Презентация, доклад История магии. Древняя магия презентация
Презентация по курсу "Религии России" на тему "Магия"
Описание слайда:
Магия античности Уже в текстах Гомера можно встретить ряд прямых отсылок к магии. Даже если исключить волшебные предметы, связанные с богами (шлем Аида, сандалии Гермеса и его посох «кадуцей» и т. п.), и такие скорее фольклорно-сказочные мотивы, как превращение волшебницей Цирцеей в свиней спутников Одиссея, в «Одиссее» можно отметить однозначно магические детали. Например, «моли» — растение, защищающее от магии, которое дарит Одиссею Гермес, — упоминание лечебного заговора и, конечно, подробно описанный некромантический обряд: Слушай с вниманьем: как только туда ты, герой, доберешься,/ Выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною,/ И на краю ее всем мертвецам соверши возлиянье -/ Раньше медовым напитком, потом вином медосладким/ И напоследок — водой. И ячной посыпь все мукою./ Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем,/ В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,/ В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить./ Старцу ж Тиресию — в жертву принесть одному лишь, отдельно,/ Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана./ Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты/ Черную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им,/ Поворотив их к Эребу и в сторону сам отвернувшись/ По направленью к теченьям реки Океана. Тотчас же/ Множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью./ Ты немедля тогда товарищам дай приказанье,/ Чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью,/ Шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы/ Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной./ Сам же вытащи меч медноострый и, севши у ямы,/ Не позволяй ни одной из бессильных теней приближаться/ К крови, покуда ответа не даст на вопросы Тиресий. Это безусловно свидетельствует о том, что уже во времена Гомера греки имели достаточно развитые представления о магии. Дощечка проклятий, Рим, IV век н. э. В микенский период начинаются активные заимствования магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под греческие реалии. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т. н. «дощечки проклятий» (лат. Defixionum Tabellae), распространенные на всей территории империи — по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес (эта функция сохранится за ним и в более поздние периоды) и Геката, связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. В меньшей степени, но все же использовались в связи с магией имена Гея, Персефоны, Аида. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развития неоплатонизма магия, в первую очередь теургия, становится важной составляющей этой философской школы. Основоположником такого синтеза становится крупнейшие неоплатоники — Ямвлих и Порфирий. В отличие от простонародных практик, теургия остается достоянием элиты — в первую очередь в силу сложности лежащей в её основе неоплатонической философии, но ещё и потому, что носители этих идей принципиально противопоставляли себя народной магии, традиционно в Риме осуждавшейся. Именно в этот период в среде неоплатоников появляются материалы и ритуалы, предназначенные не для «клиента», а для самого мага — способы узнать благоприятное время для ритуала, теургические тексты. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в Возрождение.
infourok.ru
История магии - презентация, доклад, проект
Описание слайда:
Классификация магии (по Токареву)
Он разделил все магические обряды на шесть типов, рассматривая их со стороны «механизма действия»:
Контактная магия — магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы, например, ношениеталисманов, употребление магических снадобий.
Инициальная (инцепционная, трансмиссивная) магия — при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заострённую палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, считая, что после этого враг будет поражён либо смертью, либо мучительной болезнью.
Имитативная (симильная) магия основана на принципе «подобное производит подобное». Так, для того, чтобы причинить вред своему врагу, колдун колет острыми предметами рисунок человеческой фигуры или куклу. По принципу подобия вред, приносимый изображению или кукле, должен перенестись на обидчика. Другой любопытный пример этого рода магии — помощь при родах. В этом случае шаман изображает роженицу, привязывая к себе камень. По убеждению, удачно прошедшее «представление» родов шаманом должно по принципу подобия сделать настоящие роды так же удачными.
Контагиозная (парциальная) магия основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода.
Апотропетическая (отгоняющая) магия должна помочь отпугнуть враждебные силы, укрыться от них с помощью амулетов, оберегов, ритуальных звуков, огня, магических кругов и т.п.
Катартическая магия — очищение тела или жилища от проникших туда злых влияний посредством ритуального окуривания или омовения, поста, приёма снадобий и т.д.
В некоторых обрядах может сочетаться несколько принципов воздействия, поэтому их можно отнести к смешанным типам.
Токарев считал вербальную магию (магию слова) не особым и самостоятельным типом, а лишь «словесным аккомпонементом к совершаемому колдовскому действию».
myslide.ru
Презентация на тему: Тотемизм
Теория Э. Дюркгейма
Механическая
солидарность
1.Слабая степень разделения труда
2.Необходимость инструментов для поддержания солидарности
3.Тотемизм – это форма предъявления символов общественной солидарности
Органическая
солидарность
1.Высокая степень разделения труда
2.Солидарность
поддерживается способами производства
3.Религия в западных обществах исчезает. Хотя сохраняются формы поддержания солидарности в области политики и спорта
Магия
•Магия – форма верований и ритуальной практики, связанная с представлениями о возможности человека повлиять на сверхъестественные силы
•Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна или шамана, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил
•С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Там верят в особую силу вождей и шаманов, передающуюся по наследству, — ману.
Трактовки магии у Дж. Фрезера и
Б.Малиновского
•Фрезер рассматривал магию как этап развития человеческой культуры.
•За этапом магии последовали этапы религии и науки. При этом магия, как и наука, прогрессивное явление, потому что помогало первобытному человеку влиять на окружающий мир
•Б. Малиновский считал, что магия религия и наука развиваются параллельно, каждая имеет свою функцию
•Магические представления у тробрианцев связаны с событиями и явлениями, на которые невозможно повлиять обычными способами (клубневые растения/ кокосы, рыбная ловля в лагуне и в открытом море)
Магия
•Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд
включал ритуальные танцы.
Лечебная магия
•Болезнь воспринималась как влияние враждебных сил и/или злого колдуна
•Шаман отправлялся в мир духов и боролся там с враждебными духами
•Очерк К. ЛевиСтросса о шамане
Современные аспекты изучения архаических религий
•Не ставится вопрос о том какая из ранних форм религии возникла первой
•Не идет речь о том, что в некотором обществе есть только одна из форм религиозных верований, скорее всего, можно говорить о религиозном комплексе
•Имеются существенные культурные различия у разных народов в разных регионах
•Нужно понимать ограничения гипотезы о том, что религия современных не европейцев и религии древнего населения Европы тождественны
•Нужно учитывать, что научные разработки представляют собой европейский взгляд на традиционную культуру, поэтому могут восприниматься только как гипотезы