1. Природа Древней Месопотамии Природа Древней Месопотамии. Природа древней месопотамии
Глава I. Древняя Месопотамия
Стр 1 из 17Следующая ⇒
Природа
Несколько тысячелетий назад Персидский залив вдавался в сушу намного дальше, чем в настоящее время. Однако постепенно наносы Тигра, Евфрата и других рек, теперь уже высохших, заполнили громадную котловину между Сирийской пустыней на западе и Иранским нагорьем на востоке. Благодаря этому образовались земли Южного Междуречья, или Месопотамии (так называли область эту греки), заболоченные, заросшие дикими растениями и безлюдные.
Позже на этих неприветливых землях появились первые поселенцы. Но не по доброй воле пришли они сюда – воинственные кочевые племена вынудили их искать убежище в долинах рек Месопотамии.
Северная часть Месопотамии, которую в древности называли Ассирией, представляет собой гористую местность, орошаемую обильными дождями. Ее южная часть, называвшаяся некогда Вавилонией (в Библии – Сеннааром), – болотистая низменность, почвы которой образованы речными наносами. Тигр и Евфрат разливаются с марта – апреля. (Тигр в середине марта и в июне уже входит в свои берега, Евфрат – с апреля по сентябрь.) Под Месопотамией, в узком смысле слова, подразумевают область, расположенную между Тигром и Евфратом (примерно от Мосула до Багдада), а в более широком смысле – территорию от предгорий Армении до Персидского залива, с одной стороны, и от крутых склонов сирийских и аравийских гор до устья Тигра и Евфрата – с другой.
На севере Месопотамии разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обоим берегам рек. Большая часть речной долины засушлива, зато в низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много. Она застаивается, образуя обширные гнилые болота.
Летом в Южной Месопотамии стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди, и после них равнина покрывается растительностью. Но снова приходит лето с суховеями, и цветущий луг превращается в пустыню.
Нелегко было жить в такой стране. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, рыть каналы, сооружать запасные резервуары. В низовьях приходилось осушать болота, чтобы превратить долину в цветущую страну.
Хлеб снимали дважды (как и в современном Ираке): в апреле – мае и сентябре – октябре.
Урожай в Северной Месопотамии зависел от дождей. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь – небесный поток». Бог Адад считался у ассирийцев небесным владыкой, который посылал на землю дожди; не случайно в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада».
Вавилония, расположенная на юге Месопотамии, когда‑то превосходила плодородием даже Египет. По рассказам греческого историка Геродота, урожай хлебов бывал сам 200‑300. Колосья пшеницы и ячменя достигали часто ширины в четыре пальца, просо и кунжут – величины дерева (из семян кунжута вавилоняне выжимали масло). Большинство пальм приносило плоды, из которых пекли хлеб и приготовляли вино.
Горы, окаймлявшие с востока, севера и запада Ассирию, частично покрывали леса. Здесь водилось много диких зверей и птиц. С давних времен добывались различные сорта камня (базальт, алебастр, диорит, известняк и др.). В районе современных городов, Мосул и Ана, имелись залежи мрамора, разрабатывающиеся и поныне. Горные районы были богаты полезными ископаемыми (медь, свинец, серебро, железо).
На равнинах Ассирии водились львы, слоны, леопарды, дикие ослы и лошади, кабаны, а в горах – медведи и лани. Теперь почти все эти виды животных исчезли, а когда‑то охота на львов и леопардов была любимым развлечением ассирийских царей.
Бассейн Тигра и Евфрата занимает площадь 71 тыс. кв. км, из которых на долю Тигра приходится 37,5 тыс., а на долю Евфрата – 33,5 тыс. кв. км, хотя длина Евфрата составляет 2770 км, а Тигра – лишь 1950 км.
Евфрат берет начало на Армянском нагорье, недалеко от оз. Ван. Здесь сливаются два его истока – Западный и Восточный (их ассирийские названия – Арсанис и Арацани, турецкие – Карасу и Мурат).
