Религия древних персов. Вопрос. Религия древних персов. Возникновение и распространение зороастризма.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зороастризм – вера огнепоклонников. Религия древних персов


IV. ПЕРСЫ. Мифы древнего мира

1. Мидийское царство при Астиаге.

Основателем индийского государства, как выше было упомянуто, явился Киаксар. Он простер свое владычество до Малой Азии и напал на царство лидийское, находившееся под властью одного из преемников Гигеса — Алиатта (625 — 568 г. до Р. X.). Шесть лет продолжалась война без решительного результата. Когда войска в очередной раз бросились друг на друга, наступило солнечное затмение, нагнавшее такой ужас на сражавшихся, что они прекратили битву и пожелали заключить мир. Мир был заключен, и границей между мидийским и лидийским государством стала река Галис. Чтобы еще более упрочить мир, Алиатт выдал свою дочь Ариенис за сына Киаксара — Астиага. Оба государя скрепили свою дружбу тем, что прокололи, по тогдашнему обычаю друг у друга руку и пили вытекшую из раны кровь. Последние годы царствования Киаксара прошли в глубоком мире. Он умер в 596 году. Когда Астиаг вступил на престол своего отца, Мидия простиралась от Иранской пустыни до восточного берега Галиса.

Астиаг вел чисто восточную, роскошную жизнь. Окруженный многочисленным двором, он не знал другого времяпрепровождения, как только охотиться в лесах, окружавших его дворцы или тянувшихся на границах пустыни. Воинственные наклонности были ему совершенно чужды, и народ его также начал отвыкать от военного дела. Так как Астиаг не имел наследника, то ему приходилось передать престол дочери своей Мандане или ее детям. Эта дочь была выдана замуж за одного из подданных ее отца, персидского князя Камбиза. От этого брака родился Кир, будущий основатель всемирной Персидской монархии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Раздел V Религия древних кельтов. Всеобщая история религий мира

Первое столкновение кельтов с Римской империей произошло в I в. до н. э. Более древняя история этого народа практически неизвестна, такой же таинственностью покрыта и их религия. В более же поздний период верования кельтов подверглись быстрому разложению, сначала под влиянием романизации, а затем – христианства.

Источниками изучения религии кельтов, во-первых, являются достаточно многочисленные археологические данные – памятники римского периода. Надписи, найденные в Британии и Галлии, доказывают использование латинизированных выражений при описании религии кельтов, что свидетельствует либо о частичном использовании кельтами языка и римских названий богов, либо о хорошем отношении к местной религии римских солдат.

Вторую группу источников составляют сочинения античных писателей, среди которых особенную ценность представляют «Записки о Галльской воине» Гая Юлия Цезаря. Особенности кельтских обычаев, упоминаемые римскими авторами, согласовываются с археологическими находками, но иногда могут быть поняты превратно. Так, например, когда Цезарь сообщает, что галлы (кельты) предпочитают всем богам Меркурия, воздавая при этом должные почести и Аполлону, Марсу и Юпитеру, ясно, что римский автор накладывает привычную схему на то, что ему непонятно.

Кельтские племена первоначально проживали, по-видимому, на территории современной немецкой земли Бавария. Но уже в конце I тыс. до н. э. они населяли значительную часть нынешней Западной Европы, в том числе Пиренейский полуостров, Британские острова и Таллию (современная Франция). Из племен, проживавших в Галлии, своим могуществом выделялись аллоброги, эдуи, гельветы, секваны, треверы. Римская власть покорила многие из этих племен и в разной степени ассимилировала их с римской культурой.

Во времена, описываемые в «Записках о Галльской войне» (середина I в. до н. э.), в Галлии вели борьбу за влияние два крупных племенных союза, один из которых возглавляли эдуи, а другой – секваны. У кельтов уже выделилась аристократия, которая и управляла жизнью племени. В целях укрепления своей власти и обогащения племенная верхушка вела почти постоянные войны.

Древние кельты в лагерной стоянке

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

«Ноу-хау» древних персов. Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций

«Ноу-хау» древних персов

Как недавно выяснили британские ученые, химическое оружие против своих врагов применяли еще древние персы. К такому сенсационному выводу археологи пришли, тщательно изучив руины античного города-крепости Дурра-Европос, что на востоке Сирии.

Персидская династия Сасанидов активно воевала с Римской империей в период с III по VII век н. э., часто применяя весьма жестокие и изощренные способы, позволяющие проникнуть внутрь древнеримских крепостей. В 256 году н. э. войска Сасанидов осадили считавшуюся неприступной древнеримскую крепость в городе Дурра-Европос на берегу Евфрата.

Для захвата города персы сделали подкоп под окружающую его крепостную стену. В свою очередь, римские солдаты, дабы воспрепятствовать их действиям, стали рыть свой ход. Однако персы оказались хитрее. Вместо того чтобы вступать в бой, они подожгли смолу и серу, в результате чего получился густой ядовитый газ, и, вероятно, с помощью мехов стали прокачивать воздух в сторону одиннадцатиметрового туннеля, где находились римские солдаты. Тела погибших римлян персы сложили одно на другое, создавая таким образом защитную баррикаду, а затем подожгли туннель.

Персы рассчитывали в результате подкопа обвалить крепостную стену и сторожевые башни. И хотя это им не удалось, город они в конце концов все же захватили. Впрочем, каким образом они вошли в Дурра-Европос, остается загадкой – подробности осады и штурма в исторических документах не сохранились. Затем персы покинули город, а его обитатели были либо убиты, либо угнаны в Персию. После того как Сасаниды одержали верх над римским гарнизоном, Дурра-Европос перестал играть важную стратегическую роль в этом месте. И со временем город был заброшен.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Зороастризм – вера огнепоклонников. Древние цивилизации

Зороастризм – вера огнепоклонников

«Ты считаешь себя мудрым, ты, гордый Заратустра! Так разгадай же загадку, ты, щелкун твердых орешков, – загадку, которую представляю я! Скажи: кто я!» Но когда Заратустра услыхал слова эти, как думаете вы, что случилось с душою его? Сострадание овладело им, и вдруг он упал ниц, как дуб, долго сопротивлявшийся многим дровосекам, тяжело, внезапно, пугая даже тех, кто хотел срубить его. Но вот он снова поднялся с земли, и лицо его сделалось суровым. «Я отлично узнаю тебя, – сказал он голосом, звучавшим, как медь, – ты убийца Бога! Пусти меня…» «Довольно скверно, – отвечал странник и тень, – ты прав; но что же делать! Старый Бог еще жив, о Заратустра, что бы ты ни говорил… Старый безобразный человек виноват во всем: он опять воскресил его… И хотя он говорит, что он его некогда убил, – смерть у богов всегда есть только предрассудок».

Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»

Особое значение в жизни ряда восточных народов играла и играет религия. Основатель государства Сасанидов Арташир говорил сыну Шапуру: «Знай, что вера и царствование – братья и не могут существовать друг без друга. Вера – это основа царства, и царство защищает веру». Фразу приводит арбский историк Масуди. Наступало время пророка Мухаммада и его преемников. Мир станет свидетелем триумфального шествия ислама, но не сразу.

Милость Божья струится во всем,

Все миры пронизала она.

Ты и мыслью, и оком признай:

Милость та непревзойдена…

Однако даже милость Аллаха не вечна… В исламе произошел раскол на суннитов и шиитов (661 г. н. э.). Шииты считали, что только специальный посланник Бога, имам, вправе возглавить умму (общество и государство). Шииты с тех пор дистанцировались от власти. Согласно их версии истории, миром правят узурпаторы власти, в то время как верные последователи Али (последний «праведный халиф», двоюродный брат и четвертый преемник пророка Мухаммада) от участи в делах уммы отстранены. Но настанет день, когда справедивость в истории восторжествует. Появится несправедливо отвергнутый имам (махди). Он-то и возглавит Иран.

Основатель зороастризма

Задолго до появления ислама в жизни иранских народов объявились миссионеры учения, получившего известность как зороастризм. Кто такой Зороастр? Это основатель древнего учения, возникшего в середине или конце II тысячелетия до н. э. (значительно раньше, чем сформировался монотеизм в Иудее), когда индоарийцы двинулись из степей через Среднюю Азию на юг, сокрушив ряд развитых цивилизаций. За ними во второй волне шли иранцы, занявшие Иранское нагорье. Среди волн индоариев были и предки славян. Даты жизни и место обитания Зороастра (Заратустры) точно установить нельзя. Одни называют местом его рождения Азербайджан, другие – районы Средней Азии (Древней Бактрии или Маргионы), третьи – «наш» русский Аркаим, культовый, производственный и оборонительный комплекс на Южном Урале (своего рода «оружейный путь» с севера на юг). Предполагают, что он был священнослужителем и жил между 1500 и 1200 годами до н. э. Сам он называл себя «сочинителем мантр» (т. е. экстатических изречений и заклинаний). Племя, к которому он принадлежал, называют еще «народом Авесты». У них не было письменности. Их наука состояла из изучения обрядов и положений веры и заучивания великих мантр, сложенных в отдаленные времена мудрецами и жрецами древнего народа.

Что касается более точного времени его жизни, обстоятельные сведения дает «Книга Арда-Вираза». Там сказано, что распространенная Зороастром религия сохранялась в чистоте в течение трехсот лет, пока не пришел Александр Македонский, убивший правителя Ирана и разрушивший его столицу и царство. Наряду с цифрой 300 в зороастрийской традиции фигурирует в том же значении цифра 258 лет, имеющая производный характер: 300 – 42 (возраст пророка, когда был обращен в его религию кави Виштаспа) = 258. Эта же цифра фигурирует у Бируни, Масуди и других. Конец 300?летнего периода приходится на гибель последнего царя-Ахеменида и его столицы Персеполя, то есть на 330 год до н. э. Как бы там ни было, очевидно одно: Зороастр жил и проповедовал по меньшей мере за 600 лет до рождения Христа, то есть Зороастр, живший 6000 лет назад, имел двойника, как считают, жившего во времена Платона.

У историков имеются существенные разночтения в отношении дат рождения и смерти Зороастра, времени принятия иранцами сей религии, как и ее взаимоотношений с религией Ахеменидов. Некоторые считают, что Зороастр жил в конце VII – первой половине VI века до н. э., то есть за 258 лет до Александра Македонского, или, возможно, чуть раньше – предположительно в VIII–VII веках до н. э. или между X–VII веками до н. э. Понятно, что такая неопределенность дает основание для бурных споров по поводу того, кто именно из иранских царей был (или не был) зороастрийцем.

Ахура-Мазда, вручающий символ царской власти шаху Арташиру

Зрелость иранцев наступала к 15 годам, когда юноша должен был усвоить знания, полученные им от разных учителей. Зороастр, как Будда и Христос, провел в скитаниях многие годы. Он видел, что на свете совершается масса несправедливости (убийства мирных людей, грабежи, угон скота, обман). Он преисполнился страстным желанием во что бы то ни стало добиться установления царства справедливости. Нравственный закон божеств-ахур должен быть единым для сильных и слабых, богатых и бедных. Все должны жить в равном довольстве и мире, если они ведут чистую и праведную жизнь. Так он решил – и в тридцать лет к нему пришло откровение. Почти возраст Христа. В пехлевийском сочинении «Задспрам» и в одной из Гат (Ясна 43) рассказывается, как это произошло. Направлявшемуся за водой по случаю весеннего празднества Зороастру явилось странное видение. Он узрел сияющее существо. Это существо ему открылось как Воху-Мана, то есть «Благой помысел» (вспомним христианскую «Благую весть»). Оно-то и привело Зороастра к Ахура-Мазде (Богу-отцу) и к другим божествам, излучающим свет. От них он получил откровение. Так Зороастр стал поклоняться Ахура-Мазде как владыке порядка, праведности и справедливости (аша). Он провозгласил Ахура-Мазду несотворенным богом, что существует вечно. Он – творец всего благого, творец мира в семь этапов (опять же вспомним семь дней божественного творения у христиан).

Естественно, доброму и справедливому богу – Ахура-Мазде должен был соответствовать злой дух, его злейший враг и соперник – Ангро-Манью («Злой дух»). Они – боги-близнецы, которые преследуют диаметрально противоположные цели во Вселенной. Один несет зло и ложь, другой – стремится к правде и справедливости (и сражается за них). Каждый человек в жизни вольно или невольно следует за тем или иным богом. Поэтому миры небесный и земной являются отражением непрерывной борьбы и вечного противоборства сил добра со злом. В конце концов Ахура-Мазда выиграет великую битву и уничтожит зло. В гимне «Авесты», священной книге зороастрийцев, сказано: «Вначале существовали два гения, наделенных различной деятельностью, добрый и злой дух, в мысли, в слове, в действии. Выбирайте между ними двумя: будьте добры, а не злы…» Каждый человек волен выбрать себе в наставники любого из этих двух гениев: гения лжи, делающего зло, или гения истины и святости. Всякий, кто выбирает первое, готовит себе печальную участь; кто принимает второе, чтит Ахура-Мазду, тот живет достойно и ему сопутствует удача в его делах. Ахура-Мазда – бог света, правды и созидания. Его полная противоположность и противник – демон тьмы, лжи и разрушения Ангро-Манью (Ахриман).

Ценность и уникальность религии древних персов в том, что зороастризм очищает человека, подобно священному огню… Он требует от него соблюдения норм высокой нравственности, внушая чувство ответственности за все то, что происходит вокруг нас. Именно для этого нужно учиться, соблюдать каноны веры, все требования закона. В этом случае тебя возьмет под свое покровительство Ахура-Мазда («Мудрый Господь»). Это не христианство, где Христос наравне приемлет праведную душу и разбойника-убийцу, высоконравственную личность и полностью погрязшего в грехе, опустившегося человека. Грешник ему чем-то даже дороже. Религия персов выше и чище. Знаменательно и то, что Зороастр порвал со старой аристократической и жреческой традицией, отводившей бедняку лишь подземное царство, так сказать божественный подвал. Он дал шанс и надежду на спасение в раю беднякам и пригрозил адом и карой сильным мира сего, если те будут вести себя гнусно, недостойно и несправедливо. Тезис вечной борьбы, борьбы не на жизнь, а на смерть с людскими пороками и социальной несправедливостью, конечно же, не мог вызвать восторга у властвующей элиты. В итоге проповеди Зороастра имели такой же результат среди его соплеменников, как и проповеди Христа среди иудеев (и даже еще более скромный). Он смог обратить в новую веру вначале лишь своего двоюродного брата.

Сасанидский храм с горящим перед ним огнем

Тогда он покинул свой народ и отправился к другим, к чужестранцам. Там, у царя Виштаспы и царицы Хутаосы, он нашел поддержку и понимание. Соседние царства, недовольные сменой религий, пошли на это царство войной. Но Виштаспа победил – и зороастризм утвердился. Таким образом, заслуга Зороастра в том, что ему удалось создать крепкую и сильную духом общину, объединенную светлым и ясным учением. Как отмечает М. Бойс, он «создал религиозную систему огромной силы и обеспечил новой вере способность сохраняться на протяжении тысячелетий». Одно время Зороастр мечтал о том, что его религия станет мировой. И хотя ему не довелось увидеть полного торжества своей религии, со временем та не только распространилась среди иранцев, но и некоторые ее положения были унаследованы пророком Мухаммадом и исламом. Греки, считавшие Зороастра великим магом, также испытали на себе обаяние огнепоклонников. Изящные алтари в столице Кира Пасаргадах были личными «огнями очага» царя персов. По преданию, Зороастр погиб уже в старости, насильственной смертью – якобы его заколол кинжалом жрец-язычник, завидовавший его славе.

В древнейшей религиозной традиции Заратуштра (авестийская форма имени Зороастра) предстает как жрец, точнее, по его собственным словам, zaotar, то есть профессиональный жрец, имеющий право приносить жертвы богам и совершать соответствующие обряды. Он же – сакральный поэт и провидец. Такие жрецы приглашались обычно в случае особой надобности для совершения ритуальных действий за специальное вознаграждение. Как и брахманы, они вели странствующий образ жизни. Зороастризм распространился в ареале между областью Самарканд и областью Балх (Средняя Азия). Указания на это имеются не у историков, а у поэтов. У Фирдоуси (точнее, у Дакики, стихи которого Фирдоуси включил в свою поэму) покровитель Заратуштры Гуштасп обитает в Балхе. То же говорят о Гуштаспе (Виштаспе), независимо от Фирдоуси и Дакики, Бируни, ал-Масуди и некоторые другие. Кстати говоря, и у римского историка Аммиана Марцеллина сказано о «бактрийце Зороастре». У ранних христианских авторов говорится о Зороастре, как основателе Бактрии, откуда новый закон распространился по всей земле.

Гробница персидского царя в Накш-и-Рустеме

Расцвет популярности зороастризма начался в VI веке до н. э., когда его учение принял Кир. Вопрос, были ли Кир и Камбис зороастрийцами, или же первым ахеменидским монархом, принявшим зороастризм, был Ксеркс или, быть может, Артаксеркс I (когда был введен «зороастрийский» календарь – в 441 г. до н. э.), сегодня имеют лишь теоретический интерес. Некоторые ученые, анализируя надпись Дария на рельефе Бехистунской скалы, обнаружили там терминологию, позволяющую распознать в ней цитаты из одной гаты Авесты, что дало им основание заявить о принадлежности царя Дария к зороастризму. Сведения античной литературы о Зороастре относятся лишь к последнему периоду существования Ахеменидской державы (390–375 гг. до н. э.) или чуть позже. Геродот, говоря о религиозных деятелях или мудрецах у других народов, ничего не упоминает о Зороастре в текстах о религии персов и магов. Об этом нет ничего у Ктесия, проведшего ряд лет в Иране и при дворе Ахеменидов, и у Ксенофонта в «Киропедии». Возможно, верования иранцев вначале были независимы от зороастризма. Но затем он очаровал и увлек страстную душу Востока.

Проблема интересует нас в том числе и в плане уточнения места нахождения царства, где зороастризм получил распространение. Похоже, что Зороастр мог находиться неподалеку от русско-скифского ареала. Образ Зороастра, жившего, по сведениям Плиния и других, за 6000 лет до Платона и за 5000 лет до Троянской войны, основателя древнейшей религии Откровения, конечно же, привлекает внимание ученых. Понятно, почему Ницше посвятил ему одну из своих известнейших вещей – «Так говорил Заратустра». Не был ли Заратустра, или Зороастр, в какой-то степени близок к скифам? Попытку ответить на сей вопрос предпринял российский ученый И. Пьянков в статье «Зороастр в истории Средней Азии».

Изображение Зороастра

Среди ученых получила распространение версия, согласно которой родина мудреца, а также царство царя (кави) Виштаспы, который оказывал ему покровительство и при дворе которого пророк получил признание, находились якобы в районе Хорезма. Странствия Зороастра соединяют два важных пункта – родину пророка и место его признания (то есть область Самарканда и область Балха). Большинство считает, что некогда в Хорезме существовало мощное царство, далеко выходившее за пределы Хорезмийского оазиса. Вариантом «хорезмийской» гипотезы можно считать «скифскую» гипотезу. В ней Зороастр предстал как первобытный жрец «доисторического» народа, жившего в Хорезме в неопределенной, доахеменидской древности. Оттуда он якобы бежал к соседним скифским племенам, нашел там поддержку у царя Виштаспы и основал первую зороастрийскую общину. Профессор М. Бойс (Лондон) считает, что Заратустра жил на юге Урала. Там же расположен «Большой курган» (возле Магнитогорска), где находится и предполагаемое место захоронения Заратустры. Индоарийские племена населяли эти регионы. Поэтому вовсе не фантастично выглядит гипотеза В. И. Абаева, считавшего, что «Зороастр был скифом».

Кааба Зороастра

Исследователи подчеркивают, что древние индоиранские арии не только называли себя «благородными», но и стремились проявлять благородство в словах, поступках и мыслях. Особенно почитали арии стремление к правде, справедливости и добру. Будучи осведомлены о наличии в человеке низменных и темных начал – злобы, корысти, зависти, лжи, – они не только осуждали их, но и всячески старались от них избавиться и избавить других.

Важнейшим средством для преодоления этой дуалистичности свойств человеческой души являются личностная свобода и воля… «Возможно, самой характерной чертой учения Зороастра является придание особого значения персональной вере, – писал английский религиовед Д. Хиннелс. – Все мужчины и женщины (а в зороастризме оба пола имеют одинаковые обязанности и равные права) несут персональную ответственность за выбор между добром и злом. И в будущем их будут судить лишь по тому, как они распорядились своей свободной волей».

Митра – индоиранский бог света, в виде Кроноса с головой льва

В зороастризме большим влиянием обладало слово. Как отмечают ученые, зороастрийцу была присуща абсолютная вера в действенную силу слов и молитв. Молитвами они очищали все благие творения, молитвами Заратустра изгонял демонов. В частности, исключительной силой обладала главная зороастрийская молитва ahuna-vairya, которую Ахура-Мазда, высшее божество иранского пантеона, произнес перед созданием физического мира. Этой молитвой Злой Дух был ввергнут в состояние оцепенения на три тысячи лет (Бундахишн). Слово является оружием против Злого Духа и демонов, которые во время чтения молитв не могут вредить благим существам. Интересно, что в учении само слово обладает огромной магической силой, не потому, что оно обращено к Богу, а само по себе. В то же время слово в зороастризме нуждается в серьезной защите от осквернения.

Когда в Иране распространился ислам (1300–1400 лет тому назад), несколько сот тысяч последователей старой, зороастрийской религии переселились в Индию. Они поселились на западном побережье, где их радушно встретили местные племена. Никто в их внутренние дела не вмешивался, и сами они никого не трогали. Тут они обрели вторую родину и стали называться парсами. Дж. Неру сказал о взаимовлиянии культур двух народов: «В Индии возникла целая архитектура, сочетавшая в себе индийские идеалы и персидские мотивы. Агра и Дели украсились величественными и прекрасными зданиями. О самом знаменитом из них, Тадж-Махале, французский ученый Груссе сказал, что это «душа Ирана, воплощенная в теле Индии». Не многие народы теснее связаны между собой происхождением и всем ходом истории, чем народ Индии и народ Ирана». Оба народа очень близки России.

Вообще между богами и героями древних народов существует удивительная связь. Они словно созданы по одной схеме, схожи культы богов и образы героев. Ученые отмечали, что в древнеиранской Авесте имеется полная параллель культу греческих героев и индийских риши. Дармстетер назвал сей список «гомеровским каталогом маздеизма». Сюда входят имена дозороастрийских героев, мифических царей, первых приверженцев и пропагандистов учения Зороастра, а также лиц, живших позднее. Пример тому бог Митра, бог добра, целью которого было поддержание спокойствия и согласия в обществе.

Имя его переводилось как «договор» и «согласие». Поддерживая равновесие в природе, он выступал своего рода посредником в споре основных божеств – Духа Добра Ормазда (Ормузда или Ахура-Мазды) и Духа Зла Ахримана. Как пишет М. Холл, «в то время как Ормузд и Ахриман сражались за человеческую душу и за первенство в Природе, Митра, Бог Разума, стоял как посредник между ними». Заметим также, что одно из центральных божеств митраистского пантеона – Леонтокефал, Эон или Deus aeternus, начиная со II века н. э., встречается в статуях и рельефах по всему ареалу распространения культа Митры, от Британии до Египта и от придунайских областей до Финикии. Их часто изображают рядом с Митрой. В труде М. Вермасерена собрано более 50 статуй, рельефов, бронзовых фигурок и фрагментов статуй Леонтокефала. Чаще всего это божество имеет, как и Митра, львиную голову, мужское тело и крылья, обычно четыре крыла. Вокруг тела обвивается большая змея, голова ее – на львиной голове божества.

Н. Рерих. Заратустра

Зороастризм в современном мире в немалой степени стал популярен благодаря книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». В ней восхваляется и превозносится так называемый сверхчеловек. Многие этому «сверхчеловеку» прикрепили ярлык «фашиста» и «белокурой бестии». Не виноваты ли в этом древние арийцы?! Возможно, у них были несколько преувеличенные представления о своем благородстве и о необходимости свято сохранять расовую чистоту среди народа. Но это почти буквально соответствует указаниям «Авесты»: «Кто смешивает семя (родичей) праведных с семенами нечестивых (чужеродцев), семя почитателей дэвов (демонов) с семенами (ариев), их отвергающих (тех следует сурово наказать. – Авт.). Об этом говорю я тебе, о Заратуштра, что их важнее убивать, чем извивающихся змей и крадущихся волков». Но видеть в зороастризме на этом основании лишь «учение крови», или «расизм» – значит уподобиться пьяному ослу, о котором пишет Фридрих Ницше в «Заратустре», и не увидеть того знамения, что пришло вместе с восходом Солнца, «глубоким оком счастья». Благодаря учению Заратустры пробудился даже «безобразный человек»: «Стоит жить на земле: один день, один праздник, проведенный с Заратустрой, научил меня любить (эту) землю». Так что огонь, заженный Заратустрой, вовсе не погас (как о том писал Фирдоуси в «Шахнаме»).

Иран внес заметный вклад в создание социальных и правовых институтов всей исламской цивилизации. Правда, законы персов оформились юридически довольно поздно, но в них четко прослеживается наличие строгой и стройной правовой системы. В иранском праве человек обретал самостоятельное лицо с момента рождения. В частности, в Судебнике (компиляции юридических норм), составленном Фарахвмартом, сыном Вахрама, современником Хосрова II Апарвеза (591–628), упоминаются распоряжения о передаче вещей, а также даются определения доли в наследстве, сделанные на случай рождения и смерти человека. Потеря правоспособности наступала лишь со смертью. Правами обладали лица обоего пола. Как и в других странах, полной и непременной правоспособностью обладал только свободный человек. Раб же выступал субъектом права лишь в ограниченных пределах. Наибольшим правом обладал мужчина, глава семьи. Полная дееспособность члена общества наступала с достижением совершеннолетия – 15 лет. Полнота право– и дееспособности зависела от его классового, семейного и гражданского статусов. Однако человек мог потерять правоспособность, если его осуждали за тяжкое преступление («смертная вина»). Причем, согласно предписаниям Авесты, персы не церемонились с преступниками, совершившими тяжкие преступления.

«Авеста» указывает на необходимость снести голову виновному в серьезном преступлении уже после первого пересмотра дела (не допуская второго пересмотра). Правда, к сасанидскому времени физическая смерть (казнь преступника) давно уже была заменена гражданской смертью. В отдельных случаях в отношении лиц, виновных в преступлениях против государства, такого рода экзекуции все же имели место. За гражданской смертью физического лица следовала конфискация всего его имущества (актива и пассива), полное лишение прав на участие его в жизни общества, включая запрет на отправление культа. Свои права тщательно охраняли не только государство и община, но и церковь. Так, с распространением манихейства, превратившегося в реальную силу, адепты этого учения жестоко преследовались официальной зороастрийской церковью и государством. Их приравняли к бесправным в правовом отношении. По всей стране распространили указ, по которому предписывалось конфисковывать в царскую казну имущество манихеев и учителей манихейства.

Учитель Мани

Здесь мы считаем необходимым сказать хотя бы несколько слов в защиту манихейства, учения, не понятого и не принятого в безжалостном мире… В III веке н. э. в Вавилонии, в семье иранца Паттиция родился будущий проповедник Мани (Ману). С первых шагов его стало очевидно, что ребенок исключительно талантлив. Словно некое божество, он уже с четырех лет отличался выдающимися способностями и умом. Мудрость многих народов была ему доступна. Вскоре он стал проявлять интерес к разным религиозным течениям (зороастризм, иудаизм, христианство, буддизм, даосизм). Ознакомившись с учениями, он понял, что пророки, святые, мудрецы, все учителя народов стремятся донести людям свет истины (Христос, Будда, Лао-Цзы и др). Мани никак не мог понять, почему же те, кто хотят людям добра, поделили народы в религиозном отношении, как мы сегодня говорим, на разные конфессии. Так, на его родине, в Иране, в яростном противоборстве находились последователи зурванизма и традиционного зороастризма. Мани предложил объединить религии, включив самые удачные их положения в общую религию, которая и получила наименование манихейство. Манихейство – это своего рода вселенский хор религий, состоящий из представителей разных стран и народов, дружно исполняющий общие песни на одном языке. Идея сама по себе удивительная и, как мы бы сказали, поистине космическая. Неудивительно, что ею увлекся даже властитель Персии, грозный Шапур. Однако священники, в частности глава иранской церкви Кирдэр, сторонник зороастризма, решительно воспротивились этой идее. В самом деле, если у всех будет одна религия, то как управлять людьми разных стран в условиях постоянных войн и противоборств?! Ведь нет ничего удобнее, чем подвигнуть темный люд к преследованию и убийству иноверца.

Манихейство как религия дружбы и братства народов (своего рода арийско-иранский интернационализм) и не могла быть встречена иначе как в штыки правящими элитами. Власти всегда были нужны жупелы, демоны страха, с помощью которых можно натравить народ на народ, касту на касту. Вспомним, как в Средние века для обозначения иноверцев хронисты Европы использовали определенную лексику, позволяющую четко отличать «своего» от «чужого»: мусульмане именовались «врагами Господа» (inimichi Domi-ni), «спутниками дьявола» (satellites Diaboli), «врагами Бога и святого христианства» (inimichi Dei et sanctae Christianitatas). В свою очередь, им резко противопоставлены праведники, христиане, достойные народы: «народ Божий» (populus Dei), «рыцари Христовы» (Christi milites), «паломники» (peregrini), «племя Христово» (gens Christiana), «сыны обетования» (filii adoptionis et promissionis), «народ христиан» (Christianorum populus) и т. д. и т. п. Точно так же не могли быть приняты капитализмом советский строй, коммунизм. Ничего в принципе не изменилось за пять тысяч лет истории так называемой цивилизации: из великих идей сделали фарс.

Золотой ритон (ахеменидский период)

Коренное население обозначалось этнонимом «er» – иранец (множ. число – «eran»), в отличие от «aner» – перс («не-иранец»). Первые в сасанидское время, а возможно и ранее, обозначались синонимом «зороастриец». Вторые превратились в синоним слова «незороастриец» («иноверец»). При этом иноверцами считались даже лица и иранского происхождения, но не исповедовавшие зороастризм. Против них осуществлялись гонения. Так, при Шапуре II (339–379) сорок лет продолжались преследования христиан.

Сасанидская печать «Вахудена-Шахпухра, анбаркпата Ирана»

И все же иранское право следует признать не лишенным демократических элементов. Скажем, в Судебнике отсутствует указание на ущербность прав иноверцев в частноправовых сделках с зороастрийцами. Правовая дискриминация касалась лишь административных аспектов. Переход зороастрийца в иную веру (вероотступничество), правда, преследовался, но в ограниченных пределах. Лица, исповедующие иудаизм или христианство (а число лиц иранского происхождения среди христиан Ирана было двольно значительным), входили в соответствующие религиозные общины, которые обладали собственными правовыми системами и автономией в области юрисдикции. Известными памятниками права иудейской и христианской общин сасанидского Ирана соответственно являются такие книги – Вавилонский Талмуд и Судебник Ишобохта.

Стоит сказать о наличии и других демократических элементов в сословном делении Ирана. Как известно, в Иране было четыре сословия – жрецы, воины, земледельцы и ремесленники, что имеет аналогию среди других индоевропейских народов. Интересно и то, что письменные свидетельства ахеменидского времени, включая греческие, не содержат указаний о сословном делении. Подобные сведения отсутствуют и в текстах, относящихся к парфянскому периоду, что довольно странно. Современные первым Сасанидам труды на греческом и латыни не упоминают ни одного из известных нам по «Авесте» сословий. О них говорится лишь в пехлевийских, армянских и греческих текстах V–VII веков. Хотя персидские и иные арабские тексты (Письмо Тансара, Завещание Ардашира, труд Джахиза «Книга короны» и др.), основанные на позднесасанидской традиции, говорят: в результате реформ Арташира Папакана в Иране все же была в дальнейшем восстановлена сословная структура.

Н. Рерих. Приказ Ригден-Джапо

О причинах такого умолчания или спорадичности появления упоминаний о сословиях Ирана авторы говорят крайне осторожно. Видимо, не упоминание сословного фактора объясняется рядом причин. Во-первых, падением роли древней сословной организации в связи с возникновением сильных государственных образований. Но момент этот сомнителен, ибо в других государствах сословное деление лишь укреплялось с усилением государства. Во-вторых, религиозные причины. В Иране религия, как нами уже отмечалось, всегда играла первостепенную роль. А поэтому в такой системе сословное деление может отступать перед ролью религиозной иерархии. В-третьих, и этот момент кажется нам наиболее существенным, Иран, включавший в себя ряд государственных образований (Элам, Мидия, Ахеменидская империя, греческие полисы), должен был столкнуться с многообразием и разнообразием форм (в том числе сословных), существовавших в разных странах. Завоевание огромных территорий, включение в состав империи разных народов, задачи удержания и управления этим обширным конгломератом различных языков, культур, норм, законов вынуждали Иран относиться крайне внимательно и осторожно к пестрой в этническом и религиозном отношении массе своих подданных. Тут персы тонко следуют совету великого врача древности – «Не навреди!» Вольно или невольно, но Иран был мудрым и во многом демократичным сувереном, несмотря на внешне деспотические формы правления. Это следует помнить нынешним политикам великой Евразии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Империя персов. 50 великих дат мировой истории

Империя персов

Чтобы понять истоки этих событий, нужно заглянуть в прошлое.

В середине VI в. до н. э. персы и мидийцы, говорившие на индоевропейских языках и населявшие плоскогорья Ирана, были объединены под властью «царя царей». На востоке они завоевали земли вплоть до Инда, на западе покорили Месопотамию, Сирию, Анатолию (сегодняшнюю Азиатскую Турцию), затем Финикию и Египет.

В 521 г. до н. э. Дарий I вводит ряд преобразований. Почтовая дорога со 111 станциями соединила Малую Азию с Персией. Арамейский язык семитской группы, на котором разговаривали в Сирии, становится государственным языком. В провинциях появляются представители царя — сатрапы. В отличие от многих предыдущих завоевателей персы относились с уважением к обычаям и культам. Но власть прежних правителей они заменили своей собственной.

Греческие города на побережье Малой Азии и на части островов Эгейского архипелага признали власть персидского «царя царей».

В 499 г. до н. э. греческий город Милет поднял восстание против персидского ига и втянул в него другие греческие города Малой Азии. Восстание подавлено. Однако «великий царь» не простил Афинам помощи восставшим. Он желает наказать Афины и покорить всю Грецию.

Персидский флот высаживает у Марафона экспедиционный корпус. Именно он потерпел поражение, о котором было рассказано выше.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс предпринял новый поход; это вторая «индийская война». На этот раз огромная сухопутная армия пересекает проливы и вторгается в Европу. Ее сопровождает флот.

Осознав опасность, греки объединились. Отряд спартанцев под командованием царя Леонида погиб в ущелье Фермопилы, пытаясь закрыть дорогу персам. Ценой тяжелых потерь персы победили.

Афины захвачены, но жители укрылись на соседних островах под защитой сильного флота, предусмотрительно созданного по инициативе Фемистокла.

В 480 г. до н. э. этот флот разгромил в Саламинском бою персидские морские силы. В следующем году в сухопутной битве при Платее персы были разбиты и вынуждены оставить Грецию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Персия. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних

Знаменитый географ Страбон подробно описал, как проходили древние религиозные ритуалы у персов. Он подчеркивал, что персы не строили храмы, а сооружали алтари и изображения богов на высоких холмах или горах, так как небо для них являлось обиталищем верховного божества, заимствованного у греков, Зевса. Вторым верховным божеством у персов было Солнце, называемое Митрой.

Святилища у персов назывались «периферии», это были обширные огороженные священные участки, в центре которых находился жертвенник с большим количеством пепла. На этом жертвеннике жрецы постоянно поддерживали огонь, почитаемый священным. Входя на территорию периферия, служители культа начинали ритуал с длительных магических заклинаний, держа перед огнем связку прутьев. Головным убором жрецов были особые войлочные тиары со свисающими длинными концами. Во время большинства ритуалов к жертвеннику выносили деревянные статуи божеств, чаще всего Анаита или Омана.

Богам в жертву приносились животные; перед началом ритуала на животных надевали венки из цветов. Колдун или жрец после молитвы резал убитое животное на части, после чего верующие забирали по куску мяса, не оставляя ничего богам. Персы считали, что божеству нужна только душа жертвы. Страбон писал также, что персы приносили разные жертвы стихиям огня и воды. Для ритуала огня они складывали сухие поленья без коры, поливали их бараньим жиром и зажигали снизу, выливая коровье масло. Если кто-то при совершении обряда дул в костер, его убивали на месте.

Особо персы почитали стихию воды. В реках персы не мылись и ни в коем случае никаким образом не загрязняли их. В определенные дни они приходили к озеру или ручью, выкапывали на берегу яму и клали в нее убитого жертвенного животного, стараясь, чтобы кровь не попала в воду. После этого верующие раскладывали в определенном порядке куски мяса на миртовых или лавровых ветвях и пели над ними гимны, а жрецы произносили молитвы. После всех ритуалов мясо животных жарилось и съедалось, запиваемое особым напитком из масла, молока и меда с добавлением трав.

Перед свадьбой богам приносились богатые дары. Кроме того, частью свадебного ритуала было поедание женихом яблока и верблюжьего мозга, приготовленного особым способом. Кроме этих яств, в день свадьбы жених ничего больше не ел, чтобы зачать здорового и красивого ребенка. Кстати, за многодетность цари ежегодно выдавали награды персидским мужчинам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Вопрос. Религия древних персов. Возникновение и распространение зороастризма.

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий. После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии.

В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами (Абу Ханифа, Абу Давуд, Хаким Нишапури, Газали, аль-Бухари, Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм, особенно укрепившийся в городах Кум, Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов, объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде.

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство, однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям.

Во время распространения зороастризма не было ни храмов, ни специальных книг, по которым бы люди молились. Религиозные обряды проводились под открытым небом, перед костром или огнём домашнего очага.

Позднее проповеди Заратуштры были записаны служителями культа — жрецами. Зороастрийские жрецы знали религиозные тексты наизусть произносили их по памяти. Спустя несколько веков после смерти Заратуштры все религиозные обряды, гимны и молитвы были записаны в книгу, ставшую священной для зороастрийцев — «Авесту», название которой переводится как «строго установленные законы».

Зачем же понадобилась новая религия?

До Заратуштры люди поклонялись силам природы. В начале 1 тысячелетия до н.э. возникла видимость объединения различных племён в борьбе с завоевателями. В своих проповедях Заратуштра как раз и призывал к единению, которое помогло бы противостоять завоевателям.

7 вопрос. Индская цивилизация (хараппская культура).

Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Раскопками обнаружены в большом количестве медные и бронзовые орудия, но изделия из железа не найдены даже в верхних слоях поселений культуры Хараппы. Медь и бронза в древнейшей Индии, так же как и в других странах, не могли полностью вытеснить камень, который продолжал широко использоваться для изготовления орудий труда, оружия, весовых гирь, сосудов и т.д. Раскопки показали, что жители поселений культуры Хараппы знали свинец, умели изготовлять изделия из золота и серебра, применяя при этом паяние.

Земледелие являлось одним из основных занятий населения и было относительно развитым. Как предполагают некоторые исследователи, при пахоте использовался лёгкий плуг с кремнёвым лемехом или соха — простое бревно с крепким суком, хотя мотыга ещё оставалась, вероятно, наиболее обычным земледельческим орудием. Из зерновых культур были известны пшеница, ячмень и, возможно, рис; из масличных — кунджут; из огородных — дыня; из плодовых деревьев — финиковая пальма. Древние индийцы использовали волокно окультуренного хлопчатника; вполне вероятно, что именно они первыми в мире стали выращивать его на своих полях.

Скотоводство. При раскопках были найдены кости овец, свиней, коз, кости лошади. Есть основания считать, что индийцы в это время умели уже приручать слонов. Немалую роль в хозяйстве играло рыболовство. Некоторым подспорьем продолжала оставаться охота.

Значительного развития достигло ремесло. Наряду с обработкой металлов получили развитие прядение и ткачество. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок; при раскопках в одном из поселений обнаружен обрывок хлопчатобумажной ткани. Высокоразвитым для того времени было гончарное дело. Ювелирные изделия из раскопок дают представление об искусстве древнеиндийских мастеров по обработке драгоценных металлов и изготовлению украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд находок позволяет считать относительно высоким искусство резчиков по камню и слоновой кости.

Наличие большого числа каменных гирь, показывают, что жители поселений культуры Хараппы поддерживали торговые связи с другими областями Индии и даже с другими странами, причём торговые пути проходили не только по суше, но и морем. Это способствовало и обмену достижениями культуры.

Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. Основные улицы городов — прямые и довольно широкие, с правильно расположенными домами — пересекались под прямым углом. Здания, обычно двухэтажные, с площадью иногда в сотни квадратных метров, были построены из обожжённого кирпича. Они были лишены архитектурных украшений, не имели окон, выходящих на улицу, но были относительно благоустроены, имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные сооружения.

Культура населения этих городских поселений достигла значительного развития. На это указывает, в частности, сравнительно высокий уровень изобразительного искусства и художественного ремесла. При раскопках найдены искусно сделанные статуэтки, изготовленные из глины, мягких пород камня и бронзы.

О религиозных воззрениях жителей долины Инда этого времени нам известно очень немного. Имеющиеся у нас материалы позволяют, однако, утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и наиболее распространённой из современных религий Индии — индуизмом существует определённая Связь. Существовали различные виды захоронений; в Хараппе при раскопках обнаружено кладбище, состоявшее из 57 могил. В Чанху-Даро найден сосуд с захороненным в нём черепом. Некоторые исследователи предполагают существование и обряда трупосожжения; возможно, что пепел во многих случаях бросали в реку, подобно тому, как это принято у современных индусов.

cyberpedia.su


Смотрите также