории. Среди них необходимо отметить сочинения Витрувия «Об архитектуре» (эпоха Августа), Плиния Старшего — «Естественная история», Фронтина — «О водопроводах».* Аграрные отношения и сельскохозяйственная техника I в. н. э. нашли прекрасное отражение в произведении Колумеллы** «О сельском хозяйстве».

Многочисленные писания Сенеки на морально-философские темы также дают богатый материал для характеристики эпохи. Еще в большей степени это нужно сказать о художественной литературе эпохи Августа и его преемников. В произведениях Горация, Овидия, Петрония, Лукана, Марциала, Ювенала и многих других хорошо отразились быт, нравы, моральные и политические взгляды различных слоев римского общества.

Таким образом, I в. империи в целом неплохо представлен в литературных источниках. Гораздо хуже в этом отношении обстоит дело со II и III вв Здесь основным источником служит большой сборник биографий императоров от Адриана до Нумериана (117 — 284 гг.), известный под названием «Scriptores Historiae Augustae» («Писатели истории Августов»). Отдельные биографии принадлежат различным авторам. Таких авторов в сборнике указано шесть: Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион и Флавий Вописк. О них мы из других источников ничего не знаем. Отсюда возникло предположение, что эти лица являются вымышленными и что весь сборник — не что иное как грандиозная

__________

* О «Военных хитростях» Фронтина упоминалось на с. 180.

** Его полное имя — Люций Юний Модерат Колумелла.

471

фальсификация. Вообще, относительно «Scriptores Historiae Augustae» в науке существует много гипотез. Вероятнее всего, сборник был составлен в начале IV в. при Диоклециане и Константине неизвестными авторами, но в конце IV в. переработан.

Независимо от своего происхождения сборник — весьма низкого качества (несколько лучше первые биографии до Каракаллы). У его авторов нет никакого исторического чутья: важные факты тонут в массе невообразимого вздора и ужасающих пустяков. Еще хуже то, что в биографиях приводятся заведомо ложные факты; в частности, почти все документы (например, письма иипepaтopoв) — фальшивые.

К счастью, для II и III вв. мы обладаем некоторыми другими литературными источниками, которые хотя бы частично могут компенсировать убожество «Scriptores». Из них на первом месте нужно поставить произведение Геродиана, сирийца по происхождению (около 170 — около 240 гг.), под названием «Восемь книг истории от смерти божественного (divi) Марка». Оно написано по-гречески, охватывает период от смерти М. Аврелия (180 г.) до смерти Максимина (238 г.). Хотя Геродиан риторичен и поверхностен, но иногда он сообщает ценные сведения.

В IV в. жил последний крупный римский историк — Аммиан Марцеллин, уроженец Антиохии на Оронте (родился около 330 г.). Он был императорским чиновником, был близок к императору Юлиану и принимал участие в его походах. Аммиану принадлежит большая «История» в 31 книге, охватывающая период от императора Нервы до смерти императора Валента (96 — 378 гг.). Уцелело от нее только 18 последних книг (с 14 по 31), охватывающих 352 — 378 гг. Аммиан — трезв, объективен и пользовался хорошими источниками. Большое значение имеет то обстоятельство, что он прекрасно знал военное дело. Значительный интерес представляют его многочисленные экскурсы географического, и этнографического характера, тем более ценные, что с некоторыми странами автор ознакомился путем личных наблюдений. Однако язык Аммиана очень труден: он вычурен и напыщен до того, что иногда его невозможно понять.

Из второстепенных историков IV — V вв., кроме указанных выше (Евтропия, Аврелия Виктора, Орозия и др.), нужно отметить Зосима, писателя конца V в. Этот ярый противник христианства написал на греческом языке «Новую историю» в 6 книгах, почти целиком сохранившуюся. В ней он кратко сообщает о событиях с эпохи Августа до конца IV в. Более подробно излагается история с 395 по 410 г. (5 — 6 книги). Достоинством Зосима является полная свобода от риторических прикрас.

