Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии :: SYL.ru
Любой путешественник, решивший посетить Индию, наверняка слышал или читал о том, что население этой страны делится на касты. Ничего подобного в других странах нет, касты считаются чисто индийским феноменом, поэтому каждому туристу просто необходимо познакомиться с этой темой подробнее.
Как появились касты?
По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны:
Уста – брахманы.
Руки - кшатрии.
Бедра – вайшьи.
Ступни – шудры.
Варны - более общее понятие. Их всего 4, тогда как каст может быть великое множество. Все индийские сословия отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и особую пищу. Браки между членами разных варн и каст строго запрещались. Индусы верили, что человеческая душа перерождается. Если кто-то на протяжении всей жизни соблюдал все правила и законы своей касты, в следующей жизни он поднимется на сословие выше. В противном случае он потеряет все, что имел.
Немного истории
Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы. Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает "цвет". В самом слове "каста" заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности. Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения. Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.
Деление на касты в Индии
Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения. Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение. В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:
Брахманы - самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
Кшатрии – воины, знать и правители.
Вайшьи – ремесленники, скотоводы и земледельцы.
Шудры – рабочие, слуги.
Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.
Характеристики каст
Все касты в Древней Индии характеризуются некоторыми критериями:
Эндогамией, то есть браки могут заключаться только между членами одной касты.
Наследственностью и преемственностью: нельзя перейти из одной касты в другую.
Нельзя трапезничать с представителями других каст. Кроме того, любой физический контакт с ними строго запрещен.
Определенным местом в структуре общества.
Ограниченным выбором профессий.
Брахманы
Брахманы являются представителями наивысшей варны индуистов. Это высшая индийская каста. Основная цель брахманов – учить других и учиться самим, приносить дары богам и делать жертвоприношения. Основной их цвет – белый. В самом начале брахманами были только священнослужители, только в их руках находилось право толковать слово Божье. Благодаря этому данные индийские касты стали занимать самое высокое положение, так как выше был только сам Бог, и только они могли с ним общаться. Позднее к высшей касте стали относить ученых, учителей, проповедников, чиновников.
Мужчинам этой касты нельзя работать в поле, а женщинам можно было заниматься только домашней работой. Брахману нельзя есть еду, приготовленную человеком из другого сословия. В современной Индии более 75% государственных чиновников – представители этой касты. Среди различных подсословий существуют неравные отношения. Но даже самая нищая подкаста брахманов занимает более высокую ступень, чем другие. Убийство представителя высшей касты в Древней Индии - это величайшее преступление. Оно испокон веков каралось смертной казнью в жестокой форме.
Кшатрии
В переводе "кшатрии" означает "властные, благородные". К ним относятся дворяне, военнослужащие, управляющие, цари. Главная задача кшатрия – защита слабых, борьба за справедливость, закон и порядок. Это вторая по значимости варна, представляющая индийские касты. Данное сословие поддерживало свое существование благодаря взиманию минимальных налогов, пошлин и штрафов с подчиненных. Раньше воины имели особые права. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении представителей других каст, кроме брахманов, включая казнь и убийство. Современные кшатрии – это военные, представители правоохранительных органов, руководители предприятий и фирм.
Вайшьи и шудры
Главная задача вайшьи – это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их – желтый. Это основное население страны. В современной Индии – это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.
Представители низшей касты в Индии – это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет – черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр – прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время – это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.
Неприкасаемые
К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, - это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.
Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения - парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.
Современная Индия
Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде. Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.
Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.
Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.
www.syl.ru
Список каст в Индии сегодня: неприкасаемые, брахманы и варны
Порой кажется, что мы настолько привыкли к XXI столетию с его равноправием, гражданским обществом, а также развитием современных технологий, что существование в обществе строгих социальных слоев воспринимается с удивлением. А вот в Индии люди так и живут, принадлежа к какой-то определенной касте, (которая определяет объем прав и обязанностей), уже со времен, существовавших до нашей эры.
Варны
Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства. Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:
Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это — финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.
Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно об этом Вы можете узнать из статьи «Что такое индийские варны«.
Касты
Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).
Касты в современной Индии
Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным. Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).
Конечно, кастовая система в современной Индии уже давно не имеет того значения, какое ей придавалось в древние времена. Сейчас же происходит тенденция к сокращению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны. Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.
Неприкасаемые
Неприкасаемые – это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д.
Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.
indiada.ru
Кастовая система в Индии — Индийская гостиная
Кастовая система зародилась еще в древней Индии, когда цивилизация долины реки Инд исчезла и на территорию государства пришли арийцы — кочевники с севера. Они принесли с собой свои взгляды и традиции. Одной из таких идей был индуизм, который в настоящее время считается мировой религией. Другой стала идея кастовой системы общества.
Каста — это пожизненная социальная группа, которой принадлежат индусы с самого рождения. Еще в древних индуистских священных текстах, называемых Ведами, содержится описание кастовой системы Индии. Согласно Ведам, в древнем арийском обществе существовало 4 социальных класса (касты): брахманы (священники и ученые), воины и дворяне, ремесленники и купцы, и наконец, самый низший класс, состоящий из сельскохозяйственных рабочих, служащих и других рабочих.
После того как арийцы обосновались на территории Индии и перешли от кочевого образа жизни к земледелию, они начали развивать кастовую систему. В порядке важности и влияния касты располагались в следующем порядке: на самой верхней ступени находились жрецы, затем воины, торговцы и фермеры, и, наконец, низкооплачиваемые работники. Кастовая система становилась все более строгой, пока, наконец, не дошло до того, что нельзя было изменить данную от рождения касту или заключить брак с человеком из другой касты.
На самом деле, кастовая система не является частью индуизма. Она существовала отдельно от него и зародилась примерно в то же самое время. Но в связи с тем, что она просуществовала в Индии в течение многих тысяч лет, в конце концов она настолько тесно переплелась с индуистскими традициями, что сохранилась неизменной даже до нашего времени.
Во многих религиях, возникших несколько позже, например, буддизме, провозглашался отказ от кастовой системы. Это сделало буддизм очень привлекательным для нижних чинов в обществе Индии. Но несмотря на появление буддизма и других подобных религий, большинство жителей древней Индии оставались индуистами, и, таким образом, кастовая система продолжала существовать.
Касты Индии
Брахманы. Верховная каста, состоящая из священников, ученых, учителей, судей и землевладельцев. Многие брахманы жили в храмах, вдалеке от общества. Другие проводили много времени в размышлениях и медитации. Некоторые же из них вели довольно социальный образ жизни.
Кшатрии или воины. Это были в основном правители мелких и крупных городов и поселений. Однако, любое принятое ими решение могло быть отменено или изменено брахманами.
Вайшьи были искусными фермерами, торговцами и ремесленниками. Они могли занимать высокую должность в правительстве села и проживали в очень хороших домах. Несмотря на то, что эта каста занимала уже третье место на социальной лестнице, у представителей этой группы всегда была в достатке хорошая одежда и пища. Они не были высокими руководителями, но, безусловно, являлись уважаемой частью общества.
Шудры. Низшая каста, состоявшая из низкоквалифицированных рабочих, которые занимались в основном уборкой в домах либо сельскохозяйственными работами.
Каста неприкасаемых. В древней Индии существовала еще одна социальная группа, представители которой назывались «неприкасаемыми». Их считали настолько низкими слоями общества, что не относили ни к одной из каст. У них не было никаких прав, даже на работу. Единственное, что они могли делать, это попрошайничать.
Начиная с 1950 года Конституция Индии запретила дискриминацию по кастовому признаку, но вопреки закону в сознании многих индусов до сих пор существует деление людей по принадлежности к определенной касте.
indianroom.ru
Социальная иерархия в Индии - кастовая система |
Кастовая система в Индии представляет собой социальную иерархию, делящую всё население страны на обособленные группы как низкого, так и высокого происхождения. Такая система преподносит различные правила и запреты.
Основные виды каст
Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.
Высшей варной была варна брахманов, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр состояла из слуг и зависимых людей.
Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.
Брахманы
Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.
Кшатрии
Задача кшатриев – защищать народ, а также учиться. Их цвет — красный.
Вайшьи
Главная обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.
Шудры
Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.
Неприкасаемые
Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.
На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной. Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.
Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.
Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип одежды, манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.
Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными. Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту. Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.
Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют. Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться. Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.
Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений. В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни. В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.
Кастовая система современной Индии
С каждым годом в современной Индии кастовые ограничения и строгость их соблюдения постепенно слабеют. Уже не все запреты и правила требуют четкого и ревностного соблюдения. По внешнему виду уже сложно определить, к какой касте относится человек, за исключением, пожалуй, брахманов, которых Вы можете увидеть в храмах или, если отправитесь на экскурсию по священным местам Индии. Только вот кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны и не потерпят послабления. Также на сегодняшний момент в Индии идет борьба с кастовой системой. Для этого устанавливают специальные льготы для тех, кто официально зарегистрирован как представитель низшей касты. Дискриминация по касте запрещается индийским законом и может караться как уголовное преступление. Но все же старая система прочно укоренилась в стране, и борьба с ней не так успешна, как многим хотелось бы.
Goaexcursion.ru
goaexcursion.ru
Касты в древней Индии — журнал "Рутвет"
Содержание:
Деление на касты в Индии
Каста Брахманов
Каста кшатриев
Вайшьи и шудры
Каста нерикасаемых
Принято считать, что первые индийские касты сформировались еще на самом начальном этапе создания государства более 1500 лет назад, когда земли индийские заселили люди.
Переселенцы разделились на группы – 4 слоя общества, позже их стали называть «варнами». Каждая община носила поверх одежды определенный цвет сари (национальная одежда), собственно само значение слова «каста» - цвет, но трактуют его в Индии как «чистая порода».
Чаще всего касту определяла профессия и род деятельности человека. Веками каждая семья занималась одним и тем же ремеслом, передавая опыт из поколения в поколение. Касты отличались друг от друга своим сводом правил и религиозных традиций, они и служили законом и нормами поведения той или иной общины. Индия активно развивалась, а вместе с ней возрастало количество разных групп населения.
Деление на касты в Индии
Каста – некий уровень социальной иерархии. С самого начала индусов разделяли на общины согласно классам от наивысшего до низшего. У каждой были свои своды законов, но для всех каст существовали общие правила:
Эндогамия. Категорически запрещалось создавать браки с людьми вне своей касты;
Преемственность. Покинуть свою общину и перейти в другую было невозможно;
Категорически запрет на совместные трапезы представителей разных каст. Кроме этого исключались любые физические контакты, вплоть до рукопожатий;
Неизменное место в обществе;
Узкий выбор профессии.
Выделяют 4 основных касты в Индии:
Самые образованные люди, среди которых ученые, учители, священники – Брахманы;
Правители, солдаты (воины) и прочая знать – Кшатрии;
Была и пятая каста – неприкасаемые, которая существует до сих пор. Само название говорит за себя. Членам других каст запрещено даже прикасаться к ним, так как по древнеиндийским учениям, телесный контакт с низшими по касте может испортить карму человека. Относительно недавно их перестали так называть и переименовали в угнетенных. Сложно представить какой грязной работой они занимались.
Каста Брахманов
Как писалось уже выше каста Брахманов – наивысшая из всех. Ее предназначением являлось обучение других и повышение собственных знаний. Так же они проводили обряды жертвоприношения индийским Богам. Основным цветом данной касты считается белый.
Изначально Брахманами считались только священнослужители, и только они толковали населению слово Божье.
Непосредственная близость к Богам стала причиной превосходства в социальной иерархии, ведь выше их лишь Боги и только представителям данной касты разрешалось с ними общаться. Несколько сотен лет спустя к наивысшей касте присоеденились чиновники, ученые и учителя.
Мужчины этой касты никогда не работали в поле, а женщины вели исключительно домашнее хозяйство. Представитель высшей касты не должен есть еду, приготовленную членом иного сословия. Убив Брахмана, преступника ожидала мучительная смертная казнь.
В этом видео рассказано об индийских кастах.
Каста кшатриев
К касте кшатриев относили дворян, военнослужащих, царей и управляющих. Главной задачей сословия испокон веков была борьба за справедливость. Каста существовала за счет полученных минимальных налогов, а также штрафов и различных выплат со своих подчиненных. Интересно и то, что кшатрии имели специальные права. Они, в отличие от всех остальных жителей, имели право наказывать и даже казнить представителей других сословий за исключением Брахманов.
Вайшьи и шудры
Вайшьи чаще всего занимались разведением и разделкой крупного рогатого скота и птиц. Кроме этого они работали в полях, выращивая и собирая урожай культурных растений. Также им разрешалось выполнять любую простую наемную работу. За это вайшьям платили невысокую заработную плату. Цвет сословия – желтый. Вайшьи – самая многочисленная каста из всех в Индии.
Шудры выполняли тяжелую и низкооплачиваемую работу, прислуживая представителями трех высших каст. По сути их можно было назвать рабами. Им запрещено было даже молиться Богам.
Каста нерикасаемых
К этому сословию относили людей, чьи души согрешили в прошлой жизни, они испокон веков считались самым низшим слоем общества. Однако даже эта каста имела многочисленные группы. Некоторые среди них могли также работать, например, уборщиками туалетов и мусора. Самые низшие – воры, охотящиеся за чужим скотом. Пожалуй, самой необычной группой неиссякаемых являлась группа хиджру, состоящая из представителей секс-меньшинств. Кроме этого интересно и то, что только этих представителей низшей касты часто приглашали на рождение детей, свадьбы, а также церковные церемонии.
Самым худшим человеком в Индии считался тот, кто не мог принадлежать ни к одной касте. Их называли Парии. К ним относились те, кто рожден в межкастовом браке или от таких же париев.
Официально упоминания о принадлежности к той или иной касте в документах Индии исчезли относительно недавно в 1931 году, но многие жители до сих пор живут по канонам, правилам и традициям каст. Особенно развито кастовое разделение в небольших городах и селах, где до сих пор не приемлют межкастовые браки и игнорируют неприкасаемых. В столице такие браки тоже редкость, чаще всего они заключаются в случаях, когда низший по касте имеет более высокий достаток.
Так же отголоски прошлого можно «услышать» в школах и высших учебных заведениях Индии. При поступлении ученика спрашивают о религиозных убеждениях и если он индуист - обяжут рассказать о принадлежности к касте. Брахманам всегда проще при поступлении, им требуется меньшее количество баллов для того, чтобы стать студентом.
Каста неприкасаемых в Индии: бич в современном обществе.
В этом видео о том, существуют ли в современном мире касты в Индии. Подробно о прачках. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.
www.rutvet.ru
Касты в древней Индии - Лилия-Тревел.РУ
Классовое разделение общества в Индии берёт своё начало с ведийских времён – перед первым тысячелетием до нашей эры. Социальное неравенство возникло естественно, но позже было закреплено жреческими и мирскими положениями, которые поясняли происхождения сословий, их права и обязанности. Древнеиндийское право закрепило кастовый строй в Индии, состоящий из 4 варн (в переводе «цвет») и дало каждой название: брахманы, кшатрии, вайшья, шудры. Первые три являются высшими и одна низшая, главной обязанностью которой является служение остальным.
Древняя религиозная литература Индии также даёт объяснение возникновению кастовой системы в Индии и неравенства между варнами. По легенде «господин потомства» Праджапати решил сотворить людей из своего тела: одни вышли из его рта, другие – из рук, третьи – из бедёр, четвёртые – из ног. Их происхождение обуславливает иерархию и род занятий.
Брахманы
Наивысшая варна, которая создана для хранения традиций, духовного наставничества других людей (кроме шудр). Им запрещено заниматься физической работой, главной задачей брахманов является изучение священных писаний, разработка законов и положений, управление обществом и судебные дела. Жрецами становились те из них, кто в совершенстве изучил Веды, умел истолковывать их, знали смысл и совершали многочисленные религиозные обряды.
Примечательно, что единственная из варн, которой законами Ману (главный правовой документ древних индийцев) разрешалось принимать милостыню и подарки (кроме еды), были брахманы. Согласно тем же правовым положениям им принадлежит всё, «ибо брахман может потребовать всё, что захочет». Привилегии представителей варны были настолько велики, что даже царь мог наказать их только изгнанием и бритьём головы. О физическом воздействии или финансовых карах речь даже не шла – тело и имущество брахмана неприкосновенны.
Кшатрии
Вторая после брахман варна согласно иерархии – воины, руки Праджапати. Их призвание защищать и управлять. Из этой касты в древней Индии выходили цари, высшие чиновники, военачальники. Кшатриям, в отличие от брахманов, разрешено употреблять в пищу мясо, и они могут принимать еду от высшей варны. Но, как и другим, кастовая система в Индии запрещает кшатриям браки с низшими сословиями. В качестве исключения мужчина мог взять жену из низшей подкасты, но наоборот никогда.
Вайшьи
Варна ремесленников, земледельцев, торговцев, коммерсантов, финансистов – свободного народа, но занимающегося в отличие от первых двух производством материальных благ. Они признают главенство брахманов, но к кшатриям часто относятся неуважительно. Несмотря на то что среди вайшья есть скотоводы и земледельцы, они не будут заниматься физическим трудом. Их функции скорее управленческие, организаторские.
Шудры
Кастовый строй в Индии предназначает для этой варны выполнение всех черновых работ – служение остальным кастам. Шудры не рождались свободными и не могли ими стать до конца жизни. Их покупали, продавали, отнимали их имущество. Другие касты в древней Индии совершали обряд упанаяна, то есть становились дважды рождёнными, шудрам же он был запрещён, как и многие другие.
Возникший много тысячелетий назад кастовый строй в Индии до настоящего времени претерпел глобальные изменения. Они касаются, прежде всего, признаков отношения к той или иной касте: древний принцип разделения по рождению трансформировался в разделение по виду деятельности. Хотя в сельской местности ещё сильны кастовые традиции варн.
liliya-travel.ru
Происхождение каст в Индии - Русская историческая библиотека
Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чьё население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье обращены в рабство или в зависимое состояние, или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырёх главных индийских каст (варн).
Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников, стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» – слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.
Древняя Индия. Карта
Источник изображения
Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте – темнокожему, покоренному туземному населению – они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.
«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним, городским классом. Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений.
При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст. Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии, и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.
Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм – новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, и в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман – самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.
Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам, как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.
Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам – изучение высоких Вед, воинам – геройство, вайшьям – искусство труда, шудрам – покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры».
Брахма, главное божество брахманизма - религии, которая лежит в основе индийской кастовой системы
Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение. Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого – преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью. Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев – из рук, вайший – из бедер, шудр – из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов – «святость и мудрость», у кшатриев – «власть и сила», у вайшьев – «богатство и прибыток», у шудр – «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн – диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.
Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности.