Древний восток понятие. ВОПРОС 1. Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития Древнего Востока.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока. Древний восток понятие


1. Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

  • В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

  • Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками (Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

  • IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

  • II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

  • Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4—III тысячелетие до н. э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизационных центра — египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования — так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II — первая половина I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях — начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.— середина I тысячелетия н. э.) — это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий—буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации. Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

  • Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)

studfiles.net

Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

 Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

1. В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

2.                      Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками (Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство, Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика - Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения  важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье (Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

         Три эпохи Древнего Востока

I.                        IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

II.                     II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

III.                   Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец 4—III тысячелетие до н. э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизационных центра — египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования — так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию. Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство.

Во вторую эпоху (II — первая половина I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных   центров,   но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии,  где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях — начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Создаются военно-административные державы – Ассирия. Появляется железо.

Усложняется и картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н. э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV—XIV вв. до н. э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.— середина I тысячелетия н. э.) — это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—TV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноазиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий—буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

Развитие торговли, товарно-денежных отношений, кризис традиционных форм эксплуатации.  Основной производитель материальных благ на Древнем Востоке – свободный крестьянин.

Существует 2 пути развития: Азиатский и Европейский.

Причины: Для производства в Азии нужны были усилия все общины.

Пути развития ДВх государств:

1.                      Характеризуется существованием двух секторов экономики: государственного и общинно-частного, при преобладании государственного. Это характерно для долины Евфрата (Месопотамия, Шумер)

students-library.com

Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

1. В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

2. Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древневосточная деспотия - Низменности и долины, прорезаемые и орошаемые великими реками ­(Нил, Тигр и Ефрат. Инд, Хуанхэ) - Древний Египет (От Раннего до Позднего царства), Месопотамия в период царства Аккада, III династии Ура, I аморейской династии (государство Хаммурапи), Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.

Военная монархия - Безводные плоскогорья с обширными степями и равнинами (Иранское нагорье, центральные районы Малой Азии, Западный Китай) - Хеттское царство,Среднеассирийское царство.

Город-государство; олигархическая республика -Прибрежные территории, непосредственно примыкающие к морю; место пересечения важнейших торговых путей - Восточное Средиземноморье(Сирия, Финикия), Малая Азия (западная часть), Северная Индия.

Военно-административные объединения древности (мировые державы древности) - Все перечисленные - Новоассирийское царство, Нововавилонское царство, Персия

Три эпохи Древнего Востока

I. IV-III тыс. до н. э. Три основных центра: Египет, Шумер, Древняя Индия. Именно здесь была создана та культура, которая предопределила развитие Востока: Письменность, архитектура. В этот период возникают первые номовые государства.

II. II тыс. до н. э. – 1 треть I тыс. до н. э. Усложняется картина формирующихся очагов цивилизации: Китай. Наблюдается прогресс в С/х, используется активнее металл (медь, бронза). Расширяется торговля, усложняется картина социального развития. Появляется ростовщичество и долговая кабала. Наблюдаются социальные взрывы. Создаются обширные военно-административные державы (Ассирия). В конце периода появляется железо.

III. Середина I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э. Заключительный этап истории ДВ. В это время появляются новые державы: Нововавилонское царство, Персия. В это время восточные державы устанавливают контакты с европейскими странами. Происходит дальнейшее развитие торговли, ремесла и товарно-денежных отношений. И происходит кризис традиционных форм эксплуатации.

Основным производителем материальных благ в ДВ был сам хозяин. А в Греции – раб.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих зек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулиро­вания сложного режима этих рек определи­ла некоторые общие черты в организации производства, известное единство древне­восточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов доказало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Древняя Месопотамия. Особенности региона.

Ново-вавилонское царство. Образование государства. Особенности социального и экономического развития. Деятельность Набопаласара и Навуходоносора II.

Набопаласар. Стремление к независи­мости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых высокоразвитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычест­ва, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар. Утвердив свою власть на севере страны и восстановив традицион­ный союз с Эламом, он провел несколько удачных военных операций против асси­рийцев. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н. э. последний торжест­венно воцарился в этом городе и основал халдейскую (или нововавилонскую) дина­стию.

Однако лишь в конце первого десяти­летия войны вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии Урук, а затем пал и священный город Ниппур, ценой больших жертв сохранявший верность ассирийцам. В 616 г. до н. э. вавилоняне осадили древнюю столицу Ас­сирии Ашшур, но успеха не имели.

