Кто такой ростовщик? Значение слова "ростовщик". Ростовщик в древней руси
Кто такой ростовщик? Подробный разбор
В статье рассказывается о том, кого называют ростовщиком, рассматриваются особенности этой профессии, ее возникновение и правовой статус.
Кто такой ростовщик?
Ростовщик – это человек, который предоставляет деньги в долг, как правило, под большие проценты. При этом заключается устный или письменный договор о том, на какой срок выдаются финансы. Основной особенностью ростовщичества является тот факт, что заемщик оставляет ростовщику залог, и, если он не успевает вовремя вернуть средства, этот залог переходит в собственность ростовщика. Также он работает на себя и сам решает, как выстраивать деятельность: заключать или не заключать договор с заемщиком, обращаться или не обращаться к услугам оценщиков и т. п. Кроме того, для взыскания долга с клиентов он порой использует противозаконные методы.
История профессии
Ответить на вопрос о том, кто такой ростовщик, поможет небольшой экскурс в историю. Профессия эта появилась еще до возникновения денег. Тогда в долг брали, а затем возвращали, как правило, натуральные товары. Например, зерно или скот.
Ростовщичество было распространено еще в Древней Греции. Так, ученик Платона Аристотель в своем трактате «Политика» называл взимание процентов явлением, противным природе, а основной функцией денег считал обмен. Ростовщичество было распространено по всей Европе, а свою популярность утратило с появлением банков.
Что же касается России, то как в Древнерусском государстве, так и в Российской империи подобное занятие считали аморальным и преследовали по закону. Тем не менее им занимались православные монастыри, архиерейские дома и приходские церкви.
В странах ислама о том, кто такой ростовщик, почти не знают. Ибо там было запрещено выдавать деньги под процент, в некоторых государствах, например в Иране, это правило действует до сих пор. А в странах, где есть законы шариата, за подобное занятие можно лишиться и жизни. При иудаизме же запреты действуют только на людей с этой верой, на других не распространяются.
Прибыль и риски
Сама профессия и слово "ростовщик" воспринимались обществом крайне негативно как раньше, так и сейчас. В основном это связано с тем, что ростовщик за один год мог в разы увеличить свое состояние за счет людей, попавших в неприятности и находящихся в нелегком финансовом положении. Но возможные риски этого дела достаточно велики. Начнем с того, что долг могут не вернуть по причине того, что заемщик умер или попросту сбежал. Также при сильной инфляции есть шанс не только не получить прибыль, но и понести убытки. Порой клиент оставляет залог, который не получается продать по реальной цене, например машину в аварийном состоянии. Кроме того, деятельность такая в любой момент может стать запрещенной из-за изменений в законодательстве. Так что мы разобрались с тем, кто такой ростовщик.
fb.ru
Кто такой ростовщик? Значение слова "ростовщик" :: SYL.ru
Кто такой ростовщик? Значение этого слова, пожалуй, известно каждому. Это тот, кто дает в долг под проценты. Однако не все так просто.
Слово "ростовщик" имеет негативный оттенок. Казалось бы, представители этой профессии издавна занимаются делом, которое никакого отношения не имеет к криминалу. Они ссужают определенную сумму людям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, за что получают проценты. Современные кредитные организации в некотором смысле занимаются тем же ростовщичеством. Но к ним столь отрицательного или пренебрежительного отношения граждане не испытывают. Значение слова "ростовщик" - тема сегодняшней статьи.
Стяжатель и кровопийца
«Объясните значение слова "ростовщик"» - на это требование учителя старшеклассник приведет пример старухи-процентщицы из романа Достоевского. Это слово является архаизмом. В современной речи оно используется с ироническим подтекстом. Кто такой ростовщик? Это представитель профессии, которой сегодня уже не существует. Хотя и банкиров порою в шутку называют ростовщиками.
Эти люди служили прототипами героев во многих произведениях классической литературы. Но никогда персонажи-процентщики не были положительными. А ведь литература - это отражение жизни. Благодаря книгам мы узнаем о том, каким было общество 100-200 лет назад. Тем, кто читал Достоевского, Пушкина, Гоголя, Данте, Бальзака, известно, кто такой ростовщик. Это процентщик, стяжатель, кровопийца. А еще ростовщик - это человек, который может в один прекрасный день поплатиться за свою безграничную алчность.
История
Первые ростовщики появились в древнейшие времена. Причем еще до появления денег. Во времена натурального обмена ростовщик давал ссуду в виде мешка зерна, теленка. Взамен, по прошествии оговоренного срока, мог потребовать привести к воротам своей хибары молодого крепкого бычка. Или вернуть долг тем же зерном, но в большем объеме.
Процентщики были и в Древней Греции, и Древнем Риме. В эпоху Средневековья этот вид деятельности получил особое развитие. В десятом веке ростовщики не вызывали презрения у обывателей. Напротив, их специальность стала довольно уважаемой. Были созданы организации, объединившие представителей этой профессии. Самая крупная - орден тамплиеров.
Ростовщики выдавали суммы под заклад. Однако нередко они ссужали деньги не простым людям, а влиятельным феодалам. В таких случаях кредит оформляли как сумму, переданную на хранение. В начале четырнадцатого века во Франции начались "репрессии". Ростовщиков одного за другим арестовывали, как правило, по вымышленному обвинению. Но это отнюдь не избавило Европу от стяжателей. Они были, есть и будут всегда.
В России
В ответ на вопрос о том, кто такой ростовщик, любой житель Киевской Руси назвал бы несколько нелестных эпитетов. Процентщиков в нашей стране издавна не любили. Более того, ростовщичество считалось преступлением, прежде всего с религиозной точки зрения. Русских ростовщиков в Киевской Руси почти не было. Как правило, этим видом деятельности занимались иудеи. Причем давали в долг они под довольно внушительные проценты - до 50 % годовых.
Деятельность иудеев, без всякого сомнения, у населения вызывала протест. А протест, как известно, нередко выливается в междоусобицы, восстания, погромы. Так, в 1113 году было сожжено несколько домов евреев-ростовщиков.
Синонимы
В произведениях русских писателей и историков встречается множество слов, близких по значению существительному "ростовщик". Это и процентщик, и закладчик, и заимодавец. Если открыть словарь Даля, можно увидеть и вовсе обидные для кредиторов определения. Например, христопродавец, жид, гиена немилосердная. Эти архаизмы не могут в полной мере служить синонимами к слову "ростовщик". В них слишком много негативных оттенков, происхождение которых мы объяснили выше.
