Повседневная жизнь древних греков. Технологическая карта урока «Повседневная жизнь древних греков»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Материал к уроку истории "Повседневная жизнь греков". Повседневная жизнь древних греков


Материал к уроку истории "Повседневная жизнь греков"

Приложение.

Повседневная жизнь и быт древних греков

  На повседневную жизнь и быт древних греков влияли в первую очередь традиции и уставы отдельных полисов. Но все - таки существовали характерные черты быта, которые объединяли всех жителей Древней Эллады.

Характерные черты быта: дома

Древнегреческие дома были одно и двухэтажными, строились они таким образом, чтобы окна не смотрели на улицу. В центре каждого дома находился маленький двор с разнообразной растительностью, предназначенный для отдыха.

Древнегреческие дома делились на две половины – женскую и мужскую. Вход в женскую половину дома был допустимым только членам семьи и ближайшим родственникам, в мужской половине находились гостиные.

Примечательным было то, что дома, независимо от благосостояния хозяев не вмещали много мебели. Греки ограничивались только ложами для сна, столами и креслами. Дома знатных греков часто украшались мозаикой и росписью.

Отношение к одежде и украшениям

Греки не придавали особого значения повседневной одежде: очень часто их шили женщины в домашних условиях. Одежду для торжественных выходов могли заказывать у ремесленников, она была расшита узорами и выполнена из дорогого материала.

И женщины, и мужчины носили длинные белые рубахи - хитоны, которые закалывали на плечах пряжками — фибулами.  Во время работы мужчины надевали ещё более простую одежду —  экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. Выходя на улицу, мужчины обязательно надевали поверх хитона  плащ. Чаще всего носили  гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы  —  хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Верхней женской одеждой был пеплос.

Мужская обувь была представлена сандалиями из натуральных материалов, женщины носили туфли и высокие ботинки.

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую  шляпу  с широкими круглыми или четырёхугольными полями. Войлочные  колпаки — пилосы  были в обиходе у ремесленников и моряков. Именно древнегреческие женщины впервые начали использовать эфирные масла в качестве духов. Довольно распространенными среди женщин были золотые и серебряные украшения: браслеты, колье, тиары.

Гостеприимность и еда греков

Древние греки были необычайно гостеприимные, двери их домов были всегда открыты не только для друзей, но и для незнакомых путешественников. В греческой семье не было принято садиться за стол в одиночку, поэтому очень часто друзья или соседи собирались вместе, чтобы поужинать.

Еда греков зависела от их материального состояния. В богатых семьях на стол подавалась рыба, овощи, фрукты. Бедняки довольствовались выпечкой из ячменя, дешевой рыбой и похлебкой. Но не те, ни другие не обходились без вина. Вино древние греки разбавляли с водой, потому что считали, что пить чистое вино – это удел варваров.

Отношение к детям и отношения в семье

Древние греки очень любили детей, поэтому посвящали особенно много сил и времени на их воспитание и образование. Дети посещали школы, где их учили письменности. Особое внимание уделялось физической подготовке, так как в Древней Греции существовал культ здорового и сильного тела. 

Греческие мужчины были заняты заработком денег для семьи, основной функцией женщины было воспитание детей и управление домашним хозяйством. Даже если семья позволяла себе иметь рабов, греческие женщины были обязаны все время работать вместе с ними.

Парадоксально, но жены богатых греков имели меньше свободы, чем жены бедняков. Малообеспеченные женщины часто выходили на рынок и в город, состоятельным гречанкам без сопровождения мужа это делать не разрешалось.

Фамилия, имя______________________________________________класс_________

Повседневная жизнь греков

1. Прочитайте п. 1 на стр. 207 и вставьте в текст нужные слова.

Дома в Древней Греции строили из ___________________ ,

дом делился на ___________________ :________________

и_______________. В центре дома находился ___________

_______________. Пол в домах богатых греков покрывала

________________, стены украшала__________________.

Мебели в домах было немного. Основное место в доме

занимали___________. Бельё и одежду хранили в______

______________________. Сидели жильцы дома на_______________________________.

В женской половине дома стояли______________________________________________.

Комнаты освещались___________________________________.

2. Заполните таблицу "Одежда древних греков"

Название

Как выглядела

Кто носил

Хитон

Туника

Гиматий

Хламис

Пеплос

Сандалии

Фибула

Петас

Пилос

3. Составьте меню для греческого пира.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Занятия древних греков

Мужчины

Женщины

Вывод _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

multiurok.ru

Trojden | Повседневная жизнь древних греков: Андреевская Т. П.

