Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи Древнего царства. Рельеф древнего египта
Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи Древнего царства
Искусство Древнего Египта. Рельефы и росписи Древнего царства
Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Подобно скульптуре, рельефы и росписи были тесно связаны с заупокойным культом и находились в строгой зависимости от архитектуры. Применялся низкий рельеф с выбранным фоном и врезанный рельеф. Роспись исполнялась минеральными красками. В некоторых гробницах, например в Медуме, техника росписи сочеталась с вкладками цветной пастой в специально приготовленные углубления.
В искусстве Древнего царства сложились наиболее излюбленные сюжеты рельефов и росписей, главные правила расположения их на стене (построчность, повествовательность), композиции целых сцен, групп, фигур, ставшие впоследствии традиционными.
Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославлять их мощь, рассказывать об их деятельности. Изображение владельца гробницы поэтому делалось портретным. Примерами замечательных портретных рельефов могут служить деревянные рельефы вельможи, зодчего III династии Хесира (Каирский музей), передающие ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека.
На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож.
Вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими, потому что они являются главными персонажами в композиции.
При изображении человеческой фигуры строго соблюдаются требования канона, сложившегося на заре существования египетского государства. Большая свобода в передаче движений, поз, поворотов встречается только в фигурах слуг, крестьян, ремесленников — второстепенных персонажей.
Египетские рельефы и росписи носят повествовательный характер, изображения показывают различные моменты действия, развертывающегося во времени. Это подчеркивает неразрывную связь их с письмом.
Не применяя линейной перспективы, египтянин не применял и воздушной. Все четко, все графично в египетском рельефе. Легкая моделировка вызывает игру теней на поверхности рельефа, что несколько его оживляет. Но рельеф и в этих случаях так мало возвышается над фоном, что никогда не теряет своей связи с рисунком.
В росписях и при раскраске рельефов египетский художник Древнего царства пользовался чистыми цветами, применяя их очень условно, не стремясь к натуралистически точному воспроизведению цвета и его различных тонов. Гамма красок несложна: зеленый, золотисто-желтый, сердоликово-красный, синий и бирюзово-голубой цвета являются обычными. Красящими веществами служат тертый малахит, тертый лазурит (ультрамарин), желтая и красная охра.
История изобразительного искусства. Ссылка на www.nitpa.org - «Всемирное наследие литературы, истории, живописи» приветствуется.
www.nitpa.org
Рельеф Египта
Если взглянуть на мировую карту с тектоническими обозначениями, то Египет располагается на огромной Сахаро-Аравийской плите. Это говорит о том, что рельеф Египта преимущественно ровный, равнинный. Это широкое плато колеблется от 300 до 1000 метров в высоту.
Но не вся территория Египта похожа на ровную отполированную поверхность, частично усыпанную горячими песками пустыни. Если внимательно изучить карту, то на северо-востоке и на востоке Египта можно увидеть зачатки горных цепей. Здесь красуются Синайские горы и горы Этбая.
На Синайском полуострове можно заметить прекрасную представительницу среди горных претендентов, на роль самых высоких гор Египта — Джебель-Катрин. Это самая прекрасная их претендентка, которая считается одной из самых высоких, так как её высота равна 2.637м!
Словно бы преклоняясь перед её завораживающей возвышенной красотой, на севере Египта распласталась обширная низменность, во главе которой величаво и неспешно течет с юга на север широкая африканская река — Нил. Словно мощная артерия, она растянулась по всей территории, питая и давая жизнь всему живому, а самое главное своему сердцу — Египту. Напрямую завися от этой порой взбалмошной реки, египтяне на протяжении всей истории воспевали её в своих легендах и навечно запечатлели её лик на египетских фресках.
Но если перевести взгляд чуть западнее от великой долины Нила , то можно увидеть множество довольно широких и глубоких впадин. Явной фавориткой из них является впадина Каттара, которая растянулась на 19,5 тыс. кв. км и расположилась на 133м. ниже уровня моря.
Исходя из всего вышесказанного, хоть и в рельефе Египта преобладает плоская равнина, тем ни менее здесь есть прекрасные горные цепи и широкие низменности с самыми живописными экзотическими уголками — оазисами, образованными щедротами великой африканской реки Нил.
Дополнительно можно ознакомиться с нравами, обычаями и особенностями отдыха в арабской стране, опаленной солнцем, из нашей рубрики советов по Египту, а также узнать о птицах Египта, которые прилетают сюда во время массовой миграции и устраивают на побережье шумные коммуналки — гнездовья.
А может Вы ищете лучшие аквапарки в Египте, в числе которых ярким пятном загорается Джангл аквапарк Хургады.
Но самое лучшее во всем отдыхе — это, безусловно, Красное море!
Путешествуйте вместе с нами и делитесь своими впечатлениями! Всем приятного и незабываемого отдыха!
mi-edem.ru
Египет. Полезные ископаемые и особенности рельефа
Египет занимает северо-восточную часть Африки и около шести процентов Синайского полуострова в Азии. Также государство владеет несколькими скромными островами Суэцкого залива, омываемыми Красным морем. Север республики омывают воды Средиземного моря. С запада проходит граница с Ливией, на юге Египет граничит с Суданом, на северо-востоке – с Израилем.
Природный рельеф
Особенности рельефа Египта и природные ископаемые – это особая часть географии страны. Большая часть государства располагается на окраине древнейшей платформы без особых складкообразований. Поэтому рельеф Египта в основном состоит из равнин. Около 60 % государства занимает Ливийская пустыня на западе. Восточное плато Аравийской пустыни вытянуто от севера до юга. Располагается оно между Красным морем и долиной Нила. Юго-восточную часть Египта занимает Нубийская пустыня.
Ливийская пустыня. Плато
Рельеф Ливийской пустыни в основном сформирован из песчаника и известняка. На севере имеются высоты около 100 м, на юге – до 600 м. В пределах плато также есть впадины. Каттара – самая крупная впадина - занимает площадь около 19 тыс. кв. м. Самая нижняя отметка достигает 133 м ниже уровня моря. Вся площадь впадины покрыта солончаками.
По западную сторону от Каттары находится впадина Сива, также покрытая солончаками. На востоке – Фаюм, на юго-востоке – впадины Дахла, Бахария, Харга и Фарафра. Среди впадин также имеются оазисы, в которых бурно развивается земледелие. Пустыни этого района отличаются насыпями. Здесь есть песчаные, солончаковые, галечные, каменистые и песчано-галечные почвы. В западной части располагается Большая Песчаная пустыня ячеистой рельефности. Продольные гряды песка соединяются песчаными перекладинами.
Не только прекрасные курорты привлекают толпы туристов в Египет. Рельеф и полезные ископаемые здесь уникальны. Каменистые и галечные почвы в большей степени преобладают в северной и восточной части. Здесь же можно встретить длинные дюны. Грунтовые воды в Ливийской пустыне выходят на поверхность только в оазисах.
Аравийская пустыня. Плато
Основание плато состоит из древних кристаллических пород, которые нашли выход в восточной части Египта, образовав горы Этбай. На западе же они перекрываются известняками и песчаниками. Высота плато местами достигает до 1000 м над уровнем моря. В направлении долины Нила Аравийская пустыня идет под уклон и сильно изрезана иссушенными руслами рек. Почва здесь преимущественно каменистая.
Нубийское плато имеет аналогичный состав и строение. В некоторых местах Нубийской пустыни можно наблюдать островные возвышенности до 1350 м над уровнем моря.
Полезные ископаемые страны Египет обладают уникальными геологическими свойствами. На это влияют некоторые рельефные особенности. Помимо равнинной местности на территории страны существуют также и возвышенности. Самая высокая точка Египта – гора Катерин высотой 2642 м. Среди горной цепи, протянувшейся вдоль береговой линии Красного моря, выделяются вершины Хамата и Шаиб-эль-Банат.
В северной части Синайского полуострова возвышается массив из гранитной крошки. Отдельные вершины достигают более 2500 м над уровнем моря. Там же располагается плато Эль-Игма известнякового происхождения и плато Эт-Тих из песчаника.
Египет. Полезные ископаемые
Недра Египта богаты полезными ископаемыми. Здесь находятся огромные залежи углеводородного происхождения. Рифтовые впадины Суэцкого залива и Красного моря знамениты своими нефтяными месторождениями. В север-западных районах, а также в недрах впадин Сива и Каттара также находятся залежи черного золота. Не только нефтью богат Египет. Полезные ископаемые в этих местах достаточно разнообразны. Здесь имеются месторождения газа, железной руды, алюминия, золота, вольфрама, молибдена, ниобия, олова и других материалов нерудного происхождения.
Суэцкий залив знаменит нефтегазоносным бассейном. Именно здесь сосредоточены основные месторождения нефти и газа. За счет них и процветает современный Египет. Полезные ископаемые играют в экономике страны немалую роль. Особенности рельефа Египта и полезные ископаемые делают эту страну предметом геологических изучений.
Бурого и каменного угля в стране не так много. Месторождения сосредоточены на Синайском полуострове. Также имеются залежи урановой и титановой руды. Бахарийский район знаменит сосредоточением железой руды. В районе Халаиб найдены месторождения марганцевых руд.
Не только ласковым солнцем и пирамидами привлекает посетителей Египет. Полезные ископаемые, их добыча и импорт существенно поднимают экономику страны.
fb.ru
Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта
Слайд 1
РЕЛЬЕФЫ, СТАТУИ И РОСПИСИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ученика 7 «Б» класса МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Нарнова Семёна
Слайд 2
План презентации 1. Скульптура Древнего Египта. 2. Основные правила для скульптуры. 3. Фигурки работников и животных. 4. Древнеегипетский канон изображения человека. 5. Звери, рыбы и птицы в росписи. 6. Цветовая гамма росписей. 7. Как наносили росписи. 8. Рельефы в Древнем Египте. 9. Статуи сфинксов. 10. Статуи фараонов. 11. Бюст Нефертити. 12. Статуэтки кошек. 13. Анубис. 14. Остраконы. 15. Образцы росписи. 16. Образцы рельефов. 17. Источники.
