Наследие древнего мира. План-конспект урока "Историческое и культурное наследие Древнего мира" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ТЕМА 2.4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Наследие древнего мира


План-конспект урока "Историческое и культурное наследие Древнего мира" (5 класс)

Историческое и культурное наследие Древнего мира.

Цели: повторить и обобщить основное содержание курса истории Древнего мира, выявить его специфику и особенности; развивать умение работать с творческими и познавательными заданиями; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Задачи:

Образовательные: способствовать обобщению знаний по истории Древнего мира; создать условия для определения исторического и культурного наследия Древнего мира.

Развивающие: содействовать развитию умений работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами, создавать информационно-творческие проекты.

Воспитательные: осознавать роль значительных событий и личностей в истории Древнего мира, значение исторического и культурного наследия древних обществ для мировой истории.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.

Решаемые проблемы: В чем своеобразие истории Древнего мира?

Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; комплексное повторение, самостоятельная работа с творческими проблемными заданиями, комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научиться формировать целостное представление об историческом развитиии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; создавать яркие образы, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира.

Метапредметные УУД: коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме; регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Личностные УУД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; осознание роли значительных событий и личностей в истории Древнего мира, места исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Оборудование: раздаточные материалы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап.

Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история -сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти»

-Было ли вам интересно путешествовать по Древнему миру?

-На все ли вопросы мы нашли ответы?

Сегодня на заключительном уроке я предлагаю вам окунуться в мир загадок, которые оставила нам история.

-Урок мы проведем в виде игры «Брэйн-ринг». Разделитесь на команды.

Вы будете разгадывать тайны истории Древнего мира, выполнять творческие и познавательные задания. Победит тот, кто быстрее и точнее ответит на заданные вопросы.

3.Работа по теме урока.

Вопрос 1.

Археологии находят следы жизни первых людей при раскопках древних поселений и могил. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных?

Вопрос 2.

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь?

Вопрос 3.

Все знают пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Вопрос 4.

Представьте себе, что в музей принесли древний меч. На нем вырезана надпись: «Этим оружием великий Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 г. до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.

Вопрос 5.

Говорят, на вкус и цвет товарищей нет, а вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета хорошими, а один – плохим. Какие это цвета? Почему к ним было разное отношение?

Вопрос 6.

Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно приобрести дом в обмен на кровать и два отреза ткани. Не слишком ли маленькая цена? В наши дни квартира и тем более целый дом стоят несоизмеримо дороже. Подумайте, чем объясняется возможность такого обмена.

Вопрос 7.

Вряд ли разумно надеть на голову два головных убора. Один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем это было вызвано?

Вопрос 8.

Известно, что египтяне писали умершим письма. В этих письмах они, случалось, упрекали мертвых в совершенных теми уже после смерти недобрых поступках по отношению к живым. Бывало, просили помощи: например, одна вдова жалуется в письме своему мертвому мужу на двух негодяев, отнявших у нее дом вместе с прислугой. Вдова просит мужа отомстить обидчикам и для этой цели поднять всех его мертвых предков. Писать умершему по меньшей мере бессмысленно, с нашей точки зрения, но египтяне так не считали. Подумайте, почему?

Вопрос 9.

В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Чем это можно объяснить?

Вопрос 10.

В наши дни один ученик на вопрос учителя, как называется письменность, возникшая в Древнем Двуречье, ответил: «Глинопись». Ответ, конечно, ошибочный, но дан такой ответ не случайно. Почему мог возникнуть подобный ответ? Какой ответ и почему является правильным?

Вопрос 11.

В вавилонских мифах бога луны зовут Син. Его имя на глиняных табличках писали, как это было принято в Двуречье, клинописным знаком. Примечательно, что это знак имел два значения: одно-бог Син, другое-число 30. Подумайте, почему одним и тем же знаком обозначали имя бога и число.

Вопрос 12.

Географический кругозор вавилонян был ограничен Двуречьем и соседними с ним странами. Знали вавилоняне и два больших водных пространства.

Одно из них называлось «морем Восхода», а другое-«морем Заката». Подумайте, как в наши дни называются эти водные пространства. Покажите их на карте. Объясните их древние названия.

