Причины распада древней руси. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Почему распалась Киевская Русь? Причины распада древней руси


Причины распада древней Руси

Категория: Курс отечественной истории.

Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница».

Однако с ростом генеалогического древа проблема 13 значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров. Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации.

Съезд на определенное время консолидировал русские военные силы против половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск.

Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород. Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами.

Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения.

 Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным 14 населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси.

Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.

historyrusedu.ru

Почему распалась Киевская Русь?

В представлениях древних русских о власти господствовали две ценности — князь и вече. Круг вопросов, подлежавших решению веча, были вопросы о войне и мире, о продолжении или прекращении военных действий. Но главной функцией Веча в XI—XII вв. был выбор князей. Изгнание неугодных князей было обычным делом. В Новгороде с 1095 по 1304 гг. на этом посту побывало 40 человек, и некоторые из них по нескольку раз. Из 50 князей, занимавших киевский престол до нашествия татар, лишь 14 были призваны вечем.

Киевское вече не имело ни постоянного места созыва, ни постоянного состава, ни закрепленного способа подсчета голосов. Однако власть вече оставалась весомой и его состав укреплялся за счет купцов, ремесленников, духовенства. В Новгороде вече — собрание владельцев городских усадеб (максимально — 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами были бояре и купцы. Причем новгородское боярство, в отличие от других земель, являлось кастовым, т. е. боярином здесь можно было только родиться.

Другим полюсом политической жизни была власть князя. Главными функциями древнерусского князя являлись защита Руси от нападений извне, сбор налогов, суд. Определенную роль при князе играла — Боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами — тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с Боярской думой.

Князь и вече олицетворяли две ценности, которые боролись между собой в политической жизни Руси: авторитаризм и соборность, единоличный и коллективный способ решения важнейших вопросов жизни государством. И если княжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалось неспособным к этому.

С конца X — начала XI в. начинает складываться особый порядок княжеского правления. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого — отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников и платили ему дань. По смерти князя-отца вступал родовой принцип наследования — от брата к брату, и после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Такой порядок назывался очередным. Этим самым провозглашалась мысль о сохранении единства родства, соответствовавшая родоплеменным идеалам восточных славян. Она соединялась в сознании князя с мыслью о единстве Киевского государства.

Именно поэтому конфликт между сыновьями князя Владимира — Святополком, с одной стороны, и Борисом и Глебом, с другой, в 1015 г. обрел поистине историческое значение. Святополк вопреки воле отца за­нял киевский престол, убив братьев. Тем самым он выступил против единства рода, которое было высшей ценностью. Поэтому в истории Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми святыми — заступниками русской земли. Их канонизировшими еще в 1072 г. Народ одобрил свержение Святополка с Киевского престола пришедшим из Новгорода князем Ярославом, видя в этом божью кару за брато­убийство. Родовой принцип наследования отличал Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал лишь старший сын. Если же королевство дробилось между братьями, то каждый затем передавал свою часть собственным детям, а никак не брату или детям своих родственников.

Па рубеже XI—XII вв. древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств из-за долгих кровавых столкновений после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) между многочисленными его сыновьями и внуками. Когда в 1057 г. умер четвертый сын Ярослава Вячеслав Смоленский, Смоленск, по решению старших князей, достался не его сыну, а его брату, пятому сыну Ярослава Мудрого Игорю. В 1073 г. князья Святослав и Всеволод, заподозрив киевского князя Изяслава в кознях противных, свергли его с престола и выслали из Киева. На Киевский престол сел Святослав. Чернигов —его бывшее княжение —достался Всеволоду. После смерти Святослава в Киеве стал князем его брат Всеволод, а не сыновья Святослава. При этом Изяслав все еще сохранял, как старший в роде, формальные права на киевский престол. Когда он с войском пришел отвоевывать Киев, Всеволод добро­вольно уступил его старшему брату, вернувшись в Чернигов.

Теоретически, Ярославичи владели наследием своих отцов нераздельно — поочередно. Но фактически основную роль в распределении княжений играл киевский князь. В XI—XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярослава развернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли. Шла борьба индивидуальных интересов князей, интересов отдельных семей — ветвей рода Ярославичей.