1. Одежда

Одежда древних греков. Роспись на вазе

Древние греки довольствовались простой одеждой, которая не стесняла движений тела и соответствовала жаркому климату. Одежда была нижней и верхней.

Нижняя одежда называлась хитоном. Хитон состоял из куска ткани размером 120 см в длину и 100 см в ширину. Его было принято сшивать в некоторых местах, а иногда просто скреплять концы пряжкой. Поверх хитона греки носили плащ.

В холодное время года древний грек надевал рубашку, доходящую до земли, шерстяной плащ, войлочную шляпу и обувь, выстланную внутри войлоком. Меховой одежды греки не носили, считая ее отличительным признаком дикарей.

2. Жилище

Греки были Общительны, с удовольствием ходили на рынок, в театр, участвовав в заседаниях Народного собрания. Однако их домашняя жизнь была скрыта за стенами их дома.

Греки считали, что дом должен быть приятным для хозяина, прохладным летом и теплым зимой. Сначала дома отапливали, разводя огонь в очаге. Позже, когда кухонное помещение стало располагаться отдельно, для отопления использовали передвижные печки.

В домах были ванные комнаты, канализация и водопровод.

Рядом с домом, как правило, располагался сад. Описание сада сохранилось до наших дней: «Есть у меня своими руками посаженный сад, и в нем есть все, что родится в течение года в свое время: весной — роза, лилия, гиацинт и фиалки, летом — мак, груши и яблоки всех сортов, теперь — виноград, фиги, гранаты и миртовые ягоды».

Одежда древних греков: 1 — плащ; 2 — хитон

Греческий дом. Реконструкция и план

Интерьер греческого дома

Все же большинство жителей полиса ютились в крохотных домишках, состоявших из двух маленьких комнат.

3. Еда

Греки обычно принимали пищу два раза: в полдень и на закате солнца, после дневной работы. В «Одиссее» упоминается завтрак, состоящий из хлеба и вина. В обычные дни стол греков был неприхотлив. Они питались в основном овощами. В дни праздников обычно устраивали пышные пиры, которые сопровождались пением, музыкой и танцами.

Попробуем представить себе, как проходили греческие пиры.

Пир в греческом доме. Роспись на вазе

К дому со всех сторон подходят гости, все после купания, нарядно одетые. Те, кто живет далеко, приезжают в повозках. Рабы снимают с пришедших обувь и омывают им ноги водой. По двое или по трое гости располагаются вокруг стола на тех ложах, которые им указал хозяин.

Наконец, все пришедшие занимают свои места, ложатся поудобнее. Рабы начинают разносить еду. Главным лакомством считалась морская рыба и устрицы. После первой части обеда все присутствующие омывают руки водой. Затем следует десерт - сыр, маслины, орехи, а иногда и пирожные. После десерта пир продолжается. В особо тожественных случаях гостям раздают венки из сельдерея, фиалок и роз. Ими украшают голову. Перед пирующими выступают танцоры, фокусники, музыканты.

Иногда на пирах устраивают развлечения: загадывают загадки, играют в игру, напоминающую современные шашки. Тех гостей, которые ради обеда веселят своим острословием общество, называют «паразитами», то есть прихлебателями.

Гости повеселились, насладились беседой с друзьями, насмотрелись на танцы и фокусы. Настало время прощаться. Каждый гость перед уходом получает гостинец - узелок с едой, понемногу от каждого из блюд, которыми сегодня угощали.

4. Семья

Большую часть свободного времени грек проводил вне дома. Он воевал, торговал, участвовал в заседаниях Народного собрания. Женщин не посвящали в мужскую жизнь. Они всегда были подчинены родственнику-мужчине (мужу, отцу, брату, сыну). На женщине лежала ответственность за ведение домашнего хозяйства. Она руководила рабынями, пряла и ткала, воспитывала детей. Мальчики воспитывались матерью до семи лет, а потом передавались под надзор педагога — раба или рабыни, которые сопровождали мальчика в школу и следили за его поведением на улице.

На агоре

Гречанка за работой

К шестнадцати годам обучение заканчивалось. Дальнейшее образование могли получить только дети обеспеченных родителей. Они обучались в школах философов.

Образованию девочек не придавали особого значения. Под руководством матери они обучались чтению и письму, домоводству и ткачеству. Так продолжалось до пятнадцати лет. Потом девочек обычно выдавали замуж.

● В повседневной жизни древних греков богато и разнообразно включались элементы различных искусств: музыки, пения, танца.

● В древнегреческой семье большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей.

Вопросы и задания

1. Опишите, как выглядела одежда древнего грека. 2. Какие особенности отличали греческий дом? Расскажите о нем, используя памятки № 3, 4. 3. Используя памятки № 3, 5, составьте рассказ о пире от лица одного из гостей. 4. Пофантазируйте и представьте себе разговор современного человека и древнего грека о семье. Чему удивился бы каждый из них?

Отрывок из книги Ксенофонта «Домострой»

Вставать с постели я привык в такой час, когда могу еще застать дома, кого мне нужно повидать. Если у меня есть какое дело в городе, то исполнение его служит мне прогулкой, а если в городе у меня нет никакой надобности, то слуга мой отводит лошадь вперед меня в деревню, а мне прогулкой служит дорога в деревню. По приходе в деревню... смотрю, как идут работы и приказываю работать по-другому, если знаю лучший способ. После этого... я сажусь на лошадь и совершаю верховые упражнения, возможно более похожие на те, которые нужны на войне... Я то шагом, то бегом возвращаюсь домой ... завтракаю и ем столько, чтобы весь день быть не голодным и не слишком сытым.

Какие особенности повседневной жизни греков описаны в этом отрывке?



trojden.com

Урок в 5 классе "Повседневная жизнь древних греков"

Тема урока: Повседневная жизнь древних греков.

Цель: познакомить учащихся с жизнью греческого общества;

продолжить формирование умений анализировать исторические

документы, формировать несложные выводы, обобщать отдельные

факты.

Учебное пособие: ноутбук, проектор, карточки с терминами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы.

План.

  1. Одежда.

  2. Жилище.

  3. Еда.

  4. Семья.

1.Одежда.

Слайд №1 название темы. Запись в тетради.

На уроке мы должны, выяснить: какая повседневная жизнь была у греков, и что для них являлось главным, чему они уделяли большое внимание.

Слайд №2. Вид на набережную.

- Древние греки носили простую одежду, которая не стесняла движений тела и соответствовала жаркому климату. Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, эту работу выполняли слуги.

Слайд №3 мужская и женская одежда.

Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи. Как вы думаете, почему?

Слайд №4 мужская одежда.

Одежда состояла из нижней и верхней одежды.

Нижняя одежда называлась хитон (одежда из одного или 2 кусков ткани)

скрепленных на плечах и на талии поясом. Длина хитона зависела от возраста его владельца: молодежь короткий, пожилые длинный хитон.

Сверху надевали плащ – гиматий (из прямоугольного куска ткани).

Слайд №5 мужчины в гиматиях.

В Спарте мужчины носили только плащ – гиматий.

Вспомните историю Спарты.

Как вы думаете почему?

Слайд №6 женская одежда.

Женщины также носили хитон, скрепленный на плечах двумя небольшими застежками – фибулами и поясом на талии.

Также носили шляпы, на ногах сандалии.

Мех не носили, считая его отличительным признаком дикарей.

  • На доске у нас «Дерево знаний». Давайте на дерево прикрепим новые листочки – слова, которые мы сегодня узнали ( хитон, гиматий, фибула)

  1. Жилище. Слайд №7 вид города.

- Греки были общительные, с удовольствием ходили на рынок, в театр, на собрании. Однако их домашняя жизнь была скрыта за стенами их дома.

Слайд №8 домик грека.

Слайд №9 интерьер дома.

- Также и у греков в домах были ванные комнаты, канализация, водопровод.

У богатых дома были шикарные с множеством комнат, бассейнами, с садами. Но большинство жителей ютились в крохотных домишках из двух комнат.

Почему вы сделали такой выбор? Докажите свою правоту.

3.Еда

Слайл№11 пир в греческом доме.

Греки обычно принимали пищу два раза: в полдень и на закате солнца.

В обычные дни питались в основном овощами. В праздники ели рыбу, птицу, вина, фрукты, хлеб.

  • Давайте представим себе греческий пир.

  • Как вы думаете, что давало море грекам?

  • Какие продукты давало разведение скота?

  • А какие продукты земледелие?

Слайд №13 меню.

4.Семья. Слайд №14 гречанка за работой.

Точно также и у греков.

Большую часть свободного времени грек проводил вне дома, он воевал, торговал, участвовал в заседаниях собрания.

Женщина подчинялась мужу, на ней лежала ответственность за ведение домашнего хозяйства: она руководила рабынями, пряла, ткала, воспитывала детей.

Девочек обучали дома: читать, писать, ведению домоводства, ткачеству.

Слайд №15 педагог.

Мальчики воспитывались матерью до 7 лет, а потом передавались под надзор педагогу – раба или рабыни, которые сопровождали мальчика в школу и следили за его поведением на улице.

Какое значение имеет современное слово педагог?

Слайд №16 стиль.

В школах учили читать, писать, считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Писали на дощечках натертые воском. Буквы писали металлической или костяной палочкой – стиль.

Слайд №17 палестра.

С 12 лет мальчики посещали ещё одну школу палестра где их учили гимнастики – борьбе, бег, прыжки, метание копья и диски.

К 16 годам обучение заканчивалось. Более богатые могли обучаться дальше в философских школах.

5.Закрепление.

Сегодня на уроке вы узнали много новых слов, эти новые термины выросли на нашем дереве знания. Давайте поиграем. Кто даст определение новым словам?

Хитон – нижняя одежда

Гиматий – верхняя одежда, плащ

Фибула - застежка

Педагог – раб сопровождающий мальчика в школу

Стиль – палочка для письма

Палестра – школа, где учили гимнастики.

6.Итоги урока.

Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какая повседневная жизнь была у греков?

И что для них являлось главным?

Вывод слайд последний

Выставление оценок, их обоснование

Д.задание : п 32, подготовить рассказ о повседневной жизни греков.

infourok.ru

Повседневная жизнь древних греков — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 31Следующая ⇒

Андреев, Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1999.

Боннар, А. Греческая цивилизация: В 3-х тт. / А. Боннар. – М.: Искусство, 1992.

Велишский, Ф. История цивилизаций: Быт и нравы древних греков и римлян / Ф. Велишский, – М.: ЭКСМО-пресс, 2000.

Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: Высшая школа, 1988.

Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. – СПб.: Алетейя, 1995.

Зайцев, А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. / А.И. Зайцев. – СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2001.

Фор, П. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны / П. Фор. – М.: Молодая гвардия; Палипсест, 2004.

Импрессионизм как явление художественной жизни Западной Европы

Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. – М., 1980.

Вентури, Л. От Мане до Лотрека / Л. Вентури. – М., 1958.

Владимирова, А.И. Франция на рубеже XIX и XX веков. Литература, живопись, музыка, театр / А.И. Владимирова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2004.

Герман, М. Импрессионисты / М. Герман. – М.: Слово, 2004.

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. – Л., 1969.

Калитина, Н.Н. Французская пейзажная живопись / Н.Н. Калитина. – Л., 1972.

Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней: Иллюстрированная энциклопедия. – СПб.;М.: Оникс, 2006.

Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога / А. Перрюшо. – Киев: Мистецтво, 1994.

Перрюшо, А. Жизнь Ренуара / А. Перрюшо. – Киев: Мистецтво, 1994.

Перрюшо, А. Жизнь Сезанна / А. Перрюшо. – М.: Радуга, 1991.

Перрюшо, А. Жизнь Тулуз-Лотрека / А. Перрюшо. – М.: Радуга, 1991.

Раздольская, В.И. Искусство Франции второй половины XIX века / В.И. Раздольская. – Л.: Искусство, 1981.

Ревалд, Дж. История импрессионизма / Дж. Ревалд. – М.;Л., 1959.

Рейтерсверд, Р. Импрессионисты перед публикой и критикой / Р. Рейтерсверд. – М., 1974.

Чегодаев, А.Д. Импрессионисты / А.Д. Чегодаев. – М., 1971.

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс, 2000.

Якимович, А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда / А.К. Якимович. – М.: Искусство, 2003.

Ш

Техника как феномен культуры

Воронин, А.А. Техника и культура – конфликт? гармония? компромисс? / А.А.Воронин // Философские исследования. – 2002. – №1.

Культурология. ХХ век. Антология. – М.: Юристъ, 1995.

Ленк, К. Размышления о современной технике / К. Ленк. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М.: Логос, 2001.

Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Весь мир, 1997.

Тавризян, Г.М. Техника. Культура. Человек / Г.М. Тавризян. – М.: Наука, 1986.

Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999.

Уайт, Л. Энергия и эволюция культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры / Под ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 439–464.

Философия техники: история и современность / Под ред. В.М. Розина. – М.: ИФ РАН, 1997.

Дворцы Санкт-Петербурга (по выбору студента)

Дьяченко, Л.И. Таврический дворец / Л.И. Дьяченко. – Л.: Лениздат, 1988.

Иванов, А.А. Дома и люди. Из истории петербургских особняков / А.А. Иванов. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007.

Калязина, Н.В. Меншиковский дворец-музей / Н.В. Калязина. – Л.: Лениздат, 1982.

Каменский, В.А. Таврический дворец / В.А. Каменский. – Л.;М.: Искусство, 1948.

Крюковских, А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк / А.П. Крюковских. – СПб.: Лениздат, 1999.

Кузнецов, С.О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории / С.О. Кузнецов. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008.

Кузнецова, О.Н. Летний сад и летний дворец Петра I / О.Н. Кузнецова, Б.Ф. Борзин. – Л.: Лениздат, 1988.

Пунин, А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века / А.Л. Пунин. – Л.: Лениздат, 1990.

Розадеев, Б. Смольный. Таврический дворец / Б. Розадеев. – Л.;М.: Искусство, 1958.

Санкт-Петербург. 1703–1917. – СПб.: Фирма «Глагол», 2000.

Соловьева, Т.А. Особняки Юсуповых в Петербурге / Т.А. Соловьева. – СПб.: ООО «Белое и Черное», 1995.

Ухналев, А.Е. Дворцы Санкт-Петербурга / А.Е. Ухналев. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2003.

Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. – Л.: Стройиздат, 1989.

Основные художественные группы и направления в искусстве Советской России 1920-х гг.

Боголюбова, А.С. Очерк художественной культуры советского периода / А.С. Боголюбова. – М.: Директ-Медиа, 2009.

Власов, В.Г. Стили в искусстве. Словарь / В.Г. Власов. – СПб.: Кольма, 1995.

Живопись 20–30-х годов. – СПб.: Художник РСФСР, 1991.

Живопись 1920–1930. Государственный Русский музей. – М.: Советский художник, 1988.

История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика. Т. 1. – М.: Искусство, 1965.

История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 11, 12. – М.: Изд-во АН СССР, 1957, 1961.

Костин, В. ОСТ / В. Костин. – Л.: Художник РСФСР, 1976.

Лапшина, Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики / Н. Лапшина. – М.: Искусство, 1977.

Лебедянский, М.С. Живопись, рожденная Октябрем. 1920–1930-е годы / М.С. Лебедянский. – М.: Искусство, 1986.

Поспелов, Г.Г. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов / Г.Г. Поспелов. – М.: Советский художник, 1990.

Соскин, В.Л. Советская художественная культура (1917–1927 гг.): Социально-политический аспект: в 2-х тт. / В.Л. Соскин. – Новосибирск: НГУ, 2002.

Художники группы «Тринадцать» (Из истории художественной жизни 1920–1930-х гг.). – М.: Советский художник, 1985.

Энциклопедия русской живописи XIV–XX веков. – М.: Олма-Пресс, 1999.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 7; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Технологическая карта урока «Повседневная жизнь древних греков»

II. Актуализация знаний

Метапредметные УУД

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений

Регулятивные:

выдвигать версии

На экране изображения со сценами из древнегреческого быта (материалы ЭОР)

«Одной из крупнейших цивилизаций древнего мира была древнегреческая цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации».

Учащимся предлагается ознакомиться с изображениями повседневного быта древних греков, после чего они отвечают на вопрос:

- Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся анализируют изображения, отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

- Одежду, жилище, еду.

III. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности

Метапредметные УУД

Познавательные :

отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез.Коммуникативные : умение вести диалог.

Регулятивные :

формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.

Создает проблемную ситуацию:

- Давайте закроем глаза и повторим за мной волшебные слова:

Мимо белого тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза – смотри!

Мы с вами в Древней Греции, посмотрите вокруг, люди закончили утренние работы и спешат домой - укрыться от дневного зноя. Дома вокруг двухэтажные, кто-то даже забирается по лестнице, чтобы попасть в дом. Мимо пробежали мальчишки, одеты они смешно, на них короткие платьица, сандалии с длинными ремешками. Вокруг ни автомобилей, ни заводов. Что же необычного и удивительного мы увидели?

А сможет ли древний грек комфортно пожить в нашем городе сегодня 2-3 дня, а мы в Древней Греции? Что же нужно сделать, чтобы понять как жили древние греки? Чтобы достичь поставленной цели нам необходимо провести небольшое исследование. Для этого мы должны выполнить задания в группах.

Проговаривает, что для успешного выполнения задания необходимо спланировать свою деятельность (последовательность действий), а также проверить соответствует ли полученный вами результат цели урока.

Надо быть:

1) активными, собранными;

2) сосредоточиться на выполнении задания в группах, при выполнении заданий в группе помогать друг другу.

Обращает внимание на критерии при выставлении отметок.

Формулируют проблему. «Древнегреческая повседневная жизнь отличается от современной жиз-ни, имеет свои особенности».

После постановки проблемы формулируют цель: выявить особенности и отличия повседневной жизни греков от современной

VI. Открытие нового знания

Метапредметные УУД

Познавательные : осмысление прочитан-ной информации, выде-ление необходимой информации.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе.

Регулятивные:

умение внимательно слушать, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы.

Предварительно, проводит инструктаж по подготовке к уроку.

Каждой группе дается задание на 7 минут, итогом которого должна стать мини-презентация своей деятельности. Время на выступление каждой группы отводится 3-4 минуты.

После выступления группы другим учащимся предлагает задать вопросы группе.

Группа 1. Жилища древних греков.

Задание: рассмотреть жилище и обустройство дома жителей полиса. На основании этого необходимо сделать выводы о положении населения в Афинах.

Группа 2. Одежда древних греков.

Задание: Рассмотреть виды типичной мужской и женской одежды.

Группа 3. Трапеза и еда древних греков

Задание: вспомнить основные занятия афинян и составить меню гражданина полиса

Группа 4. Быт женщины

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей.

Задание: изучить материалы и раскрыть положение женщины в Древней Греции.

Физкультминутка

Каждая группа формулирует свою задачу.

Используют заранее подготовленные (презентации, видео, рисунки), раздаточные материалы, документы.

Задают вопросы.

Учащиеся изучают материалы, на основании этого заполняют задание, данное для группы. (на 2 изображениях жилищ зажиточного гражданина полиса и бедняка отметить основные термины).

Учащиеся изучают материалы, на основании этого создают мужской и женский образ (для этого дана ткань).

После презентации своей деятельности, учащиеся должны сформулировать вывод об особенностях одежды афинян и ее связь с природно-климатическими условиями.

Представление меню и трапезы древнего афинянина. Учащиеся форму-лируют вывод: взаимосвязь рацио-на греков с природно-клима-тическими условия-ми и их занятиями.

Рассмотрение, анализ материала, составление презен-тации – сценка между мужчиной и женщиной

После выступления учащиеся формули-руют вывод: роль женщины - домашний очаг и воспитание детей, ограничение в гражданских правах.

После представления работы группы, учащиеся должны сформулировать вывод об особенностях одежды афинян и ее связь с природно-климатическими условиями.

V. Применение новых знаний.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

анализ и обобщение, умение делать выводы;

Регулятивные:

принятие учебной задачи, в сотрудничестве с учителем и классом находят решение учебной задачи

Личностные:

осознание своих эмоций;

освоение новых социальных ролей и правил

Предлагает учащимся выполнить тест.

Учащиеся выполняют тест к п.32 «Жизнь в греческом городе» в электронном приложении 1С. История Древнего мира, 5 кл. к учебнику «История. Древний мир., которое установлено на компьютерах. Данный тест является завершающим контролем, по итогам которого каждый из учащихся получает оценку. После подведения итогов, учащиеся приходят к выводу, повседневная жизнь греков имеет свои особенности и отличается от современной.

VI. Рефлексия. Выставление отметок

Метапредметные УУД

Регулятивные:

оценка степени и способов достижения цели, нахождение и исправление ошибок;

Личностные:

осознание своих эмоций, аргументированная оценка своей деятельности

По окончании выступлений всех групп предлагает оценить работу в оценочном листе.

Просит выборочно некоторых учащихся прокомментировать выставленные отметки.

Что узнали нового?

Что особенно удивило?

Давайте вспомним цель нашего урока, удалось ли группам выполнить задания в соответствии с целью?

Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?

Какие ошибки допустили?

Благодарит за работу на уроке. Дает свою оценку выполненной за урок работе.

Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки (по

критериям, данным в начале урока). В итоге каждый ученик получает отметку за работу на уроке

VII. Информация о домашнее задание

 

§ 32, вопросы 1-2, повышенный и средний уровень - задание 3 в рабочем листе; базовый уровень рабочий лист задание 1, По желанию вопросы 3,4, рабочий лист задание 4

Записывают домашнее задание.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

"Повседневная жизнь древних греков" - история, презентации

Урок всемирной истории 5 класс Повседневная жизнь древних греков

Урок всемирной истории 5 класс

Повседневная жизнь древних греков

Цель урока: определить особенности повседневной жизни древних греков Задачи урока:

Цель урока: определить особенности повседневной жизни древних греков

Задачи урока:

  • Изучить особенности строительства общественных зданий и повседневного жилища;
  • Узнать особенности древнегреческого костюма;
  • Изучить особенности питания в Древней Греции.
Элементы повседневной жизни Древней Греции 2. Внешний вид древних греков 3. Питание древних греков 1. Жилище древних греков

Элементы повседневной жизни Древней Греции

2. Внешний

вид древних греков

3. Питание древних

греков

1. Жилище древних греков

Особенности жилища древних греков

Особенности жилища древних греков

  • Наличие внутреннего дворика.
  • Наличие мужской и женской части в доме.
  • Использование при строительстве кирпича-сырца.
  • Жильё древних греков имело стандартную квадратную форму
  • Окна располагались только с внутренней стороны дома и выходили во дворик.
Сравним повседневное жилище греков и посещаемые ими общественные здания

Сравним повседневное жилище греков и посещаемые ими общественные здания

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции» Вопросы для сравнения Повседневное жилище Общественные сооружения

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции»

Вопросы для сравнения

Повседневное жилище

Общественные сооружения

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции» Вопросы для сравнения Повседневное жилище 1. Размеры зданий 2. Используемый строительный материал 3. Внутренний и внешний декор Общественные сооружения

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции»

Вопросы для сравнения

Повседневное жилище

1. Размеры зданий

2. Используемый строительный материал

3. Внутренний и внешний декор

Общественные сооружения

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции» Вопросы для сравнения Повседневное жилище 1. Размеры зданий 2. Используемый строительный материал 3. Внутренний и внешний декор Общественные сооружения 1. Маленькие или средние размеры жилища 2. Кирпич — сырец 3.Наличие внутреннего дворика, неприхотливость в декоре. 1. Огромные размеры 2. Камень 3. Использование в декоре статуй, колонн

Сравнительная таблица «Особенности строительства в Древней Греции»

Вопросы для сравнения

Повседневное жилище

1. Размеры зданий

2. Используемый строительный материал

3. Внутренний и внешний декор

Общественные сооружения

1. Маленькие или средние размеры жилища

2. Кирпич — сырец

3.Наличие внутреннего дворика, неприхотливость в декоре.

1. Огромные размеры

2. Камень

3. Использование в декоре статуй, колонн

Общественные здания в Греции строили на века, а повседневное жилище выступало в качестве временного пристанища для древнего грека.

Общественные здания в Греции строили на века, а повседневное жилище выступало в качестве временного пристанища для древнего грека.

Внешний вид жителей Древней Греции

Внешний вид жителей Древней Греции

  • Одежда греческих мужчин
Внешний вид древних гречанок

Внешний вид древних гречанок

Элементы гардероба Хитон Гиматий Хламис Стола

Элементы гардероба

Хитон

Гиматий

Хламис

Стола

А теперь перевоплотимся и мы в Древних греков.

А теперь перевоплотимся и мы в Древних греков.

В повседневной жизни греки пользовались следующим правилом: « В одежде старайся быть изящным но не щёголем; признак изящества – приличие, признак щегольства – излишество.» Сократ.

В повседневной жизни греки пользовались следующим правилом:

« В одежде старайся быть изящным но не щёголем; признак изящества – приличие, признак щегольства – излишество.»

Сократ.

Прически в Древней Греции

Прически в Древней Греции

Прически Древней Греции

Прически Древней Греции

Питание в жизни древних греков «Человек который ест в одиночку, просто-напросто наполняет свой бурдюк под названием желудок.» Платон

Питание в жизни древних греков

«Человек который ест в одиночку, просто-напросто наполняет свой бурдюк под названием желудок.»

Платон

Отношение к пище спартанцев и афинских граждан «Однажды спартанец зашёл в корчму и попросил хозяина поджарить ему рыбу. Владелец корчмы отметил, что для рыбы нужны ещё масло и хлеб. На замечание хозяина спартанец ответил: «Будь у меня хлеб и масло — стал бы я связываться с этой рыбой?!!!» Греческий анекдот «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Сократ

Отношение к пище спартанцев и афинских граждан

«Однажды спартанец зашёл в корчму и попросил хозяина

поджарить ему рыбу. Владелец корчмы

отметил, что для рыбы нужны ещё масло и хлеб.

На замечание хозяина спартанец ответил:

«Будь у меня хлеб и масло — стал бы я

связываться с этой рыбой?!!!»

Греческий анекдот

«Нужно есть, чтобы жить, а не жить,

чтобы есть»

Сократ

Высказывания греков по вопросам кулинарии «Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питье. Пифагор

Высказывания греков по вопросам кулинарии

  • «Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питье.

Пифагор

Сократ советовал избегать тех кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода. Лучшая приправа к пище — голод.
  • Сократ советовал избегать тех кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода.
  • Лучшая приправа к пище — голод.

Сократ

Человеку, спросившему в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то, когда захочешь, если беден, то, когда сможешь».
  • Человеку, спросившему в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то, когда захочешь, если беден, то, когда сможешь».

Диоген

Спартанский царь Леонид приказал своим воинам завтракать, объявив, что обедать они будут уже в царстве Аида.

Спартанский царь Леонид приказал своим воинам завтракать, объявив, что обедать они будут уже в царстве Аида.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

kopilkaurokov.ru

«Урок «Повседневная жизнь древних греков»

41 6 класс Дата ____________Тема урока: Повседневная жизнь древних греков.Цель: познакомить учащихся с жизнью греческого общества; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, формировать несложные выводы, обобщать отдельные факты. Тип урока: комбинированный_____________________Ход урока_________________________________Организационный момент.Изучение новой темы.1.Одежда.На уроке мы должны, выяснить: какая повседневная жизнь была у греков, и что для них являлось главным, чему они уделяли большое внимание.

Какую одежду вы носите?Древние греки носили простую одежду, которая не стесняла движений тела и соответствовала жаркому климату. Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, эту работу выполняли слуги.Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи. Как вы думаете, почему?Одежда состояла из нижней и верхней одежды.Нижняя одежда называлась хитон (одежда из одного или 2 кусков ткани)скрепленных на плечах и на талии поясом. Длина хитона зависела от возраста его владельца: молодежь короткий, пожилые длинный хитон.Сверху надевали плащ – гиматий (из прямоугольного куска ткани).

В Спарте мужчины носили только плащ – гиматий.

Вспомните историю Спарты.Как вы думаете почему?

Женщины также носили хитон, скрепленный на плечах двумя небольшими застежками – фибулами и поясом на талии.Также носили шляпы, на ногах сандалии. Мех не носили, считая его отличительным признаком дикарей.

На доске у нас «Дерево знаний». Давайте на дерево прикрепим новые листочки – слова, которые мы сегодня узнали ( хитон, гиматий, фибула)

Жилище. Что вы обычно делаете в выходные дни?

- Греки были общительные, с удовольствием ходили на рынок, в театр, на собрании. Однако их домашняя жизнь была скрыта за стенами их дома.Какие комнаты есть у вас в ваших домах, квартирах? - Также и у греков в домах были ванные комнаты, канализация, водопровод.Найдите в учебнике на странице 166, что располагалось у дома греков?У богатых дома были шикарные с множеством комнат, бассейнами, с садами. Но большинство жителей ютились в крохотных домишках из двух комнат.Задание: найди греческий дом. Почему вы сделали такой выбор? Докажите свою правоту.

3.ЕдаСколько раз вы в день едите? И что вы едите?Греки обычно принимали пищу два раза: в полдень и на закате солнца.В обычные дни питались в основном овощами. В праздники ели рыбу, птицу, вина, фрукты, хлеб.

Давайте представим себе греческий пир.Как вы думаете, что давало море грекам?Какие продукты давало разведение скота?А какие продукты земледелие?Задание: Составьте меню греческого пира. Найдите в тексте учебника на странице 168, чем развлекали гостей на пиру?

4.Семья

Из каких членов семьи состоят ваши семьи? Какие обязанности у членов вашей семьи?Точно также и у греков.Большую часть свободного времени грек проводил вне дома, он воевал, торговал, участвовал в заседаниях собрания.Женщина подчинялась мужу, на ней лежала ответственность за ведение домашнего хозяйства: она руководила рабынями, пряла, ткала, воспитывала детей.Девочек обучали дома: читать, писать, ведению домоводства, ткачеству.Мальчики воспитывались матерью до 7 лет, а потом передавались под надзор педагогу – раба или рабыни, которые сопровождали мальчика в школу и следили за его поведением на улице.

Какое значение имеет современное слово педагог?

schoolfiles.net