Загробный мир древнего египта. Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние представления египтян о загробном мире. Загробный мир древнего египта


Загробный мир Египта

Загробный мир Египта    В Древнем Египте считалось, что у каждого человека есть несколько душ. По одному из вариантов мифа их три - ка, ба и ах. Чтобы все они существовали вечно, египтяне пытались сохранить тела умерших. Существовали различные способы сохранения тел. В Верхнем Египте тела хоронили в неглубоких ямах, где они быстро высыхали в горячем песке и не разлагались. Позже, в начале эпохи Раннего царства, была разработана методика бальзамирования, применявшейся во время бальзамирования правителей - фараонов.
   Древние египтяне верили в загробную жизнь, которую они называли Потусторонним миром. Они надеялись после смерти попасть в счастливую страну, которую называли Поля Иалу, то есть «Поля трости». Возможность попасть туда зависела от того, насколько праведным была жизнь человека на земле. Сопровождал умершего в Загробный мир бог мертвых Анубис. Его изображали в виде человека с головой шакала. Умерший подвергался целому ряду испытаний. Прежде он должен был умилостивить старца -перевозчика, чтобы тот переправил его через Реку мертвых. Потом - пройти через Двенадцать ворот, которые охранялись часовыми. Умершему давали особые амулеты и «Книгу мертвых», в которой были сведения, что должны были помочь ему избежать различных опасностей. Выдержав многочисленные испытания , он попадал в Зал Суда Осириса. Там сердце умершего весили на весах. Если сердце оказывалось безгрешным, так же легко пера, он отправлялся в Поля Иалу. В противном случае его отправляли в жертву страшному чудовищу.

- Саркофаг. После смерти тело фараона бальзамировали и укладывали в саркофаг

- Фреска из гробницы. Египтяне верили, что Анубис помогает бальзамировать умершего человека

   Новорожденного Анубиса его мать богиня Нефтида прятала от своего жестокого мужа Сета в болотах дельты Нила. Богиня Исида нашла юного бога и бережно воспитала его.

ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝

  • « Легенда о любви Фархад и Ширин
  • Миф об Осирисе и Исиде »

dnevnik-legend.ru

Путешествие в загробный мир. Египет

Древние египтяне не были большими любителями путешествовать. Скорее их можно назвать домоседами. Но они всю жизнь готовились к главному Путешествию, которое придётся совершить не для развлечения или в познавательных целях, а в силу неумолимого хода человеческой жизни — путешествию в иной мир. Посмертное существование египтяне воспринимали именно как путешествие, связанное с бесчисленными опасностями и ловушками, которые нужно преодолеть, чтобы спасти свою душу и встретиться с умершими близкими и друзьями…

Сейчас довольно распространено мнение, что египтяне посвящали весь свой земной путь грядущей смерти. Это далеко не так. Они любили жизнь, а смерть называли «пустоглазой», «безносой», «врагом». При этом, согласно египетским представлениям, она считалась естественным продолжением жизни, так как смерть в нашем мире означала рождение в мире мёртвых. Поэтому среди заупокойных ритуалов такое важное место занимал обряд «отверзания уст и очей»: жрец совершал взмахи ритуальным ножом над устами, глазами и ушами покойного, чтобы тот мог есть пищу иного мира, видеть его обитателей, слышать их голоса. Спросить, однако, как пройти по дорогам иного мира, было не у кого. С миром мёртвых, правда, соприкасаются по роду своей деятельности жрецы заупокойного культа, но и они не помощники, так как только провожают покойного, а не идут вместе с ним.

И всё же было нечто, способное помочь умершему избежать опасностей загробного мира. Это заклинания и магические тексты, которым приписывали божественное происхождение и считали, что в них заключены тайны путешествия по «тому» свету. Главными «картами» египтян, их «путеводителями» были «Тексты Пирамид», «Тексты Саркофагов», «Книга Двух Путей» и «Книга Мёртвых», описывающие загробный мир, показывающие безопасный маршрут по нему и рассказывающие о его обитателях.

Причём некоторые из них завершаются словами «списано знак в знак, слово в слово с врат Дуата», что заставляет предположить возможность путешествовать по иному миру и для живого человека, обладавшего сакральными знаниями.

Каким же был иной мир египтян? Дуат — именно так называли и писали его в иероглифике египтяне — известны по «Книге Двух Путей». Это изображения потустороннего мира, помещённые на днища саркофагов и снабжённые комментариями, похожими на нынешние карты. В «Книге Двух Путей» отмечены дороги иного мира и показаны те боги и демоны, которые его населяют.

Изображение Дуата наглядно показывает: египтяне считали Дуат "закольцованным" пространством, образованным телом Осириса, первого из живых, кого настигла смерть. Последняя сцена "Книги Врат». Саркофаг фараона Сети I. 19 династия (ок. 1290-1279 гг. до н.э.)

Дорога в иной мир начинается с тоннеля, коридора — Ра-Сетау (Дверь Протаскивания). Он связывает наш мир с миром мёртвых. В древнеегипетских гробницах всегда высекали на плоскости стены рельеф, изображающий вход в этот коридор. Это просто изображение — эту дверь невозможно открыть, но именно через неё душа покойного и попадает в коридор Ра-Сетау. По нему усопший выходит в Дуат.

Там перед ним открываются две дороги — водная и сухопутная. Это извилистые тропы, разделённые посередине огненным озером. На карте рядом с его изображением написано: «не ходи туда!». На пути покойного подстерегают различные опасности. Например, дорогу преграждают демоны и чудовища, вооружённые ножами. Их имена звучат сегодня или как загадочная бессмыслица, или как что-то жуткое: «Обнимающий пламя», «Глотающий тени», «Ломающий кости», «Видящий то, что он унёс». Покойный может пройти мимо демонов, только если знает их тайные имена и нужные заклинания.

На фрагменте виден только что умерший человек, попавший в место, расположенное между Землей и царством мертвых. Он стоит рядом с весами, и сейчас его будут судить за его прошлые дела на Земле. Заправляет всей церемонией бог Анубис, который, тщательно взвешивает сердце человека на одной чаше весов и страусовое перо истины — на другой. Сердце, а не голова представляло воплощение совести души человека для древних египтян.

Бог—«Владыка вселенной», окружённый свернувшимся кольцами Змеем, охраняющим Солнечную барку во время путешествия по иному миру. Кольца Змея образуют тоннель, по которому усопший приходит к богу-творцу, дарующему ему возможность воскреснуть. Роспись торцевой стенки саркофага Сепи. 12 династия (ок. 1994-1781 гг. до н.э.). Каирский музей.

Стела Немтиэмхета. В средней части композиции чётко видно, что покойный, сидящий за жертвенным столом, и прислужники, подающие ему яства, выполнены в технике выпуклого рельефа — они находятся в ином мире, только «проступая» в нашем пространстве на плоскости стены гробницы. А вот список жертвенных даров вместе с изображениями жертвующих и ложной дверью выполнены врезанным рельефом, так как жертвы «отправляются» в иной мир от нас, людей, оставшихся по эту сторону границы миров. Абидос. Среднее царство (ок. 1994—1650 гг. до н.э.)

Египтяне отождествляли путешествие покойного по этим дорогам с путешествием Солнца. Именно в Дуат каждую ночь уходит бог Ра, то есть Солнце, после того как светило скрывается за горизонтом в нашем мире. Ра в подземном мире путешествует на своей солнечной ладье и сражается с демонами загробного царства, а победив врагов, утром снова поднимается на востоке. От победы или поражения в этой ночной битве зависят земные судьбы, ведь Солнце должно успешно пройти по дорогам иного мира, чтобы утром вновь взойти на восточной стороне неба. Так и покойный, оправданный на суде, воскресает и выходит из гробницы в наш мир.

Дуат, судя по описаниям и изображениям «Книги Двух Путей», — некий мир, параллельный нашему и одновременно являющийся антитезой миру живых людей, поэтому на изображении с саркофага фараона Сети I (1290-1279 гг. до н. э.) тело Осириса, свернутое в кольцо, образующее Дуат, перевернуто вверх ногами. На большой территории «царства мёртвых», как и в нашем мире, имеются каналы, пещеры и холмы, но они охраняются демонами и злыми богами. Весь загробный мир разделен на участки — иат, в каждый из которых можно попасть через особые ворота.

Расстояние в Дуате измеряется не в километрах, а в часах. Каждая иат, например, имеет протяженность в 1 час. По площади пространство иного мира во много раз превосходит земной Египет, но миры пересекаются — ив Египте и в Дуате есть город Абидос, город Гелиополь и другие священные города, где смыкаются эти зоны. Именно в точках их пересечения, где иной мир соприкасается с земным, египтяне и строили свои храмы. В ином мире действуют свои законы, меняются местами «правое» и «левое», поэтому и текст, написанный для умершего человека, создавался в согласии с законами мира мёртвых.

Так «Книга Мёртвых», описывающая иной мир и предназначенная для усопшего, написана при помощи «обратного направления письма». Египтяне могли писать как справа налево, так и слева направо, выстраивая иероглифы либо в горизонтальные строки, либо в вертикальные столбцы. Понять, с какой стороны читается текст, можно, посмотрев на то, куда обращены значки иероглифов. «Книга Мёртвых» читалась справа налево, но современные исследования показывают, что каждый отдельный иероглиф выписан слева направо.

Важное значение имели и рельефы в гробницах. Согласно египетским представлениям, каждый из них служил дверью в иной мир. Сами египтяне так и называли гробничные изображения — «сэба», то есть «дверь». Ого вполне логично, ведь гробница — это место, принадлежащее нашему и иному миру одновременно. С одной стороны, это физически существующее сооружение, созданное людьми, с другой — здесь начинается путь в мир иной и обитает Ка умершего, то есть двойник человека, живущий в его изображениях.

Поэтому, гробничные изображения были также предназначены для того, чтобы Ка покойного мог питаться. Его природа — не плоть и кровь, как у живых, поэтому он не может питаться нашей пищей, зато для него вполне приемлемы изображения пищи. Это, кстати, объясняет загадку, долгое время непонятную учёным, — почему жертвенная пища, приносимая в гробницу, съедалась жрецами заупокойного культа сразу после того, как её торжественно возлагали поочередно на все алтари гробницы.

Саркофаг, куда мумифицированное тело покойного помещали после всех ритуалов, египтяне считали моделью потустороннего царства. Поэтому крышка саркофага изнутри расписывалась, как небо. На ней изображали богиню неба Нут, а на днище саркофага располагали карту иного мира, помогавшую покойному добраться до Зала Двух Истин, где происходил загробный суд над умершим.

Изображения этого суда широко известны: Анубис взвешивает сердце покойного, а неподкупные судьи — 42 бога — в присутствии Осириса решают его судьбу. После суда праведный человек попадает на «поля Хотеп» — в египетский рай. Правда, сегодня мы бы не назвали загробную жизнь покойного райской — тот, кто был оправдан на суде Осириса, должен был сеять, выращивать и жать пшеницу в человеческий рост высотой, предназначенную на хлеб для богов.

Ада, по древнеегипетским представлениям, не существовало: человека, чьё сердце отягощено грехами, просто пожирало чудовище, и он уже не мог воскреснуть. «Книгу Мёртвых», точнее, папирусный свиток, клали в саркофаг под голову покойного с той же целью: чтобы покойный не заблудился в ином мире и успешно прошёл суд Осириса.

Парадоксально, но «Книга Мёртвых» — европейское название. Древние египтяне называли эти свитки «Изречениями выхода в день». Действительно, такие тексты говорят не столько о смерти, сколько о воскрешении после смерти, о любви к жизни: «О, имярек, живой, обновленный, омоложенный! Нет никакого зла в том месте, где ты пребываешь. Ты выходишь в день, ты наслаждаешься его лучами...».

openlit.ru

Загробный мир Египта

Значительное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне верили, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: "Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес". Нужно отметить, что древние египтяне использовали неизвестные в настоящее время строительные методики. Во всяком случае, следы от высокотехнологичных инструментов обнаружены в Египетских древних постройках многократно.

Не меньшую загадку представляет собой и система верований древних египтян. В отличие от других народов, загробный мир Египта не включал в себя культ предков: они не поклонялись умершим родственникам, а по-родственному заботились о них. Важнейшим условием для хорошей жизни в ином мире было сохранение тела умершего. Надо отметить, что в этом есть некое сходство с православными традициями, согласно которым, тело должно быть предано земле и ни в коем случае не уничтожено. Православная церковь выступает против кремации.

Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса. По верованиям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Так, в одном из повествований древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.

Для того, чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется "Сехет иару", что значит - "поле камыша", и жил там в безмятежности, его родственники должны были совершать определенные обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями: умершего изображали в повседневной жизни, на рыбалке, в кругу семьи и т.д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире Египта в реальность.

Чудесное "поле камыша" давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными  работами, в гробницу ему клали "ушебти" – статуэтки, над которыми произносили заклинание: "Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - "Вот мы!", - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего".

Испытания на пути в загробный мир...

Прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание – предстать перед богами древнего Египта, - судьей Осирисом и сорока двумя богами, заседающими в Чертоге Истины. "Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество", - говорится в одном из древнеегипетских текстов.

В загробном мире Египта человек в свою защиту должен был произнести речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян - "Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял плакать"; и о религиозных предписаниях - "Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня"; и о правилах общежития - "Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды".

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: "Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной".

Боги Тот и Анубис записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов - их живыми воплощениями. Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. После смерти он сливался со своей божественной сущностью. Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы – пирамиды, которые и по сей день таят в себе еще уйму неразгаданных загадок.

Это интересно

Правление Ромула

Бой римлян и сабинян был не на жизнь, а на смерть, но произошло чудо. С младенцами ...

Как понять женскую психологию

Многие мужчины задаются вопросом, как понять женскую психологию. Это поистине сложная задача, так как внутренний мир ...

Гигант Алкионей

Между богами-олимпийцами и гигантами произошла битва — гигантомахия. В отличие от титанов, гиганты были смертны, но, по велению ...

Луноход-2

Луноход-2 виден как небольшое темное пятно. Вниз от пятна идут оставленные аппаратом следы. Изображение University of Western ...

  • Властелин зерна

    «Луна-14» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. Космический аппарат был предназначен для отработки линий связи...

  • Робот-художник

    В древней Руси мореплавателями очень был почитаем бог ветра Стрибог. На морских островах, где часто пришвартовывались купеческие корабли, перед выходом в открытое море...

objective-news.ru

Древние представления египтян о загробном мире

Итак, как уже говорилось, вся земная жизнь египтянина представляла собой подготовку к жизни загробной. Но после смерти воскресало не физическое тело, а душа человека. Таким образом, можно в полной мере согласиться с Геродотом, писавшим, что «египтяне первые научили людей тому, что душа человека бессмертна» (Геродот. II. 123).

Но для того, чтобы душа попала в Поля Иалу (своеобразный египетский рай), как сам человек, так и его родственники, должны были сделать очень многое: построить гробницу, заказать ушебти (изображения слуг, которые на том свете будут выполнять всю работу за умершего), должным образом набальзамировать тело покойного, подобающим образом выполнить все обряды, точнее позвать для этого жрецов. Но для того, чтобы человек наверняка обрел новую жизнь, было необходимо положить в саркофаг свиток Книги Мертвых. Основное ее назначение – открыть путь к вечной и жизни, помочь преодолеть препятствия, предупредить о грозящей опасности душу умершего.

   Итак, друзья и родственники покойного старались в мельчайших подробностях воспроизвести погребальные обряды, которые, согласно традиции, были проведены над телом Осириса, так как верили, что только так могут обеспечить умершему вечную жизнь.

Но, несмотря на то, что не всегда все церемонии могли быть выполнены, любая душа оказывалась в Царстве Мертвых, но далеко не каждой удавалось попасть на Загробный суд, так как а пути к нему ее ждали страшные испытания и трудные препятствия. Об этом нам и свидетельствует Книга Мертвых.

Для того, чтобы попасть на суд Осириса, душа должна пройти через три этапа. Первый – нисхождение в подземный мир, где живут демоны. Необходимо пройти через девять охраняемых ими дверей, для этого необходимо знать специальные заклинания-ключи, они были написаны в Книге Мертвых. Заклинание-ключ – это молитва-восхваление великих богов.

Часто в этом качестве выступали гимны богам. Но демоны, которые охраняют двери – это «ни что иное, как те связи, которые еще существуют у души с земной жизнью». Самое большое испытание – прохождение через девятую дверь, где происходила встреча со змеем, кольца которой – привязанность к самому миру живых. Второй этап – пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался со своей собственной тенью. Демоны тьмы – это отражение его недостатков. Они терзали душу, и было необходимо, чтобы сила света оказалась сильнее своей тени. Третий этап – преображение. По образу и подобию Ра душе необходимо пройти через двенадцать часов дня (отсюда и египетское название Книги Мертвых – «Книга выхода души при свете дня»). Если душа проходила эти испытания, она оказывалась в чертоге Двух Маат (истины), т. е. на Суде Осириса. На мой взгляд, его можно назвать фильтром праведных душ, поскольку праведность есть «показатель чистоты сердца». На Загробном суде умершего ожидает сам повелитель Царства мертвых Осирис, к которому обращены такие слова: «Преклоняюсь пред тобой, о ты, великий Бог, ты – повелитель двух богинь Маат! Я пришел к тебе, о мой Владыка, и я заставил себя прийти сюда и созерцать твою красоту. Я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имена сока двух богов, живущих с тобой в этом чертоге как стражи грешников и пьющими их кровь, когда решается судьба их пред лицом Твоим. Я пришел к тебе и принес Маат, и я уничтожил зло» (Книга Мертвых. CXXV). Затем умерший читает так называемую «Исповедь отрицаний», которая считается египетским эталоном моральных норм. Вот ее небольшой отрывок:

Я не чинил зла. <…>

Я не творил дурного.<…>

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.<…>

Я не был причиной недуга.

Я не был причиной слез.

Я не убивал.

Я. Не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не отнимал молока от уст детей

Я не чинил препятствий богу при выходе.

Я чист, я чист, я чист, я чист!  (Книга Мертвых. 125)

После того, как умерший произносил эти слова, происходило взвешивание сердца. На одну чашу весов клалось перо, а на другую – сердце умершего. Если сердце не тяжелее пера, то душа человека оправдывалась, если же нет, его сердце пожирало чудовище Амма.

После того, как человека признавали праведным, он получал бессмертие и отождествлялся с верховными богами – Ра и Осирисом: « Я властелин тех, кто воскрешен из мертвых, Повелитель выходящих из тьмы, чьи обличия – из дома мерт-вых… Повелитель святилища, стоящего в Центре Земли. Он – это Я, а Я – это Он. (Книга Мертвых. LXIV). Таким образом, конечная цель всей человеческой  жизни – соединиться с Богом и существовать с того момента в этом единении целую вечность, будучи ею самой: «Я есть День Вчерашний, День Сегодняшний и День Завтрашний, и я способен возродиться к новой жизни» (Книга Мертвых.  LXIV).  

  Сюжет Загробного суда, представленный нам в Книге Мертвых – это конечный результат многовекового формирования религиозных представлений древних египтян о добре и зле, учитывая, что земная жизнь для них – это лишь подготовка к жизни вечной. Важно заметить, что в целом, путешествие души в Царстве Мертвых – это ни что иное как борьба человека с самим собой, точнее с тем злом, которое есть в каждом. Поэтому я осмелюсь сделать вывод, что в египетских религиозных  представлениях Добро и Зло неразделимы, а лишь являются неотъемлемой частью человеческой сущности. Следовательно, жизнь человека – это борьба со злом внутри себя, что и нашло свое отражение в древнеегипетских представлениях о загробном мире.

Нужно сказать, что эти представления по сути своей очень напоминают христианские верования. Поэтому  у нас есть все основания полагать, что между религией Древнего Египта и христианством существует тесная связь. Доказательством этому служит тот факт, что нигде в мире «христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошо подготовлено к восприятию его учения, как в Египте». Образ Осириса как умирающего и воскресающего бога вливается в образ Иисуса Христа. Даже после принятия христианства они продолжали мумифицировать умерших и на протяжении долгого времени совмещали атрибуты Христа с атрибутами древних богов. Тем более что только слепой не увидит связи египетской «Исповеди отрицаний» и библейских заповедей.



biofile.ru

Мифы Древнего Египта. Магия реинкарнации

Мифы Древнего Египта

Египет – одна из наиболее древних цивилизаций, которая явилась основой для многих других культур в последующем.

Древний Египет состоял из множества номов (административных единиц), которые являлись независимыми и плохо между собой сообщались. В каждом номе люди поклонялись своему божеству. Примерно в 3400 г. до н. э. Египет стал целостным государством. Это произошло под предводительством Менеса. В то время главным номом стал Мемфис и победила его вера. Постепенно главенство переходило от одного центра к другому и соответственно этому сменялись божества, которым все поклонялись. Постепенно, по мере все большего сплочения административных центров, из отдельных культов стала формироваться религия. Она была очень сложной, поскольку даже жрецы затруднялись в иерархии богов. Существовало большое число мифов, которые часто противоречили друг другу. Постепенно в Древнем Египте складывалась общая религия, в которой наметилось упорядочивание.

Одним из первых был миф об Осирисе – боге загробного царства, боге возрождения. В период правления XII династии в Абидосе каждый год проводили праздники и устраивали представления о жизни, смерти и воскрешении Осириса. В результате гробница фараона I династии Джета, которую использовали во время представлений в качестве усыпальницы Осириса, стала считаться принадлежащей последнему по закону.

В период правления Сенусерта III среди египтян укрепляется вера в жизнь после смерти. При этом мифы о загробной жизни становятся более разнообразными. Люди верили, что жизнь праведников и грешников в загробном царстве различна. Загробный мир стал представляться очень опасным. Считалось, что покойников необходимо предупредить об этом и обеспечить оружием. Люди верили в то, что в аду умерших подстерегают змеи, крокодилы, враги, которые не дают дышать. По мнению древних египтян, умершего в преисподней могут оставить без воды и пищи или вода, как только поднесешь ее ко рту, загорится огнем. Среди устрашающих рассказов о загробном мире были и такие, что умершего могут заставить есть выделения собственного организма, могут украсть у него голову или сердце. Существовало множество магических заклинаний, которые защищали покойного от ужасов загробного мира. Среди них имелись и такие, что позволяли умершему принимать иную форму, покидать могилу и возвращаться обратно в нее и в свое тело.

В Древнем Египте люди полагали, что после смерти человек должен сохранять свой социальный статус – фараон и в загробном царстве должен быть фараоном.

В Древнем Египте большое значение придавалось заупокойному культу. Каждый человек чуть ли не с самого рождения думал о своей загробной жизни. Люди занимались строительством гробниц для себя, оберегали их. Они совершали жертвоприношения душам своих покойных родственников. В зависимости от того, какую гробницу построил себе человек, можно было судить о его социальном статусе. Древние египтяне как никакой другой народ думали о своей смерти и заботились о загробной жизни.

Заупокойный обряд был очень сложным. Как только человек умирал, родственники относили его в храм, где проводилось бальзамирование. При этом из тела удаляли все внутренности. Сердце помещали в специальный сосуд и хоронили вместе с покойником. По вере египтян, оно было ему еще необходимо на загробном суде. Считалось, что если тело (сах) будет сохраненным, то покойный сможет воскреснуть. В некоторых случаях с покойника делали скульптурные копии. Это было необходимо на случай, если тело не сохранится. После этого делали еще фигурки людей (ушебти). В загробном мире они должны были ожить и стать рабами покойного. В гробницу вместе с телом умершего клали посуду, орудия труда, оружие. Считалось, что все это пригодится в будущей жизни.

В гробницу к умершему часто приходили его родные. Они приносили ему еду, письма, обращались к нему с просьбами, молились за него. Отношение к умершим напоминало отношение к далеко уехавшим родственникам. Археологи нашли письмо одного чиновника из Мемфиса, который просил свою умершую жену перестать его преследовать, так как в течение трех лет он не может ее забыть.

Мифология в Древнем Египте зародилась в VI–IV тыс. до н. э. До нас она дошла неполной. Основные представления о ней сложены на основе текстов, найденных на стенах пирамид и саркофагах фараонов.

Однако правильное проведение похоронного обряда не гарантировало благополучия в загробной жизни. Умершему предстояло еще пройти загробный суд, бороться со злыми духами. Чтобы с этим справиться, люди клали в гробницы Книгу Мертвых. Также каждый человек сам писал о себе в священном тексте, который потом тоже помещали в гробницу. Люди стремились описать себя как можно лучше, часто даже с большими преувеличениями. Они полагали, что это поможет им пройти загробный суд, на котором боги взвешивали сердце покойного и определяли количество совершенных им хороших и плохих дел. Чтобы сердце не выдало своего господина, произносились особые магические заклинания.

По верованию египтян, загробный суд совершался в Чертоге Двух Истин. Покойник попадал туда и представал перед судом, который возглавлял великий Ра. В суде участвовал бог загробного царства Осирис и еще 42 сверхъестественных существа, отвечающих за конкретные грехи. Покойник на суде должен был обратиться к каждому из 42-х существ по имени, должен был убедить их, что не совершил ни одного греха. После этого боги Анубис и Тот взвешивали сердце. Если оказывалось, что умерший при жизни больше сделал хороших дел, то он попадал в загробный мир. Если умерший оказывался грешником и преступником, то его душу сразу отдавали пожирательнице душ. Высокий социальный статус умершего на этом суде не имел значения.

В Древнем Египте считалось, что душа состоит из нескольких элементов. Такое представление о ней появилось в связи со сложными представлениями о загробной жизни. Египтяне верили, что их душа состоит из:

Ба – вымышленное существо, которое представляло собой одновременно душу и человека, и бога. В некоторых случаях значение «ба» приравнивалось к богу. Поначалу египтяне полагали, что ба может быть только у богов и правителей. Затем ба появилось и у обычных людей. Египтяне верили, что ба появляется после того, как человек умирает. Эту субстанцию души изображали в виде птицы с головой человека. Ба было тесно связано с телом покойного. После смерти ба находилось вместе с телом умершего в гробнице. Оно, однако, могло покидать гробницу и подниматься ввысь, но в конце концов возвращалось обратно. У богов также были души ба, а у бога Ра их было семь.

Ка – жизненная сила, энергия, которой наделены боги и люди. Она помогает отличить одушевленный предмет от неодушевленного. Для ка в гробнице специально устанавливали пустые саркофаги. В некоторых случаях ка имеет значение двойника души. Ка также обладала способностью покидать тело покойника и перемещаться в загробное царство, после этого оно вновь возвращалось в гробницу.

Ах – это слово означает дух. Толкование этой части души осталось неизвестным. Ах египтяне изображали в виде хохлатого ибиса.

Шу – тень. Полагалось, что шу присуща каждому человеку, его сущности. Это непознанная темная грань человека.

Сердце – один из важнейших компонентов души. Его воспринимали как вместилище для сознания человека, которое как бы самостоятельно живет внутри человека. Чтобы сердце не выдало человека на загробном суде, над ним произносили специальные заклинания.

Сах – мумифицированное тело умершего человека (мумия, священные останки). Считалось, что это посмертное воплощение личности, прошедшей специальные обряды.

В Древнем Египте люди верили, что умирает только тело человека, а его душа продолжает жить в загробном мире. Они считали также, что после всех похоронных обрядов ка вернется к телу.

Древние египтяне считали, что боги отличаются от людей тем, что могут по своему желанию превратиться в кого-нибудь. Часто их представляли в образе животных – коровы, быка, кошки. Например, бога Себека изображали с головой крокодила, а богиню Хатор – в виде женщины с рогами на голове или коровы.

В религиозных представлениях египтян в то время встречалось очень много противоречий. К примеру, бог Осирис одновременно считался богом загробного царства и богом плодородия.

В мифах Древнего Египта постоянно идут рядом смерть и рождение. Они чередуются как восходы и закаты солнца. Египтяне считали, что реальный мир и загробное царство имеют отношение к разным сторонам света. Мир живых связан с востоком, а царство мертвых – с западом. Например, в городе Луксор, что стоит на берегу Нила, выделяли две части – город живых (на правом берегу) и город мертвых (на левом берегу).

Религия древних египтян развивалась, для каждого божества находилось в ней определенное место и в итоге она стала монотеистической, т. е. признающей власть одного бога. Он в некоторой степени сходен с Аллахом, принятым в современной исламской религии. Его представляли бестелесным, вне какой-либо формы, невидимым. Постичь его можно только своими чувствами, а проникнуть в его сущность невозможно. Древние египтяне полагали, что боги разных народов – это единый Бог, имеющий различные имена. В Египте у бога было три имени: Амон-Ра (скрытый свет), Атум-Ра (источник и предел всего света), Иаау (сила, породившая Вселенную).

Названия большого числа египетских богов и богинь, которые сейчас известны, произошли от неправильного перевода слов, обозначающих мужское и женское начало в природе. По значению эти слова подобны китайским понятиям инь и ян. Поэтому такие известные древнеегипетские боги, как Осирис, Ра, Исида, Гор, Сет и др., в большей степени являются воплощениями природных законов, чем богами. Когда их называли богами, то подразумевали одно из воплощений единого Бога.

Мифы древних египтян рассказывают о Боге, который не подвластен понятиям пространства и времени. Бог хотел проявить себя и сказал Священное Слово, обладающее силой творения. В результате появился небесный океан Нун. В нем находились зачатки всего того, что имеется на Земле. Нун существовал во тьме и в нем содержались мужские и женские формы всего, что появилось в дальнейшем. Атум-Ра захотел творить и сказал для этого Священное Слово. В результате звук привел к сотворению мира из океана Нун. Мир представлял собой по форме яйцо. Из него появился Божественный свет, породивший будущую жизнь. Считалось, что в дальнейшем Ра можно было наблюдать над Землей в виде Солнца (бога Атона). Восход Солнца сравнивали с началом жизни на Земле.

Когда свет победил тьму на Земле, бог сотворил восемь перволюдей. Это были четверо мужчин, которых описывают древние египтяне как бабуинов-самцов, и четыре женщины, описываемые как бабуины-самки. В момент их появления на Земле с неба лилась вода. Это плакал Бог о будущей участи всех людей. На восходе солнца перволюди воспевали Творца. Этих людей в мифах описывают и по-другому. Мужчины имели головы лягушек, а женщины – кобр. Это означало, что они наделены бессмертием.

Перволюди появились впервые в Атлантиде. Они разбились на четыре пары, которые дали начало чернокожим людям, азиатам, европейцам и прародителям египтян.

Одним из потомков перволюдей был Тот. Он обладал божественным разумом и являлся создателем языка и речи. Люди в Атлантиде жили по законам природы и не знали что такое зло. Творение Бога продолжалось и люди видели, как появились Луна, растения, птицы, животные и пресмыкающиеся. Земля в то время была неустойчивой и Тот дал приказ перволюдям переселиться в другое место. Он знал, что Атлантида будет затоплена океаном. Пара Кук и Каукет поселилась в Африке, пара Ху и Хаухет – в Азии, Нун и Наунет – в Европе. Последними ушли прародители египтян – Амон и Амаунет. С ними Атлантиду покинули Тот, Птах, Хнему (богитворцы) и жрецы. Перволюди и Тот стали жить в городе, который позднее получил название Гермополь.

Затем за 5 дней, которые добавили к календарю, ранее состоявшему из 360 дней, были сотворены пять первоначал человека. Сначала из полного тайн океана появились Шу (воздух) и Тефнут (пары воды), затем Геб (земля) и Нут (небо). Этими сущностями и были сотворены первоначала людей.

Сначала явился Осирис – первый египетский фараон, олицетворяющий мир, добро, религиозную веру. Считалось, что умершие стремятся попасть к Осирису, чтобы обрести покой. Гор Великий являлся олицетворением физической и духовной силы, которая борется со злом. Брат Осириса, Сет, родился несвоевременно, не так, как должно было быть, поэтому он стал злым началом, символизирующим темные стороны людей. Жена Осириса, Исида, была богиней любви и сострадания. Она олицетворяла собой женственность и материнство. У Исиды была сестра Нефтида.

В Древнем Египте верили во множество богов, которые напоминают святых в христианской религии. Эти боги представляли собой законы природы, которые ложились в основу жизни и философии древних египтян.

Египтяне верили в возможность бессмертия. У них существовали обряды очищения от грехов. Для их прохождения необходимы были вера в добро и сила воли. Пересиливая себя, познавая истину, люди становились духовно более просвещенными. Это помогало им на суде после смерти. Египтяне полагали, что душа умершего может вернуться на Землю определенное число раз для того, чтобы исправиться. Если ей не удавалось исправить свои ошибки и грехи, то она отправлялась в Дуату (ад) на вечные скитания. Праведники же обретали покой и вечное блаженство, объединяясь с Осирисом.

О жизни, предшествующей и последующей смерти древние египтяне создали множество произведений – Главы о Восхождении к Свету (Книга Мертвых). В этой книге описана жизнь праведников, а также законы, которые человек должен соблюдать при жизни. В ней же содержатся сцены суда и советы по очищению души.

В качестве примера в Книге Мертвых описывалась жизнь Осириса. Ему была дана власть над Нилом и его берегами. С появлением этого бога земли стали плодородными, а жизнь людей – благодатной. Осирис правил 28 лет и при этом 25 лет из них провел вдали от Египта, просвещая людей в других странах в вопросах веры, добра и справедливости. Пока Осирис странствовал, его брат Сет организовал против него заговор. Вместе с 72 заговорщиками он сделал из кедра ящик, по форме напоминающий тело Осириса. После возвращения Осириса Сет затеял пир и сделал вид, что забыл про все их разногласия. Сет завернул кедровый ящик в белое полотно и предложил подарить его тому, кому он придется впору. Многие ложились в ящик, но в пору он пришелся только Осирису, рост которого был 5 м 14 см. Как только Осирис лег в деревянный ящик, его тут же накрыли крышкой, забили гвоздями, а щели залили свинцом. Сет и другие заговорщики бросили ящик с Осирисом в Нил. Таким образом, Сет занял место брата. Ящик тем временем носило по Средиземному морю, пока не прибило к берегу около города Библа.

Все это время Исида искала тело своего мужа. Она добралась до Библа и узнала, что ящик с Осирисом находится у царя. Исида добилась того, чтобы ей его отдали и вернулась в Египет. Там, на папирусных болотах, она каждый день открывала ящик и клала на тело мужа магические амулеты. Это продолжалось до тех пор, пока он не вернулся к жизни.

Сет узнал о воскресении Осириса, выследил его и разрубил на 14 частей. Он отдал куски тела своим единомышленникам, чтобы разделить с ними вину и таким образом усилить свою власть.

Вновь отправилась Исида в путь. Она искала части тела мужа и устраивала над ними святилище. Тем временем сын Исиды и Осириса, Гор, решил занять престол своего отца. Он победил Сета в сражении и отдал его Исиде под охрану.

Сострадательная Исида отпустила Сета, который еще не раз сражался с ними. В конце концов, с помощью Тота Гор пришел к власти, а Сета отдали под суд. Затем Тот объявил, что Сет не достоин властвовать над людьми и может править только морями и пустынями.

С помощью Анубиса Исида сделала из тела Осириса мумию. И стал с тех пор Осирис править царством мертвых. Таким образом, добро победило зло, и это происходит не только в этой жизни, но и в загробной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Загробный мир Древнего Египта

"За Тотом притаилось чудовище женского пола по имени Амемит — «Пожирательница», или Ам-мут — «Поглотительница смерти»."

Египетская книга мертвых. Таблица III (398: с.153)

Существо, упомянутое в книге, входит в пантеон богов Древнего Египта, но, по сути своей, богом не является. В звуковой письменности древнего Египта отсутствовали знаки для гласных букв, поэтому существуют несколько вариантов правильного произношения: Амат – Амит – Аммит, даже Амамат. В русском языке принято название "Амат".

Амат - это чудовище женского пола, единственное предназначение которого заключалось в пожирании душ тех умерших, чьи грехи были признаны слишком тяжелыми.

Оценка тяжести грехов проводилась следующим образом: сердце покойного – вместилище всех его добрых и не очень добрых поступков – помещалось на одну чашу весов, на другую чашу помещалось перо богини справедливости Маат. Конкретно вид пернатых, из чьего хвоста оно было выдрано, история до нас не донесла. С наибольшей вероятностью можно предположить, что это было перо ибиса – священной птицы бога Тота, который, кстати, по некоторым источникам, приходился Маат мужем.

Если сердце оказывалось легче пера, то душа покойного отправлялась на «поля Иалу» или «сады Осириса» - эпитеты рая в древнеегипетской мифологии. Если же чаша весов с сердцем опускалась вниз, то покойного ждала довольно неприятная процедура – его душу проглатывала Амат. На этом заканчивалась вслед за обычной и загробная жизнь. Древние египтяне не разменивались на мелочи наподобие чистилища или ледяного ада. Если много нагрешил – тебя съедят. С концами. Абсолютное небытие, как наказание за излишества в этой жизни. Все это называлось «судом Осириса».

Изображали Амат как помесь двух самых опасных хищников тех мест – льва и крокодила. Существует версия, что изображение льва с головой бегемота – тоже Амат, в несколько другой вариации.

Амат и Тот

musei-smerti.ru

Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Религиеведение.

На тему: "Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян".

Содержание

Введение. ...........................................................................................................................2

1. Представления египтян о смерти и загробном мире. ………..…………………….3

1.1.Культ Осириса - владыки мертвых. .................................................................3

1.2."Книга мертвых" …………………………………...……………….………. .4

.1.3. "Души" человека. .............................................................................................7

2.Смерть и погребение. ...................................................................................................8

2.1.Смерть и обряд погребения. Забота о сохранении тела и души. ................8

2.2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские. ...........................................10

Вывод………………………………………………………………………………...….11

Список литературы ........................................................................................................12

Введение

Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу.

Все что наверху подобно тому, что внизу - один из основополагающих принципов в Древнем Египте: закон подобия. Египет земной считался отображением Египта небесного. Местом единения считался Нетер. Причем Нетер мог пониматься как смысле состояния души, так и в смысле храмовых построек. Символически Нетер изображался в виде секиры. Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуат небесный на Земле. Дуат - царство Осириса. Согласно египетской Книге Мертвых (книге Амдуат) - именно здесь выносится окончательный вердикт душе умершего, если она смогла достигнуть Дуат. Иероглиф Дуат - круг со звездой в центре. Астрономически Дуат соотносится с районом звезды Ал-Нитак созвездия Ориона. Отображением этой же звезды является пирамида Хуфу. Таким образом, Мемфисский некрополь есть Дуат земной - отображение Дуата небесного. Остались также свидетельства, утверждающие, что Дуат земной находится в Мемфисе. Возникновение Дуата связывается с основополагающим сказанием Древнего Египта об Осирисе и Изиде. Любопытно, что хотя упоминаний об этом сказании огромное количество, до нас не дошло ни единого полного изложения.

1.Представления египтян о смерти и загробном мире.

1.1 Культ Осириса - владыки мертвых.

Осирис (грецизированная форма египетского имени Усир) - бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, младший брат Усира - Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшений саркофаг и заявил, что тот, кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира - Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына. Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.

Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Анубис дает Гору Уджат - око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз - волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону. Гор победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате. По одной из версий сказания, Сет разрубил его тело на 14 частей (или 7) и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию. По некоторым версиям, Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.

Анубис (Инпу) - проводник души сквозь темноту. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Звезда Инпу также как и Звезда Исиды - Сириус, путеводная звезда. Земное отображение Сириуса - город Кхем (по-гречески Летополь). Этот город расположен строго на север относительно пирамиду Хуфу. Голова Инпу изображалась в виде головы постоянного спутника погребений - черного шакала.

Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло могущее повредить вечной жизни.

С течением времени Осирис из примера воскресения становится причиной воскресения. Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта.

При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. Во одном из гимнов его называют существом " дающим рождение мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем " кто делает так чтобы смертные родились снова".. Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых и во времена последних династий его роль стала исключительной.

На суде умерших Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса.

Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о восхождении к свету" или " Книга мертвых".

Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис это то к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни.

Следует сказать касательно культа Осириса о здании, как полагают, ему посвященном - Осирионе (греческое название).

1.2. Книга мертвых.

Название " Книга мертвых" не отражает точного перевода надписи, звучащей как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ, что означает " Главы о восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название " Книга мертвых" самое удачное название.

Копии Книги мертвых и работы схожего содержания клались либо в саркофаг умершего, либо в какое-то место главного зала, гробницы или комнаты мумии в специально вырубленной нише.

В саркофаг клали произвольно, но чаще его помещали между ног усопшего чуть выше лодыжек или в районе верхней части бедер еще до пеленания мумии. В эпоху XXI династии стали вкладывать в пустотелые деревянные фигурки бога Озириса, которые оставались в гробнице.

Позднее, когда папирусы стали меньше, их стали вкладывать в ниши постаментов этих фигурок. Постепенно эти фигурки стали олицетворять кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера - Азара, бога воскресения, соответствующие изменения вносились и в тексты.

Под самым главным подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.

Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов, ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших.

Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Согласно его признанию, он:

1. не творил зла;

2. не грабил ближнего своего;

3. не относился жестоко [ни к одному человеку];

4. не занимался воровством;

5. не убивал ни мужчин, ни женщин;

6. не убавлял веса от бушеля;

7. не пользовался обманом;

8. не похищал того, что принадлежит богу;

9. не произносил лжи;

10. не крал чужую пищу;

11. не произносил дурных слов;

12. не нападал со злым умыслом ни на одного человека;

13. не убивал животных,[принадлежащих богу];

14. в делах своих не пользовался обманом;

15. не оставлял в запустении вспаханную землю;

16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не причинял никому страданий];

17. не говорил дурного [ни про одного человека];

18. никому не позволял гневаться на себя без повода;

19. ни разу не обесчестил жены ближнего своего;

20. ни разу не согрешил против чистоты;

mirznanii.com