Вместе с распространением христианства и упадком исторической мысли античности, начиная с III в., появляется и получает широкое распространение особый тип исторических сочинений. Это — всемирные хроники, содержащие краткие обзоры событий всеобщей истории, начиная с «сотворения мира» и кончая, чаще всего, временем, в котором жил автор. Лишенные всякого самостоятельного научного значения, такие хроники, однако, иногда содержат указания на неизвестные нам факты, поскольку они пользовались недошедшими до нас источниками.

Среди позднеантичных хронистов на первое место нужно поставить Секста Юлия Африкана, пресвитера в Александрии, жившего в III в. Ему принадлежит хронологический обзор в 5 книгах событий всемирной истории от «сотворения мира» до 221 г. Хроника Юлия до нас почти не дошла, но она послужила главным источником и образцом для хроники Евсевия, епископа Кесарийского (около 260 — 340 гг.), так называемого «хронографа 354 г.», и для большинства византийских хроник: Иоанна Малалы (VII в.), Георгия Амартола (IX в.), Георгия Синкела (начало IX в.) и др.

Христианская и антихристианская литература поздней империи дает материал не только по истории религии, но и по общей истории.

Из христианских писателей нужно упомянуть того же Евсевия Кесарий-

472

ского, написавшего, кроме хроники, «Церковную историю» в 10 книгах; ритора Лактанция (начало IV в.), «отцов церкви» Оригена (II в.), Тертуллиана (II — III вв.), Иеронима (IV — V вв.) и др.

Многочисленная антихристианская литература, разумеется, сохранилась хуже, и часто скудные сведения о ней мы черпаем только из цитат ее противников — апологетов христианства. Среди этой литературы выдаются сочинения Цельса (II в.), Порфирия (III в.), императора Юлиана «Отступника» (IV в.) и ритора Либания (IV в.).

Научная литература II в. представлена знаменитой «Системой астрономии» александрийца Клавдия Птолемея, которая является ярким симптомом начавшегося упадка научной мысли, и многочисленными медицинскими работами Клавдия Галена, придворного врача императора Коммода.

Философия последних столетий империи все более теряет научный дух и превращается в этику и религию. «К себе самому» Марка Аврелия служит классическим образцом позднего стоицизма и прекрасным памятником общеciвенных настроений второй половины II в. Сочинения неоплатоников (Плотина, Порфирия, Ямвлиха и др.) также могут быть использованы как исторический источник, выходящий за рамки истории религии и религиозной философии III — IV вв

Богатая юридическая литература позднеимператорского периода представлена немногими сохранившимися произведениями и многочисленными фрагментами великих юристов II — III вв.: Гая («Институции» — учебник права), Папиниана, Домиция Ульпиана, Юлия Павла и др. О законодательных сборниках императорского периода будет сказано ниже.

Художественная литература поздней империи была верным зеркалом общественных отношений своей эпохи. Сатиры Лукиана, этого, по выражению Энгельса, «Вольтера классической древности»,* и философский роман Апулея «Золотой осел» дают богатейший материал по II в. У поэта Авзония мы найдем множество интересных фактов по культурной истории Галлии IV в. Такое же значение для Галлии V в. имеют письма и стихотворения Сидония Аполлинария. Произведения талантливого поэта александрийца Клавдиана (конец IV в.) содержат богатый материал и по общей истории его времени. Первоисточники

Таковы литературные, в широком смысле этого слова, источники по истории империи. Обратимся теперь к документальному материалу, т. е. к первоисточникам. По сравнению с республиканским периодом этот материал представлен гораздо богаче.

Законодательные сборники византийских императоров Феодосия II (первая половина V в.) и Юстиниана (первая половина VI в.) представляют сводки ценнейшего юридического материала императорского периода.

Огромное большинство надписей (латинских и греческих), этой основной категории первоисточников для римской истории, дошло как раз от императорской эпохи. Сюда относятся такие надписи, как знаменитый «Monumentum Ancyranum», императорские законы, эдикты, декреты, рескрипты, письмавоенные дипломы (указы об отставке), постановления сената, надписи муниципиев, коллегий и множество надписей частных лиц (на надгробных памятниках, зданиях, вещах и т. д.).

