Древние религии Древние религии представления. Религиозные представления древних людей
Религиозные представления древних людей. — КиберПедия
Возникновение религии ученые относят к среднему или позднему палеолиту. Ранними формами религии являются-анимизм,магия,тотемизм,фетишизм.
1. Анимизм-это вера в сверхъестественные существования-то есть,в души. Древние люди верили,что после смерти человека,его душа не умирает.
2. Магия-делались магические обряды на здоровье,урожай,любовь.
3. Тотемизм-вера в животных,растения,явления природы.
4. Фетишизм-вера в сверхъестественные силы неодушевленных предметов.
В основном,верили в духов,загробнуюжизнь,вмагию,поклонялись солнцу, земле,огню,разнымживотным,растениям. В захоронения клали:украшения,посуду,оружие,даже запасы еды.
Определите роль партии «Алаш» в возрождении национальной государственности.
Партия основывала свою борьбу на общенациональных интересах.Главным лозунгом было освобождение казахского народа из-под колониального гнета. Программа состояла из десяти основных разделов: форма государства;автономия;основные права гражданина,религия,власть и суд,образование,земельный вопрос.
Объясните, почему во второй половине XIX в. царское правительство было заинтересовано в развитии промышленности в Казахстане.
Начавшийся процесс присоединения казахских земель к Российской империи привел ко многим изменениям в социально-экономическом развитии края. Это привело к оседанию казахов,развитииторговли,земледелия,сенокошения,сководческо-земледельческого хозяйства,возрос товарооборот с Россией, развивалась меновая торговля казахов с российским купечеством. Царским правительством были приняты законы о переселении крестьян. Началось строительство первых железных дорог в Казахстане. Царскому правительству было выгодно,развивались рыночные отношения Россия преследовала экономические интересы торгующих сторон. Была ярморочная торговля.
Билет
Аграрная политика царизма в XVIII веке в Младшем и Среднем жузах.
В первой половине XVIII в. царское правительство начало проводить аграрную колонизацию на территории Младшего и Среднего жузов. Царское правительство преследовало свои цели:во-первых,принижение авторитета местной власти и постепенное строительство крепостей; во-вторых,территориальный захват плодородных земель;втретьих,распространение национальной вражды между башкирами и казахами. Царское правительство создает ряд оборонительных сооружений от Каспийского моря до Забайкалья для усиления военного присутствия на востоке страны царским правительством был поднят вопрос о оседании казахов.
Раскройте понятия Казревком, продразверстка, военный коммунизм.
Казревком-казахский революционный комитет. После победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного съезда Советов Казахстана. 10Июля 1919г был образован Киргизский(Казахский) революционный комитет во главе с Петковским.
Продразверстка-сокращенно продовольственная разверстка-система государственных мероприятий,осуществленная в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок продовольствия,в первую очередь,зерна.
Военный коммунизм-название внутренней политики Советского государства. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной,средней,мелкойпромышленности,государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства,продразверстка,запрет частной торговли,свертывание товарно-денежных отношений,уравнивание в распределении материальных благ,милитаризация труда.
Сравните антропологический тип андроновцев и саков, охарактеризуйте общие и различные черты.
В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Саки были европеоидами,но эти черты у них стали размываться,во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Андроновцы:большие черепа, округленные лица, нос с горбинкой. Саки:черепанебольшие,лица как бы преплюснуты,глаза глубоко посаженные,скулывыпуклые,носы с горбинкой.
6 – билет
Основание Акмолы.