Неожиданная поддержка пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев ее взять, они захватили Ашшур, ист­ребив его жителей. Когда город уже был превращен в руины, туда явился Набопала­сар со своим войском. Мидийцы и вавило­няне заключили между собой союз, укрепив его династическим браком между Навухсдоносором, сыном Набопаласара, и до­черью мидийского царя Киаксара.

Пока победители были заняты разделом захваченной добычи, ассирийцы снова собрались с силами и продолжили военные действия в долине Евфрата. Но вскоре мидийцы и вавилоняне осадили Ниневию, и через три месяца, в августе 612 г. до н. э., город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть госу­дарству, которое в течение многих столетий грабило и опустошало страны Передней Азии и истребляло целые племена и народы.

Часть ассирийской армии сумела про­биться на запад, в крупный город Харран в Верхней Месопотамии, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне нанесли окончательное пора­жение ассирийцам. Многовековая борьба за освобождение Вавилонии от ассирийского владычества была завершена.

В результате крушения Ассирийской де­ржавы мидийцы захватили коренную тер­риторию Ассирии, а также город Харран с окружающей областью, вавилонянам же до­сталась вся остальная Месопотамия. Теперь на Ближнем Востоке было лишь три могу­щественных государства: Мидия, Вавило­ния и Египет. Кроме того, в Малой Азии существовали сильные государства —Ли­дия и Киликия.

Развивая военные успехи и опираясь на союз с могущественной Мидией, вавилоня­не начали готовиться к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде при­надлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти земли и стремился за­хватить Сирию и Палестину, что вызвало довольно острые египетско-вавилонские противоречия.

В 607 г. до н. э. Набопаласар, оставив в своих руках управление внутренними дела­ми государства, передал командование ар­мией своему сыну Навуходоносору. Прежде всего Навуходоносор решил захватить город Каркемиш на Евфрате, где находился силь­ный египетский гарнизон, в составе кото­рого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. в жестокой битве, превратившей город в пылающие руины, весь египетский гарнизон был уничтожен. После этого ва­вилоняне захватили Сирию и Палестину, даже не встретив никакого сопротивления.

Навуходоносор II.После смерти Набо­паласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходо­носор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было ста­бильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, егип­тяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавило­нянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятеж­ный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присое­динив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вави­лоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили фини­кийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древ­нем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его ле­жала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено воз­веденное на искусственной платформе глав­ное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался Этеменанки («храм краеугольного камня небес и зем­ли»). Названый в Библии Вавилонской баш­ней, он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наруж­ная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии Мардука, обли­цованное глазурованными кирпичами, сте­ны и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в зиккурат вела мо­щеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных бо­гине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических животных.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады, которые покои­лись на высоких каменных уступах, держав­ших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходо­носора, скучавшей по родным местам гор­ной Мидии. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»), откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

При Навуходоносоре II Вавилон пре­вратился в неприступную военную кре­пость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скреп­ленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, распо­ложенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на рас­стоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Набонид и крушение державы.После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н. э. вавилонская знать и жречество начали ак­тивно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей. После долгой междо­усобной борьбы престол достался Набониду (556—539 гг. до н. э.). Отец его был прави­телем одного из арамейских племен, а мать — жрицей в храме бога Сина в Харране. После захвата Харрана индийцами она бежала в Вавилон вместе со своим сыном и в после­дующем оказала на него большое влияние.

Хотя Набонид поклонялся традицион­ным вавилонским богам Мардуку, Нергалу. Шамашу и др., на первое место он посте­пенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся тра­диционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством. Так при помощи религии Набонид стремился со­здать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государствен­ным богом, что не могло не привести к конфликту с вавилонским жречеством.

Воспользовавшись тем, что из-за войны с Персией мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, Набонид в 553 г. до н. э. захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного в 609 г. до н. э. во время войны с ассирийцами храма бога Сина.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и овладел караванным путем, шедшим по пу­стыне через оазис Тейма в Египет и имев­шим большое торговое значение для Вавилонии. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, по­ручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар.

Пока Набонид действовал на западе своей державы, у восточных границ Вавилона. Когда же стало совсем очевидно, что война уже близка, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Однако положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сто­рон была блокирована персами. Жреческие круги, недовольные религиозной полити­кой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большин­ство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к во­енным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых пра­вителей на новых. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах в Ара­вийской пустыне, вряд ли была в состоянии отразить натиск во много раз превосходя­щих сил прекрасно вооруженной персид­ской армии.

Весной 539 г. до н. э. персы выступили в поход и начали наступать вниз по долине реки Дияла. Мощные оборонительные соо­ружения, возведенные Навуходоносором II от Сиппара на западе до Описа на востоке, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продол­жительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду, лишенному поддержки внутри страны.

В августе 539 г. до н. э. у города Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Обойдя укрепления, возведен­ные Навуходоносором II, и переправив­шись через Тигр к югу от Описа, персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. После взя­тия слабо сопротивлявшегося Сиппара пер­сами он направился в Вавилон, чтобы организовать оборону столицы, но тщетно. 12 октября 539 г. до н. э. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем об­ласти Кармания (к востоку от Персиды), а его сын Бел-шар-уцур казнен.

 

 

Ново-вавилонское царство. Образование государства. Особенности социального и экономического развития. Деятельность Набопаласара и Навуходоносора II.

Набопаласар. Стремление к независи­мости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых высокоразвитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычест­ва, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар. Утвердив свою власть на севере страны и восстановив традицион­ный союз с Эламом, он провел несколько удачных военных операций против асси­рийцев. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н. э. последний торжест­венно воцарился в этом городе и основал халдейскую (или нововавилонскую) дина­стию.

Однако лишь в конце первого десяти­летия войны вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии Урук, а затем пал и священный город Ниппур, ценой больших жертв сохранявший верность ассирийцам. В 616 г. до н. э. вавилоняне осадили древнюю столицу Ас­сирии Ашшур, но успеха не имели.

Неожиданная поддержка пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев ее взять, они захватили Ашшур, ист­ребив его жителей. Когда город уже был превращен в руины, туда явился Набопала­сар со своим войском. Мидийцы и вавило­няне заключили между собой союз, укрепив его династическим браком между Навухсдоносором, сыном Набопаласара, и до­черью мидийского царя Киаксара.

Пока победители были заняты разделом захваченной добычи, ассирийцы снова собрались с силами и продолжили военные действия в долине Евфрата. Но вскоре мидийцы и вавилоняне осадили Ниневию, и через три месяца, в августе 612 г. до н. э., город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть госу­дарству, которое в течение многих столетий грабило и опустошало страны Передней Азии и истребляло целые племена и народы.

Часть ассирийской армии сумела про­биться на запад, в крупный город Харран в Верхней Месопотамии, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне нанесли окончательное пора­жение ассирийцам. Многовековая борьба за освобождение Вавилонии от ассирийского владычества была завершена.

В результате крушения Ассирийской де­ржавы мидийцы захватили коренную тер­риторию Ассирии, а также город Харран с окружающей областью, вавилонянам же до­сталась вся остальная Месопотамия. Теперь на Ближнем Востоке было лишь три могу­щественных государства: Мидия, Вавило­ния и Египет. Кроме того, в Малой Азии существовали сильные государства —Ли­дия и Киликия.

Развивая военные успехи и опираясь на союз с могущественной Мидией, вавилоня­не начали готовиться к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде при­надлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти земли и стремился за­хватить Сирию и Палестину, что вызвало довольно острые египетско-вавилонские противоречия.

В 607 г. до н. э. Набопаласар, оставив в своих руках управление внутренними дела­ми государства, передал командование ар­мией своему сыну Навуходоносору. Прежде всего Навуходоносор решил захватить город Каркемиш на Евфрате, где находился силь­ный египетский гарнизон, в составе кото­рого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. в жестокой битве, превратившей город в пылающие руины, весь египетский гарнизон был уничтожен. После этого ва­вилоняне захватили Сирию и Палестину, даже не встретив никакого сопротивления.

Навуходоносор II.После смерти Набо­паласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходо­носор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было ста­бильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, егип­тяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавило­нянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятеж­ный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присое­динив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вави­лоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили фини­кийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древ­нем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его ле­жала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено воз­веденное на искусственной платформе глав­ное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался Этеменанки («храм краеугольного камня небес и зем­ли»). Названый в Библии Вавилонской баш­ней, он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наруж­ная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии Мардука, обли­цованное глазурованными кирпичами, сте­ны и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в зиккурат вела мо­щеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных бо­гине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических животных.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады, которые покои­лись на высоких каменных уступах, держав­ших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходо­носора, скучавшей по родным местам гор­ной Мидии. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»), откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

При Навуходоносоре II Вавилон пре­вратился в неприступную военную кре­пость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скреп­ленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, распо­ложенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на рас­стоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Набонид и крушение державы.После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н. э. вавилонская знать и жречество начали ак­тивно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей. После долгой междо­усобной борьбы престол достался Набониду (556—539 гг. до н. э.). Отец его был прави­телем одного из арамейских племен, а мать — жрицей в храме бога Сина в Харране. После захвата Харрана индийцами она бежала в Вавилон вместе со своим сыном и в после­дующем оказала на него большое влияние.

Хотя Набонид поклонялся традицион­ным вавилонским богам Мардуку, Нергалу. Шамашу и др., на первое место он посте­пенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся тра­диционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством. Так при помощи религии Набонид стремился со­здать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государствен­ным богом, что не могло не привести к конфликту с вавилонским жречеством.

Воспользовавшись тем, что из-за войны с Персией мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, Набонид в 553 г. до н. э. захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного в 609 г. до н. э. во время войны с ассирийцами храма бога Сина.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и овладел караванным путем, шедшим по пу­стыне через оазис Тейма в Египет и имев­шим большое торговое значение для Вавилонии. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, по­ручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар.

Пока Набонид действовал на западе своей державы, у восточных границ Вавилона. Когда же стало совсем очевидно, что война уже близка, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Однако положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сто­рон была блокирована персами. Жреческие круги, недовольные религиозной полити­кой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большин­ство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к во­енным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых пра­вителей на новых. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах в Ара­вийской пустыне, вряд ли была в состоянии отразить натиск во много раз превосходя­щих сил прекрасно вооруженной персид­ской армии.

Весной 539 г. до н. э. персы выступили в поход и начали наступать вниз по долине реки Дияла. Мощные оборонительные соо­ружения, возведенные Навуходоносором II от Сиппара на западе до Описа на востоке, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продол­жительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду, лишенному поддержки внутри страны.

В августе 539 г. до н. э. у города Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Обойдя укрепления, возведен­ные Навуходоносором II, и переправив­шись через Тигр к югу от Описа, персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. После взя­тия слабо сопротивлявшегося Сиппара пер­сами он направился в Вавилон, чтобы организовать оборону столицы, но тщетно. 12 октября 539 г. до н. э. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем об­ласти Кармания (к востоку от Персиды), а его сын Бел-шар-уцур казнен.

 

Особенностью египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда.

Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земледельцев в эпоху Среднего царства пополнилось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатываемых прежде рабочими отрядами. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в документах Среднего царства термином «хемууни-сут» — «царские люди».

Система организации рабочей силы заключалась в следующем: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы. Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников.

Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа — «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа — «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом.

Развитие хозяйства позволило новой группе — неджесу и ремесленникам — за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Так постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения.

Рост производительных сил ускорял социальное расслоение древних сельских общин. Развитие торговли и военно-захватнической политики приводило к тому, что большие богатства стекались в Египет. Однако эти богатства крайне неравномерно распределялись среди населения, что влекло за собой усиление резкого имущественного расслоения. Рабовладельческая знать всё больше и больше обогащалась, в то время как основная масса свободного населения, жившая в условиях древнего общинного строя, должна была нести главную тяготу податного обложения и в то же время выносить на своих плечах всю тяжесть военной службы в царских войсках, в особенности во время частых военных походов. Это приводило к тому, что часть общинников разорялась, теряла свои земельные наделы, постепенно превращаясь в бедняков и даже, может быть, в рабов. На расслоение сельских общин указывает тот факт, что именно в эту эпоху образуется слой мелких собственников, которые в текстах этой эпохи называются «маленькими» (неджес). Дальнейший процесс социального расслоения приводил к тому, что неджесы в свою очередь стали делиться на зажиточных хозяев, с одной стороны, и на очень мелких крестьян, располагавших карликовым хозяйством, — с другой.

Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Египет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попадали и в средние хозяйства.

Государственное управление. Завоевательная политика. После объединения Египта в единое централизованное государство был восстановлен многочисленный бюрократический аппарат управления с иерархией, сложившейся в основных чертах еще в Древнем царстве. Во главе всего управления стоял фараон, «сын Ра от плоти его», богочеловек, наделенный абсолютной властью. Однако фараонам Среднего царства не удалось поставить под свой контроль номовое управление, которое находилось в руках номархов, происходивших из местной знати.

