Древний индийский язык. Что значит "древнеиндийский язык"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеиндийский язык. Древний индийский язык


Древнеиндийский язык - это... Что такое Древнеиндийский язык?

Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер.

2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан. Один из ранних представителей индоевропейских языков, находящийся в ближайшем родстве с древнеиранскими языками (авестийским и древнеперсидским), составляя вместе с ними индоиранскую языковую общность.

Древнеиндийский язык представлен двумя литературными формами:

Практически ничего неизвестно о языковой раздробленности в древнеиндийский период. Известно, что ведийский язык сложился на основе диалектов района Пенджаба, а кодифицирование санскрита происходило уже в центральной Индии, в долине Ганга. Существовавшие, возможно, к этому времени другие древнеиндийские диалекты или языки были видимо вытеснены вторичным распространением центральных среднеиндийских диалектов, так как по данным лексикостатистики все континентальные индоарийские языки разделились на рубеже эр. Единственным исключением является сингальский (и сложившийся на его основе мальдивский), предок которого отделился от центральных диалектов на пять веков раньше.

Разговорные древнеиндийские диалекты развились в среднеиндийские языки еще во время позднего ведийского (поэтому т. н. пракритизмы встречаются уже в нём), что и послужило причиной необходимости кодифицирования санскрита.

В каком-то смысле древнеиндийские языки имеют два независимых продолжения: живые среднеиндийские языки, на основе которых сложились пракриты, пали и др., и санскрит, упорядочивший и законсервировавший в целом языковое состояние древнеиндийского периода. Санскрит ни в коей мере не предшествовал среднеиндийским языкам (ни хронологически, ни структурно), а сосуществовал с ними, параллельно развиваясь (в начале, а затем очень медленно, в основном лексически). Санскрит аналогичен латыни в средние века, церковнославянскому языку, бунго в Японии, вэньяню в Китае, классическому арабскому и некоторым другим.

Вообще, для индоарийских языков всех трех периодов (древнего, среднего и нового) принципиальным является следующее противопоставление 3 «типов» или уровней языков:

  1. Живая разговорная речь — присутствует во всех трех периодах, но только для новых индоарийских языков может быть адекватно изучена; разговорная речь предыдущих периодов может быть только частично восстановлена по данным литературных языков и редких надписей. Именно по этому уровню определяются хронологические границы периодов — то есть когда в речи произошли изменения, характерные для следующего периода, тогда он и наступил.
  2. «Обычные» литературные языки — наддиалектные литературные или поэтические языки (ведийский, пракриты и прочие литературные языки, кроме санскрита), представляют собой в той или иной степени обработанную разговорную речь, на которую они продолжают ориентироваться и опираться. В целом следуют хронологическим рамкам, заданным разговорной речью, но с некоторым запозданием или инерцией, что впрочем нормально для литературных языков. Этим объясняется наличие пракритизмов в ведийском — в разговорной речи уже произошли среднеиндийские изменения, а поэтический язык еще сохранял древнеиндийский строй.
  3. Санскрит — «сверхобработанный» литературный язык, в котором многие правила доведены до логического совершенства. Структурно представляет собой древнеиндийский язык, возник в среднеиндийский период, но в целом внехронологичен.

Типологическая характеристика

Контакты с пракритами привели, с одной стороны, к возникновению многих пракритизмов (в позднем ведийском и особенно в санскрите), с другой — к созданию гибридных вариантов на базе пракритских диалектов, подвергшихся сильному влиянию буддийского санскрита и джайнского санскрита.

Распространяясь в Индии, древнеиндийский язык усвоил ряд особенностей из языков субстрата (дравидийских и мунда).

Близким к древнеиндийскому считается язык митаннийских ариев, отражённый в ряде собственных имён, имён богов, коневодческих терминов в языках древних народов Северного Двуречья, прежде всего в хурритском.

Литература

  • Wackernagel J., Debrunner A. Altindische Gramatik. Gött., 1930—1957;
  • Renou L. Introduction générale. Nouvelle edition du texte paru en 1896 // Wackernagel J. Altindische Gramatik. Gött., 1957. Bd 1.

dikc.academic.ru

Древнеиндийский язык — WiKi

Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер. 2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан. Один из ранних представителей индоевропейских языков, находящийся в ближайшем родстве с древнеиранскими языками (авестийским и древнеперсидским), составляя вместе с ними индоиранскую языковую общность.

Древнеиндийский язык представлен двумя литературными формами:

Практически ничего неизвестно о языковой раздробленности в древнеиндийский период. Известно, что ведийский язык сложился на основе диалектов района Пенджаба, а кодифицирование санскрита происходило уже в центральной Индии, в долине Ганга. Существовавшие, возможно, к этому времени другие древнеиндийские диалекты или языки были видимо вытеснены вторичным распространением центральных среднеиндийских диалектов, так как по данным лексикостатистики все континентальные индоарийские языки разделились на рубеже эр. Единственным исключением является сингальский (и сложившийся на его основе мальдивский), предок которого отделился от центральных диалектов на пять веков раньше.

Разговорные древнеиндийские диалекты развились в среднеиндийские языки еще во время позднего ведийского (поэтому т. н. пракритизмы встречаются уже в нём), что и послужило причиной необходимости кодифицирования санскрита.

В каком-то смысле древнеиндийские языки имеют два независимых продолжения: живые среднеиндийские языки, на основе которых сложились пракриты (пали и др.), и санскрит, упорядочивший и законсервировавший в целом языковое состояние древнеиндийского периода. Санскрит ни в коей мере не предшествовал среднеиндийским языкам (ни хронологически, ни структурно), а сосуществовал с ними, параллельно развиваясь (в начале, а затем очень медленно, в основном лексически). Санскрит аналогичен латыни в средние века, церковнославянскому языку, бунго в Японии, вэньяню в Китае, классическому арабскому и некоторым другим.

Вообще, для индоарийских языков всех трех периодов (древнего, среднего и нового) принципиальным является следующее противопоставление 3 «типов» или уровней языков:

  1. Живая разговорная речь — присутствует во всех трех периодах, но только для новых индоарийских языков может быть адекватно изучена; разговорная речь предыдущих периодов может быть только частично восстановлена по данным литературных языков и редких надписей. Именно по этому уровню определяются хронологические границы периодов — то есть когда в речи произошли изменения, характерные для следующего периода, тогда он и наступил.
  2. «Обычные» литературные языки — наддиалектные литературные или поэтические языки (ведийский, пракриты и прочие литературные языки, кроме санскрита), представляют собой в той или иной степени обработанную разговорную речь, на которую они продолжают ориентироваться и опираться. В целом следуют хронологическим рамкам, заданным разговорной речью, но с некоторым запозданием или инерцией, что впрочем нормально для литературных языков. Этим объясняется наличие пракритизмов в ведийском — в разговорной речи уже произошли среднеиндийские изменения, а поэтический язык еще сохранял древнеиндийский строй.
  3. Санскрит — «сверхобработанный» литературный язык, в котором многие правила доведены до логического совершенства. Структурно представляет собой древнеиндийский язык, возник в среднеиндийский период, но в целом внехронологичен.

Контакты с пракритами привели, с одной стороны, к возникновению многих пракритизмов (в позднем ведийском и особенно в санскрите), с другой — к созданию гибридных вариантов на базе пракритских диалектов, подвергшихся сильному влиянию буддийского санскрита и джайнского санскрита.

Распространяясь в Индии, древнеиндийский язык усвоил ряд особенностей из языков субстрата (дравидийских и мунда).

Близким к древнеиндийскому считается язык митаннийских ариев, отражённый в ряде собственных имён, имён богов, коневодческих терминов в языках древних народов Северного Двуречья, прежде всего в хурритском.

ru-wiki.org

Индийский язык - это... Что такое Индийский язык?

Позднее свои варианты классификации были предложены Тёрнером (1960), Катре (1965), Нигамом (1972), Кардоной (1974).

Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь Материковая подветвь Центральная группа минимальный состав В разных классификациях может также включать вост. панджаби, вост. хинди, фиджийский хинди, бихари, всю западную и северную группы. Восточная группа Северо-западная группа
  • «Панджабская зона»
    • восточный панджаби (пенджаби) — близок хинди
    • лахнда (западный панджаби, ленди): сирайки, хиндко, кхетрани
    • гуджури (годжри)
    • догри
    • западный пахари
    • думаки
Западная группа
  • гуджарати
  • бхили
  • кхандеши
  • ахирани
  • паври
  • савраштра
  • раджастхани — близок хинди
  • ламбади
Юго-западная группа Северная группа (пахари) Западный пахари относится к северо-западной группе Цыганская группа Парья — в Гиссарской долине Таджикистана

В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди».

Периодизация

Древнеиндийские языки

Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях [эпическим (3—2 вв. до н. э.), эпиграфическим (первые века н. э.), классическим санскритом (расцвет в 4—5 вв. н. э.)].

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни).

Среднеиндийские языки

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

Ареальные связи

На западе и северо-западе граничат с иранскими (белуджский язык, пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке — с тибето-бирманскими языками, на востоке — с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге — с дравидийскими языками (телугу, каннада). В Индии в массив индоарийских языков вкраплены языковые островки других лингвистических групп (языков мунда, мон-кхмерских, дравидийские и др.).

См. также

Литература

  • Елизаренкова Т. Я. Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков. М., 1974.
  • Зограф Г. А. Морфологический строй новых индоарийских языков. М., 1976.
  • Зограф Г. А. Языки Индии. Пакистана. Цейлона и Непала, М.. 1960.
  • Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.
  • Чаттерджи С. К. Введение в индоарийское языкознание. М., 1977.
  • Языки Азии и Африки. Т. 1: Индоарийские языки. М., 1976.
  • Языки мира: Индоарийские языки древнего и среднего периодов. М., 2004.
  • Bailеу T. G. Studies in North Indian languages. L., 1938.
  • Beames, John. A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya, and Bangali. V. 1—3. London: Trübner, 1872—1879.
  • Bloch J. Indo-Aryan from the Vedas to modern times. P., 1965.
  • Cardona, George. The Indo-Aryan Languages // Encyclopedia Britannica, 15. 1974.
  • Chatterji, Suniti Kumar: The Origin and Development of Bengali Language. Calcutta, 1926.
  • Deshpande, Madhav. Sociolinguistic attitudes in India: An historical reconstruction. Ann Arbor: Karoma Publishers, 1979. ISBN 0-89720-007-1, ISBN 0-89720-008-X (pbk).
  • Erdosy, George. The Indo-Aryans of ancient South Asia: Language, material culture and ethnicity. Berlin: Walter de Gruyter, 1995. ISBN 3-11-014447-6.
  • Grierson, George A. Linguistic survey of India (LSI). Vol. I—XI. Calcutta, 1903-28. Reprint Delhi 1968.
  • Grierson, George A. On the Modern Indo-Aryan Vernaculars. Delhi, 1931-33.
  • Hoernle R. A comparative grammar of the Gaudian languages. L., 1880.
  • Jain, Dhanesh; Cardona, George. The Indo-Aryan languages. London: Routledge, 2003. ISBN 0-7007-1130-9.
  • Katre, S. M.: Some Problems of Historical Linguistics in Indo-Aryan. Poona 1965.
  • Kobayashi, Masato; Cardona, George. Historical phonology of old Indo-Aryan consonants. Tokyo: Research Institute for Languages and Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 2004. ISBN 4-87297-894-3.
  • Masica, Colin P. The Indo-Aryan languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. ISBN 0-521-23420-4.
  • Misra, Satya Swarup. The Old-Indo-Aryan, a historical & comparative grammar (Vols. 1-2). Varanasi: Ashutosh Prakashan Sansthan, 1991—1993.
  • Nigam, R.C.: Language Handbook on Mother Tongue in Census. New Delhi 1972.
  • Sen, Sukumar. Syntactic studies of Indo-Aryan languages. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Foreign Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 1995.
  • Turner, R.L.: Some Problems of Sound Change of Indo-Aryan. Poona 1960.
  • Vacek, Jaroslav. The sibilants in Old Indo-Aryan: A contribution to the history of a linguistic area. Prague: Charles University, 1976.
Словари
  • Turner R. L. A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962—69.

biograf.academic.ru

Древнеиндийский язык — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер. 2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан. Один из ранних представителей индоевропейских языков, находящийся в ближайшем родстве с древнеиранскими языками (авестийским и древнеперсидским), составляя вместе с ними индоиранскую языковую общность.

Древнеиндийский язык представлен двумя литературными формами:

Практически ничего неизвестно о языковой раздробленности в древнеиндийский период. Известно, что ведийский язык сложился на основе диалектов района Пенджаба, а кодифицирование санскрита происходило уже в центральной Индии, в долине Ганга. Существовавшие, возможно, к этому времени другие древнеиндийские диалекты или языки были видимо вытеснены вторичным распространением центральных среднеиндийских диалектов, так как по данным лексикостатистики все континентальные индоарийские языки разделились на рубеже эр. Единственным исключением является сингальский (и сложившийся на его основе мальдивский), предок которого отделился от центральных диалектов на пять веков раньше.

Разговорные древнеиндийские диалекты развились в среднеиндийские языки еще во время позднего ведийского (поэтому т. н. пракритизмы встречаются уже в нём), что и послужило причиной необходимости кодифицирования санскрита.

В каком-то смысле древнеиндийские языки имеют два независимых продолжения: живые среднеиндийские языки, на основе которых сложились пракриты, пали и др., и санскрит, упорядочивший и законсервировавший в целом языковое состояние древнеиндийского периода. Санскрит ни в коей мере не предшествовал среднеиндийским языкам (ни хронологически, ни структурно), а сосуществовал с ними, параллельно развиваясь (в начале, а затем очень медленно, в основном лексически). Санскрит аналогичен латыни в средние века, церковнославянскому языку, бунго в Японии, вэньяню в Китае, классическому арабскому и некоторым другим.

Вообще, для индоарийских языков всех трех периодов (древнего, среднего и нового) принципиальным является следующее противопоставление 3 «типов» или уровней языков:

  1. Живая разговорная речь — присутствует во всех трех периодах, но только для новых индоарийских языков может быть адекватно изучена; разговорная речь предыдущих периодов может быть только частично восстановлена по данным литературных языков и редких надписей. Именно по этому уровню определяются хронологические границы периодов — то есть когда в речи произошли изменения, характерные для следующего периода, тогда он и наступил.
  2. «Обычные» литературные языки — наддиалектные литературные или поэтические языки (ведийский, пракриты и прочие литературные языки, кроме санскрита), представляют собой в той или иной степени обработанную разговорную речь, на которую они продолжают ориентироваться и опираться. В целом следуют хронологическим рамкам, заданным разговорной речью, но с некоторым запозданием или инерцией, что впрочем нормально для литературных языков. Этим объясняется наличие пракритизмов в ведийском — в разговорной речи уже произошли среднеиндийские изменения, а поэтический язык еще сохранял древнеиндийский строй.
  3. Санскрит — «сверхобработанный» литературный язык, в котором многие правила доведены до логического совершенства. Структурно представляет собой древнеиндийский язык, возник в среднеиндийский период, но в целом внехронологичен.

Типологическая характеристика

Контакты с пракритами привели, с одной стороны, к возникновению многих пракритизмов (в позднем ведийском и особенно в санскрите), с другой — к созданию гибридных вариантов на базе пракритских диалектов, подвергшихся сильному влиянию буддийского санскрита и джайнского санскрита.

Распространяясь в Индии, древнеиндийский язык усвоил ряд особенностей из языков субстрата (дравидийских и мунда).

Близким к древнеиндийскому считается язык митаннийских ариев, отражённый в ряде собственных имён, имён богов, коневодческих терминов в языках древних народов Северного Двуречья, прежде всего в хурритском.

Напишите отзыв о статье "Древнеиндийский язык"

Литература

  • Wackernagel J., Debrunner A. Altindische Gramatik. — Gött., 1930—1957.
  • Renou L. Introduction générale. Nouvelle édition du texte paru en 1896 // Wackernagel J. Altindische Gramatik. — Gött., 1957. — Bd 1.

Отрывок, характеризующий Древнеиндийский язык

– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом. Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться. – Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе. Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей. Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале. Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п. Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его. Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить. Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.

wiki-org.ru

Санскрит язык - это... Что такое Санскрит язык?

Санскри́т (деванагари: संस्कृता वाक्, saṃskṛtā vāk?, «искусно созданный язык») — древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Возраст ранних памятников доходит до трёх с половиной тысяч лет.[1] Распространён в Северной Индии в качестве одного из языков наскальной эпиграфики[2] с I века до н. э.[3] Санскрит следует рассматривать не как язык какого-либо народа, но как язык определенной культуры, распространенный исключительно в среде социальной элиты, по крайней мере начиная со времен Античности.[4][5][6][7] Эта культура представлена, главным образом, индуистскими религиозными текстами, и так же как латынь и греческий язык на Западе, санскрит на Востоке в последующие века стал языком межкультурного общения, учёных и религиозных деятелей. И в настоящее время этот язык является одним из 22-х официальных языков Индии.[8] Грамматика санскрита чрезвычайно сложна и архаична, считается, что санскрит является одним из самых флективных языков мира. Лексика санскрита богата и стилистически многообразна.

Санскрит повлиял на развитие языков Индии (главным образом в лексике) и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави,[9][10]тибетский язык).[11][12][13] В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и религиозного культа, в узком кругу — как разговорный язык. Санскрит использовал разные типы письменности, восходящие к брахми: кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари, деванагари и другие (в настоящее время для санскрита используется только деванагари).[14] На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы.[15]

Изучение санскрита в Европе началось с конца XVIII века, в 1786 году его открыл для Европы Уильям Джонс[16] (до этого санскрит был описан французским иезуитом Кёрду в 1767 году и немецким миссионером Ханкследеном, но их работы были опубликованы уже после работ Уильяма Джонса). Знакомство с санскритом сыграло в начале XIX века решающую роль в создании сравнительно-исторического языкознания.[17]

Название

Характерное для брахманов произношение, где слог ri часто ставится на месте древнего слогового гласного звука ṛ, послужило прообразом ставшего теперь традиционным для Европы произношения слова «санскрит». Значение древнеиндийского saṃskṛtā до сих пор еще вполне точно не установлено; часто его толкуют как «составленный (искусственный), украшенный, священный, образованный (в смысле культурном)» язык. Наиболее же распространённое толкование — «священный, сакральный язык».

Само же название «санскрит» достаточно недавнее, в течение многих веков этот язык называли просто वाच (vāc)? или शब्द (śabda)? «слово, язык», расценивая его в качестве единственной возможности для ведения речи. Несколько метафорических наименований, таких как गीर्वांअभाषा (gīrvāṇabhāṣā)? «язык богов» указывают на его исключительно религиозный характер.

История

Санскрит принадлежит к индо-европейской языковой семье и индо-иранской ее ветви.[18] Санскрит оказал глубокое влияние на языки северной Индии, такие как хинди, урду, бенгали, маратхи, кашмирский язык, пенджаби, непальский и даже цыганский языки.[19][20]

Внутри обширной индо-европейской языковой семьи санскрит подвергся тем же звуковым изменениям, что и все остальные языки группы satem (эти изменения в особенности хорошо прослеживаются также у балтийских, славянских, древнегреческого и армянского языков), хотя индоиранские языки разделяют также ряд характерных общих черт с фракийским и албанским языками.[21] Для того, чтобы дать объяснение общим чертам, присущим санскриту и другим индоевропейским языкам, многие учёные придерживаются теории миграции, утверждая, что исконные носители языка-предка санскрита пришли в современные Индию и Пакистан с севера-запада приблизительно в начале II тысячелетия до н. э. Доказательства данной теории включают в себя близкое родство индо-иранских языков с балтийскими и славянскими языками,[22] наличие у них языковых заимствований из неиндоевропейских финно-угорских языков,[23] а также наличие общих выявленных индоевропейских слов для обозначения флоры и фауны. Менее многочисленная часть учёных и довольно большое число индийских исследователей придерживаются противоположной точки зрения и считают, что носители древней формы индо-иранского языка являлись автохтонным населением Индии, связывая их с создателями Харапской цивилизации.[24]

Первое значение термина «санскрит» — «древний индо-арийский язык», материнский язык, давший рождение множеству диалектов и параллельно существовавшим со своим родственным древнеиранским языком (подветвь который включает в себя по крайней мере два выявленных языка — авестийский и древнеперсидский), от которого он лишь незначительно отличался.[25] Изучение многих индийских или среднеиндо-арийских языков приводит к вопросу о существовании в Античности на севере Индии параллельно с санскритом по крайней мере еще одного индо-арийского языка, который предположительно мог передать современному языку хинди часть своего словаря и своего фонетического состава, унаследованного им от общего с санскритом источника, но не присутствующих в санскрите. Если же не так, то можно говорить о языковых уровнях (присущим определенным социальным слоям, например касте торговцев).

Судя по обнаруженным в стране хеттов документам, составленных еще на одном индо-европейском языке (хеттском), имеющих несколько индо-арийских слов[26] — существительные (термины коневодства), а также имена собственные (теонимы), возможно определить, что на некоторой форме индо-арийского языка разговаривали в западной Азии еще в XIV в. до н. э.[27][28] Однако на свидетельства об индианизации Малой Азии в эпоху Бронзового века, многие лингвисты отвечают, что в этом случае речь идет не о «староиндийском» языке или, как его еще называют «древнем индо-арийском», а о некой форме индо-иранского языка, употребляемой на определенном культурном уровне или в качестве языка религиозных церемоний, который был близок к доведическому санскриту. Другими словами, распространению древнеиндийского языка могла благоприятствовать определенная социо-культурная группа, говорящая на общем индо-иранском языке, состоящая из торговцев и конных наемников (т. н. «марияну»), работающих с лазуритом ювелиров, которая присутствовала не только в Месопотамии, но и в Египте и в Средней Азии, где она смешалась с ассирийскими торговцами, также как и с хурритами, спустившимися с предгорий Кавказа к Сирии и Киликии (империя Митанни на территории северной Сирии, государство лувитов Киццуватна в Киликии).

Ведический санскрит

Ведический санскрит или язык Вед представляет собой язык нескольких памятников древнеиндийской литературы, включающих сборники гимнов, жертвенных формул («Риг-веда», «Сама-веда», «Яджур-веда», «Атхарва-веда») и религиозных трактатов (Упанишады). Большая часть этих произведений написана на т. н. «средневедийском» и «нововедийском языках», за исключением «Риг-веды», язык которой может рассматриваться как самая древняя форма ведического санскрита. Язык Вед отстоит от классического санскрита примерно на такой же промежуток времени, как и греческий язык эпохи Гомера отстоит от классического древнегреческого языка. Древнеиндийский лингвист Панини (около V века до н. э.) считал ведический и классический санскрит разными языками. И сейчас многие учёные рассматривают ведический (наиболее древний) и классический санскрит как разные диалекты. Но в целом эти языки очень схожи. Считается, что классический санскрит произошёл от ведического.

Из ведических памятников самым древним признана «Риг-веда», последним — Упанишады. Чрезвычайно трудно датировать саму «Риг-веду», а следовательно, и начало действительной истории ведийского языка: священные тексты в самую раннюю эпоху своего существования произносились вслух и заучивались наизусть (что делается и в настоящее время). Сейчас лингвисты выделяют множество исторических страт в ведийском языке (по крайней мере две или три), исходя из грамматики, теонимов и стилистических особенностей текстов. Девять первых книг «Риг-веды» можно условно назвать написанными на «древневедийском языке».

Недавние исследования хараппских печатей позволяют без сомнения говорить о том, что наиболее древние части «Риг-веды» были написаны около 3900 года до н. э. ещё до расцвета цивилизации долины Инда, произошедшем в 2500 году до н. э. Так, Веды содержат описания различных затмений, которые возможно точно датировать, а первые книги Вед совсем не упоминают о металле, а о лошади говорится как о жертвенном животном. Этот архаичный и почти неупорядоченный язык является одним из наиболее близких к общему индо-европейскому праязыку, за исключением лишь анатолийских языков (главным образом хеттского и лувийского), что является особо ценным фактом для лингвистики, которая может подвергнуть анализу весь объем его текстов, его грамматику и весь его словарь и хотя не сохранилось ни одного письменного свидетельства эпохи создания Вед, учёные уверены, что устная передача их текстов вполне достоверна. Тексты Вед использовались в многочисленных религиозных церемониях и ритуалах, и правильное произнесение их текстов рассматривалось как наиболее важная и действенная составляющая всего религиозного культа.

Эпический санскрит

Эпический санскрит является переходной формой от ведического к классическому. Данная форма санскрита является более поздней формой ведического санскрита, прошедшей некоторую языковую эволюцию (например, на данном развитии языка отмечают исчезновение субъюнктива). Эпический санскрит является предклассической формой санскрита и употреблялся около V или IV вв. до н. э. Для данной формы санскрита можно было бы подобрать определение «поздневедийский язык». Считается, что именно исходная форма этого санскрита являлась тем языком, который Панини, без сомнения являвшийся первым лингвистом Античности (хотя его структуралистский подход мог быть и плодом более древнего наследия), описал грамматически и фонологически в своей точно составленной и непревзойденной по формализму работе. Структурно трактат Панини под названием «Аштадхьяйи» является полным аналогом современных подобных же лингвистических работ, для чего современной науке пришлось пройти тысячелетия своего развития. В самом же трактате Панини стремится описать язык, на котором говорил он сам, в то же время употребляя и ведические обороты, не упоминая при этом, что они уже являются архаическими. Именно в эту эпоху санскрит начинает подвергаться упорядочению и нормализации. На эпическом санскрите написаны такие известные произведения, как «Рамаяна» и «Махабхарата».

Отклонения языка эпоса от изложенного в работе Панини языка общепринято объяснять не тем, что он был создан до Панини, а «инновациями», произошедшими под влиянием пракритов. Традиционные санскритские учёные называют такие отклонения «ārṣa?» (आर्ष) — произошедшими от риши, как традиционно называли древних авторов. В некотором смысле, эпос содержит больше «пракритизмов» (заимствований из общеупотребительного языка), чем собственно классический санскрит. Также и буддистский гибридный санскрит являлся литературным языком эпохи средневековой Индии, имевшим своей основой ранние буддистские тексты, написанные на пракрите, который впоследствии постепенно в большей или меньшей степени был ассимилирован классическим санскритом.

Появление пракритов

В Викисловаре есть статья «санскрит»

dic.academic.ru

Что значит древнеиндийский язык - Значения слов

язык древнейшего арийского населения Индии. Д. я. принадлежит к числу ранних представителей индоевропейской семьи языков (её восточной ветви). Родствен древнеиранским языкам (авестийскому и древнеперсидскому). Арийские носители Д. я. начали вторгаться в северо-западную Индию (видимо, с середины 2-го тысячелетия до н. э.), а затем частично и в южную Индию. При этом Д. я. заимствовал ряд элементов автохтонных языков (дравидских, мунда). Принято различать в Д. я. 2 основных периода ≈ ведийский и санскритский. Наиболее ранние памятники Д. я. ≈ собрание священных гимнов Ригведа и др. собрания ведийских текстов (см. Веды ). На Д. я. возникла и развилась огромная литература религиозно-философского, научного, юридического содержания, а также были созданы выдающиеся памятники прозы, драмы, лирики. Д. я. в форме санскрита получил распространение в ряде стран Юго-Восточной Азии, в Центральной Азии. Он достаточно широко используется в Индии как язык религии, философии, науки, являясь одновременно источником обогащения современных индо-арийских и дравидийских языков.

Язык ранних ведийских текстов отличается от санскрита меньшей унифицированностью и нормативностью, обилием вариантов, более богатой системой глагольных форм, архаизмами в склонении, спряжении, синтаксисе и лексике; но фонетические черты ведийского языка и санскрита обнаруживают большое сходство. Санскрит, как язык «обработанный» и нормализованный в трудах древнеиндийских грамматиков, характеризуется устранением многих архаизмов и исключений, упрощением системы категорий и парадигм. Особенно унифицирован классический санскрит, в меньшей степени ≈ эпический санскрит. Несомненно, существовали и другие древнеиндийские диалекты, не получившие отражения в текстах. О них можно судить по тем среднеиндийским языкам, которые явились результатом эволюции этих диалектов. Исследования Д. я. были основным стимулом к созданию в начале 19 в. сравнительно-исторического метода в языкознании и сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков.

Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Санскрит, М., 1960; Бюлер Г., Руководство к элементарному курсу санскритского языка, пер. со шведск., 2 изд., Львов, 1960; Renou L., Grammaire sanscrite, v. 1≈2, P., 1930; его же, Grammaire de la langue védique, P., 1952; его же, Histoire de la langue sanscrite, Lyon≈P., 1956; Wackernagel J., Debrunner A., Altindische Grammatik, Bd 1≈3, Gött., 1930≈57; Edgerton F., Buddhist hybrid Sanskrit. Grammar and dictionary, v. 1≈2, New Haven, 1953; Böhtlingk O., Sanskrit-Wörterbuch, Bd 1≈7, St. Petersburg, 1855≈75; Mayrhofer M., Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch des Altindischen, Bd 1≈3, Hdlb., 1953≈68.

В. Н. Топоров.

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Древнеиндийский язык - это... Что такое Древнеиндийский язык?

Древнеиндийский язык (древнеиндийские языки) — язык древних ариев, появившихся в Северо-Западной Индии в сер.

2-го тыс. до н. э., и распространившийся по северной и центральной части п-ова Индостан. Один из ранних представителей индоевропейских языков, находящийся в ближайшем родстве с древнеиранскими языками (авестийским и древнеперсидским), составляя вместе с ними индоиранскую языковую общность.

Древнеиндийский язык представлен двумя литературными формами:

Практически ничего неизвестно о языковой раздробленности в древнеиндийский период. Известно, что ведийский язык сложился на основе диалектов района Пенджаба, а кодифицирование санскрита происходило уже в центральной Индии, в долине Ганга. Существовавшие, возможно, к этому времени другие древнеиндийские диалекты или языки были видимо вытеснены вторичным распространением центральных среднеиндийских диалектов, так как по данным лексикостатистики все континентальные индоарийские языки разделились на рубеже эр. Единственным исключением является сингальский (и сложившийся на его основе мальдивский), предок которого отделился от центральных диалектов на пять веков раньше.

Разговорные древнеиндийские диалекты развились в среднеиндийские языки еще во время позднего ведийского (поэтому т. н. пракритизмы встречаются уже в нём), что и послужило причиной необходимости кодифицирования санскрита.

В каком-то смысле древнеиндийские языки имеют два независимых продолжения: живые среднеиндийские языки, на основе которых сложились пракриты, пали и др., и санскрит, упорядочивший и законсервировавший в целом языковое состояние древнеиндийского периода. Санскрит ни в коей мере не предшествовал среднеиндийским языкам (ни хронологически, ни структурно), а сосуществовал с ними, параллельно развиваясь (в начале, а затем очень медленно, в основном лексически). Санскрит аналогичен латыни в средние века, церковнославянскому языку, бунго в Японии, вэньяню в Китае, классическому арабскому и некоторым другим.

Вообще, для индоарийских языков всех трех периодов (древнего, среднего и нового) принципиальным является следующее противопоставление 3 «типов» или уровней языков:

  1. Живая разговорная речь — присутствует во всех трех периодах, но только для новых индоарийских языков может быть адекватно изучена; разговорная речь предыдущих периодов может быть только частично восстановлена по данным литературных языков и редких надписей. Именно по этому уровню определяются хронологические границы периодов — то есть когда в речи произошли изменения, характерные для следующего периода, тогда он и наступил.
  2. «Обычные» литературные языки — наддиалектные литературные или поэтические языки (ведийский, пракриты и прочие литературные языки, кроме санскрита), представляют собой в той или иной степени обработанную разговорную речь, на которую они продолжают ориентироваться и опираться. В целом следуют хронологическим рамкам, заданным разговорной речью, но с некоторым запозданием или инерцией, что впрочем нормально для литературных языков. Этим объясняется наличие пракритизмов в ведийском — в разговорной речи уже произошли среднеиндийские изменения, а поэтический язык еще сохранял древнеиндийский строй.
  3. Санскрит — «сверхобработанный» литературный язык, в котором многие правила доведены до логического совершенства. Структурно представляет собой древнеиндийский язык, возник в среднеиндийский период, но в целом внехронологичен.

Типологическая характеристика

Контакты с пракритами привели, с одной стороны, к возникновению многих пракритизмов (в позднем ведийском и особенно в санскрите), с другой — к созданию гибридных вариантов на базе пракритских диалектов, подвергшихся сильному влиянию буддийского санскрита и джайнского санскрита.

Распространяясь в Индии, древнеиндийский язык усвоил ряд особенностей из языков субстрата (дравидийских и мунда).

Близким к древнеиндийскому считается язык митаннийских ариев, отражённый в ряде собственных имён, имён богов, коневодческих терминов в языках древних народов Северного Двуречья, прежде всего в хурритском.

Литература

  • Wackernagel J., Debrunner A. Altindische Gramatik. Gött., 1930—1957;
  • Renou L. Introduction générale. Nouvelle edition du texte paru en 1896 // Wackernagel J. Altindische Gramatik. Gött., 1957. Bd 1.

dic.academic.ru


Смотрите также