Самое первое название столицы Астана-Акмолинск в 1930 годы. В годы освоения целины был назван Целиноградом. Акмола с казахского языка переводится «белая могила». В 1998 г переименовали в Астану. 6Июня- день столицы. Сейчас,один из красивейших городов Казахстана.
cyberpedia.su
Древние религии Древние религии представления
Древние религии
Древние религии – представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Сюда относятся примитивные поклонения различным предметам, предкам, явлениям и силам природы, животным. Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. На определенной ступени трансформации неандертальцев в людей разумных, обладающих уже умением рассуждать начался процесс накопления и осмысления практического опыта. Первобытный дикарь, - это уже человек разумный, мыслящий, способный к определенному анализу, осмыслению конкретной ситуации, практического опыта, закрепленного в регулярной деятельности, из которой самими распространенными были следующие практики:
Практика захоронений Пещерный разумный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники проходили через обряд определенной подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем красной охры, рядом с ними клали предметы обихода, украшения, утварь и т. п. Это означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные представления о загробном существовании. И сколь бы еще смутными ни были эти представления, из них явствует, что загробная жизнь казалась верхнепалеолитическим людям продолжением жизни земной. Другими словами, в эпоху верхнего палеолита уже сложились идеи о существовании наряду с, реальной жизнью иного мира - мира умерших и духов: считалось, что покойники могут как-то влиять на жизнь живых (чем, в частности, и объясняется особая забота о мертвых).
Практика магических изображений в пещерной живописи, появившейся именно с началом верхнего палеолита, с возникновением сапиентного (разумного) человека. Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животные шкуры, а то и просто полулюдейполуживотных. Эти изображения свидетельствуют о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов, посредством обладающих могуществом в мире духов их покойных предков, либо при помощи посредников между живыми и умершими, т. е. различного рода колдунов и шаманов. Человек в древности стремился понять, объяснить мир, в котором жил, хотя и не отделял себя от природы. Один из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, что отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.
Наблюдая, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — Древнейшие люди считали, что кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери. Эти связи между людьми и животными, опосредствованные к тому же известным в то время человеку культом плодородия и размножения (статуэтки женщины-матери с подчеркнутыми половыми признаками как раз часто встречаются на стоянках пещерных людей, раскапываемых археологами) получили в представлении первобытных коллективов на стадии их трансформации из орд в родовые группы вполне определенное религиозное осмысление
Тотемизм Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдейполурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т. е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той
Однако такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой с ее охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических представлений.
Анимизм Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом. В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно.
Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.
Магия Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов.
Фетишизм Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Их называли фетишами (от порт. feitisso — «амулет» , предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д. ). Позднее появились специально изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов (от лат. — amuliri — отстранять, отвращать). Амулетом служил предмет, которому приписывали магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед и неприятностей. Способность отвращать от беды приписывалась и талисманам (от греч. — telesma - посвящение, чары). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта: например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение чтимого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д. ). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становилась какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация» : один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д.
Вывод Позже эти все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил природы. Появляются египетские, кельтские, славянские верования, языческий пантеон античных Богов в Древней Месопотамии, Греции и Риме. Также многие современные религии своими корнями уходят в языческие древние верования, например шаманство и индуизм.
present5.com
7. Религиозные представления первых людей
Охарактеризовать религиозные представления первых людей — непростая задача. Исследователь сталкивается здесь с целым рядом трудностей. Прежде всего, это отсутствие достоверного эмпирического материала. Интересующие исследователя этапы истории культуры давно прошли, и все выводы, которые можно относительно них сделать, представляют собой более или менее обоснованную реконструкцию. Вторая трудность связана с проблемами классификации. Как систематизировать и классифицировать становящиеся нам известными религиозные представления? Если попытаться классифицировать их по самому содержанию верований, то окажется, что это содержание весьма туманно и расплывчато. Если же выбрать в качестве признака классификации предмет религиозного поклонения, то можно выделить культ предков, культ Солнца, культ Луны и т.д., но в результате получится мало что проясняющая, весьма пестрая и неисторическая картина. Ведь Солнцу, к примеру, поклонялись в разные исторические эпохи, и этот культ в разные времена имел разный смысл.
На наш взгляд, определяющим должен быть социальный, функциональный смысл религии. Иными словами, прежде всего нужно выявить роль религиозных представлений в формировании межчеловеческих отношений. Ведь согласно одной из версий происхождения самого слова "религия", оно происходит от латинского слова religare, означающего "связывать", "устанавливать отношения". Собственно говоря, в предыдущих лекциях мы уже видели эту "связывающую", создающую межчеловеческие связи функцию религии. Именно на этой стороне дела мы сосредоточим наше внимание, не претендуя на исчерпывающее изложение.
Прежде всего, возникает вопрос о времени возникновения первых религиозных представлений. Были ли они всегда или возникли лишь в определенный момент истории человеческой культуры? Споры по этому вопросу продолжаются и в наши дни. Одни ученые отстаивают точку зрения, согласно которой религиозные представления присущи человеку с самого начала его существования. Другие придерживаются мнения о существовании сравнительно длительного дорелигиозного периода, длившегося до конца нижнего палеолита (около 100 — 40 тысяч лет назад). Как бы то ни было, можно утверждать, что религиозные представления уже присущи родовой организации человеческого общества. Если дорелигиозная эпоха и имела место, то она соответствовала дородовому обществу, т.е., в сущности, первобытному стаду. На этой стадии "человечество" пребывало около миллиона лет. Но были ли это люди? Не будет ли правильнее говорить, что собственно "человек" начинается с появления первобытной родовой общины? Независимо от ответа на этот вопрос, мы можем констатировать, что первые религиозные представления появляются одновременно с появлением рода в качестве первой формы подлинно человеческой общности.
Современному человеку очень трудно представить себе характер мышления первых людей. Дело в том, что мы, современные люди, мыслим и представляем себе мир совершенно по-другому. Мы живем в координатной сети определенных способов понимания, соотносим все с определенной системой духовных ценностей, норм и смыслов, ставим перед собой вполне определенные цели, не задумываясь отвергая другие и т.д. Иначе говоря, мы живем в некоторой весьма сложной и жестко структурированной духовной среде, создание которой обязано усилиям многих и многих поколений. Рождаясь и воспитываясь в обществе, каждый человек застает эту духовную среду в качестве некоторой данности.
Что касается первобытного человека, то для него такая "готовая" духовная среда отсутствовала, и сам язык находился в стадии становления. Все вокруг существовало еще даже без имен, а потому отношение к окружающему миру было эмоциональным. Относиться к чему-либо эмоционально для первых людей означало приписывать свои эмоции тому, что они воспринимали в данный момент, "проецировать" свои эмоциональные состояния на мир. Первые люди, по всей вероятности, видели в вещах то, что хотели видеть, и не замечали того, чего не хотели замечать. Таким образом, эмоциональность и уподобление вещи себе были характерными чертами мышления первобытных людей.
Вторая особенность мышления первобытных людей — крайне слабо выраженное личностное начало. Для современного человека самоочевидны такие выражения, как "мой образ", "моя мысль", "мои слова" и т.д. В мире первобытных людей все было иначе. Как мы помним, сказать о себе "Я" мог только дух предка, а первые люди воспринимали себя, как "Ты", как существа, к которым обращаются. Более того, это "Ты" было в известном смысле коллективным, поскольку род был некоторым единым ("социальным") телом. Поэтому можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что мышление первых людей было коллективным (если это вообще можно назвать мышлением).
Отдаленное сходство с этим мышлением можно найти в тех состояниях сознания, которые люди испытывают во время богатого острыми моментами футбольного матча, во время концертов иных поп-групп или в условиях пожара в зрительном зале кинотеатра. Во всех этих ситуациях личностное начало "стирается" и появляется "массовое" сознание, в котором воскресают многие архаичные пласты нашей психики. Именно такой способ отношения к миру ближе всего к тому, что называется мифологическим сознанием.
Действительно, сознание первобытных людей было мифологичным, а господствующей формой сознательной деятельности было мифотворчество. Современному человеку понять отношение древних к мифу очень трудно. Между тем миф для них был самой действительностью, более действительной, чем "настоящая" действительность. У мифов не было и не могло быть "автора". Мифы — анонимные произведения, потому что они являются продуктом коллективного творчества. Они были "сознанием" первобытной родовой общины, ее общим психическим состоянием, тождественным состоянию мира в целом. Мир как таковой мог быть воспринят только сквозь призму мифологии, переносившей на мир в целом отношения внутри рода. Таким образом, мифология оказывалась "резервуаром" архетипов, передававшихся от одного поколения к другому.
К мифологии нельзя относиться снисходительно и рассматривать ее в качестве "недоразвитого" знания. Мифология в качестве хранилища архетипов имела целью регулирование межчеловеческих отношений внутри рода. Об этом убедительно свидетельствует связь между мифом и ритуалом. Ритуал представляет собой как бы инсценировку того или иного мифологического сюжета, а миф — сценарий или "либретто" ритуала и одновременно его обоснование и истолкование. Мифы, в которых эта "сценарная", обосновывающая и истолковывающая функция выражена наиболее отчетливо, называются обычно культовыми мифами.
"Разыгрывание" мифов позволяло реализовать их регулятивную функцию. Архетипы, реализуясь в ритуальных действиях, предоставляли возможность "на деле" создать представление об определенных человеческих качествах или поступках, которые "сами по себе" представить себе невозможно, — о долге, чести, геройстве, справедливости и т.д. Мифология превращает эти качества и поступки в зримые образы и тем самым через ритуал учит людей определенным типам поведения. Так возникает единство образа ("мысли") и поступка ("дела"). Благодаря мифологии человек учился поступать так же, как поступают герои мифов: в этом смысл любого культа. И именно в культе человек начинался как человек и поддерживался в этом своем человеческом состоянии.
Именно на этапе господства мифологического сознания формируется представление о "священном" ("сакральном"), очень важном для понимания регулятивной функции мифологии. Дать четкое и однозначное определение понятия сакрального очень нелегко. Впервые о "священном" в качестве предмета специального исследования начал говорить известный немецкий религиовед Рудольф Отто (1869—1937), сосредоточивший свое внимание на "ощущении" или "опыте" священного. Для Отто со "священным" связано ощущение таинственности, смешанное со страхом, ужасом и даже некоторой "жутью". Это ощущение соприкосновения с чем-то во всем превосходящим нас, могущественным и непредсказуемым.
По мнению другого авторитетного исследователя проблемы сакрального Мирчи Элиаде (1907—1986), главным его признаком является радикальное отличие от всего профанного, что, в сущности, очень близко точке зрения Р.Отто. Сакральное дает о себе знать в камнях и деревьях, ключах и водопадах, вызывая ощущение соприкосновения с чем-то необычным и вызывающим трепет. Сакральное определенным образом выделяет области пространства и моменты времени, создавая особую пространственно-временную структуру. Пространство оказывается неоднородным и анизотропным, в нем появляются выделенные области и направления, а время по-разному наполняется смыслом.
Можно предположить, что для древнего человека, окруженного множеством опасностей, было вполне естественным выдумать нечто священное, вызывающее страх и трепет. Разумеется, мысль о том, что образ сакрального логически вытекает из множества опытов соприкосновения с опасностью, приходит на ум в первую очередь. Но ужас и жуть имеют совсем другое качество, чем страх перед конкретной опасностью. Можно спорить о возможности связи этих двух ощущений, но важно другое: "страх и трепет" перед священным становятся регулятором межчеловеческих отношений.
Предметы, которым приписывается свойство быть носителем сакрального, окружаются многочисленными табу, а с другой стороны, становятся высшими инстанциями, воплощениями безусловного авторитета. Все регулятивные принципы, чтобы быть действенными, должны были исходить из сакрального, и именно поэтому сакральными становятся духи предков. Перенос на весь мир структуры межчеловеческих отношений в роду приводит к идее общего родства. Отсюда определенные правила охоты, не позволявшие убивать всех животных, которых можно было бы убить. Более того, часть добычи возвращалась главному "духу зверей" в качестве признания нанесенного ему ущерба и стремления этот ущерб компенсировать.
Самые простые, обыденные действия оказываются религиозно окрашенными. Так, даже охота имеет символический и тем самым религиозный смысл. Она мотивирована далеко не только чисто материальными потребностями. Охота включала в себя целый ряд символических представлений, связанных, в частности, с "преодолением" пространства и с существованием родства всего живого. По-видимому, этим же объясняется существование действовавших под покровом тайны "мужских союзов", в которых с помощью ритуалов инициации молодым охотникам передавались охотничьи навыки и тщательно сохраняемый опыт.
Главная роль сакрального в верованиях первых людей позволяет отнести к числу ранних религиозных представлений не только тотемизм, но и так называемый фетишизм. Этот термин происходит от соответствующего португальского слова, означающего "амулет". Фетишизм в самом общем смысле — это наделение предмета с его естественными свойствами некоторыми сверхъестественными способностями. Этот процесс иначе называется сакрализацией, причем таинственные чудодейственные свойства могут приписываться как неодушевленным природным предметам, так и отдельным индивидам. Фетишами могут становиться и продукты человеческого труда.
Далее, характеризуя религиозные представления первых людей, следует указать на магический характер их отношения к другим людям и к окружающему миру в целом. Магия (от лат. magia,восходящего, в свою очередь, к соответствующему греческому слову) в дословном переводе означает колдовство, чародейство, волшебство. Магия сводится к совокупности ритуальных действий, связанных с верой в возможность повлиять на некие таинственные силы и с их помощью оказать воздействие на окружающую действительность, мир в целом (природные явления и процессы, людей, духов).
Магические действия можно классифицировать, прежде всего, по степени сложности. В соответствии с этим обычно выделяют, во-первых, индивидуальное магическое действие, во-вторых, групповой магический обряд, и в-третьих, коллективную магическую церемонию. Вопрос о том, что возникло изначально, индивидуальная или групповая магия, является спорным. Однако есть веские основания считать, что все начиналось с коллективных магических церемоний.
В самом деле, если весь мир считался живым, то в конечном счете должна была возникнуть потребность установления единства рода и окружающего мира. Именно род в целом стремился уподобиться окружающему миру, превращаясь то в дерево, то в тигра, то в обезьяну и т.д. и тем самым пытаясь создать сходство с окружающим миром внутри самого себя. Цель создания такого сходства — избавление от страха перед окружающим миром. Родовые фетиши могли считаться не индивидуальной, а только родовой собственностью, а на власть над окружающим миром первоначально мог претендовать весь род, род как целое, а не отдельные члены рода. В соответствии с этим по способу действий различают подражательную (гомеопатическую) и заразительную (контагиозную) магию. В первом случае магические действия основываются на принципе уподобления: нанесению вреда "копии" объекта приписывается способность уничтожить "оригинал". Во втором случае устанавливается связь по смежности (считается, например, что волосы, одежда врага могут быть использованы для нанесения ему порчи). Род превращался в любого духа, становился его "телом", и это давало ему ощущение власти.
Правда, этнографические данные свидетельствуют, скорее, об индивидуальном характере магии. Но не является ли эта индивидуальная магия свидетельством упадка рода, "разжижения" его структуры в качестве единого "социального тела"? И зачем тогда вообще магические обряды? Ради весьма частных целей нанесения вреда случайному, в сущности, врагу? Нет, если мы хотим понять социотворческую функцию магии, подобную социотворческой функции языка и тесно с ней связанную, то куда логичнее исходить из предположения о коллективном характере магических церемоний. Тогда мы поймем, почему каждый воин рода считал возможным "превратиться" в льва, тигра/страуса и т.д., а род в целом мог быть лишь "львом львов", "тигром тигров", "страусом страусов" и т.д. Тогда станет ясно, почему тотемные группы рода "были" теми или иными живыми существами, а род в целом лишь при этом условии мог стать Человеком в качестве существа, способного вести себя так, как любое другое живое существо. И это было созданием пространства свободы, в котором только и стала возможной вся широта и вся универсальность подлинно человеческой деятельности. Магия создавала человека в качестве "всеживотного" (ср. цитату из работы С.Н.Булгакова в предыдущей лекции).
Это соображение многое проясняет и в кочевничестве родов. У родов нет "территории" как таковой, их "территория" — это "стойбище" или "стоянка", это место для ритуальных танцев, это могилы предков, это тропа войны, это прообраз алтаря. Если род хотел уподобить себя всему живому, он не должен был оставаться на одном и том же месте. Лишь кочуя, род освобождался от своих магических формул, а кочевничество было условием постоянного магического превращения. И только так можно расширить пространство свободы.
В соответствии с этим можно выделить и основные виды магии по целевому назначению. Во-первых, это метеорологическая магия (обряды вызывания дождя и т.д.). Во-вторых, это промысловая магия (заклинание оружия и прочего охотничьего снаряжения). В-третьих, это военная магия (ритуальные воинственные танцы и т.д.). В-четвертых, это любовная магия (различные способы и приемы "привораживания" и "отвораживания"). И, наконец, это вредоносная магия (наведение "порчи" и т.д.).
Многие ученые подчеркивают роль магии в формировании научного мировоззрения. В самом деле, основа магических представлений — уверенность во взаимосвязи и взаимодействии всех вещей. А это означало возможность получения такого знания, которое способно воздействовать на окружающий мир, стать "силой". Несомненно влияние магических представлений на алхимию, раннюю астрономию и ряд других наук.
И, наконец, еще одной характерной чертой религиозных представлений первых людей был анимизм. Анимизм (от лат. anima — дух, душа) — это совокупность представлений о духе и душе. Анимизм обычно считается сравнительно поздним продуктом религиозного развития первых людей. Ему предшествовал так называемый аниматизм (от лат. animatus — одушевленный), т.е. совокупность представлений об одушевленности всей природы. Без этих представлений, естественно, невозможна никакая магия. Что касается анимизма, то представления о духе и душе не могли сформироваться без установления культа умерших предков, без опыта экстаза шамана и сопутствующих верований.
Особое место в ряду религиозных верований первых людей занимают представления, связанные с жертвоприношениями. Ритуалы жертвоприношений были распространены повсеместно. Но вопрос о смысле ритуального принесения жертв до сих пор обсуждается, причем очень часто высказываются прямо противоположные точки зрения. Между тем именно повсеместное распространение ритуалов жертвоприношения заставляет присмотреться к ним подробнее.
(пигалев)
1Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — сочетание разнообразных воззрений.
1Об описании других этапов см.: Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства Изд-во МГУ, 1982. - С. 10-12.
1См.: Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. — Тверь, 1993. — С 11— 12.
1От греч. petros — камень и gliphe — резьба,' то же, что наскальные изображения.
1От terra mama — жирная земля.
2Ямная культура эпохи энеолита (2-я пол. Ill — нач. II тыс. до н.э.) в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами.
3От бретон. сгот—круг и lech — камень.
1Мегалит — от греч. megas — большой и lithos— камень.
2От бретон. dol—стол и men- камень.
3См.: Формозов А.А.Памятники первобытного искусства на территории СССР. —М., 1980. —С.
4От бретон. men — камень и hir —.длинный.
1Фрэзер Дж. Золотая ветвь — М.: Политиздат, 1983.
2Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990. — С. 408.
1
studfiles.net
Религиозные представления древних людей. — Студопедия.Нет
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 21Следующая ⇒
Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита.Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.Считается, что тотемизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Система религиозных представлений о родстве между родом и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением.Более того, для древних людей характерен фетишизм (предание какому-либо предмету сверхъестественной силы). Фетишем мог стать любой предмет, им мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова - «анимус» - дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи - украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.
Политическая программа партии «Алаш»
Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления.Программа "Алаш" была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казах" 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой.Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия "Алаш" ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета "Казах", выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета "Сары-Арка", также издавался журнал "Абай".
3.Отметьте на контурной карте территорию Уральской области по административной реформе 1868 года. Расскажите о системе выборов волостных управителей.
Центр Уральской области(оренбурское генерал-губернаторство-Запад Каз.) - город Уральск
киргизы повсюду систематически выбирали на должности волостных, аульных и судебных биев лиц не султанского происхождения.
Волостные управители все из киргизов; почти все они безграмотны и едва говорят по русски (и то не все). Обязанность их и отношения к уездному начальнику похожи на становых. От них уездное управление требует отписок, как от канцелярии станового.
Фактически в 702 (704) году на смену Западному каганату пришло новое государство – Тюргешский каганат.Столица каганата — город Суяб. Внешнеполитическое положение государства оставалось сложным при преемнике Учлика, его сыне Сакал-кагане (706-711 гг.). На западе совместно с согдийцами они вели упорную борьбу с арабами, на юге для них представляли большую опасность войска династии Тан, была угроза со стороны центрально-азиатских тюрок. В 711 году восточно-тюркский каган разбил тюргешей, и его войска, двигаясь на запад, переправились через Сырдарью. Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации. Сами тюргеши делились на «желтых» и «черных». Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть в каганате.С приходом к власти Сулук-кагана (прозвище"Бодливый" )(715-738 гг.) государство окрепло. Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей. Ставка была перенесена в Тараз.Учитывая сложившуюся ситуацию в каганате, вожди свергли тюргешского кагана и захватили власть в свои руки
.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 6; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
studopedia.net
Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство.
На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.
Считается, что тотемизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Тотемизм способ оформления охот. культов («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «егород») — система религиозных представлений о родстве между группой людей(обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либоживотным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливомупредку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — отголода, холода, болезней и смерти. Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Тотемизм — это религия ранне - родового общества, где кровнородственныесвязи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человекусматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственнымиотношениями, животные и растения, составляющие основу жизни охотника исобирателя, становятся предметом его религиозных чувств. В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифыо кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных ирастения (например, миф о Нарциссе). Пережитки тотемизмавстречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте,например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. Сглубокой древности и по сей день в Индии священными животными считаюттигров, обезьян, коров.Более того, для древних людей характерен фетишизм (предание какому-либо предмету сверхъестественной силы). Фетишем мог стать любой предмет, им могбыть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Если его владельцу сопутствовалаудача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае егозаменяли другим. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов, которые должны оберегать своего владельца. Изображения предков также становились фетишами, которым поклонялись. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, ноэто не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил.Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесениечеловеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Такродилась вера в то, что природа — живая. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова - «анимус» - дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи - украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна. Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться.
Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Мы не обладаем никакими данными, позволяющими с уверенностью утверждать, что человек разумный неандертальский был способен заниматься искусством. Человек современного вида эпохи палеолита был единственным, кто оставил в этой области неоспоримые доказательства. Появление искусства– признак прогрессивных охотничьих культур, относящихся к окончанию ледникового периода. Западная Европа – самый значительный очаг доисторического искусства.
В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Вообще, всё доисторического искусство можно разделить на декоративно-прикладное (использование камня, рогов оленей, слоновой кости в качестве материала) и наскальную живопись (рисунки, барельефы и резные изображения не только стенах, но и потолках, полах пещер). Объекты искусства малых форм подразделяется на три типа: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
При этом археологи отмечают высокое мастерство обработки материала, несмотря на примитивные инструменты. Преобладают изображения животных, в основном крупных млекопитающих, таких как бизон, зубр, мамонтов, шерстистых носорогов и т. д. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных – бизонов, лошадей, мамонтов - наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пешер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Людей же изображают реже, большое количество женских фигур («Венера» из Виллендорфа, из Костёнок). Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать.
Множество фигур носят «антроморфный» характер - полулюди, полуживотные (возможно, гибридные существа, входящих в состав мифологии охотников). В равной степени заслуживают упоминания так называемые силуэты рук, выполненные либо в позитивном, либо в негативном виде, которые иногда позволяют делать предположение о существовании обрядов калечения пальцев. Изображения растений крайне редки. Обнаружено множество загадочных знаков – от простых точек до сложный орнаментов. А также замечено, что пещеры с росписями не всегда служили жилищами.
Следует заметить, что в среднем каменном веке на стенах пещер изображаются группы танцующих или охотящихся людей. Наскальное изображение охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту, пока ещё слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное.
11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности.
Зарождение древневосточных цивилизаций относят второй половине IV тысячелетия до н.э. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность.
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.