Природа и люди Древней Индии. Природа древней индии
Природа Древней Индии
Природа Древней Индии разнообразна, потому что Древняя Индия располагалась в разных климатических зонах. Индия огромный полуостров, который лежит между Гималаями и Индийским океаном. Наверняка все знают, что в Гималаях расположенные самые высокие Горы в мире. Конечно, это сказывается на климат и природу Индии, как современной, так и древней.
Природа и люди Древней Индии были тесно связаны. Древние индийцы селились по берегам великих рек Инд и Ганг, где был мягкий климат и влажные джунгли. Центральная часть Древней Индии это гористые пространства, сильно поросшие и заболоченные. Здесь всегда было жарко, выпадало много осадков. Летом, в основном в июле и в августе происходили и происходят большие разливы рек и льют непрекращающиеся дожди. В остальное время дожди шли редко.
Древняя Индия
Символы Индии, Хараппская и Протоисторические цивилизации. Гангский железный век, период походов Александра Великого. Золотой век древней Индии, североиндийская империя Гупта. Индия под властью тюрков и монголов, борьба европейских держав за Индию.
Местоположение и природа Древней Индии, образование государств. Общественный строй и культура индийских городов. Группы людей, которые обладают определенными обязанностями, передаваемыми по наследству - варны. Хозяйственная жизнь, язык, религия индейцев.
Общественный строй Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы. Особенности рабства в Древней Индии. Жесткая кастовая система как альтернатива слабой центральной политической власти. Основные причины возникновения каст.
Особенности Древней Индии как восточного государства. Значение рабовладения на стадии перехода от первобытного общества к классовому. Положение рабов по Законам Ману. Артхашастра о правах рабовладельцев и рабов. Разница терминов даса и раб.
Особенности индийской цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро: ареал распространения и хронология, города и поселения. Основные занятия населения, проблемы отногенеза, язык и письменность. Упадок Хараппских городов. Освоение долины Ганга. Англичане в Индии.
Антропологический состав населения древней Индии. Изучение материальной культуры основных городов Хараппской цивилизации. Источники, письменность, археологические раскопки и памятники древней цивилизации долины реки Инд. Культурный центр Мохенджо-Даро.
История формирования и описание варнового общественного строя. Значение кастового общественного строя в истории Древней Индии. Кастовый общественный строй. Структура сельской общины. Система разделения общества. Особенности древнеиндийского рабства.
Найдите на карте полуостров Индостан. Как вы думаете, почему его называют полуостровом? Страна между Гималаями и океаном. Индия расположена на полуострове Индостан. С запада, востока и юга её берега омывает Индийский океан.С севера границей служат самые высокие в мире Гималайские горы.
Большую часть в Индии жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году – июль и август – в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.
В древности каждый народ имел свой взгляд на загробную жизнь. Но при этом в каждом религиозном культе можно ...
Принц Огненная смерть
Младший сын принца Ниниги, Хоори − принц Огненная смерть, был умелым охотником, а старший сын Ходэри ...
Российский проект базы на Луне
Специалистами Роскосмоса был запущен проект по обоснованию возможности строительства на Луне обитаемой базы, сообщает агентство Интерфакс. Сведения были ...
Славянский миф о сотворении мира. Борьба добра и зла
Земля была создана, но сотворение мира продолжалось. В серой утке было скрыто две силы – Явь и ...
objective-news.ru
Природа и люди Древней Индии
Вопросы
занятия
·
Территория и природа Древней Индии
·
Хозяйственная жизнь
·
Религия
·
Рамаяна
·
Реинкарнация
Вы
уже знаете о Древнем Египте и Двуречье. Пришло время
познакомиться с древнеиндийской цивилизацией.
В
ходе урока предстоит узнать о природе Древней Индии, животных, которых можно
было встретить в джунглях, о домашнем хозяйстве индийцев, а также их
верованиях.
Территория и природа Древней Индии.
Итак,
начнем. Древняя Индия находилась в Южной Азии. С севера ее окружали самые
высокие на планете горы – Гимала́йские,
ставшие естественной границей. Благодаря им в Индии в очень тепло, ведь горы не
пропускают суровые северные ветра. Однако они задерживают и южные ветра – тогда
в Индии начинается сезон дождей. Обычно это происходит в июле и августе.
Индия
с трех сторон окружена Индийским океаном.
На
Западе протекает река Инд, а на Востоке – Ганг. Эти реки жители
Индии считали священными. Индийцы испытывали очень глубокое уважение к воде,
ведь именно от ее количества зависел урожай.
Обратите
внимание, Древняя Индия со всех сторон имела естественные границы – горы, реки
и океан.
Люди
селились вдоль рек, однако эти места отличались от того, что можно увидеть
сейчас. Долины были покрыты густыми, труднопроходимыми джунглями. Это заросли
кустов и деревьев, которые увиты вьющимися растениями – лианами. В
джунглях было очень темно, ведь солнечный свет не мог пробиться сквозь листья.
Здесь можно было встретить хищных животных, таких как тигр, лев или леопард.
Также в джунглях было много обезьян.
Очень
сильно индийцы боялись ядовитых змей, которых было совершенно невозможно
разглядеть в зарослях. Люди пытались всячески их задобрить. Они оставляли
угощение в виде риса, чтобы змеи не нападали. Со временем в Индии сложился
культ змеи. До сих пор, если в дом индийца заползла змея, он не станет выгонять
ее палкой, а вежливо попросит уползти обратно.
Лес
давал жителям Индии очень многое. Это была древесина, из которой изготавливали
различные поделки, оружие, строили дома и отапливали их. В джунглях собирали
лекарственные растения.
К
тому же в лесу можно было собрать много вкусной еды – бананов, манго, кокосовых
орехов, сладких корешков. А еще нарвать растений, из которых получались
вкуснейшие приправы, уже тогда индийцы обильно посыпали ими пищу.
Хозяйственная жизнь.
Однако
не подумайте, что в Древней Индии люди жили в лесу. Они строили деревни. Для
этого вырубалась или выжигалась часть джунглей. Это был очень сложный процесс,
ведь железные орудия у индийцев появились только в I
тысячелетии до нашей эры. На расчищенных участках строились дома.
Жители
Древней Индии занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, ячмень, рис,
хлопок, сахарный тростник. Ткань, которую делали индийцы, была легкой и
красивой. Они верили, что хлопок – это дар небес и часто прославляли его в
песнях. Индийцы первыми научились выращивать сахарный тростник и выпаривать из
него сок. Даже привычное нам слово «сахар» произошло от санскритского слова «са́ркара».
Занимались
индийцы и скотоводством. В долинах рек часто паслись коровы и козы. Одними из
самых необходимых домашних животных были лошадь и бык. Они помогали
обрабатывать землю.
Вообще
в Древней Индии многих животных обожествляли. Это было связано как со страхом
перед ними, так и благодарностью за то, какую пользу они приносят.
Священным
животным была и остается до сих пор корова. Она считалась прародительницей
всего человечества, ведь корова дает молоко и кормит им людей. Ее убийство в
древности каралось смертной казнью. В современной Индии коровы находятся под
защитой государства и свободно гуляют по улицам городов.
Религия.
Бог
мудрости и благополучия Гане́ша
изображался с головой слона. Его призывали, когда было необходимо устранить
какие-либо препятствия. Подумайте, почему именно слон был выбран олицетворением
этого бога?
Царь
птиц Гару́да изображался в образе орла. В
мифах он охотился на змей, которые могут поселиться в голове человека и убедить
его не верить в богов. Такой образ объяснялся страхом индийцев перед змеями и
попытками с ними бороться.
В
образе обезьяны индийцам представлялся Ханума́н
– божество, которое защищает от всякого зла. В городах Индии и сейчас считается
хорошей приметой угостить чем-нибудь вкусным маленькую обезьяну.
Рамаяна.
О
Ханумане рассказывается в древнеиндийском эпосе «Рама́яна». Однажды один из царей решил
выдать замуж свою дочь Си́ту. Он созвал женихов
из разных царств и пообещал Си́ту в жены тому, кто
сможет натянуть тетиву огромного лука. Среди претендентов был царевич Ра́ма. Он не только натянул тетиву, но и сломал
лук, согнув его.
Прошло
совсем немного времени после свадьбы, как злой демон Рава́на,
у которого было десять голов и двадцать рук, похитил Ситу и унес ее в свое
царство. Рама отправился на поиски жены. После долгих странствий он оказался в
царстве обезьян, жители которого согласились помочь ему и собрали войско. А Хануману удалось узнать, где демон спрятал Ситу. Он
пробрался к девушке, которая все время плакала, и успокоил ее, сказав, что
скоро Рама ее освободит. Но неожиданно слуги Раваны
заметили Ханумана. Они не смогли поймать быструю
обезьяну, однако успели поджечь ему хвост. Хитрый Хануман
и здесь проявил смекалку. С горящим хвостом он пробежал по крыше дворца демона
и поджег его.
В
это время Рама и обезьянье войско уже приближались к городу Раваны.
Битва была очень долгая и тяжелая. Демон был повержен, а Рама вернул себе жену.
В память об этом событии в Индии до сих пор устраивается праздник, на котором
сжигается пугало, символизирующее Равану.
Реинкарция.
Жители
Древней Индии часто задумывались над тем, почему кто-то живет хуже, а кто-то
лучше; кто-то страдает, а кто-то не знает никаких проблем. Со временем они
нашли ответ на эти вопросы. В Индии появилось учение о перерождении души.
Индийцы
верили, что если человек на протяжении жизни совершает только хорошие поступки,
заботится о животных, не наносит никому и ничему вреда, то при следующем
рождении его душа окажется в теле человека, которому будет сопутствовать удача
и богатство.
Если
же человек причиняет вред живому, злословит, имеет вредные привычки, то его
душа переродится в каком-нибудь животном, насекомом или растении. Например,
человек, который при жизни много ругался или злословил, может переродиться в
лягушку, которая квакает на болоте. А если человек был ленивым и не хотел
работать, то в следующей жизни он окажется ослом, перевозящим тяжести. Цепь
перерождений будет продолжаться, пока душа не искупит свои плохие поступки.
Такая
теория приводила к тому, что индийцы старались вести как можно более правильный
образ жизни и не совершать плохих поступков.
Итак,
подведем итог, что нового вы узнали на уроке.
·
Естественными
границами Древней Индии служили Гималайские горы, реки Инд и Ганг, Индийский
океан.
·
Большую
часть территории занимали джунгли, в которых водились хищные животные и змеи.
·
Жители
Древней Индии занимались скотоводством и земледелием.
·
Многих
животных в Древней Индии обожествляли. Корова до сих пор является священным
животным.
·
Индийцы
верили в перерождение души и старались совершать только хорошие поступки, чтобы
следующая жизнь была лучше.
videouroki.net
природа и люди. Описание, особенности, касты
Образование 27 февраля 2017
Древняя Индия – это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». Древняя Индия находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.
Первые люди на территории Индии
И это неспроста – природа и люди Древней Индии до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами – это Мохенджо-Даро и Хараппа.
Неожиданное открытие археолога Сахни
Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.
Видео по теме
Легенда, подтвердившаяся фактами
После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью древней цивилизации. Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».
Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.
Дальнейшие исследования
Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.
Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.
Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.
Преимущества индийских земель в древности
Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной реки Ганг обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов – все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.
Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.
Упадок протоиндийской цивилизации
Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев – воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус священного животного. Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».
Другие версии ученых
В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.
Природа и люди Древней Индии: индийские касты
В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы – жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.
Последствия кастового строя для общества
Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, – это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи – крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр – шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.
На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви европеоидной расы.
Природа и люди Древней Индии: схема построения городов
Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома – одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.
Чем гениальны протоиндийские архитекторы
Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Новости и общество Северный Кавказ: природа и ее описание. Особенности природы Кавказа
Северный Кавказ – огромная территория, которая начинается от Нижнего Дона. Она занимает часть Русской платформы и заканчивается Большим Кавказским хребтом. Полезные ископаемые, минеральные воды, развитое сельско...
Новости и общество Особенности Италии - природа и ее описание. Какая природа в Италии
Каждый турист мечтает побывать в Италии. Природа там замечательная, это солнечная страна, расположенная на самом юге Европы. Она привлекает путешественников не только уникальными образцами культурного наследия прошлог...
Домашний уют Огурцы пучковые: сорта и их описание. Особенности выращивания пучковых огурцов
Зеленые хрустящие огурчики радуют каждого огородника, ведь они появляются на дачном участке самыми первыми, когда кроме редиса и зеленого лука еще нечем полакомиться. Таким образом, эти овощи знаменуют начало летнего ...
Еда и напитки Виды и названия роллов и суши. Описание, особенности приготовления, фото
Уже много лет у людей всего мира огромной популярностью пользуются роллы и суши. Названия роллов и суши очень разные, как и сами блюда. Их существует множество вариантов: разные компоненты, неодинаковые вкусы и, соотв...
Новости и общество Деятельность социальная взрослых и детей: описание, особенности и виды
Итак, сегодня нас с вами будет интересовать деятельность социальная. Это очень важный момент в жизни любого человека. Он оказывает огромное влияние на жизнь людей. Существует в разнообразных формах проявления, участву...
Новости и общество Пример морального долга из литературы и фильмов: описание, особенности и ценности
Пример морального долга в произведениях искусства – одна из самых распространенных тем в сочинениях. Как правило, большинство произведений классики так или иначе поднимают вопросы нравственности. Высокоморальное...
Образование Древняя Индия: достижения и изобретения
Жизнь на полуострове Индостан зародилась столь давно, что трудно выбрать точку отсчета, с какого времени надо описывать культурные достижения Древней Индии. Пять, а то и шесть тысяч лет насчитывает эта цивилизация, шу...
Образование Природа Евразии (фото). Описание особенностей природы Евразии
Евразия — самый большой материк нашей планеты, долгое время остававшийся наименее исследованным. Он омывается водами четырех океанов, на его территории встречаются все климатические зоны. Природа Евразии настоль...
Самосовершенствование Организация пространства и времени: описание, особенности, примеры и рекомендации
Чем «умный дом» отличается от обычного? Тем, что в нем у каждой вещи есть свое место, и при необходимости ее легко быстро найти/достать. Грамотная организация пространства – это никакое не волшебство...
Новости и общество Природа Испании: фото, описание, особенности
Природа Испании вызывает восхищение у всех без исключения путешественников, ведь на Иберийском полуострове каждый может найти для себя то, что будет его вдохновлять. Большое разнообразие ландша...
monateka.com
Природа и люди Древней Индии
Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк на юге Азии. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. В Гималаях берут начало две великие реки – Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с удивительной цивилизацией древности – индийской.
Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк на юге Азии. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. В Гималаях берут начало две великие реки – Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с удивительной цивилизацией древности – индийской.
Рис. 1. Индия в древности (Источник)
Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. В джунглях живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.
Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек, потому что речные берега были покрыты плодородной землей. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы, похожие на египетские.
С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.
Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н. э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале ХХ в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро (рис. 2). Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.
Рис. 2. Мохенджо-Даро (Источник)
Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона (рис. 3). С любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, простоквашу, масло, и потому ее называли матерью, божественной кормилицей.
Рис. 3. Ганеша (Источник)
Древняя религия индийцев – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верит в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма – творец и правитель мира (рис. 4). Он создал Вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну – очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду. Бог Шива – грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.
Рис. 4. Брахма (Источник)
Индийцы верили в переселение душ. Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может родиться четвероногим или даже насекомым. Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам.
Список литературы
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Historic.ru (Источник)
Tzone.kulichki.com (Источник)
Ancient.gerodot.ru (Источник)
Домашнее задание
Какие климатические условия в Древней Индии способствовали развитию земледелия?
Чем питались древние индийцы?
Когда и где возникли первые цивилизации на территории полуострова Индостан?
Каких животных почитали древние индийцы?
mirror.vsibiri.info
Природа и люди Древней Индии
Природа и люди Древней Индии.
Цели урока: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.Задачи: - формировать умение работать с исторической картой;
- сравнивать природные условия разных стран;
- составлять рассказ.
Оборудование: учебник истории « Древний мир» А.А.Вигасин и др., историческая карта, контурная карта, исторический документ.
Ход урока:
Учитель: Мы сегодня поговорим о древней и прекрасной стране. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идет речь? Да, это Древняя Индия.
Тема нашего урока « Природа и люди Древней Индии» ( записываем тему в тетрадь).
Создается проблемная ситуация: « Древние греки называли Индию «страной чудес». В конце урока вы должны ответить почему».
Учитель: Мы сегодня разберем такие вопросы:
1.Местоположение Индии.
2.Климат Индии.
3.Животный и растительный мир.
4.Занятия жителей Древней Индии.
Рассматривая эти вопросы, мы будем работать с учебником, картой, которая находится в учебнике на стр.96, с историческим документом.
1.Самостоятельная работа с исторической и контурной картами, с учебником.
Беседа с учащимися:
- На форзаце учебника найдите Индию и Китай. В какой части Азии расположены эти страны? ( Они расположены на юге Азии , на полуострове Индостан).
Что такое полуостров? (Полуостров – это часть суши с трех сторон омываемая водой).
- Какие моря омывают Индию? ( С запада, юга и востока Индию омывает Индийский океан.)
Подпишите на контурной карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. ( Работа с контурной картой).
Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского « Историческая библиотека» (у каждого на парте лежит текст документа).
Чтение первого отрывка : « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями…»
Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире).
Какие крупные реки текут по территории Индии? ( Реки Инд и Ганг).
Где эти реки берут свое начало? ( Они берут свое начало в Гималаях).
Чем эти реки похожи на Нил, Тигр, Евфрат?
1) Они полноводны, никогда не пересыхают;
2)ежегодно широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил;
3)расположены в жарком поясе земного шара, где много теплых солнечных дней в году.
Работа с контурной картой.
Учитель: Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. О джунглях нам расскажет ученик, который получил индивидуальное задание по этой теме.
Сообщение ученика: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно.
Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность: здесь обитают страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Еще в Индии обитает слон, который был приручен людьми. Слон переносил тяжести и даже участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Одним из главных богов был Генеша, который изображался с головой слона.
infourok.ru
Природа и люди Древней Индии
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. — III в. н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава «Царя царей»«
1. Подготовка устного ответа по карточке № 20.
КАРТОЧКА № 20
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?»Для этого вспомни:— Какие государства, нами изученные, вошли в состав Персидской державы при Дарий I и его предшественниках?— Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?— Чем платили налоги покоренные народы Дарию I?— Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты?— Почему Дарий заботился о своей армии?— Как выглядела «царская дорога»?— Как была налажена связь во времена правления Дария I?Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали на наших уроках. Это — Междуречье, Лидия, Мидия, Палестина, Египет. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил ее на 20 округов, поставил во главе их своих наместников. Он заставил покоренные народы платить налоги золотом и серебром. Их не платили только персы. Для того чтобы облегчить торговлю на своей территории, он начал чеканить золотые монеты. Армию свою всегда проверял лично, держал в боевой готовности, так как боялся восстания покоренных народов. Для быстрого передвижения создает «царскую дорогу» из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.
2. Индивидуальная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).
Решение задачи.В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарий I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».— Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпионов, но кроме них в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовности. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром.)
3. Работа с классом (задания на выбор учителя).а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 79 (с. 66).б) Решение задачи.Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я — Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец… я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза — из Египта… слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне…»— Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечисление народов разных стран, позволяют судить о громадных масштабах державы Дария I. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных материалов позволяет судить о масштабах строительства дворцов для Дария I.)в) Работа с историческим документом.В надписи персидского царя Дария I говорится: «По воле Аура-мазды, я — царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне по воле Аурамазды, я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Каппадония, Парфия, Дрангиана Ареста, Хорезм, Бакрия, Согдиана, Гайдара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции».— Какие выводы можно сделать из этой надписи?
4. Устный ответ ученика по карточке № 20 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к новой теме
Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию… А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках.— Ознакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.
IV. Изучение новой темы
План1) Географическое положение и природные условия Индии.2) Занятия жителей Индии.3) Религиозные верования индийцев.
На доске: тема урока.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 93-94 Вигасина или п. 1, 2 § 19 на с. 110 Михайловского.
2. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 Вигасина).— Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)— Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.)— Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.)— Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)— Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)— Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)— В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье.)— Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.)— Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)— Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями.)
3. Решение задач.Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.— Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическим знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.— Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)
4. Комментированное чтение п. 4 § 20 на с. 95-96 Вигасина. Беседа по вопросам.— Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?— Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)
V. Закрепление изученного материала
1. Впишите недостающие слова.— Индия расположена на юге материка…— Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название…— Берега Индии с запада, востока и юга омывает… океан.— Самые многоводные реки Индии — это…— В … в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя…— Индийский мудрец… учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.
Домашнее задание: прочитать § 20 Вигасина или § 19 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83; для любознательных: «Мальчику, выросшему среди людей, никогда бы не пришло в голову одному свежевать десятифутового тигра, но Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать. Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли…» Выясни, что произошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли».
ayratmusin.ru
Природа и люди Древней Индии
Разделы: История и обществознание
Тема: Природа и люди Древней Индии.
Цель: познакомиться с государством
Древняя Индия, выявить его особенности.
Задачи:
изучить географическое местоположение Индии,
климат, природные условия, основные занятия
местных жителей, животный мир, религиозные
верования индийцев;
развивать умение работать с картой, строить
схемы, работать с текстом;
формировать умение классифицировать материал,
соотносить исторические факты;
развивать творческие способности Учащихся;
воспитывать активную творческую личность,
стремящуюся к знаниям.
Оборудование: иллюстративный
материал, карточки с заданием, карточки со
словами, карта, ноутбук (Презентация).
Условные обозначения:
* дополнительная информация.
План урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1. Загадка
2. Работа с карточкой
3. Джунгли на берегах реки Ганга
4. Деревни среди джунглей
5. Занятия индийцев
6. Животные
7. Священные животные и боги
8. Вера в переселение душ
IV. Закрепление пройденного
V. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания (карточка)
1. Соотнесите род занятия людей с государством.
1.
Писали на папирусе
1
Египет
2
Писали на глине
2
Вавилон
3
Использовали боевые колесницы
3
Двуречье
4
Использовали впервые конницу
4
Финикия
5
Были изданы первые писаные законы
5
Древнееврейское царство
6
Плавали на быстроходных кораблях
6
Ассирия
7
Построили Храм в Иерусалиме для
жертвоприношения Богу Яхве
Используя карту, перечислите государства,
которые вошли в состав Персидской державы! (Лидийское
царство, Мидия, Вавилонское царство, Египет)
Обменяйтесь тетрадями. Проверка у доски
задания № 1, и с места – № 2.
III. Изучение новой темы урока
1. Загадка
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)
– Правильно! (Показ рис.).
– Что вы знаете и можете нам сказать об этом
животном?
– А вы знаете, что это животное является
священным в одной далекой от нас стране? Эта
страна называется – ИНДИЯ.
Корова была для индийцев матерью, божественной
кормилицей.
– С чем это было связано? Как вы думаете? (Давала
молоко, масло, простоквашу и т.д.)
Но не в коем случае не мясо, так как убийство
коровы, считали страшным преступлением.
– Сегодня мы познакомимся со сказочной страной,
богатой природой, культурой, научными знаниями и
философией. Сокровища этой страны манили
отважных путешественников из разных стран мира.
2. Откройте карту на стр. 92.
Индия расположена в Южной Азии. С запада,
востока и юга её берега омываются Индийским
океаном. С севера ее границей служат Гималаи
(самые высокие горы в мире)
(показ рис.).
Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди!
Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и
Ганг. Они берут свое начало в Гималаях.
Индийцы верили, что на заснеженных вершинах
Гималайских гор живут Боги.
3. Джунгли на берегах р.Ганга
Работа с текстом. (Зачитать просебя) стр.91-92.
– Что представляли из себя джунгли?
– Какие опасности подстерегали человека в
джунглях?
– Если человек заблудился в джунглях, что он мог
использовать в качестве еды, чтобы не умереть с
голоду?
4. Деревни среди джунглей
Появление железных топоров, мотыг, лопат
произошло за тысячу лет до н.э.– это облегчило
труд индийцев.
5. Занятия индийцев:
I
1. сажали – РИС (рис.) (в воду)
2. выращивали – ХЛОПЧАТНИК, САХАРНЫЙ ТРОСТНИК
3. сеяли – ПШЕНИЦУ, ЯЧМЕНЬ (где было посуше)
II Собирательство: плоды, дрова
III животноводство: пасли коз, коров
VI Охота: на зверей (лук и стрелы)
ловля птиц ( сетями)
*V собирали чай (Низкие чайные кусты хорошо растут
во влажных предгорьях Гималаев. Чайные кусты
обрабатывают вручную, снимая лишь молодые
листочки, которые сушат на солнце)
6. Животные (картинки с животными)
– Прочитайте текст и выберете тех животных ,
которые обитали в джунглях!
– Как индийцы старались задобрить животных?
(Стр.93)
* Гималайский медведь имеет чёрный шелковистый
мех, большие мохнатые уши и белая отметина на
груди. Он хорошо лазает по деревьям, ест муравьев,
плоды и часто отдыхает на ветвях.
7. Священные животные и Боги
Некоторых Богов представляли в виде диких
животных: могучева Льва, хитроумной обезьяны,
слона – мудрый Бог Ганеша – им поклонялись.
– В Индии был приручен слон. Если люди
приручают диких животных, значит, в дальнейшем
эти животные будут обязательно тем или иным
образом использованы. Как , на ваш взгляд, индийцы
использовали СЛОНА в своей жизни? (Переносил
тяжести, помогал что-либо строить, в сражениях:
сидя на слоне лучники обстреливали врагов).
– И в самом начале урока мы уже познакомились
еще с одним священным животным – КОРОВОЙ.
8. Вера в переселение душ
– Могут ли все люди в своем поведении быть
похожими друг на друга? Быть либо плохими, либо
хорошими? (Нет. Все разные)
– А жить вечно люди могут? (Нет)
– Вы правы! Быть плохим не хорошо, тем более, что
люди живут так мало, так не долго! И трудно
постоянно объяснять всем, что можно делать, а
чего нельзя. В Древней Индии жители этого и не
делали, они просто свято верили, что после смерти
душа человека не умирает, а переселяется в другое
существо. А вот в какое именно – зависело от того
, как вел себя человек при жизни!
за дурные дела человек может в следующий раз
родиться четвероногим или насекомым. (Пьяница
– червяком, вор – крокодилом)
тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова
рождаться козой, чтобы испытывать тот же страх
который испытала коза, когда над ней был занесен
нож.
если проявлять милосердие ко всем живым
существам, то в следующей жизни снова можно
родиться человеком.
Но и грешный человек сможет когда-нибудь снова
родиться человеком, когда полностью искупит свою
вину.
– После всего выше сказанного, хочется у вас
спросить: почему некоторые индийцы ходили со
специальной метелочкой? (Чтобы никого не
задавить)
IV. Закрепление
Задание 1
Карточки со словами разложить их в две стопки:
все, что относится к Индии и все, что не относится
к Индии.