Садово-парковое искусство в Древнем Риме. Сады древнего рима
Садово-парковое искусство в Древнем Риме
Как и во многих других сферах, в садово-парковом искусстве Древнего Рима присутствует множество греческих заимствований. Однако воинственные римляне и здесь к эллинским подражаниям прибавили свойственные только им величественность и роскошь.
Сады и парки окружали дома, храмы, усадьбы и дворцы Древнего Рима. Садики при обычных домиках простых горожан более всего сохраняли греческие традиции организации ландшафтов. А вот возможности богатой римской прослойки позволяли внести в парковое окружение строений дополнительные элементы роскоши.
В общем же, принятые в Древнем Риме правила обустройства садов и парков были подчинены традиционному укладу жизни его граждан. Так, внутренний двор обязательно содержал густо обсаженную зеленью зону для вечерних пиров и отдыха, называемую виридариумом. Меж цветников и газонов располагались дорожки, приспособленные для прогулок и бесед. Гуляющие могли наслаждаться тенью обрамляющих дорожки декоративных кустарников и деревьев.
Нюансы обустройства парков
Планировка зеленых зон была преимущественно регулярной, с чередованием цветников и газонов. Разведение цветов, а также стрижка кустарников и деревьев удавались римлянам особенно хорошо. В этой сфере они изрядно преуспели, технически сложные и художественно смелые идеи их мастеров легко могли заткнуть за пояс природолюбивых греков.
Кроме того, многие из древнеримских приемов обустройства ландшафтов применимы в садово-парковом искусстве современности и по сей день. Ведь в своих садах римляне прекрасно использовали возможности, которыми обладала гористая местность. Ее рельеф позволял устраивать целые системы этажей из террас, сообщенных между собой лестницами и некоторым подобием пандусов.
К тому же рельефность и гористость позволяли отлично организовывать декоративные водоемы. Текущая по склонам вода собиралась в бассейники, фонтаны и водопадики, которые непременно должны были сочетаться с расположенными рядом зелеными насаждениями. А весь ландшафтный ансамбль плавно сливался с окружающей усадьбу местностью.
Родство сада с обрамляющим его общим пейзажем было обязательным условием его эстетического оформления. Самые высокие точки парковых рельефов предоставляли возможность полюбоваться на окрестности, общая гармония и настроение которых должны были поддерживаться атмосферой в саду.
Таким образом организованные парки и сады на рельефной местности сегодня принято называть «итальянскими». Для любого ландшафтного дизайнера считается верхом мастерства обустроить такой парк, прибегнув к приемам давностью более чем в две тысячи лет.
www.letopis.info
Сады древнего мира. Древний Рим
Природные условия сходны с греческими. Климат тоже средиземноморский. Рельеф гористый, весьма характерный для Апеннинского полуострова. Там большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные. Благоприятные почвенные и климатические условия с обилием воды способствовали развитию садоводства, в частности выращиванию винограда, маслин и разных плодовых деревьев.
Растительность весьма разнообразна и представлена следующими видами древесных пород. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, — самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах росли цветы, соответствующие временам года. Садовники культивировали лилии, левкой, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздику, ирисы, туберозу, тюльпаны и другие.
Любимыми цветами римлян были фиалка и роза. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин. Роза использовалась в кулинарии, лечении и т. п. Разводили обширные сады из роз даже в ущерб хлебным полям.
Очень ценился плющ.
В Древнем Риме во II—I вв. до н. э. начали применять новый способ посадки деревьев пятерками (римский квинкус), т. е. сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами деревьев и открытыми стволами. Данный прием обеспечивал видимость по диагонали между стволами, создавая над ними полог из крон насаждений.
Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.
Самым плодотворным периодом стал рубеж исков с I в. до н. э. по I в. н. э. — это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сформировались следующие типы садов:
1. Священные рощи — сады, связанные с религиозным культом.
2. Городские общественные сады при театрах — площади типа прогулочной аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Аллеи или сады с источниками или бассейнами.
3.Сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных.
4.Частновладельческие городские сады — эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома.
Много интересных сведений дают садово-парковому искусству жилые дома. Планы их развивались на основе греческих жилых построек эпох классической и эллинизма. По климатическим условиям наружные стены редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами. Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики. Эти дворики получили названия перистили. Дома же такого типа стали называться в архитектурной науке атриумно-перистильными.
В некоторых домах назначение сада было утилитарным. Он предназначался для выращивания овощных культур, но в этом случае все равно для цветов отводилась одна его часть. Каждый дом имел свой облик. Примечательно, что стены перистиля, окружающие сад, «расписывались, как садовые пейзажи». Благодаря такому приему создавалась иллюзия, что сад больше по размерам, чем на самом деле, к тому же стенная живопись являлась ценным материалом для ознакомления с античным садово-парковым искусством.
Очень часто в римских домах встречаются стенные фонтанчики, украшенные мозаикой. Такие сооружения напоминали ниши с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Оформлялся небольшой скульптурой бассейн, куда из ниши вытекала вода.
В отличие от садов при жилых домах, при виллах они располагались не внутри дома, а на смежной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.
Композиция римских объектов ландшафтного искусства была замкнутой. Однако существуют примеры раскрытия вилл на море, которые строились на морском берегу по террасному принципу. Здание располагалось фасадом к морю. Перед главным сооружением устраивался цветочный партер с пластическим декором.
Следует отметить, что было три типа вилл:
1) «рустика» — сельскохозяйственная вилла;
2) «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений;
3) «фруктуария» — вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.
Виллы типа «урбана» располагались либо на берегу, либо в окрестностях Рима. Как и во всех виллах данного типа, они состоят из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, главного здания с плоским садом (ксистом), превращенным римлянами в декоративный партер с фонтанами, и садом-ипподромом.
В розарии виллы находились мраморные беседки, увитые вьющимися розами. «Из водных устройств были водоем, в котором плавали во время празднеств «корабли» — блюда с изысканными угощениями». «За беседкой располагался павильон отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад». Главным украшением были деревья, стриженные в виде животных. Дорожка являлась продольной композиционной осью сада. По сторонам ее находились полосы газона с отдельно растущими низкорослыми деревьями. Весной газон превращался в сплошное «фиалковое поле». Вдоль дорожки располагались полукруглые мраморные скамейки. Сад-ипподром имел размеры 170 х 70 м, был вытянут в плане, конфигурация его прямоугольная с одним закругленным концом.
Например Вилла Лаурентина представляет собой вид приморской виллы, совмещая типы «урбана» и «рустики». Она состоит из трех дворцов, ограниченных зданиями: атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Цветочный партер — ксист — состоял из фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным парковым павильоном.
Характерная черта таких садов — замкнутость перспективы, т. е. отдыхая или гуляя в саду, посетитель мог любоваться пейзажами лишь небольшой территории, был огражден от дальних видов.
В композициях вилл римляне использовали греческие названия и формы, утратившие свое первоначальное значение.
Обобщая вышесказанное, можно выделить основные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима.
1. Появились новые планировочные элементы, такие, как ксист и ипподром, где ксист — плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием виллы и целиком подчинялся планировке и архитектуре здания. Примечательно, что со зданием он составлял единое целое.
Ипподром, в отличие от ксиста, занимал большую территорию (60 х 160 м; 70 х 200 м). Рельеф, где он находился, — ровный. Представлял собой ипподром эллипс, один округлый конец которого срезан. Это важнейший элемент «большого парка». Планировка его регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульптуры, с фонтаном, беседкой, т. е. всей палитрой ландшафтного искусства.
2. Впервые появляется «топиарное искусство».
3. Была разработана композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов.
4. Совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры, пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и для экипажей или прогулок на носилках).
5. Отсутствие композиционного единства в садах и парках.
Итальянские сады эпохи возрождения, роль климата, рельефа, воды и растительности в архитектурно-планировочном решении садов.
После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение-это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.
Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.
Рельеф.Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.
Вода.Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.
Растительность.В аллеях росли ширококронные деревья-платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки - лавр, мирт, самшит, позже -сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью.
Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
Планировка.Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают "лесные" участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:
-на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
-основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
-партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
-плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;
-типичный элемент так называемый "секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;
-каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Итальянские сады эпохи возрождения. Сад виллы Капрарола. Сад виллы д,Эстэ
Вилла Капрарола.
В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример "секретного сада"). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее на третий уровень - открытое пространство перед домом Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.
Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.
Вилла д'Эсте.
Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада это две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой площадкой Торжествующий Рим.
Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.
В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:
-сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные "лесными дорогами";
-имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;
-композиционная целостность сада это одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;
-преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;
-богатство и пышность во всем, но без перегруженности;
-учет цвета и световых эффектов;
-продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.
lektsia.com
Самые красивые сады Рима
Самые красивые сады Рима
1. Ботанический сад (Orto Botanico)
Вход в сад свободный по вторникам и четвергам.
Плутая по узким средневековым улочкам Тренстевере, загляните в этот древний сад. Хорошо известное как Орто Ботанико, это место принадлежит Римскому университету Ла Сапиенца (Sapienza University of Rome). Более 7 000 видов цветов и растений со всего мира произрастают на 29 акрах этого сада, растянувшегося вдоль холма Яникул, и красота, равно как и благоухающий аромат, преследуют на каждом шагу.
2. Сад апельсиновых деревьев (Giardino degli Aranci)
Вход в сад свободный.
Сад апельсиновых деревьев, принадлежащий церкви Санта Сабина посвящен одноименному испанскому фруктовому дереву. Небольшой по своей площади сад окружен каменными стенами Замка Савилли (Saville Castle) постройки X века. Маленькая его площадь прекрасно компенсируется великолепным видом который открывается с террасы: река Тибр, купол Собора святого Петра и крыша Базилики Санта-Мария-ин-Космедин.
3. Сад виллы Аурелия (Gardens at Villa Aurelia)
Бесплатный вход с апреля по октябрь по пятницам с 16:00 до 17:00
С самого начала позапрошлого века сады виллы Аурелия числились собственностью Американской академии в Риме, и только спустя сто лет, в начале двухтысячных они были открыты для посетителей. Расположенные на гребне холма Яникул, самом высоком месте Рима, они славятся в первую очередь своим удивительным видом на город. Но не только виды, но и сам сад заслуживает внимания. Лавровые живые изгороди, розмарин и лаванда, вьюнок, ползущий по беседке, водяные лилии, плавающие в фонтанчиках, лимонные деревья, розы и магнолии – все это лишь малая часть богатства этого сада. Экскурсии проводятся по предварительной записи.
4. Парк Яникул (Janiculum Park)
Вход в сад свободный
Местные жители любят это место и часто посещают его, чтобы провести время вместе со своими детьми: сходить на представление кукольного театра, заглянуть в Церковь святого Петра, что в нижней части холма или прогуляться по базарной площади. Можете попросить кого-нибудь из местных показать дорогу к месту, где снимались некоторые сцены фильма “Жизнь прекрасна”.
5. Вилла Дориа Памфили (Villa Doria Pamphili)
Вход свободный по будням до 17:00
Эта вилла XVII века является самым большим общественным ландшафтным парком Рима. Расположенный в непосредственной близости от Ворот святого Панкратия (Porta San Pancrazio), он более известен как Bel Respiro или “прекрасное дыхание”. Это неофициальное имя сад получил за свой панорамный вид на горы. На вилле есть казино, а еще коллекция римских скульптур и предметов старины: посуда, вазы и книги. Сама она окружена пышным садом с узорно подстриженными изгородями, фонтанами, водопадами и статуями, что делает его замечательным местом для неспешной прогулки. Так же в парке сохранились арки древнего акведука.
6. Вилла Скиара (Villa Sciarra)
Вход свободный
Возьмите себе небольшой тайм-аут и отдохните от суматохи Рима, прогуливаясь по вымощенным гравием дорожкам общественного парка Вилла Скиара. Возведенный на месте садов Цезаря, в окрестностях Трастевере, этот сад – настоящая жемчужина, где из-за аккуратно подстриженных кустов возвышаются статуи римских мифологических существ и фонтаны, изображающие игривых фавнов. Некоторые районы парка представляют собой полностью воссозданные сады Цезаря, в то время, как другие декорированы фонтанами и скульптурами, привезенными в XVIII веке из Милана.
7. Вилла Ада (Villa Ada)
Вход свободный
Парк поделен на две части: общественную и частную. Частная зона принадлежит посольству Египта и охраняется полицией и армией.
Общественная зона находится под юрисдикцией Совета Рима. Эта часть занимает большую часть парка. Там есть искусственное озеро, по которому можно покататься на лодке; бассейн. Здесь растут средиземноморские растения и деревья: дубы каменные, пинии, благородные лавры и метасеквойи. В парке можно взять на прокат велосипед или арендовать для прогулки коней, можно просто побегать трусцой.
8. Фарнезианские сады (Orti Farnesiani sul Palatino)
Бесплатный вход каждый второй вторник месяца с мая по сентябрь
В настоящее время на месте роскошного парка гости могут увидеть небольшую, зеленую площадку. Она смотрится очень поэтично, и привлекает влюбленных насладиться уединением в сердце шумного Рима.
Древние развалины поместья Фарнези, как верные стражи, охраняют стройные кипарисы, пальмы и мощные, черные дубы. Отсюда открывается восхитительная картина вечно юной столицы Италии и божественного Капитолия.
Туристы со всех концов мира могут остановиться в отеле Верона, которая разместилась недалеко от Палантина. Фарнезианские сады, как удивительная загадка древней истории, приглашают в свои объятия всех желающих и покоряют их сердца навсегда.
9. Парк Каффарелла (Caffarelli Park)
Вход бесплатный
Это памятник средневековья, расположенный практически в самом центре Рима. На территории парка находятся многие достопримечательности, к примеру, античный грот нимфы Эгерии у источника, великолепные рощи и красивейшие луга, а также ферма. На этой ферме до сих пор производится сыр рикотта, который можно здесь же приобрести, и пасутся овцы. Здесь с удовольствием можно бродить пешком, однако сами римляне предпочитают велосипеды. Следует учесть, что в этом парке вы не найдёте ни ресторанов, ни кафе. От жажды спасают только фонтанчики с питьевой водой.
10. Парк Оппио (Parco Del Colle Oppio)
Вход свободный
Он раскинулся на одном из семи холмов Рима, на южном уступе Эсквилинского холма. Парк потрясает своими роскошными зелеными насаждениями, множеством фонтанов и статуй. Расположен он в исторической части города, а в его окрестностях масса других историческихархитектурных памяток.
Неподалеку от парка расположен форум Трояна, он был огромным и самым роскошнейшим форумом и оказался одним из последних, возведенных в древнем Риме. В близлежащем районе от парка можно поселиться в комфортабельной гостинице, их большое количество в Риме, не исключая историческую часть города.
metropolistravel.com.ua
Цветы в Древнем Риме (история)
государство Сан-Марино
В Древнем Риме почитание растений было связано с богиней весны, цветов и полевых плодов - Флорой. В ее честь ежегодно устраивали празднества, которые назывались флоралиями. Люди облачались в цветастые наряды, веселились и танцевали, а все вокруг буквально утопало в живых цветах. Римляне стремились окружать себя живыми цветами и растениями не только в праздники. В период расцвета величайшей цивилизации повсеместное распространение получило садовое искусство. По сохранившимся письмам писателя и философа Плиния Старшего можно восстановить внешний облик сада на его собственной вилле: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен».
Такой вот плющелистный ноябрь
«Деревья переселились в город», - так говорил о садах Древнего Рима поэт Марциан. Сады располагались даже на крышах домов, где имелись вазы для цветов, изящные статуи и небольшие водоемы. Кстати, в Древнем Риме появилась мода на зимние сады. Известно, что действовал особый закон, который запрещал возводить жилые постройки так, если бы они закрывали солнечный свет, что падал в окна соседних домов. В жилых комнатах устанавливались широкие подоконники для того, чтобы можно было иметь небольшой собственный садик. В богатых же домах была возможность обзавестись садом с колоннадой во дворе. Там выращивали фиалки, лилии, розы. Цветы, как правило, ввозились из Египта, Греции и Карфагена. Стены домов украшали различными фресками.