Важный документальный материал можно найти и на египетских папирусах императорской эпохи. Например, на папирусе (правда, в сильно испорченном виде) дошел до нас знаменитый эдикт императора Каракаллы 212 г. (constitutio Antoniniana) о даровании прав гражданства всем свободным жителям империи.

__________

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 469.

473

К римским монетам полностью применимо то, что выше было сказано о количественном распределении надписей: от императорской эпохи их дошло неизмеримо больше, чем от республиканской. Монеты являются весьма важным первоисточником. Они помогают нам определять направление и характер экономических связей. С их помощью мы устанавливаем имена и титулатуру отдельных императоров или узурпаторов императорской власти, а также их наружность Для так называемой иконографии императорской эпохи монеты служат важнейшим источником Наконец, характер чекана монет и процентное содержание в них благородных металлов дают возможность делать выводы об общем состоянии экономики, техники и культуры в ту эпоху, к которой принадлежит данная группа монет.

Многочисленные вещественные памятники императорской эпохи дополняют письменные источники, а в некоторых случаях служат единственным источником нашей информации о целых крупных разделах культурной истории. Раскопки Помпей дали неоценимый материал, характеризующий жизнь небольшого италийского города во второй половине I в. н. э. На колоннах Траяна и М. Аврелия, до сих пор стоящих в Риме, изображены сцены, прекрасно иллюстрирующие военное дело римлян II в. Раскопки в римских провинциях — Африке, Галлии, Германии, Сицилии, Малой Азии и др. — вскрывают последний расцвет и надвигающееся крушение римской системы во II — III вв.

romans.at.ua

История древнего мира - История древнего Рима

Часть 4. Древний Рим.

Раздел X. История Древнего Рима.