Вопрос 13.

В законах Хаммурапи сказано: «Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра». Как теперь называют «ослиных и воловьих лекарей»? Чем можно объяснить существование в Вавилонии такой специальности?

Вопрос 14.

В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название «Ханаан». Название же «Финикия» этой стране дали греки. Финикийцы по-гречески означает «красноватые». Подумайте, почему именно так греки называли финикийцев.

Вопрос 15.

Более 3 тыс. лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться -проходило каких-нибудь несколько недель, -могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности? Может быть, тем, что в Двуречье и Египте было больше лодырей или меньше хороших учителей?

Вопрос 16.

Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли путешественник?

Вопрос 17.

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул-эти семь считаются домашними животными». Подумайте, почему человек назван домашним животным.

Задание 18.

В нашей речи встречаются такие выражения:

1.допотопные времена;

2.Ноев ковчег;

3.Вавилонское столпотворение;

4.суд Соломона;

5.богат, как Крез;

6.пир Валтасара;

7.труба иерихонская.

Как возникли эти выражения? В каких случаях их можно употребить в наши дни?

Задание 19.

В результате раскопок археологи обнаружили на острове Крит древние дворцы с множеством помещений, замечательной красоты кубки, сосуды с изображением осьминогов, рыб и морских звезд, бронзовое оружие, изящные статуэтки, золотые украшения. Вокруг дворцов располагались города. При этом ученые обращали внимание на то, что города на острове Крите почему-то не имели оборонительных стен. Подумайте, какими двумя причинами это можно объяснить?

Задание 20.

Предположите, что ответили бы древние греки, если бы мы дали им следующий совет: в борьбе с засухой поступайте так, как поступали древние китайцы. Они говорили: «Возьму лопату вместо облака, построю канал вместо дождя, здесь и поливка, и удобрение. Долог будет мой колос!» Как отнеслись бы греки к нашему совету?Задание 21.

В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается, что Одиссей, потерпев кораблекрушение, попадает на сказочный остров, где правит мудрый царь Алкиной. Гомер описывает несметное богатство Алкиноя. В царском дворце двери из чистого золота, притолоки из серебра, стены из сверкающей меди. А под самым потолком медные стены украшены нешироким карнизом из закаленного железа. Не кажется ли вам это странным, ведь золото, серебро и даже медь ценятся гораздо выше железа?

Задание 22.

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, разбавляли его водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

Задание 23.

Вы помните, что греки особенно почитали бога Зевса и бога Посейдона. А в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря. Подумайте, с чем это связано. Почему религия разных народов нередко получают объяснение разные явления природы?

Задание 24.

Древний писатель Плутарх рассказывает, что из спартанских кушаний самое знаменитое-черная похлебка. Спартанцы предпочитали ее всему остальному, старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебки. Узнав про это, один чужеземный царь выкупил повара-раба из Спарты с единственной целью-отведать прославленное блюдо. Однако черная похлебка показалась царю отвратительной на вкус и проглотить ее он не смог. Тогда повар сказал ему: «Царь, чтобы оценить вкус этого кушанья, надо сначала искупаться в реке Евроте!» Как вы понимаете слова повара? Что он имел ввиду?

Задание 25.

В театрах Древней Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца. Чем объяснить тот факт, что театральные постановки не устраивались вечером?

Задание 26.

Плутарх рассказывает про одного чужеземного мудреца, побывавшего в Афинах. Этот мудрец так отозвался о Народном собрании. «Удивительно, - сказал он, -у эллинов говорят умные люди, а решают государственные дела дураки». Что имел в виду чужеземный мудрец? Был ли он прав?

Задание 27.

Известно, что знаменитый карфагенский полководец Ганнибал изучал и высоко ценил военное искусство Александра Македонского. Напротив, Александр почему-то ничего не мог сказать о Ганнибеле и его походах. Означает ли это, что македонский царь Александр пренебрежительно относился ко всем полководцам, кроме себя самого?

Задание 28.

Октавиан Август занимал в Риме многие высшие и почетные государственные должности, но, по-видимому, особенно дорожил должностью народного трибуна. Вскоре после прихода к власти он стал народным трибуном пожизненно. Подумайте, чем можно объяснить этот факт.

Задание 29.

Римляне вставали с рассветом. Валяться в постели, когда солнце стоит высоко, считалось непристойным. Уже на заре был слышен стук молотков медников, ювелиров и позолотчиков, пекари громко расхваливали свой товар, раздавались ворчливые голоса школьных учителей и вопли наказываемых розгами учеников. Даже приближенные императора являлись к повелителю Рима с докладом еще до рассвета. Подумайте, в чем главная причина столь раннего трудового дня древних римлян.

Задание 30.

Живший в III в. Киприан был епископом в одном из африканских городов. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку», убийство превратилось в искусство, убийц прославляют. «Что может быть более бесчеловечным, более жестоким?»-с возмущением спрашивает Киприан. О каких зрелищах писал Киприан? Подумайте, почему христиане осуждали эти любимые римской публикой зрелища.

(Подсчитываются баллы.)

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание: написать эссе на тему «Закончив изучение и истории Древнего мира, я…»

infourok.ru

Раздел I. Наследие древнего мира, средних веков и Беларусь

Тема 1. Древние цивилизации. «Великое переселение народов» и Беларусь

Наука и религия о происхождении человека на земле. Антропологические и космогонические мифы народов мира. Эволюционная идея развития человечества. Гипотеза о внеземном происхождении человечества. Формирование эйкумены в палеолите и мезолите.

Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Этническая карта населения края в конце палеолита. Неолитическая революция.

Первые цивилизации в мире. Древние цивилизации Европы. Общие черты цивилизаций Древнего мира. Цивилизационные особенности Востока и Запада. Экономические, политические и культурные контакты между цивилизациями. Духовная жизнь восточных цивилизаций. Античный (западный) вариант цивилизационного развития. Колыбель европейской цивилизации - Древняя Греция и Рим. Значение эллинизма для дальнейшей истории Запада и Востока. Исторические условия возникновения христианства.

Первые известные переселения народов. Индоевропейцы - новые поселенцы Южной и Западной Европы. Кельты в Европе. Финно-угорская миграция на севере Евразии. Финно-угорская топонимика в Беларуси. Дальнейшая миграция индоевропейцев. Балты (галлы), германцы, славяне. Взаимоотношения с Римской империей. Готы и гунны в Европе. Синтез римского и варварского миров на Западе. Территория Беларуси в древних геополитических, экономических и культурных условиях. Дифференциация балтов в результате их расселения.

Археологические культуры на территории Восточной Европы в начале 1 тысячелетия. Локализация славянской прародины. Начало расселения славян и их появление на территории Беларуси. Племена пражской культуры в Восточной Европе. Формирование восточных славян. Общественный строй у восточных славян. Ситуация в Восточной Европе накануне широкого расселения восточных славян на север от Припяти. Летописи о славянском расселении на территории Беларуси. Вопрос о «летописных племенах» восточных славян. Попытки выделения этнических признаков. Русь: этническая и территориальная идентификация. «Славянизация» Восточной и Центральной Беларуси. Результаты смешения славян с балтами и угро-финнами.

Прогресс в хозяйственной жизни восточных славян. Распространение более совершенных типов сельскохозяйственных орудий труда. Общественный строй. Территориальная община.

Тема 2. Становление христианской цивилизации в Европе и Беларуси

Происхождение христианства, его утверждение в Древнем Риме. Падение Римской империи, разрушение античной цивилизации и классической культуры. Начало становления феодализма в Западной Европе. Понятие «средние века». Важнейшие черты Средневековья и его место в истории человечества. Дискуссия о феодализме в современной научной литературе. Типология феодализма.

Образование христианско-варварских государств в Западной Европе. Создание империи Каролингов. Империя Карла Великого. Священная Римская империя. Церковь и государство. Феодально-сословный строй. Раздел христианства на Западную и Восточную церкви. Папство и королевская власть.

Византийская империя и ее геополитическое положение. Войны с арабами, хазарами, славянами. Государственный строй, экономическая и культурная жизнь. Влияние Византии на культурную и духовную жизнь восточных славян. Славяне и христианство. Концепция византийской и римской церквей в крещении славян. Миссия Кирилла и Мефодия в Восточной Европе. Натиск католических миссионеров и немецких рыцарей на западных и южных славян.

Начало Руси. Создание объединенного древнего восточнославянского государства (862-1125 гг.). Исторические и идеологические концепции происхождения древнерусского государства. Развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Начало формирования сословий. Политический строй Древнерусского государства. Княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.). Западные земли Руси и Киев. Организация управления. Социально-экономическое развитие западных земель Руси. Формы земельной собственности. Возникновение городов. Городское ремесло. Торговля.

Духовная жизнь восточных славян. Мифологические представления о мире. Язычество. Переворот в духовной жизни восточных славян: принятие христианства и распространение письменности. Появление христианства на белорусских землях. Христианский характер средневековой культуры. Рукописные книги. Туровское Евангелие. Ефросиния Полоцкая. К.Туровский. К.Смолятич. Вопрос о летописании (Полоцкая летопись и др.). Местные школы архитектуры. Монументальная живопись. Скульптура. Фрески. Культура Беларуси (IX–XIII вв.) в контексте европейского культурного процесса.

Особенности цивилизационного процесса Западной Руси. Локальные цивилизации. Значение древнерусского этапа в истории Беларуси.

studfiles.net

Культурное наследие античности. Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события]

Культурное наследие античности

Античное культурное наследие оставило глубочайший след в культуре современного человечества. Практически в любой его области можно обнаружить идеи, повлиявшие на характер и особенности духовной и материальной культуры народов Средневековья, Нового и новейшего времени. Собственно античный мир – это общества Древней Греции и Рима в период с IX–VIII вв. до н. э. по IV–V вв. н. э. Отсюда следует, что культура крито-микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III–II тыс. до н. э. радикальным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов более позднего времени. На смену крито-микенской цивилизации с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с громоздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жизни – полисные структуры с республиканскими типами управления. Их население и стало творцом той уникальной в истории человечества культуры, которую мы именуем античной.

Греческий мир архаического и классического времени состоял из нескольких сот самостоятельных и независимых городов-государств – полисов с характерной для них политической и экономической независимостью, строго замкнутыми гражданскими коллективами, члены которых, обладая всей полнотой политических и экономических прав, стояли много выше неполноправного и бесправного рабского населения. Каждый такой полис был административным, хозяйственным и культурным центром небольшого города-государства, население которого занималось не только ремеслом, но и земледелием.

Именно в таких наиболее передовых греческих полисах сложились основы античной культуры. Дальнейшее ее распространение на Восток после завоевания Александром Македонским северо-западной Азии и Египта и создания на развалинах его империи эллинистических царств значительно обогатило культуры местного населения. Вместе с тем происходило и обратное влияние: эллинская культура сумела вобрать в себя многие передовые достижения древневосточных народов. В результате этого взаимодействия на основе греческой культуры возникла новая синкретическая культура – эллинистическая.

Однако как только на арену мировой истории того времени вышел Рим, подчинивший себе сначала земли и народы Апеннинского полуострова, а затем и территории эллинистических царств, полисы Балканской Греции, племена и народы Северной Африки, Западного Средиземноморья, Придунавья, эллинистическая культура слилась с римской. В результате достижения античной культуры распространились по территории огромной Римской державы, с одной стороны, влияя на населявшие римские провинции народы и племена, а с другой – испытывая обратное воздействие с их стороны. В связи с этим под внешним покровом эллинизации и романизации культуры населения, оказавшегося в пределах Римской средиземноморской державы, продолжали свой сложный и противоречивый путь развития даже после падения Западной Римской империи.

Как известно, творцом культуры является человек, человеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому процессам эллинизации и романизации в условиях формирования и развития античной культуры предшествовал социальный фактор. Для человека античной эпохи такой социальной средой, в которой он реализовывал свои творческие способности, была среда античного полиса, античной гражданской общины. Там, где возникали и развивались социально-политические структуры, аналогичные античной гражданской общине, будь то греческий полис или римская цивитас, и находили свои проявления те уникальные аспекты культуры, которую мы называем античной. В зависимости от качественного состояния полисных структур формировались и основные особенности античной культуры.

Какие же основные особенности формировали ее облик? Прежде всего то, что для гражданина античного полиса на первый план всегда выходила идея значимости и единства той гражданской общины, в которой он реализовывал свои творческие способности. При этом его благо, благо отдельного гражданина, всегда было неразрывно связано с благом всего коллектива граждан, к которому он принадлежал. Сама эта гражданская община являлась наивысшей ценностью для всех сограждан. Поэтому высшим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обязательная реализация этого блага. Вне полиса, вне цивитас свобода существования и творчества для граждан была немыслима, так как только членство в них, только принадлежность к гражданскому коллективу были гарантиями этой свободы. Следствием этого было то, что в античной культуре всегда органически и неразрывно сочетались начала коллективное и частное.

Идея верховной власти народа – еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер античной культуры. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой-либо отдельной личности (царю, например, как это было в монархиях-деспотиях Древнего Востока). Отсюда – принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы. Именно в условиях свободы и независимости, по крайней мере теоретически, и должна была проходить жизнь гражданина как творца античной культуры.

С этой идеей связана еще одна особенность полисного строя жизни – теснейшая связь гражданской общины с ее покровителями и защитниками – полисными богами и героями. Они рассматривались гражданами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие и римские божества, имевшие антропоморфный облик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они, конечно, требовали почитания и уважения к себе, но никогда не воспринимались греками и римлянами в качестве безусловно самовластных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное «демократическое» восприятие божества у греков и римлян давало возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.

Фундаментальное значение античной культуры неоспоримо. Грамотность была широко распространена в античном обществе. На основе греческого алфавита еще в древности был создан латинский алфавит, а в IX в. н. э. – славянская азбука. Таким образом, письменность народов нынешней Европы, Америки, Австралии, части Азии и Африки возникла именно на греческой почве.

Пронизанное глубоким гуманизмом и психологическим реализмом художественное творчество древних греков достигло небывалой высоты. Многогранное греческое искусство, отличающееся гармонией и тонким чувством меры, стало образцом для художественного творчества более поздних эпох. Характерно, что живопись в собственном смысле этого слова появилась именно в Древней Греции. Основные архитектурные стили, созданные древнегреческими мастерами, стали примером для подражания архитекторов и строителей Средних веков, Нового и новейшего времени.

Древние греки создали основные литературные жанры – эпос, лирику, прозу. Здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру. Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства – трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.

Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных наук – астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования – древнегреческие по своему происхождению.

Оживленная политическая жизнь в эллинских полисах способствовала развитию не только ораторского искусства, но и греческого законодательства. Каждый полис имел свою конституцию, свод законов государственного устройства. В эллинистическую эпоху греческое право достигает значительного уровня, превзойденного лишь позже только римскими законодателями. Греки положили начало разработке теории государства и государственного устройства. Такие термины, как «демократия», «олигархия», «аристократия» и многие другие, пришедшие из Древней Греции, органически вошли в политическую терминологию современности.

Хотя творцами античной культуры наряду с греками были и римляне, все же следует отметить, что последние по своему характеру отличались от изумительно одаренных в области художественного и научного творчества эллинов. Греки, в отличие от римлян, очень редко были способны почувствовать свое этническое единство, создать твердую администрацию, дисциплинированный и строгий образ жизни, поэтому римляне все свои творческие способности проявили именно в практической деятельности. Целеустремленность, внутренняя дисциплина, чувство превосходства римлян над всеми другими завоеванными народами, практицизм в действиях – все эти черты римского склада характера не могли не наложить заметного отпечатка на их культурные достижения. Хотя римская культура формировалась на базе эллинской, она была оплодотворена культурными достижениями народов, вошедших в состав огромной Римской державы. При этом римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.

Именно задачи реальной жизни, цели практического характера определили появление у римлян такой отрасли науки, как агрономия. Авторы трудов этого характера детально освещали вопросы, связанные с земледелием и скотоводством, организацией труда сельскохозяйственных производителей. В настоящую систему римляне превратили гражданское право. Основные положения римского права позже стали основой для кодексов права многих европейских стран. Потребности широкого градостроительства вызвали к жизни появление у римлян теоретических и практических трудов по зодчеству, организации строительства дорог, мостов и других коммуникаций, снабжения городов питьевой водой и др. Римляне изобрели бетон, усовершенствовали такие строительные конструкции, как свод и купол.

Несмотря на то, что первыми врачами в Риме были греки, римлянам тем не менее удалось поставить теоретическую и практическую медицину на значительную высоту. Появились совершенные медицинские инструменты, талантливые хирурги, специальные руководства по медицине, труды по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии и гигиене. Римляне научились делать пластические операции, впервые применили наркоз. Преуспели римляне и в таких областях научных знаний, как история, география, картография, минералогия, металлургия и многие другие. По сути говоря, творческое наследие народов античности стало реальной основой культуры всего современного человечества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Художественное наследие Древнего мира

Поиск Лекций

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре. 7 – 8 классы

Художественное наследие Древнего мира

1. В истории человечества самым длительным периодом стала эпоха первобытности. Именно тогда зародились многие виды творческой деятельности: изобразительной (рисунок, живопись, скульптура), архитектонической (архитектура, декоративно-прикладное искусство), актерско-танцевальной (обряды, ритуалы,), словесно-музыкальной (сказки, загадки, пословицы). Какие науки раскрывают тот или иной вид творческой деятельности первобытного человека? Ответ на этот вопрос представлен в таблице, в последней строке которой, однако, допущены ошибки. Исправьте их. (4 балла).

Источники наших представлений о первобытной художественной культуре
Данные наук:
Археология – наука о древности, изучающая прошлое на основании материальных остатков деятельности человека Этнография – наука, изучающая бытовые культурные особенности народов мира. Т.н. традиционное искусство Лингвистика – наука о языке (языкознание)
Виды творческой деятельности
Актерско- танцевальная Архитектоническая Словесно-музыкальная Изобразительная
       

Образец выполнения задания:

Источники наших представлений о первобытной художественной культуре
Данные наук:
Археология Этнография Лингвистика
Виды творческой деятельности
? ? ? ?
       

2. По материалам изготовления орудий труда принята следующая периодизация первобытности: а) палеолит, б) мезолит, в) неолит, г) бронзовый век, д) железный век. Соотнесите изображения с основными периодами первобытной культуры, например, 1 – в. (6 баллов). Почему главным героем изображений является ЗВЕРЬ? (2балла).

3.Удивительно, но древние строители знали и использовали многие современные формы и конструкции: стоечно-балочную (сочетание вертикальных колонн, столбов и горизонтальных перекладин – балок) и каркасную системы, арку, свод, купол. Рассмотрев изображения и сопоставив сооружения первобытной эпохи с поздними постройками, впишите номера рисунков в текст, посвященный зарождению строительного искусства. (27 балла).

Основы архитектуры были заложены еще в первобытном обществе. Именно тогда возникли первые постройки - жилища 1* (см. рис. №…) и сооружения культового назначения 2* (см. рис. №…). Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывался "цоколь" будущего жилища первобытного человека - чуть выступающая наземная часть строения. Внутри образовавшегося круга устанавливались деревянные дуги. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их крепко-накрепко связывали жилами. Так создавался каркас будущей постройки, который покрывали шкурами животных 3*(см. рис. №…). Удивительно, но эта, казалось бы, примитивная конструкция стала прообразом громадных соборов зрелого Средневековья с каркасной конструкцией, поражающей своей легкостью и устремленностью ввысь 4*(см. рис. №…).

Первобытное жилище напоминало по форме купол или свод. О них потом надолго забудут и заново откроют только древние римляне и жители средневековой Европы 5*(см. рис. №…).В истории мировой архитектуры будет востребована и первобытная арка 6*(см. рис. №…).

Прямой угол, открытый безымянными древними строителями, найдет применение как в стоечно-балочной конструкции первобытных жилищ 7* (см. рис. №…), так и в мегалитических постройках, предназначенных, видимо, для религиозно-культовых церемоний 8* (см. №…). Стоечно-балочная система останется основным принципом строительства не только в Древнем мире 9* (см. рис .№…), но и в последующие эпохи.

Образец выполнения:

1* рис.№……; 2* рис.№……



poisk-ru.ru

Цивилизационное наследие Древнего мира (повторение) - Введение - Всемирная история 7 класс, Пометун Е. И.

Вступление

Навстречу истории Средневековья

Что такое Средние века? Прежде всего — это горячая вера, сильные чувства и, безусловно, действие, чин. Средние века — это не просто замки, а и бесконечные войны, что за них шли; не просто готические соборы — это постоянная миссионерская проповедь Слова Божьего, это — титанический труд и отчаянная борьба, это — разрушенные языческие капища; в конце концов, это не золотой век истории человечества — это эпоха железа, это — мир постоянного напряжения воли.

Игорь Загребельный, современный украинский историк

§ 1. Цивилизационное наследие Древнего мира (повторение)

1. КАКИЕ СОБЫТИЯ И ЯВЛЕНИЯ ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1) Вспомните изученный в прошлом году материал, вставьте пропущенные в тексте слова и запишите текст в тетрадь.

История Древнего мира — часть ... истории, которая изучает ... период в прошлом человечества. Она охватывает период от ... первобытных людей (2,5 млн лет назад) до ... Римской империи (476 год). Это ... и... период в истории человечества.

Подсказка:

Самый длинный, появление, древнейший, падение, всемирная, первый.

2) Работая с лентой времени:

• обозначьте хронологические рамки периода истории Древнего мира;

• объясните, как считают годы до н.е.;

• сравните высказывания «событие произошло 200 лет назад» и «событие произошло за 200 лет до н.е.»; объясните, какая между ними разница;

• назовите и покажите на линии времени, в каком веке и в каком тысячелетии пала Римская империя.

3) 3 истории Древнего мира вы, наверное, помните, что сначала в Египте и Передней Азии, а затем и в других странах произошел переход к цивилизации. Слово «цивилизация» имеет несколько значений. Прочитайте и поясните каждое из них на примерах.

Цивилизация — это

• уровень развития материальной и духовной культуры, достигнутый обществом на определенном историческом этапе;

• общество, которое в течение определенного периода на определенной территории отличается особыми чертами в экономике, культуре и общественном устройстве (например, цивилизации Древнего Египта, вавилонская, античная тому подобное).

4) Используя иллюстрации, назовите основные периоды и цивилизации, которые изучает история Древнего мира.

2. ЧТО НАЗЫВАЕМ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ НАСЛЕДИЕМ ДРЕВНЕГО МИРА

Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира, последовательно отвечая на вопросы:

• Где возникли древнейшие на земном шаре государства?

• Что означает слово «демократия»? Какая страна является родиной демократии?

• Вспомните правителей, полководцев Древнего мира. Чем запомнились вам деятели, изображенные на иллюстрациях?

• 3 какими древними законами вы познакомились? О чем в них шла речь?

• Назовите важнейшие изобретения и открытия первобытных людей.

• В каких странах возникла письменность? Какие были ее особенности?

• В каких странах были созданы цифры, что мы ими пользуемся?

• Какими изобретениями китайцев до сих пор пользуются народы мира?

• Вспомните самые знаменитые древние постройки в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. В каких странах созданы памятники, изображенные на иллюстрациях?

• Какие произведения живописи и скульптуры Древнего мира вам запомнились? Опишите произведения, представленные ниже.

• Какие мифы Древнего мира вы помните?

• Какие религии существовали в разных странах?

• В какой стране впервые возникла вера в одного Бога?

Культуры отдельных стран Древнего мира, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ — даже самый маленький — внес свой вклад в культуру всего человечества, в его цивилизационное наследие.

Обсудите, как вы понимаете выражение «цивилизационное наследие», и в чем состоит цивилизационное наследие Древнего мира.

Выберите одно из предлагаемых предложений и закончите его:

«Сегодняшний урок понравился (не понравился) мне, потому что ...».

«Я люблю историю, потому что ...».

«Мне было интересно (неинтересно) на уроке, потому что ...».

«Мне удалось (не удалось) вспомнить (повторить)...».

schooled.ru

Раздел I Наследие Древнего мира.