город Неми
Кроме декоративных садов выращивались плодовые деревья и виноградники. Садовники были настоящими мастерами своего дела, прививая культуры. Знаменитого древнеримского поэта Вергилия это вдохновило на создание целой поэмы. Приведу четверостишье:Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
Бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук — каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит.
Но все же декоративные сады преобладали, и поэт «золотого века» древнеримской литературы Гораций возмущался, что бесполезные розы вытеснили по-настоящему полезные и необходимые оливки и виноград. Но розы имели гораздо большее значение, чем просто украшение. Роза являлась символом богини любви и красоты - Венеры. Сказать, что в Риме существовал культ этого цветка - не сказать ничего. Влюбленные юноши одаривали цветами девушек, которые, в свою очередь, принимали ванны с розовой водой, сохраняя таким образом молодость кожи. А если в доме над столом висит розовая веточка - это знак того, что все сказанное здесь сохранится в тайне. Поэтому в обиход вошло выражение Sub rosa dictum - с латинского «сказано под розой», а значит, должно остаться в секрете. Даже суровые гладиаторские бои не обходились без роз: в честь победителя устраивали «звездопад» из лепестков. Римские воины наделяли хрупкий цветок огромной силой и мужеством, поэтому их щиты украшали изображения роз, а вместо шлемов на головах появлялись венки.
С прекрасными цветами связана и трагичная история. Юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал из династии Северов во время пира приказал осыпать веселящихся людей лепестками роз. Но их оказалось так много, что пирующие просто задохнулись под благоухающими цветами. Эта история легла в основу сюжета для картин «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы и «Погребение в цветах» П.А. Сведомского. По другой легенде, жестокий правитель собрал своих врагов в зале и засыпал их лепестками цветка Венеры до смерти.
Еще одно примечательное растение с символическим значением - фиалка. Жители Древнего Рима считали фиалку целебным цветком, поэтому она была важным компонентом в составе вина. Основные религиозные праздники сопровождались букетами фиалок, а их выращиванием и культивированием занимались специальные люди.
Цветение мака римляне связывали с хорошим урожаем. Богиня плодородия Церера во время путешествий по свету не могла найти себе покоя и отдыха. Боги вырастили для Цереры маки, она увидела их, набрала себе букет и уснула. Проснувшись, богиня обнаружила целую поляну красных цветов.
Загадочная вербена служила оберегом для счастливого брака, а священнослужители вербеновыми веточками очищали алтари храмов бога Юпитера.
Автор: Ольга Королева
Благодарим за фотографии современной Италии Викторию Колосок
splants.info
Сады в Древнем Риме | Наука
Реконструкция сада Дома Веттии в древнеримском городе Помпеи
Сады́ в Дре́внем Ри́ме (лат. hortii) создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.
Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая — ксист (лат. xystus) — открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть — ambulation — была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть — gestation — представляла собой аллею.
В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны.
Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.
Принципы оформления римских садов позднее применялсь в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5
Страница 0 - краткая статья
Страница 1 - энциклопедическая статья
Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
Прошу вносить вашу информацию в «Сады в Древнем Риме 1», чтобы сохранить ее
Категории: Культура Древнего Рима Садоводство Садово-парковое искусство
ru.science.wikia.com
Топиарные сады - необчная красота, садовое искусство из Древнего Рима — Мир красив!
Топиарный сад – это сад который состоит из растений, которым искусственно приданы определенные неестественные формы: геометрические (куб, шар, конус), животные (слоны, утки, зайцы), сказочных персонажей и даже людей, называемые топиариями.
Для создания топиарных садов используются кустарники и деревья, хорошо переносящие стрижку - например, самшит, тисс, можжевельник, лавр благородный, граб, бирючину, биот, липу мелколистную, тую, барбарис, бук и оливу.
Искусство фигурной стрижки садовых растений зародилось в Римской империи, в саду императора Юлия Цезаря. В известном труде Плиния старшего "Естественная история" заслуга создания первого аккуратно подстриженного дерева приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Цезарю такое новшество очень понравилось, и мода на топиарии быстро распространилась по садам римских аристократов.