В русском народном творчестве
Не все ростовщики в России были людьми "третьего сорта". В семнадцатом веке, например, среди успешных купцов довольно часто встречались процентщики. Они занимались торговлей, а дабы увеличить свой капитал, не гнушались и ростовщичеством. Такими русскими предпринимателями были братья Босовы. Тем не менее презрительное отношение к ростовщикам всегда имело место. Доказательством тому могут служить поговорки и пословицы, подтверждающие негативное отношение русского народа к стяжательству. В них не встречается слово "ростовщик". Но такие пословицы, как "Богат от займа не будешь", "Чужим богат не будешь", "Вор не тот, кто крадет, но и тот, кто лестницу подает" явно говорят о том, что на Руси кредиторы всеобщим уважением не пользовались.
www.syl.ru
Ростовщик - это... Что такое Ростовщик?
ростовщик — См … Словарь синонимов
Ростовщик — (moneylender) Лицо, которое занимается денежными ссудами, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные полномочия для… … Словарь бизнес-терминов
РОСТОВЩИК — РОСТОВЩИК, ростовщика, муж. Человек, эксплоатирующий обращающихся к нему людей, давая деньги в долг под проценты на кабальных условиях. «Вы сегодня недоступны и недоверчивы, как семидесятилетний ростовщик.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова. Д … Толковый словарь Ушакова
РОСТОВЩИК — РОСТОВЩИК, а, муж. Человек, к рый даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. | жен. ростовщица, ы. | прил. ростовщический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
РОСТОВЩИК — лицо, дающее деньги в ссуду под высокие проценты. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
РОСТОВЩИК — (moneylender) Лицо, которое занимается предоставлением денег взаймы, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные… … Финансовый словарь
ростовщик — Лицо, которое занимается предоставлением денег взаймы, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные полномочия для… … Справочник технического переводчика
Ростовщик — см. Аргентарий; Ростовщичество … Энциклопедия права
Ростовщик — лицо, предоставляющее денежные ссуды при условии уплаты заёмщиком очень высоких процентов (см. Ростовщический капитал) … Большая советская энциклопедия
РОСТОВЩИК — лицо, дающее деньги в ссуду под высокие проценты … Энциклопедический словарь экономики и права
dic.academic.ru
Кто такой ростовщик? Ростовщик - это...
Кто такой ростовщик? Это человек, занимающийся денежными ссудами. Сегодня так называют лицо или организацию, которая даёт средства в долг под очень высокие проценты. "Ростовщик" - это слово с негативным оттенком. Немалую роль в очернении представителей древней профессии сыграли писатели. В их произведениях ростовщики - это, как правило, стяжатели, скряги и подлецы.
Немного истории
Значение слова "ростовщик" стало известно людям еще до того, как появились деньги. Звучит оно, конечно, на разных языках по-разному. По-английски - usurer. По-немецки - wucherer. Ростовщики - это люди, которые были, есть и будут. Предоставление денег в долг - услуга, которая едва ли когда-нибудь утратит востребованность.
Ростовщиков в нашей стране лет сто назад презрительно называли лихоимцами. От слова "лихо", то есть "горе", "беда". Их ненавидели, им желали зла, их проклинали. При этом никто из представителей неуважаемой профессии не являлся домой к будущему клиенту сам. Происходило всё обычно строго наоборот: человек, оказавшийся в сложной ситуации, отправлялся в дом ростовщика, затем возвращался домой с необходимой суммой.
Иногда деньги вовремя не удавалось вернуть и процентщика, если верить Достоевскому, приходилось отправлять на тот свет. Возвращать бедолаге приходилось сумму, в два раза превышающую ту, что ему ссудил процентщик. Игнорировать долг было невозможно. У ростовщика имелась своя бухгалтерия, кроме того, его интересы находились под защитой государства. Дабы не оказаться в долговой яме, несчастные стрелялись или повторяли подвиг Раскольникова.
Но все ли ростовщики были негодяями? Быть может, они просто-напросто не вызывали симпатии у литераторов, людей творческих, как известно, нередко испытывающих нужду? Возможно, негативное отношение к ним возникло благодаря огромному количеству отрицательных персонажей. Ростовщик - это человек, выполняющий не вполне благородное дело. Но как сказал Маршак, все профессии важны и нужны. В действительности, негативное отношение к ростовщикам возникло очень давно. Прозаики и поэты к этому не имеют отношения.
Мнение мудрецов о ростовщичестве
Один мыслитель, живший за несколько веков до нашей эры, утверждал, что деньги не приносят никаких плодов, а потому использовать их для получения прибыли непозволительно. Фома Аквинский полностью согласился со своим предшественником. Средневековый философ тоже относился к ростовщичеству как к деятельности нечестной. А однажды даже высказал довольно необычную точку зрения. Фома Аквинский сказал, что ростовщик занимается не чем иным, как продажей времени. Довольно сложная мысль, понятная лишь людям эпохи средневековья. Но главное мы выяснили: лихоимцы, процентщики и заимодавцы в почете никогда не были.
Современные ростовщики
Стоит вспомнить, что в Средневековье, да и значительно позже, процентщики занимались тем, чем сегодня занимаются ломбарды. Тем не менее последние неприятие у граждан не вызывают. Значительно больше негативных эмоций порождают мелкие кредитные организации, ссужающие деньги под неоправданно высокий процент.
В прессе иногда появляются новости о том, как в городе N некий гражданин покончил с собой из-за невозможности выплатить долг банку. Подобные истории слишком печальны для того, чтобы сравнивать их с сюжетами из русской классики. В начале 90-х в России банков было мало, потребительских кредитов они не выдавали. Роль кредитной организации выполняли криминальные элементы. Истории людей, которые имели знакомства с подобными "предпринимателями", не менее печальны. Всё это подтверждает тот факт, что ростовщичество - не только древний род деятельности, но и бессмертный.
"Смерть ростовщика"
Как уже было сказано, подобные персонажи встречаются часто в литературе. Примеров много, поэтому приведем один из них. Садриддин Айни написал повесть "Смерть ростовщика", а в 1967 году книга была экранизирована. В произведении речь идет о событиях 1917 года, где главный герой задолжал ростовщику крупную по тем временам сумму. Лихоимец, потеряв надежду вернуть свои деньги, в наложницы забирает сестру главного персонажа, затем продает ее другому негодяю.
fb.ru
История ростовщичества в Древности. Где истоки?. Феномен ростовщичества
История ростовщичества в Древности. Где истоки?
Ростовщичество так же старо, как и торговля. Оно гораздо старее, чем деньги. Самые первые займы в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись с периодическими неурожаями, которые могли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые займы: если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатому соседу и просил одолжить нужное благо до следующего урожая.