В переходный от Древнего к Среднему Царству период, когда централизованное государство распалось на номы, в последних сложились сильные номовые династии, и Фараонам XI—XII династий приходилось с этим считаться. Фараоны Сенусерт III (1862—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменемхет III (1843—1798 гг. до н. э.) сделали попытку заменить ряд наследственных номархов царскими ставленниками и пресечь местные династии, но они встретили мощное сопротивление, заставившее их отступить. Недовольство номархов в конечном итоге вылилось в заговоры против жизни фараонов. Сильные позиции местных правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослабляя в целом власть фараонов. В этих условиях царствующие фараоны предпочитали комплектовать центральное управление из среды служилых людей, приближая ко двору выходцев из средних прослоек, противопоставляя их номовой и родовитой аристократии.

В целом XII династии (1963—1789 гг. до н. э.) удалось стабилизировать положение в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военно-экономическим потенциалом. Опираясь на этот потенциал, XII династия проводила успешную завоевательную политику по традиционным направлениям. Продолжалось освоение Фаюма.

Большие успехи были сделаны и в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Нубия в период Среднего царства превратилась фактически в провинцию Египта, усиленно эксплуатируемую центральной властью. Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда египтяне получали серебро, олово, строительный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов распространялась не только на Синайский полуостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.

Присоединение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей, направляемых в Египет. Кроме единовременных захватов египтяне организовали систематическую эксплуатацию завоеванных стран, естественные богатства которых направлялись на развитие египетской экономики, на обогащение различных прослоек господствующего класса.

13. Период гиксосского владычества в Египте. Изгнание гиксосов и образование новоегипетской державы. Яхмос I.

Процветание египетской экономики, богатство господствующего класса, победоносные войны фараонов обеспечивались жестокой эксплуатацией «царских людей» и рабов. Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общую социальную напряженность в стране.

Ситуация осложнилась после падения XII династии. Правители новой, XIII династии (1789—1645 гг. до н. э.) оказались не в состоянии решить проблему стабилизации внутренней обстановки в стране. Вновь оживились враги на границах Египта, особенно на восточных границах Дельты. Особую опасность представлял формирующийся на обширных пространствах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского полуострова племенной союз гиксосов, отдельные отряды которых стали проникать в восточную часть Дельты. В условиях сложной внутренней и внешней обстановки, ослабления центральной власти недовольство народных масс вылилось в открытое народное восстание против существующего строя и его властей. Мощный взрыв народного восстания потряс и парализовал всю страну, но будучи стихийным и неорганизованным, был в конечном итоге подавлен.

Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалось объединение гиксосов, которым в начале XVII в. до н. э. удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, начался период господства иноземцев-гиксосов, правители которых образовали (условно) XV—XVI египетские династии (ок. 1675 — ок. 1554 гг. до н. э.).

Египет стал частью обширного гиксосского государства, объединившего кроме собственно Египта Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. Административным центром его стал новый город Аварис в восточной части Дельты, превращенный гиксосами в мощную крепость. Согласно традиции, гиксосы находились в Египте около 130 лет, но фактически их господство было номинальным, особенно в Верхнем Египте. Реальная власть была сосредоточена в руках номархов, а Верхний Египет представлял собой совокупность полусамостоятельных номов, зависимость которых от завоевателей ограничивалась лишь формальным подчинением да определенной данью. А на юге Египта влияние гиксосов практически не ощущалось, здесь господствующее положение занимал правитель Фиванского нома.

Значительного могущества гиксосская империя достигла при царе Хиане (XVII в. до н. э.). Судя по памятникам с его именем, найденным в разных частях Нижнего и Верхнего Египта, ему удалось на короткое время подчинить себе весь Египет. Однако после смерти Хиана гиксосское государство стало слабеть, а самостоятельность египетских номов, особенно Фив, — возрастать. Именно в Фивах, объединивших вокруг себя южные номы, началось движение за освобождение Египта от иноземных захватчиков-гиксосов.

Период самостоятельности номов после падения XIII династии и время правления гиксосов, охватывающий конец XVIII — середину XVI в. до н. э., получил название II Переходного периода.



infopedia.su

Понятие о Древнем Востоке. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Понятие о Древнем Востоке

В истории человечества первобытность сменяется стадией цивилизации, главными приметами которой считаются: 1) города, то есть укрепленные поселения, служащие центром власти и культа для целой округи с несколькими более мелкими поселениями; 2) монументальное строительство храмовых и дворцовых сооружений, ведущееся в городе; 3) письменность. Стадия цивилизации, как правило, соответствует появлению в обществе классов и государственности.

Эпоха древних цивилизаций, вырастающих из первобытности и сменяющих ее, составляет предмет изучения особой дисциплины – истории Древнего мира, в свою очередь, подразделяющейся на историю стран Древнего Востока и историю античных обществ. Это разделение отражает существенные различия в путях развития и социокультурном облике между древневосточными и античными обществами. Древневосточные общества развивали культурно-политическую сферу одновременно с формированием классовой, иерархической социальной структуры и выделением центра мощной власти над членами общества. Античные же общества сформировали развитую культуру «с опережением», в условиях господства общинных структур, превратившись тем самым в т. н. «гражданские общества». И несмотря на конечный переход античного общества к той же общемировой модели, которую с самого начала представляли общества древневосточные, наследие этого первого этапа существования античной цивилизации никогда не забывалось и сыграло огромную роль не только в древней, но и во всей мировой истории.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (IV в. до н. э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины I тыс. н. э.

Географически понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, создавая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах общества.

Вклад древневосточных народов в мировую культуру, сложный характер исторического процесса показывают условность традиционного противопоставления Запада Востоку. Еще древнегреческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) отличали мир греков, рожденных для свободы и господства над предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока оказался унифицирован и Поздняя Римская империя давала не больше реальных поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция Восток – Запад задавалась и тысячелетним политическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Лишь археологические открытия XIX в., расшифровка письменных памятников Древнего Востока, активное изучение его истории и культуры разрушили былое представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава I Понятие о Древнем Востоке. Общие сведения

Понятие о Древнем Востоке

В истории человечества первобытность сменяется стадией цивилизации, главными приметами которой считаются: 1) города, то есть укрепленные поселения, служащие центром власти и культа для целой округи с несколькими более мелкими поселениями; 2) монументальное строительство храмовых и дворцовых сооружений, ведущееся в городе; 3) письменность. Стадия цивилизации, как правило, соответствует появлению в обществе классов и государственности.

Эпоха древних цивилизаций, вырастающих из первобытности и сменяющих ее, составляет предмет изучения особой дисциплины – истории Древнего мира, в свою очередь, подразделяющейся на историю стран Древнего Востока и историю античных обществ. Это разделение отражает существенные различия в путях развития и социокультурном облике между древневосточными и античными обществами. Древневосточные общества развивали культурно-политическую сферу одновременно с формированием классовой, иерархической социальной структуры и выделением центра мощной власти над членами общества. Античные же общества сформировали развитую культуру «с опережением», в условиях господства общинных структур, превратившись тем самым в т. н. «гражданские общества». И несмотря на конечный переход античного общества к той же общемировой модели, которую с самого начала представляли общества древневосточные, наследие этого первого этапа существования античной цивилизации никогда не забывалось и сыграло огромную роль не только в древней, но и во всей мировой истории.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция однажды начавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно – походами Александра Македонского (IV в. до н. э.), в то время как для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до второй четверти – середины I тыс. н. э.

Географически понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). Экономическое развитие, создавая возможности накапливать и изымать продукты потребления, поощряло социальную дифференциацию, а необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ стимулировала сосредоточение власти на верхах общества.

Вклад древневосточных народов в мировую культуру, сложный характер исторического процесса показывают условность традиционного противопоставления Запада Востоку. Еще древнегреческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) отличали мир греков, рожденных для свободы и господства над предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока оказался унифицирован и Поздняя Римская империя давала не больше реальных поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция Восток – Запад задавалась и тысячелетним политическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Лишь археологические открытия XIX в., расшифровка письменных памятников Древнего Востока, активное изучение его истории и культуры разрушили былое представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Восток Википедия

Дре́вний Восто́к — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству[источник не указан 177 дней]. В рамках понятия «Древний Восток» включаются государства Северо-восточной Африки и Передней Азии (в том числе Древний Ближний Восток), а также государства и народы Средней, Южной и Восточной Азии (в том числе древняя Индия и древний Китай).

Латинское слово oriēns, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant), Анатолия (< др.-греч. Ανατολία), [Mizrah] на иврите (‏זריחה‏‎), [sharq] на арабском языке (شرق‎) и «Страна восходящего солнца» по отношению к Японии.

Противоположный термин «Запад» происходит от лат. occidens ([окцидент], «там, где солнце садится»). Для арабов это было важное понятие: Магриб (< مغرب‎).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В Новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Ко II—I тысячелетиям до н. э. у древневосточных обществ, как отмечает В. М. Строгецкий, сложилась деспотическая форма правления, основанная на разветвленной бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности[1]. В 1933 году советский востоковед В. В. Струве обосновал рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств).

Принципиальное отличие уклада стран Древнего Востока от античных Греции и Рима состояло в низкой значимости частной собственности, частнособственнических отношений, товарного производства, ориентированного на рынок, и решающей роли сохранившей многие черты патриархально-родовой организации сельской общины[2].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

ru-wiki.ru

ВОПРОС 1. Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития Древнего Востока.

ИСТОРИЯ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Люди,

Без которых этого конспекта не существовало бы

Кирилл Артемонов (23, 47, 49)

Алина Жердева (33, 35)

Денис Кузин (36-37, 40, 42-43)

Надежда Кучер (28-29)

Анна Кравцова (12-19)

Вера Лисицина (25-26, 31)

Алексей Сенюхин (1, 4-5, 7-10)

ВАКАНТНЫЕ ВОПРОСЫ:

2,3,6,11,20,21,22,24,27,30,32,34,38,39,41,44,45,46,48,50,51,52

P.S. Сохранить нервы и самообладание перед экзаменом

помогут «Автомобили»

 

ВОПРОСЫ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

ВОПРОС 1. Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития Древнего Востока. 3

ВОПРОС 4 . Характерные черты экономического развития стран Древнего Востока. Рабство и община на Древнем Востоке. 6

Конец IV—III тысячелетие до н. э. 6

II — первая половина I тысячелетия до н. э. 6

Середина I тысячелетия до н. э.— середина I тысячелетия н. э. 6

Формы эксплуатации и община на Древнем Востоке. 7

ВОПРОС 5. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств. 9

ТИП №1. 9

ТИП №2. 9

ВОПРОС 7. Важнейшие достижения и особенности культуры народов Древнего Востока. 12

Общие черты.. 12

Египет. 12

Месопотамия. 13

Персия. 13

Индия. 14

Китай. 14

ВОПРОС 8. Возникновение и основные этапы развития письменности. 15

Египетская иероглифика. 15

Месопотамская клинопись. 16

Становление алфавитного письма. 17

Китайская иероглифика. 18

ВОПРОС 9. Археологическое изучение стран Древнего Востока. 19

ВОПРОС 10. Основные этапы истории изучения Древнего Востока. 20

ВОПРОС 12. Возникновение государства в Египте. Раннее царство. 23

Географическое положение Египта: 23

Антропология: 23

Раннее царство [XXXI – XXIX вв. до н.э] 23

Экономика Раннего Царства: 24

I династия. 24

ВОПРОС 13. Египет Древнего царства. Распад государства в I Переходный период. 25

Социально-экономические отношения: 25

Организация сельского хозяйства и ремесленного производства: 25

Социальная структура общества: 25

Государственное управление: 26

Основные направления политики фараонов Древнего царства (до IV династии): 26

Политика V династии (XXVI — XXV вв. до н. э.) 27

Политика VI династии (XXIV—ХХIII вв. до н. э.) 27

ВОПРОС 14. Египет в период Среднего царства. Гиксосы и борьба с ними египтян. 29

Экономика. 29

Основные центры и направления торговли. 29

Организация производства. 29

Общественные отношения: 29

Гос. управление: 29

Завоевательная политика XII династии: 30

Обострение соц. противоречий: 30

II Переходный период (2 пол. XVIII – XVII вв.): 30

ВОПРОС 15. Египетская держава Нового царства и ее место в системе международных отношений на Ближнем Востоке. 31

XVIII династия (основатель Яхмос I) 31

Активная завоевательная политика. 31

Внешняя политика: 31

XIX династия (ок. 1345—ок. 1200 гг. до н. э.) 31

Деятельность Хоремхеба (1345 — 1317 гг. до н. э.): 31

Рамсес II (1301—1235 гг. до н. э.). 31

ВОПРОС 16. Общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Реформы Эхнатона. 32

XVIII династия (основатель Яхмос I) 32

Экономика: 32

Соц. отношения. 32

Гос. управление: 32

Хозяйство: 33

Реформа Аменхотепа IV: 33

Цели реформы: 34

XIX династия (ок. 1345—ок. 1200 гг. до н. э.) 35

Деятельность Хоремхеба (1345 — 1317 гг. до н. э.): 35

Внутренняя политика Рамзеса II: 35

XX династия (ок. 1200—ок. 1085 г. до н. э): 35

ВОПРОС 17. Египет в эпоху III Переходного периода и Позднего царства. 36

Египет под властью иноземцев: 36

ХХII династия: 36

Экономика: 36

Ход событий: 36

XXIV династия: 37

Эфиопская династия: 37

Борьба Саиса за объединение Египта, ХХVI династия: 37

XXVI Саисская династия (664—525 гг. до н. э): 37

Фараон Нехо II (610-595 гг. до н. э.) 38

µ Амасис (Яхмос II – 570-526) 38

Египет в составе Персидской державы.. 38

Социально-экономическое развитие Египта в эпоху Позднего царства. 39

ВОПРОС 18. Культура древних египтян. 40

Факторы, определяющей особенности развития культуры Египта. 40

Особенности древнеегипетского искусства. 40

Язык. 40

Письменность. 40

Литература. 41

Изобразительное искусство. 41

ВОПРОС 19. Мифология и религия древнего Египта. 43

Основные боги: 43

Культ ФАРАОНА. 44

Религиозная реформа Эхнатона. 44

Организация культа: 44

ВОПРОС 23. Старовавилонское царство. Экономика, общество и государство по законам Хаммурапи. 48

Периодизация: 48

Характеристика периода: 48

ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ. 48

ГОСУДАРСТВО ЦАРЯ ХАММУРАПИ (ПРАВИЛ: 1792 – 1750 ГГ. ДО Н.Э). 49

Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии. 51

Что было до законов Хаммурапи. 51

Законы Хаммурапи. Социально-экономический и политический строй Вавилонии. 52

ВОПРОС 25. Ассирия в древнейший, староассирийский и среднеассирийский периоды. 58

Причины активизации завоевательной политики. 58

Новоассирийский период (X-VII вв. до н.э.) 58

Ассирийские завоевания в IX в до н.э. 58

Упадок могущества Ассирии в первой половине VIII в. до н.э. 59

ВОПРОС 26. Новоассирийская держава. Причины и условия возникновения крупных военных держав I тыс. до н.э. 60

Создание «мировой» Ассирийской державы.. 60

Расцвет Ассирийской державы. 60

Политика Навуходоносора. 63

Экономика (основное) 64

ВОПРОС 28. Культура народов древней Месопотамии. 65

Письменность. 65

Библиотеки. 67

Архивы. 68

Школы. 68

Словесность. 69

Научные знания. 70

Искусство. 71

ВОПРОС 29. Мифология и религия Месопотамии. 74

ВОПРОС 31. История и культура государства Урарту. 76

Территория. 76

Население. 76

Возникновение государства. 76

Расширение государства. 76

Урартская культура. 78

ВОПРОС 33. Культура и религия народов Восточного Средиземноморья в древности. 80

Искусство. 80

Религия. 81

ВОПРОС 36. История и культура Элама и Мидии. 86

Элам. 86

Мидия. 87

ВОПРОС 37. Образование Персидской державы Ахеменидов. Завоевания Кира и Камбиза. 88

Кир II. 88

Камбиз II. 88

ВОПРОС 40. Культура и религия Ирана. Зороастризм. 91

Элам. 91

Мидия. 91

Персидская держава. 91

ВОПРОС 42. Индская (Хараппская) цивилизация. 93

ВОПРОС 43. Ведийский период в истории Индии. 94

ВОПРОС 47. Источники и историография древнего Китая. 98

Источники древнекитайской истории: 98

ВОПРОС 49. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э.. Философские школы. 101

Философия в Древнем Китае. 101

Школы в Китайской Философии. 101

Даосизм. 101

Конфуцианство. 102

Моизм. 102

 

ОБЩЕТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ВОПРОС 1. Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития Древнего Востока.

 

Первым уделил внимание на Восток Геродот (V в. до н.э.). Относился к «Востоку» хорошо. Почему?

· Он родился в азиатской части Греции.

· Описывал греко-персидские войны.

Иногда Геродота обвиняют в чрезмерном восхищении Востоком и ненаучности.

Конец IV в. до н.э.– Александр Македонский устраивает поход на Восток – «месть персам», хотя они и проиграли греко-персидские войны. è «Очернение» Востока – Восток есть вечный застой, а Запад характеризуется постоянным развитием.

 

!НО! История цивилизаций начинается на Востоке.
Первая письменность появляется на Востоке (иероглифика, клинопись)

 

Впервые понятие «Древний Восток» начинает употребляться учёными Нового времени (эпоха Просвещения - XVIII в.). Именно к этому времени относится и начало изучения стран Востока.

î Хронология

î Различаются два основных этапа развития стран Древнего Востока:

megalektsii.ru


Смотрите также