После падения Римской империи эстетика топиарных садов пришла в упадок. Сохранить сады и технику их создания смогли только перенявшие это искусство у Римской Империи монастыри и аббатства. Какое-то время топиарные сады переживали эпоху забвения, но в эпоху Ренессанса они пережили второе рождение. Искусство художественной стрижки растений покорило всю Европу. Топиарии стали абсолютно неотъемлемой частью европейских садов и широко использовались для создания длинных прогулочных аллей, популярных в то время лабиринтов, а также бесконечных живых изгородей, окаймлявших цветники и огороды.
Именно в это время были созданы знаменитые сады в Версале, Тоскане и Старой Англии. Эти сады отлично сохранились и поддерживаются до сих пор практически в первозданном виде. Самые известные сады мира: сад Лэдью в Мэриленде (США), сады Лонгвуд в Пенсильвании (США), Левенс Холл и Грейт Дикстер (Англия), Друммонд-Парк (Шотландия).
www.mirkrasiv.ru
Roman Garden. Ancient Rome. Roman Numismatics. Vita Romana.
14/07/14
"Камнехранилище". Римский лапидарий Нарбоны. >>
22/02/14
"Складки". Отрывок из письма Науцеллия к Симмаху. >>
09/02/14
Александрийские заметки (I) >>
29/12/13
Заря вечерняя над Форумом Траяна. Декабрь 2013г. Несколько фотографий. >>
05/12/13
«Avgvsto». Репортаж с римской выставки.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств, в конце ноября мне удалось посетить выставку «Август» в Скудерие дель Квиринале. При входе -гигантская статуя Августа, некогда украшавшая римский цирк (сегодня – Музей Древностей в Арле), приветствует многочисленных посетителей. >>
20/11/13
Avgvsto Forever
Выставка, посвященная грядущему 2000-летию со дня смерти Октавиана Августа (14г. по Р. Х.), открылась около месяца назад в римской галерее Scuderie del Quirinale. На выставке представлено около двух сотен экспонатов, относящихся к эпохе Августа, поистине Золотому Веку Римской Империи. >>
30/08/13
“The Mad Guy” («Безумец») – новый фильм Мэри Берд.
Мы редко сообщаем в «римских новостях» о наших кинематографических открытиях. Однако для документальной работы британского историка, Мэри Берд (Mary Beard), стоит сделать исключение. >>
22/07/13
Новая книга Вадима Латыша «Римские провинциальные монеты. Иллюстрированный справочник». Москва, 2013г.
Великолепно изданный том объемом в 655 страниц, содержащий 1361 иллюстрацию памятников античной нумизматики имперского периода, объемный глоссарий, карты, списки бесчисленных римских магистратов и провинциальных монетных дворов, выпущенный ограниченным тиражом (100 экземпляров) обречен стать библиографической редкостью уже в ближайшее время. >>
28/04/13
Новая книга Линды Фаррэр «Древнеримские сады».
С большим удовольствием прочел новую версию «садовой археологии» Линды Фаррэр.
Задуманная как введение в историю римского искусства вилл, общественных садов и домашних hortus (-ов), она будет интересна любому читателю, заботящемуся о правильной организации эпикурейского досуга. >>
26/01/13
Римская орхидея
Древние римляне любили орхидеи. Причудливые формы и яркий окрас цветка способствовали распространению декоративных мотивов «с орхидеями» в «декадентском» искусстве поздней Империи. Впрочем, как показало исследование, проведенное группой Джулии Каневы (Giulia Caneva) из Римского университета (Roma Tre), первые изображения цветка встречаются уже в конце Римской Республики.>>
08/12/12
8 декабря – день памяти священномученика Климента Римского, главы Римского престола на рубеже Первого-Второго веков.
Вместо обычной новости сегодня мы решили привести главы XXV-XXVII из Первого послания Святого Климента Римского к Коринфянам. Это поистине великолепный текст…>>
25/11/12
Изданы материалы конференции «Иудея и Рим. Монеты 65г. до н.э. – 135г. н.э.».
В ноябре 2012 года библиотека «Римского Сада» пополнилась сборником, подготовленным по материалам конференции 2010 г., организованной Spink & Son совместно с Институтом Еврейских Исследований (Institute of Jewish Studies), посвященной денежному обращению на территории Римской Иудеи и соседних провинций. >>
22/10/12
Кот-археолог
Практически каждый энтузиаст римской старины, странствуя по Urbs Aeterna, сталкивается с многочисленными представителями кошачьей империи, раскинувшейся среди высохших труб древнеримских акведуков, колонн и современных помоек. Римские коты предстают путешественнику в разных обличиях. Особо привилегированной кастой, например, являются «смотрители», на которых возложена почетная обязанность поддержания порядка на форумах в ночное время.>>
30/09/12
Модница из Коринфа
Отлично сохранившиеся фрески были обнаружены греческими археологами в усыпальнице римского периода на участке дороги Коринф – Патры. Изображение неизвестной римлянки или знатной гречанки – великолепная работа чем-то напоминающая Фаюмские портреты из Римского Египта, - скорее всего, принадлежит началу Третьего Века н.э. >>
18/09/12
Апофеоз Поппеи
Фрагмент поэмы, посвященной посмертному вознесению Поппеи Сабины (Poppaea Sabina) обнаружен при расшифровке одного из папирусов Оксиринха. Как сообщает журнал «Лайфсайенс», древнегреческий текст повествует о путешествии души Сабины по звездному небу, в ходе которого она превращается в богиню. >>
29/04/12
Близнецы Клеопатры
Итальянскому египтологу Джузеппине Каприотти (Giuseppina Capriotti) удалось идентифицировать скульптурное изображение близнецов Клеопатры и Марка Антония. Изваяние, оказавшееся совместным портретом Александра Гелиоса и Клеопатры Селены, долгое время пылилось в запасниках Каирского Музея Древностей. >>
24/03/12
Дар Сулийской Минервы
Каждый год десятки тысяч любителей древностей Римской Британии приезжают в Бат посмотреть на гигантский термальный комплекс, посвященный Сулийской Минерве, чей горячий источник бьет из-под земли уже более двух тысяч лет. Хотя из преданий мы знаем, сколь неохотно подземные божества расстаются со своими сокровищами, в начале этой недели Сулийская Минерва была благосклонна к группе археологов из Котсуолда, проводивших исследования в ста сорока метрах от руин основного античного храма Бата. >>
17/03/12
Памяти Гая Меммия, народного трибуна
Перечитывая «Югуртинскую Войну», помимо знакомых с детства образов вероломных нумидийцев и всадников, исчезающих в песчаной пыли, я «наткнулся» на Гая Меммия, народного трибуна… Фрагменты речей Меммия, переписанные Саллюстием (а, возможно, выдуманные им самим), удивительным образом дополняют текст исторической хроники, где звенит горячее дыхание ветров африканской пустыни. >>
10/03/12
Пальмира в огне
Тревожные сообщения поступают в последние дни из окрестностей Пальмиры. Столица блистательной Зенобии, занесенная в список объектов международного наследия ЮНЕСКО, стала ареной жестокого конфликта между повстанцами и частями, верными сирийскому президенту. >>
22/02/12
Римская Палестина – сезон 2012
Возможность поучаствовать в исследовании малоизученной части Палестинского Десятиградия (Decapolis) в полевом сезоне 2012 предоставлена в рамках проекта профессора Артура Сигала (Arthur Segal) и доктора Майкла Эйзенберга (Michael Eisenberg). >>
12/02/12
Этрусское лето
Уникальная возможность принять участие в раскопках легендарной этрусской Популонии (Populonia) этим летом предоставляется в рамках совместного проекта Университета Флоренции, Археологического Института Америки и Комитета по Охране Археологического Наследия Тосканы (Superintendence for Archaeological Heritage in Tuscany). >>
28/01/12
«Крылатая» вилла, храм или театр?
Следы еще одной постройки имперского периода были обнаружены археологами в Норфолке (Восточная Англия) к югу от руин римского города Venta Icenorum. Отличительной особенностью здания являются два вытянутых, расходящихся под углом крыла. По форме они несколько напоминают букву “Y”. >>