Как только образовались различные хозяйства с определенным семейным владением, одна семья становилась богаче скотом, землей, рабами, а другая беднела. Крестьяне, попавшие в затруднительное положение, занимали у своих более богатых соседей хлеб или скот и брали на себя обязательство вернуть его с прибавкой или выполнять за это какую-нибудь работу. Если человек не мог отдать долг, он мог лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору. Так появлялось долговое рабство. Залогом служила сама личность должника или членов его семьи, затем - земля, а потом и другая вещественная собственность.
Первые ростовщики действовали еще до возникновения денег (например, о них писал греческий поэт Гесиод, живший в VIII-VII вв. до н. э., т. е. примерно за 100-200 лет до зарождения первых монетных систем в Элладе). Первые ссуды давались и возвращались натурой - зерном, мукой, скотом. Кстати, по одному из предположений, сама идея давать блага в рост произошла из первоначально беспроцентных ссуд скотом - отдавая маленького теленка в долг (например, как тягловую силу), хозяин получал его обратно с естественным приростом. Ссуды могли даваться или под залог, служивший гарантией уплаты долга, или без обеспечения.
В Вавилоне ростовщичество засвидетельствовано уже во второй половине третьего тысячетелетия до н.э. Эти займы могли иметь одновременно и потребительский характер, и производительный - например, часть займа зерном шла на потребление (дожить до следующего урожая), а другая могла использоваться для посева (вырастить этот урожай).
Кроме того, первые формы займов и процентов имели, конечно же, натуральный характер (разновидность бартера). Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег.
Конечно, ничто не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительное положение, сможет не только поправить свои дела, но еще и достать излишек, чтобы отдать долг. Как писал один историк хозяйства, «брать проценты при этих условиях значит падающего подтолкнуть».
В истории возникновения денежного хозяйства Вавилон известен как породивший ростовщичество и меняльное дело. Характерная особенность реализации накопления денег заключалась в том, что этот процесс не протекал в рамках замкнутых отношений: государство стало юридически регулировать личные кредитные отношения и выражать интересы владельцев денег - ростовщиков. Таким образом, сбережение богатства имущих превратилось в политику ещё в древнем Вавилоне.
Значение ссуд и процентов в хозяйственной жизни Вавилонии нашло своё отражение не только в деловых документах начала I тысячелетия до н. э., но и в школьной литературе, восходящей к тому времени. В серии табличек с характерным заголовком Харрахубуллу, т. е. “процентный заём”, для учебных целей были собраны шумерские правовые термины, в частности, касавшиеся ссуды и займа, с их аккадским переводом, как, например, “долговое обязательство”, “процентный заём”, “беспроцентный заём”, “дар” и т. д. Об исчислении долговых процентов трактовали специальные задачи в дошедшей до нас математической литературе.
В частноправовых документах того времени мы находим многочисленные свидетельства ростовщических сделок. Сохранились документы, восходящие к жрицам-затворницам местного храма бога Солнца - Шамаша в городе Сиппаре. Эти дохристианские “монахини” через своих родственников - отцов и братьев - производили скупку земель, сдавали в аренду свою землю, давали деньги в рост, покупали рабов и т. д. В древнем городе Ките были ростовщики, дававшие взаймы серебром и зерном под залог полей и созревавшей жатвы, скупавшие дома, закрома, сады, поля и т. д.
Но самые видные представители ростовщического капитала нам известны в городах Уруке и Ларсе, на юге Шумера. В Уруке была найдена часть архива двух братьев-ростовщиков, скупивших в течение каких-нибудь 20 лет буквально за гроши более 40 домов и участков. В документах, найденных при раскопках в Ларсе, мы видим новый тип работорговца, отличавшегося от работорговцев предшествовавших периодов тем, что он не на чужбине, а у себя, в своём родном городе, скупал рабов - своих же собственных сограждан. Два работорговца, о которых упоминают документы, путём ростовщических операций превращали своих сограждан в рабов-должников и передавали их в наём на работу тем, кому требовалась рабочая сила, преимущественно богатым ремесленникам, имевшим собственные мастерские.
Эти документы вместе с тем устанавливают факт безраздельного господства рабовладельческой знати в Ларсе во время правления Римсина. Так, вышеупомянутые работорговцы, сдавая в наём своих рабов-должников, оговаривали своё право на полное возмещение стоимости раба не только в случае бегства его в неизвестном направлении, но и в случае бегства его в хозяйство царя, храма или знатного человека. Очевидно, в то время крупные рабовладельцы располагали такой силой, что могли безнаказанно принимать в своё хозяйство беглых рабов.
В это же время катастрофически учащается продажа родителями детей. Создалась даже пословица: “Сильный человек живёт руками своими, а слабый - ценой своих детей”.
В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая, г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. В этом своде оговариваются законы займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 - для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле.
Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное. Некооторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение. В письме из Угарита на плохом аккадском языке, характерном для подобных текстов, находим одну из тех ярких фраз, которые проливают больше света на экономическую жизнь того периода, чем сотни монотонных и длинных табличек: «дайте [между тем] те 140 сиклей, которые все еще остаются от ваших денег, но не требуйте процентов, мы ведь оба благородные люди». Эта любопытная и уникальная ссылка на сословное положение с целью повлиять на экономические взаимоотношения приобретает смысл и значение, когда мы сравниваем ее с отрывком из Второзакония XXIII, 20 (ср.: Левит XXV, 36-37): «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост». Мы видим, что и угаритское письмо, и отрывок из Ветхого завета показывают одинаковое отношение к капиталу как источнику обогащения. В то же самое время староассирийские торговцы брали и простые и сложные проценты. Конечно, платить их они предпочитали в том размере, в «каком один брат спросил бы с другого».
Кредитор и дебитор в Вавилоне производили безналичные расчеты по счетам, находящимся в частных или «храмовых» банках, где у каждого имелся лицевой счет. Каждый крестьянин, который вносил свой вклад зерна в коллективное хранилище «храмового» банка, получал черепок, на котором указывалось количество и дата вложения. Затем он мог его использовать, чтобы приобрести другие товары. Эти «квитанции» назывались служили валютой обмена. Однако «квитанции» имели такую особенность: они теряли стоимость со временем. Поэтому крестьянин, положив в хранилище десять мешков зерна, получал всего девять мешков шесть месяцев спустя, а разница компенсировала расходы на хранение и потери. Для должников же, не расплатившихся вовремя по ссуде в «храмовых» банках, предусматривались наказания.