Средние века и Беларусь

Задания:

1 Начертить структурно-логическую схему (таблицу) «Органы власти и управления Полоцкой земли» (ссылки на источники обязательны) [Т. 1].

2 Написать доклад на тему: «Великое переселение народов» и Беларусь» (объем 0,5 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 1].

3 Имена в истории. Написать доклад на тему: «Князь Ягайло – исторический портрет» (объем 0,25 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 3].

СУРС – 2

Раздел II Беларусь на рубеже эпох – переход от средневековья к Новому времени и веку Просвещения (от Люблинской унии до разделов Речи Посполитой)

Задания:

1 Подготовить викторину «Что? Где? Когда?» (10 вопросов с ответами) по теме: «Османская агрессия в Европе. Противодействие РП турецкой и татарской агрессии (вт. пол. XVII в.)» (ссылки на источники обязательны).

2 Составить библиографию по теме: «Борьба за гегемонию в Восточной Европе. Ливонская война. Люблинская уния. Создание Речи Посполитой» (10 наименований).

3 Подготовить тест (5 заданий с ответами) по теме: «Политический строй РП. Государственно-правовое положение ВКЛ» (ссылки на источники обязательны).

4 Объяснить, почему иностранные государства могли вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой? Дать историко-правовую оценку разделов Речи Посполитой (объем 0,5 усл. п. л., ссылки на изученную литературу).

ВАРИАНТ 32

СУРС – 1

Раздел I Наследие Древнего мира.

Средние века и Беларусь.

Задания:

1 Начертить структурно-логическую схему (таблицу) «Статуты ВКЛ 1529 и 1566 гг.: сравнительный анализ» (ссылки на источники обязательны) [Т. 3].

2 Написать доклад на тему: «Восточные славяне: расселение, хозяйственная жизнь, общественный строй» (объем 0,5 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 1].

3 Имена в истории. Написать доклад на тему: «Жизнь и деятельность религиозного просветителя К. Смолятича» (объем 0,25 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 2].

СУРС – 2

Раздел II Беларусь на рубеже эпох – переход от средневековья к Новому времени и веку Просвещения (от Люблинской унии до разделов Речи Посполитой)

Задания:

1 Подготовить викторину «Что? Где? Когда?» (10 вопросов с ответами) по теме: «Война 1648 – 1654 гг.» (ссылки на источники обязательны).

2 Составить библиографию по теме: «Переход от средневековья к Новому времени. Понятие «Новое время и его хронологические рамки» (10 наименований).

3 Объяснить государственно-правовое положение ВКЛ в Речи Посполитой (объеме 0,5 усл. п. л., ссылки на изученную литературу).

4 Подготовить тест (5 заданий с ответами) по теме: «Крестьянско-казацкие выступления в Беларуси в 1649 – 1651 гг. Белоцерковский договор 1651 г.» (ссылки на источники обязательны).

ВАРИАНТ 33

СУРС – 1

Раздел I Наследие Древнего мира.

Средние века и Беларусь

Задания:

1 Начертить карту «Расселение восточнославянских племен на территории современной Беларуси» (ссылки на источники обязательны) [Т. 1].

2 Написать доклад на тему: «Место и роль ВКЛ в истории Европы в XIV – пер. пол. XVI вв.» (объем 0,5 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 3].

3 Имена в истории. Написать доклад на тему: «Жизнь и деятельность религиозного просветителя А. Смоленского» (объем 0,25 усл. п. л., ссылки на изученную литературу) [Т. 2].

СУРС – 2

studfiles.net

ТЕМА 2.4 РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из … важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкнду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм «Махаихирата» и "Рамаяна». Со временем сорвались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ‘ Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи — в фас (спереди). Фигуры богов И фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнадона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помо­щью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией.

во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное при­родное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­рам— «порядком». Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Пар­фенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса ; храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Нриксителей. Одному из Пракситедей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился . До сих пор на сиенах всего мира плуг трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях )ни поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древпего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл , крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «о сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых постов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, иди Золо­той осел».

Величайшего мастерства достигли римляне все знания скульп­турных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого

 

Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры ~ краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

Вопросы и задания

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции

11 Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было

организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистиче­ской религии.

refac.ru


Смотрите также