 Этруски - предшественники Рима. Место Рима в истории античности: перемещение центра античной культуры на Апеннинский полуостров. Рим и конец истории древнего мира. Основные этапы римской истории и культуры: республиканский и императорский периоды. Этруски - предшественники Рима и создатели первой самобытной городской культуры в Западном Средиземноморье. Периодизация этрусской истории и культуры: процесс формирования, расцвета и заката (VIII - I вв. до н.э.). Проблема происхождения этрусков, их языка и письменности. Восточный стиль в материальной культуре ранних этрусков. Влияние греков и значение этрусской цивилизации как моста между римской и греческой культурами. Политическое устройство: федерация "двенадцать народов Этрурии". Роль царской власти и заимствование римлянами традиционных знаков царской власти у этрусков. Развитие этрусских городов и их различия по характеру экономической деятельности. Морская торговля и торговля металлами как основа благосостояния государства. Материальная культура и быт этрусков. Особенности этрусских религиозных верований. Этрусский погребальный ритуал. Распад этрусских городов-государств, романизация Этрурии в результате усиления Рима и последствия этого процесса: исчезновение этрусской культуры и языка. Значение культуры этрусков в истории Рима. Рим в эпоху царей. Климат и природные условия древней Италии. Истоки италийской цивилизации. Этнический состав населения. Реальность и легенды о происхождении Рима и его первых правителях. Роль этрусков в возникновении Рима. Правление римских царей. Социально-экономический строй Рима в царский период: разложение первобытных отношений и зарождение классов и государства. Учреждение ремесленных коллегий. Развитие регулярного внутреннего обмена. Виды социальной организации римской общины: род, триба, курия, семья. Особенности римской гражданской общины. Патрицианское и плебейское сословия. Патронат и клиентела и система их взаимоотношений. Системы рабства и рабской зависимости. Паг как основная территориальная единица и система управления им. Политический строй Рима в царский период: царь, сенат, куриатные комиции. Законы XII таблиц. Реформы Сервия Туллия. Изгнание царей из Рима и установление республики. История ранней римской республики (кон. VI - II вв. до н.э.) Становление римской республики и ее основных институтов. Политические группировки и политическая борьба в ранней римской республике. Борьба патрициев и плебеев и ее основные вехи. Участие в общинном землепользовании как признак разграничения патрициев и плебеев. Народные трибуны - представители плебса перед государством. Постепенное завоевание плебеями основных гражданских и политических прав. Окончательное закрепление нобилитетом своей власти. Совершенствование военной организации римлян. Военный характер римского государства. Установление гегемонии Рима в Италии. "Италийская федерация" и выработка системы взаимоотношений с Римом. Экспансионистская внешняя политика Рима и превращение его в мировую державу: борьба с Карфагеном и эллинистическими монархиями. Пунические войны. Становление римского великодержавия. Значение завоеваний Рима для развития римской культуры. Приобщение Рима к эллинистической цивилизации. Римское общество в период расцвета республики. Основные сословия и их зависимость от имущественного ценза. Комиции как высший государственный орган республики и его типы. Система римских должностей. Социальная структура Рима. Роль рабства в Риме: сельские и городские рабы. Институт вольноотпущенников. Римская ментальность и система ценностей. Старое и новое в римской жизни и общественном сознании. Материальная культура и быт. Рождение римской литературы и ее развитие в III - II вв. до н.э. Греческое влияние и своеобразие римской культуры. Перевод на латинский язык Гомера. Римский театр и цирк. Кризис и падение Римской республики. (I в. до н.э.). Причина кризиса римской республики. Расширение рабовладельческого хозяйства и обострение социальных конфликтов. Трансформация старых сословий. Несоответствие институтов города-государства задачам управления мировой державой. Кризис семьи и потеря ее патриархального характера. Попытка проведения аграрных реформ и социально-политическая борьба в Риме кон. II-I вв. до н.э. Движение Гракхов. Аграрный закон Тиберия Гракха, законы Гая Гракха. Армия: от традиционного полисного ополчения к профессиональному войску. Эпоха гражданских войн: от Мария и Суллы к Цезарю и Октавиану. Восстание Спартака. Несостоятельность старой республики и поиски новой политической системы. Историческое значение первого триумвирата Цезаря, Помпея и Красса. Политическая борьба в Риме в 60-50-е гг. I в. до н.э. Борьба Цезаря с сенатом и Помпеем и его победа. Диктатура Цезаря - опыт установления единоличной власти. Гражданские войны после убийства Цезаря и падение Римской республики. Кризис традиционной идеологии, изменение системы ценностей и ментальность римлян в 1 в. до н.э. Усиленное проникновение в Рим эллинистической культуры. Невиданное ранее влияние цивилизаций и культур Востока. Политические публицистика, риторика и расцвет ораторского искусства. Марк Туллий Цицерон как центральная фигура римской культуры конца республики. Оформление римского гражданского права. Тит Лукреций Кар и его поэма "О природе вещей". Римская литература конца Республики и ее ведущие представители: Цицерон, Катулл, Варрон, Саллюстий. Принципат Августа (27 г. до н.э. - 14 н.э.): история и культура "золотого века" Победа Октавиана в гражданских войнах и провозглашение его наследственным императором. Октавиан - princeps senatus и принципат как форма политической организации. Три конституционных элемента Рима - магистратуры, сенат, народ и уменьшение роли последнего. Принятие Октавианом имени Августа, режим его правления и идеология. Политическая формула августовской эпохи - восстановление "старинного и первоначального вида республики". Принципат - монархия за фасадом республиканских институтов. Законы Августа и их цель. Армия - главная опора власти Августа. Политика поддержания внутреннего и внешнего мира. Идеология принципата. Развитие форм культа государя и его проявление в культуре и искусстве. Август как верховный понтифик и обожествление рода Юлиев. Реставрация староримских культов и религиозных традиций. Общественная психология эпохи Августа. Стиль культуры эпохи Августа. Превращение риторики в "чистое искусство". Тит Ливий и его исторический труд. "Золотой век" римской литературы: Вергилий, Гораций, Овидий. Римская империя в I в. Политический режим первых императоров: династия Юлиев-Клавдиев; правление Флавиев. Преимущественно оборонительный характер внешней политики. Расширение социальной базы императорской власти. Падение роли сената в политической жизни при императорах. Противоборство сената и принцепсов как отражение постепенного процесса вытеснения старого римского нобилитета имперской аристократией. Возрастание политического влияния преторианской гвардии. Отношение к плебсу: политика "хлеба и зрелищ". Централизаторские тенденции в управлении империей. Формирование бюрократии и ограничение автономии провинциальных городов. Террористический режим первых императоров; "умиротворение" при Флавиях. Быт и нравы императорского Рима. Новые явления в хозяйственной жизни. Развитие старых и возникновение новых городов на Востоке и Западе империи. Постепенное привлечение провинциальной верхушки к управлению империей. Соотношение стиля жизни в провинции и империи. Строительная деятельность в столице и провинциях. Рост влияния восточных культов в религиозной жизни. Появление на исторической арене христианства и его место в кругу других верований Римской империи. Материальная культура и быт Римской империи I в. н.э. Общественная психология и идеология. Всеобщий интерес к философии как характерная черта интеллектуальной жизни первых веков империи. Литература I в. н.э. Сенека - философ и писатель. Петроний и его роман "Сатирикон". Поэма Лукана. Эпиграммы Марциеле. Сатиры Ювенала. Тацит и исторические труды. Биографическое творчество Плутарха. Место Гая Светония Транквилла в римской историографии и его труд "Жизнь двенадцати цезарей" как источник сведений о Римской империи в эпоху Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Римская империя II в. Империя при Антонинах. Социальная и политическая организация империи. Рим и провинции. Оборонительная внешняя политика. "Просвещенная монархия" Антонинов. Траян. Адриан. Антонин Пий. Союз между императорами и философами как характерная черта эпохи. Вытеснение традиционных староримских общественных и политических идеалов монархическими идеями. Император-философ Марк Аврелий и его книга "К самому себе". Эволюция социально-экономической и политической структуры империи. Умиротворение и предоставление римского гражданства провинциальным элитам. Экономическая стабилизация и успокоение общества. Привилегированное положение провинциальной верхушки и ее участие в управлении римским государством. Культура Римской империи II в. Развитие римского права. Клавдий Птолемей и его сочинения по астрономии и географии. Создание популярных энциклопедических сводов. "Греческое возрождение" конца 1 - II вв. "Вторая софистика" и ее деятели. Философ и сатирик Лукиан. Плутарх. Лавсаний. Аппиан. Римская школа риторики: Квинтилиан. Так называемый "греческий роман". Апулей и его роман "Золотой осел". Кризис и падение римской империи (III - V вв.) Политический кризис III в. и его причины. Конец династии Антонинов. Династия Северов. "Солдатские императоры". Эдикт Каракалы 212 г. как завершение процесса развития Римского государства от полиса к империи. Исключительная опора на армию как конец эпохи политического равновесия. Усложнение внутри- и внешнеполитической ситуации. Продолжение процесса варваризации армии. Прогрессирующий распад старой государственной системы, внутренние междоусобицы, натиск германских племен, экономический и финансовый кризис как проявления общего кризиса империи. Центробежные тенденции, разрыв связей отдельных провинций с Римом, усиление сепаратизма в империи. Попытки преодоления кризиса. Значение административных, военных и экономических реформ Диоклетиана для сохранения империи. Превращение принципата в доминат - абсолютную монархию. Закрепощение населения и трансформация социальной структуры. Военная реформа: увеличение численности армии; прием в войско варваров-федератов; деление на пограничные и резервные части. Продолжение политики Диоклетиана Константином. Рим и христианство. От преследуемой религии к государственной: Медиоланский эдикт 313 г.; официальное запрещение языческих культов в 392 г. Новый этап кризиса. Окончательное разделение Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную и сложение новых социально-экономических связей внутри позднеримского общества. Натиск варваров и внутреннее разложение государства. Падение империи. Причины падения Западной Римской империи в освещении современной науки. Язычество и христианство в культуре поздней античности. Общественная психология и ментальность позднего Рима. Последняя философская концепция античности - неоплатонизм. Позднеримская поэзия и историография. Развитие христианской литературы. Древнехристианские писатели ("отцы церкви") Телтуллиан, Григорий Назианский, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Василий Великий, Амвросий, Августин, Иероним. Закат античной культуры.

hcm.ucoz.ru