Слайд 3
Скульптура древнего египта Скульптура Древнего Египта имела, в основном, ритуальное назначение и была связана с культом мёртвых. Скульптура была частью храмов и гробниц. Египтяне верили в вечную жизнь и бессмертную душу, но для этого было необходимо сохранить тело и внутренние органы нетленными. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй , которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны . Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении более двух тысячелетий. Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов
Слайд 4
Основные правила для скульптуры симметрия и фронтальность в построении фигур; чёткость и спокойствие поз. Эти черты облика статуй были обусловлены их расположением у стены или в нише. прямая постановка головы; -наличие некоторых атрибутов власти или профессии. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой. Немного позже появляется " поза писца " - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Сидящий писец. 2620-2500гг. до н.э.
Слайд 5
Основные правила для скульптуры Обязательна была определённая раскраска статуй . Мужские тела была кирпичного цвета, женские - жёлтого, волосы - чёрного. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй - преувеличенно мощные, развитые. Почти все линии статуй параллельны или находятся под прямым углом; сидячая скульптура была квадратной. Ноги прямые, спина и шея негнущиеся; никогда не встречается поворота туловища или головы; всё тело выпрямлено, мышцы навсегда застыли. Но в некоторых случаях лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета . Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. Древнее Царство.4 династия. Некрополь в Мейдуме
Слайд 6
Фигурки работников и животных Помимо статуй умерших в гробницу помещали фигурки работников, которые должны были обеспечить загробное существование умершего. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении ; и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Гарцующий конь
Слайд 7
Древнеегипетский канон изображения человека - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.
Слайд 8
Звери, рыбы и птицы в росписи Звери, рыбы и птицы изображаются реалистично. Они не стоят на месте, египетские художники передали их движение с большим мастерством. При желании можно даже определить вид животных. Остраконы – роспись на сколах камня (обычно известняка), а также – на обломках керамики. Остраконы (рисунок на известняке)
Слайд 9
Цветовая гамма росписей Цветовая гамма у древних египтян была ограничена, так как они употребляли краски природного происхождения, которые не смешивали между собой, а наносили в «чистом» виде на сухую подготовленную поверхность. Цветовая палитра росписей на остраконах по сравнению с росписями на стенах сдержаннее. Большинство из них исполнено кирпично-красной или чёрной краской, либо в традиционной гамме цветов: чёрного (серого), красного, оранжевого, жёлтого (золотистого), коричневого, зелёного (преимущественно светлого), бирюзового и иногда белого. Голубая краска применялась реже.
Слайд 10
Как наносили росписи Стена зачищалась, покрывалась слоем штукатурки, затем кистью наносили жидкий раствор гипса. При помощи верёвки, окрашенной красной краской, на стене чертили сетку, по которой наносили контуры фигуры. Готовую роспись покрывали лаком. Египетские мастера пользовались натуральными минеральными красителями.
Слайд 11
Рельефы в древнем египте Рельеф – один из видов скульптуры. Подразделяется на типы: выпуклый рельеф; углублённый рельеф; рельеф с врезанным контуром. Иногда все типы рельефов соседствуют в одной композиции. Рельефы и росписи подчинялись одним и тем же художественным канонам. Со времён Древнего Царства большое распространение получили раскрашенные рельефы.
Слайд 12
Рельефы в древнем египте Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов и зданий, саркофаги, чаши, ларцы и многое другое.
Слайд 13
Статуи сфинксов Большой сфинкс в Гизе. 26 в. до н.э. Монолитная известковая скала. Пирамидный комплекс фараона Хефрена. Сфинкс 73 м в длину и 20 м в высоту. Сфинкс - мифическое существо, обычно изображавшееся с телом льва и головой человека.
Слайд 14
Статуи сфинксов Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Алебастр. 15 в. до н.э.
Слайд 15
Статуи фараонов Статуя фараона Аменемхета III , середина-конец 19 в. до н. э. Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). 14 в. до н. э.
Слайд 16
Бюст нефертити Бюст Нефертити. Ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк.
Слайд 17
Статуэтки кошек Кошка считалась священным животным богини Баст. На шее многих кошек надета цепь, на которой свешивается вниз украшение в виде священного глаза, на темени – изображение скарабея.
Слайд 18
Анубис Культовые животные были очень распространены в Древнем Египте. В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса . Он сопровождал покойника в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображен лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в чёрный цвет, на шее - лента.
Слайд 19
Остраконы Акробатка, делающая мостик. Рисунок кистью на известняке. Фивы. Новое Царство. Ок.1300 г. до н.э. Остракон с изображением кошки, павиана и птицы. Рисунок кистью на известняке. Фивы. Новое Царство. Ок.1300 г. до. н.э. Профиль фараона. Рисунок кистью на известняке. Новое Царство. Около XII в. до н. э. Египтянка в лодке. Около XI в. до н.э.
Слайд 20
Образцы росписи Сцена пира. Роспись гробницы в Фивах. Конец 15 в. до н. э. Сцена охоты. Роспись из гробницы Небамуна.14 в. до н.э.
Слайд 21
Образцы рельефов Рельеф с крышки ларца из гробницы Тутанхамона. Сер. 14 в. до н. э. Рельеф из гробницы Саккара. Фрагмент. Сер. 3-го тыс. до н.э. Древнее Царство. В рельефах и настенных росписях Древнего Царства прочно утвердился мотив шествия, где фигуры движутся одна за другой по фризу.
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. и обычно наше с ними знакомство начинается с удивления перед их произведениями искусства. Да, "их" искусство действительно непохоже на наше, оно для нас "непонятно"; мы не можем в его произведения "войти" так, как, например, привыкли входить в картины эпохи Ренессанса или пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его мире его времени.
Очаги культуры на земной поверхности никогда не располагались равномерно. Среди них наиболее нам близки те, что сейчас принято объединят понятием "Древний Восток". Среди цивилизаций Древнего Востока особый интерес для исследователя своей непревзойденной монументальностью, монолитностью, представляет Египетская, возникшая в долине реки Нил около шести тысячелетий назад.
Первыми понятиями, которые мы здесь встречаем считаются по праву отмеченная еще древними греками "Гигантомания" и особая беспримерная стабильность - застылость форм, или, как мы сказали бы сейчас, отсутствие прогресса. Одной из причин этой заторможенности" М.Э. Матье считает особую ситуацию египетской экономики, главной отраслью которой было
земледелие^1. С первых веков Египта оно не могло существовать без искусственного орошения, базировавшегося в свою очередь на сохранении общинного способа хозяйствования и исключавшего возможность индивидуальной обработки земли. Эта "общественная формация", это общество, смогшее сохранить себя практически неизменным на протяжении почти трех тысячелетий выработало свою оригинальную высочайшую и утонченнейшую культуру, ту, об
^1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М. 1961. с. 4-5.
искусстве которой с неизменным уважением, как о чем-то грандиозном, нечеловечески масштабном, отзывались лучшие люди культур - потомков. Во всем искусстве Египта мы отмечаем черту, нашему времени к сожалению очень не свойственную, - величие.
Архитектура здесь правит бал и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство".
Общественно-политическая ситуация.
Описание жизни того времени положено начинать с "образования рабовладельческого государства". итак, в какой-то период своего существования человечество в рассматриваемом нами Египте пришло к такой форме государственного устройства при которой практически безграничная власть над сотнями тысяч подданныхсосредоточилась в руках одного правителя - фараона. Отметим далее, что Египет - это страна, где для наиболее успешного функционирования главной отрасли народного хозяйства страны - сельского хозяйства, необходимо объединение как можно большей территории плодородной земли в долине Нила для централизованного управления водными ресурсами - фактором, имеющим принципиальное экономическое значение. фактором. первое объединение всей страны произошло коло 2900 года до н. э. и сохранялось при фараонах III - V династий в течении всего так называемого Древнего царства - до 2270 года. Эти годы в силу ряда причин мы можем назвать временем процветания и большого культурного подъема Египта. Именно в этот период были созданы самые огромные на земле памятники каменного зодчества - пирамиды.
Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники. В этой работе слишком мало места для того, чтобы выстраивать претендующие на абсолютную истину теории о его принципах, но хотя бы в скобках необходимо заметить, что искусство, пути его развития никогда не есть просто "отражение жизни", хотя его творцы - всегда люди определенного времени, и хотят они того или нет, они живут жизнью своей эпохи и размышляют о над ее насущными вопросами в своих произведениях. Египтяне Древнего царства найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение-покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, предшествовали, л которым наследовали долгие периоды медленных эволюций С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.
Приоритеты искусства Древнего Египта.
Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, стоит привести его здесь полностью: "Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Такое синтетическое решение вызывалось не только соображениями художественного порядка, оно диктовалось египетской религией, всей совокупностью религиозноматических представлений. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Само погребение такой важной персоны было исключительно важным событием как его собственной жизни, так и жизни всего его народа. Переход человека в мир иной становился триумфом всей его жизни и обставлялся поистине с царским великолепием. Поэтому вполне естественно, что его усыпальница как архитектурное сооружение должна была быть достойной своей роли "вечного жилища" для своего властителя. У разных народов по разному прославлялись цари: в Ассирии и Урарту нам известны великолепные дворцы и храмы с рельефами, повествующими об их подвигах; в Египте - храмы и пирамиды - усыпальницы фараонов и их приближенных. Но и там и здесь для памятников Древнего Востока всегда очень характерна естественная монументальность, вписанность и найденность архитектуры в ландшафте и окружающем мире. Если же мы станем говорить об особенностях сохранившейся архитектуры Египта, то мы отметим, что ее гениальная простота, цельность, исключительная мощь и соразмерность пропорций делают ее оригинальным и почти магическим исключением.
Назначение пирамид.
"Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." - пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам, результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь. «Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу человека"^2. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в буквальном переводе означающее "каменная скамья".
Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить
себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны
mirznanii.com
СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Количество просмотров публикации СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - 655
Скульптура древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
В гомеровский период (назван так потому, что мы можем реконструировать эпоху по Илиаде и Одиссее) в Греции была распространена бронзовая пластика малых форм с изображением мифологических персонажей, героев, кентавров, а также характерна геометрическая стилизация.
В эпоху архаики возникает круглая скульптура и рельефы, которые служат украшением храмов. Круглая скульптура делится на 2 основные группы:
1) куросы (юноши)
2) коры (девы).
Рельефы располагаются на фронтонах храма. Фронтон – торцовая стена под двухскатной кровлей. Древним грекам фронтон своей формой напоминал гору Олимп. На фронтоне изображались олимпийские боги, которым посвящен храм. Рельефы помещались также на керамических или каменных пластинах, закрывающих интервалы между балками фриза (метопы).
Образы искусства архаики заимствуются из олимпийской и доолимпийской мифологии. Доолимпийские образы - ϶ᴛᴏ изображения подземного царства: медуза Горгона (фронтон храма Афины), божество с тремя торсами, объединенными змеиным хвостом (фронтон древнего храма на территории Афинского акрополя).
Дорифор. Размещено на реф.рфПоликлет.
Период классики – искусство в это время переживает небывалый расцвет. В 5 веке складывается античный канон в скульптуре. Теоретические основы канона были разработаны скульптором и философом-пифагорейцем Поликлетом (написал трактат о пропорциях). Он также создал образцовую статую с идеальной системой пропорций - ϶ᴛᴏ копьеносец Дорифор, до нас дошел в поздних римских формах. Постановка фигуры с опорой на одну ногу – контрапост. Мотив перекрестного движения – хиазм. Согласованное движение мышц.
Следствие разработки системы канона: художники-скульпторы умеют изобразить жест, позу, ракурс. Фигуры перестают быть статичными, они движутся. Появление сюжетно-повествовательного начала в скульптуре. Наивысшими образцами творчества канонического в аспекте передачи движения являются скульптуры МИрона: Дискобол, Афина и Марсий.
Афина и Марсий. Мирон.
Скульптор Фидий.
Искусство Фидия строится не столько на подражании (мимесисе) законам природы, сколько на постижении эйдоса (одновременно идея и образ вещи). Фидий – скульптор с ярко выраженным созерцательным началом. Созерцанию греки придавали особое значение, для них созерцание – наслаждение философов, постижение тайного знания. Фидий постигает суть вещей.
Наиболее значительные произведения Фидия и его круга:
- скульптурные украшения афинского Акрополя. Фидий осуществляет и общее руководство архитектурного ансамбля Акрополя. Он чувствует основы динамичного изображения.
В 4 веке в скульптуре намечаются две тенденции:
1. Создание трагических экспрессивных образов, нарушение канонического типа красоты. Эту тенденцию представляет скульптор Скопас (фриз мавзолея в Галикарнасе).
2. Отражает аполлоническое начало. Аполлон – бог света͵ вещатель богов. С ним связано гармонизированное, упорядоченное начало. Эта линия отражена в творчестве Праксителя. У его скульптур: более вытянутые пропорции, изящные конечности, драпировки рядом оттеняют красоту тела. У Праксителя фигуры имеют подпорки (нарушен баланс). Симптомы распада системы канона.
Эпоха эллинизма – время возникновения очагов греческой скульптуры на Востоке (связано с походами Александра Македонского). Οʜᴎ сохраняют античный канон до эпохи Средневековья (Александрия, Пергам, Родос, Карфаген…)
В это время возникают художественные школы. Каждая школа имеет отличительные черты, но есть и общие, отражающие художественный процесс в целом.
Наряду с сохранением классического канона происходят его распыление и упадок, который выражается в:
скульптура утрачивает свой священный характер (декоративная). Служат для украшения фонтанов. Низменные забавы, изображение стариков, пьяниц, горбунов.
Масштабной темой становится тема смерти: Поверженный галл, Умирающий галл, Галл, убивающий свою жену.
Рельефы цоколя – Пергамский алтарь – изображение борьбы олимпийских богов с титанами.
В Египте скульптурой были полны святилища, храмы, дворцы. Скульптурные изображения стояли также на границах владений, окаймляли дороги, ведущие в храмы, имелись во внутренних помещениях египтян.
Влияние религиозного культа на скульптурные изображения.
В основном статуи[1] предназначались либо для заупокойного культа͵ либо для установки их в храмах и святилищах. И именно культовые требования обусловили назначение статуй, появление их жанров, типов, размер, иконографию, место установки, количество и часто выбор материала.
Приведем примеры.
Египтяне мыслили статую как ʼʼтелоʼʼ духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.
Одни статуи ставились в храмах в память об ʼʼучастииʼʼ в определенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье.[2] Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться.
Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело, каждое лицо статуи наделялось определенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок.
Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.
Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. По этой причине мы никогда не видим изображения людей, к примеру, в предсмертном или посмертном виде, напротив - присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.
В статуях и рельефах человек всегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов (илл. 51).
Так как через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.
Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было ʼʼвозрождениеʼʼ престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально ʼʼубитогоʼʼ фараона, сам же правитель, заново ʼʼпомолодевшийʼʼ, совершал перед шатром ритуальный беᴦ. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.
Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа: один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.
Желание обеспечить ʼʼвечноеʼʼ совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителей.
Первые ушебти (о них шла речь в вопросе № 2) датируются 21 в. до н.э. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких ʼʼпомощниковʼʼ.
Потребность в большом количестве скульптур вызвало распространение мелкой пластики из камня и дерева (илл. 52). Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Часто несколько статуэток слуг укреплялись на одной – более метра - доске, образуя целую группу, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. И каждый тип фигурки имел свой канон. Так, ткачихи сидели на корточках у станков, пряхи стояли на одной левой ноге, высоко подняв левую руку с прялкой, повар сидел на земле у жаровни и т.д.
Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Οʜᴎ, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).[3]
Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.
Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).
Наконец, именно культовый характер фигур делал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы.
Статуи фараонов.
Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.
Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка.
В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона: стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).
В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение ʼʼколлективногоʼʼ благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой.
Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеализация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Божественность фараона дополнялась деталями: к примеру, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора (илл. 56).
Фараон Хатшепсут приказывали ваять ее изображение в виде мужчины.
Знаменитая царица Клеопатра VII предстает в парике и обнаженной (илл. 56-а).
Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей - вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас: на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. 57). Может быть, делаются предположения, Эхнатон в жизни был иным, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам поставлена задача: необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон, и данный облик должен отличаться от всех простых смертных.
За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа), или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях, или просто голова-символ?[4] Во всяком случае, в нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние говорящей амебы. А ни в одном из известных документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора.
В скульптуре был также распространен тип статуи, изображающий сидящих лиц царской фамилии; в данном случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам. Принцип фронтальности отвечал социальному табу той древней эпохи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не допускало ʼʼурезанияʼʼ фигуры, прежде всего фараона.[5]
Что такое фронтальность в скульптуре? Все характерные особенности образа по возможности сосредотачиваются на передней плоскости статуи, на ее фронтоне; вертикальная ось делит фигуру на две симметрично равные части, она абсолютно прямая, все парные элементы (плечи, бедра, колени) находятся на одном уровне.
Египетская скульптура не вышла из стадии абсолютно неподвижных фигур (илл. 60). Первый признак движения в скульптуре - выдвинутая вперед нога. Но египетская левая нога прочно опирается о землю всей подошвой, в связи с этим на движении тела данный первый жест никак не отражается. Более того, левая нога длиннее правой - к этому приёму прибегали для того, чтобы показать фигуру идеально прямой. Попыткам как-нибудь изменить принятые позы препятствовала и структура помещений.
Статуи частных лиц.
Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.
Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.
Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.
В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - вначале так изображались только царские сыновья (илл. 64, 65).
Вместе с тем, египетский скульптурный портрет имеет абстрактный характер, его реализм относителен - в нем нет индивидуальной мимики. Индивидуальные же черты в скульптурном портрете можно найти, к примеру, в тщательно изваянных локонах париков, браслетах и амулетах, морщинах, горбинке носа, форме и размере ушей (илл. 66). Или мы видим жирные, дряблые мускулы груди и живота у писца - ϶ᴛᴏ свойственно человеку, ведущему сидячий образ жизни.
Материал и обработка.
Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита (илл. 67), диорита͵ кварцита (илл. 68), алебастра (илл. 69), шифера, известняка, песчаника(илл. 70). Египтяне любили твердые породы камня.
Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.
Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.
Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл. 71, 71-а). Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике ʼʼутраченного воскаʼʼ: скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.
Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.
-На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые ʼʼколоссами Мемнонаʼʼ (илл. 72). По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 ᴦ. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж ʼʼИлиадыʼʼ Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.
При этом вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную, не найти. Более того, нужно было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.
Проблема идентификации скульптурных изображений.
Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II, или Рамессеум. Здесь находится поверженная статуя из розового гранита͵ первоначальный вес которой оценивается от 750 до 1000 тонн. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (?) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Размер статуи, ее тщательная обработка, включая полировку поверхности, не укладываются в ʼʼнормативыʼʼ ручной и примитивной технологии Нового царства. К тому же, во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита͵ а в наличии лишь невысокое качество стен, колоннад, статуй, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из ʼʼкирпичиковʼʼ. Гипотеза одного из исследователей, представителя ʼʼальтернативнойʼʼ египтологии: ʼʼНе имел Рамзес II никакого отношения к этой статуе. И лицо статуи было не его, а скорее всего какого-нибудь древнего бога, во времена которого она и была сделана. …На голове статуи в Рамессеуме имеются чередующиеся полоски отполированного и неотполированного гранита. Возможно, скульптор таким образом хотел изобразить волосы или какую-то характерную деталь головного убора. При этом абсолютно такой же элемент имеется на голове Сфинкса на плато Гиза!..ʼʼ[6] А Большой Сфинкс даже по официальной версии на тысячу лет старше Рамзеса II.
referatwork.ru
СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Скульптура древней Греции, ее периодизация и жанры. Скульптура греческой классики (Фидий, Мирон, Поликлет).
В гомеровский период (назван так потому, что мы можем реконструировать эпоху по Илиаде и Одиссее) в Греции была распространена бронзовая пластика малых форм с изображением мифологических персонажей, героев, кентавров, а также характерна геометрическая стилизация.
В эпоху архаики возникает круглая скульптура и рельефы, которые служат украшением храмов. Круглая скульптура делится на 2 основные группы:
1) куросы (юноши)
2) коры (девы).
Рельефы располагаются на фронтонах храма. Фронтон – торцовая стена под … двухскатной кровлей. Древним грекам фронтон своей формой напоминал гору Олимп. На фронтоне изображались олимпийские боги, которым посвящен храм. Рельефы помещались также на керамических или каменных пластинах, закрывающих интервалы между балками фриза (метопы).
Образы искусства архаики заимствуются из олимпийской и доолимпийской мифологии. Доолимпийские образы – это изображения подземного царства: медуза Горгона (фронтон храма Афины), божество с тремя торсами, объединенными змеиным хвостом (фронтон древнего храма на территории Афинского акрополя).
Дорифор. Поликлет.
Период классики – искусство в это время переживает небывалый расцвет. В 5 веке складывается античный канон в скульптуре. Теоретические основы канона были разработаны скульптором и философом-пифагорейцем Поликлетом (написал трактат о пропорциях). Он также создал образцовую статую с идеальной системой пропорций – это копьеносец Дорифор, до нас дошел в поздних римских формах. Постановка фигуры с опорой на одну ногу – контрапост. Мотив перекрестного движения – хиазм. Согласованное движение мышц.
Следствие разработки системы канона: художники-скульпторы умеют изобразить жест, позу, ракурс. Фигуры перестают быть статичными, они движутся. Появление сюжетно-повествовательного начала в скульптуре. Наивысшими образцами творчества канонического в аспекте передачи движения являются скульптуры МИрона: Дискобол, Афина и Марсий.
Афина и Марсий. Мирон.
Скульптор Фидий.
Искусство Фидия строится не столько на подражании (мимесисе) законам природы, сколько на постижении эйдоса (одновременно идея и образ вещи). Фидий – скульптор с ярко выраженным созерцательным началом. Созерцанию греки придавали особое значение, для них созерцание – наслаждение философов, постижение тайного знания. Фидий постигает суть вещей.
Наиболее значительные произведения Фидия и его круга:
— скульптурные украшения афинского Акрополя. Фидий осуществляет и общее руководство архитектурного ансамбля Акрополя. Он чувствует основы динамичного изображения.
В 4 веке в скульптуре намечаются две тенденции:
1. Создание трагических экспрессивных образов, нарушение канонического типа красоты. Эту тенденцию представляет скульптор Скопас (фриз мавзолея в Галикарнасе).
2. Отражает аполлоническое начало. Аполлон – бог света, вещатель богов. С ним связано гармонизированное, упорядоченное начало. Эта линия отражена в творчестве Праксителя. У его скульптур: более вытянутые пропорции, изящные конечности, драпировки рядом оттеняют красоту тела. У Праксителя фигуры имеют подпорки (нарушен баланс). Симптомы распада системы канона.
Эпоха эллинизма – время возникновения очагов греческой скульптуры на Востоке (связано с походами Александра Македонского). Они сохраняют античный канон до эпохи Средневековья (Александрия, Пергам, Родос, Карфаген…)
В это время возникают художественные школы. Каждая школа имеет отличительные черты, но есть и общие, отражающие художественный процесс в целом.
Наряду с сохранением классического канона происходят его распыление и упадок, который выражается в:
скульптура утрачивает свой священный характер (декоративная). Служат для украшения фонтанов. Низменные забавы, изображение стариков, пьяниц, горбунов.
Масштабной темой становится тема смерти: Поверженный галл, Умирающий галл, Галл, убивающий свою жену.
Рельефы цоколя – Пергамский алтарь – изображение борьбы олимпийских богов с титанами.
В Египте скульптурой были полны святилища, храмы, дворцы. Скульптурные изображения стояли также на границах владений, окаймляли дороги, ведущие в храмы, имелись во внутренних помещениях египтян.
Влияние религиозного культа на скульптурные изображения.
В основном статуи[1] предназначались либо для заупокойного культа, либо для установки их в храмах и святилищах. И именно культовые требования обусловили назначение статуй, появление их жанров, типов, размер, иконографию, место установки, количество и часто выбор материала.
Приведем примеры.
Египтяне мыслили статую как «тело» духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.
Одни статуи ставились в храмах в память об «участии» в определенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье.[2] Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться.
Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было «узнать» именно свое тело и войти в него, а сама статуя «заменить» тело, каждое лицо статуи наделялось определенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древнеегипетского искусства — скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса — создание посмертных масок.
Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.
Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они «оживали» для вечной жизни. Поэтому мы никогда не видим изображения людей, например, в предсмертном или посмертном виде, наоборот, присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.
В статуях и рельефах человек всегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика «прозревания» покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Они всегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян — вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов (илл. 51).
Так как через ноздри «вдыхалась» живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.
Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было «возрождение» престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально «убитого» фараона, сам же правитель, заново «помолодевший», совершал перед шатром ритуальный бег. Затем статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.
Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа: один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.
Желание обеспечить «вечное» совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителей.
Первые ушебти (о них шла речь в вопросе № 2) датируются 21 в. до н.э. Если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук — по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких «помощников».
Потребность в большом количестве скульптур вызвало распространение мелкой пластики из камня и дерева (илл. 52). Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Часто несколько статуэток слуг укреплялись на одной – более метра — доске, образуя целую группу, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. И каждый тип фигурки имел свой канон. Так, ткачихи сидели на корточках у станков, пряхи стояли на одной левой ноге, высоко подняв левую руку с прялкой, повар сидел на земле у жаровни и т.д.
Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Они, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).[3]
Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону — так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.
Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).
Наконец, именно культовый характер фигур делал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы.
Статуи фараонов.
Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.
Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка.
В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона: стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).
В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение «коллективного» благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой.
Главное требование для скульптора — создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеализация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Божественность фараона дополнялась деталями: например, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора (илл. 56).
Фараон Хатшепсут приказывали ваять ее изображение в виде мужчины.
Знаменитая царица Клеопатра VII предстает в парике и обнаженной (илл. 56-а).
Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей — вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас: на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. 57). Может быть, делаются предположения, Эхнатон в жизни был иным, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, но подобные изображения в принципе могли появиться, если мастерам поставлена задача: необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон, и этот облик должен отличаться от всех простых смертных.
За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа), или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях, или просто голова-символ?[4] Во всяком случае, в нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние говорящей амебы. А ни в одном из известных документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора.
В скульптуре был также распространен тип статуи, изображающий сидящих лиц царской фамилии; в этом случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам. Принцип фронтальности отвечал социальному табу той древней эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры, прежде всего фараона.[5]
Что такое фронтальность в скульптуре? Все характерные особенности образа по возможности сосредотачиваются на передней плоскости статуи, на ее фронтоне; вертикальная ось делит фигуру на две симметрично равные части, она абсолютно прямая, все парные элементы (плечи, бедра, колени) находятся на одном уровне.
Египетская скульптура не вышла из стадии абсолютно неподвижных фигур (илл. 60). Первый признак движения в скульптуре — выдвинутая вперед нога. Но египетская левая нога прочно опирается о землю всей подошвой, поэтому на движении тела этот первый жест никак не отражается. Более того, левая нога длиннее правой — к этому приёму прибегали для того, чтобы показать фигуру идеально прямой. Попыткам как-нибудь изменить принятые позы препятствовала и структура помещений.
Статуи частных лиц.
Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.
Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.
Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.
В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях — вначале так изображались только царские сыновья (илл. 64, 65).
Вместе с тем, египетский скульптурный портрет имеет абстрактный характер, его реализм относителен — в нем нет индивидуальной мимики. Индивидуальные же черты в скульптурном портрете можно найти, например, в тщательно изваянных локонах париков, браслетах и амулетах, морщинах, горбинке носа, форме и размере ушей (илл. 66). Или мы видим жирные, дряблые мускулы груди и живота у писца – это свойственно человеку, ведущему сидячий образ жизни.
Материал и обработка.
Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита (илл. 67), диорита, кварцита (илл. 68), алебастра (илл. 69), шифера, известняка, песчаника(илл. 70). Египтяне любили твердые породы камня.
Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Для небольших фигурок людей и животных чаще всего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.
Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.
Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл. 71, 71-а). Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике «утраченного воска»: скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, которое тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.
Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.
-На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые «колоссами Мемнона» (илл. 72). По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 г. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж «Илиады» Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.
Однако вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную, не найти. Более того, надо было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.
Проблема идентификации скульптурных изображений.
Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II, или Рамессеум. Здесь находится поверженная статуя из розового гранита, первоначальный вес которой оценивается от 750 до 1000 тонн. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (?) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Размер статуи, ее тщательная обработка, включая полировку поверхности, не укладываются в «нормативы» ручной и примитивной технологии Нового царства. К тому же, во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита, а в наличии лишь невысокое качество стен, колоннад, статуй, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из «кирпичиков». Гипотеза одного из исследователей, представителя «альтернативной» египтологии: «Не имел Рамзес II никакого отношения к этой статуе. И лицо статуи было не его, а скорее всего какого-нибудь древнего бога, во времена которого она и была сделана. …На голове статуи в Рамессеуме имеются чередующиеся полоски отполированного и неотполированного гранита. Возможно, скульптор таким образом хотел изобразить волосы или какую-то характерную деталь головного убора. Однако абсолютно такой же элемент имеется на голове Сфинкса на плато Гиза!..»[6] А Большой Сфинкс даже по официальной версии на тысячу лет старше Рамзеса II.