Религия древних народов. 2.2. Ранние этнические религии. Религии древних народов Передней Азии и Ирана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

религии древних народов. Религия древних народов


2.2. Ранние этнические религии. Религии древних народов Передней Азии и Ирана

 

На протяжении многих тысяч лет человечество развивалось очень медленно. Медленно развивалась не только материальная, но и духовная культура, в частности религиозные верования.

Существует мнение, что такое замедление развития человечества есть результат господства магии.

Магия давала с одной стороны иллюзию возможность влиять на материальный мир, покорять силы природы, но с другой стороны проводило к страха осилить положение вещей некой изменением в традиционном образе жизни, который вступил сакрального смысла, превращая повседневная жизнь в священнодействие.

Первые крупные миграции племен, которые несли с собой другой тип хозяйства, новые элементы мировоззрения, культуры взрывали традиционный застывший образ жизни. Именно вследствие этого утверджувались условия для возникновения крупных цивилизаций.

Одной из первых таких цивилизаций был древний Египетского.

Религия Египта состояла во время усвоения долины реки Нил и образования единого государства. Она вобрала в себя много племенных религий и религиозных верований, имела много элементов ранних форм религии и главное магии.

В IV-III в. до н.э. древнеегипетские государства - номи слились в единое государство во главе с обожествленным правителем - фараоном. Но разные номи хранили своих архаичных богов - тотемов, которые со временем превратились из родовых в территориальных: овцу, корову, шакала, павиана, крокодила, кошку, коршуна, водяную лилию, змею, пчелу. Иероглифы, которые означали четыре последних тотемы стали символы объединенного Египта. Позже на основе тотемов развились боги сверхъестественные с элементами священных животных. Богиня Бастет изображалась с головой кошки, - Тот с головой ибиса, Анібус - с головой собаки, Гор с головой сокола, Собек - крокодила и др.

Некоторые племенные боги со временем превратились в обще-египетских. Одним из древнейших таких богов был Гор - сокол который превратился в бога солнца. Позже главным богом Египта стал бог Птица, еще позже Ра (Атон), а со временем место Ра занял бог Амон (Ра). Другие боги утратили свое значение главных богов и получали новые функции. Так, бог Тот (ибис) стал покровителем ученых и писцов, Анібус (пес) - богом загробного царства, Сохмет (львица) - богиней войны и т.д.

Одних богов связывали с солнцем (Амон, Гор, Атум, Осирис, Собек и др.) других с луной (Тот, Исида), небом (Хатор, Нут), землей (Мин, Гэб).

Одним из древнейших и сложных в Єгипті был земледельческий культ. Божествами плодородия в Єгипті были разные боги, но главным был Осирис. Он изображался с растительными атрибутами. Египтяне каждый год праздновали смерть и воскресение Осириса. В этих образах Осирис олицетворял хлеб. Согласно мифу он был убит своим братом Сетом, тело его было розрубано на куски и разбросаны по всем частям страны. Сестра-жена Осириса богиня Исида собрала куски тела бога и родила от него сына - бога Гора, который убил Сета и воскресил своего отца. Этот миф олицетворял посеянное и проросшее зерно. Культ Осириса и особенно Изиды, был чрезвычайно распространен не только в Єгипті, но и в Средиземноморье.

Но главным государственным богом был, начиная с 5-й династии (2700 г. до н.э.), бог солнца Ра (Амон). С 5-й династии фараонов співвідносились с сыном солнечного бога Ра, им поклонялись как символы богатства и процветания государства, носителям высшей божественной силы.

Фараон выполнял наиболее важные ритуалы и проводя первую борозду, он будто оплодотворял нильскую долину от имени богов.

Большую роль в государственном и религиозной жизни играли жрецы которые совмещали функции жрецов и администрации. Они держали под своим контролем все области общественной жизни и были носителями тайного сакрального знания.

На некоторых этапах истории Египта они даже влияли на фараонов. Но больше всего религиозные представления Египтян раскрылись в погребальном культе. О чем свидетельствуют пирамиды, усыпальницы фараонов и жрецов, "город мертвых" и “книги мертвых”.

Сначала первых фараонов хоронили в небольших усеченных пирамидах, а с 3-й династии - в великих пирамидах. Тело умершего бальзамировали превращали на мумии. Наиболее величественными пирамиды были за 4-й династии.

Согласно египетским верованиям умирает только тело человека, но живут его имя (рен), душа (ба), которая улетает из тела в виде птицы на небо, и двойник человека, который занимает главное место в религиозных загробным представлениях. Ка связан с телом покойного и может погибнуть от потери тела, или может быть уничтожено загробними чудовищами. Поэтому нужно было сохранить как можно дольше тело и защитить его (ка) магическими формулами и др. Египтянам сведению представление о суд над душами умерших. Судьей был Осирис и его помощниками были боги номов, а также Тот, Анібус и адская тварь, которая съедает души осужденных. Все эти представления были описаны в “Книге мертвых”, которая состояла из около 180 разделов. В этой книге отчетливо прослеживается идея ответственности за земную жизнь.

Но были распространены также воображения о возможности спасти свою душу благодаря магии. Магические действия вообще преобладали над моральными в религии древних египтян. Магические действия характерны и для медицины, о чем свидетельствует так называемый "Папирус Эберса", и для повседневной жизни. Очень распространены были различные заклинания и амулеты.

Со временем религия египтян подвергалась влиянию других религий, распространялись культы других богов (ливийская Нейт, финикийские Ваал, Астарта и другие). То есть египетская религия приобретает все больше черт религиозного синкретизма.

Религии народов Месопотамии.

В отличие от Египта где очень рано сложились централизованные государства в Междуречье существовало много государств, которые сменяли друг друга. (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон).

Вследствие этого там не сложился культ, обожания царей (фактически они имели прерогативы першосвященника). Постепенно с родоплеменных богов, которые имели преимущественно антропоморфный характер (следы тотемизма здесь прослеживаются не ярко) формируется главный пантеон. К нему принадлежали: Ану (небо), Еа (человека-рыбы) и Енліль (дух, ветер, тень).

В Вавилоне главное место в пантеоне занял Мардук. Согласно мифам Мардук победил богиню темноты Тиамат рассек ее тело и образовал из ее частей небо и землю.

Шумерская мифология была не только богатым, но и повлияла на религиозные представления многих народов. Миф о всемирном потопе считается шумерского происхождения. Как отмечают исследователи-шумерологи, в Шумере были изобретены гончарный круг, колесо, плуг, заложены основы научных знаний. Оттуда пошли обычаи разделять неделю на дне, названия созвездий зодиака, сама астрология, астрономические знания и др.

Среди шумерской мифологии и мифы об умирающих и воскресших богов. Богиней любви и плодородия были Иштар (в акадійців она называлась - Ештар, в ассирийцев - Истар, у семитов - Астарта), мужской ипостасью плодовитости был Фаммуз - олицетворение растительности. Фаммуз был известен в Передней Азии и в Греции как Адонис (от семитского Адони - господин).

Представления о загробной жизни души и загробной вознаграждение в шумеров не было развито. Зато чрезвычайно распространена была мантыка. В Междуречье гадальщики назывались - бара. Гадали они за полетом птиц, толковали сны, по форме масляных пятен на воде, но чаще всего по печени животных (гепатоскопія). Эта техника мантики была распространена позднее у римлян. Начало оккультных знаний традиционно связан с Вавилоном: астрономия, нумерология, хиромантия различные виды мантики. Именно с вавилонскими жрецами связывали самые древние эзотерические знания.

Влияние культуры Месопотамии ощущался в Передней и Малой Азии. Хеттский государство много заимствовала от шумеро-акадців, но имела и своих богов, которые затем влияли на религии Средиземноморья. Великая мать - Кибела (Рея, Ма) и ее муж Аттис, культ который сопровождался храмовой оргаїстичною проституцией и самооскопленням жрецов. Смерть и воскресение Аттиса праздновалось ранней весной. Следовательно в нем прослеживаются черты земледельческого культа.

У финикийцев боги покровители городов не имели собственных названий (или были табуированы и не дошли до нас). Культ финикийских богов особенно Баала, Танит, Молоха требовал многочисленных человеческих жертвоприношений, особенно детей.

Религия древних иранцев одна из древнейших и известна под разными названиями: маздеїзм - от главного бога Ахурамазди, зороастризм - от имени легендарного основателя религии пророка Зороастри (Заратустры): религия Авесты (авестизм) - от названия священной книги, огнепоклонничество - от культа огня, позже - от бога Митры - митраизм. Существующая и сейчас но уже очень изменена религия называется парсизм.

Истоки зороастризма в религиозных представлениях индоевропейцев предков древних иранцев.

Ветка индоевропейцев - ариев, прародиной которых были Причерноморские и Прикаспийские степи расселялись на юго-восток разбились на два народа індоарії и иранцев. Древние религии индоевропейских народов имеют общее происхождение, но с расселением они приобретают новых черт и особенностей.

Религия древних иранцев изложена в священной книге Авесте. Современные исследователи считают, что Авеста была составлена в Северо-Восточном Иране пророком Зороастром в УИ в. до н.э. (по другим данным, в ср. II в. до н.э.).

Суть учения Зороастра сводится к разделению всего сущего на два начала. Мира, добра и света и мира зла, тьмы. Добро и свет в этой дуалистические системе олицетворяет Агура - Мазда (гр Ормузу), зла и тьмы - Ангра-Майн'ю (Ариман). Рядом с Ахура-Маздой стоят светлые духи (аман-снепта бессмертные святые и пару) им противостоят духи тьмы - девы. Среди них особенно выделяли Андра (Индра) и Ешмо (Асмодей - в средневековой Европе одна из имен дьявола). Оба больших духа (бога) признаются равноправными творцами всего существующего. Авестийская дуализм этический: Ахурамазда - дух истины, мудрости, добра, Анхра - Майнью - дух лжи, зла, морального нечистоты. Зороастр призывает встать на сторону сил добра в вечной битве сил добра и зла, за что они приобретут вечную счастливую жизнь. Идея греха, рая и ада, зависимости судьбы от веры, активных действий встречается не впервые. Позже эти идеи будут развиты в других религиях.

Но авестийская дуализм характерный только для зороастризма. Считается что корни дуализма в разделении ариев между которыми возникла вражда и борьба. Так девы - племенные боги ариев превратились в зороастризме в духов зла.

Зороастризма присущи этичность религиозных верований. Бог Ахура Мазда не воплощает природные явления, он олицетворяет моральные качества добра, истины, мудрости. (Мазда - мудрость)

Зороастризм призывает человека быть праведным: обрабатывать землю, выращивать растения, творить добро, говорить правду. Тяжкие грехи связанные с нарушением ритуальной чистоты. Три самых тяжелых неспокутуємих греха: сожжение трупа, употребление падали в пищу, половые збочини.

Для Маздаїзму присуще учение о конце света и страшный суд (эсхатология). Согласно Авестою появится спаситель - Саошиант (или сын Заратустры, или его новое воплощение) он родится от девы и спасет человеческий род. Дух зла будет уничтожено и наступит вечное царство Ахуромазди.

Вместе с авестійськими богами и духами иранцы хранили культ древнего бога Митры который олицетворял солнце, верность. Культ Митры распространился не только в Передней Азии, но и в Риме (особенно среди легионеров).

Его изображали великим воином, победителем большого быка. День его рождения справляли в день зимнего солнцестояния - 25 декабря. Митра считался защитником и спасителем.

Воображение зороастрийцев о загробной жизни значительно отличались от других религий - они не были привязаны с погребальным обрядом. Тело покойного считалось не чистым. Он не должен был прикасаться чистых стихий - земли, огня, воды.

Тела умерших складывали в особых башнях чтобы их уничтожили стервятники. Душа покойного в зависимости от земной жизни праведного и неправедного попадает либо в рай, либо в ад.

Маздеїстський культ состоял в принесении жертв, обрядовых очистках, почитании священного огня. Культовые обряды осуществлялись жрецами - атраванами.

Пройдя сложную эволюцию на протяжении тысячелетий зороастризм повлиял на формирование иудаизма, мітраїзму, манихейства, христианских ересей павликианах и катаров. В наше время зороастризм элементы зороастризма прослеживаются среди других религиозных верований. Следы влияния маздаїзма сохраняются до нашего времени в некоторых народов Кавказа, особенно в погребальном обряде (осетині, ингуши). Храм огнепоклонников существовал в Баку в начале ХХ ст. Как национальная религия маздеїзм сохранился в населенной группе гебрів в Иране, а главным образом в парсів (парсизм) в районе Бомбея и в Западной Индии. Парсів немного - около 130 тысяч. Они живут тесными грамадами, которые руководствуются жрецами - дастурами мобедами и гербадами. Они строго соблюдают требования обрядовой чистоты. Молятся в храмах огня, хоронят умерших в дакмах (башнях тишины).

Иудаизм. Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий Древнего мира, которая сохранялась лишь с небольшими изменениями до нашего времени.

Иудаизм одна из трех монотеистических религий. Монотеизм религии древних евреев повлиял и на другие монотеистические религии - христианство и ислам. Иудаизм как религия и ее формирование неразрывно связаны с истории еврейского народа. Основным источником изучения древнееврейского религии является Библия (д. гр. “книга”). Поскольку Библия не одно произведение, а значительное количество различных религиозных текстов, которые включают и христианские к иудейских относят наиболее древние т. с. Ветхий завет.

На основании всех имеющихся источников выделяют несколько этапов развития иудаизма.

Древнейший период охватывает время от начала движения части арамеїв с Северной Месопотамии на запад в землю Ханаанскую (Палестину). Возглавил это движение Авраам, который во главе своего клана (рода) кочевников пустился в опасное путешествие сквозь пустыни в поисках земли обетованной" (обещанного). В древних текстах евреев назван хабірі (ібрі - кочовники), но благодаря Союза (берит) или завета с Богом было обещано преобразования кочевников на оседлый народ и получения во владение землю Ханаанскую. Своего бога евреи звали Элохим (Бог). В настоящее время монотеизм древних евреев только складывался. В их верованиях еще ощутимые черты политеизма. К таким чертам можно отнести мифологический образ Азазела, которому приносили в жертву козла. Этого козла выгоняли живым в пустыню и “накладывали на него все грехи народа. Рис племенных культов относят также многочисленные запреты - табу и ритуал обрезания.

В религии евреев существует немало запретов: одни связаны с половыми отношениями (считается пережитком общинно-родового строя), другие с едой. Евреями запрещалось употреблять в пищу мясо верблюда, тушканчик, зайца, свиньи, гадов, многих птиц и т.п. Запрещено было также употреблять в пищу кровь которая вважался душой тела. Мясо зарезанных животных для еды должно быть обескровлен.

Ритуал обрезания, который приписывается Аврааму как символ завета с Богом колени Авраамова ученые считают пережитком племенного ритуала инициации. (некоторые ученые считают, что этот обряд был присущ в древнейшие времена не только семитам-евреям но и египтянам и у многих народов Африки).

Вторая волна переселенцев из Месопотамии связана с патриархом Иаковом (Израилем) около 1750 г. до Рождества Христова. Иаков возглавляет колени (кланы) евреев которые называли себя Бен-Исраэль, то есть сыновья Израиля. Израиль древнее имя, которое встречается у евреев в 2-3 тысячелетиях до н.э. и означает “господствующий”, “Бог господствует”. (Патриархами в Библии называют Авраама, его сына Исаака и Иакова).

Около 1700 г. земле Ханаана и Египта завоевали азиатские кочевники гиксосы. Вследствие чего племя Израилево переселилось в “Землю Мицраим” (Египетского) поселились в дельте Нила. Почти четыре столетия жили сыны Израиля в Єгипті.

Библейская традиция связывает возникновение монотеизма с событиями примерно 1230 г. до Р.Х. Тогда возглавил еврейскую общину пророк Моисей (Моше), которого считают основателем вітхозавітної религии. Именно Моисею явился Бог Авраама Яхве. Считается, что Вітхозавітний Бог Яхве (устаревшее название Иегова) был племенным богом кочовників на Синайском полуострове. Иудаизм запрещает произносить имя Яхве, вместо него читают и говорят - “адонай” - “господь”, или употребляли разные эпитеты - наиболее применяемый Саваоф, что значит “бог воинов”.

На горе Синай (Хоров) Моисей получил Завет с Яхве. Заповеди были начертаны на каменных плитах - скрижалях (Декалог) (Ср. Исх. 20; 1-17).

Второй этап связан с завоеванием евреями Палестины (земли Ханаанской) и создание Іудо-Израильского царства. В настоящее время после победы над філістимлянами культ Яхве становится окончательно господствующим у евреев.

Около 950 г. до Г. Х. царь Соломон построил в Єрусалимі Храм Яхве. Храм стал центром культа и богослужения. Культ осуществлялся жрецами-левитами (потомки колена Левії). Большое влияние на религиозную жизнь евреев имели назореї (от древне евр. “назар” - отказываться, воздерживаться) - проповедники аскезы, которые не употребляли вина и не подстригали волосы. В первом тысячелетии до н.э. появляются пророки (набіїм), которые привнесли в религию евреев новые мотивы морального греха, а не только ритуального. Они утверждали, что причины бед народа Израиля - в моральных грехах перед Богом.

В 557 и 586 г в Г. Х. Ассірія завоевала Єрусалим, Храм был разрушен, а часть евреев переселены в Вавилон (Вавилонский палон).

После восстановления в 538 г. до Г. Х. Дом (т.н. Второй Храм) начинается Третий период развития иудаизма. В “післяполонний” период окончательно формируются основные черты ідуаїзму: строгий монотеизм и идея богобраності, строгая централизация культа, канонизация священных текстов (прежде всего Тора - пятикнижие Мойсеєво).

Вавилонский плен не прошло без следа, в иудаизме под влиянием маздаїзму появляются понятия и образы, которые олицетворяют силы зла - сатана, антагониста бога (книга Иова). Среди иудеев в это время увеличивается внимание к “закону”. Появляются различные течения в иудаизме которые каждая на свой лад пытаются сохранить чистоту веры и саддукеи, которые настаивали на строгом соблюдении древнего уголовного права, для чего создали совет старейшин - Синедрион; фарисеи, которые сосредоточили свое внимание на изучении и толковании не только Библии, но и устные придания; ессеи, которые превратились в замкнутую секту и пытались сохранить праведный образ жизни для чего стремились Нового Завета (Кумранские общины).

Следующая эпоха иудаизма - диаспора. Рассеяние евреев началось еще за вавилонского плена. Но после разрушения в 70 г. Второго Храма, а после подавления иудейского восстания и разрушения Єрусалиму в 133р. евреи были лишены своего религиозного центра и вынуждены были покинуть Палестину. В диаспоре появляется синагогальна организация еврейских общин. Синагога (гр. сходка, собрания) стали центрами не только культа но и общественной жизни.

На некоторое время иудаизм стал более открыт для воздействий эллинизма и даже обращения в иудаизм неевреев стал возможен. В период диаспоры, когда усилилась изоляция евреев был создан кодекс религиозно-юридических правил Талмуд (от др. евр. - ламейд - изучение). Как устная традиция Талмуд возник в 2-1 вв. до Г. Х., как письменный памятник в 3-5 ст. В Талмуде были отражены новые черты иудаизма: эсхатологические идеи (воображение про конец света, страшный суд, воскресение мертвых и загробную воздаяния), закреплена разработана иудейская обрядность (248 предписаний и 365 запретов). В нем также изложены нормы религиозного законодательства, уголовного, гражданского права. Талмуд имел два варианта текста: Балли (Вавилонский), и Єрусалим (Палестина). Он состоит из двух главных частей: Мишна - толкование закона и Гемара - толкование толкований. Она в свою очередь состоит из Гальхи (сбірка законов и ритуалов) и Агада (легенды, притчи, юридические казусы и др.) Мишна написана на древнееврейском языке, Гемара - арамейском. В VI - Х до Талмуда было добавлено разнообразные комментарии - Мідраши.

Против талмудистов выступила часть евреев - караима (ананіти - от основателя Анана бен Давида), которые отвергали Талмуд. (Караимами были - Хазары в VIII-X вв. ) .

Под влиянием восточной мистики среди части иудеев распространяются попытки реформировать иудаизм в разных направлениях от рационализации и упрощения (Маймонид в Єгипті в сер. XII в нач. XIII ст.) к крайне мистических.

Наиболее мистическим направлению иудаизма является каббалізм. Он возник под влиянием мусульманского мистицизма, особенно распространенным был в Испании, где вобрал в себя также некоторые идеи неоплатоников, и как утверждают некоторые исследователи содержит в себе древние эзотерические знания которые тайно передавались на протяжении тысячелетий.

Каббала (д. евр. - традиция, передачи) состояла из нескольких произведений. Первая была создана в VIII в. “Сефар Ієцира” (“Книга творения”), а главным является “Загар” (“Сияние”).

Каббалисты утверждали что основа всего сущего есть Бог бесконечен, безличный, который не имеет никаких атрибутов. Чтобы приблизиться к познанию Бога можно только через толкование 32 символов (10 цифр и 22 букв еврейского алфавита), олицетворяющие дуновение силы Божией. Каббалисты изучали различные комбинации символов, составляли магические формулы, разрабатывали мантичні системы и магию. Они верили в переселение душ, что продолжается до тех пор, пока душа грешника не очистится.

В XVIII ст. в Украине возникла еще одна мистическая течение-хасидизм. Хасид (к евр. - благочестивый. Основателем хасидизма был Израиль Бешт (1700-1760). Хасиды считали, что Бог присутствует во всем, что окружает человека. Цадики (святые) могут общаться с Богом в состоянии религиозного экстаза и глубокой молитвы.

Рационалистические направления, особенно распространились в Германии. Их сторонники пытались смягчить и через это усилить религиозные предписания. Впоследствии на его основе возник сионизм.

Сионизм (от наз. гр. Сион) движение за восстановление еврейского государства на основе переселения всех иудеев в Палестину. Организационно сионизм сформировался в 1897г. в Базеле (Швейцария) И на сіонійському конгрессе, который подготовил Т.Герцель, тем, что выдал в 1896р. свою брошюру “Еврейское государство”.

После создания в 1948г. государства Израиль иудаизм стал там официальной религией. Религиозно-национальные символы Могед-Давид (звезда Давида) и менора (семисвечник) стали и государственными символами. Действуют многочисленные синагоги, религиозные учебные заведения, но государство является светским.

Вероучение иудаизма имеет следующие основные черты:

1. Учение о единого живого Бога, который правит миром через Закон и Любовь. Он - вездесущ и над временем и пространством.

2. Человек создан по Божьему подобию. Имеет душу и тело. Бессмертие души это возвращение ее в тело. Первородного греха иудаизм не знает. Поэтому не нужен Спаситель. Признают свободу воли. Спасение в вере, соблюдение закона и раскаяния. Механизм вознаграждения не разработан детально.

3. Царство Божье будет построен на земле под руководством Бога но руками людей. Объявит Божье царство Мессия - народный вождь. Последняя фаза понадісторична - воскресение мертвых и Судный день.

Иудейская обрядность чрезвычайно сложная. Каждый истинный должен молиться по меньшей мере трижды в день. Во время синагогального служение по понедельникам, четвергам, субботам, в праздники и дни нового месяца читается Тора.

Язык молитв - иврит, часть богослужения, произносится арамейском. Мужчины на утреннюю молитву одевают промактив - квадратное покрывало с кистями, а также таріллін - две пергаментные коробочки с библейским текстом. Повседневная одежда должен быть длинным и иметь карманы ниже пояса, голова должна быть всегда покрыта, даже во сне. Иудей должен носить бороду и на висках длинные пейсы.

Особенно строгие запреты и предписания касаются пищи. Есть разрешается только животных которые жуют жвачку и имеют раздвоенные копыта, определенные разновидности птиц и рыб, имеющих чешую и плавники. Животных должен забивать в пищу определенным способом специалист. Такое мясо считается кошерным. Другое - треф - нечистое.

Одним из главных праздников в иудаизме праздник субботы. Его сопровождает тщательный ритуал. В субботу запрещается работать (существуют 39 главных видов работ, которые невозможно выполнить в субботу).

С календарных праздников главными являются: Песах (Пасха) - 14 нисана по староєврейським календарю (месячный), в память при Выходе евреев из Египта. Ритуальная еда маца - пресные блинчики без дрожжей и соли.

Шавуот - пятидесятый день после пасхи, праздник сбора урожая, и Десяти заповедей.

Рош-хатана - новый год, в седьмой день месяца тітрі. С ним связано праздник Йом-Кипур (Судный день) на десятый день после нового года. Эти десять дней строжайший пост у иудеев, дни искупления. Другие посты связанные с памятью о трагических событиях еврейской истории. (конец сентября, начало октября). Праздник Суккот - относятся к последним праздников урожая (праздник Кущей). Строится палатка - сукка где набожные люди неделю принимают пищу. Цель значительными праздниками являются Пурум и Ханука. Пурум - в честь избавления древних евреев от кознів Амана во время вавилонского плена (Библия “Эсфирь”). Ханука - праздник в память об очищении Храма.

Кроме евреев в наше время исповедуют иудаизм караимы (потомки мудрецами), крымчаки, некоторые горські народы Кавказа, хорезмійці (бухарские евреи), фелаші (черные евреи из Эфиопии).

banauka.ru

Раздел I. Религии древних народов Востока - Всеобщая история религий мира - Вольдемар Данилович Карамазов - Ogrik2.ru

Египет

Общий характер

Говоря о «Древнем Египте», имеют в виду старейшую цивилизацию, существовавшую в нижнем течении полноводного Нила. В ее развитии выделяют периоды: 1) Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.), эпохи расцвета династий могущественных правителей, оставивших в память о себе пирамиды; 2) Среднего царства (середина XXI-XVIII вв. до н. э.), еще одного этапа в развитии централизованного государства, оказывавшего сильное влияние на своих соседей; 3) Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.), когда Древний Египет являлся одним из доминирующих государств Ближнего Востока. Кроме того, эта цивилизация знала периоды упадка, когда Египет раздирали внутренние распри и его завоевывали иноземцы.

Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались в то же время и на той же материальной базе (неолитическая революция), что и в Двуречье. Однако общественная структура Египта и связанные с ней отношения заметно отличались от месопотамской. Возможно, здесь сыграли свою роль природные условия: долина Нила в значительно большей степени, нежели междуречье Тигра и Евфрата, была единым хозяйственным организмом, требовавшим для своего нормального функционирования четкой централизованной администрации. Во всяком случае, уже на рубеже IV–III тыс. до н. э. древнеегипетские протогосударства-номы слились в единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. Очевидно, что на протяжении более чем трехтысячелетней истории изменениям в политической силе и экономическом могуществе сопутствовали перемены в философских и религиозных воззрениях. Тем не менее, есть до статочно оснований, чтобы говорить о религии Египта в целом.

Интерес к древнеегипетской истории, культуре и религии пробудился в Европе только после завоевательного похода в Египет Наполеона Бонапарта в 1798 г. В состав французской экспедиции входили ученые, задачей которых было описание памятников египетской истории и культуры. Главной проблемой исследователей стало иероглифическое письмо, расшифровать которое удалось только в 1822 г. усилиями выдающегося ученого Ж.-Ф. Шампольона. Изучая древнюю надпись, составленную на двух языках, древнегреческом и древнеегипетском, Шампольон сумел прочесть сначала имена правителей, Птолемея и Клеопатры, а затем разгадал и другие знаки египетской письменности. Позже им же были составлены первые грамматика и словарь древнеегипетского языка. Эти исследования положили начало новой науке – египтологии. Со времен Шампольона ученым удалось перевести и прокомментировать большое количество различных письменных памятников.

Египетские пирамиды – усыпальницы фараонов

Наибольшее значение для истории религии имеет знаменитый погребальный сборник «Книга Мертвых». Он состоит из очень разнородных частей, в большинстве своем это обширные сборники текстов, которые считались необходимыми для усопшего и поэтому клались с ним в могилу. Кроме того, в «Книге Мертвых» содержатся указания по преодолению мумией различных препятствий в загробном мире, погребальные песнопения и гимны. Отдельная глава посвящена суду над умершим. Вершит суд владыка царства мертвых бог Осирис.

Не меньший интерес представляют и богослужебные книги египтян, их религиозная поэзия, а также сборники различных магических заклинаний. Самыми известными из них являются «Книга о вратах», «Книга о Гадесе» и некоторые другие. Кроме них заслуживает упоминания «Большой папирус Харрис», крупнейший из дошедших до нас. Он позволяет судить о роли и значении египетского жречества и дает важные указания относительно культа.

Обширную информацию о религиозных обрядах и церемониях Древнего Египта предоставили археологические раскопки. Особую ценность имеют величественные гробницы-пирамиды фараонов III – IV династии и многочисленные массовые захоронения – некрополи. Среди последних выделяется знаменитый некрополь в городе Абидос, религиозном центре культа Осириса.

Важные сведения о религиозной жизни Египта содержатся в сочинениях древнегреческих авторов Геродота, Диодора Сицилийского и особенно Плутарха, хотя относительно достоверности многих свидетельств существуют определенные сомнения.

«Довольны все боги на небе, все боги на земле и в воде; довольны все боги севера и юга, все боги запада и востока, все боги сел и все боги городов». В этом пирамидном тексте отразилось все религиозное мировоззрение древнего египтянина. Куда бы ни обращал он свой взгляд, везде виделись ему божеские существа. Египтяне боготворили все: деревья, животных, людей и даже здания – так, храм Амона-Ра в Фивах они считали богиней. Боги и демоны могли обитать повсюду и оказывать при своем воплощении то хорошее, то дурное влияние. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли силы природы и разные общественные явления.

Интересной особенностью древнеегипетской религии и мифологии было представление неба как женского начала, а воздуха и земли как мужского. В то же время в мифах большинства других народов Матерью, олицетворением женского начала, является как раз Земля. Различие, возможно, объясняется тем, что в долине священной для египтян реки Нил дожди – крайне редкое явление, и небо воспринималось прежде всего как Мать-прародительница Солнца и других небесных светил. В свою очередь, плодородная, «черная» земля долины Нила рассматривалась как мужское божество.

Жан-Франсуа Шампольон

Еще одной особенностью египетской религии был развитый животный культ. Одни животные, например ястреб или кошка, пользовались всеобщим почитанием, другие – крокодил, гиппопотам или змея – служили объектом поклонения только в определенной местности. Среди наиболее почитавшихся в Египте животных был бык. Его с давних времен воспринимали как символ мужской силы и плодородия. Наибольшей известностью пользовался священный бык Апис, поклонение которому было связано с культом бога Осириса. Главное святилище Аписа находилось в городе Мемфис. Чуть менее известен бык Мневсис, почитавшийся в Гелиополе воплощением верховного бога солнца Ра. Подобно быку, воплощением плодородия считался и баран. Священные бараны жили при храмах многих богов, в том числе и в святилище Осириса в Мендесе.

Объектом культа у египтян стал жук-скарабей. Как видно, культ жука связывали с божеством солнца. Это подтверждается тем, что скарабею поклонялись в святилищах солнечного бога Хепри. В более позднюю эпоху скарабея изображали толкающим перед собой солнечный диск либо несущим солнце.

Иероглифическое письмо Египта

Некоторые характерные особенности животных связывались с теми или иными божествами. Бог с головой ибиса, Тот, считался богом писцов и письменности; о боге с головой барана, Хнуме, думали, что он вылепил человека на гончарном кругу. Подобными качествами, связанными с конкретными животными, египтяне наделяли почти всех богов своего пантеона, что свидетельствует о влиянии анимических культов на развитие религиозной системы Древнего Египта.

Боги Древнего Египта в том виде, в каком они представлены в гробницах и храмах, представляют собой удивительный набор странных созданий, полуживотных-полулюдей. Главными богами считались: Амон – царь богов, покровитель фараонов, со временем отождествившийся с богом-солнцем Ра, отсюда – Амон-Ра; Анубис – бог мертвых, хранитель гробниц и захоронении; Атон – Солнце, короткое время считался верховным и единственным богом; Хатор – богиня-небо, позднее – богиня-корова, богиня любви и танцев, принцесса подземного царства и возлюбленная звезд; Гор – бог Нижнего Египта, бог-небо; Исида – великая богиня-мать, богиня земледелия и плодородия; Хнум – древнеегипетский бог Верхнего Нила, создатель богов, людей и вод; Тот – бог-луна, впоследствии бог учения и мудрости, создатель письменности; Осирис – бог плодородия и земледелия, впоследствии верховный бог Египта вместе с богом Ра и бог мертвых; Себек – бог-вода, иногда отождествлялся со злом и смертью; Пта – бог мертвых, бог созидания и плодородия; Сет – бог суховеев, неистовый и зловещий, он был убийцей Осириса; Ра – бог-солнце, верховный бог государства в Древнем Египте, царь богов, отец человека.

Кроме этих общеегипетских богов существовали многочисленные местные боги. Местный бог считался господином данной местности; он имел свое пребывание в храме посреди своих владений. Почитание его считалось обязательным для местной общины; он был защитником и покровителем города и его округи. Божества часто связывались с конкретными городами. Корни этого явления, вероятно, уходят в те доисторические времена, когда Египет представлял собою лишь группу самостоятельных общин (нечто подобное происходило и в Двуречье). По мере их слияния в более крупные политические объединения местные боги приобретали национальное значение. Например, бог Фив, Амон, считался общенародным богом, он оказывал покровительство и защиту всей стране во времена Нового царства, когда правила династия, родиной которой были Фивы.

Храм Амона-Ра в Луксоре. Около 1400 г. до н. э.

Однако он не был единственным. Жители других поселений продолжали поклоняться своим местным богам и имели право молиться любому другому богу, который оказывал им особые услуги. К примеру, после какой-нибудь значительной победы фараона писец, родившийся в Дендерах, мог сопровождать царя на поклонение в храм Амона в Фивы, но по возвращении в Дендеры продолжал оказывать почести богине Хатор, покровительствующей этому городу. К тому же он не забывал обратиться к Тоту, проявлявшему особую благосклонность к писцам, за помощью в карьере.

Осирис – бог царства мертвых

Важное место в религиозных представлениях древних египтян занимал культ фараона, и обожествление правителя было неотъемлемой частью египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти и сыном бога. В титул правителя входили имена бога Гора. Уже во времена Древнего царства фараон считался сыном Ра, а его имя окружалось специальным защитным кольцом. Фараон играл главную роль во время государственных праздников, связанных с земледелием. Когда наступало время разлива Нила, он бросал в воду папирус с повелением начать разлив, он же открывал пахоту и срезал первый сноп урожая. Фараон безусловно отвечал за ма'ат – то есть за сохранение порядка, стабильности и справедливости. Понятия «ма'ат» и «царская власть», таким образом, были неразделимы.

Уже во времена Древнего царства для правителей Египта стали воздвигать особые гробницы – мастабы, сменившиеся в эпоху III – IV династий грандиозными пирамидами. Зачастую строительство огромной усыпальницы начиналось еще при жизни фараона. Тело умершего царя стали подвергать сложной процедуре бальзамирования и превращать в мумию. Наряду с правителями мумификации подвергались и высшие сановники, жрецы и военачальники. Техника мумификации постоянно совершенствовалась, и до настоящего времени множество мумий прекрасно сохранились. Высокоразвитая техника бальзамирования и искусство изготовления мумий были самым непосредственным образом связаны с различными религиозно-магическими верованиями. Представления египтян о загробном мире и смерти очень интересны, а погребальный обряд поражает своей сложностью и продуманностью.

Тутанхамон с женой в саду

Бюст царицы Нефертити

Иллюстрации из древнеегипетской «Книги Мертвых»

Есть все основания полагать, что египтяне додинастической эпохи верили в то, что умершие возрождаются к жизни в тех же самых телах, которыми они обладали на земле, и что погребальные подношения, которые они оставляли в могилах и гробницах, должны были служить усопшим пищей в загробном мире.

В более поздние эпохи наиболее образованные египтяне отказались от веры в физическое воскрешение, и в текстах как ранних, так и поздних периодов египетской истории недвусмысленно провозглашается, что физическая часть человека остается на земле, тогда как его духовная часть обретает вечный покой. Все имеющиеся на сегодняшний день исторические свидетельства показывают, что египтяне мумифицировали тела умерших, потому что верили, что в физическом теле растет и развивается духовное тело. Как явствует из древних текстов, египтяне верили, что если должным образом назначенные жрецы прочитают над телом умершего предписанные книгами молитвы и совершат, соблюдая правила, все необходимые ритуалы, оно наделяется способностью развить внутри себя духовное тело, называемое саху, которое может вознестись на небеса и обитать там вместе с богами. Саху имело форму того тела, из которого оно родилось, и было бессмертно; в нем жила душа человека.

Сфинкс – свидетель истории Египта

Жрецы читали над умершим во время процесса его мумификации главы из «Книги Мертвых», которые должны были открыть ему путь к вечности счастливой жизни, дать ему все, чего он только может пожелать в загробном мире, обеспечить ему победу над врагами, сохранить в неприкосновенности его мумифицированные останки и, наконец, позволить его душе достичь царства Осириса.

Суд над умершими происходил в Зале Суда Осириса, судьей был он сам. Осирису помогали боги, составлявшие его совет. Суд над каждым усопшим, очевидно, происходил вскоре после его смерти. Те, кого суд признавал виновными, сразу же отдавались на съедение Пожирателю Мертвых, изображавшемуся в виде полубегемота-полукрокодила, и прекращали существовать. Те же, за кем суд не находил никакой вины, вступали в царство Осириса, где обретали вечную жизнь и счастье.

ogrik2.ru

религии древних народов |

Жеводанский кошмар

Лимит времени: 0

Информация

история жеводанского кошмараЧтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 9

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Лимит времени: 0

Информация

самая известная былина

Чтобы правильно ответить на вопросы, прочитайте ЭТУ статью

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 5

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

history-thema.com


Смотрите также