Птах бог древнего египта. Бог Пта – главное божество Мемфиса
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древнего Египта. Птах (Пта). Птах бог древнего египта


Мифология - Египетская мифология: бог Птах

Бог Птах в мифологии Древнего ЕгиптаПтах был одним из важнейших богов Египта. Город Мемфис, древняя столица, заложенная  фараоном Менесом, носил название "Палата души бога Пта", по-египетски Хет-ка-Пта, откуда и произошло  греческое название страны - Египет. Выбор Менеса был основан на удобном расположении будущего города в Дельте, и  выстроенная крепость со знаменитыми белыми стенами и большим храмом антропоморфного бога Птаха, стала центром, вокруг которого начало разрастаться поселение. У города были и другие названия – Весы Обеих Стран, Анх-тауи («Жизнь Обеих Земель»), и mnnfr («устойчивое и прекрасное») -  Мемфис, именуемый так по названию пирамиды Пепи I.  

Птаху здесь предшествовал местный бог Татенен ("поднимающаяся земля"), тоже антропоморфное хтоническое божество, слившееся затем с богом Пта в имени Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, но очень часто встречается в текстах Нового царства. О происхождении самого Пта ничего не известно, однако Порфирий, хорошо разбиравшийся в вопросах, связанных с Египтом, сообщал, что Птах «вышел из яйца, которое выпало изо рта Кнефа», под  именем которого скрывался Непроявленный Бог в образе Змея Вечности, владыки нильского разлива. Изображался Птах в виде мумии человека, обвитой бинтами, с посохом в руке, стоящей на иероглифе, означающем правду и справедливую меру. Его отличительный знак – кисточка в виде цветка в форме колокольчика, ниспадающая от основания шеи на спину. На барельефе храма в Филе Птах изображен в своей сложной ипостаси Птаха Татенена, вращающего яйцо солнца или луны на гончарном круге. Согласно местной мемфисской традиции, Птах изготавливает самого бога Ра на гончарном круге. После 2000г. до н. э. схожая ремесленническая деятельность приписывалась богу Хнуму, слепившему людей из глины. Оба бога называются гончарами.

 

Имя Птаха, возможно произошло от корня «пт» - «открывать». В Книге мертвых  говорится, что он «совершает церемонию «открывания рта» для мертвых, как он когда-то совершал ее для умерших богов», однако, возможно, что эта функция была выведена из его имени. Его имя очень редко упоминаетсяв "Текстах пирамид", даже в мастаба времен Древнего царства оно упоминается изредка, несмотря на то, что в это время он был главным богом царской резиденции - Мемфиса. Также малочисленны упоминания Птаха и в "Текстах саркофагов" последующей эпохи, однако в текстах Нового царства бог Птах упоминается очень часто. Это обстоятельство объясняется тем, что Мемфис, основанный во времена I династии был значительно более молодой город, чем древний Гелиополь, и религиозные традиции Гелиополя еще долгое время доминировали над Мемфисом, который создал свою религиозную систему и был вынужден отстаивать ее авторитет и право на существование. Эта цель была полностью достигнута только в эпоху Нового царства. Тогда  окончательно оформились представления о семье Птаха – его жене богине Сехмет и сыне Нефертуме, о котором упоминали еще  «Тексты  Пирамид», называя его «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания.  В более поздние времена Нефертум прямо называется сыном Сехмет.  Рамсес III воздвиг для этих божеств часовню, и «Пта, Сехмет и Нефертум пребывают в ней», как сообщает папирус Харриса. Однако Сехмет иногда разделяла свой титул супруги бога и с другими богинями – Бастет, Тефнут, Маат и Хатор, имевшей образ обожествляемой в Мемфисе сикоморы. Иногда сыном Пта оказывается Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера. 

Бог Птах в мифологи Древнего ЕгиптаСамым ранним свидетельством существования особой религиозной системы, отличной от гелиопольской, является текст в честь бога Птаха, высеченный на черном граните по приказу эфиопского фараона Шабаки. Значительные повреждения долгое время затрудняли прочтение текста, однако существующие разногласия в интерпретации отдельных мест, не мешают пониманию мемфисской теогонии и космогонии  в целом. Согласно этому «Памятнику мемфисской теологии» бог Птах являлся верховным божеством, творцом, создавшим вселенную и остальных богов. Оригинальность заключалась в том, что творческим орудием  мемфисского демиурга  было Слово. Мысль порождалась сердцем, «седалищем мысли», и превращалась в объективную действительность после того, как «божественный замысел был произнесен божественными устами». Вера во всемогущество слова была характерна уже для египетской магии, поэтому  не составляло особого труда провозгласить всемогущество бога, обладавшего магическими возможностями. Таким образом, основной идеей  «Памятника мемфисской теологии» является убеждение в силе  магического слова поднятое на высший уровень.  

Гелиопольское влияние отразилось в отождествлении Птаха с Атумом, в создании эннеады по образцу гелиопольской. В тексте «Памятника мемфисской теологии» говорится: "Его эннеада перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…".  Пта создал себя в восьми ипостасях, названия четырех из них сохранились:  "Пта на своем троне", "Пта-Нун, создавший Атума", "Пта-Наунет, родившая Атума", "Пта, сердце и язык эннеады". В разных текстах этот бог выступает в качестве покровителя ремесел, что позволило грекам отождествить его с Гефестом. Верховный жрец Птаха носил титул «главного мастера», а сам бог считался  также патроном квалифицированных мастеров и архитекторов. Особенным уважением пользовался  он в сообществе ремесленников Деир-ель-Медина (Deir - el - Medina ), около Западных Фив. Он, как полагали, определял индивидуальную судьбу художников. Мастера вырезали стелы, посвященные Птаху, на которых часто вырезались уши, «чтобы поощрить Пта слышать их молитвы». Одним из названий Птаха в Фивах было «ухо, которое слышит».  

 В процессе созидания Птаху помогали Кхнуму, лепщики, которые вначале считались его детьми, а впоследствии – детьми Ра. Их представляли гротескные фигуры карликов с большими головами, кривыми ногами, очень длинными руками, некоторые имели еще и  длинные усы. Греки называли их патэками. Бесчисленное количество этих глиняных фигурок, покрытых глазурью, находят в египетских гробницах. Вероятно, представление о Кхнуму как о помощниках Птаха в создании мира, привело к рождению веры в их помощь и при восстановлении тела умершего. Изображение самого Птаха обнаружено, в частности, в гробнице Тутанхамона. Голову Птаха венчает корона синего цвета – знака  сопричастности богам и небу. Навершие его жезла составляют знаки джед", "анх" и "уас", а лицо имеет портретные черты фараона Тутанхамона, потому что по существовавшим представлениям «после смерти человек приобщается к божеству, становясь единосущным ему».

Культ Птаха был широко распространен. В его храм в Мемфисе стекались тысячи паломников, славивших Птаха как великое небесное божество, солнце и луна в некоторых текстах назывались его глазами. Птах считался также "владыкой истины", божеством справедливости. Почитаемой святыней храма был Апис – священный бык Мемфиса, которого египтяне считали  его "двойником", "живым образом Птаха" (см. Бык-2). Бык Апис был живым воплощением истинного бога города и возглавлял "династию" божественных быков Мемфиса, которые после смерти удостаивались почести быть захороненными в саркофагах в мемфисском Серапеуме. По меньшей мере двадцать четыре быка Аписа поочередно царили в храме Птаха в промежутке между Рамсесом II и эпохой Птолемеев.  В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.

Помимо Мемфиса культ Птаха процветал не только в таких египетских городах  как Фивы, Абидос, Гермополь, Гермонт, Бубаст, Эдфу, Дендера, Александрия,  о. Филэ,  но и за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Основание Александрии положило конец дальнейшему развитию Мемфиса, но он продолжал еще сохранять свое религиозное значение. Окончательный упадок города был вызван упразднением культа бога Птаха.

Использованные материалы:

  1. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  2. А. Видеман. Религия древних египтян;
  3. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  4. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.

www.a700.ru

ПТАХ (ПТА). 100 великих богов

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего — в Египте, где он — около пяти тысячелетий назад — превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» — надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта — это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь-скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах — духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума — божественного Слова — является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом — Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» — открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт — за исключением кистей рук и ступней — показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он — тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его — тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он — царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Египетский бог Пта (Птах) и земное воплощение бога Пта

Пта. Египетский музей в ТуринеПта. Египетский музей в ТуринеПта (Птах) - одно из важнейших и древнейших божеств Древнего Египта. В египетской мифологии Пта был главным богом Мемфиса, который создал Луну, Солнце и Землю. Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии.

Видимо, он первоначально был только местным мемфисским важным божеством, влияние которого по Египту развивалось и распространялось медленно в течение долгого времени.

Даже в «Текстах пирамид» Пта упомянут только косвенно буквально несколько раз. Однако трудно установить, произошло ли это потому, что он не обладал еще важными функциями или это было связано с желанием богословов Гелиополиса (авторов «Текстов пирамид») ослабить позиции главного бога Мемфиса.

Супруг львиноголовой Сехмет

Пта и его жена СехметПта и его жена СехметСогласно египетской мифологии его супругом была свирепая богиня любви, войны и мести в облике львицы Сехмет. Вместе с их сыном, богом первобытного лотоса и растительности Нефертумом они составляли главную божественную триаду Мемфиса.

Иногда сыном Птаха считался обожествленный Имхотеп - реальное историческое лицо, визирь и строитель первой пирамиды в Египте – ступенчатой пирамиды фараона Джосера. Через много веков после своей смерти он был обожествлен и почитался как бог-покровитель медицины и строительства.

Помимо Сехмет женами божества иногда считались Бастет, Хатхор, Тефнут и Маат. Первые три богини часто изображаются так же, как и Сехмет, в образе львиц.

Земное воплощение бога Пта было живым и осязаемым: земным воплощением бога Пта был священный бык Апис.

Египетский бог Птах, по мнению исследователей, выполнял следующие важные функции, о которых речь пойдет ниже.

«Господин Мемфиса»

Рельеф из храма Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеРельеф из храма Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеПта неразрывно связан с Мемфисом. То обстоятельство, что во время объединения страны приблизительно около 3000 г. до н.э. город стал административной столицей Египта, сыграло важную роль в том, что главный бог Мемфиса - "господин Мемфиса" - стал главным божеством и на всех прилегающих к столице территориях.

Один из храмов Мемфиса, посвященных Птаху, назывался «Hut-ka-Ptah» или «особняк (храм) kа (души) Пта». Древние греки перевели название процветающего тогда сообщества как Aigyptos (Египет). Постепенно этот греческий термин закрепился за всей страной.

Таким образом, современное европейское название страны появилось отчасти благодаря имени древнего бога.

Покровитель мастеров и ремесел

Покровитель ремесел. Статуя из Королевского музея Онтарио, Торонто, КанадаПокровитель ремесел. Статуя из Королевского музея Онтарио, Торонто, КанадаМемфис был не только административным и религиозным центром. Он был городом, в котором проживало много мастеров-ремесленников, которые специализировались в основном на производстве погребальных товаров. Поэтому их продукция пользовалась устойчивым и постоянным спросом, в том числе и за пределами столицы.

Для египтян земная жизнь была только прелюдией к загробной жизни, к которой они готовились практически с рождения. Архитектура, живопись, скульптура, письменность, да и в целом искусство были необходимы, чтобы проводить человека в последний путь и обеспечить ему посмертное воскрешение и загробную жизнь в соответствии со строгими погребальными традициями и регламентом, освященными религиозными доктринами.

Если Пта и не был первоначально богом мастеров, то стал им еще в эпоху Древнего царства. В этой роли Пта и сам воспринимался как скульптор или кузнец человечества и создатель прикладного искусства. Интересно отметить, что в этом качестве он особенно был связан с карликами, которые традиционно работали ювелирами и ремесленниками еще в эпоху Древнего царства.

Его считали своим покровителем ремесленники (в первую очередь, ювелиры и скульпторы) не только Мемфиса, но и многих других мест. В частности такими были рабочие Дейр ель-Медины, строившие королевские усыпальницы в Долине Королей. Поэтому совсем неудивительно, что греки считали Пта своеобразным аналогом своего бога-кузнеца Гефеста.

«Мемфисское богословие»: Пта – создатель и демиург

Гранитный рельеф с изображением Амона и Птаха (правление Птолемея II, 284-246 гг. до н.э.). Музей искусств, Бостон, СШАГранитный рельеф с изображением Амона и Птаха (правление Птолемея II, 284-246 гг. до н.э.). Музей искусств, Бостон, СШАУже в Среднем царстве Пта был уже известен как божественный мастер, который мог сделать новое тело для мертвого человека. Однако мемфисские богословы развили идею «божественного мастера» значительно дальше.

В Мемфисе была найдена стела, на которой объясняется космогония и принципы этой богословской доктрины. Это доктрина известна под названием «Мемфисское богословие». Египтологи полагают, что она относится ко времени Нового царства.

Согласно ей, Пта является «самосозданным», «самопорожденным» божеством, он - единственный истинный бог-создатель. Все духовные существа как божественные, так и человеческие произошли от его мыслей и слов. Божества – создатели мира, которым поклоняются в других городах, на самом деле созданы Пта. Также именно он был носителем этических принципов, является «Богом Правды» во все исторические периоды.

Он стал демиургом посредством духовных понятий таких, как его сердце (резиденция мысли), его языка и слов (созидательный глагол) и Maat (понятие порядка и правосудия).

Однако «Мемфисское богословие» - это не теология монотеистической религии (единобожия). Оно достаточно противоречиво, туманно и логически непоследовательно. В нем существование других богов не только не отрицается, а дополняется новыми штрихами.

Он идентифицируется со многими другими божествами другого религиозного центра Древнего Египта – Гелиополя. Пта связан с Нуном и Наунет, божествами первородных вод, которые «родили» Атума. То есть Пта опосредовано сформировал создателя мира Атума с его сердцем и языком.

Пта-Татенен (Taтенен - местный мемфисский бог земли и созидания) был персонификацией «первобытной насыпи» - первого «острова» в первородных водах, где началось создание мира и вселенной.

Беря на себя роль Шу, Пта, как считали, сделал небо и поднял его выше земли так легко, как будто это было перо. Он объединил Верхний и Нижний Египет как Гор.

В одном из гимнов, записанных на папирусе, хранящемся в музее Лейдена, египетский пантеон богов уменьшен до трех: Амон (скрытая власть), Ра (видимая власть на небесах) и Пта (власть на земле).

Пта-Сокар и другие «Пта»

Пта-Сокар-Осирис. Ок. 600 г. до н.э. Дерево. Новый музей, Берлин, ГерманияПта-Сокар-Осирис. Ок. 600 г. до н.э. Дерево. Новый музей, Берлин, ГерманияПомимо Пта-Татенена, в образе которого Птах приобретает связь с почвой и плодородием, существует большое количество божественных персоналий, в состав имен которых входит имя Пта.

Одним из таких богов является Пта-Сокар. Сокар – покровитель умерших. А Пта-Сокар – божество, обеспечивающее защиту и покровительство как живым, так и мертвым.

Пта также был частью сложной тройной божественной фигуры в лице Пта-Сокара-Осириса. Эта божественная группа интерпретировалась как символизация всего цикла регенерации: Птах (создание и поддержание), Сокар (метаморфозы, связанные со смертью), Осирис (возрождение).

Пта-Сокар-Осирис иногда показывался как бог, осуществляющий контроль над судом мертвых в «Зале двух истин», в который душа умершего попадала после смерти человека. Этот образ оставался важным в религиозных погребальных традициях даже во времена, когда в Египте установилось римское господство.

Статуэтки Пта-Сокара-Осириса в виде ушебти (погребальных статуэток) находят во многих захоронениях Древнего Египта, где они выполняли роль защитных амулетов.

Когда Пта был связан с первичным водным хаосом, который существовал перед моментом создания мира, то он имел имя Пта-Нун, когда связан с Нилом, то божеству поклонялись как Пта-Хапи и т.д.

Поэтому в египетском пантеоне богов есть и такие божественные персоналии и ипостаси «основных богов», как Пта-Тот, Пта-Атум, Пта-Амон, Пта-Ра, Пта-Себек-Ра, Пта-Хнум и другие.

Такое перетекание, изменчивость, подвижность божественных образов совершенно не смущали египтян: в каждой ситуации боги «проявляли» именно те свои качества и стороны, которые, по мнению древних, были необходимы именно в этих условиях. И такая группировка необходимых качеств и свойств в одном комбинированном божественном образе для них была привычной религиозной традицией и практикой.

Слушатель молитв

Стела с Птахом. Найдена в Дейр эль-Медине. Музей в ЛувреСтела с Птахом. Найдена в Дейр эль-Медине. Музей в ЛувреКак и большинство древнеегипетских богов Пта наделен многими комплементарными эпитетами. Но у эпитетов, расхваливающих бога как слушателя молитв, похоже, было особое значение. О нем говорится, как об «ухе, которое слышит».

Во время Нового царства Птах приобретал репутацию сострадательного божества. Как Птах – «ухо слушания», он слушал и, по мнению египтян, слышал молитвы простых людей.

В Дейр эль-Медине была найдена стела, созданная по обету. В ней один рабочий по имени Нефераби признается в том, что дал ложную клятву с упоминанием имени Пта. За это он жестоко поплатился – вскоре ослеп. Он умоляет Пта простить его и вернуть ему зрение.

Посох бога Пта. Иконография

Иконографические традиции изображения божества оказались устойчивыми и стабильными на протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации. Уже его самое раннее изображение, относящееся к 1-й династии, содержит черты, которые потом будут воспроизводиться на протяжении трех тысяч лет.

Посох повторяет изгибы тела сидящего Пта. Фрагмент стелы. Известняк. XIX династия. Британский музейПосох повторяет изгибы тела сидящего Пта. Фрагмент стелы. Известняк. XIX династия. Британский музейПта изображается в подавляющем большинстве случаев в антропоморфном виде. Он имеет облик человека, нижние конечности которого и туловище плотно обернуты саваном, оставляя свободными руки, держащие комбинированный посох-скипетр, включающий в себя три элемента:

  • Столп «джед» - символ растительности, плодородия и стабильности;
  • Скипетр «уас» - символ власти и силы;
  • Знак «анкх» - символ жизни.

Первоначально посох бога Пта состоял из опоры «джед», а «уас» и «анкх» добавились к нему, начиная со Среднего царства. Пта даровал эти три качества египетским королям, которые часто короновались в его храме в Мемфисе.

На голове у него обычно изображается обтягивающая шапочка. Только иногда в образе, в котором подчеркивается его связь с Осирисом, он может иметь головной убор с двумя горизонтальными вычурно изогнутыми рогами, а также солнечный диск между двумя высокими перьями.

Борода бога Птаха. Фрагмент статуи из храма Амона, Фивы (XVIII династия, правление Аменхотепа III, 1402-1364 гг. до н.э.). Музей в Турине, ИталияБорода бога Птаха. Фрагмент статуи из храма Амона, Фивы (XVIII династия, правление Аменхотепа III, 1402-1364 гг. до н.э.). Музей в Турине, ИталияВо времена Древнего царства египетский бог Птах часто изображался безбородым. Начиная со времени Среднего царства, Пта носит отличительную бороду. Она прямая или трапецивидно расширяющаяся к низу с прямым срезом. Другие боги египетского божественного пантеона, как правило, носят изогнутую клиновидную бородку, сужающуюся к низу. То есть, он - единственный египетский бог, который носит прямую бороду вместо традиционной, с кривым концом.

Есть еще одна характерная деталь в изображении Птаха – широкий воротник (иногда с ожерельем – «менат») заканчивается спускающейся сзади вдоль спины деталью в виде большой кисти. Эта деталь позволяет отличить даже частичные изображения Птаха от схожих с ним изображений бога Хонсу.

Отдельно нужно сказать о цвете кожи Птаха. Помимо обычной цветовой гаммы, она могла быть астрономического синего цвета (цвет небес, цвет богов), а иногда изображалась зеленой (цвет растительности, жизни и возрождения).

В трудах Геродота (V в. до н.э.) есть упоминание о том, что он видел в Мемфисе статуи Пта в образе карлика. Исследователи предполагают, что, возможно, эти статуи были изготовлены по обету и изображали не самого бога, а ремесленников-карликов, обращающихся к богу. Хотя имеются также и изображения самого Пта в виде карлика на некоторых досках Последнего Периода, предназначенных для лечебной магии. Кстати, Геродот придумал производное название от имени Пта - Патайкос, для защитных божков-амулетов в виде уродливых карликов.

Культовые центры и земное воплощение бога Пта

Руины храма Пта в МемфисеРуины храма Пта в МемфисеОсновной культовый центр бога находился в Мемфисе, где существовал главный храм божества. От него сейчас остались только незначительные остатки, но археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой архитектурный комплекс.

Также в Мемфисе бык Апис, самое важное священное животное в Египте, почитался как земное воплощение бога Пта, его видимое ba (душа или проявление). Целый штат жрецов обеспечивал поистинне королевскую жизнь Апису на протяжении 25 лет. По достижении этого возраста бык ритуально умерщвлялся (не годится душе бога жить в старом теле), его тело мумифицировалось и с великими почестями хоронилось в каменном саркофаге в специальном склепе-кладбище Серапиуме поблизости от города. Жрецы по определенным признакам находили нового бычка, в котором, как верили египтяне, продолжила жить душа «господина Мемфиса».

Поскольку почитание божества приняло общеегипетский характер, во многих других храмах страны имелись зоны, посвященные ему. В частности у него был свой предел в храме Амона в Карнаке. Он почитался также в египетской Нубии, где его изображения найдены во многих храмах, включая храм Рамзеса II в Абу Симбеле, эль-Дерре, Герф Хусейне и т.д. Распространен его культ был и в Палестине, на Синае.

О большом значении и влиянии культа божества говорит и тот факт, что ряд важных сановников IV и V династий (Древнее царство) имели имена, включающее имя бога – Птах-хотеп, Птахшепсес. Но особенно влиятелен был он, видимо, во время XIX династии (Новое царство), когда уже некоторые фараоны носили имена, связанные с богом - Меренптах (любящий Птаха), Сиптах (сын Птаха).

Он также играл и определенную роль в погребальном аспекте египетской религии. Как полагали, именно он изобрел ритуал «открытия рта» у погребальных статуй и мумии покойного, чтобы символически оживить ka статуи и возвратить к жизни мумии. Интересно, что эту процедуру бог производит, пользуясь металлическим долотом, что сразу вызывает ассоциации о мастере-скульпторе. В «Текстах саркофагов» именно Пта помогает Гору «открыть» рот убитому Осирису, чтобы позволить ему дышать снова.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Боги Древнего Египта. Птах (Пта).

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысячелетий назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей. Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н.э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н.э. В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света. Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей... Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем. Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиопольскую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах - духовный (сердце в те времена считалось средоточием души). Благодаря божественному слову была создана жизненная сила i богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком. И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик. В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра. Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта. В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума - божественного Слова - является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей. Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли Демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с ба-Раньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке. Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как пути ник?). А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу: «Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух». «Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений». «Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их». «Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он щ царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире». «Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его». Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление в вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

secretworlds.ru

ПТАХ - это... Что такое ПТАХ?

  • Птах — в иероглифах …   Википедия

  • ПТАХ — (Пта), в египетской мифологии бог города Мемфис (см. МЕМФИС (Египет)), почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург (см. ДЕМИУРГ) , создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей …   Энциклопедический словарь

  • ПТАХ — (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург, создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей самого себя. Изображался в виде… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПТАХ — муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. ха жен., сиб., твер. птушка, шечка, курск. птяха, птюха, пск., твер. птица, птичка; церк. птичица, птичище, птичищ, птищ; тамб., вят. мтаха, мтах; пичуга,… …   Толковый словарь Даля

  • ПТАХ — греч. Phta, от егип. Ptah. Египетский бог. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • птах — сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • пта (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • птах — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • Птах — Бог творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха воинственная богиня Сехмет. Источник: Религиозный словарь     1. (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской… …   Религиозные термины

  • ПТАХ — бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства… …   Энциклопедия Кольера

  • Птах —          Пта в егип. миф. бог г. Мемфиса. Культ П. имел общеегип. хар р, был распростр. также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображ. в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закры вающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согл …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Бог Птах

    Регион: Египет

    Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.100

    Птах, — один из древнейших богов  древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии — бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха.

    Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах — демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов.

    Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости.

    Женой Птаха была Сехмет, сыном — Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.).

    Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха — Апис, язык — Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

    svr.su