Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи об удивительной археологической находке. Она связана не только с высочайшим мастерством русских оружейников как минимум с Х века, но также и с фактом использования кириллицы обычными мастеровыми.
***
При всех особенностях рассматриваемого клинка, его внешний облик вполне сходен с общеевропейскими образцами. Между тем, клеймо, выявленное на его лезвии, оказалось совершенно неожиданным и позволило по-особому охарактеризовать саму находку.
В процессе очистки клинка от коррозии, большая часть которой была уже когда-то ранее удалена, на поверхности дола с одной стороны выступили уставные кириллические буквы высотой до 2,5 см, то есть, равновеликие ширине дола, а на другой — столь же крупные геометрические знаки.
Все эти начертания были в горячем виде наведены отрезками дамаскированной проволоки, которая на поверхности металла после шлифовки и протравки образует характерный, весьма нарядный, муаровый узор.
На одной стороне клинка, которую можно считать главной, на поверхности дола у перекрестья проступили буквы СЛАВ. Продолжение этой, безусловно, именной надписи утрачено[4]. Формы букв, расположенных не тесным, уравновешенным образом, не противоречат стилю правописания древнейшей поры. Так обе половины Л и В пропорциональны, верх В не сокращен и петли сферичны — все это признаки первоначальной кириллицы[5]. При допущении, что букв перед С не было, надпись в полном виде можно представить в форме Славута, Славиша (вариант Словиша[6], Славомир и т. д.).
Подобные имена соотносимы с языческим именословом[7]. При всех вариантах имя с корневой основой СЛАВ, несомненно, славяно-русское и связано не с владельцем оружия, а его изготовителем. Этот последний знал славянскую грамоту и, скорее всего, работал в каком-то из русских городов, вероятнее всего, Киеве.
На обороте клинка оказались шесть геометрических знаков. Композиция явно оборвана из-за утраты нижней части клинка. В поврежденном виде предстали начальные знаки. У первого слева знака в виде буквы И уцелела бороздка от вертикального столбика (второй сохранился), таким образом, он полностью восстанавливается.
Загадочен второй знак, частично распознается его нижняя часть с остроугольным изгибом. Далее следуют удвоенные фигуры в виде вертикальных столбиков и римской цифры “V”. Выявленные начертания, хотя и включают буквообразные знаки, но нечитабельны, возможно, что их смысл декоративно-маркировочный. У большинства именных раннесредневековых мечей на обороте клинка инкрустировались композиции из вертикальных и косых отрезков.
В этом ряду фигуры рассматриваемого меча представляют оригинальный вариант клейма.
Особая маркировка меча и его «подражательная» геометрическая отделка рукояти, думаю, свидетельствуют об одновременном изготовлении и лезвия, и гарды в стенах одной мастерской.
Ближайшей по клейму аналогией меча из Киевской округи является клинок с русской именной надписью ЛЮДОТА (вариант ЛЮДОША)КОВАЛЬ. Он найден у м.Фощеватая бывш. Полтавской губернии и датируется концом Х - первой половиной XI столетия[8].
Техника наведения мет у обоих мечей одинакова. Различие же заключается в том, что мастер киевского меча пометил оборот полосы геометрическими знаками, а фощеватовского — словом КОВАЛЬ, что является индивидуальной разработкой клейма, обе части которого сделаны читабельными[9].
При анализе меча из Фощеватой высказывалась мысль, что следует ожидать новых находок с русскими словесными метами. Этот прогноз оправдался. Отныне с полным основанием можно говорить, что мечи со старорусскими метами не единичны и поэтому не случайны.
В этой связи обращает внимание та последовательность, можно сказать, настойчивость, с которой восточные писатели приписывают русам и славянам (сакалибам)[10] владение, торговлю и изготовление мечей.
Согласно с этими известиями, а они соотносятся с IX—XI вв., русы постоянно носят мечи, видят в них средство к существованию, единоборствуют на суде, передают по наследству, везут их на восточные рынки[11]. Багдадский философ ал-Кинди в трактате «О различных видах мечей и железе хороших клинков и местностях, по которым они называются», посвященном халифу Мутасиму (823—841 гг.) среди 25 видов мечей Азии и Европы для последней указывает наряду с франкскими слиманские.
Старший современник Кинди Ибн Руста (писал в 903— 913 гг.) называет народ, владевший этим оружием, русами[12]. Писатель и поэт Омар Хайям в своем списке 14 видов клинков, помещенном в его трактате Науруз-наме, также отмечает сулайманские мечи[13]. По этим и другим арабским сообщениям мечи франков и русов были почти одинаковыми, только у первых имелись на лезвиях фигуры в виде кругов, полумесяцев и крестов.
Мечи русов, несмотря на их сходство с франкскими, на Востоке все же выделяли. Об этом мы судим по тому, что они получили особое, можно сказать, престижное наименование слиманские или сулайманские по имени библейского царя Сулаймана (Сулеймана) — Соломона (965-922 гг. до н.э.). По исламским верованиям этот царь был включен в число пророков до Мухаммеда, ему были покорны не только люди, но и звери, а также духи, которые носили его на летающем ковре по беспредельному царству.
Такое наименование мечей необычно, ибо это оружие восточные авторы обычно группировали по названию места, области или страны их производства.
Расшифровка данного названия содержится в труде ал-Бируни «Собрание сведений для познания драгоценностей» (написан до 1050 г.). Именем Сулеймана называли диковинные вещи, «так как было в обычае, — писал ал-Бируни, — у простого народа приписывать ему все то, что казалось необычным по мастерству или удивительным по изготовлению»[14].
Действительно, качество клинков русов оценивалось очень высоко. В 943-944 гг. мусульмане грабили могилы русов, погибших в походе у города Бердаа. Ибн Мискавейх сообщает, что они «извлекли оттуда мечи, которые имеют большой спрос и в наши дни (то есть в середине Х в. — А. К.) по причине их остроты и превосходства»[15].
В своем упоминавшемся трактате ал-Бируни раскрыл «секрет» изготовления мечей русов, казавшихся столь совершенным. Он писал, что «русы выделывают свои мечи из (сортов металла) шабуркана (сталь), а бороздки (долы) по середине их из нармахана (железо), чтобы придать им прочность при ударах и предотвратить их поломку»[16].
В другом месте своего сочинения ал-Бируни отмечает, что приготовлением железа для ковки клинков занимались русы и сакалибы[17]. Воспоминания о мечах русов сохранились на Востоке вплоть до XV столетия, а в одной рукописи индийца Факр-и Мудабира, написанной в мусульманском Дели (1210-1236 гг.) среди одиннадцати известных тогда групп мечей наряду с франкскими, хазарскими, византийскими, йеменскими, индийскими, китайскими и другими отмечены уже не сулейманские, а русские клинки[18].
В летописных известиях, относящихся к начальному периоду Киевской державы, меч выступает как своего рода «национальное» оружие и государственный символ. На этом оружии клялась «русь» в Х в. при подписании договоров с греками. Известна легенда о том, что поляне платили хазарам дань мечами «от дыма».
Мечи русов археологически опознать было сложно, так как они по своим признакам описаны древними авторами недостаточно подробно. Ясно, однако, что это оружие в IX-X вв. было широко распространено в Восточной Европе и вывозилось в восточные страны.
Ныне, обнаружив два подписных меча, можно, наконец, уверенно утверждать, что известия об этом оружии не миф и что в русских городах, в первую очередь, очевидно, в Киеве, не позднее Х в. было организовано специализированное производство клинков.
Этот факт примечателен в международном масштабе. После Каролингской империи Русь является второй страной в Европе, где выпускалась собственная столь престижная клинковая продукция, метившаяся не латынью, а по-славянски. Меч из Фощеватой сигнализировал о том, что такое производство имело место в конце Х в.
Новоизученный киевский — эту дату удревняет примерно на 50 лет. В тот период, в середине Х в. в разных странах Европы множились настойчивые попытки изготовлять собственные мечи, не довольствуясь их импортом из Западной Европы. В самом Каролингском государстве выдвинулись новые кузнецы-оружейники и мастерские, где клеймили свою продукцию различными латиноязычными именами. Этот процесс своеобразным образом, как можно установить, коснулся и Руси и привел к появлению мечедельных кузниц во главе с грамотными славянскими мастерами.
В отделке мечей они внешне придерживались общеевропейских форм, но, нарушив признанную традицию, прибегли к собственной оригинальной маркировке выпускаемых изделий. По-видимому, киево-русские мечедельцы по отношению к рейнским кузнецам считали свои изделия конкурентоспособными.
Пока трудно судить о масштабах местного клинкового производства. Его существование начинает улавливаться для той поры, когда в связи с проникновением христианства меняется обряд погребения и мечи, равно и другое оружие, перестают класть в могилы.
Находки оружия, каковое было присуще языческим некрополям, сокращаются, приобретая все более случайный характер. Несмотря на оскудение наших источников, по отдельным, пусть разрозненным фактам, устанавливается, что во второй половине Х - начале XI вв. местные мечи существовали и дополняли привозные.
Все вместе они удовлетворяли потребности в оснащении дорогостоящим клинковым оружием свободных членов общества: знати, дружинников, купцов, состоятельных горожан, чинов государственной администрации.
Славянский автограф на киевском мече предполагает определенный временной промежуток, прежде чем кузнец стал воспроизводить буквенную надпись, воспринятую из письменной культуры и перенесенную в ремесленную. Такое преобразование могло произойти в течение первой половины Х в., когда на Руси ширилось использование кириллической грамоты. Вопрос о внедрении славянской письменности на Руси дискуссионен, но ныне накапливается все больше данных для его положительного решения по отношению к событиям Х столетия.
Как известно, славяно-русские рукописи Х в. не сохранились и о первоначальном развитии письменности в Восточной Европе можно судить по немногим памятникам эпиграфики[19]. Отметим корчагу с надписью ГОРOУХША (предполагаются и другие варианты прочтения, датировка: первая половина и середина Х в.), некоторые деревянные цилиндры-замки из Новгорода (970-980 гг.), сребренники и златники первоначального чекана великого князя Владимира Святославича (конец Х - начало XI вв.)[20]. Кроме того, на изделиях Х в. встречены отдельные кириллические буквы.
В этой связи обращает внимание граффити на дирхемах, некоторые из которых представляют, по нашему мнению, кириллические буквы, в их цифровом значении. На монетах процарапаны знаки 3, И, К, Л, ДА, Н, У, Х и их комбинации. Эти знаки, если их сопоставить с цифровым, буквенным письмом, могут иметь счетный, измерительный или оценочный смысл[21].
Без цифровых обозначений масштабные торговые операции, которые имели место в Восточной Европе, были бы просто неосуществимы. О развитии письменности в городской среде свидетельствуют также стили-писала, самые древние из которых в Новгороде происходят из слоев 953-989 гг.[22]. Не случайно, как полагают, международным языком в сфере евразийской торговли IX-X вв. был славянский язык, и славяне при заключении сделок на восточных рынках выступали как переводчики[23].
Логичен вывод о том, что Русское государство, будучи созданным, не могло обойтись без собственной, в данном случае, кириллической деловой, фискальной, торговой и дипломатической письменности, что произошло задолго до официального принятия христианства.
Этот факт не противоречит тому, что в начальный период освоения грамоты на Руси использовались рунические знаки, элементы глаголицы, греческий алфавит, арабское исчисление (в целом так называемое вариативное письмо)[24].
Данные эпиграфики, в том числе клинковой, свидетельствуют о явном преобладании на Руси кириллицы[25].
Меч из Киевской округи важен, как оружие и как памятник письменной культуры. В нем воплотились общеевропейские (техника нанесения клейма, украшения рукояти в стиле геометрической инкрустации) и местные признаки (славяно-русская надпись, оригинальная композиция на обороте клинка).
Таким предстаёт это оружие, в котором с неожиданной выразительностью проявились международные искания русских ремесленников, внесших свой вклад в развитие материально-технической культуры Европейского мира.
Примечания.
4. Возможность существования начальных букв перед С полностью исключать нельзя. Мне, однако, это кажется невероятным. Как бы глубоко в этом месте не была коррозирована поверхность металла, хотя бы небольшие остатки букв или канавок для их укладки, должны были бы сохраниться, но их нет. При лабораторной реставрации меча, которая планируется в НМИУ, могут более четко выявиться детали некоторых букв и знаков, но вряд ли это существенно изменит то, что уже удалось зафиксировать.
5. Карский Е.Ф.Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С.182.
6. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг). М., 1993. С.113.
7. Любезное сообщение Т.В.Рождественской.
8. Кирпичников А.В. Древнейший русский подписной меч // Советская археология, 1965, №3, С.196.
9. По мнению Т.В.Рождественской, надпись ЛЮДОТА КОВАЛЬ следует читать как «ЛЮДОТА КОВАЛ». См.: Рождественская Т.В. Древнерусская эпиграфика X-XV вв. СПб, 1991, С.42. Как я писал в первой публикации о мече, основания для такого прочтения мне не кажутся убедительными. Расположение на отдельной плоскости клинка глагольной формы «ковал» в отрыве от существительного вряд ли было рациональным, так как затрудняло и дробило смысловое восприятие клейма и могло даже вызвать недоумение покупателя меча. Западноевропейские оружейники, метившие мечи с применением словарей, его никогда не обособляли от имени мастера, так сказать, писали одной строкой.
10. Не касаемся здесь вопроса о составе и этническом происхождении двух этих коллективов. В данном случае бесспорно то, что речь идет о жителях Восточной Европы.
11. Ибн Хордадбех Книга путей и стран. Баку, 1986. С.124; Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие... С.46-48.
12. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие... С.46.
13. Омар Хайям Науруз-наме. М., 1994. С.84.
14. Ал-Бируни Минералогия. М., 1963. С.64.
15. Якубовский А.Ю. Ибн Мискавейх о походе русов в Бердаа в 332 г. — 943-944 // Византийский временник. Т.XXIV. Л., 1926. С.69.
16. Ал-Бируни Минералогоия... С.237.
17. Там же. С.234.
18. Elgood R. The Arms and Armour of Arabia. Aldershot, 1994. P.104.
19. Рождественская Т.В. Древнерусские надписи на стенах храмов: новые источники XI-XV вв. СПб. 1992. С.24.
20. Там же. С.27—30; Медынцева А.А. Новгородские находки и дохристианская письменность на Руси // Советская археология, 1984. №4. С.49.
21. Кирпичников А.Н. Письмена на серебре // Славяно-русские древности. Вып.2, СПб., 1995. С.237-240.
22. Колчин С.А., Янин В.Л. Археологии Новгорода 50 лет // Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода. М., 1982. С.94.
23. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. С.218.
24. Носов Е.И., Рождественская Т.В. Буквенные знаки на пряслице середины Х в. с «Рюрикова» городища. Вспомогательные исторические дисциплины. XVIII. Л., 1987. С.45.
25. Ср.: Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменности. М., 1994. С.135 ил.
tainoe.info
Меч русского воина
Дмитрий Мамонтов.
Поставив себе задачу изготовить настоящий меч XIII века по аутентичной технологии, мы вынуждены были повторить весь путь древних металлургов – начиная от построения сыродутной печи, восстановления железа из железной руды и переплавки полученного металла в сталь, пригодную для изготовления меча.
Меч XIII века – не первый эксперимент «ПМ» в области исторической реконструкции холодного оружия. Во время изготовления шашки Федорова по технологии начала XX века (см. «ПМ» № 1’2007) был накоплен значительный опыт, но оказалось, что к текущей задаче его применить практически нереально. В случае с шашкой в качестве исходных материалов мы использовали современные аналоги существовавших в начале 1900-х годов видов стали (рельсовая, пружинная, подшипниковая). Но вот только сделать то же самое с мечом XIII века невозможно: в то время никаких стандартов на сталь не существовало и в помине. Поэтому основная проблема, с которой мы столкнулись, – это необходимость повторить древний металлургический процесс восстановления железа из руды. Что мы и сделали под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской исторического японского оружия Ishimatsu.
От руды до крицы
До XIV века основным процессом получения железа было восстановление его из руды в сыродутной печи (домнице). Такая печь имела форму, близкую к усеченному конусу высотой примерно 1,2 м и диаметром 60–80 см в основании и 30 см в верхней (колошниковой) части, складывалась из камня или огнеупорного кирпича и обмазывалась глиной. В печи была предусмотрена фурма – труба для подачи воздуха от мехов диаметром в несколько сантиметров, отверстие для слива шлака в нижней части, а также иногда разборная часть для извлечения слитка железа после окончания процесса. После высыхания печь протапливали с помощью дров, чтобы обжечь глину, а также для образования золы, которая в дальнейшем служила подстилающим «антипригарным» покрытием и выполняла роль одной из составляющих частей флюса (зола содержит соду и поташ).
Эта часть технологии не вызвала у нас никаких особых затруднений, и после сооружения домницы и прошествии нескольких дней, которые потребовались на высыхание глины и обжиг, мы приступили к первой части процесса – восстановлению железа.
В качестве исходного материала мы взяли богатую (и к тому же обогащенную) руду – магнетит (FeOFe2O3) из района Курской магнитной аномалии.
Технология достаточно проста: в печь до половины загружают древесный уголь, разжигают, после чего сверху засыпают смесь руды с флюсом (в каче-стве которого мы использовали вполне исторически аутентичную смесь доломитовой муки, песка и соды). Поверх насыпают еще слой угля, и затем по мере его прогорания добавляют слои руды с флюсом и угля. Такой цикл повторяют несколько (до пяти) раз. При этом на протяжении нескольких часов требуется постоянный поддув воздуха с помощью мехов, чтобы температура в печи достигла 1400–1500 С (тут мы были вынуждены немного отступить от технологии, поскольку использовали электрический поддув из-за нехватки работников).
В сыродутной печи происходит несколько процессов. Во-первых, порода при высокой температуре отделяется от руды и стекает вниз в виде шлака. Во-вторых, оксиды железа угарным газом и углеродом восстанавливаются до железа, зерна которого сплавляются между собой, образуя слиток – крицу. Когда уголь почти полностью прогорает, шлак через отверстие в печи сливают, а затем, после остывания, разбирают часть стенки и извлекают крицу – пористый железный слиток.
От железа к стали
Эффективность сыродутного процесса невелика: значительная часть железа уходит в шлак, и из 120 кг руды мы получили всего около 25 кг крицы. Причем это пока еще только сырой исходный материал, очень неоднородный по своему качеству. Во время своего нахождения в печи крица насыщается углеродом весьма неравномерно и в результате содержит фрагменты мягкого железа почти без углерода (0–0,3%), углеродистой стали (0,3–1,6% углерода) и чугуна (с содержанием углерода выше 1,6%). Это совершенно разные материалы, с разными свойствами, поэтому первым делом нужно провести первоначальную сортировку. «Крицу разбивают на небольшие куски, которые по механическим свойствам – хрупкость и пластичность – сортируют на три кучки с различным содержанием углерода, – объясняет Василий Иванов. – Если кусок мягкий и ковкий, то содержание углерода низкое, если твердый – высокое, если куски хрупкие и легко раскалываются, обнажая характерный излом, – это чугун».
Наша задача – получить в конечном итоге три вида стали с более-менее нормированным содержанием углерода. Первый вид – низкоуглеродистая (до 0,3%) сталь (так называемое деловое железо – из него изготавливали различные бытовые изделия типа гвоздей, обручей и т.п.), второй – со средним (0,3–0,6%) содержанием углерода, третий – высокоуглеродистая (0,6–1,6%) сталь.
Отсортированные куски складываем в керамические тигли, пересыпав тем же флюсом, который мы использовали ранее, ставим в горн, наполненный древесным углем, и включаем поддув. В зависимости от расположения тигля в горне и интенсивности поддува воздуха можно либо насыщать углеродом сталь (в восстановительной зоне – верхней части горна над горящим углем), либо выжигать его избыток (в окислительной зоне – нижней части горна, где подается воздух) и таким образом получать нужные нам материалы. Стоит также отметить, что мы изначально использовали относительно «чистую» руду, наша сталь не содержит значительного количества вредных примесей – в основном серы и фосфора. Разумеется, никаких легирующих добавок типа хрома, молибдена, марганца или ванадия мы не использовали (кроме тех небольших количеств, что изначально присутствовали в руде), так что историческая аутентичность соблюдена.
После плавки Василий извлекает из тиглей слитки стали и оценивает полученный результат, проковывая их в полосы. «При необходимости в ходе дальнейшего процесса можно выжечь избыток углерода из полосы прямо в горне, – объясняет он. – Или науглеродить, поскольку при ковке часть углерода – до 0,3% – неизбежно выгорает».
Мягкость и твердость
В результате вышеперечисленных операций мы получили три примерно трехкилограммовых заготовки из разных видов стали в форме полос. Однако от этих полос до меча еще довольно далеко. По словам Василия, «это пока еще не детали клинка, а лишь материал, из которого они будут сделаны».
Одним из способов создать твердую режущую кромку оружия в XIII веке была цементация – поверхностное упрочнение, то есть науглероживание поверхности изделий, изготовленных из относительно мягкой стали. Изделие помещали в закрытый сосуд, заполненный органическим веществом – карбюризатором, в роли которого чаще всего выступал уголь, толченые рога или их смесь. Затем сосуд помещали в печь, где при температуре свыше 900 С без доступа воздуха карбюризатор обугливался и поверхность изделия постепенно насыщалась углеродом. Этот способ достаточно широко применялся для науглероживания топоров и клинков (более-менее массовых изделий). Но цементация – это упрочнение поверхностного слоя определенной глубины; когда этот слой стачивался, режущая кромка переставала держать заточку, и оружие приходилось подвергать новой процедуре цементации. А при увеличении глубины цементации возрастал риск сделать поверхность слишком хрупкой. Так что этот способ мы отвергли, поскольку он все-таки не позволяет достичь нужных нам качеств. Ведь «совершенный клинок» XIII века (равно как и любого другого времени) должен быть упругим, гасить колебания при ударах, вязким, а не хрупким, но в то же время режущая кромка лезвия должна быть твердой и хорошо держать заточку. Создать такой меч из гомогенного материала практически невозможно, поэтому мы решили прибегнуть к композитной технологии того времени, используя пакетную схему и «узорную сварку» (pattern welding). Наш меч будет «построен» из семи пакетов трех видов, каждый из которых выполняет свою задачу.