С течением времени родовые ценности должны были отступать под давлением индивидуальных и семейных интересов. Важным этапом в этом процессе был съезд русских князей в г. Любече в 1097 г., на котором семейный принцип наследования был официально признан наравне с родовым. Князья решили, что «каждый да держит отчину свою», т. е. потомки старших сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода должны были владеть лишь теми волостями, где правили их отцы. Владения получали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Неразделимость родового владения разрушалась, а вместе с ней разрушалась и единая Киевская Русь. Родовой идеал нераздельности всей земли постепенно замещался семейным идеалом «отчины», наследования своему отцу.

Этот принцип не сумел стать непреложным законом — усобицы вскоре возобновились. Внуку Ярослава Мудрого, Владимиру Мономаху, и его сыну Мстиславу удалось с 1113 по 1132 гг. возродить единство земли, но после их смерти оно распалось окончательно. Родовой идеал продолжал существовать. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжали бороться за киевский престол вплоть до 70-х годов XIII в., несмотря на то, что киевское княжество перестало быть самым богатым.

Киевское государство начало распадаться в конец XI в. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства бы естественным и не был исключительно русским явлением. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности.

На рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию кня­жеств и земств. Номинально киевский князь оставался лавой государства. На какой-то период раздробленность ослабила силы государства, делала его уязвимым перед внешней опасностью.

histerl.ru

Причина распада Киевской Руси

Время с начала XII до конца XV века по традиции называют удельным периодом. И действительно на основе Киевской Руси сложилось 15 княжеств и земель к середине XII века, около 50 княжеств к началу XIII века, около 250 - в XIV столетии.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел. земля. княжество), каждая из них была самообеспечивающиеся, потреблявший весь продукт, который она производила. Товарный обмен практически отсутствовал.

Усилением княжеств и развитием крупных земельных владений усилились центробежные тенденции и усложнилось сохранение единства древнего русского государства. Развитие феодализма и упадок великокняжеской власти сделали неизбежной намеченную раздробленность Руси. В 12 веке древнее русское государство распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов. Феодальная знать в местных центрах Новгороде, Смоленске, Чернигове смогла создать свой государственный аппарат вначале способный по мнению великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченные земли. Причинами феодальной раздробленности были дальнейшие развития феодальных отношений, усиление могущества феодальной верхушки, ослабление связи великокняжеской власти удельными княжествами.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

Распространилось натуральное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве.

Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложилась боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов на Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов - центров высокоразвитого режима, торговли, культуры.

Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени.

Киев стал первым среди равных княжеств - государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложившись полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых организовались в рамках Киевской державы, как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной раздробленности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, сохранились во всех землях правовые нормы "Русской Правды", осознание людьми общей целостной судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделили следующие княжества, названия которым дали старые города: Киевское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородская и Псковская земли. В каждой и земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей, сыновья князя и бояре - наместники управляли местными делами.

Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское государство в период феодальной раздробленности занимало одно из наиболее значимых мест, что послужило основой для формирования централизованного русского государства. Оно возникло на территории края. в верховьях Оки и Волги на северную славянами, а также племенами Тюркского происхождения.

Здесь росли старые и возникали новые города. В 1221 году был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль. Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города крепости Дмитров, Юрьев - Польский, Кострома, Москва и др.

Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от временных вторжений - лесами, реками. И называли Залеским краем.

Среди фактов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы. можно назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества.

Важнейшим из них был Волынский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока.

В Ростово-Суздальской земле, столицей которой был город Суздаль, княжил сын Владимира Мономаха - Юрий.

В условиях феодальной раздробленности Юрий Долгорукий укрепил свои позиции, расширил территорию княжества, перенес столицу из Ростова в Суздаль. Он основал новые города - Москва, Дмитриев и др., и подчинил себе Новгород и киев.

Его сын Андрей Боголюбский после смерти отца обосновался во Владимире, покорил соседние княжества, навел борьбу против боярства и присвоил себе титул великого князя всей Руси.

Враждебные бояре убили Андрея Боголюбского и пригласили в город Владимира Всеволода "Большое гнездо".

Особенностью общественного строя Владимирской земли является то, что феодальные отношения начинались складываться позже, чем в других землях, поэтому позиции местных бояр слабее, чем феодальной знати сформировавшийся из княжеской дружины. Исключением составляло сильное местное Ростовское боярство. Боярами называли, только верхушки феодальной знати, остальных называли слугами вольными и одни, и другие являлись вассалами князей и по их зову должны были прибыть со своим ополчением. В это период образовался разряд слуг получивших название дворяне. Эта группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством.

Со временем дворяне несли воинскую службу при князе. Они не имели права переходить от одного князя к другому.

Крестьяне попадали под власть феодалов, так как общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно, основной формой эксплуатации был оброк. Стражники составляли особую группу, образовавшиеся из посаженных на землю холопов, трудившихся в феодальных хозяйствах. Постепенно перестали употреблять понятия смерды, изгой и ввели такие термины как сироты, крестьяне.

Владимиро-Суздальское княжество до прихода власти Всеволода, представляло собой ранее феодальную монархию. В 13-15 вв. отношения удельных князей и великого князя, были основаны по принципу сюзиренетета - вассолитета (власть и подчинение).

Со временем самостоятельность удельных князей росла и они превратились в малозависимых от князя феодалов. Многие даже себе присвоили титул Великих князей. Так города Москва, Суздаль, Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований. Великий князь Владимировский осуществил верховную власть и был собственником земли. Ему принадлежали: законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть. На ряду с ним существовал княжеский совет, в который входили представители феодальной знати и служилые бояре.

При осуществлении власти Владимирский князь опирался на дружину, вече, существующую на начальном этапе становлении княжества с усилением великокняжеской власти оно утратило свои позиции и прекратило свое существование.

Феодальные съезды существовали для решения наиболее важных проблем, особенно в период обострения внутри и внешне политической обстановки. Они созывались великими князьями. Например, в период борьбы с Ростово-Суздальским боярством и монголо-татарским нашествием. Система управления была дворцововотчиной; при князе создавалась система органов во главе которой стоял Дворецкий. Местное управление осуществлялось наместниками представителями ВКВ на местах они выполняли функцию управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их доходов были налоги и сборы с населения, получившие название "Корм", а система называлась "кормлением".

Система права строилась на основе Русской Правды.

Галицко-Волынское княжество

Галицко-Волынское княжество образовалось на западных границах древне-русского государства со столицей в городе Владимир.

Потомок Владимира Мономаха - князь Роман Мстиславович в 1199г. присоединил к Владимиро-волынской земле Галич, который в последствии его сын Данил укрепил свои позиции и добился независимости княжества.

Однако в 14 веке из-за межусобных воин начался упадок Галицко-Волынской земли. Распаду способствовали и усиление Польши, которые в 1339г. захватили Галицинские земли и поделились между собой.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества отличался сильными олигархическими позициями основной группы феодалов, боярства, сформированные из местных землевладельцев.

Она была мало связана с княжеским двором и княжеской властью и относилась к ним зачастую враждебно. К господствующему классу относился также церковная знать. Архиепископы, епископы и т.д., которые осуществляли управление обширными владениями и крестьянами. Крестьяне с ростом крупного земледелия попадали под власть к феодалам и теряли независимость. Сократилась численность крестьян общинников. Городское население было немногочисленно т.к не было крупных центров таких как Киев и Новгород.

Торгово-ремесленная верхушка называлась "мужики городские и местичи", ремесленники объединялись в "улицы, ряды, сотни, братчины", эти объединения имели старост и казну.

Государственный строй княжества имел свои особенности, высшие органы власти Галицко-Волынской земли были князь и совет при нем. Княжеской власти противостояли боярский совет, который существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику. Бояре по своему усмотрению приглашали и изгоняли князей, что делал князь слабой. Функции князя были те же, что и в древне-русском государстве. Вопросы государственного управления и суда он решал с помощью совета состоявшего из представителей княжеского двора, боярства, городской верхушки и духовенства. Вече не играла большой роли в виду малочисленности городского населения.

Государственный орган сформировался в виде Двороцовотчинной системы управления и был типичным для этого периода. Основу войска составляло дружины и ополчение из смердов и горожан. В княжестве сохранилась система права древне русского государства. Источником была "Русская правда".

Новгородская и Псковская феодальные республики

Великий Новгород был наиболее древним городом России и центром княжества Славии.

Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к экономическому отношению, он стал центром внешней и внутренней торговли. Это же фактор усложнял внешне - политическое положение Новгорода, так как приходилось вести постоянную борьбу внешних агрессоров немцев, шведов т.д. Новгород окупился данью от монгола - татар и не был ими захвачен. в 13-15 вв. Новгородская феодальная республика уступает свои позиции, теряет свою самостоятельность и переходи в подчинение Московскому княжеству. Псков в 12 веке большой город с большим населением, в 14 веке ведет борьбу с Новгородом за независимость и добивается у Новгорода независимости.

В 15 веке т.к Новгород попадает в Московскую зависимость, с 1462г. наместники великого московского князя посылаются в Псков без согласования с вече, а в 1510г. Псков вошел в состав единого русского государства и Новгород, и Псков отличились своими особенности общественного и экономического развития. Во I - развитие крупного боярского земледелия происходило быстрее, чем в остальных районах. В значительной мере этому способствовало жестокая эксплуатация населения, населяющие определенные территории.

Значительную часть земли захватила церковь. Княжеский домен здесь не сложился, и не сформировалось боярство из дружинников. Ремесло и торговля были высоко развиты и способствовали росту городского населения. Новгород находился на торговых путях, а земля не отличалась плодородием. Древне русские Новгородские и Псковские феодальные республики были достаточно развитыми государственными образованиями. Они просуществовали: Новгород с 1130г. по 1487г., а Псков с 1348г. по 1510г.

Государственный строй великого Новгорода складывался постепенно и подразделялся на два периода: 1 - феодальная республика с властью великого князя; 2 - феодальная республика под управлением феодальной олигархии.

В первый период в Новгороде имелись все основные органы государственной власти. Высшими органами были вече и боярский совет, а исполнительной - князь посадник, княжеский суд, тысяцкий суд, управляющие волостелями, воластели и старосты. В Новгородской вече, как органа государственной власти имело важное значение, противоборствовало политической силе без поддержки вече, т.е. городского ремесленного люда одержало победу. Сила вече заключалась в т. ч. ремесленника как основной силой городского населения всегда были готовы защитить свои права с оружие в руках. Ибо они составляли основу ополчения. Вече было верховным органом власти и имело большую силу, чем в других княжествах. Вече решало в области законодательства внешней и внутренней политики, избирало или изгоняла князя, избирало посадского и других должностных лиц городской власти. Решало вопросы войны и мира. Ведало раскладкой налогов и повинностей, чеканкой монеты, постройкой оборонных сооружений, храмов, мостов и т.д. Выступало в качестве высшей судебной инстанции, на вече присутствовали должностные лица городского управления, т.е. владыка, князь, посадский и тысяцкий, представители важных граждан населения, а так же представители городских низов. Вече являлось органом со строго определенными полномочиями.

Другой орган - боярский совет являлся реальным носителем власти Великого Новгорода, который сосредотачивал в своих руках всю городскую систему управления. Решал через вече важные вопросы внутренней и внешней политики. В его состав входили: князь, архиепископ, посадники, тысяцкие, сотники, старосты и именитые бояре. В начальный период развития Новгорода во главе боярского совета (оспода) находился посадник, в последствии представительство перешло к епископу, а совет создавался во владычном дворе. Княжеская власть была существенно ограничена в объеме и функциях, хотя, несомненно, занимало главное место в республиканских институтах управления. Князь приглашался в Новгород, после того как его кандидатура обсуждалась на боярском совете для выдвижения на вече еще до прибытия в Новгород князя, дабы подписать с "господином Великим Новгородским" договорную грамоту, в которой регламентировались государственный и правовой статус, а так же обязанностей Новгородских властей по отношению к князю.

Договор закреплялся крепостным целованием. Поскольку ограничение княжеской власти явилась отличительная особенность Новгорода, то зафиксируем основные ограничения. Ограничение право князя на получение новых земельных владений в Новгороде на правах собственности. Земля отводилась для временного владения с правом получения феодальной ренты, администрация этих владений формировалась в смешанном составе из княжеских слуг и новгородских мужей. По договору так же запрещалось скупать земли не только князю, но и его боярам и слугам, а так же принимать в качестве подарков. Все земли считались землями святой Софьи и землями Новгорода. Были ограничены права князя влиять на вечевые порядки ограничивалась и судебная власть князя. Боясь того, что князь, как знаток судебных дел способен завоевать популярность у городского населения было закреплено положение, что князь осуществляет судопроизводство только с Новгородским посадником, а также важную роль суда как между боярами и купцами из юрисдикции князя изымалась. Князь не производил проезжий суд, распорядок и образ жизни князя строился таким образом, чтобы он максимально был изолирован от городских жителей и населения.

Князь жил в предместье Новгорода со своим двором, он не имел право издавать законы, объявлять войну и мир. Командование военными силами князь осуществлял вместе с посадником. Таким образом, княжеские ограничения не позволяли князьям закрепляться в этом городе и ставили князя в подконтрольное верхушке положение.

Несколько по другому выглядела власть в Пскове. До 1348 года на княжество в Псков назначали князя новгородскими властями с согласия псковского вече. Они были также сильно ограничены во власти, и в их обязанности входило прежде всего укрепление военной силы Пскова, как оплата у северных границ Новгорода. После получения независимости Пскова князья принимались по решению Псковского городского вече, которое руководимое боярством контролировало князя почти во всех отраслях его деятельности. Посадник, архиепископ и вече являлись теми республиканским органами, которые осуществляли контроль за деятельностью князя. посадник был носителем исполнительной власти и избирался городским вече не более чем на 2 года в 12-13 вв. Все грамоты Великого Новгорода связаны с приглашением князей на престол писались от имени Владыки, Посадника, Тысяцкого и от всего Новгорода и скреплялись печатью посадника и архиепископа.

Договоры с другими городами, в частности с Немецким торговым центром, заключались от имени князя и посадника. Печатью посадника скреплялись все грамоты, в том числе и судебное постановление. Посадниками избирались из числа знатнейших боярских фамилий. Близкими помощниками посадника был тысяцкий, в обязанность которого вменялось ограничения войсковых сборов и командование городским ополчение. Новгородский посадник и тысяцкий так же следили за соблюдением правил торговли русских купцов с иноземцами и возглавляли особый суд по торговым делам. Архиепископ, как глава церкви играл большую роль в жизни Новгорода. Его политическое влияние подтверждено тем, что 12-13 веках многие договоры с князьями, а также международные договора скреплялись его печатью. Он избирался из среды Игуменов, монастырей, настоятелями церкви и сборов путем жеребьевки. После чего, благословлялся Митрополитом Киевским, а затем Московским, его резиденцией был собор святой Софии Архангельской. Участвовал в работе боярского совета, скреплял печатью важные документы, содержал за свой счет полк, представлял республику во внешнеполитических целях, обновлял за счет церкви кремль и городские укрепления.



biofile.ru

Причины распада древней Руси

Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде.

Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров.

Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою».На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определенное время консолидировал русские военные силы против половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск.

Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород.

Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами.

Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты.

Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием.

Похожие статьи:

poznayka.org

Причины распада древней Руси

История Причины распада древней Руси

просмотров - 244

Русские земли в XII - XIV веках

Лекция 2.

Учебные вопросы:

1. Причины распада древней Руси.

2. Особенности развития русских земель и княжеств.

3. Борьба с иноземными завоевателями.

Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры.Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всœему роду Рюриковичей.Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде.

Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным»от слова «лестница». При этом с ростом генеалогического древа проблема значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров. Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимал их отец - ϶ᴛᴏ была их отчина. По этой причине, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году.

Он гласил: «Каждый да держит отчину свою».На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определœенное время консолидировал русские военные силы против половцев. При этом, неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск.

Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси,которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород.

Немалую роль сыграл и фактор пространства.Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий.

С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населœения. Князья стремятся закрепить территории за собой.На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным населœением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.

Читайте также

  • - Причины распада древней Руси

    Русские земли в XII - XIV веках Лекция 2. Учебные вопросы: 1. Причины распада древней Руси. 2. Особенности развития русских земель и княжеств. 3. Борьба с иноземными завоевателями. Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Причины распада древней Руси

    Количество просмотров публикации Причины распада древней Руси - 233

    Русские земли в XII - XIV веках

    Лекция 2.

    Учебные вопросы:

    1. Причины распада древней Руси.

    2. Особенности развития русских земель и княжеств.

    3. Борьба с иноземными завоевателями.

    Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры.Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всœему роду Рюриковичей.Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде.

    Отсюда и способ передачи власти назывался ʼʼлествичнымʼʼот слова ʼʼлестницаʼʼ. При этом с ростом генеалогического древа проблема значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров. Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимал их отец - ϶ᴛᴏ была их отчина. По этой причине, в случае если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году.

    Он гласил: ʼʼКаждый да держит отчину своюʼʼ.На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определœенное время консолидировал русские военные силы против половцев. При этом, неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск.

    Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси,которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород.

    Немалую роль сыграл и фактор пространства.Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на базе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий.

    С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населœения. Князья стремятся закрепить территории за собой.На этой базе начинают формироваться новые отношения с местным населœением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.

    referatwork.ru

    Раздробленность Киевской Руси - это... Что такое Раздробленность Киевской Руси?

    В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества.

    Эту эпоху принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

    Причины распада

    Базовые причины

    Основной причиной, заложенной в государственности Киевской Руси, было растущее несоответствие между природой власти и экономическим и социальным развитием отдельных территорий.

    С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее.

    Внешние факторы

    Помимо внутренних причин, у экономического и политического ослабления Киева были и внешние факторы. После начала войн Византии с сельджуками в 1071 году роль торгового пути из варяг в греки начала падать. При этом роль балтийской торговли и маршрутов через Центральную Европу возросла. Как следствие, доходы киевских князей начали сокращаться.

    Возникновение суверенных княжеств

    К середине XII века Киевская Русь разделилась на 15 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

    Девять княжеств управлялись собственными домами. В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышельская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившимся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество.

    Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви мономаховичей. Киевский и Новгородский столы сохраняли общерусское значение: на них претендовали все сильные князья. Киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между мономаховичами и ольговичами. Необычная ситуация была в Новгороде. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 князь мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к Вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство приглашало князей лишь для выполнения некоторых исполнительных функций, а также для усиление новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.

    Периферийное Тмутараканское княжество в начале XII века прекратило своё существование, пав под ударами половцев либо попав под суверинитет Византии.

    Упадок Киева

    Киевское княжество, превратившись из столичной области в самостоятельную территорию, вступило в полосу упадка. Среди факторов, подорвавших могущество Киева, был, во-первых, усилившийся натиск половцев. Во-вторых, изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа, Византия и Восток теперь были связаны в обход Киева. Третьей важной причиной было острейшее соперничество претендентов на престол.

    В 1169 Андрей Боголюбский впервые в практике междукняжеских усобиц разграбил Киев (сделав это с крайней жестокостью). На киевском столе оказался послушный проводник политики Андрея Боголюбского его младший брат Глеб Юрьевич (12.3.1169-февр. 1170, 13.4.1170-20.1.1171). На четыре года Киев и Киевская земля оказались под контролем правителя Владимиро-Суздальской земли.

    Попытка Мстислава Изяславича вернуть себе контроль над столицей окончилась в результате неудачей, хотя в течение месяца с небольшим (февр.-13.4.1170) он был киевским князем. Недолгое правление Владимира Мстиславича (15.2.-10.5.1171), вызвавшее резкий протест Андрея Боголюбского, закончилось быстрее, чем кто-либо отреагировал на него, смертью князя.

    Роман Ростиславич (киевский князь - 1.7.1171-февр. 1173), казалось бы, был кандидатурой во всем устраивавшей владимиро-суздальского князя. Тем не менее, в 1172 году между ними произошел разрыв, причиной которого, в который раз, стал “новгородский вопрос”. В феврале 1172 года Новгород покинул брат киевского князя – Рюрик Ростиславич, а весной того же года новым князем стал сын Андрея Боголюбского – Юрий. Это вызвало обращение Ростиславичей к Андрею с требованием передать Новгород им, поскольку он якобы всегда относился к владениям киевского князя, а права Ростиславичей на него были признаны владимиро-суздальским князем в 1161 и 1170 гг.

    В ответ Андрей отвечал, что Ростиславичи не по праву требуют Новгород, поскольку новгородцы давали “роту” Владимиру Мономаху на старейшем в его поколении, каковым и являлся владимиро-суздальский князь. В то же время Андрей Боголюбский потребовал выдать ему киевских бояр Григория Хотовича, Степанца и Олексу Святославича, которых он обвинил в том, что они "оуморили брата" Глеба. Вполне вероятно, что это обвинение было лишь предлогом для того, чтобы сместить с киевского стола Романа Ростиславича.

    Ростиславичи отказали Андрею, и тогда он потребовал от Романа уйти из Киева, от Давыда - из Вышгорода, от Мстислава - из Белгорода, передав киевский стол своему младшему сводному брату Михалку Юрьевичу. Показательна абсурдность сложившейся ситуации. Разрушая отношения с наиболее преданными союзниками, Андрей отдавал Киев Михалку Юрьевичу, который никогда не был его покорным вассалом. Ситуация разрешилась самым неожиданным образом: Михалко в Киев не поехал, а послал туда своего младшего брата Всеволода и племянника Ярополка Ростиславича, которые 24 марта 1173 года были захвачены в Киеве Ростиславичами, вернувшими себе столицу. Киевским князем стал Рюрик Ростиславич (24.3.1173-сент. 1173).

    Ответом на действия Ростиславичей стало созданием Андреем Боголюбским новой коалиции для захвата Киева, которая подошла к городу в начале сентября 1173 года. В нее вошло, согласно летописям, более 20 князей. Тем не менее, она была крайне неустойчива внутренне, поскольку сразу несколько князей претендовало на то, чтобы занять киевский стол (Святослав Всеволодич Черниговский, Михалко Юрьевич Торческий). Все решил переход Ярослава Изяславича Луцкого с силами всей Владимиро-Волынской земли на сторону Ростиславичей, после того, как они пообещали передать ему Киев. Это внесло окончательный разлад в коалицию, в результате чего огромное войско в беспорядке отошло от Вышгорода. Власть Андрея Боголюбского над Киевом пала.

    С этого момента Киев возвращает себе значение важнейшего политического центра, но лишь для части южнорусских земель.

    В 1203 году Киев подвергся второму большому разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до того семь раз вокняжавшегося в городе.

    Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240. В этот период город управлялся уже только княжеским наместником. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов.

    В 1299 году Киев был так страшно опустошен татарами, что разбежались все его жители; с ними вместе должен был спасаться бегством и митрополит. "Того же лета", говорит под 1300 годом Лаврентьевская летопись, "митрополит Максим, не терпя татарского насилия оставя митрополью и збежа ис Киева, и весь Киев разбежался; а митрополит иде к Бряньску, и оттоль иде в Суждальскую землю, и со всем своим житьем" и "с крылосом", прибавляет Никоновская летопись. Собственная епархия митрополита — Киевская, конечно, по-прежнему оставалась в его власти и передана была в управление наместникам. Но садясь во Владимир, митрополит должен был завладеть и владимирской епархией и вытеснить оттуда епархиального епископа. Митрополит Максим так и сделал; он перевел Владимирского епископа на пустующую в тот момент Ростовскую кафедру, а сам стал епархиальным владыкой Владимирским.

    B то время, как северная Русь радовалась, приняв к себе седалище митрополии, Русь юго-западная этим была встревожена. Пока Киев оставался фактической кафедрой митрополита, последний мог даже подолгу проживать в северно-русских городах не возбуждая на юге особенно сильного недовольства. Благодаря нейтральному положению Киева между русским юго-западом и сев.-востоком, митрополит все-таки до времени казался одинаково принадлежащим обеим половинам Руси. Но, когда митр. Максим переселился на постоянное жительство в столицу северно-русского великого князя, князья южнорусские немедленно поняли, что они через это лишаются крупной политической силы, которая отныне давала северу решительный перевес в нерешенном еще вопросе об общерусской гегемонии. Чтобы не допустить и тени какой-либо зависимости от северно-русского велико княжения и освободить религиозную совесть своих подданных от подчинения митрополиту, обитавшему во Владимире Кляземском, Галицкие князья, в лице Юрия Львовича (внука Даниила Романовича), тотчас же решили отделиться от киевского митрополита в церковном отношении и начали хлопоты у патриарха и императора о поставлении себе особого митрополита. Из греческих памятников мы узнаем, что греки, вообще неблагосклонно смотревшие на разделения русской митрополии, на этот раз были чем-то убеждены, и в 1302 или 3-м году, при императоре Андронике II Палеологе Старшем и патриархе Афанасие, Галицкая епископия была возведена на степень митрополии. По свидетельству одного более позднего документа (грамота короля Казимира 1371 г.), первым Галицким митрополитом был некий Нифонт. В новой митрополии очутились, конечно, все те шесть епархий (галичская, перемышльская, владимирская, луцкая, холмская, туровская), — какие были в пределах великого княжества галицко-волынского. Такой оборот дела не мог понравиться киево-владимирским митрополитам, а вместе с ними и северно-русским князьям, перехитренным в данном случае князьями южными. Северные князья постарались сделать все, чтобы прекратить невыгодное для них разделение митрополии и добиться от греков по крайней мере той же привилегии, какую сумели получить князья южные, т.е. поставления на митрополию природных русских кандидатов. Неизвестно впрочем достоверно, кто по национальности был первый Галицкий митрополит Нифонт. Греки со времени нашего татарского ига, из-за сложных дипломатических отношений с монгольской империей, вдруг начали сбрасывать с себя титул русских митрополитов на русские плечи. Греку-митрополиту было несколько унизительно быть на русской территории политически зависимым от татар.

    Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV вв. в городе княжили мелкие южно-русские князья (в летописи даже нет имён большинства из них). В 1321 в битве на реке Ирпени киевский князь Судислав потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя. В 1362 город был окончательно присоединён к Литве, а в 1569 отошел к Польше.

    Факторы единства

    Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

    • Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев формально оставался столицей (даже после 1169). Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как центр православной земли.
    • Княжеский род. До завоевания южно-русских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), т.е. Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участия практически все южно-русские князья.
    • Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся митрополитом Всея Руси. Резиденция митрополита до 1299 располагалась в Киеве, затем была разделена на Галицкую и Владимирскую митрополии. Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер (учреждение митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., попытка Андрея Боголюбского учредить отдельную митрополию для Владимира, существование Галицкой митрополии в 1303—1347 гг. и др.). Отдельная Киевская митрополия обособилась только в XV веке.
    • Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
    • Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским.

    Последствия раздробленности

    Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, она привела к снижению оборонного потенциала. Ослабление страны совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века Русь столкнулась с агрессией с трёх направлений. В дополнение к традиционной половецкой опасности (прежде всего для южно-русских княжеств Киевского, Черниговского), появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена (угрожали Новгороду, Пскову, Смоленску,) и теснимые ими литовские племена, которые в свою очередь стали нападать на Полоцкое княжество. Однако все эти силы не были способны на широкую экспансию. Роковым для русских земель стало монголо-татарское нашествие.

    Пути объединения

    В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. Уже наметился будущий дуализм между старой Южной и более молодой колонизированной Северо-восточной Русью.

    В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское. К началу XIII века номинальное главенство владимирского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. На юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. Здесь формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

    Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237—1240). Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества, прежде не игравшие заметной роли.

    Ярослав Всеволодович в 1243 году получил ярлык от хана на всю Русь и отправил своего наместника в Киев. Но после смерти Ярослава, который был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме в 1246 году, было выдано два ярлыка его сыновьям. Андрею — на Владимирское княжество, а Александру Невскому — на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Галицкий. В 1254 году он получил из рук Папы Римского титул короля Руси. Попытка Даниила создать антиордынский союз окончилась провалом. При потомках Даниила Галицко-Волынское княжество в середине XIV века распалось и было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.

    В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильно — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. Тем самым было покончено с формальным политическим единством русских земель. Под властью литовских князей, потомков Гедимина, оказались княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Витебское, Киевское, Новгород-Северское княжество, Волынь, Подолье, Смоленск. Князь Ольгерд заявлял о своём желании подчинить Литве всю Русь и даже негласно принял православие. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили конкурентов.

    Иная ситуация была в Северо-Восточной Руси, где по прежнему правили Рюриковичи, потомки Мономаха: там существовало несколько крупных княжеств, которые боролись друг с другом за контроль над Владимирским великокняжеским столом. С кон. XIII в. великие князья владимирские стали носить титул князей Всея Руси, но их реальная власть ограничивалась только территорией Владимирской земли и Новгородом. В ходе борьбы перевес постепенно оказался на стороне Москвы, во многом благодаря тесной связи последней с Ордой.

    Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) продолжала оставаться автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением как правило подчинялся владимирским князьям. В 1333 на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович. Но аналогичные попытки, предпринятые боярством в середине XV века, привели Новгород к военному столкновению с Москвой, окончившиеся утратой независимости.

    Дальнейшее развитие двух русских государств шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, местные княжения ликвидировались, знать находилась на положении княжеских слуг. Литовское княжество, частично сохраняя традиции княжеств Киевской Руси, развивалась по европейским образцам, с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами (сеймы, Литовский статут).

    Объединительная роль Литвы уменьшилась после того, как литовский князь Ягайло стал проводить политику объединение с католической Польшей. В 1386 Ягайло заключил Кревскую унию и стал польским королём. По Люблинской унии 1569 Литва и Польша слились в одно государство - Речь Посполитую и впоследствии там возникли неразрешимые конфессиональные противоречия.

    Политическое обособление южной и северной Руси постепенно распространялось на другие сферы, в том числе церковную. То, что русские митрополиты обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православием. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии (1416, окончательно с 1459). Положение ещё более осложнилось после Ферраро-флорентийской унии (1418), которую в Москве отвергли, а в Литве приняли.

    Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода 1468, Твери (1485)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1518). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя Всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

    Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, до которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два века; к этому времени на тех территориях набрали силу собственные этнические процессы. В 1654 к России присоединилась Левобережная Украина. В 1668 Киевская митрополия была переподчинена Московской Патриархии. Земли Правобережной Украины и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Польши в 1793.

    Примечания

    См. также

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru