Города древней италии. Помпеи — древний город Италии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Города государства италии. Города древней италии


WideOpenRoad — Туристический портал.Помпеи - древний город Италии

Помпеи

Помпеи

Pompeii (город Помпеи) – древнеримский город в Италии, расположенный неподалеку от Неаполя, региона Кампания. В результате извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года оказался погребенный под слоем вулканического пепла. Сейчас это музей под открытым небом, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи

Помпеи

5 февраля 62 года произошло сильнейшие землетрясение, которое и стало предвестником извержения вулкана Везувий. Это бедствие нанесло огромный урон городу, большинство зданий успели отремонтировать, но некоторые так и остались, повреждены до самой гибели Помпеи. Извержение Везувия началось днем 24 августа  79 года и длилось целые сутки, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся фрагменты писем Плиния Младшего. Это извержение привело к гибели трех городов – Помпеи, Геркуланум, Стабии и еще несколько небольших селений и вилл. Под многометровой толщей пепла были найдены целые улицы города, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. О силе извержения доказывает тот факт, что его пепел долетал до Египта и Сирии.

Помпеи

Помпеи

В 1592 году архитектор Доминико Фантана, прокладывая канал от реки Сарно, наткнулся на часть городской стены. При  постройки колодца в 1698 году обнаружили руины древнего здания с надписью «Помпеи», тогда решили, что это вилла Помпея Великого.

Помпеи

Помпеи

Под руководством Р. Дж. Алькубьерре раскопки опять начались в 1748 году, но его интересовали только находки, представляющие художественную ценность, а все остальное уничтожалось. После протеста ряда ученых его практика была прекращена. В 1760 – 1804 году под руководством Ф. ле Вега, раскопки продолжили. В 1763 году обнаружили надпись на пьедестале статуи погребенной под пеплом, только тогда стало ясно, что это город Помпеи.

Помпеи

Помпеи

В 1870 году обнаружили, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем пепла образовались пустоты. Эти пустоты заливали гипсом, эта технология помогла восстановить предсмертные позы жертв извержения. После землетрясения в 1980 году, в городе Помпеи ведутся одни реставрационные работы. На сегодня осталось 20-25 % территории Помпеи не раскопано.

Читать похожие записи:

Национальный парк Везувий 

Вулкан Этна на острове Сицилия 

WIDEOPENROAD.RU

wideopenroad.ru

Города государства италии

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип eгo разграничения на 10 oкругов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За apeoпагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дeла в Афинах, получили права гpаждан. Общее число граждан составило около 30 тыс, человек.Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изганию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании.На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели - подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.В Спарте неизменными остались порядки родоплеменногo строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались.Спартанское государство вело постоянные войны против coceдних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.Города-гoсударства Италии. Основание РимаВ развитии городов Италии и греции проявил ось мнoгo сходных черт. В VIII-VI вв, до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования .На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Cpeдиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское.В 753 г. до н.э.тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан юрод Рим.Согласно легендам. Рим был построен потомком троянскогo героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил eгo и поселился с дpyзьями на холме Палатин.Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций, Высшим opгaномуправления был сенат (от лат, «seпex» - «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль Bepxoвнoгo правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей Сената. С 616 г, до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.Высокого развития достигли в Этрурии добыча и обработка металлов, особенно меди и железа. Этрурия была единственной областью Италии, где имелись рудные залежи. Здесь в отрогах Апеннин добывались медь, серебро, цинк, железо- особенно богатые залежи железной руды разрабатывались на близлежащем острове Ильва (Эльба). Необходимое для изготовления бронзы олово этруски получали через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Они добывали руду не только с поверхности земли, но, сооружая шахты, разрабатывали и более глубокие залежи. Судя по аналогии с греческими и римскими горными промыслами, добыча руды была ручной. Основными орудиями горняков во всем мире были тогда заступ, кирка, молот, лопата, корзина для выноса руды. Выплавлли металл в небольших плавильных печах- несколько хорошо сохранившихся печей с остатками руды и древесного угля найдено в окрестностях Популонии, Волатерр и Ветулонии, главных металлургических центров Этрурии. Процент извлечения металла из руды был еще настолько низким, что в новейшее время оказалось экономически выгодным переплавить горы шлака вокруг этрусских городов. Но для своего времени Этрурия была одним из передовых центров производства и обработки металла.Обилие металлических орудий труда содействовало развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало установлению господства над покоренными общинами и развитию рабовладельческих отношений. Металлические изделия составляли важную статью этрусского экспорта. В то же время некоторые изделия из металла, например бронзовые котлы и украшения, этруски ввозили. Ввозили они и металлы, которых у них недоставало (олово, серебро, золото), как сырье для своей ремесленной промышленности. Каждый этрусский город чеканил собственную монету, на которой изображался символ города, а иногда указывалось и его название. В III. до н.э. после подчинения Риму этруски перестали чеканить собственную монету и стали пользоваться римской.Этруски внесли свой вклад в градостроительство в Италии. Их города обносились мощными стенами из огромных каменных блоков. Для древнейшей застройки этрусских городов были характерны кривые улицы, обусловленные рельефом местности и повторявшие изгибы береговой линии рек и озер. При внешней хаотичности такой застройки в ней была и рациональная сторона — учет условий окружающей среды. Позже под влиянием греков этруски перешли к четкому планированию городских кварталов в шахматном порядке, при котором улицы, ориентированные по странам света, пересекались под прямым углом. Хотя такие города были красивы, в них было легко ориентироваться и они были удобны для движения транспорта и устройства водопровода и канализации, греческий тип градостроительства имел и свои недостатки: он в принципе игнорировал такие природные условия, как рельеф местности и господствующие ветры.Об этрусском городе с подобной планировкой позволяют судить раскопанные остатки небольшого города, который существовал в Северой Италии, близ Болоньи, и предположительно назывался Миса. Он существовал недолго — с VI до начала IV. до н.э. Погибший во время кельтского нашествия, он никогда более не восстанавливался, что обеспечило его доступность для археологов. В самом высоком месте города находился акрополь с храмами и алтарями. Улицы пересекали друг друга перпендикулярно. Ширина главных улиц вместе с мостовой и тротуарами достигала 15 м- некоторые улицы были, вероятно, мощеными. В городе имелись водопровод и канализация. Вода подавалась в город из источника на акрополе по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам.Храмы и прочие здания этруски возводили на каменном фундаменте, но для сооружения стен и перекрытий использовали необожженный кирпич и дерево, поэтому от них почти ничего не сохранилось. По преданию, этрусскими мастерами была сооружена в Риме, на Капитолийском холме, главная святыня римлян — храм Юпитера, Юноны и Минервы.Близ городов располагались обширные некрополи. Известны этрусские гробницы трех типов: шахтовые, камерные с насыпным курганом и скальные, вырубленные в горной породе. Богатые могильники отличались большими размерами и роскошной отделкой: они состояли из нескольких комнат, украшенных настенной живописью и статуями. Саркофаги, кресла и многие другие погребальные принадлежности были высечены из камня и поэтому хорошо сохранились. Если богатые гробницы, по-видимому, копировали план и внутреннее убранство богатого дома, то о домах простого народа дают представление погребальные урны в виде глиняных моделей хижин.Многие этрусские города имели выход к морю если не непосредственно, то через реки или каналы. Например, город Спину, расположенный на северо-востоке Италии, у адриатического побережья, соединял с морем канал длиной 3 км и шириной 30 м. Хотя остатки Ветулонии в современной Тоскане находятся в 12 км от моря, но в древности она была расположена на берегу бухты, глубоко врезавшейся в сушу. В римское время от отой бухты оставалось уже только мелководное озеро, а потом и оно высохло.Весьма совершенным было этрусское судостроение, материалы для которого поставляли сосновые леса Этрурии, Корсики и Лация. Этрусские корабли ходили на веслах и под парусами. В подводной части военных судо имелся металлический таран. С VII. до н.э. этруски стали применять металлический якорь со штоком и двумя лапами. Римляне заимствовали этот тип якоря, а также таран, который назвали ростром. Сильный флот этрусков позволял им соперничать с карфагенянами и греками.Высокого развития достигло у этрусков керамическое производство. Их керамика близка греческой, но они создали и своя собственный стиль, который в науке называется «буккеро». Его характерные черты составляют подражание форме металлических сосудов, черный блестящий цвет и украшение барельефами.Этрусские шерстяные ткани шли на экспорт, а также, несомненно, находили широкое употребление и в быту этрусков. Кроме того, этруски славились льноводством и очень широко применяли изделия из льна: полотно шло на изготовление одежды, парусов, военных доспехов, служило писчим материалом. Обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Этруски вели обширную торговлю со странами Средиземноморья. Из развитых промышленных городов Греции из Карфагена они ввозили предметы роскоши, из Карфагена, кроме того, — слоновую кость как сырье для своих ремесленников. Покупателем дорогих привозных товаров была этрусская знать. Предполагается, что в обмен на привозную роскошь Этрурия поставляла в развитые торгово-ремесленные центры медь, железо и рабов. Однако известно, что и в развитых обществах находили спрос различные изделия этрусского ремесла.В торговле этрусков с северными племенами, обитавшими в Средней и Западной Европе вплоть до Британии и Скандинавии, вероятно, безраздельно господствовал экспорт готовой продукции — металлических и керамических изделий, тканей, вина. Потребителем этих товаров выступала главным образом знать варварских племен, которая расплачивалась с этрусскими купцами рабами, оловом, янтарем. Греческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в торговле с заальпийскими кельтами италийские купцы, под которыми, как считается, он имеет в виду этрусков, за амфору вина получали раба.Морская торговля преобладала у этрусков над сухопутной и сочеталась с пиратством, что было характерно и для других мореходов того времени. По мнению А. И. Немировского, наибольшее распространение этрусского пиратства приходится на период упада этрусских государств в IV—III вв. до н.э. когда, с одной стороны, в силу греческой конкуренции, кельтского вторжения и римской экспансии оказалась подорванной их внешняя торговля, а с другой — пиратство стимулировалось растущим спросом на рабов в римском обществе. Именно в это время в устах греков стали синонимами слова «тиррены» и «пираты».Каждый этрусский город представлял собой экономическое целое. Они различались между собой характером своей экономической деятельности. Так, Популония специализировалась на добыче и обработке металлов, Клузий — на сельском хозяйстве, Цере - на ремесле и торговле. Не случайно поэтому именно Поре особенно конкурировал и враждовал с греческими колониями в Италии и Сицилии, являвшимися значительными центрами ремесленного производства и внешней торговли.Греческие колонисты стремились проникнуть к этрусским источникам сырья в район Ильвы, Корсики, Сардинии и южного побережья Галлии. Кроме того, греки и этруски столкнулись в процессе колонизации Средней Италии. В плодородной Кампании, где возникли греческие города Кумы и Неаполь, вскоре выросли этрусские (или италийские под этрусским господством) города Капуя, Помпеи, Нола, Геркуланум и др. Этруски стремились избавиться от посредничества греков в торговле с приморскими городами Балканской Греции и Малой Азии, для чего пытались, в частности, овладеть Мессинским проливом между Италией и Сицилией. Не случайно все военные действия между греками и этрусками развертывались в VI—V вв. до н.э. в районе Сицилии, Корсики и Средней Италии.Между этрусками и карфагенянами тоже существовало соперничество. Их торговые и колонизационные интересы сталкивались в VII—VI вв. до н.э. в Сицилии, Сардинии, Корсике, Южной Галлии и Испании. Но появление в Западном Средиземноморье греков заставило соперников объединиться против общего врага. В 535 г. до н.э. этруски (граждане г. Цере) в союзе с Карфагеном разбили греческий флот у побережья Корсики. Это на несколько десятилетий обеспечило этрускам свободу действий в центральном районе Средиземноморья. Этрусские товары (главным образом металлические изделия и рабы) следовали теперь на Восток через Мессинский пролив без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н.э. Сибарис города государства италии разрушен гражданами другого южноиталийского греческого города, Кротона, а в Мессинском проливе греки установили сторожевой пост. Это явилось первым ударом по этрусской торговле на юге. Вторым оказался разгром греками (сиракузянами) объединенного этрусско-карфагенского флота при Кумах в 474 г. до н.э. С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком, по-видимому, стали осуществляться через порты Адриатического моря. На этой торговле расцвел в V. до н.э. город Спина в устье По, крупнейший этрусский порт на Адриатическом море.Галльский военный набег 390 г. до н.э. подорвал этрусскую торговлю не только на севере, но и в восточном направлении, поскольку часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря.Общественно-политический строй этрусков.Этрусское общество предстает перед исследователями в своих материальных и письменных памятниках и в трудах античных авторов уже несомненно дифференцированным в сословно-классовом отношении, однако данные источников недостаточно определенны, поэтому многие вопросы общественного строя этрусков трактуются в науке противоречиво.Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Богатые и влиятельные семьи, по-видимому, гордились своей принадлежностью к древним родам. Вопреки распространенному мнению, что названия некоторых этрусских городов были образованы от имен знатных родов, существует точка зрения, что, наоборот, имена этрусских родов были образованы от названий местностей, в которых располагались их земельные владения в Италии. Из этого делаются выводы, что этрусские роды образовались из разных этнических элементов, у которых не могло быть представления об общем предке, и что создавались эти роды искусственно, из престижных соображений, под влиянием традиционного родового деления окружающих италийских племен.О богатстве знатных семей и эксплуатации ими многочисленных зависимых людей свидетельствуют их роскошные погребения и в какой-то степени сцены пиров, изображенные на гробничных фресках, а также исьменные источники. Предполагается, что экономической основой их могущества являлись крупное землевладение, внешняя торговля, горнорудные промыслы. Характер этрусского землевладения в целом неясен: некоторые исследователи полагают, что большая часть земель сосредоточивалась в руках этрусской знати- по мнению других ученых, основная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян.Рядовые свободные граждане этрусского общества не выступают прямо в источниках, но их существование считается вполне вероятным. На основании археологических данных и римских параллелей предполагается наличие у этрусков военной организации свободного населения, а следовательно — существование свободных земледельцев и ремесленников. Изображения пеших и конных этрусских воинов, остатки оружия и колесниц, а также военная реформа Сервия Туллия, этрусского царя в Риме VI. до н.э. позволяют предположить, что рядовые воины были пехотинцами, а знать сражалась верхом или на колесницах. Предполагается, что этрусские ремесленники были организованы в профессиональные коллегии, однако в этрусских текстах не выявлено термина для обозначения таких коллегий.Античные авторы отмечают наличие в этрусском обществе домашних рабов и зависимого земледельческого населения, которое они обозначают термином пенесты. При этом Дионисий Галикарнасский поясняет, что пенесты — это коренное население греческой области Фессалии, занимавшееся сельским хозяйством и работавшее на своих завоевателей. Л.А. Ельницкий, специалист по рабству в древней Италии, полагает, что, говоря о пенестах в этрусском обществе, Дионисий «имеет в виду коренное население Этрурии, порабощенное тирренскими завоевателями»(Ельпицкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э. М. 1964. 106.). Однако, учитывая, во-первых, обычное для античной традиции противопоставление пенестов и подобных им категорий настоящим рабам и, во-вторых, свойственное Л.А. Ельницкому расширительное толкование понятия «рабство», по-видимому, следует более осторожно толковать слова Дионисия о пенестах в этрусском обществе, как покоренном тирренами местном населении, обязанном какими-то платежами и повинностями в пользу завоевателей, но отличавшемся, однако, в павовом отношении от собственно рабов.В этрусских текстах для обозначения зависимых людей употребляются термины этера, лаутни, а также, возможно, лете. При современном состоянии изученности этрусских источников невозможно уверенно соотнести термины этрусских текстов с «рабами» и «пенестами» античных источников.Этрусское рабство, в отличие, например, от греческого или римского, не подвергалось в историографии столь же глубокому специальному изучению. Считается бесспорным, что у этрусков существовало рабство пленных и купленных чужеземцев, но нет единства в оценке его характера. Фрески на стенах этрусских гробниц и сведения античных авторов позволяют утверждать, что рабы широко использовались в домах этрусской знати в качестве слуг, танцовщиц, музыкантов и т.п. Кроме того, источники указывают на существование у этрусков обычая ритуальных убийств рабов в форме смертельных поединков между ними и травли людей зверями. О последнем позволяет судить, например, фреска в так называемой «Могиле авгуров» в Тарквиниях, где изображена травля собакой человека с завязанным лицом.О характере этрусского рабства существуют противоречивые суждения. Л.А. Ельницкий оценивает его в целом как «примитивное», указывая на его домашний характер и связь с человеческими жертвоприношениями, которые обычно свидетельствуют о незначительной роли рабов в производстве. По мнению же А.И. Немировского, «у этрусков было более или менее развитое рабовладение». Он считает, что этруски применяли труд рабов не только в домашнем хозяйстве, но и на прямом производстве, например при обработке земли, рытье каналов, добыче металлов, строительстве крупных сооружений, хотя об этом и отсутствуют сведения в источниках.Итак, несомненно существование рабов у этрусков, но сферы применения рабского труда и в целом характер рабства определяются разными учеными различно.Другую категорию эксплуатируемых людей в этрусских городах-государствах, по-видимому, составляло некоренное тирренами местное население, которое сопоставляется античными авторами с фессалийскими пенестами, спартанскими илотами и другими подобными категориями подневольного населения.Политический строй этрусков также известен лишь в самых общих чертах. Б течние всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия, согласно античной традиции, являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых занимал небольшую территорию. Точного списка этрусского двенадцатиградья не сохранилось. По-видимому, в его состав входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Рузеллы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Нортона.В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство. Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н.э. на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение крупного портового города и важного центра металлургии, в составе государства Волатерры.Наличие в городе-государстве других поселений, кроме главного города, не было редкостью: например, город Цере имел порт Пирги, город Тарквинии — порт Грависки. Эти портовые города входили в соответствующий город-государство: их свободные жители были его гражданами и воинами объединенного отряда, например отряда Цере и Пирг.По данным античной традиции, кроме древнейшего двенадцатиградья в Этрурии этруски образовали еще два более поздних — в Северной и Средней Италии. На севере они расселились в обширном бассейне р. По, на западе Средней Италии проникли в Лаций и Кампанию. В процессе колонизации этруски в одних случаях основывали новые города, в других — устанавливали свое господство в городах местного населения. Например, в VI. до н.э. известно правление этрусских царей в Риме, который зародился как город-государство еще в VIII. до н.э. а как поселение — и того раньше, в середине II тысячелетия до н.э.Во главе каждого этрусского города-государства стояли вначале цари-лукумоны. Власть лукумона, подобно власти греческих басилвев, была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны- некоторые полагают, что он был верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом государства.Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает влсть в городах: в VI. до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками.Каждую весну в главном общеэтрусском святилище в городе Вольсиниях собирались главы этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза, который, по-видимому, не имел реальной власти. Правда, считается возможным, что в случае достижения общего решения о совместных военных действиях именно он возглавлял свободное войско городов-государств. Так, предполагается, что Порсена, пытавшийся восстановить власть в Риме изгнанного оттуда этрусского царя Тарквиния Гордого, выступал не просто как царь города-государства Клузия, а в качестве главы федерации. Однако военно-политическое единство этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия- решения собрания представителей носили характер рекомендаций, а не постановлений, подлежащих обязательному исполнению. Федерация была преимущественно религиозным союзом. Отсутствие военно-политического единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом, В V. до н.э. как упоминалось, греки потеснили этрусков на юге Италии- в начале IV. сильный удар им нанесли кельты на севере. В течение IV—III вв. до н.э. все этрусские города-государства были завоеваны Римом и полностью лишились политической независимости. Этрусское культурное наследие вошло неотъемлемым элементом в римскую культуру. Долго продолжалось воздействие этрусской культуры и на другие народы. Например, германцы, по-видимому, через посредничество альпийских племен еще в первых веках нашей эры получили руническое письмо, восходящее, минуя латинское, прямо к этрусскому.Этрусская религия.Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни их общества. Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Менрва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких, крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Типа слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Менрвы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Менрве. Сохранились неопределенные сведения о верховном боге Вертумне (Вольтумне, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя — лишь один из эпитетов бога Тина.Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств — добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III. до н.э. римлянами- также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения и превратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толковнием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.Литература:Неронова В.Д. Этрусские города-государства в Италии./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.369-381

hotelsitaly.ru

Города и регионы Италии / Travel.Ru / Страны / Италия

Звезда Travel.ru Рим - победитель премии "Звезда Travel.ru" в номинации "Лучший город для экскурсий" за 2004 год.

Итальянцы - потомки мудрецов, политиков и военачальников древности, и все же Вечный Город - Рим - и сегодня остается юным, полным энергии и жизни. Путешественнику, впервые посетившему Апеннинский полуостров, следует начать свое знакомство с этой страной с ее столицы, ведь здесь расположены не только античное наследие и современные достопримечательности - прямо в центре Рима находится карликовое государство Ватикан.

Католики со всего мира приезжают в Италию, чтобы увидеть главу своей конфессии - Папу Римского, наместника Бога на земле. Туристические компании предлагают паломнические туры в эту страну, напрямую связанную со становлением раннего христианства. В Лорето искателям духовного просветления предлагается посетить Домик Богородицы, привезенный из Назарета, в Бари - присутствовать на литургии в Базилике святителя Николая, в Амальфи по легенде хранятся мощи самого Андрея Первозванного. Огромное количество христианских святынь находится в Риме, Флоренции, Падуе, Венеции.

Итальянцы знают толк в хорошем вине и обильной здоровой еде. Гастрономические туры в Италию предлагают туристам посетить кулинарные уроки в Тоскане и Лигурии, ознакомиться с местной кухней и винами в Лацио, Пьемонте, Венето, Трентино, поучаствовать в дегустациях в Сардинии, Ломбардии, Умбрии. Любители классики с избытком найдут ее в Пизе, романтики стремятся в Венецию и родину Джульетты - Верону, кокетливые модницы собираются в мировой столице haute couture - Милане.

Полуостров с трех сторон окружен теплыми морями, неудивительно, что Италия считается Меккой пляжного отдыха. Основные курорты расположены на островах: Сицилии, Сардинии, Капри, Искье и Эльбе. В Римини в основном собирается молодежь, чтобы всю ночь напролет "тусоваться" на пляжной дискотеке, Абруццо идеален для эко-туристов, предпочитающих тишину, покой и полное слияние с природой, в Апулию стремятся отважные авантюристы, а в Калабрию приезжают любители экзотики.

Горнолыжные курорты Италии популярны не меньше, чем пляжи: попробовать себя в роли лыжника или бобслеиста можно в Бормио, Червинии, Сестриере, Валь-ди-Соле, Пассо-Тонале. Дети без ума от тематических парков развлечений, расположенных в регионе Эмилия Романья на курортах Милано Мариттима, Риччоне, Чезенатико. Любительницы СПА-отдыха выбирают маленький городок Фьюджи и курорт Монтекатини, недалеко от Тосканы. "Волкам-одиночкам" тоже есть, что посмотреть на родине Челентано, Боккаччо и Феллини: Пезарео, Равенна, Сан-Марино - эти и другие города могут многое предложить даже самому искушенному путешественнику.

guide.travel.ru

Города Италии

Замок Ареки, Салерно

Исторические города

Рим – «Вечный город», наполненный древними архитектурными памятниками 3-х тысячелетий как дорогой антикварный салон. Здесь история зримо видна во всей её многослойности, в которую внесли вклад Древняя Эллада, золотая Троя, Византия, Этрурия, Карфаген, разные племена древних италийцев, в том числе, сабинян. Отдельно выросшая ветвь истории Рима – Ватикан, самое крохотное в мире государство, хотя и имеет-то оно на своей территории лишь Собор Святого Петра и резиденцию Папы.

Салерно – история и культура этрусков, греков, норманнов, арабов (их называли сарацинами), турок, византийцев. Недалеко от Солерно – 3 больших археологических парка: развалины древних Помпей и Геркуланума, Позитано и Паэстума. Это полностью расчищенные руины городов, там можно пройти по их бывшим улицам, заходить в разрушенные дома, места, которые когда-то были общественными. Уцелели остовы всех зданий и даже фрески, и даже краски на них!

Сиракузы – масса архитектурных памятников, древнегреческие дворцы, другие строения. На высоком холме – археологический парк Неаполис (не путать с городом Неаполь) с потрясающим видом на Сиракузы, с самым большим древнегреческим театром Средиземноморья (был переделан римлянами), там и сейчас проходят летом фестивали, концерты.

Неаполь (Неаполис) – рядом с Везувием. Древние крепости, театр-форум, дворцы, храмы, а ещё - родина пиццы, чарующие неаполитанские песни под мандолину и гитару, неаполитанские маскарады.

Агридженто – знаменит своей Долиной храмов, внесённой в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, археологическим музеем с удивительными находками, пещерными церквями и склепами эпохи раннего христианства.

Падуя – средневековые крепостные стены, Собор Святого Антония Падуанского (покровитель города), Дворец Разума (Палаццо дела Раджоне), церкви с фресками Джотто и Мантеньи, знаменитый Падуанский университет 1222 г.

Ла Скала, Милан

Города искусств

Милан – это оперный театр Ла-Скала, замок Сфорца, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Амброзианская библиотека, а ещё – модные бутики, сезонные дефиле, которые котируются иной раз повыше парижских.

Флоренция – это Дворец Медичи, Галерея Уфицци, в которой собрана самая большая коллекция живописи Италии с картинами Микеланджело, Рафаэля, Рембрадта, Тициана.

Венеция – дворцы венецианских дожей в Палаццо-Дукале, соборы, церкви, базилики со знаменитыми фресками, множество разных мостов (Мост вздохов, Золотой мост), площадь и собор Сан_Марко.

Пиза – знаменитый архитектурный ансамбль 11-13 вв., внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и включающий Пизанский собор, Пизанскую башню (ставшую впоследствии падающей), Баптистерий Сан-Джованни, кладбище 13 века Кампо-Санто. Ансамбль находится на Площади Чудес (Пьяцца деи Мираколи), обнесенной древней огромной стеной.

Верона – город Ромео и Джульетты, здесь туристам покажут всё, что связано с этими именами. Ещё - древнеримский амфитеатр Арена-ди-Верона, где исполняются классические итальянские оперы с участием самых знаменитых певцов, также много архитектурных памятников античного периода.

Города для отдыха

Трапани – городок неспешной провинциальной жизни, по утрам - бурлящие рынки, полные свежих овощей, фруктов, рыбы, а здешние пляжи просто великолепны. Из Трапани можно сплавать на пароме или перелететь на самолете на малонаселенный островок Пантеллерия – поплавать и позагорать в безлюдье.

Сан-Ремо – Город цветов, потому что он весь окружен теплицами с цветами, отчего воздух города пропитан цветочными ароматами. И конечно Сан-Ремо - знаменитые ежегодные фестивали итальянских песен, парки и сады с тропической растительностью, дорогие отели, казино, брендовые бут

turtella.ru


Смотрите также