Древние образы в резьбе. Урок изобразительного искусства по теме "Древние образы в декоре жилища" для 5-х классов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы". (5 класс). Древние образы в резьбе


Символика в резьбе по наличникам

Чтобы понять, для чего древние мастера-резчики передавали из поколения в поколение элементы узоров и технику исполнения резьбы в традиционном русском деревянном зодчестве, давайте разберемся, что представляло собой окно для наших предков.

Окно в русской избе

Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.

А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеруволоковыми оконцами. Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.

Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.

  • Через окно люди получали самые важные известия, ведь вестник не имел времени на то, чтобы пройти в дом.
  • Через окно подавалась снедь колядникам, приносящим благую весть о том, что наступило рождество.
  • Через окно подавали милостыню.
  • Через него выносили мертвых детей, которых не успели покрестить.

Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:

  • ворота,
  • дымоход,
  • порог,
  • матица.

Все важные элементы дома подробно описаны в нашей предыдущей статье. А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники, какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.

Резьба наличников

Первые наличники появились задолго до появления стеклянных окон. И носили они поначалу защитную, обережную функцию. Орнамент древних наличников совпадает с орнаментом досок по краям избы (причелин) и подзоров крыш. Поэтому до сей поры в этнографических музеях можно увидеть фрагменты старинных узоров, содержащие архаичные символы, направленные на то, чтобы уберечь семью, проживающую в этом доме и привлечь в него благосостояние.

Обережные символы можно встретить не только в традиционном русском деревянном зодчестве, но и в элементах росписи, ткачества, вышивки и традиционных предметах славянского быта.

Со временем деревянная орнаменталистика стала приобретать свойства декора, обрастая новыми замысловатыми элементами. Но, следует учесть, что при этом древние, обережные символы не были утеряны и в обязательном порядке присутствуют в филигранных резных узорах. Зачастую, мастера передавали своим ученикам традиции орнаментальной резьбы по дереву, даже не догадываясь о том глубоком смысле, который заложен в них.

Для того чтобы понять символику резьбы наличников, давайте разберемся, из каких элементов состоят наличники. Оказывается, они отображают картину мира в представлении наших предков-славян.

Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней. Верхний уровень называли «небесной твердью», а нижний – «хлябями небесными». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а вот под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий. Последние символизировали грудь питающей землю богини плодородия.

Большая советская энциклопедия трактует хлябь как «бездну, водные глубины, глубь». В конечном итоге небеса для древних славян являлись источником света и влаги. Стекающие вниз капли и точки также являются символами хлябей, их можно встретить в орнаментах боковых наличников.

Символом тверди земной была, соответственно, нижняя часть наличников. Вспаханное поле на них изображалось в виде ромбов с точками внутри, а засеянное – в виде пересекающихся двойных полос. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами».

Четыре компонента наличника – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.

Солярные символы в наличниках

Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца. Самым частым солярным символом является ромб, размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.

Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.

Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.

В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.

Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.

Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.

Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.

Громовые знаки в деревянной резьбе

Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна. Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.

Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.

Кони и птицы на наличниках

Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони, либо гуси-лебеди. Солнце поднимали на небосклон волшебные кони, а в ночь уносили их антиподы – птицы. Поэтому часто верхний компонент наличника может содержать весьма реалистичное изображение коня, а вот изображения лебедя фигурирует в нижней части наличника.

Некоторые источники утверждают, что изображение коня объединяет в себе образ Даждьбога и Перуна. Ведь это животное для наших предков являлось синонимом ветра, воды, молнии и света. Парное изображение лошадей говорило о преемственности, цикличности событий в природе, замене старого новым, наступлении возрождения после смерти.

Наиболее распространенным является расположения пары коней по обе стороны от солярного символа. Причем, изображения животных всегда «смотрят» в разные стороны, говоря о неразрывности прошлого и будущего.

Ящер в узорах наличников

Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто вдеревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила — морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.

Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.

Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг». Ящер мог накормить местные племена рыбой, или оставить их без улова, мог пропустить по водной глади ладью торговую, а мог и разгневаться, шторм поднять и к себе забрать вместе с путниками.

В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.

В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.

Узор змеи на наличниках

Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет обужах-господариках, помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.

Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.

Волшебный бык на наличниках

В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.

Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.

Интересно знатьПраздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с днем св. Ильи Пророка. Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.

Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.

Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.

В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.

Лебеди в деревянной резьбе

Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S».

В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.

Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник. Подросший цветок отсылает нас к мифологическому Древу Жизни. Этот символ, свойственный почти всем народам, говорит о единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего.

Существует еще одна интерпретация этого образа, которая находит свое отображение в виде трех линий, расположенных в узоре горизонтально. Это также может говорить и о трех положениях светила на небосклоне на протяжении светового дня.

Знак Берегини на окнах

Немаловажным элементом, встречающимся в резьбе наличников, является образ Берегини — богини Макоши в виде широкобедрой женщины с разведенными ногами.

Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши. Таким образом наши предки призывали зарождение и сохранение новой жизни. Встречаются как одиночные фигурки божества, так и парные, размещенные по углам верхней части наличника.

В наличниках конца ХІХ века расплывчатую фигурку Макоши уже довольно сложно различить среди кружевных сплетений деревянной резьбы. Подобная судьба постигла и другие обережные древние узоры, которые стали скорее напоминать замысловатые элементы декора. Но, тем не менее, разглядеть их можно, ведь древние резчики по дереву из поколения в поколение повторяли филигранную технику своих предков.

Тем самым, традиция «защищать» свои жилища при помощи языческих символов бережно сохранилась и до наших дней, помогая нам, сегодняшним, узнать и понять наших предков. А если вы захотите построить на своем дачном участке домик в русском стиле, обязательно позаботьтесь о том, чтобы украсить и защитить его и домочадцев при помощи резного кружева – деревянных наличников.

samozvetik.ru

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с духовной культурой прошлого.

2. Показать разнообразие знаков и символов в декоративно –

прикладном искусстве.

3. Выявить вместе с учащимися истоки народного искусства.

4. Помочь учащимся самостоятельно « прочитать» народные

узоры.

5.Увидеть общее в изобразительных сюжетах у разных народов.

6. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

7.Развивать эстетический вкус, творческую и

познавательную активность.

Подготовка к уроку

Для учеников организуется экскурсия в музей, в отдел народного искусства. После знакомства с экспонатами учитель просит ребят разделиться на несколько поисковых групп по желанию.

Первой группе предлагается внимательно посмотреть раздел вышивки, а затем зарисовать изобразительные мотивы, встречающиеся в работах народных мастеров.

Вторая – изучает и делает наброски изобразительных мотивов в резьбе по дереву.

Желающие (4 -5 человек) готовят сообщение по темам: стилизация образа солнца, древа жизни, птицы, коня и т. д. разных культурах.

Учитель помогает в подборе материала. Остальным даётся задание принести сказки, песни про солнце, дерево, птицу, коня.

План урока

  • Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации.
  • Закрепление понятия о символах в осетинском орнаменте и их культовом значении.
  • Постановка художественной задачи.
  • Практическое выполнение задания.
  • Подведение итогов и обсуждение работ.
Организация урокаКласс делится на три команды, так же как во время работы в музее. Выбирается группа экспертов из числа учащихся, подготовивших

сообщения. Они выполняют функции жюри.Задание: сделать зарисовки животных, растений, явлений природы, стилизованные на основе просмотренного материала.Материалы: гуашь, кисть.Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Введение в тему урока.

У. Во время экскурсий в музее мы посмотрели украшенные вышивкой предметы быта и одежды, резьбу по дереву. Что показалось вам наиболее интересным, о чём хочется рассказать?

Д. Поразило разнообразие узоров на костюмах и бытовых вещах. Некоторые узоры – простые геометрические, другие – более сложные, среди которых встречаются изображения растений, птиц, животных и человека. От всех вещей веет добром, теплом. Хочется их потрогать, взять в руки.

Выключается свет. Под тихое звучание народного пения показываются слайды ( пейзажи Осетии, жилища осетин, убранство осетинской сакли, предметы декоративного искусства, народный костюм).

У. Сегодня в полной мере трудно себе представить значение орнаментов и узоров в жизни старого аула.

Всё, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта, его жизнеутверждающий оптимизм.

Быт и духовная жизнь крестьянина и ремесленника – от резных наличников его дома до вышивки на костюме, от колыбельной до погребальной песни – сотканы из впечатлений реальной действительности и фантастических сказочных образов.

В своём творчестве народ отразил внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты. Вначале 19в. создатели ещё помнили смысловое значение украшений, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого – начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Мастера не всегда могли

дать правильное толкование исполненных ими украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передавали своё объяснение древнего орнамента. Узоры на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и уже более ста лет привлекают внимание исследователей. Утративший своё прежнее значение в народной жизни орнамент в наше время осмысливается наукой заново. И сегодня мы попытаемся проникнуть в прошлое раскрыть первоначальный смысл народного узора так, как это делают учёные, исследуя деятельность и мировоззрение создателей орнамента, привлекая данные истории и фольклора.

Включается свет.

Вы уже, наверное, догадались, какую важную функцию выполняет узор?

Д. Он должен защищать от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней.

У. Правильно. Этим объясняется расположение орнаментов на костюмах и в жилище. Вспомните, где наиболее декоративные места?

Д. В костюме – перед и низ платья, рукава – места, которые открывают доступ к телу: чтобы злые силы не повредили человеку, их украшали орнаментом. Этот же принцип соблюдался и при размещении узоров на постройках. Поскольку ворота и окна открываются, их окружали узорами – оберегами. Наличники не только закрывали от ветра, но и оберегали дом от недобрых сил. Например, предки осетин верили в существование священных всезнающих птиц – Семурга и Быдурга. Семург смотрел в грядущее, а Быдург - в прошлое, канувшее. Резчики по дереву часто изображали этих птиц стоящими друг против друга, и эти птицы оберегали дом от недобрых сил.

У. Я хочу загадать вам загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чем дальше пойдет речь:

«На заре зарянской

Катится шар вертянский

Никому его не обойти, не объехать»

Д. Солнце.

У. Правильно, (отгадавшая группа получает жетон, который учитывается при подсчёте очков). Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок, поговорок сложили люди о солнце. Я просила вас дома посмотреть произведения фольклора. Сейчас мы узнаем, чья команда лучше подготовилась. Кто знает больше загадок про солнце?

Дети по очереди рассказывают поговорки и загадки.

У. Молодцы. А теперь попытайтесь из наработанного вами в музее материала выделить изображения солнца. После 2-х минутного обсуждения от каждой группы выступает учащийся, аргументируя выбор. Ответы оцениваются жюри.

У. Сейчас интересно будет послушать сообщение эксперта о том, как изображалось солнце у разных народов.

Уч. – эксперт. Вы правильно определили изображение круга как солярный знак. Начинается с эпохи неолита, солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругами с розеткой, свастикой. ( Показ пособий). Различные исследователи утверждают, что знак, похожий на изображение колеса, служил в древности символом солнца. Говорится, что солнце « катится как колесо». Знак, похожий на колесо, бывает изображен на лодке или на повозке – это соответствует известным мифологическим представлениям о том, что солнце едет в ладье или на колеснице. Часто встречается кружок с точкой в центре. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая и также служит обозначением солнца. В прикладном искусстве Осетии, как и в других районах Кавказа, розетки с завихрениями – это тоже солярный знак. Иногда солнце изображалось в виде спирали. Представляли его в народе то огненной стихией, то огненным колесом, кругом, «наполненным от Бога огнём». В дни солнцестояний и равноденствий костры на возвышенных местах, обвитые горящей соломой колёса, скатывающиеся с гор или поднятые на шестах, символизировали собой солнце, а земной жертвенный огонь почитался его наместником. Зажжённый во многих местах, он, словно ветви одного дерева, един и, как верили, имеет силу давать урожай.

В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивки. Человека, жившего в неразрывной связи с Матерью – природой, отличало живое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Выражалось оно в соединении природных явлений по обобщающему признаку или свойству. Так, солнце представлялось ещё и птицей, поскольку они парят в небе. Явления окружающего мира обобщались в художественных образах, а само мировоззрение было тесно связано с мифом, обрядом и культом. Златокрыла, огненная, светозарная птица – солнце, жар-птица,

связана с весенней порой: одна из загадок подчёркивает расправленные во все стороны перья – лучи, которыми весной согревает она молодые побеги.

Яркость и теплота весеннего солнца дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило – «резвее всех на свете». В народном поэтическом мышлении образ солнца олицетворялся не только птицей, но и ретивым огнедышащим конём. Конь с птицей часто изображались вместе. А изображение крылатых коней или оленей у осетин олицетворялось с божеством брака.

У. «Жила когда–то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мать Леса.

Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую реку. Издалека приходили люди, чтобы поклониться ей». У каждого народа были свои мифы, повествующие о Древе жизни. Предание о чудесном древе нашло своё отражение в сказках, загадках, песнях, где говорится то о чудесной сосне, на которой «птицы райские поют песни царские», то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость. В сказании «Ахсар и Ахсартаг» (Осетинский нартский эпос) рассказывается о волшебной светящийся птице, ворующей по ночам из нартского сада золотые яблоки. В другой сказке говорится о чудесном дубе, который стоит на святом «океан-море» или подымается с земли до неба, ветки которого превышают само небо, а на вершине сидит птица-солнце. Как вы думаете, почему в преданиях о чудесном дереве упоминается не одна, а разные породы деревьев?

Д. У разных народов было своё священное дерево, которому поклонялись. Люди поклонялись тем деревьям, которые они знали, которые росли там, где они живут.

У. Вы правы, с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тобольской губернии берёзку украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзку полностью одевали, девочка подлезала ей под юбку, брала её за ствол и двигалась впереди хоровода, создавалось впечатление, что берёзка пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёзка ходила в гости к девушкам. Её ставили в передний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали берёзку своей подругой, сестрой. В северных областях берёзку не украшали и на венках не гадали, а её ветвями украшали дом во время свадьбы. В народе не всегда придерживались определённой породы дерева. «Свадебной красой» могла быть разветвлённая верхушка ели или сосны, сук яблони, обёрнутый в разноцветные бумажки и обвешанный золотыми листиками и лентами и даже украшенный репейник. На Украине берёзку заменяли тополь или вишня. У удмуртов роль космического мирового дерева выполняли ель, берёза и сосна, культ которых получил наибольшее развитие, и именно они соответствовали трём верховным божествам. У каждого из них было «своё» дерево: у Инмара - сосна, у Куара-ель, у Кындысына - берёза. А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу, он играет во трубу, труба точёная, позолоченная, труба ладная, песня складная». Сейчас мы узнаем, какие народные песни про деревья вы знаете.

Дети называют песни.

Учитель даёт группам задание отобрать из собранных зарисовок те, которые, по их мнению, могут являться стилизованным изображением дерева. На работу отводится две минуты. Выступающие от каждой группы аргументируют свой выбор. После чего выступает эксперт с сообщением о Древе жизни.

Уч. - эксперт. Знакомство с мифологией расширяет наши представления о святом дереве. По преданиям, существуют три, расположенных одно над другим, неба: воздушный океан с плавающими в нём облаками, ясно – голубой свод над ним и царство вечного света, откуда солнце и все небесные светила получают свой блеск и где берёт своё начало огонь. С этого третьего неба и простирает свои широкие ветки никогда не увядающее мировое Древо жизни. Охраняют его сидящие на ветвях чудо-птицы. Узоры с Древом жизни и сидящими на нём или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Осетии, в вышивках, резьбе (показ карточек).

Встречающееся на древних амулетах изображение дерева с корнями не могло являться рисунком обычного растения: ведь корни скрыты под землёй. Это изображение священного дерева. Иероглиф дерева в виде русской Ж. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы-это символ добра и семейного счастья. Всё изображение в целом означало жизнь и благополучие.

У. Сегодня на уроке мы попытались по-новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, проследить истоки, понять смысл, расшифровать, древние узоры и орнаменты. Сейчас вы приступите к выполнению практического задания и сами станете создателями узоров, знаков, орнаментов. Каждый выберет себе какое-то животное, растение или явление природы и по-своему стилизует его.

Жюри подводит итоги конкурса команд и награждает победителей.

Физкультминутка

Общефизические упражнения:

  • Исходное положение – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Выполнить по 8 круговых движений в левую сторону, затем в правую сторону.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 -6 раз.
  • Исходное положение – сидя прямо, на опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног. Повторить 12 – 14 раз.
Упражнение дыхательной гимнастики:

Исходное положение – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх – назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперёд, хлёст руками вперёд, вниз, назад, как при рубке топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).

Задание: импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах, росписях и резьбе по дереву.

Материалы: тушь, палочка, цветная бумага малого формата.

  • Практическая работа учащихся.
  • Анализ детских работ.
  • Итог урока
-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы, вышивая птиц, солнце?

publekc.ru

Урок изобразительного искусства по теме "Древние образы в декоре жилища" для 5-х классов

Разделы: МХК и ИЗО

Конспект урока по теме: “Древние образы в декоре жилища”

Цели и задачи:

  1. Познакомить с понятием фасада деревенской избы и его частей – фронтон, причелины, полотенце, лобовая доска, окно светелки, наличники.
  2. Учить составлять эскизы украшений частей фасада деревенской избы с использованием образов-символов.
  3. Развивать творческое воображение, образное мышление.
  4. Воспитывать художественный вкус и любовь к искусству.

Оборудование: медиапоректор, презентация “Древние образы в декоре жилища”, акварель, тушь и перо, альбом, кисти.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Повторение. Кроссворд.(см. приложение Презентация  Слайд 2–7.)

По горизонтали:

  1. Образ кого связывали с трудом? (Коня.)
  2. Кто являлся охранниками и защитниками дома? (Барсы.)
  3. С чем в народном искусстве связывали женскую фигуру? (Плодородием.)
  4. Символы света и тепла, а также счастья? (Птицы.)
  5. Что мог обозначать такой символ, как прямая горизонтальная линия. (Землю.)

(В середине кроссворда получается слово ОБРАЗ.)

– Что такое образ? (Это выражение человеческих представлений о мире.) – Где чаще всего встречались народные образы-символы? (Вышивка, роспись, резьбе по дереву.) – Какие еще образы-символы вы знаете? (Русалок, львов, солнца, воды.)

III. Ориентировочно-мотивационный этап.

Сегодня мы подробнее познакомимся с использованием образов-символов в резном декоре деревянного жилища.

Вступительная беседа учителя.

Из бревен рубили избу мужики Один лишь помощник топор,

Но древние избы и ныне крепки, И тонок на ставнях узор. Рубили тем же топором И стены княжеских хором. Был разукрашен как ларец В селе Коломенском дворец.

Ярким примером искусства мастеров – резчиков могут служить крестьянские избы. Давайте посмотрим, из каких частей состоял крестьянский дом.

Перед вами типичная изба, конструкция которой встречалась в центре, на севере России, а также и у нас на Урале. (Слайд 8.) Основной частью дома была клеть – деревянный сруб с окнами, дверью и полом. Клеть в народных представлениях связывалась с землей, крыша – с небом, а подклет (подпол) – с подземным миром.

В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Все это очень красиво и интересно удавалось ему в резном украшении фасада своей избы. Посмотрите как роскошно украшены избы Поволжья и других регионов России. (Слайд 9.)

Фасад – лицевая часть дома, которая выходила на улицу. Особенно нарядны в нем фронтон и наличники.

Фронтон – это верхняя часть фасада. К нему с боков примыкают причелины, спускающиеся по краям крыши

Что символизируют резные круглые розетки и полу розетки на них? (Символическое изображение солнца.) (Слайд 10.)

Какие еще символы вы заметили? (Прямые линии и прямоугольники – символы земли.)

Изображение солнца на фронтоне избы было не случайно. Именно так наши предки сумели запечатлеть в образном строе свои наблюдения за движением солнца по небосводу. Левый конец причелин символизирует утреннее – восходящее солнце, солнечный знак по центру – полуденное солнце, а правый вечернее – заходящее.

В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли. (Слайд 10)

Какой смысл они несут? (Обозначение воды, спускающейся с неба.)

Наши предки земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали , что дождь берется из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. (Слайд 10.)

В середине фронтона находится окно светелки, которое ведет на чердак, оно также украшено резьбой: причудливыми травами, цветущими кустами, гроздьями винограда, листьями вьюна. (Слайд 11, 12.)

Завершает фронтон лобовая доска, которая соединяет крышу и сруб дома. По ее поверхности стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. (Слайд 13.)

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так торжественно-наряден был декор окон. (Слайд 14, 15.) Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Вот наличник – теремок. Такими наличниками украшались окна изб в Среднем Поволжье.

Какие образы вы здесь видите, о чем они нам могут рассказать? (Слайд 15.)

Здесь представлены наличники нашего региона. Особенно нарядны они в селе Покча Чердынского района. Многие дома украшены так, что выглядят теремными дворцами. Особенно нарядными выглядят наличники. В Покче, как ни в одном другом месте Северного Прикамья, они представлены в большом многообразии. В наличниках широкое развитие получил растительный мотив – в узорочье орнамента включен плавно изгибающийся стебель.

Много в Покче так называемых “полотенчатых” наличников. Они выделяются пышными карнизами и фигурными боковыми досками, обрамляющими окно по подобию полотенец на иконах или зеркалах. (Слайд 16.)

Итак, какие части фасада, украшенные резьбой, мы с вами выделили? (Фронтон, причелины, окно светелки, лобовая доска, наличники.)

Сегодня на уроке вам предлагается выполнить эскизы декора любой части фасада избы на выбор. Работу можно выполнять углем, акварелью, тушью и пером.

Y. Операционно-исполнительский этап.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Звучат русские народные мелодии.

YI. Рефлексивно-оценочный этап.

Какие виды орнаментов встречались в декоре деревянных изб? (Растительный, геометрический, зооморфный.)

Назовите части фасада? (Фронтон, причелины, окно светелки, лобовая доска, наличники.) (Слайд 17.)

Далее идет коллективный просмотр детских работ. При этом внимание обращается на то, кто лучше и интереснее составил композицию своего декора, на сколько оригинальны и неповторимы образы орнамента.

Приложение ко второму уроку.

Работы детей по теме “Образы-символы в декоре жилища”.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы". (5 класс)

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с духовной культурой прошлого.

2. Показать разнообразие знаков и символов в декоративно –

прикладном искусстве.

3. Выявить вместе с учащимися истоки народного искусства.

4. Помочь учащимся самостоятельно « прочитать» народные

узоры.

5.Увидеть общее в изобразительных сюжетах у разных народов.

Для учеников организуется экскурсия в музей, в отдел народного искусства. После знакомства с экспонатами учитель просит ребят разделиться на несколько поисковых групп по желанию.

Первой группе предлагается внимательно посмотреть раздел вышивки, а затем зарисовать изобразительные мотивы, встречающиеся в работах народных мастеров.

Вторая – изучает и делает наброски изобразительных мотивов в резьбе по дереву.

Желающие (4 -5 человек) готовят сообщение по темам: стилизация образа солнца, древа жизни, птицы, коня и т. д. разных культурах.

Учитель помогает в подборе материала. Остальным даётся задание принести сказки, песни про солнце, дерево, птицу, коня.

Организация урока

Класс делится на три команды, так же как во время работы в музее. Выбирается группа экспертов из числа учащихся, подготовивших

сообщения. Они выполняют функции жюри.

Задание: сделать зарисовки животных, растений, явлений природы, стилизованные на основе просмотренного материала.

Материалы: гуашь, кисть.

Конспект урока:

У. Во время экскурсий в музее мы посмотрели украшенные вышивкой предметы быта и одежды, резьбу по дереву. Что показалось вам наиболее интересным, о чём хочется рассказать?

Д. Поразило разнообразие узоров на костюмах и бытовых вещах. Некоторые узоры – простые геометрические, другие – более сложные, среди которых встречаются изображения растений, птиц, животных и человека. От всех вещей веет добром, теплом. Хочется их потрогать, взять в руки.

Выключается свет. Под тихое звучание народного пения показываются слайды ( пейзажи Осетии, жилища осетин, убранство осетинской сакли, предметы декоративного искусства, народный костюм).

У. Сегодня в полной мере трудно себе представить значение орнаментов и узоров в жизни старого аула.

Всё, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта, его жизнеутверждающий оптимизм.

Быт и духовная жизнь крестьянина и ремесленника – от резных наличников его дома до вышивки на костюме, от колыбельной до погребальной песни – сотканы из

Впечатлений реальной действительности и фантастических сказочных образов.

В своём творчестве народ отразил внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты. Вначале 19в. создатели ещё помнили смысловое значение украшений, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого – начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Мастера не всегда могли

дать правильное толкование исполненных ими украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передавали своё объяснение древнего орнамента. Узоры на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и уже более ста лет привлекают внимание исследователей. Утративший своё прежнее значение в народной жизни орнамент в наше время осмысливается наукой заново. И сегодня мы попытаемся проникнуть в прошлое раскрыть первоначальный смысл народного узора так, как это делают учёные, исследуя деятельность и мировоззрение создателей орнамента, привлекая данные истории и фольклора.

Включается свет.

Вы уже, наверное, догадались, какую важную функцию выполняет узор?

Д. Он должен защищать от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней.

У. Правильно. Этим объясняется расположение орнаментов на костюмах и в жилище. Вспомните, где наиболее декоративные места?

Д.В костюме – перед и низ платья, рукава – места, которые открывают доступ к телу: чтобы злые силы не повредили человеку, их украшали орнаментом. Этот же принцип соблюдался и при размещении узоров на постройках. Поскольку ворота и окна открываются, их окружали узорами – оберегами. Наличники не только закрывали от ветра, но и оберегали дом от недобрых сил. Например, предки осетин верили в существование священных всезнающих птиц – Семурга и Быдурга. Семург смотрел в грядущее, а Быдург в прошлое, канувшее. Резчики по дереву часто изображали этих птиц стоящими друг против друга, и эти птицы оберегали дом от недобрых сил.

У. Я хочу загадать вам загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чем дальше пойдет речь:

«На заре зарянской

Катится шар вертянский

Никому его не обойти, не объехать»

Д. Солнце.

У. Правильно, (отгадавшая группа получает жетон, который учитывается при подсчёте очков). Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок, поговорок сложили люди о солнце. Я просила вас дома посмотреть произведения фольклора. Сейчас мы узнаем, чья команда лучше подготовилась. Кто знает больше загадок про солнце?

Дети по очереди рассказывают поговорки и загадки.

У. Молодцы. А теперь попытайтесь из наработанного вами в музее материала выделить изображения солнца. После 2-х минутного обсуждения от каждой группы выступает учащийся, аргументируя выбор. Ответы оцениваются жюри.

У. Сейчас интересно будет послушать сообщение эксперта о том, как изображалось солнце у разных народов.

Уч. – эксперт. Вы правильно определили изображение круга как солярный знак. Начинается с эпохи неолита, солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругами с розеткой, свастикой. ( Показ пособий). Различные исследователи утверждают, что знак, похожий на изображение колеса, служил в древности символом солнца. Говорится, что солнце « катится как колесо». Знак, похожий на колесо, бывает изображен на лодке или на повозке – это соответствует известным мифологическим представлениям о том, что солнце едет в ладье или на колеснице. Часто встречается кружок с точкой в центре. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая и также служит обозначением солнца. В прикладном искусстве Осетии, как и в других районах Кавказа, розетки с завихрениями – это тоже солярный знак. Иногда солнце изображалось в виде спирали. Представляли его в народе то огненной стихией, то огненным колесом, кругом, «наполненным от Бога огнём». В дни солнцестояний и равноденствий костры на возвышенных местах, обвитые горящей соломой колёса, скатывающиеся с гор или поднятые на шестах, символизировали собой солнце, а земной жертвенный огонь почитался его наместником. Зажжённый во многих местах, он, словно ветви одного дерева, един и, как верили, имеет силу давать урожай.

В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивки. Человека, жившего в неразрывной связи с Матерью – природой, отличало живое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Выражалось оно в соединении природных явлений по обобщающему признаку или свойству. Так, солнце представлялось ещё и птицей, поскольку они парят в небе. Явления окружающего мира обобщались в художественных образах, а само мировоззрение было тесно связано с мифом, обрядом и культом. Златокрыла, огненная, светозарная птица – солнце, жар-птица,

связана с весенней порой: одна из загадок подчёркивает расправленные во все стороны перья – лучи, которыми весной согревает она молодые побеги.

Яркость и теплота весеннего солнца дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило – «резвее всех на свете». В народном поэтическом мышлении образ солнца олицетворялся не только птицей, но и ретивым огнедышащим конём. Конь с птицей часто изображались вместе. А изображение крылатых коней или оленей у осетин олицетворялось с божеством брака.

У. «Жила когда–то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мать Леса.

Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую реку. Издалека приходили люди, чтобы поклониться ей». У каждого народа были свои мифы, повествующие о Древе жизни. Предание о чудесном древе нашло своё отражение в сказках, загадках, песнях, где говорится то о чудесной сосне, на которой «птицы райские поют песни царские», то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость. В сказании «Ахсар и Ахсартаг» (Осетинский нартский эпос) рассказывается о волшебной светящийся птице, ворующей по ночам из нартского сада золотые яблоки. В другой сказке говорится о чудесном дубе, который стоит на святом «океан-море» или подымается с земли до неба, ветки которого превышают само небо, а на вершине сидит птица-солнце. Как вы думаете, почему в преданиях о чудесном дереве упоминается не одна, а разные породы деревьев?

Д. У разных народов было своё священное дерево, которому поклонялись. Люди поклонялись тем деревьям, которые они знали, которые росли там, где они живут.

У. Вы правы, с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тобольской губернии берёзку украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзку полностью одевали, девочка подлезала ей под юбку, брала её за ствол и двигалась впереди хоровода, создавалось впечатление, что берёзка пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёзка ходила в гости к девушкам. Её ставили в передний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали берёзку своей подругой, сестрой. В северных областях берёзку не украшали и на венках не гадали, а её ветвями украшали дом во время свадьбы. В народе не всегда придерживались определённой породы дерева. «Свадебной красой» могла быть разветвлённая верхушка ели или сосны, сук яблони, обёрнутый в разноцветные бумажки и обвешанный золотыми листиками и лентами и даже украшенный репейник. На Украине берёзку заменяли тополь или вишня. У удмуртов роль космического мирового дерева выполняли ель, берёза и сосна, культ которых получил наибольшее развитие, и именно они соответствовали трём верховным божествам. У каждого из них было «своё» дерево: у Инмара - сосна, у Куара-ель, у Кындысына - берёза. А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу, он играет во трубу, труба точёная, позолоченная, труба ладная, песня складная». Сейчас мы узнаем, какие народные песни про деревья вы знаете.

Дети называют песни.

Учитель даёт группам задание отобрать из собранных зарисовок те, которые, по их мнению, могут являться стилизованным изображением дерева. На работу отводится две минуты. Выступающие от каждой группы аргументируют свой выбор. После чего выступает эксперт с сообщением о Древе жизни.

Уч. - эксперт. Знакомство с мифологией расширяет наши представления о святом дереве. По преданиям, существуют три, расположенных одно над другим, неба: воздушный океан с плавающими в нём облаками, ясно – голубой свод над ним и царство вечного света, откуда солнце и все небесные светила получают свой блеск и где берёт своё начало огонь. С этого третьего неба и простирает свои широкие ветки никогда не увядающее мировое Древо жизни. Охраняют его сидящие на ветвях чудо-птицы. Узоры с Древом жизни и сидящими на нём или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Осетии, в вышивках, резьбе (показ карточек).

Встречающееся на древних амулетах изображение дерева с корнями не могло являться рисунком обычного растения: ведь корни скрыты под землёй. Это изображение священного дерева. Иероглиф дерева в виде русской Ж. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы-это символ добра и семейного счастья. Всё изображение в целом означало жизнь и благополучие.

У. Сегодня на уроке мы попытались по-новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, проследить истоки, понять смысл, расшифровать, древние узоры и орнаменты. Сейчас вы приступите к выполнению практического задания и сами станете создателями узоров, знаков, орнаментов. Каждый выберет себе какое-то животное, растение или явление природы и по-своему стилизует его.

Жюри подводит итоги конкурса команд и награждает победителей.

www.metod-kopilka.ru

Основные образы и мотивы в орловской домовой резьбе.

Когда-то, каждая деталь в русском деревянном доме имела свое символическое значение, связанное с языческими верованиями. Со временем деревянная домовая резьба утратила свое мистическое и религиозное значение, став просто украшением дома, показывающим вкус и богатство хозяина. Но в ней сохранились отголоски далекого языческого прошлого – древние мотивы и орнаменты, передававшиеся из поколения в поколение. В резьбе старинных деревянных домов Орла встречаются самые разнообразные образы мотивы. К сожалению точно не известно, какие из них были привнесены извне, а какие созданы поколениями местных мастеров. Одно можно сказать с уверенностью, в орловской домовой резьбе есть элементы характерные как для всего региона, так и очень своеобразные, редкие. А проведя даже самый поверхностный анализ резьбы на городских домах, трудно не заметить связь природы Орловщины, занятий местных жителей и мотивов, часто в ней встречающихся. Для того что бы рассказ об образах в домовой резьбе Орла был понятней их лучше разделить на несколько основных типов.Самые простые из древнейших мотивов в орловской резьбе − геометрические. Это орнаменты из треугольных зубьев, прямоугольников, кругов и овалов. Они встречаются и как дополнение к более сложной резьбе и как самостоятельное украшение домов. Сюда же можно отнести и рельефную резьбу из примыкающих друг к другу пирамидок, украшающую боковые стороны наличников многих Орловских домов.В качестве примера, можно назвать дом №36 по улице Энгельса.

1.

Здесь присутствуют рельефные пирамидки в обрамлении окон и на торцевых досках. Остальной декор – навершия наличников, карниз и фронтон украшены орнаментом из круглых и треугольных элементов. Декор дома, выполненный из одних лишь геометрических элементов – большая редкость для города.

2. Дом украшенный геометрическими элементами, улица Фомина.

3.

Другие древние образы, встречающиеся в орловской резьбе можно определить как абстрактные и символические. К абстрактным можно отнести «кресты», «сердца» и разнообразные «завитки», не имеющие под собой реального природного прототипа. Это просто красивые и замысловатые орнаменты ничего не символизирующие и не изображающие. Абстрактные образы в резьбе могли быть взяты из других видов искусства. К примеру, «кресты» в деревянном зодчестве, по мнению исследователей, заимствованы из народной вышивки крестом на тканях.

4.

5.

Интересный дом, сочетающий в себе геометрические и абстрактные мотивы резьбы, сохранился на улице Пушкина №148. Навершия его наличников украшены орнаментом их мелких треугольных зубьев и прямоугольников. А лобовая доска – сложным многоуровневым орнаментом из «крестов», «сердец», и овалов. Резные доски на углах дома обрамлены рельефными пирамидками.

6.

Символические мотивы в орловском зодчестве выразились в отображении реальных или воображаемых природных явлений и предметов, но изображаемых условно в виде упрощенного символа, знака. Самый распространенный из символических мотивов в русской домовой резьбе – солнце. В Орле символическое изображение солнца встречается, прежде всего, в виде круглого обрамления слуховых окон. Часто их можно встретить в навершиях наличников, в узорах торцовых досок.

7.

Кроме солнца в орловской резьбе можно встретить изображения месяца и звезд. Их силуэты часто выпиливали в оконных ставнях, как, к примеру, в доме №33 на улице 5-го Августа.

8.

Делали это для того что бы по первым лучам солнца, поникавшим через фигурные отверстия в ставнях закрытых на ночь, узнавать о наступлении нового дня. Маленькие пропильные звездочки украшают торцевые доски, наличники и карниз одних из самых старых домов в городе – № 5 и 7, по улице Салтыкова-Щедрина,

9.

10.

Еще один популярный мотив орловской резьбы – «оружейный». Его распространение в городе историки связывают с военным, оборонительным прошлым Орловской крепости. Символические изображения напоминающие наконечники копий часто встречаются в декоре орловских домов.

11.

Самый известный из них так называемый «дом Потемкина», бывшая ДХШ №1 на улице Карачевской.

12.

Неподалеку стоит еще один похожий дом. Навершия ихналичников этого дома составлены из примыкающих друг к другу стилизованных наконечников копий. Из таких же элементов, только более крупных – декор фриза.

13.

14.

Очень распространен в Орле и мотив «волны», характерный для всех речных городов, с развитой торговлей и с мелким судоходством. Им чаще украшают фронтоны домов,

15.

16.

Но встречаются символическое изображение «волн» и в наличниках. Так, к примеру, в доме №69 по Садово-Пушкарной, мотив волны украшает и фронтон и навершие наличников.

17.

18.

Все описанные мною образы, в том или ином виде встречаются почти на всех домах Орла. Однако в большинстве случаев они лишь дополняют, самые популярные мотивы в орловской резьбе – растительные. Образы животных, птиц и людей, тоже встречаются в декоре орловских домов, но только в сочетании с другими более распространенными элементами. И растительные и животные мотивы в орловском зодчестве столь необычны и интересны, что требуют отдельного рассмотрения.Конечно, предлагаемое мной деление резных мотивов на отчетливые типы, условно. И явственно отделить один тип от другого не всегда возможно. К примеру, многие из абстрактных мотивов могут быть сильно упрощенными и переработанными растительными, а геометрические − символическими. Тем более что орловская домовая резьба, сохранившаяся до наших дней, больше чем в соседних областях абстрактна и условна в подаче образов. Но решение подобных исторических загадок − удел специалистов.

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

daria-iz-orla.livejournal.com