Первый пакет изготавливается из мягкого низкоуглеродистого (до 0,3% углерода) железа. Из вытянутых полос этого мягкого железа составляем шестислойный «сэндвич», проковываем его (при этом слои свариваются в единый пакет), разрубаем и складываем пополам, вновь проковываем, повторяя этот процесс восемь раз и получая в итоге пакет из относительно мягкой дамасской стали, насчитывающий примерно 1500 слоев. Этот пакет будет «становым хребтом» нашего меча – его сердцевиной. Такая вязкая сердцевина работает на сжатие, воспринимает ударные нагрузки и гасит колебания, не давая мечу сломаться при сильных ударах. Она также связывает все окружающие пакеты, выполняющие другие задачи, в единое целое.
Второй пакет – это будущее лезвие. Для его изготовления мы использовали два полученных нами ранее вида стали – среднеуглеродистой и высокоуглеродистой. Чередуя полосы этих двух видов так, чтобы среднеуглеродистый материал оказался «снаружи», складываем сэндвич из семи слоев и, пересыпав флюсом, свариваем их в единый пакет. Затем разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще 14 раз. Легко подсчитать, что в итоге при таком складывании мы получим… более 200 000 слоев! Учитывая, что финальная толщина пакета составляет 6 мм, можно вычислить толщину слоя – около 30 нм. «Фактически средневековые нанотехнологии! – смеется Василий. – На самом деле, конечно, это весьма условные ‘слои’ – при таком перемешивании структура стали получается близкой к гомогенной». Лезвие в итоге должно быть твердым и хорошо держать заточку.
Пружинки Третий пакет – это будущие обкладки, их четыре. Они изготавливаются из мягкой низкоуглеродистой и среднеуглеродистой стали. Начинается этот пакет с семислойного сэндвича (низкоуглеродистой сталью наружу), который с помощью горна и молота свариваем в единый пакет. Как и два других пакета, разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще девять раз, получая в итоге полосу из дамасской стали, состоящую из 7000 слоев.
Но это еще не все! Для того чтобы клинок меча в итоге лучше противостоял поперечным изгибающим нагрузкам, а также продольному скручиванию, обкладки торсируют, то есть каждую скручивают на 20 оборотов, получая стальной витой «канат». Такие обкладки после закалки станут более упругими и будут дополнительно гасить колебания, не позволяя ударам «отдаваться в руку». Поскольку обкладок четыре, направления закручивания их должны «компенсироваться» попарно – иначе при малейшей ошибке во время закалки меч «пойдет винтом». Упругие обкладки-торсионы работают в клинке меча на растяжение и фактически выполняют ту же роль, что и арматура в железобетоне, то есть упрочняют тело клинка.
Заготовка для клинка Но вот наконец все семь пакетов готовы и начинается финальная подготовительная стадия – изготовление заготовки клинка. Все пакеты скрепляются проволокой, Василий разогревает их в горне, просыпает флюсом и начинает процесс кузнечной сварки. Как и при подготовке самих пакетов, он использует пневматический молот, и это еще одно небольшое отклонение от средневековой технологии: «Конечно, можно было бы не отступать от оригинальной технологии, но для этого мне бы понадобилась пара молотобойцев… – И ехидно предлагает: – Хотите попробовать?» Фотограф делает вид, что очень занят процессом съемки, а я начинаю расспрашивать Василия о каких-то мельчайших деталях происходящих процессов.
Тем временем заготовка приобретает вид бруска размерами 1,2х2,5х50 см и массой примерно 1,5 кг. Если вспомнить, что для ее изготовления нам понадобилось переработать 120 кг руды и примерно две недели времени, процесс выглядит не слишком эффективным (впрочем, из этого количества руды мы получили не одну, а две заготовки). Однако такова реальность – именно так и происходил процесс изготовления заготовок для высококачественного холодного оружия в Средние века. Теперь остается самое главное – выковать из этой заготовки, внешне напоминающей слегка ржавую монтировку, наш «идеальный меч».
Выковать настоящий меч XIII века из заготовки, работу над которой мы описали в статье «Железный век» («ПМ» № 2’2009), оказалось не так уж и просто. Как и у средневековых кузнецов, оружие получилось у нас вовсе не с первой попытки
В февральском номере «ПМ» мы начали рассказ о нашем проекте исторической реконструкции средневекового меча под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской традиционного японского оружия Ishimatsu. В первой статье мы описали, как получали нужные сорта стали из железной руды, и пообещали опубликовать продолжение в следующем номере. Однако нас поджидали технические трудности, которые задержали продолжение почти на два месяца. Впрочем, трудности эти тоже вполне исторически аутентичны – с ними встречались и средневековые кузнецы-оружейники.
От бруска к клинку Итак, у нас есть стальной брусок, собранный из семи пакетов, – каждый из них имеет свою структуру и назначение в конструкции клинка. Первым делом нужно превратить этот брусок в собственно заготовку – проковать в стальную полосу заданных размеров с учетом запаса на проковку и оттяжку лезвия (для экономии времени мы немного отступили от исторической аутентичности, использовав для этой операции пневмомолот). На заключительной стадии этого этапа Василий, уже вручную, придает полосе первоначальную геометрию, формируя хвостовик, кончик и пятку клинка. С этого момента полоса по форме уже отдаленно напоминает будущий меч. После того как металл остыл, Василий еще раз внимательно осмотрел и измерил полученную заготовку, оставив небольшой запас металла на исправление будущих ошибок.
Следующая стадия – проковка долов. Долы – это продольные пазы, проходящие вдоль части длины клинка. Иногда их ошибочно называют «кровостоками», хотя на самом деле функция долов в конструкции клинка совершенно иная – они уменьшают массу клинка и играют роль ребер жесткости. Долы проковываются с помощью специального инструмента, называемого шпераком. Шперак представляет собой Т-образные щипцы с губками круглого сечения, заготовка зажимается между ними и проковывается, в результате с обеих сторон клинка появляются продольные пазы.
И наконец, заготовка приобретает более-менее окончательный вид после оттяжки (формирования) лезвия. «Это довольно кропотливый процесс, – объясняет Василий. – Если на предыдущих этапах можно использовать пневмомолот, то для оттяжки лезвия необходима высокая точность, которая достигается только ручной ковкой». На этой стадии окончательно задается геометрия будущего клинка, можно немного изменить расположение центра тяжести, варьируя толщину клинка у кончика или у основания. Толщина режущей кромки на этом этапе составляет 2–2,5 мм. Тоньше нельзя: можно перекалить сталь, да и запаса для каких-либо «маневров» не останется.
Но вот предварительные работы почти закончены. Василий еще раз проверяет соответствие размеров клинка нашему техзаданию, рихтует заготовку и переходит к следующему этапу – термообработке. Термообработка К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают – нагревают до 950–970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне – этот процесс занимает 5–8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка. Закалка – самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость). Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890–900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7–8 секунд. Затем клинок нужно отпустить – снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180–200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе – методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15–20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, – замечает Василий. – Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.
После термообработки – очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация – это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий – значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу. Механическая обработка Этот довольно монотонный процесс занимает почти две недели. За это время оружейник с помощью мокрых абразивных камней из песчаника снимает лишний металл, шлифует долы, формирует и затачивает режущую кромку. Но вот, наконец, работа близится к концу, и Василий приступает к окончательной проверке – вновь осматривает клинок, разрубает несколько деревянных брусков, мягкий стальной уголок, несколько раз изгибает клинок: «Похоже, закалился неравномерно – при изгибе основание образует дугу, а кончик почти прямой», – и в этот самый момент зажатый в тиски клинок с неприятным хрустом трескается. Его конец по-прежнему зажат в тисках, а остаток – в руках у Василия, который пожимает плечами: «Я же говорил, что тут что-то не так! Вот поэтому мы при выплавке делали несколько заготовок. Ничего страшного – разберемся, почему это произошло, и попробуем еще раз». Сломанный меч Собственно, именно это и задержало выход данной статьи на два с лишним месяца – потребовалось разобраться в причинах произошедшего, провести несколько экспериментов, внести коррективы в процесс… и повторить весь путь от многопакетного бруска заново.Почему же сломался наш первый меч? «Напомню, что мы использовали нестандартные стали, точный состав которых неизвестен, а значит, их характеристики сложно предсказать, – говорит Василий. – По-видимому, закалка была чрезмерно ‘жесткой’ – слишком высокая температура и использование солевого раствора привели к образованию микротрещин в высокоуглеродистой стали. Это чувствовалось уже на этапе предварительной проверки после закалки – по звуку и гибкости, но окончательно подтвердилось только после мехобработки – стали видны микротрещины на поверхности».
Звонкий клинок После ряда экспериментов процесс термообработки был модифицирован. Во-первых, мы решили немного изменить геометрию клинка, увеличив толщину кончика, чтобы закалка стала более равномерной. Во-вторых, уменьшили температуру нагрева до 830–850°С и саму закалку решили проводить не в солевой ванне, а в водно-масляной (слой масла толщиной 30 см поверх воды). После такой двухступенчатой (за счет масла, имеющего температуру кипения около 200°С) закалки, длящейся 7–8 секунд, клинок охлаждался в воздухе (на морозе в –5°С) до полного остывания (5 минут). Методика дальнейшей термообработки также была изменена: клинок отпускали для снятия внутренних напряжений в пять заходов, нагревая до температуры 280–320°С, а затем оставляя остывать в воздухе. И вновь – перерыв в несколько дней, рихтовка, обдирка, шлифовка и заточка. И вот, наконец, Василий вновь бьет металлической палочкой по клинку, прислушивается к долгому музыкальному звону, и на лице его появляется удовлетворенная улыбка: «Кажется, на этот раз все получилось!» Он зажимает клинок в тиски и тянет за хвостовик – клинок сгибается в почти идеальную дугу. Остаются только всякие мелочи – протравить рисунок, чтобы на поверхности клинка появился красивый узор, подогнать деревянные ножны, установить на меч рукоять, обтянутую замшей, бронзовые перекрестие и навершие (так называемое яблоко). Меч, почти в точности такой, каким могли биться русские воины XIII века, полностью готов.
Русское и японское
Поскольку Василий Иванов считается признанным экспертом в области традиционного японского оружия, мы не могли обойти вниманием сравнение технологий оружейного искусства двух школ – западной и восточной. «Несмотря на разные названия, технологии ковки и приготовления стали для изготовления восточного и западного оружия практически идентичны, – поясняет Василий. – Японское оружие – это тоже, как правило, многопакетные клинки, конструкция которых варьируется в зависимости от школы, цены, времени изготовления. Конечно, по форме русское и японское оружие тех времен существенно отличается, но это обусловлено скорее традициями и техникой фехтования, чем технологическими причинами. А вот процесс закалки отличается довольно сильно – при изготовлении японского оружия применяют так называемую зонную закалку, когда часть клинка обмазывают глиной, чтобы замедлить остывание в закалочной ванне. Механическая обработка в японском оружии тоже гораздо более серьезна: шлифовка и полировка должны быть очень тщательными и утонченными, поскольку японское оружие, кроме своего прямого назначения, имеет еще и эстетическую функцию – это, как правило, настоящее произведение искусства. Вот почему японские катаны обязательно полируют, а русский меч достаточно просто отшлифовать и на нем даже допустимы следы от абразивного камня. Кстати, благодаря тщательной полировке японские клинки более устойчивы к коррозии».
Автор: Дмитрий Мамонтов
s30556663155.mirtesen.ru
Мечи русских воинов | Si vis pacem, para bellum!
23/10/2015
Мечи русских воинов
Самые древние мечи, найденные до настоящего времени в славянских захоронениях, датируются примерно концом IX века. Но, конечно же, это не показывает, что ранее об этом оружии славянам не было известно.
Такие захоронения наглядно говорят, что для русского воина меч был больше чем просто кусок железа или даже оружие.
Мечи клали в могилу вместе с хозяином, чтоб и в другой жизни он продолжал выполнять свою грозную функцию.
Однако, при жизни меч был далеко не у каждого воина. Дело в том, что такой вид оружия в то время был очень дорогим. Кроме того, владение мечом требовало высокого профессионализма и при этом сам воин должен быть обладать недюжинной силой.
Хоть мечи славян того времени историки классифицируют двумя десятками видов, в целом все они имели одни и те же характеристики. Мечи имели длину од 90 до 100 см, ширина у рукояти была 5-7 см, клинок сужался к концу. Весили они около полутора килограммов. Посередине лезвия проходил широкий дол, который со временем становился уже и, в конце концов, его перестали делать совсем.
Процесс изготовления мечей у славян был довольно трудоемким. В связи с суровыми климатическими условиями, требовался металл, который мог выдержать сильные морозы. Известная булатная сталь, из которой тогда ковались мечи, для этого не особо подходила – мечи из этой стали ломались на морозе. Для производства основы мечей славяне обрабатывали железо также по технологии производства дамасской стали. Потом по краю основы приваривали лезвия из стали, которая при нагревании пропитывалась углеродом и из-за этого становилась очень твердой. Такой процесс сварки разных металлов в то время требовал от кузнеца очень высокой квалификации.
Носился меч в деревянных ножнах, обтянутых кожей на поясном ремне или, также с помощью ремня, крепился за спиной.
Мечи богато украшались. И часто это оружие стоило дороже всего остального имущества его владельца. Из-за своей дороговизны такое оружие мог позволить себе человек, имеющий хороший достаток, например, княжеский дружинник или зажиточный ополченец.
Меч редко использовался всадниками из-за смещения его центра тяжести к рукояти, что делало довольно затруднительным нанесение удара сверху вниз, находясь в седле.
Мечу уделялось очень много внимания в языческой мифологии. Одним из наиболее известных символов, тождественных христианскому кресту является Меч Перуна.
Меч становился своего рода оберегом, а в орнамент на лезвии и рукояти вплетались слова заговоров.
Изготовленное оружие отправляли на капище на ночь, купали в крови пленников или жертвенных животных, крестили водой, землей и ветром, награждали собственным именем. Зачастую меч принимал участие в обряде превращения мальчика в мужчину.
Во время изготовления меча кузнец читал молитвы, чтобы придать клинку особую силу. А несокрушимая вера в могущество этого оружия придавала его владельцу сил во время жестокой битвы.
Мечи прослужили верой и правдой русским воинам до конца XVI века.
Спонсор этой статьи http://kidigo.com.ua/ulichnaya-mebel-masterskaya-volshebnogo-mira-ukraina.html — эргономичная и функциональная уличная мебель!
Posted in Оружие and tagged Мечи русских воинов
paraparabellum.ru
Меч Русского воина » SwordMaster
загрузка...
РУБИТЬ ИЛИ КОЛОТЬ -ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС...
наверх
История европейских мечей уходит корнями в Античность и непосредственно связана с оружейными традициями соседей Древнего Рима. Изначально римляне сражались короткими гладиусами, а вот галлы и некоторые германские племена придумали и приняли на вооружение спату - длинный рубящий железный меч. Обычно именно римляне распространяли свои достижения на варварское окружение, но тут случилось наоборот. Приняв в свои ряды воинов-ауксилла-риев - выходцев из кельтских и германских племен, - армия великой империи позаимствовала и длинный меч, ставший вскоре распространенным оружием конницы и тяжелой пехоты. Крах Западной Римской империи привел к общему технологическому упадку в Западной Европе, который коснулся и военного дела. Однако в силу своей востребованности и изрядной роли в разделе послеримского мира меч практически не деградировал. Созданные империей технологии производства и разработанные ею же месторождения качественного железа, например в Рурском бассейне или Римском Норике (ныне Австрия), не оставили средневековую Европу без качественных клинков.
Дальнейшее развитие меча вплоть до его исчезновения и трансформации в иные виды оружия было связано с основными этапами европейской истории, с экономическими и социальными процессами в средневековом обществе, формированием воинских сословий, изменением тактики боя и, что очень важно, развитием доспеха. Последнее вообще характерно для всей истории оружия, представляющей собой не что иное, как спор снаряда, средства нападения, со средствами защиты.
Жала жадных варваров
наверх
С последних десятилетий существования Западной империи (V в. н.э.) и вплоть до начала II тысячелетия н.э. Европа была ареной передела власти и территорий между агрессивными и мобильными завоевателями. В эпоху Великого переселения народов бывшие имперские земли были освоены континентальными германскими племенами, в результате чего появились на свет государства франков, готов, вандалов, лангобардов и была колонизирована Британия. В VIII веке н.э. на Европу, уже начинавшую консолидацию под эгидой Каролингской империи, хлынула новая напасть. Выходцы с Ютландского и Скандинавского полуостровов, известные под именем викингов или норманнов, отправились на ладьях-драккарах за своей долей власти и богатства. В ближайшие три столетия их влияние распространилось от Восточной Европы, где начиналась Русь, до Нормандии и Италии. Эпохам Великого переселения народов и норманнских завоеваний соответствуют и два периода истории меча - вендельский и, соответственно, период викингов. В отечественной научной литературе мечи периода викингов часто называют каролингскими, что говорит об их принадлежности не столько конкретному народу того времени, сколько эпохе в целом.
Клинки вендельских мечей обычно бывали гладкими или имели небольшой глубины дол (выемку, идущую вдоль клинка), а также довольно короткую рукоять - от 10 до 13 см - и массивное навершие. Длина клинков равнялась примерно 70-80 см. Клинок лишь слегка сужался к острию, которое имело, как правило, закругленную форму. Каролингские мечи были длиннее [более 90 см) и отличались более рельефным клинком с глубоким долом. Он уменьшал вес меча, при этом смещая центр тяжести оружия к эфесу и делая меч более гибким, не лишая его прочности. Все это, с одной стороны, снижало вес оружия - воин действовал стремительнее и меньше утомлялся в бою, а с другой -давало большую надежность.
В паре с длинным мечом для более ближнего боя должно быть еще какое-нибудь оружие, например чекан или шестопер.
Новодел: Меч Воздвиженское нач. 13 в. все еще принадлежит к Каролингскому типу, но рукоять (черен) и гарда (огниво) уже удлинились.
Священный меч
наверх
Стоит сразу сделать пару замечаний. Во-первых, на протяжении практически всего Средневековья меч не был основным видом боевого оружия. И тем более - самым доступным. На полях сражений гораздо чаще мелькали копья и топоры, меч же, создававшийся по сложной и дорогой технологии, могли позволить себе только богатые воины или вооруженные за чужой счет наемники. Он считался аристократическим поколения в поколение, как истинную драгоценность и знак доблести. Во-вторых, почти столь же редким, как и меч, был металлический доспех. Жизнь и тело простых воинов чаще защищали доспехи из кожи, лишь иногда с металлическими вставками. Но даже против кольчуги меч работал достаточно эффективно, нанося противнику урон рубящими, режущими и колющими ударами. Важно еще заметить, что войны раннего Средневековья чаще всего происходили в пешем строю. Даже передвигаясь на лошадях, перед тем как сойтись в сражении, бойцы покидали седла. И существовавшие в те времена мечи создавались именно для боев в пешем строю. Однако времена менялись. В начале II тысячелетия н.э. в феодальной Европе стало постепенно возникать сословие профессиональных конных воинов - рыцарей. Этот сдвиг не мог не отразиться на развитии вооружений. Наступил третий период в истории средневекового меча - век меча романского.
Генеалогия меча
Древнее кельтское и германское оружие дало богатое потомство. Прямой длинный меч ведет свою родословную от галльской спаты, перенятной римлянами в дополнение к родному гладиусу. Другой ветвью стало развивавшееся параллельно оружие с односторонним лезвием вроде сакса и скармасакса. Один из представителей этой ветви - фальшион, меч с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой. Сюда же относятся палаши Нового времени. Развитием же романского меча стали длинные рыцарские мечи и огромные двуручные мечи эпохи Возрождения. Эволюционируя все дальше в направлении колющего оружия, прямые мечи в конечном итоге развились в шпаги и рапиры.
1. Рубящие качества и упругость клинка во многом зависят от граней лезвия.
2. Чтобы разрубать доспехи, ткани и кости, клинок должен быть плоским, а лезвие - иметь достаточно острый угол.
3. С другой стороны, толстый клинок с лезвием, имеющим более тупой угол, не будет так хорошо рубить, зато окажется более стойким при отражении удара. На самом деле лезвию не обязательно быть заточенным как бритва. Даже не очень острый меч из закаленной стали при хорошем ударе обладает достаточной инерцией, чтобы сокрушить врага.
Рыцарский стиль
наверх
Как и в случае с каролингским мечом, название "романский" условно и принято лишь в отдельных классификациях. Существовавший несколько столетий романский меч, разумеется, претерпевал существенные модификации по длине клинка, конструкции перекрестья и навершия, так что речь идет о целом семействе холодного оружия. Не случайно романскому типу посвятил целое типологическое исследование виднейший эксперт в области средневекового оружия Эварт Оакшотт. В его классификацию входит более 20 разновидностей меча, включая двуручные модели. В целом романский меч был в значительно большей степени, чем каролингский, адаптирован к конному бою. Это выразилось, во-первых, в конструкции клинка, который стал более узким и принял более заостренную форму. Претерпела изменения и конструкция эфеса: рукоять стала длиннее, а навершие - не таким массивным: специфика удара, производимого воином в седле, требовала, чтобы рука, сжимающая оружие, чувствовала себя свободнее и не зажималась между перекрестьем и навершием.
На схеме справа показаны клинки разных мечей в поперечном сечении. Это многообразие отражает поиски оружейных мастеров, которые старались сделать свое оружие одновременно прочным, легким и хорошо рубящим
Отклоняясь на 7-14 см, клинок меча должен сохранять прочность и упругость и возвращаться к исходной форме
Разные части клинка выполняют в бою различные функции. Передней частью клинка воин наносит удар, сохраняя дистанцию. Серединой - отбивает встречный удар
Мечи прежних эпох, часто имевшие закругленное острие, очевидно, ориентировались в основном на рубящие и режущие удары. Романский меч, создававшийся во времена постепенного усиления доспеха, должен был не только рубить, но и эффективно колоть, проникая в уязвимые места сочленения элементов защиты.
Порубим напоследок! Разновидности клинков
наверх
Чем более прочным и закрытым становился доспех, тем меньше было проку от рубящих ударов мечом. Примерно с середины XIII века в Европе начинают появляться романские мечи, относящиеся к типу XIII по классификации Оак-шотта. Это последнее поколение мечей с явно акцентированной рубящей функцией. Такой меч уже позволяет всаднику достать противника на расстоянии уколом, но еще достаточно тяжел, чтобы наносить серьезные травмы рубящим ударом, что могло быть эффективным в борьбе с противником, облаченным в доспех из крупных пластин, наклепанных изнутри на кожаную или тканевую основу, или в ламеллярный [чешуйчатый] доспех, если речь идет о Руси. Однако, когда в районе 1350-1360 годов в Европе появляется, наконец, полный пластинчатый доспех, акцент в развитии армейского меча окончательно смещается в сторону колющей функции. С учетом всего сказанного становится понятно, почему меч ХШb, относящийся к "тринадцатому типу", стал одной из этапных моделей в развитии европейского холодного оружия. Именно этот средневековый меч и был в итоге выбран "Популярной механикой" для воссоздания в металле в конце первого десятилетия XXI века.
1. На рисунке справа схематически изображены несколько средневековых мечей. Можно заметить, что большинство из них имеют долы, которые могут доходить почти до острия или заканчиваться где-то посередине клинка.
2. Другие клинки, напротив, имеют идущие по центру ребра жесткости. Существовали и клинки без ребер или долов.
3. Долы иногда неправильно называют кровостоками, однако смысл их совсем не в том, чтобы якобы отводить кровь из раны врага.
На схеме справа изображен эфес меча простой конструкции, характерной для типа XIIIb. Можно обратить внимание на прямую крестовину, длинную рукоять и небольшое круглое навершие
Варяжский товар
наверх
Рассказывая краткую историю средневекового меча, мы практически все время говорим о Западной Европе, римском наследии, викингах, франках, конных рыцарях. Но при чем же здесь "меч русского воина", заявленный на обложке?
Ответ прост: Древняя Русь не была законодателем мод в оружейном деле. Однако это не мешало древнерусским мастерам-оружейникам пользоваться как собственными наработками, так и достижениями западной металлурга и оружейных технологий, порой лишь с небольшим запозданием [около полувека) воспринимая приходящие из Европы новшества.
Значительную роль в проникновении западных мечей на Русь сыграли, разумеется, варяги-викинги. Уже со второй половины VIII века н.э. скандинавские воины и купцы проникали в низовья Невы и Поволховье, Ярославское Поволжье и верховья Западной Двины. А уже в IX веке, то есть в эпоху легендарного основания Руси варяжским князем Рюриком, скандинавы, согласно арабским источникам, вовсю торговали мечами по Волжскому торговому пути, вывозя к себе на Северо-Запад лисий и бобровый мех из славянских земель.
Хронологически время проникновения скандинавов на территорию Древней Руси, как нетрудно заметить, совпадает с бытованием на Западе каролингского меча, или меча викингов. Так что, "пропустив" знакомство с оружием "вендельской эпохи", русичи получили в свое распоряжение типичные изделия эпохи викингов. Всего на Смоленщине, в районах Ярославля, Новгорода, Чернигова и Киева археологами было обнаружено более сотни мечей каролингского типа, относившихся к периоду IX—XI столетий.
Острие меча
В некоторых средневековых мечах ближе к острию клинок становится тоньше. Более толстое и узкое острие для пробивания доспеха
Режущее лезвие с закругленным острием. Колоть им неэффективно
Меч-объединитель
наверх
Все данные раскопок свидетельствуют о том, что подавляющее большинство мечей, которыми сражались в эпоху Древней Руси русские воины, имели западное, а точнее, скандинавское и германское (франкское) происхождение. Об этом свидетельствуют клейма мастеров, нанесенные на клинки и состоящие из надписей латинскими буквами. При этом зачастую "импорт" состоял лишь из собственно клинков, а гарды, рукояти, навершия, а также ножны производились уже древнерусскими мастерами.
Ношение меча
В зависимости от времени, эпохи и длины меча оружие носили на поясе, на перевязи и на портупее
Скручивание перевязи для меча
Защита от щита и от меча
Хранить руку от соскользнувшего по мечу лезвия противника - не единственная функция гарды.
Другая ее не менее важная роль - предохранять руку от жесткого столкновения со щитом.
На рисунке показано, как вооруженный мечом воин должен встречать щит врага, чтобы пальцы остались целы
Длинное прямое перекрестье рыцарского меча лучше предохраняло руку от скользящих вдоль лезвия ударов противника. До определенного времени эту функцию выполнял щит
Впрочем, имеется небольшое количество археологических свидетельств того, что по крайней мере зачатки собственного клинкового производства в домонгольской Руси все же существовали. В частности, известны два меча, клейма на которых выполнены кириллицей и содержат надписи "ЛЮД0ТА КОВАЛЬ" и "СЛАВ...". Все это, однако, не меняет общей картины: даже клинки, сработанные славянскими мастерами, были выполнены по образцам, пришедшим с Запада.
Поэтому неудивительно, что, когда в Западной Европе примерно в XI веке наступила эпоха рыцарского меча романского типа, образцы этого оружия практически синхронно появились на Руси. Среди находок, относящихся к XI—XIII столетиям, - романские мечи с клинками от 86 до 120 см последние более позднего происхождения). Различие исторических судеб Руси и Запада после монгольского нашествия становится причиной последующего расхождения тенденций развития холодного оружия. В Европе прямой меч продолжает эволюционировать в сторону длинного колющего оружия, что в конечном итоге приводит к появлению огромных двуручных мечей эпохи Ренессанса, эстоков с граненым клинком, затем шпаг и рапир. Знакомство Запада с восточной саблей (через гуннов, венгров, арабов) не привело к существенному распространению в Европе оружия с искривленным клинком и скошенной рукоятью. В то же время на Руси, где так и не появился западный полный пластинчатый доспех, рубящее оружие сохранило свое значение, а сабля постепенно вытеснила прямой меч. Так что историческая реконструкция меча романского типа - это еще и повод вспомнить о временах, когда в Средние века Восточную и Западную Европу объединяло" единое оружейное пространство".
наверх
Олег Макаров Журнал "Популярная Механика"
загрузка...
swordmaster.org
Меч – исконно русское оружие | Интересное | Журнал | RETROBAZAR
Начиная с 70-80 годов XIX века мечи все чаще начали находить при раскопках, да и просто как случайные находки. Тогда их приняли за скандинавские или нормандские, так как многие историки находили в них сходство с оружием именно этих древних воинов.
Но по прошествии времени появились исследователи, которые обратили внимание на широкую распространенность мечей по всей Европе. После датирования ряда образцов они отметили, что на основании материала клинков можно сделать весьма интересные и важные исторические выводы о происхождении мечей и взаимосвязи разных культур.
На протяжении еще довольно долгого времени существовало стойкое убеждение, что найденные на нашей территории мечи – это попавшие к нам из Скандинавии клинки, а если какой-то кузнец и брался делать свой меч, то за образец он все равно брал иностранный меч.
Изменить мнение об иностранном происхождении найденных старинных мечей помогли работы исследователей А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова и др. Первому удалось обрисовать развитие форм меча с X по XIII века, ученый доказал, что мечи, датируемые IX-X веками не скандинавские, а общеевропейские. Б.А. Рыбаков же считал, что мечи IX-X вв. имеют франкское происхождение. Кроме того, он допускал, что рукояти отдельных западных клинков монтировались где-то в нашем Поднепровье.
Это подтверждает догадки тех, кто считал, что русские кузнецы, ковавшие мечи для своих соотечественников-воинов, владели сложной технологией кузнечной ковки, причем нисколько не уступали ни западным, ни восточным мастерам. Появилась целая армия историков, которые в своих трудах смогли доказать факт происхождения славянского меча на родной земле.
И вот, когда можно оставить сомнения по поводу происхождения русского меча, самое дело рассмотреть его именно как оружие, которое применялось в кровавых схватках с жестокими врагами русской земли.
Меч представляет собой обоюдоострое рубящее холодное оружие ближнего боя. Испокон веков на Руси это привилегированное оружие и носивший его, как правило, имел высокий статус. Состоял меч из широкой острой с обеих сторон полосы – клинка, и из крыжа рукояти, части которой имели названия: яблоко, черев и огниво.
Плоские стороны меча называли «голомень» или «голомя», а острия – лезвиями. Как правило, на голомене делали или одну широкую или несколько узких выемок. Материалом для изготовления лезвия было железо или сталь. Хранили меч в ножнах, обитых кожей или бархатом. Сами ножны делали из железа и украшались золотыми и серебряными узорами-насечками.
У устья ножен располагалось два кольца, с помощью которых меч крепился к поясу. Первые славянские мечи находятся в захоронениях IX века, но это еще не значит, что вояки Древней Руси только в это время впервые познакомились с этим оружием. Но можно предположить, что именно в это время произошло окончательное отождествление меча с его хозяином и появился ритуал вместе с воином хоронить и его оружие, чтобы оно охраняло его и в другом мире. Но почему в более ранний период в могилах не находятся мечи? Дело в том, что на заре кузнечного ремесла, когда стал распространенным метод холодной ковки, меч восприняли как сокровище, и даже в голову не могло прийти предать его земле.
Все славянские мечи IX-XI в.в. ученые подразделяют на два десятка видов, отличие между которыми лишь в рукояти и крестовине. А вот клинки их почти одинаковы – длина их 90-100 см, ширина у рукояти – 5-7 см с постепенным сужением к концу.
Постепенно с изучением мечей ученым открылось то, что это оружие может служить замечательным историческим документом, ведь при обработке клинков почти на каждом из них были найдены древние надписи.
На протяжении долгого времени эти надписи изучались и классифицировались. Было установлено, что знаки и надписи выполнены инкрустацией из металлической проволоки. Выкладывание букв требовало особого мастерства и, бывало, рука подводила кузнеца, и надпись получалась неровной. Расшифровка надписей на славянских мечах дала много новых познаний историкам, но многие из них так и остались загадкой, которую, быть может, сумеют разгадать уже наши предки. Анализ ученых помог установить, что многие мечи имели одинаковые надписи и были разбросаны по всей Европе. Хотя очевидно то, что эти надписи, хоть и «стандартные», но выполнялись в разное время, разными мастерами, так как имеют разный «почерк». Образцом таких мечей может служить меч с надписью ULFBERHT. Историки полагают, что это слово, возможно сокращенное и обозначает имя какого-нибудь известного ремесленника, а уже позже оно переросло в название семейной марки.
Большинству людей меч представляется тяжелым оружием, некий «меч-кладинец» в несколько пудов весом, которым может орудовать лишь физически подготовленный, сильный воин, настоящий богатырь. На самом деле все это миф, а реальность показывала, что чем легче меч, тем он считался качественнее. Ученые же выяснили, что вес одного такого оружия не может быть более полутора килограмма.
Не каждый воин имел личный меч. Во-первых, это было отнюдь недешево, особенно если меч заказывался у профессионала, настоящего мастера. В0-вторых, меч изготавливался, как правило, из железа, так как литой булат не прижился в морозной Руси, где попросту становился хрупким на сильном морозе. Для получения металла с неоднородным содержанием углерода, кузнецы сваривали дамаск: брали железные и стальные прутья или полосы, скручивали их вместе через один, а затем множество раз проковывали, процедуру повторяли много раз, структура меча напоминала собой некую «гармошку» из металла, прокованную десятки раз. Такой метод позволял изготавливать невероятно прочную, узорчатую сталь, которую потом еще и травили для выявления характерного рисунка «елочкой». Только такая сталь позволяла делать мечи одновременно тонкими и суперпрочными. Такие клинки можно было согнуть вдвое, а затем они с легкостью распрямлялись. Славянский меч был способен рассекать вражеские кольчуги и панцири.
И, конечно же, хорошие мечи щедро украшались узорами из драгоценных камней. Так же богато отделывались и ножны. Такой меч ценился на вес золота и хозяин относился к нему с трепетом, как к лучшему боевому другу, не жалея на него никаких драгоценностей. Случалось, что цена меча превышала все вместе взятое имущество владельца. Приобрести меч мог себе позволить лишь княжеский дружинник и реже – зажиточный ополченец.
Меч применялся в пехоте и коннице вплоть до XVI века. Со временем в конном бою его вытеснила сабля, с которой было удобнее на коне, но все же именно меч на все века остался исконно русским оружием.
retrobazar.com
Древнерусский МЕЧ
Когда спорившие славяне не могли прийти к полному согласию, Князь говорил им: «Судитесь мечом». И тогда воины устраивали турнир, исход которого неукоснительно определял принятие решения — так велика была честь воинского искусства.
Древнейшие сведения о славянах, живших тогда на территории Восточной Европы, относятся к первым векам нашей эры. Как и все народы тоговремени, жившие под постоянной угрозой нападения, славяне были очень хорошими воинами. Любой мужчина в равной степени отлично владеллюбым оружием, будь то лук, секира, копьё, топор или бердыш, но всё-таки, предпочтение отдавалось самому популярному тогда виду холодного оружия — мечу.
Меч — это типичное оружие русских воинов, символ воина и власти. Славянский клинок был широким, немного суженным к острию, бороздчатым, с волнообразными полосками на металле и украшался различными рисунками, обычно — изображениями животных или различными символами — коловрат, посолонь, инглия, святодар. Меч обязательно был тяжёлым, люди с детства привыкали к тяжести оружия и, естественно, удар таким мечом, да ещё окрепшей богатырской рукой был чрезвычайно сильным. Особое внимание уделялось рукоятке — она была настоящим произведением искусства — с помощью особых технологий на металл наносились разнообразные узоры, у наиболее дорогих мечей в рукоять вставлялись драгоценные камни. Обычно в славянских клинках посередине делалась небольшая канавка «дол» — желоб для стока крови, хотя есть версия, что это делалось для облегчения меча и увеличения его маневренности.
Мечи пользовались большим уважением на Руси, являлись дорогостоящим и очень качественным предметом войны. Поэтому право на их постоянное ношение имели только дружинники или Великий князь. Естественно, мечи имели и другие ратные люди Руси, но в мирное время повесить на пояс оружие означало проявить неуважение к нему или недоверие к другим людям, ведь каждый мужчина был не только воином, но и земледельцем, а «боевое оружие — оно против врагов служит, а не для того, чтобы красоваться на пустом месте». Отсюда и образовалась древнеславянская традиция обнажать меч только для защиты Отечества или доказательства правды. Зачастую, меч считался единственным источником существования, он всегда передавался в семьях по наследству. Отец брал обнаженный клинок, клал его перед новорождённым ребёнком и говорил: «не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом».
Клятву славяне давали на мече и щите, да и при заключении договоров использовали те же самые предметы. В русском языке с древнейших времён возникло множество словесных оборотов, связанных с этим словом: «Зайти мечом» означало завоевать город или местность, а «Взимать меч против» означало начать войну. А кому не знакома знаменитая фраза Александра Невского — «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»? Да и в народном фольклоре клинок занимает не последнее место. Достаточно вспомнить «Меч-кладенец», который обладал исключительной силой и не каждому давался в руки.
До сегодняшних дней, изделия русских оружейников славятся во всём мире. Холодное оружие российских мастеров — это не просто кусок железа, а произведение искусства — красота и мощь, изящность и стойкость — весь характер русского человека можно представить в холодной притягательности славянского меча…
Олег Агаев
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем