6. Предфилософия Древней Греции: основные социо-культурные характеристики. Предфилософия древней греции
Предфилософия древних греков
Количество просмотров публикации Предфилософия древних греков - 393
(Гомер, Гесиод и ʼʼсемь мудрецовʼʼ)
Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а затем к упадку и гибели. В связи с этим в ее становлении выделяют три периода. Первый - предфилософия, когда закладываются основы для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения. Второй период вошел в историю как классический. Это время возникновения, созревания и расцвета древнегреческой философской мысли. Данный временной отрезок подразделяется на раннюю (натурфилософия), среднюю (софисты и Сократ) и высокую классику (Платон и Аристотель). И, наконец, третий период связан с кризисом древнегреческого общества. Это - эпоха эллинизма и латинской философии Рима (конец IV в. до н.э. - начало VI в. н.э.).
У истоков эллинской мудрости стоит полулегендарный поэт Гомер (XII в. до н.э.). Мир его поэм был упорядочен путем распределения сфер влияния между великими богами: Зевсу отводился яркий свет небес (эфир), Аиду - туманный мрак подземелья, Посейдону - водные просторы; Землю олицетворяла Гея как мать всех живых существ, в т.ч. и людей.
Гомеровский эпос еще насквозь пропитан мифологическими представлениями. Почти все природные и многие из социальных явлений имеют здесь сверхъестественную ипостась. Но Океан как первоначало всего уже в значительной степени демифологизирован и представлен в виде реки, опоясывающей сушу. Олимпийские боги находятся в отношениях кровного родства. Им не чужды во многом людские страсти и пороки (зависть, коварство, лицемерие). При этом от смертных людей они отличаются вечной молодостью и бессмертием. Жизнь представителей рода человеческого трудна и полна невзгод, ибо полностью зависит от произвола богов. И все же если последних еще можно как-то умилостивить, то этого нельзя сделать в отношении Судьбы, которая могущественнее самих богов. По этой причине ей подчиняются не только жалкие и ничтожные люди, но и сами небожители.
Гомер один из первых заговорил о мудрости, которую он рассматривал как знание о неведомом, как дар богов. Мудрец, в его представлении, тот, кто ведает о прошлом, настоящем и будущем, ибо он располагает сведениями о первоначале и о том, как из него все возникает. В случае если искать зачатки философии в гомеровском эпосе, то их можно усмотреть в деантропоморфизации Судьбы (Ананке), в ориентации на первоначало, уже в значительной мере утратившее свои мифологические черты и представшее в виде стихии, в прославлении мудрости.
В отличие от полулегендарного Гомера, беотийский поэт Гесиод (VII в. до н.э.) вполне историческая личность. И если первый еще во многом воспроизводит культуру мифа, то второй уже осуществляет ее анализ. Гесиод известен как автор двух поэм. Одна из них - ʼʼТеогонияʼʼ - занята поиском первоначала всего сущего. Она является гимном славы Зевсу, каждая победа которого направлена на разумное устройство мира. Взяв на себя верховную власть, сын Крона ведет мироздание к порядку и свету. Другая поэма, получившая название ʼʼТруды и дниʼʼ, посвящена повседневным нуждам людей. Здесь поэт повествует о конфликте с собственным братом, который, промотав свою долю наследства, неправедным путем отсудил у него часть имущества. Этот случай из личной жизни заставляет Гесиода смотреть на историю рода человеческого весьма пессимистически. С его точки зрения, человечество развивается по нисходящей линии - от совершенного порядка до хаотического состояния и полного развала. Сравнивая между собой пять поколений людей, сменявших на протяжении истории друг друга, поэт отмечал, что люди золотого века (первого поколения) ʼʼжили как боги, не зная горя и трудовʼʼ. Потом наступил серебряный век, который сменили поочередно век медный и век героев. Что касается ʼʼжелезного векаʼʼ, современником которого считает себя Гесиод, то здесь людям ʼʼот зла избавленья не будетʼʼ, ʼʼправду заменит кулакʼʼ, ʼʼгде сила, там будет и правоʼʼ.
Исторический пессимизм Гесиода - мироощущение древнего грека в условиях распада общины, когда в патриархальную жизнь вторгаются экономические отношения купли-продажи, когда старая система ценностей утрачивает свое значение, когда сущее и должное оказываются рассогласованными. В поисках разрешения этого противоречия поэт из Беотии выходит на подлинно философскую проблему меры. ʼʼМеру во всем соблюдайʼʼ, - провозглашает он. И в связи с этим безмерность трактуется им как зло, а умеренность - как благо.
Итак, в VII веке до н.э. греческое общество испытывает серьезный кризис, который продолжается и в последующем столетии. Это был период смут, внутренних конфликтов, которые в нравственном и религиозном плане воспринимались греками как покушение на сам миропорядок и устоявшуюся систему ценностей. Следствием этого кризиса в области права и общественной жизни явились реформы, к которым оказались причастными так называемые ʼʼмудрецыʼʼ. По традиции количество последних всегда равнялось семи (отсюда термин ʼʼсемь мудрецовʼʼ), хотя на самом деле их было больше, потому что в разные списки вносились различные имена; но среди них наиболее часто встречаются Фалес, Биант, Питтак, Солон, Клеобул, Периандр, Эпиминид. Их мудрость (София) имела своим предметом уже не мир природы, а мир людей. Круг интересующих ее вопросов следующий: какие противоборствующие силы действуют в обществе? как установить между ними гармонию? как умерить их с тем, чтобы состояние конфликта сменилось состоянием порядка? Мудрецы - это в основном законодатели и правители, интеллектуальные усилия которых были направлены на то, чтобы наметить рамки новой греческой морали и выработать ее фундаментальные понятия. Так возникает мысль светского характера, ставящая своей задачей дать рациональное объяснение человеческого мира.
Свои мысли мудрецы излагали в афоризмах, или гномах, которые можно разделить на три вида. Первый - касался нравственных проблем. В основу здесь ставился один общий принцип соблюдения меры, нашедший выражение уже в упомянутом афоризме Гесиода. Вслед за ним мудрецы утверждали: ʼʼНичего сверх мерыʼʼ (Солон), ʼʼМера - наилучшееʼʼ (Клеобул). Второй вид гном - это больше, чем нравственные указания. Сюда, прежде всего, относится гнома ʼʼПознай самого себяʼʼ. Она имеет не только нравственный, но и мировоззренческий смысл. И, наконец, третий вид гном - гномы Фалеса; они наполнены уже глубоким философским смыслом:
ʼʼБольше всего пространство, потому что оно все в себе содержитʼʼ.
ʼʼБыстрее всего ум, потому что он все мгновенно обегаетʼʼ.
ʼʼМудрее всего время, потому что оно все открываетʼʼ.
Предфилософия Древней Греции завершается формированием убеждения, что мудрость как высший идеал знаний, без которых человеческая жизнь не должна быть полноценной, приобретается собственными усилиями человека. И источником ее является не вера, а познание, полученное с помощью разума. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на место оракульского прорицания, господствовавшего в рамках культуры мифа, приходит самостоятельное размышление человека о мире и своей судьбе.
referatwork.ru
6. Предфилософия Древней Греции: основные социо-культурные характеристики.
Рефлексия-обращение сознания само на себя (я мыслю-рефлексия). Соц-эконом предпосылки: к 7в до н.э происходит переход от века бронзы к веку железа. Греция становиться промышленным и коммерческим государством. Начинается расслоение общества. Завершается переход от бесклассового общества к классовому. Аристократическая форма провления смещаются на республиканские. Завершается переод великого переселения народов дорийцев. Появление территорий объединений полисов(город- госдарств). Важные показатели: семейное право, земельное, право собственности, гражданское. Система ценностей закреплена в полисах(быть гражданином полиса почетно). Арета- стремление к почету и славе. Теоретические предпосылки. Космологизм- мировоззрение др.грека в котором человек и мир представляют собой единое целое. Весь ок.мир для грека фьюзис.
7. Философия досократиков: Милетская школа. Пифагорейская школа. Гераклит. Эмпедокл.
Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Фалес поставил вопрос об архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир разнокачественен.
Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон–неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Первоисточник- это некое первовещество(апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.
Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила,и, наоборот, твердые вещества–земля,камни–есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощущать и т.д.–это более понятно.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы) и развитие здесь философии прекратилось.
Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).
Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-ективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.
Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего
studfiles.net
ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - Направления - Философия - Античная философия
Античная предфилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической.
Гомер
В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а внутри бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н. э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское (начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества. "Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания - была шагом назад по сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос - преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. подробнее
Гесиод
Если Гомер полулегендарен, то Гесиод - историческая личность. Его произведения - плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив). Его отец бежал туда из малоазийской Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет "нерадостной", отец поэта стал земледельцем. Сам Гесиод - крестьянин с типичной мелкособственнической психологией. подробнее
Орфики
Начало орфизма связано с именем Орфея - олицетворения могущества искусства. Орфики - последователи религиозного учения, основателем которого считался Орфей. Однако по иронии судьбы орфизм - культ Диониса, правда, не традиционного, а орфического. Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь традиционного Диониса. подробнее
Ферекид
К орфической космотеогонии примыкает мировоззрение Ферекида. Его мифология - плод сознательного мифотворчества. Родина Ферекида - небольшой остров Сирос, расположенный неподалеку от Делоса - центра общегреческого культа Аполлона. Ферекид жил то ли в середине 7 в. до н. э., то ли в начале 6 в. до н. э. подробнее
«Семь мудрецов»
Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. подробнее
www.openreality.ru
6. Предфилософия Древней Греции: основные социо-культурные характеристики.
Рефлексия-обращение сознания само на себя (я мыслю-рефлексия). Соц-эконом предпосылки: к 7в до н.э происходит переход от века бронзы к веку железа. Греция становиться промышленным и коммерческим государством. Начинается расслоение общества. Завершается переход от бесклассового общества к классовому. Аристократическая форма провления смещаются на республиканские. Завершается переод великого переселения народов дорийцев. Появление территорий объединений полисов(город- госдарств). Важные показатели: семейное право, земельное, право собственности, гражданское. Система ценностей закреплена в полисах(быть гражданином полиса почетно). Арета- стремление к почету и славе. Теоретические предпосылки. Космологизм- мировоззрение др.грека в котором человек и мир представляют собой единое целое. Весь ок.мир для грека фьюзис.
7. Философия досократиков: Милетская школа. Пифагорейская школа. Гераклит. Эмпедокл.
Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Фалес поставил вопрос об архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир разнокачественен.
Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон–неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Первоисточник- это некое первовещество(апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.
Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила,и, наоборот, твердые вещества–земля,камни–есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощущать и т.д.–это более понятно.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы) и развитие здесь философии прекратилось.
Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).
Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-ективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.
Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ. соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего
studfiles.net
1. Становление философии Древней Греции. Философия Древней Греции
Похожие главы из других работ:
Джайнизм, буддизм, брахманизм
Становление философского сознания в древней Индии
Своеобразная история народов Индии, особенности ее социального устройства, нашедшие отражение в существовании каст, вызвали специфическое развитие философских и общественно-политических взглядов у этих народов...
Закон как философская категория
1.1 В древней китайской философии
Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали...
История эстетической мысли от древних времен до античности
2. Эстетические учения в Древней Греции
Древние греки имели оживленные связи с Востоком. Нет ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая философия, эстетика...
Натурфилософия Древней Греции
1. Особенности философии Древней Греции
Основой древнегреческой философии явились: мифология, предфилософия, протонаука, учение орфиков, лирическая поэзия...
Основные направления античной философии
1. Борьба диалектиков и метафизиков в Древней Греции
Можно классифицировать школы ранних греческих философов по разному. Деление на диалектиков и метафизиков очень условно и предполагает современное понимание терминов. Оно не отражает все глубины противоречий древней философии...
Понятие любви в философии
2. Образы любви в Древней Греции
Что думает человек о любви? Ценит ли он свое тело? Воспринимает его как священный сосуд или как вместилище мерзких вожделений? Ощущает ли он универсальность Эроса или знает только одну его грань? Например...
Представления о морали, политике и праве в древнегреческой философии
1. Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции
Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения...
Представления о морали, политике и праве в древнегреческой философии
2.Исторические особенности формирования и основные этапы политико-правовых воззрений Древней Греции
На территории Пелопонесского полуострова в нач. I тыс. до н.э. возникли государства в виде полисов (города - государства)...
Проблема взаимосвязи и демаркации религии и философии
Глава 1. Взаимоотношения философии и религии в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия появилась, когда религия уже существовала и являлась неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это обусловило то, что философия хотя порой и скептически относилась к интерпретации божественного...
Соотношение философии и мировоззрения. Проблема бытия в философии Древней Греции
2. Проблема бытия в философии Древней Греции
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т.е. близкие по значению. Философия использовала термины «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того...
Становление философии
4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Высокий уровень развития древнегреческого общества и его культуры объясняется многими факторами. Удобное географическое положение обеспечивало возможности установления морских связей с близкими и дальними странами (Египет, Индия)...
Сходства и отличия философии и религии
Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и на Древнем Востоке
Философия появилась, когда религия уже существовала и являлась неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это обусловило то, что философия хотя порой и скептически относилась к интерпретации божественного...
Философия в античном мире
1. Возникновение и первоначальное развитие материализма в Древней Греции. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен
Греческая философия возникла в 7 - 6 вв. до н.э., в период развития и укрепления рабовладельческого строя, когда общество разделилось на рабовладельцев и рабов, богатых и бедных, полноправных и бесправных...
Философские концепции права в античной культуре
Глава 1. Правовые учения Древней Греции
...
Характеристика античной философии
3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций)
Античность - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникает философия...
fil.bobrodobro.ru
Билет 2. Предфилософия Древней Греции. Мифология и философия
Поиск Лекций
Существует три основных взгляда на происхождение философии в Древней Греции:
1) Мифогенная концепция – космогония (происхождение мира) в философии произошел из древнегреческой мифологии, так как боги из мифов символизируют природные начала
2) Гносеогенна концепция происхождения философии – философия как и мифология появляется из протознания.
3) Гносеомифогенная концепция – в мифологии мы встречаемся с метафизическими вопросами, а протознание – источник этических норм в философии
Мифология. Систематизаторами древнегреческой религии выступили Гомер («Илиада» - спор Агамемнона и «Одиссея» - похождения царя Итаки) и Гесиод. Если Гомер – полулегендарная фигура, то Гесиод - реальное лицо. Гесиод жил в 8-7 вв до н э. Он автор поэм «Теогония» и «Труды и дни», посвященной брату Гесиода Персу.
Гомер считает, что отцом всего является Океан, а мать – Тефия. Океан не управляет миром.
У Гесиода мы читаем, что вначале был Хаос. Хаос – зияние, бездна. Независимо от Хаоса возникает Гея, Эрос (любовь) и Тартар. Хаос рождает Эос и Ньюкти (день и ночь),которые рождают эфир и гемер. Гемеры рождают мойр: Клофо, Лахезис и Антропу.
Гея родила Урана (небо), Понта (море) и нимф. Затем, разделив ложе с Ураном: 12 титанов (Океан, Коя и Фебу, Гипериона и Тею, Иопета и Фемиду, Мнемосину, Крона и Рею, Тефию и Напета), сторуких (Котт, Бриарей и Гиес) и киклопов.
Гиперион и Тея рождают Гелиос (солнце), Эос (утренняя заря) и Селену (луна).
Иопет и Фемида рождают Прометея, Эпиметея и Атланта
Крон оскопил Урана. «Небо теперь бесплодно». Уран сослан в Тартар, пока Уран летел, он предрек Крону смерть от своих сыновей. Крон съел: Гестию, Аида, Посейдона, Геру, Деметру. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.
Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар.
Зевс нанес Крону удар и Крон ушел в прошлое, тогда из него вышли дети, сделавшись олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).
Титаномай – простершие руку.
Атлант не перешел на сторону Зевса.
Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину, и из его головы вышла Афина. _______________________________________________________________________
Одна из версий происхождения людей принадлежит Платону. По его теории, люди появляются при Зевсе, когда он поручает Прометею и Эпиметею создать живые существа на земле. Эпиметей создает прекрасный и гармоничный мир существ, в котором лишь люди оказываются обделенными и обреченными на смерть. Увидев этот недостаток, Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. За этот поступок Прометей был наказан богами: прикован к скале, на которую каждый день прилетал орел клевать печень Прометея, - но Геракл освободил Прометея.
В наказание людям Зевс приказал Гефесту создать первую женщину – Пандору (пан - всё). Пандора стала женой Эпиметея, который рассказал ей про ларец, который нельзя открывать. В отсутствии Эпиметея Пандора открыла ларец, выпустив неисчислимые беды и оставив на дне надежду.
Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди, и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Их Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах, у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену медным людям пришли герои, такие как Персей, Геракл, Одиссей, Тесей, Орфей, Ахиллес, Герои были истреблены в ходе Троянской войны.
Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон.
Гесиод верит, что железный век кончиться и все вернется на круге своя.
Аид – это царство мертвых, которым правит Аид. Оно находится недалеко под землей и в него легко можно спуститься (Орфей, Тесей). Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.
В Аиде течет пять рек: мрачная и ужасная река страданий Стикс, река забвения Лета, Флегетон, Ахерон и река плача Кокитос. Гидра с 50 пастями сторожит ворота в Тартар из Аида. Выход из царства мертвых охраняет трехглавый пес Цербер.
Сизиф, однажды улизнувший из мира мертвых, бесконечно катит в гору камень, который всякий раз скатывается вниз, не достигнув вершины. Тантал стоит покалено в воде, но не может утолить жажду, он видит над собой виноград, но не может дотянуться до него; лишь мучимый жаждой и голодом он вечно страдает в Аиде.
Орфизм. Еще одним источником древнегреческой мудрости является орфизм. Это мистическое учение связано с мифическим певцом и поэтом Орфеем.
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств. Один из героев орфизма – Лин, обучавший Геракла игре на кифаре. Однажды он побил Геракла, и Геракл нанес Лину смертельный удар кифарой. Лин считает, что было время, когда все вещи были вместе и каждая вещь была частью Целого. Наступит время, когда снова всё будет одно. И так по кругу из чего следует, что бытие неуничтожимо. Боги произошли из хаоса.
Первоначалом в орфизме служит первовода. Из воды рождается Геракл – двуглавый дракон Время, Адростея (неизбежность), Земля, Небо и Крон.
Во время царства Зевса говорится, что Зевс вступает в брак с Деметрой – богиня плодородия, которая рождает Персифону. Аид похищает Персифону, когда та собирает цветы на лугу. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом. Но Зевс вступает в брак и с Песифоной, и рождается Дионис. Законная жена Зевса Гера насылает титанов на Диониса, и они его раздирают. Зевс находит сердце Диониса, вступает в брак с земной Селеной и Дионис родился вновь.
Дионис изпепеляет титанов и из пепла рождаются люди. Сома есть семо.
Царь Мидас хотел знать истину, которую можно найти у Диониса. Он гонялся за Силеном – спутником Диониса, и поймал его. Силен научил Мидаса, что «не родиться есть высшее счастье для человека, а самое ближайшее к нему (счастию) – как можно скорее умереть».
Житейская мудрость. Наконец, источником предфилософского знания послужила житейская мудрость, выражавшаяся в гномах семи мудрецов.
Фалес Милетский (640 – 545 гг. до н.э): «Старше всего – бог, ибо он вечен. Прекраснее всего – мир, ибо в нем все согласовано и стройно. Больше всего пространство, ибо в нем мир, а в мире все остальное. Разумнее всего время, ибо оно всему учит. Неотъемленнее всего – надежда, ибо она есть у тех, у кого больше ничего нет. Полезнее всего – добродетель, вреднее всего – порок. Сильнее всего – неизбежность, ибо она над всем властвует. Легче всего мера, ибо без нее даже удовольствие бывает в тягость. Мудрее всего Бог, ибо он не рожден. Быстрее всего мысль, ибо она все оббегает» и «Ни за кого не ручайся»
Хелон Спартанский: «Познай самого себя» (Nosce te ipsum) – изречение на вратах Дельфийского храма
Афинскому законодателю Солону принадлежат гномы: «мера есть наилучшее» (изречение на вратах Дельфийского храма), «главное в жизни - конец», «ничего сверх меры». А также советы в государственном управлении, например, когда Солона просили, почему он не издает закон об отцеубийцах, Солон ответил: «Чтобы он не потребовался».
Поэт Питтак Метиленский учил: «Трудно стать хорошим», «Что тебя возмущает в ближнем, не делай сам».
Общественный деятель Биант Приенский высказывал: «Худших везде большинство»
Тирану Клеобулу Линдскому принадлежит известный гном «Мера превыше всего»
Тирану Периандру Коринфскому – изречение «Сдерживай свой гнев».
poisk-ru.ru
04 Античная философия
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
Выделяют следующие периоды:
Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков,стоиков;
Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов:
Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.
Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.
Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.
Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.
Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.
Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.
Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.
Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.
И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти — не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.
Но и в области философии Платон и Аристотель — не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.
Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.
Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).
Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).
Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.
В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений — материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.
В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.