Он несет свои воды с востока на запад, извиваясь между горами. Пройдя более 450 км, Евфрат круто поворачивает на юг, а затем на запад, потом снова на юг. Здесь, недалеко от его долины, начинается Тигр. Он течет с противоположного Евфрату склона гор и проходит вблизи оз. Ван, от которого ушел Евфрат. Тигр превосходит своего близнеца быстротой течения, за что арабы и прозвали его стрелой. Он несет вдвое больше воды, так как принимает с левой стороны много ручьев и рек, стекающих с гор Западного Ирана. Встречая на пути горные цепи, Тигр поворачивает на юг, к Персидскому заливу.
Евфрат уходит от Тигра почти на 400 км. Между ними расположилась целая горная страна, раскинулись степи, покрытые зеленым ковром. Совсем немного осталось Евфрату до Средиземного моря, но дорогу ему загораживает Антиливан, и река вновь поворачивает на юг, а потом на юго‑восток, навстречу Тигру. Так, разделившись в начале, обе реки опять сближаются и несут свои воды рядом.
В древности они впадали в Нижнее море[2]раздельно, а в настоящее время сливаются в единый поток, носящий название Шатт‑эль‑Араб, протяженность которого 187 км. Он протекает по территории, бывшей когда‑то морским дном.
У обеих рек‑близнецов имеются притоки. В Евфрат вливаются Балих и Хабур – слева и небольшая река Саджур – справа. В Тигр – Верхний и Нижний Заб, Дияла (по‑ассирийски – Тура‑ту) и другие реки.
Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение. Отсюда шли знаменитые караванные пути: на юг по Тигру – к Персидскому заливу; на восток по долинам рек – на Иранское плоскогорье; на север – через горные проходы в районе трех великих озер – Севан, Ван и Урмия – в Закавказье; на северо‑запад по Тигру – к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывался путь на запад к торговым городам Сирии и финикийского побережья.
Благодаря оросительным сооружениям всю местность вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата некогда покрывали сады и пашни. Ныне эти каналы разрушены и засыпаны песком. Даже в наши дни археологи находят остатки древних оросительных систем, о которых упоминал еще Геродот. Ежегодно повторявшиеся разливы Тигра способствовали образованию в этом районе озер. Одно из них, Джезаир‑Мунтефик, тянется на несколько километров вдоль реки. Топи Хсур‑Амара переходят далее в болото Абур‑Азам, занимающее на восток от Тигра почти все огромное пространство от р. Керки до Амары. Здесь встречается множество уток, цапель и другой болотной птицы.
Из растений попадаются группы финиковых пальм, чередующиеся с зарослями тростника. Многие пальмы растут прямо в воде. По арабской поговорке, финиковая пальма должна иметь «ноги в воде, а голову – в огне». Высота отдельных деревьев достигает 20 м, толщина ствола доходит до метра. Продолжительность жизни пальмы около 100 лет. На севере Месопотамии финики не успевали созревать и пальмы оставались лишь декоративными растениями.
Болотистую часть долины Тигра и Евфрата покрывали заросли тростника, которые образовывали густые джунгли. Тростник заменял местным жителям дрова: им отапливали жилища; смешанный с глиной, он использовался для строительства домов, укрепления берегов каналов и т. д.
Другим природным богатством этой долины была глина. Из глины или кирпичей в Месопотамии строили жилища, начиная от хижин бедняков и кончая дворцами и храмами. Из глины же изготовлялись таблички для письма и другие изделия. Глина была настолько распространена в Месопотамии, что, согласно шумерским мифам, бог Энки создал из нее первого человека.
Население Южной Месопотамии
Известно, что человеческое общество в различных странах развивалось неравномерно. Это в значительной мере зависело от естественных условий, от окружающей среды. Там, где природа предоставляла человеку возможность существования, зарождались древнейшие цивилизации. В Северо‑Восточной Африке их колыбелью была долина Нила, а в Передней Азии – долина рек Тигра и Евфрата, т. е. Месопотамия.
Во времена древнекаменного века (палеолита) долина Тигра и Евфрата была покрыта болотами и необитаема. Однако в горах Загра (в районе Шанидара и др.), отделяющих ее от Иранского плоскогорья, жили неандертальцы.
В эпоху новокаменного века (неолита) и меднокаменного (энеолита) Месопотамия была уже заселена. Древнейшими известными нам жителями южной части страны были шумеры . Северные их соседи – семитские племена – получили в дальнейшем название аккадцев [3].
Ученые считают началом шумерского проникновения в Южную Месопотамию конец IV тысячелетия до н. э. Очевидно, шумеры переселялись сюда не одновременно, а занимали новые области постепенно.
С течением времени люди научились сооружать каналы и дамбы, осваивать пустынные земли и превращать их в плодородные.
Осваивая Месопотамию, шумеры, чтобы уберечься от разрушительных наводнений, строили свои города и храмы на искусственных холмах. Чтобы вода не застаивалась, рыли каналы вокруг городов, через которые отводили воду в искусственные озера. Упорный, изнуряющий труд десятков поколений превратил Месопотамию в цветущую страну. Эти места, где всегда журчала благословенная вода и где почва отличалась исключительным плодородием, стали колыбелью шумерской цивилизации.
Основным занятием шумеров было земледелие. Как и в Египте, земля возделывалась в основном свободными крестьянами‑общинниками. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были ячмень, пшеница, кунжут, лен. Сельские общины облагались натуральным налогом, обычно в размере десятой части урожая (десятина), который шел в царские амбары.
В царских и храмовых хозяйствах, где использовался главным образом подневольный труд, преобладали садово‑огородные культуры. Развивалось там и скотоводство.
Плодородие почвы давало возможность получать прибавочный продукт. Однако, чтобы успешно использовать природные ресурсы, необходимо было осушать болота, орошать поля, до которых не доходила вода во время разлива. Все эти работы производились на первых порах силами сельских общин. Более зажиточные общинники посылали на тяжелые земляные работы своих рабов. В дальнейшем организаторами строительства ирригационных и других сооружений становятся храмы.
Документы из знаменитого архива храма богини Бау в шумерском городе Лагаше, относящиеся к 2600‑2000 гг. до н. э., свидетельствуют о том, что в этот период храмы были средоточием политической, экономической и культурной жизни Шумера и что они владели большей частью земли. Жрецы руководили внешней и внутренней политикой городов‑государств. Религия стала мощным оружием в руках городской верхушки в ее борьбе за упрочение своей власти.
Тысячи храмовых работников (свободные и рабы) сооружали крупные каналы и водохранилища. В храмах накапливались большие запасы продовольствия, разоряющиеся мелкие землевладельцы, пользуясь ссудами из этих запасов, попадали в зависимость от храмов и нередко превращались в рабов.
Храмовое хозяйство обычно возглавляли правители городов‑государств, которые и организовывали обмен различными товарами с соседними царствами, где приобретали рабов, металл, лес, камень.
На юге Шумера находился г. Эреду, где почитался бог моря Энки (семит. Эа), к северо‑востоку от него – Ур, где поклонялись богу луны Наннару (семит. Сину). К северу от Ура располагались Урук, где почитались бог небес Аи (семит. Ану) и богиня любви Инана (семит. Иштар), а также Ларса, Лагаш, Шуруппак, откуда, согласно древней легенде, происходил Ут‑напиштим, герой вавилонского мифа о потопе. Наконец, еще севернее находился г. Ниппур с центральным святилищем всего Шумера.
Города‑государства шумеров непрерывно враждовали между собой, главным образом за источники воды. Если вода на поля не поступала – это грозило гибелью посевам и создавало угрозу голодной смерти для тысяч людей.
Примерно с середины III тысячелетия до н. э. благодаря обнаруженным позднее спискам царских династий нам становятся известны имена правителей Шумера.
К этому периоду в Шумере последовательно сменили друг друга три культуры, различавшиеся особыми памятниками материальной культуры, различными техническими и художественными приемами. Культуры эти названы по имени тех мест в Месопотамии, где впервые обнаружены их следы.
Древнейшие народы, населявшие Месопотамскую низменность, жили в энеолите. Их характерные и очень красивые кремневые орудия, гончарные, а также небольшое количество медных изделий впервые обнаружены под холмом Эль‑Обейд, расположенным близ древнего Ура. Поэтому, где бы потом ни находили изделия и орудия такого типа, будь то в Северном Ираке или даже в Сирии, их относят к культуре Эль‑Обейда (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Вопрос о том, была ли культура Эль‑Обейда дошумерской или протошумерской, остается еще не решенным.
Культура следующей группы – Урука. Народ, создавший ее, умел обрабатывать металл, воздвигать здания из кирпича; ему был также известен гончарный круг.
Следы культуры последней племенной группы обнаружены около Вавилона под холмом Джемдет‑Наср (2800‑2700 гг. до н. э.) близ древнего Киша.
В урукский и джемдет‑насрский периоды появились зачатки письменности на глиняных табличках. Ее дальнейшее развитие было связано с необходимостью учета продукции храмовых хозяйств, а также с ростом внутренней и внешней торговли.
По физическому типу шумеры отличались от семитов. Вот облик шумеров: голова и лицо круглые, большие глаза и большой прямой нос, борода и усы сбриты, у лиц жреческого достоинства голова всегда бритая. Шумеры были склонны к полноте, приземисты, с короткой шеей.
Велики были и культурные достижения шумеров. Они создали изумительные произведения художественной литературы, в том числе ранние версии легенд о герое Гильгамеше, которые позднее были переработаны в одно из самых древних на земном шаре поэтическое произведение.
До нас дошли такие шедевры шумерского изобразительного искусства, как диоритовые статуи Гудеи, правителя Лагаша (XXII в. до н. э.), и др.
Значительны были также научные достижения шумеров, особенно в области математики. Созданную ими шестидесятиричную систему исчисления восприняли вавилоняне и ассирийцы; отчасти она сохранилась до нашего времени (в принятом делении часа на 60 минут и минуты – на 60 секунд, а также в делении круга на 360 градусов).
Многие другие ценности шумерской цивилизации были впоследствии заимствованы кроме вавилонян и ассирийцев и другими народами: халдеями и арамеями, населявшими долину Месопотамии в последующие века; от этих народов они перешли к грекам и римлянам, персам и арабам и стали достоянием культуры почти всего человечества. Многие мифы, легенды и предания, бытовавшие и кое‑где еще бытующие и сейчас у самых разных народов, восходят к шумерам. Это относится, в частности, к библейским сказаниям (о сотворении женщины из ребра Адама, о грехопадении, о потопе). Таким образом, критическое изучение библейской традиции невозможно без учета шумерской мифологии.
Вопрос о роли шумеров в формировании вавилонской культуры вызывал на первых порах большие споры. В настоящее время установлено, что Шумер был основой и источником этой культуры. Подобную точку зрения высказал и подробно обосновал английский ученый Кинг, а позднее – американский шумеролог С. Н. Крамер. Большой вклад в изучение шумерской цивилизации внесли советские исследователи (акад. В, В. Струве, В. К. Шилейко, И. М. Дьяконов и др.).
Почти одновременно с шумерами в Месопотамии поселились степные кочевники – аккадцы , пришедшие, видимо, из Аравии. Они проникли (вероятно, через Палестину и Сирию) в центральную часть долины Тигра и Евфрата, где вскоре осели и перешли к земледелию.
Главное поселение аккадцы основали на самом севере Южной Месопотамии, недалеко от теперешнего Багдада. Это был Аккад, по имени которого назывался до возвышения Вавилона весь север Южной Месопотамии.
Аккадцы внешне отличались от шумеров. Это были высокие, стройные люди, с длинными волосами; мужчины – с черными курчавыми бородами, обрамлявшими продолговатые лица. Их язык принадлежал к числу семитских, т. е. был родствен древнееврейскому, финикийскому и арабскому. Древние семиты напоминали современных арабов. Между семитскими племенами в центре Месопотамии и шумерскими на юге несколько веков шла упорная борьба за господство в стране.
Примерно с середины III тысячелетия до н. э. аккадцы утверждаются в крупнейшем центре Северного Шумера – Кише. Царь их носил явно семитское имя – Энби‑Астар. Однако вскоре аккадский Киш подвергся разгрому; скорее всего, главную роль здесь сыграл Урук – крупный центр шумерского юга.
Читайте также:
lektsia.com
3. ПРИРОДА ДВУРЕЧЬЯ.. Вавилон - реферат
Похожие главы из других работ:
Бытие культуры
2. Культура и природа
Проблема отношений между природой и культурой, с учетом того, что последнюю именуют второй природой, кажется простой, но является чрезвычайно сложной. Создав вторую природу, человек не только не отказался от первой, но и не мог этого сделать...
Взаимосвязь человека и культуры
1.1 Природа человека
Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах...
Искусство Месопотамии
2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура
Предыстория Двуречья датируется серединой VII тысячелетия до н.э. На протяжении трех тысячелетий происходили огромные общественные перемены, в процессе которых собиратели пищи поднялись до уровня ее производителей, т.е...
История развития культуры
1. Культура и природа
Противоречия во взаимоотношениях общества и природы во второй половине XX столетия стали угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение озонового экрана, кислотные дожди...
Культура древнего Двуречья
1. Письменность древнего Двуречья
Еще в 1925 г. в раскопках Джемдет-Наср, ведущую роль в которой сыграл г. Урук именно там впервые были обнаружены ранние письменные документы, которые были открыты в т.н. IV слое Урука. Пиктографическое письмо развивалось в Египте...
Культура древнего Двуречья
2. Литература древнего Двуречья
Наиболее известным произведением древнего Двуречья является миф о Гильгамеше. Песни о Гильгамеше складывались, начиная с чрезвычайно ранних времен. Некоторые из них дошли до нас записанными на очень ранних глиняных таблетках, и эти записи...
Культура и ответственность человека в хозяйственной деятельности
Задание № 1. Культура и природа
"Хозяйственно-культурный тип" -- комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях...
Культура і природа
2. Культура як друга «природа»
Характеристика феномену культури беде неповною, якщо не зясувати співвідношення природного і культурного. Одне з перших формулювань, яке виражає специфіку культури, звучало так: «cultura contra natura». Іншими словами...
Место и роль искусства в жизни общества
1.3 Природа художественного образа
Художественный образ - то новое, чего не было в природе. "В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Важнейшей чертой художественного образа является то...
Натюрморт
2.2 Природа света и цвета
Свет является одной из форм электромагнитной энергии, которая возникает в большинстве случаев под действием высоких температур. Воспринимаемая глазом лучистая энергия состоит из ряда излучений...
Разработка колористического решения коллекции одежды в морском стиле с раскрытием теории цветовых гармоний Й. Иттона
1.1 Физическая природа цвета
Цвет - явление достаточно объёмное и весьма сложное. Готовя материал к публикации, мне пришлось ознакомиться с множеством различных теорий, таблиц, цветовых кругов и понять что вопрос этот неоднозначный...
Сильвестр Щедрин
а. Природа Италии
Главной же темой Щедрина была природа Италии, где этот рано умерший художник провел почти всю свою творческую жизнь...
Сильвестр Щедрин
а. Реальная природа
В основе классического пейзажа конца XVIII - начала XIX века лежала реальная природа, но точное ее воспроизведение на полотне не допускалось, так как она считалась грубой, далеко несовершенной, недостойной истинно "высокого" произведения искусства...
Специфика актерского искусства
б) Природа актерского искусства
На протяжении по крайней мере двух столетий борются между собой два противоположных взгляда на природу актерского искусства. В один период побеждает одна, в другой - другая точка зрения. Но побежденная сторона никогда не сдается окончательно...
Феномен культуры
Культура и природа.
Характеристика феномена культуры является неполной без выяснения соотнесенности природного и культурного. Аналитические исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, надприродна, ее нельзя свести к природному...
cult.bobrodobro.ru
1. Природа Древней Месопотамии Природа Древней Месопотамии
1. Природа Древней Месопотамии
1. Природа Древней Месопотамии
2. Занятия жителей Междуречья
3. Шумер – древнейшая цивилизация
Государство – это страна, имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами.
Государство – это страна, имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами.
В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры.
В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры.
Шумеры строили каналы, с помощью которых осушали участки, затоплявшиеся во время разлива рек.
Воду они сохраняли в водохранилищах и орошали ею поля во время засухи.
Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами из глины, ширина которых была такой, что можно было проехать в огромной повозке.
Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш.
Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш.
В борьбе за первенство между городами победителем вышел город – ВАВИЛОН во 2 тыс.д.н.э.
Ученые обнаружили, что в городе храмов, алтарей, святилищ там было около 2 тысяч. Самое высокое, гигантское строение называлось «Дом основания неба и земли». 7 ступенями оно поднималось к небу. С высоты Дома горизонт казался кругом. По куполу неба солнце восходит и заходит в Царство мертвых. Великих планет они выделяли 7, считая, что каждая управляет одним из 7 дней недели и влияет на жизнь людей. Эта башня была разрушена в период македонских завоеваний.
Ученые обнаружили, что в городе храмов, алтарей, святилищ там было около 2 тысяч. Самое высокое, гигантское строение называлось «Дом основания неба и земли». 7 ступенями оно поднималось к небу. С высоты Дома горизонт казался кругом. По куполу неба солнце восходит и заходит в Царство мертвых. Великих планет они выделяли 7, считая, что каждая управляет одним из 7 дней недели и влияет на жизнь людей. Эта башня была разрушена в период македонских завоеваний.
Этот храм-башня – ЗИККУРАТ.
Бог Солнца – Шамаш.
Бог Солнца – Шамаш.
Бог Луны – Син.
Бог воды – Эа.
Богиня плодородия и любви – Иштар.
Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?
Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?
Почему египтяне, впервые увидев реки Тигр и Евфрат, были удивлены этими реками?
Почему египтяне называли их «неправильными» реками?
Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?
rpp.nashaucheba.ru
Природа и цивилизации Месопотамии (Междуречья, Двуречья)
Природа
К северо-востоку от Египта текут к Персидскому заливу две великие азиатские реки — Тигр и Евфрат. Страна, что лежит между ними, называется Месопотамия (Междуречье). Примерно на середине своего пути Тигр и Евфрат сближаются, а затем вновь расходятся, окаймляя широкую низменность — Южное Междуречье.
Весной, когда в горах тает снег, реки разливаются и, подобно Нилу, оставляют на равнине наносы плодородного ила. Но, в отличие от Нила, Тигр и Евфрат разливались бурно, случались наводнения, приносившие большой вред людям.
После спада воды наступает нестерпимая жара — до 50 градусов в тени. В низинах образуются болота, на возвышенностях земля превращается в корку, покрытую трещинами. Нет в Междуречье ни металлов, ни камня, ни строительного леса. Глина, тростник и финиковая пальма — главные богатства страны. Глина была строительным материалом, из тростника плели циновки, строили лодки и хижины. Из плодов финиковой пальмы делали вино, сахар. Косточки фиников сжигали в кузницах как топливо, размалывали на корм скоту. Из волокон пальмы изготовляли ткани. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Шумерская девушка. Древняя статуэтка
Цивилизации
Междуречье стало родиной нескольких знаменитых древневосточных цивилизаций — Шумера, Вавилонии, Ассирии. Древнейшей была цивилизация Шумера, возникшая за 3 тысячи лет до н.э. Судя по сохранившимся древним статуям и рельефам, шумеры были крепкими, невысокими людьми с большими глазами и длинными, прямыми носами. Откуда они пришли в Междуречье, остаётся загадкой.
Вероятно, их вытеснили на эти земли соседние племена. Трудолюбивые земледельцы-шумеры постепенно превратили унылую и малоприспособленную для жизни равнину в цветущий сад, изрезанный дамбами и каналами. Развиты были в Шумере и скотоводство, и различные ремёсла — гончарное, ткацкое, кожевенное, ювелирное. Шумеры также занимались рыболовством, были опытными кораблестроителями.
Вопросы по этому материалу:
Расскажите о климате и природе Междуречья.
doklad-referat.ru
1-й урок. Природа и население Южной Месопотамии. Возникновение классов и государств в Междуречье
1-й урок.
Цель урока: 1) ознакомив учащихся с природными условиями Междуречья, отметить их своеобразие. На этой основе углубить и закрепить понимание связи между природой и занятиями населения и показать, как труд человека преобразует природу; 2) показать, что государства в Междуречье возникли в силу тех же причин, что и в Египте.
Оборудование урока: карта полушарий и историческая карта «Древний Восток».
На этом уроке опрос не проводится, так как ему предшествовал повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».
План изложения нового материала.
1. Природа Южного Междуречья.
2. Население и его занятия в Южном Междуречье.
3. Возникновение классов и образование государства.
Свой рассказ учитель начинает с напоминания о походах Тутмоса III в Сирию. Учащиеся называют большую реку, которой достигло египетское войско во время одного из походов на восток. На карте полушарий учитель показывает реки Евфрат и Тигр и объясняет название Междуречье или Месопотамия; так назвали долину между двумя реками древние греки, от которых европейцы впервые узнали об этой стране. Учащиеся показывают, как проехать в Междуречье из Египта и из СССР. Это позволит им уточнить географическое положение изучаемой страны. В настоящее время Междуречье входит в состав двух государств: Ирака и Ирана. Чтобы создать у учащихся представление о современной Месопотамии, можно прочитать вступление к статье «Между Тигром и Евфратом» (в Книге для чтения «Древний Восток», стр. 91).
Учебник дает учителю достаточно материала для красочного рассказа и природе Южной Месопотамии. Можно предложить учащимся самим прочесть этот абзац (стр. 37) и, несколько уточнив его, составить на доске календарь природы Южного Междуречья (столбиком или круговой диаграммой):
Зима — проливные дожди.Весна и лето (с марта по сентябрь) —разлив рек.Осень—сильная жара.
Рассказ можно дополнить кратким изложением легенды о потопе (см. Книгу для чтения «Древний Восток», стр. 130—131). Учитель отмечает в ней, наряду со сказочными элементами, элементы правды, реализма.
Как только кончался период дождей, начинался разлив рек; он длился с марта до сентября. Благодаря речным наносам почва Южной Месопотамии была очень плодородной, что способствовало раннему ее заселению.
Так же, как и в Египте, население в Южном Междуречье появилось около 10 тысяч лет назад. Эта дата отмечается на линии времени. Древние обитатели долины Тигра и Евфрата были крепкими малорослыми людьми с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Познакомившись с природными условиями в Южном Междуречье, учащиеся сами укажут на сельское хозяйство как на основное занятие населения страны. Плодородная почва позволяла собирать богатые урожаи два раза в год (одно посеянное зерно иногда приносило до ста зерен).
Много интересного материала о занятиях жителей учитель найдет в Книге для чтения «Древний Восток» (статья «Между Тигром и Ефратом»), например о значении финиковой пальмы, о водных сооружениях и др.
При полном отсутствии в Южном Междуречье леса и полезных ископаемых строительным материалом были только тростник и глина. Из глины делали дома, посуду, бочки, трубы; глиной обмазывали тростниковые ведра для поливки полей, даже писали на глиняных табличках.
Уже в III тысячелетии в Южном Междуречье хорошо были развиты ремесла и торговля. Потребность в привозных металлах, дереве и другом сырье вызвала необходимость обмена с соседними странами. А отсутствие гор, окружающих долину, и наличие судоходных рек сделали возможным раннее возникновение торговли.
Для закрепления материала учащимся предлагается показать по карте Евфрат и Тигр, Северное и Южное Междуречье, сравнить природные условия Южного Междуречья и Египта, перечислив, что в них сходного и что отличного, повторить рассказанное им о населении Южного Междуречья и о его занятиях.
Много общего отметили учащиеся в природных условиях и занятиях жителей Южного Междуречья и Египта. Много сходного было и в древней истории этих двух стран.
Учащиеся вспоминают, каким общественным строем жило древнейшее население в Египте, и перечисляют основные черты первобытнообщинного строя. В Междуречье тоже люди жили сначала родовыми общинами, которые стали разрушаться тем же путем. Продолжая беседу, учитель спрашивает: на какие классы впервые распалось родовое общество? Как шло обогащение семей старейшин и вождей?
Недостаток земли вынуждал крестьянина брать землю у богача в аренду (временное пользование). Об условиях аренды и о ростовщиках учитель рассказывает по учебнику. В какое положение попадал крестьянин, не выплативший долг, учащиеся знают из истории Египта. Учитель предлагает назвать два источника рабства.
Обобщая материал о разделении населения Южного Междуречья на классы, учащиеся сумеют назвать, кто входил в состав угнетенных, а кто стал угнетателями.
В сильном классе можно начертить на доске следующую схему, в порядке закрепления или попутно с объяснением;
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
В более слабом классе те же данные могут быть дома записаны двумя столбиками.
Как и в Египте, рабы были первым в истории угнетенным классом. С появлением рабов общество разделилось на два основных класса: рабов и рабовладельцев. Третьим классом были свободные бедняки: крестьяне-общинники и ремесленники. Учащиеся уже знают, что разделение общества на классы означает переход от одного общественного строя к другому, от первобытнообщинного к рабовладельческому.
Учитель спрашивает, как изменилось управление при образовании нового общественного строя? Опираясь на знания по предыдущей теме, учащиеся вспоминают, почему возникло государство в Египте, когда и какие древнейшие государства там возникли, какими средствами рабовладельцы принуждали рабов и бедняков работать на себя, как усилилась власть рабовладельцев. Можно повторно прочесть курсив о значении государства (учебник, стр. 20).
В Южном Междуречье государства создались тоже в интересах рабовладельцев и, примерно, так же давно, в начале III тысячелетия до н. э.; их тоже было много. По размерам они тоже были невелики. Во главе каждого небольшого государства стал самый богатый и сильный из родовой знати. Он назывался царем. На схеме заполняется прямоугольник 5-й группы угнетателей — цари.
Кроме того, каждый город-государство имел храм своего бога-покровителя. Учащиеся вспоминают такой же факт и в Египте.
Вопрос об образовании государств закрепляется путем таблицы. В ученических тетрадях рекомендуется отвести отдельную страницу для таблицы по странам Передней Азии, начертить на доске ее форму и вместе с классом начать заполнение первого столбика.
ГОСУДАРСТВА ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
Государства Южного Междуречья
Образование
III тысячелетие до н. э.
Расцвет
Гибель
Домашнее задание: выучить § 17 до клинописи; в § 18 — первый рассказ, повторить § 10.
Продумать вопрос: как древние люди своим трудом изменяли те природные условия Междуречья, которые затрудняли их жизнь? Если не чертили схемы о составе населения, то задается выписать двумя столбиками, кто в государствах Южного Междуречья входил в состав угнетенных и из кого состояли угнетатели.
pedagogia.pro
Культура народов Древней Месопотамии
На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.
Религия. Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.
Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.
Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.
С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.
Мифы и эпос. Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.
Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.
Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.
Архитектура и изобразительное искусство. Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.
Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.
Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.
Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.
Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.
Образование и наука. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.
Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.
studfiles.net
Древняя Месопотамия
Месопотамия считается колыбелью европейской и азиатской цивилизаций. Поэтому неудивительно, что эта территория имеет несколько географических названий, которые известны из различных письменных исторических источников. Одно из таких названий, известное еще из школьных уроков истории Двуречье.
Рельеф Месопотамии представляет собой каменистую песчаную равнину, имеющую естественный природный уклон в южном направлении. А сама территория Двуречья простирается от Персидского залива до Армянского нагорья.
Кроме Двуречья, Месопотамия также имеет другое название ал-Джазира, что переводится с арабского, как «остров». Арабское господство в Месопотамии относится к значительному историческому периоду с седьмого по семнадцатый века. До арабов здесь владычествовали ассирийцы и вавилоняне. Начиная с семнадцатого столетия, в Месопотамии главенствовали турки-сельджуки. Этот период считается историками началом упадка Месопотамии.
Если ещё более углубиться в историю, то можно познакомиться и с другими названиями этой обширной территории. В древности Месопотамия также называлась Шумер и Аккад, а с середины первого тысячелетия до нашей эры греки стали называть её Вавилонией.
В IV тыс. до н.э. в низовьях рек Тигра и Евфрата возникла первая цивилизация, дав жизнь красочной культуре Месопотамии. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов: По названию городов-государств Шумер и Аккад культура Месопотамии IV – II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге и Ассирии на севере - ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской культуры , стиль которой продолжался в художественных традициях Персии.
Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление ззиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке ззиккурата располагалось святилище, куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.