В VI-IV вв. до н.э. в Вавилоне торговлей могли заниматься не только профессиональные купцы, но любые частные лица, нередко сочетавшие торговую деятельность с ростовщичеством. Развитию ростовщичества содействовали налоговая система Ахеменидов (поскольку у населения не хватало серебра) оживленная торговля; ростовщичество процветало во всех западных сатрапиях. Наиболее полные сведения о торговой, ростовщической и предпринимательской деятельности содержат архивы вавилонских частных торговых домов Эгиби и Мурашу. Особенно разносторонней была в V в. до н.э. деятельность дома Мурашу, который арендовал земли, пожалованные персидским вельможам, и сдавал их в субаренду, полученные продукты продавал на местных рынках за серебро, ссуживал серебро и зерно, являясь одновременно банком, торговым предприятием и крупным землевладельцем. Царской собственностью тогда управляли так же бюрократически, как об этом можно судить по документам касситского периода. Некоторые важные перемены в этом отношении засвидетельствованы небольшой группой нововавилонских документов, относящихся к сдаче в аренду царем и членами его семьи (царем Набонидом и его сыном Валтасаром) обширных земель частным лицам, что было совершенно необычно для Месопотамии. Одной из причин (какую роль она сыграла, мы не знаем) этих перемен было то, что царская администрация использовала услуги «капиталистов», чтобы заранее получить доходы, поступавшие с полей и садов, - практика, наблюдавшаяся в больших городах (Ниппуре и Уруке) с персидского периода.
Во многих исследованиях можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог разных ценностей. В дошедших до нас сведениях о древних вавилонских банках отмечена деятельность банкирского дома Эгиби, игравшего роль вавилонского Ротшильда. Операции дома Эгиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счёт клиентов; принимались денежные вклады, оказывался клиентам кредит в форме antichreticum, в силу чего кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника (форма, близкая к натуральным займам, которые были распространены в греческих античных полисах в VI-IV вв. до н.э.), выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам.
Не чуждо было вавилонскому праотцу современных банкиров участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего дело вкладчика. Наконец, есть указание ещё на одну функцию, исполнявшуюся банкиром Эгиби, - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок.
Накопление капитала (товаров или серебра) - предметов, за пользование которыми взимались проценты, - особенность, свойственная Месопотамии. В Ветхом завете о вавилонских и ниневийских торговцах часто говорится с огромной ненавистью и презрением, что свидетельствует о важной особенности ростовщичества в экономической жизни Вавилонии.
Другой пример ростовщичества в древнем мире - государство Митанния, бывшее в середине II тысячелетия до н.э. одной из сильнейших держав. Данные о его политической истории, почерпнутые почти исключительно из хеттских, ассирийских и египетских источников и относятся преимущественно к самому концу истории Митанни. Как возникло это государство, мы не знаем. По документам из Пузу видно, что земля была ещё формально неотчуждаемой общинной собственностью; тем не менее, есть данные о том, что уже в середине II тысячелетия земельные участки мелких земледельцев массами скупались крупными ростовщиками. Частное землевладение, однако, ещё не получило полного развития, и скупка недвижимости оформлялась в виде псевдоусыновлений: покупатель “усыновлялся” продавцом, и ему как “сыну” из семейно-общиного участка выделялась “наследственная доля”, которая с этого момента, в отличие от остальной земли участка, не подлежала периодическим переделам. За это “усыновитель» - продавец получал от “усыновлённого» - покупателя - “подарок”, соответствующий цене земли.
Иногда подчёркивалось, что повинность с купленной таким образом земли продолжает нести “усыновитель”, т. е. продавец, попадавший тем самым в зависимое от ростовщика и неравноправное положение. Один из крупнейших ростовщиков в Пузу был за свою жизнь “усыновлён” по этому образцу около 150 раз. О развитии имущественного неравенства и, в частности, о далеко зашедшем разорении общинников свидетельствуют также и многочисленные заёмные сделки.
Ростовщики Митании давали в долг зерно под 30%. При этом они не ограничивались составлением простого долгового обязательства, а постепенно перешли к особым закладным обязательствам: кредитор давал должнику хлеб или скот, а получал в “обмен” поле должника или его жену, сына и т. д.; срок действия такой закладной сделки мог доходить до... 200 лет. Весьма распространено также было “удочерение” девушек из обедневших семей, которое позволяло ростовщику извлекать доход из продажи “удочерённой” девушки замуж или в наложницы. Вероятно, таким же было положение беднейших и закабаленных народных масс и на основной территории государства Митанни.
Традиции и обычаи долговых отношений древности сохранились в племенах туземцев Африки, Австралии и Америки вплоть до 20 столетия. Вот как об обычаях туземцев в 1914 г. пишет Альберт Швейцер в «Письмах из Ламбарене» (Л.,Наука,1989.) (4)
«Правовая сторона их жизни до чрезвычайности сложна, ибо границы ответственности простираются по нашим представлениям необыкновенно далеко. За поступок негра несет ответственность вся его семья, вплоть до самых отдаленных родственников. Если кто-либо, пользуясь чужим каноэ, задержал его на день, он обязан заплатить штраф, составляющий третью часть его стоимости...Справедливым же считается наказание только тогда, когда, будучи изобличен, он сам вынужден признать свою вину....Если же виновного почему-то не наказали, он объясняет это только тем, что пострадавшие на редкость глупы... До тех пор, пока он может отрицать ее с некоторой видимостью правдоподобия, он всей душой возмущается вынесенным приговором, даже в тех случаях, когда он действительно виновен. С этой особенностью примитивного человека приходится считаться каждому, кто имеет с ним дело.
Некий туземец должен был другому четыреста франков, но и не подумал возвращать долг, а вместо этого купил себе жену и стал справлять свадьбу. И вот когда все сидели за свадебным столом, явился заимодавец и стал упрекать его в том, что тот купил себе жену, вместо того, чтобы уплатить долг. Завязалась палавра (рассмотрение спора на совете старейшин в присутствии ближайших родственников спорящих сторон). Наконец, они сошлись на том, что должник отдает в жены своему заимодавцу первую дочь, которая у него родится после этого брака, после чего тот остался в числе гостей и пировал с ним. Шестнадцать лет спустя он пришел за обещанной ему женой. Так был уплачен долг».
Осуждение ростовщичества в Библии имеет такие исторические корни. В 455 г. до н.э. образовалась враждебная палестинской общине коалиция, в которую входили Санваллат, наследственный пеха провинции Самария, «Тобия, слуга аммонитов», наследственный пеха провинции Аммон, и «аравитянин Гешем», по всей вероятности царь Кедара, полунезависимого арабского царства на окраине Палестины. Подобные конфликты между гражданско-храновыми общинами, с одной стороны, и сатрапами, пеха и династами - с другой, происходили и в других странах. В таких случаях Ахемениды нередко поддерживали граждаиско-храмовыс общины, как это имело место в Палестине, куда Артаксеркс I направил некоего Нехемию. Размах ростовщичества в общине привел к тому, что обедневшие общинники вынуждены, были, как они говорили, «отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабов... а поля наши и виноградники наши - у других» («Книга Нехемии»), т.е. в руках богатых семей бет-абота. Это могло стать опасным для окруженной врагами общины, и Нехемия прибег к древнему закону о периодической отмене долгов и возвращении имущества должника, прежде всего захваченных земель. Это мероприятие на время приостановило концентрацию земли и укрепило относительную сплоченность общины, отраженную в принятых установлениях. Эти установления, основанные на законах «Пятикнижия», требовали строгого соблюдения субботнего дня, обязательных приношений в храм (десятина, первинки и др.), обособления членов общины от окружавших народностей. Этим завершилось оформление палестинской гражданско-храмовой общины.
Среди древнейших рукописей, где упоминается ростовщичество - Ведические религиозные тексты Древней Индии (2000-1400 гг. до н.э.). Слово ростовщик (kusidin) упоминается несколько раз и интерпретируется как кредитующий под процент. Чаще всего ростовщичество упоминается в Сутрах (700-100 гг. до н.э.), а также в Джакатах (600-400 гг. до н.э.). В священных религиозных текстах высказывается неуважение к ростовщичеству. Например, в известном юридическом индуистском кодексе Vasishtha запрещалось занятие ростовщичеством брахманам (священнослужителям) и кшатриям (воинам и военноначальникам). Кроме того, в Джакатах ссылаются на ростовщичество как на способ унижения человека. Однако во втором столетии нашей эры отношение к ростовщичеству в Индии становится более терпимым, о чем говорится в Законах Ману. Эта неопределенность в отношении ростовщичества отразилась в том, что, например, в Западной Индии с 14 по 19 столетие нашей эры ростовщичество считалось пристойной профессией, что отражено термином sahukar, что переводится как творец благих и правых дел. Отношения между sahukar и крестьянскими домами длились столетиями, крестьяне получали ссуды под умеренный процент, который были в состоянии вернуть из будущих урожаев, и таким образом избегали голода.
Благодаря этому древнейшие проекции ростовщичества транслировались в современный Индокитай. В Индии, Пакистане, Бангладеш ростовщический кредит продолжает существовать на базе сохранения остатков докапиталистических форм производства, ростовщический капитал подвергает жестокой эксплуатации мелких товаропроизводителей - ремесленников и в особенности крестьян, которые остро нуждаются в деньгах для покупки недостающих им предметов потребления, скота, земли и т.п., а также для платежа арендной платы землевладельцам и налогов государству. Не так давно по историческим меркам, в 1943 г. в Индии начался голод, инспирированный спекулянтами зерном. Он охватил Бенгалию, Бихар, Ориссу, Ассам, Бомбейскую и Мадрасскую провинции. В одной только Бенгалии от голода умерло 1,5-2 млн. чел. Мусульманская лига придала своей агитации антииндусскую направленность, поскольку скупщики и ростовщики были главным образом индусами.
История восточного древнего ростовщичества многообразна и переплетена с восточной тиранией, драматическими коллизиями становления рабовладельческой и феодальной собственности и власти в Китае, Японии, на Азиатском континенте. В Китае времен Конфуция ростовщичество получило широкое распространение. Договор займа оформлялся долговой распиской. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Не имея возможности расплатиться с кредитором, лицо, взявшее в долг деньги или вещи, вынуждено было закладывать, продавать свое имущество, продавать в рабство членов своей семьи, а нередко и самого себя. Кабальная крестьянская аренда, дополненная гнетом государственных налогов, способствовала развитию ростовщичества. Не стесняемые законом ростовщики довели проценты по займам до 200–300 годовых. Они брали землю под заклад и покупали ее, превращаясь в помещиков. В роли ростовщиков и скупщиков крестьянской земли часто выступали деревенские старосты и мелкие чиновники, ведавшие учетом земель и распределением податей; им было нетрудно подделывать земельные реестры, совершать незаконные сделки и укрывать купленные земли от налогов. «В округах и уездах ежегодно присваивали имущество сотен семей», - свидетельствует «История Мин». 9/10 крестьян потеряли землю и превратились в арендаторов. Арендная плата составляла 50-80% урожая, и при этом арендатор находился в полной власти помещика. Большинство арендаторов были обременены долгами; не в силах расплатиться, они продавали в рабство жен и детей. Нужда заставляла бедные семьи отдавать в залог своих сыновей, которых использовали на любых работах. В течение 3 лет их разрешалось выкупить, а по истечении этого срока заложник обращался в раба. Часто кредитор усыновлял такого раба или женил его на своей дочери. Некоторые помещики имели сотни и тысячи рабов. Так возникает в Китае институт долгового рабства. Интересно, что на протяжении древней и средневековой истории Китая самыми крупными ростовщиками были евнухи. Например, после отстранения евнуха Лю Цзиня, долгое время управлявшего страной при Уцзуне, у него было обнаружено зерна и сокровищ на 250 млн. лян – богатство, равное государственному доходу за несколько лет.
История древнеазиатского ростовщичества требует отдельного исследования, которому, к сожалению, нельзя уделить места в данной книге.
Однако остановимся на столпах становления современной западной цивилизации - Древней Греции и Риме.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Ростовщик Википедия
Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современности ростовщичеством называют дачу средств в долг под необоснованно высокий процент[1][2] (по сравнению с обычной сложившейся практикой[значимость факта?]) или под залог вещей[3].
Законодательство Российской Федерации не определяет и не использует термин «Ростовщичество».
История
Ростовщичество было известно с древнейших времен даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея роста ссуды появилась из практики — например, когда взятого в ссуду теленка возвращали с естественным приростом[4].
Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель в трактате Политика описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли[5]. Экономике Аристотель противопоставлял Хрематистику, к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества[6].
Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян[7][8][9]. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков[4].
В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки.[10] Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб[11][12][13][14][15][16][17].
Ростовщичество и наука
В различной литературе понятие «ростовщичество» трактуется весьма неоднозначно. При этом часто используются неопределённые критерии (например, процент «непомерный», «завышенный», «чрезмерно высокий», «незаконный»). Некоторые авторы любое кредитование под проценты считают ростовщичеством[18].
По мнению ряда авторов, ростовщичество приводит к увеличению денежной массы, не обеспеченной товарами, поэтому кредитование под процент приводит к инфляции — ссудный процент по кредиту входит в стоимость товара и повышает его цену[19]. Законы об ограничении размера взимаемых процентов являются типичным примером ограничения договорной свободы в целях защиты интересов экономически слабых субъектов[20].
Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении кредитования. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого[21].
Другие авторы показывают отсутствие прямой связи между уровнями ссудного процента и инфляции. Анализируя эпоху Древнего Рима доктор экономических наук Сергей Владимирович Лукин отмечает, что несмотря на значительный размер ростовщического процента (30-50 % годовых) инфляция отсутствовала или была незначительной, что делало реальный ростовщический процент лишь немногим меньше номинального[22]. Доктор экономических наук Владимир Константинович Бурлачков считает, что максимум, на который могут поднять процентную ставку, зависит от рентабельности[23], то есть не процентная ставка формирует цену, а рентабельность формирует процентную ставку.
Несправедливость ростовщичества усматривают в том, что заёмщик не всегда точно знает о размере результата, который он получит при использовании кредитных средств, а кредитор изначально имеет гарантию возврата кредита и процентов через залог[24].
По мнению кандидата экономических наук Ольги Печоник, превышение уровнем процентной ставки уровня средней рентабельности в реальном секторе ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости[25].
Ростовщичество и религия
Богословскую литературу, осуждающую процент на капитал, можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества[26].
Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:
Высказывание епископа Коваррубиаса: «деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда»[27].
Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского: Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом.
Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“»[28].
Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех[29].
В исламе
В исламе ростовщичество (риба) однозначно осуждается[30]: «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство»[31]. Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах (Иран, Пакистан). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе либо с ограничением процентной ставки, «исключающей злоупотребления»[32].
В иудаизме
В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена[33]: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»[34]. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости»[35], «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»[36]. Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды[33].
В христианстве
Христианство относительно ростовщичества во многом опирается на идеи из Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год[37]. Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу[38].
В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Хотя Бём-Баверк подобный запрет усматривал[39] в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»[40] … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?[41]», но в данных фразах речь идёт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества.
Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступает против ростовщичества, но и считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле»[42]. Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».
Также против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий. «Не „объемлют от терния грозды, или от репия смоквы“, и от роста — человеколюбия; „всяко бо злое древо плоды злы творит“», — говорит он[43]. Святой сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждет как ростовщика, так и того, кто берет у него в долг. Только если должника ждет «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе».
Христианская церковь в средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления[44]. Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.
Ростовщичество в искусстве
В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается, типичный образ ростовщика — немолодой алчный человек, весь смысл жизни которого заключён в стяжательстве.
В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.
А. С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:
Мой сын, сей казни смысл велик:Одно стяжание имев всегда в предмете,Жир должников своих сосал сей злой старикИ их безжалостно крутил на вашем свете.
— А.С.Пушкин, «И дале мы пошли — и страх обнял меня...», 1832 г.[45]
Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе седьмого круга, с висящими на их шеях кошельками. Гербы на кошельках указывали на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством[46].
В повести «Гобсек» французского писателя Оноре де Бальзака ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. По словам одного из главных героев,
В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.
— Бальзак, «Гобсек» [47]
Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.
См. также
Примечания
↑ Ростовщичество. Словарь по экономике и финансам
↑ usury Oxford University Press
↑ Ростовщичество. Большой юридический словарь
↑ 1 2 Тарасевич, 2000.
↑ Аристотель, 1983, с. 376—644.
↑ Приходько, Драгункина, 2015.
↑ ФиК, 2006, с. 324—325.
↑ Харитонович Д. Ростовщичество. Из истории ростовщичества (рус.). Лекции online. Проверено 9 июня 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
↑ Нечаев В. М., Яроцкий В. Г.,. Процент, в экономике и с юридической точки зрения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Ростовщичество в Древней Руси и Российской Империи.
↑ Ростиславов, с. 28.
↑ Дмитриев, 1984.
↑ Иванов, 2007, Таблица 62.
↑ Иванов, 2007, с. 530.
↑ Изюмов, 1912, с. 23.
↑ Nestor, 1907, с. 31.
↑ Под бременем церковного ростовщичества / История / Независимая газета.
↑ Продолятченко, 2015, с. 124—136.
↑ Джаншанло, 2013, с. 35.
↑ Канторович, 2013, с. 54.
↑ Ротбард, 2010.
↑ Лукин, 2008.
↑ Бурлачков, 2008: «Если процентная ставка превышает уровень, за которым рентабельное использование банковских кредитов в реальном секторе становится невозможным, денежный мультипликатор снижается.».
↑ Анохов, 2010.
↑ Печоник, 2012, с. 19—23.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 281—286.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283—284.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 284.
↑ Тюменский имам. Закят и запрет ростовщичества - гарант от потрясений. islamnews.ru. Проверено 30 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ аль-Бакара 2:275
↑ Кямилев, 1987, с. 84.
↑ 1 2 Запрет ростовщичества в Торе, Евагелие и Коране - 23 Мая 2011 - Наш Мир - Казахстанская Республиканская Газета. nm2000.kz. Проверено 30 сентября 2011.
↑ Исх. 22:25
↑ Втор. 15:3
↑ Втор. 15:6
↑ Лев. 25:28
↑ Нуреев, 1987, с. 66—69.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 279.
↑ Лук. 6:30
↑ Лук. 6:34
↑ Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея евангелиста
↑ Святитель Василий Великий. Том 1. Беседы на Шестоднев. Беседы на псалмы. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков
↑ Бём-Баверк. Глава III, 2009, с. 286.
↑ Пушкин.
↑ Данте, Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78.
↑ Бальзак.
Литература
Wayne A.M. Visser, Alastair McIntosh A Short Review of the Historical Critique of Usury (англ.) // Accounting, Business & Financial History. — London: Routledge, 1998. — Июль (vol. 8, no. 2). — P. 175—189. — DOI:10.1080/095852098330503.
Нуреев Р. М. Ветхий завет: борьба с ростовщичеством и долговым рабством // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66—69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
Соболев М. Н. Ростовщичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Лекция 18. Потребительский выбор во времени РАЗДЕЛ 4. Из истории ростовщичества // 50 лекций по микроэкономике. — 2000. — ISBN 9785902402046.
Книга первая (А), глава III, 23 // трактат «Политика». — Москва: Мысль, 1983. — Т. 4. — (Аристотель. Сочинения В 4 т.).
Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. — ISBN 9785457541689.
Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. — ISBN 5-9692-0039-5.
Александр Изюмов. Жилецкие землевладения в 1632 году // Летопись Историко-родословного общества в Москве.. — 1912. — (Вып. 3 и 4.).
Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1907. — (Кн. 19. Отд. V.).
Иванов, Владимир Иванович. Бюджет Соловецкого монастыря в 1620/1621 годах // Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII веках: механизм становления крепостного права / Абышко Л. А.. — Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2007. — 600 с. — ISBN 978-5-903525-09-6.
Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз.
Ростиславов Дмитрий Иванович. Указ. соч..
Продолятченко П.А. ЧАСТНОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ РОСТОВЩИЧЕСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ. — Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам V I I Международной научно - практической конференции 3 1 января 2015 г.: в 10 ч. — Белгород: АГЕНТСТВО ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (АПНИ), 2015. — С. 124—136. — ISBN 978-5-9906141-8-.
Канторович Я. А. Основные идеи гражданского права. — Directmedia, 2013. — С. 54. — 308 с. — ISBN 9785445800798.
Рамзан Джаншанло ХРЕМАТИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА // НАУЧНО—ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «Вестник КазЭУ». — 2013. — Вып. 93. — № 3. — ISSN 2224-5561.
Ротбард М. Трёхстороннее вмешательство // Власть и рынок: Государство и экономика = Power and Market. Government and the Economy / Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. — Социум, 2010. — ISBN 978-5-91603-013-6.
Лукин Сергей Владимирович НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОГО НОРМАТИВНОГО УЧЕНИЯ О ПРОЦЕНТЕ // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). — 2008. — Вып. 28. — № 4.
Владимир Бурлачков Денежная мультипликация и сеньораж // Банковский весник. — 2008.
Анохов И.В. РОЛЬ РОСТОВЩИЧЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ // Журнал 'Известия Иркутской государственной экономической академии'. — 2010. — № 6.
Ольга Ивановна Печоник Принципы модернизации кредитных отношений в экономике знаний // Фінансовий простір Міжнародний науково-практичний журнал. — Київ: Університет банківської справи Національного банку України, 2012. — Вып. 5. — № 1. — С. 19—23.
Кямилев С. Х. и др. Социально-политические представления в Исламе. — М.: Институт востоковедения АН СССР, 1987. — С. 84. — 115 с.
Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 286. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
Пушкин, Александр Сергеевич. «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» // Полное собрание сочинений в десяти томах. — Т. 2. — С. 348.
Данте Алигьери. Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78 // Божественная комедия / перевод Михаила Лозинского.
Оноре де Бальзак. Гобсек, повесть / перевод Н.И. Немчиновой.
wikiredia.ru
Ростовщичество Википедия
Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современности ростовщичеством называют дачу средств в долг под необоснованно высокий процент[1][2] (по сравнению с обычной сложившейся практикой[значимость факта?]) или под залог вещей[3].
Законодательство Российской Федерации не определяет и не использует термин «Ростовщичество».
История
Ростовщичество было известно с древнейших времен даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея роста ссуды появилась из практики — например, когда взятого в ссуду теленка возвращали с естественным приростом[4].
Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель в трактате Политика описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли[5]. Экономике Аристотель противопоставлял Хрематистику, к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества[6].
Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян[7][8][9]. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков[4].
В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки.[10] Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб[11][12][13][14][15][16][17].
Ростовщичество и наука
В различной литературе понятие «ростовщичество» трактуется весьма неоднозначно. При этом часто используются неопределённые критерии (например, процент «непомерный», «завышенный», «чрезмерно высокий», «незаконный»). Некоторые авторы любое кредитование под проценты считают ростовщичеством[18].
По мнению ряда авторов, ростовщичество приводит к увеличению денежной массы, не обеспеченной товарами, поэтому кредитование под процент приводит к инфляции — ссудный процент по кредиту входит в стоимость товара и повышает его цену[19]. Законы об ограничении размера взимаемых процентов являются типичным примером ограничения договорной свободы в целях защиты интересов экономически слабых субъектов[20].
Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении кредитования. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого[21].
Другие авторы показывают отсутствие прямой связи между уровнями ссудного процента и инфляции. Анализируя эпоху Древнего Рима доктор экономических наук Сергей Владимирович Лукин отмечает, что несмотря на значительный размер ростовщического процента (30-50 % годовых) инфляция отсутствовала или была незначительной, что делало реальный ростовщический процент лишь немногим меньше номинального[22]. Доктор экономических наук Владимир Константинович Бурлачков считает, что максимум, на который могут поднять процентную ставку, зависит от рентабельности[23], то есть не процентная ставка формирует цену, а рентабельность формирует процентную ставку.
Несправедливость ростовщичества усматривают в том, что заёмщик не всегда точно знает о размере результата, который он получит при использовании кредитных средств, а кредитор изначально имеет гарантию возврата кредита и процентов через залог[24].
По мнению кандидата экономических наук Ольги Печоник, превышение уровнем процентной ставки уровня средней рентабельности в реальном секторе ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости[25].
Ростовщичество и религия
Богословскую литературу, осуждающую процент на капитал, можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества[26].
Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:
Высказывание епископа Коваррубиаса: «деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда»[27].
Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского: Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом.
Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“»[28].
Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех[29].
В исламе
В исламе ростовщичество (риба) однозначно осуждается[30]: «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство»[31]. Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах (Иран, Пакистан). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе либо с ограничением процентной ставки, «исключающей злоупотребления»[32].
В иудаизме
В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена[33]: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»[34]. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости»[35], «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»[36]. Тем не менее, указанные стихи впоследствии были интерпретированы авторитетными еврейскими мудрецами, — например, Маймонидом, — как дозволяющие взимать процент с неевреев в случае крайней нужды[33].
В христианстве
Христианство относительно ростовщичества во многом опирается на идеи из Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год[37]. Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу[38].
В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Хотя Бём-Баверк подобный запрет усматривал[39] в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»[40] … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?[41]», но в данных фразах речь идёт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества.
Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступает против ростовщичества, но и считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле»[42]. Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».
Также против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий. «Не „объемлют от терния грозды, или от репия смоквы“, и от роста — человеколюбия; „всяко бо злое древо плоды злы творит“», — говорит он[43]. Святой сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждет как ростовщика, так и того, кто берет у него в долг. Только если должника ждет «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе».
Христианская церковь в средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления[44]. Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.
Ростовщичество в искусстве
В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается, типичный образ ростовщика — немолодой алчный человек, весь смысл жизни которого заключён в стяжательстве.
В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.
А. С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:
Мой сын, сей казни смысл велик:Одно стяжание имев всегда в предмете,Жир должников своих сосал сей злой старикИ их безжалостно крутил на вашем свете.
— А.С.Пушкин, «И дале мы пошли — и страх обнял меня...», 1832 г.[45]
Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе седьмого круга, с висящими на их шеях кошельками. Гербы на кошельках указывали на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством[46].
В повести «Гобсек» французского писателя Оноре де Бальзака ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. По словам одного из главных героев,
В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.
— Бальзак, «Гобсек» [47]
Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.
См. также
Примечания
↑ Ростовщичество. Словарь по экономике и финансам
↑ usury Oxford University Press
↑ Ростовщичество. Большой юридический словарь
↑ 1 2 Тарасевич, 2000.
↑ Аристотель, 1983, с. 376—644.
↑ Приходько, Драгункина, 2015.
↑ ФиК, 2006, с. 324—325.
↑ Харитонович Д. Ростовщичество. Из истории ростовщичества (рус.). Лекции online. Проверено 9 июня 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
↑ Нечаев В. М., Яроцкий В. Г.,. Процент, в экономике и с юридической точки зрения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Ростовщичество в Древней Руси и Российской Империи.
↑ Ростиславов, с. 28.
↑ Дмитриев, 1984.
↑ Иванов, 2007, Таблица 62.
↑ Иванов, 2007, с. 530.
↑ Изюмов, 1912, с. 23.
↑ Nestor, 1907, с. 31.
↑ Под бременем церковного ростовщичества / История / Независимая газета.
↑ Продолятченко, 2015, с. 124—136.
↑ Джаншанло, 2013, с. 35.
↑ Канторович, 2013, с. 54.
↑ Ротбард, 2010.
↑ Лукин, 2008.
↑ Бурлачков, 2008: «Если процентная ставка превышает уровень, за которым рентабельное использование банковских кредитов в реальном секторе становится невозможным, денежный мультипликатор снижается.».
↑ Анохов, 2010.
↑ Печоник, 2012, с. 19—23.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 281—286.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283—284.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 284.
↑ Тюменский имам. Закят и запрет ростовщичества - гарант от потрясений. islamnews.ru. Проверено 30 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ аль-Бакара 2:275
↑ Кямилев, 1987, с. 84.
↑ 1 2 Запрет ростовщичества в Торе, Евагелие и Коране - 23 Мая 2011 - Наш Мир - Казахстанская Республиканская Газета. nm2000.kz. Проверено 30 сентября 2011.
↑ Исх. 22:25
↑ Втор. 15:3
↑ Втор. 15:6
↑ Лев. 25:28
↑ Нуреев, 1987, с. 66—69.
↑ Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 279.
↑ Лук. 6:30
↑ Лук. 6:34
↑ Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея евангелиста
↑ Святитель Василий Великий. Том 1. Беседы на Шестоднев. Беседы на псалмы. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков
↑ Бём-Баверк. Глава III, 2009, с. 286.
↑ Пушкин.
↑ Данте, Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78.
↑ Бальзак.
Литература
Wayne A.M. Visser, Alastair McIntosh A Short Review of the Historical Critique of Usury (англ.) // Accounting, Business & Financial History. — London: Routledge, 1998. — Июль (vol. 8, no. 2). — P. 175—189. — DOI:10.1080/095852098330503.
Нуреев Р. М. Ветхий завет: борьба с ростовщичеством и долговым рабством // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66—69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
Соболев М. Н. Ростовщичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Лекция 18. Потребительский выбор во времени РАЗДЕЛ 4. Из истории ростовщичества // 50 лекций по микроэкономике. — 2000. — ISBN 9785902402046.
Книга первая (А), глава III, 23 // трактат «Политика». — Москва: Мысль, 1983. — Т. 4. — (Аристотель. Сочинения В 4 т.).
Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. — ISBN 9785457541689.
Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. — ISBN 5-9692-0039-5.
Александр Изюмов. Жилецкие землевладения в 1632 году // Летопись Историко-родословного общества в Москве.. — 1912. — (Вып. 3 и 4.).
Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1907. — (Кн. 19. Отд. V.).
Иванов, Владимир Иванович. Бюджет Соловецкого монастыря в 1620/1621 годах // Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII веках: механизм становления крепостного права / Абышко Л. А.. — Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2007. — 600 с. — ISBN 978-5-903525-09-6.
Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз.
Ростиславов Дмитрий Иванович. Указ. соч..
Продолятченко П.А. ЧАСТНОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ РОСТОВЩИЧЕСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ. — Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам V I I Международной научно - практической конференции 3 1 января 2015 г.: в 10 ч. — Белгород: АГЕНТСТВО ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (АПНИ), 2015. — С. 124—136. — ISBN 978-5-9906141-8-.
Канторович Я. А. Основные идеи гражданского права. — Directmedia, 2013. — С. 54. — 308 с. — ISBN 9785445800798.
Рамзан Джаншанло ХРЕМАТИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА // НАУЧНО—ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «Вестник КазЭУ». — 2013. — Вып. 93. — № 3. — ISSN 2224-5561.
Ротбард М. Трёхстороннее вмешательство // Власть и рынок: Государство и экономика = Power and Market. Government and the Economy / Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. — Социум, 2010. — ISBN 978-5-91603-013-6.
Лукин Сергей Владимирович НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОГО НОРМАТИВНОГО УЧЕНИЯ О ПРОЦЕНТЕ // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). — 2008. — Вып. 28. — № 4.
Владимир Бурлачков Денежная мультипликация и сеньораж // Банковский весник. — 2008.
Анохов И.В. РОЛЬ РОСТОВЩИЧЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ // Журнал 'Известия Иркутской государственной экономической академии'. — 2010. — № 6.
Ольга Ивановна Печоник Принципы модернизации кредитных отношений в экономике знаний // Фінансовий простір Міжнародний науково-практичний журнал. — Київ: Університет банківської справи Національного банку України, 2012. — Вып. 5. — № 1. — С. 19—23.
Кямилев С. Х. и др. Социально-политические представления в Исламе. — М.: Институт востоковедения АН СССР, 1987. — С. 84. — 115 с.
Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 286. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.
Пушкин, Александр Сергеевич. «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» // Полное собрание сочинений в десяти томах. — Т. 2. — С. 348.
Данте Алигьери. Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78 // Божественная комедия / перевод Михаила Лозинского.
Оноре де Бальзак. Гобсек, повесть / перевод Н.И. Немчиновой.